Культура 
26.07.2019

Автор скульптуры «Конь-страна»: «В темноте он отдан на съедение вандалам, которые делают что хотят»

Свое новое творение татарско-финский художник Рафаэль Сайфуллин хочет разместить у Кремля, надеясь на встречу с Олесей Балтусовой

Давно получивший финскую прописку художник и скульптор Рафаэль Сайфуллин снова привез свои работы в Казань. Его выставка «Маленькая Финляндия» вчера открылась в галерее «Хазинэ». Сам же автор свое время в столице Татарстана намерен потратить на ремонт скульптуры «Конь-страна», расположенной возле станции метро «Кремлевская». Кроме того, он учит финнов татарским словам и хочет издать книгу, которая показывала бы объемными все работы мастера.

Финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия» Финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия» Фото: Василий Иванов

НУРГАЛЕЕВА: «НАШ КРЫЛАТЫЙ И ЛЮБИМЫЙ»

Можно сказать, что казанцы и гости столицы Татарстана еще раз полюбили станцию метро «Кремлевская» — после того как на одном из выходов из нее установили скульптуру «Конь-страна». Накануне ее автор — финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин — вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия».

«Наш крылатый и любимый», — с чувством представила художника публике директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, рассказав о том, что в свое время Сайфуллин окончил петербургское училище им. Мухиной и лишь затем оказался в Финляндии. Сам же герой дня на открытии сердечно поблагодарил собравшихся и сравнил искусство с иконой-складнем, которое снова и снова открывает своим поклонникам что-то новое.

Тем временем известный в Казани скульптор Асия Минуллина свой отзыв о мастере искусства начала с упоминания о том, что в мухинском училище она училась вместе с автором «Конь-страны». «Сайфуллин — один из самых лучших представителей того поколения, окончивших это училище. Он и когда учился, тоже был одним из первых. Поэтому тому, что он сейчас „расцвел“, я не удивлена и очень рада. Прекрасные керамические опусы, живописные качества на высоком уровне. А графика, в которой мы видим единение с живописью, это самое большое его  достижение. Плюс его опусы в скульптуре — они не сиюминутные, а с глубоким смыслом и хорошим вкусом. Я всегда очень настороженно отношусь к тем художникам, которые пытаются работать не в своей области, не зная законов того вида искусства. А здесь у него все на высоком уровне, с пониманием и деликатностью. Я очень рада за Рафаэля!» — подчеркнула Минуллина.

«Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, сделанное из металлической пластины чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин! «Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, созданное из металлической пластины, чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин! Фото: Василий Иванов

О «ТАТАРСКОЙ КАШЕ» И НЕ ТОЛЬКО

После короткого вступления посетители выставки смогли наконец-то насладиться работами скульптора. Очень разными, но весьма яркими. Вот «Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, созданное из металлической пластины, чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин!

Вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица Вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица Фото: Василий Иванов

А вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица. А вот  «Озеро». Своей оригинальностью эта работа, наверное, запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками. А о том, что речь идет все-таки о водном объекте, говорит голубовато-бирюзовый цвет этого объекта.

А вот «Озеро». Своей оригинальностью эта работа наверное запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками А вот «Озеро». Своей оригинальностью эта работа, наверное, запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками Фото: Василий Иванов

Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю. Тематически «Мелодия» очень схожа со скульптурой «Конь-страна», установленной у казанской станции метро «Кремлевская».

Сам же Сайфуллин в это время широко улыбался и, разводя руками, радостно общался со всеми, кто хотел с ним поговорить. По его словам, в Финляндии он не устает пропагандировать татарскую культуру. Судя по тому, что он говорил, — с довольно-таки занимательными экскурсами в прошлое.

Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю Фото: Василий Иванов

«Я больше приношу финнам, чем они мне. Потому что пропагандирую татар. Я спрашиваю: скажи мне, как по-фински „Я тебя люблю“, по-татарски „Мин сине яратам“? Они говорят: „Minä rakastan sinua“. Это же очень похоже на татарский язык. Поэтому они начинают интересоваться, а я отвечаю: „Вы что, забыли, что ваши предки пришли с соединения Камы и Волги? Вы же оттуда родом, где была древняя Булгария!“ И начинаю говорить похожие на финские татарские слова-синонимы, которых очень много. И, кстати, гречневая каша в Финляндии называется tattaripuuro — татарская каша», — рассказывал наш собеседник.

«КОНЬ-СТРАНА» НУЖДАЕТСЯ В РЕМОНТЕ

 «БИЗНЕС Online» Сайфуллин рассказал, чем будет заниматься в ближайшие же дни. Как ни странно, речь пошла не о только что открывшейся выставке, а об его знаменитой скульптуре, установленной возле казанского метро.

«Там оторвали, как минимум, уже три элемента. Там нет освещения и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан» «Оторвали как минимум уже три элемента. Там нет освещения, и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я собираюсь на днях взять молоток, инструменты и починить того коня, о котором вы говорите. Оторвали как минимум уже три элемента. Там нет освещения, и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан. В темноте он отдан, как говорится, на съедение вандалам, которые делают с ним что хотят. Национальную святыню, полумесяц, если видели — погнули уже! Это же вообще недопустимо!» — сменил улыбку на грустную гримасу скульптор.

Но тут же опять нашел повод для радости. «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — „Сак-Сок“. Проект „Сак-Сок“ вышел из древней татарской легенды, в которой два родных близнеца-брата дерутся и ругаются. И кончается эта история тем, что они улетают, но мать плачет и призывает их примириться. Это послание из тысячелетнего прошлого нашему народу быть добрыми и сердечными и любить свою Родину», — рассказал Сайфуллин. Кстати, миниатюрный вариант этого художественного объекта тоже можно увидеть на выставке. Здесь он представляет собой несколько городских башен, или минаретов, взмывающих от земли к небу.

Рафаэль Сайфуллин: «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — «Сак-Сок» Рафаэль Сайфуллин: «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — «Сак-Сок» Фото: Василий Иванов

По словам скульптора, встреча с Балтусовой даст возможность начать поиск места, где может быть установлен этот художественный объект. «Я думаю, он будет установлен где-то около кремлевской стены. Потому что по сценарию, который заложен в самой легенде, отец стреляет в стену серебряными стрелами, мечтая ее разрушить и освободить все, что может сделать людей счастливыми. Эта база заложена в древних эпосах и легендах многих наций, но в моем народе „Сак-Сок“ — это первооснова татарской культуры», — рассказал автор.

Кроме этого, Сайфуллин поведал еще об одном проекте, который мечтает воплотить благодаря издательству «Редкая книга». По его словам, это будет издание, в котором проект «Сак-Сок» будет показан в объемном виде: «Я думаю, что выпущу эту книгу экземпляров так в 100. Причем половина там будет сделано руками — то есть какая-то чеканка, какая-то ковка».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.07.2019 09:16

Хватит перегружать Кремль. В Казани много других мест, где и стены присутствуют, и памятники и скульптуры не будут лишними.

  • Анонимно
    26.07.2019 08:11

    Очередной Церетели....

    • Анонимно
      26.07.2019 18:23

      КОнь-страна лично мне нравится. Остальные творения не знаю. Спорно выглядят

  • Анонимно
    26.07.2019 08:16

    Талантище!!!!!

  • Анонимно
    26.07.2019 09:16

    Хватит перегружать Кремль. В Казани много других мест, где и стены присутствуют, и памятники и скульптуры не будут лишними.

    • Анонимно
      29.07.2019 02:15

      И вправду, было бы здорово разместить его скульптуры в других местах. Даже если сейчас они кому-то не нравится, то как показывает опыт, со временем понравятся.)

  • Анонимно
    26.07.2019 09:17

    Чтоб татарин так коня изобразил это сколько же выпить надо было.

    • Анонимно
      26.07.2019 10:24

      Такое понятие, как "искусство" видимо для вас далеко...

      • Анонимно
        26.07.2019 11:38

        Это не искусство, а больное воображение автора. (сейчас это лечится)

    • Анонимно
      26.07.2019 11:50

      Фантазии у вас нет и взгляд зашоренный. Видимо поэтому и склоняете все к алкоголю, так как считаете, что человеку обязательно нужно выпить, чтобы нестандартно мыслить.

      • Анонимно
        27.07.2019 12:13

        А вы считаете, что если палку-палку-огуречик назвать искусством и важно ходить вокруг - изделие от этого действительно становится искусством? А если на нем нарисовать много разных символов - оно от этого станет символичным?
        Нет, это не так.

  • Анонимно
    26.07.2019 09:43

    Прекрасный материал!

  • Анонимно
    26.07.2019 09:49

    у руководства города голова есть на плечах ? на фоне наследия ЮНЕСКО и исторических памятников ляпать этот новодел ?

  • Анонимно
    26.07.2019 10:03

    Я не искусствовед, но мне этот конь ОЧЕНЬ не нравится. Уберите, пожалуйста, его совсем.

  • Анонимно
    26.07.2019 10:11

    На вкус и цвет, как говорится. Мне и моим друзьям нравится и уж намного лучше чем змеи у Чаши.

    • Анонимно
      26.07.2019 11:08

      //чем змеи у Чаши//

      У нас в Казани и Н.Челнах большинство "скульптур" такие, как будто из фильма ужасов или из тяжёлого сна наркомана. Честно говоря перед иностранцами неудобно.

      • Анонимно
        26.07.2019 11:48

        Во-первых, хватит преклоняться перед иностранцами. И раз уж про иностранцев говорим, вы хоть видели скульптуры за рубежом? Вы хотите, чтобы у нас были только уродливые скучные бестолковые памятники, как князю Владимиру в Москве?
        Прекрасный конь, очень оригинальный.

  • Анонимно
    26.07.2019 10:46

    //Финский керамист, скульптор и художник//

    Почему он "финский", если в Финляндию он уехал лишь недавно? Он скорее всего даже по фински говорить не умеет или знает только примитивные фразы.
    В таком случае и Швакова можно назвать "финским педагогом", ведь он тоже несколько лет пожил в Финляндии.

  • Анонимно
    26.07.2019 16:35

    Хотел было высказаться по поводу выставки,но как раз вчера наткнулся на малоизвестны краткометражный худ.фильм с великолепными советскими актёрами как нельзя лучше оценивающий данное "творчество". "Крыса на подносе" называеться. Рекомендую! Всего 15мин.

    • Анонимно
      26.07.2019 18:38

      Да уж. И самое интересное, что этот фильм был снят 56 лет тому назад)))

    • Анонимно
      27.07.2019 01:37

      Еще есть хороший фильм "Я и другие", как раз для таких, как вы ;)

  • Анонимно
    26.07.2019 20:44

    Оригинал, на любителя.

  • Raphael-kzn
    27.07.2019 07:29

    Что, у Кремля мёдом намазано? Что они туда все лепятся, каждый стремится там что-нибудь воткнуть? Должно быть только два слова: "Охранная зона!", и никаких новоделов, тем более таких, которые могут только в страшном сне присниться!

  • Анонимно
    27.07.2019 10:42

    Это не искусство, это ремесло. Подобное уже было, и не раз.

  • Анонимно
    30.07.2019 10:40

    Конечно, ЭТО - искусство. Конечно, ОНО имеет право существовать и быть выставленным. Но не надо навязывать его ВСЕМ!

    Выставлять надо в таких местах, где ИМ смогут полюбоваться только любители ТАКОГО. Кому ОНО нравиЦЦа - придет и посмотрит.

    У нас же предпочитают ставить ЭТИ спорные произведения то ли искусства, то ли лишнего выпитого алкоголя обязательно на самых людных и посещаемых местах, где - хочешь-не-хочешь - а об НЕГО споткнёшься.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль