Культура 
23.06.2019

«Беглый кряшен, мы же тебя уже один раз приняли, где ты ходишь?!»

Георгий Ибушев о том, как татарское пение превратилось в «кухонное», попрыгунчиках на сцене и москвичах, которые оставляют нам кукиш

В июне 2019 года Владимир Путин подписал указ о присвоении звания «Заслуженный артист Российской Федерации» солисту Татгосфилармонии Георгию Ибушеву. «БИЗНЕС Online» встретился с именитым певцом, чтобы поздравить его с наградой, поговорить о состоянии национальной музыкальной культуры, Назибе Жиганове и Элвине Грее, а также о том, как фестиваль «Үзгәреш җиле» превратился в «Үзгәреш чире».

Георгий Ибушев: «В министерстве культуры все-таки сидят не одни дураки, надо же немножко понимать, кому и что давать. Куда ни смотри — народный, заслуженный…» Фото: Андрей Титов

«НАРОД ПРИВЫК: ЧТО ДАЮТ, ТО И КУШАЕТ. А СТОЛЬКО ТАКИХ, КТО ПРЕПОДНОСИТ ИСПОРЧЕННУЮ ПИЩУ!»

— Георгий Мефодиевич, поздравляем вас с присуждением звания «Заслуженный артист России»! Уже выясняли, какие права или льготы вам это дает: бесплатный проезд, бюст на родине героя…

— (Смеется.) Может быть, может быть… Ну льготы у меня есть, я все-таки народный артист Татарстана. А отвечая на ваш вопрос: не знаю, не интересовался, дали звание и дали...

— Но есть ощущение, что это факт признания ваших заслуг в профессии?

— Мне скоро исполнится 62 года. Многие говорят: «Тебе надо было это звание получать 10–20 лет тому назад». Был в деревне, окучивал картошку, вдруг звонит начальник нашего филармонического музыкально-литературного лектория Владимир Васильев. Я думаю: наверное, еще один концерт. Говорю: «Работа, что ли, какая-нибудь?» Отвечает: «Нет. Новость есть». — «Премию дали?» — «Нет, звание тебе дали».

Воспринял это очень легко. Я знаю людей, которые после таких новостей уходят в похмелье и не возвращаются. А я принял это звание, конечно, с удовольствием, было радостно. Но, по-моему, это заслужил, потому что только в филармонии 34 года работаю, никогда под плюсовку не пел — всегда живьем. В огромнейших залах с оркестром. Правда, уже, наверное, скоро придется уйти, ведь вечно работать невозможно. Как-то иногда думаешь об этом — и страшно становится!

— Артист на пенсии — так вообще бывает?

— Бывает у нас… Могут в любое время сказать: «Вам пора». Вот через неделю у нас будет продление договора в Татгосфилармонии.

— Сомневаетесь, что вам его продлят?

— Нет, слава богу. Меня на работе уважают — от вахты и до директора; мне там очень уютно, в филармонии все коллеги мои: и артисты, и работники… Я там, по-моему, почти самый старший. Когда-то у нас в лектории было 40 с лишним человек, сейчас где-то 10. 

— Вы всю творческую жизнь были связаны с филармоническим лекторием?

— Да. Когда-то было очень много народа. Когда пришел в 1985 году, было где-то 45 человек. Очень дружный коллектив! Что мы только не пели! В основном классику и народные песни… Но всегда хорошие композиции. Я бы хотел сказать читателям: если они хотят воспитывать нормальных детей, нормальных людей, то надо воспитывать все-таки на хорошей песне, на классике. Нужно слушать музыку настоящую!

У нас же как? Народ привык: что дают, то и кушает. А столько таких, кто преподносит испорченную пищу! Певцы что только не поют сейчас! Ни слов, ни мелодии, ни голосов — ничего нет. Один звукорежиссер мне рассказывает: «Знаешь, Георгий-абый, приходят в студию — в течение дня не можем записать один куплет… Кувалдой хочется иногда дать! И ничего не можешь сделать. Говорят: „Я тебе плачý». Вот так мы живем.

В общем-то, я считаю себя счастливым человеком. Где только не пел! В Москве (в Колонном зале)… Петербург, Владивосток, Нижний Новгород, Астрахань…

 «Когда-то было очень много народа. Когда пришел в 1985 году, было где-то 45 человек. Очень дружный коллектив! Что мы только не пели! В основном классику и народные песни… Но всегда хорошие композиции» Фото: Владимир Зотов

«У НАС ТАТАРСКОЕ ПЕНИЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В КУХОННОЕ»

— Филармонический лекторий — его задачи как-то поменялись за эти 30 с лишним лет, что вы связаны с данной структурой? Или это также просвещение — выезды в деревни, концерты на предприятиях, в школах?

— Да, это на самом деле просвещение. Мы учим детей, студентов… зрителя воспринимать хорошую музыку, воспитывать здоровый дух!

Что поменялось? Когда-то у нас были чтецы, четыре пианиста или четыре баяниста. Сейчас у нас один пианист, а вот чтецов уже нет. Когда-то с нами работал прекрасный Айрат Арсланов. Были лекторы, музыковеды, с нами выходили поэты, писатели. Мы когда-то работали один месяц в концертном зале имени Сайдашева, исполняли Чайковского, а в другой месяц, например, Яхина, Глинку, Музафарова… К сожалению, сейчас этого не делаем. У нас в основном русская и зарубежная классика. Естественно, татарская тоже есть, но ее немного. Спрашивают: почему так? Нам говорят, что зрителей татарских мало на таких классических концертах. На самом деле это наша беда. Даже на концерты фестиваля имени Яхина в филармонии, если организаторы не будут работать, придет ползала.

— Неужели имена татарских классиков вроде Сайдашева или Яхина на афише не являются приманкой для зрителей?

— Каждый год около здания федерального университета, где стоит памятник Салиху Сайдашеву, проходит концерт, посвященный ему. Иногда артистов бывает больше, чем зрителей. Если там сидит 50 человек, то артистов — 100–150. Шикарный концерт! И там не только Сайдашев, там и русская классика, и татарская, и зарубежная — все есть! Вот что меня беспокоит.

— Получается, что вы в том числе виноваты. 30 лет просвещаете в лектории зрителя, но так и не поменяли его мнение.

— Не только мы виноваты. Мы стараемся, но радио, телевидение… Вот сейчас появился певец… ладно, давайте без имен: бегает-бегает, кричит-кричит… Уже заслуженный артист Татарстана! Это удивительно. А кто-то уже лауреат Тукаевской премии… Венера Шарипова, Зулейха Хисматуллина — величайшие оперные певицы, они так и остались просто народными артистками РСФСР, у них и Тукаевской премии нет. Я этого не понимаю!

В министерстве культуры все-таки сидят не одни дураки, надо же немножко понимать, кому и что давать. Куда ни смотри — народный, заслуженный… Еще не работал толком, года три — уже заслуженный артист… Человек должен доказать своей работой, что он это заслужил! Частушки исполнять — это еще не пение. Надо по-настоящему петь, живьем. Некоторые артисты у нас проводят двухчасовой концерт, а живого голоса ни секунды. А люди платят по 1–1,5 тысячи за билет.

— В 1980-е такие же были проблемы со зрителем на концертах, где пели романсы Яхина, или дело обстояло несколько иначе?

— Полные помещения были в Сайдашевском зале! Это было приятно. Однажды шел Шаляпинский оперный фестиваль. Москвичи, человек 10, пришли на наше мероприятие. А певцы у нас были шикарные. Полный зал, и вдруг заходит группа людей из столицы. Они говорят: «Мы и думать не думали, что в Казани есть такой коллектив». 

— Получается, Салават-абый испортил татарскую эстраду?

— Вы знаете, я бы хотел обойтись без имен. Но наши звезды оказали сильное влияние. У нас татарское пение превратилось в кухонное. Вот посуду моют, слушают и ни о чем не думают. Мы потеряли протяжные песни… Не потеряли, но…

У нас сейчас даже под баян петь считается несолидно. Надо, чтобы был такой шум и чтобы около исполнителей прыгали хотя бы 5–10 человек. Танец не танец, что-то такое без смысла… Может, я пожилой, поэтому не понимаю этого, но, когда у человека есть настоящий голос, ничего другого не надо. Певец должен петь, а не бегать, у него есть голос, который дал Господь. И работай! А тут, если движения нет, если не горят огни, народу становится скучно…

Но иногда бывает так: поешь задушевную настоящую песню, принимают на ура. И такая публика есть. Мы недавно выступали в РКБ — там собрались медицинские работники, я пел Яхина, еще кого-то, другие тоже классику исполняли. Как хорошо, приятно! Люди сами отмечают: «Мы устали от всей этой музыкальной трескотни».

Мне в деревне говорят: «Георгий, почему ты не говоришь президенту, что хватит уж этих частушек? Почему вот тот поет? Его надо убрать». Мне так смешно. Они думают, что если я певец, если меня уважают, то, значит, могу в любой кабинет зайти, сказать свое мнение. Я отвечаю: «Это невозможно. Туда даже близко не подойдешь. Как вы этого не понимаете?»

«СОТКИЛАВА — УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЗА НИМ, ЧЕСТНОЕ СЛОВО, ШТУК 15–20 ЖЕНЩИН ХОДИЛИ КАК ХВОСТ»

— В больших сборных концертах участвуете?

— Вот была новогодняя запись. Я думал, что это живьем, а мне говорят: «Не надо так. Захватите флешку». И музыкантов нет — им же надо платить, а там никому не платили и не надо было. Это уж просто так. Самое главное, что это, оказывается, концерт настоящий. Там билеты проданы. Я думал, что придем в ДК имени Ленина, там такой уголок красивый, елка, столы, я буду что-то петь и уйду. А смотрю: там зал битком…

Вспоминаются сразу прошлые времена. Это было в Москве, в Колонном зале. Директор филармонии меня вызывает, это было давно, в 1991 году: «Тебя приглашают на концерт в Колонный зал Москвы». Я отвечаю: «Как? Что петь? С кем петь?» Отвечает: «Соткилава, Козловский, Соловьяненко и другие московские солисты». Мне даже страшно стало. Я поехал, меня встретили на вокзале две женщины. Идем, вышли, у главного входа стоит «Чайка», я мимо иду, мне говорят: «Нет, Георгий Мифодиевич, вот же машина». Мне так смешно стало, честное слово. Поехали в гостиницу «Россия». Выхожу из машины и вижу ректора института культуры Раиса Киямовича Беляева, он говорит: «А что ты тут делаешь?» Я отвечаю: «Сегодня концерт в Колонном зале». Он добавляет: «Наконец-то!» А те извиняются: «Вы знаете, Георгий Мифодиевич, одноместного номера нет, двухместный только, но вы будете жить один, никто вам не помешает!»

Два часа я отдыхал, потом меня забрали, в этот же день репетировали на месте. Анатолий Соловьяненко сидит, потом зашел Зураб Соткилава, он с нами даже не поздоровался. Ну он меня же не знает, а Соловьяненко — такая личность, народный артист Союза. Соткилава — удивительный человек, за ним, честное слово, штук 15–20 женщин ходили как хвост. Первым он пел на концерте — это было шикарно, потом еще грузинскую композицию исполнял, а капелла. Я пел «Бу таңнар, иртәләр» Яхина. Думаю: кому я тут нужен? А такой был прием — столько цветов… Потом зашли в гримерку дамы (человек 5–6) и говорят: «После Нечаева мы уже не думали, что есть такой серебристый голос…» Для меня это тоже было очень важно.

— А вы поняли, кто вас позвал на этот концерт в Москве, чья была инициатива?

— Я пел на 100-летие Тукая: там меня услышали… 

И вот закончился концерт в Колонном зале, а вечером звонок: «Георгией Мифодиевич, может быть, вы хотите что-нибудь найти в Москве, что-то купить? Мы можем помочь». Я отвечаю: «Искал скрипку, четвертушку». Отвечают: «В 9 утра уже встанете?» — «Конечно». В это время утром еще один звонок в гостиницу. Говорят: «Возле Большого театра есть магазин, там на первом этаже вас ждут. Есть отдел — мы договорились». Прихожу, а там в самом деле меня ждут. Я взял скрипку — это тогда стоило 250 рублей. Был очень рад. Нам сразу после концерта дали тысячу рублей. Козловскому тоже дали…

— Великий тенор Иван Козловский. Сколько же ему тогда было лет?

— 91 год. Он тогда уже не пел, а просто говорил зрителям: «Я уже не слышу, ребята, мне 90 с лишним лет. Любите музыку, классическую музыку». Потом я, дрожа, пел, но, слава богу, очень хорошо. Затем Соловьяненко пел — очень хорошо. И мне говорит, а тогда у нас в Казани как раз были волнения, митинги: «Знаешь, я так любил этот город… А все кричат: „Свобода, свобода“,  — больше не смогу быть в Казани…» Оказывается, он такой приятный и душевный человек. Отвечаю ему: «Вы что? Все уляжется, будет нормально, приедете». Потом он приехал — через год или два. Мы с ним поздоровались.

«КУДА Я ВОЗЬМУ? ЧТО, НА ШЕЮ БУДУ ЕГО САЖАТЬ?»

— Вы окончили Казанскую консерваторию как вокалист. Думали о карьере в оперном театре?

— Думал…

— На ярмарке вокалистов в Горьком по окончании консерватории пели романс Надира из «Искателей жемчуга».

— Да, я там пел романс Надира, «Бу таңнар, иртәләр», «Әллүки»… Может, «Здесь хорошо» еще спел. Вернулись в Казань, меня приглашали в Уфу и еще куда-то (уже не помню), но говорю: «Нет». А здесь на родине приглашений нет. Мой педагог Альфия Гафиатулловна Загидуллина, заслуженная артистка России, сказала: «Тебя ждут в филармонии, будет совет, пошли». Насчет оперного театра — нет, ни слова. Приходим, со мной пианистка. Чувствуется, что никто нас не ждет. Альфия бегает туда-сюда… Оказывается, директор сказал: «Куда я возьму? Что, на шею буду его сажать?» Она отвечает: «Ладно, его приглашают и туда и сюда. Вы же даже не слышали, не знаете, что за голос». Он задумался: «Ну ладно, давайте соберитесь».

Потом я вижу: человек 10, там был и Ильгиз Габидуллович Мазитов, если вы его знаете, наш худрук. Я зашел, пел Надира, Рудольфа, Владимира Игоревича, Фауста, «Бу таңнар, иртәләр» и «Әллүки». Когда последнюю композицию пел, Мазитов заплакал, честное слово. Потом мне говорят: «Во втором классе ждите». Затем какой-то большой мужик зашел, поцеловал, обнял и ушел. Это, оказывается, был директор. Я его даже не знал. Сказал: «Буду платить из своего кармана».

— Кто был директором Татгосфилармонии тогда?

— Тазетдинов…

— Легендарный Марат Тазетдинов, который в Казань привозил Высоцкого.

— Да. Он ценил таланты. Я ему очень благодарен, он мне много добра сделал. Однажды я зашел к нему — не хватало денег, зарплата составляла 150 рублей, из них 50 уходило на оплату кооперативной квартиры, маленький ребенок, жена дома сидит… Я захожу к нему и говорю: «Марат Абдрахманович, может, соберете худсовет? Денег не хватает». А он: «Зачем тебе худсовет?» Открыл ящик, взял бумагу, велел подписать, поднял зарплату до 200 рублей. Потом из Москвы приехала к нам тарификационная комиссия, спел в Доме актера очень сложную программу, тогда у меня голос был о-го-го, хотя и сейчас могу с некоторыми молодыми посостязаться. Комиссия написала рецензию, очень хвалила меня: согласно этому документу, подняли зарплату до 270 рублей. Это были тогда огромные деньги, но получал я их недолго — начались экономические реформы, деньги обесценились…

— А в театр имени Джалиля почему не попали?

— Был у нас правительственный концерт в оперном театре. Дирижер — Васильев из оперного. Я пел Надира под микрофон. Потом Васильев говорит: «Спойте живьем, без микрофона». И без него спел. Главный режиссер театра Нияз Курамшевич Даутов сказал: «Он маленький. Не надо». А потом уже я об этом не мечтал. Хотя дирижера Фоата Шакировича Мансурова уже нет…

— Он звал вас в Большой театр.

— Сейчас люди могут думать: «Его уже нет, можно все что угодно говорить». Но Мансуров ко мне обращался: «Георгий, в Большом театре нет нужного певца, спой Звездочета в „Золотом петушке“ Римского-Корсакова». Отвечаю: «Фоат Шакирович, я же поздно пришел в музыку — мне был 21 год. Это очень сложная партия. Там ритмически… Если даже я возьму эту ноту 100 раз, ритмически выговорить не смогу». 

— Но это же Большой театр, такой шанс. Не было мыслей, что надо ехать — или пан, или пропал? 

— Нет. Лучше не ехать, чем чтобы потом говорили: «Какого черта он приехал, если не держит ритм?» Это очень сложно! Я не только испугался, но и не спел бы…

«ИНОГДА Я ЗАХОЖУ НА АРСКОЕ КЛАДБИЩЕ, ПОДХОЖУ К ЕГО МОГИЛЕ, ПОСТОЮ ТАМ МИНУТКУ…»

— Назиб Жиганов в вашей жизни какую роль сыграл?

— Очень большую. Мингол Галиев мне говорит: «У тебя такой голос, его надо в консу. Приезжай». Думаю: ладно. Как раз летом, в августе (после 10-го класса), сено уже готово, дрова подготовлены… И я поехал.

— До этого вы просто пели? Никто не учил вас этому в деревне? 

— Да. Приехал, говорят: «Что ходишь?» — «Сами же сказали…» — «Давно уже экзамены кончились». — «А что, экзамены еще надо сдавать-то, чтобы петь?» Мингол смеется. «Пошли», — говорит. Он так быстро ходит: идет, а я бегаю за ним. С Баумана сюда до консерватории пешком поднимаемся через Ленинской садик. Я в коридоре жду, Мингол вышел и говорит: «Приезжай 2 сентября». Приехал, там уже ждали все профессионалы, вокалисты, учителя. Зашел, Назиб Гаязович спрашивает: «Что будешь петь?» Я отвечаю: «Яхина». — «Откуда знаешь?» — «По радио выучил». — «Молодец, в какой тональности больше поешь?» Думаю: «Боже мой, это еще что?» Они улыбаются, потихоньку смотрят на меня.

Была одна гениальная пианистка-концертмейстер. Она говорит: «Сейчас найдем». Вышли в соседний класс, нашли тональность, я понял, что это, оказывается… Там был парень, бас, уже студент (то ли третий, то ли четвертый курс), мне заявляет: «Ты не бойся, у тебя шикарный голос. Я в замочную скважину буду смотреть и вдохновлять тебя». Спел, все нормально. Назиб Гаязович говорит: «Мы тебя принимаем. Но только вот беда: мест нет — ты опоздал, один год придется снимать квартиру».

В общем, я украл у Мингола свой чемодан, уехал, пошел в армию — забрали… Однажды там у нас наряд — наш взвод на кухне. Огромнейшая комната. Вот рыбы в таких чанах жареные… На каждой тарелке по 10 штук. Никого нет — я все забыл и начал петь. Все гремит! И вдруг открывается дверь — там человек 15 смотрят так: «Ты вообще после консерватории, что ли?» Отвечаю: «Нет». Командир роты отметил: «Говорят, что ты хорошо поешь. Спой!» Я добавляю: «Русские песни, кроме „Вижу чудное приволье“, не знаю». Он говорит: «Мне не надо на русском, на татарском пой».

Я спел, потом с полковыми оркестрами много пел на концертах, затем нас должны были отправить в Германию. И вдруг подходит командир роты Чистопалов: «Ты не поедешь туда». — «Как?» — «У тебя голос, а там служба настоящая. Там делать нечего — и для тебя, и для твоего голоса это будет хорошо». И в самом деле, у меня была очень легкая служба. Полтора года я служил в ротах хранения. Были татарские баянисты, много пели. Выходим — татар было очень много! Это было очень хорошо!

— Но в консерватории вас уже ждал Жиганов?

— Потом я вернулся и начал работать в Нижнекамске. Приняли, зарплата хорошая.

— Кем работали?

— Машинистом компрессора. Чисто ходишь… Сразу экзамен, а брат всю жизнь там работал, всему меня научил. Экзаменатор говорит: «Тут по пять лет работают, а эту ерунду не могут сдать». Сразу дали 170 рублей зарплату, квартиру через три года обещали. И вдруг телеграмма: «Срочно приезжай. 7 июля — экзамены». И я с одним паспортом уехал.

— От кого была телеграмма?

— Сейчас не могу этого сказать. От Мингола Галиева, наверное... От кого еще? Значит, там было 24 человека в подгруппе, остальные после музыкальной школы, музыкального училища… Единственные мы с Ильгизом Сахаутдиновым из Апастово ничего не знаем. Я выхожу, а тут Назиб Гаязович так посмотрел и говорит: «Иди сюда». Там еще лестница вверх — актовый зал, он мне: «Беглый кряшен, мы же тебя уже один раз приняли, где ты ходишь?!» Я ему сказал, что работаю в Нижнекамске, Жиганов возмутился: «Как работаешь? Тебе надо петь!» И меня сразу приняли.

Идет урок, кто-то стучится, оказывается, это Жиганов, он вызывает меня, ходим по коридору, разговариваем по-татарски, он расспрашивает, как живу, не голодаю ли, я говорю, что нет, так как устроился в детский сад сторожем. Вот так он меня принял и взрастил; когда диплом вручал, даже поцеловал. Иногда я захожу на Арское кладбище, подхожу к его могиле, постою там минутку…

«ЛЕЖУ В ПАЛАТЕ, А СОСЕДИ, ДУМАЯ, ЧТО СПЛЮ, ГОВОРЯТ МЕЖДУ СОБОЙ: «ЖАЛКО ПАРНЯ, ТАКОЙ МОЛОДОЙ. ПОХОЖЕ, ВСЕ — ЕМУ КОНЕЦ»

— В начале лихих 90-х, знаем, вам пришлось непросто. Концертов не было?

— Концерты были, просто деньги обесценились: если на 270 рублей я мог жить шикарно, то на 600 тысяч едва перебивался. Когда получали кооперативную квартиру, мы должны были там отработать на стройке по 40 часов. Однажды в ноябре в подвале дробили бетон: расстегнешь куртку — холодно, застегнешь — жарко, в фундаменте были дыры, гулял сквозняк. На следующий день у меня поднялась температура, тогда у меня теща работала заведующей поликлиники, она положила в больницу, тогда я начал кашлять, кашель не могли долго остановить, все болело. Помню, лежу в палате, а соседи, думая, что сплю, говорят между собой: «Жалко парня, такой молодой. Похоже, все — ему конец». 

Потом заходит лечащий врач и говорит: «Давай попробуем иглоукалывание». Мне его сделали, я почти сутки спал, после этого мой голос становился все ниже и ниже, я свои бронхи испортил. Тогда очень испугался, думал, что все. В общем, некоторые ноты я тогда потерял, но по-прежнему в строю.

— Ваша супруга продолжает работать в ГСО РТ у Александра Сладковского?

— Да, работает. Моя жена очень хорошая скрипачка. Вообще, это наше счастье, что у нас появился Сладковский, он собрал оркестр, держит все в кулаке, моя жена бегает как заведенная. Она занимается по-настоящему, очень довольна, что работа идет и этот труд видно — зрительные залы переполнены. Недавно только они были в Харбине, а до этого — в Японии. Я очень рад, что у нас есть такой оркестр.

— Жена совсем дома не бывает, сплошные гастроли… Это вам не доставляет неудобств?

— Я ко всему этому привык с детства. У меня сестра была, очень хорошо пела, она замуж вышла в 18 лет, а я тогда был совсем маленький, орал, кричал, жениха этого терпеть не мог. Я его ненавидел за то, что он увел у меня сестру. Я очень любил ее, все время с ней ходил, она называла меня своим хвостом. У меня еще три брата есть, я самый младший в семье. Мама, когда уходила на работу, велела замесить тесто — я очень быстро научился это делать.

Теперь, кроме губадии, все могу испечь, дети даже говорят жене: «Мама, не заходи на кухню, пусть папа приготовит что-нибудь». Иногда женщины спрашивают, как замесить тесто, я удивляюсь, ведь это так просто. Пирог, бэлиш, эчпочмак, перемячи, кыстыбый — там делать-то нечего. Единственное — когда делаешь бэлиш, мне лень картошку крошить.

«Разве можно «Сандугач» портить, или «Бу таңнар, иртәләр», или «Керим әле урманнарга», романсы Жиганова?! Очень возмутительно, когда народные песни похабят» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я КРЯШЕН, НО Я ЖЕ НЕ ГОВОРЮ, ЧТО У МЕНЯ КОРНИ НЕ ТАТАРСКИЕ»

— Когда говорят об известных артистах — кряшенах из Татарстана, то сразу называют Георгия Ибушева. Как родная культура влияет на вас?

— Вы знаете, меня часто спрашивают, считаю ли я себя татарином. Да, я кряшен, но я же не утверждаю, что у меня корни не татарские. Мне всю жизнь твердили, что я кряшен, все татары говорили, что я «кряшен малае», некоторые делали это очень даже жестко, иногда у меня на глазах даже слезы появлялись после их слов, но потом я научился давать отпор. Да, есть кряшены, но их нельзя отрывать от татар, это просто христиане.

Говорят, что Иван Грозный всех крестил. Это чушь, да, он крестил, а они все опять стали мусульманами. А нас крестили из язычества из таких же татар-булгар. Мы сохранили это благодаря тому, что были язычниками, мы на всех застольях сидели вместе — мужчины, женщины, пели песни, плясали. Наши свадьбы — это же чудо. Но нельзя смотреть на кряшен как на оторванных от татар. Нет, это те же татары, но у них есть своя культура, свои песни, одежда, говор. У нас тот же татарский язык, но говор сильно отличается, хотя сейчас на нем мало кто умеет разговаривать. Я обожаю своих кряшен, но не представляю, как бы жил без татар, как бы жил без Сайдашева, без Яхина, Жиганова, Тукая, без оперного театра.

Как я могу делить мой народ? Мы все одинаковые, просто у нас есть свои пути, не надо это трогать. Пусть у кряшен будет своя культура, у мишарина — своя, но все мы одно ядро. Как яблоня: если засохнет хотя бы одна ветка, дерево потеряет свои плоды.

— Созданы ли в Татарстане условия для сохранения кряшенской культуры?

— Все делается для этого, мы в 1989 году создали общество кряшен, много фестивалей проводили. Сейчас открыли кряшенский центр возле Тихвинской церкви, есть у нас ансамбль «Бермянчек», есть певцы, писатели, поэты свои — у нас все кипит.

— Ваша родная деревня Владимирово очень известная своими выходцами из нее…

— У нас есть и заслуженные артисты, журналисты, мастера спорта, врачи, директор шахты был, который работал в Прокопьевске. Нашу деревню на местный манер называют Бладимир. В нашем языке нет звуков В, Я, Һ, Ё, они пришли из ислама или русского языка. Мы говорим, например, не «вакыт» («время»), а «багыт».

— Вы сейчас и стихи пишете….

— Да, вторая книга вышла недавно. Это с детства у меня: я, когда был еще совсем маленьким, беспрерывно пел. Что видел, то и пел. Сам придумывал, даже не знал, что песни пишут. У меня была бабушка, она все время говорила: «Надоел уже, голова болит. Когда ты перестанешь петь?» А я пел все время, может, этим и счастлив сейчас, слава богу, пою. Для песен я стихи не пишу, но, удивительно, на мои стихи другие пишут песни. Например, Айгуль Сагынбаева поет «Әнине сагынып» («Тоскуя по маме»).

— Музыку вы не пишете?

— У меня, единственное, есть акапельная композиция «Безнең ил», я целый год над ней работал. Как-то на ярмарке услышал, как бурятка пела народные песни: это было просто чудо — с такими нотами, красиво. И я подумал, почему у нас нет такого, и сочинил. Когда песня первый раз вышла в эфир, очень много было отзывов, а Ильгам Шакиров сказал, что это чистейшая классика, мол, такого нет.

«Для песен я стихи не пишу, но, удивительно, на мои стихи другие пишут песни» Фото: Андрей Титов

«ПРИЕЗЖАЮТ ИЗ МОСКВЫ, ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЮТ И УЕЗЖАЮТ, А НАМ КУКИШ!»

— В этом году не стало Ильгама Шакирова. Говорят, что татарских певцов такого уровня не будет уже никогда. Так ли это?

— Пока не видно. Даже если появятся, это будет уже не Ильгам-абый, а совершенно другой человек. Может быть, он станет лучше Шакирова, но Ильгам-абый есть Ильгам-абый. Было так: предлагали спеть песню. Попробовал, ерунда какая-то получается, а потом слышишь, как Ильгам-абый ее поет — просто шедевр. Это был гениальнейший человеком в татарской культуре, он был великим певцом, очень много сделал. Мы с ним очень много вместе работали. Во всех его юбилеях — сначала в Казани, потом в Москве — я участвовал, он ко мне очень хорошо относился. Когда Ильгам-абый ушел, мне прислали СМС с песней «Китеп барам», я просто плакал и написал сразу же по этому поводу стихотворение. Оно есть в книге «Балачакны сагынып…».

— Есть такое мнение, что на татарской эстраде была эпоха Шакирова – Авзаловой, потом пришла эпоха Салавата, а сейчас — Элвина Грея. 

— Есть такое, но, когда Ильгам-абый и Альфия-апа работали, такой, как сейчас, техники не было. Если бы Элвин Грей жил в то время, он был бы никто. Они ездили на машинах, тракторах, санях по всей стране, были везде, а тогда толком и микрофонов не имелось. Ильгам-абый рассказывал, как он выступал в нашей деревне — в клубе, в бывшей церкви, зал был битком. Тогда люди умели слушать, не было всяких попрыгуний на сцене, я их называю кузнечиками. Человек пел душой, песня исходила из сердца. А сейчас записал человек песню в 25 лет, ездит и в 40 лет ее исполняет в записи.

Ильгам-абый в 90-е годы был уже взрослым. Тогда пришел Салават — он нашел свою нишу, легкими песнями привлек зрителя, помню, как тучи поклонниц бегали за Салаватом. Потом появился Элвин Грей — это уже машина, на него работает целая команда. Один мне говорит: «Грей — такой молодец, у него из глаз искры летят». При чем тут искры, это же машина, а где главное, где голос-то? 

— Ведь есть попытки что-то изменить. Тот же фестиваль «Үзгәреш җиле»…

— Да это кошмар какой-то, нельзя играть с песней, пусть, если они хотят, сами пишут музыку, слова и исполняют. А тут слышишь, например, песню Загида Хабибуллина «Эх, бомалы, бормалы…», вроде что-то похожее… Приезжают из Москвы, деньги зарабатывают и уезжают, а нам кукиш! Они портят нашу песенную культуру. Разве можно «Сандугач» портить, или «Бу таңнар, иртәләр», или «Керим әле урманнарга», романсы Жиганова?! Очень возмутительно, когда народные песни похабят. Народ это создавал веками, не трогай их! У меня есть стих, созвучный названию данного фестиваля, — «Үзгәреш чире» («Болезнь перемен»). Салават ведь правильно сказал: «„Ветер перемен“ — это деньги на ветер». Потраченные десятки миллионов рублей лучше дали бы на развитие татарского искусства…

Вот говорят: «Экономика, экономика, экономика», — а про культуру забывают. Люди без культуры превращаются в животных, а животное разве может работать? Иногда бывает так печально, что хочется убежать в тайгу, где речка, грибы, ягоды, и жить там.

Георгий Мефодиевич Ибушев родился 20 сентября (по паспорту 20 октября) 1957 года в селе Владимирово Мамадышского района Республики Татарстан. По национальности татарин-кряшен.

В 1978 году поступил в Казанскую государственную консерваторию на подготовительное отделение.

В 1980 году поступил на вокальное отделение Казанской государственной консерватории (класс М.Ф. Кольцова), затем продолжил обучение в классе А.Г. Загидуллиной.

С 1985 года по настоящее время — солист Татарской государственной филармонии им. Тукая.

Заслуженный артист Республики Татарстан (1991), Народный артист Республики Татарстан (2000), Заслуженный артист РФ (2019).

Георгий Ибушев обладатель редкого голоса — тенор-альтино. Благодаря своему необычному тембру, простоте и искренности исполнения, а также умению тонко и чутко уловить особенность каждого произведения полюбился публике.

Его репертуар включает в себя оперные арии, романсы и песни зарубежных, русских и татарских композиторов (Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Рустема Яхина, Мансура Музафарова, Джаудата Файзи, Энвера Бакирова, Фасиля Ахметова, Рената Еникеева, Мирсаида Яруллина и т. д.), а также татарские и русские народные песни.

Ибушев много гастролирует. Он побывал с концертами во многих городах и районах Татарстана и России (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Чебоксары, Уфа и др.), странах ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Турция, США, Корея и др.).

Высокий профессионализм, чуткое и трепетное отношение к своему делу ставят Ибушева в один ряд с такими великими татарскими тенорами, как Фахри Насретдинов, Нияз Даутов, Азат Аббасов, Идеал Ишбуляков.

Пишет стихи. В 2007 году вышла в свет книга стихов «Спасибо тебе, песня!» («Рәхмәт сиңа, җыр») на татарском языке.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (168) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.06.2019 09:39

Георгий Мефодиевич, поздравляем вас с новым званием! Дай вам бог творческого долголетия! Ваши зрители

  • Анонимно
    23.06.2019 09:33

    А я думал он давно народный РФ... даже такой талантище с таким трудом поднялся...

    • Анонимно
      23.06.2019 10:06

      Классный мужик! )))
      Здоровья, успехов ему!
      Самородок.
      Лет 20 назад регионалы предлагали ВКТ сделать поезд (прицепной хороший вагон СВ) и проводить концерты татарской музыки и песни по городам Транссибирской магистрали.
      И старшее поколение ещё живо было в этих городах и внуков бы подстроили бы под это дело.
      Но...
      Старшее поколение ушло, внуки ассимилировались.
      В итоге тот же Сабантуй в регионах стал: армянские шашлыки, хоровод Берёзка, и бег с ложкой с яйцом по кругу.

    • Анонимно
      23.06.2019 14:18

      Внезапно звание не дают Нужно проходить с наградным листом по иерархии местной и столичной бюрократии. Много бумаг. Так и было с награждённым скорое всего. Никогда не думайте что кто-то постучит и принесет. Это трудно! Ибушев об этом умолчал скорее всего

      • Анонимно
        23.06.2019 16:04

        А заслуженного Татарстана можно и выступив в Голос получить и даже заняв второе место.

        • Анонимно
          23.06.2019 16:26

          Бумажки все равно надо делать и ходить через 4- 5 властных структур иерархи ( район, мэрия, минкульт, кабмин, администрация президента РТ, администрация президента РФ . ) Поэтому поздравляю Ибушева , что вся эпопея закончилась этой мнимой внезапностью.

      • Анонимно
        24.06.2019 14:10

        14.18. Ибушев расписался в наградных и забыл ни на что не надеясь, тем более если сам не был инициатором. Наградные ходят по кадровым службам годами.
        Вот и стало присвоение звания для него неожиданностью. Не сомневайтесь в неискренности Ибушева.

  • Анонимно
    23.06.2019 09:39

    Георгий Мефодиевич, поздравляем вас с новым званием! Дай вам бог творческого долголетия! Ваши зрители

  • Анонимно
    23.06.2019 09:50

    думаю об "особой кряшенской культуре и языке"...их фактически нет! язык чистейший казанский диалект, культура сближена с народами Поволжья...но тем не менее они не перестают быть частью нации...не надо их так называть...есть крещеные буряты, калмыки, кавказцы и т.д....мы живём в век атеизма, хотя порой обращаемся к богу!


    • Анонимно
      23.06.2019 10:07

      Мы без вас разберемся как нам называться

      • Анонимно
        24.06.2019 14:29

        10.07. Как бы не назывались, "кузов"-то (народ, нация) - один

    • Анонимно
      23.06.2019 11:22

      что за нация? татары? так нет такой нации. татары - это этнос.

      • Анонимно
        23.06.2019 19:04

        Понятия "нация" и "этнос" не являются взаимоисключающими. Это как про вас сказать: нет такого человека, это-анонимный комментатор. А татары имеют все атрибуты нации- общую историю, язык, культуру, территорию, государственность, т.е. в политическом отношении это именно нация.

        • Анонимно
          24.06.2019 14:35

          Татары - историческая нация, экс-нация с вечным сохранением звания нация.

          • Анонимно
            24.06.2019 16:16

            Искусственно сконструированный этнос, в который кого только не записали и от которого откалываются, так называемые, субэтносы.

            • Анонимно
              24.06.2019 17:40

              16:16 Лично вас ведь никто не просит туда "записываться", обозначать себя. Называйтесь как хотите. Большинству это - "фиолетово". Но татары почему-то упорно обозначают себя в определенных ситуациях. И это что-то устойчивое, которое философы, обществоведы, демографы, этнологи, "политологи" склонны называть словечком "нация".
              На "прямой линии" Путину задали вопрос, куда делась народность "чудь". Посмотрите, что и как он ответил.

              • Анонимно
                25.06.2019 10:58

                17.40. 5-ый пункт в кадровых анкетах и запись в паспорте национальности давно отменили.
                Полное личное самоопределение.

        • Анонимно
          24.06.2019 14:36

          Экс-нация - это полноценная соврем. нация.

      • Анонимно
        23.06.2019 22:37

        не переживайте. ))

      • Анонимно
        24.06.2019 14:33

        11.22. По-татарски этнос, нация, национальность - милләт. Обозначается одним словом.
        Юк белән баш бутамагыз әле. Монда РАН түгел.

        Татар - милләт!

    • Анонимно
      23.06.2019 11:36

      09.50 Может быть не писать чушь и немного самообразоваться? Тогда и не будет виршей что нет "особой кряшенской культуры и языка"? Мы кряшены не часть татар и никогда татарами не были.. Как никогда не были мусульманами.. Хотя попытки приписать и туда, и туда были и продолжаются

      • Анонимно
        23.06.2019 11:43

        смешно читать такие комментарии. прошу открыть учебник истории для школьников и заново обновить потерянный или забытый курс. а не смотреть левашова и т.п.

        • Анонимно
          23.06.2019 12:07

          11.43 Может не стоит самообразовываться по учебникам для детей? Или по истории местных "академиков историков"? Просто откройте тогда википедию и посмотрите что было до сталинского укрупнения регионов с уровнем автономии кряшен в республике.. Но это сталинское распоряжение очень даже совпало с желанием местного начальства укрупнить и преобладающий этнос приписыванием в него никогда там не находившихся народов..

          • Анонимно
            24.06.2019 14:46

            12.07. Не надо никаких академиков. Просто не выпячивайте ислам, религия - личное дело каждого.
            Народ сам разберётся и сблизится на основе языка культуры, музыки ...

          • Анонимно
            24.06.2019 14:49

            Среди татар-мусульман больше русскоязычных чем среди кряшен.

            Кто больше татарин после этого?

          • Анонимно
            24.06.2019 14:50

            Кряшены молятся на татарском языке, а татары-мусульмане на арабском.
            Кто больше татарин? Вопросов много.

            • Анонимно
              24.06.2019 17:44

              14:50 Сейчас подавляющее большинство не молятся ни богу, ни черту.

          • Анонимно
            24.06.2019 14:55

            Многие татрусы (русскоязыч. татары) считают, что для возврата к татарским корням достаточно сходить в мечеть. Легко же.
            Они глубоко ошибаются.Они не возвращаются к корням, а просто становятся русскими мусульманами.

            • Анонимно
              24.06.2019 16:18

              Есть еще православные татары, которые совсем не кряшены, а этнические татары-мусульмане, принявшие вполне осознанно и без всякого насилия православие.

              • Анонимно
                25.06.2019 11:01

                16.18. Да, кряшены соврем. православ. татар не считают своими (Чулпан Хамматова, Рашид Нургалиев, Мансур Саттаров ...).
                Значит, дело не только в религии.

              • Анонимно
                25.06.2019 11:02

                16.18. Зато, соврем. православ. татары, однозначно, считают себя татарами.

        • Анонимно
          23.06.2019 15:59

          11.43 а вы дальше изучайте историю по школьным учебникам)))) ,историю которую вам немцы при Екатерине написали, опять же немки. Наивняк.

          • Анонимно
            24.06.2019 19:32

            23.06.2019 15:59
            А вы готовы СВОЙ учебник написать? Вы ВЕЛИКИЙ историк? Лауреат премий?

            • Анонимно
              25.06.2019 11:05

              19.32. Концепцию новых учебников, истории, этнологии определяют политики. Учёные только оформляют.
              Не надо там никаких ВЕЛИКИХ историков-лауреатов.

              • Анонимно
                25.06.2019 16:50

                25.06.2019 11:05
                Главное - знаний НЕ надо!
                Достаточно ангажированности!

      • Анонимно
        23.06.2019 12:56

        где же кряшенский язык и культура тогда раз не были частью? Ничего кроме самоназвания связанного с определенной религией нет.

        • Анонимно
          23.06.2019 16:33

          12-56 А какой он язык татарский, ваш ? Нынешний или тот , который был при Тукае, Исхаки ? Где ОДНИ Арабские слова, в отличии от нынешнего , без Арабского. Вы определитесь сначала со своим языком.

          • Анонимно
            24.06.2019 15:01

            16.33. Любой язык - понятие динамичное, находится в постоянном изменении. Но основа, грамматика сохраняется.
            Не переживайте.

            • Анонимно
              24.06.2019 16:57

              15 01 что то он язык у других народов не изменился кроме вашего. Какая сейчас основа грамматики, если ваш язык сейчас свободен от Арабского. Тукай вас сейчас не понял бы, вместе с Марджани и Исхаки

              • Анонимно
                24.06.2019 19:12

                Насчёт "не изменился" вы ляпнули глупость. Русский человек 100 лет назад понял бы фразу со словами бизнесмен, пиар, менеджер, смартфон, твиттер и т.д.? Включите мозги.

                • Анонимно
                  24.06.2019 21:20

                  Эти пиары, бизнесмены и прочее и татары хорошо усвоили.Которых всем дали, в отличии от вас. С вашего родного языка (Арабского) арабском убрали. Есть разница?

              • Анонимно
                25.06.2019 11:06

                Язык - динамичное понятие. Изменения были и будут всегда.

          • Анонимно
            24.06.2019 15:03

            16.33. Вы, наверное, из обрусевших татар. Хорошо осведомлены о татарском языке.

        • Анонимно
          24.06.2019 14:58

          12.56. В кряшенской культуре многое сохранилось от тенгрианства.

        • Анонимно
          24.06.2019 14:58

          Тенгриантво - общая религия всех компонентов соврем. татар.

      • Анонимно
        23.06.2019 16:46

        За всех не говорите, молькеевские крященные татары из Кайбицкого района происходят от мусульман. Кладбище в Молькеево мусульманское было, надгробия до 20 века были. Может и сейчас стоят. А говор у них мишарский, нижегородский.

        • Анонимно
          23.06.2019 17:09

          Не менее интересными для исследования оказываются так называемые татары-мишари. О них доподлинно известно, что ислам проник в их среду крайне поздно, в XVI—XVII веках среди них были еще неисламизированные татары. То есть эти татары исламизировались уже после взятия Казани — это тем более любопытно, так как Нижегородские татары говорят на особом диалекте татарского языка, который практически идентичен диалекту молькеевских кряшен. Также было замечено, что именно их язык гораздо ближе стоит к куманскому, то есть кыпчакскому языку и их антропологические особенности: большая европеоидность, подтверждает их кыпчакское прошлое — как известно кипчаки были европеоиды. Таким образом, у нас есть достоверные источники о татарах, которые были исламизированы крайне поздно, и о кряшенах, которые близки с ними по языку и антропологическим признакам. Более того, среди исторических памятников мишарей часто находят кресты, а многие их праздничные традиции явно имеют христианские корни. Получается, что нынешние татары-мишари, в основном исповедующие ислам, ранее были язычниками или несторианами, как и их предки кипчаки, а возможно, какое-то время они были и православными. В то время как молькеевские кряшены из того же состояния, но пришли не к исламу, а к православию. Однако молькеевские кряшены — это особая группа, но известно, что и язык других кряшен, не подвергшихся влиянию татарско-казанского языка, считается более архаичным, что естественно, в этом языке сохраняются древне кипчакские слова.

          • Анонимно
            24.06.2019 19:35

            23.06.2019 17:09
            Кипчаки - монголоиды!
            Посмотрите на половецких "каменных баб"! Никаких отличий от современных казахов!

            • Анонимно
              24.06.2019 22:14

              никаких монголоидов. хватит нести ерунду.

              • Анонимно
                24.06.2019 23:44

                24.06.2019 22:14
                Ерунду несете ВЫ! На современных казахов и ногайцев посмотрите -ПРЯМЫХ потомков половцев!

                • Анонимно
                  25.06.2019 11:17

                  23.44. Соврем. тюрки имеют три антропологического типа: восточноевропейский (татары ...), монголоидный (казахи ...), южноевропейский (крымские татары ...).

                  • Анонимно
                    25.06.2019 16:59

                    25.06.2019 11:17
                    Наличие РАЗНЫХ антропологических типов среди СОВРЕМЕННЫХ тюрок - наглядное свидетельство АССИМИЛЯЦИИ тюрками (монголоидами) ИНЫХ народов!

              • Анонимно
                24.06.2019 23:56

                24.06.2019 22:14
                Да! конечно! ПОЛмира хочет БЛОНДИНАМИ записаться!

            • Анонимно
              25.06.2019 11:13

              19.35. За много столетии появилось внешнее отличие между восточными половцами (казахами ...) и западными половцами (татарами-мишарами).

              • Анонимно
                25.06.2019 21:18

                11 13 Ахинею не пишите. Почитайте на сайте Генофонд.РФ статью про исследование поволжских, крымских, сибирских татар 18.12.2016. Там четко видно по гаплогруппам: никаких половцев-казахов не было и нет.

        • Анонимно
          23.06.2019 17:11

          Язык кряшен имеет два существенных отличия от языка татар-мусульман: общий для тех и других древний тюркский пласт содержит у кряшен более поздний слой, связанный с обрядово-культовой терминологией православного происхождения, а также многочисленные термины родства и обрядовых традиций [5]. В то же время в языке кряшен практически отсутствует лексика арабского и персидского происхождения, отражающая влияние ислама и проникшая в татарский язык в последние столетия.
          Для традиционной культуры кряшен, в отличие от культуры татар-мусульман, характерны консервация некоторых архаических элементов, присутствие заимствований, связанных с христианизацией и контактом с русским населением, и наличие элементов финно-угорского происхождения [6].
          Язык и традиционная культура кряшен, как и у большинства других народов, имеет различные локальные варианты. В наибольшей степени отличаются от остальных так называемые молькеевские кряшены, живущие в девяти селениях Кайбицкого района Татарстана вблизи границы с Чувашией. В её формировании значительное участие принимали чуваши, и многие элементы её культуры близки к чувашским. По мнению большинства языковедов, кряшены говорят на пяти говорах, из которых четыре относятся к среднему диалекту татарского языка, а говор молькеевских кряшен - к западному (мишарскому) диалекту [7].

        • Анонимно
          23.06.2019 17:51

          16.46 Если вы происходит от мусульман то вы не старокряшены. И никакого отношения к нам не имеете. Я говорю о кряшенах которые никогда не были в мусульманстве, которых никто насильно никогда в православие не загонял, история которых прослеживается задолго до истории похода Ивана 4 на Казань. Язык татарский которых древнее языка самих татар.. Так что это вы тут себя кряшенами не называйте. И возвращайтесь в мусульманство если вас когда то насильно крестили..

          • Анонимно
            23.06.2019 18:12

            Про таких нет никаких научных сведений, кроме измышлений современных энтузиастов фольк-хистори. По всем кряшенским селам есть доскональные архивные материалы. когда их крестили.

            • Анонимно
              23.06.2019 18:29

              Да , кряшен крестили, так как многие были Язычники. И сейчас есть Языческие обряды среди кряшен. Это тоже , Язычество от татар ? Неужели ?

              • Анонимно
                23.06.2019 22:41

                неужели... головой подумать слабо? мои предки где-то 12 поколении назад - явно не мусульмане. тенрианские имена. одно не противоречит другому.

          • Анонимно
            23.06.2019 22:47

            Я сам мусульманин. У меня пращуры были из молькеевских кряшен, хотя всегда подчеркивали, что несмоиря на имена они все равно татары.

        • Анонимно
          23.06.2019 22:33

          Ну и что? Две деревни крещеных из мусульман. А остальные то нет

        • Анонимно
          24.06.2019 15:06

          16.46. Компоненты кряшен:
          1. Изначальные тюрки-кряшены;
          2. Крещённые татары-мусульмане;
          3. Отатарившиеся угро-финны.

          • Анонимно
            25.06.2019 12:03

            15.06. Поправка:
            3. Принявшие татарский язык угро-финны.

      • Анонимно
        23.06.2019 19:10

        Что-то у этого Ибушева нет ни одного произведения на особом "крященском" языке- как ни запоёт, всё по-татарски получается. Да и считает он себя частью татар, в отличие от вас. Как и поэт Гәрәй Рәхим и другие, более-менее ставшие известными благодаря татарскому ТВ и татарскому книжному издательству.

        • Анонимно
          23.06.2019 19:23

          Зато Великий Ильгам Шакиров прославился на весь белый свет, исполнив кряшенскую песню : Ак калфакнын каралган чагы, туганнарнын сагынган чагы. Помните наверное ?

          • Анонимно
            23.06.2019 22:42

            надо же. у него оказывается только одна песня была. все остальное - звуковые галлюцинации, притом у несколько млн человек. круто вас поперло.

          • Анонимно
            24.06.2019 12:50

            Прекрасно помним эту татарскую народную песню. Ничего "крященского" там нет и капли, всё на чистом татарском языке.

            • Анонимно
              24.06.2019 16:32

              12 50 да на чисто Татарском языке без вашего родного Арабского. И пели эту песню всегда кряшены,когда вы свои Мунажаты, а не песни пели.

              • Анонимно
                24.06.2019 17:02

                Откуда 12 50 у татар была песня? Если песня была под запретом. Ислам запрещал всякие увеселительные мероприятия. Сначала изучите свою историю, культуру прежде присваивать чужое.

                • Анонимно
                  24.06.2019 18:26

                  17:02 Вы арабскую музыкальную культуру изучИте хотя бы вскользь. Потом будете говорить о запретах. А то м. б. скажете об их запрете на поэзию и литературу?
                  У татар персидские слова имеются в языке, потому что в этногенезе есть в древности этот племенной компонент. Жить сотни лет на Итиле, впадающем в Каспийское море, и не иметь контактов (в том числе брачно-телесных) с персами был бы нонсенс. То же можно сказать про узбеков, каракалпаков, туркмен и других "прикаспийцев".
                  А вот арабские слова действительно прежде всего от религии. Но не только. Потому что и у арабов, прежде всего египтян, есть в языке тюркские, татарские слова. Кстати, в этом вопросе есть некоторые интересные гипотезы о взаимовлиянии татар и арабов в период средневековья.

                  • Анонимно
                    24.06.2019 18:40

                    Что хотели сказать? Если не было песен, своих, кроме Мунажата у татар. Мунажаты надеюсь знаете что это за жанр? И о чем и о ком она исполняется.

                  • Анонимно
                    24.06.2019 18:53

                    Опять какие то догадки, выдумки, отсебятины. Ни чем
                    не подкрепленная. А своей музыки, песни не было, так ведь 18 26?

                  • Анонимно
                    25.06.2019 11:20

                    18.26. Для арабов музыку играли и танцевали полуголыми только рабы.

                • Анонимно
                  24.06.2019 19:17

                  Шакиров исполнял сотни татарских песен- из них одна по-вашему "крященская"?

                • Анонимно
                  25.06.2019 11:19

                  17.02. Пока ислам давил, кряшены развивали татарскую музыкальную культуру.

            • Анонимно
              24.06.2019 18:04

              Вы далеко от всех отстали 12.50.Эту песню давным давно называют Кряшенской народной песней. И сам Ильгам Шакиров так называл. Где же вы столько времени были? Неужели долго сидели?

              • Анонимно
                24.06.2019 19:20

                бывало что сидел на концертах Шакирова. Ни разу ни одну песню он не назвал "крященской". В его репертуаре наверное было больше тысячи песен- и одну из них вы считаете "крященской"? Какая могучая культура!

                • Анонимно
                  24.06.2019 21:03

                  Да культура могучая! В отличии от песен написанных вам поэтами и композиторами. После того как вас избавили от Ислама. А до этого один пшик.

                • Анонимно
                  25.06.2019 11:22

                  19.20. В культуре давно уже не делим на кряшенское и татарское.

                  Нас объединяет общая культура.

                  • Анонимно
                    26.06.2019 12:29

                    У вас на лбу тату - "мыжеодиннарод", так и ходите, чтобы все знали и обходили стороной.

          • Анонимно
            24.06.2019 15:10

            Очень многие кряшенские песни стали визитной карточкой татарской музыкальной культуры. И это нормально.

          • Анонимно
            24.06.2019 15:11

            Ислам задерживал развитие музыкальной культуры татар, а кряшены в это время вырвались вперёд.

        • Анонимно
          24.06.2019 15:08

          Не выпячивайте ислам, с кряшенами будет всё нормально.

      • Анонимно
        24.06.2019 14:42

        11.36. Кряшены были тюрками.
        Крещение тюрков-тенгриан христианами-несторианами началось в 7 веке в Тюркском каганате, когда ещё не было в активном хождении соврем. этнонимов: татары, булгары, кипчаки ...

        Основной компонент кряшен - изначальные тюрки-христиане, а не перекрещённые из мусульман.

        • Анонимно
          24.06.2019 19:24

          Для этого надо показать хотя бы одно христианское захоронение на территории тюркского каганата того периода- их как известно нет, как и в Поволжье раньше второй половины 16-го века. Ваша фантазия на грани бреда.

          • Анонимно
            25.06.2019 11:28

            Ни один народ не хочет считать свою веру НАСИЛЬСТВЕННО навязанным.

            Таким определением вы оскорбляете кряшен.

            • Анонимно
              26.06.2019 12:31

              А татары прямо так все разом стали мусульманами и добровольно приняли ислам. Аба-а-а!

    • Анонимно
      24.06.2019 08:04

      не показывай всем свою безграмотность

    • Анонимно
      24.06.2019 08:35

      Ну вы как и "бизнис-анлайн" придерживаетесь позиции "мыжеодиннарод", но кряшены считают себя отдельным православным тюркоязычным народом с самобытной культурой и национальным самосознанием.

      • Анонимно
        25.06.2019 11:31

        8.35. Надо речь вести о части кряшен. Единогласия в таких вопросах не бывает.
        Можно рассуждать, кого больше: кряшен-татар или этнических кряшен.

    • Анонимно
      24.06.2019 14:12

      9.50. Крещённые буряты, калмыки считают себя бурятами, калмыками.

    • Анонимно
      24.06.2019 14:27

      Буряты, калмыки никогда не идентифицируют себя только буддистами.
      Татары выпячивают своё мусульманство (динебез) и отталкивают от себя татар, исповедующих другие религии. Отчуждение кряшен исходит от мулл.

      • Анонимно
        24.06.2019 18:35

        14:27 Культурному современному человеку дико читать этнофанатиков, которые "констатируют" зависимость своей самоидентификации от муллы, священника, иерарха ...

  • Анонимно
    23.06.2019 09:54

    Такое душевное интервью, с интересом читается. И про народные песни и в их защиту профессионально и правильно сказано, стоит прислушаться.

  • Анонимно
    23.06.2019 10:11

    Насчет Э. Грея и "Үзгәреш җиле" – в точку. Талантливый человек и в суждениях всегда прав. Здоровья и творческих успехов. Вам!
    Раис Зарипов.

    • Анонимно
      24.06.2019 15:41

      10.11. Противопоставлять не нужно. В музыке должны быть разные жанры.
      Классику надо поддерживать. На рыночном самофинансировании классика не выживет.

      • Анонимно
        24.06.2019 18:45

        15:41 На рыночном самофинансировании
        Вчера по центральному ТВ каналу показывали концерт Венского филармонического оркестра на открытом воздухе в парке города. Слушателей - несколько тысяч. Разного возраста и (судя по внешнему виду) достатка. Большинство даже не в пиджаках, не говоря уж о "галстуках". Это не от "рынка" зависит, а от культуры народа.

  • Анонимно
    23.06.2019 10:42

    Очень человеческое интервью. Душевный разговор с хорошим человеком. Спасибо!

  • Анонимно
    23.06.2019 10:52

    Летом всегда проводил каникулы в деревне у бабушки. Мамадышский район, недалеко от Владимирова. До сих пор помню әбикины «баренье» вместо «варенье», или «җарар» вместо «ярар». Хотя мы татары-мусульмане, не кряшены :) Вернуться бы в то время хоть на чуток...

    • Анонимно
      23.06.2019 13:29

      Моя теща тоже сохранила Җарар.

      • Анонимно
        23.06.2019 15:34

        В Заказанье все так говорят, моя мама произносит "биртикәл", вместо "вертикаль". Она татарка-мусульманка из Кукмора.

        • Анонимно
          23.06.2019 23:46

          15.34 У вас мама очень продвинутая, знает истинно татарское слово "верикаль"!

          • Анонимно
            24.06.2019 11:21

            Конечно, она закончила на отлично татарскую школу. По геометрии это учат, слово и не русское, оно пришло из латыни.

  • Анонимно
    23.06.2019 11:39

    Мои поздравления. Когда талант отмечен - это радует. Да и жизнь, судя по интервью, настоящего, трудолюбивого человека. Да, сейчас и в творчестве жизнь заточена на получение денег, лёгких денег. Так и сама жизнь сегодня, как из "машины времени" Уэллса. Сейчас люди работают только и ни до чего им.

  • Анонимно
    23.06.2019 11:56

    наш мамадышский край-керяшен ягы-кряшенская сторона,
    как например,бакалинский район башкирии.
    народ,конечно,один и тот же,
    однако отличий и в языке,и в культуре довольно много:
    -языковые нюансы,
    -одежда,
    -свадебные,похоронные и прочие обычаи,обряды всякие,
    -чёткое разделение на татар и кряшен,
    несмотря на проживание бок о бок
    (в последнее время всё нивелируется,и тут ничего не сделаешь..).
    пропала красота.
    грустно.

  • Анонимно
    23.06.2019 12:07

    Все по полочкам разложил

  • Анонимно
    23.06.2019 12:11

    Во многом согласен с Ибушевым. Но с "Узгэреш жилем" не согласен. Должны быть эксперименты на высоком уровне, взгляд со стороны. Это только возвышает татарскую песню.

    • Анонимно
      23.06.2019 12:41

      Пока главный эксперименте УЖ в то, что они в конце этого года едут в Нью-Йорк за бюджетные деньги Татарстана выступать непонятно перед кем. Видимо, наэкспериментировали, теперь хотят тратить заработанное в местных бутиках

    • Анонимно
      23.06.2019 12:52

      На старом на классике не нужно экспериментов. Создайте свое и экспериментируйте и возвышайтесь.

    • Анонимно
      25.06.2019 11:35

      12.11. "Үзгәреш җиле" - это когда татар җыры хочет стать американским джазем 50-х годов.
      Как эксперимент нормально. Что-нибудь положительное останется.

  • Анонимно
    23.06.2019 12:50

    Георгий,рэхмэт жырларына!Унышлар!!!

  • Анонимно
    23.06.2019 12:54

    Очень нравится голос Ибушева. Он прямо обволакивает и завораживает. Могу слушать часами.

  • Анонимно
    23.06.2019 13:42

    В первые слышу о нем и совсем не известный.

    • Анонимно
      25.06.2019 11:36

      13.42. Вас жалко.

    • Анонимно
      25.06.2019 11:37

      13.42. Вы, наверное, болельщик или бизнесмен-мспешник. Им некогда Ибушева слушать.

    • Анонимно
      25.06.2019 11:39

      Был на юбилее человека, где весь вечер пел Ибушев. Больше таких душевных юбилеев не видел.

  • Анонимно
    23.06.2019 13:54

    пойдите в архив и почитайте когда был крещен деревня Владими

  • Анонимно
    23.06.2019 15:40

    \\Потом я вижу: человек 10, там был и Ирек Габидуллович Мазитов, если вы его знаете, наш худрук\\ - Вообще-то, его звали Ильгиз. Это был выдающийся организатор культуры Татарстана, большой эрудит, глубокий знаток татарской культуры и классического искусства. Жаль, рано ушел из жизни, из него получился бы отличный министр культуры, но его не оценили.

  • Анонимно
    23.06.2019 17:03

    Мне очень импонирует спокойное отношение Георгия к различным почетным званиям и титулам. Я бы давно отменил такие звания, при капитализме они смешны. Фрэнк Синатра не имел титула народного артиста США, Лучано Паваротти не был народным артистом Италии, а Герберт фон Караян не был заслуженным артистом ФРГ. Но это были подлинные звезды искусства мирового масштаба. Зачем продолжать не лучшие традиции советских времен? Мы же знаем, как нынче получают почетные звания, из лауреатов 90 процентов откровенные бездари, зато льготы и надбавки обеспечены. Эта зависимость идет от эпохи тоталитаризма.

    • Анонимно
      23.06.2019 19:38

      у нас же всю жизнь борьба за звания, премии, и из за этого человек теряет совесть, гордость, личность. я восхищаюсь Высоцким, у которого при жизни не было никаких наград, а его песни и сегодня актуальны! мне стыдно за Тямаева, Элвина и всяких тамадов - которых хвалят, дают звания за ни за что. жаль, что таких преданных творчеству настоящих талантов как Ибушев уже не будет...

    • Анонимно
      25.06.2019 11:40

      17.03. Ибушев - чел в себе, этим Он и ценен.

  • Анонимно
    23.06.2019 17:15

    Заслуженно!

    Иван Михайлович респект вам!Своих надо толкать!И так Кряшены оставались как то в тени в признании Заслуг!знакум

  • Fandas Safiullin
    23.06.2019 18:47

    Здравствуй, Георгий!
    Поздравляю тебя с давно заслуженным званием!
    Ты заслужил намного больше, чем разные звания — заслужил любовь и огромное уважение народа, твоего слушателя.
    Рад за тебя.
    И … стыдно за республику. Мне тоже больно видеть, как вырождается скрещенная с убийственной коммерцией музыкальная, песенная культура народа.

    Целое поколение не оберется позора оттого, что уже более четверти века на чужеземной шабашке Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля — агрессивно зачищенный от местных талантов.

    О том, что у нас творится в области музыкальной культуры (да и в немузкальной — тоже), наверное, точнее бывшего дирижера Большого театра России, главного дирижера ГСО РТ ныне покойного Фуата Мнсурова не скажешь: «Так неуважительно, как в Казани, к творческим людям не относятся нигде». Он с горечью упоминает травлю Салиха Сайдашева, Нияза Даутова...

    Перечень травли и унижений музыкальных талантов можно продолжить.
    По короткой дружбе знаю, какие унижения пришлось испытать Хайдару Бигичеву. Знаю, что пришлось пережить Народной артистке Зиле Сунгатуллиной в 1996 году

    Тебе, Георгий, знаю, тоже досталось.
    Это слабое «утешение», но, по-своему, оно достойно гордости: травля творческих талантов при ползучем одичании общества — это знак их высочайшего качества.

    С самого начала нашего знакомства — я твой неизменный поклонник твоего певческого голоса и твоих задушевных песен, Георгий.
    Будь здоров, бодр духом! Всей полноты тебе счастья!

    • Анонимно
      23.06.2019 21:10

      "НА ЧУЖЕЗЕМНОЙ ШАБАШКЕ"!

      эХ,фАНДАС ДУС!Как вы точно сказали про наш театр оперы и балета имени Мусы Джалиля!Даже в День юбилея (110) Великого поэта,чье имя театр носит "ОНИ" не сказали ни единого слова о нем!Они тогда точно были "НА ЧУЖЕЗЕМНОЙ ШАБАШКЕ"!Не до Мусы Джалиля было...........знакум

    • Анонимно
      24.06.2019 18:32

      Фандас Сафиуллин-человек заслуженный, уважаемый!
      Но его ненавистные нападки на театр оперы и балета имени Мусы Джалиля далеки от мудрости. Эти нападки просто солдафонские.

      • Анонимно
        24.06.2019 20:24

        В начале года театрам Республики разделили премиальные гранты Республики.Из 350 миллионов 210 миллионов,60 процентов достались театру им.Мусы Джалиля.А остальные 40 процентов 40 театрам Республики-по одному проценту!
        Значит ли это что Доля театра оперы и балета внесенная в культурную жизнь Республики столько весит?И дополнительно,директор татра-главный,опять в списке кандидатов в депутаты Госсовета,уж в который раз,я со счета сбился,и от ЕР!Я ничего не понимаю.Может кто в этом разбирается-почему ТАК?знакум

      • Fandas Safiullin
        26.06.2019 17:15


        «... ненавистные нападки на театр оперы и балета имени Мусы Джалиля далеки от мудрости. Эти нападки просто солдафонские».

        Не переводите стрелки но ложный путь.
        Нет у меня нападок на Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.
        Есть боль обиды и злость возмущения за опущение Татарского театра оперы и балета до положения кочевой по европам шабашки.
        Есть 25 с лишним лет моих многократных безуспешных выступлений за возвращение театра народу Татарстана.

        Комфортная во всех отношениях шабашка — это зарабатывание денег на чужбине, при полном государственном содержании самих шабашников. Назову его так: «пограничный бизнес».
        Успешно практиковался в советское время в группах советских войск в странах социализма.

        Мне посчастливилось увидеть такую замечательную шабашку во всей красе в 1976 году в Центральной группе войск (ЦГВ) в Чехословакии — после первой же «солдафонской нападки» на неё партийным контролем ЦК КПСС. (В 1972-1977 проходил в ЦГВ службу).
        Суть той армейской шабашки — направление наших солдатиков на промышленные предприятия ЧССР на т. н. «отработку» — на различные черновые неквалифицированные работы: копать, оттаскивать-подтаскивать, грузить, разгружать, чистить, мыть... Бойцы довольны на «Ура!»: служба идет, а чехи не жадны на кормежку и пиво. Оплата идет командованию: по вертикали снизу вверх. 

        При обыске у командира одного из мотострелковых полков подполковник Никифорова изъяли 2 миллиона чехословацких крон. И пошла цепочка вширь и вверх по нарастающей, вплоть до командования ЦГВ. Был скандал.

        Так, в чем же оно — восхитительное преимущество «пограничного бизнеса»?
        А вот в чем.
        Чужестранному нанимателю и чужим ревизорам нет никакого дела, куда идут и как распределяются уплаченные ими чужеземцам денежки, а нашим контролерам, как посторонним, путь закрыт к чужой кассе.
        Красота!

  • Анонимно
    23.06.2019 19:57

    История крещения татар хранится в архивах Синодо--РПЦ. Напишите историю своих кряшенских аулов.Все встанет на свои места.Единичные случаи может быт,что кряшены с язычества приняли христианство.
    В 1553-58 годы под началом Морозова сотни татарские деревни стали кряшенскими.Уреево,Тук-Пулат,Бирдебяк,Казаклар Чаллысы итд.
    Историки почему молчите?
    Что думает Нурулла Гариф итд...

    • Анонимно
      23.06.2019 20:13

      19-57 А вам наверное известно , раньше многие народы , этносы назывались татарами . Вплоть до народов Дальнего Востока и Кавказа . И Лев Толстой в Кавказском пленнике чеченцев называет татарами. И кряшен почему не могли и называть татарами, раз язык схожий, но не похожий.

      • Анонимно
        23.06.2019 21:42

        Чеченцев никогда не называли татарами, их всегда так и называли чеченцами. Вот цитата из повести "Хаджи-Мурат" Льва Толстого: "И действительно, вслед за ядром показалась из-за леса густая толпа конных чеченцев с значками. В середине партии был большой зеленый значок, и старый фельдфебель роты, очень дальнозоркий, сообщил близорукому Бутлеру, что это должен быть сам Шамиль".
        http://www.klassika.ru/read.html?proza/tolstoj/hadjimurat.txt&page=15

        • Анонимно
          23.06.2019 22:02

          Ну и кого же тогда Лев Толстой называл в кавказском пленнике татарами ?

          • Анонимно
            24.06.2019 11:26

            «ТАТ́́АРСКИЙ» ЯЗ́́ЫК Лермонтова. В кон. ноября — нач. окт. 1837 Л. писал С. А. Раевскому из Тифлиса: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, — да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться» (VI, 441). В те годы «татарами» называли на Кавказе всех мусульман, а под «татарским» языком понимали, помимо собственно татарского, все тюрк. языки Кавказа — азербайджанский, ногайский, кумыкский, карачаево-балкарский.
            https://dic.academic.ru/dic.nsf/lermontov/1348/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%C2%BB

          • Анонимно
            24.06.2019 20:04

            23.06.2019 22:02
            Кумыков, карачаевцев, балкарцев.

          • Анонимно
            24.06.2019 23:53

            23.06.2019 22:02
            Когда русские пришли на Кавказ, они с удивлением обнаружили , что для некоторых из горцев, РОДНЫМ является хорошо знакомый русским тюркский язык. Поэтому этих тюркоязычных горцев и назвали татарами, несмотря на то, что они были НЕотличимы от остальных горцев, и довольно сильно отличались внешне, как от волжских татар, так и от степных кочевников!

          • Анонимно
            25.06.2019 11:47

            22.02. Кавказские татары: кумыки, карачаевцы, балкарцы. В принципе, к ним относятся и нагайцы, появившиеся на Кавказе позже.
            Татарский язык до внедрения русского языка был языком межнац. общения на С. Кавказе. Чеченцы знали татарский язык.

            • Анонимно
              25.06.2019 16:54

              25.06.2019 11:47
              нОгайцы, как раз НЕ горцы! Они-классические кочевники, степняки!
              А в своем посте я специально АКЦЕНТИРОВАЛ слово "родной" крупными буквами! О том, что тюркский язык БЫЛ средством межнационального общения по ВСЕМУ Кавказу, я ЗНАЮ!

              • Анонимно
                25.06.2019 21:37

                В те времена не говорили "тюркский язык", а называли вполне татарский язык.

                • Анонимно
                  25.06.2019 22:38

                  25.06.2019 21:37
                  Тот язык все-таки несколько отличался от современного татарского языка.

                  • Анонимно
                    25.06.2019 23:05

                    И русский язык тогдашний от нынешнего заметно отличается.

        • Анонимно
          23.06.2019 22:09

          Виктор Шкловский[9]:
          « Тема «русский среди чеченцев» — это тема «Кавказского пленника» Пушкина. Толстой взял то же название, но рассказал всё по-другому. Пленник у него русский офицер из бедных дворян, такой человек, который всё умеет делать своими руками. Он почти что не барин. Попадает он в плен потому, что другой, знатный офицер, ускакал с ружьем, не помог ему, а сам тоже попался. Жилин — так зовут пленника — понимает, за что горцы не любят русских. Чеченцы люди чужие, но не враждебные ему, и они уважают его храбрость и умение починить часы. Пленника освобождает не женщина, которая в него влюблена, а девочка, которая его жалеет. Он пытается спасти и своего товарища, взял его с собой, но тот несмел, неэнергичен. Жилин тащил Костылина на плечах, но попался с ним, а потом убежал один. Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза — спокойная, никаких украшений в ней нет и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину — хорошему человеку, и того, что мы про него знаем, нам достаточно, да он и сам не хочет знать про себя многого.

      • Анонимно
        23.06.2019 22:50

        Кавказскими татарами называли азербайджанцев, вы путаете.

        • Анонимно
          24.06.2019 11:37

          Татарами на Кавказе называли все тюркские народности, такие, как балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, азербайджанцы. Последних, кстати, называли бакинские или закавказские татары. Кстати, до революции не употребляли термина "тюрки", "тюркский", соответствующая структура в Казанском университете называлась Кафедра татарско-турецких наречий.

          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B

        • Анонимно
          25.06.2019 11:49

          22.50. ... и азербайджанцев тоже.

      • Анонимно
        25.06.2019 11:43

        20.13. Говорим о соврем. татарах.
        Раньше и русские (русы) были шведами-варягами.

  • Анонимно
    23.06.2019 21:56

    Всех кряшен ждет судьба Бакалинских татар-хртстиан.Стали нагайбаками и Потеряли язык, культуру.
    Может быть нам вместе!

    • Анонимно
      24.06.2019 05:48

      Это судьба не только крящен, но и всех остальных татар то же.

    • Анонимно
      24.06.2019 08:42

      Вот еще один "мыжеодиннарод".

      • Анонимно
        24.06.2019 19:02

        08:42 Кроме отрицания непонятно чего, у вас есть конкретный тезис-утверждение?

    • Анонимно
      24.06.2019 09:02

      Тут один "гуманист" пророчествовал, что кряшен через 20 лет не будет, его уже нет давно, а кряшены как есть, так и будут.

      • Анонимно
        26.06.2019 10:42

        Не надо осквернять праздник человека. Этому не только он радуется, но и многие поклонники

  • Анонимно
    23.06.2019 22:45

    Очень хорошее интервью! Талантливый и душевный человек! Спасибо ему и автору!

  • Анонимно
    23.06.2019 23:21

    Гөргөри туган, котлыйм! Исәнлек, уңышлар, бәхет юлдаш булсын!

  • Анонимно
    24.06.2019 01:55

    Хороший певец. Люблю его песни , была на концерте в нац.библиотеке. Здоровья ему.

  • Анонимно
    24.06.2019 02:36

    Замечательный татарский народный певец, сумевший сохранить традиции, не изменять своим принципам - исанлек, унышлар!
    Рахмат сезгэ!

  • Анонимно
    24.06.2019 05:31

    Не собираюсь, ни фандсить, вбрасывая апокалиптические фейки о прошлом, ни петь дифирамбы Ибушеву,их и так достаточно. Рад,что этот "птенец гнезда назибова" помнит и чтит Великого человека,ставшего символом татарской музыкальной культуры 20 века,которого, тоже знал лично. Благодарен журналистам БО,за хорошее интервью и биографическую справку, подтверждающую афоризм,что если человек талантлив, то это отражено во всем, чем он занят ,имею в виду успехи Георгия Мефодиевича и в областях, выходящих за пределы музыки, включая технику и поэтическое мастерство.

    • Анонимно
      25.06.2019 11:52

      5.31. Фандас абый - многостаночник, на любую тему скажет правду-матку.

      • Fandas Safiullin
        26.06.2019 17:25

        «Фандас абый - многостаночник, на любую тему скажет правду-матку»

        Можно поправочку? Я- одностаночник!
        «Многостаночник» в вопросах правды — это тот, у кого разное толкование правды в разное время, по разному поводу — в зависимости оттого, когда правда выгодна, или, наоборот, когда рискованна непричтностями.

  • Анонимно
    24.06.2019 09:42

    Георгий абый искренний человек с чистой душой. Дождался звания! Теперь дальше - покорять другие вершины!

    • Анонимно
      25.06.2019 11:53

      9.42. ... может дальше продолжать окучивать картофель.

      • Анонимно
        25.06.2019 14:43

        Ваш картофель весь в жуках и в проволочнике . Прежде окучивать нужно всех ваших жуков протравить.

  • Анонимно
    24.06.2019 09:55

    Георгий Мефодьевич! Поздравляем Вас с заслуженной наградой!!! Гордимся Вами!!! Настоящий певец! Настоящий кряшен! Настоящий Человек!!!

  • Анонимно
    24.06.2019 10:13

    Георгий Мефодьевич, здоровья Вам и всего самого хорошего!
    Давно Вас не было в Москве. Запомнился концерт в Доме литераторов, зал был полон, зрители на ступеньках сидели.
    Всегда считал Вас и Хайдара Бегичева лучшими татарскими певцами. Сейчас появились Ильхам Валиев и Филюс Кагиров. К сожалению, недавно на концерте Аиды Гарифуллиной и Ильдара Абдразакова не было исполнено ни одной татарской песни.
    В интервью же все сказано правильно, на мой взгляд, особенно про "Үзгәреш җиле".
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    25.06.2019 12:17

    Татарскую эстраду заполонили прыгающие под частушки, высоко задрав коленки, супружеские пары, конферансье и т. п. Смешно смотреть.

  • Анонимно
    25.06.2019 12:18

    Татар концертларын дискотекага әйләндерергә маташалар.

  • Анонимно
    26.06.2019 10:38

    Прекрасная статья о человеке не только с прекрасным,как правильно подмечено, "серебряным" ГОЛОСом, но скромнейшем исполнителе. А может и слишком скромном, не продвигающем себя и свой ТАЛАНТ

  • Анонимно
    26.06.2019 16:01

    Гөргөри әфәнде, тормыш дәвам итә. Җырларыгыз белән бөтен татарларны шатландырып торыгыз, диннәренә карамый.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль