Общество 
12.01.2020

Инсайдер-ритуальщик: «Если покойника сбила машина, он «кегля», если сгорел – «пирожок»

Сколько стоит номер близких «свежего» покойника, кто заказывает роскошные гробы и куда везут тех, кому не хватило места на Арском кладбище

Около 100–200 тыс. рублей чистыми за весенние праздники зарабатывает среднее агентство ритуальных услуг в Казани. Владелец одного из похоронных бизнесов города на условиях анонимности признался: в остальные сезоны заработки несравнимо ниже, а с каждым годом белых предпринимателей теснят черные агенты, которые узнают о смертях из полиции, и ритуальщики при моргах. Инсайдер «БИЗНЕС Online» рассказал, как обманывают казанцев, которые сталкиваются лицом к лицу со смертью.

О герое

Сегодня в Казани работает около 140 легальных и полулегальных похоронных агентств. Наш инсайдер владеет одним из них. 10 лет назад наш источник открыла ИП, сняла помещение и загрузила его гробами и венками. Бизнес перешел дочери. Тогда, в начале десятых, рассказывает наша героиня, рынок был свободен — за пару лет она накопила на квартиру. Сейчас ситуация иная: конкуренты отнимают друг у друга последний кусок хлеба, а во внесезонные периоды приходится и вовсе работать в минус. Все потенциальные заказы забрали ритуальщики из больниц и моргов, куда попадает львиная доля умерших. На плечах небольших похоронных агентств остались бабушки, случайные прохожие и раковые больные. Но и их забирают черные агенты.

Сегодня в Казани работает около 140 легальных и полулегальных похоронных агенств Сегодня в Казани работает около 140 легальных и полулегальных похоронных агентств Фото: «БИЗНЕС Online»

О ЧЕРНЫХ ПОХОРОННЫХ АГЕНТАХ 

  • Кто такие агенты? Те же самые торговые представители. Кто-то навязывает свои услуги наглостью, умением уговаривать, заговаривать. 
  • Черные похоронные агенты работают без ИП, но дружат со всеми полицейскими в округе.
  • Когда умирает человек, агентов в гости приезжает не так много, но звонят часто. Если вам позвонили первыми, знайте, что этот человек уже заплатил за вас 500 рублей. Он с вас их «вернет» в любом случае — добавит за гроб или другие услуги, но возьмет с вас, чтобы отдать потом полицейскому или врачу.
  • 500 рублей — стандартная такса за номер потенциального клиента. Ритуальщики между собой открыто об этом говорят. Изначально все начиналось с участковых полицейских. Потом стали напрямую связываться с диспетчерами, которые принимают звонки в полицию.
  • Когда кто-то из источников черных агентов в полиции уходит в отпуск, у нас всплеск клиентов, их никто не перехватывает.
  • Один раз мне коллега подарила номер клиента, который она купила у полиции. А я не знала, как начать разговор. Звоню: «Мне ваш номер дали, у вас умер человек». «А откуда вы наш номер взяли?» — ответили мне. И я не понимала, что сказать. Что мне номер продали за 500 рублей? 
  • Бывает, что клиенты только в скорую позвонили, человек еще живой, а там им уже гроб везут. 
  • Был случай в 18-й поликлинике. Клиенты нам отзвонились в 6 утра, а им усопшего помыть надо было, в морг увезти. Нужна справка. Я их жду, спрашиваю: «Вы где?» Они рассказали, что им дали телефон патологоанатома из морга в регистратуре, когда ставили печати. Патологоанатом уже предоставил своих агентов — вдвое дороже.

За установку памятника официально берут 13 тыс. рублей. Но если установить самый дешевый из мраморной крошки — можно и за 8 тыс. Кладбище львиную долю забирает себе «За установку памятника официально берут 13 тысяч рублей. Но, если взять самый дешевый из мраморной крошки, можно и за 8 тысяч. Кладбище львиную долю забирает себе» Фото: «БИЗНЕС Online»

О мафии в МОРГАХ

  • Люди, если им что-то сказали в больнице или полиции, воспринимают это как авторитетное мнение. Больницам и моргам доверяют больше, чем ритуальным агентствам. Клиенты думают, что в последних обманут. Хотя вся мафия в моргах.
  • Другой случай, когда хоронили нашу соседку. Родственники собирались заказывать услуги у нас. Но в морге после вскрытия им посоветовали другого похоронщика. Они согласились. Почему? Потому что была суббота и людям поставили условие: «Если закажете гроб и крест у наших агентов, отдадим тело в воскресенье. Если нет, то только в понедельник».
  • Самый дешевый гроб у агентов «при морге» стоит около 5 тыс. — это примерно в 2 раза дороже, чем в среднем по рынку. Людям деваться некуда, они и так в панике, соглашаются. Редко, когда кто идет жаловаться.
  • У всех в «ритуалках» поставлен командный голос, есть набор стандартных фраз. «Так, слушайте меня», — постоянно повторяют они. Люди подсознательно начинают слушать. Это действует даже на бабушек, чье мнение во время похорон очень авторитетно.
  • На чем наживаются черные агенты? На мелочах. Привезли гроб — доставка 700 рублей. Машину открыли — выгружайте и несите сами. Не хотите — платите 500 рублей. Еще 500 — переложить тело, проехал лишнего — заплатите. Даже за то, чтобы привязать ленту, тоже берут деньги.
  • У многих «ритуалок» не стоят цены на венки. Каждому продают по-своему. Они смотрят на клиента, в зависимости от его реакции говорят стоимость. Например, человек сказал, что ему понравился вот этот гроб, — автоматически цена увеличивается с 7 тыс. до 10 тыс. рублей.

Больницам и моргам доверяют больше, чем ритуальным агентствам. Люди думают, что в ритуальных агентствах обманут. Хотя вся мафия в моргах «Больницам и моргам доверяют больше, чем ритуальным агентствам. Люди думают, что в последних обманут. Хотя вся мафия в моргах»

о сергее жадном

  • Есть такой Сергей по прозвищу Жадный. Он работает в основном на Кварталах, пару раз пересекались. Люди звонили нам, мы приезжали с гробом, со всем остальным, а Сергей уже там. Он когда-то работал копщиком могил на Арском кладбище, стал там брать деньги за все услуги в карман. За что и был уволен. Не растерялся, хотел открыть свое ИП, но сделал проще: купил «Газель».
  • У Сергея была база родственников, кому раньше копал могилы. Таким образом, к нему обращались люди. Было такое, что он увозил труп в морг на сохранение, чтобы там его помыли, одели. А делал все сам в «Газели»: мыл и на ночь оставлял в машине. На следующий день привозил в гробу, как будто человек был в морге, и брал за это деньги.
  • Один раз схему раскрыли. Близкие решили обзвонить морги, найти, где лежит их родственник. Ни в одном не оказалось. Позвонили Сергею, спросили, где покойник. Тот не растерялся, сказал, чтобы заплатили денег — только на таких условиях обещал привезти тело.

Чем человек скромнее в деньгах, тем добрее. Были случаи, когда приходили богатые и просили самое дешевое, и наоборот из среднего класса приходили, просили самое хорошее «Чем человек скромнее в деньгах, тем добрее. Были случаи, когда приходили богатые и требовали самое дешевое и, наоборот, из среднего класса просили самое хорошее» Фото: «БИЗНЕС Online»

О богатых и бедных клиентах

  • Раньше люди цены не спрашивали. Сейчас же один из первых вопросов при звонке в ритуальное агентство: « А у вас сколько стоит? Какие услуги предоставляете?»
  • Богатые намного жаднее, чем бедные люди. После похорон первые часто говорят: «Да мы вам ничего не должны». И я машу рукой, не начинаю спорить. Есть такие, которые стоят над душой, хотя ты им всем помог. 
  • Чем человек скромнее в деньгах, тем добрее. Были случаи, когда приходили богатые и требовали самое дешевое и, наоборот, из среднего класса просили самое хорошее.
  • Богатые берут самое дорогое, когда им кто-то оплатит это. То есть нужна квитанция, они знают, что за них заплатят. Либо хоронят уважаемого человека. Тогда близкие боятся, их осудят за то, что они недостаточно позаботились.

5-6 тыс. рублей — это самый простой гроб за 3 тыс. рублей, крест за 1 тыс. рублей, комплект одежды и табличка с венком «5–6 тысяч рублей — это самый простой гроб за 3 тысячи, крест за 1 тысячу, комплект одежды и табличка с венком» Фото: «БИЗНЕС Online»

о ценах

  • Что входит в наши услуги? Если люди не могут замерить человека, мы делаем это сами. Готовим документы и решаем оргвопросы, например, можем поехать получить свидетельство о смерти, заказать место на кладбище, кафе для поминок, читальщицу. Если кладбище не в Казани находится, то у нас есть ребята, которые выезжают, копают могилы. С кладбища мы звоним знакомым, они приезжают, клиенты тоже с ними напрямую рассчитываются.
  • Цены, если не считать омовение и могилу (моют тело в морге, могилу готовят копщики на кладбище), — от 5 тыс. рублей.
  • 5–6 тыс. рублей — это самый простой гроб за 3 тыс., крест за 1 тыс., комплект одежды и табличка с венком.
  • На один заказ можно потратить один час. Но, бывает, говорят: «Приезжайте сами, пожалуйста, проконтролируйте, мы боимся». Такса за это отдельная. Иногда просят даже почитать, но я денег за такое не беру. Бывает, сами люди благодарят, порой продуктами. 
  • Если я вижу, что у клиентов денег минимально, не буду брать за сопровождение. Если понимаю, что люди обеспеченные, спрашиваю, но ненавязчиво.
  • Если покойник плохо выглядит, ничего страшного, привыкли. Иногда бывает, что опарыши ползают на человеке, это страшная картина. Просто сдерживаешься, выходишь, например, на кухню, вызываешь санитаров из морга. Они все убирают.

Гробы берут по тому, какой статус имел человек. Директора в дешевом гробу не похоронят, хотя умерший может и хотел этого. Родственники понимают, что к нему придет прощаться много людей, и это будет неэстетично «Гробы берут по тому, какой статус имел человек. Директора в дешевом не похоронят, хотя умерший, может, и хотел подобного. Родственники понимают, что к нему придут прощаться много людей и это будет неэстетично» Фото: pixabay.com

О ГРОБАХ

  • Гробы мы ласково называем гробиками, домиками или ящиками. Говорят еще: последний домик. Из услышанного в морге: покойника, если сбил поезд или машина, называют кеглей, как в боулинге. Если на пожаре сгорел, говорят: «пирожка» привезли.
  • Предпочтения отдаются стандартным цветам, люди не выбирают тот, что им нравится. Эти стандарты установили бабушки, все боятся их обидеть. Гробы берут по тому, какой статус имел человек. Директора в дешевом не похоронят, хотя умерший, может, и хотел подобного. Родственники понимают, что к нему придут прощаться много людей и это будет неэстетично. Потому берут полированные гробы, более дорогие.
  • Стандартные, самые дешевые — красные, атласные, шелковые. Внутри идут х/б с опилками. 3 тыс. рублей стоит самый дешевый. Самые дорогие, как в американских фильмах, — «двухкрышечники» — 25 тыс. рублей. Такие берут крайне редко. В основном дорогие гробы покупают на Арском кладбище в МУП «Ритуал». Все высшие слои нашего общества едут прямиком туда.
  • Шелковые гробы приобретаем у поставщика за 2,2 тыс., продаем за 3. Наценка небольшая, чтобы конкуренцию выдерживать. Сертификат на гробы не нужен, любой может начать обшивать доски и продавать. Причем в Казани только один человек стал заниматься заготовками из них. Обычно все привозят из Пензы, в том числе и кресты. 
  • Была одна женщина – покойница в Усадах, весила около 200 килограммов. А у нас гробы стандартные — до 54-го размера одежды. Для нестандартных только заготовки. Пришлось делать гроб из двух: убрали стенку в одном и соединили их вместе. Поместилась.

Арское кладбище — центральное, «муповское». Все остальные кладбища Казани «подчиняются» ему «Арское кладбище — центральное, «муповское». Все остальные кладбища Казани «подчиняются» ему» Фото: Bogdanov-62 / ru.wikipedia.org/ CC BY-SA 4.0

О КЛАДБИЩАХ И МОГИЛАХ

  • Арское кладбище — центральное, «муповское». Все остальные кладбища Казани «подчиняются» ему. В Салмачи едем, закажем могилу, выдают квитанцию, которую нужно на Арском оплатить. То, что там хоронят представителей элиты, — миф. Похоронить простого человека реально. Но нужны деньги: место стоит около 100–150 тыс. рублей.
  • В Салмачах место плюс копка могилы, носка, закопка — 19,8 тыс. рублей. В Царицыно — около 40 тыс., Киндери — 20, но там уже практически нет мест. Единственное кладбище осталось, где их полно, — Салмачи. Все остальные под завязку, там хоронят только родственников. Если их нет, то можно договориться о местечке с краю.
  • В Царицыно снесли забор и залили площадку, как в американских фильмах. Оставляют место на могилы размером 2 x 1 м, остальное заливают и укладывают плиткой. Получаются просто места без оград. Такая могила 40 тыс. рублей стоит. Не всякому по карману.
  • Многие везут в деревни — там можно похоронить почти бесплатно. Хотя в последнее время некоторые тоже там стали брать деньги. Председатели сельсоветов наглеют, берут неофициально и 20 тыс., и 30 тыс. за место с людей, которые жили там, хотя это не положено. Такой случай был несколько лет назад в Лаишевском районе. Слышала про подобное и в Куюках, и в Кощаково. Это незаконно.
  • За установку памятника официально берут 13 тыс. рублей. Но, если взять самый дешевый из мраморной крошки, можно и за 8 тысяч. Кладбище львиную долю забирает себе. Двум установщикам, которые размещают памятник, платят по 1,5 тыс. рублей.
  • Сейчас по СанПиНу утверждены нормы захоронения, по которым могила должна быть определенной длины. Хоронят теперь так: опускают по вертикали, внутри делают подкоп. Если гроб 2 м, организуют углубление и заносят полустоя. И могильщики сейчас спрашивают тех, кто хочет копать сам, без их помощи: «А вы точно все правильно сделаете? То есть по нормам». Я отвечаю: «Какая разница, все равно холмик будет».

Разница в цене между мусульманскими и христианскими похоронами большая. Если христианские похороны в целом в 30 тыс. рублей обходятся — это обычно с катафалком, со всеми услугами. То мусульманские около 20 тыс., не более «Разница в цене между мусульманскими и христианскими похоронами большая. Если христианские в целом в 30 тысяч рублей обходятся (это обычно с катафалком, всеми услугами), то мусульманские — около 20 тысяч, не более»

О КРЕДИТАХ НА ПОХОРОНЫ

  • Есть кредиты на похороны. Только в декабре приходил сотрудник банка «Ренессанс Кредит», предлагал оформлять. Раньше мы давали в рассрочку, не заполняя никаких договоров, на устной основе. Но такое было крайне редко: в основном люди деньги на похороны все-таки находят. Случается так, что привезем товар на доверии, у клиентов нет средств ночью, приносят утром. Не было такого инцидента, чтобы кто-то за похороны деньги не вернул.
  • Разница в цене между мусульманскими и христианскими похоронами большая. Если христианские в целом в 30 тыс. рублей обходятся (это обычно с катафалком, всеми услугами), то мусульманские — около 20 тыс., не более. И то самое основное — могила — где-то 15 тыс. рублей.
  • На мусульманских кладбищах работают менее жадные люди. Если на христианских тебя не допустят ни нести гроб, ни опускать его, то на мусульманских строго покойного должны нести родственники, как написано в Коране. Поэтому затрат меньше.
  • Иногда клиенты дают чаевые — 1–1,5 тыс. рублей. Брать неудобно, но деваться некуда — надо выживать.

Даже налоговая к нам не ходит, тоже боятся. Я помню, у нас в торговом центре был павильон небольшой. Пожарная инспекция тоже всех обходила, но к нам не зашли. Заглянули издалека: «Ну, у вас все есть, наверное» «Даже налоговая к нам не ходит, тоже боится. Я помню, у нас в торговом центре был павильон небольшой. Пожарная инспекция всех обходила, но к нам не заглянула, только издалека: «Ну у вас все есть, наверное» Фото: «БИЗНЕС Online»

О «ПОХОРОННОМ» СЕЗОНЕ

  • Самая большая конкуренция на Кварталах. Там чуть ли не на каждой остановке есть своя «ритуалка». Но с конкурентами мы общаемся, нет вражды, друг другу помогаем.
  • Наш сезон — весна. Можно заработать до 100 тыс. рублей чистыми в праздники. Самый большой заработок в Радоницу (апрель, май) — где-то до 200 тыс. бывает.
  • За счет весны тянем зиму. Не раз были мысли уйти, потому что зимой работаем в ноль. Весной зарабатываем за счет цветов на кладбищах, памятников, оград. А зимой только похороны. Но их с каждым годом все чаще перебивают люди, которые работают с полицией и врачами.
  • Продавцы на точке зарабатывают 500 рублей в день плюс 5% с выручки. Где-то 15 тыс. рублей выходит, не больше.
  • Мы выживаем за счет венков, у нас хороший ассортимент. Все «ритуалки» работают так: за 200 рублей купили венок, 200 — это аренда и налоги, и наша наценка — еще 200. За 200 приобрели, за 600 я должна продать. У всех венков есть названия, иногда доходит до смешного, наименований миллионы: «Глория», «Эксклюзив», «Черепаха», «Тюльпан». Особой привязки к цветам нет.

О СТЕРЕОТИПАХ

  • В «ритуалке» не надо устанавливать сигнализацию, это хорошо. Даже если совсем пьяные забредают, ну никакие, смотрят: у нас гробы. Извиняются и сразу уходят. Все боятся, страшно.
  • Даже налоговая к нам не ходит, тоже боится. Я помню, у нас в торговом центре был павильон небольшой. Пожарная инспекция всех обходила, но к нам не заглянула, только издалека: «Ну у вас все есть, наверное».
  • Некоторые посетители торговых центров заходят к нам в магазин и удивляются: «Как вы здесь сидите? Быстрее бы от вас уйти».
  • Когда твои новые знакомые узнают, что ты работаешь в «ритуалке», думают, что ты из мафии, словно из 90-х. Захоронишь человека — и не найдут потом. У большинства такое представление о «ритуалках».

Будет ли востребован крематорий? Нет. Может лет через 20, когда бабушки изживут свои традиции. Но сейчас они строго говорят, что так нельзя «Будет ли востребован крематорий? Нет. Может, лет через 20, когда бабушки изживут свои традиции. Но сейчас они строго говорят, что так нельзя» Фото: «БИЗНЕС Online»

О БАБУШКАХ И КРЕМАТОРИИ

  • Самая хорошая реклама — не интернет, не газеты, а бабушки. Они никаким рекламам не верят, только друг другу. Сейчас зимой бабушки по домам сидят, холодно. А летом практически каждый день заходят. Обычное дело, когда какая-нибудь пожилая женщина заглянет на часик поговорить, когда ей скучно. Дедушки же боятся. Они в основном ругаются на своих жен: «Да ты дура, чего ты там ходишь».
  • Бывают курьезные случаи. К нам приехала одна женщина, долго выбирала гроб. Спрашиваю, чем помочь. Она говорит: «Да мне поглубже надо, побольше гроб». Уточняю: «У вас кто-то умер или вы заранее?» Бабушкам же делать нечего, они ходят, выбирают на будущее. Но та ответила, что ей вообще не для покойника. А для чего? Говорит: «Долго присматривала ящик на балкон, так дорого все стоит. А вот у гроба вроде ничего цена, и картошку можно положить, и посидеть. Вы внутри не обшивайте, пускай дерево будет, а снаружи бархат оставьте — красиво, и посидеть можно». Но в итоге не купила.
  • Были такие, которые приходили, заранее брали похоронную одежду. Потом возвращали: «Знаете, я ведь дома надела все это... Внуки отругали».
  • Женщина одна заглядывала каждый день практически поболтать. Жаловалась на мужа-деда, потом он умер. Пока бабушка была в горе, все организовала женщина из соцзащиты, которая за ними присматривала. Она рассказала, что к ней приехал мальчик с Арского кладбища (а там умеют раскручивать), чтобы помочь сопроводить похороны, хотя его об этом не просили. Он спустился с этажа на лифте, вынес две табуретки, поставил под гроб, на своей машине съездил до кладбища, там выгрузил их и проводил до кафе. Потом говорит: «С вас 10 тысяч». За что? Отвечает: «Я же вас сопровождал, это моя работа, вот, по прейскуранту». Бабушке пришлось отдать 10 тыс., она не хотела при людях ругаться и что-то доказывать. 
  • Будет ли востребован крематорий? Нет. Может, лет через 20, когда бабушки изживут свои традиции. Но сейчас они строго говорят, что так нельзя. Тем более в Татарстане — по татарским обычаям нельзя сжигать людей, надо хоронить. У нас вера ценится.

О МОРГАХ

  • МУП «Ритуал» и 7-й морг— две организации, которые имеют 80% дохода от всех смертей. В офисе ритуальных услуг в 7-м морге, по слухам, оборот до 1–1,5 млн в месяц. Туда привозят всех, кто умер не своей смертью в возрасте до 50, убитых или погибших при несчастном случае. Нам — фирмам, которые работают самостоятельно, — остаются только бабушки либо молодые люди, которые болели раком и которых выписали умирать домой. 
  • По закону вскрывают всех, даже тех, у кого был рак. Вдруг человеку все-таки помогли умереть. Иногда родственники стремятся быстрее получить наследство. А у нас это делают врачи еще и для того, чтобы получить деньги от патологоанатома. Если доктор пришел к вам и отправил к определенному патологоанатому и тот, когда вы приехали, смог продать вам гроб за 3 тыс. рублей, значит, он 500 заплатит врачу, а если за 15 тыс., отдаст 1,5 тысячи.
  • Если вскрытие сделали, а это значит, что расшили полностью и голову, и тело, патологоанатомы сразу предлагают услуги. Вы же не повезете человека, который весь в крови, домой. Начинают раскручивать: «А мы его помоем, побреем, оденем». Это в среднем стоит от 5 тыс. рублей. Но есть допуслуги. Накрасить женщину или мужчину — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, постричь ногти — 500 и т. д. «А сделать бальзамацию не хотите ли? Он у вас завтра испортится, надо обязательно», — говорят сотрудники морга. Бальзамируют обычно полных людей или раковых больных, они начинают портиться быстрее. А бывает, лежит бабушка с 42-м размером одежды, одни кости торчат, ну чему в ней портиться? Но патологоанатомы все равно настаивают: «Да она завтра у вас начнет вздуваться, потечет, надо обязательно бальзамировать». Вводят людей в шок. За бальзамирование получают около 7–8 тыс. рублей. Там используется дорогой формалин, в аптеках его не продают, привозят в морги. Литр стоит примерно 3 тыс. рублей, а на одного человека нужно где-то 500 граммов. Усопшим делают инъекции в вены, подкожно, живот разрезают и туда ватки, пропитанные формалином, вставляют.
  • Есть и более дешевая версия — протампонирование тела. Это когда ватку смачивают в формалине и втыкают в уши, нос и другие отверстия, чтобы человек дольше сохранялся. От 500 до 1 тыс. рублей.
  • Несмотря на высокие доходы, работать в морге опасно: несколько месяцев назад два патологоанатома заразились от бомжа туберкулезом.

Если вам тоже есть что рассказать о роде своей деятельности на условиях анонимности, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: info@business-gazeta.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.01.2020 09:58

Крематорий нужен. Это неизбежно, просто ритуалщикам самим не выгодно. И оргументируют что нет спроса.

  • Анонимно
    12.01.2020 09:23

    Ужасный бизнес!

    • Анонимно
      12.01.2020 09:45

      Обычный бизнес. При этом в отличие от многих других видов бизнеса рано или поздно понадобится всем.

      • Анонимно
        12.01.2020 13:13

        100 % -тный!
        Никто не отпрыгнет в сторону...

        • Анонимно
          12.01.2020 16:10

          В уездном городе Н. было так много парикмахерских и бюро похоронных процессий... Ильф Петров

      • Анонимно
        12.01.2020 19:18

        Всё таки ужасный. Это же не картофель продать, который полежит неделю две. Мерзкое дело. Но если это так происходит значит это кому-то выгодно

        • Анонимно
          12.01.2020 22:07

          Это конечно.
          Народ у нас духовный и к таким делам непривычный.
          То ли дело шеренгами расстреливать и в баржах топить по 1000 белых офицеров.

  • Анонимно
    12.01.2020 09:32

    Слава Аллаху, что я мусульманин.

    • Анонимно
      12.01.2020 09:44

      А что, мусульман не хоронят? тот же ритуальный бизнес - место на кладбище купить, памятники, ограды, носилки, оплатить рытье могил, оплатить катафалк до кладбища, венки также приносят, оплатить муллу... Отличие только в отсутствии гроба - вот и всё.

      • Анонимно
        12.01.2020 11:44

        Хоронят. Но там более цивильно. За 7 лет двоих близких людей похоронили. Такого как указано в статье не было. Сами позвонили на арское кладбище и на самосыровское мусульманское, все очень быстро и правильно сделали. Никто не названивал и не вымогал деньги.

        • Анонимно
          12.01.2020 13:46

          В мечети Ярдэм прям у входа сидит человек и номер нужного человека сразу дает, только услышав что хоронить надо, хотя пришли бабая пригласить почитать молитву.

      • Анонимно
        12.01.2020 13:07

        Намного дешевле и практичней в исламе. И...мне всегда было интересно, какой Сакккарат-уль-Маут у обвороваших свой народ, ростовщиков и нечистыи похоронщиков- тех кто грабит семьи покойников.

    • Анонимно
      12.01.2020 23:43

      Как помню дешевле всё конечно. Атрибуты можно взять в мечети и оттуда мулла придёт. Помоет. За это конечно с нас 5 тыс попросил, но ездил с нами в деревню. Там не было своего чтобы на кладбище тоже почитал. За место на кладбище в деревне 10тыс. Машину сами организовали. Могилу копали деревенские.

      • Анонимно
        14.01.2020 09:01

        Помыть можно самим, обычно татары так и делают. Родственники моют, кто-то подсказывает.

  • Анонимно
    12.01.2020 09:36

    вот это позитивчик с утра )

  • Анонимно
    12.01.2020 09:47

    Дополню как бывший следователь следственного комитета: если человека нашли по весне под снегом - подснежник

  • Анонимно
    12.01.2020 09:53

    Гнильё начинается снизу..сажать надо информаторов участковых и врачей..

    • Анонимно
      12.01.2020 14:59

      За что сажать?

      • Анонимно
        12.01.2020 21:54

        14:59 это вообще-то коррупция в чистом виде так-то. Другой момент, что сажать перебор

      • Анонимно
        12.01.2020 23:02

        Нарушение медицинской тайны и распространение персональных данных в виде передачи контактов родственников.

  • Анонимно
    12.01.2020 09:58

    Крематорий нужен. Это неизбежно, просто ритуалщикам самим не выгодно. И оргументируют что нет спроса.

    • Анонимно
      12.01.2020 10:12

      Пока объективно действительно нет спроса. Он прав, что будет лет через 20. Но строить надо уже сейчас.

      • Анонимно
        12.01.2020 10:20

        Вы откуда эту обективность узнали? Я сужу по свежим заброшенным могилам, а их все больше и больше.

      • Анонимно
        12.01.2020 13:46

        Гигантизмом на 200-300 трупов в день не надо страдать! В Европе крематории строят в городках от 150 т. населения, на 1-2 зоны обслуживания. Кроме похорон обслуживают ещё и больницы - утилизируют биоматериалы. Без работы не сидят.
        Крематории для домашних животных - отдельно.

      • Анонимно
        12.01.2020 13:56

        Спрос есть. При мне на арском кладбище оформляли документы для отправки тела в крематорий Нижнего Новгорода. А так же есть очень много не опознанных тел, которые тоже можно было бы кремировать.

        • Анонимно
          13.01.2020 23:13

          Муж и братья его печники.В прошлом году звонил заказчик.Нужно было разобрать очень старую печь в крематории и построить новую.Значит очень нужно!Спрос видимо есть.За это дело наши печники решили не браться))))

      • Анонимно
        13.01.2020 00:12

        конечно нужен крематорий, но адекватными ценами. а то умереть страшно стало прочитав статью. дорого умереть, а кто делает бизнес в твоей смерти, как то противно

    • Анонимно
      12.01.2020 11:13

      Обязательно нужен, Вы правы!

    • Анонимно
      12.01.2020 12:25

      Согласен. Среди молодого поколения есть спрос, и ещё какой!

      • Анонимно
        12.01.2020 19:30

        Не только среди молодого поколения. Поколение за 60 без предрассудков. А если не строить крематория, то через 30-40 лет вокруг Казани будут сплошные кладбища.

    • Анонимно
      12.01.2020 14:52

      09:58. Не выгодно? Да бросьте... Сжигать не на поддонах, а также в гробах будут. Урны, склепы... "Большой Лебовски" посмотрите, хороший весёлый фильм, и в конце там сцена с крематорием...

    • Анонимно
      12.01.2020 23:20

      Удивительно, что в Казани так сильно влияние бабушек и мафии кладбищенской! Крематории есть почти во всех цивилизованных городах ! И давно !

  • Анонимно
    12.01.2020 10:06

    Репортажи от инсайдеров-это настоящая журналистика.

    • Анонимно
      12.01.2020 11:31

      воооооооооооот! Спасибо, что отметили это. Принять или пропустить такой материал - личное дело каждого. Но, за возможность спасибо, БО.

  • Анонимно
    12.01.2020 10:16

    Так кто работает в в бюджетных моргах, хорошо стригут деньги с народа. И живут припевающе.

    • Анонимно
      12.01.2020 19:07

      Так и на Юдинском кладбище без стеснения вымогают деньги. Попросил убрать стихийную свалку возле могилы бабушки, сказали, что по тендеру выиграла компания, которая будет убирать все кладбища Казани, но вряд-ли они это уберут. Попросил у них тогда тачку либо носилки, что бы мы могли сами убрать, ответили, что не положено. Сказали что за 10 тыс. уберут. В июле заплатил, так до сих пор не убрано.

      • Анонимно
        12.01.2020 20:14

        Не только про этот случай - платить надо после. Никогда не давайте предоплат!

  • Анонимно
    12.01.2020 10:28

    09.44 в деревнях районах это бесплатно. народ сами копают могилу, жители сами отнесут усопшего в кладбищу, омывают опять дедушеки и бабушки итд. соседи готовят покушать и все идут туда. Т.к все помагают дру другу. Столько денег как христианам не нужно. Никого обижать не хочу.

    • Анонимно
      12.01.2020 10:35

      В деревнях, уважаемый, и нет этих ритуальных контор. Христиане в деревнях точно также сами копают, омывают, относят, хоронят и готовят на поминки. Отличие опять-таки только в том, что нужен гроб. Вы уж не сравнивайте деревни и миллионный город, пожалуйста.

    • Анонимно
      16.01.2020 05:22

      Но как долго это будет еще? Молодежи умеющей делать это много?

  • Анонимно
    12.01.2020 10:39

    Я считаю во всем вина руководителей. Если в больницах внаглую цветёт коррупционная схема по похоронным делам то главврачи прекрасно об этом знают. Морги вообще бесконтрольные. Минздрав это ваше поле работы. Но вам наплевать.
    Скорая помощь и полиция, куда звонки поступают о смерти. Всё это недоработка данных ведомств. Слив информации идёт, а безопасники куда смотрят?
    Устанавливайте, доказывайте, возбуждайте уголовные дела. В чем проблема? Вот статья вышла, повод есть расшевилить муравейник. Или тоже боитесь, как пожарные и налоговая?

  • Анонимно
    12.01.2020 10:48

    На мой взгляд, человека верующего, наживаться на горе просто мерзость! Касается всех, от тех кто сообщает и тех кто набрасывается как коршуны, плохой заработок!

    • Анонимно
      12.01.2020 14:57

      В мечети таксу выставляют и берут залог. Потом еще мулле надо на руки дать. И после того, как отчитает, с пустыми руками не уходит. И в деревне тоже
      Тем кто копает, тем кто могилу охраняет, кто ночь у покойника сидит,.всем платят. Так что не надо ля-ля про бескорыстных мусульман.

      • Анонимно
        12.01.2020 17:57

        В мечети берут только за прокат носилок и короба для обмывания. Мулле даешь по своим возможностям. Недавно папу хоронила, потому знаю.

    • Анонимно
      12.01.2020 19:31

      Я человек не верующий,но с Вами полностью согласен.

  • Вершина журналиста,написать про похороны или кладбища,как правило,после подобных статей у них ничего не получается. Примета такая у журналистов в Москве.

    Ну да бог с ним.
    Главное,что я отметил для себя,это банковский маразм. Это надо же,придумать такой продукт,как похороны в кредит. Что за тупизи и идиотизм в вашей "финансовой" башке твориться,господа банкиры?

    • Анонимно
      12.01.2020 16:06

      Несколько лет назад, когда я работала в Сбербанке, у нас рекомендации такие были "сверху" предлагать потребкредиты на похороны. Ну там же, как известно, вечно план гонят. И вот в такие моменты как раз, советовали кредитным сотрудникам из районов выдавать кредиты на похороны. Сотрудники так и говорили, язык не поворачивается, на такое.

  • Анонимно
    12.01.2020 11:12

    И раковых не вскрывают.... это факт

  • Анонимно
    12.01.2020 11:17

    Если бы не организовывал за 2 года 3 похорон очень близких людей , было бы очень доступно и интересно.
    И в отличие от предыдущих комментаторов, могу сказать что не боюсь теперь ни церквей, ни мечети, ни риэлтеров, ни моргов, ни врачей.
    Везде люди. Просто кто не сталкивался, страх освоить что то новое.

    • Анонимно
      12.01.2020 11:36

      так и есть. Зеркало, вот что не лишнее для критикующих

  • Анонимно
    12.01.2020 11:35

    Дорого родиться
    Дорого жить
    Дорого умереть.

    Сложно с моралью стало в городах.

  • Анонимно
    12.01.2020 11:50

    Медики сдают данные ритуалу , человек только умер , а тебе звонят привет давай зароем

    • Анонимно
      12.01.2020 12:52

      Не будьте так категоричны. Схемы на местах разные сложились.

  • Анонимно
    12.01.2020 12:01

    Может кому поможет. Согласно закону можно отказаться от вскрытия, если заявить, что это воля усопшего. Тяжело, но можно доказать. Это особенно актуально для мусульман, умерших в выходные или праздничные дни. Если нет желания и необходимости затягивать похороны.

    • Анонимно
      12.01.2020 19:12

      Спасибо. Добрый человек!
      Добавлю, что с любым чиновником надо общаться на камеру иначе подло ведут себя.
      Брат умер и 3 дня пролежал в морге под соусом вскрытия.
      Нелюди там работают

    • Анонимно
      13.01.2020 10:12

      Есть ситуации, когда вскрытия никак не избежать. Папа скончался менее чем за сутки после поступления в больницу. В этом случае вскрытие обязательно, никакими религиозными соображениями не прикрыть:(((

  • Анонимно
    12.01.2020 12:02

    Блин, зря я это прочитал перед обедом....

  • Анонимно
    12.01.2020 12:06

    Так себе информашкс, много с интернета, много недосказанного. Это даже не инсайд, а так по верхушечкам пробежались. Особенно по арскому и цене в 100, мол похоронят там. Что, земля там осталась, чтобы так дёшево хоронили? Или инфа из 90х? Летом там хоронили родственника, цены и организацию знаем, намного больше сотки.

  • Анонимно
    12.01.2020 12:25

    Умирать нынче дорого. Будем жить!

  • Анонимно
    12.01.2020 12:32

    Крематорий облегчил бы процесс

    • Анонимно
      12.01.2020 15:12

      Креонику ещё можно развивать. Может, со временем, научимся мёртвых воскрешать.

  • Анонимно
    12.01.2020 14:05

    Сам работаю в ритуальном бизнесе. Очень поверхностные знания у инсайдера, много ошибок.

    • Анонимно
      12.01.2020 14:49

      Например?

    • Анонимно
      12.01.2020 14:56

      14:05. Напишите, очень интересно.

      • Анонимно
        12.01.2020 17:26

        Например, кто не своей смертью умер, везут в судмедэкспертизу, а не в патологанатомический морг!

        • Анонимно
          12.01.2020 19:39

          От этого что то меняется, не позвонил паталогоанатом позвонит судмедэксперт.

  • Анонимно
    12.01.2020 14:52

    Так можно ли от вскрытия отказаться по воле умершего? Нужно ли эту волю как то оформлять при жизни? И действует ли этот отказ при любых обстоятельствах смерти? Помогите пожалуйста разобраться кто в курсе. Всем может пригодиться ...

    • Анонимно
      12.01.2020 18:45

      У отца была онкология, мы в морге попросили не вскрывать, хотя предлагали нам. Вскрытие делать не стали. А вообще у Михаила Елизарова вышла книга "Земля" там тоже про похоронный бизнес.

    • Анонимно
      13.01.2020 10:15

      Вообще конечно можно. Но есть ситуации, когда вскрытие по закону обязательно. Например досуточная смерть в больнице (менее суток с момента поступления).

    • Анонимно
      16.01.2020 05:27

      Случаи обязательного вскрытия прописаны в законе.

  • Анонимно
    12.01.2020 15:00

    Представляю, как возбудится общественность, если задумают строить крематорий.

    • Анонимно
      12.01.2020 18:32

      Общественность не возбудиться. Возбудятся те кто этим бизнесом зарабатывают и подтянут сердобольных бабушек.
      В конце де концов демократия у нас и атеисты тоже имеют право выбора.

  • Анонимно
    12.01.2020 15:40

    Забыли про суд мед экспертизу там цены выходныедни достигает 28 тыс за услуги

  • Анонимно
    12.01.2020 16:05

    Наши тела в руках похоронной мафии

  • Анонимно
    12.01.2020 16:09

    Нужно кремировать и на месте закладки сажать саженец дерева.
    Через 50 лет вместо кладбища - роща.
    Помеха только одна - религиозные стереотипы

    • Анонимно
      12.01.2020 18:34

      В Казани все парки на месте кладбища. Или хоронят в парке, особенно в парке Горького.

  • Анонимно
    12.01.2020 16:54

    В Швейцарии кремация,и после заказывают искусственный алмаз из пепла,красивый большой камень.

  • Анонимно
    12.01.2020 17:32

    Властям города нужно ввести какие-то законы, правила - регламентирующие транспарентный похоронный бизнес, чтобы был законный, честный, уважительный для людей бизнес. Возможно эти правила не нужно придумывать заново - а изучить подобные правила в развитых странах. все равно мы идём по их пути.

    О крематории. Все равно придётся строить крематорий. Только не нужно ссылать на религию. И ислам и христианство всех конфессий - не одобряют кремацию тел. Тем не менее, услугами кремации пользуются все не особо религиозные люди.

    Предположим, что крематорий не построят. Скажем, примерно через 80 лет всё нынешнее население Казани, а это 1 млн. 252 тыс. человек будет лежать на кладбищах. Чтобы такое количество людей уложить на кладбища - понадобятся просто гигантские поля кладбищ по всему периметру Казани.

  • Анонимно
    12.01.2020 17:36

    Набережные Челны, через час, после смерти, участковый не ушёл, пришёл агент, с агентство ритуального. Знаете , блогадарен. Хоронили по мусульманским обычаям. Агент все организовал. Все , от муллы, автобусов, справка о смерти. 2 поликлиника на ГЭСе, суббота, лето, главврач сама вызванивала, у кого в приёмном покое оставленны бланки. Тоже спасибо. Ритуальному агентству, на территории морга, тоже спасибо.

    • Анонимно
      12.01.2020 17:55

      Что и говорить - нужный бизнес.
      Раньше, после смерти близкого, родственники метались по всем инстанциям, чтобы похоронить - хотя в такие моменты ходить по учреждениям меньше всего хочется.

  • Анонимно
    12.01.2020 17:52

    Все необходимо делать так, как предписывает всевышний. А все те, кто участвует в различного рода поборах ответят на том свете .

  • Анонимно
    12.01.2020 17:56

    ЧЕКА

    Странно что в Казани нет крематория.
    В Челябинске лет 15 как построен крематорий..

  • Анонимно
    12.01.2020 19:34

    Хочу в крематорий!!!!

  • Анонимно
    12.01.2020 20:46

    Пока спорите нужен или нет крематорий мир шагает дальше и предлагает другие способы для усопших. ТАК И БУДЕМ В ХВОСТАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

  • Анонимно
    12.01.2020 22:05

    В кино "Овсянки" показали ритуал как сжигать труп. А крематорий можно на базе МСЗ организовать.

  • Анонимно
    12.01.2020 22:51

    Хоронят в 3-4ряда,молодые тела не гниют,гроб гнилой тело свежее

  • Анонимно
    13.01.2020 08:41

    Статья - полувыдумка, полукнижная бредятина, особенно в части кто кого как называет пирожок, домик итд., кто кого и где боится , и особенно 7й морг. Инсайдер - подросток, начитавшийся романтической беллетристики какого-то неудачного прозаика? В общем «смешались люди, кони..» Не гоните пургу, чревовещатели , с какой целью людям глаза открываете - на что? На выдумку ?

    • Анонимно
      14.01.2020 14:30

      согласна с вами полностью. статья конечно написано так, от нечего делать или как говорила моя бабушка "мели Емеля, твоя неделя". но раз уж затронули сей вопрос и хочется оставить комментарий, то: без ритуальщиков действительно сложно в такой момент о чем-то думать. бизнес сложный морально и не каждый сможет там работать. поэтому и выживают как могут. а про то что некий агент хранил тела в газели это вообще полный бред. видимо подсолил кому-то бедный , вот и выставили его в таком неприглядном свете. кому нужен труп?! даже за деньги. а про всё остальное все и так знают, просто нет внятных законов и ещё - подумайте кому принадлежат кладбища( как всегда не простым смертным, а власть имущим), посчитайте ради интереса сколько денег с каждого "вновь прибывшего" имеют и потом поймете почему в Казани не будет крематория. Хотя мне кажется любой разумный человек понимает, что тело тленно и какая разница как тебя утилизируют.

  • Анонимно
    13.01.2020 09:28

    Причем здесь бабушки? Крематорий не выгоден бизнесу. Кремация во всем мире и уже много лет. Люди думают об экологии и будущем, а наши-только о деньгах. И разглагольствования о невостребованности крематориев пора прекращать. Он просто необходим, а то города-кладбища скоро переплюнут живые города.

  • Анонимно
    13.01.2020 09:37

    А тех кто с высоты падает называет летунами? А кто с высоты собственного роста упал - спотыкашки?

  • Анонимно
    13.01.2020 09:38

    Вместо крематория на трассе М-7 новое кладбище, места же много и денег на его содержание/обслуживание ..

  • Анонимно
    13.01.2020 16:42

    Нужен крематорий!Загубили землю- матушку мертвечиной!!!Эта гниль,фармолин,всё идёт в грунтовые воды,потом её пьём!От фармалина нет спасения.При отрицательной температуре он ещё как то молчит,но с повышением-наступает жесть!!!

  • Анонимно
    13.01.2020 22:42

    Как хорошо было в застойные времена. Безработицы не было. Все работали на предприятии. И организация брала на себя все тяготы этих хлопот. И ни какого бизнеса этого не было.

  • Анонимно
    13.01.2020 22:44

    Я считаю что кладбища должны быть муниципальными. И бардака этого не будет.

    • Анонимно
      13.01.2020 23:34

      Вопрос давно поднимать на государственном уровне. Монополия на ритуальные услуги должна быть государственной. По единым утверждённым тарифам и заниматься этим должно не ООО или ИП, а ГУП. Для любителей шика оставить пару ООО с космическими ценами и ограниченным влиянием. Крематории хороши для тех, кто хочет быстро реинкарнировать, но желающих опять родиться в этом треше (РФ) не очень много, поэтому бабушки всё таки правы. Лучше на том свете балду пинать. Тела, накачанные антибиотиками, разлагаются долго, лет по 30-40, и не могут реинкарнировать, т.к. не порвалась связь между бывшим физическим и существующим тонким телом. А огонь рвёт эту связь за пару минут. Когда бывшие связи разорваны, тонкое тело получает новое физическое.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль