Общество 
22.12.2019

Академик РАН: «Наступила эпоха похолодания, которая приведет к новому ледниковому периоду»

Владимир Котляков о том, кто стоит за экоанархистами, в чем не права Грета Тунберг, и о антинаучности Киотского протокола

«Еще каких-нибудь» полторы тысячи лет, и на Земле начнется очередной ледниковый период», — говорит известный климатолог, 88-летний Владимир Котляков, и предупреждает, что глобальное похолодание может случиться и гораздо раньше — через 10–15 лет. О том, грозит ли человечеству Всемирный потоп, кто засылает голых экоактивистов на конференции климатологов и кто прав в споре российского президента и шведской школьницы, — в интервью ученого «БИЗНЕС Online».

Владимир Котляков: «Причин потепления две: в первую очередь это природа, и лишь во вторую — человечество. Ныне оба эти фактора действуют одновременно, и разделить их невозможно» Владимир Котляков: «Причин потепления две: в первую очередь это природа и лишь во вторую — человечество. Ныне оба данных фактора действуют одновременно и разделить их невозможно» Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

«глобальная температура на Земле на самом деле понижается»

— Владимир Михайлович, шведская школьница Грета Тунберг, недавно признанная человеком года по версии американского журнала Time, прогуливая занятия, прославилась после своего эмоционального выступления на саммите ООН по борьбе с изменением климата. Она обвинила мировых лидеров и деловые круги в провоцировании глобального потепления, краже ее детства и будущего молодого поколения. Климатическая угроза действительно настолько серьезна, как об этом говорят экоактивисты?

— Глобальное потепление, которое сейчас происходит, — реальная вещь. Оно измеряется термометром, и видно, что эти изменения происходят на всей Земле. Вопрос не в том, есть оно или нет. Оно есть. Вопрос в том, как это все возникло и что будет дальше. Причины две. Сейчас муссируется и поднимается на щит той же Гретой тезис о том, что потепление вызвано исключительно деятельностью людей. Это антропогенное потепление. Его механизм прост, изучен наукой. Выделяются углекислый газ и другие парниковые газы, которые создают в атмосфере своеобразный экран, который пропускает ультрафиолетовые лучи и задерживает длинноволновую радиацию, излучаемую Землей. В результате энергия, пришедшая извне, остается на Земле, что ведет к нагреванию атмосферы. Никто этого не отрицает. Но потепления и похолодания на Земле были всегда. Главная особенность климата в том, что он непрерывно меняется. В этой постоянной смене участвуют процессы с самой разной амплитудой и продолжительностью: начиная сезонными (зима-лето) и заканчивая 100-тысячелетними циклами.

Мы в Антарктиде, в пробуренной на станции Восток глубокой скважине, обнаружили слои льда, образовавшиеся на протяжении 420 тысяч лет, и в них были четко видны изменения климата, происходившие с периодичностью 100 тысяч лет. Сегодня мы живем в период такого исторического потепления, называемого голоценом. Голоцен — современный геологический период, который длится уже более 10 тысяч лет, и пик этого потепления уже прошел. Данный пик был примерно пять с половиной тысяч лет тому назад, и сейчас по большому счету уже наступила эпоха похолодания, которая обязательно приведет к новому ледниковому периоду.

— Геофизик Александр Городницкий пишет: «Через 10–15 лет нас ждет не глобальное потепление, а наоборот — глобальное похолодание, подобное тому, которое уже было в Европе в начале XVII века». Вы с этим согласны?

— Я с этим, безусловно, согласен. По нашим прикидкам, еще «каких-нибудь» полторы тысячи лет и на Земле начнется очередной ледниковый период.

— Но Городницкий говорит о 10–15 годах. Это возможно?

— Возможно. Но ни он, ни я, никто не может это с абсолютной точностью утверждать и доказать. Признаки похолодания есть. Детальные расчеты, учитывающие многие факторы, включая астрономические, свидетельствуют о том, что глобальная температура на Земле на самом деле понижается, однако понижение это незримо: после нуля в пятом знаке градуса. Но данная глобальная величина не с плюсом, а с минусом.

«Глобальное потепление, которое сейчас происходит — это реальная вещь. Оно измеряется термометром, и видно, что эти изменения происходят на всей Земле. Вопрос не в том, есть оно или нет. Оно есть» «Глобальное потепление, которое сейчас происходит, — реальная вещь. Оно измеряется термометром, и видно, что эти изменения происходят на всей Земле. Вопрос не в том, есть оно или нет. Оно есть» Фото: pixabay.com

«Причин потепления две: в первую очередь это природа и лишь во вторую — человечество»

— Почему же тогда все, включая Грету, кричат о глобальном потеплении?

— Климат менялся всегда, но возникло человечество, которое выделяет техногенные продукты своей жизнедеятельности. Сейчас многие полагают, что это страшное бедствие, с которым нужно бороться. Но вспомним, что предыдущее потепление случилось 100 тысяч лет назад, когда никакого антропогенного влияния на климат со стороны людей не существовало, а среднемировая температура тогда была почти на полтора градуса выше, чем сейчас.

Причин потепления две: в первую очередь это природа и лишь во вторую — человечество. Ныне оба данных фактора действуют одновременно и разделить их невозможно. За несколько последних 10-летий глобальная температура поднялась чуть больше, чем на полградуса. В действительности это довольно много, но у нас по-прежнему нет способа определить, какая часть такого потепления имеет природную основу, а какая вызвана антропогенной деятельностью.

Поэтому говорить о том, что все происходящее — результат деятельность людей, по меньшей мере некорректно. На самом деле проблема очень сложна и не так однозначна, как выглядит в лозунгах алармистов. Нельзя запретить и даже ограничить экономическую деятельность человека, но необходимо проявлять большую осмотрительность во всем, что мы делаем на нашей планете. А к парниковым газам надо относиться с пониманием, помня о том, что и водяной пар — это тоже парниковый газ, мало связанный с промышленными выделениями.

Резюмируя, хочу подчеркнуть, что это не первое потепление на Земле и оно не может продолжаться беспредельно. Разговоры о том, что в конце этого века температура обязательно поднимется на несколько градусов, не имеют под собой научного обоснования.

— Выбросы метановых гидратов со дна океана могут, по мнению некоторых ученых, привести к парниковой катастрофе. «Расчеты показывают, что климатическая система Земли за пару столетий способна перейти в новое устойчивое состояние. И температура у нас будет, как на Венере — плюс 500 градусов», — считает кандидат физматнаук Алексей Карнаухов. Как вам такой прогноз?

— Начнем с метана. В среде ученых, специалистов в этой области, никакого единства по поводу этого газа нет. Роль метана совсем не простая. Никаких катастрофических выбросов этого газа, отличных от подобных процессов в прошлом, сегодня не отмечается. Мерзлота в наше время подтаивает, но не с такой скоростью, как говорят алармисты. Метан существовал на Земле всегда, и были его выбросы, но человечество этого не ощущает. 

— А как насчет гибели всего живого на Земле через 200 лет в результате установления на нашей планете венерианского климата?

— Не будет ничего подобного. Идет потепление, которое началось в середине XIX века, когда никакой промышленности в современном ее понимании еще не было. В 60-х годах XX века, когда промышленность уже существовала и, надо сказать, была куда более грязной с экологической точки зрения, чем сейчас, температурные графики пошли вниз — произошло небольшое, но похолодание. Очевидно, на то имелась какая-то природная причина. В наше время для прогнозирования далекоидущих климатических изменений используют моделирование. Задаются определенные параметры на основе наших сегодняшних знаний, и компьютер на основе заложенных в него данных рассчитывает дальнейший ход событий и прогнозирует потепление. При этом разные модели дают существенно различную динамику потепления. Но все дело в том, что компьютер создает модель на основе того, что в него заложено, и не может учесть того, что мы еще не знаем. И делать из подобных расчетов однозначные выводы о будущем климате на Земле по меньшей мере некорректно.

«Сегодня мы живем в период такого исторического потепления, называемый голоценом. Голоцен — это современный геологический период, который длится уже более десяти тысяч лет, и пик этого потепления уже прошел» «Сегодня мы живем в период такого исторического потепления, называемого голоценом. Голоцен — современный геологический период, который длится уже более 10 тысяч лет, и пик этого потепления уже прошел» Фото: pixabay.com

«БИТЬ В НАБАТ ЕЩе РАНО, А МОЖЕТ БЫТЬ, И ВООБЩЕ НЕ НУЖНО»

— По расчетам некоторых ученых, из-за таяния льдов в Гренландии уровень Мирового океана может подняться на 2,4 метра к 2100 году в случае, если выбросы парниковых газов в атмосферу останутся на прежнем уровне. В зоне риска окажутся примерно 11 процентов населения планеты, которые живут на высоте ниже 10 метров над уровнем моря. Что, как пел Высоцкий, «видно, быть потопу»?

— Ледники состоят из твердой воды, которая попадает в них со снегопадами из атмосферы. На бо́льшей части Гренландского ледникового покрова сейчас в связи с глобальным потеплением площадь и скорость таяния снежного покрова увеличиваются. Все дальше к центру Гренландии отступает снеговая линия. Основной вклад в повышение уровня Мирового океана вносит именно Гренландский ледниковый покров. Но основная масса льда находится в Антарктиде — около 30 миллионов кубических километров, или примерно 90 процентов всей массы льда на Земле. Поэтому ключевая роль во влиянии ледников на уровень Мирового океана принадлежит не Гренландии, а Антарктиде. Но бóльшая часть Антарктиды, Восточно-антарктический ледниковый покров, получает много снега, который не тает. А больше обычного снега он получает как раз благодаря глобальному потеплению: в теплой атмосфере скапливается больше влаги, и поэтому выпадает больше осадков. Так что количество льда в Восточной Антарктиде не уменьшается, а может быть, даже, наоборот, растет. Поэтому Восточная Антарктида «забирает» воду из океана, компенсируя тот рост воды в океане, который дает Гренландия.

Таким образом, пока катастрофического подъема уровня Мирового океана не существует. Однако в самом таянии горных ледников таится серьезная опасность — они постепенно уменьшаются в размерах и исчезают на склонах гор, особенно на высоких горах Африки, например на Килиманджаро, но и здесь, на самом экваторе, ледники пока еще существуют, так что бить в набат еще рано, а может быть, и вообще не нужно.

— В России власти учитывают выводы ученых об изменении климата?

— В нашей стране существует Климатическая доктрина, подписанная президентом. В свое время мы участвовали в ее подготовке. Так вот, в этом документе не говорится о грядущем потеплении, а подчеркивается, что климат постоянно изменяется и надо быть готовым к таким трансформациям. В нашей огромной стране почти половина территории — мерзлота, которая сейчас интенсивно тает, а это приводит к разрушению строений: фундаменты разваливаются и дома падают в буквальном смысле слова. Становится сложнее прокладывать газопроводы — ведь надо укреплять подтаивающий грунт. Но вновь хочу подчеркнуть: на Земле сейчас не происходит ничего такого, чего не было бы раньше.

— Ученые говорят об участившихся природных катастрофах. Почему, несмотря на предупреждения климатологов, к примеру, японцы построили свои ядерные станции прямо на берегу? Они же не могли не знать, что их с завидной периодичностью посещают землетрясения и цунами. Они что, не имели возможность просчитывать катастрофы, подобные той, что произошла на АЭС «Фукусима»?

— Я бывал в Японии, в том числе во время происходящих там часто землетрясений. Это ведь не слишком обширная и к тому же в основном гористая страна. Здесь не так уж много земли, пригодной для подобного строительства. Я думаю, японцы всякие варианты просчитывали, но люди не могут рассчитать абсолютно все. Да, в связи с изменениями климата кажется, что и количество катастроф увеличивается. Но в их росте природу часто винят напрасно. Всегда в подобных делах велика и доля человеческого фактора.

Вспомним Советский Союз, где существовали жесткие условия строительства, неуклонно выполнявшиеся. После крушения СССР, особенно в 90-е годы, люди стали захватывать земли и строили там, где этого делать было нельзя. Вспоминаю, как на Кубани 10–15 лет назад произошло наводнение и мы в поисках причин случившихся бедствий увидели, что все разрушения и жертвы случились в тех местах, где нельзя было строить. А там, где жилье и хозяйственные постройки возвели много лет назад, они устояли. Похожая история была и в катастрофе, происшедшей позднее в Крымске.

Конечно, все эти стихии очень опасны. Но чтобы их в наше время стало намного больше, такой закономерности я не вижу. Приведу один яркий пример. Все, конечно, помнят 2010 год, когда в Москве на протяжении почти двух месяцев стояла страшнейшая жара. Тогда гребень высокого давления установился как раз над Московским регионом. Горячий воздух поступал из Африки, а с севера прорваться не мог. Может быть, это было следствие происходящего сейчас потепления? В нашем институте изучали данный феномен, и выяснилось, что на территории ядра нашей страны, где погода отслеживалась аж с XVI века и эти документы сохранились, подобная ситуация на европейской территории страны случалась три-четыре раза за столетие. Самый яркий документ оставила нам царица Анна Иоанновна, написавшая разносное письмо рязанскому воеводе по поводу того, что у него «болота горят». Этот документ свидетельствует о том, что тогда стояли такая же сушь и жара и также горели торфяники, как в 2010 году.

«Роль глобального потепления для России очень неоднозначна. С одной стороны, половина страны — это вечная мерзлота, и ее южная граница отступает к северу» «Роль глобального потепления для России очень неоднозначна. С одной стороны, половина страны — это вечная мерзлота и ее южная граница отступает к северу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«в России чисто статистически потепление идет быстрее, чем в среднем по миру»

— Росгидромет, а это орган российского правительства, в одном из своих докладов заявляет, что потепление в России происходит в 2,5 раза быстрее глобального: в течение последних 40 лет средняя температура приземного воздуха повышалась на 0,43 градуса за каждые 10 лет. Эксперты говорят, что это грозит нашей стране тяжелейшими экономическими последствиями. А вы говорите: ничего чрезвычайного не происходит…

— Действительно, если брать наши северные широты, в которых находится значительная часть территории страны, то в России чисто статистически потепление идет быстрее, чем в среднем по миру. Но в реальности картина по стране очень различна.

Роль глобального потепления для России очень неоднозначна. С одной стороны, половина страны — это вечная мерзлота и ее южная граница отступает к северу. Отступает к северу и граница сезонной мерзлоты, опоясывающая с юга область вечномерзлых грунтов. К чему это приводит? К тому, что грунты становятся не такими твердыми, и подобное надо учитывать при всех видах строительства. Возводить нужно в полном соответствии с инженерными расчетами и всю положенную смету использовать по назначению. К сожалению, строительство у нас не всегда ведется строго по правилам, и в результате асфальт смывается весенним половодьем, не простояв и года. Это происходит по причине так называемой оптимизации или экономии, которая бывает двух сортов: либо экономят из-за отсутствия «лишних» денег, а также, чтобы удешевить проект и выиграть тендер, либо просто банально воруют.

С другой стороны, потепление дает России и свои плюсы: увеличивается зона продуктивного сельского хозяйства. Это ясно видно и из современного состояния сельского хозяйства: Россия уже вернула себе дореволюционные позиции главного европейского поставщика пшеницы. Но и открытие новых возможностей в аграрных отраслях потребует немалых затрат на адаптацию крестьян к новым условиям. Это и новые агрокультуры, и семенной фонд, и удобрения, и машины, и оборудование, и компетенции работников — нужно будет внедрять много нового для работы в меняющихся климатических условиях.

— Целый ряд климатологов, а вместе с ними экономистов и  политиков говорят о том, что скоро по Северному морскому пути будут плавать обычные контейнеровозы и наливные суда неледового класса. Россия сможет воспользоваться этим климатическим преимуществом?

— Северный морской путь проходит вдоль северных берегов Евразии в наших территориальных водах, и он должен обустраиваться и контролироваться нами. Этот путь станет функционировать при любом климате, если он будет оборудован специальными навигационными устройствами, портами, узлами связи и прочим. У России крупнейший в мире ледокольный флот, который сейчас стремительно растет, а вот Севморпуть пока не обустроен как надо.

В отношении этой транспортной артерии есть некоторые сложности. Дело в том, что восточная часть Берингова моря в конце советского периода нашей страны с нашего согласия отошла американцам, что слегка задело и Северный морской путь. Несмотря на такое непростое обстоятельство, я полагаю, что серьезной проблемы здесь нет. В соответствии с международным морским правом данные воды не принадлежат конкретному государству; для судоходства это открытая вода. Но без ледоколов, несмотря на происходящее потепление и усиленное таяние льдов, нам не обойтись. Для Российской Федерации это очень перспективная транспортная магистраль, в особенности для транспортировки СПГ. Очень многие страны заинтересованы в использовании данного пути, и его будущее зависит от нашей расторопности.

У нас есть две транспортные магистрали, которые мы должны довести до ума, — это Северный морской путь и Транссиб. Но пока, к сожалению, Транссибирская магистраль в должной мере не модифицирована, а это крайне необходимо, в том числе и в связи с воплощаемой в жизнь китайской идеей нового Великого шелкового пути.

«Сегодня экология — очень серьезная часть нашей жизни, которая требует вложения огромных денег. Нужно модернизировать промышленность, проводить природоохранные и природозащитные мероприятия» «Сегодня экология — очень серьезная часть нашей жизни, которая требует вложения огромных денег. Нужно модернизировать промышленность, проводить природоохранные и природозащитные мероприятия» Фото: «БИЗНЕС Online»

«в зал ворвалась группа обнаженных людей с лозунгами точь-в-точь как у этой Греты»

— В уже цитировавшейся статье Городницкий пишет: «Киотский протокол не имеет научного обоснования, по своей сути противоречит физике природных процессов… Об этом, в частности, в 2004 году официально заявила и российская академия наук, но к ней не прислушались, и наша страна все-таки подписала этот псевдонаучный и вредный для страны протокол». Почему наши политики не прислушались к ученым?

— Я являлся участником всего этого процесса, о котором написал Городницкий. Американцы с самого начала не были в Киотском протоколе. Россия его тоже поначалу не ратифицировала. И тогда наш главный метеоролог того времени, академик Юрий Израэль, предложил это все научно обсудить. Два года работал специальный научный семинар, и я в нем принимал самое активное участие. После многомесячного обсуждения мы подготовили бумагу от имени президента академии наук президенту нашей страны. В ней было черным по белому написано о том, что Киотский протокол не имеет под собой научной основы и с этой точки зрения его России ратифицировать не следует.

Но мы добавили: он имеет не только научный аспект, но также экономический и политический, а это уже не наша компетенция. Вскоре случилась большая климатическая конференция, в которой принял участие и Владимир Путин. На ней была повторена наша позиция, но политика и экономика победили и Российская Федерация ратифицировала этот документ. Точно так же недавно Россия ратифицировала Парижское соглашение о климате (сменившее Киотский протокол), хотя у нас этому многие сопротивлялись.

— Сейчас что-то изменилось, к вам прислушиваются при принятии таких важных решений?

— Нет, напрямую почти не обращаются. В советское время академия наук обладала непререкаемым авторитетом. К сожалению, и это плохо для страны, сейчас академия наук занимает не подобающее ей положение. И очень часто власти обращаются вместо академии в другие, в том числе коммерческие, организации, и подобное не служит на благо страны.

— Вернемся к Грете Тунберг. Владимир Путин, как известно, вступил в полемику со школьницей, намекнув на стоящие за ней экономические и политические интересы. Чего, на ваш взгляд, все-таки больше в выступлениях Греты — политики, коммерции или обеспокоенности судьбой планеты? Почему экоактивизм именно сейчас стал так популярен?

— Маленький пример. Лет 20 назад я был в Голландии и участвовал в большой климатической конференции. На ее заключительное заседание пришел член королевской семьи. Внезапно в зал ворвалась группа обнаженных людей с лозунгами точь-в-точь как у этой Греты, которая тогда еще не родилась: вы тут болтаете, пока планета гибнет, и так далее. Что сказать по этому поводу? Люди есть люди. Они совершенно разные. Я лично не верю, что все это делается из искренних и глубоких идейных соображений — всегда, если копнуть глубже, можно найти источник иного интереса.

— И кто же стоит за Гретой?

— Я думаю, все это части того анархического движения, которое было во все эпохи новейшей истории. Сегодня экология — очень серьезная часть нашей жизни, которая требует вложения огромных денег. Нужно модернизировать промышленность, проводить природоохранные и природозащитные мероприятия. Во всем этом обращаются и работают огромные деньги, размеров которых мы с вами даже представить себе не можем. А раз есть какое-то финансирование, значит, существуют и интересы. С тем же Киотским протоколом, там ведь какая была штука? Россия в противоположность многим странам, например США и Китаю, приносит больше пользы планете за счет своих лесов, которые очищают атмосферу и насыщают ее кислородом, и в протоколе была статья, позволявшая продавать свои квоты на «чистоту планеты». И этот механизм работал. Подобные лозунги используют самые разные политические силы. Так что глобальный климат и его изменения — это и глубокая научная проблема, и арена политической борьбы

Котляков Владимир Михайлович — член межправительственной группы экспертов по проблеме изменения климата, научный руководитель Института географии РАН, доктор географических наук, академик РАН, почетный президент русского географического общества.

Родился 6 ноября 1931 года в поселке Красная Поляна (ныне Лобня) Московской области.

В 1954-м окончил географический факультет МГУ по специальности «физическая география», после чего начал работать в Институте географии АН СССР (РАН), научным руководителем которого стал в 2015 году.

Участник и научный руководитель многих экспедиций, в том числе зимовок на Новой Земле, в Антарктиде, на южном склоне Эльбруса; экспедиций в Заилийский Алатау, на Памир.

В 1989–1991 годах избирался народным депутатом СССР и был заместителем председателя комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Возглавлял парламентский подкомитет по зонам природных стихийных бедствий. Один из инициаторов и авторов первого в СССР закона об охране окружающей среды.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.12.2019 09:29

Поддерживаю. Но мусор сортировать нужно.
Это то, на что мы можем повлиять.

  • Анонимно
    22.12.2019 09:29

    Поддерживаю. Но мусор сортировать нужно.
    Это то, на что мы можем повлиять.

    • Анонимно
      22.12.2019 09:53

      Я бы еще предложил отказаться от личных автомобилей

      • Анонимно
        22.12.2019 18:32

        Пойду еще дальше. Предлагаю отказаться от одежды вообще, рыть пещеры и жить там.

        • Анонимно
          22.12.2019 19:31

          Кто нибудь, объясните этой Грете, что дышать нельзя из за выделяемого углекислого газа, который и приводит к потеплению

          • Анонимно
            9.01.2020 00:15

            Грета знает только шведский - объяснить ей что-либо бесполезно, к тому же, у неё уши заложены: ничего не слышит и никто ей не указ. Она недоучка - они все такие, недалёкие.

            • Анонимно
              11.01.2020 19:31

              Не Саммите в ООН она выступила на хорошем английском, вы не правы...

      • Анонимно
        11.01.2020 19:40

        Я плюсанул......Но это лишнее...Это будет, не забота о экологии, а загон нас в стойло условностей.

  • Анонимно
    22.12.2019 09:53

    Можно быть сто раз академиком, но толпа Троечников все равно будет слушать истеричных школьниц

    • Анонимно
      22.12.2019 10:53

      Можно быть 100 раз академиком но никого не интересует что будет через 150 лет)))

      • Анонимно
        30.12.2019 23:53

        Это только зомбированных дураков не интересует. Нормальных людей, имеющих детей это волнует!

      • Анонимно
        6.01.2020 21:16

        Можно быть 100 раз академиком ,но ты так и не будеш ЗНАТЬ что будет через 150 лет и даже через 10.

  • Анонимно
    22.12.2019 10:03

    Как только стали атомные бомбы взрывать - климат и изменился. Даже Мне, дураку, это понятно

  • Анонимно
    22.12.2019 10:04

    Конечно, академик уважаемый человек, но возраст сам говорит о себе. Сумма данных о климате Земли за последние несколько десятков лет говорит о реальном потеплении. Это факт, тут не поспоришь. Причины могут быть разные антропогенные или нет, для простого человека столь неважно. Да и потепление, в пределах разумного, для России благо. Будем жить и дальше наблюдать за климатом.

    • Анонимно
      22.12.2019 10:50

      и через полторы тысячи лет заметим похолодание на пару градусов?

  • Анонимно
    22.12.2019 10:09

    Очень интересно и познавательно. Вот зря академиков не слушают. Такой академический научный подход мне близок и понятен. Это не пиар на проблеме и нагнетании страха у людей, причем без обладания какими-то знаниями по теме, который сейчас чаще всего процветает .

    • Анонимно
      22.12.2019 10:29

      Больше согласна с тем, что академии бывают разные и коммерческие в том числе!

    • Анонимно
      22.12.2019 10:34

      За последние двадцать лет ни разу не слышала, чтобы местные академики высказались об экологии в республике. У нас активно защищают природу простые жители, студенты и некоторые преподаватели из университета.

      • Анонимно
        22.12.2019 11:18

        Причем тут местные академики? Выступал академик настоящей РАН

        • Анонимно
          22.12.2019 16:10

          Он такой же настоящий академик как я биатлонист в 90 быть ученым не возможно он отстал от всего нового на те же 90. Знаем его прекрасно уже не учёный.

          • Анонимно
            12.01.2020 19:09

            Ученым можно оставаться в любом возрасте. Сначала научитесь запятые ставить и грамотно писать, а потом критикуйте других.

        • Анонимно
          22.12.2019 16:26

          11.18 ну да, ну да местных это не волнует, а то можно лишиться финансирования за безделье!

  • Анонимно
    22.12.2019 10:45

    Зима близко

  • Анонимно
    22.12.2019 11:25

    А кто такой академик? Это типа шаман что-ли?

    • Анонимно
      22.12.2019 11:51

      Академик это человек, который получает 100т.р. в месяц, сообщая общеизвестные факты.

      • Анонимно
        22.12.2019 16:27

        11.51 Насколько мне известно, то это только с одного источника!

    • Анонимно
      22.12.2019 19:49

      Это тот кто защитил большое количество научных работ и которого другие такие же коллеги выбрали как наилучшего специалиста (пожизненно)

  • Анонимно
    22.12.2019 11:28

    «Наступила эпоха похолодания, которая приведет к новому ледниковому периоду»
    _______________________
    Академик немного ошибся-"ледниковый период" уже наступил,но в России...

  • Анонимно
    22.12.2019 11:44

    Очень смешной заголовок))учитывая что конец декабря и -5 за окном

    • Анонимно
      22.12.2019 14:39

      обычная погода для декабря.

      У Пушкина читаем, " зимы,зимы, зимы ждала природа,снег выпал только в январе.Н а третье в ночь" Поновому стилю это 16 января.

      В 1973 году в 2 января шел дождь..

      обычная погода для нашего климата сегодня

      • Анонимно
        22.12.2019 19:51

        15 января. В 19 веке разница между юлианским и григорианским календарями балы только 12 дней, 13 дней она достигла только в 20 веке

        • Анонимно
          23.12.2019 11:27

          И что? ЧТо неверно в моем посте что зима наступила в середине января? н а день позже?

      • Анонимно
        25.12.2019 09:22

        По новому это 15 января

  • Анонимно
    22.12.2019 14:29

    Климат начал меняться с с 60-х 70-х годов 20 века. И роль человечества велика. В 70-х были оттепели под Новый год и страшные морозы, когда 3 дня сидели без воды и электричества и отопления.

  • Анонимно
    22.12.2019 16:01

    ныне в России климат служит для того,чтобы списывать на погоду
    непрофессионализм аграриев,и не только..
    мухлюем понемногу...

  • Анонимно
    22.12.2019 16:07

    Европейская часть России расположена на равнине. Кстати, имеющей название Средне-русская возвышенность. Особенностью которой является полная открытость вторжению воздушных масс, хоть с запада, хоть с юга, хоть с севера.
    Преграда есть только от воздушных потоков из Сибири, горы Урала.
    Поэтому у нас происходят лёгкие и непредсказуемые смены состояния зимней погоды. То мороз, то оттепель.
    А всем "предсказателям" полезно открыть таблицы средних температур в Казани за последние 100-150 лет.

  • Анонимно
    22.12.2019 16:15

    Не академик, а шарлатан какой-то! Все, тем кому за пятьдесят, отлично помнят казанские зимы в двадцатом веке и сейчас...

    • Анонимно
      22.12.2019 18:36

      Учебник истории возьмите почитать не-шарлатан, про ледниковые периоды и потепления прошлого, что там заводы коптили в 12-м веке? Троечник...

    • Анонимно
      22.12.2019 18:45

      мне за 70

      помню оттепели и дожики в феврале в конце 50х

      помню морозы в конце 60х
      помню дожди в январе ив феврале 70х и так далее
      шарлатаны те кто говорит что глобальное потепление

      в этом год отопительный сезон закончили позже

      а начали раньше






      в прошлом году в сша замерз водопада ниагара

      потепление? нет похоладание

  • Анонимно
    22.12.2019 19:02

    Глобальное потепление — это не самое главное в экологическом ущербе, наносимом человечеством своей Матери-Природе.

    Вырубка лесов, загрязнение рек, озер и морей. Опустынивание. Эрозия почв. Уничтожение биологического разнообразия. Красная книга. Болезни и смерть из-за токсинов в воздухе, воде и еде. Это всё реальность, а не выдумки экоактивистов.

    • Анонимно
      22.12.2019 21:13

      человек столь мал и человеков столь мало, что природе вред нанести не может вообще.Болезни?? меньше пальмы в еде.

      Болезни ненадо возить радиоактивные отходы, и закрытьвсе АЭС.. и так далеее


      ваши слова выдумки
      от ожирения и пива гибнет больше намного

  • Анонимно
    22.12.2019 20:24

    Странно. Сначала автор говорит, что глобальное потепление - реальная вещь, а потом утверждает, что глобальная температура, оказывается, уже стабильно уменьшается в пятом значе после запятой. И при этом даже не упоминает точность измерений глобальной температуры. Где же логика ?

    • Фидарис
      23.12.2019 12:21

      Еще один ляп: касаясь проблемы увеличения аммиака в атмосфере, он говорит, что грунт в зоне вечной мерзлоты только слегка подтаивает, а при разговоре о строениях и сооружениях в этой зоне, он уже говорит о стремительном его таянии. В общем, все на уровне трепа.

  • Анонимно
    22.12.2019 21:09

    РАН перестаёт быть экспертным сообществом, а становится обществом геронтократов и тех, кто мечтает об академической стипендии. Очень печально, но наука уже ищет и находит другие коллатерали, не через РАН

  • Анонимно
    22.12.2019 22:46

    Если кто читал научные статьи, доводы академика исключительно на описании истории прежних изменений. Доказательная база фразы, вынесенной в в заголовок весьма скудная. Современный аппарат математических, программных моделей ? Самое главное не сказал, о чем говорят климатологи. Потепление, похолодание сопровождается мощными климатическими явлениями, катастрофического масштаба. Академик не должен об этом молчать.

  • Анонимно
    22.12.2019 23:27

    1. В эпоху викингов (10-14 века) климат был существенно теплее: в Исландии росли леса, в Гренландии паслись коровы, Вильгельм Завоеватель раздавал своим вассалам виноградники в Англии, большинство городов в Северной Европе были основаны в это время. Расширилась зона сельскохозяйственных земель, выросло население. Кончились "темные века". Монгольские племена размножились на степных травах и дошли до Адриатики. Так что прошлое потепление фактически создало современную Европейскую цивилизацию и пошло на пользу человечеству.
    2. Возможности человечества настолько возросли, что нет проблем силами науки и промышленности нейтрализовать отдельные вредные последствия потепления. Проблема не в этом, а в том, что несовершенство распределения результатов труда "замазывается" псевдопроблемами, которые для каждого следующего поколения (примерно 25 лет) свои: националистический психоз после 1-й мировой войны сменила идея социального государства, затем хиппи - цветы любви, расширение сознания, теперь - Гринпис и тотальная экология. А фактически люди до 40 лет не могут приобрести жилье, влезают в долговое-ипотечное рабство, неравенство вопиюще растет и грозит социальными катаклизмами (Арабская весна - только первый звоночек). Вот с чем надо бороться, а СМИ пудрит мозги мнимыми ужасами потепления и мусорного коллапса, и на этом ушлые политики и торгаши делают деньги.
    3. Не следует человеку лезть в дела Господа. Если завтра взорвется новая Тамбора, то 10-20 лет похолодания обеспечено. А не изученные солнечные циклы? Почему наступил "малый ледниковый период"? Правильно говорит академик, что мы на основании фрагментарных заведомо недостаточных знаний задействуем огромные ресурсы на борьбу не пойми с чем. Вспомните плотину против обмеления Каспия. Так ее пришлось разрушить, а строить дамбы.

  • Фидарис
    23.12.2019 10:27

    "Шарик" на самом деле маленький, и с течением времени всё "уменьшается" - кончить с ним можно одним движением пальца.
    Академик совсем неубедителен в своем интервью. Если утверждаете, что естественный ледниковый период уже на носу (10-1500 лет ), то скажите хотя бы в общих чертах о механизмах, что должны привести к этому. В общем и целом, пока нет четких расчетов и даже каких-то научно подкрепленных гипотез о ближайших климатических состояниях Земли, кроме того, что ледники тают, парниковый эффект увеличивается и средняя температура планеты повышается, а всё расширяющийся социум по-прежнему занят стяжательством и стремлением к доминированию, наплевав на всю окружающую природу. Уровень развития науки пока только позволяет фиксировать эти изменения и ничего более.

  • Анонимно
    23.12.2019 15:25

    Академик, конечно, уважаемый.
    Но и мы ведь не слепые. Очевидно, что потепление радикальное.
    Чудесным образом оно совпадает с взрывным ростом населения и его благосостояния.
    Происходит оно в кратчайшие сроки. Не могут природные факторы столь стремительно изменять климат.

    • Анонимно
      24.12.2019 02:24

      По сравнению с чем оно радикально? В 10 веке по всей Европе славилось шотландское вино, а Гренландия не имела ледников.
      "Происходит оно в кратчайшие сроки. Не могут природные факторы столь стремительно изменять климат". Еще как могут-то! Атлантический оптимум Средних веков сменил климатический пессимум за какие-то 20 лет - примерно с 820 по 840 гг. , когда в Западной Европе прекратились снежные осадки.

  • Анонимно
    23.12.2019 17:47

    Вроде бы умный человек. "Да потепление есть, да на него влияют люди, но мы не знаем, что будет завтра, слабо себе вообще представляем как это все работает, может через тысячу лет, а может через 10 похолодает, так что давайте не будем дергаться и паниковать - все само рассосется" - необычная. но адекватная позиция.
    Но потом начинается какая-то дичь с теориями заговоров.
    Анархическое движение в котором крутятся огромные деньги? Не бывает искренних экоактивистов - все куплены иллюминатами и массонами? Ох... Фоменко 2.0.

  • Анонимно
    23.12.2019 22:52

    Поживем увидим.

  • Анонимно
    24.12.2019 02:03

    Потепление-потепление.... А в принципе академик прав, хотя и очень осторожен.

    1. Мы почему-то все время забываем, что сто лет назад сменили календарь. Нынешние 13-14 декабря - это 1 декабря по Старому стилю. Когда говорят " вот раньше было на Руси", чаще всего забывают сделать поправку на эти самые две недели. Жуть, в России дождь 23 декабря. А если вспомнить, что в России это веками было только 9 - 10 декабря не так однозначно, правда?

    2. С чего эти Греты взяли, что человек отвечает за потепление? Малый ледниковый период наступил в 1310-х гг., когда не было никакой промышленности. Атлантический оптимум 10-13 вв. тоже наступил без всякой промышленности, а ведь было намного теплее, чем сейчас: нам до него еще как до Луны. А перед этим в конце 3 в. наступил климатический пессимум: в Италии при остготах были снежные зимы. А перед этим - римский оптимум, когда было тепло, как в Атлантическом оптимуме... А перед эти древние греки видели льдины в Черном и Азовском море... С чего мы взяли, что это наше потепление - это не просто очередное колебание, как и все прочие? С чего мы решили, что оно какое-то особенное?

    3. Зимы стали не такие... Так есть у климатологов специальные термин - "похолодание середины 20 века", Да, во время Великой Отечественной зимы были не такие! Так и в Берлине тогда до апреля мокрые метели шли. И в Англии железные дороги заметало зимой 1941-го и 1942-го, а в Шотландии снежные бури зимой 1942 г. были. Почему это норма, а не аномалия?

    Кстати, у нас любят говорить - "вот раньше были зимы"... Да, в 1941 г., снег выпал в конце октября. По Старому стилю это где-то 14-15 октября. Представляете масштаб аномалии, если зима начиналось в середине октября? Почему нынешнее потепление - "антропогенная катастрофа", а не естественный выход из холодной аномалии середины ХХ века?

  • Анонимно
    24.12.2019 02:47

    Достаточно посмотреть в окно и становится страшновато. Туман или непонятная водяная взвесь. Нормальных осадков в Подмосковье нет несколько месяцев. Ощущение такое. что небо лежит на наших плечах. Более полувека прожила на свете, но такого не помню. Сейчас природа спит и это возможно хорошо. А что будет летом, если картина с осадками не изменится?

  • Анонимно
    24.12.2019 20:43

    В Европейской части России зимы за последние 10 лет стали намного мягче и теплее.

  • Анонимно
    24.12.2019 22:35

    НИОДИН НЕ СКАЗАЛ о возможном смещении оси земли на пару градусов...

  • Анонимно
    24.12.2019 23:05

    последние 21 лет наиболее теплые за 73 года метеорологических наблюдений

  • Только фраза "Россия в противоположность многим странам, например США и Китаю, приносит больше пользы планете за счет своих лесов" с учётом темпов вырубки этих самых лесов приобретает совершенно другой смысл...

  • Анонимно
    25.12.2019 13:10

    Забавный психологический парадокс. Почему-то считается, что зимой с 1 декабря по 1 марта должны быть только снега и морозы, как-будто летом с 1 июня по 1 сентяьря одна жара. Если дождливый и холодный июнь, никто о "глобальном похолодании" не кричит,

  • Анонимно
    27.12.2019 14:50

    Краев В.Н., метеоролог. (Аноним почему-то по умолчанию)
    В ледниковый период западная Европа, включая нашу запад нашей страны, войдет к 2045-2050 году, после небольшого потепления, которое наблюдается с 2000 и продолжится до 2050... Так что все проекты на данной территории нужно планировать с головой - это не пенсионный возраст поднимать без головы...

  • Анонимно
    3.01.2020 08:42

    Гляциолог, в сложных динамических системах (в том числе климатических) разбирается слабо.

  • Анонимно
    3.01.2020 10:24

    Ситуация говорит о выравнивании климата -теплые зимы, холодное лето. А это повышение температуры и таяние ледников - от большого кол-ва испарений, солнечные лучи не достигают Земли. Казалось бы, парадокс, но если учесть факт небольшого приближения орбиты Земли к Солнцу, то всё объясняется.

  • Анонимно
    6.01.2020 22:37

    ледниковых периодов больше не будет это пройденный этап в истории земли а глобальное небольшое потепление действительно идет и причина одна хозяйственная деятельность человека а именно вырубка лесов особенно в тропических областях где каждое лиственное дерево является природным кондиционером производя испарения через листья иначе оно погибнет от испепеляющих солнечных лучей а процесс испарения как известно сопровождается охлаждением одно 30 метровое дерево в жару испаряет несколько тонн воды за последние 100 лет леса в тропических областях планеты вырублены наполовину а в некоторых странах африки полностью ввести полный запрет на вырубку лесов и начать их восстановление и примерно через 100 лет климатическое состояние вернется к норме коротцев святослав

  • Анонимно
    11.01.2020 14:51

    Любопытный текст, но доверие к эксперту портит пассаж про насыщение атмосферы кислородом сибирскими лесами. Возможно это было вставлено для красного словца. А так возникает ощущение что человек не понимает сути основных круговоротов.

  • Анонимно
    11.01.2020 19:06

    Похолодание можно заметить при выращивании помидор. Раньше росли в открытом грунте. Теперь нужны парники.

  • Анонимно
    23.01.2020 23:04

    Малограмотные журналисты дали бы почитать академику текст перед публикацией! «Антропогенная деятельность человека» это масло масляное в квадрате! Или этот академик не знает происхождение слова антропогенный?

  • Анонимно
    1.02.2020 15:38

    Климат не меняется, он цикличен. Полный цикл примерно 190 лет. Наблюдения за погодой ведутся 160 лем. Математическими методами этот цикл прекрасно просчитывается и погоду прекрасно можно предсказывать на длительные периоды. Здесь прогноз на год. https://vk.com/club191115990?z=photo331730693_457239130%2Fwall-191115990_9

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль