Машиностроение 
8.08.2019

150 миллиардов на «русский дизель»: Дерипаска выбивает деньги, прикрывшись Когогиным?

ГАЗу нужно импортозаместить двигатели для «Газелей» и «Соболей», а Sollers — движок для микроавтобуса. При чем тут КАМАЗ?

Грандиозную сумму на локализацию производства российского дизельного двигателя запросил минпромторг России в очередной программе по импортозамещению. В перечень интересантов попал челнинский автогигант «КАМАЗ». Однако на самом предприятии от инициативы открещиваются — в Челнах и так импортозаместили почти все что могли. Эксперты «БИЗНЕС Online» уверены: за проектом явственно видны «уши» владельца ГАЗа.

Олег Дерипаска Олег Дерипаска (слева) Фото: ©Сергей Гунеев, РИА «Новости»

локализовать и импортозаместить

Импортозаместить производство автокомпонентов для КАМАЗа, Sollers и ГАЗа и по некоторым позициям для АвтоВАЗа задумали в минпромторге России (МПР). Потребуется для этого ни много ни мало 150 млрд рублей, которые планируется получить из бюджета РФ до 2025 года. С этой целью МПР якобы разработало концепцию программы развития отечественных высокотехнологичных производств компонентов и систем для автопрома (АК-2025), об этом сегодня сообщает издание «Коммерсантъ». В данный момент документ направлен на согласование в минфин и минэкономики. Если он будет одобрен, то уже в 2019 году на развитие автокомпонентных производств из бюджета будет направлено 10 млрд рублей, еще 44 млрд рублей добавят сами производители из внебюджетных источников. 

Локализовать производство ряда автокомпонентов, как считают в МПР, крайне необходимо в связи с антироссийскими санкциями — в частности, 8 ноября вступят в силу меры воздействия в отношении ГАЗа, которые были введены еще 6 апреля 2018 года, но до сих пор действовала отсрочка. Судя по всему, программа АК-2025 была разработана в первую очередь в интересах группы «ГАЗ» Олега Дерипаски. В концепции, в частности, подробно говорится о создании и производстве дизельного двигателя объемом до 3 литров для легких коммерческих и легковых автомобилей, то есть для «Газелей». На его разработку планируется направить из казны 2,5 млрд рублей и еще 450 млн рублей — из внебюджетных источников. Кроме того, требуется импортозамещение производства компонентов двигателя (например, деталей газораспределительного механизма), компонентов шасси, трансмиссии и других элементов.

На КАМАЗ пока санкции не распространяются. Конечно, глава компании Сергей Когогин не раз заявлял о сложностях, которые автогигант из Челнов испытывает в связи с их введением. Несмотря на это, на самом предприятии, куда «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями, оказались несколько удивлены сообщением о разработке некоей концепции импортозамещения в автопроме с их участием. Во-первых, завод не принимал участия в формировании данной концепции. Во-вторых, на данный момент КАМАЗ как будто бы и не нуждается в дальнейшей локализации производства автокомпонентов для свои грузовиков.

Сергей Когогин (в центре)Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗУ ЭТО УЖЕ НЕ ИНТЕРЕСНО

По данным наших источников, КАМАЗ скорее последний в ряду интересантов предложенной концепции, вписанный в общий перечень по инерции или по старой памяти. Действительно, два года назад автогигант лоббировал тему импортозамещения автокомпонентов, но тогда существовал риск непредвиденной остановки производства дизельных двигателей в первую очередь из-за топливной системы Common Rail, без которой невозможно выпускать моторы экологического класса выше «Евро-3». На тот момент порядка 98% российского рынка топливных систем занимал импорт — в этом и заключалась главная угроза для отечественных автопроизводителей. Однако за прошедшее время не только топливные, а практически все компоненты, которые пока еще не выпускаются в России, появились в хорошем качестве в Китае и Корее — в странах, с которыми никаких санкционных проблем нет и не предвидится. Что касается топливных систем, то год назад серийное производство Altay Common Rail System за 600 млн рублей запустили в Барнауле, в первую очередь с расчетом на закупки КАМАЗа. Первый заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов даже ездил на открытие первой линии Алтайского завода прецизионных изделий и заявлял на церемонии, что около 70% камазовских моторов будет оснащаться алтайскими насосами, а новая линейка — видимо, целиком.

«У автомобиля будет новый двигатель — рядная „шестерка“, — который будет производиться полностью на базе КАМАЗа и оснащаться топливной системой Altay Common Rail System, — рассказывал Герасимов об оснастке нового грузовика поколения К5. — Мы в России перешли с 2018 года на стандарт двигателей „Евро-5“, а насосы АЗПИ обеспечивают стандарты „Евро-5“ и „Евро-6“». Герасимов тогда очень высоко оценивал значимость проекта АЗПИ как в части независимости от иностранных поставщиков, так и в разрезе себестоимости — отечественная топливная аппаратура уронила цены процентов на 30. Первый зам Сергея Когогина предполагал, что и вторая очередь алтайской линии будет работать на камский автозавод.

В остальном дизельный двигатель, который вроде как ставится во главу угла в предложенной программе, для КАМАЗа неактуален тем более. До недавнего времени челнинские грузовики оснащались тремя дизельными агрегатами: собственным мотором 740-й серии и рядными «шестерками» от Daimler и Cummins — зарубежных, но стратегических партнеров автогиганта. А в прошлом году в серию пошел и новый, разработанный совместно с группой Liebherr шестицилиндровый двигатель Р6 класса «Евро-5», а в перспективе — и «Евро-6». Таким образом, новая линейка камазовской продукции собственными моторами обеспечена, иные же компоненты — в частности, автоматизированные коробки передач для грузовиков, тормозные системы — всегда сможет закрыть азиатский рынок.

На КАМАЗе утверждают, что все давние международные партнерства устойчивы и не вызывают тревогФото: «БИЗНЕС Online»

«Текст готового документа мы даже еще не читали»

Можно было бы предположить, что КАМАЗу с помощью импортозамещающей программы интересно обезопасить свои отношения с Liebherr — компания все-таки немецкая, а совместно разработанный движок локализован не полностью, примерно на три четверти. Однако на КАМАЗе утверждают, что все давние международные партнерства устойчивы и не вызывают тревог. Более того, как заявил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, КАМАЗ на сегодняшний день даже не успел ознакомиться с содержанием инициативы минпромторга…

«КАМАЗ не участвовал в разработке этой концепции, хотя свои предложения правительству передавал. Текст готового документа мы даже еще не читали, — прямо ответил Афанасьев. — Мы считаем, что стране нужны собственные автокомпоненты, но наша компания решает эту проблему созданием альянсов с ведущими мировыми производителями. КАМАЗ не находится под санкциями. Все отношения с нашими зарубежными партнерами, включая Liebherr, подтверждены, и мы не видим для себя никаких рисков».

Кто действительно может нуждаться в локализации дизельных двигателей, так это группа «ГАЗ». Сегодня «Газели» моделей Next и «Бизнес», а также «Соболь-Бизнес» оснащаются, помимо бензиновых моторов, американскими дизельными Cummins ISF на 2,8 литра, поэтому о санкциях стоит беспокоиться разве что Дерипаске, группа которого уже ограничена в торговых отношениях с США.

Перед Ford-Sollers, по-прежнему выпускающим в ОЭЗ «Алабуга» коммерческие Ford Transit, тема импортозамещения двигателей также вряд ли стоит ребром, учитывая 49% американских акций в этом совместном предприятии, считают наши источники. В конечном счете инициатор финансовоемкой программы угадывается довольно просто. К тому же российский миллиардер Дерипаска уже не в первый раз просит поддержки у бюджета страны. Так, в апреле 2019 года гендиректор группы Вадим Сорокин направил вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку письмо, в котором просит выделить почти 30 млрд рублей в связи с санкциями, из-за которых ГАЗ попал в затруднительное положение. 

Дерипаска уже не в первый раз просит поддержки у бюджета страны. Так, в апреле 2019 года гендиректор группы Вадим Сорокин направил письмо, в котором просит выделить почти 30 млрд рублей в связи с санкциями, из-за которых ГАЗ попал в затруднительное положение (Путин на ПАО «Автодизель», входящий в группу «ГАЗ»)Фото: kremlin.ru

«У нас дизельных двигателей сейчас много, как никогда»

«БИЗНЕС Online» уточнил у экспертов, кому и для чего нужно импортозамещение производства автокомпонентов.

Николай Мордовцев  заместитель главного редактора журнала «Рейс»:

— Фактически ситуация с двигателестроением в стране не такая плохая, как кажется.У группы «ГАЗ» есть 530-я серия моторов, есть 770-й мотор. У КАМАЗА есть Liebherr 910. У Sollers ситуация сложнее, им нужен мотор. У нас ситуация такая: топливную аппаратуру по Common Rail (система подачи топлива в дизельных двигателях — прим. ред.) делают на Ярославском заводе дизельной аппаратуры, это группа «ГАЗ» (они изготовили модульные топливные насосы). Форсунки делают на Алтае, причем для завода «Камминз Кама» (совместное предприятие по производству дизельных двигателей ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc. в Набережных Челнах — прим. ред.).

Проблема может быть с компонентами для системы нейтрализации на основе водного раствора мочевины AdBlue (реагент для очистки выхлопных газов дизельных двигателей — прим. ред.). Но, если бы было желание, мы это могли бы освоить в тех же Челнах на СП «Камминз Кама». Они производят свои нейтрализаторы, и выделить еще одну площадку под это производство они могли бы. 

Я вообще думаю, что все эти санкции через год заглохнут. Я на это надеюсь, во всяком случае. У нас дизельных двигателей сейчас много, как никогда, во времена Советского Союза такого их обилия, как сейчас, не было. «Камминз Кама» выпускает два двигателя: Сummins ISB, у которого мощность начинается со 140 сил, и Cummins ISL, у которого мощность заканчивается 400 силами, в добавок к традиционной «восьмерке», которую «КАМАЗ» выпускает, там тоже до 400 лошадиных сил диапазона. Плюс Liebher 910 до 550 лошадиных сил. Смотрите, какой диапазон: 140–550 сил. Ну что еще надо? 

А вот у Sollers другая история: их интересует маленький мотор для микроавтобуса. Этого двигателя у них нет.

Рафаэль Батыршин  гендиректор ООО «РариТЭК»:

— Я думаю, мы все уже поняли ту задачу, которая ставится перед автопроизводителями: двигатель должен быть российским. На сегодняшний день двигатели есть только у КАМАЗА и Заволжского моторного завода. КАМАЗУ сейчас нужно локализовать Liebherr. 

Ухудшится от локализации качество [двигателя] или нет — все равно надо идти и делать, другого пути нет. Определенное время мы просто упустили, когда закупали [из-за рубежа] вместо того, чтобы создавать свое. В результате мы можем попасть в ловушку, если нам объявят санкции, у нас все встанет. Поэтому надо иметь свое.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»: 

— При таких вложениях можно локализовать много чего, в том числе и производство двигателей. Саму возможность реализации программы не ставлю под сомнение. Деньги большие, сделать можно, но как это будет реализовано и как отразится на рынке — можно только смотреть по ходу дела. Наши производители очень сильно зависимы от иностранных компонентов, потому что любые качественные компоненты преимущественно импортного производства и по большому счету их покупать больше негде, если мы говорим о качественном современном двигателе.

Большой вопрос — можно ли на эти деньги локализовать абсолютно все компоненты. Очень многие компании, поставляющие нам все — от поршней и колец до тех же турбин, — это компании с мировым именем, с огромным объемом производства, благодаря которому достигается более-менее приемлемая цена одной штуки каждого изделия. Одно дело, если вам надо сделать тот или иной компонент для 10 тысяч двигателей, и совсем другое, если для 1 миллиона двигателей, — это совсем другая история.

Ухудшение качества двигателей (в случае локализации производства в РФ — прим. авт.), безусловно, возможно, потому что тут много аспектов — от сырья до тех людей, которые будут обрабатывать. Но ничего невозможного нет, не боги горшки обжигают.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.08.2019 18:29

Когда уже закончится поддержка этих псевдоуспешных предпринимателей. Сначала "прихватизировали" все производство, построенное в Советское время. Потом псевдоприбыль рассовали по офшорам, а теперь просят помощь из бюджета!

  • Анонимно
    8.08.2019 18:19

    Вот ненормальные зачем им дизель? Ставьте змз с пропаном и будет всем счастье. Мощный надёжный экономный.

    • Анонимно
      8.08.2019 21:24

      Действительно, весь цивилизованный мир отказывается от дизеля.

      • Анонимно
        8.08.2019 22:57

        21.24 Тем более от русского дизеля)))

      • Анонимно
        9.08.2019 07:53

        если ты не в курсе то не надо приплетать про "цивилизованный мир".
        В нашей стране уже идет внедрение газомоторной техники.
        В Казани несколько лет уже ездят автобусы, и на коммунальной технике. Уже пошли грузовики на газу на межгород.
        Лет через 10 пройдет поэтапное замещение существующих дизельных автомобилей на автомобили на газу. На это надо время. В одночасье невозможно пару миллионов грузовиков поменять.
        но вам любителям всего "цивилизованного" это не понять. Вам же главное обосрать все что у нас происходит.

  • Анонимно
    8.08.2019 18:21

    Ай да Дериписка! ПРи ЕБН кассировал и при ВВП кассирует!
    Сам то на Майбахе ездит а дизель хочет якобы импортозаместить для холопов

  • Анонимно
    8.08.2019 18:29

    Когда уже закончится поддержка этих псевдоуспешных предпринимателей. Сначала "прихватизировали" все производство, построенное в Советское время. Потом псевдоприбыль рассовали по офшорам, а теперь просят помощь из бюджета!

    • Анонимно
      9.08.2019 08:04

      Надо выделить деньги на то чтобы выслать хапнувших в 90-е годы чубайсовгрефовдерибасок и других "успешных" деятелей. Вернуть сырьевые предприятия из офшоров. Навести порядок в налогах, с ценообразованием на энергоносители, и отменить НДС. 150 миллиардов на это хватит

    • Анонимно
      9.08.2019 08:47

      Имхо Речь идёт о двигателе для легкой коммерческой техники
      - ГАЗу надо искать замену китайскому камменсу
      - Соллерс нужно разрабатывать Новый двигатель для нового уаза
      - надо локализовать двигатель транзита
      - надо загружать завод двигателей в елабуге
      Тут два олигарха заинтересованы, а если посмотреть все решения футуриста Мантурова- выгодоприобретателем господдержки часто является Соллерс и компания.
      Все становится логичным когда вспоминаешь, кто прежний руководитель ведомства, и кто отец жены владельца Соллерс.

      По факту думаю это будет выкуп чертежей существующего Двигателя форд транзит и немного услуг американцев по его модернизации (приведению к местной компонентной базе) и таким элегантным способом гос деньгами можно оплатить отступные форду за выход из совместного предприятияя и выход из России.

      Из плюсов - загрузка завода в елабуге

  • Анонимно
    8.08.2019 18:31

    Весь мир уходит от дизелей а они 150 миллиардов туда зарыть хотят. Может электро газели или гибридогазели на газу лучше изобрести. Заодно сеть заправок электрических от группы газ развить можно будет.

    • Анонимно
      8.08.2019 23:24

      Похоже, вы путаете дизель как вид теплового двигателя и дизтопливо (солярку).

      Что мешает делать дизельные двигатели на пропан-бутане, или, ещё лучше, на КПГ?

      • Анонимно
        9.08.2019 07:09

        Родной, если двигатель на пропан-бутане, то он газовый. Учи матчасть. Бошки разные, эбу разное

      • Анонимно
        9.08.2019 07:40

        Дизельный двигатель переделывать на газ (не важно на СНГ или КПГ) очень дорого, надо вложить примерно столько же, сколько стоит новый дизельный двигатель.

    • Анонимно
      9.08.2019 07:54

      а ты не в курсе что у нас в республике уже ездят автобусы и грузовики на газу? Или твой взор настолько уткнулся в пятую точку "всего мира" что под носом не замечаешь.

  • Анонимно
    8.08.2019 18:32

    Очередная бессмысленная трата бюджета

  • Булгарин
    8.08.2019 18:54

    Да, в принципе все правильно. Отстаем, мировой тренд идет в другую сторону, так и что же. Они ведь все это уже давно прошли. а у нас всего этого еще нет. Так вот нельзя перескочить и оказаться впереди планеты всей. Надо идти по всем ступенькам. А иначе можно и ногу поломать, прыгая через ступеньки.

    • Анонимно
      8.08.2019 19:21

      А как же "прорыв"?

    • Анонимно
      8.08.2019 21:45

      Пусть возьмут кредит и вперед. Зачем в бюджет лезть липкими ручонками.

      • Булгарин
        8.08.2019 21:57

        Это дело государственной важности. Тут и БТР и танки.

        • Анонимно
          9.08.2019 07:44

          Бронетехника с двтгателем 2-2.5л даже с места не тронется. И тем более военные не будут брать сложный двигатель с Евро-5 из-за низкой ремонтопригодности в полевых условиях.

  • Анонимно
    8.08.2019 18:58

    Можно не давать им ничего, все равно, все растащат по карманам.

  • Анонимно
    8.08.2019 19:00

    Друзья Вы под другим углом воспринимаете новость. Им нужно из бюджета выклянчить очередной транш под разными предлогами.в этой цепочке все всё понимают и имеют свою долю а для холопов спектакль.

  • Анонимно
    8.08.2019 19:05

    Весь мир уходит от дизеля,а мы туда идем тольно.



    1950 году Советской Союз вышел на первое место по производству паровозов, т. к. весь остальной мир перешёл на производство тепловозов.

    • Анонимно
      9.08.2019 07:44

      А потом с 56 по 60 год, заменили около 80% машин, а это около 2000 составов. У нас всегда так, в начале создаём себе трудности, а потом героически их преодолеваем

  • Анонимно
    8.08.2019 19:15

    Кручу, верчу, получить хочу...

  • Анонимно
    8.08.2019 19:36

    Значит санкции работают дядюшки Трампа и кормовая база наших олигархов сужается раз они постоянно деньги бюджетные просят.Нам их так никогда не прокормить.

  • Анонимно
    8.08.2019 19:42

    А Татарстан должен построить самый большой завод по производству радиолам. Где-нибудь в Камских полянах.
    И фабрику по производству телевизоров на радиолампах.
    Деньги на всё это выбить из федбюджета.

  • Анонимно
    8.08.2019 19:49

    А обрабатывающие центра, станки, электронику и прочие запчасти кто заменит. Нет запчастей к станкам, нет двигателей.

  • Анонимно
    8.08.2019 19:54

    Дизельный двигатель для страны очень нужен, он необходим в коммерческих грузовых и пассажирских перевозках. Бензин и газ в этой сфере аутсайдеры-нет тяги на малых оборотах, повышенный расход и т.д. Нужен дизель! Но у нас как всегда «особенный» путь, не понятный ни нам гражданам этой страны, ни всему миру. Мы вновь пытаемся за большие деньги построить то, что априори не умеем и самое главное никогда не сможем!

    • Анонимно
      8.08.2019 22:29

      Тяги нет на малых оборотах из-за турбокомпрессора.
      Двигатель на природном сжатом газе - лучший из возможных вариантов - их надо дорабатывать и развивать, вкупе с АГНКС, и мобильными АГНКС для предприятий и КФХ - сети-то уже есть - везде, где проведен газ!
      Если бы владели и управляли всем лица, заинтересованные в людях и стране, это сейчас было бы основным реальным вектором для инвестиций. А на болтовня вокруг батареек, и вливаний в дизель. А, еще забыл про самоуправляемые такси, грузовиков и автобусов.... которые нужны только корпорациям, но ни черта не прибавят людям!!

      • Анонимно
        9.08.2019 00:50

        Как раз турбина и даёт тяговую силу на малых оборотах двигателя, за счёт обогащения смеси тёплым воздухом. Двигатель на газе-это худший вариант! На газе тяги нет совсем, пуск просто не возможен, расход увеличенный, износ поршневой усиленный в следствие чего ресурс двигателя уменьшен в разы. Про отсутствие заправок АГНКС даже говорить не стоит, их даже в городах миллионниках-мизер, на трассах страны практически нет, на севере и от Иркутска до Дальнего востока вообще нет! Про политический момент, думаю и говорить не стоит, чем живет наша страна и как она зависит от нефти. Теория допускает болтовню о прелестях газа, но любой практик вам скажет, что газ не идёт для коммерческого транспорта, от слова совсем.

        • Анонимно
          9.08.2019 07:47

          00:50. Смотря про какой транспорт коммерческий говорим. У нас в фирме ларгусы и автобус на метане, вполне отличные, и бегают уже 4 года. Грузовики на газу понятно никто пока не рискнёт, особенно, если в бездорожье надо

      • Анонимно
        9.08.2019 08:12

        АГНКСы строить по всей России... Рассмотрим Москву и МО. На АГНКС 1 легковушка заправляется 10-15мин для езды в 150км. Вы представляете что тут будет твориться! А если фура? Час заправки и 100-150км езды! Всё движение Москвы окончательно встанет! Из-за пробок на АГНКС!

  • Анонимно
    8.08.2019 20:00

    Грузи все на Рыбку. Отдыхай дальше

  • Анонимно
    8.08.2019 20:30

    Дерипаска выпускает ржавеющие Гезели.

  • Анонимно
    8.08.2019 20:39

    Ууух сколько умных людей! Интересно насколько их множество перекрывается с множеством людей из соседней статьи , т.е. которые на одежду не могут заработать?

  • Анонимно
    8.08.2019 21:09

    Если хочет госбабла так и пусть завод вернёт государству. Зачем завод забирал?

  • Анонимно
    8.08.2019 22:01

    ˝разработало концепцию программы развития отечественных высокотехнологичных производств”

    Может хватит уже об омовении сапог в Индийском океане, всемирном господстве, невероятном прорыве и прочих бреднях. Давайте начнём с малого, хотя бы саморезы самим научится производить, не китайские покупать, как во всяких Леруа и Мегостроях, а свои собственные, отечественного производства. И когда этот российский саморез будет не хуже китайского по качеству, и не дороже в три раза, как обычно получается у отечественного производителя с их эффективными менеджерами, вот тогда можно будет начинать вслух размышлять о высокотехнологичных производствах.

  • Анонимно
    8.08.2019 22:15

    Не надо Дизеля уже!
    Инвестируйте в заправки - АГНКС!
    И в CNG-двигатели, как ЯМЗ-536, 534, специально под сжатый природный газ. И с ЕВРО-6.
    Чтобы была конкуренция.
    А для газелей-уазов - версии полегче.

    Вот что реально необходимо, чтобы закрыть легкий, средний и тяжелый транспорт (включая пассажирский) в городах и окрестностях.
    Дышать нечем! А для военных и тяжких дальних условий хватит и того, что есть.
    В жилых районах требуются тихие и CNG двигатели - это единственный невредный вариант двигателя внутреннего сгорания на десятилетия вперед. Водителям нужны стабильные долгоходные движки и заправки.

  • Анонимно
    8.08.2019 22:18

    О каких возможностях вы ведете речь? Ни производства, ни науки, ни сельского хозяйства, ни медицины, ни образования, буквально ничего не осталось. Только природные ископаемые и углеводороды.
    Да и откуда взяться производству, если в стране безоткатное производство становится исключением, нежели правилом?


    Вообще, давно пора признаться, что национальную идею искать бесполезно. Национальная идея должна быть простой и ясной и звучать примерно так: "Ребята, мы в ж.. пе. Все приличные страны обогнали нас в развитии лет на 50, а мы даже трусы себе покупаем китайские. Чтобы нам отсюда выбраться, нам нужно перестать тырить и начать работать".

    • Анонимно
      8.08.2019 22:39

      Да копайте глубже! Производства не может быть без ВУЗов, без исследователей и лабораторий. А вы посмотрите, чем там занимаются в этих ВУЗах....
      Начать работать еще сложнее, чем перестать тырить! В тысячу раз сложнее. Вы разве не понимаете, что при тех изменениях планетарного масштаба, которые произошли в начале 20 века на этой территории, при всех потугах, пропаганде, научной-образовательно системе, на деле вышли только железо-бетонные здания, дамбы, вездеходы и военные самолеты. И всe! Вывод?

      • Анонимно
        9.08.2019 08:19

        Ещё глубже!!! А кто приходит в эти ВУЗы? Вчерашние школьники-недоучи! Надо ещё и школой и садиком Тоже заниматься!

    • Анонимно
      8.08.2019 23:40

      Аплодирую стоя таким комментаторам, как вы 22:18 и 22:39, поскольку на пальцАх разложили текущую ситуацию и, чуть дальше... носа своего. Кстати, оговорочка по-Фрейду в заголовке темки -"При чём тут КАМАЗ" интересен дальнейшим развитием:-)

  • Анонимно
    8.08.2019 22:42

    Наша страна устроена так, что с воровством сопряжено вообще любое дело. Абсолютно любое дело. От Олимпиады до ремонта подъезда. При этом, уверяю вас, даже если вообще ничего не делать, деньги все равно упрут. И тут сценарий будет тот же.

  • Анонимно
    8.08.2019 23:19

    Ах, да! Ракеты остались и генералы)))

  • Анонимно
    8.08.2019 23:35

    Очень приятный комментарий, про то что надо перестать воровать. Смертная казнь их не остановит.

    • Анонимно
      9.08.2019 01:06

      Смертная казнь их не остановит...? Да бросьте. У китайцев почему то останавливает. Не просто казнь, а с конфискацией всего имущества включая близких родственников. Одно государство - СССР, уже разворовали (та же партийная элита, чиновники), теперь за РФ-фию принимаются.

  • Анонимно
    9.08.2019 01:58

    Хоть триллион долларов выдели, ничего путного не сделают. У нас только дети хорошо получаются, а вот всё что руками, не очень.

  • Анонимно
    9.08.2019 05:49

    Но наша страна устроена так, что с воровством сопряжено вообще любое дело. Абсолютно любое дело. От Олимпиады до ремонта подъезда. При этом, уверяю вас, даже если вообще ничего не делать, деньги все равно упрут.

  • Анонимно
    9.08.2019 07:02

    А если дать толстосумам приватизировать часть ГАЗа в обмен на 150 млрд....?
    Чой то очереди не вижу. Всё бы им бюджет пильнуть.
    Нефть или никель предложить, так толкаться будут, аж пули полетят.
    Вот вся суть проектов ввп.
    И просить деньги у государства из-за санкций, это признавать государство ответственным за хреновое управление и за принятие решений в ущерб национальным интересам.
    Я же не прошу денег на бензин, когда государство перекопает улицу, а мне лишний крюк делать. Кручусь сам. Вот пусть эти "эффективные управленцы" которых беречь надо, как говорил ввп, и которые по миллиону в день получают сами крутятся

  • Анонимно
    9.08.2019 07:18

    Дерипаска "Волгу" обанкротил, сейчас за КАМАЗ взялся.

  • Анонимно
    9.08.2019 11:58

    Стоимость электроэнергии в РФ в два раза выше , чем в США . Дальше можно не продолжать ...

  • Анонимно
    9.08.2019 14:16

    150 лярдов отдайте больным детям на лечение за границу.
    Хотя военные РФ тоже делают аперации.

  • Анонимно
    9.08.2019 19:53

    Дерепаске ,,ноль,,, пусть сам крутится

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль