Общество 
1.06.2019

«Не будь Кафиля Амирова, на пути «суверенного паровоза» встал бы другой»

Экс-прокурор РТ об отмене федерализма в стране, протесте против герба Татарстана и своем «анекдотичном» назначении

70 лет назад, 24 мая 1949 года, родился 21-й прокурор Республики Татарстан. Кафиль Амиров работал обвинителем РТ с 2000 по 2013 год, когда Россия меняла эпоху Ельцина на времена Путина. Кафиль Фахразеевич в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online», приуроченном к круглой дате, поделился своими наблюдениями и размышлениями о периоде пересмотра полномочий регионов и не только.

Кафиль Амиров: «За плечами 70 лет жизни, 45 из которых — прокурорские, с учетом институтского стажа» Кафиль Амиров: «За плечами 70 лет жизни, 45 из которых — прокурорские, с учетом институтского стажа» Фото: Пресс-служба прокуратуры РТ

«НИКОМУ НЕ ХОЧЕТСЯ СМОТРЕТЬ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО!»

— Кафиль Фахразеевич, с прошедшей вас круглой датой! Кстати, далеко не каждый человек может сказать, что он мечтал в детстве стать юристом… Как вы стали прокурором?

— Родился я в Татарстане, школу окончил в Удмуртии. Там же начал трудиться. Азы юридической премудрости постигал в Харьковском юридическом институте на Украине. Работал при генеральных секретарях ЦК КПСС, президенте СССР, президентах России, генеральных прокурорах СССР, генеральных прокурорах РФ. Конечно, есть что рассказать: за плечами 70 лет жизни, 45 из которых — прокурорские, с учетом институтского стажа. И какие годы — слом одной общественной формации и трудности перехода в другую! Всякое за это время было: и интересное, и трагическое, и комическое. А каких людей мне судьба дала узнать!

После средней школы работал в редакции районной газеты, райкоме комсомола. Начинал служить в советской прокуратуре. В целом прокурорскую работу, прежде всего в советском варианте, ценил и ценю высоко. В начале пути мне встретились настоящие профессионалы, у которых я многому научился. Когда я рассказывал друзьям, знакомым случаи из жизни, они, мне казалось, слушали с вниманием.

Мои должности — следователя, прокурора — были специфичны. В силу служебных обязанностей я узнавал такие вещи, которые со временем и сам обладатель, носитель этой информации не хочет вспоминать. Не обо всем и не обо всех напишешь. Одни истории пересказывать рано. О некоторых людях не расскажешь, каковы они в действительности — никому не хочется смотреть на себя в зеркало. Да и выглядеть будет на уровне обывателя. Скажут: бьет наотмашь, резко. Вот это всегда меня останавливало.

Поставил себе задачу — соблюдать следующие правила. Несколько раз подумай, что и как сказать, как это откликнется. Говори, пиши только о том, что ты хорошо знаешь и понимаешь. Известно, что реакция общественного мнения зависит от конкретных исторических обстоятельств. Не думай, что излагаемые тобой позиция, оценки и выводы непогрешимы. Не считай неправильными взгляды других. Не навреди отношениям и людям!

Недавно издал книгу «Мне 70». Она — ни в коем случае не попытка написать историю татарстанской прокуратуры за последние несколько десятилетий. Она и так уже написана. Специально не стал этого делать. Там вы не найдете утверждений: таких-то преступлений стало больше, а вот этих — меньше, выше уровень преступности стал или ниже и так далее. Ну, в самом деле, какая в процентах занимательность? Так что в нашем разговоре — не история татарстанской прокуратуры, а моя личная история. Хотя, естественно, история прокуратуры имеет отношение к моей личной истории… Проработав много лет в правоохранительной системе, я понял, что в нашем деле всегда легче тем, у кого с чувством юмора все в порядке. Юмор в следствии, в прокурорском надзоре — дело не последнее…

«Недавно издал книгу «Мне 70». Там вы не найдете утверждений: таких-то преступлений стало больше, а вот этих — меньше, выше уровень преступности стал или ниже и так далее» «Недавно издал книгу «Мне 70». Там вы не найдете утверждений: таких-то преступлений стало больше, а вот этих — меньше, выше уровень преступности стал или ниже и так далее» Фото: Пресс-служба прокуратуры РТ

— А можно в этом случае привести конкретный пример?

— Сейчас такое время: иные приоритеты, иные оценки. Прокурор — тоже человек, со всеми присущими человеку положительными и, честно говоря, отрицательными чертами тоже. И этим он должен быть интересен. А не как фигура для устрашения. Моей жене ее подруги в первое время говорили:

— Как ты живешь с ним? Он же прокурор. Наверное, страшно.

— Он же на работе прокурор. Дома — муж.

Вообще же юбилей (имею в виду количество «круглых» прожитых лет) — понятие емкое. Оно включает в себя далеко не всю прожитую жизнь. Юбилей измеряет результат, который достигнут за эти годы. Сатирик Аркадий Арканов как-то хлестко назвал юбилей репетициями поминок. Таких репетиций терпеть не могу! Прокурору не подобает быть сентиментальным, и если судьба позволит мне продолжить активную деятельность, то прокурорский опыт был и будет мне в этом опорой.

Есть такая притча. Человека спросили, как бы он прожил жизнь, имея возможность повторить все заново. И он сказал: «Я бы сделал все те же самые ошибки, только быстрее. Чтобы успеть сделать другие».

«НЕ МОГУ ПРИВЫКНУТЬ К СЛОВУ «ГОСПОДИН»

— Как вы относитесь к советскому периоду?

— Неоднозначно. Непростые были времена. Но нельзя не признать, что было немало хорошего. Чувствовалась сильная социальная защищенность, уверенность в завтрашнем дне. Мне кажется, было больше теплоты в человеческих отношениях. Одно слово «товарищ» чего стоит. Не могу привыкнуть к слову «господин». Оно мне кажется каким-то чуждым и холодным. Была четкая идеологическая работа. Были моральные заповеди, пусть и взятые из религии. Впрочем, история показала, что мало провозгласить заповеди — надо их исполнять. Есть и некоторая профессиональная ностальгия по тем временам.

Как я смотрю на августовский путч 1991 года? Организовали его бездарные люди. С трясущимися от волнения и, думаю, от перепоя руками. До сих пор не ясна роль «больного» Горбачева. Когда он возвратился из Фороса, то интересно высказался, что еще не время рассказывать всю правду. Прошло столько лет, а правды как не было, так что-то и нет. Однако, невзирая на политическую ситуацию, жизнь продолжалась, люди работали. Да и нам, прокурорам, работы не убавилось. Законы и правительственные постановления появлялись с такой скоростью, что и не понять было сразу, как же все это исполнять. Сегодняшнее противоречило вчерашнему. Особенно четко это видно было по актам, регулирующим экономические отношения. Субъекты пытались в эту ситуацию вносить ясность, принимая еще один акт, который уже противоречил тем двум. Вот где, мне представляется, надо искать истоки расхождений федерального и республиканского законодательств, ставшие головной болью через десять лет.

«Чтобы улучшить нравственное состояние российского общества, надо запретить показ положительного образа представителей уголовного мира в литературе, музыке, кино и СМИ» «Чтобы улучшить нравственное состояние российского общества, надо запретить показ положительного образа представителей уголовного мира в литературе, музыке, кино и СМИ» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как вы относитесь к развалу Союза?

— Плохо. С распадом Советского Союза прекратила свое существование и Коммунистическая партия. Журналисты иногда спрашивают: «Как я отношусь к коммунистам?» Как я могу относиться к ним, если я сын коммуниста и сам был коммунистом? Членский билет я не рвал и не сжигал, как делали некоторые. Замечу язвительно, некоторые старались это сделать публично, оглядываясь по сторонам, видят ли этот поступок окружающие. Храню билет как память, как реликвию, как часть той жизни. А коммунистическая партия — часть жизни нашей страны. Разве можно что-то вычеркивать из жизни? Перестав после августа 1991 года быть коммунистом, я тем не менее не стал антикоммунистом. Я не изменял своим принципам и своего отношения к делу ни «при», ни «после». И мне странно смотреть на тех, кто в августе 1991 года публично покинул Коммунистическую партию, а сейчас является депутатом от этой отвергнутой в свое время им партии.

Сейчас стало чуть ли не признаком хорошего тона ругать коммунистическую партию, говорить, какой урон был нанесен нашей стране, нашему народу за десятилетия монопольного правления КПСС. Согласен, есть примеры непродуманных решений, не очень умных указаний, излишнего рвения. К настоящему времени многие стороны деятельности КПСС уже не являются секретом. Но разоблачать их — все равно, что ломиться в открытые ворота. Политику определяли не рядовые коммунисты, а партийная власть повыше. Она и несет ответственность за извращения политики. Осуждаю не партию, а отдельных партийных функционеров, больших и маленьких. Это они присвоили себе право выступать от имени всей партии и всего советского народа.

Со всей ответственностью могу сказать, что партийная организация приносила несомненную пользу. Нельзя огульно обвинять всех коммунистов, а их было 18 миллионов. Большинство коммунистов считаю порядочными, честными людьми. Были, конечно, среди них и те, кто испытывал тоску по тоталитарному прошлому, кто ненавидел курс демократических реформ. Но это особая категория.

Само слово «коммунист» нельзя отождествлять с чем-то негативным, разрушительным. Можно не признавать самой коммунистической идеологии, но нельзя отнимать у людей, преимущественно старшего поколения, право верить в нее и исповедовать взгляды. У каждого свои взгляды на жизнь и судьбы нашей страны. Это нисколько не вредит общему делу.

— По закону прокурор не может быть партийным…

— В прошедший с 1991 года период привык быть беспартийным, с этих позиций и оценивать все происходящее. Чтобы улучшить нравственное состояние российского общества, остановить «моральное разложение» граждан, надо запретить показ положительного образа представителей уголовного мира в литературе, музыке, кино и СМИ. Мысль не нова, она содержалась еще в тексте модельного закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который был принят в 2009 году в Санкт-Петербурге на заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Как утверждают авторы предложений, воплотить эту мысль в жизнь просто. Надо законодательно запретить романтизацию уголовного мира. Для этого ввести в закон об информации поправки, содержащие понятия «пропаганда преступлений и административных правонарушений» и «пропаганда насилия и жестокости». Однако это вряд ли выполнимо. Кто будет заниматься применением этого закона? МВД будет следить за песнями и плясками, за тем, что происходит в произведениях искусства, в кино, в музыке? Это невозможно контролировать. Пусть ответственным будет сам автор.

«Жизнь не бывает только белая или только черная, она, как я убедился, больше состоит из полутонов. Вспыхнет яркое событие. А следом — серость, а то и чернота» «Жизнь не бывает только белая или только черная, она, как я убедился, больше состоит из полутонов. Вспыхнет яркое событие. А следом — серость, а то и чернота» Фото: Пресс-служба прокуратуры РТ

«ЛЮДИ ЕЩЕ ХИТРЕЕ, ЧЕМ МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ»

— Были ли разочарования в вашей жизни?

— Конечно. Жизнь не бывает только белая или только черная, она, как я убедился, больше состоит из полутонов. Вспыхнет яркое событие. А следом — серость, а то и чернота. Вот в этот сложный момент не надо терять присутствия духа и веры в светлое.

Было немало людей, в которых мне пришлось разочароваться. Нельзя кичиться тем, что ты хорошо разбираешься в людях. Люди еще хитрее, чем ты можешь себе предположить. Вдруг при каких-то жизненных ситуациях они открываются неожиданными сторонами. Тебе остается только фиксировать это обстоятельство и разводить руками: «Как же я не разглядел?» Такие разочарования особенно горьки.

Ошибается тот, кто полагает, что он не способен ошибаться. Вот такой каламбур. Это я усвоил. Жизнь преподает тебе такие жизненные уроки. Рассказать подробнее? Для чего? Чтобы покаяться? Я уже каялся по каждой своей ошибке и все исправил. Задним-то числом мы все умные. Эти случаи для меня послужили хорошими уроками. Казалось бы, я в состоянии просчитывать ситуацию, рассматривать ее всесторонне, но, как говорится, и на старуху бывает проруха.

Надо быть оптимистом, верить в светлое (простите меня за это затертое в советское время слово) будущее. Любые происходящие события надо воспринимать с их положительной стороны. А многие ли так поступают? Немало тех, кто обязательно все происходящее толкует с отрицательной стороны. И, полагаю, они получают то, что поджидают от своих прогнозов. А оптимист, оттолкнув обреченность, присущую ждущим лишь плохое, получит именно то, что он ждал, — хорошее, успех в деле, удачу. Напряжение — а иного состояния у прокурора нет — не должно тебя сломать. Мне нравится, что у татар характерной чертой является стремление к светлому, одухотворенному. Оптимистический настрой привлекает удачу! Всегда помню слова мамы: «Жизнь, она крутится. Раз поворачивается к тебе лицом и пять раз задом. Но этот „раз“ обязательно настанет. Живи, работай ради этого. И не хнычь». Не надо бояться трудностей.

«НА МЕНЯ ЕЩЕ НЕ ВЫЛИВАЛОСЬ СТОЛЬКО НЕНАВИСТИ, ПОДЛОСТИ, ВРАНЬЯ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВ»

— 30 июня 2000 года вы стали 21-м прокурором республики.

— Я возглавил прокуратуру Татарстана в сложный для нее момент. Рассказ начну с основной задачи, которая решалась в эти годы. Либеральные поветрия ельцинской эпохи закончились. Так называемая реформа властной вертикали, по сути, отменяла в стране федерализм. Начался пересмотр полномочий регионов. Кроме традиционных направлений прокурорского надзора на нас легла обязанность привести в соответствие с федеральным законодательством законы Татарстана. Основными, конечно же, были Декларация о суверенитете ТАССР и Конституция Республики Татарстан. На нас всегда лежала эта обязанность, хотя должен самокритично признать, что мы не всегда ее должным образом исполняли.

— И вот теперь вы рьяно взялись за дело…

— Было непросто. Со стороны некоторых радикально настроенных националов был большой нажим, различные прозвища, клички присваивали мне в прессе. Сейчас я осознаю, что никогда в жизни — ни до этого, ни после — на меня не выливалось такого количества ненависти, подлости, вранья и издевательств. Причем подобные колкости были и со стороны людей, с которыми я был вынужден ежедневно общаться по работе.

Заголовок одной из газет вещал: «Паровоз по рельсам мчится, а Амиров на пути». Понятно, что, не будь Кафиля Амирова, на пути «суверенного паровоза» встал бы другой прокурор, и местное «расписание движения» все равно не уцелело бы. Мне адресовали тяжелые упреки в покушении на суверенитет родной республики: «Ты, Амиров, не татарин, душишь собственную нацию!» На что я отвечал, а средства массовой информации потом растиражировали: «А как бы вы посмотрели, если бы Буинский или Дрожжановский районы не подчинились законам Татарстана? Что бы стало с руководителями этих „суверенных“ районов? Жить районам по своим законам — значит внести хаос в жизнь всей республики, сделать ее неуправляемой». Меня потом журналисты спрашивали, почему я в качестве примера выбрал именно эти районы? Уверяю вас, никакого умысла не было, просто назвал первые попавшиеся на ум.

«Прошла всего неделя после моего назначения, и уже 7 июля 2000 года я подписал протест на некоторые положения татарстанской Конституции» «Прошла всего неделя после моего назначения, и уже 7 июля 2000 года я подписал протест на некоторые положения татарстанской Конституции» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А как развивались события?

— 1 июня 2000 года генеральный прокурор Устинов провел селекторное совещание, где озадачил прокуроров субъектов Федерации в течение месяца развернуть работу по приведению региональных законодательств в соответствие с федеральным. Тотчас была создана рабочая группа во главе со мной, тогда первым заместителем прокурора РТ, и я в тот момент абсолютно не предполагал, что через какой-то месяц возглавлю республиканскую прокуратуру. Это отдельная история…

— Не для печати?

— Да нет, вполне могу ее рассказать — мне скрывать нечего, да и ничего там особенного нет, поверьте. Просто не хотелось бы терять динамику повествования по теме, за которую мы с вами взялись. Продолжим хронологию событий?

— Конечно!

— Прошла всего неделя после моего назначения, и уже 7 июля 2000 года я подписал протест на некоторые положения татарстанской Конституции. Было опротестовано около 20 статей. Был также еще ряд статей, которые противоречили российской Конституции, мы их не опротестовали. Тогда некоторые журналисты пытались в этом усмотреть непоследовательность позиции прокуратуры. Но не было там никакой непоследовательности! Присутствовала вполне объяснимая логика решений. Напомню, что наш протест подписывался 7 июля, а за 10 дней до этого состоялось определение Конституционного суда России, которым эти статьи были признаны недействующими. Так зачем же было ломиться в открытые двери? Раз состоялось определение КС — то отпала необходимость в протесте. Никакой суеты или желания выделиться тут не было, это была плановая работа. В том смысле, что этот протест от 7 июля все равно был бы подписан. Независимо от того, кто в этот момент являлся прокурором республики, то есть эта работа от начала и до конца была моя. Кстати, среди прочих положений были опротестованы как не соответствующие федеральным законам и те, расхождения по которым обнаружились после принятия Конституции России.

— Но ведь ее приняли в 1993 году, а вы рассказываете о событиях 2000-го…

— Вот-вот! Иные ваши коллеги тут же встрепенулись: «А почему же 7 лет прокуратура Татарстана молчала?» Ответ, я думаю, не только в бездействии прокуратуры Татарстана, безмолвствовали прокуратуры всех субъектов. Потому что над всеми довлела оригинальная формула Ельцина, а чем нестандартнее слова, тем сильнее они врезаются в память. Помните знаменитое: «Берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить»? Да, все с удовлетворением схватились за огромные куски. Проглотить-то проглотили, но надо еще уметь и переварить! Вдумайтесь: когда руководитель государства, президент дает такую команду, что же прокурору как государственному служащему делать? Как реагировать?

«Как ранее, так и сейчас, наша основная задача — надзирать за соответствием нормативных актов регионов федеральным законам» «Как ранее, так и сейчас, наша основная задача — надзирать за соответствием нормативных актов регионов федеральным законам» Фото: Пресс-служба прокуратуры РТ

«МОЖНО ЕГО КРИТИКОВАТЬ, МОЖНО СЧИТАТЬ НЕУДАЧНЫМ, НО ЭТО — ЗАКОН»

— Итак, во всем виноват «царь Борис?»

— Ни в коем случае не уклоняюсь от собственной ответственности. И хотя у нас единоначалие, не стану все сваливать на своего предшественника на посту прокурора республики. Как ранее, так и сейчас, наша основная задача — надзирать за соответствием нормативных актов регионов федеральным законам. Мы и раньше писали заключения на принимаемые Госсоветом законы. К сожалению, наши заключения не всегда принимались во внимание. К еще большему сожалению, мы не были достаточно настойчивы. Сейчас, конечно, нам легче, потому что высшие руководители России выступают в унисон с Конституцией Российской Федерации, а не в диссонанс с нею.

— Испытывали ли тогда прокуратуры субъектов федерации некоторое раздвоение?

— Понимаю ваш вопрос. Создается впечатление, что вроде бы перед нами с одной стороны — проглоченный с разрешения Ельцина суверенитет, а с другой — ты федеральный служащий, присягнувший федеральному закону и обязанный надзирать, чтобы все соответствовало российской Конституции… Нет, раздвоения не было: позиция прокуратуры было однозначна. Определение Конституционного суда имеет силу закона, и мы обязаны ему подчиниться. Можно его критиковать, можно в чем-то считать неудачным, но это — закон.

— Руки по швам?

— Ни в коем случае не надо превращать в примитив такую тонкую материю. Приведение в соответствие двух законодательств — процесс далеко не односторонний, как некоторые себе плакатно представляют. Все, что противоречит российским законам — да, надо привести в соответствие. Но в то же время, возможно, ныне действующим российским законам противоречат более прогрессивные местные нормы. Так зачем это душить? Может быть, разумнее этот росточек нового взять и рассадить по всей федерации?

— А эти «росточки» — они были из области желаемого или уже существовали?

— Юридическое управление Госсовета РТ совместно с учеными-юристами провело анализ тогдашней законодательной базы России и Татарстана. Они пришли к выводу, что 13 законов Республики Татарстан, пусть они в чем-то формально противоречат российским законам, нецелесообразно опротестовывать. Они содержат более прогрессивные нормы, и первым в этом ряду значился целевой налог для ликвидации ветхого жилья. Кстати, Путин, когда ознакомился с состоянием дел в республике — а этому человеку лапшу на уши не повесишь, — понял, что это изобретение татарстанских политиков действительно представляет интерес. И Путин предложил: «Давайте изучим этот закон и распространим по всей России».

— Какова судьба этого предложения?

— Насколько я знаю, в других регионах тогда сформировали межведомственные комиссии, которые и занялись этой работой. К сожалению, минюст нашей республики самоустранился, хотя именно он давал в свое время заключения на все принимаемые законы, так что у него сохранился большой аналитический архив. Поэтому мы пошли по иному пути — создали специальную группу из четырех сотрудников республиканской прокуратуры во главе с Модестом Фатыховым. Она стала своего рода «ядром»: группа давала задания профильным отделам и контролировала их исполнение.

«У председателя Госсовета РТ Фарида Хайрулловича Мухаметшина прошло рабочее совещание, и мы приняли решение, что по всем законопроектам прокуратура будет давать предварительное заключение» «У председателя Госсовета РТ Фарида Хайрулловича Мухаметшина прошло рабочее совещание, и мы приняли решение, что по всем законопроектам прокуратура будет давать предварительное заключение» Фото: gossov.tatarstan.ru

СКОЛЬКО ЗАКОНОВ «ПРИВЕЛИ В СООТВЕТСТВИЕ»

— И каково было исполнение?

— Давайте посмотрим, что у нас было на входе, и что стало на выходе. Мы изучили Конституцию РТ, более 300 законов и постановлений, принятых Госсоветом, более 300 указов президента республики и около 5 тысяч актов кабинета министров РТ. Это на входе. Теперь о мерах прокурорского реагирования. Во-первых, в Госсовет ушли протесты на статьи Конституции республики, на почти 60 законов и постановлений Госсовета, затем мы опротестовали более 10 указов президента, около 50 постановлений кабмина нормативного характера.

— Вы действовали по собственной инициативе или по указанию Москвы?

— Я всегда отвечал и отвечаю однозначно, что всегда действовал в рамках своих полномочий, предоставленных мне законодательством. Поступаю так, как я понимаю свои полномочия и свою ответственность за интересы России и Татарстана.

Президентские указы отменял сам президент, причем это публиковалось в печати. Подавляющее большинство протестов было удовлетворено Госсоветом. На остальные пришлось обращаться в суд. Меня приятно поразило отношение правительства нашей республики: опротестованные постановления были немедленно отменены. И я должен сказать, что позиция премьера в высшей степени была деловая. Правовое управление кабмина РТ было озадачено таким образом, чтобы заключения делать не под чье-то руководящее мнение, а только под закон.

Сложность состояла в том, что местные депутаты, руководство на местах отрицательно относились к этой процедуре, и, естественно это выплеснулось на страницы прессы. Какие страсти кипели!

— А что по делу?

— У председателя Госсовета РТ Фарида Хайрулловича Мухаметшина прошло рабочее совещание, и мы приняли решение, что по всем законопроектам прокуратура будет давать предварительное заключение. В случае расхождения точек зрения — обсуждать и стараться находить общее решение.

Я постарался показать, что работа была непростой, стоила нервов. Но шло время, в стране и, естественно, в республике происходили радикальные изменения, и главное — люди менялись. Прокуратура же по-прежнему продолжала осуществлять свой надзор. Татарстан нашел свою линию, сейчас уже нет такого непонимания, какое было вначале. Госсовет тоже перестроился. Депутаты поняли, что у прокуратуры нет цели «завалить» депутатов протестами — у нас задача общая: чтобы законы были грамотными и соответствовали федеральным. Произошла эволюция — и немалая. Но надо отметить: осталась и хорошая преемственность.

Не скрою, что в чем-то я стал лучше понимать «татарстанское мышление». У меня начали появляться кое-какие сомнения, но они не оформились сразу в какие-то новые оценки. Ко многим прокурорским действиям я относился недостаточно критично, считал их само собой разумеющимися. Хотя иногда видна была их неуклюжесть, даже определенная беспардонность, психологическая нерасчетливость. Время для пересмотра тогда еще не подошло. Окончательное понимание всего этого пришло потом. Но что можно было сделать в тех условиях, я сделал.

«В крыле барса должно быть семь перьев, как требует республиканский закон. А их тут только шесть!» «В крыле барса должно быть семь перьев, как требует республиканский закон. А их тут только шесть!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЛОХО ИДТИ ВПЕРЕД С ГОЛОВОЙ, ПОВЕРНУТОЙ НАЗАД»

— А бывали у вас моменты отчаяния? Слишком многие вас тогда, так скажем, недолюбливали. В том числе и соплеменники.

— Конечно! Не раз и не два приходил к мысли: а не послать бы все к чертовой матери. Сразу исчезнет головная боль. Найду другую работу, спать по ночам буду спокойно… Но не посылал, потому что не привык бросать дело только потому, что оно трудное. В такие моменты главное — не сдаваться, искать выход, и он обязательно найдется.

Не считаю зазорным остановиться еще на одном моменте. Среди многих ярлыков, которые старались на меня навешать после назначения прокурором республики, был, пожалуй, самый распространенный — «представитель имперского государства». Вначале это меня обижало и даже оскорбляло. Потом я стал к этому относиться спокойнее. Формально вроде бы так — прокурор республики должен быть независим от местных властей. Он представитель центра. Так что терпи. Но насчет характеристики самого федерального государства уже стерпеть не мог и старался ответить.

Да, нелегко быть прокурором, особенно если учесть то строго классическое определение и обывательское понимание прокурорской деятельности вообще. И если вспомнить условия, в которых приходится работать прокурором, особенно в национальной республике. Несмотря на косые взгляды, я понимал, что отступать некуда — позади Москва. В прямом и переносном смыслах.

Но время идет, а вперед плохо идти с головой, повернутой назад.

— Были ли в контексте того противостояния какие-то свои запоминающиеся детали?

— Разумеется, как и в каждом большом деле. Начнем с верхотуры. Над зданием Госсовета в свое время развевался лишь один флаг — татарстанский. А в соответствии с федеральным законом должен быть еще и российский. Причем, оба — одного размера. И тогда услышал в ответ удивительные доводы, что, мол, здание едва ли не рухнет, если на его крыше укрепить и еще российский триколор. А один из депутатов опубликовал эпиграмму, как я якобы линейкой измерял размеры обоих флагов, сидя на крыше. На сессии депутаты надо мною по-доброму подшучивали из-за этой эпиграммы, на что пришлось парировать: «Правильно, речь идет о крыше, но не Госсовета, а одного из его депутатов. Только она не провалилась, а, увы, поехала...»

Как-то пришлось внести протест по поводу… моста через Волгу в районе Юдино. Сам мост — как мост, а вот протест касался его правового статуса. С объявлением суверенитета автомобильный мост сделался платным для любых машин, кроме татарстанских. И какой-нибудь челябинский водитель, который еще недавно пел: «Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей», — вдруг сталкивается с тем, что пройти как хозяину ему еще разрешат, вот проехать — уже нет! А как же быть с положением Конституции РФ о едином экономическом пространстве внутри России? Разве оно обрывается на юдинском мосту? Конечно, нет! По протесту прокуратуры отменили постановление правительства республики, разобрали вспомогательные построения, убрали шлагбаум. И сейчас, когда проезжаю это место, каждый раз вспоминается «Песня о Родине».

Однажды, закрывая последнее перед летними каникулами заседание президиума Государственного совета РT, председательствующий сказал депутатам, что можно будет немного отдохнуть, и добавил:

— Если прокурор снова не набросает нам каких-нибудь протестов.

— А как же! Есть один, — отреагировал я. — Вижу, что в этом зале грубо нарушается закон, и даже не российский, а татарстанский.

Все насторожились и, как обычно, приготовились дать отпор. А я показал на крылатого барса в гербе Татарстана, висящего как раз над местом председательствующего.

— В крыле барса должно быть семь перьев, как требует республиканский закон. А их тут только шесть!

Взоры всех присутствующих обратились к изображению герба. Создавать счетную комиссию не пришлось, протест был безропотно удовлетворен, и к следующему заседанию президиума барсу дорисовали недостающее перо красной краской. А Мухаметшин произнес фразу, которая мне особенно по душе:

— Надо же, все считали мух, один прокурор считал перья.

«Улыбка лучше, чем мрачное, насупленное раздражение» «Улыбка лучше, чем мрачное, насупленное раздражение» Фото: Пресс-служба прокуратуры РТ

«АНЕКДОТИЧНОЕ» НАЗНАЧЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ АНЕКДОТОВ

— На фотографиях вы обычно улыбаетесь…

— Это часть прокурорского ритуала или показатель служебного и личного благополучия. В общем-то, улыбка лучше, чем мрачное, насупленное раздражение. Полагаю, что с человеком, который не улыбается, трудно иметь дело. Вот, к примеру, такой случай.

В 1980 году меня, пусть молодого, но уже старшего следователя республиканской прокуратуры, в конце рабочего дня, да еще в пятницу, зазвал к себе прокурор Вахитовского района Казани Геннадий Николаевич Матюшев. Сидим, чай потягиваем. Вдруг заходит ничем не примечательный мужчина, я принял его за близкого знакомого моего собеседника. Он присаживается, мы продолжаем разговор — о жизни, о недавней командировке, о деле, которое сейчас в моем производстве, анекдоты травим. Один из них особенно насмешил нового гостя, хотя и был из тех, что тогда только на кухне шепотом и рассказывали. Но я почему-то бдительность потерял. Вот этот анекдот:

Приходит из школы сын, уныло голову повесил, двойку получил. Отец спрашивает:

— За что?

— Не знал, что такое бюро райкома партии.

— Как же так, сынок? Ведь это очень просто: девять дядей и тетей писают в один тазик, а потом дружно выливают на голову десятому.

Рассказал, и вижу, что хозяин кабинета пошел пятнами, а гость безудержно хохочет. А потом просит Матюшова проводить его. Тот возвращается и говорит: «Поздравляю, ты — прокурор Вахитовского района. Это был первый секретарь райкома партии, замаскировался под простачка, а мне велел ничего не говорить, хотел объективное впечатление получить, тебя прощупать. Ты был пятым по счету кандидатом…»

После «смотрин» в прокуратуре РСФСР я стал самым молодым прокурором самого молодежного района Казани. Но не все так просто, не лишне сказать и о последствиях того «анекдотического» назначения. Примерно недели через две, как я приступил к новой работе, первый секретарь райкома на одном из совещаний предупреждает свое ближайшее окружение: «Некоторые из вас, потеряв политическую бдительность, рассказывают анекдоты, которые унижают наше государство и партию». Я понял, что это камень в мой огород, но ничем себя не выдал, сижу спокойно, смотрю на участников совещания. Один ответственный товарищ покраснел, другой побелел. Ага, думаю, вот и еще любители запретного юмора…

Прокурор при всей его должностной атрибутике — еще и человек. Со всеми слабостями, трудностями, личными проблемами. Но почему я должен миру показывать свои неприятности? Приходится брать себя в руки, улыбаться. Но за улыбкой — стиснутые зубы. Как учила меня мама, когда меня спрашивают, как дела, я всегда должен отвечать: «Хорошо». Я говорил маме, что не всегда же бывает хорошо, — зачем говорить неправду? Она мне поясняла: «Если тебе плохо, друг не сможет помочь. А враг будет радоваться. Не радуй врагов!»

Вот так и живу с улыбкой, чтобы не радовать врагов.

Кафиль Фахразеевич Амиров — российский юрист, бывший прокурор (2000 – сентябрь 2013) Республики Татарстан, государственный советник юстиции второго класса, заслуженный юрист Татарстана.

Родился 24 мая 1949 года в деревне Нариман Теньковского района (ныне Верхнеуслонский район) Татарской АССР.

Окончил Харьковский юридический институт в 1972 году.

С 1966 по 1968 год работал корреспондентом районной газеты в Удмуртии. После окончания ХЮрИ с 1972 года работал в органах прокуратуры: с 1972 по 1973 — следователь прокуратуры Сармановского района, с 1973 по 1980 — старший следователь прокуратуры ТАССР, с 1980 по 1989 — прокурор Вахитовского района Казани, с 1989 по 1992 — первый заместитель прокурора Казани.

С 1992 года — заместитель прокурора Республики Татарстан, начальник следственного управления прокуратуры.

С 1997 по 2000 годы — первый заместитель прокурора Республики Татарстан.

29 июня 2000 года назначен прокурором РТ после назначения предыдущего прокурора Сайфихана Нафиева на должность председателя Конституционного суда Республики Татарстан.

21 сентября 2013 года объявил о своей отставке «в связи с выходом на пенсию за выслугу лет».

Ныне — советник председателя совета директоров крупнейшего татарстанского холдинга ОАО «Связьинвестнефтехим».

Женат. Имеет дочь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (75) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.06.2019 11:11

Он так об этом всем рассказывает, как будто тысячи нейрохирургических операций сделал. Пафоса столько. По сути, работай тихо и качественно в рамках УК, на твоей стороне вся силовая машина, чего тут примечательного то?! Контроля за ними нет гражданского, вот и возносят сами себя на небеса.

  • Моисей
    1.06.2019 09:02

    Живём в единой стране , должны быть единые законы , правильно говорит
    Первый шаг сделали
    Привели в соответствие
    Второй шаг- добиться того что бы эти законы выполнялись
    Та же Конституция РФ
    Вот задача прокуратуры
    А она молчит
    Почему?
    Команды нет?

    • Булгарин
      1.06.2019 11:41

      Не пишите глупостей. Есть и должны быть полномочия у субъектов федерации, причем они должны быть разными, так и субъекты разные в этой федерации, также и полномочия у федерального центра, причем не у каких-тот группы центре, а у тех, кого избирают и они представляют опять таки субъекты федерации. Именно основной единицей в федеративном государстве должны быть субъекты федерации. Потому и законы пишут, исходя из тех полномочий и компетенций, которые есть у разных уровней в федеративном государстве. Это в унитарном пишут один закон на всех из центра, который и обязаны все выполнять до самого низа. Это и есть вертикаль власти, которая насаждается в стране, а "товарищ" прокурор и есть солдат партии, которому приказали, а он и сказал "есть".

      Да еще удивил человек, который занимал пост прокурора республики, не видит разницы между Татарстаном в РФ и Дрожановским районом в Татарстане. Это и есть показатель его компетенции. Да и то, что он "коммунист" тоже показатель. Потому мы и катимся опять в совки с его жесткой централизацией, которая даже термин свой имела, ее называли "демократическим централизмом", кто не знает. А это как раз неукоснительное выполнение всех законов и распоряжений из центра. Потому и Совок развалился, не выдержал натиска, лопнул от напряга. И в основном из вот таких "товарищей" с их пониманием сути перехода к реальному федерализму и к рыночным отношениям. Хотя товарищ сделал себе неплохой гешефт. А должен был бы закону о люстрации копаться на совковой даче в 4 сотке, да пенсию получать в 12 тысяч рублей.

      • Моисей
        1.06.2019 12:22

        Булгарин все правильно говоришь
        Для РФ должен единый закон, Констиция РФ, и уже на её основе Конституции национальных Республик
        У нас что до 2017 одна Конституция РФ была, а потом поменялась?
        Нет
        Почему прокуроры до 2017 докладывали что нарушений нет, а после речи появились какие то нарушения?
        Как такое возможно?
        Когда они были не правы?
        Тогда или сейчас?
        Что важнее Конституция РФ или слово Путина?
        Конституция РФ предусматривает и федеративный договор, почему отказались от него?
        Где позиция прокуратуры по защите конституционных прав?
        Нет её

        • Булгарин
          1.06.2019 12:29

          Да, тут вы правы по поводу Конституции РФ и тех положений, где как раз и говорится о федеративном устройстве государства. А вам известно, что и Конституцию они уже немного подправили под себя?

          • Моисей
            1.06.2019 12:43

            Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
            Статья 134

            Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

            Статья 135

            1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

            2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

            3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

            Статья 136

            Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
            В СФ сидят подобранные люди, поэтому я не не думаю что с этим у них будут проблемы
            Любой кто против пойдёт за Арашуковым
            Все крючок проглотили

          • Моисей
            1.06.2019 12:51

            Даже Конституцию не надо менять
            Достаточно поставить подготовленного толкователи, и все круг замкнулся
            Такого как Зорькин например)
            Он ясно даёт понять что могу истолковать Конституцию как прикажете
            Договоримся)
            Из его речи


            Зорькин: Западные ценности не могут претендовать на универсальность
            Но подобные недостатки вполне исправимы путем точечных изменений, а заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины "живой Конституции". Опора на эту доктрину дает возможность, не искажая сути правового смысла, заложенного в текст Конституции Российской Федерации, выявлять его актуальное значение в контексте современных социально-правовых реалий.

            Конституционный cуд уже давно ориентируется на такой подход к толкованию Конституции.

      • Анонимно
        1.06.2019 21:43

        "Есть и должны быть полномочия у субъектов федерации, причем они должны быть разными"

        На каком основании? Ст. 5 конституции РФ чётко и ясно устанавливает равноправие регионов.

        • Булгарин
          1.06.2019 23:01

          Во-первых, полномочия и равноправие все же разные вещи. Вы можете например, передать полномочия по тому же образованию в ведение субъектов федерации, но каждый субъект может эти полномочия использовать по разному. У всех есть право устанавливать свой стандарт образования, например, но во Владимирской и Вологодской области они могут быть одинаковыми, а вот тут отличаться. И нет тут нарушения равных прав. И во-вторых, "должны быть разными" можно было бы перенести на конституционный уровень, как это и было бы правильно. Права республики в федерации и обычной области должны быть разными. Но так уж в России все делают.

          • Анонимно
            1.06.2019 23:20

            Вы пишете о разных вариантах использования одних и тех же полномочий, а не о разных полномочиях.
            И почему права республики должны отличаться от прав "обычной области"? В республиках какие-то высшие люди живут?

            • Булгарин
              2.06.2019 11:25

              А вам не понятно? Просто в стране кроме русской национальности живут еще люди и других национальностей. И этим людям надо дать дополнительное право на развитие своей национальности. Ведь государствообразующая нация ее имеет изначально в том государстве, которая называется Россия. Так для примера. Опять про образование. Так вполне можно было бы прописать дополнительное право у республик устанавливать самостоятельно образовательные стандарты с передачей все образовательной системы в ведение республик. Это дополнительное право, которое у областей может и не быть. Им устанавливает такие стандарты Москва. Вот примерно о чем. И бюджетные правила должны были быть другими. Думаю, что и вопросы такого сорта от лукавого. Вы все понимаете, но не хотите принять это.

              • Анонимно
                2.06.2019 12:05

                Ну вообще, никакой "государствообразующей нации" в РФ по конституции нет, и из русского там - только язык, а так страна многонациональная. Права на сохранение и развитие русской национальности в российском законодательстве не прописаны (а это на самом не меньшая проблема, чем сохранение и развитие других народов России, посмотрите на то, как стремительно сокращается число русских и русскоязычных людей в России и в мире), этнической автономии у русских при этом тоже нет (только пара областей "красного пояса" в 90-е как-то прописала в свои уставы реверансы в сторону русских, например Владимирская). Но это так, к слову.
                И я совершенно не против передачи вопросов образования в ведение республик. Но почему бы тогда не передать их вообще на уровни субъектов федерации? Всех - и краёв, и областей, и республик. И дальше пусть сами решают, как по-разному реализовывать свои полномочия, в зависимости от специфики региона (области ведь тоже в РФ совершенно разные, и "обычных" почти нет - Белгородская область это одна история, Астраханская другая, Свердловская третья). Я не вижу, как это ущемит права республик.

                • Булгарин
                  2.06.2019 13:56

                  Никак не ущемит. Просто привел пример, но его можно и расширить при необходимости, чтобы понять, что права и полномочия разные вещи. Да, можно все передать права на образование по субъектам, они будут иметь тут равные права, но вот как они сами будут там у себя реализовывать свое право и есть то, что и будет определять их полномочия.

                • Булгарин
                  2.06.2019 13:58

                  Да, еще. То что вы сказали про язык, так ведь это и есть основа нации. Если развивается язык, развивается нация.

                  • Анонимно
                    2.06.2019 14:24

                    Это не совсем так в нашем примере. Для татар это чистая правда, татарский язык - национальный язык татар, говорящий на татарском языке почти наверняка и сам идентифицирует себя с татарским народом и культурой, а уж употребляющий его как основной язык - примерно со 100% вероятностью.
                    Русский язык по итогам существования РИ и СССР стал языком межнационального общения (неизвестно, долго ли ещё будет сохраняться это положение, но пока это так). Человек, говорящий по-русски и даже употребляющий его как основной язык, может никак не ассоциировать себя с русским народом и культурой, а то и быть антирусским шовинистом. Тут можно привести много примеров, от украинских радикальных националистов до террористических организаций Ближнего Востока (там русский язык употребляется как основной наряду с арабским и английским).
                    Язык - необходимое, но недостаточное условие.

      • Анонимно
        2.06.2019 14:41

        1.06.2019 11:41
        Конституция РФ
        "Статья 5
        1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - РАВНОправных субъектов Российской Федерации."

  • Анонимно
    1.06.2019 09:16

    Моисей, не путайте теплое с мягким. Без пинка сверху никто ничего исполнять не будет. А наверху всех все устраивает.

    • Анонимно
      1.06.2019 19:25

      ГС вообще все безразницы, скажут голосовать так, проголосуют.

  • Оптимист
    1.06.2019 09:16

    Проблема России в том что нет диктатуры закона
    Российская поговорка закон что дышло куда повернул туда и вышло точно характеризуют российскую действительность

    • Анонимно
      1.06.2019 09:25

      Поговорка зависит не только от "прокуроров". но и от большинства людей.

      • Азат Д
        1.06.2019 09:50


        Прокуроры как раз непосредственно для этого и нужны, поэтому народ их и содержит. Так что не надо ответственность на людей перекладывать.

  • Оптимист
    1.06.2019 09:22

    Также Конституция РФ 1993 года до середины 2000 годов трактовалась так, потом совершенно по другому
    Казалось бы один и тот же закон, а разворот на 180 градусов

    Позиция прокуратура похожа на флюгер, подчиняется не закону а а желанию руководства

    • Азат Д
      1.06.2019 10:10


      Почему в Татарстане народ не избирает глав районов и мэров городов?

      • Низами
        1.06.2019 10:40

        Вы наивно надеетесь, что эти выборы окажутся конкурентными и чистыми?
        Посмотрите итоги последнего праймериз в Елабуге, Зеленодольске, Бугульме...

      • Оптимист
        1.06.2019 13:09

        Азат кто ваш муниципальный депутат?)
        Он выбирает мэра
        Кто ваш федеральный депутат?
        Они принимают законы по которым мы живём
        Вы выбираете и мэра и представителей которые принимают законы по которым мы живём

        • Анонимно
          1.06.2019 17:11

          13/09 Иногда оптимизм граничит с идиотизмом - только идиоты верят, что мы реально кого-то выбираем?! Верхи сами себя выбирают посредством запуганных бюджетников и затурканных служащих, а недостающие голоса рисуют. Методика простейшая: ненужные бюллетени - на выброс, с нужными фамилиями - на вброс. Делов-то..

          • Оптимист
            1.06.2019 17:27

            Что вы усложняете)
            Просто к выборам подводят тех кого нужно
            И не нужно ничего мухлевать
            Разницы нет как мэра выбирать
            Прямые, непрямые выборы, результат будет один
            Нужный кандидат пройдёт
            Ненужных на дальних подступах уберут

        • Азат Д
          1.06.2019 17:45


          А он не прошел в горсовет, так как я против Едра голосовал, а там одни едросы.
          А вы вот за Путина голосовали, который дол поручения по языкам, но вы против него что то тот шумите.

      • Анонимно
        1.06.2019 13:57

        Кого выберут жители Азино и Кварталла? Того кто разрешает на тротуарах и газонах парковаться и ещё курить в подъезде.

    • Анонимно
      1.06.2019 11:23

      Ничего не флюгер. Все правильно он сказал. Иначе каждый район города уже готов был себя государством назвать. Совсем уже с ума посходили.

      • Анонимно
        1.06.2019 18:54

        11:23 никогда такого не было, не надо врать и пересказывать пропагандистский бред из телевизора. Хотели большей самостоятельности, бОльших полномочий, больше налогов у себя оставлять. Чтоб решать свои проблемы, а отправлять деньги в Сирии и Венесуэлы. И в целом справлялись, одна проблема ветхого жилья чего стоит. Кстати, нигде в России ее так и не решили.

        • Анонимно
          1.06.2019 19:09

          18.54 Правда глаза колет? Не по ндраву то, что Амиров рассказал? Так ведь он тайны не раскрыл, мы и сами видели разгул суверенитета в 90-е. И митинги на площади Свободы и азатлыков, избивших милиционера. Потом все потихоньку стихло., наверно. во многом и потому, что Прокуратуру возглавляли честные. адекватные люди, такие как Амиров. Спасибо Вам, прокурор Амиров , за Вашу работу.

  • Анонимно
    1.06.2019 09:23

    С юбилеем.
    Прокурор был настоящим прокурором.

    • Анонимно
      1.06.2019 16:23

      БО спасибо за интервью. Очень интересный и правильный человек оказался Амиров! С юбилеем!

    • Анонимно
      1.06.2019 20:20

      Настоящий прокурор в интервью сказал что высшие руководители страны почитают конституцию ))

  • Анонимно
    1.06.2019 10:08

    С юбилеем! Были у нас в ветеринарке), когда я была студенткой! помню до сих пор. С уважением ветврач Новикова

  • Анонимно
    1.06.2019 10:25

    А кто проверяет федеральные законы на соответствие? Неужели прокуроры? Иногда спускают такие законы, что волосы дыбом.

  • Анонимно
    1.06.2019 11:06

    Из руководства прокуратуры РТ можно отметить две личности внесшие положительный вклад в дело: Хамидуллин Идият Халилович и Амиров Кафиль Фахразеевич... остальные которые занимали должности между ними были функционеры, с разной степенью амбиций.

  • Анонимно
    1.06.2019 11:07

    Интересный человек Кафиль Фахразеевич, яркий, самобытный, интеллектуал был на посту Прокурора. Оратор замечательный на фоне всеобщей серости. Повышал престиж юридической профессии и статус прокуратуры.

    • Анонимно
      1.06.2019 15:36

      Как фотограф, как мастер фото-пейзажей он гораздо интереснее, чем как прокурор.

    • Анонимно
      1.06.2019 17:13

      Минусуют наши искренние поздравления, надо думать. националы. Как раньше его доставали, так и сейчас стараются подгадить. Не стоит на них обращать внимание. С юбилеем, Кафиль Фахразеевич!

  • Анонимно
    1.06.2019 11:07

    Амиров достойно проработал на благо своей Родины, у него была яркая карьера, был примером для многих

  • Анонимно
    1.06.2019 11:11

    Он так об этом всем рассказывает, как будто тысячи нейрохирургических операций сделал. Пафоса столько. По сути, работай тихо и качественно в рамках УК, на твоей стороне вся силовая машина, чего тут примечательного то?! Контроля за ними нет гражданского, вот и возносят сами себя на небеса.

    • Анонимно
      1.06.2019 11:34

      Верно написали

    • Анонимно
      1.06.2019 13:34

      Да прокуратура в конца как раз его правления превратилась в придаток суда и не более. Все бумаги по общему надзору отписывают в другие ведомства, жалобы на силовиков не рассматривают ссылаясь на инструкции 2013 года, проверку исправительных учреждений проводят в угоду этих учреждений а отказаться от обвинения в суде или переквалифицировать - это целая драма районного характера.

  • Анонимно
    1.06.2019 12:34

    Знаю его ,не по должности,ибо человек законопослушный ,а как краеведа,мастера художественой фотографии,автора ряда справочников об улицах Казани.На этой стезе ,он не менее успешен, чем на прокуроской.Верно замечено,что если человек талантлив,то это проявляется во всем.Продолжая его сравнение юбилея,желаю провести,еще не менее 3 репетиции :80,90,100,а дальше уж, как небесный отдел кадров решит. Б.С.

  • Анонимно
    1.06.2019 13:41

    Почему главного прокурора региона не избирают на выборах, как в Штатах?
    Вообще один из главных людей в например регионе. И выбирать его должны граждане, на прямых демократических выборах.
    Так же как и судью.

    • Анонимно
      1.06.2019 15:02

      Фильм есть такой - День выборов называется. Посмотрите и поймёте сразу почему

  • Анонимно
    1.06.2019 14:58

    Судя по интервью, очень интересный человек, с чувством юмора. И, да, приходилось сталкиваться, что поразило - скромность.

    • Анонимно
      2.06.2019 18:09

      Скромность? Это не про него, название автобиографической книги "Мне - 70" прямо кричит об этом.

  • Анонимно
    1.06.2019 15:12

    Кафиль Фахразеевич! Примите искренние поздравления с днем рождения!!!! Вы настоящий прокурор и незаурядный человек!!!!! на болтунов и демагогов не обращайте внимания

  • Анонимно
    1.06.2019 15:45

    В 70 лет появляется желание подвести итоги, доказать самому себе и людям, что жизнь была не напрасной, что жил и работал по-совести, в интересах народа, что если и приходилось лукавить - так это время было такое - не простое. Можно еще раз подержать в руках награды, благодарности. Но разве ради них живет человек?

  • Анонимно
    1.06.2019 15:57

    Нельзя работать в Системе и быть свободной от неё. Даже на пенсии.

  • Анонимно
    1.06.2019 16:20

    Немало,комментов,вроде 15:57,доказывающих,как принято говорить,что Волга впадает в Каспийское море,то есть повторяющих известные истины.

    • Анонимно
      1.06.2019 20:21

      В Каспийское море Кама впадает на самом деле

      • Анонимно
        1.06.2019 21:22

        20:21.Сообщите о своем эпохальном открытии географам и в энциклопедию, а то они по невежеству, до сих по пишут, что в Каспийское .А если серьезно,то были дискуссии,в т.ч.и в Казани, победила каспийская точка зрения. Советую найти, переизданную в наше время книгу" Приволжские города и селения Казанской губернии .1892 г." там много интересного есть и об этом.

        • Анонимно
          2.06.2019 13:45

          21:22
          о том что полноводность Камы больше чем Волги в месте их слияния, знает любой приличный гидрограф, но это не означает что люди не должны спать от такой несправедливости, и бороться за переименование Волги в Каму

          • Анонимно
            2.06.2019 15:06

            2.06.2019 13:45
            Волгу СНАЧАЛА заполнить надо! А уже ПОТОМ переименовывать! Может быть...

  • Анонимно
    1.06.2019 16:21

    У нас в доме живёт природоохранный прокурор республики (не Татарстан). Смотрю на него, и думаю: человек должен стоять на страже соблюдения законов, по идее. А по сути - он служит и поддерживает нынешнюю систему.
    Так и тут.
    Хороший человек - это, извините, не профессия.

    • Низами
      1.06.2019 18:51

      Я работаю на государство, которое презираю. Презираю за политику, которую считаю подсудной.

      Джон Кейнс (британский экономист).

  • Анонимно
    1.06.2019 16:55

    16:21.не из Татарстана.Вы спутали адреса,прокурор не диссидент,а человек который обязан поддерживать систему.Амиров не только хороший человек, но и должностное лицо, на страже интересов,госудаарства, которое его для этого поставило.

  • Анонимно
    1.06.2019 18:49

    Хорошее интервью. Кафиль Фахразеевич, всегда ценил ваше умение грамотно и интересно излагать свои мысли. На редкость интеллектуально грамотный человек. С уважением Валиев Л.

  • Анонимно
    1.06.2019 19:32

    Достойный своего народа прокурор и мудрый гражданин! Многие лета Кафиль Фахразеевич!!!

  • Анонимно
    2.06.2019 03:52

    Вы что,все из партии Явлинского,критиковать,ничего не решая?На ум приходит басня Крылова "Слон и моська"

  • Анонимно
    2.06.2019 10:05

    Глядя с дивана на мир, кучка бездельиков минусует любые обьективные отзывы о этом талантливом и порячдочном человеке,добвляют гадости о нем, и пара одиозных ников. Присоединяюсь к пожеланию, чтобы Амиров не менее 3 раз рептировал это событие. Полагаю,что к 100 летию республики,надо переиздать его книгу о названиях улиц Казани. За последние годы появились ноые, с именами достойных людей,как например, Усманова ,Табеева и др.К сожалению ,войдя в раж переименованя существующих, убрали некоторые исторические названия ,а также имена достойных людей.Например,исчезло название Кирпично-Заводская,а там в 18-19 вв.делали кирпич из которого сложены многие дома, совершено не понятно исчезнвеие имени Комлевп ,расстрелянного белыми в 1918 г.профсоюзного деятея,еесть и дугие факты .Понятно когда такое происходит в некоторых странах в порядке системтиеской десоветизаци и декоммунизации,но мы этим уже быстро переболели еще в начале ельцинского режиме, когда нетрезвая,беснующаяся толпа, под руководством трезвого подонка крушила советские памятники в Москве.В Казани такого размаха не было и памятник Ленину на месте,как и многое другое из славного советского прошлого.Поэтому моральная ликвидация Комлева, физически это 100 лет тому назад сделали белые, очевидно, усердие не по разуму, кого то из членов или консультантов, городской топонимической комиссии.

    • Анонимно
      2.06.2019 15:13

      2.06.2019 10:05
      А когда в 1917-1918 годах в Москве и Петрограде толпы КРУШИЛИ памятники дореволюционной России при ЛИЧНОМ участии Ленина, Это КАК? ЭТО МОЖНО?
      Когда храмы разрушали? Если скажете про Екатеринбург, то заранее отвечаю - если бы НЕ был разрушен ГЛАВНЫЙ храм города - сейчас бы НЕ было бы конфликтной ситуации!

    • Анонимно
      2.06.2019 15:32

      2.06.2019 10:05
      Вы знаете, что ижевские и воткинские РАБОЧИЕ восстали ПРОТИВ большевиков? Что Ижевская и Воткинская дивизии были ЛУЧШИМИ во ВСЕЙ колчаковской армии? Что они ходили в атаку НА КРАСНЫХ, под КРАСНЫМИ знаменами и пением Интернационала? И в ИХ рядах ТОЖЕ профсоюзные деятели были! И НЕ один!

    • Анонимно
      2.06.2019 18:46

      2.06.2019 10:05
      Большевики МАССОВО переименовывали улицы! (и города!) и БЕЗО всяких "топонимических комиссий"!

  • Анонимно
    2.06.2019 11:11

    Надо о будущих наименованиях,а особенно,переименованиях , сообщать в сми,в частности в БО, читаемом больше своих бумажных коллег.Тогда не будет,топ конфузов, как с Комлевым, убитом белыми в 1918 и морально добитом в наши дни,есть и другие факты необоснованных переименований,да и наимнований.Напрмер переименовали улицу,фамилиеий
    человека, предлагавшего распублика самороспуск и превращение в губернии,начав это с Татарии. Но Ленин к которому он уже бращался таким предложением, и Сталин, не поддержали его губернизаторство. Конечно убирать его фамилию поздно ,до того как выдворили,около года был главой правительтва Татарии,но топонимической комиссии, впредь, следует более тщательно подходить к этому вопросу,например,именем главы раиона ,назвали даже проспект.

  • Анонимно
    2.06.2019 11:17

    Гуру, а не при этом прокуроре сломали все старые дома и переименовали улицы? Книгу можете переиздать на свои деньги кстати

  • Анонимно
    2.06.2019 19:07

    Этот малограмтный тип, вопрошающий своего гуру, очевидно не знает,что Амиров не имел никакого отношения к сохранеению домов и тем более наименованию улиц.Это функции совершенно других структур.

  • Родовое сознание и самосознание, а также самоощущение (кем себя чувствуешь,тем и являешься) главный фактор для самоидентификации. Для татар - это ключевое (как и для других этносов) начало и стержень. Можно даже забыть язык и при этом быть татарином, евреем и т.д.
    На примере евреев и их истории это подтверждается наиболее наглядно. Они забыли (потеряли) язык. Однако благодаря историческому самосознанию сохранили себя. И восстановили язык.
    Если у татарина нет родового сознания (и самосознания) и самоощущения (чувствования) себя татарином, то нет и татарина. Язык не абсолютен. Без названных двух основных факторов он сам по себе не делает человека татарином. Кстати, и религиозность тоже.

  • Анонимно
    3.06.2019 03:31

    Господин Галеев,стебанул,в данном случае, не в тему.Смысл его глубокомысленно коммента : В огороде бузина,а в Киеве дядька.Не надо строчить на компе,только для того,чтобы напомнть,о своем существовании в этом бренном мире. Касаемо евреев,то их госудрство и реанимция иврита в государственный язык произошли,в осовном, благодяря СССР и его лидеру Сталину, оказавшему помошь оружием и многим другим. Он видел в Израиле противовес арабским режимам ,в то время, сплошь пробританским.В Израиле помнят это и в отличие от Европы, 9 мая,у них государственй праздник .Затем в советско -израильсаих отношниях бывали разные период,но выдающаяся роль СССР в спасении евреев и создании Израиля ,никогд не подвергались сомнению.Написано это, как вежливое напоминание,о том,что учить матчасть надо, независимо от возраста.

  • Анонимно
    3.06.2019 10:47

    В отличие от англосаксов,да и французов,имею в виду их правящий класс,в Израиле хорошо помнят,что СССР внес несравнимо больший вклад в разгром фашизма чем западные государства.В рядах советской армии было немало евреев: военачальники ,летчики, танкисты и других труженики войны.По количеству Героев Совсоюза,они на 5 месте,после русских, украинцев ,белоруссов и татар,а танкист генерал Драгунский дважды удостоен этого звания.Несколько из них к старости переехали в Израиль к детям, были окружены вниманием и почетом и упокоились там.Татарин,живу в Казани,в числе моих старших друзей и наставников, были два брата: Михаил и Лев Юдкевичи,офицеры фронтовики,после тяжелых ранений вернувшиеся инвалидами,но нашедшие достойное место в жизни.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль