Нефть и нефтехимия 
1.11.2019

Финны сливают бензин: Наиль Маганов «займет доминирующую позицию в Ленинградской области»

«Татнефть» выкупила сеть АЗС в СФО у Neste, но первые пять лет не собирается афишировать это перед потребителями

«Татнефть» закрыла сделку по покупке топливно-розничного бизнеса финской госкомпании Neste в РФ в Северной столице. 75 АЗС и терминал в Санкт-Петербурге отошли в собственность альметьевских нефтяников накануне. Цена сделки не раскрывается, но, по оценкам экспертов «БИЗНЕС Online», сеть финских заправок могла уйти за 140–150 млн евро. С ними татарстанская компания сделала еще один шаг к своей цели — почти что удвоению числа АЗС.

«Татнефть» закрыла сделку по покупке топливно-розничного бизнеса финской госкомпании Neste Фирма Neste, согласно ежегодному рейтингу Global 100 в 2019 году, заняла третье место среди самых устойчивых компаний мира. В 2018-М ее выручка составила 14,9 млрд евро Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

«займет доминирующую позицию на розничном рынке дизтоплива Ленинградской области»

ООО «Татнефть-АЗС-Запад» («дочка» «Татнефти») купило топливно-розничный бизнес Neste в России, о котором мечтало еще с июля 2019 года, когда было заключено соответствующее соглашение с корпорацией Neste. Все это время нефтяники из Альметьевска ждали официального разрешения от антимонопольного органа.

В своем решении от 4 октября 2019 года ФАС не без сожаления отмечает: «В результате сделки „Татнефть-АЗС-Запад“ займет доминирующую позицию на розничном рынке дизтоплива Ленинградской области»; «Сделка приведет к сокращению числа участников розничного рынка бензина и дизтоплива в Ленобласти»; «Покупка финских АЗС приведет к ограничению конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах Ленинградской области». Такие пассажи выглядят все-таки преувеличением: речь идет о покупке 75 АЗС (и одного терминала), притом что, по данным портала benzin-price.ru, в Ленинградской области насчитывается 366 АЗС различных компаний, а в Санкт-Петербурге их 578. В итоге разрешение ФАС все же выдала, после чего неминуемо последовало закрытие сделки.

В соответствии с отдельным соглашением между компаниями после завершения сделки рознично-сбытовая сеть будет продолжать работу под брендом Neste до пяти лет.

«Рознично-сбытовая сеть ПАО „Татнефть“ входит в пятерку крупнейших российских сетей и включает более 710 автозаправочных  станций. Стратегия розничных продаж „Татнефти“ направлена на реализацию высококачественного топлива, произведенного на современном нефтеперерабатывающем заводе компании — ТАНЕКО», — говорится на официальном сайте «Татнефти».

В пресс-службе «Татнефти» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что приобретение сети АЗС Neste позволит компании «существенно увеличить свою долю рынка розничных продаж моторных топлив на северо-западе России».

«Приобретая сеть АЗС Neste, „Татнефть“ значительно увеличивает свое присутствие на региональном рынке и обеспечивает реализацию собственного высококачественного топлива в премиальном сегменте розничного бизнеса», — сообщает компания. 

Нефтяники высоко оценивают качество приобретенного актива — как в техническом плане, так и в части уровня сервиса. Причины ухода Neste с российского рынка в «Татнефти» комментировать не стали. На вопрос о стоимости покупки нашему изданию было сообщено, что на данный момент компании договорились не раскрывать цену сделки.

Отметим, что фирма Neste, согласно ежегодному рейтингу Global 100 в 2019 году, заняла третье место среди самых устойчивых компаний мира. В 2018-м ее выручка составила 14,9 млрд евро. Штаб-квартира Neste расположена в городе Эспо, гендиректором является Питер Ванакер, 44,7% организации владеет Госсовет Финляндии. Компания является крупнейшим в мире производителем возобновляемого дизельного топлива (ДТ), также она заявляет о себе как о передовом в технологическом отношении нефтеперерабатывающем предприятии по производству высококачественных нефтепродуктов.

Дмитрий Козак дважды принимал решение о заморозке цен на бензин и ДТ Дмитрий Козак дважды принимал решение о заморозке цен на бензин и ДТ Фото: tatarstan.ru

«не нужно вкладываться в ребрендинг, но можно будет воспользоваться работающей сетью»

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает, что для «Татнефти» сделка с Neste даст неплохой прирост сбытовой сети и продвижение в северо-западный регион страны. «Сегодня фирменная сеть АЗС „Татнефти“ на территории России насчитывает около 600 АЗС, плюс еще 110 АЗС в Беларуси и на Украине. По новой розничной стратегии „Татнефть“ планирует довести число своих заправок до 1,1 тысячи, покупка сети Neste работает в этом направлении», — говорит аналитик.

На топливном рынке СЗФО «Татнефть» до сих пор была представлена незначительно, до настоящего времени там имелось всего около 40 АЗС под брендом татарстанской компании, в том числе 22 — в Санкт-Петербурге и Ленобласти, 11 — в Вологодской области, 8 — в Архангельской. Калачев отмечает, что в этом регионе более активно работают «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». «Покупка сети Neste позволит „Татнефти“ потеснить конкурентов на топливном рынке северо-запада. Это емкий рынок промышленно развитого и густонаселенного региона с высоким уровнем автомобилизации», — уверен эксперт компании «Финам».

Тот факт, что еще до пяти лет «Татнефть» будет продавать топливо под логотипом Neste (две капли, окрашенные в сине-бело-зеленые цвета), аналитики объясняют вполне прагматичными соображениями — так альметьевцам будет проще закрепиться в регионе, в котором знают и любят финский бренд.

«Это хороший работающий актив. И к тому же некоторое время не нужно будет вкладываться в ребрендинг и продвижение своей марки, но можно воспользоваться работающей сетью, при этом продавать свой бензин и дизельное топливо», — говорит Калачев.

Предполагается, что Neste решила уйти с рынка РФ из-за снижения маржинальности сбытового бизнеса на рынке моторного топлива в нашей стране. Это произошло после резкого роста оптовых цен на бензин и ДТ в 2018 году. Ситуацию пришлось взять в руки вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку, который дважды принимал решение о заморозке цен на бензин и ДТ. В 2019 году была введена система демпфирующего механизма, который компенсирует оптовикам потери от продажи топлива внутри страны в случае роста экспортных цен. По всей видимости, на иностранных поставщиков система демпферов не распространилась — и они поспешили уйти с рынка.

«Регулирование рынка для сдерживания розничных цен на фоне растущих оптовых цен оставляет АЗС мало возможностей работать прибыльно. В отличие от независимых сетей, вертикально интегрированные нефтяные компании, имеющие собственную переработку, имеют возможность перераспределять маржу между добычей, переработкой и сбытом», — отмечает эксперт.

По оценкам АО «Финам», цена сделки могла составить районе 140–150 млн евро, то есть около 10 млрд рублей, или примерно по 130 млн за одну АЗС.

Если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет  более чем вдвое Если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет более чем вдвое Фото: «БИЗНЕС Online»

ДОТЯНУТЬСЯ ДО 1,1 ТЫС. АЗС

Напомним, что в самом конце сентября «Татнефть» рассмотрела новую концепцию рыночной стратегии и развития розничного бизнеса, рассчитанную до 2030 года. Она предусматривает количественное и качественное развитие сети как на территории РФ, так и за ее пределами. Тогда заявлялось, что розничная сеть нефтяной компании насчитывает 713 АЗС, в том числе порядка 600 в России, а также в Беларуси, на Украине и в Узбекистане. Общий объем реализации «Татнефтью» моторного топлива составляет 1,9 млн т в год.

В рамках новой стратегии количество АЗС будет увеличено до 1,1 тыс., в том числе 150 франчайзинговых заправок. Таким образом, если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет более чем вдвое. К этому сроку продажи топлива компании (включая не только АЗС, но и мелкий опт) достигнут 5 млн т в год (для сравнения: для обеспечения потребностей всего Татарстана в год необходимо 2,5 млн т моторного топлива). Инвестиции в развитие розничной сети АЗС в 2019–2030 годах, согласно стратегии, составят 13,8 млрд рублей.

«Качественное улучшение существующих АЗС предусматривает создание современных автозаправочных станций с полным спектром сервисов и услуг, серии флагманских АЗС с внедренными инновационными технологиями, развитие нетопливного бизнеса с расширением сервисов», — говорится в сообщении компании. В частности, в начале года стало известно про планы нефтяников развивать на своих заправках сеть татарского фастфуда.

. На новых АЗС акцент будет также сделан на развитии нетопливного бизнеса — кафе и магазинов, автокафе, терминалов самообслуживания, автомоек На новых АЗС акцент будет также сделан на развитии нетопливного бизнеса — кафе и магазинов, автокафе, терминалов самообслуживания, автомоек Фото: «БИЗНЕС Online»

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в «Татнефти», основное развитие сети АЗС запланировано на территории России, а также в Узбекистане (пока там открыто две АЗС). В компании затруднились ответить, сколько именно автозаправочных станций будет в Татарстане, а сколько — в остальных регионах России и за рубежом, но отметили, что выбор регионов присутствия определят исходя из удобства логистики, плеча доставки нефтепродуктов и экономической целесообразности.

Внутри республики нет дефицита АЗС, поэтому в организации не исключают, что для расширения сети в Татарстане (и не только) будет применен механизм франшизы, когда под брендом «Татнефти» независимые мелкие сети начинают торговать бензином ТАНЕКО и в целом работать по стандартам компании. На новых АЗС акцент будет также сделан на развитии нетопливного бизнеса — кафе и магазинов, автокафе, терминалов самообслуживания, автомоек.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.11.2019 12:56

12.38. иностранные компании уходят из России и это факт.во многих отраслях промышленности иностранные компании ушли или на стадии продажи активов.

Причина это санкции. Иностранные компании знаю что то чего не знаем мы обычные россияне а слуги народа /чиновники/ нам не говорят всей информации.

  • Анонимно
    1.11.2019 12:35

    а насколько выгодно будет возить топливо в тот регион из Нижнекамска?
    По логистике этот вариант вчистую проигрывает Киришскому НПЗ, например, или ЯНОСу

    • Оптимист
      1.11.2019 12:49

      Почему то Сургутнефтегаз не имеет своих заправок, хотя рядом Киришский НПЗ

      • Анонимно
        1.11.2019 14:46

        Потому что СНГ тупо плевать на простых российских автомобилистов, они свою продукцию гонят на запад и продают за евро.

      • Анонимно
        1.11.2019 17:19

        Имеет, хотя и не много

    • Оптимист
      1.11.2019 12:50

      ЯНОС на Москву работает и частично на Белоруссию

    • Анонимно
      1.11.2019 12:53

      Ради одной-двух колонок никто возить не будет. Тут же целая сеть с нефтебазой впридачу.

    • Анонимно
      1.11.2019 12:57

      ДТ погонят трубой. Это копейки.
      А бензином будут виртуально меняться на базисах НПЗ с Газпромнефтью и Роснефтью.

      • Анонимно
        1.11.2019 17:02

        для того, чтобы не смешивать свое топливо с другим, Татнефти придется создавать собственный нефтепродуктопровод для ДТ и заполнять его, а это явно не копейки.
        ЖД транспорт тоже уже давно не дешевый
        если закупать топливо у местных производителей, то Татнефть на этой территории не будет отличаться от прочих "крупных барыг" без собственного производства

    • Анонимно
      1.11.2019 12:58

      Если купили сеть заправок, то купили и нефтебазу. Куда будут гнать ж/д составами бенз и дизель.

      • Анонимно
        1.11.2019 13:35

        ТН нарастило производство бензина и дизельки. По нормативам об’ем продажи на внутреннем рынке для НПЗ обязателен и зависит от общего об’ема производства. Поэтому для увеличения производства на внутреннем рынке нужен сбыт, то есть заправки. Вот и купили. Только продажи бензина и дизельки на внутренний рынок по сравнению с внешним существенно менее выгодные. Так как внутри цены ограничивают. Поэтому по сути ТН купила заправки чтобы зарабатывать меньше)). Правда все убытки будут компенсированы за счёт продажи сырой нефти. А так сейчас переработка нефти убыточная для всех НПЗ

    • Анонимно
      1.11.2019 14:12

      Никто никуда дальше определенного расстояния не возит топливо. Свой, не свой, не важно. В каком регионе ближайший НПЗ - там и берут.
      Слишком затратно.

  • Анонимно
    1.11.2019 12:36

    \\..но первые пять лет...\\

    Боятся, что заправляться у них перестанут? :)))

    • Анонимно
      1.11.2019 14:14

      Посмотрите как жители С.Петербурга и Ленинградской области уже давно и активно обсуждают эту тему на разных сетевых форумах, посыл примерно такой, что качество станет таким же плохим, как на представленных у них заправках Татнефти. Вопрос только один - с какого момента? Уже пора объезжать их стороной или ещё пару раз можно будет заехать без ущерба для двигателя.

  • Анонимно
    1.11.2019 12:38

    Причина по которой «Neste» покинула рынок сбыта какая?

    • Анонимно
      1.11.2019 12:56

      12.38. иностранные компании уходят из России и это факт.во многих отраслях промышленности иностранные компании ушли или на стадии продажи активов.

      Причина это санкции. Иностранные компании знаю что то чего не знаем мы обычные россияне а слуги народа /чиновники/ нам не говорят всей информации.

      • Анонимно
        1.11.2019 14:39

        хватит нагнетать, маржи на рынке АЗС не хватает местным, а тем более иностранцам, которые пришли зарабатывать. Вот и приняли логичное решение. Сейчас АЗС зарабатывают в основном на кофе...

        • Анонимно
          1.11.2019 18:29

          Вот же бедненькие! Срочно снизит им налоги!

        • Анонимно
          1.11.2019 19:01

          Не смешите! Маржи ему не хватает. Сколько маржи вам нужно? Сегодня маржа на 92-ом 5-6 рублей. Не хватает маржи, покупайте на бирже или же на прямую у производителя. А то привыкли через трейдеров, да ещё и с откатами.

      • Анонимно
        1.11.2019 14:48

        Почитайте питерские форумы,финики уходят из Питера потому что пригревают конкуренцию. Дело не только в АЗС а вообще весь бизнес у них малоподвижный

    • Анонимно
      1.11.2019 12:58

      В статье указано.

    • Анонимно
      1.11.2019 17:14

      Низкие цены реализации топлива. Просто не выгодно. Топливо покупается на НПЗ, брендируется и продаётся. В итоге с учетом текущих цен на розничном рынке и оптовых ценах на НПЗ, это просто не выгодно. Поэтому сейчас многие продают заправочный бизнес. Остаются только ВИНКи

  • Анонимно
    1.11.2019 12:40

    Азат Д

    Сами финны на электромобили переходят, аборигенам слили коплилки.

    • Анонимно
      1.11.2019 12:59

      Финны в Питере что ли на электромобили переходят?
      Причем тут это?

      • Анонимно
        1.11.2019 13:07


        Азат Д

        Если в финке от заправок отказываются, зачем им в Питере азс содержать.

        • Анонимно
          1.11.2019 13:54

          Да кто тебе сказал, что Финляндия отказывается от заправок?
          На конец 2018 года из 5 млн авто там чисто электрических 2,7 тыс. (0,05%) и 13 тыс гибридных 0,26%), которые все-таки бензин льют.
          То есть 99,95% водителей заправляются на АЗС.

          • Анонимно
            1.11.2019 14:51


            Азат Д

            Они и сказали - "Neste сосредоточится на развитии решений по возобновляемым источникам энергии и экономике замкнутого цикла в Финляндии и странах Балтии (у компании более 1 тыс. АЗС), говорится в официальном сообщении".

    • Анонимно
      1.11.2019 14:50

      Не завезли тут про эл мобили) там Теслы такая же диковинка как и в Казани. А если убрать господдержку так и вообще никому будут не нужны

  • Анонимно
    1.11.2019 12:49

    Уже давно татнефти не заправляюсь там качество бензина плохое, машина глохнет

    • Анонимно
      1.11.2019 13:18

      А где хорошее?

      • Анонимно
        1.11.2019 18:38

        Шелл на ямашке. Более менее.
        А на татнефть больше не езжу, после того как залили бурду, движок работал неустойчиво, в сервисе нашли воду в бензобаке.

    • Анонимно
      1.11.2019 13:34

      Машина ГЛОХНЕТ ?????
      Чо правда чтоли? Может не в бензине все таки дело.

      • Анонимно
        1.11.2019 13:38

        Фильтр два раза менял забитый грязью после заправки татнефть, сейчас заправляюсь в лукойл

        • Анонимно
          1.11.2019 18:56

          Ты проблемы Татнефтепродукта на Татнефть не перекладывай..

      • Анонимно
        1.11.2019 13:43

        Кто может помнит как Татнефть строила "бензиновый" бизнес. Кварталовские жители - видели. АЗС "Ромашка" около XL - сгорела, и сразу после этого нашла нового хозяина в лице Татнефти. АЗС напротив XL - раза 2 её полностью громили, после того как стала Татнефтью - погромы прекратились. Я понимаю, вы скажете Татнефть не причем, у них там была другая структура Татнефть-АЗС-Казань...
        Я к чему - бандитский бинес, и бензин плохой... Что говорить - если руководители (2-е лица) Танефти лично заправляются на Лукойле...

    • Анонимно
      1.11.2019 13:40

      ТАИФовские манагеры набежали))))

    • Анонимно
      1.11.2019 13:43

      12:49 Ну, насмешил! Можно критиковать Татнефть за разные косяки, но бензин там нормальный.

      Хотя все возможно, есть категория водителей, которые ездят на "красной лампочка". Когда глохнет, то руками заталкивают на заправку.

    • Анонимно
      1.11.2019 14:18

      На Танеко бензин начали только в текущем году производить. До этого на заправках Татнефти продавался бензин с других заводов.
      Попробуйте сейчас заправить. Может быть Ваше мнение изменится.

    • Анонимно
      1.11.2019 14:51

      Может машину поменять? Как надо так не любить своё авто чтобы оно от бензина глохло!))))

  • Анонимно
    1.11.2019 12:49

    Татнефть молодцы вперёд

  • Man_16rus
    1.11.2019 12:53

    Это же прекрасно! Вологодской, Ярославской, Костромской области практически нет нормального дизельного топлива!
    А если найдешь Лукойл, то цена на 4 руб дороже за литр чем в Казани!
    Татнефть, Молодцы! Даёшь конкуренцию и качественное топливо!

    • Оптимист
      1.11.2019 13:22

      Славнефть чем вам плоха?

    • Анонимно
      1.11.2019 13:43

      Я заметил, что на платной М11 топливо действительно рубля на 4 дороже. А расход выше из-за повышенной скорости :))
      Но это бензин, не дизель. Как то не замечал особенную дороговизну топлива на Лукойле на обычных дорогах.

    • Анонимно
      1.11.2019 13:53

      В прошлом году перед Вологдой заливался дт-танэко на азс Татнефть. Ярославскую обл. перед этим проскочил, наших азс не видел. Далее Арх. Коми, Кировская обл. там тоже Татнефти нет.А солярочка танэковская хороша! Лукойловской не уступает, возможно и лучше.

  • Анонимно
    1.11.2019 13:35

    Татнефть в последний год-два скупает все подряд. ВСЕ ПОДРЯД. И платят щедро. К чему бы это?
    Можете не отвечать, это риторический вопрос.

    • Анонимно
      1.11.2019 14:54

      Покупают потому что хотят увеличить кол во АЗС в двое, русским языком же написано, конспиролог вы наш))))

    • Анонимно
      1.11.2019 15:00

      Конечно вкладывают внутри страны, потому что русские капиталы на западе воспринимаются высоко токсичными, всем очевидно их происхождение, они не заработаны, это либо бюджетный распил либо торговля недрами также в ущерб государству через безналоговые (оффшорные) схематозы, и немного торговля оружием. Всё. Поэтому бенефициары понимают в том числе собственную токсичность и возможные проблемы для них лично на западе, соответственно нужно делать подушку на Родине.

  • Анонимно
    1.11.2019 13:37

    Тут пишут западный бизнес бежит от нас из -за санкций от США ,а может из-за санкций ответных ? Может это лучше ,что наши берут активы в свои руки ? Западный бизнес нам кроме банкротств и убытков нашей экономике ничего не дал ,дал только чиновникам в их бездонные карманы .

    • Анонимно
      1.11.2019 14:56

      Западный бизнес поднял всю юго-восточную Азию с колен, до высот о которых России мечтать и мечтать... но мы же самые умные у нас своя дорога, из болота в болото

      • Анонимно
        1.11.2019 16:45

        Они на коленях ползали ,а мы в полный рост ходили ,если их подняли ,то нас поставили западные компании на колени ,мы были самодостаточной страной .

      • Анонимно
        1.11.2019 18:58

        Емли учесть что одноаременно с инвестициями там пришли американские военные

  • Анонимно
    1.11.2019 14:12

    нормальный бензин танеко. полгода, как начал заправляться, все устраивает.

  • Анонимно
    1.11.2019 14:28

    Татнефть - лучший бензин!

  • Анонимно
    1.11.2019 14:28

    А говорили у нас все деньги москва забирает,а долларовые миллиардеры,хозяева нефти и жены умные?!
    Говорили деньги на ремонт дворов дадут.....
    Говорили.......

  • Анонимно
    1.11.2019 15:04

    Отличное дизтопливо. с 2014 года никаких вопросов. И новые формат заправок ТН просто огонь!

  • Анонимно
    1.11.2019 15:55

    Теперь Роснефть точно все отожмёт )
    Давай, Игорь Иваныч. Ждём!

  • Анонимно
    1.11.2019 16:43

    Татнефть, после покупки забирать надо волейбольный зенит - казань и переименовать в зенит - татарстан. и двигать татарстан на международном уровне.

    Алга татнетфь, алга татарстан1
    ура! без булдырабыз! бабайлучший

  • Анонимно
    1.11.2019 18:43

    Про качество бензина много эмоций в комментариях.
    Бензин как топливо это аи-95 всё что ниже это продукт не высокого качества. Это как колбаса и цельное мясо.в принцыпе на колбасе можно наверное жить но сколько проживёшь неизвестно.

    Бензин и Дизель внутри России продаётся практически весь технического качества.
    На экспорт идёт совершенно другой продукт.
    Крупные компании способны обеспечить дополнительную очистку топлива или добавить присадки. Топливо с завода ВИНК это определённые стандарты и гарантия качества.

    Вопрос транспортировки многим не понятен: транспортировка ж/д. У Татнефть свой ж/д парк.число вагонов там бесконечно.производители в очереди стоят парк увеличит.

    Татнефть всё правильно делает.она увеличивает свою долю на рынке доступным и законным образом.

    • Анонимно
      1.11.2019 20:21

      Ага. Технического качества. Его делают согласно ГОСТ с соблюдением требований ТР ТС.

    • Анонимно
      2.11.2019 12:48

      почитай технический регламент таможенного союза и узнаешь какого качества реализуется топливо на внутреннем рынке

  • Анонимно
    7.11.2019 19:30

    Ха ха ха у Татнефти мёртвых остатков на 50 ярдов и еще прибавится, это не Республику доить, в Питере им несладко придётся в конкурентной среде

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль