Общество 
25.11.2019

Вячеслав Зубарев о росте утильсбора: «Люди ускоряются с покупкой. Думаю, всплеск будет»

С 1 января на 46–145% повышается утилизационный сбор. Вырастут ли цены на автомобили?

Повышение ставок в правительстве РФ называют реакцией на снижение таможенных пошлин для сохранения общего уровня тарифной защиты. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что в период непростой экономической ситуации рост цен на машины вкупе с повышением утильсбора подталкивает водителей к вторичному рынку. Некоторые дилеры попытаются сдержать увеличение стоимости, чтобы у покупателей сразу не было шока, но тем, кто хочет купить авто, советуют сделать это сейчас.

Стоимость автомобилей в России вырастет в начале следующего года Стоимость автомобилей в России вырастет в начале следующего года

ДОПНАГРУЗКА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ С 1 ЯНВАРЯ

Стоимость автомобилей в России вырастет в начале следующего года. Помимо традиционного роста цен, с 1 января на покупателей ляжет дополнительная нагрузка — из-за повышения утилизационного сбора на машины. Об этом сегодня сообщил «Коммерсантъ». Постановление правительства премьер Дмитрий Медведев подписал 15 ноября. Оно актуально при приобретении импортного автомобиля, а также машин, собранных в РФ концернами, которые не заключили специнвестконтракты (СПИК).

Газета ознакомилась с постановлением правительства. «Больше всего ставки вырастут в сегменте легковых автомобилей — в среднем на 110,7 процента. При этом машины с двигателем до 1 литра пострадают меньше (рост на 46,1 процента), а машины с двигателем от 3,5 литра — больше (рост на 145 процентов)», — пишет издание. При этом утильсбор на самый массовый сегмент — с двигателем объемом 1–2 л — увеличивается почти на 112,4%. В аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Козака объяснили, что повышение ставок — это реакция на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты. При этом, по оценке главы минпромторга Дениса Мантурова, даже с учетом повышения доля утильсбора в стоимости автомобилей останется в пределах 1,5–2%.

Утильсбор изначально ввели для импортеров, однако впоследствии его обязали платить все компании. При этом для локализованных автоконцернов предусмотрены субсидии. В январе–июне, по данным аудиторской компании PwC, доля импортных машин на российском рынке составила 17%. По словам источника «Ъ», минимальная возможная стоимость машин из-за падения спроса уже достигнута, запаса нет, а из-за увеличения утильсбора всем придется поднять цены. До конца года потребители еще смогут купить машины по старому прайсу.

Заводы в РФ, по данным «Ъ», недозагружены: в 2018 году в стране продано только 1,8 млн машин, рынок падает 7-й месяц подряд. По данным АЕБ, в январе–октябре продажи сократились на 2,4% — до 1,4 млн машин. Большинство заводов строилось из расчета на рынок в 3 млн автомобилей в год.

В проекте бюджета на 2020 год учтена индексация сбора: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд рублей в 2020-м и в 48 млрд рублей — в 2021-м. С импорта машин в 2020 году намерены собрать 77,3 млрд рублей.

Вячеслав Зубарев: «Традиционное повышение всегда происходит по какой-то причине. В 2020 году оно произойдет как раз из-за повышения утильсбора» Вячеслав Зубарев: «Традиционное повышение всегда происходит по какой-то причине. В 2020 году оно случится как раз из-за повышения утильсбора»

«ЕСЛИ РЕЧЬ ОБ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЙ СУММЕ, ВСЕ ЛОМАНУТСЯ МЕНЯТЬ МАШИНУ»

Председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев в беседе с нашим корреспондентом заметил, что еще не изучал документы, но думает, что на сколько повысится сбор, на столько рано или поздно поднимутся и цены на авто. «Традиционное повышение всегда происходит по какой-то причине. В 2020 году оно случится как раз из-за повышения утильсбора. Стало традицией, что с нового года люди ожидают повышения цен на авто, — отмечает Зубарев. — И в прошлом, и в позапрошлом годах было повышение — увеличение НДС и другие причины».

На вопрос, поспешат ли россияне приобрести авто до Нового года, владелец ТТС отвечает, что в декабре будет оживление, вызванное как раз повышением утилизационного сбора. «Люди понимают, что в конечном итоге придется заплатить дороже, поэтому ускоряются с принятием решения о покупке автомобиля. Думаю, всплеск будет как обычно перед Новым годом», — считает эксперт. 

Генеральный директор ООО «Форвард» Артур Еникеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что в период непростой экономической ситуации рост цен на автомобили вкупе с повышением утильсбора подталкивает автомобилистов к вторичному рынку. «С учетом инфляции производители проводят индексацию, каждый год системно повышаются цены на транспорт, — сообщил Еникеев. — Учитывая покупательскую способность населения, я не думаю, что все хорошо со сбытом новых машин. Неспроста „ТрансТехСервис“ так активно развивает направление продаж авто с пробегом (мегамолл подержанных авто открылся на прошлой неделе — прим. ред.)». По словам Еникеева, его компания приняла решение увеличить срок эксплуатации прокатных автомобилей. «А некоторые наши коллеги подумывают закупать не новые, а подержанные автомобили для проката», — добавил он. 

Автомобильный эксперт, экс-руководитель Renault в Татарстане Олег Кропачев считает, что дилеры, скорее всего, попытаются сдержать традиционное повышение цен на автомобили, чтобы у покупателей сразу не было шока. «А потом в течение года будет подорожание. Машины дорожают у каждого производителя на определенный процент. Есть такие производители, которые не думают о потребителях, им все равно. Они повысят цены сразу с нового года», — говорит он. Что касается шансов на ажиотажный спрос на авто перед Новым годом, вопрос, по его мнению, в том, насколько вырастет сбор. «Если не так значительно — плюс-минус 10 тысяч рублей, — наверное, ажиотажа не случится. Будет разбираться только дешевый сегмент. А если речь об очень серьезной сумме, скорее всего, все ломанутся менять машину», — говорит Кропачев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (74) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.11.2019 14:32

Мне стыдно, за то что я живу в этой стране!
Нет сначала своё достойное изобрести и начать производство!

  • Анонимно
    25.11.2019 14:32

    Мне стыдно, за то что я живу в этой стране!
    Нет сначала своё достойное изобрести и начать производство!

    • Анонимно
      25.11.2019 15:20

      Вы не поняли, один налог уменьшают так как в ВТО требуют, чтобы санкции не ввели и штрафы, и повышения другого сбора на авто повышают, что в итоге просто местами поменяли % на авто ввозимое. Юридически обманули ВТО наше гос-во. Сбор платят импортеры и производители автомобилей внутри России, но расходы последней из двух категорий полностью компенсируют из федерального бюджета

      • Анонимно
        25.11.2019 16:01

        К чему эти разъяснения, если они не дают информацию почему подорожают автомобили.

      • Анонимно
        25.11.2019 18:20

        А фактически покупателей...

    • Анонимно
      25.11.2019 15:21

      Начинается очередной марафон нытья в комментах. Вот любопытно мне, в Японии, например, где ввозные пошлины вообще неподъёмные, тоже народ в комментах жалуется? Развивайте собственный автопром - плохо, стали развивать - тоже плохо, когда хорошо то? Даром за амбаром и с наваром? Ну так, к сожалению не бывает. Вон вспомните Австралию (кто не в курсе погуглите) пошлин нет, ничего нет, свой автопром почил, не вывез. И кому здорово? Людям что без работы остались, ну ничего зато можно гонять на б/ушках импортных. Хочу заметить у самого такие авто, но понимание того что другим путём что-то своё в современном мире создавать, к сожалению проблематично, есть.

      • Анонимно
        25.11.2019 15:56

        Послушай-ка, любитель Японии и Австралии, если бы уровень дохода в России был бы таким же как в этих странах, думаю особого возмущения никто бы не выражал. Сравнивая одно, не забывай сравнивать и все остальное.

      • Анонимно
        25.11.2019 16:02

        15.21 Уважаемый, вы дурной чтоли?! Если бы я жил в Японии, зачем мне авто других стран?! Я бы ездил на отечественном... а ладу приору с высокой ввозной пошлиной я бы там точно не стал бы покупать.

      • Анонимно
        25.11.2019 16:04

        А вы почитайте японские сми. И узнаете ноют они там или нет.
        В в Австралии нет смысла производит свою "ладу". У них не 146 миллионов населения и нет сухопутной границы с условными Белорусиями,Казахстанами и Украинами...

    • Анонимно
      25.11.2019 15:22

      Сказано платить значит будем платить, там люди поумней нас рассчеты ведут. Вы всей картины не видите, стратегически выгодно значит цену поднять, больше денег в казну пойдет.

    • Анонимно
      25.11.2019 15:25

      Кто еще не в курсе, появилось постановление правительства "Об утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств" http://government.ru/docs/30908/ Простыми словами - тот же утильсбор на длииинный перечень товаров. Особенно умиляют в нем пункты, типа: Изделия из х/б тканей, шерстяные пледы и т.д. Видимо будут на государственном уровне разводить моль, для утилизации рваных трусов

    • Анонимно
      25.11.2019 15:29

      Первое время со стороны ВТО были вопросы к утиль.сбору - типа это несправедливо. И вместо его отмены утиль.сбора - его распространяют на все местные автозаводы, но со 100% возвратом. Многоходовочка=)

    • Анонимно
      25.11.2019 15:31

      норм подняли на 200 процентов. grand cherokee srt резко подорожает, хотя он и так никому не нужен.
      хотя все мерсы 6.3 amg (в них 4.0 литра двигатель) сразу вырастут в цене. хотя они и так стоят аки конь, так что незаметно

    • Анонимно
      25.11.2019 15:32

      И каждый ведь уверен, что если отменить ввозную пошлину вобщще на все, то все россияне сразу пересядут на хорошие машины.
      Ну открыли рынок для импортной продукции после развала союза. Это, пожалуй, самое большое снятие ограничений на импорт было в мире. И что, хорошо зажили? Да пол-страны голодало, потому что денег не было. И откуда им было взятся, если все свое производство благодаря этому убили.

  • Анонимно
    25.11.2019 14:33

    Даешь 1 млн за ладу гранту!!! Ух, супер крутая машина!!!

    • Анонимно
      25.11.2019 15:23

      Утиль сбор нужен чтобы не дай бог с Японии авто завозить больше начали!!!! Именно дальше во стоянки (6% населения страны) виноваты в слабом экономическом росте РФ. Накупят себе прулей и ездят бед не зная, а официалам не заезжая, кредит на машину кореянскую или франко-русскую не беря, на ТО по 12 тысяч рублей не тратя, масла роснефтевые не покупая .

      • Анонимно
        25.11.2019 15:48

        Вы в точку! У меня во владении RAV4 (купил новым, в 2006 году), отличный образчик японского качества. Езжу 14й год, и очень доволен. Могу поменять на свежий, и даже новый, но даже и мысли такой не возникает.

    • Анонимно
      25.11.2019 15:29

      Недавно вспоминал, что на 40к (зп в регионе) году в 10 - 11 можно было хорошо жить, и бенз, и продукты, и коммуналка и заграницу съездить и то казалось маловато тогда. Дурак. Теперь уж не знаю, как это все уложить теперь в те же 40к.

  • Анонимно
    25.11.2019 14:37

    Предлагаю избавлятся от автомобилей, они там наверху уже совсем куку.

  • Анонимно
    25.11.2019 14:43

    В декабре покупать будут фирмы чтоб налог на прибыль не платить.А вот в марте пойдут покупать умные люди когда начнут давать скидки на машины прошлого года потому что всё равно надо склады чистить.Главное это сейчас не поддаться на ужастики.

    • ПанАлекс
      25.11.2019 15:26

      Вам не знакомо понятие "амортизация"? Покупать авто, чтобы снизить налог на прибыль на 1/60-1/120??? Ну ладно, НДС снизить...
      Так что будет как на Кубе - будут везде "донашивать" то что уже на этой территории и за что платить новый сбор не требуется...

    • Анонимно
      25.11.2019 19:08

      Давно уже нет нормальных скидок на прошлый год

  • OPEN
    25.11.2019 14:43

    Чем смысл этого сбора? Куда идут деньги?

    • Анонимно
      25.11.2019 15:37

      Ответ- за время сбора на утилизацию автомобилей не было построено ни одного! НИ одного завода по переработке автомобильных деталей.

      • Анонимно
        26.11.2019 10:28

        Мало того они же получают отличные цветные металлы за бесплатно, куда их девают и прибыль с их продажи

  • Оптимист
    25.11.2019 14:45

    Люди новая нефть
    Будут доить пока доится

    • Анонимно
      25.11.2019 16:33

      14.45 Если они с удовольствием доятся, кто ж откажется-то?

  • Анонимно
    25.11.2019 14:48

    Живут в параллельной реальности что ли? У них денег куры не клюют, наверное. Потому им так кажется, что обыватель запросто выложит деньги за их авто, да ещё впопыхах поторопится. Либо это такая жалкая попытка увеличить продажи.

    • Вообще то у Зубарева что ни статья, то попытка пропихнуть мысль о том, что все плохо-автомобили завтра подорожают на 50% идите скорее их покупайте.
      Странно кстати, что материал не помечают на правах рекламы))

  • Анонимно
    25.11.2019 15:11

    Перестал инвестировать в авто, цены растут качество упало.

    • Анонимно
      25.11.2019 19:41

      15.11 какой нормальный человек инвестирует в авто? Я понимаю, раритет редкий или машина прибыль приносит типа газели

  • Малай №1
    25.11.2019 15:12

    Что ни новость в России- то повышение, подорожание,

    • Анонимно
      25.11.2019 16:26

      Пока страна молчит налоги, сборы и штрафы будут постоянно повышаться, ещё и новые придумают

    • Анонимно
      25.11.2019 17:10

      это скорое вопрос не к стане а к Вашим информационным источникам

    • Анонимно
      25.11.2019 22:13

      ... и запрещение чего нибудь

  • Анонимно
    25.11.2019 15:17

    На иностранные авто таможенный сбор и так почти вдвое увеличивает стоимость авто. Так они ещё хотят с этого срубить.

  • Анонимно
    25.11.2019 15:19

    Из ничего будет ничего.
    Если денег нет то и купить нельзя.

  • ПанАлекс
    25.11.2019 15:22

    КАМАЗу выплачивают субсидию в размере уплаченного утилизационного сбора. Практически всем производителям и локализованным производствам тоже. То есть только на импортные авто влияет размер утилизационного сбора. На 17%.
    Хотя, исходя из той инфы что имею, вероятно утильсбор будут собирать со всех в полном объеме, в то время как компенсацию из бюджета или сильно задержат или вообще платить не будут. Уж очень критична ситуация с платежеспособностью Кремля...

  • Анонимно
    25.11.2019 15:26

    Да начхать. Как не брали, так и не будем брать. Макароны будем брать, на них пока хватает...)

  • Анонимно
    25.11.2019 15:28

    При золотой орде как то легче жилось.

    • Анонимно
      25.11.2019 15:53

      Точно, как сейчас помню, сдал в год один пятак на налоги в орду , и спи спокойно.
      Не то что сейчас - каждый день то новый налог, то пошлина, то акцизы.

    • Анонимно
      25.11.2019 15:55

      Да. Надо возродить орду и ввести ее налоговую систему - ясак.

  • Анонимно
    25.11.2019 15:42

    С Днём Рождения, господин Зубарев!

  • Анонимно
    25.11.2019 15:44

    Создание ажиотажа, манипуляция, введение в заблуждение - основная стратегия современных продаж .
    Вначале этим воспользовались застройщики (запугивая предстоящими катаклизмами) - вздули цены на недвижимость и успешно вытащили сбережения людей...
    Теперь автодиллеры рассказывают ужастики и подгоняют покупать (в т.ч. и на кредиты) автомобили. При этом, строят огромные моллы для б/у автомобилей - их уже девать некуда...
    Я понимаю про покупателей люкс автомобилей. У ниж нет проблем и их кризис не коснулся.
    Но, отдавая последние деньги за автомобиль в кредит, задумайтесь , а он вам нужен?

  • Анонимно
    25.11.2019 15:44

    Зубарев же в числе прочего подержанными заведует. На них цены не столько активно растут.

  • Анонимно
    25.11.2019 15:51

    Раньше менял авто каждые 3 года, последние 8 лет не меняю свою тойоту, а свободные деньги трачу на путешествия. Новой машиной сейчас никого не удивишь, качество с годами только хуже становится у них. Люди, меняйте свое деревенско-совковое восприятие мира, живите для себя, а не для отрасли машиностроения и скупщиков-перекупщиков.

    • Анонимно
      25.11.2019 17:14

      Вы правы. Железо - всего лишь жеоезо, и не более, новые «радостные» эмоции оно подарит на несколько дней после приобретения, а через месяц угаснет.
      Я тоже инвестирую в себя, в поездки, приключения, чувства. Правда, подумывал купить праворульный семейный вэн Toyota Voxy, 3-летку из Японии. Цена на аукционе (со всеми сборами и императорским налогом), - около 500 тыс руб. А растаможка, фрахт, СБКТС и доставка в Европейскую часть России - еще ₽850 тыс. Ну куда это годится?!

  • Анонимно
    25.11.2019 15:51

    Какая разницу, если как здесь все утверждают, что у нас все "люди живут в нищете", "на еду не хватает" и т.д.

    Для тех людей, которые живут в нищете, должно быть без разницы цены на автомобили (и цены на зарубежные курорты).

  • Анонимно
    25.11.2019 15:54

    Грабят да грабят. Налоги увеличивают, новые выдумывают.
    И все без толку.
    Все равно треть собранных налогов прикарманивают чиновники.
    Если б они перестали бы воровать и если ввели бы прогрессивный подоходный налог, налоги можно было бы снизить сразу на 25 %.

  • Анонимно
    25.11.2019 16:00

    Зачем я должен платить за утилизация СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ.
    Зачем я должен платить за услуги. в которых я НЕ НУЖДАЮСЬ?
    Я сам смогу утилизировать свой автомобиль, разобрать его на части и сдать в металлолом. Аккумуляторов причем отдельно собирают. И за это я получу минимум 10 тыс руб.
    Этот сбор - незаконен, он нарушает права граждан, вынуждает платить за то, чего фактически нету.

    • Анонимно
      25.11.2019 16:06

      платит импортер и вешает его на покупателя-оскал капитализма

  • Анонимно
    25.11.2019 16:01

    Добрый день !

    У кого можно уточнить в связи с тем, практически в любой товар включен утилизационный сбор в частности при покупке шин автомобильных должно ли наше государство бесплатно организовывать сбор с последующей утилизацией бывших в употреблении автомобильных шин ?
    С уважением Евгений Петрович

  • Анонимно
    25.11.2019 16:03

    на автомобили выпущенные в 2019 году цена увеличится, при объеме от 2 до 3 литров на 38 тыс. и то только на импортируемые , на остальные наценка- маржа продавца.

  • Анонимно
    25.11.2019 16:09

    Очередной подогрев ажиотажа... с чего поднимать цены, если пошлины опускают, а утильсбор поднимают....
    От перестановки мест слагаемых вроде самма не менялась, или у нас уже и там свои законы?

  • Анонимно
    25.11.2019 16:41

    Ну сказали же вам что налоги повышатся не будут ну ндс чуть чуть подняли ни кто не заметил даже, ну пенсионный возраст немножко подняли , платон ,квартиры с экскроу щитами подскочили , сомозанятых придумали ,справки для водителей хотели поднять для водителей но решили постепенно ,нежно это сделать .Нужно немножко потерпеть, скоро прорыв ,держитесь там!

  • Анонимно
    25.11.2019 18:17

    Просто подогревают спрос! С 1 января автомобили уже будут годовалыми. Все равно после нового года скидки будут на непроданные автомобили 19 года, если народ не сметет сейчас все что есть в продаже.

  • Анонимно
    25.11.2019 18:24

    Хочу посмотреть на нашу страну и Казань в частности через лет 10,ведь по логике происходящего сейчас,зарплаты будут те же 25-40 тысяч и инфляция съест их окончательно,ндс будет примерно 30% по факту покупательной способности,лада гранта 1-1, 2 млн. рублей только для зажиточных горожан,ремонт в квартире станет привилегией,кварталы пустующих новостроек по 150 тысяч рублей за квадрат.

  • Анонимно
    25.11.2019 18:39

    Продаю авто весной,остаток в квартиру,возле метро,с трамваем и т.д.,содержать железку сейчас накладно,лучше хороший ремонт и квадратные метры,покатаюсь на такси в край,или в аренду гранту возьму 1000 рублей сутки если вдруг понадобится.Казань в будущем,город коллапсирующий,социалка и инфраструктура не готовы к росту населения,поэтому актуальны только хорошая локация жилья и общественный транспорт шаговой доступности.По району кстати на электросамокате удобно,везде почти асфальт хороший в городе,пробовал самокат за 25 тысяч,летом катался у знакомых, просто балдел,в магазин и до офиса сгонял,это же как-то удобно, китайцев миллиард научились на великах и нормально,нас тут от силы полмиллиона,кто-то научится,а кто-то будет по зубаревским салонам бегать утешая себя мыслью о том,что железка,это статус))

    • Анонимно
      25.11.2019 20:44

      Да, только будьте внимательны. Дешевые самокаты, собранные неизвестно кем и из непонятных комплектующих, склонны к самоподрыву батареи. Причем, не только в момент зарядки, но и хранения в пассивном режиме. Случаи уже бывали. Именно поэтому, я в себе подавил жабу, купил и моноколесо, и эл.самокат Xiaomi. Хотя бы какая-то гарантия качества сборки. Но все-равно, нужно быть начеку, ведь литиевые батареи - те еще ребята, непредсказуемые. Особенно если батарею меняли на более мощную, литий-полимер.

  • Анонимно
    25.11.2019 19:53

    Если нет всплеска зарплат до 45000 анонсируемых в Рт, то всплеска спроса на авто не будет. Сальдо - бульдо.

  • Анонимно
    25.11.2019 19:58

    Холодно на самокате...и ребенка никуда не отвезешь.
    Таскать тяжело.

  • Анонимно
    25.11.2019 20:21

    Я такой психоз в автосалонах под Новый год наблюдал где-то примерно в 2014 году. Приходила масса людей и лихо оформляли в кредит все то, что было. В этом году будет аналогичная ситуация.

    • Анонимно
      25.11.2019 21:24

      Железки также как недвижимость падают в цене

      • Анонимно
        25.11.2019 21:47

        Меня заминусовали. Рад. Чем больше машин и квартир, тем меньше спрос. Детей лучше побольше рожать надо, а не железок, бетона и кирпичей.

  • Анонимно
    25.11.2019 20:56

    Согласен с некоторыми, авто средство передвижения, и если он становится не целесообразным - зачем? И еще бмв статус не добавляет, некоторые это поняли, дорогие - в лизинге, зачем предприятию прибыль и еще 20% с нее. А после НГ скорей будет девальвация, а не повышение цен на авто, скрытая эмиссия, это заметно даже по санации банков и повышению цен, сомнения на счет 3-4% инфляции .

  • Анонимно
    25.11.2019 23:12

    Утильсбор должен подразумевать утилизацию. А в чём она заключается? У нас разве какой-то прорыв в этом направлении? Я вообще сути этого не понимаю. Машина отъездила своё и её в конце сдают на металлолом. Разве не так? Куда идёт этот утильсбор?
    И ещё. Чтобы сдержать цену оф.дилерам может стоит прекратить навязывание допов? Или Зубарев не в курсе сколько барахла втридорога пихают покупателям авто?!

  • Анонимно
    26.11.2019 09:07

    У нас в стране перед концом каждого года случается истерика, что подорожает все что может. Срочно беги и сметай прилавки. Манагеры себе бонусы на доверчивых лохах на Новый год зарабатывают.

  • Марат Ш
    26.11.2019 11:53

    Вместо того, чтобы стимулировать спрос, наши власти его душат. Итак новые автомобили особо не покупали, а сейчас дилеры совсем загнутся. Это закат экономики потребления и наступление тяжелой депрессии. Непонятно, чего добиваются.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль