Культура 
12.09.2019

Гузель Яхина: «Были вопросы о том, в какой степени и как покажут татарское в фильме»

Автор знаменитого романа уверена, что сериал «Зулейха открывает глаза», снятый как большое кино, — это смелый шаг для отечественного ТВ

Сегодня в ДК им. Ленина покажут первую серию фильма «Зулейха открывает глаза», потенциального суперхита нового российского телесезона. Одной из участниц мероприятия станет гость «Аксенов-феста» Гузель Яхина, уже посмотревшая картину целиком. А накануне в интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о важном любовном треугольнике в сериале, отсутствовавшем в романе, спорах с авторами вокруг наличия стола в татарском доме и казанском композиторе, написавшем музыку к фильму.

Гузель Яхина: «Пока не назначена дата премьеры, говорят об осени, наверное, все же о поздней осени, потому что работы очень много впереди» Гузель Яхина: «Пока не назначена дата премьеры, говорят об осени, наверное, все же о поздней, потому что работы очень много впереди»

«СЛОВО «ОЖИДАНИЯ», ПОЖАЛУЙ, ЗДЕСЬ ИЗЛИШНЕ, СКОРЕЕ ЭТО БЫЛИ НАДЕЖДЫ»

— Гузель, сегодня в ДК им. Ленина в рамках «Аксенов-феста» вы будете презентовать первую серию телевизионного фильма «Зулейха открывает глаза». Удалось посмотреть сериал целиком?

 Я посмотрела полностью 8 серий. Но это пока не финальная версия, а, наверное, то, что можно назвать режиссерским монтажом. Пока он с черновым звуком, без визуальных эффектов, без каких-то элементов анимации. То есть это скорее рабочий материал, который дает представление о том, что может получиться, а не что уже вышло.

Пока не назначена дата премьеры, говорят об осени, наверное, все же о поздней, потому что работы очень много впереди. И, конечно, может что-то поменяться. Знаю, что еще не наложена музыка, она будет оригинальная, не было закадрового голоса, который тоже наложат сверху, и так далее. В общем, работа предстоит большая.

— Когда начинали смотреть, то чего больше всего опасались? И подтвердились ли ваши страхи?

— У меня есть сценарное образование, и в общем-то в школе кино мы писали, что называется, адаптации. То есть перекладывали литературные тексты на язык экрана. Я понимаю, как это сложно: многое обрезается, уходит множество смыслов… И как порой невозможно передать, даже, казалось бы, простые вещи языком экрана. Поэтому здесь мой опыт позволил не иметь каких-то ожиданий…

Хотя слово «ожидания», пожалуй, здесь излишне, скорее это были надежды. И я их обсуждала в разговоре с продюсером фильма, с режиссером, еще когда шла подготовка к съемкам. Надежда первая, главная, заключалась в том, что фильм покажет трагедию раскулачивания, что картина не превратится в мелодраматическую историю, где исторические события будут исключительно необязательным фоном. Что это станет не костюмной мелодрамой, а фильмом о трагедии, которая случилась в 1930-е годы, что дыхание большой истории будет ощущаться и что авторская позиция по отношению к раскулачиванию ясна.

Второй момент касался художественных решений. Просто потому что в романе заложен определенный мифологический пласт и для того, чтобы его продемонстрировать, мне казалось, необходимы художественные решения высокого уровня. То есть я надеялась, что получится не сериальный продукт, а художественный фильм, что уровень художественных решений будет достаточно высоким.

— Это о надеждах. А вопросы у вас возникали какие-то изначально к авторам сериала?

— Были, конечно, и проблемы решаемые, но не очень понятно как. К примеру, стояли вопросы о том, в какой степени и как покажут татарское в фильме. Потому что в тексте это решается просто: книга написана на русском языке с вкраплением тюркских, татарских слов. И читателю с самого начала было понятно, что герои общаются по-татарски, а позже основным их языком становится русский. Этого даже не нужно специально пояснять — ясно из контекста. Как данный момент решить в кино — был большой вопрос.

Или линия некоторых героев, сумасшествие доктора Лейбе: как это показать в фильме? В романе описано, но как подобное решить языком кино — снова вопрос для меня. То есть были надежды и вопросы.

«В романе заложен определенный мифологический пласт и для того, чтобы его показать, мне казалось, необходимы художественные решения высокого уровня» «В романе заложен определенный мифологический пласт, и для того, чтобы его продемонстрировать, мне казалось, необходимы художественные решения высокого уровня»

«ЭТО СОВЕРШЕННО НЕОБЫЧНЫЙ ПРОДУКТ ДЛЯ ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ»

— Но все было поначалу, а что получилось в результате?

— Да, это то, что было с самого начала. А сейчас я могу сказать, что обе мои надежды оправдались. Первая касалась отношения к теме раскулачивания. Для меня крайне важно, что в первые же секунды экранного времени называется количество раскулаченных, озвучиваются цифры. И это сразу же приподнимает тему на уровень истории страны. Мы видим несчастную женщину, которая едет в санях куда-то с другими людьми, но понимаем, что рассказ не только конкретно о ней, а о том крестьянстве, большая часть которого была уничтожена в 1930-е. Так было заявлено с самого начала, что здорово, как мне кажется. Я очень надеюсь, что это останется в финальной версии.

Что касается художественных решений, мне также показалось, что я увидела нетипичный продукт телеканала «Россия», это было важно. Почувствовала действительно авторскую интонацию, не свою, а режиссерскую, что тоже очень значимо, увидела множество режиссерских решений. По-моему, и само сумасшествие доктора Лейбе блестяще решено режиссерским инструментарием, средствами оператора и игрой актера.

Кроме того, мне показалось, что режиссер Егор Анашкин стремился снять / хотел снять / снял то, что очень похоже на большое кино, на полный метр. По крайней мере, я увидела много больших, хороших, длинных атмосферных сцен. Большое количество эпизодов, где герои молчат или говорят совсем мало. Я почувствовала много воздуха в этом фильме. То есть сцены не стремятся быстро развернуться и зацепить зрителя. Скорее, наоборот, рассказ режиссер ведет спокойно, неспешно. И история не киношная, а размеренная, как течение жизни. Это понятно по тому, как сцены сменяют друг друга, в них нет мощных «крючков», чтобы сюжет цеплял и тащил за собой зрителя. Кино, которое требует вдумчивого просмотра, в которое, мне кажется, можно погружаться. Нужно его смотреть внимательно, нельзя глядеть на экран одним глазом, параллельно готовя ужин.

Актеры не проговаривают многое вслух, а общаются, к примеру, глазами. Та же Зулейха вообще всю первую серию молчит и произносит лишь одно слово, она разговаривает со своим мужем Муртазой только взглядами. Мне кажется, очень смело для телевидения — позволить себе такой фильм. Это здорово и, конечно же, сразу отражает характер героини. То, что называется нюансной актерской игрой, построенной на тонких вещах, а не исполнение через проговаривание эмоций и вкладывание всех смыслов персонажами в реплики. И это тоже инструментарий большого кино.


— Те, кто читал книгу, видимо, тоже найдут что-то новое для себя?

— Не буду строить какие-то предположения, я лишь рассказываю режиссерскую версию. Конечно, что-то может быть изменено. Просто потому, что существуют законы телевизионного жанра, есть телеканалы, которым необходимы рейтинги. Имеется вообще такая вещь, как вкусовщина, и у каждого могут быть свои мнения на этот счет. Мне же показалось, что первая серия необыкновенно близка к большому кино, что фильм получился.

— В общем, это будет кинопродукт, который отличается по качеству от привычной российскому зрителю отечественной сериальной продукции.

— Да, мне показалось, что это совершенно необычный продукт для телеканала «Россия». Что называется, не сериал выходного дня, а действительно умное кино для взрослого зрителя, которое будет нелегко видеть. Фильм интересно смотреть, но он требует внутренней работы зрителя. Мне кажется, что в этом большое уважение к нему.

И 8 серий — то количество, которое неплохо держит форму. То есть аудитория помнит, что было в предыдущих сериях. Это структура, которая тщательно выстраивается в телевизионном или в кинопродукте. Она понятна зрителю.  

— Ждете ли вы, что это кино вновь возбудит интерес и к вашему дебютному роману, заставит опять обсуждать его перипетии?

— Понятно, что любая экранизация добавляет интереса к литературному первоисточнику. И все экранизации классиков, которые случались в последнее время (а их было немало), все равно повышали интерес к книге. Вспомните хоть и не новый, но прекрасный сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Я рада, что в общем-то телевидение помогает больше читать или, может быть, вспоминать то, что было прочитано в школе или когда-то еще.

«Мы видим несчастную женщину, которая едет в санях куда-то с другими людьми, но мы понимаем, что этот рассказ не только конкретно о ней, это рассказ о том крестьянстве, большая часть которого была уничтожена в 1930-е» «Мы видим несчастную женщину, которая едет в санях куда-то с другими людьми, но понимаем, что этот рассказ не только конкретно о ней, а о том крестьянстве, большая часть которого была уничтожена в 1930-е»

«ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ОТ КНИГИ — БЫЛ ПРИДУМАН СЕРЬЕЗНЫЙ, КРЕПКИЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»

— Позволю себе такой вопрос: чем сериал превосходит вашу книгу, а в чем уступает? Если мы говорим об истории, которая рассказана в этих произведениях.

— Мне кажется, некорректно сравнивать книгу и фильм. Это два совершенно разных вида искусства. Потому какие-то сравнения делать уж точно не возьмусь. Могу добавить: выше я так восторженно отзывалась о том, что посмотрела, но просто действительно не ожидала такого. Естественно, было много моментов, которые мне пришлись не по душе. Не буду о них рассказывать, но для автора, даже если реплику герою сокращают или меняют одно слово, это как ножом по сердцу. Вполне понятно, что писатель трепетно относится к любым деталям своего произведения.

Разумеется, были вещи, которые мне не понравились, показались исторически недостоверными, скажу сразу. Но даже за такими моментами, за деревьями нужно увидеть лес. А он мне показался неожиданно хорошим.

Конечно же, в фильме, исходя из законов и киноискусства, и телевизионного жанра, было необходимо сделать некоторые вещи. Например, главное отличие от книги — был придуман серьезный, крепкий любовный треугольник: Зулейха, Игнатов и русская женщина Настасья (ее играет Юлия Пересильд и делает это феерически). У меня в романе его нет. Сделано подобное для того, чтобы усилить зрительский интерес.  


— Уфимский режиссер Айрат Абушахманов, поставивший «Зулейху» в театре им. Гафури, отказался, по сути, от всего бытописательства, важного для вашего романа, поставив такую притчу. Правильно ли я понимаю, что сериал все-таки остается на ниве реалистического искусства?

— Да. В сериале, по-моему, очень хорошо соблюден баланс. Там рассказывается практически с самого начала легенда о птице Самрук. Сделано это необычным образом. И, по-моему, классное решение. То есть мифологический пласт в общем-то здесь соблюден, мне кажется, достойно.

Кино, телевидение, все, что снято и показано на экране, обладает свойством убеждения зрителя. Поэтому, конечно, было серьезное отношение к деталям. Особенно это касалось нюансов татарского быта. Хотелось соблюсти все такие моменты. И если в книге описания высвечивают только отдельные элементы, то в кадре уже показывается все. Целиком изба и каждое окно, любой глухой угол — все видно. Потому и было важно соблюсти вот это татарское.

Какие-то моменты видела еще на этапе сценария (я вычитывала его два раза) и давала свои комментарии. Например, такой эпизод: в одной из первых версий сценария обнаружила стол в избе. Я сказала, что нельзя его ставить в татарской избе 1930 года, только сяке (широкие татарские нары, на которых днем сидели, а ночью спали, — прим. ред.) — и никаких столов. А главное — нужно пригласить консультантов по татарскому искусству, так как все детали должны быть соблюдены, чтобы фильм стал достоверным и в бытовом плане. Но потом все равно увидела стол, расстроилась, его же хотели убрать. А выяснилось, что он появился не зря. Несколько консультантов, причем серьезных, принимали коллегиальное решение и пришли к мнению, что в 1930-е стол уже мог стоять. То есть влияние советской власти было такое, что в общем-то в некоторых состоятельных домах столы появляться могли. Так что то, что сначала для меня было недочетом, оказалось проверенным, много раз обсужденным, более того, санкционированным экспертами по татарскому быту. Кроме стола, я не нашла каких-то деталей, которые бы резали мне глаз и воспринимались как недостоверные.

Ну а по поводу сцен, которых не было в романе, которые появились и были придуманы сценаристами телеканала «Россия», то здесь, конечно, это их творчество. Что называется, оставляю его на их совести.

«Для автора, даже если реплику герою сокращают или меняют одно слово, это как ножом по сердцу. Вполне понятно, что автор трепетно относится к любым деталям своего произведения» «Для автора, даже если реплику герою сокращают или меняют одно слово, это как ножом по сердцу. Вполне понятно, что писатель трепетно относится к любым деталям своего произведения»

«КТО-ТО ИЗ АКТЕРОВ ПРИЕЗЖАЛ КО МНЕ В ГОСТИ, МЫ ПИЛИ ЧАЙ, ГОВОРИЛИ О РОЛИ, О РОМАНЕ В ЦЕЛОМ»

— Пересильд, поздравляя коллег с окончанием съемок, писала в «Инстаграме», что за этот год им пришлось преодолеть немало трудностей, работая над фильмом. А актеры обращались к вам непосредственно за помощью?

— Я здесь, что называется, работала по запросу. И когда у актеров появлялись какие-то вопросы (могло касаться сценария или персонажа), то, конечно, включалась. Но это была помощь такая аккуратная. Кто-то из актеров приезжал ко мне в гости, мы пили чай, говорили о роли, о романе в целом. То есть кому и что было нужно. Точно так же и с режиссером Анашкиным мы иногда созванивались, и с продюсером.

Единственный момент, когда я позволила себе чуть больше, — это когда поехала сама, никому ничего не сказав, к прекрасному художнику Рашиту Сафиуллину, который живет в Свияжске. Поехала, когда узнала, что его хотят пригласить в фильм в качестве одного из художников-постановщиков. Со своей стороны я хотела подтолкнуть его к тому, чтобы он принял это предложение. Так в итоге и получилось. Могу рассказать, что в фильме можно будет увидеть картины Сафиуллина. Их сразу легко разглядеть, потому что у него очень узнаваемый стиль.

Вообще, мне радостно, что у фильма много казанских и татарских создателей, соавторов. Например, Эльмир Низамов, который написал музыку; есть прекрасный актер Николай Козак, он играл в театре им. Качалова. И я в свое время, будучи студенткой, в 90-е годы, бегала в театр смотреть на Николая. А потом он перебрался в Москву. Козак исполняет одну из второстепенных ролей, и я рада, что он есть в фильме. Ведь даже не могла себе представить, что он сыграет в экранизации моей книги. Ну и, разумеется, Чулпан Хаматова, Роза Хайруллина, Рамиль Сабитов.

«Актеры не проговаривают многое вслух, а общаются, к примеру, глазами. Та же Зулейха вообще всю первую серию молчит и произносит лишь одно слово, она общается со своим мужем Муртазой только глазами» «Актеры не проговаривают многое вслух, а общаются, к примеру, глазами. Та же Зулейха вообще всю первую серию молчит и произносит лишь одно слово, она разговаривает со своим мужем Муртазой только взглядами»

— Можете сказать, кто из актеров максимально удачно попал в образ? В тот, который представляет себе автор романа.

— Чулпан, мне кажется, очень аутентична во всех этих костюмах, нарядах. С Сабитовым они смотрятся невероятно органично, такая супружеская пара, которая все время общается глазами, постоянно между ними происходит немой диалог. Сергей Маковецкий играет доктора Лейбе. Внешне он совершенно другой, отличается очень от описанного внешнего вида профессора в книге, но, поверьте мне, с первых же кадров становится понятно, что это безумный профессор. Актер играет блестяще! И еще Маковецкий необычно входит в кадр. Не буду раскрывать как, но сразу ясно, что человек не от мира сего, в хорошем смысле.

— Есть ли у вас уже планы экранизации второго романа «Дети мои»?

— Права на экранизацию романа «Дети мои» уже больше года назад переданы студии Алексея Учителя. Мы говорили с Алексеем Ефимовичем о том, что он сам будет снимать, и очень, конечно же, на это надеюсь. Насколько я знаю, пока нет сценариста и сценария, соответственно, тоже. Так что говорить о каких-то сроках не имеет смысла. Знаю, что работа идет, но это пока все, что можно сказать.  

— Если бы вас попросили выступить с коротким, буквально на одну минуту, обращением к зрителям перед началом показа сериала «Зулейха открывает глаза» по «России-1», что бы вы сказали и пожелали им?

— Смотрите фильм, приятного просмотра. (Смеется.) Я скорее готова ответить на вопросы. Это самостоятельное творческое произведение, потому могу только пожелать всем увидеть его.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.09.2019 11:52

Было бы интересно посмотреть, так ли уж он хорош, как его расхваливают. Очень редко у 2-го канала получаются достойные вещи

  • Анонимно
    12.09.2019 11:52

    Было бы интересно посмотреть, так ли уж он хорош, как его расхваливают. Очень редко у 2-го канала получаются достойные вещи

    • Анонимно
      12.09.2019 12:04

      ну почему же, экранизация Мастера и Маргариты была великолепной

      • Анонимно
        12.09.2019 12:34

        Ужасная экранизация, пожалел денег, потраченных на лицензионное видео.

        • Анонимно
          12.09.2019 13:55

          Лучший сериал всех времён канала Россия-1 - ЛИКВИДАЦИЯ. с Машковым в главной роли.

      • Анонимно
        12.09.2019 13:00

        Басилашвили староват для Воланда. Вот Невзоров был бы 100% попаданием.

        • Анонимно
          12.09.2019 13:14

          Лавров тоже уже был староват для Понтия Пилата. Вообще очень посредственная экранизация получилась.

          • Анонимно
            12.09.2019 16:32

            Может они и староваты, но атмосфера и мораль героев по-моему переданы превосходно

            • Анонимно
              12.09.2019 16:53

              Совсем не переданы! Увы... А старые актеры при всем к ним уважении просто отвлекали от сюжета, поэтому многие сцены приходилось лишь слушать, а не смотреть на экран.

              • Анонимно
                13.09.2019 10:01

                Старые актеры и Саша белый.....шедевр отечественного кино )))

            • Анонимно
              13.09.2019 10:00

              Актерский состав подобран был не важно. Вспомните Ликвидацию. Сколько новых интересных не замылиных актеров и как они органично вписались. В сериале Мастер и Маргарита акцент был на известных замылиных актеров.
              Бассиашвили и Лавров прекрасные актеры. Но не в этом сериале. Безруков после своих многочисленных ролей, однозначно не вписался. Смотришь и тут же Саша белый вспоминается.
              Основная проблемма сериала это актеры. Подбор ужасен

    • Анонимно
      12.09.2019 13:09

      Смотреть российские фильмы и сериалы не уважать себя. Уровень режисёров и актёров из драмкружков.

      • Анонимно
        12.09.2019 13:56

        13.09. Зато рос. фильмы про нас с вами, про нашу жизнь. Это же всегда интересно.

        • Анонимно
          12.09.2019 16:37

          Там совсем не про нашу жизнь. Они там все миллионеры, живут в прекрасных дворцах, и все у них там хорошо заканчивается. Хотя это я про ТВЦ, "Россию" смотреть вообще не могу. Да и смотрю я ТВ только на даче по выходным, кнопки попереключаешь, и все равно на ТВЦ останавливаешься, на их детективах и мелодрамах. Остальные каналы .... даже слов нет! НТВ и 5 канал - одни боевики для мужчин. 1 - тоже скука! А вот в рабочие дни я смотрю сериалы через интернет, и там есть выбор!

      • Анонимно
        12.09.2019 17:12

        Актеры-мужчины запоминающиеся еще есть, а вот женщин-актрис интересных совсем нет. Все на одно лицо, как барби.

    • Анонимно
      12.09.2019 13:27

      Бу фильмның булуы татар дөньясында зур вакыйга.

    • Анонимно
      12.09.2019 13:54

      А как же бригада?

    • Анонимно
      12.09.2019 14:23

      Самые лучшие сериалы снимаются в России!!!

  • Анонимно
    12.09.2019 11:59

    Почитал мнения. Судя по всему интересный сериал получится. Попробуем посмотреть.
    Фильм ещё не вышел, а актёр Александр Числов створявший в фильме умер 2 недели назад.

  • Анонимно
    12.09.2019 12:04

    скорее хочется посмотерть!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    12.09.2019 12:06

    Прочитал недавно книгу. Весьма неполживо. Александр Исаевич гордился бы своим последователями.

    • Анонимно
      12.09.2019 12:59

      Да, похожие ассоциации.

    • Анонимно
      12.09.2019 13:02

      Они его детям за авторские права должны платить. Ибо эксплуатируют созданный им жанр "антисоветская литература".

      • Анонимно
        12.09.2019 22:08

        12.09.2019 13:02
        Создатель АНТИсоветской литературы - Михаил Александрович Шолохов! вы его роман "Тихий Дон" почитайте!

      • Анонимно
        12.09.2019 22:51

        12.09.2019 13:02
        Вот что написал великой пролетарский писатель Алексей Максимович Горький в 1918 году,
        "Несвоевременные мысли"
        "Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия.
        Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся, якобы по пути к «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.
        На этом пути Ленин и соратники его считают возможным совершать все преступления, вроде бойни под Петербургом, разгрома Москвы, уничтожения свободы слова, бессмысленных арестов — все мерзости, которые делали Плеве и Столыпин.
        Конечно — Столыпин и Плеве шли против демократии, против всего живого и честного в России, а за Лениным идет довольно значительная — пока — часть рабочих, но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его Нечаевско-Бакунинский анархизм.
        Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт, стремится довести революционное настроение пролетариата до последней крайности и посмотреть — что из этого выйдет?
        Конечно, он не верит в возможность победы пролетариата в России при данных условиях, но, может быть, он надеется на чудо.
        Рабочий класс должен знать, что чудес в действительности не бывает, что его ждет голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею — не менее кровавая и мрачная реакция.
        Вот куда ведет пролетариат его сегодняшний вождь, и надо понять, что Ленин не всемогущий чародей, а хладнокровный фокусник, не жалеющий ни чести, ни жизни пролетариата."
        КАК вам ГОРЬКИЙ? НЕожиданно, правда! ТАКОГО Горького в СССР НЕ печатали!!!

      • Анонимно
        13.09.2019 05:33

        12.09.2019 13:02
        Уроженец Казани, Василий Аксенов называл себя "российским антисоветским писателем".

  • Анонимно
    12.09.2019 12:08

    Во сколько начнется показ фильма?

  • Анонимно
    12.09.2019 12:08

    Так разрекламировали, что понятно фильм - никакой

    • Анонимно
      12.09.2019 12:37

      Не логичное суждение. Разрекламировали поскольку фильм снят по заказу одного из центральных телеканалов страны и будет на нем показан. Естественно если бы он был снят по заказу например «Актаныш-ТВ», то и рекламы бы не было.

      • Анонимно
        12.09.2019 13:22

        Ой, и тут надо подколоть актаныш - тв, никак без этого?

    • Анонимно
      12.09.2019 12:41

      Примерно такими же словами Ваши предшественники -советские граждане -60 лет назад ожесточённо ругали роман Пастернака "Доктор Живаго", который они так никогда и не прочитали.

      • Пурхан
        12.09.2019 13:08

        12:41Что-то вы сравнили как-то сумбурно ,не много ли на себя взяли сопоставив Пастернака .....

      • Анонимно
        12.09.2019 13:17

        Ой, не могу! Вы еще сравните роман "Доктор Живаго" Пастернака и книжку Яхиной!

        • Анонимно
          12.09.2019 13:49

          Яхиной до Пастернака, конечно, далеко. Хотя её книги прочитали уже намного больше россиян, чем читающих сейчас, к примеру, Абсалямова или Джалиля.

          • Анонимно
            12.09.2019 14:47

            И кратно больше, чем народных депутатов-писателей

          • Анонимно
            12.09.2019 15:12

            Да, если отмежеваться от симпатий и антипатий, то Гузель Яхина самый читаемый татарский писатель всех времён.

            Если кто не согласен, то пожалуйста, обоснуйте ваше несогласие с этой точкой зрения, конкретными цифрами.

            • Анонимно
              12.09.2019 17:03

              Гузель Яхина читаемый писатель времен очаковских и покоренья Крыма

          • Анонимно
            12.09.2019 16:39

            Вот не надо! "Белые цветы" Абсалямова многие читали, очень хорошая книга была. Жаль я ее родственникам в Узбекистан подарила, а то бы сейчас перечитала. И про любовь там, и про жизнь, и про Казань...

            • Анонимно
              12.09.2019 17:12

              //Вот не надо! "Белые цветы" Абсалямова многие читали//

              Да, наверное, вы правы. В моём детстве эта книга стояла в каждой семье, часто рядом с другой книгой другого местного писателя Корчагина "Тайна реки Злых Духов".

              Сейчас посмотрел тиражи "Белых цветов" и "Зулейхи". "Белые цветы" вышли чудовищным для сегодняшнего дня тиражом - 5 млн. экземпляров. Это несомненно РЕКОРД среди татарских писателей.

              У "Зулейхи" совокупный тираж пока значительно меньше. Тем не менее - это второй результат у писателей-татар.

              Надо отметить, что сейчас другие времена.

              - Стоимость книг в советское время была грошовой, сейчас производство и продажа книг обходится гораздо дороже.

              - Тогда почти не было других развлечений - все люди только читали книги.

              - Тогда не было интернета. Сейчас не менее половины людей прочитали эту книгу в интернете.

              Тем не менее, вы правы.

              • Анонимно
                12.09.2019 17:25

                Да-да-да! "Тайна реки злых духов" - замечательная книга! Многие после ее прочтения шли поступать в Университет на геологический факультет, а после "Белых цветов" - в медицинский институт!

                • Анонимно
                  12.09.2019 19:14

                  Да, как после фильма "Офицеры" многие выпускники школ шли и идут в военные училища - так после книги "Тайна реки злых духов" школьники тогда валом валили на геофак КГУ.

                  • Анонимно
                    12.09.2019 19:25

                    Аналогии не совсем равноценны: геологи приобретали интересную и любимую профессию, а многие офицеры, подчиняясь уставу, погибали ради безумных авантюр КПСС и Ельцина в Афганистане или Чечне.

              • Анонимно
                12.09.2019 18:58

                Вы не понимаете очень простой вещи: в СССР тиражи книг определялись КПСС, а сейчас их диктует рынок. Абсалямов, Джалиль, Чаковский, Бубённов или Бабаевский, печатавшиеся при коммунистах миллионными тиражами, - ныне полузабыты, а а антисоветчиков Довлатова, Высоцкого и Бродского читают и слушают с удовольствием.

            • Анонимно
              12.09.2019 22:09

              12.09.2019 16:39
              В интернете, конечно, найти и скачать -НЕЛЬЗЯ!

            • Анонимно
              13.09.2019 09:36

              Со времени Абсалямтво -это первая путная книга.....Зачем нам союз присателей ?

        • Анонимно
          12.09.2019 17:42

          Начинал читать "Доктор Живаго" - так и не осилил. Позже, решил посмотреть фильм. И странно! Завершил, примерно на той же части, что и книгу. Ну, не моё, никак. Встречал такое мнение, что роман, это, мол, "Тихий Дон" о интеллигенции. Не увидел ничего, даже отдалённо, навевающее ассоциации..

          • Анонимно
            12.09.2019 18:44

            После "Доктора Живаго" остается, как бы вам объяснить, послевкусие на всю жизнь... Свеча горела... Березы ... Жизнь не прожита, как хотелось...

      • Анонимно
        12.09.2019 15:23

        Литературные достоинства романа "Доктор Живаго" сильно преувеличенны,этот роман "назначили" быть великим,а потом модным,притом это сделанно руками западных провластных структур,а так роман очень слаб,и по сюжету,и по прописанным образам,и по языку-типичное произведение,написанное по заказу нерусским писателем на русском языке.

        • Анонимно
          12.09.2019 16:30

          Вас не Виссарион белинский кличут?

          • Анонимно
            12.09.2019 16:39

            Нет,до "неистового" мне далеко,но я не считаю Пастернака и Мандельштама "великими русскими литераторами",хоть я сам татарин чистых кровей,мне Шолохов и Есенин как-то ближе,впрочем достоинств первых я не принижаю

            • Анонимно
              12.09.2019 18:53

              Понимаете, примерно так же кому-то более нравится 9 симфония Бетховена, а Вам и Вам подобным - Салават и народная песня "Валенки"..

        • Анонимно
          12.09.2019 16:41

          Вы его хоть осилили? Или начали и бросили? Я тоже не с первого раза смогла прочитать этот роман, а со второго, но это вещь!

  • Анонимно
    12.09.2019 13:06

    Судя по "авторская позиция по отношению к раскулачиванию ясна" опять пропихивают конъюнктуру в виде антисоветской пропаганды.
    На просто "историю" денег бы не дали. Смотреть не буду.

    • Анонимно
      12.09.2019 13:24

      Надо от хапающих и распиливающих современников отвлекать. Советские времена ущербными выставлять - один из способов такого отвлечения.

      • Анонимно
        12.09.2019 13:47

        Советскими времена и были преступными и ущербными, когда, как это убедительно показано в романе Яхиной, трудолюбивых и зажиточных сельчан убивали или высылали в Сибирь, а на их смену пришла голытьба, которая так и не смогла накормить страну и обеспечить её вдоволь продуктами вплоть до распада СССР.

        • Анонимно
          12.09.2019 14:42

          13.47. И сейчас потомки этой голытьбы никак не могут создавать фермерские хозяйства на селе.

          • Анонимно
            12.09.2019 15:25

            Ну так и у потомков трудолюбивых и зажиточных не ахти как получается. Об'ективно, страну середняки и тогдашние кулаки накануне индустриализации прокормить не могли. Только хардкор, только крупные хозяйства.

            • Анонимно
              12.09.2019 15:48

              До революции не только "прокармливали" - но страна была и мировым рекордсменом по экспорту продовольствия.

              • Анонимно
                12.09.2019 16:07

                Не так, к концу 19-го проигрывали не только американцам, но и немцам. Кормили Европу, но опять же в ущерб себе - хлеб из житницы России Новороссии, Кубани вывозили в Европу, а в Центральной России голодали. В романе кстати тоже говорится о голоде до революции.
                К тому же при индустриализации, как к примеру Германии меняется соотношение населения занятого сельским трудом и городским не в пользу первого и без перехода на интенсивное хозяйствование Россия бы не прокормить себя при том укладе, независимо от любого строя монархического, капиталистического, или социалистического.

        • Анонимно
          13.09.2019 09:42

          а почему вы тогда живете, если вас не кормили, и что значит вдоволь, это так чтобы гамбургер в рот силом заталкивать)), и Назавите мне хоть один пример голода В СССР после 50-х годов, когда страну после чудовищной отстроили

          • Анонимно
            13.09.2019 10:05

            Начало 60-х гг. при Хрущёве в Казани, когда были перебои с хлебом и мукой. Система талонов (карточек) на мясо и масло при Брежневе. Пустые полки магазинов "Фрукты-Овощи" зимой при всех генсеках КПСС, когда в них можно было найти лишь полугнилую картошку и морковь. Это, по-Вашему, вдоволь?? На рынке можно было найти больше продуктов, но втридорога., но даже тот ассортимент колхозных рынков не идёт ни в какое сравнение с набором продуктов в хорошем супермаркете сейчас.

      • Анонимно
        12.09.2019 22:17

        12.09.2019 13:24
        Ну да, купил сервелат, или туалетную бумагу, отстояв в очереди, и счастлив!

        • Анонимно
          13.09.2019 01:47

          Какой сервелат, скажешь спасибо, если вареную любительскую колбасу купишь, выстояв в очереди.

    • Анонимно
      12.09.2019 13:44

      Забавно, что и Пастернака антисоветчиком когда-то называли, но он стал лауреатом Нобелевской премии, а его хулители отправились на свалку истории.

      • Анонимно
        12.09.2019 14:29

        Были открыты американские архивы, подтверждающие роль ЦРУ в присвоении Пастернаку Нобелевской премии. Просто факт.

        • Анонимно
          12.09.2019 18:49

          ЦРУ и Пастернак будут жить долго! А Ваш СССР умер НАВСЕГДА 28 лет назад.

      • Анонимно
        12.09.2019 14:33

        Вы абсолютно правы, Шолохов ушел в страну забвения а Пастернак живее всех живых.

      • Анонимно
        12.09.2019 14:52

        Ну так и Солженицыну присвоили. В ускоренном порядке. Параллельно Солженицын Твардовского в гроб загнал.

    • Анонимно
      12.09.2019 22:12

      12.09.2019 13:06
      Звучит как приговор! Гузель Яхина в ужасе!

    • Анонимно
      12.09.2019 22:15

      12.09.2019 13:06
      Сколько людей погибло! Это что по-вашему, незначительный эпизод?

  • Анонимно
    12.09.2019 13:14

    солженицын в юбке. есть ложь, есть большая ложь, и есть гузель яхина.

  • Анонимно
    12.09.2019 13:18

    Книжку не читала и кино смотреть не буду! И думаю, что никто не расстроится!

    • Анонимно
      12.09.2019 13:52

      Ещё Вам стоит назло бабушке отморозить уши, так как с детством Вы так и не можете расстаться...

    • Анонимно
      12.09.2019 13:59

      13.18. Жизнь идёт и будет идти без вас. Вы переоцениваете свою роль в жизни.

    • Анонимно
      12.09.2019 15:14

      13:18, это как "обмануть кондуктора: купить билет - и не поехать".

    • Анонимно
      12.09.2019 22:28

      12.09.2019 13:18
      Действительно, никто не расстроится, ВСЕ только ПОСМЕЮТСЯ!

  • Анонимно
    12.09.2019 13:20

    Очень хорошо написана книга интересно читать,переживательный сюжет, только бы актеры не испортили фильм.Желаю удачи создателям.

  • Анонимно
    12.09.2019 13:29

    Татарлар алга!

  • Анонимно
    12.09.2019 13:29

    Была на творческой встрече с Гузель Яхиной, покорившей умом, эрудицией, и полным отсутствием снобизма. Видно, что для человека очень важна правда в истории своего народа в контексте общей истории РФ. Когда читала книгу поражалась той атмосфере внутреннего глубокого горя и безысходности, которые сопутствовали жизни семей репрессированных. Дед был репрессирован, а бабушка, понимая умом нелепость обвинений и его потери, не озлобилась, а приняла эту безвозвратную потерю без злобы и без чувства мести. Это и передал роман Яхиной. И это чувство сжимает горло и наворачиваются невыплаканные слезы. Трагедия в том, что личные трагедии вплелись в трагедии народа, теряющего многое из своего самобытного, в том числе и языка, и вплетающегося в общую трагедию многонациональной страны, которая от этих личных и народных потерь теряет свою чистоту и силу сопротивляться всяческому злу и обману. Скольких людей осудили по наветам безграмотных и завистливых людишек. Поэтому призывы к сталинизму и к поискам врагов очень опасны, они ведь наносят удар по нравственности, а значит и внутренне расшатывают скрепы. Поэтому романы Яхиной - это социальная прививка думающим о будущем страны людям

    • Анонимно
      12.09.2019 16:03

      Как раз эта привика от сопротивления всяческому злу и обману которое нынче предстало под маской демократии.

    • Анонимно
      12.09.2019 22:31

      12.09.2019 13:29
      Спасибо ВАМ за ГЛУБОКИЙ и МУДРЫЙ комментарий!!!

  • Анонимно
    12.09.2019 13:30

    Рәхмәт Гүзәл ханым Яхинага татарны күтәргән өчен!

  • Анонимно
    12.09.2019 14:15

    Такой шляпы для России 2 снимают пачками, чем наша шляпа будет отличаться увидим...

  • Анонимно
    12.09.2019 14:34

    Очень жду сцен Чулпан Хаматовой и Розой Хайруллиной!!! Два таких мастера еще и в качестве аутентичных персонажей в одном кадре - просто мечта!

  • Анонимно
    12.09.2019 15:00

    Яхина заблуждается, считая, что у татар не было стола. Сэке это сэке, да, на нем сидели днем, а ночью, разложив тюфяки, спали. Но принимали пищу за столом. У нас в семье сохранился стол 120 летней давности, за которым не только принимали пищу, но и готовились к урокам, которые задавались учителями (хэлфэлэр). Практически в каждой деревне были учителя - хэлфэлэр, которые вели светские предметы - такие, как математика, география, я уж не говорю про то, как для обучения арабскому языку и основам религии, были муллы (для мальчиков) и абыстаи ( для девочек). Бабушка рассказывала, как они с 04 часов утра до 06 часов обучались у абыстая, а к 07 часам шли уже к учителю. Основы математики и географии ( жэграфия, так говорила бабушка) она знала на уровне начальных классов. А вот арабский язык она знала хорошо - читала и писала на арабском, а главное , понимала язык.

    • Анонимно
      12.09.2019 15:42

      15:00
      У деда был большой деревянный стол, на стене зеркало висело в самодельной резной раме и был небольшой самодельный (в деревне сделал столяр)шкаф для посуды.Ложки были все деревянные, но изящные,тонкой работы, не расписанные. Был еще старинный самовар и высоко на шкафу лежал, Коран, завернутый в белое полотенце.

    • Анонимно
      12.09.2019 15:53

      //Практически в каждой деревне были учителя - хэлфэлэр//

      Почему тогда при такой повальной "грамотности" татары не дали ни одного научного открытия ни в одной области знания?
      Татарские "учёные" писали только бесконечные трактовки корана.

      • Анонимно
        12.09.2019 16:00

        Ваши в большинстве даже читать и писать не умели. Открытия делали ученые - "интернационалисты". Толстого от церкви отлучили, Чаадаева чуть не посадили. Даже Гоголь украинец.

      • Анонимно
        12.09.2019 16:59

        Ну, во-первых, я не говорю о "повальной грамотности". Наверняка бедняки не имели возможности направлять детей к учителю, надо было платить, учителей и мулл содержал народ. Да и среди обучающихся наверное были ученики разных способностей. За всех говорить не могу, я немного занимался историей родного села, поднимал архивные документы: в 1870 году в медресе обучались 136 детей , для 300 домов, учитывая многодетность, не так уж и много. Но татарам до революции дорога к высшему образованию была практически закрыта - в силу прямого запрета принимать инородцев, в силу не знания языка, в силу того, что они фактически находились в резервациях. Да и с начальным образованием не пойдёшь в университеты.

        • Анонимно
          12.09.2019 17:18

          //Но татарам до революции дорога к высшему образованию была практически закрыта - в силу прямого запрета принимать инородцев//

          В более ранние века - может быть, но в начале 20-го века (до революции) татары вовсю учились и в Казанском университете и в столичных университетах - и даже в европейских.

          • Анонимно
            12.09.2019 23:23

            17.18. "Вовсю" училось в Казанском, столичных, европейских университетах сколько татар? Пара десятков если наберется и то хорошо. Так что , опять у вас аргументы лживые. Потому что полуправда- есть ложь.

          • Анонимно
            13.09.2019 02:08

            \\В более ранние века - может быть, но в начале 20-го века (до революции) татары вовсю учились и в Казанском университете и в столичных университетах - и даже в европейских\\ - "Татарами-мусульманами севера, из района Волги (ногайцы) и Западной Сибири, вносится панисламистская агитация в спокойную в этом отношении среду мусульманских сартов и киргизов. Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом. В 1880 в России насчитывалось 11 млн. мусульман, вся их печатная литература состояла из 7-8 книг; у них была одна типография, 4 вождя и 12 человек с высшим образованием, в том числе 1, который учился в Западной Европе. В 1910 г. их было уже 20 млн.; они имели свыше 1000 печатных книг, 14 типографий и 16 периодических изданий, 200 человек, получивших высшее образование в России, и 20 - в Западной Европе".
            В.И.Ленин, ПСС, т.28, с.513.

        • Анонимно
          13.09.2019 02:01

          \\Ну, во-первых, я не говорю о "повальной грамотности". Наверняка бедняки не имели возможности направлять детей к учителю, надо было платить, учителей и мулл содержал народ\\ - "Низшее образование (грамотность) впрочемъ значительно распространено между вс'ъми татарами, не исключая женщинъ. Оно получается въ школахъ при мечетяхъ, низшихъ—мектебахъ и повыше — медресахъ. Каждый мулла занимается обучешемъ малъчиковъ своего прихода, а его жена учитъ обыкновенно девочекъ (за что величается устабикой—сударыней мастерицей). Кроме того, многия дети обучаются у своихъ отцовъ и матерей. За обучете въ школе полагается очень небольшая плата (хаиръ) или деньгами,—копейки по 2, 3, 5, много 10 въ неделю,—или же мясомъ, молокомъ, мукой, овсомъ и др. продуктами. Мулла учитъ б'ъдныхъ детей и безъ всякаго хаира, даромъ, потому что это считается чрезвычайно душеспасителънымъ трудомъ (...) Не мудрено, что, благодаря своимъ многочисленнымъ школам и печати, татарское населеше въ настоящее время почти сплошь все грамотное и съ презрениемъ смотритъ на русскихъ крестьянъ, страдающихъ безграмотностью, да кстати уже и на всю русскую образованность вообще. Между татарами существуетъ крепкое убеждение, что мусульманскимъ книгамъ нетъ конца, а русскимъ книгамъ есть конецъ, и что когда pyccкиe дочитаются до этого конца, то обратятся уже къ мусульманскимъ книгамъ и сами сделаются мусульманами. По своей привычке къ книге, татаринъ довольно легко выучивается и русской грамоте, какъ это замечено въ полкахъ: солдаты изъ татаръ скорее делаются грамотными, чемъ pyccкie. Любопытно, что въ университетской типографии татары считались всегда одними изъ лучшихъ работников для местныхъ ученыхъ журналовъ университета и духовной академии".
          П. Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910.

    • Я тоже не согласен насчёт стола.
      Самый главный атрибут быта татарской семьи являлся самовар. Основным блюдом чай с молоком и сахаром вприкуску. Как же без стола? Самовар на чём стоял? А пили чай татары при каждом удобном случае. Если даже сосед зашёл на 5 минут для беседы, садились за самовар - и по ходу чаепития вели беседу.
      Так что без стола ну никак.

      • Анонимно
        12.09.2019 16:34

        От чая с молоком камни в почках

      • Анонимно
        12.09.2019 17:21

        Не только самовара у татар не было, но и садов и огородов у татар не было. Это культурное наследие кочевого образа жизни. Татары занимались преимущественно животноводством, хотя и поля у татар были. В поле татары сеяли лишь зерновые и сажали картофель.

    • Анонимно
      12.09.2019 19:44

      Сегодня, на первом показе фрагментов будущего фильма о Зулейхе, Яхина подробно объяснила, что наличие стола в татарской деревне 20-30-х гг. 20 века было во время съёмок предметом жарких дискуссий между несколькими экспертами по татарскому быту. И только после них стол появился в фильме.

  • Анонимно
    12.09.2019 15:50

    Очень ждем премьеры всей семьей!

  • Анонимно
    12.09.2019 16:51

    Хорошая книга, вчера дочитала)) понравилось, что вплетены татарские слова! Спасибо верстальщикам, что некоторые слова указаны курсивом, не даёт устать)

    • Анонимно
      13.09.2019 12:58

      Брежнев спрашивает Суслова:
      — Ты «Малую землю» читал?
      — Да, читал, два раза. Очень понравилось. Прям, бестселлер какой-то!
      — Надо же! Все хвалят.. Надо и мне почитать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль