Общество 
25.06.2019

«Если вы работаете с людьми, у вас никогда не сложится так, что 3/4 населения против вас»

Топовые политтехнологи собрались в Казани дать совет, как не наступать на грабли Екатеринбурга в спорах с «рассерженными горожанами»

«Казань долину смерти перепрыгнула. У нее есть будущее. Но тут начинаются проблемы…» — рассуждали накануне участники первого заседания экспертного клуба «Волга», посвященного соучастию граждан при формировании городской среды. О том, что думают об этом такие корифеи, как Игорь Минтусов, Валерий Федоров и Михаил Виноградов, а также зачем все это понадобилось политтехнологам казанского Кремля, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Обсудить тему соучастия жителей в развитии городской среды на первом заседании экспертного клуба «Волга» в Казани прилетел накануне внушительный бомонд федеральных политологов Обсудить тему соучастия жителей в развитии городской среды на первом заседании экспертного клуба «Волга» в Казани прилетел накануне внушительный бомонд федеральных политологов

«ЭТОЙ ИДЕЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ»

Обсудить тему соучастия жителей в развитии городской среды на первом заседание экспертного клуба «Волга» в Казани прилетел накануне внушительный бомонд федеральных политологов, которые собрались в довольно шикарном месте — баре 5-звездочного турецкого отеля Kazan Palace by Tasigo, открытого ровно год назад на Калинина в здании бывшей Шамовской больницы. Хедлайнером стал известный российский  политконсультант и глава PR-компании «Николло М» Игорь Минтусов. Помимо него, в Казань привезли гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, президента фонда «Петербургская политика», политолога и регионоведа Михаила Виноградова, президента национальной лиги по связям бизнеса и государства (GR-лига), российского политтехнолога Марата Баширова и президента Российской ассоциации политических консультантов Алексея Куртова. Список приличный даже по столичным меркам, хотя сама идея предложить именно политтехнолагам, а не урбанистам рассуждать о городской среде, поначалу казалась странной.

Все становится на свои места при взгляде на список организаторов. Идейным вдохновителем стала команда казанского коммуникационного агентства «Теория Дарвина», к услугам которого в последние годы так или иначе прибегают республиканские власти в период предвыборных кампаний. В организаторах также числятся Российская ассоциация по связям с общественностью, Российская ассоциация политических консультантов и Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Среди организаторов встречи корреспондент приметил и сотрудников аппарата президента РТ, главным образом — из окружения первого замруководителя  Марата Муратова. В зале расположился и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов, который внимательно следил за ходом дискуссии.

«Этой идее несколько лет. Почему именно сейчас [созвали экспертный клуб]? Я не знаю, просто вот именно сейчас получилось организоваться. Несколько лет шли к этому, постоянно обсуждали с коллегами, в том числе и федеральными. Понимаю, что происходящее в Казани интересно для всей страны, с одной стороны. С другой — интересно, чтобы коллеги приезжали сюда и видели, как жизнь здесь проходит, — пояснил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ управляющий партнер „Теории Дарвина“ политтехнолог Ленар Файзутдинов, объяснивший и выбор для первого заседания клуба столь специфичной темы. — Это актуальная тема для города. Все, что происходит в городской среде, с историческим наследием, благоустройством, коммунальной сфере, крайне волнует граждан. Общество выросло и готово обсуждать не только политические пристрастия, которые сходят на нет, а важно то, что я вижу, что меня касается. Важно, что люди расширили свое понимание „своего“ до городской среды. На мой взгляд, это важнейший политический процесс, происходящий сегодня».

Кроме федеральных политологов, к дискуссии подтянули и местных мыслителей, среди которых, впрочем, не оказалось некоторых профильных фигур. «Наталья Львовна [Фишман] не смогла, потому что в отъезде. С [Иваном] Гущиным просто не было обсуждений, не знакомы. Наверное, можно было и его пригласить, да», — объяснил Файзутдинов. Чувствовалось, что местная публика — все-таки гарнир, а главное — гости.


«КОМПРОМИСС» — ЭТОГО СЛОВА НЕТ В НАШЕМ ЛЕКСИКОНЕ»

Право открыть историческое заседание клуба «Волга» дали аксакалу цеха политтехнологов Минтусову. Он сразу же обозначил причины, почему тема соучастия граждан в обустройстве городской среды сегодня выходит на первый план. Во-первых, есть высокий уровень недоверия властями, когда в их действиях общество видит только подвох, обман, стремление предоставить преференции приближенным к ним коммерческим структурам или «просто украсть у жителей их привычную среду обитания». Тут московский гость сделал оговорку, что все это он написал до его приезда в Казань. Видимо, тем самым он хотел подчеркнуть, что сказанное не относится к местным властям.

Вторая причина, почему городская среда выходит на первый план, — это неумение властей разговаривать с недовольными на равных. Тут уже отдельную оговорку Минтусов не стал делать. «Власти воспринимают возражения со стороны жителей как возражение на поведение неразумных детей, которые якобы сами не знают, чего хотят, отчего и возражают. А власти якобы лучше знают, что им надо. У них же стратегический план развития региона…» — отметил политолог. И третья причина, лежащая на поверхности, — политизация коммунальной жизни на фоне отсутствия большой политики в стране, когда политическая оппозиция проблемы городской среды и общественных пространств начинает использовать в свою пользу. За примером Минтусов не стал далеко ходить — так произошло в храмовом скандале в Екатеринбурге, так еще не раз произойдет по следам «мусорной» реформы.

За каждым выступлением буквально слышались местные кейсы, но эксперты так ни разу и не упомянули о протестах против строительства МСЗ в Осиново, прокладке дороги в Дербышках, засыпке Волги и так далее. В основном приглашенные политологи предпочитали как модельный пример разбирать скандал в Екатеринбурге.

Так что же делать, чтобы не допускать конфликтов при формировании городской среды? По мнению Минтусова, надо: а) стимулировать создание гражданского общества, чтобы НКО работали на низовом уровне с населением напрямую и брали на себя функцию коммуникаторов между обществом и властью; б) этих коммуникаторов надо в первую очередь привлекать при обсуждении спорных вопросов вокруг реформирования окружающей среды; в) властям надо менять свою политическую культуру и чаще идти на компромисс, чего пока в стране нет. «Компромисс» — этого слова нет в нашем лексиконе», — процитировал Минтусов своего зарубежного коллегу.


«ФОРМИРУЕТСЯ ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОМУ ПРОЩЕ, ЗАСТРЯВ В ЛИФТЕ, НЕ НАЖИМАТЬ АВАРИЙНУЮ КНОПКУ, А НАПИСАТЬ В TELEGRAM»

Несколько с другой точки зрения на проблему конфликтов в городской среде между обществом и властью взглянул Виноградов. По его словам, есть пара мифов вокруг этой темы. Первое — люди знают сами, чего они хотят, потому надо обязательно спрашивать их мнения при формировании городской среды. Второе — люди ценят больше всего удовлетворение их базовых потребностей. И то, и другое, по словам Виноградова, неверно. Большинство успешных проектов в городе реализуются без запроса жителей — «люди не особо сами чего-то хотят», а более ценно для горожан не удовлетворение базовых потребностей, а дополненная реальность, красивая сказка вроде «бонусов» в виде нового парка или сквера.

Но тем не менее, по словам Виноградова, высказаться населению надо давать, если на то есть социальный запрос. Еще один тезис возник уже после визита в Иннополис, как заверил сам Виноградов (до этого гостям устраивали экскурсии по Болгару, Иннополису, парку им. Урицкого, ЦКС «Московский» и даже водили на Сабантуй).

«Нам сказали, что формируется целое поколение, которому проще, застряв в лифте, не нажимать аварийную кнопку, а написать в Telegram, что он застрял в лифте, и, мол, помогайте мне все… Наверное, отношение к государству следующего поколения будет как к функциональной штуке. Когда-то эта схема была описана Эдуардом Успенским. Помните, когда они звонят в справочную и спрашивают, где в городе взять кирпичи. В справочной сказали: „Всеми кирпичами в нашем городе занимается Иван Иванович“. Как я понял сегодня в Иннополисе, у людей запрос на консьерж-сервис в лице государства оказывается ключевым. Если государство способно будет уйти в этот консьерж-сервис, то, возможно, и отношение людей к государству будет мягче», — пояснил Виноградов.


«Повестка урбанизма, градостроения, очень в высокой степени локализована. И в этом плане жизнь в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, не говоря уже о соседних регионах, очень разная», — продолжил выступление коллеги Федоров. Глава ВЦИОМа отметил, что есть три стадии развития городских сообществ: когда всем по фигу, когда жителям плохо и они просят властей «сделать хоть что-то», и когда город развивается, но непонятно, в каком направлении. Казань, по мнению Федорова, относится к третьему варианту, хотя большинство российских городов — к первому или второму. «Казань эту долину смерти уже перепрыгнула. У нее есть будущее, динамичное настоящее. В городе есть деньги, люди, планы. Но тут начинаются проблемы…» — пояснил Федоров. Эти проблемы связаны не с тем, что власть, бизнес и общество имеют разные желания. Просто  развитие или вызывает неудобства для жителей, или есть подозрения в чьей-то заинтересованности, или людям в принципе не нравится эстетика городского проекта. За примером не надо далеко ходить — Екатеринбург, где угрозу отбили, но проблема осталась. В каком виде? Остаются напуганные чиновники, что, конечно, лучше непуганых, так как теперь они будут действовать осмотрительнее. И, отметил Федоров, остаются люди-активисты, поднявшие проблему и опьяненные своей победой над чиновниками, что только подогревает оппозиционные настроения в обществе.

«Конфликтов не бывает только в одном месте — на кладбище. В нормальном обществе должны быть конфликты. Здоровое общество от больного отличается тем, что оно умеет эти конфликты разрешать, не разрушая само себя», — заявил глава ВЦИОМа. По его словам, в стране должны появиться рабочие алгоритмы решения конфликтов и компетентные организации, которые будут решать эти споры.


«Я С ВОСТОРГОМ УВИДЕЛ, ЧТО В КАЗАНИ ЕСТЬ ГЕНПЛАН!»

«Мы сегодня вступаем в период, когда власть должна социализироваться, научиться вести социальный диалог. Она этого делать не умеет, — продолжил мысли коллег Баширов. — Локальный конфликт в Екатеринбурге отразился на всей стране. Локальный конфликт в Шиесе — а это, кстати, не очень большой мусорный полигон, который строится по современной технологии, приносит Архангельской области вполне приличные деньги, за которые любая европейская страна сегодня готова покупать мусор — становится всероссийской проблемой.

Квалификация людей, работающих на низовом уровне, не соответствует современным задачам. Если мы хотим что-то менять в наших городах, если мы хотим сбалансированных решений, нам требуется менять сознание не горожан, а людей, которые работают в местных органах власти. Мы начинаем внедрять «цифру», но мы не учим их работать даже с социальными сетями. Взять любого чиновника — он гораздо менее продвинут, чем те, кто объединяется через мессенджеры при проведении митинга. Он не знает, как работают мессенджеры, как ловить этот контакт. Ситуация в Екатеринбурге ловилась вообще через самый простой бесплатный запрос в «Яндексе». Как рос интерес горожан к этой теме две недели назад, неделю назад, два дня назад? Был составлен прогноз, по которому и принималось решение в Москве о том, что нужно эту историю заканчивать. А все потому, что по количеству запросов в «Яндексе» стало понятно, что в очередное воскресенье выйдет не 3 тысячи, а порядка 20 тысяч человек. Это была уже катастрофа».

По словам Куртова, последнюю четверть века России переживает массовый переход людей из пригородов и сел в мегаполисы. Но этих переселенцев никто не учит жить в городах, отчего и появляется много разных представлений среди горожан: кому-то надо кафе, кому-то музей, а кто-то мечтает о сельском клубе…

«Неумение пользоваться пространством вокруг нас приводит к таким вещам [конфликтам], — заявил Куртов, расхваливая генплан Казани. — Я с восторгом увидел, что в Казани есть генплан! Поверьте, далеко не в каждом российском городе, даже очень большом, есть генеральный план развития. Например, в Москве. Вы помните, что несколько лет назад к городу прирезали территорию, которая равна примерно всей территории Москвы. И никто не знает, для чего она. Никто не знает, что это за Москва, как в ней жить! И вот это совмещение понимания, идеология понимания жизни совместного проживания порождает умение договариваться».

По словам Алексея Куртова, последнюю четверть века России переживает массовый переход людей из пригородов и сел в мегаполисы. Но этих переселенцев никто не учит жить в городах По словам Алексея Куртова, последнюю четверть века Россия переживает массовый переход людей из пригородов и сел в мегаполисы. Но этих переселенцев никто не учит жить в городах

«КОГДА МЫ ГОВОРИМ, ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ С НАСЕЛЕНИЕМ — ЭТОГО СИЛЬНО НЕДОСТАТОЧНО»

К этому времени на часах уже шел первый час заседания клуба «Волга», и модератор в лице директора Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонида Толчинского предложил перейти от общей теории к практике и заслушать еще одного гостя — некоего советника главы Республики Карелия Сергея Васильева, который, правда, представился политтехнологом из комитета по политтехнологиям РАСО. По его словам, он долго думал, как улучшить социальное самочувствие в регионе — решили делать это через улучшение городской среды, главным образом через проект «Комфортная городская среда», который «особенно активно в год выборов Путина наполнялся деньгами…» И тут политтехнолог решил поделиться с татарстанскими коллегами своим успешным кейсом, который, будем честны, реализуется в республике с куда большим размахом.

«Когда показываешь людям разрушенный и восстановленный сквер, им все становится понятно, даже ничего не надо объяснять. Главное, чтобы этот сквер был восстановлен потому, что они этого хотели. Реализовывать надо те проекты, которые востребованы, выбраны самими жителями, — объяснял Васильев. — Логика проста: это движение должно быть ежегодным и соответствовать определенной этапности. Первое — заложить деньги в бюджет, второе — провести широкое общественное обсуждение, делать упор на визуальные формы, третье — вовремя разыграть конкурс, четвертое — реализовать их непосредственно к выборам, которые проходят в тех или иных муниципалитетах… И затем остается прекрасно отчитаться о проделанной работе. А люди ответят на это добрым отношением к власти. Сопутствующая история — это вовлечение людей, которые лояльны власти, которые номинируются на выборные должности, чтобы привязать их ко всем этим историям. Они обязательно должны быть инициаторами, реализаторами, защитниками интересов жителей…»

Казалось бы, что еще нужно добавить к сказанному, а нашлось. Куртов решил поделиться другим успешным кейсом решения конфликта. Примером стало здание ижевского оружейного завода — гордости города, изображенного даже на его гербе. К сожалению, объект уже несколько лет пустует, на ремонт 3500 кв. м нужно несколько миллиардов рублей, которых в бюджете Удмуртии, конечно, нет. И вот информация дошла до Владимира Путина. Тот дал указание Александру Бречалову, чтобы к сентябрю решили вопрос со зданием. Начали разбираться, проводить исследование, и социологи выяснили, что как минимум 25 интересантов есть вокруг этого здания. Кто-то в городе хотел там музей, кто-то торговый или выставочный центр…  «Глава республики тоже является интересантом — ему надо найти решение, которое удовлетворит Путина. А финансистам надо найти решение, которое снимет нагрузку с бюджета республики, и так далее», — объяснял Куртов. Что же в итоге решили делать со зданием оружейников? В баре Kazan Palace послышалось: «Сжечь!» Но татарстанские эксперты по городскому пространству не угадали. Как рассказал Куртов, там решили устроить Суворовское училище. Идеальный пример учета всех мнений интересантов: ставится на баланс минобороны, появляется новое учебное заведение, продолжение оружейного кластера в Ижевске, создание нового безопасного места в центре города, да и своя эстетика — кружащие рядом девочки, которые будут танцевать с красивыми курсантами. «Когда мы говорим, что надо говорить с населением, — этого сильно недостаточно. Нужно искать варианты, которые будут удовлетворять всех», — подытожил Куртов.

***

Идейным вдохновителем экспертного клуба стала команда казанского коммуникационного агентства «Теория Дарвина» Идейным вдохновителем экспертного клуба стала команда казанского коммуникационного агентства «Теория Дарвина»

После всего сказанного микрофон дошел-таки до татарстанских специалистов. С места встал руководитель дирекции парков и скверов Казани Марат Закиров, который начал рассказывать о соучаствующем проектировании общественных пространств, внедренном командой Наталии Фишман-Бекмамбетовой.

Только было модератор предложил высказаться известному в узких кругах казанскому медиаменеджеру Ярославу Муравьеву, сидящему все время тихо, как тот лишь отмахнулся. В этот момент со своего места встал Камалтынов, который подсел за стол организаторов мероприятия в лице команды «Теории Дарвина» и о чем-то живо с ними беседовал, после чего поспешно удалился из зала.

Тем временем жизнь в клубе текла своим руслом. У микрофона оказалась руководитель агентства Evolution Арина Судакова. Именно из-под пера ее команды родились проекты по модернизации парка им. Урицкого и благоустройства Иннополиса. Судакова заявила, что парк им. Урицкого был ее последним проектом, когда она соглашалась на соучаствующее проектирование. Причина такого решения вот в чем: «Посещая различные социальные группы, мы начинаем заигрывать с населением, пытаемся выстроить с ними четкую связь, но при этом убиваем профессионализм архитекторов, которым доверили это. Возникает вопрос: зачем мы как государство тратим огромные инвестиции в рамках образовательных программ наших архитекторов-урбанистов? Какова их роль и зачем они нам?» Проект Evolution — парк «Шамсинур» в Альметьевске реализовывался без соучаствующего проектирования, и как итог — все довольны: вокруг парка на 20% выросла стоимость хрущевок, возник народный патруль в виде бабушек и прочее. И только было Судакова решила передать микрофон Муравьеву, как тот опять уже с недовольном гримасой вновь отмахнулся и что-то пробормотал. Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал только обрывки вроде «чего вы до меня докопались», «ничего я вам не скажу».

«Чем ниже мы опускаемся, тем менее будет квалифицированным диалог, — согласился отчасти с Судаковой и Баширов. — Но при этом мы не можем себе позволить не говорить с низом. Мы должны выстраивать многоуровневую систему диалога». Поднятую Судаковой тему подхватили и другие. Председатель ЦСИ «Платформа XXI» Артур Хазиев обратил внимание, что чем квалифицированнее чувствует себя человек, тем меньше он обращается к обычным людям при реализации своих полномочий. «Если к соучастию привлекать еще и архитекторов, то намного тяжелее становится, — пояснила Мария Кутякова из отдела городских проектов Иннополиса. — Архитекторы немного по-другому мыслят».

При этом девушка из Иннополиса поделилась с федеральными экспертами, как работает тот самый консьерж-сервис, озвученный Виноградовым, но уже в Иннополисе. По словам Кутяковой, иннополисяне не знают, как из собранных на Свияжских холмах ягод сварить варенье… «Им легче написать кому-то, чем самим загуглить. В некоторых вопросах они асоциальны. Они не знают, как вкрутить лампочку. Они говорят, что являются IT-специалистами, и они не должны в этом разбираться. Есть люди, которые должны в этом разбираться», — пояснила девушка.

Также быть на одной волне с москвичами решил и политолог Руслан Айсин, который поддержал тезис Куртова. «Большая часть населения Казани — это выходцы из татарской сельской среды. Здесь произошло столкновение двух начал — сельского менталитета и городского нетатарского, который тут был. Татары всегда себя считали собственниками земли, а город — это все-таки лишение тебя земли, потому и борются за парки, общественные пространства. Что сейчас происходит? Вокруг Казани есть поселки, которые вошли в агломерацию, чтобы город стал миллионником, — Салмачи, Константиновка, Вознесение и так далее. Это поселки, где всегда проживало русскоязычное население, достаточно чахлые были поселки. За последние 25 лет татары скупили эти земли, и сейчас это татарский полис. Но он не до конца инкорпорирован в город и находится в полупозиции — и не город, и не село. Там развилась дореволюционная татарская система общин, которая заключается в том, что татары организуют собственное самоуправление и общественное пространство. И второй момент — это экстерриториальная система, которая также присутствует. Это общественный запрос на наличие национального колорита в парках и скверах», — заявил Айсин, апеллировавший к недавнему конфликту вокруг преподавания татарского языка.

«Люди расширили понимание «своего» до городской среды. Это важнейший политический процесс, происходящий сегодня» «Люди расширили понимание «своего» до городской среды. Это важнейший политический процесс, происходящий сегодня»

«АРКАДИЙ, ПЛОХО ТЫ РАБОТАЛ, НЕ НАШЕЛ ДОСТАТОЧНО АРГУМЕНТОВ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ СВОЕГО ШЕФА…»

«Чтобы организация не закостенела, нужно, чтобы процентов 12–15 сотрудников всегда была против. Они не опасны. Критикуют, но ничего сами не создают. К этой критике надо уметь прислушиваться», — решил подытожить глава ВЦИОМа. Его исследование показало, что из 1,5-миллионного населения Екатеринбурга «зачинщиками» конфликта было только несколько сотен человек. Почему они добились своего? Потому что чувствовали, что отстаивают мнение всего города. «Если вы работаете с людьми, то у вас никогда не сложится ситуация, чтобы ¾ населения города были против вас. Поэтому бояться не надо. Работать надо», — призвал Федоров. «Что делать с теми, кто против? Смириться с их существованием и понимать что все эти проекты — это повод для критики, а не причина. Они найдут и другую причину», — вторил ему Виноградов, добавив, что нельзя заниматься профанацией желаний жителей. Пример — пеленальные комнаты в парках Казани, в которые попасть можно, только если отыщешь ключ.

А вот Баширов решил встать на сторону властей в конфликтах вокруг городской среды: «Это такие же люди, как и мы с вами. У них также что-то болит. Они точно так же пользуются теми же самими дорогами. Мы просто должны понимать, что они исполняют несколько иную функцию. И это занимает у них несколько часов в день. Все остальное  время — они точно такие же люди».

«Я как-то задал Дворковичу такой вопрос, — подытожил Минтусов. — Еще в бытность второго президентского срока нашего нынешнего главы государства, когда тот у него работал экспертом: «Аркадий, ты даешь экономические рекомендации президенту, объясняешь ему. А он в итоге тебя выслушивает и принимает другое решение. Что ты делаешь?» Ответ Аркадия меня впечатлил: «Я прихожу к себе в кабинет, сажусь и думаю: «Так, Аркадий, плохо ты работал, не нашел достаточно аргументов, чтобы убедить своего шефа принять твое решение. Думай дальше». На этом примере я хочу сказать, что задача власти — выслушивать население, именно потому партия и избирается. Вторая функция власти — принятие решений. Если эти решения не совпадают с мнением экспертов, то давайте, эксперты, думать дальше, почему власть не принимает наши экспертные советы, несмотря на то, что эти советы — «самые умные в мире», как говорили в Советском Союзе».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.06.2019 08:25

"понаехали" перед выборами. будут учить местное едро: как снять с населения "черные" очки и надеть "розовые".
Но... население все помнит:
и пенсионный возраст,
и самозанятость,
и НДС,
и ГСМ, и т.д.

  • Анонимно
    25.06.2019 08:09

    О-о-о, какое болото, дарвин отдыхает. Мужики идите работать, а?

    • Анонимно
      25.06.2019 09:15

      Очень много здравых мыслей было высказано. И хорошо было бы, если прислушались. А если ничего не менять, стагнация по всем фронтам обеспечена. Меняется гражданское общество, меняется и сама власть.

    • Анонимно
      25.06.2019 09:38

      Верно же сказали, выслушивать мнение и потом уже принимать решение. Частично у нас подобный принцип начинают брать на вооружение. На госуслугах же относительно недавно можно было голосовать за то, какую площадку обустраивать. Может и сейчас есть.

  • Анонимно
    25.06.2019 08:25

    "понаехали" перед выборами. будут учить местное едро: как снять с населения "черные" очки и надеть "розовые".
    Но... население все помнит:
    и пенсионный возраст,
    и самозанятость,
    и НДС,
    и ГСМ, и т.д.

    • Анонимно
      25.06.2019 09:36

      вы очевидно незнакомы со словом политтехнолог. загуглите на досуге.

      • Анонимно
        25.06.2019 10:20

        а, так вы и есть юный политтехнолог из мгер?

        • Анонимно
          25.06.2019 10:57

          вы их так хорошо знаете, как я посмотрю, как вам условия?

        • Анонимно
          25.06.2019 11:01

          Пишешь мнение, которое отличается, и тут тебе: "А вы, наверное, тот самый политтехнолог". Может будете пооригинальнее? Или доводы заканчиваются?
          Человек написал комментарий. Человек с Вами не согласен. И что? Конец света? Или все как вы любую новость должны сводить к "всё плохо...нищета, пенсия, зачем нам парки? вовсемвиноватПутин..." Хотя что объяснять? Хоть бы статью до конца дочитывали.

      • для начало надо заветси в Россию политику . Пока что здесь феодальный строй

        • Анонимно
          25.06.2019 12:32

          известный любитель России. Диванный неудачник, у которого всё плохо. Помним, помним вас.

          • Анонимно
            25.06.2019 15:42

            Так вы зарегестрируйтесь, что и с вами можно было по сути вопроса поговорить, чтобы вы в кусты не убегали каждый раз по нужде.

    • Анонимно
      25.06.2019 10:53

      ...переименование улиц, детсадовская абонентка, отсутствие школьных проездных...

    • Анонимно
      25.06.2019 11:11

      и МСЗ!

    • Анонимно
      25.06.2019 11:55

      И нынешний сабантуй

  • Анонимно
    25.06.2019 08:32

    Короче. Тратим деньги на всякую фигню,но только не на повышение доходов населения.

    • Анонимно
      25.06.2019 09:39

      откуда вы все такие необразованные беретесь? всем вам лишь бы доходы населения повышать, что других задач нет? подобные заседания взяты из европейского опыта, на который такие как вы постоянно ссылаются. ну и чем вы тогда недовольны?

      • Анонимно
        25.06.2019 10:52

        Европейский опыт базируется на ситуации, когда доходы граждан повыше нашего. Цены-то в магазинах вполне себе европейские, заработные платы - нет

        • Анонимно
          25.06.2019 11:54

          а потом догонять будем? Вы ведь потом ныть и по этому поводу будете.
          ааа...ничего не строим, дорог нет, парков нет, скверов нет... Что за страна-то такая?

          • Анонимно
            25.06.2019 11:57

            Такие запросы могу возникнуть у сытого населения. А пока народ "голоден"

            • Анонимно
              25.06.2019 12:34

              За всех не говори. Если у тебя всё плохо, то не значит, что у других также. А теперь завидуйте и минусуйте.

      • начне с зарплат ! а ужж потом другой опыт переманим

        • Анонимно
          25.06.2019 12:33

          работать пробовали? Денег нет, а вы виснете в интернете. Иди поработай.

  • Анонимно
    25.06.2019 08:47

    Азат Д

    Нежна демократия, обратная связь власти с народом, а не по ушам ему ездить.
    Все придумано и опробовано до вас.

    • Анонимно
      25.06.2019 09:49

      Так для этого и проводится это мероприятие. Технологии меняются, значит надо успевать за этими технологиями, вот и научат сейчас регионы как это делать. То, что было, как вы говорите опробовано до вас, уже давно устарело и не работает, как вы сами видите.

      • Анонимно
        25.06.2019 10:25

        Азат Д

        Кто то из оппозиционных "несистемных" партий там присутствует, приглашен?
        Тогда о чем вы?

        • Анонимно
          25.06.2019 10:49

          Вот именно! Почему же другие партии не задумываются о таких важных вещах? Где их рельная работа?

      • Анонимно
        25.06.2019 12:28

        Т.к. туда приглашены политтехнологи, а не инженеры, дизайнеры, специалисты по застройке, то цель этого собрания - заставить граждан думать, как нужно, а не найти диалог!

    • Анонимно
      25.06.2019 11:30

      Ага! Вместо нормальной системы городят какие-то костыли, эрзац-демократию. Только усугубляют ситуацию.

    • Анонимно
      25.06.2019 14:48

      генплан - это прямой диктат решений на много лет вперед... в Европе иначе - там мастер-план и правила простые для собственников и маленькая инспекция с большой дубиной штрафов... и мало болтовни... а тут ГЕНПЛАН... и тупик.

  • Анонимно
    25.06.2019 09:01

    Поэтому прежде, чем вырубать Кырлай, предложите 5 мест и проведите голосование на БО, где народ видит Соборную Мечеть.

  • Анонимно
    25.06.2019 09:06

    Затянулся Марлезонский балет. И Муравьёв все на подтанцовках, и коллега из Карелии напрямую говорит что все эти парки надо делать обязательно перед выборами, чтобы народ был доволен.
    Только вот ситуация настолько критична, что одними парками не обойдёшься, и это кажется мало кто понимает из там сидящих

    • Анонимно
      25.06.2019 09:42

      Память народа коротка. Они едру уже десять лет все прощают и в этот раз простят. Недовольных много, но тех кто хотел бы что-нибудь менять единицы. Даже из здесь присутствующих комментаторов таких по пальцам пересчитать можно.

    • Анонимно
      25.06.2019 09:44

      А как же парки, скверы, вон новую набережную полностью облагородили, велодорожки построили, и это все было сделано далеко до выборов... Да если и будут что-то еще делать новое и лучше, то только плюс для населения же

      • Анонимно
        25.06.2019 10:19

        Поделитесь, какие абсолютно новые парки и скверы появились в Казани за последние лет 20? Посмешища типа парка 1000-летия или сквера Стамбул не предлагать)

        • Анонимно
          25.06.2019 10:56

          Горкинско-Ометьевский лесопарк, например. Его же и можно привести в качестве примера диалога власти и жителей. там хотели дорогу построить, но жители выступили с инициативой и как видите там теперь парк.
          Вспомните любой парк 20 лет назад и посмотрите какие парки стали сейчас? В парке урицкого озеро сделали красивое, в парке черное озеро амфитеатр, в парке горького фонтаны.

          • Анонимно
            25.06.2019 11:42

            Без слёз не взглянешь
            Лес изуродовали.
            Хотели застроить и оградить, жители местные вышли с протестами и отстояли лес.
            В парке на ул. Гагарина пруд уже давным давно, а не "озеро сделали красивое", и ивы поспиливали.
            в парке "Чёрное озеро" было гораздо лучше до "реконструкции"
            От ЦПКИО им. Горького осталось совсем ничего (для города миллионика ).
            Нечем хвастать, увы!

          • Анонимно
            25.06.2019 11:43

            1. В парке Урицкого озеро было и 20 лет назад, просто дополнительно там спилил иву вековую.
            2. В парке Черное озеро озеро было и до этого, многие кстати жалуются на дорожки которые там сейчас сделали говорят в сырую погоду по ним нельзя ходить.
            3. В парке Горького - да фонтаны но его территорию в 3 раза сократили по сравнению с тем что было.

          • Анонимно
            25.06.2019 11:51

            Жители выступили с инициативой? Да люди были готовы по бульдозеры кидаться! Людей начинают слушать когда уже опасно становится, а нормального языка не понимают!

          • Анонимно
            25.06.2019 12:00

            Нет, любезный, приведите пример парка созданного С НУЛЯ. А насчет ометьевского леса - огромное спасибо тем активистам, которые его сохранили. Власть долго сопротивлялась, клепала заказные статьи и нагоняла ботов, а сейчас, уступив, как обычно пытается приписать это себе в заслугу - мол, вот какие мы молодцы, идем на диалог. Но мы-то знаем и помним как все было на самом деле. По остальным паркам - сделанное там неоднозначно, то что получилось нравится далеко не всем, особенно учитывая сколько денег туда вбухано. Поймите, люди не дураки, они ездят по миру и видят как это все можно делать. Казани до уровня развитых городов еще расти и расти

            • Анонимно
              25.06.2019 12:12

              Набережная кабана, кремлевская набережная, территория вокруг театра кукол, набережная у Чаши, территория у Дворца Земледельцев) Это не парки, но они достойны внимания, потому что являются одними из самых посещаемых и красивых мест в Казани, любой подтвердит. Уверен и вы любите там бывать.
              Я собираюсь закончить с вами дискуссию, потому что с каждым комментарием убеждаюсь, что бесполезно с вами спорить, вы как не хотели признавать улучшения в Казани, так и не признаете их никогда. Вашим делом только остается писать гневную критику на власть, жалобы и оставлять гнилые комментарии. Я же в отличие от вас, лишь привел вам альтернативное мнение!

              • Анонимно
                25.06.2019 13:07

                Я задал конкретный вопрос - где новые парки? Уровень озеленения в Казани сокращается с каждым годом, под угрозой множество последних зеленых островков - Березовая роща и Солдатский лес в Дербышках, Белянкинский лес, часть ООПТ Лебяжье, и многие другие. Вы мне зачем-то пишете о благоустройстве общественных площадок (что несомненно тоже хорошо). Закончить дискуссию бегством, не сумев нормально ответить на вопрос - очень достойно, продолжайте в том же духе)

      • Анонимно
        25.06.2019 11:11

        Одна срубленная ива перевешивает все финансовые вложения в Парк Урицкого.

    • Анонимно
      25.06.2019 09:48

      Вы статью прочитали? Или вы из тех, кто только заголовок осилить может? Здесь поднимается вопрос помасштабней, чем обсуждение парков

  • Анонимно
    25.06.2019 09:52

    Реальные проблемы решить не могут, теперь привлекают политтехнологов для "работы с населением" и убеждением его, что на самом деле всё хорошо

    • Анонимно
      25.06.2019 10:11

      Вы думаете у нас с убеждением все плохо в России? Мне кажется все хорошо до сих пор работает, учитывая что ЕР поддерживает около 80% населения, всякие бабульки и те кто смотрит телик. Походу поняли, что долго не продержатся на этом, вот и решили создать диалог, а хотелось бы конечно надеяться, что и гражданское общество.

  • Анонимно
    25.06.2019 09:53

    Конечно, сейчас итак диалог с населением есть, по крайней мере в республике еще прислушиваются к мнению граждан, но если его как-то улучшат, то будет еще круче

    • Анонимно
      25.06.2019 10:18

      Прислушиваются, но не слышат. Как и во всем остальном - только создают видимость

    • Анонимно
      25.06.2019 10:47

      Шутить изволите

      • Анонимно
        25.06.2019 10:59

        да тот же инцидент менеджмент в соцсетях чем вам не пример? или вы не слышали? в таком случае нечего строить из себя эксперта.

  • Анонимно
    25.06.2019 09:59

    Главный политтехнолог - кошелек простого человека. Это и царь понял и КПСС.

    • Анонимно
      25.06.2019 11:10

      По генплану вырубается ценный сосновый лес в большом количестве, рядом туберкулезный диспан.,может,конечно, и посадят берёзки в другом районе. В дербышках ул. Мира через 500м хотят проложить 12 полос дороги и ржд между. Просто аэродром какой-то. Но архитекторам виднее, они профи. Дороги строят в нарушении СНиПов. Находят лазейки как обозначить, чтобы протащить свой генплан. Минтранс уже указал на это. Пр. Победы и Фучика расстояние 1км., Ямашева и Чуйкова расстояние между ними более 1км. И между ж. д. и дорогой никак не 3 м, как хотят в дербышках. К чему все возмущения, что дербышки не хотят жить как город. Хотят. Сделайте нам, как в городе, расстояние между дорогами хотя бы 1 км. И потом, дороги стоятся к новым землям за дербышками, по словам разработчиков, поток увеличится в 3.следовательно, и мира, и Липатова снова будут в пробках. К тому же на Липатова и мира заводят кольцевую дорогу Салмичи-дербышки-оргсинтез. Что комментарий увеличит поток машин

    • Анонимно
      25.06.2019 11:29

      Умелая работа с "низами" позволяет сэкономить огромные средства на "простом человеке". Так что правильная политтехнология окупает себя многократно.

      • Анонимно
        25.06.2019 12:21

        Вся эта политтехногия просто способ освоить деньги. При наличии бюджетников и огромном административном ресурсе в пиаре смысла нет. Особенно в Татарстане

  • Анонимно
    25.06.2019 10:43

    вода камень точит...

  • Низами
    25.06.2019 11:08

    сейчас итак диалог с населением есть,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/429164

    Ага...
    Только этот диалог больше похож на монолог "слуг народа"...

  • Анонимно
    25.06.2019 11:12

    "мы не можем себе позволить не говорить с низом." Ах, как демократично! Спасибо! Народ - единственный источник власти. Источник находится всегда выше реки, в которую ручей впадает. Пока технологи вслед за властями население считают "низом" - ничего у нас с вами не получится.

  • Анонимно
    25.06.2019 11:40

    За чей счёт банкетик то...???

  • OlegBelg
    25.06.2019 11:43

    На этой тусовке обсуждали тему - как сделать лицо власти, прежде всего ЕР, более привлекательным. Перед выборами это актуально. Политтехнологи изощрялись в своих предложениях с надеждой получить заказ на обслуживание выборов. Когда же политтехнологи соберут общественников и расскажут им как работать с властью, чтобы 3/4 власти были на стороне общественности?

  • Анонимно
    25.06.2019 11:47

    Детский сад какой - то. О чем они ? Зачем? Ощущение, что живут в другой стране. Этот спектаклю ограждал лет на 15. Сейчас нужны другие речи, другие люди.

  • Надо поступать в средненькие вузы Латвии,Литвы и Эстонии!
    По ценам как в РФ. Зато образование цениться в ЕС и США
    А кому нужны выпускники КХТИ,КАИ и КГУ??
    Никому" ! КАПО и КМПО максимум что их ждет

  • Анонимно
    25.06.2019 11:52

    Совет как задурить людям голову, чтобы они ПОНЯЛИ и ПРОСТИЛИ. Но люди сейчас умнее стали, даже чем год назад, не надейтесь мы все помним и спросим с каждого.

  • Анонимно
    25.06.2019 12:03

    Соучастие населения в проектировании это размытие отвественности, если -что не так- то всегда можно будет сказать, это не мы это народ, он захотел такую активность, детскую площадку и прочие. Есть масса ит решений, где можно учитывать мнение населения, можно отслеживать их поведенческие патерны, их социальные активности. На каждое такое соочастие инвестируется время специалистов, которое конвертируется в деньги. Это некая иллюзия самообмана населения и размытия отвественности, а ещё прекрасный пример хорошего pr. Именно на нем все построено

    • Анонимно
      25.06.2019 13:04

      У управленцев и населения цели проектирования и благоустройства территорий совпадают лишь частично, меньше чем на половину. Вот некоторые не совпадающие управленческие цели:
      - максимизация дохода с каждого клочка территории; причем доход - это не только доход в официальный бюджет
      - благоустройство - как корпоративно-государственное партнерство, как механизм перевода корпоративных средств и ресурсов в частный доход;
      - перевод экологически чистых, престижных территорий под исключительно элитную застройку; зачистка этих территорий от псевдо аварийного жилья; джентрификация.

  • ПанАлекс
    25.06.2019 12:51

    А я тоже "политтехнолог" оказывается!
    Вот разговариваю бывшим руководителем частной школы танцев:д
    - Меня политика не интересует, ТВ не смотрю, кто там депутат или кто не интересуюсь.
    - А как ваши успехи в обучении танцам?
    - Пришлось закрыть, расходы превысили доходы.
    - А правильно понимаю, что основными плательщиками являются родители детей, подростков, студентов?
    -Да.
    - И как изменилась платежеспособность этих родителей, разве не падает? И разве не они принимали решения, что как бы детишки не были в восторге, денег на их радости у них нет (особенно ипотечников)?
    -...
    - И как должны реагировать на тех, кто состоит в этой власти, кто поддерживает такую власть и состоит в правящих партиях, поддерживая обнищание и обездоливания этих родителей и детей, лишая их возможности получать достойную оплату и выбора будущего детей? Разве не должны возлагать и на них сответственность за все это? Разве при этом не можем (или даже обязаны) публично сомневаться в их моральном праве выступать от имени народа, избирателей, представлять их интересы? Что если они честные люди, то обязаны уйти со своих постов, какими бы оправданиями не прикрывались!
    А разве не должны тогда поддержать тех граждан, что выступают за повышение доходов населения? Чтобы росли и пенсии и социальные выплаты. И честно выполнялись "Майские указы" и еще много чего хорошего, в том числе и для себя. Ведь реально и снизить налоги и снизить коррупцию. И ведь для этого совсем не нужно призывать к свержению власти и хамить, оскорбляя "представителей".
    Достаточно создавать нетерпимое отношение в обществе, соцсетях, быту к тем, кто на словах за народ, а на деле, поддерживает его ухудшение качества жизни!

    • Анонимно
      25.06.2019 15:12

      Сочинила песенку,новогоднюю но она актуальна в России в любое время года."Дед Мороз,нам уши не морозь,дали обещаний целый воз.Очень уши пригодятся,чтоб на них лапше болтаться.Дед Мороз,нам уши не морозь.Дед Мороз,правительство оставь.У него сейчас такая власть.С ним мы до луны достанем,если ноги не протянем.Дед Мороз,правительство оставь!"

  • Анонимно
    25.06.2019 13:10

    Все понятно, что это собрание экспертов созвано накануне выборов в Госсовет РТ. Понятно, что градус общественного недовольства местной властью растет, и особенно во многих поселках Казани. Потому что Власть действует весьма избирательно в вопросах благоустройства городской среды. Шикарные особняки знати на Казанке и в элитных поселках обходятся стороной. А дома и участки простых жителей Казани согласно новому Генплану Казани будут снесены с выплатой мизерной компенсации. Под снос, например, может попасть практически вся улица Липатова в Дербышках. На ней уже сейчас расстояние от домов до ж/д магистрали не соответствует нормам. А власти, по новому Генплану, собираются еще и впихнуть между ж/д дорогой и домами 4-х или 6-ти полосную магистраль со стороны Аметьево. Понятное дело, что без сноса бОльшей части ул. Липатова не обойтись. Дербышки, и так уже имеющие оживленную магистраль на ул. Мира, таким образом получат еще одну (может быть, даже две - если получат еще одну платную) ТРАНЗИТНУЮ магистраль, которая погрузит поселок в сплошной автомобильный смог. Поэтому жители Дербышек протестуют против сноса домов с выплатой мизерной компенсации, против ухудшения благоприятной окружающей среды, гарантированной статьей 42 Конституции РФ. И уже разрабатывают альтернативные маршруты дорог в обход Дербышек. Мы пытались донести до властей нашу позицию. Нас не слышат. Будем надеяться, приезд уважаемых политтехнологов из Москвы благоприятно скажется на диалоге местной Власти с жителями поселков Казани.

  • Анонимно
    25.06.2019 14:29

    Большинство успешных проектов в городе реализуются без запроса жителей — «люди не особо сами чего-то хотят»,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/429164
    Правильно, если проектом занимаются профессионалы тогда результат превзойдёт ожидания и население останется довольным... в большинстве своем у людей очень ограниченное воображение и часто они даже не могут представить как должен выглядеть окончательный результат... из лимона не возможно выжать томатный сок... можно долго катать по миру таких как талия но умнее или опытнее они от этого не станут...

  • Анонимно
    26.06.2019 14:22

    Как могут ФСБ и Росгвардия согласовать этот вариант Генплана, если по нему оживленная многополосная магистраль будет идти вдоль железной дороги ? А если случится катастрофа наподобие той, что была в Башкирии 30 лет назад? Или просто сход вагонов с рельсов? Кто тогда ответит за последствия? Депутаты КазГорДумы, которые примут данный Генплан?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль