Общество 
2.07.2019

Наталья Майорова: «Что можно сделать, чтобы наш панельный город стал эстетичнее?»

Дизайнер из автограда рассуждает о том, почему в Челнах с архитектурой беда: «Кто в лес, кто по дрова»

«Лично я считаю, что внутри своего дома вы можете делать как угодно, но фасад должен быть таким, каким он задуман архитектором. Пока такие регламенты не создадут, мы всегда будем получать результат, который имеем. У нас будут разноплановые балконы, крыши, фасады и заборы! Это касается и застройки частных секторов и городов», — размышляет руководитель дизайн-бюро «Стильный дом» Наталья Майорова в материале, написанном для «БИЗНЕС Online».

Наталья Майорова: «Пока таковых регламентов не будет, мы всегда будем получать результат, который имеем. У нас всегда будут разноплановые балконы, крыши, фасады и заборы!» Наталья Майорова: «Пока подобных регламентов не утвердят, мы всегда будем получать результат, который имеем: разноплановые балконы, крыши, фасады и заборы!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КУДА ИДЕМ, ТОВАРИЩИ? НА ВОСТОК, НА ЗАПАД ИЛИ В ПОЛЯ?»

Недавно в своем блоге для «БИЗНЕС Online» Равиль Сафиуллин написал: «Был у Челнов визуальный образ белого града на Каме. К сожалению, у современной градостроительной политики нет идей об уникальности визуального восприятия. Я смотрю на новый 65-й микрорайон и вижу хаотичный склад устаревших строительных конструкций, которые назвали жилыми домами — разные по форме, материалам, цвету. Интересно, а архитектор принимал участие в проекте? Когда был в турецком Фетхие и смотрел на панораму города с высоты птичьего полета, все дома были белые с коричневой черепичной крышей. Вид потрясающий. Ну вот как они договорились между собой?»

Согласна с Равилем на все 100 процентов. В свое время, когда у меня состоялся разговор с Алмасом Идрисовым (бывшим главным архитектором Челнов прим. ред.), после того как я увидела первую «реконструкцию», он говорил: «Ваш город — серый и грязный, где вы видите белый?» Частично согласна с ним, концепция белого града на Каме была разрушена еще до того, как он стал главным архитектором города, в том числе хаотичными точечными застройками (это уже другая тема и тоже наболевшая). Да и новые микрорайоны застраивались в свое время панельными 9-этажными домами с непонятным мозаичным рисунком, старые дома, конечно, уже потеряли свой первоначальный вид. Я тогда его спросила: «Отлично, покажите мне вашу концепцию города целиком. Вы пришли и уйдете, а нам здесь жить!»  Концепции, видимо, не оказалось, продемонстрировали только эскизы в карандаше в виде схематичных геометрических объемных фигур с цветными пятнами, которые не учитывают ни материалы дома, ни существующую облицовку, ни остекление балконов, ни прочие моменты. В карандаше, наверное, неплохо, а результат вы видите сами. Кроме того, вся «роспись» в нашем городе такая разная, что хочется спросить: «Куда идем, товарищи? На Восток, на Запад или в поля?»

В 60-е годы прошлого века по всей территории СССР осуществлялась активная застройка панельными многоэтажками. Однако это происходило не только в Советском Союзе. В 2009 году я посетила Германию и тогда увидела, как реконструируют такие дома. Безусловно, основная масса — это именно пятиэтажные застройки. Ничего кричащего и безвкусного, присутствуют в меру яркие цветовые акценты, хорошие материалы, интересные идеи. Обязательная замена входного узла, установка наружных лифтов, где-то вновь пристроенные балконы, замена ограждающих их конструкций, изменение формы кровли и т. д. О качестве работ, думаю, даже не стоит говорить.

Дрезден, 2009 год

Нордхаузен, 2009 год

Нордхаузен, 2009 г. Нордхаузен, 2009 год Фотографии предоставлены Натальей Майоровой

В 2012 году, когда я впервые увидела реконструкцию пятиэтажного дома в Набережных Челнах, была, мягко скажем, шокирована и даже подготовила презентацию для мэрии города о том, как обновляют дома в Германии, наивно полагая, что это кому-то интересно!

Фото реконструкции ниже — думаю, комментарии излишни.

«Когда я впервые увидела реконструкцию пятиэтажного дома в Набережных Челнах, была, мягко скажем, шокирована»Фотография предоставлена Натальей Майоровой

В интернете вы можете найти статьи на тему реновации (реконструкции) панельных домов в Германии, которой занимался архитектор Штефан Форстер (Stefan Forster Architekten), превращая старые пятиэтажки в современное привлекательное жилье.

Как говорит на портале «Своими руками» сам архитектор: «Если мы подойдем к этим характерным районам с точки зрения пространства, то увидим, что будущего у панельных домов нет никакого. Моя задача — переделать существующее пространство в гуманное, достойное жизни. Мы пришли к мысли, что если что-то и делать с пятиэтажками, то их надо трансформировать в нечто совершенно иное. Система такая: мы ломали или трансформировали два блока и строили между ними новый, куда постепенно переселялись люди. Население там в основном пожилое, поэтому нужно было, чтобы новое жилье отвечало их образу жизни. Но на будущее я все-таки надеялся, что новые дома привлекут туда и молодежь. Мы нашли, что эти панельные здания обнаруживают большую гибкость, и этим можно воспользоваться». Некогда пятиэтажный дом длиной в 180 м выглядел так:

«Мы пришли к мысли, что если что-то и делать с пятиэтажками, то их надо трансформировать в нечто совершенно иное» «Мы пришли к мысли, что если что-то и делать с пятиэтажками, то их надо трансформировать в нечто совершенно иное» Фото: elektrovesti.net

Архитекторы удалили верхний этаж и сразу семь сегментов здания. В результате у них получились восемь отдельных, но связанных между собой «виллаподобных» многоквартирных домов, соединенных непрерывной стеной с восточной стороны.

Фото: elektrovesti.net

Обратите внимание на оформление прилегающей территории и самого дома:

Фото: elektrovesti.net

Организованы мини-садики, квартиры на первых этажах получили выход в сад. Жилье на последних этажах — с террасами. Есть еще много фотографий, но место в газете ограничено, поэтому кому интересно — сможете почитать сами. Безусловно, не все можно применить в нашем регионе, у нас своя специфика, свои климатические условия, практически нет открытых балконов, как в Европе, значит, как правильно сказал Сафиуллин, необходимо озадачивать специалистов, пусть думают, что можно сделать интересного, креативного, чтоб наш панельный город стал эстетичнее и комфортнее для проживания. Было бы здорово, если бы дали задание на разработку конструкций для облицовки домов, балконов, на производство входных зон для вторичного жилья. Пусть создадут компании, которые будут это производить, вот тебе и рабочие места, и заработок, только цена должна быть адекватной, а вознаграждение — за счет объема.

Хочется отметить, что много делается сейчас для благоустройства Челнов: дороги, тротуары, парки, за это огромное спасибо руководству нашего города и республики. Однако не надо забывать и об облике автограда в целом, и этим однозначно должны заниматься специалисты, а не обычные горожане и старшие по подъездам!

«ГЛАВНОЕ — ОСВОИТЬ БЮДЖЕТ»

Есть еще один немаловажный фактор — в России отсутствуют законы и утвержденные нормативы (или регламенты). Каждый делает на фасадной части то, что считает нужным. Фасад здания — это лицо города, и, соответственно, если балкон белый, он должен оставаться белым, а не зашиваться деревом или краситься в другой цвет. Солнцезащита на балконах тоже должна быть утверждена, иначе здесь — шторки в цветочек, там — жалюзи разноцветные, в другом месте — пленка зеркальная зеленая и прочее… Если разрешается пристраивать балконы (как это было в пятиэтажных домах, где нет ни одного балкона на первом этаже), то план должен быть разработан архитекторами, утвержден, а отхождение от проекта караться штрафами. А что у нас? Как в той поговорке: «Кто в лес, кто по дрова».

Если балкон белый, он должен оставаться белым, а не зашиваться деревом или красится в другой цвет» «Если балкон белый, он должен оставаться белым, а не зашиваться деревом или краситься в другой цвет» Фотография предоставлена Натальей Майоровой

Со мной в данном случае, естественно, не согласятся многие жители. Но лично я считаю: внутри своего дома вы можете делать как угодно, но фасад должен быть таким, каким он задуман архитектором. Пока подобных регламентов не утвердят, мы всегда будем получать результат, который имеем — разноплановые балконы, крыши, фасады и заборы! Это касается и застройки частных секторов и городов. К сожалению, это проблема не только Челнов, но и в целом страны. Что касается вторичного жилья, то реконструкция должна быть не только эстетичной, но и качественной! На многих домах краска выцвела, облезла, об этом пишут жители города.

«Специалисты и архитекторы должны подумать, как же можно привести это все в порядок? Снимать полностью плитку и штукатурить? А может, оставлять плитку и штукатурить по сетке?» «Специалисты и архитекторы должны подумать, как же можно привести это все в порядок. Снимать полностью плитку и штукатурить? А может, оставлять плитку и штукатурить по сетке?» Фотография предоставлена Натальей Майоровой

«Отштукатуренный дом, безусловно, выглядит более прилично, хотя качество работ оставляет желать лучшего» «Оштукатуренный дом, безусловно, выглядит более прилично, хотя качество работ оставляет желать лучшего» Фотография предоставлена Натальей Майоровой

Панельные дома с мозаичной плиткой — это вообще отдельная тема. В данном случае однозначно должны сесть специалисты и архитекторы и подумать, как же можно привести это все в порядок. Снимать полностью плитку и штукатурить? А может, оставлять плитку и штукатурить по сетке, а может, еще будут варианты? И еще у жителей города другой вопрос: почему в одних микрорайонах эти дома штукатурятся, а в других латают заплатки? Люди разве платят не одни и те же деньги за капремонт?

Оштукатуренный дом, безусловно, выглядит более прилично, хотя качество работ оставляет желать лучшего. Я не видела процесса ремонта, только результат, поэтому встает другой вопрос: как было это сделано и не отвалится ли эта плитка через некоторое время вместе со штукатуркой? Конечно, у нас бюджет не тот, что в Германии, но, к сожалению, никто и задумываться не хочет, как сделать красиво и качественно, главное — освоить выделенные средства!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.07.2019 12:39

В Челнах с архитектурой жилых домов действительно не понятная ситуация. И очень даже хорошо, что эта тема поднимается!

  • Анонимно
    2.07.2019 11:13

    красиво в Германии,неужели мы также не сможем?Не думаю,что рачительные немцы так уж потратились на подобную покраску домов.

  • Анонимно
    2.07.2019 11:17

    она бы еще задалась вопросом, почему по нашим улицам ездят не красивые всякие лады, ланосы и нексии, когда в мире существуют красивые мерседесы, ауди и бмв

    • Анонимно
      2.07.2019 11:27

      11.17 Много Вы на фотографии немецкого дома видите мерседесов, ауди и бмв? Кто о чем, а Вы даже не удосужились прочитать про что статья - сразу страну собственную по инерции обсирать..Меньше либеральных сми и радио на ночь глядя читайте и слушайте..

      • Анонимно
        2.07.2019 12:00

        а какие сми либекральные))) я как патриот спрашиваю, чтобы случайно не читать

  • Анонимно
    2.07.2019 11:28

    Почему дизайнер обсуждает вопросы архитектуры?

    • Анонимно
      2.07.2019 11:34

      Потому что никто архитектурой в Челнах не занимается в принципе

      • Анонимно
        2.07.2019 12:39

        В Челнах с архитектурой жилых домов действительно не понятная ситуация. И очень даже хорошо, что эта тема поднимается!

      • Анонимно
        2.07.2019 12:40

        но дизайнер по определению не понимает в архитектуре

        • Анонимно
          2.07.2019 13:41

          Каждый человек может понимать в архитектуре. Тут от профессии ничего не зависит.

        • Анонимно
          2.07.2019 14:16

          а здесь не обсуждаются технические аспекты.

    • Анонимно
      2.07.2019 14:15

      вопрос не в том, дизайнер это обсуждает, архитектор или бухгалтер? Вправе написать любой и высказать свою точку зрения. Если бы было красиво, интересно и качественно, думаю люди бы не высказывались.

  • Анонимно
    2.07.2019 11:42

    а какое отношение хотелки архитектора имеют к правам сособственников жилья? как люди хотят так и делают, соседи не возмущаются. а вод когда на балконах снег копиться и оттуда все льется, возмущаются. а если остекленение сделаешь, администрация грозиться возмутиться.
    у нас город для населения или население для администрации?

  • Анонимно
    2.07.2019 11:50

    Если отдать вид городов дизайнерам,то большой вопрос во что превратятся города наши.. Вопросы архитектуры немного больше чем вид здания созданный дизайнером. Хорошо бы дизайнеры занимались своей непосредственной работой, а не лезли уда , где мало что понимают.. Или это все-таки архитектор.. Тогда почему в статье написано дизайнер из Автограда?

    • Анонимно
      2.07.2019 14:36

      так пусть грамотно занимаются архитекторы! Или вы считаете, что дом 6/06 (в статье указано 5 к-с) в Новом городе это шедевр архитектуры? Да, архитектура, это ни только внешний вид здания, но и он в том числе! А вы купите себе костюм с разными пуговицами, с кривыми рукавами и разной длинны брючинами?

  • Анонимно
    2.07.2019 11:52

    Надо отдать должное, процесс пошел в Челнах, лишь бы темп не снижался. Парк культуры на ГЭСе нужно до ума довести и соединить с центральной.

  • Анонимно
    2.07.2019 11:59

    Жильё должно быть доступным ! На наши доходы ! Чего можно построить ? Вот о чем нужно говорить ! О доходах трудящихся !

    • Анонимно
      2.07.2019 14:57

      даже если жилье будет не дорогим, это не означает, что оно должно быть "уродливым"

    • Анонимно
      2.07.2019 19:08

      ну, если без откатов и т.п., оно может быть вполне доступным. Стоимость стройматериалов одинаковая, а вот стоимость кв.м например в Заинске и Казани весьма разная.

  • Анонимно
    2.07.2019 12:01

    Как приятно читать умные мысли грамотного человека!

    • Анонимно
      2.07.2019 12:44

      дизайнеры опасные люди. они могут снести несущие колонны ради своего виденья

      • Анонимно
        2.07.2019 14:23

        ну в таком случае, если рассуждать как вы, все архитекторы проектируют что-то страшное и уродливое...:) Есть архитекторы талантливые и креативные, коих в нашем городе много, а есть посредственные. Есть дизайнеры безграмотные, а есть очень талантливые и профессиональные, и их тоже много. Не стоит обобщать!

        • Анонимно
          2.07.2019 14:53

          Совершенно согласна с вашим мнением! Обобщать не стоит никогда!

  • Анонимно
    2.07.2019 13:15

    В Челнах просто нет и не было квалифицированного Главного архитектора с широкими полномочиями и соответственно нет никаких архитектурных стратегий! То что "натворили" местные архитекторы- это полное пренебрежение к жителям,к традициям и соответствует только правилу "чего изволите". Самые интересные здания построены по проектам архитекторов из других городов, как например Дворец бракосочетаний на проспекте Чулман. И к сожалению просвета в данной сфере пока не видно.

  • Анонимно
    2.07.2019 13:52

    Руководство города как заклинание озвучивает слова того самого Идрисова мол город серый а не белый, чего ж вы хотите. Так нельзя больше быть сейчас дошло до того что старший по дому согласовывает цвет фасада ремонтируемого фасада. Это же смешно, а гл.архитектор города чем занимается? или цель только освоить средства на кап.ремонт? Концепцией облика города и это позор сейчас вообще никто не занимается, и статья правильная и вовремя. Скоро вся Россия будет смеяться от внешнего вида Челнов !!!

    • Анонимно
      3.07.2019 07:28

      Когда то роскошный белый город превратился в город безвкусицы! с такой "детсадовской" раскраской теперь больше похож на какой нибудь захудалый райцентр. и уж никак не город европейского масштаба. вообще не понимаю как руководство города такое допустило!

  • Анонимно
    2.07.2019 14:41

    Весь центр Берлина застроен 5 этажными домами с мансардой с черепичной кровлей. Стены красная гранитная крошка с рустами на нижних этажах. Швы просто зпадающая ниша без раствора. У Набережных Челнов никакой цветовой концепции не было. 1000 квадратных метров построили домами из других городов, в основном из Москвы, устаревших серий. И на них были бордовые тоцы, плитка цвета морской волны , весь коричневый дом в 20 иикрорайоне. Белый город был на на градостроительных развертках черно- белых фотографий. Цвета были ограничены наличием цветов керамической плитки, поставляемой из-под Ленинграда. Это коричнивая, белая, желтая и цвета морской волны плитки. Рубанинко не любил, когда цветом нарушают тектонику дома. Он говорил, что очень много товару. Дома БНЧ имеют горизонтальную структуру с западающими поостенками. Надо на доме чтобы превалировал основноц цвет., а детали должны быть белые.Зачем вводить по 10 несовместимых цветов на одном доме. И все это максимум на 5 лет. Посмотрите 60 микрорайон. Уже от радуги ничего не осталось.Спасибо Майоровой за статью.

  • Анонимно
    2.07.2019 14:52

    БО спасибо за статью с реальным критическим мнением специалиста. Если даже спикер не архитектор, в любом случае, она понимает в этом деле в разы!!! больше, чем большинство нас! Поэтому огромное вам спасибо и пусть ваши слова будут услышаны. Я бы лично хотела, чтобы наши старинные пятиэтажные домики стали похожи на виллоподобные здания. Ну красота же была бы, люди! Пусть так и будет.

  • Анонимно
    2.07.2019 15:57

    хоть у кого то, болит душа за облик нашего города

  • Анонимно
    2.07.2019 16:01

    ЗАБОРЫ из профнастила это все... синие, зеленые, это УЖАС! ЗАЧЕМ и для ЧЕГО эти заборы?

  • Анонимно
    2.07.2019 18:06

    Наталья делала дизайн моей квартиры, хороший человек и профессионал своего дела

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль