Общество 

«Трамваи толерантные и традиционные: общественный транспорт по-австрийски»

Наблюдения о европейском образе жизни привез с собой из путешествия блогер «БИЗНЕС Online» Николай Атласов — на этот раз он рассказывает об организации сетей общественного транспорта в Вене. В этом городе курсируют трамваи разных эпох, а их маршрутная сеть, часто проходящая под землей, входит в пятерку крупнейших в мире. Метро круглосуточное, и никто в нем не попросит вас показать билетик — таковы признаки обеспеченного населения.

Одна из станций венского метро

У БОГАТЫХ АВСТРИЙЦЕВ ОБЩЕСТВЕННЫМ КОНТРОЛЕРОМ ВЫСТУПАЕТ СОВЕСТЬ

У Вены множество достоинств, и одним из очевидных является система организации общественного транспорта. Как и во многих крупных городах Европы, общественный транспорт австрийской столицы представляет собой интегрированную систему, включающую метрополитен (U-bahn), пригородную электричку (S-bahn), трамвайную и автобусную сети. Если пригородная электричка находится в управлении компании «Австрийские железные дороги», то остальные транспортные сети управляются муниципальной компанией Wiener Linien, входящей в холдинг Wiener Stadtwerke.

В целом транспортная система Вены развивается по тем же принципам, что и аналогичные сети других крупных городов Европы. При этом она считается одной из самых мощных в мире, хотя сама австрийская столица по мировым меркам – весьма скромный мегаполис, менее 2 млн жителей. Ежегодный объем перевозок общественным транспортом Wiener Linien превышает 900 млн человек, из которых 510 млн приходится на метро. По этому показателю венское метро в границах Евросоюза занимает пятое место.

Современные венские трамваи увешаны радужными флагами

Любой мегаполис, да и просто крупный город притягивает к себе население близлежащих населенных пунктов, формируя мощный пассажиропоток в обоих направлениях. Таким образом, городские транспортные системы выходят далеко за пределы своих административных границ. Поскольку Вена имеет статус субъекта австрийской федерации, столичные власти координируют транспортную политику с близлежащими федеральными землями – Нижней Австрией и Бургенландом. Так в 1974 году возникла Транспортная ассоциация Восточного региона, призванная объединять и согласовывать график движения всех линий общественного транспорта — железнодорожных, автобусных, трамвайных и других — во всем регионе, а также поддерживать единую тарифную политику.

Как и во многих других мегаполисах мира, хребтом транспортной системы Вены является метро. Тем не менее первенство подземки по объему пассажиропотока проявилось лишь в последние полтора десятка лет, вместе с охватом основных районов города. В настоящее время венский U-bahn имеет пять линий. Прежде главным транспортом в городе был трамвай: его сеть из почти 30 линий входит в пятерку крупнейших по всему миру после Мельбурна, Берлина, Санкт-Петербурга и Москвы.

Эта станция метро в Городском парке в прошлом была станцией городской железной дороги

У венского метро немало особенностей. Характерная деталь – отсутствие контролеров, как, впрочем, и в трамваях. Для жителей Вены, как и для граждан СССР когда-то, главным контролером остается совесть пассажира. В одном из самых заметных комментариев к моей предыдущей публикации приводятся выдержки из статьи в «Российской газете» от 2013 года, посвященной общественному транспорту Вены. В этих цитатах я обнаружил подтверждение некоторым выводам, сделанным мною в австрийской столице. Наблюдая за пассажирами в венском метро, я предположил, что контроль оплаты здесь попросту нецелесообразен экономически, с учетом материального достатка и культурного уровня австрийцев. В общей массе пассажиров «зайцев» не так много — они не оказывают существенного влияния на доходы транспортников. Это особенно бросается в глаза, если сравнить венское метро с будапештским.

Это не станция метро, а подземная трамвайная остановка

В столице Венгрии на входе в метро тоже нет турникетов, но билеты проверяют сотрудники. Будапештское метро скромнее венского, и на первый взгляд кажется, что дешевле было бы установить на всех станциях турникеты, а затраты на низкоквалифицированный персонал сократить. Однако, поразмыслив, я заподозрил венгров в иной логике. Страна у них значительно беднее Австрии, следовательно, желающих сэкономить на проезде гораздо больше, да и культурный уровень в Венгрии пониже — на совесть рассчитывать не приходится. Но главный смысл найма контролеров, думаю, заключается в обеспечении людей работой — это просто социальные обязательства, перед которыми отступают вопросы экономической эффективности.

Зеленая линия U4 проложена по бывшей железнодорожной магистрали, пролегающей вдоль улицы Венцайле

ДЕСЯТКИ ПРОЕЗДНЫХ ТАРИФОВ — ЧТОБЫ ВЫБОР БЫЛ

Еще одна особенность венского метро заключается в том, что под его нужны адаптируют бывшие железнодорожные и трамвайные линии. Например, зеленая линия U4, ведущая к бывшей загородной резиденции Габсбургов – дворцу Шенбрунн – проложена по бывшей железнодорожной магистрали вдоль улицы Венцайле. Большей частью эта линия проходит под открытым небом, но ниже уровня дороги, благодаря чему снижается шумовой фон. Многие подземные линии метро проложены по бывшим трамвайным путям, потому что в Вене трамвай превратился в подземку гораздо раньше метрополитена. В некоторых местах трамвайные линии проходят под землей до сих пор. Кроме того, на многих маршрутах остановки в одном и том же месте построены на разных уровнях: у одних маршрутов они на поверхности, у других – под землей. Так обстоят дела, к примеру, на главном вокзале или на транспортном узле Schottentor. Именно в Вене два городских рельсовых транспорта достигли максимальной интеграции между собой как с точки зрения распределения пассажиропотока, так и внешне: на ряде трамвайных маршрутов ходят довольно длинные составы из нескольких вагонов.

Пересечение двух трамвайных линий под землей

Очень удобна в Вене ценовая политика. Существует несколько десятков вариантов билетов с различными условиями и тарифами. Часть из них предусмотрена только для иностранных туристов. Важный принцип – предоставить потребителю возможность широкого выбора. Да, для среднестатистического россиянина цены на проезд все равно высоки, но ведь это благополучная Австрия. И еще один момент: продажа билетов на общественный транспорт в Вене осуществляется преимущественно через терминалы. Новейшие модели этих аппаратов могут предоставить услугу примерно на двух десятках языков, в том числе и на русском. Однако на крупных пересадочных узлах действуют информационные офисы с продажей билетов через кассы. Мой венский знакомый объяснил это так: для австрийцев важно право выбора: кто-то предпочитает терминал, а кому-то комфортнее пообщаться с кассиром. Сохранение традиционных форм обслуживания здесь не считают признаком технологической отсталости.

По венским улицам ходит немало трамваев-ветеранов, но все они в очень хорошем состоянии

Еще одна особенность общественного транспорта Вены – это круглосуточная работа. Кроме метро, которое открыто 24 часа, работают также около двух десятков ночных автобусных маршрутов.

Этот трамвай ходит в курортный городок Баден по маршруту, возникшему еще в эпоху Габсбургов

В заключение хочу поделиться одной смешной деталью. В Вене на трамвайных маршрутах задействован подвижной состав разных эпох. Есть современные модели сочлененных из нескольких вагонов трамваев со сквозным проходом, а есть трамваи-ветераны, чей дизайн соответствует стандартам полувековой давности, хотя состояние их идеально. Так вот, головные вагоны всех современных трамваев украшены радужными флажками, а на устаревших моделях подобная атрибутика отсутствует. Мой венский знакомый объяснил феномен с юмором: молодое поколение венцев, сказал он, привержено европейским принципам толерантности, в том числе в отношении всякого рода меньшинств. Однако старшее поколение в массе своей отвергает эти идеи, придерживаясь традиционных ценностей. Венские трамваи в этом смысле не исключение.

Николай Атласов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2019 08:24

    В Казани очень шумный трамвай в Ульяновске и не слышно всему вина рельсы которые укладывают ся В Казани они с пазами а в Ульяновске по типу железной дороги без всяких пазов и шума никакого Видимо ума некоторым не хватает чтобы избавить Казань от шума трамваев

    • Анонимно
      20.06.2019 11:24

      Обратитесь к любому сотруднику Метроэлектротранса и он вам расскажет как в Казани укладывались рельсы, особенно на Южной трассе. Трамвай, едущий из Азино в сторону Солнечного городавсегда подтормаживает между остановками Сафиуллина и Метро Проспект Победы, потому что рельсы криво уложены. Хотя 5 маршрут а-ля скоростной

    • Red
      20.06.2019 14:28

      Где где там в Ульске не слышно трамваев-то? На имперском или на старом мосту? Громыхающие старые железяки в 6 утра не слышать - надо в наушниках с шумодавом спать где нибудь подальше от маршрутов.

      • Анонимно
        21.06.2019 15:03

        это у него от ностальгии подзабылось, трамваи в ульяновске слышны издалека

    • Анонимно
      21.06.2019 18:44

      Нельзя рельсы совсем без пазов укладывать! Против законов физики не попрешь! Рельсы летом нагреваются и расширяются! А теперь представьте что произойдет, если пазов не будет совсем!

  • Анонимно
    20.06.2019 08:31

    О Австрия Германия! Мой самый большой шок, когда покупаешь билет за 50 евро, и он никому не нужен) сидишь и думаешь вот идиот, все заходят-выходят и похоже только у меня одного билет на руках))))

    • Анонимно
      20.06.2019 09:54

      Там проверяющий выгдлядит как обычный пассажир, проверяет в Германии и в подземном и в наземном транспорте, но не часто их встречаешь

    • Анонимно
      20.06.2019 09:59

      У всех остальных безлимитные годовые проездные, со стоимостью один евро в день на все виды общественного транспорта.

  • Анонимно
    20.06.2019 08:41

    Самое интересное, что проездной на 1 месяц на все виды транспорта в Вене стоит 51 евро или 3700 рублей, а на год 365 евро или 26 тысяч рублей в год, что в пересчете на 1 месяц равно 2160 рублям, то есть так же как в Казани с отсталым общественным транспортом.

    • Анонимно
      20.06.2019 12:20

      эммм, не забыли про уровень доходов, пенсий и социальных выплат?

      • Анонимно
        20.06.2019 14:32

        и тем более,сравнивать столицу богатого государства с Казанью

    • Анонимно
      20.06.2019 12:42

      А на Железной дороге у них есть Östereichskard (Австрийская карта). За сумму около 50 тыс. руб. с ЧЕЛОВЕКА в год семья из трех человек может целый год ездить на ЖД по всей Австрии.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:02

    А чего же в метро "слона то не заметили"?
    Там на станциях транслируется классическая музыка.
    Недаром Вена это музыкальная столица Европы.

    • Анонимно
      20.06.2019 12:29

      А ведь это можно ввести и на общественном транспорте Казани, расходы, думаю, небольшие, а удовольствие более, чем большое.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:04

    спасибо за интересную статью, вот бы у нас так было

  • Анонимно
    20.06.2019 09:36

    Была в Вене, абсолютно согласна с автором статьи, спасибо! хочется еще добавить удивительную пунктуальность этих трамвайных маршрутов согласно графика по времени, прошу заметить это не электронное табло, а интервал движения транспорта прописанный на табличке на каждой остановке, и трамвай приходит в точности до секунды!:)

  • Анонимно
    20.06.2019 11:55

    Нам говорят, что целые институты изучают пассажиро поток в Казани, а результат такой, что в час пик приходится ехать в переполненном транспорте, например троллейбус № 3, ну неужели нельзя в час пик добавить дополнительные троллейбусы на маршрут № 3, так нет, все делается наоборот, едут пустые троллейбусы, видимо в парк, у них закончилась смена, а едут они также по этому же маршруту № 3, но пустые. Нам не понять нюансы работы пассажирского транспорта города. Забитые в час пик до отказу автобусы и троллейбусы, вот гордость пассажирского транспорта Казани.

    • Анонимно
      20.06.2019 14:03

      Так может заодно и психологию поведения в переполненном транспорте эти институты изучают.

  • Анонимно
    20.06.2019 12:03

    Удивительно поверхностный взгляд на транспортную систему, которая признана лучшей в мире.
    Абсолютно не уделено внимания на доступную среду для людей с ограниченными возможностями.
    Столько инвалидов сколько там, нет нигде. Это не потому, что их много там и мало у нас, а потому что там сделано всё для их удобства, а не для галочки. Вот где главная совесть, а не билеты, которые якобы не проверяют. Ещё как проверяют. Если автор пробыл там пару дней, то ему просто не удалось увидеть как грамотно работает контроль.
    Проблем хватает и там. Но на нашем фоне, они кажутся не существенными.
    Всё зависит от того, кто занимает вопросом транспорта в городе.
    Кстати! В Москве тоже занимаются общественным транспортом такие же люди, как и мы. И он там тоже один из лучших в мире. Ключевое слово занимаются.

    • Анонимно
      20.06.2019 13:00

      Это в Москве-то самый лучший в мире общественный транспорт? Вот что говорит об этом специалист из Вены: "Венские линии" участвуют в проектах "Мосгортранса", который, по данным Осбергера, хочет построить 180 км новых трамвайных линий и столько же обновить.
      "У вас консервативная система с низкой пропускной способностью, - считает Осбергер. - Посадка только через переднюю дверь, из-за чего трамвай до нескольких минут стоит на остановке. В современных системах это можно сократить до 30 секунд". С наземным общественным транспортом в Москве все обстоит именно так. У нас ведь главное, "учет и контроль", как завещал великий Ленин. Если в Вене народ добровольно отказывается от использования личных автомобилей для поездок по городу, то вся Москва стоит в пробках. Думаю, тут уровень сознания горожан играет большую роль.
      https://rg.ru/2013/10/11/trafik.html

      • Анонимно
        21.06.2019 12:34

        У нас в Москве давно посадка и выход со всех дверей. Зачем вы даете ссылку 2013 года.
        И по нескольку минут трамвай не стоит. Общественный транспорт ходит и в минус 25 и плюс 30 одинаково. А вот во многих европейских городах снегопад и мороз за минус 10 уже является причиной перебоев движения.

    • Анонимно
      20.06.2019 13:30

      "Занимаются" транспортом там, где бюджет за все платит. Например в москве при тарифе 55/36!! руб. бюджет еще 70 млрд дает. А в Вене тариф покрывает лишь треть расходов транспортников -остальное из бюджета! А в Казани при этом еще единственную выплату из бюджета (за льготников) и то режут!

    • Анонимно
      20.06.2019 21:59

      Вы, умный человек слишким придирчивы к заметкам путешественника. Это не статья профильного специалиста, это всего лишь взгляд обычного человека, которфй интересен. Тем более, изложен хорошим языком.

  • Анонимно
    20.06.2019 12:36

    Интересная статья Николая Атласова об общественном транспорте Вены. Но он забыл написать, что хорошая работа городского транспорта Вены привлекает горожан к защите экологии в мегаполисе, в результате венцы отказываются от ежедневных поездок по городу на личных автомобилях. Это большой плюс для всей Вены, ведь 90 процентов загрязнения воздуха в городах дают именно автомобили.

  • OlegBelg
    20.06.2019 16:15

    Общественный транспорт способен решать несколько задач: 1) мобильность населения 2) уменьшение количества личного транспорта, уменьшение заторов 3) уменьшение загрязненности окружающей среды 4)развитие МСБ города 5) доходы в бюджет города 6) коррупционное распределение бюджетной поддержки и сборов с пассажиров общественного транспорта 7)создание пиар-лица города 7) увеличение занятости населения.
    Изначально необходимо договориться: определенный вид общественного транспорт - это коммерческая сфера услуг или социальная бесприбыльная. Метро может быть социальным, требующим постоянных дотаций из бюджета, а автобусы - приносить прибыль. Но могут и автобусы быть социальными, а метро рентабельным. Определение стоимости билета зависит от целеполагания, от поставленных общ транспорту задач.

  • Анонимно
    23.06.2019 23:42

    Вообще то круглосуточно метро в Вене работает только в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье
    В остальные дни перерыв с 24 до 5 утра

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль