Энергетика 
20.05.2019

Быть или не быть Заинской ГРЭС? Решается судьба энергетики Татарстана

Модернизация станции, которую лоббирует «Татэнерго», даст миллиарды экономии потребителям. Дело за малым — обойти Ковальчука и «Газпром»

Уже в этом месяце комиссия правительства РФ по энергетике должна решить, войдет ли модернизация Заинской ГРЭС в программу ДПМ. «Татэнерго» заявляет, что сама вложения в 78,5 млрд рублей не потянет. Так что, если решение будет отрицательным, станцию с полувековой историей, которая только в 2018 году принесла 667 млн рублей убытков, придется закрывать. В этом случае катастрофа ждет Заинск, пострадает и вся энергосистема республики. В шансах разбирался «БИЗНЕС Online».

Заинская ГРЭС сейчас загружена на треть, потребляет в 1,3 раза больше газа, чем в среднем по России, и глубоко убыточна Заинская ГРЭС сейчас загружена на треть, потребляет в 1,3 раза больше газа, чем в среднем по России, и глубоко убыточна Фото: Сергей Елагин

ЗАПРЫГНУТЬ В ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН

Заинская ГРЭС, крупнейший производитель электричества в Татарстане, сейчас вырабатывает 26% от общей генерации в республике. Первая очередь станции, когда-то максимальной установленной мощностью 2400 МВт электроэнергии и 110 Гкал/ч тепла, была построена в 1963 году. Разговоры о модернизации Заинской ГРЭС ведутся уже долгие годы: несмотря на постоянные точечные капремонты всех 12 блоков по очереди, она морально устарела еще в прошлом веке. Владелец станции, АО «Татэнерго», планирует ее модернизировать, заменив энергоблоки позапрошлого поколения на две современные парогазовые установки (ПГУ), которые должны увеличить КПД станции с 34% до 64%. При этом загрузка вырастет с 35% до 85%, а выработка — на 70% до 12 млрд киловатт-часов.

Согласно тендеру, объявленному «Татэнерго» 14 февраля, строительство двух ПГУ обойдется в 78,5 млрд рублей. Как рассказывал нам ранее гендиректор компании Раузил Хазиев, на фоне 40-миллиардной годовой выручки это очень крупные затраты. Так что «Татэнерго» рассчитывает попасть в федеральную программу ДПМ (договор о предоставлении мощности), которая гарантирует возврат инвестиций примерно за 9–11 лет. Финансовая нагрузка в таком случае равномерно ложится на всех российских потребителей электроэнергии. Организация заявляет, что без ДПМ модернизация ГРЭС экономически невыгодна ни «Татэнерго», ни республике.

Проблема в том, что лакомый пирог ДПМ (а точнее, ДПМ-штрих, это вторая волна программы) уже практически весь распределен. Основную часть мощностей поделили в рамках первого этапа конкурсного отбора. Из заявленных проектов на 9,35 ГВт мощности было одобрено 8,6 гигаватт. Это 30 проектов, которые распределились всего между пятью энергокомпаниями России. Более 60% мощностей выбрала компания «Интер РАО», отправившая на конкурс 15 проектов, два проекта одобрили ПАО «Юнипро» (это 19%), остальные мощности поделили ПАО «Иркутскэнерго» (8,5%), ООО «Газпром энергохолдинг» (7,5%) и ООО «Сибирская генерирующая компания» (3,5%). Татарстану не досталось ничего.

На следующей неделе федеральная правительственная комиссия во главе с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком будет распределять остатки — порядка 1,7 ГВт генерации. Это как раз вся мощность проекта модернизации Заинской ГРЭС. 

Раузил Хазиев надеется попасть в федеральную программу ДПМ, которая гарантирует возврат инвестиций примерно за 9-11 лет Раузил Хазиев надеется попасть в федеральную программу ДПМ, которая гарантирует возврат инвестиций примерно за 9–11 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

Но конкуренция высока. К тем, кто изначально заявился на второй отбор правкомиссии, — «ИнтерРАО» и «Газпром-Энергохолдинг» (их проекты не называются, в минэнерго РФ список нам не раскрыли) — присоединяются те, кто не прошел первый этап отбора. К неудовольствию «Татэнерго», после публикации результатов минэнерго подверглось критике за слишком малое число попавших в список ТЭЦ. Если перекос попытаются выправить, это сыграет против татарстанского проекта.  

В качестве запасного варианта «Татэнерго» меньше чем за месяц до дня икс опубликовало второй тендер — на строительство одной ПГУ вместо двух стоимостью 39,2 млрд рублей. «Мы должны быть готовы к любому развитию событий, но настаиваем на двух блоках», — говорит первый заместитель гендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзанов.

ЭКОНОМИЯ — ТРИЛЛИОН ЗА 25 ЛЕТ

Главный козырь «Татэнерго» — выдающийся экономический эффект проекта. Его подсчитало АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АО «АТС», 100-процентная «дочка» НП «Совет рынка»). Напомним, что «Совет рынка» — это крупнейшее отраслевое сообщество, регулятор в сфере электроэнергетики, в независимости и скрупулезности которого сомневаться не приходится.

«БИЗНЕС Online» ознакомился с заключением. По оценке АТС, модернизация Заинской ГРЭС приведет к замещению неэффективной конденсационной выработки (это когда вырабатывается только электричество, а получаемым паром приходится обогревать атмосферу).

Несмотря на постоянные точечные капремонты всех 12 блоков по очереди, ГРЭС морально устарела еще в прошлом веке Несмотря на постоянные точечные капремонты всех 12 блоков по очереди, ГРЭС морально устарела еще в прошлом веке Фото: Сергей Елагин

В результате произойдет снижение оптовой цены электроэнергии в первой ценовой зоне (а это вся Европейская часть России) на 3,48%. Это экономия от 33 млрд рублей в год. Даже с учетом оплаты мощности новых генерирующих объектов в полном объеме (16,6 млрд рублей в год) итоговый экономический эффект для потребителей во второй год эксплуатации составит 16,4 млрд рублей с последующей ежегодной индексацией пропорционально росту цен на электроэнергию.

Минэкономразвития РФ прогнозирует рост цен на газ (это основное топливо Заинской электростанции) на 3% в год, согласно генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года электропотребление будет увеличиваться на 1% в год. Если предположить, что так все и будет, совокупный экономический эффект для потребителей составит 412 млрд рублей за 15 лет и более 1 трлн рублей за 25 лет.

С этими выводами согласились и Институт энергетических исследований Российской академии наук, и Высшая школа экономики. Такие же оценки содержатся, например, в письме члена правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергии, академика РАН Алексея Макарова в адрес замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»).

Важно уточнить, что под замещением подразумевается не закрытие самих станций, а уход от перегрузок, потому что генерация электричества в ТЭЦ напрямую связана с количеством выработанного тепла. «Эффект получается, потому что уходит неэффективная конденсационная выработка. Именно как выработка, а не как станции. ТЭЦ начнут работать в более комфортном для них, более эффективном режиме. Причем это произойдет не только в республике, но и во всем Поволжье, а может, еще и дальше», — подтверждает Сабирзанов.

Если проект модернизации будет одобрен, эффект почувствует не только «Татэнерго», чья станция заработает неизмеримо более эффективно, но и все потребители первой ценовой зоны Если проект модернизации будет одобрен, эффект почувствует не только «Татэнерго», чья станция заработает неизмеримо более эффективно, но и все потребители первой ценовой зоны Фото: Сергей Елагин

В итоге произошел уникальный случай: «Татэнерго» поддержало даже «Сообщество потребителей энергии», в которое входит и «Роснефть», и «Сибур», и НЛМК, и «РусАл», и прочие гиганты. И это притом, что сообщество в корне не согласно с самой системой ДПМ, считая, что игроки рынка должны модернизировать мощности на рыночных условиях, без дополнительной нагрузки для потребителя. Модернизация ЗГРЭС стала единственным проектом, в пользу которого высказалась организация. О письме, которое еще в конце апреля она направила Козаку, первыми сообщили «Ведомости» 8 мая. Замдиректора АНП «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко подтвердил «БИЗНЕС Online» факт отправки письма, пояснив, что, поддерживая проект, данная компания опиралась на результаты исследования «Совета рынка».

«Затраты окупятся, более того, дадут дополнительную экономию. Это сложные расчеты, которые никто, кроме „Совета рынка“, сделать не сможет. Расчеты были с подписями и всеми необходимыми документами, и мы провели для себя оценку и поддержали проект», — объяснил Дзюбенко. По его словам, аналогичные расчеты неплохо было бы сделать и для остальных проектов модернизации электростанций — посмотреть, как они повлияют на цену электроэнергии. Но другие претенденты на участие в ДПМ информацией не делятся.  

«Мне неизвестно ни об одном другом проекте модернизации, имеющем столь существенные положительные последствия для потребителей», — утверждает Сабирзанов. По его словам, проекты, одобренные на первом этапе отбора, вообще не дают существенной экономии — речь идет только о продлении ресурса эксплуатации, улучшении экологии. При этом расходы потребителей увеличиваются, по подсчетам «Татэнерго», примерно на 30 млрд рублей ежегодно, поэтому за чистоту воздуха в каком-нибудь Череповце придется платить всей стране.

Кроме экономической ситуации, со строительством двух ПГУ на Заинке должна улучшиться и экологическая Кроме экономической ситуации со строительством двух ПГУ на Заинске должна улучшиться и экологическая Фото: Сергей Елагин

ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯ

К слову, у проекта в Заинске тоже есть экологический эффект. По оценке «дочки» «Совета рынка», на 72 млн т (в пересчете на СО2) сократятся выбросы парниковых газов, на 174 тыс. т — выбросы оксидов азота (NOx — продукты горения). Кроме того, снизится температурное воздействия на Заинское водохранилище, которое используется как пруд-охладитель. Объемы циркуляции охлаждающей воды уменьшатся в 7 раз, соответственно, температура в системе технического водоснабжения упадет в среднем по году на 8 °С (с 36 °С до 28 °С). В результате реализации проекта, заключила АТС, выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ значительно снизятся, что позволит улучшить экологическую ситуацию в Набережных Челнах, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Уфе, Чебоксарах и других крупных городах европейской части России.

Институт нашел выгоды от татарстанского проекта и для «Газпрома». Модернизация резко сокращает расход топлива для Заинской ГРЭС — с 365 г/кВтч до 195 г/кВтч ежегодно. Таким образом, за 25 лет высвобождается порядка 39 млрд куб. м газа. «Газпром» сможет отправить его, например, за рубеж и таким образом дополнительно заработать. «Реализация высвобожденного газа на экспорт увеличит доход „Газпрома“ на 308 миллиардов рублей (12 миллиардов рублей в год), а доходы бюджета только от поступлений таможенной пошлины и акциза увеличатся на 99 миллиардов рублей (4 миллиарда рублей за год)», — говорится в заключении РАН. Впрочем, «Газпром» вряд ли сильно обрадуется этим цифрам, ведь проект «Газпром-Энергохолдинга» тоже претендует на модернизацию в рамках ДПМ.

Главный инженер ГРЭС Андрей Юдин: «У нас самый серьезный проект модернизации, привлечены самые передовые технологии в мире» Главный инженер ГРЭС Андрей Юдин: «У нас самый серьезный проект модернизации, привлечены самые передовые технологии в мире»

 «ТАКИХ СТАНЦИЙ, КАКУЮ ХОТИМ ПОСТРОИТЬ МЫ, В МИРЕ ЕДИНИЦЫ»

В преддверии исторического решения правкомиссии корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на Заинской ГРЭС и посмотрела, как работает сегодня крупнейшая электростанция республики. Топ-менеджеры ГРЭС провели нам экскурсию по объекту. «Термодинамический цикл не позволяет достигать высоких показателей, станция даже не предыдущего, а предпредыдущего поколения. Первый блок был построен в 1963 году, самые свежие блоки — в 1973-м», — рассказывает главный инженер ГРЭС Андрей Юдин, показывая главный корпус станции.

Это огромное здание, в котором находятся 12 энергоблоков мощностью примерно по 200 МВт каждый. В работоспособном состоянии 11 из них, а работают только 3 — зимой, весной и осенью больше электроэнергии производить невыгодно экономически. Так, в прошлом году ГРЭС была загружена на 35% и выработала 7 млрд киловатт-часов. Возле главного корпуса находится поле, где расположены ОРУ — открытые распределительные устройства, распределяющие выработанное электричество между энергосистемой Урала и европейской частью России. География действия Заинской ГРЭС гораздо шире, чем Заинский район, Татарстан, и даже все Поволжье. Энергия стекает в общий котел, который охватывает всю Россию, более того, к энергосистеме до сих пор присоединены Прибалтика, Украина и Беларусь.

«Сейчас мы работаем минимальным составом, загружаемся только летом. Ресурс у блоков прописан на 220 тысяч часов, мы его давным-давно израсходовали, приходится постоянно выводить блоки из эксплуатации на капремонт. Неэкономично станция работать может, но это более чем в два раза менее выгодно по сравнению с современными технологиями, — объясняет Юдин. — Модернизация сразу серьезно поднимет КПД».

Несмотря на то, что установленная мощность нового оборудования станет 1,6-1,7 ГВт против существующей мощности в 2,2 ГВт, станция будет значительно эффективнее Несмотря на то что установленная мощность нового оборудования станет 1,6–1,7 ГВт против существующей мощности в 2,2 ГВт, станция будет значительно эффективнее Фото: Сергей Елагин

В предпочтительном варианте модернизация планируется путем строительства двух парогазовых установок (ПГУ). Они будут включать в себя газовую турбину электрической мощностью 550–575 МВт и паротурбинную установку электрической мощностью 250–285 мегаватт. «В ПГУ будет два типа турбин: газовая и паровая. В газовой топливо сгорает, вырабатывая электроэнергию, продукты сгорания поступают в котел, там они нагревают воду, превращая в пар, который дальше идет на паровую турбину. У нас самый серьезный проект модернизации, привлечены самые передовые технологии в мире. Таких станций, какую хотим построить мы, в мире единицы», — объясняет главный инженер принцип работы новых установок.

Юдин рассказал, что с вводом двух ПГУ сразу остановят 8 существующих блоков, а остальные постепенно выведут из работы. В итоге, несмотря на то что установленная мощность нового оборудования станет 1,6–1,7 ГВт против существующей мощности в 2,2 ГВт, станция будет значительно эффективнее. Одна же ПГУ на 0,8 ГВт заменит четыре энергоблока. Но и в таком малопредпочтительном случае ожидается, что рано или поздно остальные тоже будут остановлены окончательно.

Заинские ОРУ недавно были модернизированы и, по словам главного инженера, вполне готовы справиться с новой нагрузкой. Кроме них, после вывода старых блоков в работе остаются существующие системы водоподготовки, топливное хозяйство (пусть и в видоизмененном виде) и вся инфраструктура: железнодорожные пути, автоподъезды, административные и технические корпуса и т. д.

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ КУШ?

В тендере «Татэнерго» на 78 млрд рублей участвуют немецкая Siemens, американская General Electric, итальянская Ansaldo и японская Mitsubishi.

Иван Грачев: «На мой взгляд, если бы Siemens согласился на этих условиях станцию модернизировать, это было бы близким к идеалу результатом» Иван Грачев: «На мой взгляд, если бы Siemens согласился на этих условиях станцию модернизировать, это было бы близким к идеалу результатом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Объявленные условия, если на них кто-то согласится, очень приличные. На выходе около 1,5 гигаватт должно быть современнейших установок. Для полного обновления это довольно низкая цена. Гигаватник на атомных станциях — 5 миллиардов долларов и выше, а тут больше 1,5 гигаватта чуть больше чем за 1 миллиард долларов, — дает оценку Иван Грачев, экс-председатель комитета по энергетике Госдумы РФ. — На мой взгляд, если бы Siemens согласился на данных условиях станцию модернизировать, это было бы близким к идеалу результатом».

В общем-то, других вариантов и нет: отечественные производители импортозаместить такие ПГУ не в состоянии, но зато победитель должен будет выполнить условия по локализации производства в России — до 90–100%. Правда, ходят слухи о грядущем значительном облегчении этих условий. Минпромторг в начале года выразил готовность сделать исключение, с такой просьбой обращался и президент РТ Рустам Минниханов. По словам наших источников в отрасли, смягчение 719-го постановления правительства РФ, которое как раз определяет уровень локализации, в отношении газовых турбин мощностью свыше 500 МВт уже фактически согласовано.

Впрочем, за границу уйдет не все. Заказы на 26,8 млрд рублей все-таки достанутся отечественным компаниям, говорится в отчете АТС.

В «Татэнерго» позиция безапелляционная: если проект не одобрят в высших кругах, электростанцию надо будет закрывать как низкоэффективную В «Татэнерго» позиция безапелляционная: если проект не одобрят в высших кругах, электростанцию надо будет закрывать как низкоэффективную Фото: «БИЗНЕС Online»

«В целом проект модернизации Заинской ГРЭС в том виде, в котором он предлагается, имеет потенциал стать хорошим примером глубокой модернизации ТЭС. Подобных энергоблоков в России нет, в мире их еще немного — речь идет о десятках штук. Если в условиях России удастся ввести в эксплуатацию два пилотных энергоблока и обеспечить их долгосрочную работу (без непредвиденных остановок), да еще и уложиться в рамках заявленных (сравнительно очень небольших, кстати) капитальных и эксплуатационных затрат — это будет безусловное достижение для всей российской энергетики», — говорит старший аналитик по электроэнергетике центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников. 

ЗАКРЫТИЕ ПРИВЕДЕТ К «КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ ДЕГРАДАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

А что будет, если проект не одобрят в высших кругах? В «Татэнерго» позиция безапелляционная. «ГРЭС глубоко убыточна, ее надо останавливать, если не будет ДПМ. В 2017 году мы получили убыток в 337 миллионов, в 2018-м — уже 667 миллионов рублей. И эти цифры будут с каждым годом увеличиваться», — утверждает Сабирзанов.

Первым делом остановка электростанции ударит по самому Заинску. Для 42 тыс. жителей города ГРЭС — единственный источник тепла. О «катастрофических» социальных последствиях закрытия ГРЭС заявляет глава Заинского района Разиф Каримов. В письме руководителю «Татэнерго» (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online») он поясняет, что структура тепловой сети не позволяет перейти на альтернативные распределенные источники и индивидуальные системы отопления, как это было в Уруссу, где в 2017 году закрылась местная ГРЭС.

Нарушение финансово-хозяйственной деятельности Заинской ГРЭС как градообразующего предприятия приведет к дезорганизации и катастрофической деградации городской среды с населением более 40 тысяч человек Нарушение финансово-хозяйственной деятельности Заинской ГРЭС как градообразующего предприятия приведет к дезорганизации и катастрофической деградации городской среды с населением более 40 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

«Прямые последствия вывода Заинской ГРЭС для района следующие: снижение на треть объема отгруженной продукции, снижение выручки подрядных организаций на 500 миллионов рублей, сокращение потребительского спроса на 500 миллионов, снижение налоговых платежей на 25 миллионов рублей, неплатежи ЖКХ. Кроме того, Заинская ГРЭС как градообразующее предприятие определяет социально-экономическую ситуацию в городе Заинске, нарушение устойчивости ее финансово-хозяйственной деятельности ведет к дезорганизации и катастрофической деградации городской среды с населением более 40 тысяч человек, где порядка 5 тысяч человек потеряют источник дохода», — пишет Каримов. Сам он не смог встретиться с «БИЗНЕС Online»: в администрации сослались на его занятость.

Но Заинском дело не ограничится: как предупреждает Сабирзанов, пойдет цепная реакция. «Выработка ГРЭС сегодня — 7 миллиардов киловатт-часов. Потребление электроэнергии постоянно растет, только за последние 10 лет рост составил 6,2 миллиарда киловатт-часов. Соответственно, при закрытии Заинской ГРЭС нагрузка ляжет на соседние ТЭЦ, в первую очередь на Челнинскую. Но ТЭЦ эффективно производят электроэнергию только при выработке тепла, потребность в котором ограничена. Набережночелнинская ТЭЦ перейдет на конденсационный режим работы, при котором удельный расход топлива будет не 295 граммов на киловатт-час как сейчас, а более 400», — объясняет замдиректора «Татэнерго». По его словам, Набережночелнинская ТЭЦ (бывшая ТЭЦ КАМАЗа, ныне принадлежит «Татэнерго») не вырабатывает тепло в таких масштабах, чтобы можно было безболезненно увеличить производство электроэнергии: КАМАЗ резко снизил потребление, сам город тоже стал более энергоэффективным.

Как объясняет Сабирзанов, с закрытием ГРЭС загружаются все ближайшие ТЭЦ, экономика у них ухудшится, потому что большой объем топлива пойдет на обогрев атмосферы через градирни и резко возрастет расход топлива. «Если генерировать электричество без тепла, эффективность Челнинской ТЭЦ становится хуже Заинской ГРЭС. Появляется угроза закрытия Челнинской ТЭЦ — самой свежей тепловой электростанции в Татарстане, с очень хорошими показателями. А это единственный источник энергии для 530 тысяч человек — его заместить просто невозможно», — считает он.

В мэрии Челнов эту позицию поддержали. «Считаем нецелесообразной эксплуатацию ТЭЦ, предназначенной первично для теплоснабжения потребителей, в низкоэффективных конденсационных режимах, с повышенным расходом топлива и негативным воздействием на экологию», — говорится в письме руководителя исполкома автограда Рината Абдуллина.

Системный оператор считает, что остановка объекта к катастрофе энергоснабжения не приведет Системный оператор считает, что остановка объекта к катастрофе энергоснабжения не приведет Фото: Сергей Елагин

Так или иначе, есть правила вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, по которым соответствующее заключение делает АО «Системный оператор Единой энергосистемы после обращения электростанции» (СО ЕЭС). Как сообщил «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе со СМИ СО ЕЭС Евгений Рябовол, по Заинской ГРЭС такое заключение не делалось. Директор филиала АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан» Андрей Большаков назвал прогнозирование ситуации преждевременным и призвал дождаться решения правкомиссии.

По нашим сведениям, в действительности СО ЕЭС думает, что остановка объекта к катастрофе энергоснабжения не приведет. «Мы с „Системным оператором“ общались чуть раньше, и они считают, что закрытие этой станции не является чем-то драматичным для энергоузла. Потребности будут покрыты за счет соседних станций», — рассказал нашему изданию один из источников, знакомый с ситуацией. Но, по его словам, экономику производства СО ЕЭС не учитывает. «Наша энергосистема входит в тройку самых энергопотребляющих регионов. Соответственно, если выводить Заинскую ГРЭС, а если не будет модернизации, этот момент наступит очень скоро, в нашей ценовой зоне прогнозируется рост цен на 1,69 процента», — говорит Юдин.

«Если ГРЭС будет закрыта, эту зону смогут питать другие электростанции, расположенные в том числе за сотни и тысячи километров от республики, в энергоизбыточных районах. Для этого потребуется только „расшивка“ электрических сетей — строительство и модернизация подстанций и линий электропередачи в энергорайонах, прилегающих к ГРЭС», — убежден Мельников.

В то же время Грачев, например, уверен, что до остановки электростанции дело не дойдет. «Конечно, она (ГРЭСприм. ред.) старая, древняя, вполне может быть убыточной. Но закрывать ее никто не даст: вывести такую мощность там, где ее и так немножко не хватало, никто не позволит (речь об энергодефиците Татарстана — прим. ред.)», — считает он. 

«В России не существует механизмов окупаемости для подобных проектов модернизации электростанций. Нельзя просто построить новую станцию и потом за счет платежей с рынка окупить инвестиции» «В России не существует механизмов окупаемости для подобных проектов модернизации электростанций. Нельзя просто построить новую станцию и потом за счет платежей с рынка окупить инвестиции» Фото: Сергей Елагин

«МЕХАНИЗМ ДПМ АБСОЛЮТНО НЕРЫНОЧНЫЙ»

Эксперты, которых мы попросили оценить перспективы модернизации Заинской ГРЭС, считают, что программа ДПМ изначально была не вполне правильной. «Механизм ДПМ абсолютно нерыночный. Это корявая история, которая создает всем проблемы. Без ДПМ станции модернизировали в Сибири, но там было четкое понимание, что по новой цене у них купят энергию. Это единичные истории, когда без механизма ДПМ были реализованы настолько затратные проекты. А другого пути просто нет, — рассказывает Грачев. — Тут картинка какая: никаких частных денег там нет, под гарантию государства через повышение цены. Это аналог госинвестиций. Ничем не отличается. А тогда зачем он нужен? С Заинском на данном этапе гарантированного потребителя нет, поэтому рисковать самим или уговорить республику дать им („Татэнерго“ — прим. ред.) миллиард долларов маловероятно».

В «Сообществе потребителей» с этим не согласны. «Я думаю, что компания „Татэнерго“ могла бы модернизировать Заинскую ГРЭС на рыночных условиях, правда, это было бы для них тяжелее. Но так действует весь мир! Так же действуют нефтянка, металлурги, куча других отраслей. Они вкладывают деньги в свой бизнес, понимая риски. Закрывать ГРЭС и отказываться от извлечения коммерческой выгоды не очень разумно, но, с другой стороны, станций сейчас в избытке за счет того, что они работают в неэффективных режимах. Расход топлива большой. Они и в рыночных условиях могли принять решение. Но мы понимаем, что с ДПМ лучше, „вкуснее“, прибыльнее, надежнее», — говорит Дзюбенко. 

«Модернизация Заинской ГРЭС без участия в ДПМ однозначно невозможна, — опровергает его доводы Сабирзанов. — Цена на газ в России в 3 раза ниже, чем на Западе, что не позволяет инвестору вернуть средства за счет повышения эффективности выработки электроэнергии. Но и в развитых странах, где цена на газ высокая, отсутствует практика реализации проектов строительства новой генерации в электроэнергетике полностью на рыночных условиях, всегда существует специальные механизмы оплаты инвестиций. При этом важно понимать, что даже при нашей низкой цене на газ эффект для потребителей за счет высокой востребованности, большой единичной мощности и высокого КПД будет колоссален».

***

Прислушается ли к аргументам в пользу Заинской ГРЭС правкомиссия, станет ясно довольно скоро. Несмотря на силу аргументов, одержать победу будет нелегко. Все-таки речь идет о конкуренции с двумя федеральными госгигантами. За «ИнтерРАО» стоят такие лоббисты, как Игорь Сечин и Борис Ковальчук, а о возможностях «дочки» газовой монополии «Газпром-Энергохолдинге» и говорить нечего.   

Сумеет ли у Татарстан пролоббировать модернизацию Заинской ГРЭС?
30%Да, думаю, проект крайне нужный, а в лоббизме республике равных нет
28%Нет, скорее всего, оттеснят в сторону
40%Не надо ничего просить. Если проект выгодный, делайте сами
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Предприятия: Татэнерго
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (230) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.05.2019 08:29

Акционерное общество „Татэнерго“. Как деньги выкачивать, так они акционеры, а как вкладывать, то денег нету. Либо скидывайтесь, либо продавайте свои акции за инвестиции, ребята. В мире так делают.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:18

    Будем держать кулачки! АО "Татэнерго", удачи, проект должен состояться! А там и ГЭС до проектной поднимем!

    • Анонимно
      20.05.2019 10:30

      Дети вроде - кулачки? О таких взрослых проблемах рассуждают

  • Анонимно
    20.05.2019 08:19

    Хороший материал. Качественный.

    • Закрыли УрГРЭС.
      Все тихо мирно прошло.
      Закроют ЗГРЭС, так же тихо мирно все пройдет.
      Если не спокойно, есть Росгвардия.

      теперь по сути.
      1) Никто ЗГРЭС не даст такую сумму, даже в кредит.
      2) Что и кто мешает раскошелиться ТАИФ и Татнефть, чистая прибыль под 300 млрд.
      3) ЗГРЭС на Нижнекамский энергорайон выдает всего 400 Мвт. Эи 400 Мвт Таиф строит новую ТЭЦ (2021-2022).
      4) ЗГРЭС и НКГЭС работают на транзит ээнерги через Вл 500кВ на Россию, а там ээнергии и так избыток.

      дальше выводы делайте сами.

      • Анонимно
        20.05.2019 14:30

        Ну да, пройдет мирно, не Вы же там работаете.
        Что такое потеря работы в моногороде, Вам видимо тоже неизвестно.
        Теперь по сути:
        1) А давайте поживем - увидим?
        2) Собственники. Это вообще противно человеческой природе - раскошеливаться просто так, не находите?
        3) "Пусть растут все цветы"
        4) Ага, энергии избыток, а цены РСВ растут шестой месяц подряд, даже за с за вычетом составляющей роста цен на топливо. А должны снижаться, конкуренция же.
        Дальше выводы делайте сами, а типа такой весь в белом.

        • Анонимно
          20.05.2019 20:23

          Вы Должны давно уже понять.
          Моногорода - не выживут.
          Это наследие Сталинского промышленного "ампира".
          Который был обречён изначально.
          Не надо думать, что Коба был таким умным и дальновидным.
          Он просто строил экономику для мировой революции.
          А Россия, так ненавидимая им, была дровами для костра.
          Если бы он был умным, то, хотя бы, не создал бы современный Китай в этих границах.
          Только не надо про шинель и пару сапог в шкафу.

          • Анонимно
            21.05.2019 06:20

            Причём здесь Сталин. По вашим словам Набережные Челны тоже при Сталине построили.

            • Анонимно
              21.05.2019 08:50

              Набережные Челны - это отрыжка промышленной стратегии 30-50-х годов.
              Для этого надо посмотреть, кто руководил страной во время строительства Камаза.
              Это Косыгин, Брежнев, Устинов и т.д.
              Все - деятели 40-х годов, уровня союзных министров и первых секретарей союзных республик Сталинского призыва.
              Своё видение страны они и перетащили их 40-х в 80-е годы ХХ века.

          • Анонимно
            21.05.2019 10:53

            что бы сохранить малые города , нужно строить большую агломерацию на основе Наб.Челнов, Нижнекамска , Заинска, Кам.полян. связать эти населенные пункты хорошим сообщением. повысив мобильность населения

        • Анонимно
          21.05.2019 10:48

          Строительство нового блока не приведет к сохранению рабочих мест. Если старую часть закроют. на работе останутся максимум 200 человек, это с учетом тепловых сетей и новой котельной. остальные пойдут под сокращение

      • Анонимно
        21.05.2019 10:39

        Ну мирно не пройдёт... В Уруссу же не прошло. Но вы правы, Заинск - это не Казань. Тоже поговорят и забудут

      • Анонимно
        21.05.2019 16:21

        Ты наша Заинка может выдать. 2.2

    • Анонимно
      20.05.2019 21:27

      За этими непосильными потугами опять забыли о необходимости сохранения теплоснабжения для Заинска.

      • Анонимно
        21.05.2019 08:42

        так котельную построить и всего то делов а уделки на тепло у котельной и у грэс не будут сильно отличаться...

        • Анонимно
          21.05.2019 10:41

          Можно. Правда котельные нужный пар не вырабатывают. Поэтому некоторые заводы закроются

  • Анонимно
    20.05.2019 08:23

    Как обычно "забыли" несколько существенных фактов и "косяков" суверенных руководителей!
    Например, почему вообще Татарстан все время мимо фед. программ, типа ДПМ, за который все татарстанцы все равно платят? А потому что сети в РТ не "государственные" (в федеральном понимании), а республиканские. То есть, принадлежащие частному АО, акции которого принадлежат РТ. Предлагали же купить за 22 млрд., и сразу бы мощности за счет ДПМ строить начали бы! Но интересы семей важнее...
    Второй вопрос - смешно читать про "миллиард экономии", не задавая вопрос - а кто покупать то будет энергию от Заинской ГРЭС? Нижнекамск и Казань провели модернизацию и более не нуждаются в ГРЭС! Продавать энергию вне пределов Татарстана???
    Так в статье понятно, что фуфловые расчеты - потому что энергию Нижнекамской ГЭС специально продают за пределы Татарстана, чтобы она своей низкой себестоимостью не портила завышенные тарифы Татэнерго. Ведь если бы электричество Нижнекамской ГЭС шло бы в Челны и окружение, то экономически обоснованные тарифы для потребителей пришлось бы снизить, а энергия ТЭЦ была бы не востребована и неконкурентоспособна.
    В итоге эти 78 млрд. опять лягут на нас, потребителей , с удорожанием тарифов!
    А может есть вариант небольшой ТЭЦ сделать, млрд. на 5-10? Зачем гигантоманию, гнать газ из Сибири, чтобы сжигать в Заинске и продавать электричество чуть ли не обратно, в Сибирь?

    • Анонимно
      20.05.2019 09:00

      Вы 100% правы. Наши хотят освоить эти деньги. Если посмотреть на Уруссу почему то закрыли ГРЭС? И как она смогла накопить такие долги за газ. И самый главный вопрос к Татэнерго если у них денег нет то почему руководство получает такие большие зарплаты, за не эффективные решение.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:29

      Хотелось бы напомнить, что сетями в РТ владеет АО "Сетевая компания", а ДПМ - это программа исключительно в отношении генерирующих компаний, это две несвязанные вещи. Мимо ДПМ "Татэнерго" "пролетело" ровно 1 раз, в 2009-10 годах, когда вопрос "нарезания" ДПМ жестко увязывался с приватизацией генерирующих компаний. Если Вы думаете, что частному собственнику будут интересны вопросы решения, к примеру, проблем теплоснабжения Казани за свой счет, Вы глубоко ошибаетесь.
      По поводу "кто будет покупать". Большие станции продают энергию только на оптовый рынок, других вариантов нет и быть не может. Пройдет конкурентный отбор по цене - купят, не пройдет - не купят. Новые блоки с низкими удельными по цене пройдут.

      • ПанАлекс
        20.05.2019 10:26

        А если деньги дадут на возвратной основе и тогда стоимость модернизации сядет в себестоимость, что с учетом 90% импортного оборудования приведет к огромным убыткам , как у Аммония.
        А про "оптовый рынок" не смешите!

        • Анонимно
          20.05.2019 10:40

          Хотелось бы уточнить, наличие импортного оборудования всегда приводит к убыткам? И для проектов ДПМ, у которых всё оборудование импортное тоже? И для проекта ТГК-16 на КТЭЦ-3, у которого основное оборудование - это газовая турбина "Сименс" F-класса? Не сдерживайте себя, господин ПанАлекс, мы на пороге гигантских открытий в экономике предприятий электроэнергетики, смиренно внемлем. Кстати, а что смешного в оптовом рынке?

          • Анонимно
            20.05.2019 10:57

            Это приводит к компенсации затрат на обновление оборудования за счёт потребителей.

            • Анонимно
              20.05.2019 11:34

              Именно так. А еще к снижению цены на энергию за счет усиления конкуренции. И этот эффект больше, чем затраты на модернизацию. Просто эффект от снижения цены распределяется на всех производителей, а деньги на модернизацию получает один.

          • Анонимно
            20.05.2019 18:18

            Не Сименс, а Дженерал эектрик. Сименс св Нижнекамске.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:40

      Не может Нижнекамская ГЭС продавать электрическую энергию внутри Татарстана, по закону Татэнерго обязано продать выработанную электрическую энергию на оптовом рынке, а он обезличен и не привязан к определенному региону за исключением ценовых зон.
      Но Сетевая компания определенно в наваре как не крути)

    • Анонимно
      20.05.2019 09:43

      По поводу энергии НКГЭС написано просто невыразимо прекрасно. НКГЭС, как это ни удивительно, тоже крупная станция, и она тоже обязана продавать энергию на оптовый рынок, меньшую часть по регулируемой цене, большую часть по свободной, примерно такой же, как у всех прочих станций рядом, не больше и не меньше. Регулируемые тарифы устанавливаются государством отдельно по каждой станции, поэтому их невозможно "испортить".
      Регулируемую часть действительно распределяют как "Татэнергосбыту", таки и другим потребителям оптового рынка, делает это Коммерческий оператор оптового рынка, без участия "Татэнерго". И самое главное - доля выработки НКГЭС в потреблении Республики составляет 6 (шесть) %. То есть ни о каком существенном замещении тепловой генерации речи не идет, ГЭС - это не более чем приятное дополнение к выработке ТЭС

    • Анонимно
      20.05.2019 10:11

      Вот такая система суверенной экономики. Потребитель оплачивает, через повышение тарифов инвестиции в активы акционеров, которые закладывают это повышение в дивиденды, премии и бонусы, спонсируют спортивные клубы в которых выступают игроки миллионеры...

    • Булгарин
      20.05.2019 11:17

      Тут очень много комментариев про суверенность, а может действительно об этом вспомнить и действовать в соответствии в этим статусом? Например, перестать перечислять в федеральный бюджет как раз ту часть, которая идет на ДПМ, а может и не другие цели в виде каких-то федеральных проектов? Может имеет смысл вообще пересмотреть в одностороннем порядке бюджетные соглашения. Поставить вопрос о том, что республиканские законы в определенных областях выше, чем федеральные. Особенно, если это касается экономических вопросов, вопросов благосостояния населения республики.

      Тут много пишут про принятие Стратегии развития народа, так может и начать с этих вопросов. Вопрос о том, чтобы усилить свою государственность, является наиважнейшим вопросом. Почему такие стратегически важные вопросы отданы на откуп федералам? Энергетика, нефтедобыча и нефтехимия должны быть полностью в республиканском введении.Это должен быть единый комплекс. И деньги отсюда не должны идти в федералам.

      • Анонимно
        20.05.2019 12:23

        Вообще в этом комментарии вы себе на статью заработали. Изучайте законы Российской Федерации.

        • Булгарин
          20.05.2019 13:09

          И в чем у вас проблемы? Предложил поставить вопрос о томи, чтобы снизить отчисления в федеральный бюджет и пересмотреть бюджетные соглашения, и за счет этого направить деньги на развитие энергетики в республике? А может не понравилось то, что предложил усилить свою государственность? Так ведь республика и так государство по Конституции, а усиление государственности и есть пересмотр неких положений, по которому центр вопреки федеративному устройству государства ведет себя так как-будто мы живем в унитарном государстве. Тут бы надо кое в чем разобраться. Мы живем все же в федеративном государстве или в унитарном, где все приказы идут из центра и должны быть неукоснительно выполняться, и нет никаких прав у субъектов федерации. Они только должны подчинятся. Такого в федеративном государстве не бывает. Потому и надо усиливать свою государственность, а центру все же строить федеративные отношения, а не усиливать вертикаль власти, которая ведет к унитарному государству. Потому и вопросы такие возникают, когда 70-80% налогов забирают федералы, а потом за ними надо опять ехать в Москву и упрашивать чиновников вернуть хотя бы часть отобранных денег на каких-то условиях. Это кстати, ведет и к усилению коррупции, да просто к воровству бюдежтных денег. Так это вам надо внимательней изучать законы, а скорее взять и внимательно почитать Конституцию страны. Кстати, там есть еще и про свободу слова, как неотъемлемое право каждого гражданина страны. Хотя понимаю, что на права гражданина некоторые товарищи кое-что положили.

          • Анонимно
            20.05.2019 14:11

            Булгарин посмотри на Украину. Не надо нас отделять от России.

            • Булгарин
              20.05.2019 17:07

              У вас все дома? Или читать разучились. Речь идет о выстраивании федеративных отношениях, когда деньги уходят в Москву, а обратно пшик. Да и просто там они распределяются между полковниками, которые забивают ими свои квартиры. А это только те, кого поймали.

              Вот не читал, не слышал, чтобы губернатор Техаса ездил к Трампу просить у него денег на строительство электростанции. Или в той же Германии, не слышал, чтобы федеральные чиновники занимались такими проблемами. Сначала все деньги собирали в Берлине, а потом так ходоки от земель ездили выбивать их обратно. При этом уверен те ходоки в Москву половину суммы, наверняка, поделят по нужным людям там же. Ну, не правильно это. Нужны другие отношения.

              СССР как раз и развалился именно по этому. Тоже также было. Правда, там был Госплан и Минфин СССР, которые и распределяли собранные в Москве деньги. В первую очередь там обеспечивали Союзные республики, потом все по остаточному принципу. Когда стало нечего делить, вот и разбежались. Сейчас происходит примерно то же самое. Потому эта система неустойчива. Зачем постоянно наступать на те же грабли? Вот об этом речь, а вот строительство ГРЭС просто как пример. И таких примеров по стране много.

        • Булгарин
          21.05.2019 12:23

          А как вам это?

          — У нас лжефедерация, лжедемократия, у нас тотальное нарушение Конституции. Это не новый вывод. Мы пришли к деградации государства в целом. По крайней мере, таковы отзывы наших респондентов. 88% опрошенных считают, что в стране экономическая и политическая ситуация становится намного хуже.

          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/425056

      • Анонимно
        20.05.2019 12:26

        А может вспомним, что при всех отчислениях форбс по прежнему богатеет. Не прикрывайся народом. Суверен заботился только о себе

        • Булгарин
          20.05.2019 13:10

          Это не суверен заботится о себе, как раз это тенденция тех, кто забивает свои квартиры миллиардами. А они по определению там, где нет суверена.

      • Анонимно
        20.05.2019 13:03

        Интересная позиция у вас, вызывающая снисходительную улыбку.
        По вашей логике Татарстан значит будет пользоваться всеми благами общего государства, в виде использования рынка для своей продукции, в использовании нефтепроводов, другими коммуникациями, пользоваться газом по внутрегосударственной цене, пользоваться услугами федеральных структур и так далее, но при этом налоги не перечислять в федеральный бюджет.
        Красивую картинку нарисовали, но только возникает лишь один вопрос - "а губа не треснет, которую вы раскатили"?

        • Булгарин
          20.05.2019 13:54

          А может все подсчитать и на этих подсчетах и строить отношения. Тогда губа не у кого не треснет. Почему для одних пользование благами государства обходится в одну цену, а для других она другая? Речь идет, если внимательно читали, о том, чтобы перечислять налоги, но по другим принципам, которые стимулировали бы развитие всей страны. А так мы имеем очень богатую столицу и очень бедные регионы. Да, ладно те, кто мало что производит, но и те становятся бедными, кто что-то и производит. Их почему-то называют донорами. Так не должно быть. Донор - это дойная корова по простому.

          • Анонимно
            20.05.2019 15:30

            Все донорство Татарстана построено лишь на одной нефти, так как налог на добычу полезных ископаемых в структуре налогов уходящих в федеральную казну составляет почти 80%.
            По конституции недра являются общегосударственными и принадлежат всему народу РФ, так что этот налог уходит в полном объеме в федеральный бюджет справедливо.
            НДС кстати Татарстан в федеральный бюджет отправляет меньше чем Самарская область.

            • Анонимно
              20.05.2019 16:57

              У нас и республика не частная организация, а государство, которая входит в федерацию. А потому кто же определил, что все недра являются федеральными, то есть московскими? Они также должны быть и в собственности республики. Это тоже один из перекосов в федеративных отношениях. Вот, например, Краснодарский, Ставропольский регион пользуется тем, что там больше солнца, занчит и урожая больше и комфорт по жизни получше, чем в севернее. Но вот северне есть опредленные полезные ископаемые. Москва ведь не забирает ренту от Солнца в Краснодарском крае, так почему забирают налог на природные ресурсы у республики, оставляя ей, кстати, грязную экологию и большое количество онкобольных. И по поводу НДС, может Самарская область и отправляет больше НДС в Москву, за счет того же Автоваза, но вот Москва уже который год покрывает убытки Автоваза, причем не в малых размерах вполне сопоставимым с тем же налогом НДС. Так что и тут надо бы посчитать. .

              • Анонимно
                20.05.2019 17:29

                Федеральные средства не являются московскими, так как Москва отдельный субъект с развитой экономикой, которая самодостаточна.
                Автоваз является частной компанией и принадлежит Рено, государство в Автоваз не вкладывается не надо лгать.
                За 2018 году автоваз получил чистую прибыл в 5,86 миллиардов рублей.

                • Булгарин
                  20.05.2019 18:35

                  Во-первых, Автоваз на 36% принадлежит госкорпорации Ростех. И до 2017 года был постоянно в убытках. Во-вторых, убытки покрывались выданными кредитами, думаю, по льготным ставкам и вполне возможно, что и не возвратные. А поручителем по ним Ростех.

                  И по поводу Москвы. Да, есть такой город как Москва, но она еще и столица, т.е. федеральный центр со всеми своими чиновниками, потому вполне законно, когда пишут про Москву не как про город, кстати, с бюджетом в 2,7 триллиона рублей, в то время как бюджет Казани 21 млрд. рублей. Чувствуете разницу?

                  • Анонимно
                    20.05.2019 20:07

                    Москва субъект РФ такой же как Татарстан с населением более чем в 3 раза превышающим население РТ, поэтому бюджет больше чем в муниципальном образовании Казань.

                    • Анонимно
                      20.05.2019 20:12

                      Ага, только Казань по численности отличается от Москвы в 10 раз, а бюджет в 100 с лишним раз.

                      • Анонимно
                        20.05.2019 23:23

                        Еще раз могу повторить Москва не город, а регион и сравнивать бюджеты нужно Москвы и Татарстана, а не муниципального образования Казань.

                        • Булгарин
                          21.05.2019 13:09

                          Еще раз повторяю, что регион - это Москва и Подмосковье. А Подмосковье в расчет не берется. И если вы даже сравните бюджет Татарстана в размере 260 млрд. рублей и 2,7 триллиона рублей, а население в республике где-то в размере 4 млн., т.е. отличается в 4 раза, а бюджеты отличаются в десять раз. Вот это и есть показатель. На каждого москвича приходится денег из госбюджета в два с половиной раза больше, чем на рядового жителя Татарстана. Хотя вроде живут в одном государстве. И не думаю, что рядовой москвич в два с половиной раза больше трудится.

                        • Анонимно
                          27.05.2019 10:18

                          А что производит Москва? Другими словами "Откуда деньги, Зин?"

      • Анонимно
        20.05.2019 13:33

        Предлагаете, чтоб деньги полностью уходили местным олигархам?

        • Булгарин
          20.05.2019 17:10

          Предлагаю, чтобы деньги оставались там, где их зарабатывают. Вы против? Тогда вы в душе холоп. Это у них есть такое понятие как господин и раб. Правда, они сегодня научились делить господ на местных и царских вельмож, которые по статусу намного выше местных.

          • Анонимно
            20.05.2019 23:45

            Как ты надоел откровенной ложью. Оставить там где зарабатывают? Чтобы форбс еще больше разбогател! А у народа так и оставят 40-ю плюс абон плата в детсад. Короче никто уже этим не верит

      • Анонимно
        20.05.2019 18:34

        С 90-х и вплоть до середины "нулевых" и не в определенных областях были выше)) Как это на благосостоянии отразилось всем известно)

  • Анонимно
    20.05.2019 08:25

    Из статьи ясно только одно - вся выгода только немецкой турбинной компании и их получателю волшебного чемоданчика.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:48

      08:25 согласен с вами , наши ходоки заключившие « торгово -экономический договор» с Сименс , наверное протирают уже руки от барышей.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:49

      Рентабельность деятельности немцев в данном случае даже некорректно сравнивать с рентабельностью деятельности получателей чемоданчиков. В РТ интересанты берегов не видят, как правило.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:29

    Акционерное общество „Татэнерго“. Как деньги выкачивать, так они акционеры, а как вкладывать, то денег нету. Либо скидывайтесь, либо продавайте свои акции за инвестиции, ребята. В мире так делают.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:51

      Операционная прибыль "Татэнерго" примерно 3 млрд. в год. Это то, чем могут оперировать акционеры. Для проекта в 78 млрд., таким образом, нужна прибыль за 26 лет. А если проект будет одобрен, под гарантию денежного потока компания сможет привлечь деньги любым способом, как допэмиссией, так и банковские кредиты. В мире так делают (С).

      • Анонимно
        20.05.2019 12:39

        Азат Д

        Проводите допэмиссию акций. Если этот проект выгоный, их купят. Только собственники нынешние размоются. Поэтому и прсют.

        • Анонимно
          20.05.2019 13:33

          Если проект отберётся Правительственной комиссией - можно будет проводить допэмиссию (а можно и не проводить и строить за заемные). Именно в такой последовательности, не наоборот. В теории стоимость собственного капитала должна быть выше, чем заемного, особенно в нашей стране, у нас вообще капитал дорогой. Без инструментов с гарантированной доходностью в энергетике сейчас почти никто ничего не строит, причем и в мире тоже. За редчайшим исключением.

      • Анонимно
        20.05.2019 13:47

        Уменьшите зарплаты руководство, вот вам ещё 5 млрд.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:57

      Умники!А ДПМ программа для кого?Тоже рыночное решение вопроса?Тоже акционеры вкладывают?
      Рустам Нургалиевич! Включайте лоббистские рычаги.Исправно пополняем федеральную казну.Потому грех не воспользоваться возможностью на благое.

      • Анонимно
        20.05.2019 10:34

        Исправно пополняем... и народ по прежнему 40-ой зарплате, почему удаща не падает до 40-ой?

      • Анонимно
        20.05.2019 12:34

        В Уруссу он включил лобби, поручился(!) что собственник Ур.ГРЭС за свой счёт проведёт модернизацию. И где теперь собственник, и где сама Ур.ГРЭС? Её пилят на металлолом рабочие из Средней Азии. Лоббисты...

  • Анонимно
    20.05.2019 08:33

    Для Татарстана это самый значимый проект за последние 2-3 года. Масштаб поражает - почти 80 млрд. руб.!!!
    Поддержка на всех уровнях (научные институты, сообщество потребителей, генераторы, собственно республика и проч.), эффект для потребителей.
    Один вопрос: почему только Татарстан вынужден эту программу модернизации "за уши" в 21 век тащить? При этом на федеральном уровне как слепоглухонемые себя ведут...

    • Анонимно
      20.05.2019 08:58

      В Татарстане менеджеры что угодно разорят и банки и предприятия.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:03

      Меньше патетики, господа.
      Понятно, что дана команда топить за статью, но уж не так очевидно. )

      • Анонимно
        20.05.2019 10:06

        Топить за статью???????Люди пытаются привлечь инвестиции в Республику и для того,что бы топить за статью гражданам нужна команда?Вы в своем уме? То есть это плохо если в Республику вернутся деньги от федералов. Конечно!Пусть лучше эти деньги захарченки по квартирам хранят.Для страны ведь лучше.Правда? А тут что? Экологические ,экономические вопросы решаются.Социальные проблемы в виде будущего целого города.Хотя вам наверно по барабану.Одним населенным пунктом в стране больше,одним меньше.

        • Анонимно
          20.05.2019 10:35

          Еще одного вопросительного знака для талии не хватает. Она португальский выучила?

          • Анонимно
            20.05.2019 10:57

            Какая талия австралия?О чем вы?Вопросов много? Ну дык ответьте.Вопросы требуют ответов,а не вашей витиеватости.

        • Анонимно
          20.05.2019 11:47

          В республике с энергомощностями, в сравнении с остальной страной, не так все плохо. Есть в стране такие ДЫРЫ, которые вы отсюда даже не видите. Поэтому не нужно наглеть и думать в масштабах страны, а не региона.

        • Анонимно
          20.05.2019 12:42

          Азат Д

          А какая разница, Мусины или Захарченки растащат?

    • Анонимно
      20.05.2019 10:17

      Потому что это не честная конкуренция, проекты на дпм через конкурс-аукцион отбирались

  • Анонимно
    20.05.2019 08:34

    Значение Заинской ГРЭС колоссальное!!!
    Потерять ЗГРЭС - это потерять энергетику Татарстана на десятилетия...
    Необходима всемерная поддержка проекта!

    • Анонимно
      20.05.2019 08:54

      Вот пусть акционеры и поддерживают за счёт допэмиссии и покупки акций.

      • Анонимно
        20.05.2019 10:19

        Или ТАИФу отдадут, раз сами не справляются

        • Анонимно
          21.05.2019 08:52

          Если бы ТАИФ видел необходимость в ЗГРЭС то давно бы купил. Видно не нужна ТАИФу ЗГРЭС они своих 400 МВт введи еще 500 строят в Нижнекамске и 250 в Казани хотят построить ну и нафига им еще и Заинская ГРЭС?

        • Анонимно
          27.05.2019 10:27

          У ТАИФа есть ТГК-16, ему Заинская ГРЭС и даром не нужна

    • Анонимно
      21.05.2019 11:01

      ЗайГРЭС как станция по выработке эл. энергии потеряла свое значение в начале 2000 годов. это подтверждается количеством работающего оборудования. Даже сейчас при дефиците мощности в этом районе, грузят окрестные станции.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:37

    ПГУ на Заинской ГРЭС - это единственная достойная альтернатива устаревшим конденсационным блокам!
    То что по результатам программы модернизации произошло - это просто недопустимо. Мы с такой модернизацией на 50 лет назад откатимся.
    Как можно игнорировать такой проект, как на ЗГРЭС вообще не понятно

    • Анонимно
      20.05.2019 11:49

      ПГУ будет работать 15 лет. Сравните с традиционными блоками, которые пыхтят сейчас на станции уже 40 лет. Модернизировать их можно по этой программе, а не замахиваться на неосуществимое

      • Анонимно
        22.05.2019 19:51

        Сколько не модернизируй, КПД не поднимется, без ПГУ она останется неэффективной и убыточной

    • Анонимно
      21.05.2019 11:04

      любая тепловая генерация без отбора пара или горячей воды мало эффективна и не окупаема. к сожалению реконструкция ЗайГРЭС в этом виде планово убыточна.

      • Анонимно
        21.05.2019 11:54

        Сейчас ровно наоборот. В действующей модели рынка крупные ГРЭС без отбора тепла даже при худших удельных расходах топлива чаще всего остаются прибыльными за счет прибыли от рынка мощности, а если точнее, за счет меньших условно - постоянных затрат на единицу мощности. А вот ТЭЦ мощностью менее 300-400 МВт. (а таковых большинство) при действующих ценах на мощность практически всегда убыточны. И удельные на уровне 300 г./ квтч. (очень хороший показатель для паротурбинной ТЭЦ при пропорциональном методе распределения затрат) здесь не спасают.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:39

    У нас всегда утверждалось, что "Татэнерго" - это суверенное национальное достояние республики. Также утверждается, что РТ - это экономическим благополучная республика.

    Так почему "Татэнерго" не может провести реконструкцию Заинской ГРЭС своими силами - максимум с помощью республик, если она на самом деле такая богатая, как нас постоянно убеждают?

    • Анонимно
      20.05.2019 10:12

      Так же, там же утверждалось,что львиную долю доходов Республика отправляет в Москву.Так почему реконструкцию Заинской ГРЭС не провести за счет федерального бюджета.Поменьше будет в первопрестольной полковников с миллиардами в загашниках.Да и почему ДПМ другие получают,а мы не можем?Это что логика такая?Чем вы хуже работаете,чем меньше от вас толку,тем больше получите денег?

      • Анонимно
        20.05.2019 12:30

        Мы это кто? Только не народ это точно. Хватит народом прикрываться. У нас все получает и богатеет только удаща

    • Анонимно
      22.05.2019 20:00

      Потому, что в нынешних условиях рынка газа и электроэнергии, а также кредитных ставок в России невозможно окупить затраты на реконструкцию электростанции.
      Окупается реконструкция только за счет дотаций по ДПМ, либо у промышленников за счет вхождения станции в цикл производства и экономии на оплате ресурсов

  • Анонимно
    20.05.2019 08:42

    Татэнерго и руководству республики, если реализуют проект Респект!

    • Анонимно
      20.05.2019 10:08

      В Заинске знаете какая средняя зарплата? Соответственно по отношению к республике? ТАК и там АБОН ПЛАТА В ДЕТСКИЙ САД как и по всей республике. Это очень много для населения маленького города с нищенской зарплатой. Тут респекты раздают, а по всей Татарии 40-я зарплата.

      • Анонимно
        20.05.2019 18:27

        Средняя зарплата на ЗГРЭС в Заинске около 65 000 рублей, не представляю, что случится, если станцию закроют. Нищета?

        • Анонимно
          20.05.2019 19:42

          Такой средней заработной платы - 65 000 рублей никогда на ЗГРЭС не было, не вводите людей в заблуждение.

        • Анонимно
          20.05.2019 23:50

          18.27. Ты больной? Сколько там работников и сколько населения? Голову включи сначала. Все они на заработках в Челнах или Казани. Скажи для полноты сколько получает удаща и их бисснис жены. Мерзость

  • Анонимно
    20.05.2019 08:43

    Зачем республики новые или реконструируемые энергетические объекты - если республика сама, широким жестом, передавала ТАИФу "лишние" гигантские "советские" энергетические объекты?

    Как говорится: "Или трусы наденьте - или крестик снимите".

    • Анонимно
      20.05.2019 09:20

      и почему-то Таиф и Татнефть могут за свои модернизировать, а Татэнерго не в состоянии...

      • Анонимно
        20.05.2019 10:12

        таиф за свои? Где видел что за свои? Все народное прибрал, и теперь еще с народа хочешь? А в форбс они народ не приглашали? За рубин то вот только платить стали сами, а то ведь все на шее всей республики безногие бегали

        • Анонимно
          20.05.2019 11:10

          ну много на БО писали что они в Казани ПГУ строили. Татнефть в Нижнекамске тоже модернизировала. без федеральных денег. другие могут, татэнерго нет.

          • Анонимно
            22.05.2019 20:09

            Таиф построил ПГУ в Казани, и теперь экономят миллиарды на оплате ЭЭ и тепла. ТЭЦ Татнефти снабжает дочку Танеко и помогает экономить, плюс после модернизации станция экономит газ используя(утилизируя) халявный никому особо не нужный нефтяной кокс.

      • Анонимно
        22.05.2019 20:05

        Они могут модернизировать, потому что станции становятся частью промышленного цикла и приносят экономию на оплате сторонним поставщикам энергоресурсов.
        А Татэнерго работает на рынок, который диктует условия и в нынешних условиях рынка газа и электроэнергии, а также кредитных ставок в России невозможно окупить затраты на реконструкцию электростанции. Окупается реконструкция только за счет дотаций по ДПМ.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:47

    Поверьте если смотреть в целом по России то можно, это капля в море ваш проект, в Дагестане, в Чечне вообще в принципе нет энергетики, но они покупают электроэнергию по сниженным тарифам. Так же можно делать и тут.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:51

    Похоже финпланирование все годы было на нуле. Амортизацию проели, денег нет.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:10

      фонды амортизации в кипрских оффшорах , конвертированы в удащщу и в другие атрибуты мелкого и удащщливого буржуа типа вертолёты земельные участки люксовые иномарки брюлики и прочее. так что не говорите за всех что ВСЕ проели.....

      • Анонимно
        20.05.2019 12:23

        Нет еще и детей на амортизацию в Британии выучили, те кто хлопок в детстве собирал в Средней Азии.

      • Анонимно
        20.05.2019 13:43

        Не проели, а вложили на разведение кур...

  • Анонимно
    20.05.2019 08:57

    Ну и название.
    ЗайГРЭС - далеко не все Татэнерго.
    А Татэнерго, в свою очередь - уже давно далеко не вся энергетика Татарстана.
    Хотя апломб и необоснованные амбиции, как видим, остались..

  • Анонимно
    20.05.2019 09:01

    Давно можно было АЭС построить,но не забыть об ГРЭС - и продавать электричество направо налево в регионы.От выработанной энергии АЭС -деньги направлять на ремонт ГРЭС,ТЭЦ и тд.Сейчас опять зеленые с помидорами возникнут?

  • Анонимно
    20.05.2019 09:02

    Статья только появилась, а уже портянка "против строительства" готова и лайками обросла. Попахивает заказухой от ТГК-16.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:52

      А ТГК-16 то причем, им с этой станции ни холодно ни жарко, у ТГК-16 электрическая энергия вырабатываемая от КТЭЦ-3 и НКТЭЦ-1 уходит на опт, пар и тепло они продают потребителям, чему им с Заинской ГРЭС. Жаль только людей которые там сейчас работают, если проект ПГУ не состоится. Постигнет станцию тогда судьба Уруссинской ГРЭС, а Заинск, судьба Уруссу..

  • Анонимно
    20.05.2019 09:10

    Как обыщно, Компанию «номер Один» попросят, она и поделится деньгами.

  • Анонимно
    20.05.2019 09:20

    а почему нельзя построить ПГУ на Челнинской
    ТЭЦ, как в Казани, и не заморачиваться с древней ГРЭС?

    • Анонимно
      20.05.2019 23:54

      Потому что Сабирзанов лукавит, что НЧТЭЦ замещает ЗайГРЭС. Мощности Заинска легко подхватят Нижнекамские станции.

  • Анонимно
    20.05.2019 09:21

    Если ГРЭС сейчас загружена максимум на 1/3, то зачем реконструировать заведомо убыточное предприятие. Рынка сбыта у ГРЭС почти что нет. Рабочих на ГРЭС работает мало, а после гипотетической реконструкции там будет народа работать ещё меньше.
    Раз сделали из "ТАтэнерго" - акционерное общество, то пусть акционеры и вкладываются в это проект.
    А то получается, что акционеры будут только прибыль получать, а мы, простые граждане будем платить из своего кармана за их бизнес-проект.

    • Анонимно
      20.05.2019 10:20

      ЗГРЭС загружена на 1/3 только потому что старая и неэкономичная. Будет новое оборудование - будет загрузка и рынок. Дорогая мощность КОМ мод, также как и ДПМ, не оплачивается через регулируемые тарифы. А вот дешевая энергия этих новых объектов по регулируемым тарифам (то есть ниже рынка) продается и оплачивается. Поэтому на цену для населения новый объект если и повлияет, то только в сторону снижения.
      Что касается остальных потребителей, то в статье сказано, что эффект от снижения цен на энергию на рынке будет больше, чем затраты на оплату мощности, что подтверждается расчетом АТС и проверено Сообществом потребителей.
      Сообщество потребителей - это такая организация, сотрудники которой получают зарплату за то, чтобы отстаивать интересы потребителей на оптовом рынке, в том числе в части недопущения "протаскивания" решений, увеличивающих цену на рынке (хотя у них это и не всегда получается).

    • Анонимно
      20.05.2019 10:24

      акционеры Татэнерго - бюджет РТ через СИНХ и Минземимущество. вся прибыль идет в бюджет РТ. прибыль ТЭ - 2-4млрд. чистая в год. а здесь 80 нужно, поэтому пока есть Дпм нужно стараться в нее заскочить, а иначе кредит придется брать ТЭ и тогда ваши тарифы точно уж не уменьшатся.

      • Анонимно
        20.05.2019 12:50

        Азат Д

        А почему не сразу в бюджет а через прокладки?

      • Анонимно
        20.05.2019 12:51

        Азат Д

        Цену кто устанавливает? Что вы так уверенно говорите о снижении? Если энергия на опт будет отдаватся.
        Что то в Татарстане есть ниже чем у соседей?

        • Анонимно
          20.05.2019 13:26

          Цену устанавливает рынок путем конкурентного отбора ценовых заявок поставщиков, заявки с низкой ценой отбираются, заявки с высокой ценой не отбираются. На новое экономичное оборудование подается заявка с низкой ценой, которая вытесняет заявки с высокой ценой и снижает равновесную цену. И так каждый час.

      • Анонимно
        20.05.2019 13:06

        Прибыль идет в СИНХ, а не в бюджет.
        В СИНХе деньги растворяются и никому не ведомо куда дальше идут, кроме некоторых удащливых.

      • Анонимно
        22.05.2019 20:13

        да и деньги от ДПМ если не уйдут на ЗГРЭС, то уйдут на другую станцию, потребитель все равно их оплатит, уж лучше пусть этой станцией станет ЗГРЭС

  • Анонимно
    20.05.2019 09:32

    В Этом проекте хотят участвовать в Консорциуме Турецкий Enprode,совместно с Ростехом (Технопромэкспорт ) ,Чалык холдинг , с привлечением инвестиции,но какой-то вакуум в ситуации,зачем брать ДПМ у государство,если мировые холдинги готовы своим заходить ?

    • Анонимно
      20.05.2019 12:53

      Азат Д

      Так баи будут госденьги пилить, а тут придется подвинутся.

    • Анонимно
      22.05.2019 20:18

      так не у государства берут, а у потребителей, и в любом случае деньги эти отберут, на реконструкцию каких-то станций
      А если бы в России не было этой ДПМ, то потребители на ней съэкономили, но энергия вырабатывалась бы на старых неэфективных станциях, и стоила бы на рынке дороже

  • Анонимно
    20.05.2019 09:34

    Людей жалко,которые там работают,если ее закроют!

    • Анонимно
      20.05.2019 10:06

      Даже если реконструируют, столько персонала даже близко не нужно будет. Сокращение будет в разы, в любом случае.

    • Анонимно
      20.05.2019 11:13

      ну строить станцию за 80 млрд рублей, чтобы была работа у нескольких сотен человек, как-то странно с точки зрения логики

      • Анонимно
        22.05.2019 20:22

        дело не только в работе нескольких сотен, но и полезности станции для рынка ЭЭ, снизив расходы на выработку, станция сможет давить рынок, понижая стоимоть ээ на рынке, ей ведь надо загружать блоки, причем теперь уже не на треть, а на 100%

  • Анонимно
    20.05.2019 10:08

    Энергетика как и авиасообщение РТ не нужно?

    • Анонимно
      20.05.2019 13:50

      Самый главный вопрос в РТ, где строить сборную мечеть.

  • Анонимно
    20.05.2019 10:12

    Если ГРЭС закроют, то люди окажутся на улице. Если будут реконструировать, то тоже, так как столько народу не нужно будет на новых ПГУ.
    Странный довод с Челнинской ТЭЦ. Если при закрытии ГРЭС будет ей плохо, то почему тогда ее не модернизировать в первую очередь? Тем более, что там еще тепловая нагрузка есть. Было бы гораздо эффективнее. То что теплоснабжение Заинска пострадает, скорее неправда. Когда будут выведены 12 блоков, а введут всего два, это означает, что в любом случае теплоснабжение Заинска будет осуществляться от котельной, так как тепла от двух блоков ПГУ на город не хватит. Особенно, если один из блоков встанет зимой. Думаю, если посмотреть схему теплоснабжения Заинска, то увидим планы строительства котельной на территории ЗГРЭС. Про улучшение экологии и экономию топлива- вообще смешно. Закройте станцию и кардинально сократите выбросы и сэкономите топливо ))). Говорить про системную необходимость станции, тоже смешно, учитывая осторожную позицию Системного оператора. В Казани дефицита теперь нет, так как навводили мощностей и СК новую линию бросила от ПС Щелоков. В закамье Татнефть будет строить на Нижнекамской ТЭЦ-2 ПГУ, Нижнекамскнефтехим вводит 500 МВт... Ну не нужна объективно эта станция по режиму сети. Есть просто амбиции Татэнерго. И огромный лоббистский ресурс Республики. Жаль только, что он растрачивается на этот проект. А когда станет нужным в других областях, патрон уже будет потрачен. А так в целом ребята с Татэнерго провели колоссальную работу, чтобы за счет программы ДПМ спасти никому не нужную станцию и подписали под этот проект Президента РТ. Они молодцы.

    • Анонимно
      20.05.2019 11:12

      Довод с НЧТЭЦ простой. Если не реализовывать проект, ЗГРЭС выводится как убыточная, а НЧТЭЦ таковой становится, так как увеличивается конденсационная выработка, избежать которой будет невозможно из-за необходимости восполнить выработку выведенной ЗГРЭС для обеспечения надежности работы Нижнекамского энергоузла. Если сначала модернизировать НЧТЭЦ, то проблемы Заинска это не решит. А если модернизировать ЗГРЭС, как предлагается, то НЧТЭЦ сохранит оптимальный режим выработки и рентабельность.
      По поводу "не нужна" - рынок всё решит. Сейчас когда периодически возникает дефицит в Нижнекамском энергоузле - никто почему-то свех теплофикационного минимума включаться не хочет - ни НЧТЭЦ, и НКТЭЦ-1, ни НКТЭЦ-2.

    • Анонимно
      20.05.2019 13:00

      Полностью согласен.
      Толкаем не там, где надо бы. В российской Энергетике сегодня объективный переизбыток мощности. На треть от имеющейся! В этих условиях пытаться продвинуть нетеплофикационную станцию, да ещё в профицитом регионе и с мощным разветвленным сетевым хозяйством - это лоббистский угар. Выстрел вхолостую. Неплохо бы, конечно, сохранить актив за счёт российских потребителей, но не любой ценой, не во вред общей экономической логике.
      А слушать оракулов типа Сабирзянова - это та ещё подстава. Несколько лет он лично с пеной у рта доказывал, что все будет хорошо, нужны только некоторые оптимизационные мероприятия. Чтобы оправдать все накапливающийся убыток.
      За который в частной компании был бы давно уволен. Потом ничего ожидаемо не получилось. Убытки за это время выросли значительно, кратно.
      А сегодня, чтобы оправдать эти убытки, накопленные за годы своего эффективного менеджерства и оплаченные, между прочим, нами, сегодня они «безапелляционны» в уверениях, что только новый ДПМ их спасёт.
      Но там, дескать, Интер РАО и прочие, дескать, уже и не от нас зависит.
      Хотя, кстати, тот же Интер РАО вывел из эксплуатации уже порядка 2500 МВт на четырёх ГРЭС (Верхнетагильской, Черепетской, Южноуральской и Каширской). Потому что там деньги считают.

      • Анонимно
        22.05.2019 20:28

        Не просто переизбыток мощности, а не эффективной мощности, ДПМ строит эффективную мощность, а неэффективной приходится отмирать. ЗГРЭС остаётся или умереть или попасть в ДПМ, на ДПМ деньги потратят, вопрос на какую, заинскую или другую

  • Анонимно
    20.05.2019 10:33

    может дешевле и быстрее будет построить Атомную АЭС в Камских Полянах?

    • Man_16rus
      20.05.2019 11:06

      Одно другому не мешает!
      Электричество можно продавать в другие регионы!

    • Булгарин
      20.05.2019 11:25

      А с чего дешевле? И может вас рядом в атомным реактором поселить с вашей семьей? Или просто отправить в Чернобыльскую зону?

      • Анонимно
        21.05.2019 08:58

        Меня поселите рядом с атомным реактором! Если я буду работать на АЭС. Что в АЭС плохого? И из аварии в Чернобыле в России выводы сделали...

      • Анонимно
        27.05.2019 10:41

        Ездил в аналогичный Камским Полянам город под Питером (Сосновый Бор), в котором атомную в свое время построили. Город развит, зарплаты у атомщиков хорошие. Что помешало достроить атомную в КамПолянах - до сих пор не понятно. Народ большими темпами уезжает из Камских Полян. Квартиры продают годами, работы в поселке нет. Кроме пенсионеров там мало кто остается.

  • Анонимно
    20.05.2019 10:34

    Критика не понятно, получается кто то против привлечь деньги на модернизацию станции? против инвестиций в республику? против улучшения энергоснабжения?
    Кто то хочет чтобы деньги уходили на проекты в другие компании?!
    Можете представиться? ТАИФ не дискредитируйте себя.

    Работник Татэнерго

    • Анонимно
      20.05.2019 10:59

      Пока всё сделанное во благо потребителей приводило только к росту тарифов.

    • Анонимно
      20.05.2019 12:57

      Азат Д

      А почему именно вы? Если придет инвестор и сам построит, как Татнефть и Таиф.
      Если эта станция выгодная, стройте сами, берите кредит, ужмитесь в зарплатах, потом когда лопатой деньги грести будете , рассчитаетесь.

      • Анонимно
        22.05.2019 20:32

        Без ДПМ ввод генерации для работы на рынок не окупаем, а инвесторы строят для снабжения своих промузлов и экономят на энергоресурссах от сторонних поставщиков

  • Анонимно
    20.05.2019 10:44

    А где они запчасти на газовые турбины возьмут в условиях санкций? И зачем отдавать 2/3 стоимости блоков за рубеж? Не проще ли построить АЭС, комплектация которой вся делается в России. А газ выгоднее продать на экспорт или переработать в полимеры.

    • Анонимно
      20.05.2019 10:54

      Эти гос.рукожопы ...простите, гос.менеджеры канализацию то качественно сделать НЕ МОГУТ! Какую им на..рен АЭС?! В своем уме? Кто и как ее эксплуатировать будет?

      • Анонимно
        20.05.2019 12:20

        Росатом, а не местные деревенские, которых как раз подпускать к чему то серьезному и нельзя...

    • Анонимно
      20.05.2019 11:00

      Достал со своим АЭС!У себя в московии строй.Мало тут химии,давай еще изотопов добавим.

      • Анонимно
        20.05.2019 12:23

        Современные реакторы чище, это уже не грязный чернобыльский РБМК.

        • Анонимно
          20.05.2019 13:00


          Азат Д

          Солнечные электростанции надо развивать, ставить на крыши домов.

          • Анонимно
            21.05.2019 09:00

            при производстве солнечных панелей выделяются очень опасные вещества. Так что я бы не говорил, что солнечная энергия антологичная...

    • Анонимно
      20.05.2019 11:00

      Там же где, и все остальные поставщики оптового рынка, у которых все оборудование объектов ДПМ - это Siemens и GE - у производителей, которые пока от своих обязательств по обслуживанию газовых турбин не отказывались. Хотелось бы напомнить, что на рынке газовых турбин сейчас классический рынок покупателя, потому что спад производства в связи с временным массовым психозом по возобновляловке. По поводу АЭС - стоимость мощности 1 МВт нового блока Нововоронежской АЭС - 3 млн. руб./ МВт в месяц, это в 5 раз больше, чем у сопоставимого объекта ДПМ большой мощности. Все эффекты по экономичности в цене на мощность учтены.

      • Анонимно
        20.05.2019 12:21

        Ресурс газовой турбины учитывайте. Через 10-15 лет ее уже не капиталят, а меняют на новую

        • Анонимно
          20.05.2019 13:39

          15-летнего опыта эксплуатации газовых турбин большой мощности в России нет, поэтому вряд ли Вам кто-либо точно скажет, какой у них реальный ресурс. В самом худшем случае стоимость собственно газовой турбины при ее замене составляет менее половины от стоимости новой ПГУ. В любом случае это не оправдывает пятикратный ценник.

    • Анонимно
      20.05.2019 11:12

      Да, лучше достроить АЭС.
      Насчёт газовых реформ всё же поправлю. Газовые турбины запрещается поставлять только на территорию Крыма.

      • Анонимно
        20.05.2019 11:59

        "Да, лучше достроить АЭС."
        Похоже,ты не понимаешь,что последователь Фюрера.Если я ошибаюсь,то приезжай в Ульяновскую область,г Димитровград.Тут имеются ,аж,8 Реакторных Установок.Для Москвы,-Радость,почти 1000 км.Но,народ умирает от РАКа,как мухи,или комары в июле месяце..Самая многочисленная часть населения в городе,это ВДОВЫ.

        • Анонимно
          20.05.2019 15:53

          //Самая многочисленная часть населения в городе,это ВДОВЫ//

          Радиация на вдов не действует? Только на мужчин?
          На Украине в сёлах мужиков тоже нет - миллионы мужиков выехали на работы в другие страны.

          • Анонимно
            20.05.2019 16:55

            Дебил,в Советское время на Работу в АЭС,женщин принимали после 40 лет.Теперь,и для Мужиков работы нет.Большие проблемы с Бабами,вот и не принимают.А Мужики умирают от проблем со здоровьем от радиации.47 лет,средний возраст дожития.

            • Анонимно
              22.05.2019 20:42

              Так в Димитровграде реакторы исследовательские, а не серийные, как на коммерческих АЭС. На обычных АЭС фон равен природному.

      • Анонимно
        20.05.2019 12:23

        куда ночную мощность от аэс девать собираетесь? не всё так просто решается. а много даже не решается.

        • Анонимно
          20.05.2019 12:51

          "куда ночную мощность от аэс девать собираетесь?"

          Вот Он,Сын ЕГЭ,что не понимает,что же такое Энергетика.Похоже учил,только Библию,где Господь всё решит.Решит и с АЭС.

          • Анонимно
            20.05.2019 13:46

            к Вашему сведению, ЕГЭ мой старшенький сдавал.
            Сделайте милость, просветите что такое Энергетика.
            Совет: сказать что не в курсе - не зазорно. Зазорно - кичится своей неосведомленностью и неграмотностью.

        • Анонимно
          20.05.2019 13:06


          Азат Д

          Ночью электромобили будут заряжатся.

          • Анонимно
            20.05.2019 14:45

            ночью заводы должны работать. а работать сейчас не модно. модно - зарабатывать.

        • Анонимно
          22.05.2019 20:45

          А ночью из-за АЭС еще несколько тепловых станут неэффективными, будут выведены с рынка и в результате в пиковое время ЭЭ станет еще дороже.

    • Анонимно
      27.05.2019 10:44

      Так Сименс технологии газовых турбин русифицируют, Интер РАО и Газпромэнергохолдинг это дело выкупит - вот тебе и запчасти.

  • Анонимно
    20.05.2019 10:44

    В статье четко указано она убыточна и по экологии от ее работы немалое загрязнение.На другой чаше весов население Заинска. Перевести ее в разряд ТЭЦ.А чтобы не была в пустую работа ТЭЦ-необходимо чтобы -боссы из ТАИФА и ТАТнефти -подумали над тем чтобы открыть здесь нефтехим. или хим. производство.Благо инфраструктурная сеть рядом с Нижнекамском.Это может быть и Этиленник. и еще что либо.Но чтобы учитывался экологический вопрос.

    • Анонимно
      20.05.2019 11:50

      Читайте стратегию развития РТ до 2030 года. там четко говорится, что Нижнекамск, Заинск, Н.Челны, Альметьевск должны образовать единую агломерацию. То есть чем решать проблему моногородов, таких как Заинск, Челны, Камполяны лучше заняться строительством транспортных магистралей, чтобы обеспечить получасовую доступность между городами. Тогда народ сядет на машину или электричку и через полчаса из тихого, чистого Заинска приедет на работу или в магазин в Челны, Альметьевск или Нижнекамск. И дороги можно будет за те же 70 млрд построить. и 100% денег останется в республике, а не в Германии. А в Заинске можно развивать инфраструктуру отдыха. Организовывать детские лагеря, курортную зону вокруг водохранилища. В рамках нацпроектов по экологии попытаться почистить само водохранилище. Все бы было для людей.

      • Анонимно
        20.05.2019 13:18

        Заинск - курортный город! Работы нормальной нет, половина населения ездит на работу в соседние города.
        С закрытием ГРЭС усугубятся проблемы содержания инфраструктуры города, возникнет проблема отопления жилого фонда и т.д....
        Глава района и руководитель исполкома сбегут в свои города, доведя Заинск до краха, ведь за период их правления не создано ни одно промышленное предприятие, не организовано ни одно рабочее место.
        Население будет уезжать из города, продавая свое жилье за копейки, а то и просто бросая, рост коммунальных долгов приведет к коллапсу коммуналку: перестанут вывозить мусор, ремонтировать жилье. Оставшаяся деградировавшая от безработицы население будет устраивать голодные бунты и перекрывать трассу Челны -Альметьевск.
        Прекрасная перспектива, неправда ли?

        • Анонимно
          20.05.2019 16:23

          Заинск и сейчас депрессивный город. Уезжать оттуда надо, это ясно давным-давно.

  • Анонимно
    20.05.2019 10:46

    А когда сменили Каримова на Галиева?

    • Анонимно
      20.05.2019 14:54

      Если ГРЭС закроют, то главе Каримову остается или застрелится или эмигрировать!!!

  • Анонимно
    20.05.2019 11:00

    Если попадут то хорошо, а если нет, то эти 78 млрд высосут из населения через тарифы... вот и весь расчет. Я бы на месте Москвы тоже бы не давал эти 78 млрд, т.к Татэнерго и чисто республиканский актив... спросите у своих же удащливых куда делись деньги ТФБ, ТАМ БЫ ВСЕМ ХВАТИЛО

    • Анонимно
      22.05.2019 20:55

      а объясните, как через тарифы высосать 78 млрд у населения? Татэнерго республиканский, значит плохой, а получивший 60% дпм интеррао получастная компания, значит хорошая? А юнипро на 82% принадлежит европейскому юниперу, ей тоже дпм дали.

  • Анонимно
    20.05.2019 11:02

    Да, это настоящий мегапроект для экономики Германии!
    Вы представляете, сколько высокотехнологичных предприятий Германии будет задействовано для его реализации? Это предприятия энергетического машиностроения, химической и электротехнической промышленности, черной и цветной металлургии, производители электронных компонентов. А сколько IT центров будет задействовано в разработке программного обеспечения? А сколько будет участвовать научно-исследовательских центров: в сфере энергетики, химии, электроники?
    И чтобы все это работало как единое целое будут задействовано множество финансовых, консалтинговых, страховых компаний Германии, и конечно банковский сектор...
    Просто зависть берет...

  • Man_16rus
    20.05.2019 11:05

    Если цена на электричество для населения и промышленности не будет увеличиваться Хотя бы пять -десять лет, надо строить!

  • Анонимно
    20.05.2019 11:08

    Лучше,подстраховаться от Москвы и пригласить Американцев.В Казани,помню,построили энергетическую установку.General Electric,сотрудничал с Советской Россией,при Ленине В.И.,и никогда не подводил.Потому,General Electric.

    • Анонимно
      20.05.2019 12:35

      Может от тебя подстраховаться? ИТАК вытворяют что хотят, желтые карточки игнорируют. Мы мол витрина. А СОЦИАЛКА самя низкая по региону в нифть республику

      • Анонимно
        20.05.2019 16:08

        В Москве самая ЖИРНАЯ Социалка.Почему тебе,страдать в нифтяной Республике?Там чисто и благородно.Тебя встретят,и зарплату 110 тысяч вручат помесячно,что ты поносишь Уважаемый по всему Миру Народ-Татар.

  • Анонимно
    20.05.2019 12:02

    Вот удивляют меня комментарии: все дружно забыли, что обсуждаемая проблема - это следствие разделения энергетики на три части, которое придумал и реализовал г-н Чубайс...

    • Анонимно
      20.05.2019 13:04


      Азат Д

      Он правильно сделал, а то бы сейчас баи диктовали условия и повышали цены. А они сейчас из за низких цен, не знают что делать.

    • Анонимно
      20.05.2019 13:43

      До Чубайса частота в сети скакала как пульс у сердечника, а под турбинами озёра масла были

  • Анонимно
    20.05.2019 12:10

    Ну чё, граждане-жители?
    Скинемся в очередной раз на модернизацию генерирующей установки капиталиста который с этого должен с этого ещё получить дивиденды?

    Если по теме - то закроют. Единственно эффективной пока остается атомная станция.
    Холодно в домах? Ничего страшного, повозмущаются и купят отопительные котлы.

  • Анонимно
    20.05.2019 12:30

    АнтиАЭС доводов кроме Чернобыля нет? А трубы нефтехим заводов и бензин заводов это экологично?Причем тут связь? Если бы не бензиновое лобби и нефтехим бароны-мы бы давно ездили бы на электромобилях,полиэтилен с мусором не заполонил бы нас отовсюду,люди бы меньше болели бы онкологией -которая лечится радиацией.И одной проблемой как заправлять машину за 40 руб . и выше стало бы меньше.Атомная политика зеленых панимаешъъ+ еще МСЗ зло.А все может повернуться так что МСЗ могут построить в Заинске.Может найдутся умы которые сбалансируют Экологию Экономичность Эффективность.Заинску только помощь в этом нелегком деле.

    • Анонимно
      20.05.2019 12:48

      Дурак,АЭС сжигает такое же топливо,сравниваемое с НЕфтью.Всё достаётся из-под Земли.Только Уран,Натрий или иные ядерные топливы,распадаются миллионы лет.Утилизируют,разными способами.Только Москва,все АЭС строит подаааадьще от себя.

      • Анонимно
        20.05.2019 13:32

        Если вы такой умный -почему ни одна АЭС в РФ не остановлена а стратегическое ядерное вооружение страны не уничтожено, и построена плавучая АЭС и у каждого захоронения не находятся эксперты с дозиметром?Что по вашему скрывают от нас?По вашему качалки,нефтепроводы ,нефте заводы фонят,зашкаливают и заправляя в бак горючее мы облучаемся?И что это вообще такое чуть что сразу Москва.Татарстан субъект РФ,где применяются все ноу-хау и тд.

        • Анонимно
          20.05.2019 14:39

          Татарстан,по территории маленькая Земля,а Москва мнит,что ей принадлежит всё, от Калининграда,до Курил.Потребляет Безопасное Электричество,что вырабатывают Опасные Атомные Электростанции.В чём опасность?В том,что,отработанное ядерное топливо,захоранивается не в Москве,а подааааальше от Москвы.Со времени создания АЭС,нет ни одной станции,вблизи Москвы.

          • Анонимно
            20.05.2019 16:13

            А как же Центральная Россия где много атомных станций от Москвы?Малейшее нападение извне потянет за собой и Татарстан.Захоронения возвращаются в землю-откуда их добыли.Вами изучен механизм влияния данных захоронений на окружающую среду?На одной чаше парниковый эффект от ТЭЦ ГРЭС -с как таковыми катаклизмами и тающей Арктикой,а на другой стороне мирный атом-смотря с какой стороны с нему подойти.Ветряки и солнечные батареи не покроют промышленного потребления энергии.А ГЭС замеляют реки.

    • Анонимно
      20.05.2019 13:05


      Азат Д

      Правильно, солнечные электростанции нужны, вместе с газовыми.

  • Анонимно
    20.05.2019 12:32

    Азат Д

    Але гараж, слышете меня?
    Сделайте "зеленый тариф" для населения, чтобы сами генерировали отдавали в сеть.

    • Анонимно
      20.05.2019 13:29

      Ага, услышали, как же.
      Именно такие как Татэнерго с его собственником в лице республики до последнего будут выжимать из своих неэффективных активов. Хотя точнее - из нас.
      Но только не согласятся с установлением «завышенного» зеленого тарифа для распределенной генерации и микрогенерации. Это же почти как монополию потерять.
      Хотя лично я тоже бы уж лучше за зеленую энергетику переплачивал, но у понятного поставщика, конкурентного, чем за всякие мутные ДПМ где-то и для кого-то, а также разные надбавки на оптовом «рынке» за недобросовестных плательщиков Северного Кавказа, Крым или Дальний Восток.

  • Анонимно
    20.05.2019 13:11

    12-48.Вы школьник или Академик на лаврах кандидатских работ?Или вы с другой реальности -или как?

  • Анонимно
    20.05.2019 13:17

    Удивляет количество жёлчи конкурентов.
    Татэнерго хочет реализовать хороший проект, потребители России поддерживают, а ТАИФ против?!!!

    • Анонимно
      20.05.2019 14:16

      Да ладно вам! Какая конкуренция? Опытные люди знают что должны были сделать менеджеры, а они курей разводили и потребителей. А вы "желчь", "потребители России", хороший проект". Добавьте про зависть и будет типичный пост из провинции Татарстана - "Откуда столько завистников..."

  • Анонимно
    20.05.2019 13:21

    Быть или не быть Заинской ГРЭС? В первую очередь, решается судьба заинцев! Многострадальный заинский народ...

  • Анонимно
    20.05.2019 13:39

    Сколько себя помню, столько и говорят о реконструкции Заинской ГРЭС. В 90-е, 2000 -е, теперь уже 2020-е...
    А станция как работала, так и работает, благодаря местным энергетикам- трудягам, которые как муравьи, без-конца ремонтируют и латают свой "ковчег".
    Какой ресурс был заложен советскими инженерами-конструкторами?
    Ремонтабельный, не требует заграничных запчастей...
    Зимой не рентабельно запускать на полную мощность, но зато летом, когда в ТЭЦах выработка становится очень дорогой, загружаются все турбины, аж вода в Заинском водохранилище аж закипает. И все замолкают, так как не могут летом без ГРЭС обойтись и разговоры о закрытии затихают...
    Заинск без ГРЭС выживет, народ терпеливый, бережливый, трудолюбивый, а вот республиканская энергетика без ГРЭС, вряд ли...

  • Анонимно
    20.05.2019 14:50

    "Модернизация станции, которую лоббирует «Татэнерго», даст миллиарды экономии потребителям." - Как умилительно...Назовите хоть один случай, когда потребитель в татарстане выигрывал

  • Анонимно
    20.05.2019 14:51

    Заинск был городом энергетиков, строителей и машиностроителей, сахароваров!
    А теперь становится городом таксистов и пенсионеров!

  • Анонимно
    20.05.2019 14:55

    На эти деньги ветряков поставить вдоль Камы штук 300 , и энергия и инфраструктура и технологии ,и в Камполянах собирать .

  • Анонимно
    20.05.2019 16:01

    От Татарской АЭС отказались, федералы все припомнят! И никаких денег не дадут.

  • Анонимно
    20.05.2019 16:24

    ЭНЕРГИИ как и Атома в природе не существует как материального явления.Все это понятийные понятия.Вот например приборы измеряют напрямую только силу тока и напряжение между полюсами и то число условно.Есть только электрозаряды и магнитное поле создаваемое электровеществом.Аккумуляторы при заряде набирают вес, то есть электрозаряды или электровещество.По сути нас немного Энштейновцы обманули.Да и в природе есть только постоянный ток, переменный ток это разряды во времени с некоторой частотой.Синусоида это просто затухание во времени силы заряда.Откуда электричество? Из так называемого вакуума, полного этих элетрородов, просто в меньшой плотности.Да и свет не бежит и не летит.Просто наш глаз как сканер работает.Закрыл рукой глаз и нет света и наоборот.Надо все принципиально и терминах и в теории и в практике менять в электричестве.А станция нужна.Ведь все останется у нас в стране.Почитайте книгу Паршева: почему Россия не Америка.Границу надо закрывать, что бы не было условного убытка.А эоектровещество есть материя, а деньги долллары это просто перекрашеная бумага.Энергии в ней столько, сколько она дает при ее сжигании.Условно.

  • Радиоволна
    20.05.2019 16:33

    Т.е. за счет модернизации выработка электроэнергии для ЗайГРЭС будет обходиться дешевле (то бишь акционеры в прибыли), а тариф для населения будет дороже (за счет включения в него расходов на финансирование ДПМ)?

    • Анонимно
      20.05.2019 17:08

      Нет. ДПМ не включается в объемы покупки энергосбытами для продажи энергии населению, и в цену для населения, соответственно, тоже.

      • Радиоволна
        20.05.2019 17:19

        Спасибо за ответ.
        Но как тогда объясняется фраза про ДПМ "Финансовая нагрузка в таком случае равномерно ложится на всех российских потребителей электроэнергии."?

        • Анонимно
          21.05.2019 08:09

          Здесь недоговорка. Имеется в виду "всех российских потребителей, кроме населения". ДПМ в принципе не распределяется на объемы населения, КОМ мод тоже.

          • Радиоволна
            21.05.2019 10:11

            ну собственно хрен редьки не слаще..
            Напрямую для населения не включается, а для остальных потребителей, т.е. юрлиц, влючается, они соответственно включают повышенный тариф в себестоимость продукции, и вуаля - возвращаемся к нашим баранам - за все платит конечный потребитель, т.е. население.

  • Анонимно
    20.05.2019 16:43

    Помню новый год с 1978 на 1979 год.Минус 51 градусов.Заинская Грэс сломалась.Все вымерЗЛО.Что Вы хотите опять этого?Целое важнее частных интересов и расчетов горе экономистов.

  • Анонимно
    20.05.2019 21:31

    Скоро КМПО начнет производить ГТЭУ на базе двигателя НК-38. Никакие Сименс и Дженерал электрик.

  • Анонимно
    21.05.2019 00:49

    Похоже, Татэнерго уже проиграл битву и заранее готовит почву для оправданий. Аргументы по поводу якобы низкой цены на электроэнергию для потребителей вызывают улыбку. Никогда ещё не продавал на рынке дешевле рынка, дураков нет. Будут продавать по таким же ценам, как и все. Единственный аргумент за строительство новой станции - эти 78 млрд. все равно придётся отдавать, только уже Ковальчуку, а так их попилили бы местные удачливые.

  • Анонимно
    21.05.2019 04:38

    Сабирзанов в очередной раз показал свою некомпетентность в вопросах энергетики.

  • Анонимно
    21.05.2019 07:57

    При распределении этих миллиардов не надо забывать о том, что мы вплотную подошли к той черте, за которой социальное напряжение в таких малых городах как Заинск имеет значение не менее, чем напряжение в электрических сетях ... Опосля не говорите, что не читали мой комментарий.

  • Анонимно
    21.05.2019 09:59

    Непростая ситуация. ЗГРЭС – флагман большой энергетики РТ. Спасать надо. Тем более город во многом благодаря станции существует.
    Возвращаясь к событиям более чем десятилетней давности. Федеральный центр продавил, не сразу конечно, работу Татарстана на общем оптовом рынке. Навязал всем программу ДПМ. Удорожание цены только из-за этих ДПМ за последние десять лет составило… Много процентов. Это самый существенный вклад в рост цен! Чтобы хоть как-то не выглядеть «пролетевшими» и под предлогом «хоть что-то из оплаченных денег оставить в РТ» с подачи Татэнерго РТ был избран путь «впрыгивания в последний вагон». Построили, ленточку перерезали, работает все. Победа! Молодцы! Но с тех самых пор, РТ уже и не может (или может?) громко и выразительно высказаться в защиту своих потребителей по вопросам постоянного и резкого роста цен на электрическую энергию, тут – на мощность. Сами в этой теме (удорожания цен за счет ДПМ). Та же ситуация сегодня – сильнейшее лобби генераторов (может быть, и причастны к ним компании и лица федеральные, указанные в статье) продавило еще одну программу по сохранению высоких платежей на электроэнергию. А что – ворчат российские потребители, переживают, но привыкли же, платят. Зачем «уводить» из отрасли (то есть от генераторов) такой большой пирог? Придумали модернизацию. И теперь РТ с подачи Татэнерго и под предлогом спасания города пытается за этот путь зацепиться. Другого вроде как пути и не остается.
    А точно нужно всех в Москве уговаривать? А что Москва взамен просит? Может, поднять тогда уже вопрос о приостановке вообще этого «ДПМ штрих»? Для чего с учетом введенных новых и эффективных генераторов ДПМ нагружать страну еще и модернизацией? В конце концов, нашли деньги и без ДПМ на строительство современных генерирующих объектов в одной из республиканских компаний. Татнефть еще есть. А цены растут. Баланса интересов производителей и потребителей давно уже нет. Все было (и есть) «заточено» под генераторов. Разворачиваться пора в сторону потребителей - пока в каждом дворе своя генерация не стоит.
    У РТ аргументов о ценах все меньше – цены растут и дальше. А город надо спасать.

  • Анонимно
    21.05.2019 14:34

    https://www.business-gazeta.ru/article/319911 История повторяется. Заслуга топ менеджеров.

  • Анонимно
    22.05.2019 10:44

    С 1 Июля,почувствуете Вкус и Разницу ,в Тарифах за ЖКХ.

  • Анонимно
    30.05.2019 07:07

    ...................значительно снизятся, что позволит улучшить экологическую ситуацию в Набережных Челнах, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Уфе, Чебоксарах и других крупных городах европейской части России.
    Да, экологию в Нижнекамске уже ничем не улучшить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль