Общество 
16.12.2019

Рафинат Яруллин: «Зерно найдем, но нужен инвестор с деньгами!»

Ахметов, Заббаров, Самаренкин и Ко провели мозговой штурм о глубокой переработке зерна в Татарстане. Цена вопроса кусается

Выездное заседание комитета Госсовета по экологии на площадке «Нэфис-Биопродукт» стало поводом обсудить продуктовый экспорт из Татарстана, который пока, увы, не растет. Дмитрий Самаренкин предложил аграриям активнее выращивать подсолнечник и объяснил, почему это не так страшно. Также депутаты высказали идею вернуться к обязательной регистрации домашних животных и обсудили границы лесопаркового зеленого пояса Казани. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».

На Казанском жировом комбинате в конце минувшей недели состоялось выездное заседание комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике На Казанском жировом комбинате в конце минувшей недели состоялось выездное заседание комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Фото: gossov.tatarstan.ru

«ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПОДСОЛНЕЧНИК НЕ СЛИШКОМ ИНТЕРЕСНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА?»

На Казанском жировом комбинате в конце минувшей недели состоялось выездное заседание комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. Для начала гостей проводили по производственным цехам АО «Нэфис-Биопродукт», где непосредственно рождаются популярные продукты известных брендов — кетчупы, соусы, майонез, также разливают подсолнечное масло, запущена так называемая сладкая группа (варенье, джемы, конфитюр). Депутаты с интересом прогулялись по заводским цехам, узнав о том, что за 9 месяцев 2019 года продажи в масложировом секторе группы «Нэфис» существенно выросли: продукты глубокой переработки (майонез, кетчуп, соусы) подросли на 20%, бутилированное масло — на 7%.

Председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» и депутат Госсовета РТ Дмитрий Самаренкин обратился к руководству минсельхоза РТ с предложение нарастить посевные площади масличных культур в Татарстане.

«Наши мощности и возможности по переработке — это 1 миллион тонн (масличных культур — прим. ред.). Основной объем [сырья] мы привозим из Ульяновска, Самары, Оренбурга, — заявил он. — Видим большой потенциал, чтобы деньги оставались в республике. Подсолнечное масло является биржевым товаром. В каком объеме мы бы его ни произвели, оно востребовано за границей, каждый год увеличиваются объемы потребления на несколько процентов».

Для начала гостей проводили по производственным цехам АО «Нэфис-Биопродукт», где непосредственно рождаются популярные продукты известных брендовФото: Василий Иванов

Депутат отметил, что у аграриев РТ настороженное отношение к подсолнечнику, потому что считается, что тот «высушивает» землю, забирая из нее все соки. Самаренкин заявил, что поручил изучение этого вопроса ученым, которые пришли к выводу, что посевы подсолнечника не портят почву.

«Мы задали вопрос [ученым о том], действительно ли подсолнечник не слишком интересная культура для сельского хозяйства, потому что из земли все высасывает, но они сказали, что занимаются им с 50-х годов в Краснодарском крае и не видели ни гектара испорченной земли, потому это перспективная культура, которой стоит заниматься», — рассказал Дмитрий Анатольевич. Он обратился и к опыту местных хозяйств.

«Раис Сулейманов несколько лет назад начал заниматься подсолнечником и понял, что это рентабельная высокомаржинальная культура», — показал Самаренкин на коллегу – депутата Госсовета РТ и гендиректора ООО УК «Агро-Инвест», который также сидел за большим круглым столом. Тот лишь молча подтверждал слова выступающего.

Дмитрий Самаренкин подсчитал, что от продажи 1 млн т масличных культур Татарстан сможет выручать 20 млрд рублейФото: Василий Иванов

«В этом годУ подсолнух есть, но мы его не успевали сушить»

Председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат» подсчитал, что от продажи 1 млн т масличных культур Татарстан сможет выручать 20 млрд рублей. Для сравнения: от реализации 5 млн т зерновых в 2017 году (по цене 6 рублей за килограмм) всего было выручено 30 млрд рублей.

«Это потенциал тех денег, которые могли бы остаться в Татарстане», — подчеркнул он.

Вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов заметил, что в будущем наука должна работать над сроками созреваемости сортов подсолнечника, но так, чтобы при этом не было потерь урожайности. «Чтобы уже в начале сентября сорта были готовы к уборке. [Когда поздней осенью идет уборка], хозяйства ломают технику, настроение бывает другое», — сказал он.

Другой депутат — Шамил Ягудин, который также уже несколько лет выращивает подсолнечник в своих хозяйствах, — предложил, наоборот, вывести такие сорта, чтобы убирать его можно было в марте, мол, опыт такой уже имелся и результат не так уж и плох.

Марат Ахметов  заметил, что в будущем наука должна работать над сроками созреваемости сортов подсолнечника, но так чтобы при этом не было потерь урожайности Марат Ахметов заметил, что в будущем наука должна работать над сроками созреваемости сортов подсолнечника, но так, чтобы при этом не было потерь урожайности Фото: gossov.tatarstan.ru

«Лучше все же в первой декаде сентября», — возразил ему бывший министр сельского хозяйства. Последний заметил, что в этом году в Татарстане уже убрано около 400 тыс. т масличных культур.

Позже министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров, комментируя вопрос корреспонденту «БИЗНЕС Online», сообщил, что увеличения посевных площадей подсолнечника в 2020-м в РТ не планируется. На это влияет снизившаяся в 2019 году цена на подсолнечник, также в районах нет пунктов приема сырья.

«В этом году подсолнух есть, но мы его не успевали сушить, влажность высокая. А влажное зерно маслоэкстракционный завод не успевает перерабатывать. Сейчас мы с ГК „Нэфис“ прорабатываем такую программу, чтобы на следующий год поставить в некоторых районах пункты приемки и сушки подсолнечника, чтобы на завод привозили уже сухое сырье. Это будет намного оперативнее и эффективнее», — рассказал он.

По данным минсельхоза РТ на 13 декабря, в республике было намолочено 211,8 тыс. т кукурузы (на зерно), 212,7 тыс. т подсолнечника и 143,9 тыс. т рапса. Посевные площади кукурузы в этом году составили 203 тыс. га, подсолнечника — 132,4 тыс. гектаров.


«ЗЕРНО НАЙДЕМ, А ИНВЕСТОР НУЖЕН С ДЕНЬГАМИ»

Группа «Нэфис» является самым крупным экспортером продовольственной продукции Татарстана, заявил глава ведомства. В целом на долю масложирового сегмента приходится 60–70% татарстанского экспорта сельхозтоваров и продовольственного сырья.

«Надо не останавливаться на результатах, нужно увеличивать ассортимент и объем выпускаемой продукции», — наставлял Зяббаров.

Перед республикой, как известно, стоит задача к 2024 году почти втрое нарастить экспорт сельхозсырья и продовольственных товаров — до $360 миллионов. Но пока, судя по продемонстрированным на заседании слайдам, успехи на этом поприще невелики, вернее, они отрицательные. Если в 2017-м всего было реализовано продукции на $177,8 млн, то в 2018-м — только $163,5 млн, и нет гарантии, что в 2019-м окажется больше — за 11 месяцев уходящего года за рубеж продано всего на $139,9 миллиона.

«Пшеницу за границу реализовать невыгодно», — пришли к выводу участники заседания. Значит, выход — наладить глубокую переработку зерна внутри республики. Министр сообщил, что из среднего урожая в 5 млн т зерна в год Татарстан легко мог бы отправлять 1 млн т на глубокую переработку.

«Сейчас переработкой зерна в РТ занимается три спиртзавода и предприятие по производству квасного сусла и мальтозы — суммарно перерабатывается около 200 тонн пшеницы и ржи», — отметил он.

Для Татарстана было разработано несколько крупных инвестпроектов по глубокой переработке зерна. «Первый — переработка зерна на биоэтанол как добавки к моторном топливу. Побочные продукты могут быть использованы в пищевой промышленности и животноводстве (протеин и отруби)», — рассказал Марат Азатович. Это известный проект «Татнефти», который позволит переработать 500 тыс. т зерна, но он требует инвестиции в размере 10 млрд рублей.

Вторая программа делает акцент на переработку зерна на глюкозно-фруктозный сироп и модифицированный крахмал. При мощности по переработке в 500 тыс. т инвестиций требуется уже около 20 млрд рублей.

«Совместно с „Татнефтехиминвест-холдингом“ рассматривалось несколько вариантов создания предприятий глубокой переработки зерна. Проект ГК „Нэфис“ по переработке 1 миллиона тонн в год, компании „А-Стар“ — по производству крахмалопродуктов из пшеницы на ОЭЗ „Алубага“ и программа по глубокой переработке зерна в Альметьевске. В рамках этого проекта предполагается реконструкция и перепрофилирование спиртзавода „Первомайский“ на производство сельхозпродукции, предприятие будет перерабатывать 60 тысяч тонн пшеницы в год и выпускать такие виды, как крахмал, клейковина пшеничная, кормовые добавки», — делился глава минсельхоза РТ.

Наконец, третий вариант — это изготовление из зерна биополимеров из побочных продуктов производства сахарного песка (мелассы). Данную тему ранее застолбил за собой ТАИФ, речь идет об инвестпроекте на 22 млрд рублей. Также вопросом интересуется «Агросила», которая владеет сахарным заводом.

«Несмотря на актуальность, эти проекты не реализуются, основная причина — отсутствие инвесторов, целенаправленных мер господдержки, большой срок окупаемости», — заявил министр. А ведь создание такого производства дало бы мультипликативный эффект на всю экономику РТ, так как появление новых продуктов стимулировало бы рост предприятий МСБ.

Рафинат Яруллин: «Когда мы крахмал покупаем из Вьетнама, а фруктозу из других стран, это, конечно, неправильно»Фото: Василий Иванов

Прокомментировать проблему на заседание был приглашен гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин. Он подтвердил: проекты все интересные, но нет инвесторов с мешком денег.

«Нельзя говорить о развитии биотехнологий, если мы не перерабатываем зерно, если у нас нет крахмала и сахаров, — уверен Рафинат Саматович. — Когда мы крахмал покупаем из Вьетнама, а фруктозу из других стран, это, конечно, неправильно».

Он считает, что начинать нужно с проекта стоимостью 10 млрд рублей. «Но как найти инвестора? Можно и скооперироваться. Есть Свияжский мультимодальный центр, там бы можно было завод поставить, туда зерно можно привезти и водой, и железной дорогой, — рассуждал Яруллин. — Искали инвесторов, кого только ни привлекали: и израильтяне, и немцы, и белорусская делегация была. Но там все доходит до фундамента и останавливается. В чем причина, не могу понять!»

«Инвестор нужен с деньгами», — мудро заключил Ахметов.

«Да, зерно найдем, а инвестор нужен с деньгами», — подтвердил Рафинат Саматович. Он считает, что для привлечения инвестора нужно создать выгодные для того условия работы.

Тахир Хадеев предложил внести изменение в законодательство об ответственном обращении с животнымиФото: Василий Иванов

«СОБАКА ЖЕ БЕСХОЗНОЙ ПРОСТО ТАК НЕ БЫВАЕТ!»

Депутаты обсудили и другие темы. Зампредседателя комитета Тахир Хадеев предложил внести изменение в законодательство об ответственном обращении с животными. В частности, предлагается установить уведомительный порядок регистрации собак. Здесь нет ничего нового, сейчас порядок и так уведомительный. В год в РТ регистрируется порядка 5–6 тыс. домашних животных. Но такая добровольность как раз и возмутила депутатов.

«Как при этом обеспечить объективность учета животных?» — спросил с удивлением Марат Готович. Он заметил, что в прошлом Татарстан выступал с инициативой сделать регистрацию домашней живности обязательной, чтобы следом возникала и ответственность человека за «друзей меньших».

«Вопрос об ответственности хозяев этой живности, собака же бесхозной просто так не бывает, изначально она все равно принадлежала человеку! — рассуждал Ахметов. — Иначе получается так, что хозяин бросил питомца на улицу, а государство берет на себя ответственность содержать его и лечить, причем нормативы по содержанию животных установлены даже выше, чем по содержанию детей».

«Марат Готович, вопрос очень хороший, мы к этому (обязательной регистрации  прим. ред.) стремились, но сегодня главенство федерального закона определяет наш подход», — объяснял Хадеев, но добавил, что в будущем году в республике вновь обязательно вернутся к обсуждению данной темы.

Депутат, учредитель и гендиректор экотехнопарков «Яшел Парк» Марат Галиев предположил ввести обеспечительный платеж для тех, кто приобретает питомца, чтобы «государство не оставалось один на один с животными». Кроме того, депутаты обсудили вопрос о необходимости лицензирования деятельности по содержанию питомцев и их чипированию.

Зашла речь и о создании лесопаркового зеленого пояса Казани. Депутаты предложили утвердить его общую площадь — 3 266 гектаровФото: Василий Иванов

Наконец, речь зашла о создании лесопаркового зеленого пояса Казани. Депутаты предложили утвердить его общую площадь — 3 266 гектаров. В документации, приложенной к законопроекту, уточняется, что в лесопарковый зеленый пояс города включаются живописные уголки природы, которые имеют высокую защитную, санитарно-гигиеническую и эстетическую ценность, а также являются излюбленными местами отдыха жителей.

Создание такого пояса позволит защитить территории от вырубки, строительства и размещения отходов, разработки месторождений. Но в то же время включение в первый участков земли не влечет за собой прекращение прав собственников или землепользователей, арендаторов.

В лесопарковый зеленый пояс Казани предлагается включить ООПТ: городской лес Лебяжье, Кадышевский, Дербышинский, Архиерейский, Куземетьевский леса, Березовую рощу, лес на Дубравной и другие зеленые зоны столицы РТ. Точные границы данных участков в последующем должно утвердить правительство РТ.

Все эти и другие вопросы депутаты решили вынести на обсуждение на ближайшей сессии Госсовета РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (59) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.12.2019 08:11

Как можно провести штурм тем, чего нет??

  • Анонимно
    16.12.2019 08:11

    Как можно провести штурм тем, чего нет??

    • Анонимно
      16.12.2019 08:18

      Ваш комментарий дал ответ на многие вопросы!

      • Анонимно
        16.12.2019 08:45

        Татарстан на 4 месте в России по объемам сельхозпроизводства
        После южных Ростова и Краснодара
        Есть чем гордится

        • Анонимно
          16.12.2019 09:15

          Молодцы
          Земля должна работать

          • Оптимист
            16.12.2019 09:32

            Наши мощности и возможности по переработке — это 1 млн тонн [масличных культур — прим. авт.]. Основной объем [сырья] мы привозим из Ульяновска, Самары, Оренбурга, — заявил Самаренкин, — Видим большой потенциал, чтобы деньги оставались в республике. Подсолнечное масло является биржевым товаром. И в каком объеме мы бы его ни произвели, оно востребовано за границей, каждый год увеличиваются объемы потребления на несколько процентов».

            Здравые мысли от Самаренкина
            Производить и выращивать надо то что пользуется спросом

          • Оптимист
            16.12.2019 09:36

            Сельское хозяйство в раночных условиях имеет огромное преимущество перед другими производствам
            Не идет пшеница, сей рапс, или подсолнух, то что именно сейчас востребованности
            Это не завод, новые станки закупать не надо
            Современные посевные и уборочные комплексы позволяют убирать и сеять любые культуры

          • Анонимно
            17.12.2019 14:40

            к 09: 15. Точно так же, как деньги у банкира? Круглосуточно и без выходных, которые выданы населению в кредит??

        • Анонимно
          16.12.2019 13:42

          08.45 только сельхозпродукция Татарстана занимает максимум 5 процентов ассортимента магазинов.

        • Анонимно
          16.12.2019 15:01

          8.45. А без этого вы не можете спокойно работать, решать опросы, развиваться.
          Горделивость - грех и отвратительная черта характера.

    • Анонимно
      16.12.2019 08:29

      Согласен. Да и штурмовали то что? Все давно отштурмовано другими

      • Анонимно
        16.12.2019 11:00

        Мурат Сиразин! Хренью как всегда занимаются депутаты ! На хрена нужна глубокая переработка зерна если его не хватает на корм скоту! А Чипирование надо проводить не собак ,а чиновников и дпутатов,а потом обложить налогом чтобы дурака не валяли ,а шли работать фермерами и крестьянами!

    • Комментарий меня просто убил наповал)))

    • Кино давно пора снимать. Сюжет за сюжетом.

    • Анонимно
      16.12.2019 12:24

      Очень приятны лица организаторов и лицедеев штурма..прям импонируют мощностью потоков разума и несокрушимой воли...умора:)))

      • Анонимно
        16.12.2019 12:35

        А по мне молодцы
        Умные вещи говорят
        Прочитайте статью

        • Анонимно
          16.12.2019 13:05

          Они эти умные мысли говорили уже когда в министерствах сидели,сейчас этими мыслями в госсовет пришли

  • ....от реализации 5 млн тонн зерновых в 2017 году (по цене 6 руб за кг) всего было выручено 30 млрд рублей
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/450179
    СХ производители Татарстана никогда не реализовали 5 млн тонн зерна. Бывало, производство зерна достигало этой цифры

  • Анонимно
    16.12.2019 08:55

    Да, зерно отберем. Вот денег-то нет. Я именно так прочитала название статьи.

  • Анонимно
    16.12.2019 09:14

    В Белгородской области развивается глубокая переработка зерна, посмотреть стоит. Но там зерно другое.
    По этанолу законодательство РФ жесткое, пока его не поменяют переработка зерна в этанол под вопросом.
    Строить комплекс по переработке зерна на юго-востоке РТ лучше, Альметьевск, Бугульма, Азнакаево, Бавлы, Ютазы, Уруссу. Там рабочие места нужны, почвы там хорошие, трасса М5 рядом, соседние регионы все зерновые, возить дешевле.
    Проект нужно выбирать с самой большой суммой вхождения, чтобы конкурентам трудно было повторить и по продукции, которая поступает из-за границы (импортозамещение).
    А деньги из нац.проектов, пусть комплекс будет с гос.участием.

    По подсолнечнику своим ученным работу по почве стоит поручить. Краснодар и Татарстан разные по почве и климату.

    • Анонимно
      16.12.2019 11:34

      крупнейший на юго востоке комбинат хлебопродуктов простаивает уже несколько лет. может начать с производства качественной муки чем думать о биоэтаноле.

      • Анонимно
        16.12.2019 12:30

        Мало у нас подходящего зерна для муки, в основном фуражное оно.

  • Анонимно
    16.12.2019 09:21

    А что мы сами не можем прлизводить крахмал

  • Ф. Карим
    16.12.2019 09:49

    Сок произведенный в Сокурах уже пьём. Теперь переработка зерна, хотя любой сельский руководитель скажет что нет лишнего зерна в Татарстане. Наступает февраль март и зерно начинают возить даже из Казахстана.
    У нас нет нормальной погоды спросите у Марат Готыча. Поэтому нет зерна, а то что на бумаге, его нельзя потрогать и переработать.

  • Анонимно
    16.12.2019 09:57

    Странная позиция "Вечного" депутата Ганиева не высказываться про зелёный пояс в районе Осиново, Новониколаевки и других населенных пунктов подвергнутых техногенному воздействию. Ильшат Газимович вы работать будете?

  • Анонимно
    16.12.2019 10:02

    Под желанием чипировать домашних животных лежит не забота о них, а плохо скрытая подготовка к налогу на их содержание.

    • Ф. Карим
      16.12.2019 10:06

      10.02. А что в этом плохого. Бабульки по 17 кошек содержат, может лучше учтенную одну держать для души...

      • Анонимно
        16.12.2019 10:48

        Уважаемый, к домашним животным относятся не только кошки, а куры, гуси, кролики, козы, бараны, коровы и т.д. Получится, что за них придется платить налоги.

        • Анонимно
          16.12.2019 16:51

          Как бы вам не было трудно воспринять чипирование, оно неизбежно. Любая ветеринарная манипуляция связана с учётом. Вы же не хотите Пит. молоко от непроиследованных коров и мясо которое завезли путем подтасовок из карантинного региона.
          Не нужно огульно воспринимать чипирование как очередной налог, учёт животных нужен.

          • Анонимно
            16.12.2019 18:25

            Да что там животные, сейчас не смогу найти ссылку, но давно уже принят закон о чипировании людей. Предполагаю, что Вы наверное с легкостью согласитесь чипироваться, но масса людей будет против и я разделяю их позицию.

      • Анонимно
        16.12.2019 11:01

        А после чипирования она их выбросит на улицу, и будут они бездомные, разносящие заразу....

    • Анонимно
      16.12.2019 11:58

      Наоборот государство безвозмездные гранты раздаёт.
      Я раньше думал, что у нас с сельским хозяйством ничего не получится - и что это будет вечная "дыра". Однако факты показывают, что у нас сельское хозяйство в стране довольно хорошо развивается. И от импорта наша страна по многим позициям даже переходит к экспорту сельской продукции.

  • Анонимно
    16.12.2019 10:04

    Как то абсурдно звучит, когда крупнейшие компании требуют инвестиции.

  • Анонимно
    16.12.2019 10:38

    Какой идиот вложит деньги в сх Татарстана? Тут местные олигархи булдырдыки Таиф Татнефть Нэфис то не хотят хотя денег навалом у них но они понимают что проще найти инвестора с мешком денег он вложится потом провести банкротство и забрать бесплатно бизнес

  • Анонимно
    16.12.2019 10:39

    Самаренкин сам же и уничтожил цены на подсолнечник, просто гребут сверхприбыли , а фермеры банкротятся, цена с на семечку упала с 26 руб до 11 руб за тонну , вот где проблема !!! Депутаты понятно , ничего не могут поделать, но поболтать же надо , поэтому Сулейманов ничего не говорит а только кивает....

  • Анонимно
    16.12.2019 11:43

    Не пускайте Яруллина в сельское хозяйство и тем более к зерну.


    Он уже все показал в химии - как умеет довести до развала - все развалено.

    • Анонимно
      16.12.2019 13:24

      Не пускайте Яруллина в сельское хозяйство и тем более к зерну.

      Как же его не пускать, имя то у него Рафинат ( прессованный сахар)

  • OPEN
    16.12.2019 12:00

    нужен закон принудительно лишающий права получать зарплату из бюджета по достижении пенсионного возраста

  • Анонимно
    16.12.2019 12:22

    За 4года цена подсолнечника упала два раза ,где вы видели снижение цен на масло, продолжается грабёж села монополистами на входе удорожание средств производства и на выходе . Ау депутаты где вы. А по поводу сушить не успевали. Если нас не грабили бы мы сушилки сами ставили и сушили. Хранили бы , а вы по мере необходимости забирали продукцию. Жадность однако

  • Буре
    16.12.2019 12:36

    Нам сахарную свеклу цена рже упала
    Надолго?

  • Анонимно
    16.12.2019 12:43

    Ясно что разговор шел о деньгах. Корреспондент не раскрыл вопрос - О каких?

  • Анонимно
    16.12.2019 13:27

    Раньше в республике был один Бабай, а сейчас их армия бабаев. Надо снчало их обновить лет на 30 моложе, а потом штурмовать. Так глядишь при штурме одно место не выдержит.

  • Анонимно
    16.12.2019 13:42

    Местные баи рассуждали как бы еще заработать... Сами являются членами руководства бизнес предприятия, сами подрабатывают депутатами и издают законы для себя хороших и так замкнутый круг. Ну как тут не байство и кумовство? В других странах такого нет. Гос чиновник не может занимать никаких постов в торговой и предпринимательской сфере.

    • Анонимно
      16.12.2019 15:07

      На переработку надо применить метод принудительного инвестирования средств местных баев, как в своё время Бабай сделал по с/х.

  • Анонимно
    16.12.2019 14:18

    Татарстан пока спит, буквально за последние годы в Подмосковье, на югах построены заводы по переработке картофеля, полностью покрывающие потребности всей страны. А сколько говорили про Арский завод картофелепродуктов! Как бы и эта идея не осталось только на бумаге.

    • Анонимно
      16.12.2019 15:09

      14.18. РТ пока по инерции после Ахметова требует с глав районов центнеров с га, надоев с коровы.
      Полный брежневизм-ахметовизм-атавизм..

  • Анонимно
    16.12.2019 18:49

    Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники (с)

  • Анонимно
    17.12.2019 08:08

    Узебезнен хужалыкларга 6-7 сум белэн фураж сатып яталар, чит илгэ шул ук бэягэ югары сыйфатлы бодайны жибэрэлэр. Шулай ошлэгэч каян килсен дие авылда яшэргэ телэучелэр? Сез шэхси хужалыкларга беренче чиратта тэкъдим итегез устергэн бодайны! Басуларда салам череп ята, бирегез уз бэясенэ булса да авыл кешесенэ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль