Культура 
14.09.2019

Андрей Макаревич: «Я из семьи гнилых интеллигентов»

Легендарный музыкант о своей новой книге, застенчивости казанцев и рок-идолах 1980-х в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова

В минувший четверг в доме-музее Василия Аксенова в рамках XIII литературного-музыкального фестиваля «Аксенов-фест» лидер знаменитой «Машины времени» и давний друг Казани Андрей Макаревич представил свой сборник рассказов «Остраконы». О том, какое отношение к археологии имеет название книги, что на этот раз спросили у Макаревича про «Сотворение мира» и как писать хорошие рассказы на заказ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Рассказы «молодого начинающего автора» Андрея Макаревича, сборник которых он представил в доме-музея Аксенова, оказались немногим длиннее надписей на древних остраконах Рассказы «молодого начинающего автора» Андрея Макаревича, сборник которых он представил в доме-музея Аксенова, оказались немногим длиннее надписей на древних остраконах

«Я никогда не поверю, что все знают, что такое остраконы. Вот убейте меня»

На прошлый «Аксенов-фест» легенда русского рока привозил серию своих графических работ. В этот же раз Макаревич, постоянный участник ежегодного фестиваля, в битком набитом зале дома-музея Василия Аксенова представил сборник своих коротких рассказов с замысловатым названием «Остраконы». Потому, взяв слово, автор поспешил объяснить его значение, которое, как решила модератор встречи, главред журнала «Октябрь» Ирина Барметова, знают многие.  

«Думаю, Ирина несколько польстила аудитории. Я никогда не поверю, что все знают, что такое остраконы. Вот убейте меня, — начал объяснение автор под негромкие смешки пришедших. — Я хотел расшифровать его на обложке, но потом подумал, что это будет неинтересно. Остракон — археологический термин. Это древняя керамическая табличка Ассирии, Вавилона, Древнего Израиля, на которой писался краткий, как правило, исторический, философский текст. Поскольку табличка была небольшая, то туда в основном помещалась одна фраза. Например „Царь Соломон родил мышь“».

Собственно, как позже убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online», название это вполне соответствует книге, так как рассказы «молодого начинающего автора» оказались немногим длиннее надписей на этих остраконах. По словам гостя, он предпринимал попытки писать длиннее, но все, что ему хотелось рассказать, умещалось на двух-трех страницах. «Или у меня это от песенного жанра, или от того, что почти все они были написаны для журналов. Видимо, внутри заложен такой формат», — признался музыкант.  

Модератор встречи, главред журнала «Октябрь» Ирина Барметова пожурила Макаревича за то, что он не точно помнит, какие именно рассказы вошли в сборник Модератор встречи, главред журнала «Октябрь» Ирина Барметова пожурила Макаревича за то, что он не точно помнит, какие именно рассказы вошли в сборник

Тогда Барметова напомнила гостю о его рассказе «Ладонь», который был опубликован в журнале «Октябрь», и поинтересовалась, вошел ли он в «Остраконы»:

— Андрей Макаревич тогда написал очень хороший рассказ о мизинце, который не хотел складываться и мешал руке сделаться кулаком. Помните? Это чудесный был рассказ. Он, наверное, не вошел сюда?  

— Не помню, может быть, он тут и есть, кстати, — честно ответил автор.

— Как небрежно, — пожурила его Барметова.

— Простите.

Кстати, в «Остраконах» преимущественно собраны рассказы, которые уже публиковались в журналах «Русский пионер», Story. Так что особенно преданные фанаты Макаревича могли их ранее прочесть. Что касается выбора тем, то, сделал еще одно признание автор, иногда рассказы пишутся исходя из заданний редактора. «Пока я работал в Story — у меня была полная свобода. Мог писать о чем угодно — главное, чтобы в срок, — пояснил лидер „Машины времени“. — С одной стороны, это прекрасно, с другой — ты впадаешь в ступор. Когда ни про что не хочется [писать]. А потом звонят и говорят: „А у нас сегодня тема — ‚совесть‘“. О, интересно, надо подумать. Мне вот не пришло в голову писать на эту тему рассказ».


«а вы, видимо, застенчивые и все на свете знаете»

После прочтения рассказов можно было задавать гостю вопросы, правда, присутствующие делать это не спешили.

«Страшно интересно, потому что недавно эту книжку представлял в Москве и думал, что мы минут 20 поговорим с собравшимися читателями и я пойду дальше. Меня не отпускали полтора часа. Люди выстроились именно с вопросами, а вы, видимо, застенчивые и все на свете знаете», — пошутил Макаревич.    

Самой смелой оказалась женщина, которая решилась первой. Она поинтересовалась: какая «Остраконы» по счету книга у Андрея Вадимовича? «Не знаю, где-то 10-я или 12-я, наверное. Не держу в голове эти цифры», — лаконично ответил автор.   

Вообще, на встрече действительно собрались почитатели легендарного музыканта, что было понятно по задаваемым ему вопросам, которые все-таки последовали. Кроме банальных — о планах на будущее и книгах, которые читает сам автор («Обыкновенный хороший вкус: Дмитрий Быков, Пелевин»), были вопросы, касающиеся его литературных трудов: «Ваш рассказ „Про Олимпиаду“ (из сборника Макаревича „Я вырос на ваших песнях“ — прим. ред.), там действительно так жестко все это проводилось?» — поинтересовался средних лет мужчина, пояснивший, что имеет отношение к спорту.  

На встрече действительно собрались почитатели легендарного музыканта, что было понятно по задаваемым ему вопросам На встрече действительно собрались почитатели легендарного музыканта, что было понятно по задаваемым ему вопросам

«Я чаще пишу о том, что видел. Несколько раз был послом доброй воли на Олимпиадах, начиная с Калгари много-много лет назад, когда наша сборная по хоккею выиграла, и потом несколько раз. И это были какие-то рассказы, впечатления по поводу поездки. Это, в общем, непросто», — отметил писатель, после чего пошутил, что сам, к сожалению, в детстве спортом не занимался. «Никогда не был спортивным ребенком, я из семьи гнилых интеллигентов. Жалко. Сейчас был бы, наверное, здоровее немножко. Возможно, это чем-то другим компенсировалось», — сказал герой вечера.

Разумеется, встреча не обошлась и без просьбы спеть. Но, к сожалению для присутствующих, музыкант ответил отказом.

«КОГДА НАД НАМИ НАХОДЯТСЯ ЛЮДИ С УГОЛОВНЫМ СОЗНАНИЕМ, ОНИ К ЗАКОНАМ ОТНОСЯТСЯ КАК К УГОЛОВЩИНЕ»

А вот вопрос о том, не хотелось ли лидеру «Машины времени» написать что-нибудь по итогам его выступлений в горячих точках, заставил артиста вспомнить историю на Чеченской войне, которая случилась в одной из частей, где довелось выступать музыканту. «Шахрин полетел, я, Саша Любимов к раненым, чтобы прямо в госпитале что-то спеть под гитарку. Мы спели, очень крепко выпили с командирами и утром улетели обратно. И потом один из командиров, которого я через год встретил в Москве, рассказал мне историю, которая меня дико растрогала: „Мы ваше выступление на видео снимали. И буквально через несколько дней у нас трех пленных берут. Я к чеченцам пошел с этой кассетой, с белым флагом и сказал: мол, вы тут воюете, а у нас тут концерты, видишь, какие бывают — Макаревич приезжал“. Чеченцы ответили: „Своих забирай, кассету давай“. Как произошло, какая была странная война».

«В такой стране чудес живем. Все что угодно может произойти…» «В такой стране чудес живем. Все что угодно может произойти…»

Поинтересовались читатели и отношением музыканта к творчеству Кирилла Серебренникова, которому на днях отменили подписку о невыезде. Андрей Вадимович признался, что ему очень понравилось то, с какой деликатностью и точностью режиссер воссоздал период развития ленинградского рока начала 1980-х в фильме «Лето».

«Дай бог, чтобы они [ограничения] не вернулись. В такой стране чудес живем. Все что угодно может произойти… Когда над нами находятся люди с уголовным сознанием, они и к законам относятся как к уголовщине, — высказался Макаревич. — Он [Серебренников] очень талантливый парень. Мне не все одинаково нравится из того, что он ставит… Очень хороший фильм „Лето“, что удивительно. Потому что возраст его не позволяет свидетельствовать ему напрямую. Я-то эту эпоху и ребят застал и знал близко».   

Ожидаемый вопрос о «Сотворении мира» вылился в форме благодарности за тот фестиваль и сожаление о том, что он больше не проводится. Поэтому, несмотря на то, что артист уже неоднократно отвечал на подобные вопросы, у него все же спросили, каких бы музыкантов он пригласил сейчас. «Мы старались брать максимально широкий диапазон качественной музыки, которая на сегодняшний день в мире существует. Концепция бы не изменилась. Но я сейчас больше интересуюсь джазовой музыкой, а джаз на таких огромных площадках не играется», — пояснил лидер «Машины времени».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии

Мажор не боролся с Системой,
Система боролась с такими.
Потом, разобравшись с «темой»,
Она подружилась с ними.

Ему не пришлось быть в подполье.
Пиар это всё. Антиподы.
Призывы к свободе и воле
Звучали у многих в те годы.

Но он был сильнее раскручен,
Гастроли, кино, фестивали.
И критикой не был замучен,
Газеты слегка «потрепали».

Секрет популярности ясен:
Абстрактно-бунтарские тексты.
Реально он не был опасен,
Опаснее были подтексты.

Со временем меньше их стало
И искренность тоже пропала.
Когда показала власть жало,
Сменил декорации зала…

P.S.


Всё очень просто, песни - обман.
Солнечный остров скрылся в туман.

Замки воздушные строил кумир,
Чтобы ему покорился эфир.

«Райская птица» среди воронья,
Пицца со смаком, трёп, болтовня.

Был запевалой не раз у Кремля,
За это прощали его кренделя.

Но звёзды упали, остались понты,
Растаяли будто весною мечты.

О бурях и громе он спел нам сполна,
Дороже теперь для него тишина…

  • Анонимно
    14.09.2019 08:49

    И ни че не изменилось , улучшение породы не произошло.

    • Анонимно
      14.09.2019 16:29

      Это не тот певун, который что-то неплохое писал и популярное в начале 80-х? Жаль с тех пор не известен творчеством...

  • Анонимно
    14.09.2019 09:51

    Из семьи интеллигентов, а сам на интеллигента не похож.

  • Мажор не боролся с Системой,
    Система боролась с такими.
    Потом, разобравшись с «темой»,
    Она подружилась с ними.

    Ему не пришлось быть в подполье.
    Пиар это всё. Антиподы.
    Призывы к свободе и воле
    Звучали у многих в те годы.

    Но он был сильнее раскручен,
    Гастроли, кино, фестивали.
    И критикой не был замучен,
    Газеты слегка «потрепали».

    Секрет популярности ясен:
    Абстрактно-бунтарские тексты.
    Реально он не был опасен,
    Опаснее были подтексты.

    Со временем меньше их стало
    И искренность тоже пропала.
    Когда показала власть жало,
    Сменил декорации зала…

    P.S.


    Всё очень просто, песни - обман.
    Солнечный остров скрылся в туман.

    Замки воздушные строил кумир,
    Чтобы ему покорился эфир.

    «Райская птица» среди воронья,
    Пицца со смаком, трёп, болтовня.

    Был запевалой не раз у Кремля,
    За это прощали его кренделя.

    Но звёзды упали, остались понты,
    Растаяли будто весною мечты.

    О бурях и громе он спел нам сполна,
    Дороже теперь для него тишина…

  • Анонимно
    14.09.2019 11:15

    Всегда читаю его рассказы в журналах, очень хорошо пишет.

  • Анонимно
    14.09.2019 13:06

    старый стал-спокойствие дороже в его годы это нормально

  • Макар - Человек- Пароход. Один из немногих тонко чувствующих нерв страны, что отражается в его песнях. Это в качестве доказательства, а не пафосности сказанного мною.
    Мне лично приятно, что он уделяет своё некоторое время Казани. Значит Казань определена как маленькая частица его огромной души. И даже не важно с каким она (частица) зарядом: с плюсом или минусом. Важно то, что наш город некоторым образом теребит его чувства. То есть, может ему в ней нравится только одно- Аксёнов-фест, а остальное нет. И вот ради этого одного "на чьих песнях мы учились" приезжает к нам и оставляет толику своей душевной теплоты.
    Спасибо Макар. Очень трогательно. Честное слово.

    • Анонимно
      14.09.2019 16:32

      Жаль смотреть как опускается человек не способный больше творить

      • Анонимно
        14.09.2019 18:41

        себя пожалейте) У Макара всё хорошо)

        • Анонимно
          15.09.2019 08:02

          Неудачник вот и все действительно жаль на выходе один пшик

      • Анонимно
        15.09.2019 00:17

        Для меня лично если бы он даже не писал и не пел ничего нового, а бы пел всё старое, особенно «свечу», остался бы таким же уважаемым , немного сумбурно, но от души.

    • Анонимно
      16.09.2019 12:29

      Не пишите ерунду. Человек тонкой душевной организации заранее мог учуять чем закончится болотная площадь. На оппозиционных настроениях он и погорел.

  • А в чём опускается, чудак Вы человек? У Вас взгляд на искусство на творчество, как на кусок колбасы, мне кажется. Если есть колбаса - значит она есть. Если её нет - значит она не существует вообще.
    Макар своё слово, наверное и самое главное уже сказал. Она отразилась в Машине времени и её творчестве. То есть жизнь прожита им не зря. Чего про многих-то и не скажешь. Не это ли самое главное для человека?

  • Анонимно
    15.09.2019 07:03

    Одна из самых одиозных фигур прошлого, и к сожалению настоящего.Голос великолепный, все остальное ложь.



    • Анонимно
      15.09.2019 10:29

      Тут Вы точно загнули: голосом своим даже сам Макаревич вряд ли гордится. Он далеко не Дэвид Байрон, Роберт Плант или Фредди Меркури. А вот его гражданская позиция последних 5 лет ничего, кроме уважения, не вызывает.

  • Глупости говорите. У Макара голоса-то нет. Музыкальный слух разве только чуть выше среднего. И то, думается, не абсолютный. Он берёт другим- своей энергетикой и харизмой.
    Ну какая же это одиозная личность? Вы глубоко ошибаетесь. Разве одиозная личность так просто, без помпы и выпендрежа, приедет или приезжала в Казань? Нет, такого не припомню.
    Хотя Машина времени в России и на пост-советском пространстве, я глубоко убеждён, это как Битлз в Англии и в европейской культуре. Не больше, не меньше. Причём не подражение ливерпульской четверке, а вполне абстрагированный от них ФЕНОМЕН.
    От себя: МАКАР НАПИШИ ПОЖАЛУЙСТА КАКОЙ НИБУДЬ ШЛЯГЕР ПРО КАЗАНЬ, как говорится, чтобы был на века, как Снег, Поворот, Марионетки и пр. С национальным колоритом. Думается, если будет ВДОХНОВЕНИЕ, может получится очередной музыкальный шедевр.

    • Чуть добавлю: Казань (условно) тысячелетняя - но нет Гимна города, которая бы пронизывала время от древности до современности. А значит - песни на века. Как у Тукая стихотворение: Туган тэл.
      Было бы символично - если бы ей этот гимн сотворила для Казани Машина времени. Просто офигительно.
      У Макара есть одна такая песня: Я сюда ещё вернусь.

      • Анонимно
        16.09.2019 12:35

        Не офигительно. Впоследствии Вы будете сожалеть о своих словах или поступке. Макаревич и на русском не смог написать что-то внятное. Макаревичу незнакома татарская мелодика. У машины времени база это гитара. У татарских песен база это гармонь (баян). Если тоскливо - напей "Мин яратам сине Татарстан"

  • Анонимно
    15.09.2019 11:54

    Повтор. Кроме многочисленных дифирамбов ,пропетых Г.юссоном ,есть и объективная оценка этого одиозного типа,которую дал известный правдоруб Абдрахманов. Огромное число плюсов на ней,это и есть оценка обществом, как Макаревича,так и его восторженных поклонников.Надеюсь,что эта корректная реплика будет прпущена.

  • 11.54.
    Ну, если Вы Абрахмановские вирши считаете стихосложением, то тогда у нас с Вами разговора не может получиться в принципе никакого. Вы уровень Абрахманова. С Вами не интересно полемизировать. Абрахманов, при всем к нему уважении, на мой взгляд лишь рифмоплётчик, но никак не поэт. Причём плодовитый.
    Я не знаю, кто его плюсуют. Лично я либо вообще не читаю его четверостиший, либо ставлю минус.
    Я ведь Макару не дифирамбы пою, упаси бог, а говорю о том, как его чувствую. А Вы в укор мне это ставите. Нехорошо.

  • Анонимно
    15.09.2019 14:49

    ГАБДЕЛЬ ЮССОН.Фамилию поэта-правдоруба надо писать правильно, ибо беснуясь от неприязни искажаете фамилию, другого способа мести, очевидно уже нет.Мне тоже не нравятся многочисленные фейки,но ваш анонимный ник, не искажаю,хотя он весьма уязвим по первой букве.Надеюсь,что модератор пропускающий все вбросы ГАБДЕЛЯ ЮССОНА, пропустит и мою реплику, о необходимости соблюдать нормы приличия в дискуссии.

  • Анонимно
    16.09.2019 12:19

    В репертуаре Макаревича есть две - три композиции которые могу послушать. Остальное унылое г.....
    Впрочем, такая ситуация у всех исполнителей.
    Он не лучше и не хуже, он такой же посредственный как и все остальные, поэтому не стоит обожествлять того же Высоцкого, Кобзона, Макаревича.
    Книгу он решил написать по одной простой причине, хочет оставить что-то на земле после себя.
    Жизнь 99% жителей земли описывается фразами: родился, жил, умер.
    Макаревич хочет: родился, жил, книга, умер.
    Его песен на гитаре не играю, друзья не просят, приобщаться к его творчеству у меня желания не возникало. Организм отторгает - чужое.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль