Общество 
6.09.2019

«Если экономика сложится»: появятся ли в Казани «зеленобусы» с USB-розетками?

Городские власти присматриваются к двум новым автобусам от Минского автозавода, один из них — под будущий сжиженный газ из Чистополя

«Слышал об этой модели, но даже не рассматривал ее», — без особого энтузиазма восприняли казанские перевозчики белорусскую автобусную новинку. В октябре на городские маршруты выйдут новенькие «зеленобусы» с уникальной системой кондиционирования и USB-разъемами за каждым сиденьем. Какие планы строит на новинки комитет по транспорту и будет ли спрос на газовые заграничные автобусы — в материале «БИЗНЕС Online».

Период обкатки тестового автобуса, который за зеленый цвет уже прозвали «зеленобусом», продлится одну-две недели Автор: Qw2016 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

«ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ЭКОНОМИКА, БЫЛА БЫ ТЕХНИКА ХОРОШЕЙ»

На завершающемся сегодня международном грузовом автосалоне Comtrans впервые была представлена новая модель белорусского низкопольного городского автобуса «МАЗ-303». Сегодня же председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков рассказал нашему изданию, что первым российским городом, на улицах которого обкатают автобус третьего поколения Минского автомобильного завода, станет столица Татарстана. Договоренности о том, что «МАЗ-303» приедет в Казань, были приняты во время встречи в начале сентября в Татарстане чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь в РФ Владимира Семашко с президентом РТ Рустамом Миннихановым.

Договоренности о том, что «МАЗ-303» приедет в Казань, были приняты во время встречи Владимира Семашко с Рустамом МиннихановымФото: tatarstan.ru

«Мы с ним (с Семашкоприм. ред.) встречались на базе АТП-2 и договорились о том, что новый низкопольный автобус „МАЗ-303“ появится в Казани, — заметил Абдулхаков. — Сейчас автобус проходит процедуру сертифицирования. Как только он ее пройдет, Казань станет первым российским городом, где он будет работать».

Период обкатки тестового автобуса, который за зеленый цвет уже прозвали «зеленобусом», продлится одну-две недели. «Мы ждем его с конца октября этого года», — уточнил собеседник издания. 

Второй октябрьской автоновинкой на улицах Казани станет автобус от Минского автозавода на сжиженном газе. «Пока неизвестно, какая это будет модель, ожидается, что это будет аналог „МАЗ-203“ (низкопольный пассажирский автобус — прим. ред.) Нас, прежде всего, интересует не модель автобуса, а его показатели. Это безопасность — сжиженный газ несет меньше рисков, чем газ в баллонах под большим давлением. Это экономика — сейчас в РФ сформирован тренд на развитие газомоторной тематики. Ежегодно российский бюджет выделяет субсидирование на приобретение техники на газу, а сам газ дешевле дизтоплива чуть ли не в три раза. Это совсем другая экономика, была бы техника хорошей».

Айдар Абдулхаков: «Сейчас автобус проходит процедуру сертифицирования. Как только он ее пройдет, Казань станет первым российским городом, где он будет работать»Фото: «БИЗНЕС Online»

Искрами, которые зажгут в Казани тему автобусов на сжиженном газе, могут стать два завода. Первый комплекс под флагом «Газпрома» построят в Чистопольском районе на площадке в индустриальном парке. Появление второго завода по производству сжиженного газа под эгидой компании «ТопГаз» ожидается в Тюлячинском районе. Под эгидой строительства этих заводов и развития рынка СПГ можно будет говорить и о его автобусах на сжиженном газе. Пока же в придачу к газовому автобусу в Казань приедет передвижная АГЗС. «Потому что в Казани сейчас нет ни одной заправки со сжиженным газом», — добавил Абдулхаков.

По итогам двухнедельной эксплуатации минских автобусов комитет по транспорту будет принимать решение, закупать эти модели или нет. «Если экономика сложится, эти автобусы могут вызвать большой интерес, но без опыта эксплуатации мы не будем их закупать», — резюмировал Абдулхаков.


ДИЗЕЛЬ ИЛИ ГАЗ?

Выглядящий несколько футуристично «МАЗ-303» был презентован сравнительно недавно. Первый автобус третьего поколения Минский автомобильный завод представил на всеобщее обозрение примерно месяц назад, хотя «шпионские» фото гуляли по сети еще с середины лета. И первым делом пользователи интернета отмечали его довольно необычный вид. Городской транспорт категории низкопольных автобусов зеленый «МАЗ-303» визуально по габаритам чем-то напоминает междугородник, только с необычной горбинкой наверху и без привычных для городских автобусов прямых линий. Интернет-пользователи за непривычное расположение линий в дизайне автобуса даже сравнивали его польским Solaris Urbino 12, премьера которого состоялась еще два года  назад. Впрочем, казанцам, скорее всего, бросятся в глаза не причудливые формы автобуса, а его нехарактерный для привычных в Казани автобусов цвет — он зеленый.

Новый автобус в длину составляет 12,43 метра, ширину — 2,55, а в высоту — 3,1. Корпус выполнен из нержавеющей стали. Автобус оснащен независимой передней подвеской и удлиненной колесной базой. Кроме этого, турбодизельный двигатель класса «Евро-6» от Daimler мощностью приблизительно в 300 лошадиных сил, пневматическая тормозная система, 6-ступенчатая автоматическая немецкая коробка передач. Производитель обещает практически бесшумную силовую установку.

По задумке создателей минской новинки в салоне могут разместиться до 110 пассажиров, хотя, конечно, все зависит от их комплекции. Из них на сиденьях разместятся только 26 или 16, если речь идет о компоновке на низком полу. Внутри все предусмотрено для удобства пассажиров: есть поручни, удобные спинки, на которые можно облокотиться, есть пандус для людей с ограниченными возможностями, который опускается на электроприводе. И само любопытное — это наличие USB-портов для зарядки смартфонов и планшетов на всех рядах сидений, а также уникальная система климат-контроля с пятью отопителями и кондиционером, работающий как на охлаждение, так и на обогрев.

Во сколько обойдется такое чудо техники пока неизвестно — презентация единственного «МАЗ-303» прошла только месяц назад. Но в целом искушенному казанскому пассажиру «303-й», представленный пока только на красивых картинках, наверняка придется по вкусу.

Чего, конечно, пока нельзя сказать о втором автобусе, на который возлагают куда бо́льшие надежды в силу использования им сжиженного природного газа, потому что пока неизвестен ни дизайн нового автобуса, ни его технические характеристики. Но это не значит, что такого городского автобуса не существует. В начале сентября Минский завод представил на международной выставке новую модель седельного тягача «МАЗ-5440Y8» двигателем Cummins ISG12 G 400, работающим на сжиженном природном газе. И надо отметить, что на СПГ в республике делают большие ставки, особенно в последнее время.

Не утихают разговоры о строительстве в Татарстане двух заводов СПГ: один в Чистопольском районе, другой в Тюлячинском. Завод на базе индустриального парка «Чистополь» намерен построить «Газпром». В середине лета соответствующее соглашение подписал президент РТ Рустам Минниханов и предправления компании Алексей Миллер, который кроме завода СПГ заявлял еще и о планах завести в республике сеть криогенных заправок. Как рассказывал глава минпромторга РТ Альберт Каримов, по этому соглашению Татарстан берет на себя обязанность обеспечить новому заводу загрузку: закупка новых автобусов на СПГ — неплохой шаг для этого. Что же касается завода СПГ в Тюлячинском районе, то тут все непросто. Его закладывал Минниханов еще в 2014 году, но астраханский инвестор тогда не справился с его строительством. И на смену ему пришел с большими амбициями «Топгаз», который ровно год назад докладывал президенту РТ, что уже согласованы все основные параметры будущего производства: мощность производства — 6 тонн в час, объем инвестиций — 2,9 млрд рублей, 60 новых рабочих мест, срок пуска — первый квартал 2020 года. Ждать первой ласточки, рождающей предложение на СПГ, осталось совсем немного.

«ДАЛИ БЫ ЕЩЕ РАЗ ВЗЯТЬ ДИЗЕЛЬНЫЕ «НЕФАЗЫ», Я БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЗЯЛ…»

Надо сказать, что для казанских перевозчиков тестирование каких-то новинок происходит не в первый раз. Так, в прошлом году, например, казанское ПАТП-9 несколько дней тестировало электробус производства компании «Волгабас», у которого вместо силового агрегата внутреннего сгорания был установлен электродвигатель. Тогда это было что-то вроде рекламной акции от производителя, а потестировать электробус вызвалось само руководство транспортного предприятия, без участия муниципальных или республиканских властей. Недельный тест, по всей видимости, раз их сегодня не видно на улицах Казани, завершился не в пользу «Волгабаса». Оно и понятно: у казанских перевозчиков нет достаточных средств на закупку новинки, учитывая, как громко они заявляли об этом перед зимним повышением цен на проезд в общественном транспорте. Свои электробусы «Волгабас», отметим, тогда продавал по цене 25 млн рублей за штуку, что раза в три дороже дизельного «краснобуса».

По информации «БИЗНЕС Online», новый «МАЗ-303» и его газовый собрат будут проходить обкатку на базе автопарка ПАТП-2, то есть в хозяйстве депутата Госсовета РТ Альберта Мухаметшина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправил запрос руководителю ПАТП-2, но на момент публикации ответ так и не поступил.

При этом его коллега, гендиректор ООО «КПАП-7» Ильдар Мухаметов убежден, что «НЕФАЗы» намного лучше «МАЗов». «Я слышал об этой модели, но даже не рассматривал ее, — говорит Мухаметов. — У меня есть пять газовых автобусов,  ребята с ними больше мучаются». А вот дизельный «НЕФАЗ-5299» предприниматель сравнивает с танками, которые ездят и особо не беспокоят. «Дали бы еще раз взять дизельные „НЕФАЗы“ — я бы с удовольствием взял еще, потому что машина отрабатывает свои деньги. На газу они действительно получились не очень хорошие, ребята с ними маленько мучаются, но на дизеле я бы взял, машина стоит того», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». По словам Мухаметова, отечественный автобус проще и дешевле в обслуживании, кроме того, его легко ремонтировать: в любое время можно быстро найти любую деталь. Благо и Набережные Челны, и Нефтекамск под боком, в отличие от Минска — как ни крути, заграница.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.09.2019 19:24

Может потому что на субсидиях сидят, или понимают что реальных конкурентов кроме производителей из Минска нет. А белорусы все равно не смогут охватить всю территорию России. Вот поэтому может и не создает нефаз конкурентный с МАЗом автобус.

  • Анонимно
    6.09.2019 18:59

    Продолжают удифлять нищее деревенское население приехавшее в город.

    • Оптимист
      6.09.2019 19:21

      И само любопытное — это наличие USB-портов для зарядки смартфонов и планшетов на всех рядах сидений, а также уникальная система климат-контроля с пятью отопителями и кондиционером, работающий как на охлаждение, так и на обогрев.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/437854
      Круто
      Но цвет надо делать красный
      Это фишка Казани

      • Анонимно
        6.09.2019 19:36

        Красный даблдекер в Лондоне - это фишка) А казанские шумные вонючки в красном цвете смотрятся вдвойне ужасно. Хотя бы цветом нейтрализовать могли, беленький какой-нибудь или светлозеленый, нормальный только.

        Столько оттенков прекрасных, легких, которыми можно обыграть транспорт, но нет, надо ядрено-красный и ядрено-зеленый масляной краской из ведра, зато как флаг!

        • Анонимно
          6.09.2019 19:55

          На вкус и цвет товарищей нет)

          • Анонимно
            6.09.2019 20:04

            Так-то да :-)
            Но есть же общие принципы какие-то и теории - в каких случаях и в какой цвет красить, чтобы гармония у людей была в глазах.

            • Анонимно
              6.09.2019 20:23

              Красный цвет это хорошо для автобусов
              Безопасно и заметно

              • Анонимно
                6.09.2019 20:33

                Согласен. И уверен, что специалисты, с учетом всех факторов, включая безопасность, могли бы разработать приемлемую цветовую гамму для казанского пассажирского транспорта. А не из ведра облили, зато видно, и флаг.

      • Анонимно
        6.09.2019 21:11

        Цвета должны быть разными. Чтобы издали сзади, сбоку было видно по цвету какого маршрута автобус.

      • Анонимно
        7.09.2019 05:36

        Красные себе носки купи так оптимизм поднимется.

  • Анонимно
    6.09.2019 19:06

    Вот ты на тАнках и разъезжай с ЕВРО-0! Где-нибудь в другом месте только. Достали эти тракторы гремящие и вонючие на улицах.

    С газом проблемы, потому что обслуживать нормально надо, и ЕВРО-3/5 не "скрутишь"?

    Можно, пожалуйста, сразу - без USB, но на сжиженном газе и с "практически бесшумной силовой установкой"?

    Городу нужно Чисто, Бесшумно и с Хорошим содержанием.
    А не "дизель будущего" с USB в руках КПАП- КПАТП, которым так удобно по очевидным причинам!!!

    • Азат Д
      7.09.2019 09:33


      Видел МАЗ, у них выхлоп вниз выходит, когда стандартный наверх. Переделали выпускную систему, наверняка льют печное топливо. Как они техосмотр проходят.

  • Анонимно
    6.09.2019 19:09

    Почему наши Нефазы так не умеют?

    • Анонимно
      6.09.2019 19:24

      Может потому что на субсидиях сидят, или понимают что реальных конкурентов кроме производителей из Минска нет. А белорусы все равно не смогут охватить всю территорию России. Вот поэтому может и не создает нефаз конкурентный с МАЗом автобус.

      • Анонимно
        7.09.2019 07:16

        Белорусы могут охватить, поверьте могут.

      • Анонимно
        7.09.2019 14:00

        Посмотри ролик белорусского ТВ, там говорится , что МАЗ поставляет свои автобусы в Румынию и другие страны Европы. Это при том, что знаменитый венгерский "Икарус" почти заглох и выпускает малые партии.

    • Анонимно
      7.09.2019 04:16

      Потому что Нефтекамск.
      Ты там был? Какие там конструкторы работают, знаешь? Сколько им платят, знаешь?
      Если бы знал, то такие вопросы бы не задавал.
      Это не Детройт, это Нефтекамск.

  • Анонимно
    6.09.2019 19:19

    В Москву делаем электробусы почему не можем себе сделать?

    • Анонимно
      6.09.2019 19:28

      Потому что умрут они зимой, и батарея умрет пока окупит себя такой бас, и зимой греться надо в -30, а это даже не охлаждаться в плюс 30, и заряжать их как-то надо, это не смартфон с быстрой зарядкой, а хватать будет так же на пол дня.

      Очень круто в теории, но нет пока такой технологии для мобильного хранения электроэнергии, чтобы и удобно, и окупаемо. Не факт, что появится - для автобусов и грузовиков, особенно в холодном климате.

      • Анонимно
        6.09.2019 20:33

        есть такая техника всесезонная - и надежнее в 18 раз - это автоматические канатные дороги Доппельмайр и Ляйтнер из Австрии Италии и Чехии - работают без шума и без пробок и без газов и даже без водителей...
        Даже Чукотка вчера показала применение во Владике и Москва показала целый блок из 12 трасс в Москве... одна заменяет 100 автобусов

    • Анонимно
      6.09.2019 20:01

      "Наш Реальный вариант", если развивать ваше желание - это СПГ-гибрид серийный (сжиженный газ + электродвигатель).

      Тогда и экономия, и ресурс, и выхлоп самый чистый из возможных - двигатель работает равномерно, тихо, на малых оборотах и у максимального крутящего момента, зимой греет. Как газовый генератор.

      Разработать и наладить выпуск (хотя бы в теории) в России возможно и окупаемо (без самоуправляемых батареек и прочего пиара). И газ. В России есть газ. Другой вопрос, во что такой бас превратят казанские, например, кпатп-патп.

      Что-то подобное Красное очень давно ходит в Лондоне, но там параллельный дизельный гибрид (привод - и электро, и дизель) - это тоже чище и экономичнее.

      Сейчас Лондон уходит в сторону водородных элементов и электродвигателя (с USB, кстати, да). А не батареек. Но, очевидно, про такое в рамках России даже думать не стоит, ни про разработку, ни про эксплуатацию, здесь вон газовые нефазы загораются, еще водорода не хватало)))

      • Анонимно
        6.09.2019 20:34

        есть вообще без выхлопа системы транспорта - как в Анкаре, Лондоне, Берлине Барселоне - телеферик... их все больше - скорость в городе - 23 км/час - ни дыма ни шума

    • Анонимно
      7.09.2019 08:25

      Электробусы берут для распила

  • Анонимно
    6.09.2019 19:25

    Минск хотя бы китайскую проводку не использует.

  • Анонимно
    6.09.2019 19:36

    Белорусы в создании пассажирского общественного транспорта ушли далеко вперёд ( алга).
    По Минску разъезжают электробусы которые на конечной остановке подзаряжаются от троллейбусной сети. Вот это настоящий городской транспорт.

    • Анонимно
      6.09.2019 20:35

      это же Минск - в Казани специалистов таких нет - только покупатели... кстати, почему покупает Комитет по транспорту, а не сами перевозчики? Посредники наверно?

      • Анонимно
        6.09.2019 22:45

        перевозчики как раз нефазы бы брали, им плевать на экологию

      • Анонимно
        7.09.2019 04:11

        Тоже интересно, как комитет по транспорту закупает.
        По моему путают шерсть общественную и личным как в известном фильме.

  • Анонимно
    6.09.2019 20:43

    USB, это, да последнее слово техники, которому лет 20 уже. Пора, наконец, вставить в сиденья и поручни беспроводные ЗУ )

    • Анонимно
      6.09.2019 21:01

      Да, были когда-то уютные, округлые, желто-вишневые РВЗ-6, с серийными портами возле компостеров и адаптирующимися мягкими диванами!)

  • Анонимно
    6.09.2019 20:55

    Где Когогин?Вечно хвалится перспективой.Делай Автобусы с крышей из Стекла,от Айфона.Войдёшь в Историю.

  • Анонимно
    6.09.2019 21:18

    Надо бы сделать автобусы разного класса по услугам и стоимости проезда. Почему бы не поставить в бизнес-класс массажные кресла?

  • Анонимно
    6.09.2019 22:21

    Жителей Казани - читателей - очень волнует Радий Хабиров и избирательные участки. Но никак не городской транспорт. При том, что большая часть читателей пользуется городским транспортом. Круто.

  • Анонимно
    6.09.2019 22:41

    Автобусы будущего с узбеками водителями.

  • Анонимно
    7.09.2019 04:13

    Горлик как нам жителям Казани тебя не хватает. Ведь это ты был настоящим перевозчиком людей, создавший эффективную транспортную систему.

  • Анонимно
    7.09.2019 07:23

    В Москве и Санкт-Петербурге,есть автобусы от МАЗ?

  • Анонимно
    7.09.2019 08:17

    Даже на ваши Нефазы запчасти месяцами нужно ждать, мы на работе занимаемся кузовным ремонтом, так чтобы починить несчастную дверь от Нефаза пришлось ждать 2 месяца, линейкой замерять, чтобы на заказ на заводе изготовили, потому что пула запчастей по артикулу просто не существует

    • Анонимно
      7.09.2019 11:56

      Расскажите про обслуживание дизельных двигателей городских Нефазов, как дела обстоят? Может друзья ваши занимаются, или механики знакомые.

  • Анонимно
    7.09.2019 12:56

    Друзья Вангую.... в Казани будет новые Китайские красные автобусы на газу с розетками и кондиционерами.

    Китайцы уже "застолбили" Закамье Татарстана и будьте реалистами они пришли навсегда и как новые хозяева.

    Общественный транспорт Казани они Белорусам не отдадут ... Не первый год они в город технику поставлявляют и связи у них наработаны.

    С точки зрения экологии автобус должен быть на газу. Какой газ выбрать это уже от условий эксплуатации зависит и что ближе метановая магистраль или пропан-бутан.

  • Анонимно
    7.09.2019 14:15

    КАМАЗу надо выкупить венгерский завод "Икарус" (у них очень современные наработки в части городского транспорта) и наладить выпуск автобусов этой марки не только в Венгрии, но и в РФ. Огромный же спрос на эту продукцию.

  • Анонимно
    7.09.2019 14:53

    А что это КАМАЗ для Москвы электробусы делает, а для Казань должна у белорусов покупать??!

  • Анонимно
    9.09.2019 09:24

    Ильдар Мухаметов пусть сам на Нефазах катается. Будь его воля, он бы до сих пор на Лиазах с выхлопом в салон возил бы пассажиров. Дешево же. А пассажиры не скотина, выживут.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль