Общество 
19.10.2019

«Приятно слышать каждый день «мишаризмы»: о набеговой экспедиции и погребальной эпиграфике

Альфрид Бустанов рассказывает о том, почему уникальность комплекса в Каргале под Оренбургом признается лишь теми, чьи родные здесь похоронены

«Нельзя сводить важные места памяти и культурные пространства к краеведческим увлечениям — это слишком большая роскошь», — уверен ассистент-профессор Амстердамского университета, историк Альфрид Бустанов, последние месяцы путешествующий с научными целями по России. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» он замечает, что между Оренбургом и Уфой еще живы островки литературного татарского языка, а исламской культуре в стране не хватает внимания самих мусульман.

«В селении Стерлибашево (Эстәрлебаш) в Башкортостане профессиональные каллиграфы поддерживали жизнь традиционной арабописьменной эпиграфики вплоть до 1960-х» «В селении Стерлибашево (Эстәрлебаш) в Башкортостане профессиональные каллиграфы поддерживали жизнь традиционной арабописьменной эпиграфики вплоть до 1960-х»

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ ПРОШЛОЕ

Сижу в тихой комнате и слышу шепот. Вот звучат стихи о смерти и смысле жизни. Вот по камням бегут строки о бренности бытия: «Вчера я был подобен тебе, а завтра ты будешь подобен мне…» Вот скрип каляма в руках шакирдов — это они оставили все эти тексты, от которых в глазах рябит. И, конечно, Коран. В тишине как будто кто-то нашептывает: «һәрбер макталанмак вә кәмал сыйфатлары берлә сыйфатланмак, барлыкта булган җанлы вә җансыз барча мәхлукларны тәрбия берлә өзлексез үстереп кәмаләтләренә ирештерүче, Аллаһыга хастыр…» Перед глазами — прогнившие, обуглившиеся книги. А в ушах — наперебой звучат их пронзительные голоса. И где-то облаком витает скупое признание собеседника: «Сегодня мы жалуемся: „Нам не дают громко говорить ‚Амин‘ в мечети!“ А через какие трудности прошли наши предки? Настолько силен был страх в их сердцах, что они не научили своих детей религии. Нам сегодня все это очень сложно представить…»

Последние месяцы я провел в дороге: пересаживаясь с поезда на машины и самолеты, я исколесил пространство от Темникова на западе до Оренбурга на юге и Сармана на севере. Раньше я предпочитал длительное пребывание в одном селении или кусте деревень с целью их подробного изучения. Сейчас же я все больше убеждаюсь в полезности «набеговой» экспедиции — за полтора-два дня в каждом месте мы успеваем познакомиться с интересными личностями и навестить друзей. Общение и наблюдение — главные союзники исследователя. Подробно архивный материал можно изучить и в кабинетной тиши, а вот дыхание жизни важно уловить прямо в «поле».

В первую очередь меня интересует прошлое — семейные архивы, труды интеллектуалов и простых людей, их бесценное наследие. Но, как известно, нет прошлого без настоящего. Везде на нашем пути встречаются добрые люди, готовые помочь бродячим историкам. Надо отдать должное, стремление к знаниям у нас пока не порицается. Многие, даже если не понимают до конца целей нашей работы, инстинктивно чувствуют ее важность. Если не заботиться о культурном наследии, что мы оставим после себя потомкам?

За две недели работы мы собрали под сотню татарских рукописей XVII–XX веков, сняли массу фото и видео, много чего увидели, услышали, прочувствовали. Впечатлений — море, и было бы редкой скупостью не поделиться ими с уважаемым читателем.

Везде во время поездки мы говорили по-татарски. Каким бы ни был местный диалект, мы прекрасно понимали друг друга. В Мордовии меня окружала мишарская речь — певучая, богатая на лексику. Я понимаю ее на 97 процентов и могу что-то сам сказать. Записываю словечки, отмечаю для себя интонацию и различия с другими диалектами и литературной нормой. В тоже время мишаре Иске Балтача и мишаре Белозерья — это, как говорится, две большие разницы: и в плане быта, и в плане языка, и в плане внешности. 

Важно, что молодежь, наши сверстники, не теряют интереса к своей культуре. Очень приятно было слышать от них каждый день «мишаризмы» вроде янтыктан («со стороны») и мәчет («мечеть», ударение на ә). Между Оренбургом и Уфой все еще живы островки литературного татарского языка. Только время от времени в речи прорываются местные словечки вроде нәсәкәй («это самое») и тастымал («полотенце»). Чувство языковой общности усиливается при знакомстве с рукописной традицией: в книжной культуре влияние устных диалектов минимизировано, и мы видим бытование общей культуры, разделяемой мишарами, казанскими татарами да и башкирами. Разнообразие повседневной культуры гармонично сочетается с ощущением общности на более высоком уровне — в области философских и религиозных концептов, литературы и искусства.

«Камни с надписями ставились выходцам из разных мест, будь то «казанлы», то есть из Казани, или же уроженцы Дагестана, Казахстана, Хорезма и других мест» «Камни с надписями ставились выходцам из разных мест, будь то «казанлы», то есть из Казани, или же уроженцы Дагестана, Казахстана, Хорезма и других территорий»

О ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЕ СТОИТ СКАЗАТЬ ОТДЕЛЬНО

Вообще, о высокой культуре стоит сказать отдельно. В Оренбурге и татарских селениях неподалеку, в первую очередь в Каргале, мы познакомились с богатыми традициями каменного зодчества XVIII–XX веков. В этих местах нет недостатка в камне, поэтому издавна местные жители строили каменные дома, ставили надмогильные камни, строили фамильные склепы и огораживали их длиннющей каменной стеной. Екатерининская дорога, находящаяся в этих местах, — и та выложена камнем. Удивительно, но в селении Стерлибашево (Эстәрлебаш) в Башкортостане профессиональные каллиграфы поддерживали жизнь традиционной арабописьменной эпиграфики вплоть до 1960-х.

Культура эта была над национальна, что наиболее очевидно на комплексе погребальной эпиграфики в селении Каргала под Оренбургом. Камни с надписями ставились выходцам из разных мест, будь то «казанлы», то есть из Казани, или же уроженцы Дагестана, Казахстана, Хорезма и других территорий. Люди были разные, но их смерть в равной степени описана эстетическим языком исламской культуры. Ключевую роль в трансляции этой культуры играл тюркский язык — через шаблонные надписи эпитафий, поэтические строки и орнамент этот язык передавал важнейшие идеи, объединявшие людей.

Здесь мы подходим к важному наблюдению: современные мусульмане являются прямыми наследниками этой богатой и необычайно колоритной культуры. На мой взгляд, этот момент явно недооценивается собственно мусульманами в самоописаниии, позиционировании себя во внутрироссийском пространстве. Нам необходимо помнить, что исламская культура является неотъемлемой частью российского и мирового культурного наследия.

Нельзя сказать, что у мусульман в регионах России нет своих проблем и переживаний. Их хватает с лихвой, но многие из них происходят от взаимного страха, недоверия и просто недостатка знания (фактическое отсутствие исламоведческого образования в крупнейших вузах страны дает о себе знать). На мой взгляд, хотя бы часть существующей напряженности могла быть снята через акцент на исламе как богатейшей культурной традиции, (не)благодарными наследниками которой являются современные мусульмане России.

«Нам необходимо помнить, что исламская культура является неотъемлемой частью российского и мирового культурного наследия» «Нам необходимо помнить, что исламская культура является неотъемлемой частью российского и мирового культурного наследия»

ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РОССИИ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ ВНИМАНИЯ САМИХ МУСУЛЬМАН

Что это значит на практике? Исламской культуре в России катастрофически не хватает внимания самих мусульман. В лучшем случае, например, ценность уникального погребального комплекса в Каргале признается лишь теми людьми, чьи родственники там похоронены. Любой интерес к этой культуре со стороны (янтыктан!) вызывает искреннее удивление. Я убежден, что нельзя сводить столь важные места памяти и культурные пространства к краеведческим увлечениям — это слишком большая роскошь.

Парадоксально, но советский проект строительства наций привел к провинциализации сознания и дроблению культурной общности мусульман на местечковые квартиры. Сейчас в регионах сложно встретить человека, способного мыслить масштабно и ментально выйти за пределы «возделываемого огорода», небольшого участка интересующей его отрасли. В регионах заложен очень серьезный культурный, интеллектуальный и финансовый потенциал. Но максимум, на что этот потенциал сейчас способен — это строительство деревенских мечетей и проведение супер-Сабантуя. Ученый-богослов Риза Фахретдинов не был родственником золотопромышленникам Рамеевым, но масштаб мысли и уровень культуры последних обеспечил жизнь для крутейших (да-да, крутейших!) проектов вроде журнала «Шура», выходившего в Оренбурге между 1908 и 1917 годами.

Каков же будет эффект от внимания именно к культурной составляющей ислама? Во-первых, с престижем высокой культуры не зазорно ассоциировать себя не только самим мусульманам самых разных толков, но и нашим согражданам в целом. Повторюсь: исламская культура — это часть России, так же как русская культура уже стала частью исламской цивилизации. Отсюда, во-вторых, эффект единения и любопытство, интерес к друг другу (не об этом ли говорится в Коране?). В том числе — и в первую очередь — это эффект единения самих мусульман. Высокая культура, объединявшая образованных людей и задававшая стандарт для простых прохожих в прошлом, способна на объединение и теперь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (180) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.10.2019 09:18

Если зуд по телу, обратитесь к врачу. А Альфрид Бустанов, как ученый-исследователь, занимается очень нужным и полезным трудом - восстанавливает и систематизирует эпиграфическое наследие татарского народа. Это наша великая история!

  • Анонимно
    19.10.2019 09:01

    Чешет, где не чешется. И этим раздражение,зуд по всему телу. Займись уже физическим трудом. Где результаты труда,осязаемые, рук твоих? Бла-бла-бла...

    • Анонимно
      19.10.2019 09:18

      Если зуд по телу, обратитесь к врачу. А Альфрид Бустанов, как ученый-исследователь, занимается очень нужным и полезным трудом - восстанавливает и систематизирует эпиграфическое наследие татарского народа. Это наша великая история!

      • Анонимно
        19.10.2019 09:57

        09 18 это когда же мишаре стали одной целой с татарами(Казанскими)? Сами мишаре всегда считали их потомками Чуваш. Что то тут не клеится. В одном тут можно согласиться, если под именем ТАТАРЫ, надо понимать нынешних мишар. А все остальные это примазывавшиеся. Те же татары(Казанские), Тептяры, Кряшены.

        • Анонимно
          21.10.2019 12:57

          а вы уверены, что мишаре считали себя прям мишарями?

          • Анонимно
            21.10.2019 17:27

            До 1936 года Мишаре и Тептяры считались отдельной нацией. Потом всех под одну гребёнку, татары. Читайте, про это написано. А ещё раньше были казачьи войска из Мишар, из Тептяр.

          • Анонимно
            21.10.2019 17:36

            12 57. Вот наберите в инете это предложение и узнаете много про мишар. ////Мишари: почему при Сталине эту народ записали в татары. //////

      • Анонимно
        19.10.2019 15:16

        Какая ваша история? Кто вы,нынешние, -татары? Вы и не потомки булгар, не монголов,так кто же вы? Вы как грузины, пришедшие, на территорию абхазцев,армян, аварцев и других -сейчас их притесняют. Баи ваши засиделись в креслах, так же как и в Москве...

        • Анонимно
          19.10.2019 16:18

          15:16 Успокойтесь. Наша история идет своим чередом.
          А баи здесь, в Мск. и т. д. - это проблема профессионалов, которые лучше вас знают приоритеты между классовыми, национальными и другими противоречиями.

        • Анонимно
          19.10.2019 16:35

          Мы, татары, все чингизиды. И наибольшая плотность чингизидов (когда они уже смешиваются между собой) находится как раз в бывшей Булгарии. Ведь первая столица Золотой Орды-город Болгар. Конечно же, Бату хан и другие многочисленные чингизиды (его братья) сразу начали тут интенсивно воспроизводить потомство, при этом в большем количестве. Математические расчеты показывают, что потомство чингизидов к 1552 году составляла порядка 5 млн. человек.

          • Анонимно
            20.10.2019 07:32

            16:55 не льстите себе...

          • Анонимно
            21.10.2019 10:49

            Чингизидами является только маленькая часть татар.
            Рим Дашкин

            • Анонимно
              21.10.2019 17:23

              Как писал недавно один автор. Из за Чингизидов начались распри в Казанском ханстве. И они же переметнулись к русским князьям и приняли Православие. Называет предков Карамзина, Юсупова, Тургенева и всех остальных из тех Чингизидов.

      • Анонимно
        20.10.2019 08:39

        Опять во всем сквозит явная подмена национального на религиозное. Замените в этой статье слова «исламский», «мусульманский» и «мусульмане» на «тюркский», «тюрки» или «татары», - и статья наполнится новым, более глубоким смыслом, понятным каждому, и работающему на сближение народов.
        Последний абзац зазвучит по-новому:

        «Татарская(тюркская) культура — это часть России, так же как русская культура уже стала частью тюркской цивилизации. Отсюда, эффект единения и любопытство, интерес к друг другу.
        В том числе — и в первую очередь — это эффект единения самих тюрков и татар. Высокая культура, объединявшая образованных людей и задававшая стандарт для простых прохожих в прошлом, способна на объединение и теперь.»

      • Анонимно
        21.10.2019 10:47

        Хорошая статья, молодец Альфрид Бустанов! Но таких должно быть больше, т.к. большой объём работы. И деньги на это больше направлять, а не на огромное количество спортивных команд.
        Рим Дашкин

    • Буре
      19.10.2019 10:26

      Доисламская культура тоже есть, не надо отсекать ее

      • Анонимно
        19.10.2019 11:30

        Вот ты и занимайся доисламской культурой, кто мешает? А у Бустанова свой участок исследований - исламская культура.

        • Анонимно
          20.10.2019 13:19

          не существует отдельной исламской культуры без доисламского, вы это прекрасно знаете - у нас ислам включает и доисламский, и это очень важно - баз разрыв шаблона, иначе бы ничего не было.

          • Анонимно
            20.10.2019 14:53

            Вы повестку не меняйте и не передергивайте, если существует доисламская культура, беритесь за дело и изучайте ее. Вас ждут большие научные достижения, вперед!

  • Анонимно
    19.10.2019 09:11

    Альфрид - молодец! Сам был во многих деревнях где полно истории и никто этому не уделяет внимание!

    • Анонимно
      20.10.2019 13:12

      посыл правильный, некоторые увлеклись соревнованием сочинений местечковых фейков, в отрыве от обще культурно-исторического контента, не только татарского, низведенного до уровня прописных истин нижнего кишерлек. Татары это общемировой контент, глобальный, надтерриториальный.

  • Анонимно
    19.10.2019 09:13

    Очень полезный. Познавательный текст. Спасибо. Продолжайте своё дело, бродячие историки.

  • Анонимно
    19.10.2019 09:15

    Статья просто шикарная. Огромное спасибо Альфрид. Решил сохранить статью для детей.

    • Анонимно
      19.10.2019 09:31

      Что в ней шикарного? Набор банальностей? Молодой человек вышел в мир с широко раскрытыми глазами. Оказывается существуют местные особенности татарского языка. Оказывается журнал "Шура" был крутейшим проектом татарской интеллигенции и буржуазии. Очень умиляет этот девственный восторг.

      • Анонимно
        19.10.2019 10:23

        А что не так с журналом "Шура"? Это, действительно, самый удачный медийный проект в истории татарского народа!

        • Анонимно
          21.10.2019 10:59

          Можно было бы давно издать все 240 номеров журнала "Шура", тем более, что первые номера были всего на 16 страницах. Остались считанные дни до 160-летнего юбилея Закира Рамиева (Дэрдменда) -23 ноября. Хотя бы часть статей и произведений в переизложении на татарскую кириллицу, а некоторые в переводе на русский.
          Каждому татарскому члену Татсоюзписа по одному номеру для перевода и вперед.
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        19.10.2019 14:13

        09:31 Что в ней шикарного? Набор банальностей?
        "Шикарного" нет. Но смысл в том, что 90% татар в возрасте до 30 лет просто не знают об исторически огромной татарской культуре и со всех информационных каналов делаются заявления о её примитивности или полном отсутствии.

        • Анонимно
          19.10.2019 15:25

          «просто не знают об исторически огромной татарской культуре»

          Как можно знать то - чего нет?
          Какой вклад в мировую цивилизацию внесла "огромная татарская культура"? Можете детально расписать?

          • Анонимно
            20.10.2019 11:59

            19.25 А как проживала огромная территория тысячелетиями, когда развивалась мировая цивилизация на маленьком клочке земли, например как Европа? По каким законом? Как происходила взаимоотношения людей, ждали , пока мировая цивилизация придет и их спасет? Какие народы вы включаете в мировую цивилизацию? Вы из числа цивилизаторов?

  • Анонимно
    19.10.2019 09:18

    Куча бездельников, блуждающих по Татарстану и играющих религией. Как же они надоели.

    • Куча бездельников, начинающих каждый божий день с анонимной пурги на БО. Как же они надоели.

      • Анонимно
        19.10.2019 18:22

        10:04. А в чем проблема то, Айрат? Если Вас что-то не устраивает, то напишите заявление об уходе из БО. Зачем так мучиться, все равно никто не оценит вашего героизма. Незаменимых даже при Советской власти не было, а нынче и подавно. Кстати, если вам интересно моё мнение, то ниразу и не вспомню о творческих потугах некоего Айрата Нигматуллина.

        • Анонимно
          21.10.2019 11:02

          Угомонитесь, прав Айрат, что такие пустые анонимы на БО достали. Не нравится- проходите мимо.
          Рим Дашкин

  • Анонимно
    19.10.2019 09:19

    Почему кончились профессиональные каллиграфы в шестидесятых.Да потому что в школах разрешили писать авторучками.А потом пришли шариковые ручки.А сейчас школьники уже гораздо охотнее набирают текст на клаве чем пишут руками.И называется всё это прогресс.И его не остановить.Да и культура становиться международной.Глобализация на дворе.А все эти ковыряния на кладбищах хороши для диссертаций и не более.Реальная жизнь переходит в другую плоскость.

  • Анонимно
    19.10.2019 09:24

    \\Только время от времени в речи прорываются местные словечки вроде нәсәкәй («это самое») и тастымал («полотенце»)\\ - Это обычные слова литературного татарского языка, они есть в академическом "Толковом словаре татарского языка", выпущенном Татарским книжным издательством в 70-е годы прошлого столетия.

    • Анонимно
      19.10.2019 10:19

      Сказку придержите для детей. Татары местные говорят Солге, а кряшены Бистэр. Под этим названием надо понимать, что это для лица. А Тастымал, для рук! У татар и кряшен это разные предметы обихода. То есть, Солге или Бистэр только для лица.

      • Анонимно
        19.10.2019 11:44

        Кыстыбый и кузикмэк(хотя готовятся немного по-разному, как выяснилось), эссэ и кызу, апаем и энем, сэдэп и сэдэф и т.д. простите за орфографию, я не знаю как пишется правильно на татарском.

        • Анонимно
          19.10.2019 12:54

          11 44 Не все у вас верно. Не только Сэдэф или Сэдэп говорят. Ещё называют Тоймэ. И насчёт Кыстыбый или Кузикэмэк, в местах общепита почему то предлагают Кыстыбый. Кузикэмэк называют не все. Эссе, Кызу, есть ещё другое название Челлэ.

          • Анонимно
            19.10.2019 18:05

            Про горячую пищу и напитки говорят "кайнар". Кайнар аш вә кайнар чәй.

          • Анонимно
            19.10.2019 23:20

            Правильно будет -сәдәп-пуговица.Сәдәп тагарга-пристегивать пуговицу.Слово -төймә-тоже пуговица похожая на кнопку.Второе значение у "төймә"-кнопка у технического оборудования:"жибәрү төймәсе"-кнопка пуска,запуска;"туктату төймәсе"-кнопка остановки,стоп.Кстати в английском языке у слова"button" тоже двойное значение:пуговица и другое значение-кнопка в техническом оборудовании:press the button-төймәгә басыгыз-нажмите на кнопку.

      • Анонимно
        19.10.2019 13:37

        А еще говорят
        "битяулык" полотенце для лица

        • Анонимно
          19.10.2019 14:55

          Битяулык, так татары не говорят. Это получается, Лицо и Платок. В Татарстане такого слова нет ! Может быть это Ашяулык, этим покрывают еду на столе.

        • Анонимно
          20.10.2019 13:39

          ЯУЛЫК[йаºwл ы̌қ], диал. җаwлық «платок»... покрывало, а не полотенце. Конечно можно вытираться и платком.
          но сравните из этого слова в русском
          во́йлок: др.-русск. воилокъ, воилукъ "чепрак", с конца XV в. (Домостр. К. 36), польск. wojɫok "попона". Из тюрк. ojlyk "покров, покрывало";

          • Анонимно
            21.10.2019 21:17

            Ойлык, есть мнение, что от слова уй - дом, юрты покрывали войлоком.

      • Анонимно
        19.10.2019 14:41

        10.19. Вот не надо так категорично. У на, в родне, казанские татары все говорили "тастымал" , но они имели ввиду кухонное полотенце. Так что, полотенце оно и как " тастымал" полотенце.

      • Анонимно
        20.10.2019 13:33

        ТАСТЫМАЛ это татарская вышиванка «полотенце (вышитое); полотенце для украшения окон и дверей»

        а селге для вытирания

        СӨЛГЕ Тәнне, битне сөртеп киптерү өчен кулланыла торган озынча тукыма. Бит сөлгесе. Чигүле сөлге

        БИСТӘР «вид свадебного полотенца» аналог свадебного ковра

    • Анонимно
      19.10.2019 13:37

      Если уж на то пошло, то слово тастымал имеет персидское происхождение от персидского дастмал (даст = рука + мал = вещь). В современном персидском дастмал используется в значении полотенце для рук) или носовой плакток.

      • Анонимно
        19.10.2019 14:51

        Извините, конечно. Но вы ничего нового не писали. О Тастымале уже автор выше написал. Только повторили.

        • Анонимно
          19.10.2019 15:32

          Как ничего нового, вот я прожил большую жизнь, регулярно читаю татарскую литературу и прессу, но не знал, что слово "тастымал" заимствовано с языка фарси. Но я давно знаю, что слово "кәләпүш" тоже заимствовано из фарси. Каллә - голова на языке фарси, пүш - покрытие. Кәләпүш - покрытие для головы. На мой вкус, слово "кәләпүш" гораздо красивее слова "түбәтәй".

          • Анонимно
            19.10.2019 23:47

            У слова"түбәтәй" начинается с түбә,говорят баш түбәсе-макушка(верх) головы т.е. верхняя часть чего то.Сравните английское top-туб(ә) тоже означает верхнюю часть чего то.

          • Анонимно
            21.10.2019 11:06

            15:32. А еще говорят кәпәч, возможно, это сокращенное от каляпуш.
            Рим Дашкин

            • Анонимно
              21.10.2019 12:57

              Рим ! Это так говорят среди Мишар . У них, точнее, у вас название одежды, предметов быта и остальных, в корне отличаются от татар. местных. Больше слов ближе к русским или присущи только Вам.

              • Анонимно
                21.10.2019 21:37

                /У них, точнее, у вас название одежды, предметов быта и остальных, в корне отличаются от татар. местных./
                В корне отличаются, когда это персидские слова против тюркских, например, арзан - юнь и другие. Зачем заимствовать простейшие слова? Только вред один.

                • Анонимно
                  22.10.2019 14:55

                  21:37" Зачем заимствовать простейшие слова?"
                  Никто этого специально не делал и не "заимствует". Это историческое свидетельство участия "иранских" родов, племен в этногенезе современных татар. Это сегодня граница "на замке". А в средневековье и ранее циркумкаспийские земли органически были связаны с Волгой на всем протяжении её берегов. Для примера почитайте "Тысячелетие вокруг Каспия" Л. Н. Гумилева. Но и кроме этого полно есть литературы, исследований. Туран и Иран - это две стороны одной большой евразийской истории уже тысячи лет.

        • Анонимно
          19.10.2019 16:19

          а я статью даже не читал (почему-то) мне интереснее и важнее мнение её читателей

        • Анонимно
          19.10.2019 17:09

          14:51 я это к тому что "местечковость" в историческом разрезе понятие очень относительно, а вообще я статью не читал

    • Анонимно
      19.10.2019 14:35

      09:24 "... выпущенном Татарским книжным издательством в 70-е годы прошлого столетия ..."
      Вот именно. за 40 с лишним лет наши научные, чиновничьи, финансовые круги даже не удосужились принять меры для обновления издания в современной редакции. Жадность и эгоизм на всех уровнях управления и планирования, кроме своего кармана.
      Такая же примерно ситуация и с этимологическим словарем тат. языка Р. Ахметьянова, изданным казанским издательством и целиком увезенным из Кзн и республики.
      Таких примеров много наберется в "академической науке" РТ. Этим активно пользуются федеральные и областные политики унифицируя всё под каток старшего брата.

  • Анонимно
    19.10.2019 09:29

    Оренбург с Оренбургской областью нужно вообще присоединить к Татарстану, так будет очень эффективно с экономической точки зрения например!

    • Анонимно
      19.10.2019 10:11

      А почему не сделать наоборот.Будет ещё эффективней.

      • Анонимно
        19.10.2019 10:43

        Эффективней не будет, население Оренбургской области - 1,9 млн человек, и оно убывает; население Татарстана - 3,9 млн человек, и оно растет. Татарстан - самый успешный и передовой регион РФ, Оренбургская обл, к сожалению, депрессивный регион.

      • Анонимно
        19.10.2019 14:38

        10:11 Не против. Но мышление у вас примитивное. Не понимаете, как функционируют сложные системы. Особенно социально-экономические и политические.

    • Анонимно
      19.10.2019 10:25

      Зачем Оренбург присоединть? Оттуда возят телят по сходной цене машинами. Присоединить и сидеть без телят. Свои местные, ох какие дорогие.

    • Анонимно
      19.10.2019 11:54

      Присоединить, столицу сделать в Оренбурге, назвать Оренбургская губерния. Бюджет распределить поровну, а нет, правильнее большую часть оставлять в Оренбурге ( как сейчас Казань поступает со своими районами). Казань сделать райцентром?

      • Анонимно
        19.10.2019 15:36

        11:54 "Казань сделать райцентром?"
        Не против. Только с столичным статусом заберите себе армию республиканских чиновников и бюрократии, уничтожающих исторический город своим аульным мышлением и решениями..
        А вообще, грамотные люди понимают, что нынешняя ситуация является несоблюдением предусмотренного Конституцией принципа федерализма и разделения полномочий, доходов "субъектов федерации", муниципальных образований, местного самоуправления. Разумеется, при регулярной сменяемости власти по результатам нефальсифицированных выборов.

      • Анонимно
        20.10.2019 20:53

        Столицей Оренбургской губернии до середины XIX века была Уфа

    • Анонимно
      19.10.2019 15:39

      Кто не понял - это давнишняя мечта татарских националистов - через Оренбургскую область "прорубить окно" к внешним границам России. Они давно это пишут. Мечта наивная и несбыточная. Кстати, численность татар в Оренбургской области от переписи к переписи продолжает сокращаться. Да и башкиры вам - не союзники, и никогда ими не будут.

      • Анонимно
        19.10.2019 16:22

        Крот истории роет медленно, но роет хорошо.
        Фридрих Гегель.

        • Анонимно
          19.10.2019 16:56

          Да, но не в вашу сторону.

          Ранее немалая численность татар в Оренбургской области - тает, как весенний снег.

          Башкиры по объективным причинам не могут быть союзниками татар, как не могут быть украинцы союзниками татар, словаки не могут быть союзниками чехов, хорваты не могут быть союзниками сербов. "Братскость" часто работает не на сближение, а на отдаление, чтобы младший брат не растворился с старшем брате в "паре" "братских народов".

          Скорее вы ассимилируетесь - пока "крот роет" для вашего отделения из центра России.

  • Анонимно
    19.10.2019 09:47

    Татарам нужны тысячи таких молодых исследователей как Альфрид Бустанов!

    • Анонимно
      19.10.2019 11:05

      Татарам нужны матери умеющие разговаривать на родном языке.

      • Анонимно
        19.10.2019 17:00

        "Родной" язык у человека тот - на котором мать научила в раннем детстве своего ребёнка. Это международно принятые научные критерия "родного языка" на переписях населения во всём мире.

        Однако главный и основной критерий национальной идентичности - национальное самосознание. Можно быть ярым националистом даже на языке не своего этноса. мы таких примеров видим сколько угодно.

      • Анонимно
        21.10.2019 21:39

        Язык нужен сначала и не суржик татарский, который некрасивый и смешной.

        • Анонимно
          22.10.2019 16:25

          21:39 "... не суржик татарский, который некрасивый и смешной".
          А что вы скажите про русский? Особенно в "столицах", СМИ, а также у молодняка до 35-40 лет. Человеку, окончившему с положительными оценками советскую школу, вуз просто невозможно, противно иногда слушать лепет со сплошной иностранщиной, употребляемой не к месту, а иногда и, вообще, алогично, ради одного "модного" слова, которое в английском или другом языке имеет множество других значений. Так что еще большой вопрос, на каком языке через 10-20 лет будут говорить "русские", которые сейчас тупо утыкаются в "гаджеты" и "виджеты", набирая и ставя "лайки", "смайлики" ...

    • Анонимно
      19.10.2019 16:22

      На тысячу таких как Бустанов грантов не хватит, а грант Бустанова на тысячу таких как он сам не раздадут.

  • Анонимно
    19.10.2019 09:49

    А что же Альфред Бустанов будучи в Сармановском районе не обратил на тот факт, что в татарских деревнях кладбища для Тептяр были отдельные от татарских. Это, что, раньше делили по национальности, не смотря на общую религию ?

    • Анонимно
      19.10.2019 10:27

      "Культура эта была наднациональна, что наиболее очевидно на комплексе погребальной эпиграфики в селении Каргала под Оренбургом. Камни с надписями ставились выходцам из разных мест, будь то «казанлы», то есть из Казани, или же уроженцы Дагестана, Казахстана, Хорезма и других территорий. Люди были разные, но их смерть в равной степени описана эстетическим языком исламской культуры".
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/442024

      • Анонимно
        19.10.2019 11:32

        Но 10 27! Зачем в татарской деревне Тептяр хоронили отдельно от татар ? Если многие, раньше писали, Тептяры это татар сбежавшие от крещения. Вот такая басня была. Вывод один, Они были не татары!

        • Анонимно
          19.10.2019 14:00

          Слово тептяр,типтяр от татарского тиб тәре.Кто знает татарский тот поймет ,а кто не знает смотри татарскорусский словарь.Как известно звуки п-б,т-д ,г-к и др. созвучны.В татарском слово китаП может созвучно с китаБым ,так как в руском :Галоша-Калоша,неСу-ноШу,беГать-беЖать.
          Скорей всего типтярские татары кровно связаны с башкирами т.к. говор по звучанию похож на башкирский: белмәем,алмаем.Если у казанских татар в предках в основном волжские булгары,то у типтярских татар в предках могут оказаться и башкирские племена.
          Еще один факт -после взятия в 1552 году Казанского ханства до 1630 года в р-не Ленигорского района проходила граница с землями Ногайской Орды т.е.районы Закамья РТ,Оренбургской,Курганской ,Омской областях даже спустя 80 лет после взятия Казани жили ногайские татары.По ему сейчас в Омской,Томской областях живут татары в предках которых есть ногайские татары .

          • Анонимно
            19.10.2019 14:33

            Душу милее перевод не могли придумать ? И с логикой все не так у вас. С ваших слов, если Тептярские татары связаны с башкирами, то тогда причём тут Тиб тэре? Если у них, у Башкир не было насильного крещения. И, опять откуда приплели к тептярам Ногайских татар. Как они могли пинать тэре? Если их опять не крестили. Ещё раз прочтите что начиркали.

          • Анонимно
            20.10.2019 12:10

            14.00 Я типтяр из Азнакаевского района и не говорю белмәем, алмаем, в говорю белмим, алмыйм. И что?

            • Анонимно
              21.10.2019 15:59

              12:10
              Я типтяр из Азнакаевского района и не говорю белмәем, алмаем, в говорю белмим, алмыйм. И что?

              Совершенно верно! Татарский язык очень богат, в разных местах говорят совершенно по разному, но всегда можно легко отличить татарский от башкирского и чувашского.

              Обычно люди знают только свой родной деревенский диалект и литературный татарский язык после школы и когда встречаются с другим татарским диалектом, прямо поражаются , что оказывается можно говорить на татарском совсем не так, как они привыкли с детства. Такие "немые сцены",неоднократно приходилось наблюдать среди татарских студентов -первокурсников колледжа , который приехали учиться в Казань из всех сельских районов Татарстана или когда, например, в советское время направляли студентов из Челнов " на картошку" в мишарские села Буинского района.

              • Анонимно
                21.10.2019 17:14

                15 - 39.И татарский язык отличается от мишарского языка. И совсем не одно и то же. Мишарина с Нижгара или Пензы очень трудно понять.

                • Анонимно
                  21.10.2019 21:42

                  Надо не узкоказанский диалект знать, а всё богатство диалектов, если вы культурный пример хотите показывать.

                  • Анонимно
                    22.10.2019 10:00

                    Тогда уж и башкиры и казахи и узбеки и ногайцы и балкарцы разговаривают по татарски. Сейчас уж точно , с вашего лица сойдёт улыбка радости и счастья.

                  • Анонимно
                    22.10.2019 16:43

                    21:42 Надо не узкоказанский диалект знать, а всё богатство диалектов
                    Не возможные идеи вы изрекаете. Вернее, ваша рекомендация более или менее подходит только для профессионалов-лингвистов, филологов и других, "работающих с словом". Культурный человек должен знать т. н. "норму" языка. Она-то и заносится в основную массу словарей. А диалектизмы, "говоры" разъясняются в толковых, этимологических и других подобных специализированных словарях. В татарском за "норму" взят преимущественно "центральный", "казанлы" диалект. и это не спроста. Правда, с кириллической графикой письма получился грандиозный провал, имеющий главное значение для объяснения современного состояния языка. Но известно, чья это инициатива была.

                    • Анонимно
                      22.10.2019 18:16

                      кирилица это большой анохронизм не только для татарского, но даже для русского

        • Анонимно
          19.10.2019 14:52

          11:32 Не конкретное у вас заявление. Кто писал, кладбище какого века, если для 20 века - даже с какого по какой год и т. д. ? Потом можно рассуждать.

          • Анонимно
            19.10.2019 15:09

            14 52! Уточняю для вас лично. Было ОТДЕЛЬНОЕ кладбище. Для Тептяр . И в Свердловской области то же самое. Отделное кладбище. А татар в своём кладбище хоронили. Всё ?

            • Анонимно
              19.10.2019 15:49

              15:09 На ваш непонимающе упертый вопрос ответят свердловцы- Ебургцы и жители упомянутой вами "татарской деревни с басней".

              • Анонимно
                19.10.2019 16:17

                У вас 15 49, все. Не добежали до финиша ? И руку помощи никто не дает.

            • Анонимно
              21.10.2019 21:06

              15.09 Там на воротах была написано- Кладбище для типтяр, Кладбище для татар, или как?

              • Анонимно
                22.10.2019 09:58

                Да было так именно написано. Только по русски. Свой то уж давно забыли. Сами добровольно.

          • Анонимно
            20.10.2019 06:45

            Вам уважаемый 14 52, задали конкретный вопрос. А вы хвостом виляете, туда и сюда. Что, нечего сказать в ответ ? Тогда вам ещё один пример и вопрос. В одной из татарских сел Тукаевского района есть два отдельных кладбища. Один татарский и другой называется,, Киргизский '' И там же есть их улица под названием,, Киргизский угол ''. В честь тех, у которых предки были якобы Киргизами. Но сами они себя называли Каракалмаками.. Это пример к тому то Бустанов ничего не знает и его пример с Каргалами Сказки для малограмотных. И вопрос, почему же были отдельные кладбища, если оба народа МУСУЛЬМАНЕ????

            • Анонимно
              20.10.2019 12:15

              06.45 Тупой , еще тупее. Зиараты были привязаны территориально к населенным пунктам. У нас были рядом деревни, одну называли мишарской, другую типтярской, каждая имела свои зиараты и хоронили по общим мусулманьсим обычаям. Вы провокатор, пытающийся разделить татарский народ на мишары, типтяры и еще на кого-то.

              • Анонимно
                20.10.2019 13:27

                12 15 отсталый из отсталых!!!! Садись перед зеркалом и себе задай. вопрос. Зачем тогда Бустанов их всех мусульман видит на одном кладбище.? Якобы, не было разницы откуда Они. Главное Они мусульмане !!! Во вторых читай ВЫШЕ только по слогам, где было написано :Живущих в ОДНОЙ деревне татар и Тептяр хоронили отдельно в своих кладбищах. Дошло хоть ???? А. Не живущие отдельно друг от друга. А в ОДНОЙ деревне !!!!

                • Анонимно
                  20.10.2019 14:04

                  тип тэре о чем нибудь вам говорит? поэтому и мусульмане, что татары, хотя были перепетии

                • Анонимно
                  20.10.2019 23:54

                  Тупой еще тупее. Я вам привожу пример конкретный, могу назвать деревни. Тогда уже и вы приведите название деревни, где есть зиараты для татар и типтяр. Иначе вы просто брехун и все выдумали.

                  • Анонимно
                    21.10.2019 11:16

                    Скажите, а в деревне Сарабикулово, Лениногорского района, в которой живут и типтяры, и мишары, и просто татары кладбища раздельные? Может кто знает? У меня там родственники мишаро-типтяры.
                    Рим Дашкин

                    • Анонимно
                      21.10.2019 13:36

                      Нет, конечно, там общее мусульманское кладбище.

                    • Анонимно
                      21.10.2019 17:08

                      Рим! Вот это новость для других. Они и не думали и не гадали, что ещё есть и мишаро-типтяры.

                      • Анонимно
                        23.10.2019 15:06

                        Потому что отец мишар из Утямыша, а мать типтярка из Сарабикулово. И все они перемешались, считают себя татарами, но не забывают кто из кого.
                        Рим Дашкин

                    • Анонимно
                      21.10.2019 18:52

                      Значит Алтынбаев мишар или тептяр?

              • Анонимно
                20.10.2019 13:40

                Смеяться хочется, но нельзя смеяться над больными. Когда не могут отличить, соседние деревни мишар и типтяр. От Живущих отдельно друг от друга. И соответственно, козе понятно, у них у каждого в каждой деревне есть свои кладбища.

                • Анонимно
                  20.10.2019 15:45

                  13 40!!! Да, автор от 12 15 дальше из своего аула не выезжал. Или не вывозили. А рассуждать взялся в районном масштабе.

                  • Анонимно
                    20.10.2019 23:59

                    13.40 Автор 12.15 очень даже выехал и своей деревни, окончив там 10 классов , изучая все предметы на татарском языке, кроме русского языка и литературы, где в классе были 33 человека и почти половина поступили в вузы (правда это в ругаемое вами советское время) и теперь является доктором химических наук. Я думаю, вы просто неграмотный провокатор.

                    • Анонимно
                      21.10.2019 09:27

                      Сейчас мне понятно каким образом и как писал Историю татар физик. Аж 7 томов!!! И вы тоже из этой комедии.. В прошло году осенью в передаче ЮЛЧЫ, надеюсь, наверное знаете такую передачу. Была передача про жизнь татар Свердловской области. Так вот, житель этой деревни, который занимается историей села, области, татар. Рассказал, что в этой татарской деревне жили вместе с татарами и типтяры. Только у них была своя улица и свое отдельное кладбище. И опять же этот татарин, житель этой деревни говорит :Мы татары их типтяр называли Тибелеп Куылган Кешелэр. ЕСЛИ вы человек образованный найдёте эту передачу. Я к сожалению, не запомнил название этой татарской деревни. О чем конечно сейчас сожалею. А то заткнул бы вам рот.

                      • Анонимно
                        21.10.2019 13:58

                        09:27 Я думаю "физик" не писал 7 томов, в лучшем случае, поучаствовал в какой-то статье, двух-трёх. Административная работа, даже в редакции - это несколько другая специфика.

                        • Анонимно
                          21.10.2019 14:56

                          Нет, не один физик, только слово физик он самом деле пишется без кавычек. Не один писал, но под его руководством.

                      • Анонимно
                        21.10.2019 21:10

                        09.27 Как вас колбасит. И доктор физик не нравиться, и доктор химик не нравится. А вы сами-то кто, кроме названия провокатор что у вас есть? У вас то бабка деду говорит, то житель этой деревни говорит. А конкретно что есть?

                        • Анонимно
                          22.10.2019 09:54

                          21 10 !!!!! Меня колбасит, но вас нет. Когда недавно министром просвещения был агроном и откатились назад до самой крайней точки. Точки невозврата.Вот это вам конечно несомненно нравиться, а мне нет. И меня опять колбасит.

                          • Анонимно
                            22.10.2019 12:56

                            Вообще-то, министр образования РТ Э.Н.Фаттахов не был агрономом по специальности, он закончил факультет механики КСХИ и преподавал в этом вузе одно время. Как всегда, вы попадаете пальцем в небо.

                            • Анонимно
                              22.10.2019 18:07

                              КСХИ раньше всегда был самым не престижным учебным заведением. В основном там учились сельские ребята , по направлению колхозов. И знаем, какие студенты там диплом получали и как .И многие обратно в колхозы возвращались. С дипломом этого института на заводах делать было нечего.Он там не котировался. Ветеринарный , и то , стоял на порядок выше. Но, туда поступали уже грамотные , без направления. Неграмотные выпускники могли погубить целое стадо.

                              • Анонимно
                                22.10.2019 21:42

                                18.07 Я по наивности думал, что выпускники КСХИ по закону должны возвращаться и работать в колхозе, а вы считаете, что они "с дипломом этого института могли бы работать на заводах, но он там не котируется? Странная у вас логика.

                      • Анонимно
                        22.10.2019 00:25

                        09.27 Очередной обман со стороны провокатора. Просмотрел все передачи Юлчы, про татар Свердловской области они передачу не делали. На первой передаче Юлчы 29/09/18 (см. Ютуб) Оони выехали в путешествие до Оренбурга и по пути остановилис в селе Тумутук Азнакаевского района и вопроса откуда жители этого села . Было сказано, что до сих пор есть три участка : Казан очы, типтәр ягы, башкорт ягы. И зиарат тоже имеет три отдельных участка, только, внимание, мусульманские погребения, христианские погребения и погребения коммунистов! Ну, как, и кто комедиант?
                        Все ваши утверждения ложь!

                        • Анонимно
                          22.10.2019 10:50

                          В передаче ТАТАРЛАР было, а не в ЮЛЧЫ про Тептяр свердловска. Он сам наверное не видел и пишет, в ЮЛЧЫ. Все остальное верно, так и называют их местные татары.

            • Анонимно
              21.10.2019 15:47

              6:45
              "И вопрос, почему же были отдельные кладбища, если оба народа МУСУЛЬМАНЕ????"

              Деревенское родовое мусульманское кладбище, где похоронены мои дедушка и бабушка очень просторное.

              У каждой семьи или точнее рода есть свой ОТДЕЛЬНЫЙ участок.
              Между участками разных семей может быть 200-300 метров, но совсем это не значит, что у каждого рода (семьи)есть свое отдельное кладбище.

              Все они находятся внутри общей ограды.
              Раньше, выбранный селом бабай, который ухаживал за кладбищем, имел право косить сено на этих больших незанятых промежутках между родовыми участками с могилами и забирать это сено себе как оплату за свою работу.

              • Анонимно
                21.10.2019 17:05

                Вы 15 47 имеете ввиду про отдельные участки на ОДНОМ ОБЩЕМ кладбище. Это в деревнях везде так. Каждый род имеет свои места. У всех народов так. Это не новость и не открытие.

                • Анонимно
                  21.10.2019 19:33

                  У мишар есть особенность: разделение(на генном уровне)на "свой-чужой" они никогда не селились рядом с чужакми, не женились на немишарах, соответственно, на кладбище лежат только со своими. Сейчас конечно, немного иначе дела обстоят, в городах особенно- глобализация так сказать...

      • Анонимно
        19.10.2019 11:54

        Очень,, интересно '' рассуждает Бустанов. И не правильно. Если всех этих людей из Дагестана, Хорезма, Казанлы и других хоронили не на их родине. А в Каргалах, то как же по другому могли их хоронить ? Хоронили же их всех эти Каргалинские татары. И какая может быть другая погребальная эп графика ? Для всех умерших одно общее, местное.

    • Анонимно
      20.10.2019 12:06

      09.49 Вот не надо врать, я сам с Азнакаевского района, что рядом с Сармановским, нет там никакого деления кладбищ на татарские и мишарские, делятся только на мусулманьские и христианские.

      • Анонимно
        20.10.2019 15:47

        12 06 будьте не много, а чуть чуть внимательнее!!! Этого вам достаточно. Там написано не про мишар.А про Тептяр. Или вам одинаково???

        • Анонимно
          20.10.2019 17:45

          У некоторых людей в голове бывает идея-фикс, которая выеденного яйца не стоит. Пример тому - ваши каменты.

          • Анонимно
            20.10.2019 18:15

            То то, некоторые продвинутые,,вроде вас, стали путеводной звездой для остальных слепых и глухих. И не грамотных.

          • Анонимно
            20.10.2019 18:57

            Ну конечно 17 45, никому не приятно, когда тебя изобиличают во лжи и обмане. Когда против фактов одно минусование.

        • Анонимно
          21.10.2019 00:03

          12.06 А вы кто, татар, типтяр или мишар? Я вот типтяр и считаю себя татарином.
          И еще раз говорю, в наших деревнях нет деления зиаратов на татарские, типтярские и мишарские. Я думаю даже нет на башкирские. Они все мусульманские.

          • Анонимно
            21.10.2019 08:09

            00 03 и всем остальным, даже АЛЬ Химику! Итак, есть в самом Сарманово кладбище для татар отдельно и для типтяр, тоже к вашему сожалению, тоже отдельно.Дальше пошли. В деревне Иштиряково Тукаевского района есть тоже ОТДЕЛЬНОЕ кладбище для татар и ОТДЕЛЬНО для так называемых,, Киргиз '' ', хотя их считают Каракалпаками. Это все в ОДНОЙ деревне. Может быть успокоитесь уже ? Главное стыдно, за так называемого. Химика, доктора наук. Ничего не знает. Лучше бы занялся опытами в стенах своей лаборатории.

            • Анонимно
              21.10.2019 10:55

              08.09 И что , их хоронят как то особенно по своему? Почему тогда в Москве всех мусульман хоронят в одно кладбище?

              • Анонимно
                21.10.2019 11:31

                Нет не хоронят по своему. Хоронят по мусульмански. НО, все таки хоронят отдельно друг от друга. Если есть сомнения, приезжайте и сами, своими двумя глазами увидите в конце концов.

                • Анонимно
                  21.10.2019 14:10

                  11:31 Это деревенское, аульное "местничество". Такое есть у всех этносов, у русских, укров, узбеков, у многих. При переезде в города все это теряет значение, все говорят, думают на родном, государственном языках. В национальном масштабе невозможно "делиться на кучки" только по землячеству.

            • Анонимно
              21.10.2019 21:23

              08.09 Да здравствует Википедия. Для тупых:
              "КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
              Село Иштеряково и земли сельского Совета по административно-территориальному делению входят в Тукаевский район РТ.

              История села очень богатое. До революции здесь существовало 2 села: Кыргыз-Каракалпак и Иштеряково.На карте Уфимской губернии их также можно увидеть. Карта была создана в 1901 году и сейчас хранится в музее г. Набережные Челны. В Кыргыз-Каракалпаке жили 3 семьи. Жители этих соседних сёл долгое время не общались друг с другом. В эти места татары переселились уже в XVI веке, скрываясь от нападений Ивана Грозного.

              Годы проходят и в 30-годы село начинает называться Иштеряково. Первым здесь организуется колхоз «Трактор». С таким именем в 30-е годы начинает выпускаться районная газета, редактором газеты становится Нур Баян.

              В 19 веке в Иштеряково начинает работать медеплавильный завод.

              После революции и гражданской войны в селе происходят большие изменения. Гражданская война продолжается до 1919 года. Это время было очень тяжелым. Так в 1921 году от голода умирает очень много людей.

              В 1928 году перед коллективизацией в деревне строится машинное товарищество. Его членами были: Магдануров Зиганша, Ризванов Шакир,Туктаров Сабир, Исмагилов Гайся и другие. Руководителем был Мансуров Газиз. На базе этого товарищества в 1930 годы создается колхоз.

              Годы коллективизации также были сложными.Многие хозяйства не успев войти в колхоз, выходили из него. Таким образом, осталось всего 12 хозяйств. Благодаря активистам Магданурову Зиганше, Туктарову Сабиру, Ризванову Шакиру, Калимуллину Хакимулле, Хамидуллину Гарифулле колхоз сохраняется.

              Между иштеряковцами и кыргызами и после революции связь не налаживается. В селе существует 2 сельсовета: каракалпаковский и иштеряковский. 1 мая 1930 года они ликвидируются и присоединяются в один сельсовет.

              В 1932 году колхоз начинает строиться лучше. Начинается борьба советов с противниками организации колхозов. Мустафа мулла,Хасанов Ярулла, Ахметов Шакирзян, Исмагилов Идрис, Ахметов Губайдулла, Нугманов Габдулла в одном ряду с кулаками попадают в ссылку.В это время коммунисты и комсомольцы села начинают активно действовать. Одним из первых коммунистов активную работу ведёт Багаутдинов Габделахат. Создается первая комсомольская ячейка."

              Понятно причина названия зиаратов? Татарский народ хорошо помнит свою историю и чтит ее.

              • Анонимно
                22.10.2019 07:25

                Очень хороший пример ты привёл . Достоин для примера всем остальным :Жители этих соседних сел долгое время не общались. И после революции связь не налаживается. Заметь, живут Бок о Бок, оба села мусульмане !!!! Вот это уже тебе повод для размышления. Живут как враги, делят даже кладбища. Не говоря уже о женитьбе и выдавать замуж. А может такое везде и всюду так было на самом деле ? Не искал в Википедии?

                • Анонимно
                  22.10.2019 08:41

                  Автор от 21 23. Неудачный пример. Альфрид Бустанов пытается доказать, что мусульмане не делились по нациям. А вы уважаемый, приводите совсем другой противоположный пример. Они не общались друг с другом !!!!! Прекрасно ! Хотя жили рядышком. Пили воду из одного родника. Значит их, общая религия по сути не обьединяла, а наоборот друг от друга разьединяла. Только насильственне меры в 30 х их объединили.

                • Анонимно
                  22.10.2019 15:38

                  07.25 Не общались не означает, что они живут как враги. Не передергивайте. Было 2 деревни, каждый имел свое кладбище. Это и сейчас так. Я не знаю примеров, когда на две деревни было одно кладбище.

                  • Анонимно
                    22.10.2019 17:26

                    15-38 Читать уже разучились. Написано : НЕ ОБЩАЛИСЬ !!! НЕ БЫЛО СВЯЗИ !!! Это вы пытаетесь заново переписать.

                  • Анонимно
                    22.10.2019 17:29

                    Что вы 15 38 крутите и вертите а ? Не сейчас живут как враги , а Жили , как враги. Или все еще не понятно вам ?

              • Анонимно
                22.10.2019 09:50

                21.23 Исходя из написанных комментов ,если намеренно не напутали могут быть такие версии:

                Первая версия.Если типтярские татары "куылган кешеляр",то это могут быть татары к-рые "куылган" с рек после взятия Казанского ханства и бежавшие от крещения к востоку.То тогда типтярские татары те же самые татары,но для конспирации искажившие имя "татар" на "типтяр".

                Вторая версия.Если у типтярских татар в предках якобы киргизы или каракалпаки как пишется в комментах.Рассмотрим эту версию."Называли их киргизами,но сами считали себя каракалпаками."Вот русские называли казахов "киргиз-кайсаки",но все таки казахи не киргизы.Тогда остается это каракалпаки.Так что ли 21.23 ?

                Но возникает вопрос ?Если они считают себя из каракалпаков,но почему тогда они типтяры,а не каракалпаки???

                • Анонимно
                  22.10.2019 10:29

                  путает он мал малость про типтяр Свердловска.это было в передаче татарлар, а не юлчы. а все остальное он пишет правильно про тибелеп куылган кешелэр. я тоже видел это.

                • Анонимно
                  22.10.2019 21:58

                  09.50 Я не понял, почему этим вопросом вы обращаетесь к автору поста 21.23? Там только пояснено, почему кладбища в настоящее время деревне Иштеряково называются разными именами. Объяснение, что ранее это были две разные деревни, и каждая имела свое кладбище, теперь названия этих деревень сохранились в названиях кладбищ, и это не связано с национальностью.

  • Анонимно
    19.10.2019 10:55

    Как только Ленин В.И.,Подписал Декрет "Декрет об образовании ТАССР",то с этого Времени,Татары имеют Государственность.Что до мишар,мушар,крещёных татар,и не крещёных,всё это блшуд на словах.

  • Анонимно
    19.10.2019 11:23

    Ну тогда. вам и хакас, нанайцев, горцев,. азербайджанцев и прочих, нужно как и раньше называть татарами. Чтобы не было блуШда на словах.

    • Анонимно
      19.10.2019 15:20

      11:23 Нанайцы по генетике близки к китайцам, монголам и уграм, сибирским племенам. По языку они входят в тунгусо-манчжурскую группу т. н. алтайско-уральской макросемьи, в которую кроме тюркских языков некоторые лингвисты включают японский, корейский. Так что, если вам так нравится, - валяйте до кучи. Туманные "горцы", азербайжанцы вряд ли согласятся. Как говорится, будет у вас перебор.

      • Анонимно
        19.10.2019 15:39

        Да нет, перебора у меня нет. Это многие из сериала "Все Татары! !! '' называли вот этих народов татарами. Даже пролив под названием Татарский под себя примеряли. А про Азербайджанцев вообще была куча доводов, что их называли Азербайджанскими татарами. Так что перебор то, у вас.

        • Анонимно
          19.10.2019 21:48

          15 39 Так вы узнайте, как до Революции называли себя азербайджанцы.

        • Анонимно
          20.10.2019 12:16

          15.39 Посмотрите на историческую правду.

        • Анонимно
          22.10.2019 22:16

          Даже океан Татарский был!!!!

          • Анонимно
            23.10.2019 00:51

            по созвучию записал по русски Тихий - противоположное по смыслу. Возможно в этом суть русской идеи - все запутать, потерять смысл

            • Анонимно
              23.10.2019 15:17

              00.51 Так вы не знаете какой океан назывался Татарским?

          • Анонимно
            23.10.2019 15:08

            22: 16 Для европейцев с примерно 12-13 вв. все земли восточнее Юж. Буга, Днепра, Зап. Двины были владениями неведомых сначала "татар", насельников Тартара-Татарии. Со временем граница неизвестной Татарии сдвигалась всё восточнее. Поэтому когда француз Лаперуз в 18 в. побывал между Сахалином и восточным берегом Азии, а в сер. 19 в. адмирал Невельской открыл непосредственно Татарский пролив, его так и назвали, тем паче на землях вокруг нижнего Амура полно было топонимов с названиями, похожими на тюркские. .

            • Анонимно
              23.10.2019 17:09

              На средневековых картах посмотрите, как назывался Северный ледовитый океан.

  • Булгарин
    19.10.2019 12:06

    Хотел бы подправить. Словечко вроде нәсәкәй («это самое») переводится все же несколько иначе, как "что тебе надо" примерно в таком контексте. А вообще то все эти деления на основе вот таких различий просто чушь, которое играет только на пользу врагам татарского народа. Он должен быть един. Надо собирать народ, а не делить его мелкие группы.

    • Анонимно
      19.10.2019 13:34

      Опять Его Невежество Булгарин! Это же великолепно, когда можно многообразно выражаться, тысячами способов. Нельзя сводить к одной колее.
      Для меня, прочитавшего тысячи и тысячи книг на русском языке, глотавшего их с детства (во многом из-за лишения татарского образования и татарских книг), удивляет такой подход, мол есть единый литературный татарский язык. Есть повести Пушкина и романы Шолохова, между ними 100 лет. Язык у них очень сильно отличается, но какое удовольствие от этого. А понимание еще выпуклее. И нам, татарам, надо гордиться многообразием нашего языка. И еще помнить, что русскую литературу во многом создали татары, лишенные своей литературы и искусства.

      • Булгарин
        19.10.2019 17:24

        Опять дурачок появился. И опять не в ту степень коней гонит. Кто тут рассуждает о том, что должен быть один единственный татарский язык, неизменный во все времена. По-моему, четко написал, что не следует педалировать те небольшие различия в языке, которое делит татар на мелкие группки, отделяя их от основной массы татар. Скоро начнут писать, что есть такие народы как мишары или типтяры и т.д. К этому и ведут. Даже тут в комментариях все пропитано этим. Это тоже самое было бы, если среди русских находили какие-то различия в русском языке и на этом основании начали бы говорить, что вот есть такие народы как кривичи или вятичи, мокшане или псковчане, и они не русские или не совсем русские. Да, еще при этом вспоминать, что псковчане присягали на верность Батыю, а вот мокшане нет.

        • Анонимно
          19.10.2019 19:17

          Принимаю свою вину. Ошибся. Думал, что Вы тоже педалируете в не ту степь.
          Только прошу больше педалировать на однозначность , точность выражений.
          Тогда Вы точно станете Его Превосходство Точность Булгарин!

  • Анонимно
    19.10.2019 14:28

    Кстати, татарский литературный язык составлен на орфографии мишарского языка. Буквы "ч" и "җ" отсутствуют в татарском языке. Используются "щ" и "ж" вместо них в разговоре.

    • Анонимно
      19.10.2019 20:12

      Фонема җ (с "хвостиком")- это особенность среднетатарского а не западного (мишарского) диалекта. Например Елан- на среднетатарском диалекте җылан. Даже шутят про них: җә, Җәмилә, җиттек Казанга.

      • Анонимно
        19.10.2019 22:52

        жокание это не болгарское наследие, жокают киргизы ногайцы,казахи так что делаем вывод.

      • Анонимно
        19.10.2019 23:18

        20 12 Да, җылан. Хотя это яркий пример искажения произношения татарского слова в первой гласной при написании на кириллице.

    • Анонимно
      20.10.2019 12:22

      14.28 Еще один безграмотный, не знающий татарского языка, специалист выдал глубокомысленное открытие! Җиләк , чиләк и читек - эти слова отсутствуют в татарском литературном языке!

      • Анонимно
        20.10.2019 12:59

        ЧИТЕК «мягкие сапоги, гетры из мягкой кожи» ~ башк. ситек id. > чув. читтĕк, мар. с׳етык «олтансыз итек, читек, пайпак» < тат. (диал.) эч итек сүзеннән; бу сүз яңа түгел, к. рус. ичетыги, ичетоги, ичетки, ш. ук чедыгь «читек» (XV г. теркәлгән) ~ госм. чäдiк «читек», уйг. четәк id.

    • Анонимно
      21.10.2019 21:52

      /Кстати, татарский литературный язык составлен на орфографии мишарского языка. Буквы "ч" и "җ" отсутствуют в татарском языке. Используются "щ" и "ж" вместо них в разговоре./
      В литературном татарском языке отсутствует звук /ц/, как и в английском, например, но смягчение с /ч/ до /ц/ или с /ш/ до /щ/ это арский, казанский диалект и путь к смячению до /ц/, а в ногайском или казахском и до /с/ смягчение идёт.

  • Анонимно
    19.10.2019 14:39

    В Татарстане нужно создать свою мишарскую радиостанцию. У нас свой путь и своя идеология.

    • Анонимно
      19.10.2019 16:47

      Для 14.39
      Напиши это на "мишарском языке".

    • Анонимно
      20.10.2019 13:46

      цын татарца яз ди,
      каймак сетсез булмый инде))

    • Анонимно
      21.10.2019 21:56

      Мишары это вообще придумка на ровном месте, все кто не похож тот мишарб это хорошо ложиться на определённые цели, определённых сил.

      • Анонимно
        22.10.2019 14:24




        Мишари - потомки русских казаков записанные в татары.
        На начало 20 века, мишари -отдельный самобытный этнос, насчитывал численность около 600 000 человек. В советское время весь народ, без всяких на то оснований, объединили с другими тюркоязычными этносами Поволжья и записали в "татары". Но, несмотря на государственную политику лишения народа его памяти, традиций, культуры и самосознания, все же мишари сохранились.

        Мишари - это та часть древнего русского этноса, проживавшего в Поволжье, которые не приняв православного крещения сохранили свою самобытность. По традициям и образу жизни мишари наиболее близки русскому казачеству, что и естественно, так как до государственной христианизации, все предки русского народа были казаками или как нас называли европейцы - скифами. Значительно позже часть мишарей, или как их еще называли - мещеряков, приняли ислам сунитского толка, но многие перешли все же и в православие.

        Сейчас потомков мещеряков - мишарей в Поволжье не менее 1 000 000 человек и большая часть из них записаны как "татары". Но, самосознание народа постепенно пробуждается и уже достаточно остро встает вопрос о возвращении имени мишаре.

        • Анонимно
          22.10.2019 15:25

          бредите! мишары это не русские, а древне-русские = татары, русских еще не было, и казаки не были русскими, а татарами, как и само слово казак из татарского.

          как в русском деньги "из древне-русского" деньга, тенкэ, которое из татарского, означает что древне-русские это татары. Аналогично и ИЗБА из татаро-мишарское ЫЗБА "изба", которые созвучны татарским строениям АЗБАР/АЗБАР, коих в русском нет. Даже части тела у т.н русских из татарского - БАШКА, КУЛАК...

        • Анонимно
          22.10.2019 15:26

          и слово мишары из арабского

        • Анонимно
          22.10.2019 15:32

          12.24 Вопрос-почему эти русские казаки, записанные татарами, забыли, что они казаки, а вот другие до сих пор помнят, что они казаки? Пример: https://www.youtube.com/watch?v=-heNqx_yTxE
          Они тоже не забыли: https://www.youtube.com/watch?v=mvqtregJkC4
          И все поют на чистом литературном татарском языке. Мишарами не пахнет.
          Красивые казакские песни!

        • Анонимно
          22.10.2019 16:32

          19:24"Мишари - это та часть древнего русского этноса, проживавшего в Поволжье, которые не приняв православного крещения сохранили свою самобытность. "

          Это настолько древне русский этнос, что зная хорошо мишарский диалект можно себя чувствовать как дома в Узбекистане, Азербайджане и Туркмении-исконно древнерусских землях!

  • Анонимно
    19.10.2019 14:53

    Как все накинулись! Интересная получилась, статья-то! А про бездельников, ищите в другом месте, которые скоро станут из своей постели нами управлять. В Подмосковье уже в тестовом режиме начали так работать.

  • Анонимно
    20.10.2019 01:42

    нет никакого противоречия, мишары это боевой отряд татар

    • Анонимно
      20.10.2019 13:56

      кстати и чуваши и башкиры...
      чуваши - су башы
      башкиры - в поле
      возможно и удмурты и марийцы и мордва
      народы возникли из сословий, групп определенного общего вида деятельности. Например, лашманники тоже могли стать определенным народом, если бы весь лес не вырубили.

      • Анонимно
        23.10.2019 10:04

        ике тиен в тему:
        у чувашей существует целый сонм духов воды, главный из которых - Шыв Турри; вода является границей миров и прародиной народа. чтобы водяные духи не вредили, их ежегодно "кормили", забивая быков... Все водоемы и источники воды считались священными.

        (погуглите)

  • Анонимно
    20.10.2019 01:49

    провинциализм - это русское понятие, каждая область провинция (сами знает чего), без исключений, как и московская область. А у татар, как обычно, все наоборот - нет понятия провинциализма и любая провинция в русском понимани - в татарском - центр.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль