Общество 
10.06.2019

Фарид Мухаметшин – татарским блогерам: «Помните, как мы с Москвой схлестнулись?»

Спикер Госсовета рассказал, как учил татарский в 45 лет, почему не сразу согласился идти на выборы, а когда-то чуть не стал главой Тюлячей

«Шаймиев сказал, что блогеры нуждаются в нашей помощи. Если не мы, то найдутся силы, наподобие Навального, которые пожелают привлечь их на свою сторону», — рассказывает о своих беседах с соседом лидер республиканского отделения «Единой России» Фарид Мухаметшин. Познакомившись с Татар Малаем, он решил встретиться сразу с целой группой популярных в соцсетях авторов. О том, какой совет спикер Госсовета получил от них и какими байками поделился, — в репортаже «БИЗНЕС Online» из Тюлячинского района.

Историческая встреча с семеркой популярных татарских блогеров произошла в избушке на майдане Сабантуя Историческая встреча с семеркой популярных татарских блогеров произошла в избушке на майдане Сабантуя Фото: gossov.tatarstan.ru

«Я САМ НЕ ДО КОНЦА ПОНИМАЮ МИССИЮ БЛОГЕРОВ»

Лидер татарстанских единороссов Фарид Мухаметшин решил по-своему отметить официальный старт избирательной кампании по выборам в Госсовет РТ, которые состоятся 8 сентября 2019 года. Вместе с журналистами он отправился в Тюлячи на Сабантуй, а там на майдане встретился с семеркой популярных татарских блогеров. Чуть позже спикер Госсовета назовет эту беседу исторической для себя, поскольку лично до сего дня он звезд соцсетей практически не знал. Как оказалось, в апреле на «Казань Экспо» Фарида Хайрулловича познакомили с Ринатом Галиахметовым, известным в блогосфере под ником Татар Малай (115 тыс. подписчиков в «Инстаграме»). Тогда и было решено продолжить общение в более широком кругу.

Историческая встреча произошла в избушке на майдане Сабантуя. Высокого гостя посадили на самое почетное место, справа и слева от него расположились супруги Галиахметовы (жена Татар Малая Илюза также известный блогер — у нее почти 35 тыс. подписчиков в «Инстаграме»). «Я сам не до конца понимаю миссию блогеров и ту роль, которую они играют в обществе, поэтому решил с вами встретиться», — честно признался аксакал татарстанской политики и добавил, что блогерам многие верят, так что они ответственны за то, куда могут двинуть общество.

Галиахметов поспешил успокоить спикера республиканского парламента: «Мы стараемся показывать только позитивные вещи». «Вот за это я вам и благодарен», — отметил лидер татарстанского «ЕдРа».

Высокого гостя посадили на самом почетном месте, справа и слева от него расположилишь Татар Малай и его жена Илюза Высокого гостя посадили на самое почетное место, справа и слева от него расположились Татар Малай и его жена Илюза Фото: gossov.tatarstan.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА ГЛАЗАМИ ТЕХ, КТО С ИНТЕРНЕТОМ НА ТЫ

Затем Татар Малай начал представлять своих коллег, после чего стало понятно, что большинство из них довольно далеки от острополитических тем.

Одна из таких Рафиля — жительница Тюлячей (25 тыс. подписчиков в «Инстаграме»): «Я кулинарный блогер, общаюсь больше с домохозяйками, в то же время работаю журналистом, рассказываю о красоте Тюлячей, процветании нашего района, общаюсь с простым народом, считаю, что работа блогера как раз и заключается в этом». А вот «Инстататарки» (так называют себя две девушки из Азнакаево — Резеда и Альбина) снимают короткие видео юмористического характера и заработали себе 50 тыс. подписчиков.

Рассказал о себе и один из самых известных татарских блогеров Кызык-Мызык, в миру известный как Ильназ Габидуллин: «Я сам из Кукморского района, село Вахитово, во „ВКонтакте“ у меня 200 тысяч, в „Инстаграме“ 168 тысяч подписчиков, контент полностью татарский. Во время скачек услышал, что Сабантуй объединяет татар, и поймал себя на мысли: а что еще может это делать? Сейчас разрабатывается Стратегия развития татарского народа, но почему-то там интернету не уделено внимание. Необходимо его включить, ведь за ним — будущее». Идея Мухаметшину понравилась, он отметил, что сами блогеры проводят большую работу по объединению нации, а мысли Кызык-Мызыка относительно стратегии татар спикер Госсовета РТ обещал передать председателю нацсовета «Милли шура» Василю Шайхразиеву и даже президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

Конечно, не могли обойти и тему татарского языка. Фарид Хайруллович высказал свои опасения: «Помните, как мы с Москвой по поводу преподавания татарского языка схлестнулись? До сих пор не можем получить ответ, нет ФГОСов. В прошлом году 1 сентября начали без федеральных государственных образовательных стандартов — такого в жизни никогда не было. Предлагают преподавать язык факультативно. Ну как это, почему я язык своих родителей должен так изучать, прячась? Таких вопросов очень много. Мы и сами допустили ошибки, преподавая по единым программам и татарам, и русским. Надо было учить нетатар разговорной речи, а не грамматике».

Рассказал спикер парламента и о своем опыте изучения родного языка, которым он еще каких-то три десятка лет назад не владел вовсе. «До 45 лет я вообще не разговаривал по-татарски, так как родился в русском селе, куда направили моего отца, мы там были единственные татары. До 4-го класса отец брил мою голову наголо, меня называли Татарин, — отметил Мухаметшин. — Но пришло время, когда я понял, что должен знать свой язык. К этому подтолкнули Фаузия Байрамова, Марат Мулюков. Они требовали, чтобы заседания Госсовета шли на татарском языке… Я начал читать произведения татарских авторов, причем стоя напротив зеркала, некоторые слова не понимал, поэтому, придя на работу, спрашивал у Разиля Валеева, Роберта Миннуллина, что означают данные фразы».

Большинство из блогеров оказались довольно далеки от остро политических тем Большинство блогеров оказались довольно далеки от острополитических тем Фото: gossov.tatarstan.ru

МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ

Что касается интереса к блогосфере, то обратить на нее внимание Мухаметшина заставил не кто иной, как Минтимер Шаймиев. И вот при каких обстоятельствах. «Мы с Минтимером Шариповичем живем по соседству. Он выходит на улицу с палочкой, стучится ею, я выхожу, — сообщил глава татарстанского парламента. — Обсуждаем многие проблемы, там я ему и рассказал о том, что познакомился с Ринатом, у которого много подписчиков. Шаймиев отметил, что блогеры нуждаются в нашей помощи. Если не мы, то найдутся силы, наподобие Навального, которые пожелают привлечь их на свою сторону. А ведь нам нужно спокойствие. На Украине новый президент набрал на выборах более 70 процентов голосов избирателей, а парламент не дает ему работать. Люди не думают о будущем».

Татар Малай в свою очередь посоветовал высокому гостю быть более открытым в сети, размещать на интернет-страницах больше информации о себе, семье. Идея не совсем понравилась спикеру Госсовета, но он вновь был предельно откровенен: «У татар ведь воспитание такое, нельзя много себя хвалить. Нас учили скромности, а так всех, наверное, интересует: что это 72-летний Мухаметшин опять идет на выборы, чего ему не хватает? Да и жена, с которой мы прожили вместе 50 лет, говорит о том же, подумайте сами — полвека прожить с одной женщиной (смеется)! Детей вырастили, сейчас воспитываем пятерых внуков». Фарид Хайруллович признался, что говорил себе: «Все, хватит, уходи. Но президент, другие коллеги говорят, мол, без тебя никак, народ тебе верит, давай уж, проведи выборы. Ну а потом, если совсем никак, вернемся к вопросу еще раз».

Опять коснувшись основной темы разговора, глава татарстанского парламента заметил, что и блогером быть нелегко, нужно многое знать и уметь. Но Кызык-Мызык поспешил опровергнуть последний тезис примером со своим соседом: «В соседней деревне есть такой тракторист, его зовут Василий, так он постоянно записывает видеоблоги. Например, утром: „Я пришел к своему трактору“, „Я еду по полю“, „Я смотрю в кабине интернет“. У него, между прочим, 20 тысяч подписчиков, люди смотрят. Представьте: это простой человек, а если будет тот, кого все знают, сколько наберет он поклонников!»

Блогеры посоветовали высокому гостю быть более открытым в сети и размещать на своих интернет-страницах больше информации о себе, о семье Блогеры посоветовали высокому гостю быть более открытым в сети и размещать на интернет-страницах больше информации о себе, семье Фото: gossov.tatarstan.ru

УСПЕШНЫЙ ПРИМЕР «СЕПАРАТИЗМА» РАЙОННОГО МАСШТАБА

Мухаметшин уже собрался попрощаться с блогерами, но тут спросил их: интересна ли им история возникновения Тюлячинского района, который в 2021 году отметит 30-летие своего образования? Оказывается, казанский гость приложил руку к его созданию, хотя для этого пришлось вступать в споры с самим Шаймиевым.

«В 1991 году ко мне обратились местные жители: дескать, не хотят жить в Сабинском районе, а мечтают, чтобы был создан свой — Тюлячинский. Минтимер Шарипович тогда уехал в Америку вместе с Рафаэлем Хакимовым. Сабиров был премьер-министром, от него пришло письмо, где говорится, что рассмотрели просьбу Тюлячинского актива, возражений нет. Я поставил на голосование, и единогласно приняли решение», — начал свое повествование председатель Госсовета. Любопытно, что Шаймиев, приехав из Америки, удивился этому, пожурил законодателей, которых нельзя было даже на неделю оставить. 

А потом начались долгие поиски главы новообразованного района. «Тогда был руководитель администрации президента ныне покойный Халяф Низамов, мы с ним уговорили председателя одного из 19 хозяйств, чтобы собрать актив и его назначить главой района. Сперва он согласился, но утром пошел в отказ: „Нет, не поеду“. Шаймиев — мне: „Я же говорил, что не получится, давай тебя поставлю туда“, — продолжал Фарид Хайруллович. — Через полдня звонит, сообщает, что нашел кандидата — Рим Зарипов из Кукмора, Герой Соцтруда, вот он сможет. Поговорили с ним, а в Тюлячах было единственное каменное здание ДОСААФ. Там оставили, через два-три дня он слег в больницу и отказался возглавить район. Я уже и жену предупредил: „Луиза, будь готова, возможно, сюда переедем“. Она была недовольна».

Но «ссылки» в Тюлячи нынешний лидер татарстанской «Единой России» все-таки смог избежать: «Мы вместе с моим замом нашли подходящего человека — Рустам Галиуллович (Рустам Калимуллин — ныне глава Высокогорского района РТ — прим. ред.) из Сабинского райпотребсоюза. Он тоже отказывался, дескать, и так хорошо живет, но мы все-таки настояли». Так у Тюлячей началась своя история, сейчас это передовой район, уверен политический аксакал. Все его показатели что надо. Вот на такой ноте закончилась встреча Фарида Хайрулловича с блогерами, мероприятие завершилось коллективным фото.

После чего Мухаметшин рассказал о своих впечатлениях от встречи журналистам: «Я с удовольствием встретился с большой группой татарских блогеров. Состоялась очень интересная дискуссия, я бы сказал, это была и полезная встреча. Я ответил на их волнующие и интересующие вопросы, но, самое главное, много поучительного открыл и для себя. Считаю, что отныне с блогерами (и не только татароязычными, но и со всеми людьми, которые сидят в социальных сетях и в какой-то мере формируют настроение общества) властям надо будет серьезно заниматься». Своих же собеседников в Тюлячах он охарактеризовал так: «Подготовленные, очень небезразличные молодые люди, которых беспокоит и судьба татарского языка, и вопросы татарской культуры, и история, и будущее нации». Спикер Госсовета Татарстана будет думать над новыми формами сотрудничества с представителями блогосферы.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (137) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.06.2019 08:17

Они живут своими воспоминаниями, а значит с ними у нас нет будущего.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:06

    Не с Москвой схлестнулись, а с шовинистами в Москве

  • Анонимно
    10.06.2019 08:17

    Они живут своими воспоминаниями, а значит с ними у нас нет будущего.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:23

    Татарский интернет это вещь

    только там много сообществ и людей объединены

    КОТОРЫЕ в будущем перерасти в виртуальное общество прото-государство настоящих татар

    • Анонимно
      10.06.2019 08:55

      Сколько глупостей в одном комментарии. Не существует татарского интернета, интернет как раз и интересен тем, что стирает все географические, национальные и прочие границы, а вы снова из пытаетесь создавать теперь в виртуальном мире, это глупо. Никакого прото-государства не будет, потому что все эти группы не объединяет ничего государственного, одна рецепты публикует, другой свой трактор, третий музыку пишет, четвёртый ещё что-то. Зачем им всем какие-то протогосударственные рамки? А уж про настоящих татар, это вы загнули. Наверное лично вы установите критерии «настоящих» татар и будете проводить строгий отбор примерно как один деспот проверял на соответствие арийской нации? Вы отравлены национализмом, желаю вам излечения

      • Анонимно
        10.06.2019 10:12

        Интернет на татарском языке будет Алла бирсэ

        • Анонимно
          10.06.2019 11:34

          В нашем общем интернете есть сайты на татарском языке. А татарского интернета нет. Как и русского. Не повторяйте бреда наших властей.

        • Анонимно
          10.06.2019 23:26

          Не боги горшки обжигают!

        • Анонимно
          10.06.2019 23:26

          Хотя бы клавиатуру на Татарском сделайте сначала.

      • Анонимно
        10.06.2019 12:41

        8.55. Не усугубляйте.
        Татарский интернет - это просто татароязычный интернет.

      • Анонимно
        11.06.2019 04:25

        Чему вы удивляетесь? У них весь мир имеет татарские корни, а уж все чемпионы и герои советского союза, на 146% татары.

      • Анонимно
        12.06.2019 09:43

        Кому-кому, а Мухаметшину следовало бы знать, что татарский язык никто и никогда не предлагал изучать "прячась". .Этот предмет в школах с начала 90-х был и остается обязательным, изучается, правда, не как раньше, до 2017 г.- ежедневно, а от двух до трех часов в неделю, если школа не национальная. Для детей-татар практически ничего не изменилось. Разница только в том, что сейчас никто не имеет право заставить русскоязычного ребенка изучать неродной ему татарский язык. Зато не нужно для них разрабатывать особые методики преподавания татарского как иностранного, тем более, что в республике этого не умеют. Ведь за 25 лет обязаловки , как признает Мухаметшин, татарский преподавали неправильно: русских детей, как и татар - всех заставляли долбить татарскую грамматику по учебникам для нац. школ . Ладно, хоть эти ошибки честно признал, только вот привирать не следует, особенно в мелочах - кто же поверит единожды (а может, и не единожды) солгавшему?

    • Анонимно
      10.06.2019 12:36

      8.23. Примитивизм блогеров не может создать прото-государство татар.

    • Анонимно
      10.06.2019 12:36

      Отсутствие полититчески мыслящих среди блогеров - полезно для власти.

    • Анонимно
      10.06.2019 12:39

      Аполитичная толпа блогеров объединяет тысячи аполитичных подписчиков.
      Как будем развивать федерализм?

      • Анонимно
        10.06.2019 13:29

        Идёт усреднённое обыдление народа.

      • Анонимно
        10.06.2019 13:48

        Централизацию уже пора развивать. Хватит, уже прошли времена, когда здесь пытались развалить государство.

        • Анонимно
          10.06.2019 15:32

          СССР успешно развалины в Москве

        • Анонимно
          11.06.2019 13:14

          13:48
          "Централизацию уже пора развивать. Хватит, уже прошли времена, когда здесь пытались развалить государство."

          В Москве плюс тридцать градусов жары ,а на Ямале выпал снег.
          Но все должны себя вести как в Москве и ходить в шортах.
          Очень логично.

          • Анонимно
            11.06.2019 14:09

            13:14 Да уж, логика у Вас.
            В Казани дождь идет, в Челнах нет.
            Всем под зонтики?

      • Анонимно
        10.06.2019 18:36

        Феодализм мы развиваем, а не федерализм, может в этом проблема?

        • Анонимно
          10.06.2019 19:17

          Феодализм - это у нас. А нам нужно идти в цивилизацию.

    • Анонимно
      10.06.2019 16:16

      лет тридцать назад все смеялись над выражением глобус татарии. теперь появился татарский интернет.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:23

    Татарские блохеры? Мир сошел с ума....

    • Анонимно
      10.06.2019 08:58

      Если вы о них не знаете, это не означает, что их нет. Не стоит выпячивать свое невежество

    • Анонимно
      10.06.2019 09:45

      это не блогеры,просто ловят некий прикол

    • Анонимно
      10.06.2019 10:30

      есть такая профессия - посты писать

  • Анонимно
    10.06.2019 08:28

    Тракторист Василий и тому подобные вот кто нужен Власть Имущем, без своего мнения и исполнительные как пионэры......

    • Анонимно
      10.06.2019 13:15

      08.28

      без тракториста хлеба не было

      или вы только икру едите?

      • Анонимно
        10.06.2019 14:20

        если бы он еще с этого хлеба который вырабатывает что-то имел кроме крошек))) народу нужен образованный тракторист Василий который знает себе цену, а нынешним власть имущим нужен послушный нищий глупый раб, чтобы перед выборами его облагодетельствовать, а после выборов снова все отнять, на этом и стоим.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:40

    Не схлестнулись, а выхлестнули вас за наглое нарушение законов в сфере образования, за попытки принуждения всех подряд к изучению неродного татарского языка. И правильно сделали.

    • Анонимно
      10.06.2019 10:26

      Мне смешно, когда о школе пишут "принуждение". Да вся школа это принуждение. Рисование добровольно что ли?

      • Анонимно
        10.06.2019 11:14

        Тебе смешно? А мне было не смешно бегать по знакомым за помощью в подготовке домашних заданий по татарскому языку. Но теперь все в прошлом, зла не держу, главное, что справедливость и законность в этом вопросе вернулись.

        • Анонимно
          10.06.2019 11:41

          А учить не пробовали?

        • Анонимно
          10.06.2019 11:41

          С английским теперь к каким соседям бегаете?

          • Анонимно
            10.06.2019 12:29

            Ни к каким. Ребёнок учит в школе, я сам помогаю с уроками если нужно, и ещё на курсы дополнительные ребёнок ходит. Английский язык нужно знать, важный навык. А татарский... ну пусть учат те, кому это интересно и нужно

            • Анонимно
              10.06.2019 13:14

              Вероятность того что ваш ребенок встретится с американцем в 1000 раз меньше чем он встретится с татарином)
              Не те приоритеты выбираете)

              • Анонимно
                10.06.2019 13:45

                Не рассказывай тут про приоритеты. Для встречи с татарином , чеченцем, евреем, армянином, достаточно знать русский язык- Государственный язык России.

              • Анонимно
                10.06.2019 13:50

                Английский язык - не только для тог, чтобы разговаривать с "американцем".

                Любой специалист высокого уровня любой сферы науки и техники - неизбежно нуждается в знании английского языка, да и заграницу сейчас все ездят.

            • Анонимно
              10.06.2019 13:32

              Знающие татарский язык - более успешны по всей РФ. Доказано жизнью.

              • Анонимно
                12.06.2019 09:46

                Успешность в РТ , прежде всего, определяет нужный клан и подходящая фамилия. Тогда даже диплом и квалификация не потребуется. Пример - сельхозники в Минобре РТ

            • Анонимно
              10.06.2019 13:33

              Татарстанцам судьба дарит татарский язык - один из развитых тюркских языков.
              Никогда не помешает, а польза будет всегда.

            • Анонимно
              10.06.2019 23:29

              Кому и английский нафик ненужен!

          • Анонимно
            10.06.2019 13:31

            В РФ выросла куча безработных с англ. языком.

            • Анонимно
              10.06.2019 13:59

              С татарским языком гораздо больше безработных, чем у людей с хорошим знанием английского языка.

        • Анонимно
          10.06.2019 11:48

          Вот справедливость и законность
          В целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе - по смыслу статьи 68 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.

          Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (статья 26, часть 2) и право на образование (статья 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (пункт 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации"), право на получение основного общего образования на родном языке (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании"), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию - содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании")



          Конституция Российской Федерации - с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации - признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3), что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

          Конституция Российской Федерации, закрепляет основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (статья 4, часть 1; статья 5, часть 3), статус республик в составе Российской Федерации (статья 66, часть 1), а также регламентирует статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (статья 19, часть 2), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), о запрещении пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2).

          А все остальное беззаконии и произвол

          • Анонимно
            10.06.2019 13:37

            Татарский язык в качестве республиканского (государствнного) ещё вводили большевики 100 лет назад. Это мотивировалось - удобством для татарского населения, а не для того, чтобы русских принуждать учить татарский язык, как у нас со временем стали это местные националисты понимать.

            Татарский "государственный" язык - это для удобства татар, а не для принуждения русских.

            • Анонимно
              10.06.2019 15:36

              А что конституцию РФ минусуете?

              • Анонимно
                10.06.2019 17:24

                И в конституции РФ говорится именно об этом, а не о том, что вы себе нам надумали.

                Татарский язык - для удобства татарского населения, а НЕ для принуждения, вытеснения и дискриминации русских в этом регионе России.

                Если сомневаетесь -то обратитесь в прокуратуру - вам там разъяснят.

                • Анонимно
                  10.06.2019 22:46

                  Про удобства в Конституции ничего не написано))) а что татарский государственный и обязателен К обучению написано

                  Не нравится?
                  В Конституционный суд
                  Хапугин уже ходил

                  • Анонимно
                    12.06.2019 09:47

                    22.46 В Конституции РФ определено право. а не обязанность. Так что бросьте свои аульные выдумки

      • Анонимно
        10.06.2019 13:29

        Спасибо блогерам - борцам за сохранение татарского языка.

    • Анонимно
      10.06.2019 12:44

      Урысны татарча өйрәтәм дип татар үзе татар телсез калды.

      • Анонимно
        10.06.2019 16:28

        12.44 Ваш коммент очень объективны. Действительно, излишнее давление привнесло отрицательный результат.

    • Анонимно
      10.06.2019 12:46

      Заманча татар милли мәгариф системасын булдырырга кирәк.
      Мөстәкыйльлек хатасын төзәтү юлы шул гына.

    • Анонимно
      11.06.2019 09:58

      Они помнят как схлестнулись, а я помню басню Крылова "Сло и Моська". Мухаметшин странный политик: он всегда все критикует, но в итоге со всем соглашается.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:43

    молодцы ребята и статья хорошая.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:44

    Мне даже интересно что за десятки тысяч подписчиков, которым не жалко времени своей единственной жизни на то, чтобы смотреть и читать про то, как какой-то парень-тракторист пришёл с утра к своему трактору или девочка решила, что она кулинар и записывает процесс своей стряпни. Что это за толпы бестолковых бездельников, которые не могут придумать как себя занять и развлечь?!

    • Анонимно
      10.06.2019 09:08

      Так весь интернет такой. )))
      Как водитель едет по дороге.
      Как тракторист заводит трактор.
      Как парикмахер делает причёску собачке.
      Как пьяная баба пляшет на свадьбе.
      А вы что то полезное хотите там найти?

  • Анонимно
    10.06.2019 08:48

    Нам татарам тоже нужен свой Навальный. Чтоб оборзевших баев держать в узде.

    • Анонимно
      10.06.2019 09:47

      Есть у нас,Руслан Айсин,оппозиционер,либерал,но он не радикален,больше любит мыслить и строить стратегические планы на будущее.

      • Анонимно
        10.06.2019 10:53

        Айсин больше лидер национал-демократического сопротивления,хотя близок и к либеральной идее.Зря он не создаёт свою партию,идеологически направленную за права и свободы татар.

    • Анонимно
      10.06.2019 09:51

      Так этого и боятся. Им по 72, спокойствия хочется на старости. И жена ругает, что их так пугает?

  • Анонимно
    10.06.2019 08:49

    Как пить дать, из Москвы пришла указивка блогеров построить в ряды и командовать ими. Очень прикольно прозвучали слова опытнейшего политика, якобы не совсем понимающего роль блогеров. Видимо и роль Интернета политикам также не совсем ясна.

  • Анонимно
    10.06.2019 08:50

    Как блогеров отбирали на встречу?

  • Анонимно
    10.06.2019 08:57

    Жаль, что в Тюлячи не назначили!

  • Анонимно
    10.06.2019 09:06

    Предлагают преподавать язык факультативно. Ну как это, почему я язык своих родителей должен так изучать, прячась?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/427497

    Не подменяйте опять понятия, уважаемый Фарид Хайруллович, не факультативно и не прячась, а каждый учит родной язык на постоянной основе..

    • Анонимно
      10.06.2019 09:54

      За ответственность почему не привлекают вот такое интересно.
      Или в Москве не видят-не слышат, или время не пришло?
      Считаю пора наказывать. Тем более когда публично врут. Тем более, когда точно известно, что человек в курсе того, что татарский не факультатив, а такой же предмет, как и все, а специально разжигает.

      • Анонимно
        10.06.2019 10:19

        Никто и никогда не смирится с запретом родного языка?
        Не надейтесь на это

        • Анонимно
          10.06.2019 11:19

          Вам лично кто запретил родной язык?

        • Анонимно
          10.06.2019 11:51

          10.09 Теперь добровольно. Самое главное и по закону. А смиришься, не смиришься, дело то твое, мало кого волнует

          • Анонимно
            10.06.2019 16:11

            Раз языки равны, оба должны быть добровольны.
            Иначе это национальное неравенство и ущемление.

            • Анонимно
              10.06.2019 16:48

              16.11 Поезд ушел, учи сам

            • Анонимно
              10.06.2019 17:26

              Не бывает на планете "равных" языков.
              Бывают лишь равные права людей на родной язык. Государство обеспечивает татарам обучение родному языку во всех школах республики.

              • Анонимно
                11.06.2019 11:57

                17.26. В многонац. стране д. быть не равные языки, но разные с определением их статуса: гос., гос. с.ф., официальн., спец. статуса, региональн., муниципальн.
                Чтобы не было вечного спора нужно внести такую ясность.

      • Анонимно
        10.06.2019 12:54

        9.54. С культом верховенства прав родителей загубят систему образования.
        С мнением среднего родителя далеко не уйдёшь.

        • Анонимно
          10.06.2019 13:55

          Соглашусь с вами, но к татарскому это не имеет никакого отношения.

      • Анонимно
        10.06.2019 12:57

        Школа продаёт образовательные услуги, родители покупают эти услуги для своих детей. Рынок всё отрегулирует.

        Получим страну быдла.

        • Анонимно
          10.06.2019 13:34

          Понимаю: вы согласны с депутатами, министрами и чиновниками, что гражданским мнением интересоваться не надо - всё равно ж быдло.
          Нет, если б школа самостоятельно выяснила познавательные интересы и способности моего ребенка и обеспечила возможности их реализации, было бы здорово, но этого нет.
          С мнением среднего депутата и чиновника мы уже очень далеко ушли в сторону днища.

      • Анонимно
        10.06.2019 13:54

        Согласен, тем более когда человек состоит на государевой службе. По идее на это хамство ( по мягче попытался сказать) надо заявление писать в прокуратуру, чтоб как минимум они дали оценку происходящему. А для этого в Татарстане должна существовать общественная организация для защиты интересов не татар. Пора создавать нам русским что то на подобие татарского конгреса. Инаще удащи не видать.

    • Анонимно
      10.06.2019 09:56

      Во первых - никак не успокоится. Во вторых не подмена а нарушение. В школу пришли прокуроры. Где и когда такое было. И опять за своё

  • Анонимно
    10.06.2019 09:08

    08.40 было бы плохо в Татарстане, думаю не жили бы. а так все едут и едут со всей РФ, квартир даже не хватаеть.никто у себя в нищем регионе дить не хочеть

    • Анонимно
      10.06.2019 11:57

      Едут и едут из районов РТ. Вы далеко с такими сами не уедете

      • Анонимно
        10.06.2019 13:32

        Районы сами растут
        Со всей России в Татарстан прутся
        Медом намазано?

        • Анонимно
          10.06.2019 14:02

          Никто из других регионов России в РТ не едет. Не выдумывайте. Сами жители республики уезжают в столицы и на "севера".

          Сбда максимум учиться едут, так как здесь разместили федеральные вузы.
          Были предложения в своё время федеральными сделать вузы в Самаре и Н.Новгороде, а здесь оставить лишь их филиалы.

          • Анонимно
            10.06.2019 21:25

            Не согласен...в набережных челнах много семей переехавших из Башкирии и Удмуртии

        • Анонимно
          10.06.2019 16:11

          Здесь больно хорошо.

          • Анонимно
            10.06.2019 17:28

            Никто сюда не едет. Здесь 40-е места по зарплатам. Зачем сюда ехать? Лучше в Москву поехать.

            • Анонимно
              10.06.2019 22:49

              Едут почему то)))
              Не в Анадырь где первое место по зарплатами а в Казань )))
              Не знаете почему?))

              • Анонимно
                10.06.2019 23:44

                Свои же и возвращаются. Куда ты их гонишь? Навечно там поселиться? Если в Москве то с радостью

              • Анонимно
                11.06.2019 07:45

                Не едет сюда никто. Это просто один из местечковых мифов, который никак не подтверждается на практике.
                Все приезжие в Казани - из деревень РТ.

                • Анонимно
                  12.06.2019 03:18

                  07:45
                  "Не едет сюда никто. Это просто один из местечковых мифов, который никак не подтверждается на практике.
                  Все приезжие в Казани - из деревень РТ"

                  Ну, конечно , конечно, у вас все приезжие из деревень РТ, только вот зачем у них на машинах(парковки у жилых домов в Казани) марийские, чувашские и башкирские номера и зачем они между собой говорят на русском не с татарским акцентом, а с характерным кировским акцентом.
                  Может для конспирации?

  • Анонимно
    10.06.2019 09:15

    Помним, как вы схлестнулись с Москвой. После этого завод двигателей сгорел. А после того, как завод двигателей сгорел, пыл о независимости Татарстана спал, и пошли кланятся в Москву, просить деньги на восстановление завода. Кто пострадал? Конечно, камазовцы. Им перестали платить зарплаты и началось массовое сокращение и невиданная безработица.

    • Анонимно
      10.06.2019 09:33

      В 90-е массово сокращали по всей стране и Татарстан мягче всех прошел этот период беспредела и нищеты в стране.

      • Анонимно
        10.06.2019 11:32

        Мои родители родились и выросли в Татарстане. И в 90-е остались без работы оба, потому что работали на одном промышленном предприятии. До сих пор, как вспомню, так вздоргну. Кроме торговли в то время денег не было нигде. Как и по всей стране. Где же мягче?

        • Анонимно
          10.06.2019 12:26

          Количество предприятий на которых шло сокращение и численность сокращенных в Татарстане была в разы меньше, чем в других регионах.
          То что вы вспомнили и вздрогнули - вы правы на все 100%, а то некоторые анонимы утверждают что якобы сейчас люди живут хуже чем в 90-е.
          Именно с содроганием у ужасом вспоминают люди те страшные 90-е годы.

          Разумеется для людей ставших бизнесменами и или накопивших первоначальный капитал, 90-е годы вспоминаются с удовольствием.
          Но для 80% россиян - это годы нищеты,унижений, криминала и безнадеги.

          • Анонимно
            10.06.2019 13:55

            У нас это ещё дополнялось национальным притеснением.
            Массово заменялись все руководители, все министры, все директора заводов - на татар. Начали вытеснять русских из республики и насильственным изучением татарского языка.
            Хорошо, что Россия, наконец, "пришла в себя". И время сейчас работает на русских.

            • Анонимно
              10.06.2019 18:58

              А директоров на предприятиях ставили своих из деревни или КПСС болтунов,которые ни черта не понимали в производствах,но деньги пилили с усердием.

    • Анонимно
      10.06.2019 11:15

      Дык Зил вообще накрылся медным тазом
      Как и АЗЛК
      Они с кем схлестнулись?
      С рынком может быть?

    • Анонимно
      10.06.2019 12:01

      А вы не знаете, почему после пожара на заводе двигателей, полк противоздушной обороны, дислоцировавшийся в пос. Новый, был расформирован? Что они прозевали? Что проспали? За какой проступок такая участь?

  • Анонимно
    10.06.2019 09:17

    ни одного серьезного блогера среди этих мальчишек и девчонок нет. Поэтому разговор ни очем

    • Анонимно
      10.06.2019 09:40

      Серьёзных политиков на этой встрече тоже не было, так что уровень соответствует

  • Анонимно
    10.06.2019 09:26

    Азат Д

    Он сам себя ограничивает а аудитории? Или сам понимает, что другим не интеиесен. И то наверняка прикормленные блогеры из партактива.

  • Анонимно
    10.06.2019 10:03

    А зачем нужно с Москвой схестываться? Там что? Вражьи морды рулят?

    • Анонимно
      10.06.2019 13:18

      10.03. Федеративное развитие - это борьба (схлестывание) между центром и субъектам федерации.
      Диалектика, никакой вражды.

      • Анонимно
        10.06.2019 14:09

        Это только у вас такой менталитет - вы считаете, что у вас постоянно какая-то "борьба" с Москвой" идёт, что все кругом - "враги татар", как удалось обмануть Москву и вытянуть из неё деньги, и прочее.

        В общем вы постоянно "воюете" с придуманным врагом, как Дон Кихот.

        • Анонимно
          10.06.2019 14:48

          14.09. Единство и борьба противоположностей - это диалектический закон развития человеческого общества. А не чей-то менталитет.
          Без этой борьбы в обществе начинается застой и распад, чего сейчас наблюдаем.

    • Анонимно
      10.06.2019 13:48

      там рулят люди типа Захарченко и Тесака

  • ПанАлекс
    10.06.2019 10:13

    А я вот вспоминаю, как растаптывали Конституцию Татарстана! Сначала прописали, что в случае отсутствия или ухода президента РТ его замещает глава парламента РТ (тогда еще ВС РТ), кем был Мухаметшин. Но вот решили назначить Мухаметшина Главой Правительства РТ - и тут же переписали Конституцию РТ - замещать президента РТ стал председатель правительства. Но еще через пару лет решили опять вернуть главой Госсовета - и снова Конституция РТ переписывается!!!
    Так что если ради одного Мухаметшина легко переписывали Конституцию, то смех читать про беспомощность его в вопросе узаконивания татарского языка! Это его работа и возглавляемого им Госсовета РТ! И эта работа выполнена на двойку! Вообще никак не видно даже попыток!

    • Анонимно
      10.06.2019 11:23

      Пан вспомни лучше как конституцию РФ растоптали с пенсионным возрастам

    • Анонимно
      10.06.2019 13:22

      Суверенитет загубил татарск. нац. систему образования.

    • Анонимно
      10.06.2019 13:24

      Татар телендә Ф.Х. яңалыгы: " Милли Шүрә" ("ү","ә").

  • Анонимно
    10.06.2019 10:38

    Татар малая вроде что то знакомое , а остальные кто?

  • BURE1
    10.06.2019 11:46

    Жизнь меняется и мы вместе с ней те кто не вписался растворятся в других народах .

  • Анонимно
    10.06.2019 13:13

    Не было меня в Казани 20 лет. Приезжаю, читаю, смотрю. И снова этот седой дядя. Молодежь то где?

  • Анонимно
    10.06.2019 13:41

    не знаю ни одного татарского блогера. но по-любому это те, кто накручивает за бабки подписчиков.

    Фарид Мухаметшин отличного выглядит. Похудел. Успехов ему, хороший человек.

  • Анонимно
    10.06.2019 13:49

    Молодежь, т е их дети в банках, в больницах, в мин-вах заправляют. А на остальных им барыбер...

  • Анонимно
    10.06.2019 14:57

    Изба от русской практически НЕ отличается!

  • Анонимно
    10.06.2019 16:13

    Из интервью понял, что самое-самое.
    Это с Москвой схлестнуться!
    Интересно, в Москве это почувствовали?

    • Анонимно
      10.06.2019 17:38

      Это единственное воспоминание, чем он может перед национальной молодёжью похвастаться и повспоминать. Некоторые люди так всю жизнь вспоминают удачно забитый гол в футболе в старших классах.

  • Анонимно
    10.06.2019 19:29

    Позор на всю Россию и СНГ с Рубином. А Вы тут играете в никчемную писанину.

  • Анонимно
    10.06.2019 22:17

    «Найти такое количество земель непросто»: многодетным не хватает двух «Салават Купере»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/427557

    Мухаметшин, расскажи лучше блогерам о решении этого вопроса.
    Спасибо!

  • Анонимно
    10.06.2019 23:39

    Когда тебе начальник указывает что ты должен сделать – это значит ты "схлестнулся"?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль