Машиностроение 
17.10.2019

Конец татарского «Робинсона»: КВЗ ставит в проекте «Актай» точку

Юрий Пустовгаров отдает так и не взлетевшего сверхлегкого «Жеребенка» в добрые руки семейства Миннахметовых

Мечту о российском малом вертолете, аналогичном американскому «летающему автомобилю» Robinson, можно окончательно позабыть. КВЗ передает уцелевший фюзеляж опытной машины детскому клубу «КидСпейс», что на «Казань Арене». В том, почему, казалось бы, не самая трудная задача по созданию сверхлегкой стрекозы оказалась непосильной для державы, строящей стратегические бомбардировщики и атомные ледоколы, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

КВЗ решил подарить один из двух находящихся у него на хранении фюзеляжей вертолета «Актай» игровому детскому городу «КидСпейс» КВЗ решил передать один из двух находящихся у него на хранении фюзеляжей вертолета «Актай» игровому детскому городу «КидСпейс» Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, КАК У АМЕРИКАНЦЕВ, НО…

Как стало известно «БИЗНЕС Online», КВЗ решил передать один из двух находящихся у него на хранении фюзеляжей вертолета «Актай» (в переводе с татарского — «белый жеребенок» — прим. авт.) игровому детскому городу «КидСпейс». «Эти вертолеты просто бросили, они погибали, — рассказал нашей газете источник в вертолетостроении. — Завод решил их восстановить: один — отдать в „КидСпейс“ (75% этого детского образовательного центра с прошлого года принадлежит семье Миннахметовых — прим. ред.), второй, может быть, — в какой-нибудь технический музей… Ничего так и не родилось из идеи малого вертолета и не собирается рождаться. Не будет у нас второго „Робинсона“. Нет, мы, конечно, можем его сделать, но цена будет намного выше, чем у американцев. Так какой смысл?.. В целом тему „Актая“ можно считать закрытой больше 10 лет назад, когда КВЗ ушел под „Вертолеты России“ и ее бросили. Так пусть хоть дети порадуются: все же это образец технического труда — важно воспитывать будущие поколения».

«КидСпейс» изначально заинтересовался Казанским вертолетным заводом в целом — как и другими компаниями-лидерами в своих сферахФото: «БИЗНЕС Online»

Руководство КВЗ на запрос «БИЗНЕС Online» не ответило. Впрочем, передачу машины подтвердила руководитель сети «Детский город «КидСпейс» Елена Тихонова. По ее словам, «КидСпейс» изначально заинтересовался Казанским вертолетным заводом в целом — как и другими компаниями-лидерами в своих сферах. Договорились сделать тематическую площадку — чтобы дети знали, какое предприятие есть в Казани. И уже в ходе обсуждения деталей придумали установить макет вертолета. И «Актай» подошел идеально — он небольшой, но при этом для полноценного рассказа о винтокрылых машинах достаточен. Что касается процедурных моментов, то машина передается во временное пользование: договор заключается на год с правом дальнейшей пролонгации. При этом техника должна быть не только приведена в порядок (например, покрашена), но доведена до безопасного для детей состояния, например, необходимо подрезать лопасти. Открытие экспозиции, скорее всего, будет в ноябре.

Передачу вертолета «Актай» сети «Детский город «КидСпейс» подтвердила ее руководитель  Елена Тихонова Передачу вертолета «Актай» сети «Детский город «КидСпейс» подтвердила ее руководитель Елена Тихонова Фото: «БИЗНЕС Online»

«Актай» с полным правом может считаться особенным проектом не только для казанского завода, но и для всего российского вертолетостроения. О создании сверхлегкого вертолета на КВЗ задумались в середине 90-х, с созданием собственного ОКБ. Дело в том, что в СССР и России никогда не было винтокрылой машины такого класса: Ми-1, с которого начиналось советское вертолетостроение (а заодно и КВЗ), для сверхлегкого все же был несколько тяжеловат, габаритен, сложен в управлении и обслуживании.

Как указывают эксперты, заинтересованности в легкомоторных вертолетах в стране с плановой экономикой никто не проявлял: основные потребители такого типа — авиаторы-любители — отсутствовали как класс, а для обучения военных и гражданских пилотов использовали Ми-2 и Ми-8. Да, они больше, прожорливее, но на горючем и ресурсах в СССР не «мелочились». Как рассказал «БИЗНЕС Online» инициатор создания «Актая», бывший заместитель генерального директора КВЗ и руководитель проекта легких вертолетов Валерий Карташев, в российских авиационных правилах до сих пор нет даже такого понятия, как сверхлегкий вертолет.

Первую попытку сделать аналог Robinson предпринял Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля. В 1986 году там создали Ми-34 Первую попытку сделать аналог Robinson предпринял Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля. В 1986 году там создали Ми-34 Фото: Малышев Николай/Фотохроника ТАСС

«ВРЕМЕНА БЫЛИ ТЯЖЕЛЫЕ — ЖРАТЬ НЕЧЕГО, НАРОД РАЗБЕГАЕТСЯ…»

Первую попытку сделать аналог Robinson предпринял Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля. В 1986 году там создали Ми-34, но в силу ряда причин массовым он так и не стал. Всего изготовили около 30 машин. Несколько из них недолго использовало ГУВД Москвы, часть эксплуатировалась в Казахстане, Румынии и Нигерии. Но после выработки ресурса (а он был всего 300 часов) вертолеты попросту встали, и их списали. Была еще попытка, она-то и стала «спусковым крючком» для казанцев. «Когда мы начали заниматься „Ансатом“ (середина 90-х — прим. авт.), прошел слух, что милевцы и Ростовский вертолетный завод затевают производство вертолета Ми-60МАИ, спроектированного Московским авиационным институтом (сразу скажем — проект так и не пошел — прим. авт.), — вспоминает Карташев. — И мы решили: а давайте опередим! Глобальная же идея была — делать в Казани линейку вертолетов: сверхлегкий („Актай“ — прим. авт.), легкий („Ансат“ — прим. авт.), средний (Ми-8 — прим. авт.) и больше (Ми-38 — прим. авт.). Когда у завода полноценная линейка, коммерция лучше идет — всегда загрузка есть».

Поскольку главные усилия заводского ОКБ тогда были сосредоточены на «Ансате», проектирование предложили возглавить спецам МВЗ Николаю Назарову и Григорию Шацкому. «Времена на милевской фирме были тяжелые — жрать нечего, народ разбегается, — вспоминает Карташев. — Давайте, говорю, мужики. Как платить — придумаем. И почти все проектирование вели москвичи, а документацию передавали нам». Все работы КВЗ финансировал сам. Натурный макет показали на МАКС-1997.

Характеристики новой машины предполагались такими. Длина — 8,35 м, высота — 2,69 метра. Масса пустого — 605 кг, максимальная взлетная масса — 1150 килограммов. Максимальная скорость — 190 км/ч, дальность — 400 км, потолок — 4,7 тыс. метров. Экипаж — 1 человек, полезная нагрузка — 2 пассажира или 300 кг груза. Впрочем, Карташев уверяет, что дальность предполагалась большей — 600 км, а вот цена — меньшей: «Рассчитывали, что „Актай“ будет стоить в два раза дешевле американских и французских аналогов — в районе 150 тысяч долларов, но трудно сказать, получилось бы это у нас или нет».

Для сравнения. Взлетевший в 1990 году четырехместный Robinson R44 от американской компании Robinson Helicopter признан самым популярным вертолетом общего назначения в мире — продано около 6 тыс. машин (его предшественник — взлетевший в 1975-м R22; было продано около 4 тыс. вертолетов). Длина — 9,06 м, высота — 3,27 метра. Вес пустого — 720 кг, максимальная взлетная масса — 1089 килограммов. Максимальная скорость — 210 км/ч, дальность — 650 км, потолок — 4250 метров. Экипаж — 1 человек, полезная нагрузка — 3 пассажира или 380 кг груза. Стоимость нового на сегодня — $600 тысяч.

Robinson R44 от американской компании Robinson Helicopter признан самым популярным вертолетом общего назначения в мире — продано около 6 тыс. машин Robinson R44 от американской компании Robinson Helicopter признан самым популярным вертолетом общего назначения в мире — продано около 6 тыс. машин Фото: © Роман Антонов, РИА «Новости»

ПОЧЕМУ НЕ ПОШЛИ НИ РОССИЙСКИЙ, НИ ШВЕЙЦАРСКИЙ ДВИГАТЕЛИ

Главной проблемой стал двигатель. Расчеты и зарубежный опыт говорили, что на малом вертолете оптимален только двигатель внутреннего сгорания, причем, чтобы не задирать цену машины, — отечественный. Но в России под требования «Актая» условно подходил лишь созданный еще в 1948 году поршневой М-14 (он, кстати, устанавливался на вышеупомянутый Ми-34) — слишком громоздкий, тяжелый, неэкономичный и низкоресурсный. И тогда для «Актая» решили адаптировать автомобильный роторно-поршневой двигатель (РПД) «ВАЗ-4265», разработанный специальным КБ на АвтоВАЗе. «Автомобили с РПД делали для спецслужб, — вспоминает Карташев. — Одна из его главных особенностей — он резко развивает крутящий момент». В Тольятти приобрели два движка, а главный редуктор заказали на петербургском «Красном Октябре».

В 2004 году выкатили летный прототип. «День первого запуска, — вспоминает Карташев. — Нажал я на кнопку, двигатель заработал, а лопасти не крутятся! Редуктор. Исправить его на заводе было невозможно — конструктивный дефект. Питерцы взялись доработать, но долго тянули, а когда доработали и прислали назад, я уже увольнялся (2007 год, когда КВЗ вошел в холдинг „Вертолеты России“, а команду генерального директора Александра Лаврентьева сменил менеджмент Вадима Лигая — прим. авт.), и на этом все заглохло — ни в Казани, ни в Москве он оказался не нужен». Впрочем, тогда «загнулись» и двигателисты. «Тольяттинское СКБ ликвидировали как непрофильное предприятие, — рассказывает Карташев. — А бюро хорошее было, и проект наш — тоже, с ним и тема РПД бы развитие получила».

Юрий Пустовгаров говорил, что никто не мешает заниматься «Актаем», но — в инициативном порядке. Что ж, заводу сегодня явно не до этогоФото: «БИЗНЕС Online»

В 2008-м сообщалось, будто для «Актая» выбрали двигатель швейцарской компании Mistral Engines. «Да, в Швейцарии фирма Mistral освоила японский РПД, который ставили на самолеты, — говорит Карташев. — Мы связались с ней, нам согласилась поставить двигатели, подписали договор, аванс скромный заплатили, но, когда мы с Лаврентьевым ушли с КВЗ, все заглохло».

Последняя новость об «Актае» относится, пожалуй, к 2009 году: тогда руководство КВЗ сообщило, что поставки вертолета планируется начать в 2012-м. После своего назначения на завод в конце 2017-го управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров говорил, что никто не мешает заниматься «Актаем», но — в инициативном порядке. Что ж, заводу сегодня явно не до этого.

Последняя новость об «Актае» относится, пожалуй, к 2009 году: тогда руководство КВЗ сообщило, что поставки вертолета планируется начать в 2012-мФото: © Сергей Субботин, РИА «Новости»

ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, КАК С SUPERJET

Был ли у «Актая» шанс стать хотя бы относительно массовым продуктом? «Главное — предложить, а там жизнь бы показала, — философски отвечает на этот вопрос Карташев. — Но… бухгалтерам, которые заполонили авиастроение, вертолеты не нужны». «Конечно, шансы были, и очень хорошие, — уверен главный редактор отраслевого портала Авиарунет Роман Гусаров. — Мы видим, как удачно реализован „Ансат“, и сегодня „Вертолеты России“ в легком классе машин могут похвастасться только им — именитые московские КБ этой темой не занимались. При работе над „Ансатом“ КВЗ получил хороший опыт, и, конечно, „Актай“ тоже мог создать. Такого вертолета у страны нет, но он нужен».

Гусаров полагает, что помешали две причины. Первая — проблемы с отечественным двигателем. Вторая — отсутствие на тот момент внутреннего рынка для малых вертолетов: «Тогда наши экономика и бизнес еще не созрели для вертолетов такого класса, чисто финансово не могли себе их позволить. Это позже „Робинсоны“ стали приобретаться и частниками, и компаниями, а тогда не были готовы в это вкладываться».

Эксперт считает, что сегодня технически идею реанимировать можно, но вряд ли это целесообразно — слишком многое изменилось за эти годы. Во-первых, КВЗ перестал быть самостоятельным, у него нет необходимого для разработки финансового ресурса. Во-вторых, решение надо принимать исходя из рыночных реалий. «А то повторится история с SuperJet, — предупреждает Гусаров. — Создали самолет, достаточно хороший, но спрос на такие лайнеры настолько микроскопический, что на таких объемах не построить ни жизнь завода, ни окупаемость проекта. Ведь не просто так „Робинсон“ — единственный массовый вертолет в своем классе: другие тоже могли бы сделать такую машину, но просто не видят целесообразности соваться в нишу, где уже есть продукт, выпускающийся большой серией и относительно дешевый». В этом смысле примечательно, что примерно пять лет назад «Вертолеты России» договаривались с итальянской AgustaWestland (сегодня называется Leonardo) о разработке малого вертолета, но, исследовав рынок, компании поняли, что инвестиции не окупятся, и проект так и не стартовал.

Технически идею реанимировать можно, но вряд ли это целесообразно. КВЗ перестал быть самостоятельным, у него нет необходимого для разработки финансового ресурса Технически идею реанимировать можно, но вряд ли это целесообразно. КВЗ перестал быть самостоятельным, у него нет необходимого для разработки финансового ресурса Фото: «БИЗНЕС Online»

Словом, по мнению Гусарова, шанс заиметь собственный малый вертолет Россия упустила, и, как бы нам ни хотелось, сегодня не его время, а значит, и силы тратить нечего. Карташев же склоняется к катастрофичной точке зрения, заключающейся в том, что Россия растеряла вертолетные навыки. «Ситуация такова, что, к примеру, грамотных прочнистов по редукторам нет даже в Москве, — уверяет он. — Новых вертолетов у нас не будет лет двадцать». Эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, поддерживая пессимистический уклон в оценке нынешней ситуации, все же надеется на просвет. «Попытки создания легких и сверхлегких летательных аппаратов не прекратятся никогда, — заверил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Если сумеем сохранить вертолетостроение, попытки продолжатся, и мы обязательно увидим десятки проектов».

Будем надеяться, что среди этих проектов будут и работы тех, кому прививают интерес к технике в «КидСпейсе».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.10.2019 08:12

Отдайте уже всё что есть в рт в добрые руки этого семейства и успокойтесь

  • Анонимно
    17.10.2019 08:12

    Отдайте уже всё что есть в рт в добрые руки этого семейства и успокойтесь

    • Анонимно
      17.10.2019 08:40

      История не знает сослагательных наклонений...
      Ещё про Левшу иностранцы спрашивали: А почему вы гордитесь, что он подковал блоху? Разве это что то Вам даёт? Жизнь лучше делает, технологии продвигает?...
      Но наши отвечали: Зато Аналогов больше нигде нет! Мы самые передовые!...

      Так же и здесь...
      Американцы 80 лет отрабатывают тактику и стратегию авианосцев...
      Перепахали ими весь Тихий океан...
      Миллионы самолёто-вылетов и посадок...
      Миллионы миль морских походов...
      Но наши: айда, мы тоже хотим!...
      20 лет тратили миллиарды народных денег...
      Пока не поняли, что в этом деле - ноль...
      И опять бредят...

      Так же и здесь...
      Айда! Безбулдарабыз!
      И опять - ноль....

      • Оптимист
        17.10.2019 10:02

        Кроме ми 8 разработки 60х годов прошлого века ничего не могут
        Пустовгаров сливает последнее
        Для этого и поставлен

        • Анонимно
          17.10.2019 11:33

          москва гасит кокурентоспособные производства в РТ: КАЗ угробили с ТУ-214 чтобы продвинуть SSJ;
          сейчас КВЗ - топят,
          Остаются З-д им. Горького и КАМАЗ. КАМАЗ - может и выживет, т.к. МИАСС - уже давно труп!
          А вот з-д им. Горького многим в россии как кость в горле.
          Дело за малым

          • Анонимно
            17.10.2019 12:08

            Ради SSJ угробили не 214, а готовый к эксплуатации и сертифицированный 334.

      • Анонимно
        17.10.2019 10:05

        При Суверенитете что разрабатывали, двигались, Ансат, Актай
        Теперь все хоронят

        • Анонимно
          17.10.2019 14:17

          10.05 эти Ансаты и Актаи начали запускать в производство на КВЗ с начала 2000х годов, я ещё практику проходил от КАИ в это время на КВЗ. Уже почти 20 лет прошло с тех времен , так эти вертолёты до ума не довели и в серию не пошли. Они уже морально устарели, ещё не успеваю сойти со стапелей заводских. При чем здесь заслуги суверинитета? Это провал руководства завода.

      • Анонимно
        17.10.2019 10:27

        А причем тут Айда? Безбулдарабыз?)) в другом регионе не то чтобы прототип, даже мысли бы не возникло сделать такой вертолет))

        • Анонимно
          17.10.2019 11:26

          так им же нужно ущемить все татарское, типа татары виноваты во всем, но никак не представители "великой" титульной нации))

          • Анонимно
            17.10.2019 12:51

            Другие регионы не мечтают за народные деньги.
            Нефть в 90-х стоила 8-10 долларов за баррель.
            Если перевести на сегодняшний порядок цен, это будет 140-160 долларов за бочку.
            Где эти деньги за нефть в РТ за 90-е?
            Их и вбухивали в эти мечты и булдарыбыз.
            Но только часть.

            • Анонимно
              17.10.2019 13:32

              Где деньги, Зин, которые Российская типа Федерация, во главе с людьми вашей национальности, состригла пока нефть была по 140-160 долларов?

            • Булгарин
              17.10.2019 17:59

              Идиот, нефть то и стоила, но и себестоимость ее добычи была немного даже выше. Да, кто к тому же еще и низкого качества нефть, надо было ее очищать от серы, приводить к товарному виду, много воды было. А транспортировка через Транснефть, ой как дорого. Так что и доходы были почти на нуле. Потому и сдали все. Не почувствовали перспективы роста цен на нефть до 120 долларов. А вот эти доллары потом куда делись, вот что интересно.

    • Анонимно
      17.10.2019 09:59

      А что еще осталось в республике для этих добрых рук?
      Чем еще их можно обогатить?
      Может БО сделает отдельный обзор?

  • Анонимно
    17.10.2019 08:22

    Это говоит только об одном - федералы уже ни на что не влияют, поэтому то ли ещё будет, ой -ёй- ёй...

    • Анонимно
      17.10.2019 09:30

      Как раз влияют - отрицательным образом.

    • Анонимно
      17.10.2019 11:35

      федералы как раз и гробят производства сохраненные даже во времена перестройки и смуты российской

    • Анонимно
      20.10.2019 08:10

      В республике, которая до сих пор нет-нет да и вспомнит о суверенитете, не должно быть предприятий ВПК в принципе! Нефть, туризм, может быть, КФУ и все!!!

  • Анонимно
    17.10.2019 08:46

    те, кто может себе позволить иметь такую технику, выберут импортную, надежную, проверенную, престижную. не умея создать масс-продукт, нечего лезть в премиум-сегмент. равно как и с автомобилями. это для оборонки можно создавать бестолковые шедевры по космическим ценам, там государство платит, а в гражданке такой подход не прокатит, частник всегда свои деньги считает, в отличии от генералов.

    • Анонимно
      17.10.2019 10:50

      Этих всех надо пересадить на отечественную без права выбора, всё равно за счёт нашей страны поднялись, за счёт её ресурсов и обдирания народа.

    • Анонимно
      17.10.2019 13:12

      Робинсон не премиум сегмент, R-44 самый аварийный вертолет. Просто это для тех кто хочет понтанутся что есть вертолет.

  • Анонимно
    17.10.2019 09:01

    все, что связано с ростехом - заточено не на развитие, а на жесткий контроль (в определенных интересах, естественно) финансовых потоков машиностроительных и специальных отраслей. Как сами отрасли будут развиваться (и будут ли вообще), руководство ростеха не интересует. У них давно все хорошо подготовлено для правнуков в натовских странах. Главное - правильное распределение денег.
    Ильфат

  • ЛДПР
    17.10.2019 09:01

    Говорят, как судно назовешь так оно и поплывет....

    • Булгарин
      17.10.2019 11:17

      Опять дурачок со своим бредом вылез!

      • Анонимно
        17.10.2019 12:54

        11:17. Теперь вас двое тут! А это уже какой-никакой, а коллектив

        • Булгарин
          17.10.2019 18:02

          Ага, в среднем по умственным способностям получится как раз средний россиянин, если вас в это коллектив добавить еще с вашим IQ равным 70, а может еще и умнее все же будет показатель этого коллектива.

  • Анонимно
    17.10.2019 09:12

    "бухгалтерам, которые заполонили авиастроение, вертолеты не нужны»
    - вот самое четкое определение того, что происходит во всей российской промышленности, и не только в авиастроении. Когда у руля вместо профессионалов стоят бухгалтеры, ничего хорошего ждать не приходится. Профукали столько отличных проектов, столько промышленных предприятий...

    • Анонимно
      17.10.2019 11:30

      А вы предлогаете строить вертолёты и продавать их в убыток? Разницу покрывать возметесь? "Профукали столько промышленных предприятий". Их не "бухгалтеры" профукали, а мы, рядовые потребители. Когда вместо телевизоров рубин и пылесосов буран стали покупать всякие сони и самсунги. И судьба Советского Союза была предрешена в тот момент, когда мечтой граждан стала югославская стенка и итальянские сапоги.

    • Анонимно
      17.10.2019 12:09

      То же в науке и высшей школе. Увы...

  • Анонимно
    17.10.2019 09:15

    Двигатель остается нашей самой слабой стороной в гражданке, планер сделать мы можем, а вот с двигателями беда.

    • Анонимно
      17.10.2019 10:51

      Надо добавить пока можем, потому как с ТУ-160 М не уверен, что мы планер можем сделать

  • Анонимно
    17.10.2019 09:24

    Очень жаль. Поначалу подумалось, что Миннахметовы берут с свои руки это дело и будут его возрождать. Однако нет
    Корпус в развлечение и музей.

  • Анонимно
    17.10.2019 09:25

    Очень жаль, что не нашли возможность поддержать это дело на уровне государства. Легче все закрыть и распродать...

  • Анонимно
    17.10.2019 09:41

    В страшном сне такое представить было не возможно, когда то в Великой державе. Довели все до ручки, позорище, эффективные менеджеры, мать вашу.

    • Анонимно
      17.10.2019 11:19

      Сказано же, вертолёт выпустить не проблема. Кто его покупать будет? Сейчас не ваша "Великая держава", ограничить выбор покупателей не возможно.

  • Анонимно
    17.10.2019 09:48

    Вот он настоящий уровень российского менеджетмента.. Увы..

  • Анонимно
    17.10.2019 09:50

    Почему все что ни делается, получается через одно место?

  • Анонимно
    17.10.2019 10:00

    Развивать авиацию это вам не водку продавать, тут опыт нужен

  • Анонимно
    17.10.2019 10:20

    Летающая машина с вазовским сырым недоделанным роторно-поршневым двиганом? Хорошо что не пошло это дело. Взяли бы у того же Мазды РПД.

    • Анонимно
      17.10.2019 12:11

      А не Вы ли тогда бы плач подняли, что ничего не можем сделать сами? И, кстати, про сертификацию что-нибудь слышали?

      • Анонимно
        17.10.2019 17:11

        ну раз даже для ВАЗа на четырех колесах, который минуточку, не в воздухе висит, а по земле ползает, этот движок РПДэшный не смогли толком серийно выпускать. Какой еще вертолет?

  • Анонимно
    17.10.2019 10:50

    Это позор. Осталось тогда все КВЗ отдать в детский проект. Пусть экскурсии водят, горки построят, будет всем весело. Есть правда альтернатива. Учредить государственное специализированное опытно-конструкторское производственное предприятие нацеленного для реализации именно таких неудавшихся предприятий. Каждый раз, после запуска серийного производства того или иного проекта, продавать или акционировать. Выигрыш: сам проект в смысле товар, и все остальное. Каист

    • Анонимно
      17.10.2019 23:48

      к 10: 50. Верно, ибо КАИ - пуп Земли.. Кстати, каисты- 74 года выпуска довели до ума автоматическую линию розлива в головном предприятии ТСП в Усадах...

  • Анонимно
    17.10.2019 11:06

    Все, что забирают и подминают те, кто в Центре в регионах начинает умирать. Думаю, что это не толь ко у нас, в других республиках и регионах, наверное тоже самое.
    Где наша конфетная фабрика "Заря" - выкупили москвичи - теперь там автомобильные пробки. Сейчас вертолеты с самолетами. Наши казанские и не разбиваются и не падают.
    Что интересно с "Хитоном", который был ранее лучшим в отрасли и внедрял технологии? "Конкурсные мальчики" , которые сами ничего не создавали, что сделали на этом заводе?
    Вот на центральных каналах в праим таим надо это обсуждать, а не проблемы соседней страны.

  • Анонимно
    17.10.2019 11:25

    В статье несколько раз рефреном говорится, что "КВЗ перестал быть самостоятельным". И что - если бы КВЗ был самостоятельным, то двигатели отечественные бы появились или рынок сбыта в стране для таких вертолётов появился? Ваши местечковые инстинкты из всех щелей лезут - и к месту и ни к месту.

  • Булгарин
    17.10.2019 11:39

    Ну, неужели не понятно, что нельзя сделать прорыв в каком то отдельно взятом изделии. Для этого необходимо, чтобы работала вся система нацеленная на технологическое развитие. Даже их этой статьи видно что, двигатель взяли от какого-то старого автомобиля, редуктор заказали на стороне, а он не пошел. Так что там свое то было? Сама идея переплюнуть американцев?

    Успех СССР в какой-то мере в своем техническом развитии был определен тем, что все же те или иные задачи решали комплексно. Этому способствовало плановая экономика и административный стиль управления народным хозяйством. Вот в Казани в свое время создали целый куст предприятий, нацеленных на авиастроение. Тут было два варианта создания такого комплекса. Или на основе одного большого министерства, обладающего большими ресурсами и полномочиями в одной отрасли экономики, например, авиация или автомобилестроение. Но это тоже, кстати, имела свои недостатки. Например, разработки и изделия одного министерства не могли пробить себе дорогу у другого, хотя там был в них острая необходимость. Для этого нужно было решение уровнем повыше, но очень часто на этом все и глохло. Другой путь создания такого мощного комплекса - территориальный. То есть в годы суверенитета была попытка все замкнуть на республику, создавая несколько таких комплексов. Это авиастроение, автомобилестроение и нефтехимия. Но со всем этим пришлось распрощаться. Теперь идет вертикальная интеграция, но при этом отсекаются многие проекты, все упрощается, а решения принимаются только на самом верху такой пирамиды. Думаю, и тут все грохнется, так вертикальная интеграция обычно нацелена на решение одной или от силы двух больших задач. Но и в этом случае возникают проблемы взаимосвязи с другими такими же структурами, занятыми решением других задача. Так тем, кто создает движки, нафиг надо заниматься движками, как вот для этого вертолета. Или с теми же редукторами.

    • Анонимно
      17.10.2019 13:18

      Успехом СССР был промышленный шпионаж, поставленный на государственную основу.
      И система, экономически пожирающая саму себя.
      Когда для освоения территорий строили предприятия - лишь бы только занять рабочие руки и дать хоть какую то зарплату.
      Например , в шахтёрских регионах строили дешёвые швейные фабрики, выпускающие серые простыни и телогрейки, что бы занять женскую половину шахтёрских семей.
      И так была устроена вся экономика.
      А в про какую то интеграцию.

    • Анонимно
      17.10.2019 14:20

      Болгарин, у вас есть ответы на все вопросы , вы знаток во всех темах)) такие люди настораживают

      • Анонимно
        17.10.2019 17:40

        Болгарин - профессор, доктор физико-математических наук.

  • Анонимно
    17.10.2019 12:11

    Рыночная экономика в России ни к чему хорошему не приводит. Это ещё царизм доказал, Только резкий пинок под зад в виде сталинизма дал стране мощное технологическое развитие. По другому быть не может, менталитет чиновников-бояр заточен только для распила бюджетов и продаже реаурсов.

  • Анонимно
    17.10.2019 14:03

    Да уж, назвать вертолет белым жеребенком и надеяться на успех)))смешно

  • Анонимно
    17.10.2019 15:02

    Весь этот менеджмент 2000 -х во главе с Лигаем посадил КВЗ в большую лужу, а сами на золотых парашютах Разлетелись кто Гуда.

  • Анонимно
    17.10.2019 16:28

    Когда Сикорский вышел на гражданский рынок после войны - в штатах работало более 500 вертолетных групп - в гаражах мастерили гелиокоптеры и никто Лигая не поминал... работали на себя... и снова Сикорскитй стал великим... работайте, братья и не плачьте про рынок... все что надо - рынок купит..., а эту штуку отдать Миннахметову на стадион - глупость такая же как катать ТУ-144 по Казани - войдет в историю казус гордой Казани.... а моторчик швейцарский могли бы и повторить невзначай... ежели головы на месте, а не кошельки вместо голов

  • Анонимно
    17.10.2019 16:31

    надо было подгонять под рынок, доводить ,немного поработать. Слить проще конечно. Договоритесь с китайцами если уж совсем. Через год полетят во многие страны.

  • Анонимно
    17.10.2019 16:37

    Какая авиация в республике которой командуют выходцы из сельхозинститута.Теперь о движках.В своё время на КМПО выпускался лучший в союзе лодочный мотор серийно и были уже испытаны движки повышенной мощности готовые к производству.И на базе этих движков были разработаны мотодельтапланы.Просто в те времена заводом командовали авиаспециалисты.А сейчас на КМПО продают площади и станки.Выходцам из КАМАЗа не нужна авиация.А на заводе можно было решить и проблему Ансата и проблему лёгких вертолётов.Технологиями изготовления как реактивных так и ДВС завод владел и было всё необходимое оборудование.

  • Анонимно
    17.10.2019 17:54

    Выходцы из Камаза еще остались в Казани?

  • Анонимно
    17.10.2019 18:45

    Почему американцы могут дешево построить легкий вертолет, а у нас в России имея все, и пока еще умы, не могут? Позор руководству страны!

  • Анонимно
    17.10.2019 19:55

    Только не надо передёргивать.
    Вертолёт получается дороже из-за коррупционной составляющей.
    Мой знакомый в одной из соседних республик наладил своим малым предприятием серийный выпуск дельталётов "Урал" (более 400 комплектов), сверхлёгких самолётов "Птенец" (более 60 комплектов), а в крайние несколько лет -- сконструировал, изготовил, испытал и налетал часов 500 -- единственный в мире сверхлёгкий вертолёт соосной схемы "Роторфлай".
    Далее, немцы предложили ему за чертежи 1 млн. долларов. Он отказался. Китайцы тоже предложили деньги ничего не попросив взамен. После того, как вертолёт увидел в Геленджике Президент РФ и поручил помочь наладить серийное производство -- наш герой, конечно, обрадовался.
    Да только "всё пошло не так": приехал из Москвы какой-то генерал и сказал: "Теперь это предприятие моё. Если хочешь -- возьму тебя на работу". Конструктор хлопнул дверью и ушёл.

    Несколько лет назад на одном из слётов любителей авиации был представлен и летал другой сверхлёгкий двухместный вертолёт, не помню откуда, построен тоже самодеятельным конструктором.
    Так что "их есть у нас". Просто "тормоза слишком сильные".

    Справедливости ради скажу, что обе машины, про которые я тут описал -- с импортными двигателями. Ну и что?

    • Анонимно
      17.10.2019 22:12

      Так он все же продал, или уже все устарело?

    • Анонимно
      18.10.2019 08:30

      Верно - разницы нет какой мотор - летать можно и нужно... но гробить Ак Тай у нас на глазах - чудовищно.

  • Анонимно
    17.10.2019 20:40

    Идет планомерное уничтожение производственных мощностей, с авиацией покончили, 25 лет спали и ничего не делали, теперь поздно, мы сырьевая колония для миллиардеров.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль