Строительство и недвижимость 
20.11.2019

«Год-два – и может лопнуть»: где заложена «бомба» эскроу?

Пульс рынка недвижимости: новостройки скатились в 2016 год, а казанцы из-за жадности застройщиков в октябре рванули за старыми квартирами

Все глубже и глубже застройщики погружаются в эпоху эскроу. Все, что можно было достроить по старым правилам, заявлено — и больше уже не будет. «БИЗНЕС Online» составил карту эскроу-строек в Казани — это сейчас 18 ЖК, по ДДУ же возводится вдвое больше проектов. Всего банки обещали застройщикам в РТ более 22 млрд рублей. Но обещать — не значит жениться: эксперты говорят, что ждать выделения денег на стройку можно неделями и месяцами, а это риск банкротства и обмана дольщиков.

Примерно на 30% провалены продажи на первичном рынке республики в октябре-2019 по сравнению с октябрем годичной давности Примерно на 30% провалены продажи на первичном рынке республики в октябре-2019 по сравнению с октябрем годичной давности Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

РЫНОК НОВОСТРОЕК УПАЛ В 2016 ГОД. «ЭТО НОРМАЛЬНО», — СЧИТАЮТ ЭКСПЕРТЫ

Примерно на 30% провалены продажи на первичном рынке республики в октябре-2019 по сравнению с октябрем годичной давности. Нет ни жирных цифр прошлого, ни позапрошлого года. Показатели характерны скорее для 2016-го: продажи есть, 1 462 сделки за месяц. Это уже не галопирующие результаты, а спокойное течение событий. Хотя бы потому, что по сравнению с сентябрем рынок прибавил почти 17% сделок и среди застройщиков царят спокойные настроения.

«Последний квартал года, думаю, просто поддержит сложившиеся темпы продаж, — говорит замгендиректора компании „Унистрой“ Искандер Юсупов. — Есть, конечно, колебания, и октябрь по числу сделок мы можем охарактеризовать чуть лучше, чем сентябрь. А вообще, рост спроса застройщик видит, когда на рынок выводится какой-нибудь новый объект. Почему 2018 год и начало 2019-го постоянно показывали рост? Застройщики стремились успеть отработать по старым правилам ДДУ, а покупатели ожидали, что цены вырастут. Но теперь в этом нет необходимости, рынок вернулся к стабильным временам по типу 2016–2017 годов, когда были нормальные ровные продажи».

Гендиректор «#Суварстроит» Руслан Нурмухаметов согласен с тем, что ажиотаж первой половины года был связан с переходом на проектное финансирование и ожиданиями роста цен. «Тогда резко выросли продажи за наличные, — вспоминает он. — Но затем ажиотаж спал, доля использования ипотечных кредитов вернулась к прошлогоднему уровню. Возник момент ожиданий на снижение процентных ставок, и вот сейчас мы видим, что рынок начал оживляться. Тем более что и банки снизили ставки ипотеки, и льготные госпрограммы со ставками ниже 5 процентов набирают обороты».

Динамика на рынке ипотеки действительно зафиксирована в Казани. По сравнению с октябрем 2018 года рост составил 8%. Хотя при сравнении с сентябрем число выданных ипотек увеличилось всего на 2%.

«ВТОРИЧКА» СНОВА В ИГРЕ: ИНВЕСТОРЫ «ВЫБРОСИЛИ» НА РЫНОК КУПЛЕННЫЕ «В РОСТ» КВАРТИРЫ

Зато радует игроков «вторичка». Здесь, судя по данным Росреестра, заметны ростки некоторого «оживляжа» по сравнению с сентябрем. Казанцы, например, внезапно решили снова заняться улучшением жилищных условий и рванули за бэушными квартирками. По сравнению с сентябрем число сделок выросло почти вполовину! Хотя по сравнению с октябрем-2018 в Казани все равно рост едва-едва намечен, а по республике и вовсе провален на 7%.

В чем дело? По мнению председателя гильдии риелторов РТ Андрея Савельева, причина тут может быть в том, что застройщики слишком резко подняли свои цены. Рост летом составлял 8–15%. И вуаля: «вторичка», которую раньше не покупали из-за слишком больших запросов продавцов, приобрела-таки свою популярность! И даже более того: среди покупателей вторичных квартир теперь не только желающие жить в них, но и инвесторы, для которых «первичка» уже не столь интересна, как это было год назад.

«Среди покупателей «вторичных» квартир теперь не только желающие жить в них, но и инвесторы, для которых «первичка» уже не столь интересна, как это было год назад» Среди покупателей вторичных квартир теперь не только желающие жить в них, но и инвесторы, для которых «первичка» уже не столь интересна, как это было год назад Фото: metshin.ru

«На вторичном рынке цены не меняются. В начале года было подорожание — где-то в феврале-марте. И с того времени цены стоят. Они однозначно вырастут, но пока трудно сказать, когда это будет. Либо в декабре (у нас традиционно к Новому году растут цены), либо уже весной, в апреле-марте», — прогнозирует глава гильдии риелторов.

«Мы с коллегами тоже замечаем изменение покупательского спроса в пользу „вторички“, — согласен директор агентства недвижимости „Премьер“ Руслан Садреев. — Причина, конечно же, в повышении цен на первичное жилье, начавшемся еще в ноябре 2018 года. Получается, что инвесторы, вступившие в долевое строительство полтора-два года назад, сейчас продают квартиры в готовых домах, причем по ценам, которые чаще всего равны или даже ниже стоимости квартир в новостройках, сдача которых планируется еще через полтора-два года! Выбор очевиден, и он, как правило, перевешивает в сторону сданного жилья, а в статистике Росреестра это уже считается „вторичкой“».

«Старая» «вторичка» сегодня тоже снова на коне. И потенциальный покупатель квартиры в смятении: интереснее вроде новое жилье, но оно дорогое, особенно если учесть затраты на ремонт. «Сложно спрогнозировать, что будет дальше... Я думаю, что в течение ближайших 6–8 месяцев цены на вторичное жилье ожидает дальнейшее повышение», — прогнозирует Садреев.

ЦЕНЫ НА МЕТРАЖ: ОСЕНЬЮ ДЕШЕВЕЛ ВАХИТОВСКИЙ, ДОРОЖАЛИ КВАРТАЛА, АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ И ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОНЫ

Теперь взглянем на цены новостроек, которые еще недавно росли стремительными темпами. Если брать данные динамики за год, то есть нынешний ноябрь к ноябрю-2018, то рост заметен. В среднем «квадрат» новостройки, по данным Domofond.ru, поднялся на 11,1% — с 74 тыс. до 83,3 тыс. рублей.

Но, если сравнить цену ноября, скажем, с октябрем, становится видно, что темпы замедлились. Разве что в Ново-Савиновском районе по сравнению с сентябрем новостройки подорожали на 5%. На 4% по сравнению с сентябрем «подрос» Авиастрой, на 2,6% — Приволжский район, зато почти встали этой осенью цены в Московском и Советском районах. Продолжает падать цена в Вахитовском районе (но следует понимать, что это не за счет дорогого жилья в историческом центре, а за счет появления относительно дешевых массовых проектов).

Есть ли перспективы снижения цен? Объективно, на фоне удорожания стройматериалов, земли, стоимости рабочей силы (а она увеличивается в цене даже на социальных стройках), предпосылок нет. Разве что случится кризис и встанет вопрос выживания, как это было в 2008–2009 годах, предположил один из представителей застройщиков. 

ПАРАДОКСЫ ЭСКРОУ: НА ЦЕНУ НЕ ВЛИЯЕТ, А КЛИЕНТА ЗАЩИЩАЕТ НЕ ДО КОНЦА

Удивительно, но факт: никаких отличий в цене жилья по эскроу и по ДДУ просто нет. А ведь, как говорили раньше участники рынка, эскроу сделает жилье дороже на 10%, 20%? Но нет: ДДУ, по ощущениям, стоит столько же!

Как пояснили «БИЗНЕС Online» сами застройщики, причин тут две. Во-первых, квартиры дорожают к моменту сдачи дома — данное правило никто не отменял, и на этой стадии сейчас как раз объекты по старым правилам. Вы просто не найдете домов в одинаковой стадии готовности по эскроу и по ДДУ. А во-вторых, конъюнктура рынка уже сформировалась — цены-то выросли еще на ожиданиях эскроу.

«Рост цен на „первичку“ не зависел от того, идет ли данный объект по эскроу или же продается по старым правилам. Цены поднялись равномерно на все, — подтверждает Савельев. — Исключение — жилые комплексы в пригородах либо уже сданные комплексы, стоимость квартир там не изменилась».

Как напомнили «БИЗНЕС Online» в управлении жилищной политики исполкома, механизм работы счетов эскроу в долевом строительстве выглядит следующим образом: дольщик заключает стандартный ДДУ с застройщиком на условиях открытия им эскроу-счета в уполномоченном банке, регистрирует его в Росреестре и вносит в банк на вышеуказанный счет сумму в размере цены ДДУ. Застройщик, в свою очередь, эти средства не получает — они сохраняются до ввода объекта в эксплуатацию. Строительство идет исключительно на собственные или кредитные средства, полученные в банке в рамках проектного финансирования.

Если возведение дома закончилось благополучно, то банк зачисляет застройщику все средства, которые лежат на эскроу-счетах за минусом выданного кредита на строительство. А если застройщик обанкротился — дольщик вправе расторгнуть ДДУ и вернуть свои деньги. И вот тут главный плюс — защита вложений на сумму до 10 млн рублей, чего не дает ДДУ.

Если строительство дома закончилось благополучно, то банк зачисляет застройщику все средства, которые лежат на эскроу-счетах за минусом выданного кредита на строительство Если возведение дома закончилось благополучно, то банк зачисляет застройщику все средства, которые лежат на эскроу-счетах за минусом выданного кредита на строительство Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Риелторы говорят, что покупатели этим моментом даже и не интересуются. «Они, судя по всему, все еще до конца не понимают разницы между ДДУ и эскроу-счетами. Главный критерий для них — надежность застройщика. Обеспечивается она эскроу-счетами или нет — вопрос чаще всего второстепенный», — отмечает Садреев. Тем более что цены одинаковы, а сама тема эскроу многим приелась и практически не обсуждается при совершении сделок с клиентами. 

Кроме того, дольщик в любом случае — что по ДДУ, что по эскроу — будет нести потери. Деньги по эскроу ему вернут, конечно, гораздо быстрее, но часть платежа за квартиру сожрет инфляция, за данное время новостройки снова подорожают. «Это как заказывать машину, не видя ее, — приводит сравнение один из собеседников „БИЗНЕС Online“. — Долевое всегда риск». Но хотя бы не придется ждать квартиру десятилетиями, как сейчас, указывает он. В случае банкротства застройщика банку остается земельный участок и сам объект, все это включается в конкурсную массу и продается с торгов, после чего достраивается другим застройщиком и продается другим покупателям.

В такой ситуации главным становится вообще возможность обанкротить застройщика — в Казани уже есть случаи, когда и дом не сдается, и застройщик не банкротится, и дольщики вроде как уже обманутые, а вроде как и нет. Например, давно просрочил первоначальные сроки «Пик+» (ЖК «Мелодия»). В доме, как выяснилось, банально нет парковки, а ведь она должна быть! И как сдавать такой объект в эксплуатацию — вопрос, который обсуждался еще весной.

Сегодня в столице РТ по эскроу-счетам строится всего 18 ЖК, при этом в городе строится еще 36 жилых комплексов по ДДУ Сегодня в столице РТ по эскроу-счетам возводится всего 18 ЖК, при этом в городе строится еще 36 жилых комплексов по ДДУ Фото: «БИЗНЕС Online»

ОБЕЩАТЬ — НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ: «МАЛО ЗАКЛЮЧИТЬ КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР! НАДО ЕЩЕ И ПОЛУЧИТЬ ЭТИ ДЕНЬГИ»

«БИЗНЕС Online» составил карту эскроу-строек Казани. Сегодня в столице РТ по эскроу-счетам возводится всего 18 ЖК, при этом в городе строится еще 36 жилых комплексов по ДДУ. В некоторых ЖК дома продаются и так и эдак. Эскроу потихоньку берет свое, и новых домов по старым правилам уже не появится — «точка отсечения» новой эпохи окончательно настала 1 октября.

В целом Татарстан, по данным Центробанка, вошел в тройку регионов по числу заключенных договоров проектного финансирования. Их уже 24 — больше только в Москве и Подмосковье. Общая сумма кредитных договоров с застройщиками — 22,8 млрд рублей! При этом открыто 855 эскроу-счетов на 2,7 млрд рублей.

Чем глубже рынок погружается в проектное финансирование, тем больше ответственности ложится на сами банки. А они, как говорят застройщики, не особо торопятся подставлять плечо застройщику. Мало подписать кредитный договор — надо еще и получить эти деньги. «Банк может затянуть транши на строительство, причем не на неделю-две, а на месяцы, — признается один из застройщиков на условиях анонимности. — Выдержать это может крупная компания, имея подушку безопасности. Но, чем больше проектов по эскроу, тем сложнее. У банка нет ответственности перед клиентом, не имеется и механизма воздействия на него — Центробанк на процесс выдачи кредита не влияет».

Неудивительно, что ряд застройщиков вообще не влезают в эскроу, пока не завершат проекты по старым правилам.

«Одно дело — суммы заключенных кредитных договоров, другое — количество реально выданных денег», — подтверждает слова застройщика один из инсайдеров «БИЗНЕС Online».

Некоторые застройщики столкнулись с тем, что банку недостаточно ни залога на землю, ни залога объекта, чего требует законодательство. «И тогда банк предлагает: „Давай я войду в состав учредителей твоего застройщика, — продолжает эксперт. — Мне же надо контролировать ситуацию?“ Говорят, на одном из совещаний у Рустама Минниханова с банками, когда прозвучала такая информация, президент в шутку сравнил это со схемой рейдерского захвата… Если так пойдет и дальше, то год-два — и снова может все лопнуть».

ВЛАДЕЛЕЦ «КОЗЫ-ДЕРЕЗЫ» БЕРЕТСЯ ЗА ДОМИК В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

Но плюс в этой грустной истории все-таки в том, что застройщики пока не снижают активности по части получения разрешений на строительство. Число выданных документов, судя по данным управления градостроительных разрешений (УГР) Казани, за 10 месяцев даже выше, чем год назад. Уже выдано 121 разрешение, а в прошлом году за тот же период их было 108.

Кто начинает новые проекты? В октябре несколько домов заявил Госжилфонд при президенте РТ в «Салават Купере». Кроме того, некое ООО «Карат» (владельцы — Юрий Сиваков и Вячеслав Сунцов) собирается строить небольшой дом в историческом центре, на улице Бутлерова. Сиваков, к слову, имеет отношение к фермерским лавкам «Коза-Дереза». Компания «Грань Девелопмент» Леонида Анисимова получила разрешение на строительство еще одного дома в ЖК «Новые горки». А граждане Карпова, Тимергалиев и Батина (именно так написано на официальном сайте УГР исполкома) собираются возвести десятиэтажку с подземной автостоянкой на улице Тунакова (Московский район). Россыпи мелких таунхаусов упоминать, пожалуй, не будем. 

И все эти проекты можно строить двумя путями: или за свои, без дольщиков, или через эскроу. Больше уже никак. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (143) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.11.2019 08:16

Строили бы ещё нормальное что-то. А то планировки 90% отвратительные, хорошие варианты сразу разбирают, либо придерживают. Совмещённые санузлы в трешках, гардеробная 10кв.м в однушке 40, комнаты шириной 2.5 метра, спальня сразу у входа в квартиру, чего только не видел и в большинстве даже перепланировкой не решить. Готовы взять квартиру, но ничего не нравится, варианты за 20млн отсекаю, проще уже эмигрировать

  • Анонимно
    20.11.2019 08:12

    Когда лопнет уже поздно будет. Как бы только понять когда уже всё и деньги надо выводить

    • Оптимист
      20.11.2019 08:51

      Банки-посредники удорожают стоимость жилья на 30-40%
      Это без учета стоимости ипотеки
      С ипотекой переплата 200-300%

      • Анонимно
        20.11.2019 12:52


        Азат Д

        Вы же тут плакались чтобы вам Фоновский дом построили, потом начали оды администрации петь.

        • Оптимист
          20.11.2019 14:55

          Фоновский дом достроили
          Благодаря администрации кстати
          На морально волевых
          Но все дома достроить администрация не может, без ресурсов, они не строительная организация и не правоохранительные органы, которые должны привлекать мошенников
          За это им благодарен
          Сотни семей получили свои квартиры
          Прошел все эти круги ада , все видел своими глазами, и имею свое мнение

      • Анонимно
        20.11.2019 12:52


        Азат Д

        Расскажите про удорожание дольщикам дома на перекрестке Достоевского Вишневского, лет 10 стоит.

        • Анонимно
          20.11.2019 14:56

          Там кидок от ИК типа земли нет застройщики не хотят так что давайте сами.Да и оценка как построить такой дом заново с нуля!

    • Оптимист
      20.11.2019 08:52

      Если лопнет банк то обманутых дольщиков будет в тысячи раз больще

      • Анонимно
        20.11.2019 12:54


        Азат Д

        И что предлагаете?
        Эти счета застрахованы государством, ЦБ, всегда страховку выплачивали, не говоря про СРО сторителей, где дольщики в пролете.

        • Оптимист
          20.11.2019 15:05

          Государство вам ничего не гарантирует
          Это мы увидели в 1991 году например
          Заморозили 54 триллиона рублей в Сбере
          И что?
          Надо исключать банки из связки покупатель- строитель
          Покупатель напрямую должен кредитовать застройщика
          Выгодно и застройщику, получает беспроцентный кредит, и покупателю за счет удешления квартир
          Ипотечные ставки должно субсидировать государство, через фонд благосостояния, в который отчисляются средства от продажи природных ресурсов
          Для покупателя это должна быть по сути рассрочка, а пока он кормит банки
          Тотальный контроль застройщика, помощь в постройке проблемных домов через фонд СРО
          Экскроу пролобировали банковское лобби, гребут деньги, ничего не делая
          Гарантий в случае форс мажор я думаю нет никаких

          • Анонимно
            20.11.2019 16:15


            Азат Д

            Я 3 раза страховку 1,4 млн получал. Так что не боись.
            А Фон на 2 года квартиру задержал, и ничего им не было, суд Казани встал на их сторону.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:04

      В Казани ситуация на рынке жилья Искусственная...
      Предположительно - действует неофициальная система финансирования покупки строящегося жилья...
      Что бы не потерять лидерства по строительству по России...

      Никто же не удивляется, что в сельском хозяйстве РТ действует такая же система.
      Когда для цифр закупается зерно в других регионах и выдаётся за свой урожай...

      • Анонимно
        20.11.2019 09:51

        ЧЕКА

        Татарстан дураков тоже закупает или своих хватает?),,

      • Анонимно
        20.11.2019 10:26

        В Сочи тоже искусственная? Там до Олимпиады квартиры стоили сильно дешевле, чем теперь.

      • Анонимно
        20.11.2019 10:37

        Вы про ГЖФ, АК ТАШ ,Унистрой, Сувар. А теперь задайте вопрос , что их объединяет как давно они существуют и где они кредитовались и брали землю? Там да пузырь лоббирования. Вот Камастрой работает с мэром и все ровно и быстро, да и бюджет города помогает.

        • Анонимно
          20.11.2019 19:11

          Качество у Камастроя ужас ужасный.

          • Анонимно
            20.11.2019 19:50

            по какому именно ЖК судите?

            • Анонимно
              21.11.2019 03:26

              По любому ЖК кстати. Самое низкое качество строительства в городе именно у Камастройинвеста.

            • Анонимно
              21.11.2019 08:04

              Гринвич на дороге без детской площадки. Я помню как за день до приезда ВВП снесли в ноль памятник культурного наследия!

  • Анонимно
    20.11.2019 08:16

    Строили бы ещё нормальное что-то. А то планировки 90% отвратительные, хорошие варианты сразу разбирают, либо придерживают. Совмещённые санузлы в трешках, гардеробная 10кв.м в однушке 40, комнаты шириной 2.5 метра, спальня сразу у входа в квартиру, чего только не видел и в большинстве даже перепланировкой не решить. Готовы взять квартиру, но ничего не нравится, варианты за 20млн отсекаю, проще уже эмигрировать

    • Анонимно
      20.11.2019 08:52

      Это трудно- думать сразу о квартире и эмиграции. Нужно сосредоточиться на главном.
      В Вашем случае все-таки это эмиграция.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:20

      Ну, в совмещённых санузлах нет ничего страшного. Страшно, что воруют безбожно на стройках строители. Страшно, что в Казани о СНиПах не слышали ни строители, ни застройщики, ни тем более стройнадзор и другие принимающие организации-нахлебники.

      • Анонимно
        20.11.2019 10:09

        Трешка, совмещенный санузел. НИКОГДА, НИКОМУ не рекомендую. Очень неудобно, особенно, когда двое разнополых детей.

      • Анонимно
        20.11.2019 12:55


        Азат Д

        Посмотрите, дома строят меньше 100 м от магистральных дорог.

      • Анонимно
        20.11.2019 16:09

        Надо же такую фигню писать, и ведь кто-то плюсует. Сначала сами поработайте на стройках, потом говорите

        • Анонимно
          21.11.2019 08:35

          Причем тут работа строителя? Мы покупаем за деньги? и хотим чтоб квартира отвечала хоть каким то требованиям!

          • Анонимно
            21.11.2019 09:55

            Нет требования в ста метрах от дороги, если это не М7, конечно.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:21

      Да, особенно Бриз строит, кухня - ужасно маленькая, коридор непонятно зачем огроменный! Ванна такая, что даже стиральная машина не влезает в неё ! Комнаты как трамвай - длинные и узкие! Видимо проектировщики там совсем без ума

      • Анонимно
        20.11.2019 09:46

        Проектировщикам задание выжать максимум количества квартир с этажа. Это мне так в Голливуде оправдывались. Скоро в высоту уменьшать начнут, а что, сред ниц рост 1.75, два метра в высоту за глаза всем хватит, разберут как пирожки дешевле на миллион. А нормы СанПиН переписать для наших "лоббистов" как здрасьте, появились же студии 20 квадратов

      • Анонимно
        20.11.2019 09:55

        Цены новостроек не подъёмные. Я год назад продал квартиру и не смог взять первичку. В итоге взял вторичку, но даже за эту квартиру пришлось драться. Знал бы - продал бы через пару лет после успокоения рынка. В итоге и в этом году вторичку выметают судя по статистике.

      • Анонимно
        20.11.2019 12:13

        Кстати, да, про комнаты-трамваи. А кто-нибудь может объяснить, почему так строят? Почему такую же квадратуру нельзя распределить в форме "квадрат". Комментаторы, кто в курсе?

        • Анонимно
          20.11.2019 18:08

          Потому что покупают метры, а не квартиру. А при строительстве что делать пролет 6 метров, что 7.5 разница невелика. Но в одном случае это типовая квартира, с шириной 2.8-3 и глубиной 4.2, а в другом 2.5 ширина и глубина 5.5. Площадь та же. Затраты ниже. Прибыль больше. 15 лет назад квартиры с потолками ниже 3 м. старались не строить, ну кроме как для трущебников, а сейчас это супер элит. Погодите, вспомнят что по снипу можно и 2,45 делать. А инсоляция? , ну на улице надо чаще бывать

    • Анонимно
      20.11.2019 09:39

      Чтобы эмигрировать,мало купить квартиру.Чтобы постоянно жить в этой квартире а ещё и работать в той стране куда эмигрировал необходимо получить вид на жительство .А чтобы найти работу-нужно иметь вид на жительство с правом работы .не говоря ещё о знании государственного языка этой страны.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:48

      Согласен, строят не для людей, а чтобы бабла побольше срубить, комнаты длинные и узкие, планировки убогие, дома уроды-человейники, "залепухи" во всем. Лепят и лепят, а мэрия в доле.

      • Анонимно
        20.11.2019 10:28

        Так голосуйте рублем и не берите дома-уроды, человейники, и прочие длинные узкие комнаты. Выбор есть.

      • Анонимно
        20.11.2019 10:32

        Скоро в ООН будут доклады делать.
        Как в Казани, аналогов нет, людям нравится покупать смешное жильё по 15 м2...

    • Анонимно
      20.11.2019 10:29

      Ну попробуйте эмигрировать в нормальную страну на 300 тыс баксов))) И главное, на что вы там будете жить, пока дойдете до стадии трудоустройства.

      • ДД
        21.11.2019 14:42

        За 300 тысяч баксов без проблем можно переехать куда угодно, имея образование от среднего специального и выше. Ещё и на первоначальный взнос на ипотеку останется.

    • Анонимно
      20.11.2019 17:30

      Плюс, вернее минус еще качество. Шумоизоляция, планировка дворовой инфраструктуры - вернее ее отсутствие, нет парковок, школ, садиков.
      Смотрю доски объявления и удивляюсь, новые микрорайоны "солнечный город" и ему подобные, люди бегут от туда не успев обжиться.

  • Анонимно
    20.11.2019 08:21

    Как застраховаться от того что может лопнуть банк?

    • Анонимно
      20.11.2019 08:35

      вкладывать деньги в недвижимость - вот такой замкнутый круг

    • Анонимно
      20.11.2019 08:41

      Вроде как бы банк на 1,4млн. руб. застрахован, но пишут кто 1,4 млн. руб. гарантирует сам уже несколько лет банкрот.

      • Анонимно
        20.11.2019 09:01

        По эскроу застраховано до 10 миллионов.

        • Анонимно
          20.11.2019 10:43

          Где в банке или СК? Вот это замкнутый круг как с ТФБ. ДУ так до конца и не довели а вы гарантии.

          • Анонимно
            20.11.2019 15:15

            Ваши вложения в квартиру по эскроу застрахованы государством на сумму до 10 миллионов, даже если застройщик и банк разорятся.
            В этом и заключается весь смысл эскроу, обезопасить покупателя от любых рисков.

            • Анонимно
              21.11.2019 00:32

              Только зачем было включать в эту схему банк? Что мешало принять закон об ОСОЗ ( обязательное страхование ответственности застройщика)????

      • Анонимно
        20.11.2019 10:42

        Банк не гарантирует а АСВ. Да и это надо подтвердить и на усмотрение АСВ. Недвижимость упадет если только физически. Рождаемость, эмиграция, создание новых семей это делает рынок!

    • Анонимно
      20.11.2019 08:49

      Сделать вклад в банке, купить акции банка)
      и только потом квартиру))

      • Анонимно
        20.11.2019 09:57

        Скоро НДС на золото отменят, можно будет слиточки купить. В предверии кризисов и глобального потепления с подъёмом воды на 65 метров золото будет актуально. Ах да, надо еще рюкзак странника с собой собрать.

      • Анонимно
        20.11.2019 10:43

        Акции вообще не гарантируют выплату.Это финансовый риск. Спросите у акционеров ТФБ

    • Анонимно
      20.11.2019 12:58


      Азат Д

      Покупайте за нал готовое жилье.
      Ваш капитан .

  • Анонимно
    20.11.2019 08:23

    Спрос упал - будет понижен ипотечный процент и предложены какие-нибудь ипотечные льготы малоимущим и многодетным. Поэтому цены не упадут.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:02

      Что будет понижено, когда ипотечный % будут снижен до 0?

    • Анонимно
      20.11.2019 09:19

      Потом малоимущие и многодетные перестают платить и мы возвращаемся в 2007 год в США

    • Анонимно
      20.11.2019 10:03

      Старое разводилово... Снижение цен по ипотеке ведёт к росту цен на жилье... Хомячки ведутся

    • Анонимно
      20.11.2019 15:00

      Вы думаете, что малоимущие и многодетные сразу ломанутся квартиры оптом покупать?

  • Анонимно
    20.11.2019 08:26

    Мониторю однушку из одного ЖК, цена от 5,6 проседает пока до 5.4 Думаю через годик будет меньше пятерки, А так конечно бред за эти деньги можно купить однерку в Подмосковье и сдавать в два раза дороже чем в Казани

    • Анонимно
      20.11.2019 09:11

      За 5,4 вы можете взять апартаменты в пределах МКАД возле метро,и сдадите их через сутки за 50-70 тысяч.

      • Анонимно
        20.11.2019 10:04

        Что бы взять аппарты за 5,4 и получать доходность 60 тыс в месяц это должен быть котлован + ремонт 1 млн , не стоит сильно приукрашивать.

      • Анонимно
        20.11.2019 12:45

        В пределах МКад не получится. Только в Химках, Балашихе, Красногорске или Некрасовке.

        • Анонимно
          20.11.2019 15:19

          Вы невнимательны, речь про апартаменты, а не квартиры.
          Апартаменты не являются жилыми помещениями, в них нельзя прописаться, потому они и стоят дешевле квартир.

          • Анонимно
            20.11.2019 20:43

            Именно про аппараты речь. Только про ремонт погорячился , как правило аппарты с ремонтом сдаются

        • Анонимно
          20.11.2019 23:20

          Красногорск дорогой

    • Анонимно
      20.11.2019 09:22

      Кому сдавать? Население России идёт на убыль. Строят, строят. Для кого строят? Скоро как в Китае будут пустые новостройки.

      • Анонимно
        20.11.2019 09:56

        09.22.

        Девелоперы очень глупые люди и поэтому живут хорошо, а были бы умные, не строили бы и жили бы бедно)..

      • Анонимно
        20.11.2019 09:59

        В Москве и Казани не удёт на убыль. Я за 5,8 взял однушку на берегу моря в Партените, в Крыму. Море 25 метров от балкона, климат просто огонь.

        • Анонимно
          20.11.2019 11:03

          В Лаишево тоже дешево прямо на берегу можно взять.

        • Анонимно
          20.11.2019 12:59

          В партените приличный пляж был только за Винером, городской -мусорка. Весь берег застроен теперь Всякими "Европами" ...сомнительный выбор....дело вкуса.

        • Анонимно
          20.11.2019 22:41

          Климат -огонь? Может другое сравнение более уместно?

      • Анонимно
        20.11.2019 22:40

        Уже пустых много: как непроданных, проданных, но годами стоящих без ремонта, с чудовищным ремонтом и обстановкой, в которой сами жить не смогли, но включают всю эту жуть в цену , заведомо нереальную, и преподносят это чуть ли не как подарок к квартире. Я в таких случаях , если устраивает место и планировка, предлагаю продавцам все это самим вывезти из квартиры , желательно и обои и плитку б/у тоже им самим демонтировать и утилизировать

    • Анонимно
      20.11.2019 09:24

      Есть однушки в 30 кв.м. а есть однушки в 54 кв.м. так что мониторьте лучше. Всегда есть отличный вариант

    • Анонимно
      20.11.2019 22:36

      Или на Сочинском побережье

  • Анонимно
    20.11.2019 08:34

    « Сегодня в столице РТ по эскроу-счетам строится всего 18 ЖК, при этом в городе строится еще 36 жилых комплексов по ДДУ».

    БО изучите матчасть , при эскроу оформлениии , ДДУ так же подписывается , некорректно писать по старым правилам ДДУ а по новым эскроу,

    • Давайте, в самом деле изучим. Только не матчасть, а все-таки ПРОЧИТАЕМ текст.

      "Механизм работы счетов эскроу в долевом строительстве выглядит следующим образом. Дольщик заключает стандартный ДДУ с застройщиком на условиях открытия им эскроу-счета в уполномоченном банке, регистрирует его в Росреестре и вносит в банк на вышеуказанный счет сумму в размере цены ДДУ".

      Когда мы пишем - по ДДУ, имею в виду продажи без эскроу, то есть по старым правилам долевого строительства.

      Можно считать мой зачет сданным?

    • И, раз уж вы говорили про "матчасть" - внесу дополнение.

      В некоторых жилых комплексов на карте, где можно купить квартиры по эскроу, можно также купить и квартиры по старым правилам ДДУ. То есть без открытия эскроу.

  • Анонимно
    20.11.2019 08:35

    Похоже что цены на недвижимость раздуты до предела, и проблема вовсе не в эскроу-счетах, а просто нет денег покупать, либо не хотят покупать за такие цены, чтобы потом всю жизнь платить ипотеку

    • Анонимно
      20.11.2019 09:13

      Пока есть конечный покупатель готовый платить, так и будет. Ставку ипотеки если снизят до 7-8%, то ещё выше цены буду, ибо побегут в кабалу ещё больше хомячков.

      • Анонимно
        20.11.2019 15:04

        Хомячкам уже не на что бежать в кабалу, т.к. там первоначальный взнос нужен. Цены скорее всего остановятся, может быть немного просядут, процентов на 5-7. А с учетом инфляции однозначно будут снижаться. Это перспектива на ближайшие два года. Что будет дальше никто не знает.

  • Анонимно
    20.11.2019 08:44

    Кто знает что строят на Габишева 60 рядом с ЖК "Мелодия"? Очень быстро подняли, но в интернете нет ни сайта, ни объявлений о продаже. Единственная инфа это то, что Глобал Строй строит.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:27

      Там строят атомный реактор с синхрофазатроном для изучения распределения Пуассона в бозонах Хиггса. Засекреченный и замаскированный под дома.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:33

      Почитай эту статью. Тут же про этот дом написано, что у него проблемы.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:48

      Это сити строй. Начнут продавать только после ввода в эксплуатацию как готовое жилье. Бриз также на Серова строит. Можно купить через своих в компании заранее, но без гарантий и по ценам сдачи. Мне предлагали, но овчинка выделки не стоит

  • Анонимно
    20.11.2019 08:49

    Цены не упадут, потому что это бизнес чиновников

  • Анонимно
    20.11.2019 09:09

    Через годик привыкнут к новым ценам, % по ипотеки снизят и все побегут за квартирами с новой силой.

    • Анонимно
      20.11.2019 10:43

      привыкнут? тоесть вы думаете человек такой получает зарплату 30 тысяч, и такой ой за 2 млн дорого и не подьемно, прошло пару лет стало 5 млн - ой давай покупаю теперь стало защибись)

      • Анонимно
        20.11.2019 21:41

        человек получает тыщ 30. Плачет. Тут бабушка жены наследство после себя оставила - хрущ на авиастрое. Продал за 2,5 млн, 1 миллион прожрали (ибо жгут карман), 0,5 миллион ушел на обнову машины (ибо статус), 0,5 миллиона семье дочери, чтобы съехала. И 0,5 миллиона осталось. Можно и ипотеку взять

  • Анонимно
    20.11.2019 09:15

    цены просто запредельные, только чиновники и могут покупать квартиры по таким ценам на свои коррупционные цены. по таким ценам либо брать и платить всю оставшуюся жизнь либо уезжать, казань город где средние зарплаты около 30ти тысяч, а цены больше чем в Подмосковье

  • Анонимно
    20.11.2019 09:21

    Судя по желанию людей жить в многоэтажках и чем выше тем лучше, не скоро ожидать бум одноэтажных домов с участком с зелёным газоном и маленьким белым деревянным забором. Почему все хотят жить в квартирах ?

    • Анонимно
      20.11.2019 09:41

      Снег не хотят чистить, машину не хотят содержать, по вечерам хотят в театре Джалиля сидеть, а не в пробке в сторону дома.

    • Анонимно
      20.11.2019 09:44

      Желающие есть, нет инфраструктуры в малоэтажной застройке. Куюки, Мамадышкий тракт, Дербышки, Горьковское шоссе все ежедневно захлебывается от автомобильного трафика. Школы, детсады, больнички и прочее все в городе.

    • Скорее всего, потому, что квартира как массовый продукт хорошо "упакован". А одноэтажные дома с участком, зеленым газоном - таких предложений немного, цена их сопоставима с "трешкой". На ум приходит проект "Иида Санге", My Corner (но тут уже таунхаусы, а не отдельно стоящие). Есть еще "Примавера", но там наверно цена уже не "трешки". Есть проект на Поперечно-Гривской, тоже таунхаусы, и цена в районе 12 миллионов.

      А по разрозненным проектам возникают вопросы с локацией, с соответствием назначения земли ее фактическому использованию, с благоустройством окружения и т.д. Насколько ваш домик построен с соблюдением всех правил в тех же поселках, где вообще мало кто получает разрешение на строительство - вопрос!

      На рынке пока нет доступного и массового предложения по ИЖС. А по квартирам - вот оно, сколько угодно, в разных местах. И никто пока не покушается снести эти многоэтажки ради новой дороги.

      • Анонимно
        20.11.2019 11:49

        Corner от 10млн, Примавера от 20млн дома. Обычной семье нужен дом за 6 млн под ключ.

        • Таунхаус как вариант, нет? И, кстати, в вашу цену впишется "каркасник" от японской Ииды.

          • Анонимно
            20.11.2019 13:16


            Азат Д

            В эту цену хорошо впишется дом от бригады с Кировской области или Мари эл.

            • В поселке на границе адова кольца Казани? Человек ведь имеет в виду - уютное местечко с хорошей инфраструктурой, а не то, куда в пробках ехать, и где ни поликлиники под боком, ни садика, ни школы нет.

          • Анонимно
            20.11.2019 13:43

            Танхаус не рассматриваю. Моё мнение загородный дом должен стоять отдельно и как минимум 6 соток земли. Хороший каркасник будет по цене газобетона, а купят ли у тебя его через 10 лет остаётся вопросом. Тут больше смысл, что нет организованых коттеджных поселков.Corner сейчас предлагает, но цена не для обычных покупателей

        • Анонимно
          20.11.2019 12:36

          Вон на авито есть хороший вариант на Зимней Горке как раз за 6 с отделкой. И ещё предлагают обмен на квартиру. Я смотрел - очень понравилось. Но немного не тянем.

    • Анонимно
      20.11.2019 10:00

      Потому что в ИЖС вообще никаких условий. Ни дорог, ни социалки, ни транспортной доступности.

    • Анонимно
      20.11.2019 10:17

      По логике цена ИЖС должна быть дешевле чем многоэтажках, но по факту это не всегда так, зато сколько простора для воплощения хотелок в виде бассейна, бани, озера если конечно участок позволяет ...

    • Анонимно
      20.11.2019 11:22

      Чтобы жить за белым деревянным забором надо быть здоровым ,без детей,но с автомобилем.

    • Анонимно
      20.11.2019 11:44

      Нет хороших коттеджных поселков, проблема пробок и свой дом требует прямых рук или постоянных денежных вливаний

  • Анонимно
    20.11.2019 09:37

    ситуация следующая:
    - банковская гос монополия - дорогие кредиты,
    - монопольный сговор на строительном рынке - высокая цена за квадрат,
    - нищающее население (90-95 процентов), неспособное наскрести даже на стартовый платеж,
    - скукожившийся средний класс, усиленно избавляющийся от лишнего,
    рынок уже в тупике, дальше будет только хуже.

    • Анонимно
      20.11.2019 10:38

      И при этом:

      - Рост оборотов ресторанов
      - Неплохие продажи люксовых машин, которыми забиты даже дворы соципотечных домов
      - Расцвет интернет-торговли

      Может, это у вас лично тупик! А вы "за всех" топите со своего айфона.

      • Анонимно
        20.11.2019 11:36

        Вот с динамикой продажи люксовых авто соглашусь с вами. Это так.
        Подтверждает правило - олигархия богатеет, остальные беднеют!
        А про рост оборотов общепита... То наиболее востребованными становятся проекты, ориентированные на самый низкий чек, типа дешевой столовой.

        • Анонимно
          20.11.2019 12:20

          Что плохого в дешевой столовой? Можно есть хоть трижды в день, разнообразно и недорого. В Европе же тоже принято в кафе питаться, и там это тоже недорого для них.

          • Анонимно
            20.11.2019 12:35

            ничего плохого в дешевой столовой нет.
            Просто скоро только ее и сможет себе позволить подавляющая часть населения.

            • Анонимно
              20.11.2019 17:37

              а потом от гастроэнтеролога не вылезать.

              • Анонимно
                21.11.2019 10:00

                Это что за столовая такая? ) Я хожу, так суп-лапша или гороховая каша ничем от домашних не отличаются.

  • Анонимно
    20.11.2019 09:43

    Всё, сдувается пузырь. И приезжие перестали валить косяками в нищую Казань и цены адовые на всё при ничтожных доходах.

    • А где вы видели "пузырь"-то? Вернется все в 2016 год, в спокойные времена без истерик. Ну будут продавать не по 2 тысячи квартир в месяц, а по 1300. И что? Цены что ли скинут, так смысла нет. И так берут.

      Этот "пузырь" может лопнуть, если реально настанет кризис. Но тогда будет плохо всем ) и вы свою старую квартиру не продадите нормально, и новую не купите. У вас же "доходы ничтожные".

  • Анонимно
    20.11.2019 09:59

    В стране работали автозаводы и стройка.И то и другое погубит жадность.Машины погубят платные парковки а стройку цена квадрата.И то и другое через пару лет встанет.

  • Анонимно
    20.11.2019 10:37

    Эскроу может и хороший механизм, однако совершенно не продумана защита покупателей от обесценивания вложенных средств. На эскроу счет должен быть процент не менее уровня инфляции или роста рыночной стоимости метров. Допустим, покупатель платит деньги за квартиру в 2020, это одна сумма. Дом должны сдать в 2023. В 2022 или в 2023 у застройщика возникают проблемы, дом превращается в долгострой. Еще год требуется чтобы пройти все процедуры и получить свои деньги со счета эскроу. И что в итоге получит "защищенный" покупатель в 23 или 24 году? На ту сумму, которую он вложил, он уже не купит равноценную по стоимости площадь! Более того, деньги обесценятся, и процентов нет. Эскроу должен гарантировать процент и возмещать риски, т.е. быть не хуже банковского вклада! Ведь банки этими деньгами пользуются, и даже больше, они кредитуют застройщиков под процент! Т.е. зарабатывают дважды на этом! Суть эскроу без процентов вообще непонятна.

    • О чем и речь! Все правильно: если застройщик грохнется, покупатель все равно потеряет часть денег.

      Обманутые будут что с эскроу, что без. Но теперь-то никто достраивать квартиры не будет за бюджет. Вернут вам то, что вы там пару-тройку лет назад заплатили, и идите лесом.

      Это то же самое ДДУ, вид сбоку, через банковский прицел.

    • Анонимно
      20.11.2019 13:20


      Азат Д

      Это что за застройщип 3 года дом строит?

  • Анонимно
    20.11.2019 11:09

    Механизм подорожания жилья неплохо показан в фильме "Игра на понижение".

  • Анонимно
    20.11.2019 11:19

    Завышенные цены были расчитаны на понаехавших, но они уже в курсе. Казанцы по таким ценам покупать не будут. А эскроу это выгоден только банкам.

  • Анонимно
    20.11.2019 12:03

    Все делается чтобы сдержать цены, хотя по себестоимости ввода жилья они всегда в прибыли. Нагнетают обстоновку,пугают повышением цен на квадратные метры. Покупатель кая способность у населения и так на очень низком уровне. Загоняют людей умышленно.

  • Анонимно
    20.11.2019 13:11

    Вторичка + 47% роста? Кто то банкротится и распродает купленные у себя же долевые квартиры? или просто переписывают на другие лица? По-моему кто то мухлует. Из тех квартир за которыми я следил продалось 2-3, и то мне кажется что люди решили просто снять с продажи до хороших времен. Но может мне везде мерещатся заговоры. Вряд ли будут со статистикой мухлевать, это не принято в России

  • Анонимно
    20.11.2019 13:31

    Никто никуда не рванул.
    Рынок оживился только рефинансированием старой ипотеки, реальных продаж нет.

  • Анонимно
    20.11.2019 18:00

    Это не квартиры дорогие. А зарплата у населения нищенская. А зарплата нищенская-потому что налоги у работодателя конские. Замкнутый круг.

  • Анонимно
    20.11.2019 18:30

    последние два три года продавала ипотека, все кому нужно ее взяли. дальше продажи остановятся.

  • Анонимно
    20.11.2019 19:34

    Может хватит строить и выжимать деньги из людей. Домов натыкано столько, и как, что смотреть и жить в них противно. Надо комфортные микрорайоны обустраивать. Не только парки и дорожки, поликлиники, почты, детсады, досуг детям. А сплошь торговля и аптеки по 6 штук на одной улице. Рынок строительства успокоиться, не паникуйте.

  • Анонимно
    20.11.2019 19:35

    Покупать на старте сейчас невыгодно - дорого и как раз через эти год-два застройщик может лопнуть. Если сильно приспичило - покупать уже готовое или вторичку, а так лучше подождать год-два.

  • Анонимно
    20.11.2019 20:17

    Чего ноют строители? Есть свои деньги- строй, нет денег - сваливай с рынка.

    • Анонимно
      21.11.2019 10:02

      Они не ноют, кстати. Они по большей части строят себе, продают сколь построили. Проблемы у новичков рынка без репутации. Те же ЖК Мелодия, Жардин. Есть еще, но называть не буду, вдруг грохнутся. А покупателей их все-таки жалко.

  • Анонимно
    20.11.2019 20:22

    Загнали цены на квартир до небес.
    они завышены и завышены как минимум в 3 раза.
    В Китае квартиры дешевле чем в Казани.
    Даже в Европе дешевле.
    Пока цены не упадут, не стоит покупать.

    • Анонимно
      20.11.2019 22:41

      поподробнее, пожалуйста. Сколько стоит квадратный метр...ну ладно, не в Шанхае, а например, в Ханчжоу?

    • ДД
      21.11.2019 17:03

      А где в Китае квартиры дешевле? В горах Тибета? Потому что в обычном Китае, даже в захолустном городе, уступающем Казани по всем параметрам абсолютно, цены выше.

  • Анонимно
    20.11.2019 20:24

    При такой стоимости квартир надо строить дома с квартирами площадью 10-12 метров. В Москве уже такое практикуется.
    Только они будут доступны при таких ценах.
    Отбоя не будет от покупателей.

  • Анонимно
    21.11.2019 03:01

    В августе оформил квартиру в Челнах по ДДУ, но при том еще и обязали открыть эскроу счет)....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль