Общество 
20.01.2020

Схемы из 90-х, наем сотрудников и регистрация фирмы: топ-8 ошибок начинающих предпринимателей

Что «ломает» бизнес на первоначальном этапе и как сэкономить десятки тысяч рублей на уплате налогов

Многие предприниматели вынуждены закрывать компании по причине собственных ошибок. К таковым можно отнести слабые знания в области налогов, нарушение законодательства, затраты на сотрудников в штате, которые могли бы работать на аутсорсинге, и т. д. Предприниматель Мария Макеева в своей авторской статье раскрыла топ-8 ошибок начинающих бизнесменов и подсказала, как их избежать. Подробности — в нашем материале.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог У индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог

НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДЕНЕГ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ — ОШИБКА ВЫЙДЕТ ДОРОЖЕ

Есть несколько простых секретов, которые помогут спасти ваш бизнес на ранних этапах от штрафов или сэкономить на налогах. Например, у индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог. Бизнесмены без сотрудников, не знающие о вычете, только в 2020 году могут потерять на этом более 40 тыс. рублей. Рассказываю, какие еще ошибки совершают начинающие предприниматели и как их избежать.

№1. Открыть ИП на стадии бизнес-идеи

Что может пойти не так. От идеи до реализации проекта проходит несколько месяцев, а страховые взносы предприниматели платят сразу после регистрации. В 2020 году фиксированная сумма страховых взносов — 40 874 рубля, значит, в месяц вы платите 3406,16 рубля. Затягиваете начало работы на три месяца — и уже должны более 10 тыс. рублей.

Как правильно. Зарегистрировать ИП можно за три рабочих дня. Не спешите с визитом в налоговую — сначала подготовьте все для работы. Например, договоритесь с поставщиками, закупите оборудование, выберите помещение, найдите первых клиентов и только потом регистрируйте бизнес. Так не окажетесь в минусе сразу на старте.

№2. Неправильно выбран налоговый режим

Что может пойти не так. ИП может работать на общей системе налогообложения (ОСНО) или выбрать специальный режим: упрощенку (УСН), патентную систему (ПСН), вмененку (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и налог на профессиональный доход (НПД).

По умолчанию всем новым предпринимателям назначают общую систему налогообложения. При этом нужно перечислять НДФЛ по ставке 13%, НДС — до 20%, платить налог на имущество и другие местные налоги. Обычно предприниматели на ОСНО не могут сами справиться с документами и нанимают бухгалтера.

На спецрежиме вас освобождают от НДФЛ, НДС и налога на имущество, вы платите только налог на доходы. Вам подходит один из спецрежимов — нужно в течение месяца с даты регистрации уведомить налоговую о своем выборе. Если не подадите уведомление вовремя, то останетесь на ОСНО. Будете постоянно переплачивать, что затормозит развитие бизнеса.

Сравните: с дохода в 100 тыс. рублей предприниматель на общей системе налогообложения платит 13 тыс. НДФЛ и 20 тыс. НДС, если применяет ставку 20%. То есть всего тратит 33 тыс. рублей. В то же время ИП на УСН «Доходы» — всего 6 тысяч. Фактически налоги в 5 раз меньше.

Как правильно. Задумайтесь о выборе режима налогообложения до регистрации ИП. Можно самостоятельно сравнить системы на сайте ФНС или проконсультироваться с опытным бухгалтером. Не жалейте денег на консультацию — ошибка обойдется дороже.

Сравнение общего налогового режима и специальных режимов для ИП на сайте ФНС.

№3. Сразу нанимать сотрудников

Что может пойти не так. Статус ИП без работников дает предпринимателям льготы. Например, они могут работать без онлайн-кассы до 2021 года, если оказывают услуги. Им не нужно сдавать отчеты в фонды, вести кадровый учет, платить налоги и взносы за сотрудников.

Как правильно. Пока есть возможность, лучше работать в одиночку, отдавая непрофильную работу на аутсорсинг. Обычно легко обойтись без бухгалтера, юриста, маркетолога, переводчика, водителя или курьера в штате, заключив договоры подряда. Работу выполнят другие ИП, самозанятые или специализированные фирмы.

Исключение — работники на ключевых позициях с постоянной занятостью. Так, нанимать водителей и курьеров понадобится, если доставляете грузы или возите пассажиров. А бухгалтер потребуется, если оказываете услуги по бухучету.

Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5–10 тыс рублей, при повторном нарушении — 30–40 тыс Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5–10 тыс. рублей, при повторном нарушении — 30–40 тысяч

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БУХГАЛТЕРА

№4. Платить серую зарплату или не оформлять работников официально

Что может пойти не так. Еще одна ошибка — скрывать наличие сотрудников, чтобы сэкономить на налогах и страховых взносах. Если нет трудового договора, то работник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Причем к вам может устроиться и засланный конкурентами человек — специально, чтобы обратиться в контролирующие органы и рассказать о нарушениях.

Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5–10 тыс. рублей, при повторном нарушении — 30–40 тысяч. Дополнительно придется заплатить все налоги и страховые взносы, которые утаили. Если сумма недоимки превысит 5 млн рублей, предпринимателю грозит уголовная ответственность.

Некоторые работодатели выдают основную часть заработка на руки, официально проводя только установленный минимум. Это плохая идея, сейчас такие уловки отслеживают и пресекают лучше, чем в 90-е. В любой момент налоговая и трудовая инспекции могут прийти с проверкой и штрафами.

Как правильно. Если вы наняли сотрудника, то обязаны оформить приказ о приеме на работу и заключить трудовой договор в трехдневный срок. И затем в течение 30 дней встать на учет в ФСС как работодатель.

По закону платить нужно не меньше МРОТ, если сотрудник работает полный рабочий день. Эта сумма меняется раз в год — ее увеличивает правительство. В 2020 году она поднялась на 7,5% и достигла 12 130 рублей. Причем в некоторых регионах областные власти устанавливают свой МРОТ, на который нужно ориентироваться.

№5. Нанимать в штат бухгалтера

Что может пойти не так. Бухгалтер в штате стоит дорого — нужно платить зарплату, перечислять страховые взносы и НДФЛ, оборудовать рабочее место, покупать бухгалтерские программы и оплачивать курсы повышения квалификации.

Как правильно. Малый бизнес на большинстве спецрежимов может обойтись без собственного бухгалтера. Сдать отчетность и посчитать налоги можно самостоятельно с помощью интернет-бухгалтерии. Программы автоматически рассчитывают налоговые платежи и страховые взносы, формируют отчетность.

Если не хотите заниматься бухгалтерией самостоятельно, можно делегировать эту работу компании на аутсорсе. Стоимость их услуг в разы ниже затрат на штатного бухгалтера, поскольку вы платите за фактически выполненную работу, а не среднюю зарплату. Плюс ответственность по договору застрахована — за ошибки привлеченного бухгалтера вы не будете платить сами.

№6. Некорректно обращаться с деньгами

Что может пойти не так. Многие ИП неправильно распоряжаются своим заработком. Да, доход — личное дело предпринимателя, но тратить его нужно, учитывая рекомендации банков. Если снимать много наличных в банкомате или перекидывать все деньги на карту физлица в тот же день, то можно привлечь внимание Росфинмониторинга. Такие операции — признаки обналичивания средств, а нарушение закона об отмывании нелегальных доходов грозит блокировкой счета.

Как правильно. Узнайте из инструкции Росфинмониторинга, на каких основаниях бизнес подозревают в отмывании доходов. Чаще расплачивайтесь корпоративной картой, не снимайте часто наличные и не переводите все деньги себе на личную карту.

Обязательно прислушивайтесь к советам банка. Например, сервис «Ревизор» от (ПАО) Ак Барс Банка отслеживает риски и дает рекомендации о том, как именно вам защитить себя от сомнительных операций.

№7. Работать без кассы, хотя она нужна

Что может пойти не так. Не все маленькие магазинчики, небольшие компании и точки на рынках обзавелись кассовыми аппаратами, хотя многим они положены по закону. Отсутствие кассы грозит штрафом: заплатить придется до 50% от средств, полученных без кассы. Минимальный штраф для ИП — 10 тыс. рублей.

Как правильно. В 2020 году большинство ИП обязаны применять онлайн-кассы. Исключений мало, а нюансов много. Например, если ИП оказывает услуги сам, то ему можно пока работать без кассы — отсрочка действует до 1 июля 2021 года. Но, если у такого предпринимателя появится хотя бы один сотрудник, он уже обязан установить кассовый аппарат.

Обязательно уточните, обязаны ли вы подключить онлайн-кассу или можете обойтись без нее. Проконсультироваться можно у опытного бухгалтера или в компании, поставляющей кассовую технику.

№8. Задерживать налоги и страховые взносы

Что может пойти не так. Некоторые ИП стараются по максимуму оттянуть момент расчетов с государством, думая, что остальные траты важнее. Но государство четко следит за исполнением ваших обязательств: контролирует сроки и суммы, требует вовремя сдавать отчетность.

Откладывать расчеты с бюджетом на потом просто невыгодно. Банк по требованию налоговой блокирует счет должника и снимает деньги с учетом пеней и штрафов, когда возникает просрочка.

Есть и штрафы за не вовремя сданную или неправильно заполненную отчетность. Например, если не предоставить декларацию вовремя, то оштрафуют на тысячу рублей. А если еще и неправильно ее заполнить, пытаясь снизить сумму к уплате, то это добавит как минимум 40 тыс. штрафа, или 20% от неуплаченных налогов.

Как правильно. Чтобы не оказаться таким нарушителем, пользуйтесь помощью опытного бухгалтера или подключайтесь к сервису по ведению учета и подготовке отчетности. Создайте свой платежный календарь с указанием всех сроков уплаты налогов и страховых взносов. Так вы сможете заранее узнавать о предстоящих платежах и декларациях, ничего не упуская.

Еще больше полезного материала для предпринимателей на сайте Life.Profit.

Мария Макеева

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.01.2020 11:05

    ИНтересная статья. Спасибо.

  • Анонимно
    20.01.2020 11:05

    В нашей стране невозможно застраховаться от всех ошибок, даже если все делать строго по закону.

    • Анонимно
      20.01.2020 12:29

      В нашей стране делать правильно и делать строго по закону - две большие разницы)

  • Анонимно
    20.01.2020 12:39

    Начинающего предпринимателя ничто так не закаляет как собственные ошибки)

  • Анонимно
    20.01.2020 12:40

    Невозможно все учесть и всего знать, если ты все делаешь сам и впервые... Такие статьи полезные, но ошибок больше гораздо больше можно совершить

  • Анонимно
    20.01.2020 12:53

    Как-то подсчитали с бухгалтером, что если все налоги заплатить государству по закону - то после исполнения договора, мы еще должны оказываемся. Вот вам и ответ - почему все скрываются от налогов.

    • Анонимно
      20.01.2020 16:29

      Просто у вас бухгалтер про вычеты ничего не знал

  • Анонимно
    20.01.2020 17:45

    Хорошая статья, спасибо!

  • Gulfiya Cabirovna
    20.01.2020 18:51

    Ошибка №1))) Без открытого ИП, не возможно получить оборудование в аренду. Так же не договоришься с поставщиками, потому что у нас такая сложившаяся система. Нужна копия св-ва, инн, паспорт. А без открытого ИП, ты не можешь даже участвовать в торгах. Дальше больше, нужно и счет с деньгами в банке и т.д. Чтобы что то начать, в нашей стране, нужно показать, что ты уже успешный бизнесмен.

    • Анонимно
      21.01.2020 13:26

      Это уже нюансы, надо взять лишь основную идею - открытие в последний момент.

    • Анонимно
      23.01.2020 23:51

      Да, тут ошибка на ошибке. Речь там шла и вовсе не об аренде, а о приобретении оборудования. Приобрести или арендовать оборудование до регистрации в принципе возможно, с удовольствием продадут или сдадут в аренду, здесь с точки зрения закона проблем нет. Проблемы возникнут тогда, когда начнешь на расходы списывать стоимость оборудования: налоговая не примет расходы, которые ты понес еще до регистрации ИП.
      И самая главная ошибка - это про НДС у ИП на ОСНО. Какой НДС у ИП? Откуда вы это взяли? Можно конечно стать плательщиком НДС, например, если хочешь чтобы с тобой охотнее работали те, кому нужен исходящий НДС, но, это только добровольно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль