Машиностроение 
5.08.2019

«Экономисты проводят параллели с 2007–2008 годами»: убыток КАМАЗа приближается к рекорду

Автогигант буксует как никогда в первом полугодии: из-за роста себестоимости продукции завод ушел в минус на 2 миллиарда

Новый антирекорд КАМАЗ объясняет глобальным спадом на мировом рынке и собственной инвестпрограммой, крупнейшей со времен строительства завода. Отечественный рынок упал на 8,6% только за один летний месяц, и теперь перед автогигантом маячит перспектива сокращения годового бизнес-плана. Возможна и оптимизация программ модернизации производства, хотя пока годовые инвестиции по-прежнему запланированы на уровне 15 млрд рублей.

Выручка ПАО «КАМАЗ» за первое полугодие выросла на 1 млрд рублей или на 1,6%: с 62,1 млрд рублей за январь–июнь 2018 года до 63,1 млрд рублей за первую половину 2019-го Выручка ПАО «КАМАЗ» за первое полугодие выросла на 1 млрд рублей, или на 1,6%: с 62,1 млрд рублей за январь–июнь 2018 года до 63,1 млрд рублей за первую половину 2019-го Фото: nabchelny.ru

ИЗДЕРЖКИ ДРУЖНО РОСЛИ БЫСТРЕЕ ВЫРУЧКИ

Выручка ПАО «КАМАЗ» за первое полугодие выросла на 1 млрд рублей, или на 1,6%: с 62,1 млрд рублей за январь–июнь 2018 года до 63,1 млрд рублей за первую половину 2019-го. Такие данные отражены в опубликованной бухгалтерской отчетности общества по РСБУ. Этим миллиардом, к сожалению, позитив отчета о результатах основной деятельности КАМАЗа исчерпывается, так как показатели прибыли просели сразу все.

Одним из главных факторов спада, судя по отчету, стал опережающий рост себестоимости — сырья и материалов, зарплат рабочим, энергоснабжения. Себестоимость в итоге увеличилась быстрее выручки и прибавила 3,1 млрд рублей, в конечном счете оттянув из корпоративного кармана 60,6 млрд рублей. Как следствие, уже валовая прибыль показала снижение почти вдвое: на 2,16 млрд рублей — до 2,48 млрд рублей. Коммерческие расходы, к которым относятся, в частности, реклама, хранение, транспортировка, также не удалось обуздать: они выросли на 260 млн рублей, или на 13%, до 2,28 млрд рублей. Темп тоже значительно опережает рост выручки. Управленческие расходы подскочили на 410 млн рублей, или 14%, до 3,26 млрд рублей. Хочется надеяться, что эти расходы положительно скажутся на условиях труда менеджмента. 

В конечном счете операционный убыток КАМАЗа вырос до 3,06 млрд рублей — то есть в 13 раз по сравнению с первым полугодием прошлого года. Стоит также отметить отрицательное сальдо между процентами, которые должен КАМАЗ и которые должны ему: этот показатель вырос на 600 млн рублей — до 2 млрд рублей не в пользу завода. Подспорьем для автогиганта стал доход от участия в капиталах других организаций — эта строчка выросла на 1,05 млрд рублей, до 1,8 миллиарда. К сожалению, как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, автогигант не раскрывает, в какие именно бизнесы он так удачно вкладывается.

Одним из главных факторов спада, судя по отчету, стал опережающий рост себестоимости — сырья и материалов, зарплат рабочим, энергоснабжения Одним из главных факторов спада, судя по отчету, стал опережающий рост себестоимости — сырья и материалов, зарплат рабочим, энергоснабжения Фото: «БИЗНЕС Online»

Полугодовая отчетность по РСБУ не слишком детализирована, но можно сказать, что баланс прочих расходов и доходов челнинцам удалось подтянуть. Так по итогам полугодия КАМАЗ получил 562 млн рублей положительного сальдо прочих статей. В прошлом году сальдо было отрицательным и составляло 160 млн рублей.

Конечный финансовый результат плачевен: чистый убыток автомобилестроителей по сравнению с первой половиной прошлого года вырос в 2,5 раза — до 2 млрд рублей. За 2011–2019 годы этот минус стал рекордным, если рассматривать опубликованные отчеты по первым полугодиям.

ПАО «КАМАЗ»: чистая прибыль/убыток
Наименование 6 мес. 20116 мес. 20126 мес. 20136 мес. 20146 мес. 20156 мес. 20166 мес. 20176 мес. 20186 мес. 2019
ПАО «КАМАЗ«: чистая прибыль/убыток, млн руб.-285218724281116227419-804-2003

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


«ПАДЕНИЕ НА 8,6 ПРОЦЕНТА ЗА ОДИН МЕСЯЦ — ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ СИГНАЛ…»

Вслед за отчетностью КАМАЗ опубликовал пресс-релиз, в котором финансовый директор компании Андрей Максимов предложил свое объяснение убыткам. Позиция предприятия сводится к двум параллельным процессам: жесткому спаду на мировом рынке тяжелых грузовиков и масштабной инвестиционной программе камского автогиганта. Руководитель пресс-службы в разговоре с корреспондентом по большому счету придерживается той же позиции, но уточняет, что даже в нынешних обстоятельствах показатели не так плохи, какими представляются на первый взгляд.

«Сравнивать нынешние показатели с аналогичным периодом прошлого года вряд ли стоит, ведь мы уже объясняли, что прошлый год был нехарактерным для рынка, — отметил Афанасьев. — Спрос тогда был смещен на первое полугодие. До 2018 года все убытки у нас падали на первое полугодие, как происходит и теперь. Тем не менее по сравнению с первым кварталом мы сократили убыток».

Основные показатели ПАО «КАМАЗ»
Наименование6 мес. 2019, тыс. руб.6 мес. 2018, тыс. руб.
Выручка6309569762129271
Себестоимость продаж-60611385-57485309
Валовая прибыль (убыток)24843124643962
Коммерческие расходы-2279532-2023069

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Напомним, в первом квартале КАМАЗ показал 2,15 млрд рублей убытка с его ростом в 10 раз, так что позитивная динамика в этом отношении и правда существенна. Что же касается полугодового «антирекорда», то Афанасьев отмечает, что в предыдущие годы у автогиганта не было столь масштабной инвестиционной программы. «Можно, конечно, сравнивать с любыми годами, но ведь у нас последние в 2–3 года развернулась самая крупная инвестпрограмма в истории предприятия! — указывает руководитель пресс-службы. — В первую очередь на показатели влияют затраты на модернизацию, реинжиниринг и создание нового модельного ряда. Они заложены в производственные издержки. Это и опережающая модернизация литейного производства, которая была перенесена с третьего квартала на начало года, и обновление главного сборочного конвейера, и строительство завода каркасов кабин».

«У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина — гендиректора ПАО „КАМАЗ“ - прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса» «У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина — гендиректора ПАО «КАМАЗ» — прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как именно КАМАЗ собирается сокращать издержки, в компании не уточняют, однако Афанасьев напомнил, что процесс оптимизации не останавливается. «У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина, гендиректора ПАО „КАМАЗ“ — прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса. Комитет решает, какие издержки больше других влияют на финансовое состояние, от каких можно отказаться, и если бы мы не занимались их сокращением, то убыток был бы намного больше. В том числе комитет смотрит, от каких программ модернизации можно отказаться или удешевить. Бывает, что урезаем расходы и в этой части. Выдержать все инвестиционные траты при нашей обширной программе — это мегасложная задача для российской компании».

Сложное полугодие, по словам Афанасьева, пока не сказалось на годовом бизнес-плане, хотя кардинальные изменения на рынке, скорее всего, скорректируют общий прогноз. Отметим, что, по данным агентства «Автостат», в июне регистрация новых тяжелых грузовиков в России сократилась на 8,6% — как подчеркивает Афанасьев, это уже не стагнация, а реальное падение. «Общие тенденции на мировом рынке грузовиков очень плохи. Российский рынок идет в мировом тренде — все они сокращаются, кроме бразильского. Даже китайский рынок тяжелых грузовиков, который десятилетиями рос, сегодня показывает спад. В Европе катастрофически сократился портфель будущих заказов. Рынок у них пока растет, но тренд удручает. Российские автопроизводители вынуждены принимать серьезные меры, а для КАМАЗа это особенно сложно сегодня, на фоне глобальных затрат, от которых невозможно отказаться. Ситуация настолько непроста, что некоторые экономисты проводят параллели с 2007–2008 годами. Обстоятельства примерно похожи: тогда и в Европе тоже был пик продаж перед резким обвалом, и у нас рынок рос, как в прошлом году, а потом начал стремительно падать, как в этом. Падение на 8,6 процента за один месяц — это очень серьезный сигнал». Напомним, в июне на общем собрании акционеров Сергей Когогин озвучивал параметры актуального бизнес-плана: в этом году КАМАЗ хотел продать 39 тыс. машин, из них 6 тыс. за рубежом. Долю отечественного рынка планировалось поднять с 41% до 51,7%.

Несмотря на мрачные реалии, КАМАЗ по-прежнему остается лидером отечественного рынка тяжелых грузовиков, и не стоит забывать, что компания феноменально быстро осваивает сегмент пассажирского электротранспорта. Согласно пресс-релизу КАМАЗа, в этом году на развитие модельного ряда и модернизацию производственных мощностей планируется направить свыше 15 млрд рублей.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.08.2019 15:36

Может стОит пересмотреть оклады и премиальные топ менеджерам?

  • Анонимно
    5.08.2019 15:21

    Уже надоело.
    Как то по.... нейтрально.

  • а кто в Эрефии кроме банков и Нефтянки имеет прибыли?
    в колонии другого не дано!

  • Анонимно
    5.08.2019 15:24

    "Согласно пресс-релизу КАМАЗа, в этом году на развитие модельного ряда и модернизацию производственных мощностей планируется направить свыше 15 млрд. рублей" - а ведь окупаться должно за счет чистой прибыли, есть еще своя большая кредиторка

  • Анонимно
    5.08.2019 15:26

    Как только тесла и им подобные выведут свои электрогрузовики на рынок,вот тогда начнется швах все,от производителей всего что из металла в грузовиках и так далее,до нас докатится тоже быстро,производители грузовиков просядут сначала в сша,потом в европе,а потом и до нас докатится.

    • Анонимно
      5.08.2019 15:45

      До нас долго катится будет. Инфраструктуры особенно на Севере никакой.

      • Анонимно
        5.08.2019 18:11

        До нас по-другому докатится, невостребованная техника хлынет на на развивающиеся рынки и уронит продажи местных производителей

    • Анонимно
      5.08.2019 15:59

      Такой большой а в сказки веришь
      Запомни раз и на всегда.
      Производство электроэнергии стоит денег и так же вредит экологии. Утилизация аккумуляторов, то же мина замедленного действия.
      Если ты не в курсе в России зимой минусовые температуры. Работа АКБ в минус, снижает эффективность в несколько раз. Так же надо греть кабину.
      Все это сводит на нет мнимую экономию

      • Анонимно
        5.08.2019 16:36

        Да да,почитайте как производители металлов уже жалуются на теслу в сша,из за падения продаж и торможения производств соответственно.

        • Анонимно
          5.08.2019 17:03

          Подскажите объем продаж тесла в США в разрезе общего объёма новых автомобилей?

      • Анонимно
        5.08.2019 18:12

        А для кого кабину греть? Там ведь предполагается авто без водителя

      • Анонимно
        6.08.2019 10:10

        Где то я это уже слышал... Каменный век закончился не потому, что кончились камни. Нытикам про температуру - да при низких температурах аккумуляторы работают хуже, но надо быть совсем дремучим чтобы не понять, что человеческий нений на этот счет чего-нить не придумает. В конце концов одеяла электрические обогравтельные на двигатели уже лет 20 существуют, а у финнов розетки на каждой парковке специально для этого.

  • Анонимно
    5.08.2019 15:36

    Может стОит пересмотреть оклады и премиальные топ менеджерам?

    • Анонимно
      5.08.2019 15:52

      тут нужно самих топ менеджеров пересмотреть... очень пристально пересмотреть... и спросить, почему чем хуже дела у завода, тем выше их места в списках форбс...

    • Анонимно
      5.08.2019 15:59

      тссс это не возможно....они не смогут есть одни макароны

    • Анонимно
      5.08.2019 20:57

      Чем беднее колхоз, тем богаче его председатель!

      • Анонимно
        6.08.2019 15:39

        20.57. Закон сохранения: где-то убывает, где-то прибывает.

  • Анонимно
    5.08.2019 15:47

    К сожалению, как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, автогигант не раскрывает, в какие именно бизнесы он так удачно вкладывается.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/433869
    Ха! мы и без этого знаем\сдача в аренду пустующих помещений складов,гаражей,земель,просто за ненадобностью оных.

    • Анонимно
      6.08.2019 15:40

      15.47. Не раскрывает, потому что там много пустых прожектов.

  • Анонимно
    5.08.2019 15:48

    Молимся ВСМ? Хоть в каком направлении: Питер, Казань,Краснодар. Тогда пойдут Камазы?

    • Анонимно
      6.08.2019 15:42

      15.48. Вместе с Башкортостаном надо пробить ВСМ М - Казань - Уфа - ...

  • Анонимно
    5.08.2019 15:48

    Убытки не мешают руководству камаза выплачивать огромные премии оклады И так далее

  • Анонимно
    5.08.2019 15:51

    так и не понял почему себестоимость растет быстрее. на 2 миллиарда чем выручка. Быстро дорожают детали т поставщиков или Камаз не может держать наценку или на прибыльные модели спроса нет?

    • Анонимно
      5.08.2019 17:56

      КамАЗ теперь работает по иностранным лицензиям, своего ничего не осталось, и двигатель и кабина от Мерседеса, вот вам и себестоимость

  • Анонимно
    5.08.2019 15:52

    в этом году КАМАЗ хотел продать 39 тыс. машин, из них 6 тыс. за рубежом.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/433869
    говорят же мечтай и оно обязательно сбудется...
    не пора ли возвращаться к окушкам,пусть даже безпилотным...пущай себе снуют по всей стране великой,славу великую про камаз разносят!
    И Камазы пора в каршеринг уже сдавать по россии..в тренде надо быть одним словом

    • Анонимно
      6.08.2019 15:45

      15.52. Проектная мощность завода была 150 тыс. авто в год. И город был расчитан под такой завод. Вот откуда упали.

  • Анонимно
    5.08.2019 15:55

    Ждём выхода Олега, который нам расскажет как цветет и чем пахнет завод. Это мы слабоумные читать отчётность не умеем и не понимаем гениальности управленцев

  • Анонимно
    5.08.2019 15:56

    У четы когогиных нет минусов.

  • Анонимно
    5.08.2019 15:57

    Они всегда в плюсах.

  • Анонимно
    5.08.2019 15:57

    Что-то сильно выросли зарплаты менеджерам. ..

  • Анонимно
    5.08.2019 15:58

    И рынок спецтехники полностью провален продавцами и конструкторами Камаза!

  • Анонимно
    5.08.2019 16:03

    КамАЗ мастер хватит финансировать. Эти бесмысленные для продаж расходы в угоду куске людей

    • Анонимно
      5.08.2019 16:38

      Камаз мастер это мойка денег,там что ни гонщик так владелец заправок,автоцентров и иного бизнеса.

  • Анонимно
    5.08.2019 16:16

    Управленческие расходы подскочили на 410 млн рублей, или 14%, до 3,26 млрд рублей.
    как при такой ситуации управленческие расходы могут столько составлять и так расти??? Если я буду так плохо работать мне вобще платить не будут, не то, чтобы еще доплачивать

  • Анонимно
    5.08.2019 16:16

    Однако на ралли рейды деньги у них есть

  • Анонимно
    5.08.2019 16:26

    Что дала конференция дилеров в Турции, на которую затрачено много миллионов? Что дают нам выставки с многомиллионными расходами? Какая эффективность от руководителей многочисленных департаментов? Может уж стоит задуматься господину директору. Или просто бумаги подписывает? Такое чувство, что не глядя....

    • Анонимно
      5.08.2019 17:05

      Эффективность руководителей департаментов и служб - ноль. Думаю ТОМАША НАВРАТИЛА надо позвать. Очередной миллион заплатить.

  • Анонимно
    5.08.2019 16:28

    Пока на КАМАЗе сидят на окладах мастеров и выше специалисты по развитию ПСК, которые рисуют красиво презентации лишь, завод будет в полной ....

  • Анонимно
    5.08.2019 16:31

    Приехали .... к 50 летию... , побежим с протянутой рукой.

  • Анонимно
    5.08.2019 16:31

    Камаз смог испортить мерседес, сервис на нуле, запчастей в наличие нет, в каталогах один номер- по факту- другой. Кто будет брать машину, если она стоит больше, чем работает?

    • Анонимно
      5.08.2019 19:56

      да уж чего стоит рулевое и передняя балка 6520 на машинах 5490, машину надо подруливать, подвеска как мячик и ещё резину съедает!

  • Анонимно
    5.08.2019 16:36

    На фоне публикаций о том, что у кого то дома находят десятки млрд, убыток КамАЗа 2 млрд не такая большая сумма при условии падения продаж и модернизации производства. Только банкам проценты за кредит наверно львиную долю перечисляют. Не стоит злорадствовать .
    Для обьективности : на КамАЗе не работаю , читаю финансовую отчетность профессионально, весь город ждет изменения ситуации на рынке автопрома.

  • Анонимно
    5.08.2019 16:49

    Экономики нет в стране ничего не развивается потому и грузовики не нужны

  • Анонимно
    5.08.2019 17:02

    Может стоит пригласить Навратила снова на КАМАЗ. Пусть просчитает эффективность Аминова, Козадаева, Халиуллиной, Вагизова, Афанасьева и др камазовских депутатов, чей заработок исчисляется миллионами, судя по декларациям.

  • Анонимно
    5.08.2019 17:40

    Издержки абсолютной централизации во всём. Один завод легковых авто, один завод грузовых авто. Монополизм. Он развращает. Зачем напрягаться, когда из бюджета всё возместят?

    Даже в СССР старались распределить производство значимой техники на несколько предприятий. И они, пусть косвенно между собой конкурировали:

    МИГ и Сухой.

    Туполев и Ильюшин.

    Камаз и МАЗ.

    Необходимо поддерживать конкуренцию.

  • Анонимно
    5.08.2019 17:44

    Без дотаций сразу загнется.

  • Анонимно
    5.08.2019 18:45

    . «У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина, гендиректора ПАО „КАМАЗ“ — прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса. Сам себя учит??!!!

  • Анонимно
    5.08.2019 19:00

    Будем надеяться, что после временного спада, «КамАЗ» ждёт новый взлёт и новые успехи!!!

    • Анонимно
      5.08.2019 19:58

      да езжу и вижу что стоянки у нтц и гендирекции постоянно расширяются и растут там наверное в сумме уже 3000 народу трудиться)

  • ПанАлекс
    5.08.2019 20:52

    Банкротство с такими руководителями стало вполне реально!
    Именно просчеты руководства привели к катастрофическим последствиям! А катастрофические уже близко - как только КАМАЗ не сможет погашать кредиты.
    Я понимаю, что у Афанасьева работа такая - показывать черное - белым. Но как смешно Афанасьев противоречит сам себе!
    днако Афанасьев напомнил, что процесс оптимизации не останавливается. «У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича работает над повышением эффективности бизнеса. Комитет решает, какие издержки больше других влияют на финансовое состояние, от каких можно отказаться..."
    Но он же заявляет "В первую очередь на показатели влияют затраты на модернизацию, реинжиниринг и создание нового модельного ряда. Они заложены в производственные издержки."
    То есть признается, что новые гигантские затраты на строительство и модернизацию не снизили себестоимость продукции (как это принято на Западе), а наоборот - сильно повысили. И это еще даже без учета гигантских выплат по процентам и "телам" кредитов!
    Такое ощущение, что не было никакого бизнес-плана - тупо набрали кредитов и понаделали и понастроили. Ну а где тот, самый новый продукт, востребованный покупателями, готовыми оплатить - его просто нет! 100 млрд. кредитов куда ушли и как и с каких доходов их возвращать? Нет даже теоретических шансов - если у компании убытки, то перекредитовать уже полученные кредиты если и возможно, то под гарантии и более высокие %, которые уже не в состоянии платить!
    И не надо врать, что не могли предсказать, что рынок упадет в 2019. Еще в 2018 я с десяток раз, да и многие эксперты на БО говорили про "повторение 2008г" а Когогины с Афанасьевыми непонятно за что получают такие зарплаты и премии. Вместе с массой "экономистов"! Неужели партийные дела важнее должностных обязанностей?

    • Анонимно
      5.08.2019 21:46

      По сути КАМАЗ - это единственный производитель грузовиков, который в состоянии делать грузовик на 100% из отечественных компонентов. Урал уже давно мертвый завод, который в лучшие времена выпускал 10-15 тыс грузовиков. КАмаз единственный завод в РФ, который имеет перспективу и население способное производить грузовики. И его никто не потопит и будут кредитовать независимо от убытков. КАмаз нужно было модернезировать, но нужно это было делать давно. Никому не нужнав машина с кабиной 50 летней давности, но и машина дороже машины с кабино 50 летней давности тоже не нужна. Если новые машины будут дорожать еще на пару лямов, то и брать их будут меньше и завод будет стоять, а рабочие будут получать еще меньше и просто сбегут.

      • ПанАлекс
        6.08.2019 13:30

        Где вы 100% отечественных? Когогин с самого начала ведет дело к прекращению собственного производства и собственных разработок. Все идет к отверточной сборке из иностранных компонентов! Не забывая штамповку и окраску...

        • Анонимно
          6.08.2019 14:40

          Для военки 100% отечественное. Завод по прежнему способен делать старые двигателя, коробки, мосты... И новое делает - новая копия мерседесовской кабины, двигатель р6. Если наладить у себя без СП производство коробок уровня импортных ЗФ, то будет еще лучше. И ненадо забывать, что не камаз диктует, что нужно покупать, а покупатель хочет хорошую машину на импортных компонентах.

  • Анонимно
    5.08.2019 23:28

    Чемезов недавно приходил к гаранту денег просить. Дадут наверно и Камазу отсыпет.

  • Анонимно
    6.08.2019 17:09

    Фсе хорошо прекрасная Альфия.

  • Анонимно
    6.08.2019 21:20

    Kamaz forever

  • Анонимно
    8.08.2019 18:13

    Господа без паники

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль