Политика 
1.10.2019

Оборонка, пиво, фармация и дороги: что лоббируют в Госдуме депутаты от Татарстана?

Альфия Когогина и Фатих Сибагатуллин — суперлоббисты, Иршат Минкин — самый незаметный и почти бесполезный

Целый ряд открытий могут сделать избиратели РТ из доклада Transparency International о лоббизме в Госдуме России. По данным его авторов, самые активные в продвижении интересов республики — Ильдар Гильмутдинов и Айрат Фаррахов. В то же время шесть депутатов за время своей работы в Думе не добились принятия ни одного закона. При этом как минимум четыре парламентария, включая варягов-списочников, никак не лоббируют интересы Татарстана, активно трудясь на федеральные госструктуры.

В России в условиях отсутствия законодательного регулирования лоббизма, депутаты Государственной Думы часто выступают одновременно как объектами, так и субъектами лоббирования В России в условиях отсутствия законодательного регулирования лоббизма депутаты Государственной Думы часто выступают одновременно как объектами, так и субъектами лоббирования Фото: duma.gov.ru

сколько стоит лоббизм в россии?

Исследование лоббистской деятельности депутатов Госдумы РФ опубликовало российское отделение международного движения Transparency International («Трансперенси Интернешнл — Россия»). 

В документе, представленном Transparency (внесено министерством юстиции РФ в реестр НКО-иноагентов), собраны и проанализированы проекты законов депутатов VII созыва Госу­дар­ствен­ной Думы РФ, а также их биографии, медийная активность, связи с бизнесом и органами власти. Учитывалось не только общее количество внесенных и принятых законов, но и время их прохождения по кабинетам Госдумы. По совокупности всех этих признаков исследователи и вычислили степень влияния каждого из 450 депутатов.

Кроме того, их распределили по тем или иным группам интересов — в зависимости от вероятных выгодоприобретателей внесенных депутатами законопроектов, также учитывалась представительская деятельность депутатов и связи с бизнесом. Всего было использовано более 48 тыс. страниц источников, начиная с сайта Госдумы, заканчивая данными ЕГРЮЛ и сайта госзакупок. Исследования проведены в период с октября 2017 по декабрь 2018 года и считаются актуальными на 1 января 2019-го.

Авторы поясняют, что под лоббизмом они понимают «прямое или косвенное воздействие на государственных должностных лиц, политических руководителей или их представителей для влияния на принятие управленческих решений в пользу конкретной группы». Практики лоббизма весьма разнообразны — от консультаций до приватных встреч в неформальной обстановке.

Отмечается, что в России, в отличие от некоторых других стран, лоббизм не регулируется законодательством. Например, в Америке работа лоббистов — вполне легальный вид деятельности по продвижению разных законопроектов, их труд регламентирован рядом нормативных актов, они обязаны подавать отчеты о своей деятельности. Другое дело, что часть жителей США считают их деятельность вредной для национальных интересов страны. Что уж говорить о России, где профессии лоббиста не существует на официальном уровне, а само понятие является едва ли не синонимом к слову «взяточник». В самом лоббизме, конечно, нет ничего плохого, если понимать его как продвижение интересов избирателей и всего российского (или, например, татарстанского) народа. Однако, когда депутат лоббирует интересы той или иной промышленной группы и получает от этого какую-то свою сугубо личную выгоду, здесь уже действительно начинает попахивать коррупцией.

Сейчас лоббизм в нашей стране имеет стихийный и непрозрачный характер. По данным Transparency, в 2010 году рынок лоббистских услуг в РФ составил не менее $363,4 миллиона. В 2017-м кампания по принятию нужного закона при наличии противников в России оценивалась в $1 млн и выше. «В случае легализации лоббизма рынок, по мнению экспертов, мог бы составить 10–20 миллиардов рублей в год (140–280 миллионов долларов США)», — говорится в исследовании.

Самой мощной лоббистской группой является «Единая Россия» — у нее 339 мандатов Самой мощной лоббистской группой является «Единая Россия» — у нее 339 мандатов Фото: duma.gov.ru

ЗАКОН ЗА 20 ДНЕЙ

«В России в условиях отсутствия законодательного регулирования лоббизма депутаты Государственной Думы часто выступают одновременно как объектами, так и субъектами лоббирования. Депутаты зачастую связаны с конкретными коммерческими или некоммерческими организациями, финансово-промышленными группами, государственными или муниципальными органами власти, чьи интересы затрагивают вносимые ими законопроекты, — делают вывод авторы исследования. — Для групп интересов получение их представителем мандата депутата Государственной Думы расценивается как один из инструментов влияния на принятие нужных решений».

Самыми лакомыми для лоббистов являются посты председателей или зампредседателей комитетов и комиссий, которые в силу полномочий и статуса могут в значительной мере влиять на законодательный процесс. Работу экспертных советов при комитетах ГД, которые по задумке должны обеспечивать независимый взгляд на законопроекты, в Transparency считают весьма непрозрачной. Непубличность имен и основного места работы экспертов повышает коррупционные риски при законотворческой деятельности, считают авторы исследования.

Самой мощной лоббистской группой является «Единая Россия» — у нее 339 мандатов, в ЛДПР — 39, «Справедливой России» — 23, КПРФ — 43. Вне фракций находятся два депутата. Группу интересов силовых структур представляют сразу 82 депутата (18,9%), несиловых органов госвласти — 21 (4,8%). Например, Роскомнадзор лоббируют сразу 11 депутатов, федеральную службу судебных приставов России — 4, Банк России — 4. Самыми многочисленными группами депутатов, которые представляют интересы регионов, обладает Москва, Краснодарский край, Республики Татарстан (15 депутатов), Башкортостан и Крым.

Как отмечается в исследовании, шире всего в депутатском корпусе представлены интересы госкорпорации «Ростех», ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и ПАО «НК „Лукойл“». В остальные выявленные подгруппы интересов финансово-промышленных групп входят один или два депутата.

Самый высокий процент завершившихся принятием законопроектов обнаружен у депутата Андрея Макарова — 86,67% Самый высокий процент завершившихся принятием законопроектов обнаружен у депутата Андрея Макарова — 86,67%. Из 15 внесенных им законов принято 13 Фото: duma.gov.ru

Больше 10 законопроектов внесли высокопоставленные депутаты Вячеслав Володин, Андрей Макаров, Николай Николаев, Дмитрий Вяткин, Сергей Неверов и Павел Крашенинников, связанный с крупным бизнесом Владислав Резник, представители групп интересов силовых структур Александр Грибов и Василий Пискарев.

Самый высокий процент завершившихся принятием законопроектов обнаружен у Макарова — 86,67%, самый низкий — у Олега Нилова (0,98%). Из 15 внесенных первым законов принято 13, авторы доклада отнесли его к лоббистам транспорта, топливной промышленности и геологоразведки, а также ОАО «РЖД». На протяжении последних четырех созывов депутат «последовательно вносит законопроекты о налоговых преференциях в сфере логистики и транспортировки грузов и товаров», в частности о применении нулевой ставки НДС при транспортировке некоторых товаров. В 2013 году Макаров в соавторстве внес законопроект об уточнении условий применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых, «что способствовало снижению налоговых отчислений для недропользователей». Кроме того, в VI созыве Госдумы он внес законопроекты о продлении нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а поскольку монополистом в этой сфере является ОАО «РЖД», то оно оказалось основным выгодополучателем от инициативы депутата.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин внес в Госдуму 13 законов, из которых было принято 11 Председатель Госдумы Вячеслав Володин внес на рассмотрение 13 законов, из которых было принято 11 Фото: duma.gov.ru

Председатель Госдумы внес на рассмотрение 13 законов, из которых было принято 11. Группы интересов Володина, по мнению авторов Transparency, обширны: здесь и Росгвардия, и ФСБ с РПЦ, а кроме того, образование и наука, алкогольная и табачная отрасли. В группу лоббистов силовых структур он попал благодаря соавторству ряда законопроектов по усилению мер борьбы с экстремизмом и терроризмом, законодательной поддержке Росгвардии и предоставлению спецслужбам широких полномочий в плане слежки. Что касается РПЦ, то в 2003 году председатель Госдумы внес законопроект о передаче земель, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения, церквям и церковным приходам на безвозмездной основе в постоянное пользование и освобождении верующих от арендной платы. «Государство некогда несправедливо забрало земли у церкви», — припоминают авторы доклада Володину сказанную публично фразу.

В 2004 году он продвигал поправку об установлении пивного акциза в размере 1,75 рубля за литр, «что привело к увеличению акцизов всего на 8 копеек, хотя комитетом по налогам предлагалось увеличить до 3,65 рубля», и в тот же день в составе группы депутатов выступила в защиту российских табачных фабрик компания British American Tobacco. Все это позволило авторам доклада отнести спикера Госдумы к лоббистам алкогольной и табачной отраслей.

Следом за Володиным расположился депутат от «Единой России» Виктор Пинский: президент подписал 28 из 40 внесенных депутатом законопроектов. Член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству представлен лоббистом всего одной группы интересов — прокуратуры. Депутат поддержал законопроекты о введении контрсанкций в отношении США, «закон Димы Яковлева», а также создание офшорных зон в России в качестве поддержки российских компаний, попавших под американские санкции.

Быстрее всего — за 20 дней — был принят закон Алексея Диденко в соавторстве с другими депутатами (пакет законопроектов об амнистии капиталов). За 39 дней «пролетел» закон Натальи Поклонской и Ко (об установлении памятной даты «19 апреля — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи»).

Cамыми влиятельными депутатами Госдумы от РТ стали Ирек Гильмутдинов, Айрат Фаррахов, Ольга Павлова и Юрий Синельщиков. На счету Гильмутдинова (справа) 5 принятых законопроектов из внесенных им 14-ти Самыми влиятельными депутатами Госдумы от РТ стали Ильдар Гильмутдинов, Айрат Фаррахов, Ольга Павлова и Юрий Синельщиков. На счету Гильмутдинова (справа) 5 принятых законопроектов из внесенных им 14 Фото: gossov.tatarstan.ru

 кто из депутатов от татарстана забыл про республику 

Согласно аналитикам Transparency International, самыми влиятельными депутатами Госдумы от Татарстана стали Ильдар Гильмутдинов, Айрат Фаррахов, Ольга Павлова и Юрий Синельщиков. При этом следует сразу отметить, что Павлова — единственная из татарстанских депутатов, кто входит в группу «не выявлено», то есть за ней не замечено никакой лоббистской деятельности, а место в рейтинге обозначает лишь процент подписанных президентом законов (по отношению к инициированным) — 25%.

Среди тех, кого аналитики антикоррупционной общественной организации отнесли к лоббистам, наиболее влиятельным татарстанцем оказался Гильмутдинов, его доля принятых законопроектов составляет 36% (5 из внесенных им 14). Председателя комитета Госдумы по делам национальностей Transparency называет координатором группы татарстанских парламентариев, который «последовательно продвигает интересы своего региона на федеральном уровне». В заслугу Гильмутдинову ставят даже выбор Татарстана для проведения Универсиады в 2013 году — в то время он занимал должность заместителя председателя комитета по физической культуре и спорту. А в 2017-м депутат принимал активное участие в продлении договора между РФ и Татарстаном. «Также в интересах региональных бюджетов он предложил перенести дату уплаты налогов от физических лиц с 1 декабря на 1 октября, мотивируя необходимостью сбалансировать региональные бюджеты», — пишут аналитики Transparency. Все это позволило им отнести председателя комитета Госдумы по делам национальностей к региональным лоббистам, проводящим в жизнь интересы родного региона.

Благодаря участию в законопроекте ««О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса РФ (о налогообложении физкультурно-спортивных организаций и детско-юношеских спортивных школ)», одним из инициаторов которого был Гильмутдинов, его отнесли и к лоббистам в области спорта. Среди прочего законопроект предусматривал освобождение от налога на прибыль средств, направляемых на финансирование детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), а также возможность российскому студенческому спортивному союзу «самостоятельно выбирать место проведения крупных спортивных мероприятий и осваивать соответствующие бюджеты».

Не осталась незамеченной и деятельность депутата в сфере алкогольного законодательства. Здесь, по мнению авторов исследования, он «последовательно внес два законопроекта в интересах производителей пива и пивных напитков»: сначала предложил не штрафовать производителей пива за пластиковую тару свыше 1,5 тыс. мл, а затем разрешить компаниям экспортировать пиво в такой таре в те страны, где нет ограничений по объему. «Кроме того, в Госдуме VI созыва Гильмутдинов первым присоединился к составу инициаторов законопроекта, усиливающего административную ответственность за продажу алкогольной продукции без лицензии и устанавливающего такую ответственность за реализацию продукции физическими лицами», — отмечают авторы исследования.

Следующий по своей мощи татарстанский лоббист — бывший министр здравоохранения РТ Фаррахов, принято 4 из его 16 законопроектов (25%). Несмотря на то что «тематическое доминирование в законотворческой деятельности депутата не наблюдается», его все-таки посчитали лоббистом трех групп интересов: Татарстана, лесного хозяйства и медицины. Как отмечают авторы, он выступил соавтором двух законопроектов о государственных и муниципальных закупках, один из которых касался увеличения предельной суммы контракта на поставку медицинских изделий, препаратов, оборудования с одним поставщиком для медицинских организаций со 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Кроме того, жена Фаррахова, Гульнара, является генеральным директором и соучредителем Медицинского центра Елены Малышевой, а также директором Образовательного центра Елены Малышевой. Поэтому депутата «с большой долей вероятности» отнесли к группе интересов в сфере медицины и фармацевтики.

Ну и конечно, бывший министр здравоохранения РТ является лоббистом родной республики. Якобы минздрав РФ переманил Фаррахова в Москву именно из-за его лоббистских способностей: в бытность министром он увеличил финансирование отрасли на миллиарды рублей, а в качестве депутата продолжает успешно привлекать финансы в размере 7,9 млрд рублей. Правда, по обоим пунктам авторы исследования ссылаются только на материалы «БИЗНЕС Online», возвращая нам собственную аналитику.

Ринат Хайров (слева) отнесен к двум группам интересов: минобороны и ГК Ростех. Иршат Минкин (справа) — один из самых «незаметных» депутатов Госдумы от Татарстана Ринат Хайров (слева) отнесен к двум группам интересов: минобороны и ГК «Ростех». Иршат Минкин (справа) — один из самых «незаметных» депутатов Госдумы от Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

Ринат Хайров прежде всего лоббист военных 

Следующий тяжеловес Синельщиков из КПРФ относится к Татарстану лишь номинально: он избирался по списку от Татарстана и Ульяновской области, но лоббистом этих регионов не стал. Принято 6 из 30 внесенных им законов (20%), помимо инициатив родной партии, защищает интересы родной профессии, инициируя увеличение льгот сотрудников прокуратуры и СК. Кроме того, депутат продвигает принятие поправок, касающихся адвокатской деятельности, будучи аффилирован с коллегией адвокатов «Синельщиков и партнеры» и московской коллегией адвокатов «Егорова и партнеры».

Член комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Марат Бариев предсказуемо назван лоббистом двух групп: Татарстана и спорта. Опять-таки со ссылкой на «БИЗНЕС Online» его называют «сильным региональным лоббистом», который успешно привлекал и привлекает в республику бюджетные инвестиции: «Только за VI созыв Госдумы депутат пролоббировал три программы, включая подготовку к Универсиаде, и привлек в республику финансирование на 9 миллиардов рублей».

А за антитабачные инициативы и уголовную ответственность за склонение к употреблению допинга Бариева отнесли к лоббистам в области спорта. Кроме того, депутат «поддержал законопроект по снижению налоговых ставок по налогу на прибыль для организаций, предоставляющих финансовые пожертвования региональным спортивным клубам или спортивным командам».

Член комитета Госдумы по обороне Ринат Хайров отнесен к двум группам интересов: минобороны и ГК «Ростех». Он не является активным представителем продвижения интересов Республики Татарстан, в отличие от своих коллег по региону избрания, отмечают авторы исследования. Депутат внес законопроект о безвозмездном выделении жилья работникам военной прокуратуры, введении понятия «материально-технические средства» и праве военной прокуратуры и следственного комитета самостоятельно расходовать выделенные на них бюджетные ассигнования. Кроме того, он был советником министра обороны Анатолия Сердюкова, поэтому Хайров отнесен к группе интересов минобороны. А поскольку и он, и бывший глава ведомства работают со структурами госкорпорации «Ростех», «которая реализует проекты импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе», депутат отнесен и к лоббистам «Ростеха».

А вот член комитета Госдумы по транспорту и строительству Иршат Минкин, по мнению аналитиков, формально якобы лоббирует республику, однако участвовал только в принятии трех законов — и то не как основной разработчик и «толкач», а присоединившийся (то есть только для галочки, отчетности). Более того, как отмечают авторы доклада, Минкин — один из самых «незаметных» депутатов Госдумы от Татарстана, не выступает на пленарных заседаниях и почти не общается с прессой, пишут авторы доклада, но отмечают, что он является представителем команды мэра Казани, с которым проработал 15 лет и в должности первого зама успел «привлечься» за нарушение антикоррупционного законодательства. «Минкин входит в группы инициаторов законопроектов, регулирующих региональную повестку: деятельность муниципальных органов, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства», — резюмируют авторы. 

Равиль Хуснуллин (справа) кроме Татарстана лоббирует медицину и фармацевтику. Ирек Зиннуров (слева) пока не внес никаких законопроектов и отнесен к действующей по умолчанию группе лоббистов РТ Равиль Хуснуллин (справа), кроме Татарстана, лоббирует медицину и фармацевтику. Ирек Зиннуров (слева) пока не внес никаких законопроектов и определен к действующей по умолчанию группе лоббистов РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Фатих Сибагатуллин оказался лоббистом интересов Центробанка 

Член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Ирек Богуславский, кроме интересов Татарстана, лоббирует сельское хозяйство, следует из исследования Transparency. Один из самых состоятельных депутатов Госдумы от партии «Единая Россия» владеет 25,2% акций АО «Нэфис Косметикс», которое вместе с Казанским жировым комбинатом и Казанским маслоэкстракционным заводом входит в группу компаний «Нэфис». «Являясь крупным бизнесменом, Богуславский вносит и поддерживает законопроекты и инициативы, которые затрагивают бизнес-интересы аффилированной с ним группы компаний „Нэфис“», — утверждают авторы исследования. В частности, депутат поддержал законопроект, предлагающий расширить круг лиц, которые не являются сельхозтоваропроизводителями, но осуществляют первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции из сырья. Кроме того, он принимает участие в разработке федеральной программы по глубокой переработке сельхозпродукции, «что может быть выгодно крупным аграриям Татарстана, в том числе и „Нэфису“», который также занимается сельским хозяйством — переработкой масличных культур». 

Впервые избранный в Госдуму по списку член комитета Госдумы по международным делам Мурад Гадыльшин еще не успел внести ни одного законопроекта, но оказался лоббистом ГК «СМП-Нефтегаз». Как отмечает Transparency, до выборов в депутаты Госдумы он был председателем совета директоров АО «Автострада» Фоата Комарова, который является одним из владельцев ГК «СМП-Нефтегаз» и в прошлом сам был депутатом российского парламента. Структуры компании, помимо прочего, занимаются возведением федеральных автодорог, в частности участков транспортного коридора Европа — Западный Китай. «На федеральном уровне проходят дискуссии об альтернативных проектах строительства российской части транспортного коридора в обход Татарстана. По нашему мнению, для подтверждения заявленных проектов Гадыльшин занял проходное место в региональном списке партии „Единая Россия“ в РТ. Так, на праймериз „Единой России“ в 2016 году он заявил своей основной задачей в Госдуме поддержку дорожно-транспортных проектов в республике», — объясняют авторы доклада отнесение депутата к лоббистам ГК «СМП-Нефтегаз», которая реализует дорожно-транспортные проекты в Татарстане.

Член комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Равиль Хуснуллин, кроме Татарстана, лоббирует медицину и фармацевтику. «Среди тех законопроектов, где он выступает в качестве инициатора, можно выделить проработку законодательства о государственных закупках, в частности в интересах фармацевтических компаний, которые в случае принятия законов об увеличении максимальной суммы контракта на поставку медицинских товаров и оборудования получат дополнительную прибыль. Учитывая связь депутата с фирмами, занимающимися производством стоматологических инструментов и оптовой торговлей фармацевтической продукции и медицинских инструментов, относим его к группе интересов в сфере медицины и фармацевтики», — пишут аналитики. Кроме того, большинство законопроектов, которые поддержал Хуснулин, внесено депутатами от РТ, что определяет его в группу региональных лоббистов.

Марата Бариева называют «сильным региональным лоббистом», который успешно привлекает в РТ бюджетные инвестиции. А Павлова — единственная из татарстанских депутататов, за которой не замечено никакой лоббистской деятельности Марата Бариева называют «сильным региональным лоббистом», который успешно привлекает в РТ бюджетные инвестиции. А Павлова — единственная из татарстанских депутатов, за которой не замечено никакой лоббистской деятельности Фото: «БИЗНЕС Online»

Член комитета по экологии и охране окружающей среды Фатих Сибагатуллин, по версии авторов отчета, якобы лоббирует интересы Банка России (что само по себе большая неожиданность). Так, в Госдуме VI и VII созывов он вносит законопроекты «о жестком государственном регулировании рынка банковских услуг, кредитных услуг и услуг по страхованию», за расширение полномочий Банка России и создание мегарегуляторов на страховом и финансовом рынке. Кроме того, депутат является председателем правления ассоциации предприятий масложировой промышленности ЕврАзЭС и «активно работает в направлении развития компании „Нэфис“ на международном уровне», пишут аналитики Transparency и добавляют, что Казанский жировой комбинат пожертвовал в избирательный фонд Сибагатуллина 150 тыс. рублей.

Избранный впервые член комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Ирек Зиннуров пока не внес никаких законопроектов и авторами доклада определен к действующей по умолчанию группе лоббистов РТ. Среди татарстанских депутатов за бывшим ватерполистом «закреплены такие темы, как инновационаня экономика и атомная энергетика», пишут авторы, именно по этим направлениям он должен привлекать в Татарстан инвестиции. Пока ему удалось привести 1,431 млрд рублей, «большая часть которых предназначена ОЭЗ „Алабуга“».

Избранный по партийному списку «Единой России» от Татарстана член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Валентин Чайка, по мнению авторов доклада, «законотворческую активность не проявляет». Будучи депутатом Госдумы уже пятый созыв, генерал-лейтенант запаса слабо представлен в информационном поле, и его трудно назвать лоббистом какой-либо отрасли. «Однако он связан с союзом пенсионеров России и фондом президентских грантов, что может говорить о принадлежности Чайки к группе общественных интересов (НКО)», — предполагают авторы доклада.

У Фаррахова (слева) принято 4 из 16 законопроектов. На счету Хайруллина (справа) только 1 принятый из 4. И только 1 законопроект был внесен Альфией Когогиной, но она чаще входит в группы инициаторов У Фаррахова (слева) принято 4 из 16 законопроектов. На счету Хайруллина (справа) только один принятый из четырех. И только один законопроект был внесен Альфией Когогиной, но она чаще входит в группы инициаторов Фото: «БИЗНЕС Online»

  Альфия Когогина суперлоббист интересов «Ростеха», КамАЗа и… КБК 

Только один законопроект в Госдуму был внесен Альфией Когогиной — для депутата, который отработал уже два срока, это весьма скромный результат. Но сила ее в другом. Как утверждают авторы исследования, она чаще входит в группы инициаторов законодательных инициатив, чем самостоятельно готовит законопроекты. Чаще всего Когогина работает над управлением многоквартирными домами и вытеснением схемы долевого участия при строительстве жилых домов, участвует в разработке законопроектов, посвященных федеральной контрактной системе, гособоронзаказу и поправкам в Налоговый кодекс, а также занимается регулированием деятельности негосударственных пенсионных фондов и созданием территорий опережающего развития в моногородах. Участие в разработке законопроектов по созданию ТОСЭРов сформировало в глазах Transparency International образ Когогиной как члена группы интересов в машиностроительной отрасли. По мнению авторов исследования, в Набережных Челнах депутат отстаивает интересы КАМАЗа, а в Зеленодольске — судостроительного завода им. Горького и ПОЗиСа.

Супруга гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина также входит в отраслевую группу интересов ГК «Ростех». «И хотя Когогина уверяет, что больше не является лоббистом КАМАЗа (хотя неясно, почему она открещивается от этого, — прим. ред.), мы видим последовательное продвижение интересов промышленной группы в разных законодательных инициативах», — делают вывод авторы исследования. В числе таких инициатив называется поправка о введении понятия «технологический парк» в закон «О промышленной политике РФ», который может дать возможность получить дополнительную господдержку на развитие курируемых КАМАЗом технопарков, а также законопроект об утилизационном сборе, который помог автогиганту и АвтоВАЗу (входит в ГК «Ростех») предотвратить падение прибыли от вступления в ВТО.

Лоббистским усилиям Когогиной специалисты «Трансперенси Интернешнл — Россия» приписывают прибыль, на которую КАМАЗ вышел в 2016 году. Правда, вывод этот делается со ссылкой на материал «БИЗНЕС Online», в котором эксперты издания рассказывают про двукратный рост прибыли и получение промышленным гигантом господдержки по разным программам.

С группой интересов, представляющей деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, Когогину объединяет поддержка российских производителей бумажной продукции в законопроекте об освобождении от НДС реализации макулатуры. Как ранее заявляла депутат нашему изданию, с просьбой внести и поддержать этот законопроект к ней обратились руководители челнинского КБК. За поддержку в продвижении законопроектов по регулированию игорной отрасли авторы исследования записали ее в группу защитников интересов игорной отрасли. В общем, по совокупности отраслей и бизнесов, попавших в зону внимания Когогиной, ее смело можно записывать в разряд суперлоббистов. 

Госдумой принят только один из четырех законопроектов, внесенных за четыре срока заместителем председателя комитета по аграрным вопросам Айратом Хайруллиным. Всего же на его счету как соавтора 288 законодательных инициатив и поправок. Четыре срока он работал над законодательными инициативами, направленными на повышение урожайности, поддержку фермеров, развитие аграрного сектора. Тем самым, по мнению авторов исследования, депутат попал в список лоббистов пищевой промышленности.

Инвесторами Хайруллина на последних выборах в Думу стали компании из Татарстана. В их числе ООО «Казанские технологии» (3 млн рублей, учредитель — Марсель Шакиров, директор и владелец предприятий по производству молока и разведению крупного рогатого скота ООО «Алексеевское Молоко» и ООО «Мегаферма „Ямбухтино“» (через фирму ООО «Казанские технологии»). 2 млн рублей перечислило ООО «ВостокАэроТранс», которое занимается пассажирскими авиаперевозками и техобслуживанием транспортных средств, в учредителях общества — Ислам Ахметов (51%), Владислав Федоров (24%) и ООО «Стрела» (25%). Первый также входит в число учредителей благотворительного фонда Хайруллина (другим учредителем является отец депутата Назип Хайруллин). Федоров ранее занимал пост генерального директора ООО «Племенное дело Заволжья», одним из учредителей которого выступило основанное Айратом Назиповичем ОАО «Агрохолдинг Красный Восток». По мнению специалистов Transparency International, он последовательно продвигает интересы аграриев, совпадающих с интересами контролируемых им бизнес-структур: холдинги «Красный Восток Агро» и «Эдельвейс групп», принадлежащие брату депутата.

Как защитник алкогольной отрасли Хайруллин проявил себя в 2009 году, когда стал соавтором законопроекта о «Техническом регламенте на пивоваренную продукцию», направленного на приближение качества российского пива к международным стандартам. «По мнению экспертов, принятие технического регламента выгодно для крупных транснациональных корпораций, продукция которых соответствует международным стандартам, в то время как для отечественных производителей пива переход на новые стандарты качества может быть связан с серьезными издержками», — подчеркивают авторы исследования. Отметим, что пивоваренную компанию «Красный Восток» Хайруллин продал еще в 2005 году турецкой корпорации Efes за $390 миллионов.

А вот депутат Госдумы VII созыва от Татарстана Борис Менделевич по каким-то причинам не попал в поле зрения аналитиков из Transparency, что сделало его единственным татарстанским депутатом, чьи лоббистские возможности пока не оценены.

Топ-10 депутатов Госдумы РФ по проценту прохождения внесенных законопроектов
ФИО депутата, автора законопроектаФракцияКол-во законопроектов, внесенных депутатом в указанный периодКол-во внесенных законопроектов, подписанных президентомПроцент прохождения всех законопроектовСреднее кол-во дней прохождения законопроекта депутата автораГруппы интересов
Макаров Андрей«Единая Россия»151386,67110геология и разведка недр; топливная промышленность; транспорт; ОАО «РЖД»
Володин Вячеслав«Единая Россия»131184,6297.5Росгвардия, ФСБ; РПЦ; образование и наука; алкогольная и табачная отрасли
Пинский Виктор«Единая Россия»191473,790прокуратура
Крашенников Павел«Единая Россия»402870121ФССП России; нотариусы; суды; спорт; металлургия
Пискарев Василий«Единая Россия»15960144МВД, прокуратура, Росгвардия, СК; оружейная отрасль
Николаев Николай«Единая Россия»14857,1215ОНФ; оценщики; телекоммуникации, IT; Забайкальский край, Иркутская область, Республика Бурятия
Резник Владислав«Единая Россия»12650176страхование; финансы, банки
Грибов Александр«Единая Россия»15746,7154силовые структуры; ФССП России; нотариусы; Ярославская область
Вяткин Дмитрий«Единая Россия»13646,292суды
Неверов Сергей«Единая Россия»13646,2110образование и наука; сельское хозяйство; ОАО «РЖД»

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Рейтинг депутатов Госдумы РФ от Татарстана по проценту прохождения внесенных законопроектов
ФИО депутата, автора законопроектаФракцияКол-во законопроектов, внесенных депутатом в указанный периодКол-во внесенных законопроектов, подписанных президентомПроцент прохождения всех законопроектовСреднее кол-во дней прохождения законопроекта депутата автораГруппы интересов
Минкин Иршат«Единая Россия»33100249РТ
Богуславский Ирек«Единая Россия»22100199сельское хозяйство; РТ; ГК «Нэфис»
Хайров Ринат«Единая Россия»4375249миноброны; ГК «Ростех»
Бариев Марат«Единая Россия»4375168спорт; РТ
Гильмутдинов Ирек«Единая Россия»14536302спорт; алкогольная отрасль; РТ
Фаррахов Айрат«Единая Россия»16425176лесное, рыбное хозяйство, медицина и фармацевтика; РТ
Павлова Ольга«Единая Россия»12325222Не выявлено
Хайруллин Айрат«Единая Россия»4125155алкогольная отрасль; сельское хозяйство; холдинг «Красный Восток Агро»
Синельщиков ЮрийКПРФ30620202прокуратура; СК; адвокаты
Хуснулин Равиль«Единая Россия»20медицина и фармацевтика; РТ
Сибагатулин Фатих«Единая Россия»20Банк России; ГК «Нэфис»
Когогина Альфия«Единая Россия»10деревообрабатывающая промышленность; культура, искусство. Индустрия развлечений; машиностроение, автомобилестроение; РТ; ГК «Ростех», ГК «Камаз»
Зиннуров Ирек«Единая Россия»00РТ
Чайка Валентин«Единая Россия»00НКО
Гадыльшин Мурад«Единая Россия»00ГК «СМП-Нефтегаз»

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (170) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.10.2019 08:16

Все они там тусуются ради личного удовольствия и собственной выгоды.

  • Анонимно
    1.10.2019 08:05

    Спасибо Альфие Когогиной за то,что хотела обновить автопарк у народа!

    • Анонимно
      1.10.2019 08:22

      Татарстанские депутаты должны проллобировать принятие закона о том что бы всем успешно сдавшим экзамен по родному языку прибавляли К ЕГЭ по русскому 10 баллов
      Это уравняет в правах при поступление в вуз русских и нерусских детей

      • Анонимно
        1.10.2019 08:45

        Должны лоббировать снижение налоговой нагрузки для Татарстана
        Не хорошо когда из Казани забирают 90% налогов в Москву, а из Татарстана 85% налогов в Москву
        Пора останавливать этот грабеж регионов

        • Оптимист
          1.10.2019 09:04

          Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами
          Экономические вопросы вторичны
          Политика это сконцентрирована экономика
          Надо создавать в ГД фракции для отстаивания интересов регионов

          • Анонимно
            1.10.2019 09:28

            Депутаты от Татарстана
            Вы представляете в Госдуме 7 миллионный татарский народ
            Где ваши действия, инициативы по защите татарского языка?

            • Анонимно
              1.10.2019 09:40

              На язык никто не нападает и защищать его не от кого.

              • Анонимно
                1.10.2019 11:50

                с языком вопрос стоит остро в том плане, что некоторые группы людей, зачастую малочисленные, противятся новым знаниям, в том числе и изучению народного языка, на территории которой они живут.

                • Анонимно
                  1.10.2019 20:58

                  в смысле - на территории народа? все живут на своей собственной территории

            • Анонимно
              1.10.2019 09:40

              Не смешите. Это уже должно решаться в режиме диалога нашего президента и президента РФ. Только они это могут решить.

              • Анонимно
                1.10.2019 09:55

                А для чего тогда госдума?
                Именно там и в СФ должны решаться острые наболевшие вопросы

                • Меня часто теща пилит:-Ты зачем не депутат?
                  Это рейтинг твой усилит. Будешь сытым и богат.

                  Жена тоже подключилась: - Дурака, хорош валять.
                  В тебя зря, что ли влюбилась, бюджет надо укреплять.

                  Скоро я наверно сдамся. Соловьёва стал смотреть
                  И вот-вот в ЕДРО подамся, тёще нос, чтоб утереть.

                  Одно только меня гложет, если в Думу попаду,
                  Моя совесть тогда сможет, не сгореть в таком аду?

                  • Анонимно
                    1.10.2019 13:08

                    Абдрахманов, опять вас гасят. Держитесь. Понятно кто это делает.

                • Моисей
                  1.10.2019 10:48

                  А что мешает отозвать этого Минкина?
                  Кто его избиратели?
                  Вам нужен такой депутат?

              • Оптимист
                1.10.2019 09:56

                То что не решается в ГД и СФ решается потом на уличных митингах
                Запомните это депутаты

              • Анонимно
                1.10.2019 10:09

                Не для этого мы их туда избирали что бы вопросы пива решали в ГД
                Решайте вопросы татарского народа
                Вызовите Васильеву на пленарные слушания, пусть отчитается о национальном образовании в России и его соотвествии Конституции РФ
                Не сидите просто так
                Вы наши представители и выражаете наши интересы
                Не забыли?

                • Анонимно
                  1.10.2019 21:01

                  почему только татарского народа должны решать вопросы депутаты? они представляют все народы республики

            • Анонимно
              1.10.2019 09:55

              А кто по вашему Республику привел к нынешнему уровню развития? Причем приличному уровню. Инфраструктура у нас развита в отличие от некоторых других регионов намного лучше. Вы похоже уже все действия воспринимаете как должное и самого важного не видите

              • Моисей
                1.10.2019 10:36

                Строительство ВСМ, строительство метро в Казани, Строительство дороги МСК-Казань
                Лоббируйте

                • Анонимно
                  1.10.2019 11:53

                  так ли нужно метро расширять в ближайшее время? многие эксперты заявляют, что пассажиропотока не хватит для окупаемости новой ветки. стало быть в ней нет сильной необходимости в самом ближайшем будущем

                  • Оптимист
                    1.10.2019 12:00

                    Недостаточный пассажиропоток-следствие малого количества станций
                    Больше станций, больше пассажиропоток

              • Анонимно
                1.10.2019 11:52

                жаль, что люди редко ценят положительные изменения в республике. дороги хорошие (сравните с регионами по соседству), уровень жизни 4-ый по стране, школы и детские сады множатся, дворы ремонтируются. вот, что в первую очередь должны видеть люди. зачастую же, это остается незаметным, поскольку люди мало информированы.

                • Анонимно
                  1.10.2019 12:01

                  Это все хорошо, все видим и ценим, нация на грани исчезновения, зачем нам дороги если нас тут не будет?

                  • Анонимно
                    1.10.2019 13:13

                    12.01 Другие будут, в чем проблема?

                  • Анонимно
                    1.10.2019 13:18

                    Ваши слова как заговор звучат)) Я не считаю, что мы на грани исчезновения. Наоборот, республика расцветает, этим и привлекает туристов. Им интересна наша культура, обычаи, кухня, а значит что мы делимся)

                • Анонимно
                  1.10.2019 12:19

                  согласна с вами, если судить объективно, то наш регион находится в постоянном развитии, если чего-то нет - строится. за последние пару лет садиков настроили на 30 тысяч мест. если строят садики, значит растет рождаемость. рождаемость - показатель уверенности людей в завтрашнем дне, а значит для людей регион благоприятный. простая причинно-следственная связь

                  • Анонимно
                    1.10.2019 16:22

                    Если показатель рождаемость - то рост прекратился и стал падать в сравнении с прошлым годом. Все кто хочет развития уезжают в Мск и далее

                • Анонимно
                  1.10.2019 16:16

                  11.52 НЕ НАДО ВРАТЬ. НЕТ У НАС ИЗМЕНЕНИЙ. Положение лишь ухудшается.ЗА 2018 год Средняя ЗП у нас 25 ТЫСЯЧ. СОЦИАЛКИ НЕТ. В соседних региоах, на кот ты киваешь и хочешь самоутвердиться - социалка выше. Уровень развития государства определяется отношением к старикам и детям. Пенсия ниже чем в перчисленных регионах, и у них НЕТ АБОН ПЛАТЫ в дет сад. Все что надо знать о феодализме

                  • Анонимно
                    1.10.2019 19:45

                    В соседних регионах зарплата ниже вот и компенсируют социалкой
                    В Татарстане люди сами зарабатывают, не надеясь на государство

                    • Анонимно
                      1.10.2019 22:51

                      19.45 Новое оправдание и попытка унижения соседних регионов. Низкая зарплата - это у нас. НДФЛ за 2018 это -25 ТЫС. И теперь вычитает высокое ЖКХ, АБОН ПЛАТА дет сад. И кто то платит ипотеку. Вымокая СОЦИАЛКА у соседей, говорит о том что у нас совсем не заботятся о стариках с самой низкой пенсией по региону и о детях

              • Анонимно
                1.10.2019 16:10

                09.55 Все действия - исключительно все действия - ПЛАНОВАЯ РАБОТА. НИЧЕГО СВЕРХСУЩЕСТВЕННОГО НЕ СДЕЛАНО. Инфраструктура - прежде всего требование к УНИ и выделение средств федералов на тысячелетиее и к универсиаде. Сами - никогода не осилят. Более - масса серьезной недоработки в плане СОЦИАЛКИ. Именно отношение к детям и старикам определяется демократическое государство. По региону - самая низкая пенсия и АБОН плата в детсад. Так что феодалы рулят у нас

            • Анонимно
              1.10.2019 10:30

              9.28 они должны защищать интересы всего многонационального населения Татарстана, а не то что вы предлагаете.

              • Анонимно
                1.10.2019 10:39

                Так развитие республики для всего многонационального народа и делается

            • Анонимно
              1.10.2019 11:48

              защитой родного языка и так уже занимаются, плотно. к примеру, насколько мне известно, стали появляться полностью национальные школы. я про страну в целом. это школы, в которых обучение и общение идет с упором на национальный колорит. само собой, что про другие дисциплины не забывают.

          • Буре
            1.10.2019 11:17

            Может я чего то не понимаю, но мне смешно
            Все хвалятся что привлекают в республику денег
            При том что до 80% собранных налогов уходит в федеральный центр
            Сизифов труд
            Если вы сидите в Госдуме и представляете интересы Татарстана то сделайте справедливым распределение налогов 35% оставьте в муниципалитетах, где живут люди, что бы эти деньги работали непосредственно для людей
            35-оставьте на уроне регионов для региональных инфраструктурных проектов( школы, больницы, дороги и т.д)-
            А остальные 30%-в федеральный центр, на науку, армию и т.д
            Повернитесь вы наконец то к простым людям и делайте законы для людей

            • Анонимно
              1.10.2019 12:32

              Не будет такого. Москва не заинтересована в снижении процента, да и республике от этого только хуже будет. Заберут ТАИФ и Татнефть и все, что ты делать потом будешь? Так что такая система вполне устраивает обе стороны.

              • Анонимно
                1.10.2019 12:46

                Куда заберут?
                Перевезут месторождения и заводы?
                А ндпи и так весь в москву идет

          • Анонимно
            1.10.2019 12:09

            Наши депутаты делают все для того, чтобы республика развивалась. И результаты на лицо!

          • Анонимно
            1.10.2019 12:28

            Зачем еще усложнять структуры, так речь зайдет о необходимости увеличения числа депутатов, а оно нам надо?
            У нас и так судя по статье и исследованиям трансперенси интернешл удается отстаивать интересы, на проведение универсиады были затрачено 67 млрд руб, существенная часть из них федеральная доля, которая была направлена в том числе на ремонт дорог, строительство общежитий и поликлиники, нового терминала аэропорта, аэроэкспресса, спорт объекты (дворец единоборств ак барс, например). из того, что вспомнилось. привлекать финансы получается, все у нас же остается после таких мероприятий.

        • Анонимно
          1.10.2019 09:21

          Должны лоббировать интересы татарского народа
          А что быть услышаннами объединятся в этих вопросах с депутатами от национальных республик
          Получится мощная сила в Госдуме
          Проблемы у всех национальных республик одни и решать их надо вместе
          Поодиночке нас ломают, а вы наши представители во власти
          С вас и будет спрос

          • Анонимно
            1.10.2019 09:56

            Так они и лоббируют их, иначе РТ не был бы на таком уровне развития и у нас бы не проводились такие масштабные мероприятия

            • Анонимно
              1.10.2019 10:21

              Они молодцы, лоббируют экономические интересы, но мелковато это для ГД. тут политические вопросы должны решаться, они никак не представляют интересов татарского народа

          • Анонимно
            1.10.2019 10:18

            09.21 это не ваши татарские депутаты. По вашим вопросам ВКТ отправляйте. Здесь еще пару десятков национальностей проживает, если Вы забыли..

          • Анонимно
            1.10.2019 21:05

            почему именно татарского народа? и что за национальные республики - все республики многонациональны

        • Анонимно
          1.10.2019 09:21

          Для того чтобы чтобы местечковой "элите" больше досталось?

        • Анонимно
          1.10.2019 09:36

          По нынешнему уровню развития инфраструктуры в республике понятно, что они лоббируют вовсе не свои интересы. Откройте глаза!

          • Анонимно
            1.10.2019 16:27

            ЛОББИРУЮТ исключительно свои интересы и интересы удащи. И ВСЕ. Про инфраструктуру - уже смешно слышать с нашей средней зарплатой в 25 тысяч. Отнимают у народн, недодают, и строят иефраструктуру. Богатеет удаща на шее народа

        • Анонимно
          1.10.2019 10:18

          Сам факт что агенство Transperency - иностранный агент, уже возникают вопросы к этому исследованию.

        • Анонимно
          1.10.2019 12:22

          Боюсь, если они начнут поднимать такие вопросы, Татарстану тогда вообще придется несладко. Закрутят гайки по самое не хочу. И ни о каких преференциях, привлечениях финансов в республику и речи не будет.

      • Анонимно
        1.10.2019 08:47

        Повышение прожиточного минимума
        Повышение стипендии студентам до прожиточного минимума
        Лоббируйте это

        • Анонимно
          1.10.2019 09:31

          Это вопросы регионального уровня, а не федерального. Причем тут стипендии для студентов в Татарстане?

          • Оптимист
            1.10.2019 09:57

            Так они и депутаты федерального уровня
            Кому как не им решать?

          • Оптимист
            1.10.2019 09:58

            Вузы федеральные, значит вопрос федерального уровня

            • Моисей
              1.10.2019 10:46

              Стипендия 1600 рублей это издевательство над студентами
              Депутаты поднимайте этот вопрос

              • Анонимно
                1.10.2019 12:00

                не везде такие стипендии. видел рекламу Энергетического. там и платникам 13 тысяч обещали. сам в нем не учился, подтвердить не могу, но если такие суммы для платников озвучивают, то бюджетники-отличники вовсе должны в золоте купаться...

                • Анонимно
                  1.10.2019 13:22

                  Это он про обычную стипендию, бюджетникам ударникам. Но не забывайте, что в вузахеще есть мат помощь около 9 т.р., также повышенная стипендия за хорошую учебу и научную деятельность от 10 т.р. ежемесячно.

              • Анонимно
                1.10.2019 13:21

                Стипендия сейчас 2000 рублей, пару месяцев назад подняли

                • Анонимно
                  1.10.2019 15:11

                  Ну тогда ладно, 2000 это уже вполне сопостовимио с доходами депутатов
                  Молодцы

      • Анонимно
        1.10.2019 09:24

        Они и так равны. Если нет, то предоставьте, пожалуйста, информацию из конкретных документов где сказано что у них меньше на это прав.

      • Анонимно
        1.10.2019 12:19

        Мы живем в России, знать русский язык обязан все, в том числе и "нерусские", к коим и я отношусь.
        На теме татарского языка все помешались. Никто никого не ущемляет, дали возможность изучать желающим, все на добровольной основе. И хорошо. И успокойтесь.

        • Анонимно
          1.10.2019 12:48

          За родные языки не значит против русского
          Не манипулируйте
          Без национального образования нет нации

      • Анонимно
        1.10.2019 13:37

        Да судя по составу депутатского корпуса от Республики Татарстан, русских всего 14%! А если от глав районов то в Татарстане русских нет. Вот здесь вам и вопрос, что мешало вам 27 лет научить детей татарскому языку, создать техникумы, училище, институты, университеты школы на татарском языке обучение, особенно в 90-х годах ведь вас на руководящих должностях в Республики Татарстан почти 99%? Что? Мы русский, которых вы отстранили

        • Анонимно
          1.10.2019 15:13

          Надо было учить татарский
          Пока он был
          И вперед в руководство, главы и т.д
          А депутатов вы сами выбирали

      • Анонимно
        1.10.2019 17:35

        Ввсевышни поймёт наши молитвы предсмертные на любом языке...когда будем умирать от голода, нищеты и бесправия. Столько насущнейших проблем вы " затираете" языковой подпитывая желания тех, чьи дети и внуки с правнуками уже давно покинули Татарстан и изучают мир и науки на " враждебных" нам языках мира стран НАТО.

      • Анонимно
        1.10.2019 20:57

        это еще с чего?

    • Анонимно
      1.10.2019 09:12

      И Гильмутдинов позиций не сдает. Да не он один, Фаррахов, Синельщиков, Павлова. Все молоды, все для республики.

      • Анонимно
        1.10.2019 09:36

        Интересы спорта действительно хорошо отстаиваются. Гильмутдинов продвинул идею проведения универсиады у нас. Значительные средства в республику тогда были вложены. Бонусом построенные общежития, мне нравилось там жить в свое время)

    • Анонимно
      1.10.2019 12:13

      Лоббизм бывает разный, часто не в интересах большинства населения и государства, а узких корпоративных интересов. Альфие Когогиной и прочим привет! Цитата: "Ведомственный лоббизм в правительстве России недопустим, он подлежит истреблению. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, комментируя выступления представителей фракций по итогам отчета о работе кабмина в Госдуме." Когогина, может просветите, как КАМАЗ выдал себе кредит на выкуп кипрского оффшорного пакета КАМАЗа? Может проанализируете лучше, соответствуют ли ваши инициативы конституции РФ? Вопросы риторические. РФ, увы, не правовое государство...

  • Анонимно
    1.10.2019 08:07

    Павлову видим в первых рядах только на открытиях и закрытиях пафосных мероприятий . А принятые законы пока носят антинародный характер - пример пенсионная реформа.

    • Анонимно
      1.10.2019 08:09

      Лоббировать на ЕГЭ на родных языках
      Это наш народный наказ депутатам от Татарстана

      • Анонимно
        1.10.2019 08:25

        Нерусских депутатов в Думе около 60%
        Надо создавать межрегиональную фракцию для защиты прав нерусских народов

        • Анонимно
          1.10.2019 09:29

          Лоббировать создание национального образования в школах
          Это главная задача

          • Оптимист
            1.10.2019 10:05

            Создавайте фракцию регионов и на равных разговаривайте с федералами
            Хватит грабить регионы и создавать отдельный социализм внутри МКАДа
            Хватит ерундой заниматься
            Пиво, фармация это мелочи, ерунда
            Такие вопросы решаются в ТПП, ГД для принятия политических решений, меняющих жизнь большинства народа страны

        • Анонимно
          1.10.2019 12:42

          Надо бы в Госсовете сделать , чтобы русских депутатов было ,если не60%, то хотя бы 50%., чтобы был паритет.

      • Анонимно
        1.10.2019 15:16

        08:09 Ваш наказ, а не наш. Вы не одни в Татарстане проживаете и добровольный татарский абсолютное большинство устраивает.

    • Анонимно
      1.10.2019 08:23

      Лоббирует интересы, но свои!

    • Анонимно
      1.10.2019 08:59

      Главное что для нас остальные работают. Фаррахов, Гильмутдинов - они не забывают откуда они пришли и стараются всячески помочь региону.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:06

      А причем тут пенсионная? Она его что ли разработала и вынесла на обсуждение? Это все таки Москва, тут если хочешь помочь своим надо играть по правилам тех кто их установил. Уж лучше попереть этику, чем возможность работать на свою республику.

      • Анонимно
        1.10.2019 09:32

        В Москве есть надбавки к пенсии. Почему РТ не может позволить себе такое? Потому что потом себе любимым не останется?

        • Анонимно
          1.10.2019 09:59

          Потому что Москва забирает из Татарстана 75% заработанного
          Поэтому там есть надбавки, а у нас нет

          • Анонимно
            1.10.2019 12:03

            получается, что мы и выделяем эти деньги на надбавки. жалко за регион так то...

          • Анонимно
            1.10.2019 23:32

            Забирает федеральный бюджет. У Москвы - свои, региональные, надбавки из своего, регионального, бюджета. Дотаций из федерального бюджета Москва на эти цели не получает.

            • Оптимист
              2.10.2019 09:21

              Москва оставляет у себя 68% собранных налогов, Татарстан 25

              • Анонимно
                2.10.2019 10:19

                09.21 Ты как всегда вставил свои 5 копеек. Ктому же не зная всей кухни, ловишь хайп от демагогии. Все вранье, о чем пишешь. У нас мизер ЗП, и нет социалки. Зато 5 форбс растет, это наверноее оттого что все что оставили республике, переходит к ним? Оставь больше еще больше разбогатеет

  • Анонимно
    1.10.2019 08:10

    В общем, как я понял, у нас лоббизм - это узаконенный вид получения взятки за оказание содействия в продвижении чьих-то коммерческих интересов? Скоро чиновники скажут, что они не коррупционеры - они лоббисты)

    • Анонимно
      1.10.2019 09:38

      Некоторые пытаются подменить понятие лоббизма взяткой. Это разные вещи. Провидение интересов бизнес структур вполне нормальное явление, просто где то оно строго регламентировано как в США, где то мягче, как например в европейских странах и в том числе в РФ.

  • Анонимно
    1.10.2019 08:10

    1 закон внесла Альфия,но народ не вынес этого.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:08

      Зато Фаррахов молодец. ЗА Республику и ДЛЯ Республики!

      • Анонимно
        1.10.2019 10:16

        Марат Бариев сколько инвестиций привлек! Ту же универсиаду продвигал, - получилось. Спортивный блок хорошо заходит

        • Анонимно
          1.10.2019 12:08

          согласен, со спортом в республике все складывается. вот в ближайшем будущем опять чемпионат по водным видам спорта будет, как следствие большие инвестиции в регион, а также большой поток туристов. тоже немалые вложения в экономику региона будут.

  • Анонимно
    1.10.2019 08:12

    Минкин просто спрятался в Москве от подрядчиков иначе его просто порвали бы как тузик грелку.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:18

      Полностью согласен. Нужно вскрыть все его дела и показать какие депутаты заседают в думе. Абсолютно бесполезный депутат, американцы правы.

  • Анонимно
    1.10.2019 08:16

    Все они там тусуются ради личного удовольствия и собственной выгоды.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:02

      А где по другому... в США что ли, так там лоббирование законодательно разрешено....

      • Анонимно
        1.10.2019 09:31

        Вы сначала до США дорастите, потом будете сравнивать...

        • Анонимно
          1.10.2019 12:09

          08:16 просто вы с издевкой говорите об этом, будто во всем мире иначе. приведите пример развитой страны,в которой иначе обстоят дела?

      • Анонимно
        1.10.2019 09:59

        Ради личного удовольствия наверное все предыдущие инициативы у нас проводились: различные нац проекты (дороги, школы, садики и т.д.), крупные мероприятия, которые привлекали туристов не только из России. Если так, то их "собственная" выгода и жителям РТ оказывается тоже выгодной)

    • Анонимно
      1.10.2019 09:38

      Ну благодаря ним однажды у нас появилась Универсиада, республика имеет много других хороших проектов федеральных, машиностроение все еще не развалилось, если объективно говорить. Так что свою зависть спрячьте, а то прямо таки лезет. Неизвестно чем бы вы там занялись в Жирграде.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:44

      До чего же примитивная позиция, сразу видно человек не понимает о чем говорит. Это не тусовка, а часть рабочего процесса. Как вы обрастете связями и сможете проталкивать проекты если у вас за спиной ни шиша?

    • Анонимно
      1.10.2019 10:00

      Наши депутаты показали отличную работу, оглядитесь вокруг, поездите по нашим регионам республики и по регионам других республик, сразу все станет понятно, где на самом деле депутаты делают все ради собственной выгоды:/

      • Анонимно
        1.10.2019 10:23

        Интересы татарского народа никак не представляют
        Сдали национальное образование, а без этого через 20 лет не будет нации
        Вот главное

      • Анонимно
        1.10.2019 21:17

        и что плохого в других регионах?

    • Анонимно
      1.10.2019 10:11

      Ну кто то же должен представлять Татарстан в ГД и отстаивать его интересы на федеральном уровне. Большую работу делают, столько финансов пришло в республику из Москвы за последнее время. Во много это и их заслуга

    • Анонимно
      1.10.2019 10:24

      Ну где же ради личной выгоды?
      Айрат Фаррахов, бывший министр здравоохранения РТ является лоббистом родной республики. Якобы, минздрав РФ переманил Фаррахова в Москву именно из-за его лоббистских способностей: в бытность министром он увеличил финансирование отрасли на миллиарды рублей, а в качестве депутата продолжает успешно привлекать финансы в размере 7,9 млрд рублей.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/440813

      Не знаю, его заслуга или нет, но за последнее время капитальный ремонт поликлиник был проведен. Сейчас на очереди станционарные больницы.

    • Анонимно
      1.10.2019 10:32

      Марат Бариев вполне народные законопроекты внес:
      - пролоббировал три программы, включая подготовку к Универсиаде, и привлек в республику финансирование на 9 млрд рублей - а это построенные спортивные объекты (Дворец водных видов спорта, Академия тенниса, Дворец единоборств «Ак Барс», центр волейбола, центр бокса и настольного тенниса, Центр гимнастики и гребной канал на озере Средний Кабан), медцентр, отремонтированные дороги, деревня универсиады (что для студентов очень актуально), Казань Арена, новый терминал международного аэропорта, новый железнодорожно-автобусный вокзал, вторая очередь метро, линия скоростного трамвая, линия аэроэкспресса.
      - антитабачные инициативы, думаю, комментировать не стоит.

    • Анонимно
      1.10.2019 10:49

      И будут прокляты последующими поколениями, никто из них не является лоббистом интересов российского народа и жителей Татарстана.

      • Оптимист
        1.10.2019 11:27

        Проллобируйте закон об отвественности за невыполнение предвыборных обещаний
        Для всех кто давал такие обещания
        Хватит дурить народ

  • Анонимно
    1.10.2019 08:26

    Двориков говорят не хватает...

  • Анонимно
    1.10.2019 08:35

    Главная цель депутата — пролабировать личные бизнес процессы ! Поэтому они согласятся на любой закон , на любую инициативу сверху . Такая ситуация устраивает всех , кроме тех чьи интересы они действительно должны отстаивать . .... Наши с вами интересны.

    • Анонимно
      1.10.2019 10:01

      Лично мои интересы пока все удовлетворены, дороги качественные, ребенок ходит в новый садик, республика в целом расцветает!

  • Анонимно
    1.10.2019 08:43

    ну с какой целью хайруллин пошел в думу ясно было с самого начала - там никакой законной деятельностью и не пахнет ...

    • Анонимно
      1.10.2019 09:15

      а кто его двигал? Только вид на жительства не здесь

      • Анонимно
        1.10.2019 09:32

        Айрат Назипович давал официальное подтверждение отсутствия вида на жительство в другой стране от МИД!!!! Перестаньте нести чушь!!!!!!!!!!

    • Анонимно
      1.10.2019 09:55

      Да все то Вам ясно, и про того, и про другого... Про себя то что-нибудь ясно?

      • Анонимно
        1.10.2019 15:24

        Предельно чисто понятно, ясно, собой лучше займитесь!

  • Анонимно
    1.10.2019 08:43

    Альфия Когогина молодец!!. Альфия очень много делает для привлечения инвестиций в республику.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:02

      Что она делает? Молодёжь бежит с города, на завод никто не идёт, людей молодых с работы увольняют. Это, что такое?

      • Анонимно
        1.10.2019 10:04

        По моим личным наблюдениям многие молодые наоборот перебираются в Казань... Потому что тут жить намного дешевле и комфортнее чем в Москве или Питере, все находится в шаговой доступности, общественный транспорт работает исправно, можно добраться за пол часа из самой далекой точки до центра.

        • Анонимно
          1.10.2019 23:35

          Ой, врите, да знайте меру. Это мантра про " всё в шаговой доступности" уже оскомину набила.

  • ПанАлекс
    1.10.2019 08:58

    А теперь вопрос по существу - а какие федеральные программы помощи КАМАЗу в 2019 сумела пролоббировать Альфия? Кроме компенсации утилизационных сборов. По моим данным - никаких! То есть без поддержки в Правительстве РФ и особенно в Минфине РФ, получается, что лоббисткие возможности депутата Госдумы нулевые!
    Все деньги у Правительства и АП РФ. Госдума совсем не влияет на реальные финансы - их задача нажимать кнопки!
    Ведь если бы действительно могли "суперлоббисты" пролоббировать поддержку бюджета, то зачем КАМАЗ влез в кредиты на 100 млрд., заложив все и вся. Отдав практически всю кухню банкирам? И почему Альфия не пролоббировала хотя бы часть кредитов гарантиями государства?

    • Анонимно
      1.10.2019 09:47

      О да, господин Паналекс, по вашим данным государство вообще не работает. Хоть к коммунизму переходи. Хотя ваши "инсайты" нравятся, всегда удивляюсь как ваша фантазия может порой граничить с безумием. Пишите чаще!

      • ПанАлекс
        1.10.2019 10:25

        Вот опять, как с такими примитивами общаться, если вместо фактов, то есть указания госпрограмм, опровергающих мои доводы, мне тыкают аргументы "сам дурак"?
        Я снова спрашиваю, какие программы стимулирования продаж КАМАЗов действуют в 2019 (про 2016 и 2018 уже в прошлом).

  • Анонимно
    1.10.2019 08:59

    Вот почему, оказывается, Сибагатуллин так сильно ратует за пальмовое масло и постоянно говорит о его полезности. "Пальмовый" депутат из "банановой" республики.

    • Анонимно
      1.10.2019 10:47

      а сибагатуллин все еще депутат?! Сколько можно? Неужели нет мыслящих молодых людей?

  • Анонимно
    1.10.2019 09:02

    Только для себя но не для народа

  • Анонимно
    1.10.2019 09:09

    Утром мажу бутерброт, сразу мысль - а как народ?
    И икра не лезет в глотку и компот не льется в рот...

    Вот так и живут они.

  • Анонимно
    1.10.2019 09:14

    Депутаты из башкирии в думе,предложили бесплатно кормить в садике и в школе!!!
    А наши только видимость,сначала пусть отменят аб.плату за садик!

    • Оптимист
      1.10.2019 09:26

      Я думаю Россия может себе это позволить
      Забота о молодом подрастающем поколении

      • Анонимно
        1.10.2019 09:47

        Может безусловно. Проблема, как всегда в том, что начиная от высокого чиновника и заканчивая поварихой - все почтут за само собой разумеющиеся «стащить» свою долю. Так во всем у нас.

      • Анонимно
        1.10.2019 16:03

        Какая забота армия безработных с высшим образованием

      • Анонимно
        2.10.2019 10:28

        09.26 Ох хитер ты как иезуист. Как что то знаменательное сделать так это обязана сделать Россия. Как для народа сделать то же самое может удаща - как всегда в рот воды набрал. Бесконечно бахвалятся что у нас целый ресторан в школе, а моя внучка есть не хочет в школе эту ресторанную пищу. И еще говорит многие дети с собой приносят еду и кушают свое. И поплачься, что МСК все деньги забирает. Тебе поверят, идеолох местечковый.

    • Анонимно
      1.10.2019 10:05

      А депутаты в Башкирии не предлагали дороги починить ужасные по республике?? Ездить невозможно!

  • Анонимно
    1.10.2019 09:20

    Иршада Минкина нужно отзывать из Госдумы. Ни одного обещания не исполнил - в Казань не притянуто ни рубля.

  • Анонимно
    1.10.2019 09:29

    Они, депутаты, должны работать на длаго всей страны, а не для удовлетворения "хотелок" местечковых абборигенов.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:55

      Интересно кто у нас работает на благо страны?

      • Анонимно
        1.10.2019 11:07

        Есть и такие. И их к счастью не мало.

      • Анонимно
        1.10.2019 11:48

        Никто,все в первую очередь думают о своём благополучии,потом о благополучии родных и близких,а там хоть трава не расти.Одни и те же лица в этой думе,от которых у народа аллергия и тошнота

        • Анонимно
          1.10.2019 12:16

          люди меняются, костяк остается. костяк опытных, умных управленцев. молодые приходят, делятся своим видением проблематики. более опытные же подсказывают, как лучше это реализовать.

    • Анонимно
      1.10.2019 21:21

      да. это так, на то они и депутаты Госдумы РФ

  • Оптимист
    1.10.2019 10:01

    Есть какой то механизм отзыва депутатов избирателями?
    Проллобируйте этот закон

    • ПанАлекс
      1.10.2019 11:21

      Будьте осторожны в своих призывах насчет отзыва депутатов!
      Вот группа писателя Ю.Мухина и корр. РБК призывали провести референдум по вопросу уголовной ответственности депутатов за невыполнение предвыборных обязательств.
      Так несколько лет держали в СИЗО и судили за экстремизм. А следователи и судьи договорились до того, что по их мнению призывы к проведению референдума это есть призывы к свержению законной власти!

      • Анонимно
        1.10.2019 11:25

        а кто тебе сказал что она законная ?

      • Анонимно
        1.10.2019 11:26

        Большая необходимость создавать в России новое альтернативное независимое правительство

      • Анонимно
        1.10.2019 11:29

        Надо лоббировать внедрение егэ на родных языках и добавление баллов к егэ по русскому для тех кому русский не родной
        Надо уравнивать русских и нерусских детей
        Все народы в России равны!
        Нельзя делить народы по сортам!

        • Анонимно
          1.10.2019 12:11

          дельная мысль давать дополнительные баллы за знание родного языка. расширит кругозор детей, побудит к изучению других народностей в будущем. профит во всём, я считаю.

          • Анонимно
            1.10.2019 12:25

            Или при поступлении в вузы учитывать баллы за родной зык
            Русским за русский, татарам за татарский
            Так справедливо

        • Анонимно
          1.10.2019 12:48

          Может лучше сразу деньгами желаете получить?!!!

  • Анонимно
    1.10.2019 11:21

    Мы болтаемся в финале эпохи безвременья. Многие задают вопрос, "когда же этот кошмар закончится?". Он закончится обязательно, потому что не может не закончиться, и каждый исторический цикл имеет свою финальную стадию. Нынешняя модель правления – наихудшее, что могло случиться с Россией. Она – в повальном растлении, разврате, в потере нравственных и исторических ориентиров, замененных на ложные ценности, не имеющие ничего общего с перспективой цивилизационного пути. Это – замораживание коллективной власти с умерщвлением всего и вся. В этой ледяной конструкции ничто живое существовать не может. Оно либо умирает через конфликт с системой, либо – отторгается и перемещается в другую среду, где приспосабливается, выживает и продолжает свое существование в той или иной форме. То, что мы наблюдаем внутри России – это политический вакуум при "абсолютном нуле".

    Это даже не шоу. Лично у меня сложилось такое впечатление, что вся эта компания просто глумится над трупом умерщвленного института выборов. То есть, им мало было умертвить. Им надо было еще подойти к трупу и осквернить его. Это омерзительно.

  • Анонимно
    1.10.2019 11:29

    Они не уйдут. Они останутся. Им некуда уходить. Их уход лично для них равнозначен физической кончине. А они не похожи на самоубийц. Они, конечно, политические трупы, и смердят давно. Но свое физическое существование они прекращать не намерены. Им нравится заседать. Вот просто – нравится.

  • Анонимно
    1.10.2019 12:09

    Любой единорос в России столкнется с тем что придется вернуть награбленное. И не только то что украдено внутри страны. Но и то что было украдено и отжато из вне. Это будет очень тяжелым выбором. Основная масса не готова к таким решениям – слишком много украдено, отжато, присвоено. Но вернуть придётся.

  • Fandas Safiullin
    1.10.2019 12:38


    Процентом прохождения внесенных законопроектов МОЖНО измерять активность депутата, формальную активность. Но этот процент не говорит о коэффициенте его полезной деятельности.

    Заработать процент передовиков не трудно.
    Законопроекты пишут, как правило, не сами депутаты. Их пишут, почти всегда, другие, сильно заинтересованные в их прохождении, а вносят их на рассмотрение депутаты- «соавторы» проекта.
    Так, например, ещё при моем депутатсве было с законопроектом, внесенным АП Президента РФ в 2001 году — о лишении татарского народа права выбор букв своей национальной письменности, то есть о лишении татарского народа права быть хозяином своего родного языка. «Соавторами» записались 10 депутатов 8- национальностей. Из них, трое от Татарстана.
    Уловив направление политических ветров, подстроив паруса под них, можно записаться в «соавторы» хоть десятков процентоносных законопроектов.
    Будучи «соавторами» не всегда ожидаемых и одобряемых в народе, а то и скандальных законопроектов или просто, неизменно поддержав их при голосовании, то есть получив условную «5»-ку по депутатскому поведению, можно «притянуть» и рубли.
    Это же хорошие депутаты.
    Наши тоже хорошо себя ведут. Голосуют как надо — тем, кому это так надо.

    Закон № 309, которым из государственного стандарта образования исключен национальный компонент и изучение родных языков и литературы нерусских коренных народов РФ национальной культуры и истории своего народа оставлены ВНЕ ЗАКОНА, а выделение карточной унизительной нормы часов на родной язык отданы на ведомственное усмотрение министерских чиновников — то есть закон, ставший смертным приговором национальным школам — прошел при дружной, единогласной поддержке наших хороших депутатов.

    Ни единого, самого робкого слова депутатского протеста и депутатского запроса не последовало по поводу приказа министра образования о запрете для национальных школ экзаменов на языке обучения и о введении для них экзамена по неродному русскому языку по высшей категории сложности — наравне с русскими школами с родным русским языком.
    Так был приведен в действие смертный приговор татарской национальной системе образования.

    Такая же единодушная активная поддержка изменений в законе «Об образовании в РФ» об урезании права на 11-летнее среднее образование на родном нерусском языке и изучения родного языка и литературы лишь до 9-го класса.

    Столь же единогласная поддержка даже закона о ликвидации должности президента в республике!

    Ни единого слова протеста против развернувшегося прямого жесткого наступления на родной татарский язык и на конституционный (ст. 68 Конституции РФ) татарского языка в Татарстане.
    И другие и так далее... И это всё — наши хорошие депутаты в Госдуме. От любимой народом, до 98%, партии! Как же не дать им «притянуть» миллиарды на проведение общероссийского же мероприятия в республике? Разве там смогут постоять за ценой?


  • Анонимно
    1.10.2019 14:02

    15 лет назад не было:
    - Милитаристской пропаганды
    - Посадок за твиты
    - Поклонения нацлидеру
    - Победобесия
    15 лет назад были:
    - Рост экономики
    - Рост доходов людей
    - Нормальные отношения с миром

    Так что либо одно, либо другое, вместе не бывает.

  • Анонимно
    1.10.2019 14:12

    Гильмутдинов какое отношение имеет к Универсиаде? То что медаль получил? А идею придумал и предложил как раз Бариев, тогда ещё министр. Вы президента-то послушайте. Он же лучше помнит

    • Анонимно
      3.10.2019 11:35

      Прямое отношение, а как вы думаете кто лоббировал интересы Казани в плане Универсиады в Москве??. . Как раз таки Гильмутдинов и Бариев вместе привели Универсиаду и деньги в Казань.

  • Анонимно
    1.10.2019 14:16

    А что Гильмутдинов сделал для развития и сохранения татарского языка? Хоть один пример, и я бы гордился. А так они с Шахразием только по сабантуям ездят, походу. Это сохраняет наш язык? Лучше бы на эти командировочные деньги побольше татарских учебников оба выпустили

    • Анонимно
      3.10.2019 11:36

      Вы видите лишь то что хотите видеть , глубже углубиться в тему Вам не интересно и никогда не будет. Так что не несите чушь.!

  • Анонимно
    1.10.2019 14:50

    Все эти люди должны попасть в Список Магнитского, однозначно! А потом под суд, в тюрьму и под люстрацию.

    Нарушения избирательных прав. Неправовые «законы». Демонтаж конституционного строя.

  • Анонимно
    1.10.2019 15:15

    В этом вся суть власти и коварного византийства: вместо того чтобы прямо объявить что пенсионные накопления больше не принадлежат людишкам, каждый раз объявляется о некой "заморозке" и пролонгации меры

  • Анонимно
    1.10.2019 19:47

    Хорошая идея с добавлением баллов к егэ
    Депутаты должны поддержать

  • Анонимно
    1.10.2019 23:53

    Татарстанские депутаты должны лоббировать интересы народа, а не личные.

  • Анонимно
    2.10.2019 07:05

    Практически все депутаты - бизнесмены......
    так, я думаю не справедливо....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль