Машиностроение 
29.06.2011

КАПО прочат заказ на самолет, о котором в России запрещено говорить

КАТАСТРОФА ТУ-134 МОЖЕТ ПОДТОЛКНУТЬ К ВОЗОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ТУ-334

После трагедии под Петрозаводском в масс-медиа появилась информация о том, что в правительстве России решили начать финансирование программы массового строительства на КАПО им. Горбунова самолёта Ту-334. Именно ими якобы будут заменены Ту-134, которые после авиакатастрофы президент РФ Дмитрий Медведев поручил вывести из эксплуатации. «БИЗНЕС Online» с экспертами взвесил шансы Ту-334, который недавно был главной (но несбывшейся) надеждой казанского авиазавода на будущее.

УДАР ПО АВИАПЕРЕВОЗКАМ

23 июня Дмитрий Медведев поручил министерству транспорта РФ рассмотреть возможность «форсированного вывода» лайнеров Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах. В итоге на совещании в министерстве транспорта РФ принято решение запретить с 1 января 2012 года эксплуатацию самолетов Ту-134, Ан-24 и Як-40, не оборудованных системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ). Кроме того, по итогам совещания решили направить в минпромторг России и ОАО «Туполев» обращение с предложением о прекращении процедур увеличения ресурсов и продления сроков службы воздушных судов типа Ту-134, эксплуатирующихся на регулярных авиалиниях. По мнению аналитиков делового авиационного портала «Авиатранспортное обозрение», предложенные меры нанесут сокрушительный удар по региональным и местным перевозкам в России. Сегодня в России летают 99 Ту-134, 101 Ан-24, 28 и 78 Як-40.

Поскольку процедура продления ресурса каждого Ту-134 проводится ежегодно, получается, что в течение года все они будут списаны. Что касается СРППЗ, то подавляющее большинство перечисленных самолетов ей не оборудованы. Учитывая то, что стоимость доработки под СРППЗ составляет примерно $25 тыс. и требуемого количества систем просто нет, то о выполнении работ в срок не может быть и речи.

Заменить эти самолеты нечем, кроме Sukhoi Superjet 100 (в «Аэрофлоте» летает один борт) и Ан-148 (шесть эксплуатируются авиакомпанией «Россия»). Есть машины зарубежного производства, но в России немало аэродромов, взлетно-посадочные полосы которых не могут принимать западные лайнеры – в этих краях как раз и летают большинство Ту-134, Ан-24 и Як-40. Да и под силу ли небольшим авиакомпаниям (это основные эксплуатанты «старичков») переход на импортную и новую российскую технику?

ЧТО ОБЪЯВЯТ НА МАКСЕ?

Похоже, что новое решение о проекте Ту-334 (если оно все-таки есть) вызвано как раз всеми этими причинами. Один из главных аргументов - задержки в программе Sukhoi Superjet 100, и то, что в нём участвуют десятки иностранных партнёров: это ограничивает его использование в государственных структурах и госкомпаниях (Ту-334 на 95% российский).

По непроверенной информации, размер финансирования программы серийного производства Ту-334 составит 60 млрд. рублей, причём вся она рассчитана на пять лет, сообщает Финам. Производство будет размещено на КАПО. Всего завод должен будет произвести 40 самолётов, которые поступят в государственные структуры и ведомства. Часть передадут в специальный летный отряд «Россия» управделами президента РФ, часть получит министерство обороны РФ, МЧС и ряд других ведомств. Кроме того, некоторые самолёты собираются приобрести компании с госучастием - речь идёт о Сбербанке, ВТБ, Алросе, РЖД.

Но главная особенность этой программы заключается в том, что порядка 20 самолётов приобретёт Аэрофлот, который будет использовать их на внутренних рейсах. Кроме того, программа предусматривает выделение средств на продвижение самолёта среди российских авиакомпаний и иностранным заказчикам. Власти намерены предусмотреть специальные цены для российских покупателей Ту-334. Сообщается, что официально объявить о начале программы финансирования строительства Ту-334 намерены в августе на МАКС-2011, хотя деньги начнут поступать уже в июле.

«ПОДТВЕРЖДАЕМ ГОТОВНОСТЬ ТАТАРСТАНА УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ»

Задание на разработку Ту-334 ОКБ Туполева получило в 1986 году. Первый полет машины состоялся в 1995-м. Сертификация прошла в декабре 2003 года. Начать серийное производство планировалось еще в 2004-м на мощностях РСК «МиГ» (КАПО тогда рассматривалось лишь в качестве производителя крыльев) в подмосковных Луховицах. Но в апреле 2005 года появилось постановление правительства РФ о выпуске Ту-334 на КАПО. Производство предполагалось наладить в кооперации с самарским «Авиакором», Воронежским авиационным самолетостроительным обществом, ульяновским «Авиастаром» и киевским «Авиантом».

По данным туполевской фирмы, 20 российских структур были готовы приобрести на условиях финансового лизинга 151 Ту-334, еще 61 машину просили иранские авиаперевозчики и 20 – индийские. Инвестиционный фонд РФ предполагал выделить на начало освоения Ту-334 7 млрд. 468 млн. рублей.

В ноябре 2006 опытный Ту-334 презентовали на КАПО, и президент ОАО «Туполев» Игорь Шевчук заявил: «Чтобы начать серийное производство, надо приблизительно 100 миллионов долларов». 30 из них - собственно на самолет, 70 - на модернизацию КАПО. Рустам Минниханов, бывший тогда премьер-министром РТ, отмечал: «Мы имеем великолепную возможность поставить производство этих сверхвостребованных самолетов. Я не понимаю, почему вопрос так затянулся. Есть решение правительства РФ о строительстве Ту-334 на КАПО, есть неоднократные обращения президента Татарстана Минтимера Шаймиева... Мы еще раз хотим заострить на Ту-334 внимание общественности, федерального правительства и подтверждаем готовность Татарстана участвовать в проекте... В республике есть фонды, есть банковские структуры, которые могли бы в этом поучаствовать».

В ноябре 2007 года управление делами президента РФ и Федеральная служба охраны провели совещание с участием Владимира Путина по закупкам региональных самолетов для перевозки первых лиц. Было решено, что государство купит шесть Ту-334: четыре с VIP-салонами и два - для ФСО, со спецузлами и правительственной связью. Также сообщалось, что силовым структурам необходимо порядка двухсот Ту-334 для замены Ту-134. Говорилось, что выбор силовиками Ту-334 обусловлен, в частности, объемным фюзеляжем, оптимально приспособленным для установки специальной аппаратуры или оборудования салонов повышенной комфортности.

«НЕ НАДО ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ!»

Но, несмотря на видимую необходимость в Ту-334, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Широко распространено мнение, что туполевской машиной пожертвовали ради продвижения Sukhoi Superjet, у проекта которого нашлось немало высоких покровителей.

Летом 2010 года глава фирмы «Сухой» Михаил Погосян, читая лекцию в КГТУ им. Туполева, подытожил споры вокруг самолета: «Программа Ту-334 умерла, не родившись. Самолет не может создаваться двадцать лет. Бортовое оборудование, материалы прогрессируют очень динамично, и мы должны развивать продукт в соответствии со временем… Будущее российского авиапрома - это «Суперджет», параллельно пойдет проект МС-21… Чтобы быть рентабельным, надо переходить на современные методы организации производства - цифровое проектирование, точную высокоскоростную механообработку, бесстапельную сборку. Конструкции, которые были хороши в 80-е, сегодня не конкурентоспособны. Думаю, одна из проблем Ту-334 и фирмы Туполева вообще заключается в том, что в современных условиях нельзя успешно реализовать программу, сделанную не на вышеперечисленных принципах. С Ту-334 невозможно реализовать бесстапельную сборку, а значит, трудоемкость процесса будет в три раза выше. Надо элементарные вещи понимать и не обманывать себя, не говорить, что «Сухой» закрыл программу Ту-334. Я ничего не закрывал! Просто Ту-334 спроектирован под никакое серийное производство. А мы «Суперджет» проектировали параллельно с программой технического перевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске».

 

Можно ли ожидать, что сегодня, став главой ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), Погосян вдруг радикально изменит свою точку зрения?

Но если слухи о Ту-334 хоть на какую-то часть правда, потребуется солидная, подразумевающая проработку схем покупки самолетов и выделение немалых средств, программа по оснащению отечественных авиакомпаний Ту-334 (такой документ, впрочем, разрабатывался) и значительное время для налаживания производства (тогда вывод Ту-134, Ан-24 и Як-40 придется отсрочить). Но главное, для этого нужен переворот в головах.

ТУ-334 ХОТЕЛА КУПИТЬ АВИАКОМПАНИЯ «ТАТАРСТАН»

«БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать слухи о возможности производства Ту-334 в Казани специалистов.

Эдуард Соркин – директор казанского филиала ОАО «Туполев»:

- Наладить производство, конечно, возможно, но сегодня этот вопрос находится в подвешенном состоянии. Программа не закрыта. Сейчас имеется два летающих Ту-334: один – в Москве, один – в Казани… Так что, мы ждем.

Назир Киреев – советник премьер-министра РТ:

- Я ничего такого не слышал… Что касается Ту-134 - самолет отличный. Говорить, что надо прекращать его эксплуатацию, до выяснения причин петрозаводской катастрофы, думаю, преждевременно. Но если дело дойдет до этого, то сегодня на замену Ту-134 ОАК хочет производить «Суперджет», так что эта ниша у корпорации прикрыта… Делать в Казани Ту-334, конечно, возможно, тем более, все, что касается производства фюзеляжа, фактически есть – Ту-334 на 50 процентов унифицирован с Ту-214… Есть бизнес-проект производства Ту-334, разработанный правительством Татарстана, но все зависит от масштабов производства, на которые нужно будет выйти. Если речь идет только о замене Ту-134, то на подготовку производства хватит примерно 12 миллиардов рублей. Если же готовить массовое производство, то завод придется полностью перестраивать - средства будут немалые.

Источник «БИЗНЕС Online» на КАПО дополнил эти высказывания любопытными деталями:

- Разговоры всегда были, есть и будут, поскольку Ту-334 – отличная машина, и если бы ее в свое время поддержали, она бы сегодня заполонила весь российский рынок. Но сегодняшний руководитель ОАК Погосян не видит ни Ту-334, ни Ан-148, потому что они – соперники «Суперджета» и будут оттягивать деньги. Нет у нас государственного подхода в продвижении российской техники. И предыдущий президент ОАК Федоров, и Погосян этой машины не видят. Они не просто запретили заниматься Ту-334, но даже упоминать о нем.

Один борт сегодня в Москве, второй стоит у нас на дострое, еще один летный экземпляр тоже на КАПО. Этот борт прошел почти весь перечень сертификационных испытаний – порядка шести полетов осталось. В свое время даже заключили соглашение с авиакомпанией «Татарстан», что она забирает два самолета, но - не договорились по цене с фирмой Туполева.

Не вижу перспективы для Ту-334, пока президент или премьер-министр России не повернутся лицом к российским самолетам.

… Что же, может после трагедии под Петрозаводском позиция первых лиц страны изменится?.. 

Тимур Латыпов
Фото Романа Хасаева; airliners.net; РИА Новости 

Справка

Ту-334. Длина - 31 метр, размах крыла в разных вариантах - от 29,77 до 32,6 метра, полезная нагрузка - 45 тыс. кг, количество пассажиров - до 102 человек, дальность - до 4100 км, крейсерская скорость - 800 км/ч, высота крейсерского полета - 11,1 км.

 

 

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.06.2011 00:00

    В России не было и нет рыночной экономикиСильное лоби Сухого...Думаю в первую очередь надо посмотреть экономику и отзывы самих пилотов, механиков

  • Анонимно
    29.06.2011 00:00

    Дай Бог, чтобы эти машины делались на КАПО!...1. Сухой SJ-100 технически не может эксплуатироваться на многих российских аэродромах. Ту-334 может....2. Есть вопрос по двигателям для Ту-334, их делают на Украине, но это не проблема....3. Фезюляж идет от Ту-214, т.е. унификация тоже на нам руку....4. По поводу "мертвости машин" лукавит человек Сухого. Возьмем боинг, кроме дримлайнера, все модели 30-40 летней давности, просто модернизируют планер. Боинг 737, например, конца 60-х годов, бомбардировщик Б-52 сделан в 50-х годах.....5. Нашим лоббистам нужно очень постараться, чтобы запустить 334 на КАПО. Кроме скрытого сабботажа авиационной промышленности в Москве, возможно, оплаченного боингом и аэробасом, теперь появился еще сабботаж со стороны сухого. ....Практика уничтожения конкурентов была и в советской авиапромышленности. К сожалению, этим пользовался Туполев в связке с Дементьевым. Частично, мы сейчас,это и расхлебываем. А американцы теперь на наших ракетах летают.Отзывы по самолетам КАПО всегда были хорошие, ТУ-214 хороший самолет, летчикам нравится, только в КАПО нет фирмы, к-я в 24 часа привезет авиадеталь в любую точку мира. Вот и стоят 214 месяцами без запчастей принося авиакомпаниям убытки. Ту-334 почти нет, поэтому отзывов тоже нет.Итог, КАПО нужно выпускать самолеты, ЛЮБЫЕ, пока еще умеем.

  • Анонимно
    29.06.2011 00:00

    Руководству республики костьми надо лечь,но пробить этот проект.Это вам не универсиада с футболом.Не будет КАПО-не будет авиастроения в России.

  • Анонимно
    29.06.2011 00:00

    Суперджет был изначально авантюрой, направленной на решение своих личных целей и интересов иностранных авиастроителей, а не в интересах отечественного авиастроения. Сухой и изначально не сильно отличался от уже готового на тот момент (в начале 90-х) Ту-334. В результате прошло 10 лет, а суперджета так и нет на авиалиниях, кроме 1 экземпляра для гастербайтеров, самолет утяжелился, заявленные характеристики топливной эффективности не достигнуты. Вообщем получили тот же самый Ту-334 в лучшем случае через более чем 10 лет и еще неизвестно насколько удачный. Ко всему прочему самолет собран на 90процент из зарубежной техники и неконкурентоспособен по цене с зарубежными конкурентами даже в России. Турбина в 40 см. от земли для наших аэродромов! Бюджет увеличен в 4 раза, если не ошибаюсь. Самолеты суперджет, насколько я опять же информирован, могут принимать не более двух десятков российских аэропортов в России. Каким образом он может стать региональные самолетом в России? Как закладывались требования? Делайте выводы. В нормальных странах кое-кто после этого должен уйти в отставку. Результат многолетней работы Единой России

    • Анонимно
      23.03.2012 17:14

      Тройка-Диалог не зря крутится около ПРезидекнта РТ - хотят понимать динамику КАПО через поездки в Сингапур. Татарстан почти единственный регион способный устоять против разрушения отечественной авиации, агенты ТРойки и стараются "задвинуть" нашу элиты не в авиацию, а в Сингапур, в Китай ... еще куда-нибудь... лишь бы Погосяну обеспечить "коридор сделок". Бабки РФ просто бросает, не зная как спастись...

  • Анонимно
    29.06.2011 00:00

    Давно пора уже финансировать эту машину, она могла стать конкурентной, но лоббисты наши подкачали. А теперь интересно кто ее собирать то будет, лет то сколько прошло. Уже к сожалению проще просто купить импортную технику, так как пока произведут нужное количество, она совсем устареет. Печально вес это.

  • Анонимно
    30.06.2011 00:00

    Ну, может быть, у КАПО получится

  • Анонимно
    1.07.2011 00:00

    Особенно вызвала раздражение фраза погосяна : "Будущее российского авиапрома - это «Суперджет», чего в нем российского...До каких пор наши первые лица будут идти на поводу у таких людей как погосян и не принимать по настоящему взвешенных решений? Ну где этот суперждет сможет сесть в нашей глубинке?? Если кто слышал интервью нашего испытателя Р.Есаяна о Ту-334 и ССД-100,все станет ясно.

  • Анонимно
    1.07.2011 00:00

    Максим, а где интервью с Есаяном?

  • Анонимно
    19.02.2012 17:44

    Дай Бог чтобы Ту-334 появился у нас в Небе Республики Коми и чтобы было их хотябы самолётов тридцать как ТУ-134

  • Анонимно
    23.03.2012 16:39

    на 100% согласен, Погосян просто продал наш авиапром тем ,что суперджет его и назвать то российским язык не поворачивается одно только название что говорит !!!ту-334 он должен быть массовым в своем классе на 50%(по россии) а остальные 50 делятан-140 и и джет!Тем более унификация с 204 это большой плюс и в обслуживании и особо обучение пилотов с 204 на 334 не потребуется!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль