Общество 
2.05.2019

Майя Ломидзе: «Раньше наши туристы тратили все до копейки, теперь везут магнитики»

Как изменятся цены на популярных направлениях, какую подлянку сделали речникам и сработал ли слоган «В Сибирь по доброй воле»

«Средний класс перешел в категорию бюджетных туристов, а они пополнили армию тех, кто никуда не ездит», — говорит исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала об итогах раннего бронирования на майские праздники, последствиях подорожания Турции на 15–30% и новом тренде — поездках в соседние регионы, чтобы «просто сменить картинку».

Майя Ломидзе: «Подавляющее большинство жителей страны никуда не едет. Тем не менее, по предварительным оценкам, желающих уехать на майские праздники в этом году на 20% больше, чем в прошлом» Майя Ломидзе: «Подавляющее большинство жителей страны никуда не едут. Тем не менее, по предварительным оценкам, желающих уехать на майские праздники в этом году на 20 процентов больше, чем в прошлом» Фото: Алексей Белкин

«ЖЕЛАЮЩИХ УЕХАТЬ НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ЭТОМ ГОДУ НА 20 процентов БОЛЬШЕ»

— Майя Арчиловна, какой отдых на эти майские праздники предпочли россияне? Будет ли это дача или морское побережье?

— Подавляющее большинство жителей страны никуда не едут. Тем не менее, по предварительным оценкам, желающих уехать на майские праздники в этом году на 20 процентов больше, чем в прошлом. Все, кто едет, отправляются в основном к морю — в Сочи или Турцию. Она лидирует среди зарубежных направлений с большим отрывом. Сочи, соответственно, среди российских.

— С чем вы связываете выросший спрос?

— Дело в том, что по акциям раннего бронирования майские праздники были включены в летние предложения и продавались со скидкой 20–25 процентов. Большинство как раз купили туры по акциям, когда в феврале–марте за 17–20 тысяч на человека можно было приобрести путевку в Турцию на 10 дней. Примерно столько же стоил Сочи. Сейчас такой же тур обойдется от 30 тысяч рублей на человека. Майские праздники, по сути, стали началом летнего сезона.

— Помимо Турции, какие еще страны пользуются популярностью?

— Греция, Кипр, Испания, Таиланд и Болгария. Это традиционный набор. Нового и прорывного направления у нас нет.

— А внутри страны, помимо Сочи?

— Краснодарский край у нас лидирует, но, помимо Сочи, на длинные майские праздники берут Геленджик, Анапу, то есть уезжают в основном на море. Также среди продаваемых направлений Подмосковье, Крым, Санкт-Петербург, появился Калининград — на майские праздники на него довольно неплохой спрос.

Предвижу вопрос про экскурсионные направления. Это, как обычно, короткие туры — два-три дня. Поскольку они под акции раннего бронирования не попадали, их продолжают покупать и сейчас. Да, столица РТ вошла в пятерку самых запрашиваемых. В итоге в списке популярных направлений оказались Питер, Москва, города «Золотого кольца», как ни странно (хотя спрос ниже, чем год назад), и Казань.

— Столица РТ постоянно входит в пятерку популярных направлений. Достигнут ли уже предел насыщения рынка?

— Нет, предел не достигнут, емкость рынка больше, Казань может принимать явно больше, чем продается.

— Что мешает продавать больше?

— Отсутствие денег у людей, а цены на туры не снижаются. На экскурсионных направлениях, когда стоимость на семью из трех человек может достигать 10–12 тысяч рублей без учета дороги, это дорого за три дня, даже если хорошая экскурсионная программа. Потому рост цен на экскурсионных направлениях наиболее ощутим, а это влияет на спрос.

— В целом цены на отдых в майские праздники значительно выросли в этом году?

— Если не считать туры, которые продавались по акциям раннего бронирования, в среднем рост составил 10 процентов. Есть направления, например Кипр, которые почти не подорожали — не более 2–3 процентов, что незаметно для потребителя. Но большинство направлений все-таки увеличилось в стоимости.

«Предел не достигнут, емкость рынка явно больше, Казань может принимать явно больше, чем продается» «Предел не достигнут, емкость рынка больше, Казань может принимать явно больше, чем продается» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОЗМОЖНО, У ТУРЦИИ НЕ БУДЕТ ТАКОГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПРИРОСТА ТУРИСТОВ»

— Подведем итоги акций раннего бронирования. Спрос в этом году был выше, чем в прошлом?

— Да, спрос был выше, чем в прошлом году, на отдельных направлениях, но распределился неравномерно. Например, спрос на тот же Кипр остался на уровне прошлого года, а Турция, где все ожидают подорожания летом (и оно будет), продается примерно на 20 процентов больше, чем год назад. У Греции прирост на 10–12 процентов. Активно продавался Сочи — рост где-то на 20 процентов именно по акциям раннего бронирования. В совокупности можно говорить о росте спроса на 15–18 процентов.

Но есть одна интересная особенность акций раннего бронирования этого года: люди четко выбирали июль, август и начало сентября. Большая часть спроса пришлась именно на этот период, так как летом туры будут стоить существенно дороже, а по акциям раннего бронирования можно было прилично сэкономить. На июнь спрос обычно ниже, как и цены, и наши потребители уже знают об этом. Потому больше 60 процентов всех предложений, которые проданы по акциям раннего бронирования, пришлось на июль и август.

— Если на майские праздники цены в среднем увеличились на 10 процентов, то на летний отдых какой рост?

— Тоже везде по-разному. Греция даже с учетом колебания евро, который то снижается, то повышается, выросла на 10 процентов. Туры в Турцию подорожали на 15 процентов точно, а некоторые объекты повысили цены на 18–30 процентов. Испания, Италия — максимум 10 процентов роста стоимости, а Кипр, как я говорила, почти не изменился в цене, как и Болгария. Самое существенное повышение коснулось Турции. При этом подешевели на 3–5 процентов туры в Таиланд, Доминикану и на Кубу.

— Почему Турция все-таки подняла цены?

— Сыграла совокупность факторов. Во-первых, в эту страну поехали активнее европейские туристы, заполняемость отелей увеличилась. Спрос на Турцию во всем мире вырос, поэтому нет острой необходимости заполнять емкости за счет какого-то растущего рынка. Во-вторых, в прошлом году были мегаспециальные цены для российского рынка, чтобы сделать прорыв, быстро перехватить наших туристов. Эта задача выполнена. Снижения спроса из-за повышения цен отельеры не ожидали, их прогнозы сбылись — он действительно не упал. В-третьих, сказалась внутриэкономическая ситуация в самой Турции, там произошла серьезная девальвация лиры, которая должна была привести к удешевлению, но в связи с высокой инфляцией все коммерческие структуры пытаются покрыть издержки за счет растущих цен.

— Туристы сильно удивляются тому, что любимая ими Турция внезапно превращается в не очень бюджетный отдых?

— Особо пока никто не стонет. Однако, возможно, в этом году у страны не будет такого значительного прироста туристов, как в 2018-м. По нашим оценкам, максимум 5–7 процентов. Соответственно, ожидаем увеличения спроса на греческом, кипрском направлениях.

— Раз Турция подорожала так значительно, останется ли она направлением номер один на лето?

— Да.

— Как ей это удается?

— Это оптимальное сочетание цены, качества и набора предлагаемых услуг. Стало понятно, что Турция предлагает нашим туристам то, что они хотят: полноценный all inclusive, возможность отдохнуть с ребенком на территории отеля, где есть чем заняться, можно даже его не покидать. Причем у нас уже есть оформившаяся тенденция не брать дополнительные услуги на местах. А в Греции, Испании и Италии они просто необходимы, так как там нет такого количества отелей с большой территорией и надо как-то разнообразить лежание на пляже. В Турции можно не брать дополнительные услуги, при этом досуг будет разнообразным, пусть даже по более высокой цене.

— Есть ли потолок цен, после которого люди будут выбирать, например, Сочи, а не Турцию?

— В Сочи в принципе наши граждане больше ездят. Перераспределения спроса, чтобы кто-то вместо Турции выбрал какое-то другое направление, пока не видим на данный момент.

«Спрос на Турцию во всем мире вырос, поэтому нет острой необходимости заполнять емкости за счет какого-то растущего рынка» «Спрос на Турцию во всем мире вырос, поэтому нет острой необходимости заполнять емкости за счет какого-то растущего рынка» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЯВЛЕНИЕ ЕГИПТА моментально перераспределит спрос»

— Каковы предварительные прогнозы о том, как изменится общее количество выездных туристов?

— Пока предварительно можно сказать, что прирост будет, но без прорыва. Если к концу года получим увеличение на выездных направлениях 10 процентов, это станет хорошим результатом. Но рекорд 2013-го пока не побит после спада в 2014–2016 годах.

— Есть ли новости про Египет?

— Инспекция закончится в конце апреля, и будем ждать объявления даты открытия. Есть основания полагать, что по итогам проверки через две-три недели будут объявлены сроки открытия Египта, на данный момент они неясны (интервью у Ломидзе было взято 17 апреля — прим. ред.).

— Если Египет откроют, как поменяется расклад на туристической карте?

— Если это произойдет в летнем сезоне, то, конечно, спрос начнет перераспределяться. Хотя у компаний будут сложности с поиском перевозки, летний график уже сверстан. Тем не менее появление Египта повлияет на все направления, в том числе на Турцию. Если это случится осенью, то сформирует другую картину осенне-зимнего сезона. Пока есть основания считать, что цены несильно изменятся. А с учетом того, что у нас люди не богатеют год от года, появление любимого бюджетного направления, которого еще и столько времени ждут (до сих пор фразы «туры в Египет» входят в хиты поисковых запросов), моментально перераспределит спрос, оттянув на себя туристов с более дорогих направлений.

— Сейчас туроператоры предлагают какие-то варианты, например, с перелетом через Каир?

— Определенный спрос на Египет даже сейчас есть, где-то порядка 150 тысяч человек воспользуются этим предложением. Но такие туры стоят от 70 тысяч рублей.

«Определенный спрос на Египет даже сейчас есть, где-то порядка 150 тысяч человек воспользуются этим предложением. Но эти туры стоят от 70 тысяч рублей» «Определенный спрос на Египет даже сейчас есть, где-то порядка 150 тысяч человек воспользуются этим предложением. Но такие туры стоят от 70 тысяч рублей» Фото: ©Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

НОВИНКИ СЕЗОНА — СЕРБИЯ, АЛБАНИЯ И СЕВЕР ИСПАНИИ

— Какие-то экзотические страны пользуются спросом?

— Случилось две относительно неожиданных истории. Операторы отмечают рост спроса на Сербию летом-2019, есть чартеры на Албанию, которая отменила визы на летний сезон. Это очень маленькие рынки, но мы видим увеличение спроса. Возможно, данный факт связан с тем, что предложены хорошие цены и нашим гражданам хочется какого-то разнообразия.

Этим летом появилась еще одна новинка, хотя для меня всегда было загадкой, почему у нас до сих пор на рынке нет данного продукта. Пакетные туры в Испанию продаются у нас в течение последних десятилетий во все пляжные регионы. Но внутренняя Испания и ее север, то, куда ездит весь мир (Бильбао, Сан-Себастьян, Галисия), вообще не были представлены на рынке в виде пакетов. Летом-2019 такие туры появились, но всего у одного туроператора. Это совершенно другая Испания — и визуально, и по городам, и по экскурсионному наполнению, плюс там есть море. В 2019-м по два заезда в месяц, посещение 7 городов обойдется в 120 тысяч рублей на двоих за 8 дней.

— На одной из пресс-конференций вы рассказывали про африканскую Гамбию. Как с ней дела?

— Да, была Гамбия. Туда поставили чартеры, а они сразу подняли цены, в том числе на обслуживание в аэропортах. В результате это повлияло на спрос, и чартерные программы на Гамбию свернули, так что сейчас данной страны нет.

«Туристы выбирают максимально бюджетные варианты отдыха с минимумом дополнительных услуг» «Туристы выбирают максимально бюджетные варианты отдыха с минимумом дополнительных услуг» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СРЕДНИЙ КЛАСС ПЕРЕШеЛ В КАТЕГОРИЮ БЮДЖЕТНЫХ ТУРИСТОВ»

— Насколько популярны страны бывшего Советского Союза?

— Растет спрос на Грузию, Беларусь, Армению, Узбекистан и Азербайджан. Хотя показатели по количеству туристов везде разные. Понятно, что в Беларусь едут чаще всего, так как туда можно добраться на машине. На втором месте идет Грузия. В Прибалтику тоже миллионные потоки, но это приграничный туризм и, как ни странно, санаторное лечение.

— Почему выбирают эти страны? Из-за отсутствия языкового барьера?

— Здесь тоже играет совокупность факторов. В каждой из стран есть своя фишка. В Беларуси всех поражает порядок, чистота, экскурсионка и санаторное лечение — абсолютно понятный интерфейс, но все более упорядочено, чем в родных пенатах. Грузия — это экскурсионка, плюс море, еда, виды и невероятное гостеприимство. Очень возвратное направление: я знаю людей, которые открыли для себя Грузию, ездят туда каждый год разными компаниями, могут даже дважды в год поехать. Узбекистан — это экзотика, тысяча и одна ночь, древнейшие города и памятники ЮНЕСКО, плюс тоже вкусная еда и гостеприимство. Они там как-то так все наладили, что нет проблем с отравлениями, несмотря на невероятно обильную кухню и жаркую погоду. Прибалтика — это почти Европа, а также там то санаторное лечение, которое нужно нашим гражданам.

— Поясните.

— Воды, массажи, процедуры — то, что есть в Литве или Латвии. Понятно, что туда ездят в основном те, кто еще в советские годы там бывал. Это курорты, после которых люди себя хорошо чувствуют, не жаркие курорты. Молодежь ездит туда с другими целями.

— Каково потребительское поведение наших туристов? Они экономят или готовы спустить деньги на ветер?

— Выбирают максимально бюджетные варианты отдыха с минимумом дополнительных услуг. Средний класс перешел в категорию бюджетных туристов, а они пополнили армию тех, кто никуда не ездит. В сегменте дорогого VIP-туризма нет никакого сокращения, но и увеличения тоже нет. Поэтому общая тенденция — максимально сэкономить, но она не затронула премиальный сегмент.

— Портрет среднестатистического туриста: за чем едут наши сограждане — за ощущениями, морем или древности посмотреть?

— Большинство наших туристов, как и во всем мире, едут за морем, пляжем, солнцем, теплом. Но во всех странах и на всех курортах отмечают, что наши туристы любознательные, им интересно что-то узнать новое, что-то посмотреть. Конечно, последние три-четыре года количество желающих потратить на это деньги сильно сократилось. Желание осталось, но средств нет. Причем, несмотря на кризис, экономию на дополнительных услугах, люди, как только пересекают границу, тратят больше, чем планировали. Этот момент тоже остался. Туристы по-прежнему любят попробовать что-то новенькое: еду, какой-то напиток, привезти что-то местное в качестве сувенира.

Наши туристы прижимистые на момент покупки тура и достаточно щедрые после пересечения границы и прибытия на курорт, но теперь в пределах своих возможностей. Если раньше тратили до последней копейки все, что есть, то сейчас, конечно, больше расчета и рациональности. Раньше одной из черт был шопинг. Что греха таить, он делает отдых приятнее, особенно женской половины туристического потока. Сейчас эта часть резко сократилась.

— Теперь только магнитики покупают?

— Максимум магнитики, и то, если уже есть из этой страны, второй не повезут. Наши туристы в основном любят путешествовать семьями, компаниями. Наблюдаем две абсолютно разнозначные тенденции. Первая — те туристы, которым где-то когда-то понравилось, могут много лет ездить в одно и то же место и пытаться там что-то найти. Это как раз та категория туристов, которая выбирает Турцию и тоскует без Египта. Вторая половина — те, которые хотят каждый раз что-то новенькое, поэтому каждый год отправляются в другую страну или доселе неизвестный им регион.

«Бессмысленно ставить каждому из 85 регионов цель — принять столько же туристов, сколько Краснодарский край, Москва или Питер. Это не потому, что они лучше или хуже. Просто у каждого разная целевая аудитория и потенциал» «Бессмысленно ставить каждому из 85 регионов цель принять столько же туристов, сколько Краснодарский край, Москва или Питер. Это не потому, что они лучше или хуже. Просто у каждого разная целевая аудитория и потенциал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИДУМАЛИ ФЕЕРИЧЕСКИЙ СЛОГАН: «В СИБИРЬ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ»

— Будет ли прирост по внутрироссийским направлениям?

— Да, по прогнозам и Крым, и Сочи в этом году покажут 10–12 процентов прироста, потому что очень хорошие цены. Крым в 2019-м выстрелит, потому что туда вышел «Библио Глобус» со своими технологиями, уже опробованными на Сочи, когда они на майские праздники продавали тур на неделю за 5 тысяч с перелетом. В 2019 году нет таких цен на Сочи, но есть Крым по меганизким ценам. Только за счет этого, не говоря об усилиях других операторов и самостоятельных туристах, будет обеспечен рост на внутрироссийских массовых направлениях.

— С Сочи и Крымом все понятно, но куда еще в России едут люди?

— У нас стала формироваться интересная тенденция. Получит ли она развитие и как-то укрепится, пока непонятно. Но, по оценке Сбербанка, количество наших туристов, которые путешествуют в своем регионе или выезжают в соседний, увеличилось с 26 до 38 процентов. Мы это тоже видим, хотя больше половины данного потока составляют люди, которые садятся в машину и сами едут куда-то.

Это пока сложно назвать какой-то устойчивой тенденцией, поэтому я не смогу вам дать точные цифры по притоку, сколько туристов, например, приехали из Тюменской области в Свердловскую. Однако данное явление интересно тем, что, возможно, формируется как часть жизни привычка путешествовать: сменить картинку, куда-то выехать, необязательно далеко и дорого, можно просто съездить в соседний город, посмотреть, что там происходит, посидеть и вкусно поесть, искупаться в озере. Эта тенденция стратегическая, как формирование другого привычного образа жизни.

— Чем объясняете данный факт? Меняется ментальность россиян или просто кризис для них закончился и некуда деньги потратить?

— Кризис не закончился, дело не в деньгах, а в желании сменить картинку. В свое время мы говорили с министерством Израиля, рассказывали, что начался кризис, пойдет снижение спроса. Они ответили: «Нет, поверьте нашему опыту, будет ровно наоборот». Оказалось, что при возникновении сложных ситуаций люди начинают больше путешествовать, чтобы переключиться со своей рутины на что-то другое. Так что не очень радостные новости в экономике не мотивируют тратить больше денег, но ты хочешь развлечься и не думать об этом. Желание сменить картинку и узнать, как живут соседи, — такая тенденция видна. Вопрос в том, закрепится ли она.

— Россия — большая страна. Но какие-то регионы входят в пятерку популярных, а какие-то — нет. В чем причина? Плохой пиар или там и правда не на что смотреть? Например, что есть в Еврейской автономной области?

— Я мечтаю туда попасть, но, мне кажется, они сами в себя не верят. На самом деле, у нас в каждом регионе есть что посмотреть. Но вопрос: на кого рассчитано? Есть субъекты РФ, куда можно возить школьников, студентов, а имеются регионы, которые связаны с историческими периодами, с великими именами. Взрослый человек поедет туда только для переосмысления чего-то, это культурно-познавательная история. Таким субъектам, конечно, нет смысла рассчитывать на миллионные потоки.

Бессмысленно ставить каждому из 85 регионов цель принять столько же туристов, сколько Краснодарский край, Москва или Питер. Это не потому, что они лучше или хуже. Просто у каждого разная целевая аудитория и потенциал. Тем субъектам, где есть интересный и разнообразный продукт, не хватает пиара. Рекламы много не бывает, а в туризме у нас ее практически нет. Например, в Тюменской области придумали феерический слоган: «В Сибирь по доброй воле». Здесь действительно можно провести уик-энд. Из Москвы на выходные, правда, не полетят, но из Свердловской, Челябинской областей или Кургана поедут. Это хороший регион для city break — погулять, посмотреть нефтетур, съездить на экскурсию. Но нужна более массированная реклама, хотя Тюменская область за последний год увеличила поток на 300 процентов.

— На внешних рынках, как я понимаю, кроме Москвы и Питера, больше ни о чем не знают.

— Казань очень активно продвигает себя. Есть еще несколько брендов, которые работают на внешних рынках и чувствуют отдачу. Это, как уже сказали, Питер и Москва (именно в таком порядке), Волга, Сибирь, Байкал, Алтай, Камчатка — бренды, которые узнает любой, кто может даже не знать, где расположена Россия, но какая-то ассоциация возникнет. Так что Иркутская область с Байкалом бьет все рекорды по въезду, Камчатка работает на пределе своих возможностей, особенно летом, круизы по Волге — тоже один из самых продаваемых на мировом рынке продуктов. Сибирь немного пугает, потому что ассоциации, которые возникают, — холод, ссылки, тюрьма и уж точно медведи на улицах. Но это бренд, который совершенно точно можно продавать.

«Потоки иностранных туристов везде растут. Кроме Камчатки, едут в Красноярский край, на полярный Урал, в Мурманск за северным сиянием — все это тоже стало привлекательным» «Потоки иностранных туристов везде растут. Кроме Камчатки, едут в Красноярский край, на полярный Урал, в Мурманск за северным сиянием — все это тоже стало привлекательным» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Другое дело, как туда добраться.

— Пока только через Москву, но в этом я тоже вижу преимущество. Потому что любой иностранный турист, который в первый раз приезжает в Россию, все равно захочет посетить столицу.

— Кто должен заниматься продвижением регионов? Они сами, своими силами или федеральный центр все-таки должен оказывать поддержку?

— Регион вместе с федеральными властями должен продвигать себя как туристическое направление. Прямая аналогия с любой страной: когда Испания себя продвигает, она же рекламирует Валенсию, Каталонию, Андалусию. Дальше подтягивается бизнес и уже продает готовый продукт. Не может туроператор рекламировать регион или страну, у него нет на это денег, соответствующего инструментария, вообще не его задача.

— В связи с санкциями, геополитической ситуацией как Россия на мировом туррынке выглядит? Как страна, куда ехать не стоит, или, напротив, как страна, куда было бы интересно отправиться? Плюс у нас еще и визы.

— Да, визы — это наша история. Почему нельзя на первом этапе сделать многократные визы гражданам всех Шенгенских стран, как это они делают для россиян? Нет ответа на данный вопрос. А так, конечно, впечатления противоречивы, особенно в тех странах, с которыми мы находимся в напряженных геополитических отношениях. Но все равно приток иностранных туристов растет.

— Сколько процентов? Наверное, китайцы к нам едут.

— Да, самый большой прирост среди китайцев. Хотя 2018-й не очень показателен, потому что был чемпионат мира по футболу — и поток вырос где-то на 11–12 процентов. Но и на следующий год много заявок. Причем едут и из Западной Европы, которая, казалось бы, должна воспринимать нас как небезопасное направление. Однако продавать страну как туристическую можно при любом геополитическом раскладе, если нет военных действий или стихийного бедствия. А во всех остальных случаях даже геополитические противоречия можно использовать для продвижения, потому что можно играть на любопытстве. Именно это срабатывало в советское время.

— Сейчас срабатывает?

— Срабатывало в 2014–2015 году, когда случилась девальвация, плюс любопытство посмотреть на эту «страшную страну». Хотя, конечно, данный мотиватор работает не во всех странах и не для всех.

— Помимо столиц, иностранные туристы, наверное, едут по «Золотому кольцу»?

— «Золотое кольцо» обычно включается в пакет с Москвой. Есть еще речные круизы. А на Дальнем Востоке вообще ситуация другая: там заходят круизные суда, летают чартеры из Кореи, Сахалин тоже видит поток японских и корейских туристов. В регионах за Уралом совсем другая история, чем в Центральной России. Потоки иностранных туристов везде растут. Кроме Камчатки, едут в Красноярский край, на полярный Урал, в Мурманск за северным сиянием — все это тоже стало привлекательным. За последние годы поток на данный неклассический нестоличный продукт вырос. В абсолютном выражении мы, конечно, говорим о каких-то 200–300 тысячах человек, но динамика есть.

—  Может, стоит пересобрать бренд «Золотое кольцо», актуализировать?

— Надо придумать что-то новое, потому что спрос снижается последние три года. «Золотому кольцу» нужна перезагрузка. Углич старается, придумали молодежные туры, пытаются привлечь другую аудиторию на другой продукт. Однако пока это сильно не оживило спрос, но не из-за того, что продукт плохой, просто отдача всегда видна только через полтора года.

— Мы не раз с вами упоминали речные круизы, на которые в 2019 году вырос спрос. Кто основной потребитель — иностранцы или наши граждане?

— Если брать весь продукт в совокупности, то большинство, конечно, наши. Но иностранный поток тоже растет. Это довольно специфический продукт, он очень возвратный. Есть люди, которым нравится такой вид отдыха, они бронируют круизы из года в год, привлекают друзей и родственников на разные маршруты.

В прошлом году сделали подлянку речникам: подняли стоимость топлива на 45 процентов, плюс еще были изменения по налогам. С одной стороны, объявили о льготе, с другой — она обернулась еще большей финансовой нагрузкой. Чтобы не потерять спрос, речники не поднимали цены и удерживали их при раннем бронировании на уровне прошлого года. Понятно, что летом-2019 цены будут другие. Невозможно 45 процентов повышения цен на топливо брать на себя, это просто работа в убыток. Но за счет того, что они льготные цены удержали на такой длительный период, вырос спрос. Это результат правильной политики лояльности к клиентам со стороны операторов речных круизов.

— Но круизы больше пользуются спросом у людей старшего поколения?

— Молодежь там тоже есть, но основной профиль — люди старше 40 лет как среди наших, так и иностранных туристов. Самый популярный маршрут — Москва — Питер, востребован Валаам — Соловки, это хиты продаж на протяжении последних лет.

«На текущий момент мы не видим предпосылок к финансовой неустойчивости туроператоров, включая мелких и средних» «На текущий момент мы не видим предпосылок к финансовой неустойчивости туроператоров, включая мелких и средних» Фото: Алексей Белкин

«БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ КОМПАНИЙ ЗАКРЫЛоСЬ ТАК, ЧТО ТУРИСТЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ»

— В российском союзе туриндустрии допускают очередные банкротства туроператоров. Согласны с ними? Кто под наибольшей угрозой? Не думаете ли вы, что через несколько лет на рынке останется всего несколько туроператоров-гигантов?

— На текущий момент мы не видим предпосылок к финансовой неустойчивости туроператоров, включая мелких и средних. Понятно, что ближе к сезону ситуация может меняться и к июню сложится другая картина. Но сейчас я не могу сказать, что этим летом кто-то обязательно закроется.

Процесс жесткого отбора на рынке туроператоров местами был болезненным. Но больше тысячи компаний закрылось так, что туристы не заметили. Это говорит о том, что рынок сокращается, происходит определенная консолидация. С другой стороны, было много причин банкротств. Это и ужесточившаяся конкуренция, когда спрос снижался, особенно на выездных направлениях, и надо было снижать цену. Еще одна причина — перепроизводство, то есть предложений на рынке оказалось больше, чем спроса. Причем это было в самые успешные годы, когда ставили рекорды, — 2012–2013-й. Каждый пытался ухватить свою долю, и предложений существовало больше, чем реального спроса, пусть даже растущего. В результате возникал кассовый разрыв. Тогда появился переизбыток чартерной перевозки на очень многих массовых направлениях, но не было столько туристов и не могло быть. Однако каждый рассчитывал: «Я свою долю захвачу, а другой конкурент закроется». Сейчас мы видим, что произошла балансировка спроса и предложения, никто уже не рискует и не пытается урвать свою долю, понимая, что есть определенная экономическая нестабильность, а у людей нет денег. Никто не рассчитывает, что сейчас ты сколько-то потеряешь, а потом отобьешь на других странах и в другом временном периоде. Поэтому неправильное планирование и недооценка собственных сил, эта причина практически ушла, хотя никто не исключает периодической неадекватности у отдельных предпринимателей. На данный момент я не вижу предпосылок для банкротств, нет звоночков, как это было с «Натали Турс» по незаселениям, нет сообщений от партнеров, что кто-то кому-то что-то должен. Ситуация сейчас стабильная.

— В финансовом плане отрасль себя хорошо чувствует?

— Рынок проходит стадию жесткого структурирования — то, что Европа пережила в 70-е. Понятно, что маленьким и средним компаниям непросто. Формируются безусловные лидеры с многопрофильным диверсифицированным бизнесом, с разным продуктом на разные аудитории — от деловых туристов до индивидуальных, плюс организация свадеб и мероприятий. А есть нишевые туроператоры, которые занимаются монопродуктом. Назвать этот период простым нельзя. Но если мы говорим с точки зрения потребителя, то ничего экстраординарного не происходит, рынок вычищается, структурируется. Чем крупнее (а не известнее) компания, тем она стабильнее.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (142) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.05.2019 08:24

Обычный средний класс перешел в категорию бедных
Теперь средний класс в России это средний руки силовики и чиновники

  • Анонимно
    2.05.2019 08:24

    Обычный средний класс перешел в категорию бедных
    Теперь средний класс в России это средний руки силовики и чиновники

  • Анонимно
    2.05.2019 08:41

    В России среднего класса совсем скоро совсем не станет
    Зато добавится зависимой нищеты

  • Анонимно
    2.05.2019 08:55

    Прорыв!!!!!! Сейчас люди и многие задумались а стоит ли тратиться когда доходы снизились и все возросло. Стоит ли работать как проклятый и все до копейки отдавать до магнитиков как там у вас)). Просто с повышение возрост люди задумались а стоит ли вообще трать я на все! Сейчас многие стали ни ездить на моря и заграницу, а просто напросто переезжать, так как все налоги возросло, сперва дети а потом и вся семья. Если бензин стоит дороже внутри страны а за ним разы меньше.

  • Анонимно
    2.05.2019 09:10

    Сейчас появилось много возможностей самостоятельно выбрать авиабилеты отель визы и направление поездки.
    Зачем платить посредникам, таким как турагенства?

    • Анонимно
      2.05.2019 12:33

      Не каждый способен самостоятельно организовать путешествие. Тем более работяга, пролетарии. Впрочем, и у богатых есть спрос на индивидуальную организацию тура

    • Анонимно
      2.05.2019 12:54

      Во-первых, у "посредников" оптовые цены, а самостоятельно вы будете брать по розничным.
      И как вы доберетесь прямым рейсом из Казани до курортов Турции , Греции или Испании?

      • Анонимно
        2.05.2019 12:58

        рейсовым самолетом. доберемся заранее покупайте билеты

        • Анонимно
          2.05.2019 15:04

          Рейсовые самолеты до Анталии, Ираклиона и Барселоны напрямую из Казани не летают.
          Придется пересаживаться в Москве, Стамбуле или еще где-то. Это будет всегда дольше по времени и дороже по цене, как бы заранее вы не купили билеты.

          • Анонимно
            2.05.2019 19:00

            Ошибаетесь, до анталии есть прямой рейс

          • Анонимно
            2.05.2019 19:47

            Билеты с пересадкой обычно стоят дешевле.До Москвы милями летим.Из Мск делаем пересадку в Риме,Амстердаме или Париже.Берем специально самую длинную,чтобы еще раз насладиться этими великолепными городами.Терпеть не можем чартеры и пакетные отдыхи по причине того,что тебе все навязывают,да и окружение на рейсе air france или klm абсолютно другое,чем в чартере какой-нибудь onur air.

    • Анонимно
      2.05.2019 13:31

      Причем тут дешевые билеты?
      Допустим летим куда то на курорт, да будут дороже авиабилеты, плюс трансфер от и до отеля. Цены в отелях для туроператора и розничного клиента всегда разные. Плюс головняк в виде потраченного времени на расчет прилета, трансфера и тд.
      Я летал и сам на победе и в библио глобусе в Сочи, цены примерно одинаковые. Но все равно во многих случаях тур удобнее. А в некоторые очень популярные маршруты тур получается сильно дешевле

      • Анонимно
        2.05.2019 13:43

        трансфер ДО отеля бесплатен. Просто сообщите отелю что вас нужно встретить билеты несильно дороже если не сказать что такое же пример с сочи непоказателен

        Головняка нет если у вас есть голова то все несложно

        • Анонимно
          2.05.2019 15:01

          Не надо обманывать людей. Бесплатный трансфер бывает только у очень дорогих отелей. И то, если вы берете виллу или очень дорогой номер. А так как вы стараетесь максимально сэкономить и живете , скорее всего, в недорогих отелях 3*, то трансфер они Вам , конечно, сделают, но заплатите вы дороже, чем на такси.

          • Анонимно
            2.05.2019 19:49

            Genius путешественник на booking.com.Трансфер подарком есть в очень многих отелях и аппартаментах.

        • Анонимно
          2.05.2019 18:26

          Трансфер анталья- недешевая частная вилла на побережье в том году стоила 50$ в один конец. И обратно так же. Рейсовым транспортом не добраться. И это только трансфер! Самоорганизованный отдых всегда дороже, причем намного. Если конечно не летишь Победой и не живешь в самом дешевом жилье и не питаешься заварной лапшой.

          • Анонимно
            2.05.2019 19:53

            Самостоятельные путешественники не летают в Анталью и подобные ей места.Нам нравятся другие города.Например,Анкона,Бари,Чефалу в Италии,Валенсия и Севилья в Испании,Лиссабон в Португалии итд итп.Чартеры туда,слава Богу,не летают.

    • Анонимно
      2.05.2019 14:42

      Очень не умный комментарий. Хлеб вы тоже на хлебокомбинате покупаете? А морскую рыбу- на море? Или в магазине- посреднике??? В турагентстве на основные турнаправления цены гораздо выгоднее, чем при самостоятельном бронировании. На не популярных направлениях однозначно выгоднее бронировать самому. Директор турагентства. Удачи!

      • Анонимно
        3.05.2019 00:08

        Уважаемый директор Турагенства, посчитайте мне маршрут Милан - Верона - Венеция - Флоренция - Рим - Неаполь - Катания на две недели и сообщите цену Вашу цену)))

        • Анонимно
          3.05.2019 15:33

          В Турагенстве это будет космическая цена)))
          Прошлым летом проехали как раз почти две недели по Италии с севера на юг вдвоем за 150 тысяч рублей на всю поездку, в этом году будет чуть дороже, я думаю.
          Мы были свободны и никто нас не гнал по программе пакетной, сколько хотели по времени, столько и останавливались дней в понравившемся месте. Было супер!

        • Анонимно
          4.05.2019 07:27

          Добрый день, Ваш запрос сформулирован не корректно. Какие даты? Сколько человек? Какая звёздность гостиниц? Тип питания? Вид трансфера? И тд... В прошлом году цены на двоих начинались от 47 тысяч. Без учёта виз(65евро). Экскурсионный тур.

        • Анонимно
          7.05.2019 14:40

          По тому, какой вы нарисовали маршрут, ясно, что вы по нему никогда не ездили.
          Надо быть совершенно ненормальным, чтобы за 2 недели проехать всю Италию с севера на юг. Галопам по Европам-это про вас. В нормальной турфирме вам объяснят, что за 2 недели посетить 7 городов в Италии-это ничего не увидеть. И что вы собираетесь делать в Катании?
          Вы хоть представляете сколько времени требуется, чтобы добраться из Неаполя на Сицилию.? Одним словом, балабол.

  • Анонимно
    2.05.2019 09:11

    Я в Кисловодске. Город и парк забиты битком.

    • Анонимно
      2.05.2019 09:35

      Ничего странного
      Когда нет денег на что то приличное то народ едет туда куда хватает денег- в Вашем случае это Кисловодск
      Был там тоже- неплохой вариант очень бюджетного и непритязательного отдыха

      • Анонимно
        2.05.2019 11:39

        А вы где? У вас хватало денег на Кисловодск? У нас между прочим очень хорошо - и погодка и еда и люди

        • Анонимно
          2.05.2019 11:49

          мы в египте. в хургаде.
          русских полно. все забито

        • Анонимно
          2.05.2019 14:12

          Я в Кисловодске работал
          Ничего особенного но с нынешними деньгами россиянам скоро и поездка в соседний поселок будет казаться раем
          А погодка еда и люди везде неплохи
          И скажем на Тенерифе гораздо лучше чем в Кисловодске

          • Анонимно
            2.05.2019 14:29

            А про Марс, про Марс можно? Расскажите пожалуйста.

            • Анонимно
              2.05.2019 14:35

              Можно и про Марс))
              Хотя зачем Вам?
              Не согласны с мнением? Так езжайте в Кисловодск!

            • Анонимно
              2.05.2019 22:26

              Что именно интересует? Я как раз здесь, в Марсе...
              Башкортостан)

          • Анонимно
            2.05.2019 14:31

            Под такими ЭКСПЕРТНЫМИ заключения лучше подписываться. А так Вы никто и выводы Ваши ничто.

      • Анонимно
        2.05.2019 12:29

        Завидуй молча. Кисловодск курорт на любые деньги.

  • Анонимно
    2.05.2019 09:20

    профессионально и честно

  • Азат Д
    2.05.2019 09:35


    Вообще то, в Казани турист по 10 тыс в день оставляет, и их 3 млн.
    Кто не верит спросите у Иванова с Санниковой.

    • Анонимно
      2.05.2019 10:37

      вообще то почему вам азат надо верить?? турист оставляет 10 тысяч вдень? в казани? ненаучная фантастика это

      верить вашим фамилиям А почему? им надо верить? и вам тоже? ДОКАЖИТЕ

      • Азат Д
        2.05.2019 10:55


        А вы кто?

        Да, не 3 млн туристов , а 3.2 млн
        https://www.tatar-inform.ru/news/2019/01/28/640407/
        И
        http://prokazan.ru/news/view/130134

        • Анонимно
          2.05.2019 11:15

          эти ссылки ничего не доказывают. стыдно мне за вас верите бог знает чему

          • Анонимно
            2.05.2019 11:37

            источники ссылаются на власти...но извините казанская мерия заинтересованное лицо и никогда не сумеет признаться что курс ошибочен на туризм.
            скатайтесь в Питер, походите летом по невскому заверните на рубинштейна,увидите огромное количество туристов переполненные рестораны кафешки скверы улицы..иноязчна яречь... море людей , а здесь? парадесятков на набережной озера? в выходнйо день?Летом? ..чтобы быть турцентром нам ХОТЯ БЫ ЧТОТО РАВНОЕ улицы рубинштейна иметь

            • Сегодня длнем проезжал на Б.Красной около храма, стояло от япеева до набережной около 15 автобусов, плюс под кремлем еще 10 и еще где то их видел, плюс вчера около загса стояло вечером штук 10-15 автобусов в районе 9-10 часов вечера. Так что туризм развивается. Все вместе может около миллиона и наберется. Но питер уже давно раскручен а Казань, только старается недавно. С Учетом того какие здания( Загс,Минсельхоз, скверы) строятся, у Казани тоже есть потенциал

              • Анонимно
                2.05.2019 13:45

                ну ну ПЯТЬ автобусов пустых стояло привез каждый человек по пятнадцать максимум Туризма в казань нет

                при ечм здесь зданияи туризм кому эти здания нужны вы очем?

              • Азат Д
                2.05.2019 17:52


                Ещё Казань лидер инновационных нанотехнологий не имеющих аналого в мире.

            • Анонимно
              2.05.2019 13:50

              Так Казань и не претендует иметь больше туристов чем в СПБ, они географическигораздо ближе к западной европе и все же это многолетняя столица империи"курс ошибочен на туризм" Курс понятное дело не только и даже далеко не только на туризм, но туристов стало гораздо больше и это видно не вооруженным глазом.

              • Анонимно
                2.05.2019 14:01

                вам просто говорят когда туризм есть он заметен а туристов в казань нет их не заметно туризм в казани убыточная отрасль... делать здесь нечего

                • Анонимно
                  2.05.2019 14:13

                  Видимо у вас плохо со зрением , сходите на осмотр, либо вы из Салават Купере не выезжаете, там да, туристов нет

                  • Анонимно
                    2.05.2019 14:36

                    Вы сходите к врачу сами у вас галлюцинации.

                    Какой доход от туризма? В ГОД?

                    А? вот тото одни расходы

                • Анонимно
                  2.05.2019 14:21

                  В чем убыточность? Во что именно вложили и сколько?

                  • Анонимно
                    2.05.2019 14:37

                    в чем убыточность а расходы на туризм? все это украшательство а дотации гостиницам?А расходы на проведение чемпионатов? все же затевалось ради туризма

                    • Анонимно
                      2.05.2019 15:31

                      Во первых на ЧМ Казань потратила меньше всех городов участников, во вторых украшательства это копейки, их итак делают независимо от туризма, в третьих дотаций в гостиницы никаких нет. Итого получаем по всем пунктам при минимальных затратах максимальную выгоду от туризма. Аргументов достойных у вас нет, просто вы один их тех кто вечно недоволен.

                    • Где ты видел дотации гостиницам? Гостницы частные, тот же хилтон( хотя ты наверное и не знал что такой есть в Казани) в Казани бы просто так не открылся если бы тут был голяк с туристами

                  • Анонимно
                    2.05.2019 15:25

                    Сегодня весь центр забит туристами

                • В Каком плане она может быть убыточная, объясни пожалуйста?

                  • Азат Д
                    2.05.2019 17:50


                    Сколько налогов гостиницы и кафешки в год платят городу? есть такая инфа? А содержание различных комитетов и мероприятий денег стоит.

                  • Анонимно
                    3.05.2019 14:04

                    Власти Казани тратят на туризм на тур объекты больше чем получают от приезда сюда туристов.
                    Расходы на туризм и в ущерб школам. детсадам,ремонту дворов.

                    Результат в казани падает производство...сильные талантливые умные уезжают из казани.
                    так что туризм убыточен расходы больше чем доходы

            • Азат Д
              2.05.2019 17:51


              Не вопрос, переименуем в Казани улицу в Рубенштейна.

  • Анонимно
    2.05.2019 09:46

    Народ беднеет на глазах...С каждым годом 10 лет назад ездил в Испанию,сейчас думаю о Крыме или Сочи..... Море хочется...

    • Анонимно
      2.05.2019 10:14

      Не народ беднеет, а вы беднеете.

      • Анонимно
        2.05.2019 12:31

        Самое странное под бредом сплошные плюсы, а дело человек говорит - минуса. Кто нибудь может объяснить этот феномен?

        • Анонимно
          2.05.2019 14:04

          Феномен в том, что 1-3 прцента удачливые или у кормушки у них глаз замылен и они искренне удивляются, что кто то плохо живет.

  • Анонимно
    2.05.2019 10:03

    Казань - город для одноразового посещения.

    • Анонимно
      2.05.2019 12:32

      Если Вы казанц то Вы очень плохо знаете свой город.

    • Анонимно
      2.05.2019 14:17

      Я вам больше скажу только 2 города в России для многоразового посещения, юг не рассматриваем, там море. Так вот разве это плохо, что как вы говорите, имея достопримечательностей на один раз, в Казани туристов больше чем в Самаре, Нижнем, Екатеринбурге итд?

      • Анонимно
        2.05.2019 14:39

        в казани не больше туристов чем в перечисленных вами городах.. ровно такое же несколько тысяч в год

  • Анонимно
    2.05.2019 10:11

    Те семьи, которые последние несколько лет ездили куда-то отдыхать, в 99% случаев тоже куда-нибудь в этом году обязательно поедут. Потому что, во-первых, не хотят чувствовать себя лохами, типа, жить не умеют, а, во-вторых, многие считают, что детям надо хоть раз в году побывать на море.

    • Анонимно
      2.05.2019 11:15

      Бесполезно детей возить. Общество все равно из них балбесов сделает.

      • Анонимно
        2.05.2019 11:21

        извините у вас советский подход.Сколько вам лет?

        Давно ,исчезла необходимость что т о кому то доказывать , у людей и вообще слово "лох" употребляют или подростки или молодящиееся старички на пенсии которые зарабатывают комментами в сети

        • Анонимно
          2.05.2019 12:33

          Не-не, наш татарский менталитет таков, если соседи из деревни ездили (ездят) в Турцию, и нам надо)) . У меня коллега такой. Возможно, через пару поколений... И то врядли).

      • Анонимно
        2.05.2019 11:36

        ну хоть здоровые балбесы будут, не кашляющие зимой))

  • Анонимно
    2.05.2019 10:12

    Лично я считаю, что если несколько раз за лето не уеду куда-нибудь из Казани, то год моей жизни прожит зря!

    • Анонимно
      2.05.2019 11:12

      Если чесно, без коррупции, заработал, бедным помог, то попутного ветра!

    • Анонимно
      2.05.2019 11:27

      Лично я несколько раз за лето уезжаю из Казани: Йошкар-Ола, Чебоксары, Уфа, Самара, Киров, Лаишево, Мамадыш, Азнакаево

      • Анонимно
        2.05.2019 11:37

        А зачем? все эти города абсолютно одинаковы

      • Анонимно
        2.05.2019 14:32

        Лично мне очень нравятся Чебоксары, Йошкар-Ола, Самара из вашего списка, а также Нижний Новгород, Ульяновск, Чистополь, Елабуга. Утром уехал, вечером приехал, каждый человек себе такое путешествие раз в летний месяц может себе позволить! Или на входные туда скататься! Впечатлений много, сувениров тоже!

        • Анонимно
          2.05.2019 14:39

          Все эти города ОДИНАКОВЫ и делать там нечего

          • Анонимно
            2.05.2019 20:34

            был во всех этих городах. за исключением возможно нижнего - одноразовые на один день. В нижний можно пару раз сьездить

    • Анонимно
      2.05.2019 11:37

      У нас и так лето короткое, какой смысл уезжать летом? осень-весна скорее. Или вы про поездки на дачу?)

      • Анонимно
        2.05.2019 11:40

        лето у нас три месяца. в ы откуда из сыктыквкара?

        • Анонимно
          2.05.2019 11:50

          бывает что и с первых чисел мая жара стоит и до середины сентября купаться можно получается вообще ПЯТЬмесяцев

          • Анонимно
            2.05.2019 12:39

            Нет такого у нас, в окно посмотрите, шапку наденьте)) Лето настоящее с 10 июня по 2 августа в нашей полосе.

            • Анонимно
              2.05.2019 12:50

              Лета у нас НЕТ. Пару-тройку недель невыносимого зноя - летом назвать сложно. Ледяные ветры до июня, после постоянные дожди и изменчивая погода, вынуждающая куртки всегда держать наготове.. Местный климат, явно неблагоприятный. Как для подростков, так и для пожилых. Те, кто доволен и нахваливает, просто никуда не выезжали и не знакомы с великолепнейшим климатом морских стран.. Предпочёл бы средиземноморский или карибский климат. Лучше редкие ураганы, чем сырость, лёд и холод.

              • Анонимно
                2.05.2019 13:00

                Лето у нас есть в ы аномальные холода нынешние называете нормой .ВЫезжали знаем в ы просто мало живете на свете лет 15 от силы,в среднем лето ПЯТЬ месяцев в году вказани

            • Анонимно
              2.05.2019 12:56

              ВЫ очень молоды.

              У вас на родине на севере может быть.
              сейчас аномально холодно.Та кредко бывает,
              Обычно лето с серидины мая по серидину сентября и невам нас учить в ы молоды и необразованы возвращайтесь на свой север там живите

              • Анонимно
                2.05.2019 13:38

                Спасибо.
                Теперь к вам вопросы: школу давно закончили? СерИдина пишется через Е:)
                Вы - экстрасенс?

  • Анонимно
    2.05.2019 10:17

    скоро будут ездить в Моркваши,даже Крым не потянет народ

    • Анонимно
      2.05.2019 12:35

      Мечтайте мечтайте.

    • Анонимно
      2.05.2019 16:39

      да и так уже не тянут! одни авиабилеты чего стоят...

      • Анонимно
        2.05.2019 20:16

        Ага, 3500 Казань Сочи, супер дорого

        В сезон по 8, тоже, просто космос

    • Анонимно
      2.05.2019 20:27

      С такими ценами на топливо речной круиз до Моркваш обычный работяга сможет позволить себе лишь раз в год и то в кредит.

  • Анонимно
    2.05.2019 10:20

    От магнитиков в последние 2 раза отказались. Поедем ли в этом году - большой вопрос. У кого-то прорыв, а кто-то экономит.

    • Анонимно
      2.05.2019 12:35

      И это правильно. В отличие от светских времен кто работает тот ест.

  • Анонимно
    2.05.2019 10:34

    Я не понимаю, что в Казани смотреть. Это же город новоделов! Нет ни следа от тысячелетней истории. А то, что построили отражает вкусы региональной власти.

    • Анонимно
      2.05.2019 12:26

      А тут и не может быть следов "тысячелетней" истории потому, что её (тысячелетней истории) просто нет..

      • Анонимно
        2.05.2019 13:41

        А что в Казани сиотреть? Поселок нефтяников в центре с показным богатством? Или дворец феодалов на набережной? Или перестроенный кремль? Что смотреть и чему удивляться?

  • Анонимно
    2.05.2019 11:23

    во общем туризм стал не организованным..про куршскую косу из турагененств никто не слышал а это курорт и это Россия..
    там хорошо летом отелей много. пляжики хорошие. красиво чисто культурно

  • Анонимно
    2.05.2019 11:32

    90% отдыхающих это пляжники. Людям надо чистый пляж напитки, лежаки солнце и чистую воду. И дискотеки

    А смотреть....извините не надо.Вы путаете отдых и школьные уроки

    • Анонимно
      2.05.2019 12:54

      Скорее всего, написала женщина. Оне не любят осматривать достопримечательности. Им это не нужно. Пляж, море, всё включено, курортный роман.. Вот, что является основой для их "хорошего" отдыха. Даже говорят, а зачем. мол? В инете же фотки есть. Всегда можно посмотреть! Им как воздух нужна Турция и "тагиииил"!

      • Анонимно
        2.05.2019 13:02

        НЕ мужик написал всем надо пляж ,напитки ,дискотеки море и солнце а ваши унылые достопримечательности не нужны,вы уроки с отдыхом не путайте
        У Н А С ХОРОШИЙ ОТДЫХ а у вас унылый

        самив ыженщина и да все включено это здорово море это хорошо! апыль вонб выхлопы этоплохо ваши доспримечательности это чепуха

        • Анонимно
          2.05.2019 13:55

          да все включено это здорово//Скоро турки ограничат вам порции по "всё включено"))) Мало того, что обжираетесь там искусственной едой, так вы ещё и набрасываете на тарелки сверх меры! Они вынуждены за вами тоннами выкидывать.))) "А чо?! Я за всё заплатил/ла!"

          • Анонимно
            2.05.2019 14:03

            Вы верите всему что вам скажут. никто не объедается еда натуральная БЕЗ ПАЛЬМОВОГО МАСЛА это уна створого горит ае втурции кроме турции,иордания египет тунис тоже все включено ИНИКТО ограничить это не хочет

      • Анонимно
        2.05.2019 13:11

        Не повезло вам с женщинами, видать)

      • Анонимно
        2.05.2019 13:15

        а мне кажется, мужик написал.

        • Анонимно
          2.05.2019 13:37

          конечно МУЖИК НАПИСАЛ это женщинам нужны музеи))))

          а нам пляж, водные лыжи,скайтинг,дайвинг,
          волейбол н а пляже. напитки разные и танцы до утра в клубах,это отдых а не созерцание,придите в питере на рубинштейна летом все кафешки заняты все тротураы заняты народом котрый пьет есть курит веселится .. а не смотрит достопримечательности

          • Анонимно
            2.05.2019 13:50

            котрый пьет есть курит веселится ..// Угу:) И готовит себя к инфаркту или инсульту..) Это - "гуд"

      • Анонимно
        2.05.2019 14:37

        Есть людям которым нужны экскурсии, а есть, которым только пляж и море. Второе я не понимаю! Мне надо информацию, много фотографий, которые я буду в холодное время года пересматривать, вспоминать, читать всякие статьи и книжки о тех местах, куда были поездки, о людях тех мест.

        • Анонимно
          2.05.2019 15:55

          Совершенно верно! лично, люблю сочетать отдых познавательный с отдыхом "тюленьим":) Беру пару недель. Семь дней на экскурсии, а семь - на пляжи и купание.

        • Анонимно
          2.05.2019 20:00

          Я вообще не понимаю как можно 10-14 дней не выйти за территорию отеля...boring

          • Анонимно
            3.05.2019 10:17

            А зачем? в Египте выходить ? море бассейн снорклинг давйвинг ВОЛЕЙБОЛ не понимаю я таких ка кты ну не понимаешь ну сходи к врачу и всё ты не эталон прими это.

  • Анонимно
    2.05.2019 13:38

    Сьездите на Алтай, нашу прародину, посетите гору Белуха, поправьте здоровье в пантовых ванная, откройте для себя что то новое...

    • Анонимно
      2.05.2019 13:48

      зачем? комары,слепни, здоровье там? в ы не адекватны

    • Анонимно
      2.05.2019 15:28

      Нечего там делать. Такая же российская убогость бытия и нищета .

  • Анонимно
    2.05.2019 14:14

    Всегда выбираю самостоятельно билеты и отели благо сервисов полно.
    Агода ком дешевле в Азию Мальдивы
    Букинг Хотелс ком дешевле по Европе
    Авиасейлс билеты на самолет.
    Зимой весной осенью летаем на отдых, лето и у нас хорошее.
    Стараемся летать в "несезон", цены значительно ниже.
    Например, раза в два-три дешевле те же Мальдивы в декабре и июне, когда у них не сезон.
    Авиабилеты нужно брать заранее, отели за неделю две до поездки

    • Анонимно
      2.05.2019 15:45

      Что делать в не сезон на Мальдивах?.

      Это типа сходить на стадион Камп-Ноу, когда футболисты Барселоны разьехались в отпуск..

      • Анонимно
        2.05.2019 16:12

        на Мальдивских сезон круглый год

      • Анонимно
        3.05.2019 09:08

        Что в Вашем понятии «не сезон»? На экваторе всегда хорошая погода, поэтому и взял в кавычки. Декабрь и Июнь на Мальдивах дёшево и супер классно! Из Казани через Дубай. Виза не нужна. На Агоде берите остро-Отель и не пожалеете. Снорклинг дайвинг

    • Анонимно
      2.05.2019 20:02

      Отели и аппартаменты надо брать не позже 3-4 месяцев до поездки.Билеты 4-6 месяцев.

      • Анонимно
        2.05.2019 23:55

        Отели делают скидки за 7-10 дней. Авиабилеты - скидки спецпредложения компаний по подписке, цена на авиа меняется в ночь на каждый вторник/среду. Это вам секреты опытного путешественника)

  • Анонимно
    2.05.2019 15:17

    Для большинства нищеты отдых на 4 сотках- верх и предел возможностей. Бедные могут наскрести на т.н. отдых на нашем грязном черном море, снять комнатки гадюшники с примусом образно говоря и готовить макароны из ближайшего Магнита.

    • Анонимно
      2.05.2019 15:44

      а я нынче даже на бомжотдых на плацкарте в Адлер в палатке не наскребу .

      • Анонимно
        2.05.2019 15:53



        А зачем переться в плацкарте и чтоб там еще в палатке жить?

        Не проще ли дней на 10 сьездить в деревню к родственникам или друзьям в купальный сезон и там на речке или озере получить водные и солнечные ванны?.
        Заодно поможете им по хозяйству, чем маяться от безделья на море..

        Получится дешевле, комфортнее и без напряга..

  • Анонимно
    2.05.2019 16:05

    Некоторые тут пишут что туристу нечего в Казани делать.

    На самом деле такой казанец показывает только свою убогость и зловредность.

    Разумеется Казань не может сравниться с Питером или Сочи.
    Но для туриста желающего недорого провести 2-3 дня отпуска в путешествии, Казань неплохой вариант.

    Я с Урала и ежегодно бываю в Казани, навещая родственников и посещая футбольный матч (я болельщик)..Или совмещаю с каким-нибудь мероприятием типа самолетов от Ред Булл или ЧМ по футболу.

    На 3-4 дня я нахожу себе занятия в Казани. Причем в Свияжск или Болгар я езжу раз в 3 года, посмотреть что там изменилось и прокатиться на теплоходе по Волге ...
    Разумеется пару раз схожу в местный ресторан где татарсткая ку

    • Анонимно
      2.05.2019 16:26

      Сорвалось.
      .......где татарская кухня. Обязательно схожу в какой-нибудь музей или на выставку.Причем я не являюсь фанатом музеев или выставок, но в Казани делаю это с удовольствием.

      Являясь любителем много ходить, нахожу Казань вполне удобным для этого городом, где есть красивые улиц и есть набережные..

      К слову у себя дома я перемещаюсь на личном авто и приезжая в Казань с удовольствием пользуюсь ОТ и мне в Казани намного комфортнее на ОТ . ..

      Если бы у нас в городе был такой ОТ, то я бы с удоволсьтвием пользовался. А так я даже не помню, когда у себя в городе я пользовался ОТ, потому что он состоит в основном из маршруток или старых трамваев и троллейбусов с 30-летним сроком эксплуатации.

      • Анонимно
        3.05.2019 01:12

        Ну так в чужом городе конечно ОТ нравится)
        Т.к. не надо ехать к 8.00 на работу в толпе и так же стоя в давке вечером с нее возвращаться...

        Можно выбирать время любое, да и маршруты такие, чтобы 2-3 остановки, а надоело - выйти, пройтись..
        Мне тоже в других городах ОТ прекрасным кажется))) но понимаю, что это от того, что нет прямой необходимости - хочу еду - хочу нет и не час пик...

    • Анонимно
      2.05.2019 16:40

      А что про Сочи? Что там такого? Казань интереснее и мощнее...Был в Сочи в прошлом году,если что....

  • Анонимно
    2.05.2019 16:12

    Сербия, Алюания, регионы Испании - туда нет прямых рейсов из Казани! Это все с пересадками. В чем смысл таких туров, если с пересадкой можно итак полететь самостоятельно куда угодно и без туроператора.
    Из Казани прясых рейсов просто нет. Из года всего несколько одних и тех же направлений, да еще и начинаются вылеты в мае-июне.
    Например сейчас в Греции шикарно, но туда не улетишь - полеты только с начала июня, а в июне там уже очень жарко.

    • Анонимно
      3.05.2019 00:59

      Нахожусь в Греции. Прилетели 27 апреля. Чартер. Билеты можно было купить, но взяли сразу тур. Крит небольшой остров. 4 дня катаемся тут на арендованной машине. Погода очень комфортная. Все в зелени. По утрам пробежка. До обеда плаваем в закрытом бассейне. Воздух -класс. И ещё, у супруги аллергия, поэтому сбежали из Казани. Здесь этой аллергии нет. Дорого, но нам уже не 25, откладывать жизнь, не имеет смысла. Поэтому перестали откладывать на чёрный день, тратим.

  • Анонимно
    3.05.2019 01:34

    Туган авылдан башка нинди яхшырак ял бар инде, ипташлар???

  • Анонимно
    3.05.2019 05:42

    Под каждой статьёй в комментариях 50% нытиков и неудачников которые только умеют жаловаться ныть и ничего не делать. Хуже бабушек у скамейки растрещались. Возьмите в свои руки свою жизнь, начните делать и перестаньте плакать, вокруг столько возможностей, столько перспективы, поменьше на государство надейся и сам не плошай! Всем удачи и успехов!!! Мир! Труд! Май!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль