Общество 
6.09.2019

Валерий Миронченко: «Не могу сказать, что наши выпускники только винтики военной машины»

Начальник Казанского суворовского о переходном возрасте, контроле над интернетом и будущем своих подопечных

Сегодня Казанскому суворовскому военному училищу исполняется 75 лет. В преддверии юбилея начальник КСВУ Валерий Миронченко рассказал «БИЗНЕС Online» о быте суворовцев, жалобах родителей, датском паркете за 9 млн и былых странных командах сверху. А мы первыми показываем замечательный памятник, который откроют сегодня на новой аллее училищного Родионовского сада.

Валерий Миронченко: «Много жалоб - мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошел. Что делать - отбираем лучших» Валерий Миронченко: «Много жалоб: мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошел. Что делать — отбираем лучших»

«ТЯЖЕЛО ПОНЯТЬ, ЧТО В ГОЛОВЕ У РОДИТЕЛЕЙ»

— Валерий Николаевич, когда родители отдают ребенка в суворовское училище, какой мотив у них превалирует — дать сыну достойное образование или просто переложить его воспитание в наиболее трудном возрасте на плечи государства?

— Деликатная тема. Тяжело понять, что в голове у родителей — то ли хотят от ребенка избавиться, то ли желают дать ему хорошее образование. Но в основном, чтобы получил хорошее образование, постоянно занимался спортом и был под контролем.

— Откуда приезжают поступать?

— В основном из Татарстана, а так со всей России, больше всего — из Марий Эл, Чувашии, Кировской и Самарской областей.

— Какой конкурс?

— Пять человек на место. Все же видят, какое у нас училище. Возьмем материальную базу: запустили ледовый дворец, новую казарму (хотя это, скорее, общежитие — казармы у нас ушли в прошлое), великолепный бассейн, спортивный зал (один только его пол нам обошелся в 8 миллионов — из Дании привезли специальный паркет) и спортплощадки на улице, благоустроили территорию — посмотрите, как у нас красиво и уютно. Причем, в отличие от других училищ, все строили только местными силами — за это отвечала компания «Юмарт».

В спорте мы две олимпиады среди всех суворовских и нахимовских училищ уже выиграли, следующая, в 2020 году, пройдет в Казани, и если победим в третий раз, олимпийский кубок останется у нас навечно. Великолепно идет физика — постоянно занимаем первые места, по математике — первые и вторые. Пока немного хромает английский — мы где-то в середине.

Но из-за таких успехов, как это ни странно, и принимать детей трудно — много жалоб: мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошел. Что делать — отбираем лучших. Главное — знания и здоровье. А чтобы ребята оставались здоровыми, у нас, среди прочего, диетическое питание. Конечно, они приезжают домой и сразу: «Мам, пожарь картошки», ведь у нас ничего жареного, острого или соленого. Словом, у наших мальчишек проблем со здоровьем нет. Но в целом здоровье поступающих, увы, ухудшилось: к примеру, все больше случаев плоскостопия. Процентов 30 подающих документы отсеиваются именно по здоровью. Родители не проверяют ребенка регулярно…

А самая лучшая реклама училищу — наши воспитанники. Приезжает парень на каникулы: он серьезный мальчик, не курит, спортивный, хорошо разговаривает, воспитанно ведет себя с девочками. И у его товарищей, знакомых тоже появляется желание стать таким. Когда они уезжают на каникулы, я инструктирую каждое подразделение, как вести себя в дороге, дома, с друзьями — это важно. И когда к нам приходят родители поступающих, нередко говорят: «У вас учится такой-то — какой хороший мальчик, хотим, чтобы и наш сын стал таким».

— Поступление — как экзамены в школе, тесты?

— Да. За один день сдают русский язык, математику, английский, проходят психологический отбор и экзамен по физподготовке.

— На сайте училища сказано, что для поступления отбираются кандидаты, изучавшие в общеобразовательных учреждениях английский. А если изучал другой язык, уже нельзя поступить?

— Да. Не мы это придумали — указание министерства образования России. Но с этого года начнем дополнительно изучать немецкий.

— В Москве в суворовское училище поступали и девочки. В Казани такое возможно?

— Это был эксперимент, достаточно непродолжительный, сейчас барышень в суворовские училища не берут. Если хотят — есть пансион министерства обороны в Москве, где учатся одни девочки, а в этом году открыли его филиал в Петербурге. И девочки сильные выпускаются. Конечно, они в военные училища не идут, но их с удовольствием берут в другие вузы, потому что у них высокий балл ЕГЭ. Они трижды были у нас в гостях по приглашению президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова. Он выделял для этого самолет. Экскурсии, самодеятельность, а в конце — бал. Суворовцы надевают парадную форму, знакомятся с девчонками, потом переписываются, перезваниваются.

Конкурс в КСВУ - 5 человек на место Конкурс в КСВУ — пять человек на место

«ОДНО ВРЕМЯ БРАЛИ ВСЕХ ПОДРЯД»

— Сколько суворовцев отсеиваются в процессе обучения?

— Мы не имеем права отчислять ребенка без согласия родителей. Если они сказали, что не заберут, он будет учиться до 9-го класса, после этого можем распрощаться с ним, но только по его желанию. Даже по здоровью не можем отчислить — будем лечить. Поэтому отчисляем мало. В прошлом году с первого курса — ни одного. В основном уходят почему? Родители решают, что их сын — гений и его надо устроить в специализированную, например математическую, школу.

— Выпускник обязан далее пойти в военное училище?

— Нет, может поступить в любой вуз. Но мы воспитываем так, чтобы он выбрал военную службу. Лучший аргумент — наши выпускники. Например, начальник генерального штаба, генерал армии, Герой России Валерий Васильевич Герасимов окончил сначала наше, а потом Казанское танковое училище и сейчас — второй человек в Вооруженных силах.

В 2018 году 82 процента ребят пошли в училища, в этом — 73 процента, но далее их будет больше. Открою вам тайну: слабоват был нынешний выпуск. Почему — это долгая история. Одно время брали всех подряд — не знаю, с чем это было связано, но дали такую команду сверху, в итоге поступили и ребята, не очень желающие учиться. А сейчас пошли те, кого мы сами набирали. Подумайте только: из 75 выпускников 20 идут на золотую медаль! И в спорте они молодцы: из 20 человек одного взвода пятеро — кандидаты в мастера спорта.

— Насколько для военного важен суворовский факт в биографии? Может, проще сразу после школы пойти в военное училище?

— Я и сам поступал со школьной скамьи. Но когда к нам приехали суворовцы, было заметно, что они лучше подготовлены. К примеру, лучше знали английский (у всех был диплом военного переводчика), в спорте оказались более развиты. И хотя к третьему курсу эта грань стирается, качества, которые ребенок приобрел в детстве, остаются на всю жизнь.

— Каков обычный распорядок дня суворовца?

— Шесть-семь уроков, потом — два часа внеклассных занятий: спорт, танцы (кстати, у нас прекрасный танцевальный зал), техническое творчество, пение. После этого — три часа самостоятельной подготовки под руководством тех же преподавателей, типа репетиторства, только бесплатно. И обязательная вечерняя прогулка. Здоровый распорядок дня.

— Ваша программа дополнительного образования впечатляет. Есть обязательный набор занятий или суворовец может ничего не выбрать и бить баклуши?

— Может ничего не выбрать — не заставляем, однако и баклуши бить не получится —  будет делать уроки. Но, как правило, все чем-то занимаются. Понимаете, если один мальчишка стал чемпионом, скажем, по самбо или рукопашному бою, он сразу приобретает особый вес среди сверстников, поэтому спортом точно хотят заниматься все. А у нас еще и сильная художественная самодеятельность, прекрасный хор, великолепные солисты, в этом году создали свой оркестр.

— Верховой езде не обучаете? Когда-то такое было…

— На лошадей нужны большие деньги. Пока это есть только в Кызыльском президентском кадетском училище.

К юбилею в училище появились новый памятник и новая аллея К юбилею в училище появились новый памятник («Первый вальс») и аллея

«ДЕДОВЩИНА? ЭТО ИСКЛЮЧЕНО»

— Суворовское училище — это закрытое учебное заведение с превалированием ценностей военной среды. Ваши подопечные больше воспитываются как особая каста или все-таки, так скажем, в системе общегражданских ценностей? Винтики военной машины или всесторонне развитые личности?

— Не могу сказать, что они винтики военной машины. Мы просто готовим здоровых и грамотных ребят, которые, что важно, хорошо уживаются в коллективе. «Гражданский» мальчишка после 17 лет в квартире, еще неизвестно, уживется ли с коллегами и просто окружающими, а наши ребята — всегда. Но, конечно, это и особый мир. Мамы приходят после летних каникул и говорят: «Удивительно, сын так ждет, когда назад в училище — говорит, что там его братья». Сильно скучают друг по другу.

— И случаев дедовщины не бывает?

— Это исключено. В конце концов у старшекурсников свои проблемы, у младших — свои. Ну, может, было лет пять назад типа кто-то подзатыльник дал, но сейчас и такого нет.

— Современная информационная среда не рождает особо возвышенных чувств. Вы стараетесь оградить от нее своих подопечных или учите анализировать информацию?

— И то, и другое. Во-первых, объясняем. Одно время была мода жевать насвай, и у троих наших ребят его нашли. Сразу пригласили медиков, которые рассказали всем, что это такое и почему так делать не надо. Но, конечно, и стараемся ограждать детей от ненужной информации. Например, у них только кнопочные телефоны и до обеда их сдают командиру, а потом час-два можно звонить. И выход в интернет ограничиваем.

— Стандарты обучения отличаются от школьных, например по количеству часов преподавания общеобразовательных дисциплин?

— Нет. Только час в неделю — военная подготовка. Один час! Это знакомство с оружием, строевая подготовка. Обучаем и культуре общения, например как надо здороваться. У нас принято, что дети в училище здороваются со всеми — знают они этого человека или нет. Но если старший руку не подает, суворовец первым тоже так не сделает. Такие элементарные вопросы культуры. И потом, суворовец, он же форму носит, а это ко многому обязывает.

— Хотели бы вы что-то изменить в форме суворовцев?

— Нынешняя — оптимальный вариант.

— На их парадной форме тоже появились стоячие воротнички?

— Да, и, считаю, они красиво смотрятся. Долго шли к возвращению этого традиционного элемента, но все-таки вернули старую форму.

Посвящение основательнице Казанского Родионовского института благородных девиц, в стенах которого ныне располагается КСВУ, Анне Николаевне Родионовой Посвящение основательнице Казанского Родионовского института благородных девиц, в стенах которого ныне располагается КСВУ, Анне Николаевне Родионовой

«ЛОМКА ХАРАКТЕРА, ЭТО НАДО ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ»

— Вы были начальником Казанского танкового. Каким училищем сложнее руководить?

— С административной, технической точки зрения — танковым: огромный коллектив, курсантов намного больше, солдаты, сотня танков, полсотни БМП, полигон, где водят и стреляют и днем, и ночью. Но в суворовском — особая ответственность. В танковом — взрослые ребята, а здесь дети. Нужен особый подход. Да еще переходный возраст. 6–8-е классы — трудное время: ломка характера, это надо вовремя заметить, ребенка нацелить.

— Вы прошли Афганистан, Южную Осетию и Приднестровье. Боевой опыт дал вам что-то для педагогической работы?

— В танковом он точно пригодился, да и здесь… Прежде всего это ответственность. Ночью в горах, когда луны нет, если не взяться за впереди идущего, сразу затеряешься. А надо не просто идти, но по компасу вести за собой роту и правильно выйти в указанный район. Боевая обстановка требует знаний, доведенных до автоматизма действий, умения мгновенно принимать решения, уверенности. Чуть командир растерялся — паника неизбежна. На тебя солдатики смотрят: как командир среагирует в критической обстановке? Если он заметался — все, не будет авторитета среди солдат и задачу подразделение не выполнит. Что-то подобное есть и в мирной училищной обстановке.

— Пять причин для родителей выбрать учебу в Казанском суворовском военном училище?

— Первое. Высокий уровень обучения и материальная база лучше, чем в любой школе Казани. Второе. Ребенок всегда под контролем. Третье. Уверенность в будущем. Это и медицинское, и финансовое, и вещевое обеспечение. Сегодня почти у всех молодых лейтенантов квартиры. А кто даст квартиру выпускнику классического университета? Четвертое. Престиж в обществе. Радует, что сегодня стали показывать хорошее в наших офицерах, да и то верно, они же не откуда-то к нам свалились — это наши дети. Пятое. Интересная служба. Но это от человека зависит. Если энергичный, конечно, ему будет интересно. Когда меня, молодого офицера, в очередной раз отправляли в далекий гарнизон, мне было интересно: возглавлю новый коллектив, я там никогда не был, занятно посмотреть, какие люди там живут, какой климат, живность. Столько впечатлений! Да и почему бы всю страну не изъездить?

Миронченко Валерий Николаевич родился 26 сентября 1950 года во Владикавказе.

1971 — окончил Владикавказское военное училище.

1971–1976 — командир мотострелкового взвода.

1976–1978 — командир мотострелковой роты.

1978–1979 — начальник штаба мотострелкового батальона.

1979–1984 — командир мотострелкового батальона.

1984–1985 — заместитель командира мотострелкового полка.

1988 — окончил Военную академию им. Фрунзе.

1988–1990 — командир полка.

1990–1995 — начальник штаба мотострелковой дивизии.

1995–2014 — начальник Казанского танкового училища.

С августа 2014 года по настоящее время — начальник Казанского суворовского военного училища.

В 1983–1985 годах служил в Афганистане, в 1991–1992 годах — в Приднестровье, в 1992–1993 годах — в Южной Осетии.

Кандидат педагогических наук, доцент.

Депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, член комитета ГС РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.

Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За личное мужество», «За военные заслуги», орденами Красного Знамени и Красной Звезды Республики Афганистан.

Женат, двое сыновей.

Увлекается военной историей, фалеристикой.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.09.2019 08:52

Всех ребят,кто учился и учиться в СВУ с Большим праздником!

  • Анонимно
    6.09.2019 08:24

    Не можешь - не говори. Все просто в этой жизни. А выпускники- пыль

  • Анонимно
    6.09.2019 08:26

    Часто сталкивался по службе с выпускниками Суворовских училищь . Как правило всегда были очень ответственные и боевые ( в соответствующих условиях).С гордостью носили не только знак СВУ, но и всегда суворовский погон под кителем.
    Дай бог, что бы и нынешнее поколение суворовцев было такое же.
    Вольский

    • mad big
      6.09.2019 09:13

      Редкостные пижоны. Училище потом махом уравнивало всех.

    • Анонимно
      6.09.2019 09:48

      Я выпускник Казанского военного училища, 1986 года. На мой взгляд, ранняя муштра в инкубаторе калечит психику детей на всю жизнь. Про нас курсантов шутили, что у нас не было юности, а у суворовцев не было и детства.
      Около 15 суворовцев поступили со мной на 1 курс военного училища. На первых порах, наряду с поступившими из рядов СА, их назначили на должности сержантов. И тех и других вскоре начали отчислять, и если первых по неуспеваемости, так как не тянули программу из-за низких способностей(брали без конкурса), вторых в основном из-за психологических проблем.
      Окончившие военное училище и получившие погоны офицера, бывшие суворовцы, в переломные 90е годы сломались первыми и первыми ушли в лучший мир по причинам алкоголизма.
      Не все конечно, есть яркие примеры, как например, начальник генштаба и ряд других.
      Я никому не рекомендую отдавать своих детей в суворовские, кадетские и прочие военизированные учреждения. Гражданских учебных заведений, где можно получить среднее образование на любой вкус в стране достаточно. И там отдельные педагоги иногда демонстрируют чудеса педагогической глупости и ломают личности детей. В военизированной системе по определению больше дураломов. И сама система военного быта, готовит государственного иждивенца.
      В "инкубаторе" (суворовском или любом военном училище), у человека просто отпадают вопросы быта. Они решены за курсанта. Накормят, постирают, в баню отведут, построят и учиться приведут и т.д. Не выходи за рамки распорядка и ты не заметишь, как уже выпускник. Зато вместо атрофированной части мозга, гипертрофированно будет развиваться часть мозга, считающая что суворовец (курсант) - это лучшая часть современного молодого поколения, будет бравада, фанатизм ит.д.

    • Анонимно
      6.09.2019 10:21

      У нас на работе выпускник СВУ - алкоголик. Так что нечего идеализировать учреждение. Подчиняться чужой воле с малых лет и этим гордиться-сомнительное удовольствие. Два года подчинения в армии ( а теперь-год)-более чем достаточно. Не понимаю как можно это любить делать с детства. И не надо говорить что мы все на работе подчиненные. У военных это совсем другое.

      • Анонимно
        6.09.2019 11:36

        а вы не подчиняетесь с малолетства чужой воле? Воле родителей, воле учителей, воле руководителей?

  • Анонимно
    6.09.2019 08:35

    Поздравляю.

  • Анонимно
    6.09.2019 08:52

    Всех ребят,кто учился и учиться в СВУ с Большим праздником!

  • Анонимно
    6.09.2019 09:09

    С праздником братья-кадеты!

  • Анонимно
    6.09.2019 09:20

    Поздравляю, всех причастных с юбилеем КСВУ!!! Особенно хотелось бы поздравить преподавателей и воспитателей училища!!! Пожелать всех благ и крепкого здоровья! Выпускникам крепко держаться друг друга на жизненном пути и не забывать своих учителей, воспитателей!

  • Анонимно
    6.09.2019 09:21

    Лучшее учебное заведение, для будущих мужчин!

    • Анонимно
      6.09.2019 09:44

      Кому то нравиться быть "Сапогом" с детства, кому то хочется быть другим, например айтишником, но от этого он не будет, как мужик, менее мужественным))

    • Анонимно
      6.09.2019 09:52

      для меня например хирург и вообще врач более мужчина , чем какой то военчик.

      • Анонимно
        6.09.2019 11:37

        я тебе открою большой секрет, что любой хирург имеет военное звание...

  • Анонимно
    6.09.2019 09:34

    Во биография у генерала, все как положено, по шагам как по плану, вырос настоящий руководитель!

    • Анонимно
      6.09.2019 10:11

      Согласен, все ступени прошёл, настоящая школа жизни. Не паркетный генерал

    • Анонимно
      6.09.2019 10:11

      Согласен, все ступени прошёл, настоящая школа жизни. Не паркетный генерал

  • Анонимно
    6.09.2019 09:57

    народ ну зачем то здесь минусовать то??? вы опять свою бездарность показываете. Гордиться надо с таким училищем. Это же 6ордость ТАТАРстана. кто поступил туда настоящие пацаны, а не мамкины свнки которые тут сидять минисуют.

    • Анонимно
      6.09.2019 10:22

      ты не поверишь, но и мамины сынки тоже. увидимся на плацу.

  • Анонимно
    6.09.2019 10:03

    Хороший человек, хорошее интервью

    • Анонимно
      6.09.2019 10:15

      10:03. Хороший человек, хороший комментарий. Засчитано!

  • Анонимно
    6.09.2019 10:57

    молодцы. я уважаю всех курсантов. они супер пацаны. а гражданским смотрю как на каких то людей низкого сорта

  • Анонимно
    6.09.2019 11:04

    1. Для того чтобы процент поступающих в военные училища был выше, нужно чтобы у суворовцев была возможность без экзаменов поступать в любой военный вуз. Как в советские времена. Тогда при при поступлении будет меньше случайных.
    2. Количество часов военной подготовки для военного учебного заведения не достаточно, это факт. Они слабо представляют что их ждет в армии и куда поступать. Отсюда низкая мотивация выпускников к поступлению в военные вузы.
    3. Профориентация только на вузы сухопутных войск это тоже большая ошибка. Упор на танковое училище тоже не мотивирует.
    Это все повлияло на низкий показатель поступающих в военные вузы в этом году.

    • Анонимно
      6.09.2019 13:51

      Привилегий при поступлении в военные училища у суворовцев быть не должно.
      Есть прекрасные, дисциплинированные и спортивные абитуриенты-не суворовцы. Чем они хуже?
      Особенно с учетом того, что суворовские училища становятся учебным заведением для детей "избранных".
      К сожалению.
      В советское время другая у них была функция. Социально направленная.

  • Анонимно
    6.09.2019 14:04

    ИМХО, от Суворовского Училища там только одно название осталось-поступают дети тех кто вовремя в кабинеты заносит бабло. А детей-сирот там нет, может на старших курсах еще остались один-два. И это по установке начальника училища. Эти училища изначально создавались для трудных детей, из детдомов. чтобы их встроить в ячейку общества, а сейчас что там с поступлением творится....Имею право так писать, так как сами прошли через все это. А сейчас думаю, как хорошо что не поступили тогда.

    • Анонимно
      6.09.2019 15:56

      Сироты и сейчас пользуются преимуществом при поступлении. У нас во взводе 30% сирот. Для них это реальный шанс в жизни. Какие здесь условия, ни один детдом не сравнится. Учится здесь тяжело, но это того стоит. Столько кружков и секций, и ездить ни куда не надо. Телефоны забирают, дают только вечером родителям позвонить.

      • Анонимно
        6.09.2019 17:35

        15.56. Где это у вас во взводе?
        Льготы для сирот при поступлении в суворовское училище уже несколько лет как отменены.
        Общий конкурс.
        И так называемые преимущества при одинаковых баллах. При таких условиях шансов у них нет. Это ничего практически.

        • Анонимно
          6.09.2019 17:50

          17.35.
          ИМХО. Шансов у сирот нет. Что такое одинаковый суммарный балл?
          Чисто математический расчет: при таких "преимуществах" для сирот шанс поступить у одного, последнего из принятых на курс.
          И то вряд ли.

    • Анонимно
      7.09.2019 21:32

      Вы так пишете потому что не поступили !

  • Анонимно
    6.09.2019 14:45

    Быть военным это ни разу не престижно и вчерашний день. Ни за что бы не отдала сына в это.

    • mad big
      6.09.2019 15:12

      Полностью с вами согласен. Невесть во что превратили хорошее начинание.

    • Анонимно
      6.09.2019 18:17

      Сын решит сам, если он мужчина! Не дай бог сыновьям таких вот "ЯЖМАТЬ"! От таких и вырастают "оно"...

  • Анонимно
    6.09.2019 15:09

    Отличный памятник сделали!

  • Анонимно
    6.09.2019 15:27

    Мой дядя был в первом выпуске Казанского СУ.
    И потом всю жизнь служил СССР.

  • Анонимно
    6.09.2019 16:02

    Удивляюсь родителям, отдающим детей в подобные заведения. Сам закончил высшее военное училище, у нас в батальоне все суворовцы не дошли до выпуска, сломались. А сегодня быть военным совсем не престижно, сколько их бывших курсантов таксует по Казани, на большее мало кто из них способен.

  • Анонимно
    6.09.2019 18:08

    Выпускник 1969 года ... некоторые пишут о несостоявшейся последующей после окончания сву жизни в обществе, по- моему, каждый мог выбрать профессию военную или гражданскую, такое впечатление, что некоторые пишут гадости о суворовцах, не зная того, что из себя представляет сву. Своими коллегами - нашего выпуска - могу только гордиться ! Есть генералы, профессора, все уважаемые и самодостаточные люди. Они достойные граждане своей страны и всем суворовцам желаю такую судьбу.

  • Анонимно
    6.09.2019 21:32

    Были сегодня на празднике. Отлично организовано. Надо гордиться , что у нас в Казани есть такое учебное заведение, на хорошем месте. кругом зелень, прекрасный парк. Прекрасные условия для детей. И надо ценить то, что для них делается.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль