Туристический Татарстан 
20.09.2019

«Чтобы занять своих гостей, мы, бывает, возим их в Елабугу, а то и в лес погулять…»

Опрос недели: Есть ли в Набережных Челнах туризм и нужен ли он городу?

Совместное исследование финансового университета при правительстве России и «Ингосстраха» показало, что четверть челнинцев отводят туризму важную роль в жизни города. Существует ли туризм в Челнах на самом деле? Зачем люди приезжают в город? Стоит ли автограду развивать эту отрасль? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Олег Афанасьев, Валентин Голубев, Дмитрий Покров и другие.

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ»
— По вопросам бизнеса мы встречаем примерно по 600 делегаций в год, в каждой в среднем по 10 человек. Но этих 6 тысяч человек я бы не назвал туристами, потому что они наши партнеры, клиенты и поставщики. Другое дело — промышленный туризм. На КАМАЗе он представлен двумя видами: платный, когда мы водим заказные экскурсии, и бесплатный, когда студенты, школьники или другие организации просят показать производство и мы идем навстречу. Таких туристов свыше трех тысяч человек.

Туристической отрасли в Набережных Челнах нет — вы не найдете ни одного оформленного маршрута. Даже такого, чтобы, к примеру, приехал человек на КАМАЗ на полдня, а вечер мог бы посвятить экскурсии. Приезжающие к нам просто ждут следующего дня, чтобы улететь. Чтобы занять своих гостей, мы, бывает, возим их в Елабугу, а то и в лес погулять. Или вот недавно друг ко мне приезжал на три дня: сходили порыбачить, съездили в Елабугу — вот программа, которую могут предложить Челны. Во многих городах просто придумывают туристическую инфраструктуру, какие-то значимые объекты — в Челнах, к сожалению, и такого нет.
В конце концов, у нас есть огромная Кама, но нет даже банальных прогулок на катерах, хотя услуга распространена в городах с доступом к такой серьезной акватории. Я, как рыбак, считаю, что у нас мог бы очень активно развиваться рыболовный туризм с вывозом гостей на лодках. Так делается и на озере Селигер, и на Ладожском озере — это целая индустрия, для которой у Набережных Челнов огромный потенциал.

Еще одно направление, которое лежит на видном месте и которое я приметил за границей, — это национальный парк. Во всем мире природная красота монетизируется. Национальные парки — это места, куда люди едут просто полюбоваться природой. У нас есть нацпарк, высокий красивый берег Камы. Я не говорю о бизнесе, который будет наносить ущерб природе, но организованные услуги просятся. Не в том виде, в каком они представлены сейчас — банями и разными непонятными сооружениями, — а цивилизованной инфраструктурой. Оборудованные тропинки, указатели, места отдыха, кафе — это направление могло бы стать прибыльным и интересным даже для внутреннего туризма. Посещаемость парка Прибрежный наглядно показывает, что потребность такая есть.
Дамира Тазиева — директор турфирмы «Салам» Дамира Тазиева директор турфирмы «Салам»
— Туризм в Челнах представлен не как отрасль, а как посреднический агентский бизнес. Сама по себе индустрия гостеприимства развита очень слабо, хотя в былые времена промышленный туризм привлекал людей в Челны. Они ехали со всего СССР — из Прибалтики, с Кавказа, даже с Курильских островов, я уж не говорю про иностранные группы. Но это было скорее политическое явление, и тот успех не повторить. И потом, в то время работала пристань, а сейчас она не в состоянии принимать пассажирские суда.

Небольшое оживление началось с появлением дельфинария. К ним едут из Башкортостана, Удмуртии, раньше из Казани приезжали, и группами на автобусах в том числе. Заводы КАМАЗа стали пускать туристов. Но все равно реального потока не наблюдается. Есть только промышленный туризм, дельфинарий и Елабуга в 15 километрах. В историческом плане существуют музей, улица Центральная, хорошая набережная и неплохие прогулочные зоны. Мы пытаемся возрождать исторический туризм, но, к сожалению, в период строительства города и КАМАЗа историческую часть территории безжалостно уничтожали, а оставшееся видоизменили уже в последние годы. Лишь несколько отдельных зданий сохранили облик начала XX века. Нужно реанимировать пристань — и дело пойдет.
Валентин Голубев — директор бизнес-отеля «Татарстан» Валентин Голубев директор бизнес-отеля «Татарстан»
— Если брать регионы Российской Федерации, которые раскачивают внутренний туризм, то они начинают с создания крупной инфраструктуры общепита, затем внедряют ресторанное направление, и только потом появляется трафик к точкам притяжения. У нас в городе нет исторических мест, однако можно было бы организовать промышленный туризм. Тем не менее в Челнах нет ни того ни другого. Не имеется достаточного количества национальных или европейских ресторанов, классифицированных гостиниц тоже немного — около 10.

Гости нашего отеля, как и других, приезжают в Челны с рабочими визитами. Как правило, пик посещаемости приходится на вторник-четверг. Если бы они ехали с досуговыми целями, то самый разгар был бы в пятницу-воскресенье, как это происходит, например, в Казани.

Я считаю, предпосылок для развития туризма в Челнах нет. Нужен ли он? Да. Пусть у нас нет истории, но давайте посмотрим на Казань. Моя семья на прошлой неделе ездила, чтобы погулять в парках, сходить в аквапарк, в цирк и так далее. Такая культурно-развлекательная программа не подразумевает посещения исторических мест вроде Кремля или музеев. Чем не пример? В 200 километрах от Челнов создаются объекты для туризма, которые не имеют исторической ценности.
В Челнах я знаю лишь одно место, в которое все стремятся, — это музей команды «КАМАЗ-Мастер». Вернее, не в курсе, как дело обстоит сейчас, но несколько лет назад, чтобы попасть в музей команды, приходилось искать контакты и договариваться о пропусках. Может быть, сегодня стало проще, но я сомневаюсь, что можно пройти в музей «КАМАЗ-Мастера», просто купив билет на входе.
Марсель Зарипов — директор Набережночелнинского дельфинария Марсель Зарипов директор Набережночелнинского дельфинария
— Конечно, развитие туризма имеет для нашего города огромное значение. Люди приезжают к нам и оставляют свои деньги. Они пользуются нашими услугами, сервисом, питаются здесь. Я хочу сказать, что эти деньги имеют мультипликаторный эффект. Грубо говоря, оставленный миллион рублей в нашем городе идет на оплату налогов, выплату зарплат и другие нужды.
Как-то мы интересовались темой туристического пути наших иногородних посетителей и постарались узнать, что бы они еще хотели посмотреть в Челнах. К примеру, ижевчане отвечали нам, что хотят съездить в торговый центр «Палитра», потому что там есть Adidas и скаутский магазин. Так мы поняли, что отсутствие какого-либо сервиса или услуги в родном городе провоцирует у туристов интерес к Челнам. Специально в скаутский магазин никто не поедет, но при посещении дельфинария люди заодно ходят и по нашим магазинам, оставляя в них деньги. У приезжих из Башкортостана был другой интерес — я уже не помню, куда они хотели попасть, но это тоже было связано с какими-то услугами.

Я думаю, что в Челнах туристов привлекают именно торговые центры, бренды, которых нет у них. Будь КАМАЗ более доступен для организованных посещений, однозначно мы могли бы поработать со школьниками других регионов. Визит на КАМАЗ — это, условно говоря, уникальное торговое предложение. Пока мои дети учились, они раз шесть побывали в Елабуге и ни одного на КАМАЗе. Сейчас вроде посещение возможно, но как-то это все ограничено и процесс долгий.

Сами Челны, к сожалению, в историческом плане не представляют интереса для туристов. Индустриальный туризм — это здорово, но он не столь интересен, как политика той же Елабуги. Вот где ведется серьезная работа. У Елабуги есть что показать, но в туризме действует не только этот принцип: если истории нет, ее надо придумать. Мы как-то задавались вопросом о том, не напрасно ли рекламируемся в других городах. Вдруг люди просто едут в гости к челнинцам, а те ведут их к нам? Мы провели опрос посетителей и выяснили, что около 95 процентов из них целенаправленно приезжают в дельфинарий. Даже из Москвы. Самая востребованная наша услуга — этот «День рождения с дельфинами». У нас она стоит 7 тысяч рублей и включает много мероприятий, в Москве же просто поплавать с дельфинами выйдет намного дороже.
Роза Сироткина — директор туристического агентства «Фортуна» Роза Сироткина директор туристического агентства «Фортуна»
— Если к нам и едут, то не ради туризма, а ради бизнеса. Также велика доля гостей, которые навещают родственников. В последнее время развивается такой тренд: клиенты для своих гостей заказывают обзорную экскурсию по Челнам и добавляют к ней поездку в Елабугу. Вот где много интересных мест. Понятно, что у нас не Санкт-Петербург и не Казань, но на небольшую экскурсию маршрут набирается, тем более что КАМАЗ в последние годы открыл заводы для посещений. Они тоже пользуются спросом, интересны и взрослым, и детям.

Общее количество туристов нашего города оценить сложно — могу сказать только, что бизнес-визитов мы принимаем по 200–300 в год, это основной поток. Для его роста нужно развивать инфраструктуру — у людей всегда есть потребность что-то посмотреть, посетить, покушать…
Дмитрий Покров — блогер Дмитрий Покров блогер
— Челны — город, который вообще не располагает к туризму, но это нормально. Фишка в том, что у нас в последнее время стали неверно трактовать само слово «туризм». Есть такой туризм: взял мешок, закинул за плечо и пошел гулять по лесам, полям и городам. Есть другой: садишься на теплоход и тебя везут в Венецию что-то там показать. Наш город располагает к тому, чтобы взять мешок и пройтись по Челнам, а затем двинуться дальше. В этом смысле Челны — такой же туристический город, как и все остальные. Но в том, чтобы тратить кучу денег на привлечение туристов, я не вижу никакого смысла. Кто захочет — тот сам приедет

Как было с Елабугой? Хотели сделать туристический центр, переименовали зачем-то кучу улиц, потратили деньги. Пытались превратить Казанскую улицу в туристическую. И что? Все мы были в Елабуге и знаем, что на ее обход хватит получаса. Идешь по Казанской улице — все кафешки либо закрыты, либо дорогие. Ну и проходишь мимо. А башня, собранная в XIX веке из кусочков… Ну вот, одна лишь башня, даже не Пизанская. Елабуга — транзитный город. Люди сходят на пристани и в ожидании теплохода могут подняться на гору, посмотреть на башню, а затем ехать дальше.

То же и с Челнами: можно выйти, доехать до промзоны к КАМАЗу, никто тебя туда не пустит и ты отправишься дальше. Допустим, приехал я из Сыктывкара — кто меня на КАМАЗ пустит-то? Я должен пойти в турбюро, подать заявку, чтобы обойти КАМАЗ под конвоем. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. Так что и промышленного туризма в Челнах не существует. Разве что организации какие-нибудь приезжают — ну так это просто обмен опытом. Ни один нормальный человек не поедет на КАМАЗ, чтобы смотреть на станки. Все эти рассказы про промышленный туризм — обман.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.09.2019 14:13

    лес...-вот и весь туризм. Просто нет пока на горизонте в Челнах второй Руденко, которая нашла бы, как туристов завлечь

  • Анонимно
    20.09.2019 14:40

    в челнах к реке везде доступ закрыт, какой туризм. Водоохранная зона, либо частная. на рыбалку только в Башкирию

  • Анонимно
    20.09.2019 15:26

    На камаз нужно водить, сейчас там как раз дожди.

  • Анонимно
    20.09.2019 17:06

    один из не многих случаев, когда поддерживаю позицию Афанасьева.

  • Анонимно
    20.09.2019 17:27

    Блогеру Покрову-поменьше самомнения и категоричности. В Елабугу директор Лувра приезжал если что и теплоход с иностранцами пачками стоят

  • Анонимно
    20.09.2019 22:00

    У нашей компании много филиалов по стране, и к нам часто приезжают, по работе или на тренинги, из разных городов.
    Если гости из более или менее крупного города, то большими торговыми центрами и магазинами их не удивишь. Зачастую вечером просто приходиться вести их в обычное кафе или ресторан. Пару раз конечно, выбирались в Елабугу, но это всё же другой город.
    Выручает набережная, всем нравиться, особенно количество людей занимающихся активным отдыхом. Как то коллега из Питера сказал, что на их набережной так не покатаешься на велосипеде. Поэтому считаю, что велодорожки надо дальше расширять, вплоть до каждого дачного общества.
    Дельфинарий есть, это конечно хорошо, но это для детей. И даже если говорить про детей, все равно не хватает аквапарка. В Альметьевске и то есть бассейн на открытом воздухе. Про нормальный цирк вообще молчу. Про Тулпар ни чего плохого не скажу, часто ходим туда с детьми, но например, с Ижевским зоопарком сравнивать его глупо.
    Понятно что на это деньги нужны, но в других городах находят на это деньги ведь, может и у нас это появиться когда-нибудь. Не так давно в нашем городе и набережной нормальной не было, и дороги были разбитые.
    И самое главное, у нашего города ЕСТЬ историческая привлекательность, и славная история есть, это в первую очередь история побед команды КамАЗ-Мастер. Но это, ни как не используется! В чем сложность сделать доступный музей, для всех желающих?
    Хочется ведь что бы люди, даже случайно попавшие к нам в гости, уезжали домой с приятными впечатлениями. Думаю что любой, человек, если хоть раз посидит в боевом болиде КамАЗа, то никогда этого не забудет.

  • Анонимно
    20.09.2019 22:50

    В дыре туризм нет смысла развивать. Люди отсюда уезжают, а вы привезти хотите))).

    • Анонимно
      21.09.2019 09:18

      Ты еще настоящей дыры не видел с раздолбанными дорогами

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль