Бизнес 
20.01.2020

Илья Мугенов, компания Mugenov: «После визита Путина мне позвонили из ФСО…»

Владелец фирмы по техсопровождению праздников из Челнов о шикарных вечеринках элиты, китайских чудесах и розовых проводах Элтона Джона

«Тот показатель, что в Челнах самое большое число баз отдыха в стране, говорит о том, что гулять на широкую ногу у нас любят», — считает руководитель компании, участвовавшей в озвучивании и освещении городских мероприятий, концертов Иосифа Кобзона, Дениса Мацуева и других звезд. О том, почему у его фирмы не бывает кризисов, «спасении» певицы Пелагеи, «подарке» китайцев, после которого банк заморозил ему счета в начале бизнеса, и многом другом он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Илья Мугенов: «Остановиться на названии Мugenov мне посоветовал один известный в Татарстане бизнесмен, который в свое время тоже дал бренду свою фамилию — сказал, что это обязывает и не дает расслабляться» Илья Мугенов: «Остановиться на названии Мugenov мне посоветовал один известный в Татарстане бизнесмен, который в свое время тоже дал бренду свою фамилию, — сказал, что это обязывает и не дает расслабляться» Фото: Олег Спиридонов

«Я понял: люди всегда хотят зрелищ, праздника»

— Илья, почему вы стали заниматься акустикой, светом?

— Все зарождалось еще в школе — мое увлечение световым и звуковым оборудованием началось в школьном актовом зале. А вообще, я планировал стать физруком, занимался хоккеем. Но мне сообщили, что из учебного заведения уволился звукорежиссер, и предложили занять его место. Мне всегда нравилось работать в радиорубке, я любил возиться с техникой, поэтому согласился. После школы поступил в училище №114 на краснодеревщика. Так на время я забыл о своей страсти к акустике.

Однако с рабочей профессией я попрощался, когда во время практики на заводе чуть не получил серьезную травму. Тогда я понял, что надо зарабатывать головой, а не руками. Поступил в институт и отучился на маркетолога — эту специальность мне посоветовал мой старший брат, который работает в Москве. Считаю, что вуз значительно расширил мой кругозор, сферу общения и открыл многие двери. Кроме того, я получил классный опыт работы звукорежиссером на играх КВН. Пять лет на дневном отделении оказались и своеобразной проверкой на выносливость — не бросить учиться, когда у тебя кипит личная жизнь (я женился на втором курсе). Кстати, полученные в вузе знания мне действительно пригождаются в бизнесе, продажах.

— А с чего началась ваша предпринимательская деятельность?

— Когда работал в молодежном центре «Нур», мы делали вечеринки, в том числе участвовали в организации Дня молодежи на майдане. Проработал я там недолго — года полтора, понял, что семью тут не прокормишь, да и совмещать работу с дневным обучением, за которое платил сам, было сложно. Появились пропуски, и меня поставили перед выбором — учеба или работа. Я выбрал первое. При этом в «Нуре» получил колоссальный опыт и знакомства. Например, мне говорили: «Сейчас приедет мэр города, и все должно работать, однако необходимого оснащения для мероприятия нет!» Мне кажется, там по сей день так. (Смеется.)

Это была школа жизни — выкручивался, находил выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций, иногда ночевал на работе. Я себе такую рубку там сделал, что в ней можно было месяц жить не выходя. (Смеется.) И вот однажды друг посоветовал мне купить свое оборудование. Я кое-как уговорил маму взять кредит — сделать это в 2007 году было нелегко, мы долго искали поручителей — для моей семьи 90 тысяч рублей тогда были колоссальными деньгами. В итоге купил первый комплект оборудования, потом мне помогал брат, поверив в меня и подстраховывая по обязательствам в банке. И пошло-поехало. Я постоянно вкладывал в оборудование и затем сколотил собственный капитал.

В 2007–2008 годах мне очень помогла первая в городе event-компания «Правила праздника» Айрата Тагирова (владелец пляжа SunDale в Челнах — прим. ред.). На протяжении десятилетия она была самой продвинутой в том, что касалось организации мероприятий, торжеств, они применяли самые инновационные на тот момент технологии в Закамье. Я познакомился с опытнейшим ведущим Максимом Веденеевым, который тоже многому меня научил. Эти люди сформировали меня как профессионала в данной сфере. Глядя на их работу, я понял: люди всегда хотят зрелищ, праздника. Благодаря поддержке таких предпринимателей я убедился, что могу строить на этом бизнес.

«Есть и частные лица, например, молодожены, которые устраивают свадьбу в Татарстане или за рубежом. Мы работали в Германии, Испании, Италии, Черногории, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции и других странах» «Есть и частные лица, например, молодожены, которые устраивают свадьбу в Татарстане или за рубежом. Мы работали в Германии, Испании, Италии, Черногории, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции и других странах» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

— Когда появилась компания Mugenov?

— Создать компанию я решил после тренинга «Бизнес-молодости» в Москве. Знакомство с топами заразило меня. Для «прокачки» мы с супругой приехали в столицу на пару месяцев, спали по три часа в день, выполняя домашние задания коучей. Учеба была недешевой, в итоге мы по телефону из Москвы реализовывали проект (компания Mugenov) с нашей командой в Челнах. Очень долго придумывали название. Неудачно поручили одной компании разработать бренд. В процессе согласования мы выяснили, что нам предложили клон — логотип, дизайн уже существующей в Москве компании – прокатчика света и звука. Узнали мы об этом случайно, наткнувшись на идентичный бренд в интернете. Компания, поняв, что ее уличили в плагиате, предложила разработать нам другой вариант, но мы отказались от ее услуг. В итоге остановиться на названии Мugenov мне посоветовал один известный в Татарстане бизнесмен, который в свое время тоже дал бренду свою фамилию, — сказал, что это обязывает и не дает расслабляться. С разработкой фирменного стиля нам помогли двое моих друзей: это Слава Ентинзон и Дима Кочнев (дизайнер, челнинец, сейчас он работает в Казани). Окончательно наш брендбук был сформирован в 2014 году.

— Кто является вашим заказчиком? Какова география бизнеса?

— Основная часть наших заказчиков — это ведущие, которые не могут работать на мероприятии без музыки и микрофонов. Уже давно сформировались хорошие тандемы наших звукооператоров с топовыми ведущими города. Также среди клиентов — компании Закамья, которые проводят мероприятия, например, съезды дилеров, партнеров, корпоративы, форумы за границей. Есть и частные лица, к примеру, молодожены, которые устраивают свадьбу в Татарстане или за рубежом. Мы работали в Германии, Испании, Италии, Черногории, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, на Украине, в Азербайджане, Грузии и других странах. Есть клиенты и в городах России. Помню заказ в Ямало-Ненецком округе — нас поселили на несколько дней в тайге, в маленьким домике, а рядом спокойно гуляли медведи!

Татарстан изъездили весь, но сейчас берем заказы в радиусе 300 километров. Поскольку дальше выезжать невыгодно. К тому же зимой на дорогах высокая аварийность. Я не хочу, чтобы специалист выезжал рано утром, а возвращался ночью за рулем уставшим (гостиницу заказчики оплачивают редко). Это опасно. В свое время наши машины трижды попадали в ДТП — страдали люди (в одной из аварий серьезно пострадал известный сегодня ведущий Артур Королев), повреждались машины, оборудование. В ноябре 2019 года в дорожном происшествии погибли коллеги по творческому цеху — юморист Ильяс Хасанов и основательница татарской лиги КВН Фарида Таштабанова, которые возвращались из Казани в Челны. Я не хочу рисковать своим персоналом и подводить заказчиков. Поэтому дальше Бугульмы не ездим. Всех денег не заработаешь.

«Также среди клиентов — компании Закамья, которые проводят мероприятия, например, съезды дилеров, партнеров, корпоративы, форумы за границей» «Также среди клиентов — компании Закамья, которые проводят мероприятия, например, съезды дилеров, партнеров, корпоративы, форумы за границей» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

«На некоторых мероприятиях у нас даже телефоны забирают»

— Работая в других странах, вы везете туда свое оборудование? Нет ли с этим проблем?

— Мы нанимаем там подрядчика, а с собой берем только два чемодана самого необходимого оборудования, которое при форс-мажоре нас выручит, и отправляем своего специалиста.

— А не проще компаниям обойтись без ваших, по сути, посреднических услуг?

— В том-то и дело, что с нами организация мероприятия за рубежом выходит дешевле. Часто иностранные компании выставляют большие счета, включая в чек много лишних позиций. Иногда эта сумма равносильна не аренде, а закупке оборудования! Мы корректируем смету, согласовываем оптимальный перечень, экономя колоссальные деньги заказчикам, и при этом еще подстраховываем технически.

— Языковой барьер с иностранными подрядчиками не чувствуете?

— Нет, техник техника поймет, терминология универсальна. Нам гораздо проще понять иностранного техника, чем рядовому обывателю.

— Какие компании устраивают мероприятия за рубежом?

— Некоторые крупные предприятия Челнов, Нижнекамска, ОЭЗ «Алабуга».

— Наверное, среди ваших заказчиков существуют некие негласные соревнования, у кого мероприятие пройдет круче? Запросы постоянно растут, приходится удивлять все новыми техническими фишками?

— Элемент соревновательности, конечно, есть, повторяться никто не хочет. Ежегодно у нас наблюдается прирост по числу заказов и некая «гонка вооружения» — проекторы ушли в прошлое, все чаще бывают востребованы светодиодные экраны. Уровень мероприятий буквально за три года очень сильно поднялся. Увидев однажды возможности современного экрана, в следующий раз при показе своего контента клиенты уже не хотят опускать планку и все время ждут чего-то нового в техническом плане. Поэтому мы часто ездим в Китай, который сегодня является лидером по инновациям и лет на 200 опережает Россию.

«С нами организация мероприятия за рубежом выходит дешевле. Часто иностранные компании выставляют большие счета, включая в чек много лишних позиций. Иногда эта сумма равносильна не аренде, а закупке оборудования!» «С нами организация мероприятия за рубежом выходит дешевле. Часто иностранные компании выставляют большие счета, включая в чек много лишних позиций. Иногда эта сумма равносильна не аренде, а закупке оборудования!» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

— А чем компании удивляют гостей? «Ожившим» Майклом Джексоном в виде 3D-голограммы на сцене или чем-то еще?

— Я не могу рассказать и половины того, что мы реализуем, поскольку это конфиденциальная информация, на некоторых мероприятиях у нас даже телефоны забирают, чтобы не могли снимать. Но 3D mapping (3D-проекцию) в Закамье мы уже реализовывали совместно с питерской компанией — это технология, позволяющая с помощью видеопроекции изменять визуальные характеристики объекта и способная превратить практически любую поверхность в динамический объемный видеоэкран.

— Какое самое запоминающееся последнее событие, которые вы помогли организовать?

— Декабрьское выступление на 50-летии КАМАЗа президента России Владимира Владимировича Путина. Мы организовывали техподдержку во время его приезда в Челны уже в четвертый раз. Очень дорожим таким доверием и понимаем, что на нашем месте хотели бы оказаться многие коллеги.

«Декабрьское выступление на 50-летие КАМАЗа президента России Владимира Владимировича Путина. Мы организовывали техподдержку во время его приезда в Челны уже в четвертый раз» «Декабрьское выступление на 50-летии КАМАЗа президента России Владимира Владимировича Путина. Мы организовывали техподдержку во время его приезда в Челны уже в четвертый раз» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

— Почему именно вам поручили техсопровождение и как проходила подготовка к мероприятию в условиях повышенных мер безопасности, как это бывает во время таких визитов?

— Мы хорошо зарекомендовали себя в прошлые разы, прошли конкурсный отбор, проверку ФСО (федеральная служба охраны). Поэтому и в четвертый раз на КАМАЗе работали мы. Строили площадку, монтировали оборудование, я лично присутствовал на самом выступлении и контролировал все моменты. Это очень ответственное мероприятие, поскольку у тебя нет возможности ошибиться. Если ты упустишь, не учтешь что-то, то потраченные несколько месяцев на подготовку обернутся крахом. Есть жесткие требования протокола ФСО, которым надо соответствовать.

В день визита ВВП все службы, включая МЧС, съехались на завод, по-моему, там даже анализы воды брались Роспотребнадзором. Проверялись не только сертификаты на технику и само оборудование, но и весь персонал. Например, в моей команде не должно быть нарушителей закона, должников. Данные персонала проверялись за три месяца до приезда президента. О том, что из 180 человек, задействованных на встрече Владимира Владимировича Путина, 9 не прошли проверку, мы все узнали за 10 часов до мероприятия. К счастью, это были не мои сотрудники.

Но сюрприз нас тоже ждал — в день визита президента мне сообщили, что мы должны совместно с телеканалом «Россия-24» организовать прямую трансляцию его выступления. А мы этим прежде не занимались. И я был в некотором шоке. Степень ответственности прямого эфира значительно выше, как вы понимаете, тут вообще подвести нельзя. Кроме того, нам в сжатые сроки — за два дня — нужно было организовать оборудованный пресс-центр в 700 метрах от площадки мероприятия. На тот момент все ресурсы Челнов у нас уже были задействованы, и тогда мы обратились к коллегам из соседних городов. А сдать готовой площадку ФСО нужно было за 1,5 суток до начала события. После чего ее закрыли и открыли для нас только в день приезда президента. Перед этим мы еще прошли досмотр, во время которого часть оборудования не пропустили. Но мы к этому были готовы. (Улыбается.) В итоге впервые за четырехкратный опыт техподдержки выступления президента мне позвонили из ФСО и поблагодарили, отметив, что с нами комфортно работать. Это было приятно, конечно.

«Предложения, связанные с работой, поступали. Но в Москве огромная конкуренция на нашем рынке. Да и мне комфортно жить в Набережных Челнах» «Предложения, связанные с работой, поступали. Но в Москве огромная конкуренция на нашем рынке. Да и мне комфортно жить в Набережных Челнах» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

«Даже семьи друзей теперь вывожу в тот же Китай для того, чтобы сломать стереотипы»

— Успех окрыляет, и, возможно, за эти годы возникали мысли перебраться в столицу?

— Предложения, связанные с работой, поступали. Но в Москве огромная конкуренция на нашем рынке. Да и мне комфортно жить в Набережных Челнах. Просто на семейном совете было принято решение больше путешествовать. (Улыбается.) Я даже семьи друзей теперь вывожу, к примеру, в тот же Китай для того, чтобы расширить их кругозор, сломать стереотипы. В этом тоже вижу свою миссию.

— Почему у вашей компании нет своего офиса?

— Офис в свое время был, но я понял, что в нем нет необходимости, поскольку все встречи заказчики проводят либо на своей территории, либо на площадке мероприятия. Клиент не знает тонкостей организации события и нагляднее проводить консультации на месте. У нас есть три больших склада техники на территории города, причем они удобно расположены, чтобы можно было быстро попасть в нужную точку — как правило, все события происходят вечером и приходится передвигаться в часы пик. Другая половина оборудования всегда задействована на каких-то мероприятиях.

Что касается команды, то она мобильна. Бухгалтерию я доверил жене. Она по образованию филолог, но современные бухгалтерские программы позволяют разобраться в них грамотному человеку. У нас двое маленьких детей, и ей удобнее работать из дома. Так что у нее хороший офис. (Улыбается.)


— А почему у вас до сих пор нет сайта? Как находите клиентов?

— Сейчас заказчики сами находят нас. Наша компания заключила долгосрочные контракты с некоторыми предприятиями. Кроме того, на различных мероприятиях собираются партнеры этих компаний, топ-менеджеры видят нашу работу. А найти нас несложно — мы представлены в соцсетях, контент в которых можно обновить гораздо легче, быстрее и без особых затрат. Только в этом году несколько раз были в Китае, закупали оборудование, соответственно, обновляя информацию в наших аккаунтах. И скоро летим в эту страну опять. Делать сайт ради сайта не вижу смысла, тем более что он быстро устаревает. При этом домен с нашим именем у нас все же есть. Но пока мы используем другие способы продвижения — КПД «Инстаграма», например, гораздо выше, чем у сайта в нашем случае. Кроме того, есть форумы звукачей, группы в WhatsApp и «Телеграме».

— То есть в вашем бизнесе существует общение с конкурентами?

— В Закамье, на мой взгляд, нет понятия конкуренции. Мы все друг другу готовы прийти на выручку, помочь с техникой на мероприятиях. Поэтому кто-то для нас партнер, а кто-то — и друг. Бывает, что заказчики сталкивают нас, жестко сбивая цену и делая приоритетом ее, а не качество.

— Кого считаете крупным игроком на вашем рынке в Челнах, Закамье?

— MSSA Андрея Синева — это, конечно, мамонт рынка проката света и звука. Его организация плотно работает с администрацией города и со своим пулом компаний. Мы не пересекаемся, не конкурируем, и у нас есть понятие взаимовыручки.

«Сейчас президентом РТ задана высокая планка по культурным мероприятиям в парках, так что работа у нас и в этой нише, думаю, будет» «Сейчас президентом РТ задана высокая планка по культурным мероприятиям в парках, так что работа у нас и в этой нише, думаю, будет» Фото: president.tatarstan.ru

— То есть рынок давно поделен?

— Условно, да, крупные клиенты редко перетекают от нас к ним, и наоборот, только в случае, если какая-то дата уже занята другими событиями. Как таковой борьбы за заказчика у нас нет. Мы не размещаем рекламу. Клиент сам выбирает, с кем работать, звонит и принимает решение по итогам встречи.

— Как вы пришли к тому, что обходитесь в бизнесе без рекламы?

— Все началось еще с event-компании «Правила праздника», где я работал техническим директором. Там познакомился со всем ведущими и артистами города, которых не раз спасал в экстренных ситуациях. Потом с годами сложившаяся репутация уже сама работала на меня и мою команду.

«В Китае мы покупаем часть акустики и световые приборы, которые по качеству не уступают европейским, а стоят в разы дешевле. Мы закупаемся на определенных фабриках, которые учитывают наши требования» «В Китае мы покупаем часть акустики и световые приборы, которые по качеству не уступают европейским, а стоят в разы дешевле. Закупаемся на определенных фабриках, которые учитывают наши требования» Фото: Олег Спиридонов

— А какие отношения у вас с муниципалитетами?

— Мы тоже сотрудничаем. Сейчас президентом РТ задана высокая планка по культурным мероприятиям в парках, так что работа у нас и в этой нише, думаю, будет. Единственный минус муниципалитета как заказчика — это задержка расчетов из-за сложностей согласования платежей. Иногда ждем несколько месяцев. Я так работать не привык — мне же нужно платить людям зарплату. Но в последнее время исполком старается нивелировать проблему, стремится более оперативно рассчитываться с нами как с подрядчиками. Планируем продолжать летние кинопоказы на площади перед мэрией и на набережной — прошлым летом они пользовались большой популярностью. Кроме того, есть идеи по спортивным мероприятиям.

— На ваш взгляд, за последние годы уровень городских праздников изменился, их содержание, оформление и так далее?

— Он начинает меняться, но, конечно, городские праздники пока сильно отличаются от частных мероприятий. Они все еще похожи на те, что проводились 10–15 лет назад. Мы знаем, что можно сделать интереснее, лучше, современнее. Но нам нужны идеи от режиссеров, творческой команды, а технически мы их реализуем. Понимаем, что больших денег на городских мероприятиях не заработаем, но хотим, чтобы Челны менялись в лучшую сторону, развивались, чтобы расширялся кругозор и повышался культурный уровень горожан. В этом городе расти и моим детям, а им всегда хочется дать лучшее.

«В Закамье, на мой взгляд, нет понятия конкуренции. Мы все друг другу готовы прийти на выручку, помочь с техникой на мероприятиях. Поэтому кто-то для нас партнер, а кто-то и друг» «В Закамье, на мой взгляд, нет понятия конкуренции. Мы все друг другу готовы прийти на выручку, помочь с техникой на мероприятиях. Поэтому кто-то для нас партнер, а кто-то — и друг» Фото: Олег Спиридонов

«Это был хайп — у кого тусовка пройдет круче»

— Сколько всего мероприятий в год вы проводите?

— В среднем организуем техподдержку 1300 мероприятий, в том числе значительную часть — в Челнах. В нашем городе проводится очень много событий, но большинство из них закрытые: презентации, форумы, корпоративы, те же свадьбы. Выезжаем в частные дома — помню, когда проводился чемпионат мира по футболу, жители коттеджей устраивали фан-зоны с экранами перед своими домами, собирались и болели компаниями. Это был хайп — у кого тусовка пройдет круче. Мы тогда из Боровецкого поселка и Белоуса просто не выезжали. (Улыбается.) Некоторые челнинцы могут очень много потратить на свои индивидуальные праздники.

— А в кризисы?

— Мы не ощущали на себе кризисов. Выражение «пир во время чумы» вообще свойственно России. Я помню, как в 2008 году выезжал на дом на частную вечеринку и спросил заказчика-бизнесмена, не ощущает ли он кризис. На что он мне ответил: «Я не могу показать друзьям, что у меня кризис! Продам последнюю рубашку, но в свой день рождения звездану. Не могу же я выглядеть неудачником!» И тогда я понял, что наши люди всегда будут праздновать.

Да и тот показатель, что в Челнах самое большое число баз отдыха в стране, тоже говорит о том, что гулять на широкую ногу у нас любят. А вот, например, в Казахстане, где на свадьбу принято приглашать сотни гостей, популярны не базы, а огромные банкетные залы на 600 человек. В нашем же городе с залами для такого количества приглашенных — проблема. Мы пытаемся найти соинвесторов для открытия большой площадки с удобной локацией для гостей, заказчиков и персонала. Загородные базы в этом проигрывают городским банкетным залам.

В то же время большинство площадок в Челнах становится оборудованными, например, в ресторанах «Круглый стол», «Дежа Вю», «Карабах», «Думбала» и других. Мы помогаем реализовывать их, немного дополняя. И эта тенденция продолжится.

«Большинство площадок в Челнах становится оборудованными, например, в ресторанах «Круглый стол», «Де жа вю», «Карабах», «Думбала» и других» «Большинство площадок в Челнах становится оборудованными, например, в ресторанах «Круглый стол», «Дежа Вю», «Карабах», «Думбала» и других» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

— Кризисы вы не ощущаете, а какие сложности возникают при работе с клиентами?

— Например, переубеждаем заказчика, когда понимаем, что из-за чрезмерной экономии мероприятие на крутой площадке может получиться мрачным. Мы ведем переговоры, и если клиент нас понимает, то беремся за заказ, а если нет, то можем и отказаться, чтобы не скомпрометировать свою репутацию из-за некачественного освещения или акустики. Так бывало с базой отдыха «Лесная» в Нижнекамске. По сути, это ангар, и, чтобы провести в нем массовое мероприятие, требуется дополнительный свет и звук. Но некоторые считают, что, предлагая им больше света и звука, мы их разводим. Объясняем, что если вы хотите, чтобы фотограф и видеограф хорошо выполнили свою работу, то надо создать для этого условия. Не взяв света, условно, на 5–10 тысяч рублей, можно запороть все картинки. Здесь нельзя чуть-чуть не доделать — от нашей работы зависит результат труда других специалистов. Наша общая цель — сделать хорошее и яркое мероприятие, которое надолго останется в памяти, а фотографы и видеографы, в свою очередь, смогут обеспечить хороший контент, в том числе и для «Инстаграма» заказчика.

— Сколько сегодня стоит техническая часть праздника? Отличается ли ценник на техсопровождение для столичных заказчиков?

— Стоимость варьируется от 5 тысяч рублей до нескольких миллионов. Ценовая политика у нас единая, из этических соображений мы не делим наших клиентов по уровню их дохода.

— С артистами, в том числе российскими и зарубежными звездами, вы работаете?

— Да, но в основном на закрытых, частных мероприятиях. Сопровождали концерт Иосифа Кобзона, Олега Газманова, Алексея Глызина, Бьянки, Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, хора Турецкого, команды КВН «Союз» и многих других…

— А с кем хотели бы поработать?

— Мечтаю поработать с Cirque du Soleil (Цирк дю Солей). Мне очень интересно, как там все сделано. Я был на их шоу, меня сразили передовые технологии, технически безукоризненно выполненное шоу.

«Нет смысла приобретать мощное оборудование, от которого в челнинских залах осыплется штукатурка с потолка — а такое случалось — не буду называть, где, но вопрос к качеству строительных и отделочных работ возникает» «Нет смысла приобретать мощное оборудование, от которого в челнинских залах осыплется штукатурка с потолка — а такое случалось, не буду называть где, но вопрос к качеству строительных и отделочных работ возникает» Фото: Олег Спиридонов

— Сейчас звезды шоу-бизнеса нередко привозят на гастроли свое оборудование. Так, например, было с Филиппом Киркоровым. Почему сложилась подобная тенденция? И насколько это критично для вашего бизнеса?

— Действительно, в турне Киркоров, Баста, «Ленинград», «Звери», «Руки вверх» и другие приезжают со своим оборудованием, потому что не во всех городах есть нормальная концертная площадка. Не секрет, что в Челнах все имеющиеся залы требуют обновления, и думаю, это вскоре произойдет. Татарские артисты тоже уже гастролируют со своей техникой. И это правильно, зритель должен видеть высокий уровень шоу. Но во многих концертах в Челнах мы в любом случае принимаем какое-то участие — например, можем доукомплектовать оборудование. Становиться туровым оператором не вижу смысла — парк оборудования обновляется слишком быстро, и, если оно не окупилось, ты ушел в большой минус. Требования к технике меняются каждые 2–3 года, и оборудование становится нерайдерным. Я же предпочитаю вкладывать деньги в то, что быстро окупится и не потеряет актуальности несколько лет. Нет смысла приобретать мощное оборудование, от которого в челнинских залах осыплется штукатурка с потолка — а такое случалось, не буду называть где, но вопрос к качеству строительных и отделочных работ возникает.

Что касается частных мероприятий, то звездам в таких случаях невыгодно везти полвагона оборудования, и тут уже нужны мы.

— Фонограммщиков на нашей эстраде много?

— Президент РТ Рустам Миниханов дал понять всем на рынке шоу-бизнеса, что на татарской эстраде фонограмщиков быть не должно. Да и русским певцам сейчас стыдно исполнять под фанеру, поскольку тут же в их «Инстаграме» появятся негативные комментарии.

«Мечтаю поработать в Cirque du Soleil (Цирк дю Солей). Мне очень интересно, как там все сделано. Я был на их шоу, меня сразили передовые технологии, технически безукоризненно выполненное шоу» «Мечтаю поработать в Cirque du Soleil (Цирк дю Солей). Мне очень интересно, как там все сделано. Я был на их шоу, меня сразили передовые технологии, технически безукоризненно выполненное шоу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На концерт Элтона Джона организаторы искали розовые провода»

— У кого из звезд были самые оригинальные требования? К примеру, по бытовому райдеру?

— Да, в общем, ничего невыполнимого, достаточно адекватно все. Например, как-то попросили в гримерку белый торшер Ikea, однажды — сменные носки. А вот на концерт Элтона Джона организаторы в чате звукачей искали розовые провода. (Улыбается.)

— Какие форс-мажорные ситуации у вас возникали и как из них выходили?

— Однажды в Челнах, во всем поселке ГЭС, отключилось электричество, без света остался и отель «Татарстан». В это время в номере люкс должны были гримировать приехавшую на гастроли певицу Пелагею. А в помещении темно, гримерный столик также без подсветки. Вызвали нас, и уже через 15 минут мы приехали со своим генератором, втроем затащив его на себе на 14-й этаж. (Смеется.) Пелагея даже не узнала, каким образом вдруг включился свет в номере. Таких случаев с отключением электричества было много.

Никогда не забуду мероприятие лет 10 назад на одной из баз отдыха. Привожу оборудование, а оно сгорает, привожу еще одно — та же картина! Замерили вольтметром напряжение в розетке — а там 300 вольт! Оказалось, что накануне строители закапывали кабель и повредили его, с тех пор мы всегда возим с собой мобильные электростанции на такие площадки.

— Оборудование только китайское покупаете?

— Нет, в Китае мы покупаем часть акустики и световые приборы, которые по качеству не уступают европейским, а стоят в разы дешевле. Мы закупаемся на определенных фабриках, которые учитывают наши требования. За полтора года обновили весь парк светотехники, вот на днях к нам пришла фура с 2,5 тонны оборудования. В феврале летим в Китай с нашими коллегами по цеху, хотим, чтобы у нас было идентичное, взаимозаменяемое оборудование для больших площадок. Иногда у организаторов бывают такие требования, что выполнить их можно, только объединив усилия с партнерами, что мы и делаем.

«На концерт Элтона Джона организаторы в чате звукачей искали розовые провода» «На концерт Элтона Джона организаторы в чате звукачей искали розовые провода» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сколько стоит для новичка зайти на рынок техсопровождения?

— Главная проблема — не вложения, а кадры. Многие из моих друзей пытались начать этот бизнес, но сталкивались с дефицитом специалистов и закрывались. В России почти нет школы звукорежиссерства. В нашей сфере практически все самоучки. 90 процентов прокатчиков не знают КПД светодиодных экранов, например, поскольку китайцы пока не выпускают инструкций на русском или хотя бы английском языке. Встретиться в Китае с разработчиком «интеллектуальной начинки» оборудования, чтобы задать свои вопросы, заводы-изготовители не дают. Интеллектуальная собственность здесь всячески охраняется, поскольку патентное право не работает. Однажды на выставке в Китае мы увидели аппарат «Тяжелый дым», управляемый не вручную, а пультом, и захотели купить, но продавцы заявили, что сами поставят в Россию лимитированную партию из-за опасности копирования.

Как-то мы были на семинаре одного из топовых производителей экранов в Москве, и нам демонстрировали возможности оборудования, зрителей там присутствовало человек 30. И только человека три понимали, о чем речь, были знакомы с этими функциями и скрытыми возможностями. Для остальных был шок: «А что, так можно было?!» К счастью, мы находились в меньшинстве и со многим уже были знакомы. В последнее время заводы, столкнувшись с имиджевыми потерями из-за неправильной эксплуатации их техники, стали сами обучать покупателей работе с их оборудованием. То есть научиться правильно эксплуатировать можно, но только купив оборудование у производителя. Что касается вложений, то на первом этапе достаточно 3–4 миллионов. В Челнах много индивидуальных звукачей, у которых 1–2 колонки. Но это другая ниша.

«За 1,5 года мы обновили весь парк светотехники, вот на днях к нам пришла фура с 2,5 тонны оборудования» «За 1,5 года мы обновили весь парк светотехники, вот на днях к нам пришла фура с 2,5 тонны оборудования» Фото: Олег Спиридонов

— Сколько человек у вас сейчас в штате работают? И какова средняя зарплата?

— На данный момент 18 — все они не просто коллеги, а наши друзья, мы все как одна семья. Некоторые клиенты думают, что у нас все сотрудники Мугеновы. (Смеется.) Что касается зарплаты, то она выше, чем в среднем по городу.

— Какие качества вы больше всего цените в человеке?

— Надежность. Не выношу лжи.

— Какое самое трудное решение в жизни приняли?

— Мне всегда трудно увольнять людей, разочаровываться в них.

«Что касается вложений, то на первом этапе достаточно 3-4 миллионов. В Челнах много индивидуальных звукачей, у которых 1-2 колонки. Но это другая ниша» «Что касается вложений, то на первом этапе достаточно 3–4 миллионов. В Челнах много индивидуальных звукачей, у которых 1–2 колонки. Но это другая ниша» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

«Пришел в банк, а оказалось, что у меня все карты заблокированы»

— Какие риски существуют в вашем деле?

— Один профессиональный микрофон, условно, стоит 150 тысяч рублей. А нам их надо штук 20. Всегда есть риск, что какую-то модель снимут с производства или министерство связи поменяет сетку, заберет радиочастоту, на которой работали эти приборы. У нас такое было — в 2014 году в России к продаже были разрешены микрофоны на определенной частоте, но в 2015-м ее отдали «большой тройке» (операторам связи). И те микрофоны, которые у нас работали в радиусе 100 метров, теперь функционируют только в районе 10! И то нет гарантии, что приборы вообще будут работать, если вышка оператора рядом. Поэтому вложения в наш бизнес немалые. Ежемесячно мы закупаем оборудование на приличную сумму.

— Кредиты берете?

— Стараюсь развивать компанию на собственные средства и друзей-партнеров. С финансово-кредитным учреждением у меня была неприятная история. Наш первый банк с недоверием отнесся к моему виду бизнеса (смеется), возникла ситуация, которая заставила меня впоследствии открыть расчетный счет в другом учреждении. Как-то мы проводили корпоратив одной китайской компании. Сумма была небольшая. Дело было перед Новым годом, я выставил счет, и они перевели деньги прямо из Китая, от головной компании — хотели вовремя расплатиться, сделав подарок к праздникам. (Смеется.) Но я об этом узнал уже после каникул, когда пришел в банк, а оказалось, что у меня все карты заблокированы, счета арестованы. О международной сделке следовало предупредить кредитное учреждение заранее, а мы этого не сделали, пусть и не умышленно, и тем самым вызвали пристальное внимание банка. Первым шоком стала проверка — мы должны были поднять все документы, акты сверки, счета за три месяца. Сутками сканировали необходимые бумаги. Потом счета разморозили, но я попал в черный список и тогда сменил банк, о чем не жалею.

— Какой год для вас был самым успешным?

— Я считаю, что пик еще не пройден. У нас достаточно ровный спрос, нет каких-то всплесков, да, рост чека происходит, но параллельно увеличиваются и наши вложения в развитие.

«Один профессиональный микрофон условно стоит 150 тысяч рублей. А нам их надо штук 20. Всегда есть риск, что какую-то модель снимут с производства или министерство связи поменяет сетку, заберет радиочастоту» «Один профессиональный микрофон условно стоит 150 тысяч рублей. А нам их надо штук 20. Всегда есть риск, что какую-то модель снимут с производства или министерство связи поменяет сетку, заберет радиочастоту» Фото предоставлено Ильей Мугеновым

— Какие бизнес-планы строите?

— Планируем плотно занять на рынке Закамья нишу презентаций, конференций. Различные мастер-классы, тренинги сейчас востребованы, но те, кто их проводит, часто делают это несовременно, неграмотно с технической точки зрения. У нас до сих пор люди создают презентации в формате 4*3, тогда как экраны, проекторы работают в 16*9, и получается вместо прямоугольной картинки «квадрат». (Улыбается.) Будем проводить подобные события ярко, готовить увлекательный видеоконтент, чтобы зрителям было интересно, легко воспринимать информацию, а затем собирать просмотры и лайки в соцсетях. Люди хотят красоты в «Инстаграме», а мы помогаем ее создавать, занимаясь в том числе и оформлением фотозон, делая их объемными с помощью подсветки.

— Каков, на ваш взгляд, прогноз развития рынка подобных услуг?

— Благоприятный. Кризис в нашей отрасли возможен, только если остановятся производства, не будут выпускаться товары и если люди перестанут жениться, ходить в кафе, рестораны.

— Можете оценить годовой объем рынка технического сопровождения праздников в Челнах?

— Думаю, это сотни миллионов.

— Назовите, пожалуйста, три секрета успешного бизнеса.

— Первое — выполнять взятые на себя обязательства. Второе — иметь надежный тыл: семью, которая понимает, поддерживает. Ну и третье — друзья-единомышленники. Никогда не слушаю людей, которые ничего не достигли, и я им об этом говорю в лицо, когда они пытаются мне что-то советовать. Кто не обижается, тот видит для себя точку роста.

Визитная карточка компании

ИП Мугенов И.С.

Год создания — 2000, сформированный бренд — 2014.

Направления работы — техническое обеспечение мероприятий.

Количество сотрудников — 18 человек.

Выручка (объем продаж) за 2018 год: 20 млн рублей.


Визитная карточка руководителя

Илья Мугенов — директор.

Родился 16 апреля 1987 года в Набережных Челнах.

Образование:

2003–2006 — училище №114.

2006–2011 — ИЭУиП города Набережные Челны

Трудовая деятельность:

2006–2008 — звукооператор, молодежный центр «Нур».

2008 — арт-директор ресторана «Дольче Вита».

2008–2012 — технический директор компании «Правила праздника».

С 2014 года по настоящее время — ИП Мугенов И.С.

Семейное положение: женат (двое детей).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.01.2020 10:04

Справка: ИП Мугенов, год создания 2000г. 2000-1987=13. Поправьте если не прав.

  • Анонимно
    20.01.2020 08:49

    Илья производит очень положительное впечатление, такие люди двигают Челны вперед! Энерджайзер!

  • Анонимно
    20.01.2020 09:11

    Объясните, как это в 13 лет можно стать ИПэшником?

    • Анонимно
      20.01.2020 09:40

      Вы считать-то умеете?))

      • Анонимно
        20.01.2020 10:04

        Справка: ИП Мугенов, год создания 2000г. 2000-1987=13. Поправьте если не прав.

    • Анонимно
      20.01.2020 09:46

      в 27 лет стал ИП-написано же

      • Анонимно
        20.01.2020 10:05

        ИП Мугенов И.С.

        Год создания — 2000, сформированный бренд 2014
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/454121

        • Анонимно
          20.01.2020 19:10

          С 2014 года по настоящее время — ИП Мугенов И.С.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/454121

      • Анонимно
        21.01.2020 00:45

        Хорошо сказал в РТ нет конкуренции, да ее тут и нет все уходит по своим)) дальше 300км не работаем и забыл добавить там уже РФ))

  • Анонимно
    20.01.2020 09:12

    Молодец Илья! Хороший человек, отличная компания! Удачи в делах! Процветания!

  • Анонимно
    20.01.2020 10:10

    Интересное интервью!

  • Анонимно
    20.01.2020 10:30

    В декабре 2019 года, работала с командой Мугенев. Было все просто шикарно, столько эмоций и восторга гостей я никогда не видела. Молодец, успехов Вам во всем.

  • Анонимно
    20.01.2020 12:00

    Знакома лично с Ильёй и его семьёй, прекрасные люди

  • Анонимно
    20.01.2020 13:58

    Илья - умница и большой молодец! Человек слова, ни разу не подводил, вся команда - профессиональна и компетентна. Когда приходят ребята Ильи сразу понятно, что все пройдет хорошо и за эту часть точно переживать не надо. Удачи и новых крутых проектов)

  • Анонимно
    20.01.2020 14:29

    Интересный молодой человек. Приятно было почитать интервью и узнать о таком талантливом предпринимателе.

  • Анонимно
    20.01.2020 15:35

    Илья, удачи в дальнейшей работе! новых проектов, новых высот!!!

  • Анонимно
    20.01.2020 16:49

    Молодец!

  • Анонимно
    20.01.2020 17:00

    Сталкивался с ним по работе. Четкий парень! Не пустозвонит! Респект!

  • Анонимно
    21.01.2020 15:05

    Молодец!!! Сделал себя сам!!!

  • Анонимно
    24.01.2020 11:34

    Я училась с Ильей в одной группе. Круто, что у него сейчас свой бизнес. Он человек слова и дела. Желаю только успехов!

  • Анонимно
    21.03.2020 00:22

    М-да.. На гостиницу жалко заказчикам.. Думаю шоу дороже стоит.. чтобы техник отдохнул, квартиру снять на ночь уж точно с маржи найдутся деньги..
    Мелочный что-ли.)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль