Общество 
5.01.2020

Оксана Дмитриева: «В России за 10 лет произошло «бетонирование бедности»

Известный экономист и политик о будущей реновации жилья в России и 2 трлн рублей, потерянных в ходе пенсионных реформ

«Молодежные протесты связаны не только с тем, что есть Навальный. Молодежь видит: у нее нет желаемой перспективы, многие уже на старте неконкурентоспособны», — считает экс-министр труда и соцразвития, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, когда Россия сократит четырехкратное отставание от развитых стран по человеческому капиталу, почему банкам РФ не нужны заемщики и в чем наша нефтянка отстает в 1,5 раза от советской.

Оксана Дмитриева: «Последние десять лет фактически нет роста, а значит, в массовом порядке населению богатеть не с чего» Оксана Дмитриева: «Последние 10 лет фактически нет роста, а значит, в массовом порядке населению богатеть не с чего» Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ПРИОСТАНОВИЛСЯ У НАС В 2008 ГОДУ»

— Оксана Генриховна, начнем разговор с недавно опубликованного исследования Всемирного банка «Насколько богата Россия». По его подсчетам, с 2000-го по 2017 год объем совокупного богатства РФ в постоянных ценах 2017 года вырос на 73 процента до 1306 триллионов рублей. Подушевой показатель за этот период увеличился на 76 процентов до 8,9 миллиона рублей, или 152,5 тысячи долларов (если сравнить этот показатель с персональными доходами, то доход — это зарплата, а богатство — все активы, которыми человек обладает). Однако эта сумма — лишь четверть богатства типичного жителя стран ОЭСР.  ВБ делает заключение: «Чтобы догнать страны ОЭСР по размеру человеческого капитала, России нужно 100 лет». Вы согласны с такой оценкой, с этими подсчетами?

— Тут и считать особенно не нужно. В переходный период 90-х годов у нас был тяжелейший кризис, когда вполовину сократился и объем промышленного производства, и ВВП, был общий глубокий спад. Далее мы могли бы достаточно успешно догонять указанные страны, если бы наши темпы экономического роста были существенно выше общемировых. И надо сказать, что был период, когда темпы роста в России были достаточно высоки. Началось это с 1999 года. Вначале он был обеспечен за счет роста обрабатывающей промышленности, которая активно наращивала темпы после дефолта, а потом уже за счет роста цен на нефть, роста объемов производства и экспорта углеводородов. Продолжалось это все до мирового  кризиса 2008–2009 года. Кризис 2008 года мы прошли хуже, чем все остальные страны. Спад у нас был очень глубоким, и денег на выход из него мы потратили больше, чем кто бы то ни было. Но уровень доходов граждан, уровень пенсий и заработных плат в период того кризиса старались не снижать. Не успели мы из него выйти — а это было в 2011–2012 годах, когда наблюдался экономический рост, — как в 2013-м наша экономика показала уже нулевые темпы. В 2014 году, несмотря на начавшийся локальный кризис, темпы роста еще находились в положительной зоне, но после этого, начиная с 2015 года, был уже исключительно или спад, или нулевой рост. Уровень жизни  падал три года подряд и далее фактически не растет. Реальные доходы граждан не растут. Если брать в целом и по большому счету, то считайте, что устойчивый экономический рост приостановился у нас в 2008 году. А весь остальной мир все эти 10 лет не стоял на месте.

Что касается 100 лет, то здесь все зависит от темпов роста. Если нам удастся выйти на мировые темпы, а затем и значительно их превысить, если при этом будет более равномерная, по сравнению с сегодняшней, система распределения благ, то не надо будет 100 лет догонять. А если этого не будет, то и за 100 лет можно не догнать, отстать навсегда.   

— При этом от 3 до 5 процентов населения, согласно данным Forbes, не зависят от кризисов и спадов, а остальные — еще как.

— Первая причина, о которой я уже сказала, — это то, что последние 10 лет фактически нет роста, а значит, в массовом порядке населению богатеть не с чего. С 1999 по 2009-й мы фактически догоняли не столько весь остальной мир, сколько самих себя, достигали того уровня промышленного производства, роста ВВП, который был на конец 80-х годов.

Почему богатеет незначительный процент населения? Прежде всего, это следствие  неравномерного распределения: структурного (отраслевого), регионального, социального и т. д. У нас фактически моноструктурная, не диверсифицированная экономика как в отраслевом, так и в пространственном отношении. Основные производства, основные доходы и прибыль у нас сосредоточены лишь в нефтегазовом и финансовом секторах. Средняя заработная плата здесь выше, чем в остальных, ну и устроено все так, что львиную долю доходов получают топ-менеджеры и собственники активов. Иногда это квазигосударственные предприятия, корпорации типа «Газпрома», фактические естественные монополии. Короче говоря, скорее так организована система, чем это объективно обусловлено. В последние годы ускоренными темпами развивалось сельское хозяйство и восстанавливалась оборонная промышленность. Кстати, именно оборонному заказу мы обязаны возникновением хоть какого-то спроса на наукоемкую продукцию и созданием рабочих мест для высококвалифицированной рабочей силы.

«В нефтегазовой отрасли у нас и так избыточная численность занятых по сравнению с той, что необходима при добыче тех объемов углеводородов, которые есть на сегодняшний день» «В нефтегазовой отрасли у нас и так избыточная численность занятых по сравнению с той, что необходима при добыче тех объемов углеводородов, которые есть на сегодняшний день» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

— Ряд российских и иностранных ученых экономистов и социологов отмечают, что государство вообще не проводит политики, направленной на снижение неравенства: на 3 процента самого обеспеченного населения России приходится 89 процентов всех финансовых активов, 92 процента всех срочных вкладов и 89 процентов всех наличных сбережений. Может быть, что-то делается для изменения этого положения?

— Нет, ничего не делается. И, собственно говоря, сделать в отдельности ничего невозможно. Более того, у меня такое впечатление, что неравенство даже не признается за социально-экономическую проблему. При этом неравенство и бедность имеют очень сильный структурный, отраслевой и региональный характер. Нет работы, низкий уровень качества жизни, высокий уровень бедности — это все сказывается на состоянии и образования, и здравоохранения. В итоге получаются по факту две экономики: экономика богатых и экономика бедных. При этом они даже географически распределены: одно дело Москва, Санкт-Петербург, отдельные — прежде всего — нефтяные регионы и города-миллионники; другое дело — вся остальная Россия.

— Как можно изменить подобные диспропорции?

— Для этого нужно изменить всю систему. Понятно, что в сырьевых  секторах есть  монопольная рента, которая, конечно, должна изыматься и перераспределяться. Тем более что и геологоразведка месторождений, и предприятия со всей инфраструктурой были созданы при социализме. Это не «Яндекс», и не Mail.ru или еще что-то, что было создано сейчас на базе новых технологий и личного энтузиазма, частной предпринимательской инициативы. А это все советские приватизированные предприятия, основная ценность в них — это природные ресурсы, на добычу и освоение которых они ориентированы. Чтобы что-то изменить в этом раскладе, нужно, как я уже сказала, коренным образом изменить всю систему, отношения собственности и распределение доходов от углеводородов. 

Более равномерное распределение доходов автоматически возникает при более диверсифицированной экономической структуре, особенно в высокотехнологичных отраслях. Они не могут развиваться без большого количества высокооплачиваемых рабочих мест. А в нефтегазовой отрасли у нас и так избыточная численность занятых по сравнению с той, что необходима при добыче тех объемов углеводородов, которые есть на сегодняшний день. Если сравнивать с СССР, то в нефтяной отрасли добыча нефти на одного занятого примерно в 1,5 раза ниже, чем на конец советского периода. То же самое по газу. Если говорить о производительности труда, то эта избыточная численность и потребляет монопольную прибыль или, как ее еще называют, монопольную ренту.

«Проблема бедности гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд» «Проблема бедности гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд» Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

«ЗА 10 ЛЕТ ПРОИЗОШЛО «БЕТОНИРОВАНИЕ БЕДНОСТИ», БЕДНЫЕ СТАЛИ БЕДНЫМИ ПО ВСЕМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ»

— Итак, половине россиян (49,4 процента) денег хватает только на еду и одежду, свидетельствуют октябрьские данные Росстата. В первом квартале 2019 года таких людей было 49,2 процента. Наряду с этим наблюдается опережающий рост долговой нагрузки у людей с наименьшими доходами, до 20 тысяч рублей. Люди занимают в том числе с той целью, чтобы погасить ранее взятые кредиты. Что делать с этим растущим порочным кругом?

— Проблема бедности гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Есть очень интересное исследование «Бедность и бедные в современной России» Института социологии РАН, которое почему-то осталось без должного внимания. Ученые по целому ряду позиций проследили ситуацию с  данной категорией населения на протяжении 2003–2013 годов. И то же самое по среднему классу. Мне кажется, это лучшее эмпирическое исследование, которое было проведено в нашей стране за последние годы. Общий вывод, который я сделала: за 10 лет произошло «бетонирование бедности», бедные стали устойчиво бедными, бедными по всем характеристикам — по текущим доходам, имуществу, доступу к образованию и здравоохранению. Произошло вымывание накопленного имущества, которое помогло бы им из этой бедности вырваться. Если в 2003 году бедные и не бедные сильно разнились по уровню доходов, но не сильно — по жилищной обеспеченности и по доступу к медицинским услугам, то к 2013 году у бедных уже существенно ухудшились и то и другое. И в то же время, действительно, совершенно четко зафиксировалось усиление долговой нагрузки. У бедного населения закредитованность гораздо выше, чем у не бедных слоев населения, хотя, казалось бы, должно быть наоборот: чем выше у вас доход, тем выше кредитоспособность и тем больше вы должны пользоваться кредитными ресурсами. А у нас получается, что этим финансовым инструментом самым активным образом пользуются наименее обеспеченные слои населения.         

Банки же должны проводить более ответственную кредитную политику и досконально изучать  кредитоспособность заемщика. А так получается, что все риски сбрасывают на высокие процентные ставки. Кроме того, мы до конца не знаем, как используются различные способы взыскания долгов, коллекторские агентства и так далее. Банки непосредственно почти не  занимаются реструктуризацией долга. Если у них будут проблемы, они пойдут за помощью к государству, и государство в лице ЦБ или бюджета даст им столько, сколько попросят. Крупнейшие банки из тех, что остались, почти все с госучастием. И при любом кризисе звучит тезис: «Надо спасать банки». Во все кризисы от 80 до 90 процентов выделяемых средств уходило на поддержку финансовой системы, на банки под тем или иным соусом уходят триллионы. То докапитализация, то система страхования, то банк плохих долгов.

— И что делать с «забетонированной» бедностью? Ее, кажется, еще называют самовоспроизводящейся, то есть передающейся из поколения в поколение.

— Да, это очень тяжелая вещь. Возвращаясь к исследованию социологов: если в 2003 году у бедных оставались земельные участки, больше было собственности в виде садов, старых советских автомобилей, то за 10 лет они всего этого запаса лишились. То есть сегодня бедные — это бедные в абсолютном смысле этого слова, у них небольшой доход и почти никакого имущества.

Если в 2003 году отдельное жилье отсутствовало у 17 процентов бедных, то в 2013-м — уже у 28. Если в 2003 году 31 процент имел менее 12 квадратных метров общей площади, то в 2013-м — уже 35. То же самое по медицинской помощи. В 2013 году отсутствие возможности получить медицинскую помощь отмечали 85% бедных, а не бедные — 29%. На медицину средств всегда хватало у небедных — 71%, а у бедных в среднем процентов 16. Число людей, способных оплатить необходимые лекарственные и медицинские услуги, сократилось вдвое. Если в 2003 году таковых был 31 процент, то в 2013-м осталось только 17. Это явная депривация. Первые 20 лет после перестройки остатки социалистического распределения (жилье, садовые участки, земельные наделы) позволяли демпфировать социальные катаклизмы — в распределении жилья, в доступе к медицинским услугам, к образованию и так далее. Поэтому в 2003 году исследования фиксируют эти остатки. В 2013 году все остатки социалистического равенства себя исчерпали и произошло то, что я и называю «бетонирование бедности».

— Эффект от повышения пенсионного возраста также оказался сомнительным, и даже аудитор Счетной палаты Светлана Орлова заявила, что, несмотря на принятые государством меры, создать эффективную пенсионную систему в России не удалось. Что теперь, будут дальше реформировать систему?

— Очередная пенсионная реформа провалилась. Повышение пенсионного возраста не дало и не могло дать фискального эффекта. Это был абсолютный обман, в котором не было никакой необходимости, при постоянном профиците федерального бюджета. Есть пенсионные взносы, которые идут в пенсионный фонд, есть дотация из бюджета пенсионному фонду. При этом нет никакого правила или закона, чтобы пенсионный фонд выплачивал пенсии исключительно из тех взносов, которые он собирает.

Теперь по поводу эффективности. Что значит «пенсионная система эффективная и неэффективная»? Пенсионная система должна функционировать в заданных социальных ограничениях. И в этих социальных ограничениях она должна быть эффективна с точки зрения доведения уплаченных средств до пенсионера. В этом плане она неэффективна, поскольку не все собранные средства идут на выплату пенсий. Накопительный элемент — это те деньги обязательного тарифа, которые были уплачены, но при этом не пошли и вряд ли пойдут на выплату пенсий. А это больше двух триллионов рублей.

Наша пенсионная система настолько запутанная, настолько перереформированная, когда каждый новый реформатор забывал, что было сделано до него, что где-то в череде этих реформ потерялись два триллиона рублей. И никто уже этой накопительной части не ждет. Но два триллиона-то скопилось. Они частично ушли в ВЭБы, частично — в негосударственные пенсионные фонды. Но ведь 12 лет эти деньги платили.

Нужны полная санация всего пенсионного законодательства и тщательное распутывание всех многочисленных наслоений и запутываний как следствие всех провалившихся реформ, которые следовали одна за другой с перерывом в три-четыре года.

«Кредиты по-прежнему остаются проблемой. Они дорогие, и их не получить» «Кредиты по-прежнему остаются проблемой. Они дорогие, и их не получить» Фото: «БИЗНЕС Online»

«САМАЯ УСТОЙЧИВАЯ ЧАСТЬ СРЕДНЕГО КЛАССА — ЭТО ЧИНОВНИЧЕСТВО, ничего не создающее, а потребляющее»

— Давайте о бизнесе. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина недавно заявила, что доступность кредита уже не является одной из первых трех проблем для предприятий, в том числе для малого бизнеса, более серьезной проблемой является состояние делового климата. Вы согласны?

— Деловой климат — эфемерное понятие. Между прочим, важнейшим элементом делового климата являются формы и способы получения кредита. Кредиты по-прежнему остаются проблемой. Они дорогие и их не получить. Особенностью делового климата является то, что если у заемщика нет личных взаимоотношений с менеджментом банка, то получить кредит там нереально. Банкам заемщики, в общем-то, не нужны, те и без них хорошо живут на комиссиях по всем операциям, на работе с бюджетом либо под какие-то гарантии, чтобы без всяких рисков, и так далее. Вот это и есть особенность нашего делового климата.

Главной же проблемой малого — да и среднего — бизнеса является отсутствие спроса. Бизнес работает на отечественного потребителя, а отечественный потребитель беден и спроса не предъявляет.  

— В том числе и по этой причине аналитики то и дело предсказывают массовые сокращения. В 2020 году россиянам это грозит?

— Сокращения будут, если не случится экономического роста. В 2020 году я не вижу оснований для роста, но и не нахожу оснований для кризиса.

— Между тем HeadHunter провел опрос о причинах низкой производительности труда.  На вопрос, что больше всего мотивирует к хорошей работе, 61 процент респондентов назвал высокую зарплату. Для трети важны удобный график, возможности карьерного роста и развития. А наименее мотивирующими факторами стали корпоративные мероприятия (1 процент), полис ДМС (2 процента), дополнительные отгулы и выходные (4 процента), а также оплата обучения (6 процентов). Но, как мы видим, зарплаты массово не растут, зато «корпоративный самообман» ширится и процветает и на подобные мероприятия денег не жалеют. Это происходит только потому, что работодатели не интересуются подобного рода исследованиями, или причина в чем-то еще?

— Занятная информация. Не знаю, интересуются ей работодатели или нет, но, думаю, стоило бы. Вот в исследовании Института социологии РАН, о котором я говорила, есть данные по среднему классу. Например, на вопрос, с кем они себя идентифицируют и с кем ощущают чувство общности — с друзьями и семьей или с коллегами и людьми той же профессии, в 2003 году 39 процентов ответили о своей профессиональной идентификации. 10 лет спустя этот показатель сократился на 10 процентов. С людьми, разделяющими убеждения и верования, также произошло снижение, но уже в два раза. Так что тут не только работодатели, но и вообще люди замыкаются в семье и самом ближнем своем круге. Опять же, согласно результатам данного исследования, представители среднего класса стали меньше вкладывать денег и сил в самообразование и повышение квалификации. Присутствует ощущение, что нет карьерного роста, что бы там ни делал.       

— Упомянутый средний класс вообще должен был стать столпом и опорой новой России, так заявляли власти. Состоятельные, талантливые и мотивированные люди должны были двигать экономику вперед, вести за собой общество и цементировать его основы. Сегодня они мелкими струйками стекают вниз, пополняя ряды «новых бедных». Средний класс больше не нужен?

— Что значит «средний класс»? С одной стороны, к нему относят граждан со средними для данной страны доходами. С другой стороны, к среднему классу относят людей, занимающихся предпринимательской, творческой деятельностью, руководителей разного уровня. Учитель или врач, даже если по доходам оказывается ниже среднего уровня, все равно относится к среднему классу.

Что касается основы, ядра среднего класса, то его должны составить собственники и предприниматели, люди, которые обеспечивают занятость, самозанятость, экономический рост. Вот этого точно не получилось по целому ряду причин. Начнем с того, что в результате приватизации основная масса предпринимателей, включая представителей малого бизнеса, не стала собственниками. Они все работают на арендованных производственных мощностях и торговых площадях. Ничтожное их количество имеет в собственности то, на чем они работают. Поэтому нет стабильного малого бизнеса, который придает устойчивость всей социальной системе. Необходимость платить арендную плату рантье, которые имеют в собственности производственные площади, землю, оборудование, не являясь при этом предпринимателями, очень подрывает экономическую основу малого бизнеса. При любом кризисе они вынуждены свою деятельность до предела сокращать или вообще замораживать и свертывать. Почему устойчив малый бизнес за границей? Потому что в их распоряжении находится семейная, личная собственность, на которой они работают. Они работают на своей производственной базе. Когда ухудшается экономическая ситуация, они все равно продолжают работать, получая меньший доход. У нас же зачастую получается, что предприниматель в ряде случаев, номинально по целому ряду позиций оставаясь в среднем классе, в части бизнеса становится банкротом, поскольку, невзирая на кризис, вынужден платить рентную дань собственнику площадей и производственных мощностей. И получается, что самая устойчивая часть среднего класса — это чиновничество, не созидательная часть среднего класса, ничего не создающая, а потребляющая.  

«Молодежь видит и интуитивно понимает, что у нее нет желаемой перспективы» «Молодежь видит и интуитивно понимает, что у нее нет желаемой перспективы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЛОДЕЖЬ ОЧЕНЬ ХОЧЕТ ЧЕМ-ТО ГОРДИТЬСЯ. ЖЕЛАНИЕ ЕСТЬ — ПОВОДОВ МАЛО»

— Представители того же среднего класса жалуются, что социальные лифты у нас «зацементированы», все только для своих, прочих стараются «канализировать» за границу. Мол, если такой умный — езжай, двигай идеи там. Они и уезжают, а у нас «движухи» в инновационной экономике практически нет.

— Опять же если нет экономического роста, то для этих людей нет и широкого предложения рабочих мест их квалификационного уровня. Для их компетенций и запросов объективно нет в нужном количестве. Если нет диверсификации производства, если нет рабочих мест в новых отраслях, то, как вы говорите, «движухи» нет и не будет. А то немногое, что есть, действительно остается только для «своих». Те немногие места, которые невозможно заполнить «своими», где нужны квалификация, профессионализм и так далее, появляются в секторах, где без таких специалистов не могут обойтись — это военная промышленность, IT-технологии. Молодежные протесты связаны же не только с тем, что есть такие деятели, как Алексей Навальный, которые активизировали молодежь. Молодежь видит и интуитивно понимает, что у нее нет желаемой перспективы. Более того, многие из них уже на старте неконкурентоспособны. Юристы, экономисты, политологи, социологи никому не нужны. Более того, они неконкурентоспособны в будущем, поскольку полученное образование не позволяет переквалифицироваться. Напомню, когда мы вошли в рыночную экономику, из наших советских инженеров быстро сделали экономистов, юристов и бухгалтеров, а физики и математики пошли в банкиры и на биржи. Советский инженер при получении научно-технического и естественнонаучного образования мог быть кем угодно. Обратное невозможно. Наш современный социолог, политолог и пиарщик инженером никогда не станет.

— Касательно молодежи. Компания «Михайлов и партнеры» провела исследование о предпочтениях российских школьников.  Вариант «страна находится в упадке» выбрали 37 процентов респондентов возрастом от 16 до 18 лет. Главной причиной для гордости молодые люди называют природу (13 процентов), большую территорию (11 процентов), человеческие качества народа (10 процентов), историю (7 процентов) и победу в Великой Отечественной войне (6 процентов). Что касается симпатий к политическим персонам, то первое место занимает Владимир Путин, но всего 15 процентов опрошенных заявили, что он «вызывает симпатию и уважение». На втором месте Владимир Жириновский (7,3 процента), на третьем — Дмитрий Медведев (2,8 процента). Затруднились ответить на вопрос о политических симпатиях 56,5 процента, а 15 процентов считают, что «таких политиков нет». И 70 процентов опрошенных слышали, что в стране проходили акции протеста. Почти столько же (65 процентов) выразили уверенность, что участники протестов «борются с несправедливостью». Что значат эти цифры?

— В том, что в числе предметов для гордости не называют ничего из современного набора, они правы. Они оценивают совершенно адекватно. Мы что, кого-то куда-то запустили в первый раз? А какие у нас успехи? Молодежь очень хочет чем-то гордиться. Вспомните, какой был энтузиазм на Олимпиаде [2014 года в Сочи], миллионы выходят на акции «Бессмертного полка». Желание гордиться есть — поводов мало.

Что касается отношения к политическим деятелям, то здесь нужно смотреть на возрастные категории опрошенных. Там очень тонкие грани. Юноши и девушки  (студенты) — это одно; школьники старших классов (подростки) — это другое: и в плане кругозора, и в плане жизненного опыта, жизненных практик, в соответствии с которыми формируются политические оценки и выражается мнение.

Еще один важный и, на мой взгляд, интересный момент, который вытекает из этих ответов. Если бы мы увидели другую оценку политических деятелей или отношение к протестам, то я бы считала, что это гораздо более тревожный сигнал. Это значило бы, что в школе и вузах вдалбливают культ личности и ведется целенаправленная массовая пропагандистская работа определенного направления. Идеологизируется учебно-воспитательный процесс. А то, что мы видим, скажем, так, нейтральную оценку, означает, что школа и высшее образование у нас не политизированы и там этим вопросам уделяется ровно столько внимания, сколько следует, и не больше.

— Некоторые эксперты, комментируя эти данные, писали, что власть проигрывает борьбу за молодежь.

— Не согласна. Что значит «власть проигрывает борьбу за молодежь»? Дайте им возможности для образования, дайте им потом рабочие места с широкой перспективой для самореализации, вот и выиграете борьбу за них. Вы думаете, что какими-то агитационными словами их можно просто убедить? Молодежь будет оценивать ситуацию адекватно. Современная молодежь более образованная, она при помощи новых технологий, всемирной сети, гаджетов имеет возможность получать саму разную информацию, общаться с широким кругом сверстников, она активна. Поэтому никакой специфической борьбы за молодежь не должно быть.

«Реновация должна реализовываться в тех кварталах и районах, где жители реально очень заинтересованы в расселении и реновации их жилья» «Реновация должна реализовываться в тех кварталах и районах, где жители реально очень заинтересованы в расселении и реновации их жилья» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТИХ ПРОГРАММ, ЭТИХ ПРОЕКТОВ С КОНЕЧНЫМИ ЦЕЛЯМИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО»

— Заксобрание Петербурга внесло в Госдуму законопроект о реновации жилья по всей России. Где, когда и с кого она может начаться? Что принесет россиянам?

— Я готовила этот законопроект. Это вещь дорогая, и у большинства субъектов, в отличие от Москвы, не хватит на это бюджетных средств. Единственный способ — это привлечь внебюджетные средства. Однако исключительно за счет внебюджетных средств, как это предусмотрено в Градостроительном кодексе в статье о развитии освоенных территорий, это тоже невозможно, экономически невыгодно. Поэтому необходимо частно-государственное партнерство.

Есть еще два вопроса, в которые упирается любая реновация. Первый — это выделение стартовых пятен. Нужно, чтобы было какое-то стартовое пятно, временное или не временное, где могло быть построено жилье для переселения жильцов первого дома той территории, которая подпадает под реновацию. И второй — возникает вопрос последнего жильца. Многие проекты  реновации в это уперлись. Всегда найдется житель, который скажет: «Я не хочу переезжать». Или: «Я хочу переезжать, но только по астрономической цене». Поэтому, если принимается решение о реновации, о сносе дома либо о его реконструкции, но с расселением, нужно безусловное согласие жителей, которое при этом не должно быть завязано на желании абсолютно всех, поскольку в этом случае осуществить данный проект будет невозможно никогда.

Мы просчитывали, в любом случае это вещь очень дорогая, требующая участия и бюджета, и инвесторов. Кроме того, реновация должна реализовываться в тех кварталах и районах, где жители реально очень заинтересованы в расселении и реновации их жилья. И то, в моем представлении, это не будет повсеместно.

— А где это будет реализовано? Уже есть пилотные проекты за МКАДом?

— В Петербурге есть территории, где уже начиналась реновация, но из-за целого ряда вышеназванных факторов она затормозилась. Есть часть территории, где в плохом состоянии хрущевки или они очень неудачно расположены — в плохих местах, где люди действительно хотят переезжать. Если есть такая социальная потребность, то тогда город или субъект Федерации, муниципалитет должны находить инвесторов и вместе пытаться эти вопросы решить.

— Еще о новациях минувшего года. Что думаете о национальных проектах, которые должны привести к знаменитому «прорыву»? Их много критикуют, Кудрин говорит, что по первому году куча выделенных денег не освоена.

— Они вообще запутались в бюджетной классификации. В бюджете есть функциональная классификация — функции образования, здравоохранения, национальная оборона и так далее. Потом вдруг пришла какая-то идея, что все у нас должно идти по программам, а программный подход в расходах бюджета может быть 10–12 процентов бюджета, не больше. Программы — это расходы на определенные конечные цели, которые должны быть достигнуты в ограниченный период времени. Пример: бюджетная статья расходов (функциональная) — образование, а мы хотим выделить специальную программу по отбору и спецподготовке одаренных детей в области искусственного интеллекта. Таким образом, вы ставите конечной целью этой программы вырастить тысячу молодых гениев не просто в области IT-технологий, а именно в направлении «Искусственный интеллект». Целевая программа с конечными сроками и конечной целью, со своим бюджетом и со своими ответственными лицами, с которых можно будет спросить за результат.

— Нацпроекты вывели из бюджета в специальное направление?

— Нет, они в том же бюджете, просто считается, что это нацпроекты. Это еще одна дополнительная классификация бюджета. Но программ, проектов с конечными целями не может быть много. И они должны быть четко обеспечены ресурсами помимо основной бюджетной функции, которая идет на постоянной основе из года в год.

— Один из стержневых нацпроектов связан со здоровьем россиян. Между тем оптимизация системы здравоохранения во многих регионах была проведена с ошибками, заявила в ноябре вице-премьер Татьяна Голикова. В каких регионах и что решено считать за ошибки?

— Она везде была проведена неудачно, а не в каких-то отдельных регионах, и не только в здравоохранении, но и в образовании. Изменили статус бюджетных учреждений, они перестали выполнять функции, а стали оказывать «услуги» — чем дешевле эта «услуга» оказывается, тем лучше. В результате закрыли малокомплектные школы, отделения в отдельных больницах, чем существенно снизили доступность медицинской помощи. А это неминуемо привело к повышению смертности в трудоспособном возрасте. Поэтому, с одной стороны, у нас с высокотехнологичной медицинской помощью стало все-таки лучше, в крупных мегаполисах она стала доступнее, а с другой — со всем, что касается первичного звена, районного уровня, стало гораздо хуже. На периферии нет ни районных больниц, ни фельдшерских пунктов. Все это разрушено. Теперь, чтобы все это восстановить, нужны огромные средства.

— Максим Орешкин нас уже обрадовал, сказав, что как минимум в первом полугодии 2020-го ничего от экономики не ждать не стоит, а во втором — посмотрим.

— А что посмотрим? Они могут смотреть только на один параметр — цену на нефть. Ничего другого, от чего можно ожидать экономического роста, не сделано. Нет ни заделов, ни идей, ни стратегии. Сохраняется абсолютно инерционная модель развития.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
ПанАлекс
5.01.2020 10:04

Оксана Дмитриевна редкий профессионал-законодатель. Она столько сроков в ГосДуме за оппозицию и государство воевала! Причем раз шесть единоросы ставили вопросы об исключении "чужой" из руководящих органов Госдумы. Но свои же единоросы заступались, спрашивая, а кто будет вместо нее над законами работать (спортсмены, актрисы, механизаторы и прочие малограмотные?) будет?
Правда в нынешней Госдуме профи в законотворчестве не нужны. Нужны только "кнопкодавы", отсюда и ужасающее качество последних законов, да и "взбесившимся принтером" не зря называют.
В перспективе, Партия Судного дня считает Оксану Дмитриеву идеальным главой парламента.

  • Анонимно
    5.01.2020 09:19

    В очень нейтральных тонах написала мрачную картину бытия и перспективу.

  • — Как можно изменить подобные диспропорции?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/452553

    Всё очень просто. Ничего не нужно изобретать. Самое обычное кадровое решение вопроса и всё.

    • Анонимно
      5.01.2020 19:31

      ваш комментарий из серии "за все хороше и против всего плохого"
      Но на вопрос " как изменить" вы не ответили. потому что кадровый вопрос точно так же вызывает вопросы. Кто, когда, каким способом будет решать кадровый вопрос.? Откуда брать кадры? И т.д. и т.п.

  • Низами
    5.01.2020 09:44

    Как же много "наши" чиновники и политики правильного говорят...
    И практически ничего не делают, чтобы нормально жили не только "избранные"...
    А чаще делают даже наоборот - простому населению жить все хуже, все "веселее"...

    • Анонимно
      5.01.2020 10:14

      Так и задумано, Вы когда-нибудь слышали по телевизору что нужно улучшить благосостояние чиновников, церковных иерархов, банкиров? Нет, им просто деньги швыряют, а про благосостояние простого народа по телевизору все время озабочены, а результат отрицательный.

    • Анонимно
      5.01.2020 10:18

      простому населению жить все хуже.Вот например: отменна выплот пенсионерам за льготный проездной.почти перестали начислять как льгота за Ж.К.Х.инвалидом и т.д.(так как они вошли в класс не достаточно бедных)по мнению чиновников.

      • Анонимно
        5.01.2020 12:07

        Так что не все источники бедности еще задействованы

      • Анонимно
        5.01.2020 15:11

        Заметьте, это все вам отменили региональные чиновники, скажите спасибо им.

        • Анонимно
          5.01.2020 19:48

          Да действительно, это ноу-хау наших булдырдыков. В плане обобрать свой народ "Алар булдаралар !"

        • Анонимно
          5.01.2020 21:56

          Чиновников очень много, каждый пытается обосновать собственную значимость, что-нибудь придумать и увеличить финансирование своего существования - думать о народе времени и сил уже не остается.
          Необходимо координально сокращать чиновников!

        • Анонимно
          6.01.2020 10:36

          Разделяй и властвуй старый девиз наших чиновников.Когда в середине 2000г.власти хотели лишить всех пенсионеров льготных проездных то они все дружно возмутились и подняли шум.А теперь это коснулась не всех и те кого лишили молча проглотили.(может и правда стали богатыми).

      • Анонимно
        5.01.2020 19:32

        так пенсионеры сами же дружным строем ходят на выборы. К кому претензии то? Сами пенсионеры выбрали вот и пусть идут к тем кого выбирали.

  • Анонимно
    5.01.2020 09:47

    Средний класс сейчас полицейские - 50 тысяч стабильного дохода в месяц. В коммерции таких зарплат СТАБИЛЬНО нет.

  • Анонимно
    5.01.2020 09:47

    В 2014 году зп була 30тр (s900). То сейчас зп 2019 36тр в среднем по РТ (s530). Вот он вам стабильность и прорыв, поднятие населения. В 2007 году Ваз стоял 250 тр призп 25 тр в месяц. Это полное обнищания населения. До 2007 года было развитие и подъем экономике а затем полное обнищания населения. Если пенсии в 200SВ России это пособия, в Европе и то пособия больше. О чем тут можно сказать факт на лицо. А увеличение пенсионного возрос а тут полный провал народ утратил доверие и стабильность на будущее. Топливо 2008 году стоял 28 руб сейчас под 50 руб. Молодёжь будет уезжать, а среднее азиаты запомнят гражданство России. Тем самым увеличив приток наркотравика, оружия,.

    • Анонимно
      5.01.2020 11:41

      А цены у нас в долларах что ли? Очередной неудачник. Вас тут таких прорва, ноете тут каждый день.

      • Анонимно
        5.01.2020 12:30

        Ты тут с луны свалился что ли??? Все импорное оборудование, запчасти, саморезы, гвозди вплоть до иголки завосят из заграницы Китай и Европа. Расплачивается в доллар и евро, какие ещё рубли?? Ты тут в России в два раза переплачиваешь. В России ни чего не производиться а только отверточная сборка. Товары из за этого подняли то что до иголок и трусов и саморезов завозяться. Технологию и оборудования привозят на завод в Россию и цена конечно ложиться на товар. Вот почему товары которые производиться в России два раза дороже. Возьмём бутылку водки 400 руб в Казахстане 200 руб, коньяк тоже самое, не считая Казахстан, Украина, Белоруссии, Молдавия, Абхазия. В России станкостроение угробили и оборудование завозят. Нефтепереработка в том числе так же. Ты почему думаешь доллар поднялся и товары возросли, потому что в России кроме валенки и рукавицы ни чего нет своего. Даже двигатели авто и авиао в за границе собирают качественно. Возьми немца, и ваз на уровне корейца качество до 100 ткм а затем в металлом.

      • Анонимно
        5.01.2020 12:37

        На предприятии приезжие получают разы больше чем свои граждане. Специалист приезжает из Германии или Турции на завод получает 150 - 200тр в месяц, но при этом ему помогают свои чёрные африканские рабочие родные которые делают всю грязную работу как 6, получают 25 - 30тр, вот вам ваш патриотизм. Кампании платят им в доллар или евро но живут они тут в России и ходят такие магазины и бутики, они та ходят каждый день, а гражданин России раз в неделю. Потом привозят семьи из Германии, Китая, Индии, Африки, а что свои хуже этих африканцев?? Которые получают за чистую работу 159-200тр в мес. Вот он вам патриотизм, молодёжь уезжает в другие сферы работы, но не родине.

      • Анонимно
        5.01.2020 12:39

        А ты машину покупаешь в рублях??? Запчасти импортные завозят, увеличение доллара приводит поднятие цены на стоимость товаров.

      • Анонимно
        5.01.2020 21:57

        Даже нефть качают импортным оборудованием!

      • Анонимно
        6.01.2020 13:09

        Цены в рублях-манипулировать проще.Стабильности нет.

      • Анонимно
        6.01.2020 17:20

        Не нужно комментария на этот слабоумный бред. Видели мы такое на предприятии. Были "убеждатели" перед выборами. Теми же фразами оперировали. Позор!

      • Анонимно
        6.01.2020 23:06

        Критиковать, это далеко не ныть. Более того, если критикует, значит хочет исправления ситуации.
        Нет так страшны предатели или убийцы, как равнодушные - потому что с их молчаливого согласия все происходит.

      • Анонимно
        7.01.2020 01:19

        у нас все в долларах, кроме наших зарплат. даже мальков рыб покупаем за доллары.

  • Анонимно
    5.01.2020 09:50

    Оксана Генриховна- мозг!

  • Анонимно
    5.01.2020 09:53

    Спасибо БО за интервью. Оксана Генрихович одна из умнейших женщин! Сейчас она ушла в глубокую тень. К сожалению.

  • Г-жа Дмитриева расписала мрачную картину,
    но не сказала ни слова о ее причинах, и как быть дальше

    • ПанАлекс
      5.01.2020 12:36

      Зайдите на ее сайт или почитайте ее выступления в Госдуме (правда единоросы недопускают ее публикации в госпропаганде, ). Например как с трибуны Госдумы она тогда обвинила министра финансов - вице-премьера Кудрина в коррупции (конечно в СМИ это не пропустили).
      А вообще то о причинах и путях выхода много у нее. Вместе с мужем - Иваном Грачевым (соавтором альтернативной нешаймиевской конституции Татарстана)...

      • Анонимно
        5.01.2020 17:35

        Закон должен работать,а они все ищут лазейки лишь бы остаться у власти

  • ПанАлекс
    5.01.2020 10:04

    Оксана Дмитриевна редкий профессионал-законодатель. Она столько сроков в ГосДуме за оппозицию и государство воевала! Причем раз шесть единоросы ставили вопросы об исключении "чужой" из руководящих органов Госдумы. Но свои же единоросы заступались, спрашивая, а кто будет вместо нее над законами работать (спортсмены, актрисы, механизаторы и прочие малограмотные?) будет?
    Правда в нынешней Госдуме профи в законотворчестве не нужны. Нужны только "кнопкодавы", отсюда и ужасающее качество последних законов, да и "взбесившимся принтером" не зря называют.
    В перспективе, Партия Судного дня считает Оксану Дмитриеву идеальным главой парламента.

  • Анонимно
    5.01.2020 10:57

    Не дураки законодатели всего мира когда ввели принцип максимального пребывания у власти в два срока.Если бы стареющего Леонида Ильича вовремя заменили бы на заре застоя то и союз бы не развалился.Так и сейчас.Девяностые были расцветом предпринимательства.Вот на этом заделе и удалось продержаться первое десятилетие нового века.Ну а потом решили порулить.Вот и дорулились.А смени команду тогда и не оказались бы мы сейчас там где сейчас.А сейчас мы как тот самый двоишник у которого ноги домой не идут.А дойти до дома всё равно придётся и наступит момент истины.И всё равно мы двойку не скроем.И всё равно её придётся исправлять.Просто чем дальше тем сложнее будет.И тут надо думать не о транзитах а о том как начать новую перестройку.И какие реновации сейчас с нищими людьми хотят начать делать господа банкиры не понятно.Кроме миллионов новых бомжей из этой затеи ничего не получиться.

    • Анонимно
      5.01.2020 15:46

      Совершено с вами согласен 2 срока и смена а то потом как в баснях сами себе дают оценку своей работе запугивание народа если сменить и то сразу неминуемо война начнется и так до без конечности пока вперед ногами из кабинета не вынесут

    • Анонимно
      6.01.2020 20:41

      Вот в далёком Гондурасе президентский срок един на 4 года. Что называется будьте любезны и никаких исключений. Мэнге Тау

      • Анонимно
        6.01.2020 23:07

        Вроде Гондурас, а какие умные оказались. Намного умнее нас - россиян.

  • Анонимно
    5.01.2020 11:11

    Народ!!! Вы же сами голосовали и голосуете за действующую власть. Начиная от местных и региональных депутатов заканчивая парламентом и президентом. Скоро выборы. Готовьтесь. Судьба России в руках жителей России. Как 3% могут всем владеть а 97% побираться по мелочи. Т.е. из 146 млн жителей России 4,5 млн населения это богатеи которые грабят свой народ и страну, а 97% это народ, люди которые существуют и нищенствуют в этой же стране т.е. 141,5 млн человек в РФ это нищета.

    Вот и весь результат Вашего правительства уважаемые вожди. Оглянитесь на страну и на собственный народ. Ау, Москва, гос дума, президент, ау, народ страдает.

    Когда власть не может устроить жизнь страны и народа, а народ не может и не хочет жить по прежнему ситуация перерастает в конфликт который называется РЕВОЛЮЦИЯ. Не надо нам революции, услышьте народ и жителей России

  • Анонимно
    5.01.2020 11:17

    Как только продали Казанькомпрессормаш москвичам, так на заводе наступила нищета. С 2013 года не поднимают зарплаты. А нынче на Новый год не оплатили нам вообще доплаты. С завода бегут профессионалы.

    • Анонимно
      5.01.2020 12:06

      А на Заинской ГРЭС, которую не отдали "москвичам" -экономическая ситуация какая?

    • Анонимно
      5.01.2020 13:29

      Не печальтесь. Завод так долго не проживет. либо развалится, либо дальше придется перепродавать.

    • Анонимно
      5.01.2020 14:50

      //Как только продали Казанькомпрессормаш москвичам, так на заводе наступила нищета. С завода бегут профессионалы//

      Куда "бегут"? На новейшее предприятие "Аммоний" в Менделеевске, которое "наши" со своим управленческим "умением", никак не могут вывести из состояние банкротства - и продают "москвичам"?

    • Анонимно
      5.01.2020 14:52

      Лет 20 назад он же банкротом был. Чего местные не помогли?

    • Анонимно
      5.01.2020 19:58

      Зарплаты поднимают. На уровне инфляции. Просто продукция неконкурентноспособна.

  • Анонимно
    5.01.2020 11:43

    Каждый день статьи о плачебном состоянии нашей страны, а когда исправлять начнут сложившуюся ситуацию?

  • Анонимно
    5.01.2020 12:14

    Любимый политик. Только таких умных выживают оттуда.

  • Анонимно
    5.01.2020 14:58

    Я однофамилец уважаемой Оксаны и хотел бы видеть ее президентом России . Желаю ей здоровья и успехов во всем !

  • Анонимно
    5.01.2020 15:17

    Согласен с Дмитриевой. Уничтожили как класс инженеров. Сейчас во в них отраслях рулят гуманитарии, зачастую с коммерческим образованием. Некомпетентность руководства на всех уровнях - один из основных факторов, разрушающих страну. Ну не может социолог руководить Минпромторгом страны. И так везде

    • Анонимно
      5.01.2020 16:35

      Во всех отраслях рулят только СВОИ, высшую математику, сопромат не всем дано освоить, поэтому и гуманитарии.

      • Анонимно
        5.01.2020 19:43

        Гнать их надо, этих СВОИХ. Пиком под зад. Они такого там нарулили, что ещё лет 20 - и промышленности вообще конец придёт

        • Анонимно
          7.01.2020 14:58

          Выгонишь,пинком под зад.А сам Управлять то,Государством умеешь?Квази-Геволюционер,блин.Пока,хоть,какая то,но стабилизец имеем.Хочешь,Гражданскую войну получить?Получишь.Иди.Учись.

  • Анонимно
    5.01.2020 15:26

    Читаешь статью, потом комментарии. И такая печаль и безнадега нападает. Люди просто не хотят думать, людям просто нравится, когда их используют, людям просто нравится быть терпилами

  • Анонимно
    5.01.2020 16:12

    Нужно реальную оплату труда-реальным трудящимся водителям,механизаторам в добывающей отраслях!
    Но вот проблема-нет лидера! кто это все осуществит! может нанять со стороны на лет 5, дать зарплату как в Европе и даже удвоить!Но наши,не верю! как говориться в Священной книге если гора начнет ходить верьте-если поменяется нрав не верьте!

  • Анонимно
    5.01.2020 16:23

    В Москве хорошо жить...копите деньги, переезжайте...не пожалеете, мамой клянус

  • Анонимно
    5.01.2020 16:34

    В России умных людей никогда власть не жаловала. Бездари во власти их на дух не переносят. Поэтому и задвигают как могут. Бездарность она как борщевик все заглушает вокруг себя в том числе и умных и талантливых. Ум и талант нынче не в чести. Преданность и лизоблюдство на первом месте. Вот отсюда и имеем такую ситуацию с экономикой . Детки так называемой элиты от корыта с обжоркой никогда добровольно не уйдут. А умные и талантливые просто брезгуют.

    • Анонимно
      5.01.2020 19:49

      В России да. СССР нет. Вообще в СССР директор завода проходил весь путь, с низов. Потому был в теме производства, и все знал. А сейчас?
      Дети элиты с университета сразу в директора. Такие вот сейчас времена.

  • Анонимно
    5.01.2020 17:09

    Вадим, спасибо за интервью!!!! Почаще бы)

  • Анонимно
    5.01.2020 17:15

    Хочется сказать: Вставай страна огромная...

  • Анонимно
    5.01.2020 17:44

    Очередная предвыборная статья. Почву готовят.

  • Анонимно
    5.01.2020 22:51

    Налоги задавили весь малый бизнес! При росте валюты мы потеряли в зарплате! Да, мы получаем в рублях. Но цены на продукты, вещи и другое держат, как в Европе. Можете сравнить сами. В Европе только ГСМ дороже. Но вот, что странно-цены на продукты уже десятилетия не меняются!! Как нам быть? Придётся забыть про русских, татар, башкир и других-придётся вспомнить про интернационализм и свои права! Если этого не случиться, то будет просто-разделяй, и властвуй. ( Ещё необходимо взять в расчёт-много часовых поясов!!)

  • Анонимно
    6.01.2020 00:15

    Нищета и бедность будет продолжатся до тех пор, пока будет система наемного труда за зарплату. Никогда собственник активов не будет поднимать зарплату просто так. Нужна тотальная национализация активов в пользу всех граждан. Работник должен быть долевым владельцем (акционером) предприятия на котором работает и никак иначе. Он должен зарабатывать себе долю от прибыли, а не ждать нищенскую зарплату. Живой пример - Наб.челнинский КБК.

  • Анонимно
    6.01.2020 00:23

    Россияне проснитесь мы же великая нация,победившая фашизм.Наш солдат хаживал по Парижу,по Стамбулу,а мы так низко пали. Кучка прохиндеев,предателей захватила созданные богатства нашими предками имы покорно молчим. Мы по своей воле ушли в рабство ,из него сами давайте в 2021 году через выборы с него и выйдем.Все на выборы и не одного голоса нынешней власти. Владимир 1939 год.

  • Анонимно
    6.01.2020 01:10

    Хотелось бы видеть Оксану Дмитриеву на посту председателя Правительства РФ . Она бы справилась с экономической ситуацией в нашей стране.Здоровья Вам

  • Анонимно
    6.01.2020 08:45

    по делам их вы узнаете их , а дел - то и нет. НЕ надейтесь на доброго дядю. Анатолий

  • Анонимно
    6.01.2020 09:34

    Всем ясно, что страна в пропасти. Но у власти один инструмент - с помощью силовых и фискальных структур выжимать людей. И пока им это удается. Люди запуганы.

  • Анонимно
    6.01.2020 10:31

    умная женщина ! браво 1 но не женщины определюют у нас а мужчины

  • Анонимно
    6.01.2020 12:02

    Наша власть заигралась в политику, а экономика её кроме наполнения своих карманов не интересует. Всё полезные ископаемые которые, дают самый большой доход оказались у кучки людей приближенных к власти. При этом их зарплаты ещё защищает сам президент. (как это было не раз с И. Сечиным, главой Роснефти) И эти господа получают миллионы рублей в день, а работяги и пенсионеры от 8 до 18 тыс. При этом у молодых на руках дети. Вот и процветает нищета. А эти денежные мешки вваливают деньги ещё за границу создавая там рабочие места, поскольку видят в России они ничего не получат из за низкой покупательской способности населения. Уже один олигарх озаботился этой проблемой, видимо доходы его упали, а со стриженой овцы даже шерсти клок не настричь, для этого надо, чтобы шерсть выросла, а чтобы она выросла её надо кормить, иначе её не будет. Но наших чиновников это особо не волнует. А то, что ежегодно говорит президент, о росте экономики, как она растёт мы видим каждый день. И вся его забота онас становится пустым звуком на фоне нищеты.

  • Анонимно
    6.01.2020 13:05

    Закон о реновации жилья имеет существенный недостаток. По нему будут продолжать переселять людей из привлекательного центра города с дорогой землёй на окраины города. Но людей с Жилплощадки никогда не переселят в центр. Или хотя бы в район с чистым воздухом. Жилплощадку вообще не будут переселять, так как свободную землю там невозможно продать.

    • Анонимно
      7.01.2020 09:54

      И будут продолжать сносить остатки исторической застройки под видом заботы о людях.

  • Анонимно
    6.01.2020 13:44

    "И собственно говоря сделать ничего невозможно". Это Оксана о неравенстве. А начать необходимо с прогрессивного налога на наших рантье - владельцев земли, акции, паев закрытых ПИФов и пр активов. Если пенсионер сдает единственную двукомнатную а сам ютится в коммуналке - налог брать не следует. Если же рантье сдаёт в аренду сотни тысяч гектаров земли в Казани и подмосковье , то налог должен быть 90% от дохода.

  • Анонимно
    6.01.2020 20:53

    1. Трехкратный налог на имеющуюся роскошь - движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги,и основные средства. 2. При покупке предметов роскоши - налог в размере приобретаемого об"екта. 3. Упразднение персонального автопарка чиновников. 4. Прогрессивный НДФЛ. 5. Ратификация 20 ст. МН конвенции ООН по борьбе с коррупцией. 6. Обязательная ежегодная индексация зарплат и пенсий. 7. Персональная ответственность и KPI надзорных, контролирующих, правоохранительных органов. 8. Верховенство закона и неотвратимость наказания. .... Т е. изобретать ничего не надо, есть принципы , заложенные Ли Куан Ю ещё в конце 50-х, позволившие вывести Сингапур из чахлого малярийного захолустья в 20-ку богатейших стран мира. Мэнге Тау

    • ПутчДемона
      7.01.2020 11:08

      В Сингапуре Ли Куан Ю хотел, а наша удачливая верхушка НЕ хочет. Это уже на протяжении последних 20 лет понятно. Власть не хочет перемен, её цель однозначна - удержаться наверху. В этом парадигма.

  • Анонимно
    6.01.2020 22:34

    А вот дура и проговорилась. Пока Примаков с Геращенко работали - был РОСТ экономики, и значительный. А когда СЕМЬЯ выпрыска поставила, а электорат проголосовал за него - тут только цены на нефть стали роль в экономике играть. Вот в двух словах описание ситуации за последние 20 лет. И точка.

  • ПутчДемона
    6.01.2020 23:01

    Есть всё таки в госдуме порядочные умные люди. Значит и кадровый резерв президентства для партии судного дня есть.

    • Анонимно
      7.01.2020 10:03

      В кадровом резерве должны быть люди другого поколения, не жившие в СССР, из среднего класса - технари, экономисты, юристы, но не спортсмены и артисты.

      • ПутчДемона
        7.01.2020 11:15

        Предположу, что нужны умные и порядочные люди, знающие, что нужно делать для прогрессивного развития всего общества. Да, к сожалению, таких единицы.

  • Анонимно
    7.01.2020 14:57

    Борьба идёт за денежки россиян.

    В банках в стране на 01.01.2019 хранится 28 триллионов 577 миллиардов рублей на счетах физлиц. Тут всё — вклады, накопительные счета, деньги на дебетовых карточках. Здесь не учтены все другие активы — недвижимость, ценные бумаги, наличность под матрасом и т.д.

    Это, кстати, почти в два раза больше, чем на счетах юридических лиц!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль