Общество 
27.09.2019

Расуля Аетдинова: «Наши студенты не умеют учиться самостоятельно»

О том, как преподаватель КФУ из Челнов стала приглашенным профессором департамента гуманитарных наук Университета Тренто в Италии

«Специфика обучения в Италии и ЕС заключается в самообразовании. В школах и университетах педагог выполняет только функцию консультанта. Сразу возникает вопрос: почему у нас не так?» — размышляет заместитель директора Высшей школы экономики и права по научной деятельности челнинского института КФУ Расуля Аетдинова. Уже год профессор преподает курс об управлении рисками в образовании и поделилась своими наблюдениями о жизни итальянских студентов в интервью «БИЗНЕС Online».

Расуля Аетдинова: «Когда представители итальянского университета спросили меня, могу ли я к ним приехать читать лекции в качестве приглашенного профессора, то для меня это был шок» Расуля Аетдинова: «Когда представители итальянского университета спросили меня, могу ли я к ним приехать читать лекции в качестве приглашенного профессора, то для меня это был шок» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

«Если бы мне лет пять назад сказали, что я буду работать в Италии, я бы не поверила!»

— Расуля Рифкатовна, расскажите, с чего стартовала ваша международная преподавательская деятельность?

— Все началось с 2013 года, когда КФУ выиграл грант TEMPUS. Это программа Европейского союза, которая поддерживает модернизацию высшего образования в странах Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан и Средиземноморского региона. Общая цель программы — способствовать созданию области сотрудничества в сфере высшего образования между Европейским союзом и странами-партнерами. Наш проект был посвящен межкультурному образованию и развитию толерантности. В результате нам удалось создать межкультурную платформу между университетами – участниками из РФ, Италии, Португалии, Нидерландов. Проект завершился в середине 2017 года, когда мы отправили последний отчет. Подобные вещи достаточно трудоемкие, отчетность и бухгалтерская документация выполняются по европейским стандартам. Стоимость таких проектов — 1 миллион евро, и эти средства делятся между университетами-участниками.

— Сколько вас, преподавателей, состояло в челнинской команде?

— 10 человек. Мы совместно проходили стажировку в Европе. Помимо того, я обучалась в Нидерландах на эксперта по формальному и неформальному образованию, другие участники нашей команды были в Португалии. Это очень интересный опыт. Когда проект закончился, мы задумались о создании нового, который по-прежнему бы отвечал интересам высшего образования и Казанского федерального университета. На данный момент мы очень хорошо взаимодействуем почти с сотней университетов разных стран ЕС и других регионов мира. Это научное и образовательное сотрудничество.

«На данный момент мы имеем очень хорошее взаимодействие с почти сотней университетов из разных стран ЕС и других регионов мира. Это научное и образовательное сотрудничество» «На данный момент мы очень хорошо взаимодействуем почти с сотней университетов разных стран ЕС и других регионов мира. Это научное и образовательное сотрудничество» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

— При каких обстоятельствах и когда вы получили приглашение от итальянского университета?

— После окончания проекта я начала активно сотрудничать с программой Erasmus+. Это продолжение программы TEMPUS. Приглашение от Университета Тренто (UNITN), одного из молодых и ведущих вузов Италии, стало результатом данной работы. Он был создан в 1962 году и известен активным внедрением принципов открытого образования. UNITN занимает первое место в национальном рейтинге университетов по качеству научных исследований и дидактике. Также он обладает одним из лучших в Италии цифровым оснащением инфраструктуры.

Конечно, как у любого преподавателя вуза, у меня есть своя научная тематика, я занимаюсь исследованием рисков в образовании. Это актуальная тема, поскольку мир становится все более сложным и образование должно отвечать требованиям времени, изменять свое содержание и методы обучения.

Если бы мне лет пять назад сказали, что я буду работать преподавателем в Италии, я бы не поверила! (Смеется.) Знания английского языка у меня не было на высоком профессиональном уровне. После окончания аспирантуры, почти 20 лет назад, к английскому языку я почти не обращалась. И сейчас считаю, что мой английский далек от совершенства. У меня есть репетитор, с которым я постоянно занимаюсь. Когда представители итальянского университета спросили меня, могу ли я к ним приехать читать лекции в качестве приглашенного профессора, для меня это был шок. Данный вопрос я сразу же обговорила со своей семьей, потому что в Европе принято так: если преподаватель едет на стажировку или работу в другую страну, он приезжает со своей семьей. Но никто из моих близких не мог оторваться от повседневных дел. Моя семья с легкостью отпустила меня одну.

«Когда я приехала впервые в университет Тренто, мне посчастливилось попасть на инаугурацию, это церемония начала учебного года» «Когда я приехала впервые в Университет Тренто, мне посчастливилось попасть на инаугурацию — это церемония начала учебного года» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

В прошлом году академический совет Университета Тренто пригласил трех профессоров: по математической логике из Пенсильванского университета, по архитектуре и арту из Берлинского университета, третьим приглашенным человеком оказалась я. Для меня очень почетно находиться в такой компании. Мой годовой контракт был заключен 26 октября 2018-го, то есть почти год назад.

Кстати, когда я приехала впервые в Университет Тренто, мне посчастливилось попасть на инаугурацию — это церемония начала учебного года. Туда были приглашены ректоры университетов Флоренции, Венеции, Инсбрука и Больцано. Каждый год это важное торжество.

— Каковы ваши обязанности там?

— В рамках контракта я должна читать курс лекций по магистерской международной программе для студентов по направлению «Образование». Я читаю лекции по своей научной теме «Управление рисками в образовании». Этот междисциплинарный курс, в нем есть модули, посвященные устойчивому развитию, непрерывному образованию в течение всей жизни, инклюзии, киберрисками и таким специфическим рискам образования, как, например, буллинг.

Также ежегодно я должна написать одну научную статью, соответствующую тематике данного курса. Это важно для Университета Тренто, потому что среди вузов есть борьба за продвижение в рейтинге университетов мира, на который в том числе влияют научные статьи преподавателей в международных журналах.

«В университете мне предоставлен  оборудованный офис. Также преподавательское место в аудиториях предполагает  проектор, компьютер, микрофон и несколько видов освещения» «В университете мне предоставлен оборудованный офис. Также преподавательское место в аудиториях предполагает проектор, компьютер, микрофон и несколько видов освещения» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

«СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В ИТАЛИИ И ЕС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМООБРАЗОВАНИИ. почему у нас не так?»

— Сколько у вас было студентов на первом потоке?

— Слушателями моих лекций изъявили желание стать 52 студента, из которых 46 — итальянцы, остальные приехали по обменной программе. Для справки: в этом университете студенты сами выбирают дисциплины, которые хотели бы изучить в каждом семестре. Все добровольно. Стоит отметить, что должность профессора в Италии очень почетна и обладает высоким социальным статусом. В Университете Тренто мне предоставлен отдельный, полностью оборудованный офис. Также преподавательское место в аудиториях предполагает не только проектор и компьютер, но и микрофон, несколько видов освещения. Структура занятий отличается от нашей: здесь нет отдельно лекций и семинаров. Теории много давать не нужно, ее студенты изучают самостоятельно, когда готовятся к лекциям. Мы рассматриваем в основном много практических аспектов. Каждый вопрос или нормативная документация рассматривается сначала на уровне ООН, затем — Европейского Союза, далее — Италии и региона Трентино. Мы разбираемся, как проекты реализуются и насколько эффективными являются. В конце каждой лекции студентам необходимо дать рекомендации по дальнейшему изучению этой темы. Также нужно проговорить пограничные темы (из смежных наук) и то, чем они могут быть полезными студентам для их исследовательской работы. Для сдачи экзамена учащиеся выбирают проектную тему и выполняют работу индивидуально или в группе из двух-трех человек. Их задачей является написание эссе и подготовка презентации, которую нужно будет защитить. Экзамен сдается только один раз. Пересдач нет.

Другая особенность европейских университетов заключается в том, что там не отчисляют студентов. Человек может обучаться в университете хоть 20 лет. В том случае, если он не набирает за семестр нужное количество зачетных единиц, просто остается на второй год. Но у них при этом стоимость обучения возрастает для него на треть. Получается, что плохо учиться там экономически невыгодно. Поэтому у студентов есть весомый стимул сдавать все сразу. К тому же при малом итоговом количестве баллов студент в конце обучения может и не получить степень бакалавра или магистра, только справку об окончании университета.

«Особенность европейских университетов заключается в том, там не отчисляют студентов. Если он не набирает за семестр нужное количество зачетных единиц, то он просто остается на второй год» «Особенность европейских университетов заключается в том, что там не отчисляют студентов. Если человек не набирает за семестр нужное количество зачетных единиц, то он просто остается на второй год» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

Вообще, специфика обучения в Италии и ЕС заключается в самообразовании. В школах и университетах все учатся сами, педагог выполняет только функцию консультанта. Вся система выстроена на мотивации и самообразовании. Хочешь попасть в лицей и потом в университет — старайся. Конечно, сразу возникает вопрос: почему у нас не так? Почему наши студенты не умеют учиться самостоятельно? Это особенность нашей системы образования. Мы именно обучаем, а не учим учиться. Потому проблема не только у современных школьников и студентов, но и у преподавателей, потому что педагоги сами являются продуктом той системы, которая не подразумевает самостоятельного обучения.

— Как в КФУ относятся к тому, что вы периодически отрываетесь от обучения студентов, уезжая в Италию? Вас поддерживают или наоборот?

— К счастью, КФУ меня поддерживает. Мои поездки и преподавание там — это все-таки развитие взаимоотношений с иностранными партнерами, новые совместные проекты, путь повышения академической репутации университета. Для каждого вуза подобное очень важно. К тому же моя деятельность полностью соответствует национальной стратегии, потому что в ней существует отдельный пункт — интернационализация образования. Это предполагает экспорт российского образования, включая мобильность как студентов, так и преподавателей. У нас, например, очень хорошо реализуются программы по участию учащихся в стажировках в Европе. Это развивает ребят в научном и личностном плане.

В завершение хочу сказать, что преподавание в Италии перевернуло мое профессиональное видение. Это колоссально важный и интересный опыт. У меня изменился взгляд на преподавание и научную работу в целом, несмотря на то что за плечами 20-летний опыт преподавания в вузах России.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.09.2019 11:22

    что делать тем, у кого нет своей Италии, которые прекрасно знают, что студенты в России самостоятельно учиться не умеют, что техническое образование не может быть заочным, что сопромат на производстве нужнее английского и итальянского и прочее, и прочее, и прочее....
    Материал хороший, спасибо, автор.

    • Анонимно
      27.09.2019 11:33

      Остается смириться с реальностью российского образования и самому тщательно заниматься самообразованием

    • Анонимно
      27.09.2019 11:52

      Обучение в таком университете просто мечта. Но захочется ли потом возвращаться большой вопрос.

  • Пурхан
    27.09.2019 12:11

    Когда вам заплатили такие деньги и еще и учиться самостоятельно .

    • Анонимно
      27.09.2019 15:53

      учиться самому - единственный способ получить знания и навыки, без усилий со стороны обучающегося, учебный процесс не работает, один педагог ничего не сделает. Инфантильно иждивенческая социально незрелая, а точнее, недоразвитая, позиция выпускников школ не дает самим студентам максимально реализовать себя. Вот и получаем недоинженеров, недоврачей и т.д.

  • Анонимно
    27.09.2019 12:26

    потому что в наши ВУЗы идут все кто только могут, просто за статусом, а должны идти только те кто хочет учиться и развиваться сам!

  • Анонимно
    27.09.2019 13:54

    Это конечно фантастическое перемещение в образовательном пространстве. Уровень КФУ в Казани и в Челнах - небо и земля; Высшая школа экономики в Москве и КФУ в Казани так же отличаются; ВШЭ и ведущий европейский ВУЗ - примерно такой же разрыв. Качество полученного образования В Челнах и Европе просто несравнимые вещи.

  • Анонимно
    27.09.2019 14:39

    Расуля Рифкатовна умница и красавица! Все успевает и семья замечательная и на работе настоящий успех. Так держать!

  • Анонимно
    28.09.2019 14:53

    Проверьте учебу зам директора филиала НЧИ КФУ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль