Общество 
31.03.2019

Павел Шмаков: «Родители имеют право высказать, но не имеют права требовать»

Директор школы «СОлНЦе» о скандале с увольнением педагога из-за выложенного фото и дружбе в соцсетях учителей с учениками

Одним из самых громких скандалов этой недели стала история Татьяны Кувшинникой — учительницы русского языка и литературы из Барнаула, которую вынудили уволиться из-за опубликованной в соцсети фотографии в коротком платье. В интернете запустили флешмоб в поддержку Кувшинниковой, к которому присоединились и преподаватели из столицы РТ. Директор казанской школы-интерната «СолНЦе» Павел Шмаков в своем материале для «БИЗНЕС Online» настаивает: соцсети — это личная территория.

«Нет свободы — нет и творчества. Нет свободы — нет высоких образовательных достижений» «Нет свободы — нет и творчества. Нет свободы — нет высоких образовательных достижений» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МНЕНИЕ ТОЙ МАМЫ НЕ ДОЛЖНО БЫЛО УЧИТЫВАТЬСЯ НИКОИМ ОБРАЗОМ»

Я очень ревностно защищаю право человека на его личную жизнь и считаю, что человек может делать на своей странице все, что считает нужным. Поэтому создавать в свободное от работы время посты в соцсетях, допустимые обществом (разумеется, речь не о порнографических фотографиях), — право каждого человека. Учительница из Барнаула рекламировала Универсиаду, и надо благодарить человека за то, что он привлекает детей к здоровому образу жизни. Я считаю, что это совершенно нормально и правильно, что человек в свободное время может работать моделью — рекламировать нижнее белье или еще что-то. Другое дело, что в школе он должен выглядеть совершенно по-другому — когда женщина приходит в школу с глубоким декольте, мне это кажется неправильным. А в свободное время она имеет право одеваться так и вести себя, как считает нужным.

Родители имеют право высказать, но не имеют права требовать. Они могут выразить свое мнение, но необязательно принимать это во внимание. Если они привели детей к нам в школу, значит, они нам доверяют. Если какая-нибудь мама работает у нас руководителем кружка, то, естественно, ее мнение нам существенно, но если нам снаружи говорят что-то, с чем мы не согласны, мы это мнение не учитываем. Я считаю, что мнение той мамы не должно было учитываться никоим образом — ни властью, никем. Эта мама имела право пойти куда угодно, рассказать об этом хоть министру, но именно рассказать, а не требовать принятия мер. Если ей кажется, что учителям даже в свободное время не стоит в таком виде выходить, она имеет право на такое мнение. Мало ли что мамы хотят. Например, у меня в школе есть родители разных политических взглядов. И у меня есть политические взгляды, но я их не высказываю детям и не требую от них, чтобы они в будущем были либералами или коммунистами. Мы воспитываем детей в духе общечеловеческих ценностей.

Директор должна была защитить своего учителя: провести педсовет, совет школы с родителями и детьми и высказать свою позицию, опубликовать ее на сайте школы. При необходимости написать объяснение руководству, если оно потребует. Но в любом случае защитить своего учителя от внешних сил. Когда ко мне в школу приходят проверки, на уроки к учителям я их не пускаю. Меня пускай проверяют, а учителей я могу проверить сам. Любой руководитель должен защищать своих сотрудников. Если к ним есть какие-то претензии со стороны, то нужно высказывать их руководителю, и он должен транслировать позицию коллектива, объяснять ее. Мои дети иногда напроказят — дорогу не в том месте перейдут, еще что-то, и от меня требуют, чтобы я кого-то наказал. Но я по их представлениям никого не наказываю — разумеется, провожу беседы, объясняю. Я всегда буду защищать своих учителей и считаю, что такой должна быть позиция любого руководителя — защищать свой коллектив от внешних сил и, конечно, при необходимости закрывать собой.

«ЛЮДИ ПРИВЫКЛИ БОЯТЬСЯ, И ЭТО СТРАШНО»

К сожалению, в нашей стране все всего боятся, в том числе и директора школ. Например, по той же ситуации с татарским языком мне звонят множество директоров, говорят, что поддерживают мою позицию, но сами ее высказать боятся. Люди привыкли бояться, и это страшно, с этим надо бороться. Надо воспитывать детей, чтобы они были смелее и честнее. К тому же в нашем Трудовом кодексе есть статья о том, что директора школы могут уволить без объяснения причин. Вот я учителя без объяснения причин уволить не могу — за него вступятся вышестоящие органы, профсоюз и так далее. А за директора никто не вступится. Я считаю, что это неправильный закон, но он есть. У нас по России было много таких случаев, когда убирали директоров — иногда народ их отстаивал, но чаще нет.

Я вспоминаю себя 20 лет назад, когда нашу школу закрыли, а меня выгнали с волчьим билетом, чтобы я никогда в школу не вернулся. Это потом у меня все хорошо получилось в Финляндии, туда приехал новый мэр Казани и снова пригласил сюда. Так что наша школа имеет некоторую поддержку властей — не очень большую, но явную. А те, кто не имеет, боятся. Другое дело, что даже если бы я не имел этой поддержки, то все равно не боялся.

Кстати, взлет финского образования начался с того, что там в 1970-е годы закрыли РОНО. Там нет и такой структуры, как Рособрнадзор. Там учитель свободен, здесь — под надзором. Есть надзиратели как над заключенными, так и над учителями. И, пока будет так, образовательные успехи появятся лишь на небольших островках. На таких, как школа №239 в Санкт-Петербурге, Президентский лицей. Лишь имени президента России достаточно, чтобы на этом островке воспитывали интересно и ярко. Яркой была и школа самоопределения №734 в Москве, пока был жив ее директор Александр Тубельский. Школа «СОлНЦе» поддержана мэром Казани и президентом Татарстана. Большинство остальных школ живет в несвободе — учителей и детей. Нет свободы — нет и творчества. Нет свободы — нет высоких образовательных достижений.

«Я НЕ МОГУ ЗАПРЕЩАТЬ ДЕТЯМ БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ НА СВОИХ ЛИЧНЫХ СТРАНИЧКАХ»

Присутствие учителей и детей в соцсетях — это отдельная проблема. В Финляндии, где я работал 7 лет, есть такое правило: учителя и дети не имеют права дружить в соцсетях, они должны быть разграничены. И эта позиция принята не только в Финляндии, но и в других европейских странах. Я эту идею не разделяю, но интересно, что она существует. Обычно я в соцсетях первым к детям не добавляюсь, но им никогда не отказываю. Если дети хотят со мной общаться, то, разумеется, мы общаемся и лучше узнаем друг друга. При этом к своим фейсбучным друзьям, друзьям «ВКонтакте» я требовательно отношусь — если мы с тобой дружим, то не хочу, чтобы от тебя приходил мат. Но это уже общечеловеческие отношения дружбы — если мы дружим, то не оскорбляй мои чувства, в «Фейсбуке» ли или в реальности.

Мне очень часто не нравится, как наши дети выражаются в соцсетях: процентов 30% из них используют ненормативную лексику на своих страницах. Я говорю об этом на школьных собраниях и выражаю свое неодобрение. Но это не нравится мне как человеку, я не могу запрещать детям быть самими собой на своих личных страничках. Это их личное пространство, как дневник. Я это учитываю и пытаюсь разговаривать с ними в этом направлении, но именно разговаривать, а не запрещать и не привлекать к какой-то ответственности за мат в соцсетях.

То же самое работает и в отношении учителей. Они тоже могут вести свои личные страницы так, как считают нужным. Разумеется, существует педагогическая этика, и, разумеется, если я почувствую, что на его странице что-то не так, то выскажу это в личной беседе. Но это будет не приказ директора, а просьба старшего товарища, и не более того. В соцсетях люди имеют право высказывать свое мнение, вежливо критиковать кого угодно — мэра или президента, не соглашаться с кем-то, и это нормально. Это его право — выкладывать то, что кому-то может не понравиться. А мое право — не заходить к нему и не добавляться в друзья. Если учитель в моей школе будет в чем-то неправ, то там я буду к нему жесток. Но как только он выходит на улицу… Или, например, мой школьник курит за сколько-то километров от школы — это его право. Мне это очень не нравится, и я, может быть, родителям расскажу, но сам его наказывать не буду, если только это происходит не во дворе школы. Это уже наше пространство, которое формирует имидж школы. Туда приходят гости, поэтому надо вежливо себя вести, красиво одеваться и красиво разговаривать.

Поддержать флешмоб или нет — дело моих молодых учителей. Я в таком виде не буду фотографироваться, не считаю себя фотогеничным. Но не думаю, что у нас кто-то будет это делать, потому что люди сконцентрированы на работе. Я собираю людей, которые сутками работают, им не до флешмобов. Но если кто-то решит присоединиться, это его право.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.03.2019 09:43

Настоящий Учитель
Своим примером учит детей не врать и не боятся

  • Анонимно
    31.03.2019 09:26

    Рахмат . Все правильно сказал. ничего идти на поводу больных яжемать. не нравиться учи своих детей сама дома.

    • Анонимно
      31.03.2019 09:43

      Настоящий Учитель
      Своим примером учит детей не врать и не боятся

    • Анонимно
      31.03.2019 10:05

      09:26
      Через текст Шмакова красной линией проходит уважение к людям, к личности.
      Для сравнения, ваш короткий комментарий наполнен неуважением и хамством.
      Не примазывались бы вы к нему. Вы играете на разных сторонах.

      • Анонимно
        31.03.2019 17:12

        Самый главный вопрос так и остаётся без ответа: Почему Шмаков сам так и не выучил татарский язык? И не стремится к этому?

        • Анонимно
          31.03.2019 19:52

          Он выучил, он неплохо на нем говорит

          • Анонимно
            3.04.2019 11:51

            Хватит врать, в интервью АиФ он прямо заявил: "...я по-татарски не говорю. Он мне не нужен". Обычное лицемерие и трёп. Вот ссылка: http://www.kazan.aif.ru/society/persona/ne_po_ukazke_pavel_shmakov_o_shkolnoy_demokratii_i_metodah_vospitaniya

    • Анонимно
      31.03.2019 12:36

      Как хорошо, что мой ребенок не учится у этого "учителя". А детей этой школы жаль..

      • Анонимно
        1.04.2019 12:35

        Я хочу сказать про МИНУСЫ под отрицательными комментариями про роль Шмакова в процессе обучения детей.

        Вы поймете его положительную или отрицательную роль только по прошествии времени. У некоторых время уже расставило всё по своим местам. Поэтому они и пишут отрицательные комментарии.

    • Анонимно
      31.03.2019 12:38

      Этот Шмаков своим непосредственным делом то успевает заниматься? Самопиар в таком количестве ничего кроме раздражения не вызывает..

      • Анонимно
        31.03.2019 12:49

        Это вы ещё не видели страницу школы ВКонтакте! Каждый пост на тему "какой я распрекрасный"! Так скоро до культа личности дойдет.

        • Анонимно
          31.03.2019 15:19

          12.49 Родители детей неужели совсем не понимают куда своих детей отдают?

          • Анонимно
            2.04.2019 10:57

            15.19 А мы и не отдаем детей в эту школу. Шмаков своим неадекватным поведением с татарским языком и бесконечными судами создал себе и своей школе черный пиар на многие годы вперед. Мы же, родители, в отличие от тех, у кого мозги встали набекрень из-за пресловутой нац. идеи, знаем всю изнанку языкового вопроса: и то, как наших русскоязычных детей грузили обязательным татарским по 5-6 уроков в неделю, как мучили неподъемными домашними заданиями, как заставляли сдавать ОРЭ по этому предмету, который так и не научились качественно преподавать.. И это нам, родителям, приходилось нанимать репетиторов по русскому языку, потому что половину часов забирали на татарский, а программа, и особенно подготовка к ЕГЭ по русскому в это прокрустово ложе секвестированных часов практически не укладывалась ( между прочим, сейчас спрос на репетиторов по русскому резко упал - часов в школе вполне хватает). Понятно, что это мы, родители, в первую очередь радовались долгожданному Закону о свободе выбора родного языка. И в итоге мы, через все танталовы муки прошедшие родители, до сих пор не можем понять, ради чего ломал копья Шмаков? Хотел повернуть время вспять и возвратить в школы крепостное право по татарскому? Но Шмаков же не производит впечатление глупца.А может, это была продуманная игра в национализм с расчетом на дивиденды от властей? Конечно, не для себя, а для школы, но все же, все же...Впрочем, пусть это останется на совести Шмакова. Детей он все-таки любит, как и положено хорошему педагогу, а за это ему многое простится.

  • Анонимно
    31.03.2019 09:33

    Закончил 33 лицей, правда не при Шмакове, а при Поминове (бывший академический). Реально билет в жизнь, отсутствие формы, сильные педагоги, которые сформировали навык мылить. Сейчас оценивая свой класс, понимаю что 30% ребят имеют малый или средний бизнес и двигают экономику РТ вперед, еще треть преподают, процентов 20 уехали в Европу и США. Кто-то просто работает, но их единицы.

    Спасибо Павел Анатольевич! Ваша жизнь интересна и имеет смысл, и Вы делаете реально полезное дело.

    P.S. Если проанализировать экономику и посмотреть, кто реально что-то полезное делает без УДАЩИ и связей, то получим очень много выпускников 131, Академического лицея(33 до Скобельцыной), 122 школа. Поэтому спасибо Вам, крутые педагоги и директора.

    • Анонимно
      31.03.2019 09:40

      Странно, учились при Поминове, у сформированной им команды, а благодарите Шмакова. Почему не Поминова?

      • Анонимно
        31.03.2019 12:24

        Поминову искренне благодарен, но лицей сделал не Поминов, поэтому Шмакову отдельное спасибо

      • Анонимно
        31.03.2019 19:56

        Поминов там был совсем чуть чуть. Школу сделал Шмаков. Я тоже училась при Шмакове 3,5 года. Последние полгода был другой директор, он выдавал аттестаты. Но мой директор - Павел Анатольевич. Спасибо ему огромное за все!

    • Анонимно
      31.03.2019 11:19

      Куда двигают экономику ? Себе обеспечивают, это наверно да. Любите вы громкие слова.
      Что, кто то платит своим работягам зарплату выше средней на рынке ? Нет не плати, потому что таковы правила игры

    • Анонимно
      31.03.2019 17:04

      А где ученые. 80 процентов ушли в мелкий бизнес, преподают или уехали. Остальные работяги. Т.е. тех кто что-то реально для страны делает - это эти 20 процентов работяг.

      • Анонимно
        1.04.2019 00:32

        Это вы про кассиров известного фастфуда или про ходунов с желто-зелёными рюкзаками?

        • Анонимно
          1.04.2019 07:06

          Нет, про торгашей-перекупов, гордо именующих себя мелким бизнесом, и про тех работяг, кто действительно что-то создаёт своими руками. А если оставшийся процен от выпустившегося класса действительно кассиры, то вообще плюсов у учебного процесса в этой школе не остаётся.

  • Анонимно
    31.03.2019 09:45

    Шмаков вылезает отовсюду,без саморекламы ему свет не мил.

    • Анонимно
      31.03.2019 13:50

      09.45 Это не Шмаков, а проблема татарского народа вылезает из всех щелей в этой стране в любые времена после ваньши грозного. Причины известны всем. Не пытайтесь дурить людей.

  • Анонимно
    31.03.2019 10:50

    Шмаков пишет:" считаю, что человек может делать на своей странице все, что считает нужным". Простой человек - да, но учитель ( если он настоящий Учитель) должен сто раз подумать, прежде чем публиковать свои фото с отдыха с сигаретой, рюмкой, в трусах и так далее. Во-первых, он продает пример детям, раз учителю можно, то и мне тоже, думают они. Во-вторых, такое поведение порождает презрение к нему. Когда дети смотрят фото Шмакова в белых семейных труселях ( из похода), они смеются над ним. "Шмаков обнажился, поход получился!" - вот такую прибаутку придумали дети школы СОлНЦе.

    • Анонимно
      31.03.2019 11:36

      а кто не должен подавать пример?

      и как это контролировать?

    • Анонимно
      31.03.2019 11:51

      Не надо идти дальше сказанного. Шмаков доверяет учителю. Учитель, между прочим, человек, получивший особое образование - педагогическое. Что бы про нынешних учителей ни говорили, но они сдавали экзамены по психологии и педагогике. А это требует определенного интеллектуального уровня, навыка самостоятельного поиска информации. На определенном уровне интеллектуального и душевного развития человек не нуждается в контроле: например, понимает, где человек обнажился, как спортсмен, и где - как торговец телом. Важно понимать, где проходит грань между нормой и пошлостью, между здоровым и больным сознанием. Шмаков доверяет учителю, которого принял к себе на работу. Учитель, преподающий в его школе, ценящий это учебное заведение, будет помнить о том, что от его поведения зависит репутация школы. Я не работаю в школе СОлНЦе, но сам факт существования такой школы и факт работы в нем такого директора лично меня радует. Значит, наш город сохраняет традиции интеллектуального лидерства и духа свободы мысли. Спасибо, Павел Анатольевич, что вы есть. Ваше мнение для многих ценно и интересно.

      • Анонимно
        31.03.2019 12:58

        А вот когда поработаете в школе Шмакова годик- другой, тогда и поговорим! Думаю, тот ореол борца-с -режимом-правдолюбца-свободомысла ,который тут старательно создают несведущие люди, поблекнет, либо сойдёт на нет.

      • Анонимно
        1.04.2019 08:49

        //Учитель, между прочим, человек, получивший особое образование - педагогическое. ..//

        Это вы про переучек с татарского на любой другой предмет??? Ну-ну...

        • Анонимно
          1.04.2019 10:32

          8.49.А вы , думаете, что "переучки с татарского " не учились в вузах? Они имеют полное право называть себя "педагогами".

          • Анонимно
            2.04.2019 11:03

            10.32 Извините, но "переучки с татарского" уже показали свою профессиональную несостоятельность , причем по своей специализации. Ведь за 25 лет обучения никто из русских школьников так и не выучился татарскому. Сомнительно, что бывшие учителя татарского станут лучше преподавать другой предмет, по которому нет ни опыта, ни диплома ( крактосрочные курсы не в счет).

  • Анонимно
    31.03.2019 11:38

    Шмаков молодец - есть позиция. Этого уже много. Многие у нас как страусы. Голова в песке. Задница к верху.
    Свобода, уважение, творчество - вот формула будущей школы.

    • Анонимно
      31.03.2019 16:48

      11.38 Что за позиция у него? И кого Вы имеете наглость называть "страусами"? Куда прячут головы? Не присоединяются в воплям про "запрет татарского языка в школах" Может это Шмакову вашему стоит в реальность прийти из самопиаров и следования в тренде местном..? А нормальные люди никуда не прячутся.. Потому что такой проблемы нет, которую некоторые националисты и этот учитель оседлали... Проблема была с русским языком в школах. Но, слава богу, разрешилась еще в 2017г..

      • Анонимно
        31.03.2019 18:54

        Вы или провокатор, или узкомыслящий человек. Огромный народ - татары- лишены де факто национальной системы образования. Это трагедия. И не только татар. Это путь в некуда для страны.

        • Анонимно
          31.03.2019 19:01

          40 миллионов нерусских лишены образования на родных языках

          • Анонимно
            31.03.2019 19:11

            Почему эту проблему эти 40 миллионов не решали до 2017 года? И как она связана с тем, что наконец запретили заставлять детей изучать неродной язык?

            • Анонимно
              31.03.2019 20:59

              //Почему эту проблему эти 40 миллионов не решали до 2017 года?

              Решали. Выпустили учебники, которые федеральные чиновники кинулись запрещать.

              • Анонимно
                31.03.2019 21:44

                25 лет под видом обучения татарскому языку занимались освоением бюджета. Результат для роста знаний нулевой.

              • Анонимно
                31.03.2019 22:13

                Кто запретил? Какие учебники? Математику на татарском выпустили, а фед.чиновники запретили или что?По учебникам татарского у нас полкласса изучает татарский, кто их запрещал?

              • Анонимно
                2.04.2019 11:05

                20.59 Еще бы не запретили, если во введении написано, что Татарстан -отдельное государство и проч. сепаратисткая чепуха

          • Анонимно
            31.03.2019 19:17

            А как у вас получилось "40 млн. нерусских"?
            Согласно результатам переписи населения получается около 28 млн. "нерусских".

        • Анонимно
          1.04.2019 10:30

          В национальную систему образования на протяжении 20 лет вбухивались десятки и сотни миллионов бюджетных денег. Давайте поплачем над этой трагедией

  • Анонимно
    31.03.2019 12:09

    Уберите вообще Шмакова - пусть идёт клоуном работать! Вот, где талант его пропадает.

    • Анонимно
      31.03.2019 12:54

      Не смогли сделать столько, как Шмаков? Сочувствую, но держите себя в руках, не завидуйте открыто)

      • Анонимно
        3.04.2019 17:10

        Себе посочувствуйте: не всем же восхищаться патлатыми персонажами, путающими национальный головной убор с шутовским колпаком.

        • Анонимно
          3.04.2019 18:15

          Шмаков в тюбетейке - ряженый, типа Собчак в церковных одеяниях.

  • Анонимно
    31.03.2019 13:48

    Суть Шмакова - в каждой бочке затычка.Выскочка ,одно слово. Понять его можно,но это очень не интеллигентно.

    • Анонимно
      31.03.2019 16:30

      Суть Шмакова - в каждой бочке затычка.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/418967#comments
      Представляю насколько вам не приятно.Человек вступился за людей,за тех с кем он соседствует,дружит, работает.Не стал примыкать к лагерю,тех кто попирает права и историю другого народа.Честно говоря,думал,что русских людей,заступающихся за своих соседей татар,будет на много больше.Ведь они так гордятся Чеховым,Достоевским,Тургеневым. Глыбами призывавших "милость к падшим".Но таких не оказалось,Шмаков один такой.Но это значит лишь одно.Что Шмаков настоящий Русский интеллигент и он не смог пройти мимо не справедливости и позора.А остальным Бог судья.Не может быть такого,что бы Он был на стороне притеснителей.

  • Анонимно
    31.03.2019 14:01

    Учитель может и хороший но постричься все же нужно.

  • Анонимно
    31.03.2019 14:21

    Вся эта скандальная, саморекламная шмаковшина, по любому поводу и без оного, давно надоела.Но у человека это уже неизлечимо, просто не читайте и не реагируйте на него.

    • Анонимно
      31.03.2019 17:06

      Шмаковщина...????Теперь желание помочь людям так называется?

  • Анонимно
    31.03.2019 14:51

    не нравиться не читайте статью. не надо сравнивать людей с собой.. Шмаков молодец. уважаем таких людей.

  • Анонимно
    31.03.2019 17:33

    Самое лучшее образование в деревенской школе. В классе до 10 учеников, учителя все уважают. И учитель старается так как другую работу рядом с такой зарплатой не найдет.

    • Анонимно
      31.03.2019 22:00

      Плохо, что в классах деревенской школ 10 учеников, очень плохо. В начале 70-х в нашем 9-ом Е классе было 36 учеников. Школы двух этажные, трещали в селах от наполняемости учениками. Ни кто не смел покушаться на язык татарский.

  • Анонимно
    31.03.2019 18:41

    Павел эфэнде Шмаков- афэрин!) Молодец!

  • Анонимно
    31.03.2019 19:24

    В советское время авторитет учителя был достаточно высок. В Азербайджане и Узбекистане до сих пор учителей очень уважают если даже они не высшей квалификации. В нашем обществе практически утрачено уважение как к старшим, так и учителям. У учеников и их родителей зачастую один авторитет - $$$$.

  • Анонимно
    31.03.2019 20:07

    Шмаков хороший директор и учитель, бесспорно. Его позиция не во всем близка, но стратегически он прав.

    • Анонимно
      31.03.2019 21:01

      //Его позиция не во всем близка,

      "Заду-у-майтесь, в чем-то он не прав"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль