Бизнес 
15.05.2019

«Там было поле для мошенничества»: почему похоронили «Лизинг-грант»?

Минэкономики РТ окончательно уходит от раздачи денег «грантоедам». Вместо этого бизнесу обещают полную компенсацию процентных ставок

Программа «Лизинг-грант», за десятилетие ставшая визитной карточкой господдержки МСП в Татарстане, почила в бозе под грузом скандалов. Как объяснил «БИЗНЕС Online» министр экономики РТ Фарид Абдулганиев, инициатива исходит от Москвы, а Татарстан сумел лишь отсрочить такой исход. Но не беда: на смену придет программа субсидирования процентов по кредитам вкупе с льготным лизингом. Сами предприниматели прощаются с халявой с грустью, но надеются, что «уроки извлечены».

Фарид Абдулганиев сообщил, что программа «Лизинг-грант» полностью сворачивается — в 2019 году ни одного нового гранта выдано не будет Фарид Абдулганиев сообщил, что программа «Лизинг-грант» полностью сворачивается — в 2019 году ни одного нового гранта выдано не будет Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОРЕШКИН ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАКСИМАЛЬНО РЫНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ»

В ближайшее время после согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах ожидается выход постановления кабмина РТ, в котором будут закреплены условия реализации новой программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал министр экономики РТ Фарид Абдулганиев. Он сообщил, что программа «Лизинг-грант» при этом полностью сворачивается — в 2019 году ни одного нового гранта выдано не будет.

Ветер перемен дует из Москвы: с 2017-го деньги из федерального бюджета на грантовые программы выделялись только для моногородов, а с начала 2018-го принцип бесплатной раздачи «подарков» исключен полностью. В Татарстане же держались целый год.

«Мне тогда только что поручили возглавить министерство экономики РТ, сразу же пришлось решать вопрос о том, что делать с программой „Лизинг-грант“: отказаться от нее сразу или же продолжить исключительно за счет средств республиканского бюджета», — рассказал Абдулганиев. В марте 2018 года он встретился с министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным. «Тогда Орешкин подчеркнул, что очень важно сохранять конкуренцию на рынке и для этого нужно использовать максимально рыночные инструменты поддержки», — вспоминает министр экономики РТ. 

Тем не менее, чтобы не подводить тех предпринимателей, которые рассчитывали на получение грантов в 2018 году, было принято решение сделать закрытие программы плавным. «Лизинг-грант» продлили еще на год с финансированием в размере 150 млн рублей из республиканского бюджета. При этом сумму одного гранта уменьшили с 300 тыс. рублей (в 2016 году) до 150 тысяч. В результате в 2018-м гранты получили 85 предпринимателей, чьи проекты набрали необходимый проходной балл. «Мы уже тогда предупреждали предпринимателей, что программа „Лизинг-грант“ будет трансформироваться. Как — мы тогда еще сами не знали. Главное — предупредить, чтобы не было негатива от предпринимателей, чтобы они не рассчитывали на новые гранты», — отметил Абдулганиев.

Министр признал, что сам механизм программы «Лизинг-грант» подразумевал коррупционные риски. «На этапе подготовки документов там было поле для мошенничества. Мошенники всегда будут, но нам надо сделать так, чтобы поле для их деятельности уменьшалось», — подчеркнул Фарид Султанович.

В тестовом режиме программу «Лизинг-грант» запустил в 2008 году Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, который в то время возглавлял Тимур Шагивалеев В тестовом режиме программу «Лизинг-грант» запустил в 2008 году комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, который в то время возглавлял Тимур Шагивалеев Фото: tatarstan.ru

«МОЖНО БЫЛО ПРОСТО ВЫДАВАТЬ ДЕНЬГИ. НО ВЫ ЗНАЕТЕ, КАКОЙ У НАС НАРОД…»

Пресловутые коррупционные риски проходят красной нитью через всю почти 10-летнюю историю существования программы «Лизинг-грант», ведь принцип отбора проектов всегда был в той или иной мере субъективным. 

Напомним, что в тестовом режиме программу запустил в 2008 году комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, который в то время возглавлял Тимур Шагивалеев (сейчас гендиректор ОЭЗ «Алабуга»). Идея заключалась в том, чтобы государство компенсировало предпринимателю лизинговый платеж в размере 45% от стоимости оборудования. Оставшуюся часть предприниматель должен был оплачивать на обычных условиях лизинга.

«Естественно, можно было просто выдавать деньги. Но вы знаете, какой у нас народ. Получив живые деньги, человек может быстро потратить их не на развитие своего бизнеса, а на отдых, машину, еще на какие-то другие блага, поэтому денежная форма поддержки — не самый лучший вариант. Можно было бы приобрести оборудование и передать его предпринимателям, но тогда они не чувствовали бы особой ответственности ни за это оборудование, ни за бизнес. Ну хорошо, возьму на всякий случай себе пилораму, пусть она у меня постоит, не помешает. Надо — работаю, не надо — не работаю. И на этом проект бы закончился», — так в интервью «БИЗНЕС Online» описывал концепцию программ «Лизинг-грант» Шагивалеев.

По его словам, руководители республики поступили мудрее, выделив деньги на субсидирование первого лизингового платежа. «Ведь оставшуюся часть в 55 процентов начинающий предприниматель все равно должен выплачивать. Значит, он должен думать, где найдет сырье, где будет размещаться, куда станет продавать готовую продукцию, где найдет финансовые ресурсы для того, чтобы заплатить зарплату, налоговые платежи… Вот таким образом мы и получаем предпринимателя — начинающего, но становящегося потихоньку настоящим. Мы ему крепко помогаем, но одновременно очень серьезно контролируем целевое использование этих средств», — отмечал Шагивалеев.

Идея казалась красивой, и программа «Лизинг-грант» нашла поддержку на федеральном уровне, ее поддержала в то время министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. По ее распоряжению уже на следующий год новый механизм грантовой господдержки стал тиражироваться.

В 2009 году в Татарстане по программе «Лизинг-грант» распределено 313 млн рублей, которые получили 750 компаний, а в 2010-м лимит был увеличен до 631 млн рублей. Львиную долю выделял федеральный бюджет. Например, в 2014 году из 560 млн рублей, распределенных по «Лизинг-гранту» среди предпринимателей Татарстана, 420 млн предоставила Москва.

В 2011 году Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ возглавил Линар Якупов, он передал в правоохранительные органы 106 дел по подозрению в хищении бюджетных средств по программе «Лизинг-грант» В 2011 году комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ возглавил Линар Якупов: он передал в правоохранительные органы 106 дел по подозрению в хищении бюджетных средств в рамках программы «Лизинг-грант» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОЛУЧАЕМ ИЖДИВЕНЦЕВ, КОТОРЫЕ СИДЯТ НА ОСВОЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

Однако дальше все пошло по знаменитой сентенции Виктора Черномырдина. Получилось как всегда. Когда в 2011 году комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ (вскоре переименованный в агентство инвестиционного развития РТ) возглавил Линар Якупов, он передал в правоохранительные органы 106 дел по подозрению в хищении бюджетных средств по программе «Лизинг-грант». Оказалось, что крупные суммы каким-то образом оказались в московских фирмах-однодневках.

«С одной стороны, хочется помогать деньгами, но, как только ослабишь контроль, в программу начинают проникать сомнительные личности», — жаловался в интервью «БИЗНЕС Online» Якупов. Он уже тогда выражал скепсис по поводу «Лизинг-гранта». «Просто раздача денег ни к чему хорошему не приводит. Вместо того чтобы получать бизнес, нацеленный на дальнейшее развитие, мы получаем иждивенцев, которые сидят на освоении государственных средств», — отмечал он.

Якупов значительно ужесточил отбор заявок, ввел онлайн-трансляции заседаний конкурсной комиссии, но в октябре 2011 года во всей красе проявился другой минус программы: те, кто не получил грант, всегда считают себя несправедливо обделенными. Скандал инициировали 89 предпринимателей, претендовавших на получение грантов по разделу «Социальный бизнес». Они пожаловались руководству республики на то, что их заявки были отклонены по формальным признакам: «Там запятой нет, тут печати». Добились доступа к защите своих проектов, но это повлекло за собой цепную реакцию — все, кто не увидел себя в списках соискателей, устроили настоящий бунт. С большим трудом конкурсная комиссия урегулировала конфликт.

Позднее, комментируя «БИЗНЕС Online» те события, Якупов отметил, что организаторам программы стал лучше понятен менталитет предпринимателей и их понимание государственной поддержки. «Многие приходят за субсидиями и грантами просто как за зарплатой: есть те, кто гранты уже по два раза получал, или те, кому надо кассовые разрывы покрывать. Были среди заявителей и фирмы с солидными оборотами и нераспределенной чистой прибылью, то есть зачастую предприниматели идут сюда за бесплатными деньгами», — подчеркнул он.

Как сообщила пресс-служба министерства экономики РТ., в период с 2012 по 2018 годы было получено более 4000 заявок от малых и средних предпринимателей, каждая вторая из них была одобрена Как сообщила пресс-служба министерства экономики РТ, в период с 2012 по 2018 год получено более 4 тыс. заявок от малых и средних предпринимателей, каждая вторая из них была одобрена Фото: mert.tatarstan.ru

ДЕЛО «ГРАНТОЕДОВ»

В 2012 году программа «Лизинг-грант» была передана из ведения АИРа в министерство экономики РТ. Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-служба ведомства, в период с 2012 по 2018 год получено более 4 тыс. заявок от малых и средних предпринимателей, каждая вторая из них была одобрена. За это время суммарная поддержка от правительства РТ достигла 2,2 млрд, средняя сумма гранта составила 1,1 млн рублей.

Количество тех предпринимателей, кто не выполнил условия программы, в пресс-службе минэкономики РТ не называют, лишь отметив, что в каждом отдельном случае ведомство разбиралось в причинах. «В отношении тех, кто не выходил на контакт с министерством, была инициирована судебная исковая работа», — говорится в ответе пресс-службы.

Несколько лет ведомству удавалось без особых проблем проводить конкурсные отборы, но в апреле 2017 года уже при министре Артеме Здунове разразился грандиозный скандал, в котором оказался замешан президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин. Было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), следствие подозревает Халиуллина в лоббировании интересов определенных компаний в качестве члена конкурсной комиссии. Ущерб от деятельности «грантоедов» следствие оценило в 21 млн рублей. Сам Халиуллин категорически отвергает все обвинения. Судебные слушания по этому делу продолжаются. Чиновников среди подсудимых нет, хотя окончательное решение о выдаче грантов было за ними.

В апреле 2017 года разразился грандиозный скандал, в котором оказался замешан президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин В апреле 2017 года разразился грандиозный скандал, в котором оказался замешан президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВАЯ ПРОГРАММА господдержки МСП: кредиты без процентов

Несмотря на все трудности, государство не намерено лишать предпринимателей своих щедрот. По данным министерства экономики РТ, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2024 года в Татарстан планируется привлечь 4 млрд рублей из федерального бюджета (из которых по линии минэкономразвития РФ — 2,71 млрд, минсельхоза РФ — 1,35 млрд). Еще 3 млрд рублей на те же цели будет выделено до 2021 года из бюджета республики. В общем и целом за 6 лет в Татарстане на «предпринимательский» нацпроект потратят не менее 10 млрд рублей.

В систему господдержки МСП Татарстана входят микрофинансовые займы, факторинговые сделки, программы корпорации МСП, поручительства гарантийного фонда, средства коммерческих банков, получивших от Центробанка льготное фондирование, но главным претендентом на звание новой флагманской программы господдержки, по мнению минэкономики РТ, станет программа субсидирования процентной ставки по кредитам, которая уже потихоньку развертывается. Она и заместит «Лизинг-грант», работая вкупе с Региональной лизинговой компанией РТ.

Программа была оформлена постановлением кабмина РТ от 30 ноября 2017 года №928. Согласно ему, размер субсидируемой процентной ставки не должен превышать величину средневзвешенной процентной ставки, определенной Банком России. По итогам 2018 года размер субсидирования составил 12,04% от суммы кредита, в 2019-м средневзвешенная процентная ставка по прогнозам ЦБ РФ составит 10,83%.

Отметим, что с точки зрения финансирования новая программа ничем не отличается от «Лизинг-гранта» — это такие же безвозвратные государственные средства. Государство полностью компенсирует уплату предпринимателем процентов по банковскому займу. Получивший госсубсидию возвращает банку только тело кредита.

Реально работать эта программа в пилотном режиме начала осенью 2018 года. В то время получателями субсидий были управляющие компании, индустриальные парки, промышленные площадки (сейчас их в Татарстане 85) и их резиденты (всего около 1,4 тыс. компаний). «В сентябре 2018 года мы начали осторожно тестировать этот инструмент поддержки. Субсидируемые кредиты должны были направляться на строительство, реконструкцию инженерной инфраструктуры на территории площадки и приобретение оборудования», — рассказал Абдулганиев.

По его словам, предельный размер субсидии на одного получателя составлял 5 млн рублей в год. В 2018 году поддержка была оказана 9 предприятиям на сумму 35 млн рублей. При этом общая сумма их кредитов превысила 1 млрд рублей. Как отметил Фарид Султанович, когда получили положительный отклик от пилотного проекта, было принято решение в 2019 году расширить его масштабы. На реализацию данной программы в 2019-м планируется направить уже 128 млн рублей: 100 млн за счет сумм, оставшихся от «Лизинг-гранта», и еще 28 млн средств прошлогодней программы субсидирования процентных ставок. «Увеличение размера финансирования этой программы до 128 миллионов, по нашим оценкам, будет достаточно для субсидирования кредитов примерно на 5–6 миллиардов рублей», — рассказал министр.

«По-прежнему у нас в приоритете производители, также подпадают под программу строительные, транспортные компании и компании, оказывающие услуги связи. В зависимости от приоритета будет варьироваться сумма компенсаций — от 3 до 10 миллионов рублей», — добавил Абдулганиев.

В ближайшие дни порядок предоставления субсидии будет согласован и закреплен в новом постановлении кабмина РТ. Так, предполагается, что список участников программы будет расширен — в нее будут допущены компании-экспортеры. Пока нет ясности в вопросе о том, будут ли субсидироваться льготные кредиты.

Главное новшество — никакого конкурса, как при распределении грантов, не будет. Отбор будут проводить банки, которые сами заинтересованы в возврате средств и мошенников не пропустят Главное новшество — никакого конкурса, как при распределении грантов, не будет. Отбор станут проводить банки, которые сами заинтересованы в возврате средств и мошенников не пропустят Фото: «БИЗНЕС Online»

единственное требование к получателям субсидий — увеличить число рабочих мест на 10–20%

Главное новшество — никакого конкурса, как при распределении грантов, не будет. Отбор станут проводить банки, которые сами заинтересованы в возврате средств и мошенников не пропустят. Банк же и будет контролировать целевое расходование средств. Так что для получения субсидии соискателю лишь надо в любое удобное для него время подать заявку в минэкономики РТ, при соблюдении формальных требований на соответствие документов субсидия будет выдана.

Впрочем, надо помнить о том, что программа будет действовать только до момента исчерпания всей суммы, выделенной на нее. Так что, как говорится, кто первым встал, того и тапки. Но, как пообещал Абдулганиев, в конце третьего квартала, когда министерство будет иметь полную картину о востребованности данной меры поддержки, возможно, примут решение об увеличении бюджета программы.

Правда, есть нюанс: т. к. финансирование идет за счет программы «Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и промышленных площадок муниципального уровня на территории Республики Татарстан на 2017–2020 годы», то получатели субсидии должны будут отчитаться перед министерством экономики РТ об увеличении числа рабочих мест на 10–20% в зависимости от размеров компании. Это единственное существенное требование к участникам новой программы уже вызвало недовольство со стороны некоторых предпринимателей.

Компенсировать отмену «Лизинг-гранта» должна и Региональная лизинговая компания (РЛК), созданная в 2017 году с капиталом в размере 2 млрд рублей. В прошлом году она выдала бизнесу оборудования на 1,7 млрд рублей по льготной ставке 6% годовых (для импортного оборудования ставка — 8%). Инструмент непростой для предпринимателей: для оформления договора лизинга требуется полный портфель документов, а срок рассмотрения заявок — около месяца (при повторном обращении — быстрее), зато лизинг оборудования позволяет оптимизировать налоги, т. к. оно не ставится на баланс.

РЛК специализируется на лизинге специального технологичного оборудования и промышленных линий, которые не любят предоставлять в лизинг частные компании, т. к. его будет трудно реализовать в случае дефолта лизингополучателя. «Фактически специалисты РЛК занимаются инжинирингом, так как приходится подбирать для заказчика наиболее эффективное для него оборудование», — отметил Абдулганиев. 

«Предполагаю, что фермерские хозяйства и сельхозкооперативы по новой программе субсидирования процентных ставок по кредитам получат минимум средств или вообще ничего» «Предполагаю, что фермерские хозяйства и сельхозкооперативы по новой программе субсидирования процентных ставок по кредитам получат минимум средств или вообще ничего» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПУСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РАБОТАЮТ, НО ЗАЧЕМ ПРОГРАММУ-ТО РЕЗАТЬ?»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» руководители татарстанских бизнес-ассоциаций и предприниматели, которые пользовались программой «Лизинг-грант», неоднозначно оценили известие о ее замене на программу субсидирования процентных ставок. Некоторые же не скрывали своего разочарования.

Рамиль Гарафутдинов — генеральный директор ООО «Альфа-Тех»:

— Я сильно разочарован этой новостью: как можно взять и закрыть единственную рабочую программу? Ну воруют у вас — боритесь. Пусть правоохранительные органы работают, но зачем программу-то резать?

Механизм «Лизинг-гранта» позволял сразу зафиксировать цену и затем выплачивать стоимость оборудования. Тем более что первоначальный взнос потом компенсировался. Во всяком случае, для реальных производственников данная программа была единственным подспорьем — мы хотя бы могли купить нормальное оборудование. С учетом ускоренной амортизации в лизинге это был удобный инструмент. В целевом кредите такого уже нет. Вместо этого там выскакивает налог на имущество. Да и компенсация процентной ставки — курам на смех. Даже не шило на мыло менять, а гораздо хуже.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:

— Предполагаю, что фермерские хозяйства и сельхозкооперативы по новой программе субсидирования процентных ставок по кредитам получат минимум средств или вообще ничего. Хотя есть поручение президента нашей республики о том, что не менее 50 процентов средств господдержки должно направляться сельским предпринимателям.

Известно, что кредитные организации неохотно предоставляют кредиты малым формам хозяйствования агропромышленного комплекса. Даже в Россельхозбанке, у которого есть льготное кредитование под 5 процентов годовых, к сожалению, эти кредиты может получить мизерное количество фермерских хозяйств. И если сейчас не сумеем оформить кредиты, то в минэкономики скажут, что мы сами виноваты, а оно уже использовало все средства.

Если бы оформление документов для получения льготных кредитов проходило в зимний или осенне-зимний период, то фермеры могли бы уделить достаточно много внимания тому, чтобы получить эти средства. А тут в самый разгар полевых работ объявляют, что принято такое решение. Поступая так, минэкономики думает о своем удобстве или предпринимательского сообщества? 

«Что бы ни говорили, но программа «Лизинг-грант» в целом сыграла положительную роль. Она помогла начинающим предпринимателям, которые испытывали недостаток финансовых ресурсов» «Что бы ни говорили, но программа «Лизинг-грант» в целом сыграла положительную роль. Она помогла начинающим предпринимателям, которые испытывали недостаток финансовых ресурсов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рафик Шайхудинов — президент ассоциации малого и среднего бизнеса РТ:

— Что бы ни говорили, но программа «Лизинг-грант» в целом сыграла положительную роль. Она помогла начинающим предпринимателям, которые испытывали недостаток финансовых ресурсов. Для них это было большое подспорье. Те предприятия, которые по целевому назначению использовали полученное оборудование, добились положительного эффекта, а многие из них вышли на более высокую орбиту.

Тем не менее программа «Лизинг-грант» оказалась весьма громоздкой и затратной для предпринимателей. Бизнесмен был вынужден привлекать экспертные ресурсы, программа генерировала огромный документооборот. И самое главное — изначально у нее отсутствовала четкая система мониторинга, в результате чего была затруднительна оценка ее эффективности.

Но этот этап пройден, уроки извлечены. Я думаю, не только министерством экономики и правительством, прежде всего президентом республики: все-таки он давал соответствующие поручения. Теперь программа трансформируется в более легкие администрируемые инструменты господдержки.

Кстати говоря, одновременно с запуском новых программ необходимо выстраивать и публичную систему мониторинга их выполнения, закладывая из общего бюджета определенную сумму и поручая эту работу независимым консалтинговым компаниям. Зарубежный опыт подтверждает, что власти вообще могут передать программы на сопровождение консалтинговым компаниям. Роль последних во всем мире только возрастает, потому что усложняется конкурентная среда. Правительство РТ разве не пользуется услугами консалтинговых компаний? Кто разрабатывал стратегию «Татарстан-2030»?

Джаудат Латыпов — управляющий партнер Казанского юридического центра:

— Для 2009 года «Лизинг-грант» был очень передовой программой. Практически первый раз в республике в программе господдержки было задействовано большое количество предпринимателей. Мы, Татарстан, были просто впереди планеты всей.

Но в основном на «Лизинг-гранте» зарабатывали лизинговые компании, особенно в первые годы существования программы. Кроме этого, программой поддерживались не все виды деятельности. За прошедшие 10 лет «Лизинг-грант» исчерпал свой потенциал.

Несмотря на все скандалы, о которых читал на страницах «БИЗНЕС Online», я спокойно реагировал на процесс принятия решения по распределению грантов. Комиссия делала это коллегиально и открыто. Где не бывает отдельных злоупотреблений? Все равно люди принимают решения на основе каких-то собственных убеждений. А как по-другому? У одного члена комиссии одно мнение, у другого — другое: «Давайте этого соискателя поддержим, а этого не будем». В результате тот, кого не поддержали, обиделся, а того, кого поддержали, обвинили в коррупции.

Идея перейти на субсидирование процентных ставок, на мой взгляд, самое правильное решение, но я категорически не согласен с тем, что главным показателем эффективности программ господдержки делают увеличение рабочих мест. На мой взгляд, это вообще бредовый показатель. Говорю как предприниматель. У меня задача, наоборот, минимизировать затраты, все передать на аутсорсинг, везде добиться максимальной прибыли. Зачем мне лишние рабочие места? Я бы ввел один-единственный критерий: дать больше налогов. Какие это будут налоги, непринципиально. И проверять меньше, и бюджет выиграет. Не как от пририсованных рабочих мест. Налоги как пририсуешь? Либо они есть, либо их нет.

Что касается фирм-консалтеров, сразу скажу: я не связываю их работу с коррупцией. Знаю одну такую фирму, которая в разные годы подавала на «Лизинг-грант» очень много заявок. Люди делали бизнес-план за 30 тысяч рублей: ну какая это коррупция? Обходили большое количество предпринимателей: «Пойдемте, не бойтесь. Мы вас за ручку отведем». Вы посмотрите: сейчас министерство дает рекламу, а она же стоит денег. Тогда ребята за свой счет рекламировали программу.

И самый главный момент, как определяются приоритеты, кого поддерживать — то ли сельхозпроизводителей, то ли другие сферы. Идеальный вариант — убрать ограничения по видам деятельности. Исключим по понятным причинам только производство алкоголя и сигарет, приносящее сверхдоход. Я за то, чтобы программа была максимально открытой.

Но как бы гора не родила мышь: целое министерство работало ради 100 предпринимателей, потому пусть это будет меньший размер поддержки, но больший охват.

Фарид Сафин  генеральный директор ООО «Ваш быт»:

— Программа «Лизинг-грант» была неплохая, но контроль слабый. Только из-за отсутствия или слабости контроля со стороны органов, которые выдавали финансовые средства, я считаю, и случился такой финал.

Я приветствую любые программы господдержки предпринимательства. Другой вопрос, насколько предприниматели верят, что смогут получить средства по данным программам без всяких коррупционных схем и излишней беготни, потому что бизнесмен — это в первую очередь человек, который ценит свое время. Ему нужно сегодня получить деньги и развиваться, а не через полгода-год беготни по кругу, когда он потратил время на то, чтобы собрать необходимые документы, а его из-за каких-то мелочей отпинывают, перенаправляют. Иначе говоря, нужно минимизировать время по оформлению кредитов, чтобы можно было получить необходимые средства для развития в более короткий срок.

Кроме того, средств на новую программу закладывается очень мало. Для тысяч предпринимателей, которые ищут, где бы можно было прокредитоваться, 128 миллионов — это мизерная сумма, совсем не та, которая требуется, скажем, для развития какой-то отрасли.

А вы сожалеете о прекращении программы «Лизинг-грант»?
11%Это была очень полезная программа, которая позволяла развернуться начинающему предпринимателю
59%«Лизинг-грант» – это кормушка для лизинговых компаний, «грантоедов» и мошенников
6%Субсидирование процентной ставки по кредиту – это отличная идея, лишенная недостатков «Лизинг-гранта»
21%Я ни за что не буду пользоваться программами господдержки – замучают отчетами и проверками
3%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.05.2019 09:24

Налоги снизьте
И просто не мешайте

  • Анонимно
    15.05.2019 08:06

    Расписались в собственной беспомощности ! Давайте теперь деньгами налогоплательщиков, нашими! Кормить банки.

    • Анонимно
      15.05.2019 08:45

      Вообще то это Москва закрыла программу по всей стране. Наши год продержались и приняли правильное решение.

    • Анонимно
      15.05.2019 08:46

      Говоря по другому: "В махинацию включим опытного махинатора!"

      • Анонимно
        15.05.2019 09:35

        для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо:

        изменить правила регистрации, лицензирования, сертификации и т. д.
        улучшить систему налогообложения предпринимателей
        совершенствование финансово-кредитной регуляции
        упрощение отчетности и бухучета
        обеспечение безопасности бизнеса
        улучшение информационного обеспечения предпринимателей, работающих в этой сфере
        совершенствование лизингового обслуживания

        • Анонимно
          15.05.2019 09:54

          плюс создать равные условия для ВСЕХ. Ни каких льгот всяким промпаркам и ТОСЭРам

        • Оптимист
          15.05.2019 10:01

          В России другие приоритеты
          Кинжалы, Бореи, Посейдон
          На мелочи типа МСБ не размениваются
          Кому это надо?
          МСБ порождает средний класс, а у среднего класса другие политические ориентиры, не совпадающие с нынешним политическим курсом российского руководства, свободные люди задают слишком много неудобных вопросов для власти, требуют своего представительства во власти, а властью делиться никто не хочет.
          НЭП заканчивается господа, вдохнули свободы и хватит

          • Анонимно
            15.05.2019 10:12

            Малый бизнес позволяет повысить материальную независимость граждан от государства. Пока в России идет обратный процесс. Если доля доходов от предпринимательской деятельности в общих доходах населения составляла в 2000 г 15,2%, то по итогам 2017 года эта доля составила уже всего лишь 7,6%.

        • Анонимно
          15.05.2019 10:22

          А кто сказал что успешное развитие малого бизнеса требуется? Судя по действиям как раз наоборот

          • Моисей
            15.05.2019 10:54

            Экономика, которая обслуживает 140 млн человек, а не 30–40 млн, необходимых для поддержания работы сырьевого сектора, нуждается в развитии малого бизнеса»

        • Анонимно
          15.05.2019 11:10

          Можно долго хвалить нашу налоговую службу.
          Но ведь для бизнеса хорошая налоговая служба — это препятствие для развития, как бы странно это ни звучало. В целом налоговое бремя нужно снижать. Нам мешает в первую очередь оно и обилие разного рода проверок. С каждым годом гайки закручиваются все плотнее, а в кризисные периоды нужно действовать наоборот — уменьшать прессинг. Снизьте налоги и не мешайте работать.
          Вот и все что нам надо

          • Налоги будут только расти, они слишком низки в России
            Не мешайте работать, это как ?
            Кто мешает вам ? Поясните.
            С чем можно согласиться, при несовершенном налоговом законодательстве совершенные технологии налогового администрирования - это большое зло

            • Анонимно
              15.05.2019 19:42

              Где они низкие? В совокупности мы отдаем около 80% доходов в виде налогов.

            • Анонимно
              15.05.2019 22:25

              Все хорошо знают, что подсчеты налоговой нагрузки в России по стандартным методикам, это фикция. Даже по методике PWC налоговая нагрузка выше только ... догадайтесь где? ... в полуколониальной Южной Америке на которую мы все больше становимся похожими.

            • Анонимно
              15.05.2019 22:26

              Поэтому тошно слушать ваши бредни про низкую налоговую нагрузку в России. Хочется уже вас послать математику подучить. Извините.

      • Antares
        15.05.2019 10:08

        Очередной передел между своими. Кормушка беднеет.

    • Анонимно
      15.05.2019 09:27

      08.06
      Согласен
      В России диктатура банков а не реального производства

    • Анонимно
      15.05.2019 11:10

      а что лизинговые платежи субсидировать нельзя?

    • Анонимно
      15.05.2019 12:51

      Сколько уголовных дел возбудили по фактам мошенничеств, одно, ущерб на 21 млн, из 2,2млрд, что-то совсем маловато, а что сделали для оказания противодействия мошенникам??? А сколько отказных материалов? А как оценивалась эффективность, а кто за всё ответит?

  • Анонимно
    15.05.2019 08:07

    Это называется : на зло маме, отморожу уши.

    • Анонимно
      15.05.2019 08:49

      Да. Поэтому эти же люди возглавят новую схему.

      • Анонимно
        15.05.2019 09:24

        Налоги снизьте
        И просто не мешайте

        • Налоги будут только подниматься
          Что значит только не мешайте ?
          Кто вам мешает ?

          • Анонимно
            15.05.2019 11:22

            Выскажу своё мнение
            Что мешает развитию мсб в России
            1. Бюрократические процессы, связанные с регистрацией компании, сдачей отчетности — поучиться бы у прибалтов, где не только для ИТ-бизнесов, а для всех — максимально упрощена и ускорена процедура регистрации бизнеса.

            2. Налоговые льготы и упрощенная процедура сдачи отчетности. По факту — они есть в Сколково, если стать резидентом, в реальности — коррупция и сложности для попадания в список резидентов.

            3. Мы стоим сейчас на пороге демографической ямы. В 90-х народ рождался крайне неохотно, помножим эту проблему на падение качества образования — получается ужас и кошмар! Взять пример с Малайзии — они смогли за 10-15 лет, реинвестируя деньги, полученные от природных ресурсов, в образование, построить одну из лучших в Азии платформ высшего образования. Очень много было приглашено профессуры из Европы и США. Эффект — колоссальный!

            Ничего оригинального, думаю, не сказал, да и не уверен, что оригинальные вещи могут искоренить сложности. Всё же проблема малого бизнеса у нас достаточно классическая и требует системных мер по уменьшению коррупции, «кошмарения» бизнеса, устранения ненужных и неэффективных процессов, мешающих людям стать предпринимателями, плюс образование, чтобы эффект от предпринимательства был не нулевой.

  • Анонимно
    15.05.2019 08:10

    у "скандалов" реальные решения будут? Или как с ТФБ и иже - будут отпускать из зала суда по окончанию сроков?

  • Анонимно
    15.05.2019 08:10

    Да есть еще Гарантийный фонд,Татлизинг ,Татагролизинг так что потеряли пшик

  • Анонимно
    15.05.2019 08:26

    Переход к более рыночным мерам поддержки это уже лучше...но в идеале госструктуры должны заниматся не адресной поддержкой, а отраслевой, например создавать сельхоз биржы, которые выкупают излишки перепроизводства и т.д.

  • Анонимно
    15.05.2019 08:31

    Так куда обратиться реальному бизнесмену за кредитом? Или опять все среди своих мошенников распределите? Где ясные критерии отбора?

  • Анонимно
    15.05.2019 08:37

    Интересно , сколько надо еще уроков, чтобы понять, что свободная рыночная экономика эффективнее государственной плановой?

  • Анонимно
    15.05.2019 08:54

    Критерий "увеличение рабочих мест" вновь создает поле для серых схем. Предприниматели по многим направлениям работают по гражданско-правовым договорам или выводят некоторые функции на аутсорсинг. Почему нельзя максимально упростить получение кредита с субсидированной процентной ставкой, а в качестве критерия установить необходимость увеличения объема оплаченных налогов и сборов в бюджет? И все!

  • Анонимно
    15.05.2019 08:58

    Бизнесу нельзя помогать деньгами. Или оборудованием. Лизинг - грант был некой ошибкой. Нужно создавать благоприятную среду: проверки убрать, драконовские регламенты уменьшить, упростить; налоги резко снизить, макроэкономику изменить. Суды нормальные сделать в стране. Телефонное право убрать. Чиновникам запретить заниматься бизнесом. И их жёнам. Чтобы не было конфликта интересов.

    • Анонимно
      15.05.2019 11:00

      ​​Резонансное заявление главы ВТБ Андрея Костина о бессмысленности кредитования малого и среднего бизнеса в России

      «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги, — сказал сегодня Костин. — Есть потребление, есть спрос — будут деньги, нет потребления и спроса — зачем дешевыми деньгами заливать экономику?» Позже на пресс-конференции глава ВТБ сказал, что кредитование малого и среднего бизнеса является очень рискованным, число невозвратных кредитов за последние годы сильно выросло. Если продукцию малого и среднего бизнеса некуда будет сбывать, то кредитование этого сектора может привести только к банкротству, заметил Костин.

      Банкам тоже не нужен мсб

  • Анонимно
    15.05.2019 09:29

    банки да...они прям отличные гаранты...не знаешь где треснет, если не сбер

  • azat shah
    15.05.2019 09:33

    одна схема отработана, пора внедрять новую

  • vf1972
    15.05.2019 09:50

    Интересно получается:налогоплательщики заплатили государству налоги,которые оно ,государство,даёт в долг части налогоплательщиков почитая это за благо,так как выдаёт их без процентов.

  • Анонимно
    15.05.2019 10:36

    Как обычно у нас- со всех собрать и кому-то, за ЧТО ТО дать.

  • Анонимно
    15.05.2019 10:47

    А что, программа по процентам по лизингу только для одной региональной лизинговой компании РТ будет действовать? У нас много других лизинговых компаний с такими же условиями по лизингу промышленного оборудования, и даже лучшими и и с более оперативной скоростью работы. Этой программой уже УФАС РТ должен заинтересоваться, прямое нарушение конкуренции.

    • Анонимно
      15.05.2019 14:28

      Соседи не могут заинтересоваться так как кто то арендует)

  • Анонимно
    15.05.2019 11:00

    С учетом ускоренной амортизации в лизинге это был удобный инструмент. В целевом кредите такого уже нет. Вместо этого там выскакивает налог на имущество
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/424271

    Нет налога на движимое имущество с 2019 года. В лизинг-гранте в основном только движка была. Так что это уже не аргумент.

    Общий настрой, согласно опросу, что лизинг-грант - это только кормушка для мошенников. Не соглашусь. Много достойных работающих предприятий и предпринимателей воспользовались поддержкой. А что мошенники влезли - так надо и наказывать их по полной программе, и совершенствовать систему контроля.
    Добросовестные предприниматели не виноваты, что есть махинаторы и схематозники, которые влезают в любую дыру.

  • Анонимно
    15.05.2019 11:37

    Счастливые лица...как далеки они от народа...

    • Анонимно
      15.05.2019 11:53

      ага прям лоснятся от успеха и значимости, жизнь то играет всеми красками.....

  • Анонимно
    15.05.2019 12:00

    Налоги для малого и среднего бизнеса необходимо снизить до четверти или трети от дохода предпринимателей. Непосильные выплаты подталкивают бизнесменов к теневым схемам и "серым" зарплатам, и только соразмерное доходу налогообложение поможет вывести бизнес из "тени". На какую бы форму налогообложения не переходили, все равно различные службы находят возможность забрать у предпринимателя примерно половину и более того, что он зарабатывает.

  • Анонимно
    15.05.2019 12:16

    А что там Амина Салдыгановна делает ? Она вообще просто завхоз в казначействе.

    • Анонимно
      15.05.2019 13:58

      если человек завхоз, то это уже не просто!
      ей многое доверяют и она многое знает...

  • Галеев Зуфар
    16.05.2019 09:59

    Меньше слов, больше дела.

  • Анонимно
    22.05.2019 08:25

    Вот и накрылась лавочка. Чего и следовало ождать. Распилили бабло, как всегда. Бизнесмену от этой "программы" не было ни жарко, ни холодно. Ведь гранты выдавались только аффилированным компаниям. Приличный бизнес давно рассчитывает только на себя. А не на эти, прости Господи, "программы", созданные для распильщиков. Когда закончится этот беспредел, пройдемся по всем компаниям, получившим грант.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль