Общество 
5.07.2019

«Есть книга о 250 выдающихся ученых, из них 249 молились и верили в Создателя»

Академик Салахов построил мечеть в честь деда. С деньгами помогали крупные бизнесмены, а с Метшиным пришлось работать в онлайн-режиме

Вчера на Мамадышском тракте открылась новая казанская мечеть «Сәлах». Особенность нового культового учреждения в том, что его строительством занималась семья главы Академии наук Татарстана на месте, которое когда-то Мякзюму Салахову «давали под бизнес». О том, почему реализация проекта затянулась на 15 лет, чем наградил академика Камиль Самигуллин и что думает Камиль Исхаков о прежних атеистических временах, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Мечеть «Саләх» названа в честь деда президента Академии наук Татарстана Мякзюма Салахова Салаха хазрата Мечеть «Саләх» названа в честь деда президента Академии наук Татарстана Мякзюма Салахова Салаха хазрата

«БЫЛО ЭТО МЕСТО У НАС, КОТОРОЕ ДАВАЛИ ПОД БИЗНЕС»

Расположенная на выезде из Казани по адресу Мамадышский тракт, 18 мечеть «Саләх» (именно такая надпись над ее крыльцом, хотя по правилам татарского языка принято писать «Сәлах») названа в честь деда президента Академии наук Татарстана Мякзюма Салахова Салаха хазрата. Бабай главного ученого республики в свое время также был ученым, но специалистом в делах духовных.

Об этом  корреспонденту «БИЗНЕС Online» поведал сам глава АН РТ. Он был одним из первых, кто накануне с раннего утра приехал на церемонию открытия дома Аллаха, названого в честь предка. «Дед муллой был, поэтому мы решили с братом на этом месте, которое нам давали под бизнес, построить мечеть — это было 15 лет назад. Мы еще с Камилем Шамильевичем [Исхаковым] в его бытность мэром делали проект. Брат уже умер давно, мы продолжили строительство, искали спонсоров, решали организационные вопросы», — рассказал Салахов.

Мякзюм Халимулович, который недавно вновь был переизбран на должность президента АН РТ, себя сильно набожным не считает, но предписания Всевышнего старается выполнять по мере возможностей. И с широко  распространенным, особенно в советские времена, мнением, что между  словами «ученый» и «атеист»  стоит знак равенства, доктор физико-математических наук категорически не согласен. «Есть книга о 250 выдающихся ученых мира о том, как они относились к религии, из них, по-моему, 249 молились и верили в Создателя. — говорит Салахов. — Все, и Дарвин и Эйнштейн — все до единого фактически. Есть, конечно, атеисты, которые говорят: „Ничего нет, ничего нет“. Но это, я думаю, они для вида только. Потому что чем глубже понимает ученый науку, там есть такие нюансы… Создатель это должен сделать, иначе просто логике не подчиняется». 

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин поблагодарил Мякзюма Салахова и вручил ему медаль ДУМ РТ «За вклад в развитие мусульманской уммы» Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин поблагодарил Мякзюма Салахова и вручил ему медаль ДУМ РТ «За вклад в развитие мусульманской уммы»

Другой физик по образованию, сокурсник Салахова (оба окончили физфак КГУ в 1973 году), ныне помощник президента Татарстана, Камиль Исхаков считает, что даже в советские времена внешне, как казалось, атеисты все равно верили в Бога. «Была у людей в свое время вера, другая вера — на уровне атеизма, мы верили в другие помыслы, потом ее отняли, образовалась пустота, эту пустоту человек все равно заполняет и правильно делает, что заполняет своим религиозным убеждением, — сказал нашему корреспонденту экс-мэр Казани. —  Но атеизм — это одно дело, а другое дело — жить внешне атеистической жизнью, когда просто не ходишь на  богослужения. „Не верьте, нет, не существует“, — я себя к таким людям никогда не относил. Хотя было время, когда я не был полностью в исламе, служил идеалам коммунизма и компартии».

Исхаков, сейчас отвечающий за будущее строительство Соборной мечети в Казани, уже не помнит деталей первого разговора с Салаховым, который тогда  был ректором Казанского государственного университета имени Ульянова-Ленина, относительно постройки мечети, но признается: «Таких случаев, чтобы человек землю, которая ему была выделена под бизнес, использовал для строительства мечети, очень мало».

Изиля Салахова (в центре) призналась, что постройка мечети было делом чести для всей семьи Изиля Салахова (в центре) призналась, что постройка мечети была делом чести для всей семьи

«Я ТОЧНО НЕ ЗНАЮ, ДУМАЮ, МИЛЛИОНОВ 35, НАВЕРНОЕ»

Супруга же президента АН РТ Изиля Салахова в разговоре с «БИЗНЕС Online» призналась, что постройка мечети была делом чести для всей семьи: «Я поддержала своего мужа, постоянно торопила его, говорила: давай начнем быстрее. Наша дочь оказала большую помощь в строительстве. 15 лет я ждала этого момента. Мякзюм, несмотря на занятость, находил время для мечети — а как по-другому. Мысль о постройке не давала покоя, но все потом пошло как по маслу, особенно в последнее время. Господь помогал нам, и это ощущалось».

Айдар Шагимарданов (слева): «Мы очень хотим, чтобы мечетей было больше, потому что видим, как на каждый пятничный намаз мест не хватает, люди приносят коврики и читают намаз на улице» Айдар Шагимарданов (слева): «Мы очень хотим, чтобы мечетей было больше, потому что видим, как на каждый пятничный намаз мест не хватает, люди приносят коврики и читают намаз на улице»

Президент ассоциации предпринимателей мусульман РФ Айдар Шагимарданов, также приехавший на мероприятие, о помощи Аллаха в благих делах знает не понаслышке. Он весьма рад, что в Казани открылась еще одна мечеть: «Это радость для всех мусульман, большой для нас байрам, мы очень хотим, чтобы мечетей было больше, потому что на сегодняшний день мы видим, как на каждый пятничный намаз мест не хватает, люди приносят коврики и читают намаз на улице. И это при  том, что Казань — Мекка для российских мусульман». Кстати, мечеть вчера открылась официально, но де-факто намазы здесь совершали уже в этом году. Один из тех, кто нет-нет и заглядывает сюда, — известный артист Салават Минниханов, его пригласили в качестве ведущего церемонии. «Здесь очень уютно, когда внутри нее совершаешь намаз», — говорит Минниханов.

Салават Минниханов: «Здесь очень уютно, когда внутри нее совершаешь намаз» Салават Минниханов: «Здесь очень уютно, когда внутри нее совершаешь намаз»

Площадь мечети  — 500 кв. метров, она  способна одновременно вместить 300 человек, но «Сәлах» не просто место для молитвы, тут  будут работать и, к примеру, курсы по изучению основ ислама, предусмотрена даже игровая комната для детей.

«Сәлах» — приходская мечеть сразу нескольких поселков столицы РТ (Константиновки, Малых и Больших Клыков), ЖК «Весна», да и жители Азино сюда наверняка будут ходить. 83-летняя Фаима Абазова до этого посещала «Гаиля», что на улице Файзи, но теперь выбрала новую мечеть: «Нам, старикам, тяжело куда-то далеко ходить, а тут рядом будет». Фаима апа даже часть своей пенсии жертвовала на строительство этого мусульманского храма, хоть немного, но систематически. «Я точно не знаю, думаю, миллионов 35, наверное», — так ответил Салахов на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, в какую сумму обошлось строительство. Он не захотел называть имен спонсоров в разговоре с нашим корреспондентом, но затем, уже выступая на официально церемонии открытия, озвучил их.

Как оказалось, на раннем этапе Салаховым, помимо Исхакова («большую роль на первом этапе, этапе согласования проекта, сыграл в то время мэр Казани»), помогали тогда управляющий делами президента РТ Зявдат Салихов, известные бизнесмены и нынешние депутаты Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов и Рустам Сабиров. «Мы сперва построили цокольный этаж, но потом у нас застопорилось дело, и фактически новую жизнь года через четыре-пять вдохнул Нурислам хазрат, он был имамом Закабанной мечети (Нурислам Ибрагимов — ныне имам-хатыйб мечети „Салихжан“  прим. ред.), он среди своих прихожан нашел ребят, которые ходили, которые за свои средства, своим энтузиазмом фактически построили эту мечеть», — рассказал президент АН РТ и назвал имена нескольких меценатов, правда, неизвестных широкой публике. «Пришлось фактически заново переработать проект, согласовывать документацию, новые законы вышли, нужно было общественные слушания проходить, — признался Салахов. — И если бы не помощь руководителя аппарата президента Асгата Сафарова и Ильсура Метшина, с которым я фактически в онлайн-режиме работал, то дальше это бы не продвинулось».


«КОГДА Я СТАЛ МЭРОМ КАЗАНИ, В ГОРОДЕ БЫЛА ВСЕГО ОДНА ДЕЙСТВУЮЩАЯ МЕЧЕТЬ»

Почетным гостем церемонии стал также муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который приехал вместе со своим первым замом Рустемом Валиуллиным, кстати, имамом-мухтасибом Советского района, где и расположена мечеть. По традиции был прочитан Коран, рецитацию Священной книги и совершение дуа — мольбы к Всевышнему  — доверили имам-хатыйбу «Сәлах» Тимергали Юлдашеву.

После этого Камиль хазрат в короткой проповеди рассказал о качествах настоящего мужчины:  «У мужчины должно быть четыре качества. Ни торговля, ни купля, ни продажа не отвлекают его от поминания Аллаха, настоящий мужчина совершает намаз, как положено, выплачивает милостыню — закят, и он боится Судного дня. Если в нас есть эти качества, то мы можем называть себя мужчинами, а если они отсутствуют, то нет». Муфтий напомнил хадис пророка Мухаммеда, в котором говорится о том, что тот, кто построил мечеть, тому Аллах построит дом в раю, поблагодарил Салахова и вручил ему медаль ДУМ РТ «За вклад в развитие мусульманской уммы».

Рустам Минниханов, как оказалось, также внимательно следил за строительством и помогал. Так сказал его помощник Исхаков, который был третьим из выступивших. Он вспомнил времена, когда был градоначальником. «Когда я стал мэром Казани (в 1989 году избран председателем исполкома Казанского горсовета — прим. ред.), в городе была всего одна действующая мечеть, а сейчас, Субханаллах („Преславен (или Пречист) Аллах“ —  прим. ред.), число мечетей растет и растет, и сегодня еще одна появилась».

После этого имам мечети Тимергали хазрат вручил VIP-гостям ножницы для перерезания зеленой ленточки. Этой чести удостоились Самигуллин, Валиуллин, Салахов и Исхаков. Под такбир «Аллаху Акбар» гости вошли в дом Аллаха, но, так как время до полуденного намаза еще оставалось время, Камиль хазрат прочитал проповедь уже внутри храма, а ровно в 12 часов зазвучал азан на намаз. Первый официальный.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (182) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.07.2019 08:06

Я то думал , почтроит школу, научный центр, а он опять в мракобесие пошел

  • Анонимно
    5.07.2019 08:04

    Это мы живем в 21 веке?

    • Анонимно
      5.07.2019 09:10

      08:04 и что тебе 21 век тебе? Предлагаешь против хозяина Вселенного идти , как 1917 ом ? Если так нам с тобой не полпути .

      • Анонимно
        5.07.2019 09:43

        Писать научись сначала, попутчик!

        • Брали в партию самых достойных
          Самых лучших, the best of the best.
          Как один из числа все безбожных
          На карьере не ставить, чтоб крест.

          Но не вечно ничто под луною,
          Те же люди теперь не смутясь,
          За религию встали горою,
          Богу в верности давней клянясь.

          Они это считают за гибкость
          И умение чуять момент.
          Снова им в убеждениях зыбкость
          Будет вновь приносить дивиденд.

          • Анонимно
            5.07.2019 10:48

            Не берусь судить о нетленности,постоянно публикуемого эпоса "Абдрахманиада",но в оперативнсти, остроумии и злободневнсти ему не откажешь.Как говорли о таком жанре в советские времена: Утром в газете,а вечером в куплете.

            • Анонимно
              5.07.2019 11:44

              10.48. У Абдрахманова хорошее чувство создания рифмов.

              Ну, а на материалах БО поэзию не создашь.

          • Анонимно
            5.07.2019 16:25

            Надо строить по три мечети в день!!!

            • Анонимно
              5.07.2019 21:21

              16 25 В этом деле догоним и перегоним Арабские Страны, вместе взятые.!!! Даёшь по 5 Мечетей в день!!! Нужно возродить Стахановское движение.

        • Анонимно
          6.07.2019 04:20

          Он полпутчик))

      • Анонимно
        5.07.2019 10:48

        9.10. 1917 подарил Европе подлинный социализм. Он тоже от Создателя.

      • Анонимно
        5.07.2019 10:50

        9.10. Основы социализма были заложены в учениях Христа. 70 летний опыт социализма в России нельзя рассматривать в разрыве от общей эволюции человечества.

      • Анонимно
        6.07.2019 21:06

        А какое отношение имеет язычники к создатель вселенной?

        • Анонимно
          8.07.2019 10:56

          21.06. Язычество ближе к космогонии, вселенной.

          А авраамическме религии Бога, Аллаха изображают Дедушкой на облаках.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:38

      Комсомольские перевертыши.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:39

      Отнятую коммунистическую идеологию заполняет религия.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:42

      БИА проектын булдыра алмадык. Анда татар телен һәм татар телендә укытмыйлар. Татарга нигә кирәк андый академия.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:06

    Я то думал , почтроит школу, научный центр, а он опять в мракобесие пошел

    • Анонимно
      5.07.2019 09:55

      Назовите, плз, имена людей, построивших на свои деньги научный центр или школу. Впрочем, вы можете стать первым в этом деле, и подать пример всем остальным. А так, ваши слова звучат пустой демагогией, люди вольны распоряжаться своими личными деньгами по своему усмотрению. В данном случае они построили исламский культурный центр для огромного количества людей, что очень благородно.

      • Анонимно
        5.07.2019 10:47

        Вы не поверите. Стенфордский университет. О таком слышали а своей деревне? Но куда уж там каким то стенфардам до наших

        • Анонимно
          5.07.2019 12:28

          Не надо тут про Америку рассказывать, у них все на филантропах держится, вы про Россию расскажите.
          "18 американских богачей (или “зиллионеров”, как они сами себя иронически прозвали) обнародовали письмо, в котором требовали от Конгресса повысить налоги – себе. Среди авторов есть и знаменитости, такие как Джордж Сорос, и представители артистических династий, такие как Абигейл Дисней, и аноним, который не захотел представиться. Мотивы их необычной просьбы объясняет финансовая статистика. За последние тридцать лет богатство 1 процента американцев выросло до 21 триллиона долларов. За те же годы беднейшая половина страны стала еще беднее, на 900 миллиардов. Вывод очевиден: пора делиться (...) Деньги являются индикатором успеха и лишним бременем, от которого богачи обычно избавляются – рано или поздно, в той или иной степени. Всё лучшее в Америке – от парков и университетов до оркестров и музеев – создано на деньги миллионеров".
          https://www.svoboda.org/a/30021956.html

      • Анонимно
        5.07.2019 10:47

        В том то и проблема, что в РФ таких мало. Наворуют, а потом грехи замаливать, как правило. Ваши боги же вам все прощают - это удобно. Да и эксплуатационные расходы, управленческие и т.д. - в школе непомерно выше и сложнее, чем в сооружениях магического типа.

        • Анонимно
          6.07.2019 11:13

          Да уж, ему есть что замаливать. А нам остаётся лишь надеяться, что потом он все равно попадет в .....

      • Анонимно
        5.07.2019 10:47

        Назовите, плз, имена людей, построивших на свои деньги научный центр или школу.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/430464
        Леланд Стэнфорд и его жена Джейн, например...

        • Анонимно
          5.07.2019 11:15

          этоже загнивающий запад. там все прогнило, никаких духовных скреп! фу, смотреть на эти колтехи и стенфорды противно. они еще и науку там развивают.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:00

        ну вот Олег Тиньков построил школу на малой родине, это ему и храм построить не помешало, конечно. О Галицком вообще можно не говорить, чего только не построил - это только те что сразу на ум приходят.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:17

        основатели крупнейших хеджфондов (2сигма, ренесанс, миллениум) вкладывают кучу денег в образование в сша (в соновном в математику и прикладные науки). про всяких неудачников типа гейтса даже и говорить неудобно

      • Анонимно
        5.07.2019 11:30

        В Нижнем Тагиле на свои деньги постороил медицинский центр один российский милиардер

      • Анонимно
        5.07.2019 12:59

        Владисла́в Валенти́нович Тетю́хин (29 ноября 1932, Москва, СССР — 11 апреля 2019, Нижний Тагил, Россия) — российский учёный, предприниматель, филантроп и меценат, доктор технических наук. Бывший генеральный директор ВСМПО-АВИСМА, основатель Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра. Если вам действительно интересно то остальное про этого человека есть в интернете.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:40

      вам образование давать опасно, вы а то думать начнёте,мыслить.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:09

    Давали участок под бизнес, под эти цели и освоили.

    • Анонимно
      5.07.2019 08:33

      А какой бизнес может быть у учёного?

      Бизнес у бизнесмена.

      У учёного наука - познание мира.

      • Анонимно
        5.07.2019 08:45

        наука с религией не совместима.

        • Анонимно
          5.07.2019 10:41

          наука и взята с Ислама.

          • Анонимно
            5.07.2019 11:46

            10.41. Юморист вы, однако.

          • Анонимно
            5.07.2019 11:48

            В религиозных книгах много наива, чуда, страшилок, слащавого нравоучения.
            Написаны для людей средневековья.

          • Анонимно
            5.07.2019 13:18

            вот те на! А Архимед то и не в курсе был

            • Анонимно
              8.07.2019 11:00

              13.18. Архимед жил во времена язычества. У него был свой Бог науки.

        • Анонимно
          5.07.2019 10:58

          Религия - не опознанная часть вселенной. Опознанное переходит в научное учение.

          • Анонимно
            5.07.2019 11:54

            вы не путаете объективную реальность, которая находится за гранью нашего понимания и научного объяснения (например появление стигматов) и то, что написано людьми, а именно религиозное учение? Религия - не является не опознанной частью вселенной.

        • Анонимно
          5.07.2019 11:00

          Нельзя сравнивать соврем. учёных с учёными средневековья. За атеизм их сжигали в костре, они были вынуждены играть роль верующего.

      • Анонимно
        5.07.2019 10:56

        8.33. Бизнес учёного - оказание консалтинговых услуг.

      • Анонимно
        5.07.2019 15:31

        Только бизнес ничего более, а науки ни себе ни людям!

  • Анонимно
    5.07.2019 08:19

    Физик, верящий в бога. Все, что нужно знать о нашей науке

    • Анонимно
      5.07.2019 08:36

      Не науке, а АН РТ.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:02

        АН РТ - филиал ДУМ РТ. Открытии не ждите.

        • Анонимно
          6.07.2019 11:25

          АН РТ это распиаренная пустышка. Отдачи минимум, научных открытий и разработок минимум.

          • Анонимно
            6.07.2019 12:05

            Сегодня то же самое можно сказать и про РАН, все толковые ученые давно уже уехали на Запад. А ТФА имеет гуманитарную ориентацию в основном, татарский язык, литература, история, искусствоведение, в этих областях они что-то делают.

            • Анонимно
              8.07.2019 11:03

              12.05. Сам такой. - Хороший, вечный, глубоко научный аргумент.
              Долго думали?

          • Анонимно
            8.07.2019 11:02

            11.25. Зато как звучит: Академия Наук Республики Татарстан!

    • mad big
      5.07.2019 08:37

      А может физики знают больше чем мы?

      • Анонимно
        5.07.2019 08:55

        Конечно. Поэтому подавляющее большинство нобелевских лауреатов и не увлекаются древнееврейским фольклором и его производными.

        • Анонимно
          5.07.2019 09:58

          Великий Альберт Эйнштейн был очень большим еврейским активистом. Он внес огромный вклад в создание еврейского государства Израиль.

          • Анонимно
            5.07.2019 10:48

            Но в боженьку само собой не верил)

          • Анонимно
            5.07.2019 11:10

            09:58. Что-то в вашей голове перемешалось... Вера, Эйнштейн, сионизм, Израиль... конечно не знаю вклада Эйнштейна в создание самостоятельного государства Израиль, но знаю роль СССР в разделении палестины на два самостоятельных государства - еврейское и арабское.

            • Анонимно
              5.07.2019 12:33

              "Из-за быстрого роста антисемитизма в Германии, Альберт Эйнштейн поддержал призыв сионистского движения создать еврейский национальный очаг в Эрец-Исраэль и выступил на эту тему с рядом статей и речей.
              В 1921 году Эйнштейн написал Паулю Эренфесту: «Сионизм являет собою поистине новый еврейский идеал и может вернуть еврейскому народу радость существования» («сионизм — новый еврейский идеал, который еврейскому народу опять может дать радость своего существования. Я рад принять приглашение Вейцмана»).
              В 1921 году Эйнштейн вместе с Хаимом Вейцманом совершил поездку по США для сбора средств на покупку земель в Эрец-Исраэль и на строительство Еврейского университета в Иерусалиме (который был открыт в 1925 году. Эйнштейн наряду с Зигмундом Фрейдом и Мартином Бубером был в числе соучредителей Еврейского университета).
              Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%B8_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C

        • Анонимно
          6.07.2019 19:00

          Подавляющее большинство нобелевских лауреатов как раз из числа носителей древнееврейского фольклора. в части точных наук особенно.

      • Анонимно
        5.07.2019 08:57

        Тогда бы он смело пошел в теологи

      • Анонимно
        5.07.2019 15:33

        В физике не знаю, так бы узнавали за пределами страны, а вот в финансовом плане понимает больше!

    • Анонимно
      5.07.2019 10:41

      Бога нет, Гагарин когда летал в космос его там не видел.

    • Анонимно
      5.07.2019 11:01

      8.19. Не пригласили третьего физика - Р. Хакимова. Он бы объяснил коллегам в кулуарах, что к чему.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:03

        Хакимову нужна для этого хотя бы 1 монетка...

        • Анонимно
          5.07.2019 11:54

          11.03. Хакимов и без монет что угодно объяснит.
          М
          В 1000 летии монетка оказалась нужна Москве.

        • Анонимно
          5.07.2019 11:54

          Была бы идея, монетка найдётся.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:22

    Пусть Всевышний наградит всех благотворителей! Наш город становится красивым и всё более удобным!

    • Анонимно
      5.07.2019 08:38

      Точно . Больницы можно закрывать. Заболело что-то, пришел помолился и алга

      • Анонимно
        5.07.2019 09:45

        И алга на кладбище, поближе к Создателю ?

        • Анонимно
          5.07.2019 11:08

          Я верю в Создателя, но не верю религии как учению и святым книгам пророков.

      • Анонимно
        5.07.2019 10:42

        на смертном одре все вспоминают о Всевышнем.

        • Анонимно
          5.07.2019 11:55

          10.42. Всевышний он и ест и Создатель. И не нужно никаких пророков.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:07

        Если сильно веришь, молитва иногда помогает. Это вид психотерапии.

        • Анонимно
          5.07.2019 11:58

          иногда и стакан воды помогает. поэтому предлагаю закрыть больницы и пить воду, вдруг поможет от чего нибудь

    • Анонимно
      5.07.2019 11:03

      Архитектурно мечети украшают город, подчёркивают своеобразие, отличие.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:23

    Хвала Аллаһу, Господу миров!

  • Анонимно
    5.07.2019 08:23

    Молодцы! Да поможет Всем Всевышний АЛЛАХ!

  • Анонимно
    5.07.2019 08:23

    Те кто в советское время громче всех кричал о эксплуатации трудящихся, захватили всю общенародную собственность. Партийные и комсомольские работники теперь почти все верующие. Но поклоняются они Мамоне.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:46

      Далеко не все! Парторг физфака КГУ, где также работал и работает Салахов, сразу после перестройки уехал для постоянной работы в американский университет в Техасе.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:04

        хоть и жил в Техасе, но Салахов не американизировался.

        • Анонимно
          5.07.2019 11:08

          Салахов там никогда и не жил, а речь шла о Н.Г. Фазлееве, который в Техасе так и скончался лет 6 назад.

          • Анонимно
            5.07.2019 12:37

            К тому же Салахов никогда не был парторгом, он был активистом профкома КГУ, всегда всем помогал.

            • Анонимно
              5.07.2019 13:13

              Салахов был членом КПСС, причём, таким же правоверным, как ныне - мусульманином.

              • Анонимно
                5.07.2019 13:59

                Членами КПСС были 18 млн человек на момент распада СССР.

                • Анонимно
                  5.07.2019 14:15

                  Далеко не все из них сейчас поверили в Аллаха...

                  • Анонимно
                    5.07.2019 14:29

                    Многие поверили в Христа, как тов Зюганов.

                    • Анонимно
                      5.07.2019 17:21

                      Зюганов тот еще коммунист, недавно ,заявил,что будь жив Христос,шагал бы в колонне КПРФ,очевидно,за ним. Когда то Ленин, имея
                      в виду таких зюгановых именуемых богоискателями и богостроителми,сказал,что заигрывание с боженькой мерзость.Читать ему надо чаще своего вождя.Может и Путин спецально подарил ему на 75 летие стеногрмму 23 съезда КПСС,там много чего есть о атеизме,правда не воинствющем,а научном. До ельцинщины на факультетах гуманитарных вузов и редмет преподавлся с таким названием.Правда его выпускник руководит
                      сейчас исламским вузом.Все возвращается на крури своя,как говорили ,кажется в КФУ, даже диссертационный совет по теологии открывают. Интересно будут ли там защиты по буддизму и иудаиму, или исламм и христиианством ограничат.






                      • Анонимно
                        8.07.2019 11:08

                        17.21. Зюганов прав. Христос - первый социалист на земле, чьи идеи разрушили рабовладельчество.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:51

      Хорошо же когда государство дало разрешение верить в Бога.

    • Анонимно
      5.07.2019 11:10

      8.23. Бывшие комсомольцы подрывают авторитет религии.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:24

    Был там, красивая, аккуратная мечеть

    • Анонимно
      5.07.2019 15:40

      8.24 и главное на свои деньги построенная!

      • Анонимно
        5.07.2019 18:17

        сказано же. что не свои деньги. а "попросили скинуться"

        • Анонимно
          5.07.2019 21:04

          Но ведь не государственные деньги построили, скинулись из своих сбережений. Похвально!

  • Анонимно
    5.07.2019 08:26

    Интересно, переименуют ли теперь кафедру в оптики и нано силы Божьи?

    • Анонимно
      5.07.2019 08:59

      Представляю семинар по предмету применение математического аппарата для подавления инакомыслия при прочтении Корана. Правда на кафедре придется новых сотрудников нанимать, слабоватые там кадры для этого дела

    • Анонимно
      5.07.2019 10:50

      Удобно будет отвечать на защите диссертаций по оптике. На любой вопрос говоришь- как бог захочет.

      • Анонимно
        6.07.2019 15:45

        Был такое в Казани, еще в 19 веке. Почитайте ,что требовал от философов Магницкий,до физиков и математиков не добрался, ибо сняли с должности.

        • Анонимно
          6.07.2019 18:18

          Теперь из этой статьи мы увидели, что продолжатель дела Магницкого у нас в Казани нашелся...

  • Анонимно
    5.07.2019 08:31

    Ой, щас заплАчу. Лучше бы школу построил. Как все эти коммунисты-атеисты мимикрировать умеют.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:32

    «Саләх» (именно так вырезано над ее крыльцом, хотя по правилам татарского языка принято писать «Сәлах»)
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/430464

    Вы ошибаетесь очень, автор

    • Анонимно
      5.07.2019 08:44

      Да, 14 буква алфавита после себя алиф делает звуком "а".

    • Понятно, что Салах пишется حصلا и после буквы Сад логично было бы писать А. Но в грамматике татарского языка принято писать Ә. Сәлах. Из словаря татарских имен: «Сәлах - игелек, яхшылык; яраклы, кирәкле булу». Фамилию президента АН РТ Мякзюма Салахова в СМИ по-татарски тоже пишут как «Мәгъзүм Сәлахов
      : https://tatar-inform.tatar/news/2018/11/23/175713/

    • Анонимно
      5.07.2019 10:52

      а правильнее будет Аль Сэлах.

      • Анонимно
        5.07.2019 12:38

        С кириллическими буквами еще дальше от истины.

        • Анонимно
          6.07.2019 12:08

          В арабском произношении точно нет русской фонемы [э], для камента 5.07.2019 10:52.

  • Анонимно
    5.07.2019 08:40

    А ктот единственный нормальный учёный то 250ый? Небось джардано Бруно?

  • Анонимно
    5.07.2019 08:57

    Мякзюм Халимулович! Спасибо Вам за большое,богоугод-
    ное дело. АллаҺның рәхмәте яусын Сезгә/ Пусть Аллаһ отблагодарит Вас/. Действительно, мечетей не хватает,
    люди молятся на улице. Побольше бы нам таких спонсо-
    ров!

    • Анонимно
      5.07.2019 09:17

      что является богоугодным делом? вы знаете, что надо Аллаху? ему нужны кирпичные святилища с золочеными крышами? ему нужны дифирамбы и красивые слова спонсорам проектов? ему нужно, чтобы люди, ежедневно совершающие не праведные деяния, вкладывали свои деньги в капище? Что вы знаете о желании Аллаха?

      • Анонимно
        5.07.2019 10:04

        Народу нужны культурные центры в шаговой доступности, а мечети таковыми и являются, это не храмы, в Исламе их вообще нет. Нынче в мечетях проводят уроки родного языка, уроки арабского языка. А это знания, которые никогда не бывают лишними.

        • Анонимно
          5.07.2019 10:53

          Ага. И женщин просто так не пускают. Культура прям прет

          • Анонимно
            5.07.2019 11:07

            у женщин нет прав вольно ходить, это вам же не мужчина.

          • Анонимно
            5.07.2019 14:08

            В какую мечеть Казани не пускают женщин? Расскажите, плз. Врут на голубом глазу.

        • Анонимно
          5.07.2019 11:14

          10:04. вы рассуждаете как клерик из прошлого. Раньше мечети действительно являлись центрами просвещения и науки. Сейчас имеются школы, ВУЗы, НИИ и т.д. Мечеть - это место куда мусульманин приходит подумать о своих поступках и душе.

      • Анонимно
        5.07.2019 11:21

        Один из способов самоутверждения - построить мечеть имени себя.

        • Анонимно
          8.07.2019 07:13

          Гордыня это. А гордыня во всех религиях считается самым большим грехом.

  • Анонимно
    5.07.2019 09:04

    верующий человек совершает намазы и верит в Аллаха в тишине, без помпезности и излишней суеты. Все остальное, а тем более "перерезание ленточек" сильными мира сего - это от лукавого и Аллаха не примет данные деяния и не одарит своей милостью стяжателей, превративших святость в пиршество моды.

    • Анонимно
      5.07.2019 09:47

      Отличный комментарий. Такая редкость-здравый смысл у религиозного человека. Религиозная показуха вызывает стойкое отторжение

    • Анонимно
      5.07.2019 10:06

      Не надо уж демагогией заниматься, открыли мечеть торжественно, а дальше будут совершать намазы и верить в Аллаха в тишине, не сомневаюсь.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:36

      Аллах знает кого одарит своей милостью.

    • Анонимно
      5.07.2019 10:53

      это больше помпезность и пафос,в Исламе это харам.

    • Анонимно
      7.07.2019 21:24

      Спасибо за комментарий! Согласна на 100 процентов!

  • Анонимно
    5.07.2019 09:23

    Как приятно читать комментарии, и осознавать что ты не один атеист. Как то не принято вслух теперь об этом говорить. А скажешь так в лучшем случае косо посмотрят.

  • Анонимно
    5.07.2019 09:38

    С большим уважением отношусь к Салахову,как ректоры КГУ,продолжателю нужинских и коноваловских традициций, да и в акадамии хорошо адаптировавшегося. Мечеть весьма ,странновата для физика, но как форма напоминания о предке приемлема. Сейчас все,по ленинкому определеию, "заигрывают с боженькой",появился даже коммунист правосланой ориентаии Зюганов,не удивлюсь если напишет ,что то вроде "Евангелие от Геннадия". По наивности,считаю,что если Бог есть,а судя по салаховскому высказыванию 299 физиков из 300 верить в это,то Господа большп обрадует, если богачи и тем более персонажи форбса будет строить не мечети и церкви,а больницы и последний храм умирающих, хосписы и вкладывать деньги в борьбу с диабетом,раком и альцгеймером,уносящими миллионы жизне. Но это моя точка зрения,которую возможно не поддержат митрополиты муфтии и другие иерархи конфессий,да и лица власть, а главное,деньги имушие.
    и
    ,



    • Анонимно
      5.07.2019 10:55

      А у меня в глазах он каждый год падает. Иногда кажется , вот она земля, но нет достает лопату и копает

  • Анонимно
    5.07.2019 09:47

    Молодцы!!

  • Низами
    5.07.2019 10:11

    Когда-то меценаты строили школы, институты и университеты, больницы и целые медгородки, научно-исследовательские институты и лаборатории, хосписы и приюты...

    • Анонимно
      5.07.2019 10:19

      Покажите, плз, на примере Казани, кто из меценатов построил именно школы, институты и университеты. Про больницу знаем, можете этот пример не приводить.

      • Низами
        5.07.2019 10:39

        Фабрикант Иван Алафузов построил лечебницу для своих рабочих. При его льнопрядильной фабрике была школа, аптека, столовая. В театре - школа для рабочих, клуб, кинематограф. Ставились спектакли на русском и татарском языках.

        Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, доставшееся ей от отца и брата состояние, жертвовала на разные цели.
        Несколько лет она входила в попечительский совет Ксенинской гимназии (ныне Академия наук на ул. Лобачевского), здание для неё она купила за 50 тыс. руб.
        На её деньги построен Александровский детский приют на 115 девочек на Ново-Горшечной улице (ныне это Дом учёных на Бутлерова). Она благодетельствует Родионовскому институту благородных девиц. С её помощью создавались и работали Ложкинская богадельня, Забулачная больница, Мусульманское благотворительное общество.

        Щетинкин выделил деньги для строительства кирпичного корпуса Центральной крещено-татарской школы (сейчас ул. Ершова, 20).

        Стоит вспомнить и нашего современника -Асгата Галимзянова, который отправлял свои деньги пострадавшим от землетрясения в Армении, аварии на Чернобыльской АЭС, семьям погибших на подлодке «Курск», детским домам Татарии, Башкирии, Чувашии...

        • Анонимно
          5.07.2019 12:44

          Все татарские очаги просвещения, в форме мечетей и медресе, были построены именно татарским филантропами. И сейчас эта традиция продолжается, нынче в мечетях учат татарскому и арабскому языкам. В условиях притеснения национального образования, это чрезвычайно актуально.

        • Анонимно
          5.07.2019 14:46

          Короткий повтор.Забыли супругов Шамовых,построивших лучшую и не только в Поволжье, больницу ,с первым казанским лифтом,для подъема персонала с тяжело больными на верхние этажи.Муж умер в начале стройки и она фактически построила ее, отдав больше половины состояния.После 17 г.оказалась без жилья ,доживала век в чужой комнатушке,без пенсии, подкармливали ее соседи, в.т.ч, родители профессрра-терапевта Богоявленского ,рассказавшего эту трагичесую историю.Недавно купил изданную госархивом интересную книгу о семействе Шамовых, в,т. историию строительства этой больницы,но там нет ни слова о том как она окончила жизнь.

    • Анонимно
      5.07.2019 15:45

      А сегодня мода строить мечеть имени себя!

  • Анонимно
    5.07.2019 10:14

    Мечети - это татарское лицо Казани. К сожалению, другая светская архитектура города избегает национальных мотивов, что очень печально для столицы Татарстана и татарского народа. Я - атеист, но всегда радуюсь появлению новых мечетей, ведь это культурные центры татарского народа. Вот уничтожили Национально-культурный центр "Казань", где кипела татарская культура и культурная жизнь, другого такого места уже нет и не будет. Ликвидировали национальное образование, теперь принялись и за национальную культуру. Хорошо еще есть подвижники, строящие мечети, спасибо им.

    • Анонимно
      5.07.2019 13:33

      мечети это мусульманское лицо. не путайте религию и нацию

      • Анонимно
        5.07.2019 14:03

        А здесь других мусульман в массе, кроме татар, нет. К тому же татарская архитектура мечетей выделяется от других архитектурных форм исламского мира своей особенностью и уникальностью. А посему, мечети создают татарское лицо Казани.

        • Анонимно
          5.07.2019 15:07

          а крещеные татары, татары- буддисты, татары-солнцепоклонники и татары (о ужас!)- атеисты они значится права на отражении себя в татарском лице Казани не имеют? и в Казани не живут? ой, да! Вы же сам атеист! неудобно то как...

          • Анонимно
            5.07.2019 16:21

            А что, есть архитектура татар-буддистов, татар-солнцепоклонников? Про татар-атеистов не говорю, ибо такая архитектура на каждом шагу. Не знают уж куда и как свою демагогию приспособить, изгиляются на грани фантастики.

            • Анонимно
              5.07.2019 21:45

              КГУ оно да, того, на мечеть не похоже. Не может быть лицом Казани.

              • Анонимно
                5.07.2019 21:56

                КГУ, конечно, лицо Казани, но оно не татарское, а так, среднеевропейское, с колоннами, стилизованными под античность А мечети - настоящий татарский лик города.

                • Анонимно
                  6.07.2019 19:13

                  Эээттааа как?! Среднеевропейское с античными колоннами в европейском городе это безликая посредственность? А среднеазиатские строения маленькие и невзрачные — это символ татарского народа? Только потому, что исламские?

      • Анонимно
        8.07.2019 11:13

        13.33. В РФ многие ещё путают религию и нацию. Пусть строят.

      • Анонимно
        8.07.2019 11:14

        В регионах компактного проживания татар мечети воспринимаются ТАТАРСКИМИ. И это хорошо.

  • Анонимно
    5.07.2019 10:58

    как же хорошо у нас, даже верить в Бога стали строем.

  • Анонимно
    5.07.2019 11:28

    Слава Аллаху, есть татары, идущие наперекор!

    • Анонимно
      5.07.2019 12:02

      М. Салахов МОЛЧА пропустил языковую проблему. АН РТ называется.

      • Анонимно
        5.07.2019 14:04

        Против лома нет приема, а ты сам не пропустил этот удар федцентра?

        • Анонимно
          8.07.2019 11:17

          14.04. ... ты сам ... - это кто? В анонимной переписке таких авторов быть не может.

  • Анонимно
    5.07.2019 11:30

    В массе у верующих убеждении нет, есть только стадный эффект.

  • Анонимно
    5.07.2019 11:31

    Вера в Создателя и учение Магомеда - разные вещи.

  • Анонимно
    5.07.2019 11:32

    Что модно, за тем и гоняются. Жизнь такой.

  • Анонимно
    5.07.2019 14:07

    Гюлен тратил свои деньги на школы. Эрдоган раньше был его сторонником.

  • Анонимно
    5.07.2019 16:19

    Пусть Аллах даст баракат этой мечети, всем тем кто ее строил и всем тем кто будет там молиться!

  • Анонимно
    5.07.2019 16:20

    ОН БЫ ЛУЧШЕ УЧЕНЫМ СВОИХ ИНСТИТУТОВ ЗАРПЛАТУ ПОДНЯЛ ИЛИ ОБЩЕЖИТИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ПОСТРОИЛ

    • Анонимно
      5.07.2019 16:47

      Святое дело построить мечеть на свои деньги, но когда на бюджетные это просто очередной дом!

  • Анонимно
    5.07.2019 22:26

    Товарищи, следует ли из всего описанного, что Салахов не развитием науки занимался, а строил мечеть? Академия наук ныне - это, простите, геронтологический кабинет, клуб для времяпрепровождения и распределения грантов между своих. Реальной науки нет. Теперь понятно, почему... Он мечеть строил... Ему не до науки....

  • Анонимно
    6.07.2019 00:30

    Зачем врать!
    Не один образованный человек не верит в бога.
    Никто из выдающихся ученых в бога не верил.
    Лучше было бы если этот господин построил гимназию млм сделал спонсорскую поддержку на какой-нибудь научный проект.
    Лучше было бы если н построил дороги.

  • Анонимно
    6.07.2019 01:59

    В РАН, нескольвих отраслевых и региональных академиях, в т.ч. и АН Татарстана, платял ежемесячно т.н. "стипендию", академикам и членкорам, независо от их вклада в науку ,только за звание.Все они,одновременно получают з,п. в нии и вузах.Такого,баспредела и безудержного расточительства, нет ,ни в одной стране мира,не было и в дореволюционной России. Каков размер , т.н. "стипендии" и пенсии этих корифеев ?

    • Анонимно
      7.07.2019 21:29

      Академики-50 тыс, членкоры-25. Это стипендия. Ну и проводы за счет академии. У них же дети, внуки.... Их кормить надо!

  • Анонимно
    6.07.2019 08:59

    Религиозность личное дело каждого. Её не нужно выпячивать. Тем более, на ней пиарится, особенно должностным лицам.

  • Анонимно
    6.07.2019 09:08

    Татары радуют арабов.

  • Анонимно
    6.07.2019 09:10

    ТР Ф. Академиясе татар теле белән шөгыльләнсен иде.

  • Анонимно
    6.07.2019 14:48

    А почему архитектура мечети - не в конструктивистском стиле????? Ученый и тут должен вносить изюминку...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль