Строительство и недвижимость 
20.08.2019

Ирек Файзуллин: «Построить такое количество жилья сразу даже наш регион будет неспособен»

Министру строительства Татарстана нужно время, деньги и сети, «чтобы подготовить рывок» по объемам жилой застройки к 2024 году

«Если инфраструктуры не будет, то построенное жилье и покупать никто не станет», — объяснил сегодня суть разногласий между РТ и РФ относительно планов по вводу жилья глава республиканского минстроя Ирек Файзуллин на брифинге в кабмине Татарстана. И вопрос не только в школах и детсадах, но и в инженерных сетях, которые нужно тянуть к новым районам застройки. О том, какие сложности возникли в РТ в связи с переходом на эскроу-счета и как рост ипотечных ставок сказался на рынке, — в материале «БИЗНЕС Online».


КАК В ТАТАРСТАНЕ продвигается ПЕРЕХОД НА ЭСКРОУ, ЧТО С ИПОТЕКОЙ И ПЛАНАМИ по жилью-2019

Сегодня на брифинге в кабмине РТ министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин рассказал о ходе реализации в Татарстане нацпроекта «Жилье и городская среда». Напомним, что этой теме был посвящен пятничный визит в Казань вице-премьера РФ Виталия Мутко: он побывал в ЖК «Весна», ознакомился с парком в Горкинско-Ометьевском лесу, поучаствовал в совещании по поводу 100-летия ТАССР и провел заседание по нацпроекту. 

Файзуллин же сегодня начал с текущего положения дел: на 16 августа в РТ ввели 1,5 млн кв. м жилья, что составляет 64,9% от плана, который остался неизменным с прошлого года (2,4 млн кв. м). Но построить, как известно, мало — надо еще суметь продать! Тревожный звоночек уже есть: количество выданных жилищных кредитов в республике в первом полугодии упало на 19,4% по сравнению с первым полугодием 2018-го. В денежном выражении уменьшение составило 7,8% — покупатели взяли ипотеку на 37,9 млрд рублей. Министр напомнил, что за первое полугодие вновь увеличились ставки по ипотеке: рост составил 0,63 процентных пункта. И сейчас средневзвешенная ставка — 10,26%, в то время как год назад было 9,63%. Это повышение идет вразрез с планами правительства: по словам министра, согласно нацпроекту, процентная ставка сейчас должна быть на уровне 10,1% годовых. В 2020 году она должна составлять 9,6%, а в 2024-м — 7,9%. Так что проблему обсуждали на уровне правительства и Центробанка. «Возможно, общая финансовая ситуация на рынках позволит достичь снижения ставок раньше», — выразил надежду Файзуллин.


«Тектонический» сдвиг этого строительного сезона — переход застройщиков на проектное финансирование. Так, в Татарстане 22 застройщика уже переключились на работу по эскроу-счетам. Еще 79 компаний продолжает строить по старым правилам — на момент перехода они возвели объекты на 30% и более. Всего же строится 222 многоквартирных дома на 3,5 млн «квадратов», заключено 18,7 тыс. долевых договоров.

По словам министра, в РТ аккредитовано 18 банков, которые могут заниматься проектным финансированием, но к работе приступило только 10 из них. В первой тройке — Сбербанк, ВТБ и ДОМ.РФ. Застройщики ранее сообщали, что банки не готовы к переходу на эскроу-счета с 1 июля, что есть проблемы с кадрами в самих кредитных учреждениях. Разные требования по документации в разных банках усложняют оформление кредитования — порой требуется до сотни различных справок. Банкиры в свою очередь обвиняли в неподготовленности персонал застройщиков. 

«Данная работа новая для всех структур: и для органов управления, и, естественно, для банков, — ответил на вопрос „БИЗНЕС Online“ Файзуллин. — Когда система работала не так внимательно, произошли все эти события, которые привели к возникновению обманутых дольщиков. Сегодня банк формирует и, можно сказать, воспитывает новых специалистов, которые будут работать по банковскому финансированию, правильно определять уровень застройщика, его способности. Сегодня банки уже не рискуют, чтобы не потерять деньги, ведь там тоже в огромном объеме присутствуют средства населения. Очень внимательно проверяют, и этот срок был действительно долгим. Процесс естественный».

По вводу жилья в 2018 году Татарстан на 6-м месте в стране и на первом — в Поволжье. Но к 2024-му в республике должны вводить 3,6 млн кв. м жилья ежегодно Фото: «БИЗНЕС Online»

СПОСОБЕН ЛИ ТАТАРСТАН СТРОИТЬ В 1,5 РАЗА БОЛЬШЕ ЖИЛЬЯ, ЧЕМ СЕЙЧАС? БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА — НЕт: НУЖНА инфраструктура

По словам министра строительства, увеличение планов по вводу жилья к 2024 году затронуло не только Татарстан, но и другие регионы, которые много строят. По вводу жилья в 2018 году Татарстан на 6-м месте в стране и на первом — в Поволжье. Но к 2024-му в республике должны вводить 3,6 млн кв. м жилья ежегодно.

«Это требует серьезных решений, подготовки площадок, соответствующих проектов планировок территорий, чтобы были внесены изменения в схемы территориального планирования муниципальных образований, городов. Мы должны понимать, что застройщик обязан быть поддержан в том числе путем формирования участия государства в плане подготовки магистральных инженерных сетей», — сказал Файзуллин, отвечая на вопрос нашего издания о том, какие способы выполнения плана видят в его ведомстве.

Напомним, что на пятничном совещании с участием Мутко министр строительства отмечал, что у республики и правительства РФ есть разногласия по плану ввода в первые три года.

«Эти разногласия мы снимаем, — прокомментировал сказанное 16 августа Файзуллин и объяснил, о чем речь. — Они связаны с тем, что базовый показатель, который взяло министерство строительства России, — 3,6 миллиона квадратных метров — для нас очень высокий. Если не принять соответствующие меры, в том числе на федеральном уровне, то построить такое количество жилья даже наш регион будет неспособен».

Строительство одной современной школы на 1,2 тыс. мест вместе с оборудованием обходится примерно в 1 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Это в первую очередь вопросы по инфраструктуре: дома надо обеспечивать сетями отопления, электроснабжения, водоснабжения, канализации. «Для того чтобы подготовить рывок по вводу жилья, всем регионам нужно хорошо подготовиться, — считает министр. — Если инфраструктуры не будет, то построенное жилье и покупать никто не станет, заселяться — тоже. Квартиры мы можем построить, но нужно решать целый комплекс вопросов». В пример он привел строящуюся КНС «Заречная» в Казани, которая позволит вводить новые квадратные метры жилья и социальные объекты в заречной части города. «Если мы этого не сделаем, через два года не сможем подключать новые объекты к сетям канализации», — объяснял Файзуллин суть разногласий одним из важнейших примеров. Действительно сейчас строительство в казанском Заречье буквально упирается в канализацию.

Ну а семьям нужны и детсады, и школы, и поликлиники. Между тем бюджет действующей федеральной программы «Стимул» по возведению социальной и транспортной инфраструктуры в новых районах на всю страну составляет 20 млрд рублей. Но этого мало. К примеру, строительство одной современной школы на 1,2 тыс. мест вместе с оборудованием обходится примерно в 1 млрд рублей. Получается, что денег «Стимула» хватит на два-три десятка крупных школ по всей стране, а этого в масштабах России совершенно недостаточно. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (74) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.08.2019 15:58

Может хватит уже Казань застраивать бетонными человейниками гетто?
Во что превратили уже Казань! Всю зелень вырубили, всё снесли что можно и нельзя. Места уже живого нет. Итак уже дышать нечего в городе в прямом смысле, всё отравлено. Сплош сбросы с предприятий, полчища машин, людей. Жуть, что происходит.

  • Моисей
    20.08.2019 15:53

    А нужно ли такое количество жилья?

    • Анонимно
      20.08.2019 16:23

      Жилья не хватает. Эконом жилье бы еще построили, только не в салават купере

    • Анонимно
      20.08.2019 16:25

      Нуждающихся гораздо больше, единственное проблема что большинство голодранцы и сами заработать не могут. Можно было бы строить арендное жилье, но тогда покупать вообще перестанут

      • Анонимно
        20.08.2019 22:08

        16:25 А Вы сами уверены, что сможете много зарабатывать ближайшие 20 лет? Не торопитесь с выводами ....

    • Анонимно
      20.08.2019 16:29

      Это, как разработки новых скважин. Потом из людей качать по счетам.

    • Анонимно
      20.08.2019 17:54

      Стройка прибыльное дело,как для застройщиков,так и для аффилированных с ними представителей госаппарата.Не зря никто не раскрывает реальной цены квадрата в Казани.А о рациональности всего этого,посмотрим,в будущем)

      • Анонимно
        20.08.2019 21:25

        50 тысяч за квадрат,это уже с хорошим куском чистой прибыли.А продают за 75-110+.Не понятно,как рынок будет расти,никому квартиры по таким ценам не нужны,элементарно нет денег на платежи по ипотеке.

  • Анонимно
    20.08.2019 15:58

    Может хватит уже Казань застраивать бетонными человейниками гетто?
    Во что превратили уже Казань! Всю зелень вырубили, всё снесли что можно и нельзя. Места уже живого нет. Итак уже дышать нечего в городе в прямом смысле, всё отравлено. Сплош сбросы с предприятий, полчища машин, людей. Жуть, что происходит.

    • Оптимист
      20.08.2019 16:12

      Каких предприятий?
      Их почти и не осталось
      По сравнению с 80ми прошлого века

      • Анонимно
        20.08.2019 16:26

        Да, вчера полгорода почувствовали как нет предприятий. Оргсинтез весь город уже отравил.

      • Анонимно
        20.08.2019 16:28

        16.12.

        КОСа и Нэфиса вполне хватает чтобы дышать отравленным воздухом всему городу.

        • Анонимно
          20.08.2019 16:41

          Запах мыла отрава? Ты им дышишь в бане.

          Не чеши пургу. От мыльного запаха он отравился ))₽

        • Анонимно
          20.08.2019 16:41

          Нефис давно уже вывел производство из города

          • Анонимно
            20.08.2019 18:12

            А что минусуете?
            Это факт
            У них на площади Вахитова осталось только административное здание

      • Анонимно
        20.08.2019 18:30

        МСЗ будет всю Казань травить канцерогенами от сжигания. Почему нельзя вынести его за 20 км от черты города? Вопрос риторический, нет политической воли и здравого смысла

    • Анонимно
      20.08.2019 16:54

      это вы в Москве не жили. вот там полчища машин и людей. А в Казани так. Зайдите в казанское метро в час-пик и в московское метро. Почувствуй разницу, как говорится.

      • Анонимно
        20.08.2019 17:01

        в Москву прут то все понятно, там зарплаты выше. А сюда что прут?

        • Анонимно
          20.08.2019 17:14

          А куда из Челнов, Нижнекамска и деревень еще переть?

          • Анонимно
            20.08.2019 19:45

            17.14 в Москву, Новосиб, Питер, Сочи например. Гораздо лучше.

            • Анонимно
              21.08.2019 11:24

              19.45.В Москве народу слишком много, в Питере- климат ужасный, Новосибирск и Сочи тоже отпадают по климату.

              • Анонимно
                21.08.2019 12:51

                Сочи по климату отпадает? Вам, простите какой климат нужен?

    • Анонимно
      20.08.2019 17:35

      Да и не только Казань. Пора обратить внимание на качество жилья, пусть и считающегося доступным(для молодых семей и тд). По моему мнению доступное жилье и дешевое жилье это не совсем одно и тоже.

    • Анонимно
      21.08.2019 11:21

      15.58. Посмотрите, значения слов "сброс" и "выброс", может, потом перестанете транслировать свою безграмотность в каждом коменте.

  • Моисей
    20.08.2019 15:59

    Банки подмяли под себя строителей

    • Анонимно
      20.08.2019 17:53

      Нет. Не банки....
      А строители будет переходить на другие схемы.....типа строительства ижс....

      • Оптимист
        20.08.2019 18:14

        Банки подмяли под себя всех
        И строителей и покупателей
        В стоимости квартир теперь маржа банков фантастических размеров, особенно если брать квартиру по ипотеке

  • Анонимно
    20.08.2019 16:03

    Комфортное жилье, 10 м от дороги.
    Качество планирования проиграло деньгам, только покупатели деньгами могут голосовать, явный брак - не покупать.

    • Анонимно
      20.08.2019 16:30

      не могут они деньгами голосовать - денег нет, а жить где-то надо.

      • Анонимно
        20.08.2019 17:37

        вот когда деньги будут - тогда и надо строить по 3.5 миллиона квадратов... если нет денег - кабала не нужна...

      • Анонимно
        20.08.2019 18:02

        Вторичка чем не вариант

  • Анонимно
    20.08.2019 16:06

    С проблемными объектами для начала вопрос решить надо, что б не стояли, не пустовали, а то весь вид развивающейся Казани портят, не удобно перед федералами за этих ДДУшников. Что Минстрой, что УЖП все в одной лодке, как говорится рука руку моет, друг друга покрывают, не дают обнокротить застройщиков, видят два человека на стройки работают и все равно дают разрешение на продление стройки, позорище, как будто ни кто не видит что происходят, а в бенефициарах сплошь депутаты. Замах на рубль, а выход на копейку. Исправляетесь и не позорьтесь!!! Хватит воровать у народа.

    • Анонимно
      20.08.2019 16:18

      в чем развитие Казани? в нищем бедном населении, которое прет сюда из нищих деревень в пустой надежде заработать?

      • Анонимно
        20.08.2019 17:45

        Казань заполняется гражданами Азиаиских республик. Прям на глазах их количество в подъезде на квартале увеличивается!

        • Анонимно
          20.08.2019 19:03

          Они приезжают максимум на год,потом меняются приезжают другие.Но квартиры они не покупают,только арендуют

          • Анонимно
            20.08.2019 19:27

            И какая разница мне, коренному Казанцу? В чем плюсы того, что они заполонили все и меняются каждый год?

            • Анонимно
              21.08.2019 14:28

              А почему местные не берутся за ту работу, которую выполняют они?

  • Анонимно
    20.08.2019 16:07

    зачем здесь эти муравейники?!
    стройте в Закамье и развивайте другие города и села РТ

  • Анонимно
    20.08.2019 16:08

    Пусть строят...

  • Анонимно
    20.08.2019 16:13

    В России в таких условиях строят, а наши сразу скисли.

  • Анонимно
    20.08.2019 16:15

    Я считаю, что сети (вода, тепло, электроснабжение) должны строить ведомства типа Водоканал. Строители готовят для них десятки тысяч потребителей на долгие годы.

    • Анонимно
      20.08.2019 16:26

      +100!!! Сейчас все это на застройщиках, отсюда и цена за квадрат!

      • Анонимно
        20.08.2019 22:14

        Да, но тогда тариф на воду в разы вырастит. Чтобы строить сети в таких масштабах должна быть гигантская капитализация у компании. Либо создавать конкурентный рынок по водоснабжения, где частники сами строят сети, а потом через тариф обслуживают их и обеспечивают подачу ресурса. То есть уйти от монополиста. Но кто позволит то.

        • Анонимно
          20.08.2019 23:54

          22 14 Тырить не надо для себя любимых миллионами. Тогда и деньги на капстроительство сетей будут .

  • Анонимно
    20.08.2019 16:22

    Был как то прогноз.. о перенасыщенности жилья и не востребованности после 2020 годов, по причинам дороговизны, демографической ямы 90х, и статистики по имеющимся квадратным метрами на одного жителя..

    • Анонимно
      20.08.2019 16:30

      Неделю назад было сообщение, что большое кол-во жилья стоит невостребованным в Казани, о каком увеличении продаж они говорят? Вчера только сообщили, что реальный уровень доходов населения снова снизился, что ипотека станет "0%" или мы богаче станем в 1,5 раза? Похоже на освоение ради освоения

  • Анонимно
    20.08.2019 16:27

    Как надоели со своими РЫВКАМИ, БРОСКАМИ, ПРОРЫВАМИ честное слово. Кроме болтовни то что надо сделать ничего больше нет.

  • Анонимно
    20.08.2019 16:28

    От Духа Казани ничего не осталось!

  • Анонимно
    20.08.2019 16:31

    Все под стройку пустили и танковое училище и ВДНХ

    • Анонимно
      20.08.2019 16:58

      Таковое училище в Казани - анахронизм. Всегда такие вещи должны быть за городом, как оно и было в конце 20-х прошлого века.

    • Анонимно
      20.08.2019 18:26

      только не танковое, а артиллерийское.

  • Анонимно
    20.08.2019 16:36

    Нужны новые рабочие места, а жилье и все остальное подтянется. А так нагоняют людей в Казань, а работать им негде. Посмотрите кто работает на стройках, это же люди с районов. А почему. А потому что работы и з/п там практически нет. Вот и работают, сперва строят, потом правдами и не правдами покупают квартиры в ипотеку, и снова строят ипотеку нужно оплачивать. На мой субъективный взгляд было бы лучше, если построить новые производства, сельхозпредприятия в районах и жилье для работников села. А пустые квартиры в Казани они зачем, чтоб сдавать приезжим. Круг замкнулся.

    • Анонимно
      20.08.2019 17:39

      вот это и есть генеральный план от НИИ из Москвы - строить домики... а не рабочие места.

      • Анонимно
        20.08.2019 22:12

        17:39 Это не для местных строят! Китайцы будут переселяться сюда к 2024 году! У них серьезные проблемы с экологией и дефицит ресурсов! Так что привыкайте!

  • Анонимно
    20.08.2019 16:49

    хотели как лучше,а получилось как всегда! (с)
    Булдырдыклар

  • Анонимно
    20.08.2019 17:16

    Дорог нет, а жильё строят. Город встанет в пробках. Уже пол Казани стоит по утрам.

    • Анонимно
      20.08.2019 17:40

      будут канатные дороги - меньше машин, больше пешеходов.

    • Анонимно
      20.08.2019 17:47

      так правильно. сколько понаехало деревенских в город. а они тянут с собой не только многочисленную родню но и несколько своих корыт .

      • Анонимно
        20.08.2019 22:28

        Значит средства до сел так и не дошли, поэтому и едут.

      • Анонимно
        21.08.2019 10:05

        Ждем тебя со своими корытами в глухом ауле, без школ, магазинов и работы! А то что то слишком грубо говорить стал!!!

  • Анонимно
    20.08.2019 17:34

    А снизить стоимость кв.метра никто не хочет!!!
    Цены на все поднимать,мы можем!!!

    • Анонимно
      20.08.2019 17:44

      Так они постоянно поднимают цены, чиновники сидящие на миллиардах скупают подъездами, реальный спрос был в 2015 когда месяцами продажи квартиры стояли, брали единицы

      • Анонимно
        20.08.2019 21:32

        Да не скупает никто ваши подъезды,тупая городская легенда.Деньги любые большие немедленно обналичиваются,конвертируются и вывозятся.Сделок по ипотеке мало,народ ушел во вторичку,там цены терпимее,торг.Обычное дело перед глобальным кризисом винтить недвигу,а кэш конвертировать.Потом ваши 10 млн квартиры никто не купит просто.

  • Анонимно
    20.08.2019 21:51

    Почему именно к 2024 году? Раньше были пятилетки, теперь шестилетки. Выполним и перевыполним ко дню очередного "переизбрания" нашего дражайшего горячолюбимого президента.
    Все подгоняют к дате переутверждения на очередной ничегонеделательный пустой срок правления

  • Анонимно
    20.08.2019 22:16

    Переселите вы нас с кировского хотя бы в арендное! У исполкома жилья нет муниципального!!

  • Анонимно
    21.08.2019 00:13

    какая жилая среда!!! хватит благими намерениями дорогу выстилать в одно место .... Казань уже всю окружили новостройками, такое ощущение что хотят через подряды и откаты на стройматериалы последнее отбить что можно. что делать с этим наплывом населения дальше??? предприятий НЕТ которые могут принять столько сотрудников, зарплаты кто будет платить "новоселам". что все на обслугу пойдут? нет у нас столько макдональдцев!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль