Общество 
18.04.2019

Минниханов о Хабирове: «Проголосуем за него! Сегодня аплодисментами, а потом письменно!»

Какой общий лозунг для двух республик придумал глава Башкортостана, о чем просили местные татары и как Салават поднял на ноги зал

Вчера в Уфе начались масштабные Дни Татарстана в Башкортостане. В минувшую среду Рустам Минниханов успел встретиться с татарской общественностью, открыть торжественный концерт и отправиться на товарищеский хоккейный матч. О том, как лидер РТ поучаствовал в предвыборной кампании Радия Хабирова, что думают местные татары о времени, когда пора «отбросить свое «я» и с какими словами обратился к публике Минтимер Шаймиев, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Первая встреча Рустама Минниханова и Радия Хабирова в Уфе должна была состояться прямо у трапа самолета, но, оказалось, что врио главы РБ был вынужден срочно отбыть по делам в Москву Первая встреча Рустама Минниханова и Радия Хабирова в Уфе должна была состояться прямо у трапа самолета, но оказалось, что врио главы РБ был вынужден срочно отбыть по делам в Москву Фото: president.tatarstan.ru

«Мы часто пытаемся делать шаги, но, когда вторая сторона их не понимает…»

Первая встреча Рустама Минниханова и Радия Хабирова накануне в Уфе должна была состояться прямо у трапа самолета казанского гостя, прилетевшего к соседям по случаю Дней Татарстана в Башкортостане. Но оказалось, что врио главы РБ был вынужден срочно отбыть по делам в Москву, так что президента РТ встречал наш давний знакомый Александр Сидякин, ныне возглавляющий администрацию Хабирова, а также второе официальное лицо РБ, спикер Курултая Константин Толкачев. Во всяком случае, именно в их компании Минниханов прибыл в ГКЗ «Башкортостан», где его ждали местные татары.

Еще с утра концертный зал готовили к торжествам. На здании вывесили огромный плакат на трех языках (татарском, русском и башкирском) с надписью «Концерт мастеров искусств Республики Татарстан». На входе установили два огромных букета в цветах флагов Татарстана и Башкортостана, символизирующих единение двух республик и народов. Еще больше намеков на родство татар и башкир ждало публику внутри ГКЗ, где министерство культуры РТ разбило целую экспозицию и культурно-познавательный выставочный проект «Мост дружбы». Через тамгу, родоплеменные знаки, характерные для башкир и татар, экскурсоводы доказывали близость двух народов. А кого не убеждало и это, того приглашали в шоу-рум татарского и башкирского костюмов. Разумеется, визуальных отличий было не так уж и много.

«Обе стороны очень сильно заждались момента, когда как два братских народа, взявшись за руки, смогут пойти вперед, — рассказал „БИЗНЕС Online“ вице-премьер РТ, глава нацсовета „Милли шура“ Василь Шайхразиев. — Я бы не стал говорить, кто там сделал первый шаг… Важно то, что этот шаг был воспринят адекватно и ровно. Мы часто пытаемся делать шаги, но, когда вторая сторона их не понимает или понимает по-своему, они остаются невыполненными».

Хлеб, соль, чак-чак — все в лучших традициях татаро-башкирского гостеприимства Хлеб, соль, чак-чак — все в лучших традициях татаро-башкирского гостеприимства Фото: president.tatarstan.ru

Темы единства двух народов звучали в холле ГКЗ буквально на каждом шагу. А пока приглашенные со всего Башкортостана татары ждали встречи с Миннихановым, для них организовали небольшое шоу-знакомство с народными татарскими плясками и душевными песнями. Они мигом пришлись немного скучающей публике по душе.

«Башкиры и татары веками вместе жили. Из курса истории я не припоминаю, чтобы у них какие-то стычки были, — поделился с нашим корреспондентом народный артист Башкортостана Фадис Ганиев. — Но в последние годы пытаются кому-то клинья забивать. Это же ни для кого не секрет. Я думаю, сейчас при нынешнем руководстве нас наконец-то ожидает светлое будущее». И только собеседник сказал про руководство РБ, как к нам подбежала Раиса Юсупова из Ишимбая и с ходу заявила: «Он из очень хорошей семьи! Радия Фаритовича мы уважаем!» Такую же точку зрения выразил и народный артист РБ, заслуженный артист РТ Идрис Калимуллин из Илишевского района. «Радий Фаритович — очень продвинутый политик. С приходом таких больших форм… Это очень большой шаг к сотрудничеству наших народов», — отметил он.

«Я уже давно слежу [за отношением к татарам], со времени Рахимова были отношения натянутые. При Хамитове чуть-чуть потепление было, но оно не дошло до чего-то серьезного. В Башкортостане ликуют, что у нас такой руководитель сейчас, — рассказал Ринат Вильданов из Чекмагушевского района, который не верит, что нынешнее расположение к татарам может быть прежде всего связано с предстоящими выборами. — Народ не так поймет. Нет, нет! Он нам нравится, выходец из Башкортостана, рос здесь. И он понимает, что общение нужно. Весь народ этого ждал, в том числе и я».

Ещё с утра концертный зал готовили к торжествам. На здании вывесили огромный плакат на трех языках (татарском, русском и башкирском) с надписью «Концерт мастеров искусств Республики Татарстан» Еще с утра концертный зал готовили к торжествам. На здании вывесили огромный плакат на трех языках (татарском, русском и башкирском) с надписью «Концерт мастеров искусств Республики Татарстан» Фото: president.tatarstan.ru

«МЫ ПОЛОВИНА ТАТАРСКОГО НАРОДА, ХОТЬ И ИСКУССТВЕННО РАЗДЕЛЕННАЯ»

Впрочем, Хабирова, как пушкинского Германа, пока все не было, зато приехал Минниханов. Хлеб, соль, чак-чак — все в лучших традициях татаро-башкирского гостеприимства. Модератором встречи, проходившей на татарском языке, выступил Шайхразиев, а компанию главе РТ в президиуме составили все те же Сидякин и Толкачев, которым помогали переводчики.

Представляя Сидякина, Шайхразиев назвал его руководителем аппарата президента Татарстана, но быстро поправил сам себя. При этом Минниханов шутливо заметил: «А я-то подумал, что он обратно к нам вернулся». «Придется теперь просить прощения у Сафарова», — нашелся вице-премьер РТ. Но последнее слово в юмористическом диалоге осталось все-таки за главой Татарстана, который подтвердил, что теперь Василю Гаязовичу просто так не отвертеться. После этого веселого вступления началась, собственно, встреча с татарами Башкортостана.

Первым дали выступить доктору экономических наук, профессору Касиму Юсупову. «Я очень доволен, потому что такие встречи проходят редко», — начал свою речь он и продолжил экономическими показателями, объединяющими две республики. По словам профессора, по объему ВРП среди субъектов федерации РТ и РБ многие годы в первой десятке. «Среди 22 республик РФ Татарстан и Башкортостан производят половину ВРП всех республик вместе взятых. Это говорит о мощи двух наших республик. Несмотря на все ужесточения налоговой системы страны, мы все еще не теряем статуса доноров», — отметил он.

После чего перешел уже непосредственно к проблемам татар, населяющих Башкортостан. «Проблем у РБ немало, в то же время все проблемы Башкортостана — это в том числе и проблемы татар. У нас есть будущее только в том случае, если мы — татары и башкиры — будем держаться друг друга. Пришло время отбросить в сторону свое „я“ и взяться за руки. Если мы хотим сохраниться, то должны жить дружно. Если разъединимся, то сначала исчезнет один народ, потом второй», — заметил Юсупов.

Встреча с татарской общественностью Башкортостана прошла в малом зале ГБКЗ «Башкортостан» Встреча с татарской общественностью Башкортостана прошла в малом зале ГБКЗ «Башкортостан» Фото: president.tatarstan.ru

По его словам, снова острым углом встал вопрос статуса татарского языка в Башкортостане. «Если мы в каких-то районах откроем башкирские гимназии или полилингвальные школы, то в районах, где большинство населения — татары, нужно открыть татарские школы», — резонно заметил Юсупов, памятуя, видимо, о недавнем заявлении и. о. министра образования республики Айбулата Хажина, согласно которому в Башкортостане к 2024 году планируют открыть 12 лингвистических гимназий, причем две из них в Дюртюлях и Туймазах — районах с преимущественно татарским населением.

«Если бы мы проблему изучения родного языка не сваливали только в сторону башкирского, а в общую проблему всех народов, проживающих в республике, ее было бы решить легче. И борьба за возможность сдачи ЕГЭ на родных языках должна быть общей», — заметил оратор.

Профессор также попросил не политизировать предстоящую всероссийскую перепись населения в 2020 году, а дать возможность татарам записаться теми, кем они себя ощущают. Это предложение Юсупова зал встретил бурными аплодисментами. «У каждого народа есть право на сохранение. Мы возлагаем большие надежды на сегодняшнее руководство Башкортостана, — продолжил он и обратился уже к Шайхразиеву с настоятельной просьбой, чтобы „Милли шура“ и всемирный конгресс татар не смотрели на РБ как на обычный среднестатистический регион. Эти слова ученого также были встречены громкими аплодисментами. «Потому что татары Башкортостана вместе с татарами Татарстана — это позвоночник татарского народа. Мы половина татарского народа, хоть и искусственно разделенная [административными границами двух республик]», — сообщил Юсупов.

Также он отметил, что сегодня назрела острая необходимость открытия филиала ВКТ в Уфе, что вновь было встречено бурными аплодисментами. По словам профессора, в случае появления такой структуры можно было бы развернуть работу по восстановлению татарских школ в республике, которые были закрыты или переведены на обучение на башкирский язык при Муртазе Рахимове.

«В истории существования федерации наступил такой прискорбный период, в этих условиях татары должны защищать башкир, а башкиры — татар. Башкортостан должен защищать Татарстан, а Татарстан пусть защищает Башкортостан», — под бурные аплодисменты зала закончил свое выступление Юсупов.

По сути, это был единственный спич, где конструктивно озвучены требования и чаяния татар Башкортостана. Витийства следующих спикеров, которые пели оды дружбе народов и воспевали свои личные успехи, время от времени прерывалась выкриками из зала: «Регламент!»

По словам спикера Курултая РБ, в республике всегда питали особое отношение «к нашему братскому татарскому народу» По словам спикера Курултая РБ, в республике всегда питали особое отношение к братскому татарскому народу Фото: president.tatarstan.ru

«МЫ ТАТАРЫ И ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ БАШКИРСКОГО НАРОДА»

Далее Шайхразиев пригласил к микрофону председателя Курултая РБ. «Мы с нетерпением и долго ждали вашего визита, готовились к нему. За это время в последние годы очень существенно изменилась наша республика. Многое делается для того, чтобы было уважительное отношение между народами, проживающими в РБ. За всю историю Башкортостана у нас не было ни одного межнационального конфликта, и эту традицию надеемся продолжить еще долго-долго», — сказал Толкачев.

По словам спикера Курултая РБ, в республике всегда питали особое отношение к братскому татарскому народу: «Это не только часть нашей истории, культуры, но и, наверное, действительно воистину братский народ, с которым мы всегда на протяжении многих и многих веков делили вместе горе и радости. Ваш приезд символизирует как раз новый этап наших дружеских отношений… Предела дружбы нет».

После к трибуне поднялся президент Татарстана и напомнил, что Дни культуры Татарстана приурочены к 100-летию Башкортостана. При этом практически каждый тезис Минниханова был встречен бурными овациями, что еще раз подтверждает: миллионное население татар РБ заждалось такой встречи.

«Татарстан и Башкортостан — два передовых региона в России. Нам с Башкортостаном делить нечего, нам остается только хорошо работать, помогая друг другу. Торговый оборот между двумя республиками составляет 34 миллиарда рублей. Из них только чуть более 13 миллиардов идет из Татарстана в Башкортостан и более 21 миллиарда из РБ в РТ. Поэтому мы нужны друг другу. Если с этой только стороны посмотреть», — также начал с экономических связей Минниханов.

«С другой стороны, у нас 2 миллиона татар в Татарстане, 1 миллион здесь. Да, татары живут по всей России, расселены по всему миру, но если сравнить с другими народами, то ближе, чем татары и башкиры, никого нет. Наш язык, культура, религия, праздники — все одно. Каждый из выступающих сегодня сказал, что нам делить нечего. В то же самое время мы не должны забывать о том, что мы татары и должны думать о будущем башкирского народа. О них больше никто не позаботится, о его будущем могут задуматься только татары и башкиры. И мысли у нас одинаковые! Нам нужно открывать свои школы, сохранить свою религию», — поддержал президент РТ просьбу профессора Юсупова.

Зал, рассчитанный на 213 мест, не смог вместить всех желающих. При этом если не половина, то четверть зала точно заняли представители творческой интеллигенции Татарстана Зал, рассчитанный на 213 мест, не смог вместить всех желающих. При этом если не половину то четверть зала точно заняли представители творческой интеллигенции Татарстана Фото: president.tatarstan.ru

При этом Минниханов напомнил и о кадровом обмене между двумя республиками: «Например, Болгарская исламская академия. Мы начали искать ректора, обратились к Хабирову: „Оказывается, у вас есть такой парень [Данияр Абдрахманов], отдайте нам его!“ Хабиров без слов согласился. Сегодняшний помощник Радия Фаритовича — Александр Сидякин. Он долгое время у нас проработал…»

«Сколько лет ты работал у нас?» — обратился он тут же к сидящему в президиуме Сидякину. «7 лет», — ответил тот. «7 лет. Сделал очень много полезного для республики. И здесь, в Башкортостане, я надеюсь, приложит все усилия, чтобы сблизить наши республики. Толкачева мы уже давно знаем, он наш друг, хороший человек. Сегодня в Башкортостане происходят большие изменения. Конечно же, Радию Фаритовичу нужно дать мандат. И татарский народ должен ему довериться. А в будущем он должен будет оправдать это доверие, — сказал Минниханов. — С моей стороны я всегда говорю, что татары с башкирами должны быть вместе. Куда бы я ни поехал, где бы с татарами ни встречался, там татары с башкирами везде вместе: праздники отмечают, никакого противоречия нет, нам не о чем спорить, нужно вместе работать. Поэтому удачи Башкортостану, для нас большая радость видеть здесь вас. Нам надо чаще встречаться, конгресс должен лучше работать, наши связи должны быть крепкими». Так невзначай президент Татарстан провел предвыборную агитацию за Хабирова.     

Кстати, встреча с татарской общественностью Башкортостана прошла в малом зале ГБКЗ «Башкортостан». Зал, рассчитанный на 213 мест, не смог вместить всех желающих. При этом если не половина то четверть зала точно заняли представители творческой интеллигенции Татарстана. Это и председатель союза композиторов РТ Рашит Калимуллин, и председатель союза писателей РТ Данил Салихов, и директор Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышева, представители СМИ и многие другие, например отец финалистки шоу «Голос» Рушаны Валиевой, который сказал «БИЗНЕС Online», что ВКТ обещал поддержать организацию ее концерта в Казани. По всей видимости, предполагалось, что, отвечая на запросы татар Башкортостана, Минниханов тут же в зале будет раздавать поручения, как это повелось на всех его встречах и совещаниях…

Но диалога по какой-то причине не произошло. Встреча оказалась несколько сжатой, видимо, довлели тайминг и условности, налагаемые тем, что участники находились в гостях у соседей. Минниханов выслушал спичи трех представителей Башкортостана, приветствие Толкачева и выступил сам с короткой речью. На этом и закончили. В целом встреча длилась полчаса, после чего президент РТ переместился в большой зал, где его уже ждал визави — врио главы Башкортостана Хабиров.

Предвыборная агитация продолжилась на концерте. Но сначала был короткий вокально-хореографический пролог с изображением тюркского мира Предвыборная агитация продолжилась на концерте. Но сначала был короткий вокально-хореографический пролог с изображением тюркского мира Фото: president.tatarstan.ru

«СЕГОДНЯ В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ ЖИВУТ ОКОЛО 1 МИЛЛИОНА ТАТАР. КРАСИВАЯ ЦИФРА»

Предвыборная агитация здесь продолжилась. Но сначала был короткий вокально-хореографический пролог с изображением тюркского мира, а на сцене появились сразу трое ведущих, говоривших на татарском, башкирском и русском. На сцену почти сразу же пригласили Хабирова и Минниханова.

Первым слово на правах хозяина взял врио главы Башкортостана. Поговаривают, что, после того как на праздновании 100-летия БАССР Хабиров выступил на русском, а Минниханов — на татарском, лидера РБ немного критиковали в кругах национальной интеллигенции. Видимо, учитывая опыт, пусть и по бумажке, но часть своей речи Хабиров озвучил на башкирском. Хотя после приветствия и продолжил на русском: «Сегодня в нашей республике живут около 1 миллиона татар. Красивая цифра. И они чувствуют себя замечательно в нашем общем доме Башкортостане. Это самая большая татарская диаспора за пределами РТ. Хочу поблагодарить и вас, Рустам Нургалиевич, за поддержку и нашей, башкирской диаспоры в Татарстане». К слову, обычно, когда татар в том или ином регионе называют диаспорой, Минниханов поправляет, что татары в России не диаспора. Но здесь он решил тактично обойтись без уточнений.

«У нас все делается для сохранения исторических корней, языка, традиций татарского народа: печатаются книги и газеты на татарском языке, дети в школах обучаются татарскому. Радует зрителя Уфимский татарский театр „Нур“ и Туймазинский татарский драмтеатр», — продолжил Хабиров и пригласил всех на завтрашнее открытие памятника Тукаю, что было встречено бурными аплодисментами.

Поговаривают, что после того, как на праздновании 100-летия БАССР Хабиров выступил на русском, а Минниханов на татарском, лидера РБ немного критиковали в кругах национальной интеллигенции Поговаривают, что, после того как на праздновании 100-летия БАССР Хабиров выступил на русском, а Минниханов — на татарском, лидера РБ немного критиковали в кругах национальной интеллигенции Фото: president.tatarstan.ru

Завершил свою речь лидер РБ, как и начал, на башкирском. «Я очень долго думал, как завершить эту мою речь. И придумал. В течение месяца Рустам Нургалиевич побывал у нас в Башкортостане два раза. Я думаю, что настоящие друзья так и должны жить, — под одобрительные аплодисменты зала отметил врио главы Башкортостана. — Как сказал Минниханов, ближе друзей, чем татары и башкиры, на свете нет. И я начал думать, с каким девизом мы могли бы шагать в будущее? Нашел: „Без бергә яхшырак булдырабыз!“ („Вместе мы можем лучше“)». Последние слова Хабирова утонули в овациях. И в это время Минниханов крепко пожал руку своему ближайшему соседу.

В ответном слове президент Татарстана напомнил о встрече с представителями татарской общественности Башкортостана. «В каждом выступлении говорили о дружбе, общности обычаев, о том, что надо быть вместе. Конечно, за 31 год мы сюда в таком объеме не приезжали. Нам надо чаще друг к другу приезжать. Я поздравляю вас со 100-летием республики! А на следующий год будет 100-летие Татарстана. Приглашаем вас! Вот такие большие торжественные события вместе проводить пусть нам будет суждено, — отметил Минниханов. — Конечно, наши языки, обычаи, религию — все это надо сохранять. Кроме нас их сохранять некому. Поэтому, если будем вместе, все будет хорошо. Хочу сказать вам, Радий Фаритович, большое спасибо: за такой короткий срок появился памятник Тукаю, такой большой праздник получился. Конечно, если бы со стороны вашей команды не было помощи, такой большой работы не удалось бы проделать. Поаплодируем руководителю Башкортостана! Алла бирса, еще увидим его. Выборы же впереди!»

«[Нужно] красиво выбрать [Хабирова]… Давайте проголосуем за него. Сегодня аплодисментами, а потом письменно!» — сделав характерный жест рукой, призвал президент Татарстана, вызвав овацию в зале.


Между концертными номерами практически уже под занавес, когда Минниханов с Хабировым покинули зал и отправились на дружеский хоккейный матч, зрителей посредством видеообращения поздравил и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. «Татары с башкирами — самые близкие родственники. Мы всегда жили и живем в одной вселенной: поем одни и те же песни, проводим Сабантуй в различных уголках мира. Самое главное — мы понимаем друг друга без переводчика», — лаконично объяснил он всю суть близости двух народов. При этом госсоветник РТ процитировал известного поэта Мустая Карима, который сказал, что татары и башкиры — это два крыла одной птицы. «Мы трудолюбивый народ, которому все под силу», — резюмировал Шаймиев.

Концерт же представлял собой вполне себе фееричное шоу, где была вкратце показана история татарского народа: с призывом сохранять ислам на сцену поднялся Кул Шариф, а Гульнора Гатина исполнила арию Сююмбике из одноименной оперы, где героиня прощается с Казанью. Слова эти за пределами Татарстана прозвучали еще более пронзительно. Прочел свои стихи Тукай, прозвучали волшебные голоса Илюси Хузиной и Рузиля Гатина. Раяз Фасихов исполнил свой номер из фестиваля «Үзгәреш җиле». Примечательно, что среди выступающих была большая доля артистов родом из Башкортостана, но сделавших творческую карьеру в Татарстане: Филюс Кагиров, Ильдар Хакимов, Ильнар Миранов, Зарина Вильданова.


Завершился же концерт номером еще одного уроженца Башкортостана — народного артиста РТ и РБ Салавата Фатхетдинова, который исполнил свою коронную песню «Мин яратам сине, Татарстан!». Конечно же, ему подпевали стоя.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.04.2019 08:46

Да здравствует Республика ТатЧуМаРа!

  • Анонимно
    18.04.2019 08:03

    надо и чувашей к дуэту подключать

    трио Тюркестан объединение тюрок Урал Иделя

    Только Объединение и никакого сепаратизма для людей родных культур и тюркский цвилизации

    • Анонимно
      18.04.2019 08:26

      объединение народов поволжья

      и никакого сепаратизма

      только объединения для решения задач

      • Анонимно
        18.04.2019 08:46

        Да здравствует Республика ТатЧуМаРа!

        • Анонимно
          18.04.2019 09:15

          Чуваши молодцы, держатся
          Их и в ЧР около 70%, и на улицах везде чувашская речь
          Не комплексуют

          • Анонимно
            18.04.2019 09:52

            Да им повезло ,нам тоже надо стремится до 70,иначе все пропало .

        • Анонимно
          18.04.2019 10:15

          08.46
          Зачёт! )))
          Модно РаМаЧуТа или ЧуРт)))

        • Анонимно
          18.04.2019 10:19

          Название можно и поменять а идея неплохая)

      • Анонимно
        18.04.2019 08:48

        Чуваши братья тюрки
        У нас общие проблемы
        Надо быть вместе

        • Анонимно
          18.04.2019 09:07

          Поодиночке нас сломают
          Надо поддерживать друг друга

          • Оптимист
            18.04.2019 09:46

            Хороший сосед , да ещё и родственник)
            Надо налаживать горизонтальные связи

            • Анонимно
              18.04.2019 10:31

              ОПТИМИСТ.
              Всем народа России нужны горизонтальные связи друг с другом и функциональные связи по отношению Москвы к другим региона России.

              • Оптимист
                18.04.2019 10:41

                Согласен
                Конечно нужны
                Пока только вижу что Татарстан в этом направлении работает
                Без горизонтальных связей экономику России не наладить

        • Анонимно
          18.04.2019 09:11

          Искусственно разделённый границами и религиями общий народ

        • Анонимно
          18.04.2019 09:43

          Чуваши не тюрки, чуваши гунны

          • Анонимно
            18.04.2019 10:22

            Да и татары не факт, что тюрки.
            Это лишь одна из теорий, как и происхождение от фино-угров, монголов и т.д.
            Все теории равноценные и имеют покосная жизнь, ни одна из них достоверно не доказанная, просто кому то какие то удобнее применять для своих целей.

            • Анонимно
              18.04.2019 11:54

              татары в своём большинстве это половцы и потомки древних монгол,лишь небольшая часть угры.

              • Анонимно
                18.04.2019 12:35

                Исследования генома вашу теорию не подтверждают.
                Поволжские татары это потомки славян и финно-угров.

      • Анонимно
        18.04.2019 08:49

        Согласен про чуваш
        Вместе нас 10 млн

      • Анонимно
        18.04.2019 09:57

        Ну если татары хотят избавиться от своей республики и присоединиться к Чувашии - мы не против. Столицей объединённого региона будут, естественно, Чебоксары.

        • Анонимно
          18.04.2019 10:20

          Как только возникает вопрос, кто же будет старшим братом в объеденном регионе, и где будет столица, всё "браццтво" сразу сдуется.

          Голосую за столицу в Чебоксарах!

        • Анонимно
          18.04.2019 10:23

          Такого никогда не будет.
          И в истории, и сейчас Казань является столицей и центром притяжения всего Поволжья.
          И в дальнейшем укреплении Казани как мощного евразийского и мирового центра будет только продолжаться.

          • Анонимно
            18.04.2019 10:59

            Зачем в Чебоксарах?
            Мы согласны на Казань
            Посередине
            Все ближе чем до Москвы
            Москва наши проблемы не видит
            Черемшанский чуваш

            • Анонимно
              18.04.2019 11:14

              Чувашская культура начала своё серьезное развитие именно в Казани ещё до революции

            • Анонимно
              18.04.2019 12:32

              1.59 Сейчас твои проблемы увидят ( завтра забудут), на волне ура патриотизма

          • Анонимно
            18.04.2019 11:10

            Правильно!
            Казань сегодня - динамично развивающийся мне Апофис и фактически столица Евразии.
            Чебоксары никто не знает ни в мире, ни в России.

          • Анонимно
            18.04.2019 11:24

            Казань в этом плане обставила все крупные города Поволжья и Урала и стремится к мировому признанию в качестве города глобального значения.

        • Анонимно
          18.04.2019 10:47

          Очень положительно также воспримут в Уфе, присоединение всей РТ в качестве рядового Казанского района.

          • Анонимно
            18.04.2019 11:17

            Такое вряд ли возможно.
            Сегодня обьединение возможно только под руководством Казани

    • Анонимно
      18.04.2019 08:40

      Для чего объединение? Не совсем понял.
      Цели то какие, результат какой будет ожидаем?
      И хотят ли большинство Татар, башкир, чуваш этого объединения или только малые группы этого желают. Тоже никто вопросом этим не задавался.

      • Анонимно
        18.04.2019 09:06

        08.40

        0очет ли народ поднятия пенсионного возраста

        или только малые группы желают

        • Анонимно
          18.04.2019 10:12

          Судя по выборам все желали поднятия пенсионного возраста

      • Анонимно
        18.04.2019 09:29

        Налаживание горизонтальных связей
        Правильно
        У нас много общего

      • Анонимно
        18.04.2019 10:12

        А почему вы против объединения?
        За раздрай и разъединение выступаете?
        Чтобы не было дружбы между народцами Поволжья и тюркскими народами?
        С какими целями так делаете?

      • Анонимно
        18.04.2019 12:35

        Давайте-все объединимся и скжаем:
        Нет-грязному воздуху!
        Нет-грязной воде!
        Нет-ГМО продуктам!
        Да-динамично развивающимся деревням!

    • Анонимно
      18.04.2019 09:02

      Идель-Урал (штат) — нереализованный проект национальной автономии татар и башкир в 1-й четверти XX века.
      Идель-Урал (легион) — подразделение вермахта во время Второй Мировой войны, состоявшее из представителей поволжских народов (татары, башкиры, марийцы, мордва, чуваши, удмурты).
      Таких объединений народам России не нужны. Выезжайте за пределы РФ и там пропагандируйте свои "объединения", если успеете конечно до подлета ВКС или встречи с ССО.

      • Анонимно
        18.04.2019 09:59

        Во второй мировой не только идель Урал был, но и миллионная армия власова
        И полмиллиона полицаев
        И много других
        Лучше не начинайте

    • Анонимно
      18.04.2019 09:09

      Характерная и очень важная деталь: Хабиров не встречал Минниханова в Аэропорту.
      Все эти пассаже про "внезапный" отъезд а Москву....

      Опять с "граблями" вышла интеллигенция.
      Не впервой, 30 лет уже они, как "светоч" народа, впереди.
      Ничего хорошего от этого нет, но упорство отменное.

      Исходя из всего прочитанного, становится ясно, что соперничество между республиками будет похлеще, чем во времена Муртазы.
      Лет через пять та же интеллигенция с вдохновением будет вспоминать прекрасные времена 90-х и 2000-х годов.
      Москва, со своей стороны молодец: Чётко отстроила и подготовила свои планы.
      Татарские реверансы в сторону Сидякина скоро покажут свою ошибочность.
      В этом плане можно уверенно сказать - Фед центр очень хорошо подготовился.

    • Анонимно
      18.04.2019 09:32

      Пожалуйста создавайте свою организацию тюркских народов, но о территориальном объединении и не мечтайте.
      В перспективе в нашей стране не будет никаких субъектов разделенных по национальному признаку, так как страна многонациональная и выделять какие-то национальности, делая их особенными неразумно и несправедливо.
      У всех народов нашей страны одинаковые права и обязанности.

      • Анонимно
        18.04.2019 10:45

        09.32

        а кто мечтает о территориальном объединение?

        будет культурное обледенения народов тюркский цивилизации

      • Анонимно
        18.04.2019 10:50

        09.32

        почему объединение русских княжество это хорошо

        а тюркских республик это плохо?

        • Анонимно
          18.04.2019 11:40

          Кто дал вам право считать некоторые регионы тюркскими?
          Здесь живут много народов, и у них право голоса никто не отнимал, пока.
          Хотя такое желание явно прослеживается, так?

          • Анонимно
            18.04.2019 12:05

            11:40 а они думают, что раз те из митингов злят 10-20 человек, значит народы всех республик за них, а «америка с ними». Да и не стоит на них внимание обращать

        • Анонимно
          18.04.2019 12:10

          Где покажите мне на карте объединения русских княжеств?
          В вашем больном сознании?

      • Анонимно
        18.04.2019 12:05

        Русский народ обделен. Свое время экс-министр союза Н. Губенко на основе закона "О национально-культурных автономиях …" хотел создать национально-культурную автономию русских РФ. В закон внесли изменения, не суждено!

        • Анонимно
          18.04.2019 12:35

          Я бы согласился на такое «отделение» своего татарского народа.
          Чтобы все было на татарском, название соответствующее...
          Чтобы называлась эта страна Великая Татария, столица была в Казани, все делопроизводство, вся культурная и повседневная жизнь на татарском языке...а отдельной татарской автономии, чтобы не было.
          Айда, меняться!

          • Анонимно
            18.04.2019 13:09

            Куда людей другой национальности, живущих в Татарстане, денешь?

        • Анонимно
          18.04.2019 12:40

          Без Русской Республики нет полноценной федерации

          • Анонимно
            18.04.2019 13:29

            В федерации не должно быть национальных республик.

            • Анонимно
              20.04.2019 12:26

              ТЫ САМ ПОНЯЛ ЧТО НАПИСАЛ?????
              ТЫ НАПИСАЛ -ВОДА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МОКРОЙ!!!
              ИЗУЧИ СМЫСЛ СЛОВА ,,ФЕДЕРАЦИЯ,,-. ПОТОМ СТРОЧИ

  • Анонимно
    18.04.2019 08:35

    Безусловно нужно и важное мероприятие, обоим регионам есть чему друг у друга поучиться, есть сферы для сотрудничества.
    Прежде всего некоторым горячим головам стоит прекратить разжигать, не ставить Татарстан и татар выше, как старшего брата, а Башкирию и башкир, как учеников. Прекратить всякие потуги и споры, кто там кого себе переписал в татары и башкиры, кто какой должен язык изучать т.д.
    Стоит также Татарстану стоит за положительный пример взять, как исполнить требования Закона и привести Конституцию в полном соответствии с федеральным законодательством, без ущерба для республики.
    Также опыт по урегулированию вопросов по изучению государственного языка республики - в Башкирии задолго до поправок в закон об образовании изучали национальный язык добровольно и результативно, без всяких конфликтов.
    Так же в Башкирии не давали и не дают поднять голову радикальным националистам. Их хоть и в Татарстане капля в море, но как пример в борьбе с этим злом тоже есть чему у башкир поучиться.

    • Анонимно
      20.04.2019 12:32

      Уважаемый представитель братского народа- ты начал за здравие, а закончил.......сам себе противоречило.

      В итоге закончилось поучением татар....вот ну ничего против башкир не имею, пока они татар не пытаются ....как бы помягче сказать.....ПОЙМИ ОДНО- ПРОБЛЕМЫ БАШКИРСКОГО НАРОДА НЕ ИЗ-ЗА ТАТАР!!!! БОЛЕЕ ТОГО-ТАТАРЫ ГОРОЙ ЗА ВАС, ТОЛЬКО УВАЖАЙТЕ ИХ ЯЗЫК И ТРАДИЦИИ!!!! ВСЕГО-ТО ТАКАЯ МАЛОСТЬ

  • Анонимно
    18.04.2019 10:35

    Ни министра экономики, ни главы АИРа в составе делегации, кроме песен и плясок развивать нечего...

    • Анонимно
      18.04.2019 11:42

      Хорошее замечание.
      Вертолётчики массово едут в Уфу, переучиваться на Ка 226, которые будут поставляться в Индию и т.д.
      Ми 8 оставляют только в Улан Удэ.
      Всё авиастроение концентрируется вне Татарстана.
      Татарстан сажают на иглу дотационного сельского хозяйства, открывая крупные холдинги, убивающие село.
      Все эти Хайеры и китайские цеха, при изменении экономических условий, в течении 2-3 лет переедут в ту же Украину.
      Останется тяжёлая Нефть, Химия и ГМО-шное сельское хозяйство.

      • Анонимно
        18.04.2019 11:51

        11.42 Нужно сконцентрироваться на переработке тяжелой нефти,развитии нефтехимии,сельского хозяйства (натуральные продукты и их переработка) и также развитие микроэлектроники.Микроэлектроника нужна в любой деятельности ,за ней будущее .

        • Анонимно
          18.04.2019 12:41

          Мозги надо развивать тоже
          Для этого и сделали Иннополис

  • Анонимно
    18.04.2019 10:40

    В Башкирии теперь хороший руководитель. Значит башкиры поедут домой к себе на родину раз дела пошли на поправку???

  • Анонимно
    18.04.2019 11:35

    А я думаю что не надо голосовать за обоих, не за того не за другого. И думаю что так думают многие

  • Анонимно
    18.04.2019 12:33

    Выставочный проект делал минкульт. От госархива там только выставка тамги. К этому проекту также присоединился минмол с выставкой детских рисунков.

  • Анонимно
    18.04.2019 12:37

    Альтернативные кандидаты есть?

  • Анонимно
    18.04.2019 12:58

    Давайте жить дружна, друзья

  • Анонимно
    18.04.2019 13:50

    Опять обсуждение темы про визит и взаимоотношения 2 добрососедских регионов России свели к измерением «кто главнее», «кто старше и младше», «выступлениям» троллей и нацботов. Ничего интересного не обсудили.
    У них время много - на пенсии хочешь интернет осваивай, хочешь на митинги ходи...

  • Анонимно
    18.04.2019 14:48

    Я никак не пойму, от кого и от чего должны защищать Башкотостан - татар, а Татарстан - Башкир! Еще про какие то границы упоминаются... Вы что товарищи, это ведь слушают дети, молодежь! В дальнейшем еще начнут строить высокие заборы( денег не куда будет девать), как в США! Почему без конца о нации акцент делаете?! Конституция едина для всех! 21 век!

    • Анонимно
      18.04.2019 15:11

      Да не нагнетает никто. Так нацботы балуются от безделия, для поднятия собственной самозначимости. Без паршивых овец тоже не бывает. А в целом народы ничего не делят и не выясняют, даже понятия не имеют про существования этих троллей - живём в одной стране.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль