Общество 
4.07.2011

«Это будет американский способ существования науки в Казани»

ЗАПАДНЫЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ ЧРЕЗМЕРНОЙ НАГРУЗКУ НА РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: ОНА В ТРИ РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ ВО ФРАНЦИИ

Около 90 ученых из России и почти двух десятков стран обсудили на «круглом столе» в КФУ возможности и варианты привлечения  наших иностранных ученых-соотечественников к развитию казанской вузовской науки. Заседание проходило в заключительный день работы в Казани в рамках II конгресса соотечественников-выпускников российских вузов.

НАУЧНАЯ РОССИЯ ЗАМЫКАЕТ МИРОВУЮ ДВАДЦАТКУ

Кворум ученых и менеджеров от науки, собравшихся в минувшую пятницу в конференц-зале Казанского федерального университета, был весьма представительным. Выпускники (преимущественно из экс-КГУ, закончивших в разные годы этот старейший казанский вуз) представляли как сам КФУ, так и ученых ближнего и дальнего зарубежья. Среди стран-участниц были не только представители лидирующих в вузовской науке США, Великобритании, Франции, Германии, Израиля и т. д., но и таких, например, «кзотических для нас государств, как  Оман.

Модератор-ведущий «круглого стола» проректор КФУ по научной части Данис Нургалиев, открывая дискуссию, вынужден был констатировать, что положение российской фундаментальной науки пока оставляет желать лучшего, хотя кризисные годы для нее миновали. Но по такому показателю, как количество опубликованных научных работ, Россия находится на 20-м месте в мире, пропустив вперед, например, Польшу и Грецию. А лидером в динамике развития этого показателя является Иран, где ежегодный уровень количественного прироста научных публикаций составляет чуть ли не 29% (сравним: российский коэффициент прироста – 1,3%). КФУ занимает в стране шестое место с 5,5 тысячами работ, а лидирует МГУ – 8 тыс. опубликованных работ. Так что опыт и помощь зарубежных коллег может оказаться вполне востребованными. Другое дело: а нужно ли гнаться за этим показателем?

В ТАКИХ ОБЪЕМАХ НАУКА ВРЕДНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Тема заседания – «От фундаментальной науки к инновациям: отечественный и зарубежный опыт» - воспринималась учеными если не болезненно, то как-то по-особенному актуально. Действительно, как найти оптимальный вариант «добрососедских» отношений академической науки и образования?

Юрий Буньков - представитель института Нееля (Гренобль, Франция), привел любопытные цифры:

– В Португалии преподавательская нагрузка составляет около 100 часов в год, во Франции – 192 часа, в России – 600 – 700 часов.

Надо как-то определиться: университет – это учебное или научное учреждение? Или все же возможно сочетать эти два начала? Но однозначно, что наша нагрузка, как и было сказано на заседании, просто вредна для профессорско-преподавательского здоровья. Различаются две яркие противоположные концепции решения этого извечного вопроса – американская и европейская (прежде всего – немецкая).

В Германии, Франции, Великобритании роль государственной поддержки в виде фондов, грантов весьма существенна. В частности, в Шотландии, о чем рассказала менеджер по созданию малых инвестиционных предприятий Ольга Козлова из университета Herriot-Watt.

АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАЦДАРМ НА ФИЗФАКЕ

Маргарита Миронова - профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк, США), представила наиболее конкретный и объемный доклад об опыте своего, восьмого в мировой табели о рангах, университета:

– Студент у нас приступает к научно-практической работе с первых дней пребывания в вузе. Он считает деньги, потому что платит сам за свою учебу – от 35 до 50 тысяч долларов в год. Студент-американец выдвигает идею, ходит в лабораторию, придумывает и своими руками создает приборы и оборудование, ставит эксперимент и оформляет публикацию, а то и патент или лицензию. Он нацелен, прежде всего, на конкретный результат и, в конечном счете, на заработок. Так из студенческих работ в знаменитой Кремниевой долине появились проекты Google, Yahoo, Facebook. А руководителями-профессорами на кафедрах и в лабораториях часто бывают «чистокровные» практики из компаний. Единственный показатель эффективности того или иного американского профессора – сколько денег он принес через контракты. Занятие фундаментальной наукой – это уже вроде как «общественная нагрузка», или хобби – кому как больше нравится. Ни государство, ни университетский бюджет особых денег на это не выделяют.

И при этой, вроде бы, откровенной погоне за долларом, США лидируют по количеству нобелевских лауреатов (только в университете Беркли их 97), а восемь ведущих университетов мира по совокупности показателей, в том числе и научных – американские.

Миронова в своем небольшом комментарии итогов «круглого стола» не побоялась откровенно заявить для «БИЗНЕС Online»:

– А мы постараемся научить российскую науку зарабатывать деньги. Есть задумка начать с физфака КФУ, где можно создать локальную стартовую площадку наподобие американской. Это будет, так сказать, точкой роста американского способа существования науки на казанской земле.

– А почему бы и нет? – сказал в интервью «БИЗНЕС Online»  Нургалиев. – Надо попробовать все. Тем более что с повышением статуса КФУ такая возможность – привлечения иностранных специалистов к преподаванию у нас, и стажировки наших у них – даже вписана в образовательную и научную программы вуза.

Основной итог встречи Нургалиев словесно оформил так:

– «Наши иностранцы» убедились, что не только они там, у себя за границей, обеспокоены состоянием нашей науки. Что и мы тут что-то стараемся делать, и что-то получается.

Михаил Бирин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    хм, многие наши преподаватели, имея нагрузку в 800-900 часов в год, умудряются еще на 2-3 работах работать - а куда деваться, семью на 8 тыс в месяц не прокормишь

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять ...». Вот Гоголь и предсказал все наше бытие. Неужели кто-то всерьез рассуждает, что сможет привить американскую науку на нашей земле. Или не понимают, что американская наука – это одна из граней американского образа жизни. И еще, когда приезжает кто-то к нам чему-то научить, надо иметь в виду, что они приехали зарабатывать деньги. Они будут нас учить за наши деньги, но ничему не научат. Здесь каждый народ проходит свой путь, и должен выработать свое видение проблемы. А пока есть только одно видение – как пристроить те деньги, которые неожиданно свалились на головы администраторов от науки. А здесь все способы хороши, можно и совместный проект организовать, будут кататься по зарубежным университетам, изучать чужой опыт. Вот тут было высказывание одной из представительниц – Мироновой. Хотя бы представили нормально. На Западе все преподаватели вузов профессора, этим никого не удивишь. Там нет такой градации по званиям как у нас. Было бы интересно, какую область науки представляет, или, как обычно, гуманитарий, которая за науки там не принимают. Там все, что не относится к естественнонаучным исследованиям, есть область искусства. И по поводу финансирования и приоритетов фундаментальных и прикладных направлений исследований тоже не точно. Объем финансирования просто несопоставим с нашими, и на этом фоне, кажется, что фундаментальные исследования американцы недофинансируют. Но это не так. Гранты в основном получают те, у кого есть имя в науке, а без исследований в фундаментальных областях имя там не сделаешь. На присадках к бензину научное имя там не сделаешь, или всю жизнь занимаясь изучением того, что происходит с веществом при воздействии на него пучка лазера тоже. Или делаешь открытие на фундаментальном уровне, а затем начинаешь искать, куда его приложить, тогда получаешь много денег. А просто прикладная тема там тоже никого не интересует, все давно уже запатентовано, новое можно сделать только на фундаментальном уровне. И деньги там тоже на фундаментальную науку не жалеют. Иначе просто не возможно. Просто на уровне хобби отдельных ученых американскую науку не построишь. Только количество денег на этом этапе требуется, естественно меньше. Это бы надо знать – профессору ил Колумбийского университета.

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    С совковым менталитетом нашего начальства, которое делу предпочитает говорильню - ничего не получится. Это все туфта. Разводка на бабло.

  • Анонимно
    5.07.2011 00:00

    Можно вечно стенать о том, что совки,разворуют, нгачальство дерьмо и т.д. Что касается совков, то советская наука была самой продвинутой в своё время, это факт который признал весь западный мир сквозь зубы. Думаю этот тезис для незашоренного и умеющего хоть как-то анализировать ситуацию не взирая на очередную политическую моду и шелуху очевиден. Что касаемо нашего начальства и его тупого усреднения , надо понимать, что люди везде разные что в грузчика что в профессорах . Есть те кто до изнеможения пашет и желает, что-то сделать добросовестно а есть кому день прошёл и ладно, это тоже в общем банальность, которую почему-то в угоду моде забывают. Так вот спасибо тем, кто всё это организовал, приезд и общение нашей 5-ой колонны со своими. Там тоже наши за границей разные люди и это тоже понятно, но... начинаются какие то позитивные изменения, которые не хотелось бы сглазить. Появляется финанирование по привлечению ингостранных специалистов у КФУ и правильно, что ставку делают на наших быших соотечественнников. Что касается нагрузки на преподавателей , то тут тоже не надо шашкой махать. Возможно у кого есть реальные результаты по науке есть смысл разгрузить и добавить стимул для более интенсивного занятия этого профи именно наукой, а у того, у которого нет таких результатов по прошествии определенного времени и похоже не ожидается и в дальнейшем, вероятно стоит полностью переключиться на преподавание.

  • Анонимно
    5.07.2011 00:00

    Качественное образования от препода-гонщика ждать бесполезно. Есть собрание коллектива, на котором рассматриваются все предложения. Необходима инициативная группа, готовая рассмотреть и разработать мероприятия по изменению ситуации. Под лежачий камень вода не течёт. А ещё необходимо требовать отмены закона о непрозрачности доходов сотрудников госучереждений.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen