Общество 
24.01.2020

Владислав Иноземцев: «За нацпроектами стоит большое лукавство»

Известный экономист о зарплатных парадоксах в Татарстане и Москве, удаче Рогозина и Грефа, а также о засилье наших безработных в Европе

«Медианная зарплата показала бы, что разница между Татарстаном и соседними не столь благополучными регионами почти исчезает», — говорит экономист Владислав Иноземцев. О том, отменят ли НДФЛ для малоимущих, сколько олигархов надо «раскулачить», чтобы поднять зарплаты россиян, и почему татарстанцам не стоит завидовать москвичам, — в его интервью «БИЗНЕС Online».

На заседании совета при президенте РФ по нацпроектам Владимир Путин сказал, что большинство населения не понимает, как много хорошего делает для него правительство в рамках реализации этих самых проектов На заседании совета при президенте РФ по нацпроектам Владимир Путин сказал, что большинство населения не понимает, как много хорошего делает для него правительство в рамках реализации этих самых проектов Фото: kremlin.ru

«Все наше нефтегазовое «изобилие» — это каких-то 170 ДОЛЛАРОВ на человека в месяц»

Накануне Нового года прошло заседание совета при президенте РФ по нацпроектам, где Владимир Путин, в частности, сказал, что большинство населения не понимает, как много хорошего делает для него правительство в рамках реализации этих самых проектов. Как вы считаете, нацпроекты способны достичь своей главной цели — поднять уровень благосостояния россиян, который в последние лет пять только и делает, что падает?

— Проблема бедности — это ключевая и экономическая, и политическая тема в нашей стране. Она распадается на несколько составляющих. Первый момент заключается в том, что в целом по уровню подушевого ВВП Россия сейчас находится на среднемировом уровне, то есть ничего выдающегося у нас в плане прорыва в разряд действительно богатых стран не сделано. Почему? На мой взгляд, для успеха в этой сфере страна либо должна иметь современную индустриальную (а еще лучше — постиндустриальную) экономику, и тогда может наблюдаться бурный рост уровня жизни, как это было в странах Юго-Восточной Азии, либо должна сидеть на прочной ресурсной базе, как, например, страны Персидского Залива. У нас нет ни того ни другого. Да, мы говорим, что Россия — это энергетическая сверхдержава, но при этом объем доходов из энергетической сферы у нас на самом деле очень небольшой. Если посмотреть на статистику по экспорту российских нефти, газа и нефтепродуктов, в среднем в год на одного россиянина приходится всего-то 2 050 долларов. Этого у нас никто не хочет принимать во внимание. Все наше нефтегазовое «изобилие» — это каких-то 170 долларов на человека в месяц. Для сравнения: Катар на одного человека с катарским паспортом экспортирует в год энергоносителей на 262 тысячи долларов…

— Катарцев в разы меньше, чем россиян…

— В этом-то и дело. 147-миллионное население России на экспорте энергоресурсов из нищеты не вытащить. А власти занимаются, по сути, только этой отраслью. Владимир Путин на 85 процентах своих переговоров с лидерами других государств так или иначе говорит про поставки российского газа (цены, маршруты, транзит, объемы). Но газ обеспечивал в прошлом году всего… 9,5 процента российского экспорта! Почти половина инвестиций государства и госкомпаний у нас — это энергетическая инфраструктура. Строя и дальше энергетическую сверхдержаву, преодолеть бедность мы не сможем. Для того, чтобы уровень минимальной зарплаты в России поднять вдвое, надо чтобы нефть стоила даже не 100, а почти что 400 долларов за баррель. Это путь тупиковый.

— Но те же нацпроекты во многом нацелены на индустриальное и постиндустриальное развитие, там много говорится об инвестициях в человеческий капитал, высоких технологиях, цифровизации и т. д. На этом пути у России есть успехи в плане повышения благосостояния?

— Юго-Восточная Азия и Центральная Европа выросли экономически очень сильно в последние десятилетия, потому что они производили конкурентоспособную продукцию и занимались ее экспортом, а мы занимаемся импортозамещением. Наша экономическая стратегия не направлена на быстрое повышение уровня жизни в целом. Это основа основ, говоря о причинах российской бедности. Что касается индустриального и тем более постиндустриального развития, то здесь у России успехов, к сожалению, нет. Вся наша экономика практически не требует высококвалифицированной рабочей силы. Если мы посмотрим на экономики Западной Европы, США и даже Китая, то реально увидим, что создается много рабочих мест в высокотехнологических отраслях. Там, где требуется квалификация, там растут зарплаты, там фактически возникает рынок не покупателя рабочей силы, то есть предпринимателя, а продавца — самого работника. Люди с уникальными способностями и квалификацией сами диктуют размеры своей заработной платы. Но в России таких отраслей практически нет. У нас массовый характер имеет низкоквалифицированная рабочая сила, работодатель диктует ей свои условия. Плюс к этому мы страна, которая имеет самый большой миграционный «навес» над рынком труда. В этих условиях цена на труд еще больше снижается. Правительство, судя по всему, взяло четкий курс на поощрение трудовой миграции. Приезжают политически более бесправные люди, возникают надежды на то, что они якобы «решат» российские демографические проблемы. Массовый завоз дешевой и неквалифицированной рабочей силы обнуляет возможности существенного роста зарплат на массовом рынке труда. Я еще во времена президентства Дмитрия Медведева писал о том, что почти все успешные модернизации происходили там, где рабочая сила была в дефиците. В Европе, несмотря на рассказы наших госСМИ об ужасах иммиграции, на самом деле не такой большой приток рабочей силы. В результате там с 1980-х годов быстро росли и зарплаты, и производительность труда. В США за последние 50 лет численность занятых выросла на 96,7% (почти вдвое), а в 12 «старых» странах ЕС — всего на 20,4%. Поэтому в Штатах предприниматель может диктовать условия, соответственно, и соцгарантий меньше, и почасовая оплата меньше. В России, если сравнивать нашу страну с США, еще больше сверхпредложение на рынке труда и, таким образом, у предпринимателя нет мотивации к повышению зарплат.

«Муниципальные службы нанимают мигрантов тысячами. Можно сказать, что многие россияне туда бы не пошли, но только на эти зарплаты. Мало кто понимает, что если бы не дешевое предложение труда мигрантов, то зарплаты там были бы выше» «Муниципальные службы нанимают мигрантов тысячами. Можно сказать, что многие россияне туда бы не пошли, но только на эти зарплаты. Мало кто понимает, что если бы не дешевое предложение труда мигрантов, то зарплаты там были бы выше» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Разве выходцы из Средней Азии создают конкуренцию россиянам? Ведь их квалификация нацелена на узкие ниши, где зарплаты традиционно низки: ЖКХ, городской транспорт, прислуга, сельское хозяйство

— Это не такие уж и узкие ниши. Если мы возьмем, например, сферу обслуживания, то она создала в России за последние несколько лет наибольшее количество новых рабочих мест. Еще и муниципальные службы нанимают мигрантов сотнями тысяч. Наверное, можно сказать, что многие россияне туда бы не пошли, но только на эти зарплаты. Мало кто понимает, что если бы не дешевое предложение труда мигрантов, то таких зарплат там бы не было — они были бы выше. Я ничего не имею против трудовой миграции, но, объективно говоря, это взаимосвязанные вещи. Не потому зарплаты низкие, что россияне не идут на такую работу, а потому, что за эту зарплату согласны работать иностранцы.

— Проблема бедности характерна не только для среднеразвитых стран, таких как Россия, но и для высокоразвитых. Получается, что мы в тренде и проблема низких доходов в России не так уж и остра на общемировом фоне. Или нет?

— Да, в США и странах Западной Европе число людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, устойчиво держится на уровне около 15 процентов. Реально доля таких работников на Западе колеблется от 20–23 процентов в Португалии и Греции, до 13–15 процентов в США. Так или иначе, это очень значительная группа населения, которая с начала 90-х годов обозначается как working poor (работающие бедные). Это и на Западе проблема, но там включается социальная политика. Люди, получающие низкую зарплату, обладают правом на большое количество разного рода пособий, как денежных (в основном в Европе), так и не денежных, как в США, где есть продуктовые талоны и прочее. Если посмотреть на программу food stamps (талонов на питание) в Штатах, то получателями ее являются больше 40 миллионов человек. Это большая масса людей и суммы, выплачиваемые им, достаточно приличные. В среднем одинокие люди получают этих талонов на 192 доллара в месяц, а семьи — на 640 долларов. Объем финансирования только продуктовой социальной программы, которую оплачивает минфин США, в 2018 году составил 63,4 миллиарда долларов, что существенно превышает российский оборонный бюджет. В Европе таких программ «в натуре» гораздо меньше, но и там идет поддержка малоимущих, через строительство дешевого жилья, льготную аренду и там много чисто денежных пособий — выплаты на детей, пособия по безработице или если ты, скажем во Франции, получаешь меньше 950 евро в месяц, тебе доплачивает государство, даже если ты работаешь неполный рабочий день. В итоге все эти пособия приводят к тому, что в Европе средний уровень бедности падает с 16–19 процентов, каким он был бы, если б люди жили только на зарплату, до 4–5 процентов, в США — с 13–15 до 7–9 процентов. Уровень государственного вспомоществования там громадный, причем такие щедрые соцпрограммы полезны для развития экономики. Люди, сидящие на пособиях, тратят почти все свои деньги на локально произведенные товары. Они не будут покупать предметы роскоши, они затариваются дешевой местной едой, и, хотя и приобретают в основном китайский ширпотреб, оплачивают огромное количество услуг, производимых на месте. Поддержка социально незащищенных слоев разгоняет экономический рост.

В России же такой развитой системы помощи бедным не существует.

— Но у нас вроде бы выделяются большие деньги на социальные программы…

— Да, но они почему-то идут в основном опосредованно. У нас очень мало прямой помощи малоимущим. А должно быть так: вот тебе, к примеру, купон, на который (возможно, с доплатой) ты можешь купить частную медицинскую страховку. Тем самым разовьется конкурентный медицинский сектор. Сейчас же никто не знает, на что уходят выделяемые на здравоохранение деньги и на сколько выше рыночных цены на закупаемые властями лекарства. И тысячи людей обивают пороги минздрава, пытаясь получить бесплатные лекарства. Не проще ли предоставить им денег на их покупку?

Идея дать деньги в руки бедных — это то, чего у нас сегодня не хотят, но это то, чему нет альтернативы и что делается везде.

«Доходы «вышесреднего» класса тянут среднюю зарплату в РТ вверх. Но если мы возьмем татарскую глубинку и сравним ее с башкирской или удмуртской, особой разницы в уровне доходов (крайне низких) не увидим» «Доходы «вышесреднего» класса тянут среднюю зарплату в РТ вверх. Но, если мы возьмем татарскую глубинку и сравним ее с башкирской или удмуртской, особой разницы в уровне доходов (крайне низких) не увидим» Фото: «БИЗНЕС Online»

«в Татарстане, в отличие от многих субъектов РФ, сложилась весьма благополучная высшая прослойка среднего класса»

— Есть мнение, что население России вовсе не бедное. Просто мы уже живем в постиндустриальном обществе, какой регион ни возьми, официально занятыми являются от силы половина трудоспособного населения, остальные — самозанятые, фрилансеры, программисты на аутсорсинге и т. д. Добавим зарплаты «в конвертах» — и получается, что доходы россиян куда выше, чем показывает официальная статистика. Вы с такой логикой согласны?

— Мне кажется эта картина далека от действительности. Теневые доходы, конечно, существуют. Около 20 миллионов занятых никто не видит, их не могут отразить в статистике — это факт очевидный. Но люди, которые работают неофициально, как правило, не имеют особо высоких зарплат. Сомневаюсь, что при средней зарплате по стране в 48 тысяч рублей можно нанять 20 миллионов человек нелегально на зарплату выше средней. Конечно, есть богатые люди, которые нанимают прислугу и платят ей «в конвертах» большие по российским меркам деньги, — но это всего несколько процентов населения. А огромное количество строителей, подсобных рабочих, репетиторов, нянь и т. д., которые работают неофициально, не особо-то шикуют. Если мы посмотрим подоходный налог, то с официальных доходов он составляет более 3,7 триллиона рублей в год. Допустим, прибавим к этой сумме еще 500 миллиардов, ну хорошо, 800 миллиардовза счет вывода из тени самозанятых. Эта сумма не изменит радикально ситуацию с бюджетом. У нас профицит федерального бюджета превысил 3 триллиона рублей за 10 месяцев минувшего года.

Но есть другая проблема: когда люди слышат, что в таком-то регионе средняя зарплата 38 тысяч или 40 тысяч рублей, то большинство говорит, что таких денег они никогда не видели. В американской, к примеру, статистике вообще невозможно найти показатель по средней зарплате, есть только понятие «медианный доход», это когда половина населения получает больше некоей суммы, половина — меньше. Речь должна вестись именно о медианной, а не средней зарплате, когда суммируется зарплата разнорабочего и топ-менеджера и выводится среднее арифметическое, которого в реальности в виде зарплаты никто не получает. Медианная зарплата всегда будет существенно ниже выдуманной среднеарифметической. С помощью этого приема со средней зарплатой российская статистика приукрашивает ситуацию.

— Недавно РИА «Новости» на основе данных Росстата составило рейтинг российских регионов именно по медианным зарплатам. Татарстан оказался на 39-м месте, что вызвало недопонимание в республике, поскольку считалось, что средняя зарплата там гораздо выше. Чем объясняются такие парадоксы, ведь РТ вроде бы высоко котируется по уровню жизни среди других российских регионов, если, конечно, не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург?

— Это исследование прекрасно иллюстрирует то, о чем я говорил ранее. Мы видим парадоксальную в плане доходов населения ситуацию в успешных регионах России. К их числу, безусловно, относится Татарстан, который быстро развивается на государственных вложениях в связи с Универсиадой, юбилеем Казани и так далее. Плюс республика развивается на нефтянке и на нескольких крупных предприятиях. Регион растет в экономическом плане, в том числе благодаря прекрасно обустроенной Казани — современному городу, куда стекаются люди и из соседних регионов с достаточно высокими доходами. Вопрос заключается в том, что в Татарстане, в отличие от многих субъектов РФ, сложилась весьма благополучная высшая прослойка среднего класса. Эти люди получают хорошие доходы, заняты в успешных компаниях. Доходы «вышесреднего» класса тянут среднюю зарплату в РТ вверх. Но, если мы возьмем татарскую глубинку и сравним ее с башкирской или удмуртской, особой разницы в уровне доходов (крайне низких) не увидим. Медианная зарплата как раз прекрасно показала бы, что разница между Татарстаном (за исключением Казани, Набережных Челнов и еще двух районов, где сосредоточена нефтедобыча и нефтехимия) и соседними не столь благополучными регионами почти исчезает. Но расстраиваться татарстанцам не стоит. Если мы посмотрим на медианную зарплату в Москве, думаю, у многих вообще произойдет взрыв мозга.

«Официально средняя зарплата в Москве в июне 2019 г. находилась на уровне 96,3 тыс. рублей в месяц, но, если мы возьмем медианную, она окажется равной всего 66 тысячам» «Официально средняя зарплата в Москве в июне 2019 года находилась на уровне 96,3 тысячи рублей в месяц, но, если мы возьмем медианную, она окажется равной всего 66 тысячам» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Неужели в столице так плохо обстоят дела с доходами населения? Ведь считается, что Москва «жирует» за счет провинции, а москвичи, что называется, зажрались?

— Официально средняя зарплата в Москве в июне 2019 года находилась на уровне 96,3 тысячи рублей в месяц, но, если мы возьмем медианную, она окажется равной всего 66 тысячам, а в Петербурге, например, составит всего 51,2 тысячи рублей, то есть всего на каких-то 4 процента выше мифической средней по стране.

— Наверное, это за счет тех же гастарбайтеров, которые портят «среднюю температуру по больнице»?

— Москва — очень сложный в социальном аспекте регион. Москву и Питер в плане зарплат нужно считать не по прописанным, а по работающим в этих городах людям. Недавно было исследование, показавшее, что подоходный налог в Москве платят жители почти 40 регионов России. Люди приезжают, работают, платят на месте подоходный налог, при этом их зарплаты ниже, чем у москвичей. Московские работодатели затем и привлекают не только иностранцев, но и жителей российских регионов, чтобы меньше платить сотрудникам. Лишь медианная зарплата показывает реальное положение дел на рынке труда столицы России. В Москве и Питере, конечно, не редкость зарплаты по миллиону рублей в месяц, именно они задирают среднюю зарплату в статистике. Но медианные зарплаты даже в столицах, как я уже сказал, не так велики.

— Значит, купающаяся в деньгах Москва — это миф?

— Здесь многие купаются в деньгах, и это «тащит» вверх цены на товары, недвижимость, парковки, не говоря уже о стоимости частного образования и здравоохранения в столице. Но надо понимать, что московские пенсионеры хотя и живут лучше российских, но, извините, не в разы. А если мы добавим к Москве ее города-спутники, которые работают на столицу, станет очевидно, что в целом население этого мегарегиона вовсе не шикует.

«Во всей российской промышленности занято не более 8–10 МИЛЛИОНОВ человек»

— Если по статистическим данным о благосостоянии россиян судить сложно, то какие критерии здесь применимы?

— Портрет российской бедности такой — это прежде всего люди в возрасте, у нас подавляющее большинство пожилых бедные, в отличие от западных стран. Затем это люди с детьми или неполные семьи (около четверти российских детей растут в бедности, и почти треть таких, которые живут в неполной семье). И, конечно, это люди в неблагополучных регионах, где, объективно говоря, просто нет денег и прилично оплачиваемой работы.

— Еще «майские указы» Владимира Путина 2012 года предусматривали создание 25 миллионов высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Насколько масштабным стало это явление спустя более чем 7 лет? Появилась ли в России рабочая аристократия?

— С одной стороны, рабочая аристократия появилась, особенно в последние годы, когда наметилось оживление в промышленности и программы по импортозамещению. Спрос на квалифицированных инженеров и рабочих серьезно вырос. Эти люди получают довольно высокие, особенно на фоне средних по регионам, зарплаты. Но это очень узкая прослойка. Во всей российской промышленности на сегодняшний день  заняты не более 8–10 млн человек. Из них несколько сотен тысяч человек обладают компетенциями в высокотехнологичных отраслях и получают достаточно хорошие зарплаты. Ни о каких миллионах, тем более десятках миллионов, как видно, не может идти и речи.

Кроме того, в России очень высокий уровень зарплат у управленцев. За последние 10–12 лет резко вырос разрыв между обычным персоналом компаний и топ-менеджерами или даже просто менеджерами на уровне начальников отделов и управлений. Этот разрыв в доходах составляет десятки раз. Мы знаем о том, что сегодня российские топ-менеджеры получают подчас в разы больше зарубежных коллег. Кейс Дмитрия Рогозина говорит о том, что разрыв между ним и директором НАСА по зарплате составляет больше 10 раз. Герман Греф получает в 50 раз больше, чем руководитель американского федерального резерва — Центрального банка. Не до конца понятно, в чем уникальность компетенций этих людей, которая обеспечивает им такие высокие доходы.

Наша бедность вызывает такое пристальное внимание в обществе именно в контексте неравенства. Если бы страна была бедной равномерно, как был беден Советский Союз, тема бы так остро не поднималась. Да, конечно, в СССР были отдельные люди, которые имели в разы больше, чем остальные, но они так сильно не выделялись на общем фоне.

«Герман Греф получает в 50 раз больше чем руководитель американского Федерального резерва — центрального банка. Не до конца понятно, в чем уникальность компетенций этих людей, которая обеспечивает им такие высокие доходы» «Герман Греф получает в 50 раз больше, чем руководитель американского федерального резерва. Не до конца понятно, в чем уникальность компетенций этих людей, которая обеспечивает им такие высокие доходы» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Звучат предложения снизить уровень неравенства, реформировав систему налогообложения. Последняя инициатива — отменить НДФЛ для самых малообеспеченных, введя налоговый вычет в размере МРОТ. Для компенсации выпадающих доходов бюджета предлагается поднять НДФЛ для богатых примерно до 16 процентов, отменив таким образом нынешнюю плоскую шкалу подоходного налога в 13 процентов. Как вам такая идея?

— Да, уменьшать уровень бедности в мире принято путем увеличения налогов на богатых. Но не везде это есть. Скажем, в Америке после налоговой реформы Дональда Трампа впервые 400 самых богатых семей заплатили налоги по ставке меньшей, чем низшие 50%. То есть в США практически вышли на плоскую шкалу подоходного налога. Но и в Европе, и в Америке люди, которые получают среднюю для России зарплату, вообще ничего не платят в виде налогов. Налогообложение стартует с доходов от 500–800 евро в ЕС, в Штатах самые малообеспеченные 20 процентов населения подоходный налог не платят. Что касается указанной вами инициативы, я бы ее несколько конкретизировал. Во-первых, нужен не вычет в виде МРОТ (в этом случае мера коснется всех и сильно сократит доходы бюджета), а именно освобождение от налога тех, у кого доход меньше МРОТ, тогда от схемы выиграют реально бедные, а бюджет не почувствует существенных проблем. Во-вторых, не нужно повышать НДФЛ до 16 процентов, так как это сильно ударит по среднему классу, который зарабатывает деньги с большим трудом, а богатые такого повышения не заметят. Я бы скорее поддержал инициативу депутатов от «Справедливой России», многократно проваленную в Думе, о повышении НДФЛ до 18 процентов только для заработков от 24 миллионов рублей в год и выше. Эта мера затронула бы всего несколько десятков тысяч человек, но в значительной степени компенсировала бы потери от отмены налога на бедняков.

«Главная тайна состоит в том, что Россия на самом деле страна бедная»

— Если говорить о прогнозах на 2020 год, то, на ваш взгляд, пойдет ли правительство на отмену НДФЛ для малообеспеченных? Это же напрашивающееся решение.

— У нас государство любит взять у людей деньги в виде налогов, провести через бюджетную систему и во что-то вложить якобы ради людей. Вопрос в том, каков размер того пирога, который пытаются распределить, чтобы решить проблему бедности. Если взять общий бюджет здравоохранения, например, и тот, что проводится через региональные и федеральный бюджеты, и через ОМС, он составляет в этом году 2,9 триллиона рублей. Это, на первый взгляд, кажется большой и даже огромной суммой. Но если мы поделим эти деньги на всех жителей России, то на каждого россиянина — от ребенка до пожилого человека — придется чуть меньше 20 тысяч рублей (300 долларов в год). А если мы возьмем, к примеру, Германию (я уж не говорю про Швейцарию) это будет примерно 5,5 тысячи евро. Понятно, что в России ниже зарплаты врачей, дешевле медицинские процедуры, но, когда мы говорим о сложных операциях, оборудовании и медицинских процедурах, цены на них не могут отличаться в 10 раз. Поэтом и получается, что у нас готовы за эти мизерные деньги обеспечивать базовое здравоохранение — условно говоря, пенициллин, йод, бинты, корвалол, но, как только дело доходит до высокотехнологической помощи, мы проваливаемся катастрофически. Отстаем от, допустим, США в 12–20 раз по числу замены суставов, высокотехнологическим сердечно-сосудистым операциям и прочему.

«У нас государство любит взять у людей деньги в виде налогов, провести через бюджетную систему и во что-то вложить якобы ради людей. Вопрос в том, каков размер того пирога, который пытаются распределить, чтобы решить проблему бедности» «У нас государство любит взять у людей деньги в виде налогов, провести через бюджетную систему и во что-то вложить якобы ради людей. Вопрос в том, каков размер того пирога, который пытаются распределить, чтобы решить проблему бедности» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы хотите сказать, что огромные природные ресурсы, 550 миллиардов долларов золотовалютных резервов, мегастройки и супероружие не говорят о том, что Россия страна богатая?

— Главная тайна состоит в том, что Россия на самом деле страна бедная. Бюджетные расходы в РФ в расчете на одного жителя страны ниже, чем в Америке, приблизительно в 14 раз. Ниже, чем в самых богатых странах Евросоюза, — в 20–26 раз. А если мы посмотрим в расходах бюджета на один квадратный километр, то разница по сравнению со Швейцарией не в нашу пользу составит… 365 раз (иначе говоря, скромные швейцарцы тратят на обустройство одного квадратного километра своей территории — а в Швейцарии необжитая часть страны в процентном отношении к общей площади сопоставима с нашей — за один день столько, сколько российские власти за год). Теми деньгами, которые есть в наших бюджетах, поднять уровень жизни в стране невозможно. Выход в том, чтобы дать населению налоговые вычеты за оплату тех или иных услуг. Надо уменьшать излишний прогон денег через бюджеты и внебюджетные фонды, за счет которого жирует бюрократия. Это именно тот путь, который подходит странам с таким, как у нас, уровнем развития.

— У нас вместо этого подняли на 2 процента НДС и финансируют за этот счет нацпроекты…

— Сама по себе идея с нацпроектами, может быть, и неплохая. Но с ними есть две большие проблемы. Нацпроекты делались в разных странах, и главное, что от них рассчитывали там достичь, — это очень сильный мобилизующий эффект. Допустим, есть нацпроект построить пять железных дорог и вот через 8 лет они построены и по ним ходят поезда. Но задания по нашим нацпроектам описаны как медленное, устойчивое развитие. «Довести охваченных амбулаторной помощью в регионах от 55 до 80 процентов к 2024 году» и далее в том же духе. В чем здесь ощущение прорыва? Нацпроектов должно быть немного, но у них должен быть зримый результат, который мобилизует экономики и граждан. Вот мы хотим, чтобы в каждом городе с населением от 500 тысяч человек был аэропорт, и вот бац — они стоят лет через пять. Это люди поймут: не было — и стало. А когда это идет в режиме общих разговоров, мобилизации не происходит.

Второй момент в том, что за нацпроектами стоит большое лукавство. Иностранцы вообще многое у нас не понимают. Я несколько лет назад общался с западными политологами, которые выражали ужас по поводу того, что наш президент создал Нацгвардию, они подозревали, что государство призвало под ружье дополнительно 400 тысяч человек, и, наверное, с помощью этих войск собирается начать какие-то массовые репрессии. Я им объясняю — ничего не создано, просто в Нацгвардию переименованы Внутренние войска МВД, ни одного лишнего человека там не появится. У людей просто наступал шок.

— По-моему, численность внутренних войск после этой реформы даже сократилась…

— Вот именно. Но этого поначалу мало кто понимал. То же самое с нацпроектами. А что, у нас бюджет увеличился на 20 триллионов рублей (именно столько должно в целом уйти на их реализацию)? Да нет же, он такой же. Российский бюджет в плане расходов уверенно растет по 7–8 процентов в год, не более. Фокус в том, что прежний бюджет, распределяемый по отраслям, был переведен на проектный принцип. И подсчитать, сколько тратится на конкретные сферы госуправления, стало невозможно. Расходы на здравоохранение, например, теперь запущены по пяти проектам. По сути, нацпроекты — это просто масштабное перераспределение денег внутри бюджета с появлением дополнительных кураторов этого увлекательного процесса. Но это не дополнительное финансирование программ, которые в конечном итоге должны сделать россиян богаче, а их жизнь комфортнее. Ну а без дополнительных денег прорыва ожидать, конечно, не стоит. Смотрите: на нацпроекты к 2024 году будут выделены 20 триллионов рублей. Простите, откуда они будут выделены? Если бы мы добавили 20 триллионов к общим бюджетным расходам, прорыв, наверное, случился бы. Проблема только в том, что их никто не добавляет.

«Вот, город Вашингтон, где нет компьютерных компаний, где доминируют правительственные учреждения, встречать в нем каждый день на улицах десятки русскоговорящих людей нет никаких оснований. Но они там есть и очень много» «Вот город Вашингтон, где нет компьютерных компаний, где доминируют правительственные учреждения, — встречать в нем каждый день на улицах десятки русскоговорящих людей нет никаких оснований. Но они там есть, и очень много» Фото: Азат Ахунов

«Если экспроприировать собственность 200 самых богатых россиян, это увеличило бы зарплаты всех остальных в полтора раза на один год»

— Еще один аспект проблемы бедности — это отток за границу наиболее квалифицированных российских кадров. Они либо физически уезжают, либо, оставаясь в России, работают на иностранные компании через интернет, платят налоги там да и тратят свои деньги в основном тоже не в России. Насколько распространено это новое отходничество и не приводит ли оно к тому, что потенциально обеспеченные россияне становятся богатыми там, а здесь остаются бедные, все глубже затягивая страну в петлю неискоренимой бедности?

— Такое явление, безусловно, имеет место. Но эта тема весьма неоднозначна. Количество россиян, постоянно живущих за границей, выросло катастрофически. Я начиная с середины нулевых подолгу жил в Западной Европе и Америке — могу сказать, что число людей, говорящих по-русски, в Париже, Вене, Лондоне, Вашингтоне увеличилось в разы. Причем меня иногда удивляет этот факт, поскольку в некоторых местах наших соотечественников в принципе не должно быть в таких количествах. Вот город Вашингтон, где нет компьютерных компаний, где доминируют правительственные учреждения, — встречать в нем каждый день на улицах десятки русскоговорящих людей нет никаких оснований. Но они там есть, и очень много. Причем наши соотечественники на Западе часто не оставляют впечатление людей, работающих в высокотехнологичных отраслях. Допустим, в Европе очень много наших работает в сфере обслуживания, в торговле, которая уже во многом ориентирована на русских покупателей, в других сферах, которые не ассоциируются с высокими доходами, с одной стороны. С другой, я бы сказал, что очень много русских в Европе явно вообще нигде не работают. У меня возникает ощущение, что значительная часть уехавших из России получает свой доход из нашей страны.

На этот вопрос очень интересный ответ дает статистика трансграничных переводов частных лиц. Россия получает их очень мало. Она находится в этом году по данному показателю на 18-й позиции, немного опережая, например, Непал, несмотря на то, что объем эмиграции из России колоссальный. Первые места занимают Мексика, Индия, Нигерия, то есть страны, активно экспортирующие рабочую силу. Из этих стран люди массово уезжают зарабатывать и поддерживают оставшихся дома. В России этот феномен практически неизвестен. Для нашей страны баланс трансграничных переводов отрицательный — россияне отправляют за границу в три раза больше, чем получают. Уезжающие либо теряют здесь корни, либо сохраняют их, но, как это ни парадоксально, в сторону выкачивания денег из страны (на Украине и в Молдове, например, эмигранты присылают домой в среднем в 20 раз больше, чем получают из своих родных стран).

— Причины нынешней эмиграции экономические?

— Основной мотив отъезда сегодня не вполне экономический. Люди просто стремятся дать более высокий уровень образования детям и обеспечить им и себе более высокий уровень комфорта. К примеру, не хотят переживать по поводу того, что у них сгорят вклады в «лопнувших» банках или им заморозят пенсионные накопления. Мои одногрупники по университету, которые сделали успешный бизнес, «откешились» и сегодня прекрасно живут в особняках под Москвой, порой прислушиваются к своим детям, которые выучились в Европе и остались там. Дети приезжают к родителям в особняк на Рублевке и говорят: «Вы чего здесь забыли? Продайте этот особняк и купите гигантский дом в Нидерландах, отложите несколько миллионов (не рублей) на пенсию, будете ходить в центр города пешком, не будете торчать два часа в пробках на этой несчастной Рублевке, посмотрите, что вы здесь едите и чем дышите, вы сошли с ума!» Не зря же едва ли не все дети, например красноярской элиты, живут во Франции и Германии, потому что в этом городе просто нечем дышать и уровень онкологии там существенно выше, чем в среднем по России (каждый шестой из умерших здесь — от злокачественных опухолей).

— Власти России разве не видят того, что мы достаточно быстро превращаемся в страну бедных с плохой экологией и крайне некомфортной жизнью?

— Они это понимают. Но чтобы что-то сделать, надо наступить на горло собственной песне о великой державе и заняться насущными проблемами, при этом не будучи уверенным, что их удастся решить. Российская экономика в своем нынешнем состоянии просто не в состоянии обеспечивать нам всем более высокий уровень жизни. Конечно, отток капитала большой, офшоры забиты российскими деньгами, чуть ли не каждый полковник ФСБ — рублевый миллиардер, но это не та ситуация, когда, если бы она завтра исчезла, у всех зарплаты повысились бы в три раза. Если, условно говоря, экспроприировать всю собственность 200 самых богатых россиян (а, замечу, это вовсе не значит получить живые деньги — на 80–90 процентов она состоит из предприятий и недвижимости, находящихся в России), это увеличило бы зарплаты всех остальных в полтора раза на один год. И всё.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (132) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.01.2020 08:36

Каждый раз говорим и пишем об одном и том же - а нас как будто никто не слышит и не читает.

  • Анонимно
    24.01.2020 08:36

    Каждый раз говорим и пишем об одном и том же - а нас как будто никто не слышит и не читает.

    • Бурбаки
      24.01.2020 11:58

      Так вы и пишите тут для себя. А на что надеялись? Думаете, кто то прочтет тут ваши стенания и побежит исправлять положение. Не дождетесь. Денег нет, но вы держитесь. Вот девиз тех, кто сидит там наверху.

      • Оптимист
        24.01.2020 12:35

        Если посмотреть на статистику по экспорту российских нефти, газа и нефтепродуктов, в среднем в год на одного россиянина приходится всего-то 2 050 долларов. Этого у нас никто не хочет принимать во внимание. Все наше нефтегазовое «изобилие» — это каких-то 170 долларов на человека в месяц. Для сравнения: Катар на одного человека с катарским паспортом экспортирует в год энергоносителей на 262 тысячи долларов…
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/454810?utm_source=poll-block

        Лукавит)
        У Катара только нефть
        У России нефть ,газ, уголь, лес, металлы и прочаяя таблица Менделеева

        • Бурбаки
          24.01.2020 13:40

          забыли еще добавить про пресную воду, ее как-то тоже пытались продавать, забыли про землю, которую тоже можно продать, да многое что, даже своих женщин. Но весь смысл то в том, что реально ничего из этого продать невозможно, точнее, можно, но доход будет очень и очень низким для государства. Как тот лес. Его ведь скупают на корню те же китайцы за дешево. Почему за дешево, а потому, что они его сами будут пилить и вывозить. А вот мы сами его не можем пилить, потому как некому. Так что все эти ссылки на лес, металлы и прочие таблицы Менделеева пустое. Чтобы их добыть надо столько затратить, что выгоды то особой и не будет. Точнее, даже так, вся выгода пойдет в карман избранных.

          • Анонимно
            24.01.2020 14:51

            Вот только в реале его пилят "наши" и вывозят "по дешевке, но зато без налогов"

        • Анонимно
          25.01.2020 01:21

          40% полезных ископаемых мира добывают в России, при этом доля населения составляет составляет менее 1,9% от мирового населения. Полностью согласен насчёт лукавства

          • Анонимно
            25.01.2020 20:07

            Откуда берете такие цифры ? Откройте интернет и смотрите добычу по каждому виду
            полезных ископаемых в разрезе стран мира по годам. Фактические данные по добыче даже близко не стоят с вашей цифрой.

      • Изуродовав сознанье
        Мифами и ложью
        Приучили подаянье,
        Чтоб просили с дрожью.

        А при этом будут сами
        Набивать карманы
        И тому, кто на татами
        Бить державно в барабаны...

        • Оптимист
          24.01.2020 12:45

          Ресурсы
          Место в мире

          1 Россия

          Общая стоимость ресурсов: $ 75,7 триллионов.
          Запасы нефти (стоимость): 60 млрд. баррелей ($ 7,08 трлн)
          Запасы природного газа (стоимость): 1,680 трлн. куб.футов (19 млрд. долларов)
          Запасы древесины (стоимость): 1,95 млрд. акров ($ 28,4 трлн.)

          Когда речь заходит о природных ресурсах, то Россия является богатейшей страной в мире. Она лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины.

          В дополнение к наличию такого большого запаса газа и древесины, Россия занимает второе место в мире по величине месторождений угля и третье по месторождениям золота. Кроме того, она находится на втором месте по величине месторождений редкоземельных минералов

          2. Соединенные Штаты

          Общая стоимость ресурсов: $ 45 триллионов
          Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
          Запасы природного газа (стоимости): 272,5 куб. м ($ 3,1 триллиона)
          Запасы древесины (стоимость): 750 миллионов акров ($ 10,9 трлн)

          В США 31,2% доказанных мировых запасов угля. Их оценивают в 30 триллионов долларов. На сегодняшний день они является самым ценными запасами на земле. В стране около 750 миллионов акров лесных насаждений, которые стоят около $ 11 трлн. Древесина и угля, вместе взятые, стоят примерно 89% от общей стоимости природных ресурсов страны. США также входит в первую пятерку стран с глобальными запасами меди, золота и природного газа.

          3. Саудовская Аравия

          Общая стоимость ресурсов: $ 34,4 триллиона
          Запасы нефти (стоимость): 266, 7 трлн. баррелей ($ 31,5 трлн)
          Запасы природного газа (стоимость): 258.5 трлн. м куб ($ 2,9 триллиона)
          Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

          Саудовская Аравия владеет около 20% нефти в мире – это наибольшая доля среди всех стран. Все значительные ресурсы страны заключаются в углеродах – нефти или газе. Королевство находится на пятом месте в мире по величине запасов природного газа. Поскольку эти ресурсы истощаются, Саудовская Аравии в конце концов потеряет высокое положение в этом списке. Тем не менее, это не произойдет еще в течение нескольких десятилетий.

          4. Канада

          Общая стоимость ресурсов: $ 33,2 триллиона
          Запасы нефти (стоимость): 178, 1 млрд. баррелей ($ 21 трлн.)
          Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
          Запасы древесины (стоимость): 775 миллионов акров ($ 11,3 трлн.)

          До открытия залежей нефтеносных песков, суммарные запасы полезных ископаемых Канады, вероятно, не позволили бы ей попасть в этот список. Нефтеносные пески добавили около 150 миллиардов баррелей к суммарному количеству нефти Канаде в 2009 и 2010 годах. В стране также добывается приличное количество фосфатов, хотя месторождения фосфоритов не входят в число 10 лучших в мире. Кроме того, Канада имеет вторые по величине в мире доказанные запасы урана и третьи по величине запасы древесины.


          Россия это не только нефть

          • Бурбаки
            24.01.2020 13:41

            Давай те про запасы нефти и газа в России помолчим. Их реально осталось лет так на десять добычи и продажи за бугор, а дальше даже для внутреннего потребления не остается.

          • Анонимно
            24.01.2020 16:12

            С учётом того, что Россия самая большая по площади очевидно, что всем ресурсам на первом месте. Это в 3 классе знают.

            • Анонимно
              24.01.2020 17:08

              По продаже ресурсов на душу населения тоже первая
              А по качеству жизни-сотая
              Внимание вопрос
              Где деньги???

            • Анонимно
              24.01.2020 18:24

              Россия не первая по всем ресурсам в мире. У нас колоссальный дефицит запасов урана, марганца, хрома, титана, бокситов и многих других полезных ископаемых Внутреннее потребление по этим полезным ископаемым обеспечивается импортом.

    • Анонимно
      24.01.2020 17:48

      С кухонь и компьютерных столов до них стон народа не доходит.
      Вы знаете, где они лучше всего могут вас услышать.

    • Анонимно
      24.01.2020 23:01

      Значит не там и не туда пишете...

  • Анонимно
    24.01.2020 08:54

    А если посчитать не среднюю, и не медианную зарплату, а модальную, вот тут реальный шок буде. Как правило, ровно половина от средней.

    • Анонимно
      24.01.2020 16:12

      Медианная зарплата - наиболее информативный показатель. Лучше, чем мода.
      Медиана показывает уровень жизни "среднего" работника, а мода - уровень жизни "типового" низкооплачиваемого работника.

      • Анонимно
        24.01.2020 17:34

        Сначала таблица умножения. Моды, медианы и прочая вышка для лузеров с дипломом

  • Анонимно
    24.01.2020 08:55

    хорошо написано

  • Анонимно
    24.01.2020 09:02

    400$ за бочку и заживем. Все будет также. Нефть стоила 20$ зпл была выше, цены ниже. Нефтяные компании собирают млрд. прибыли. Не хотят плотить нормальную зпл, за услуги полученные отдают, цены хотят постоянно снижать. Нет у этой страны будущего когда по телевизору кредит за 6%, а по факту 30%

  • Анонимно
    24.01.2020 09:14

    Интересное мнение

  • Анонимно
    24.01.2020 09:15

    Нет не все. Революция в России 1917 года экспроприировала все что смогла и что не успели утащить за бугор "господа". СССР и Советская власть продержалась 70 лет, создав при этом множество новых производств, дала всем бесплатное образование, в том числе и высшее, дала миру много великих ученых и открытий, построила много городов, жилья, космической, авиационной и другой техники, проложила дорогу в космос, развивала сельское хозяйство и кормила всю страну своими, а не китайскими продуктами и многое другое. В конце концов СССР и Советская власть сформировала людей, защитивших страну и мир от фашизма. А что дала нынешняя Россия? Нищету для основного и работающего(пенсионеров в том числе) населения. И все.

    • Анонимно
      24.01.2020 09:42

      пожил я при СССР (правда при позднем, как раз застал генсекопад), спасибо, не надо

      • Анонимно
        24.01.2020 10:17

        Не знаю, сколько вы проживете сейчас, если вы не из "тех".

        • Анонимно
          24.01.2020 11:00

          Всяко не по талонам колбасу покупаю.
          И в очереди за машиной не стою..

          • Анонимно
            24.01.2020 11:38

            И сейчас та колбаса по тем цена будет исключительно по талонам. Сейчас колбасы - навалом. Вся гмо и соевая. Заморская колбаса по заморским цена, только и ЗП должна быть заморская. В коопретивных магазинах тогда тоже задорого можно было купить и без талона

            • Анонимно
              24.01.2020 12:11

              Ну да, о качестве тогдашней колбасы хорошо говорят тогдашние анекдоты про туалетную бумагу. Или фраза шарика из простоквашино о том, где надо брать мясо. Кстати, че щас люди то дольше живут если их всякой химией пичкают?

              • Анонимно
                24.01.2020 14:41

                Туалетная бумага в разы безобеднее сегодняшней разной отравы, которую туда суют.

      • Анонимно
        24.01.2020 10:31

        В совке не было ничего бесплатного!!!
        Это все оплачивалось трудом десятков миллионов, живших от зарплаты до зарплаты.
        А частью рабского труда колхозников и зэков Гулага.
        Не имевших ничего своего.

        Поголовные Пенсии были введены только в 60-х. До этого работай до смерти.

        Из науки и техники все было скоммунизжено с гнилого Запада.

        Вся советская пищевка, от которой вы млеете - технологии 20-х - 30-х годов из гнездилища империализма - США.

        Всё что было построено при совке и гроша ломаного не стоило. Совсем. Потому и был провал - эта промышленность выпускала то, что никому не было нужно!!!

        • Анонимно
          24.01.2020 10:45

          Все богатство форбс нынешних это наследи совка. Тех кто пахал от зари до зари. Но народ получал и квартиру и пенсию и бесплатное высшее образование и учеба была сильнее чем нынешних угадаек. Теперь народ батрачит на этих, питается гмо, платит за учебу, бешенные налоги, пенсии не дождаться и не все могут купить квартиру. Все в долгах, кредитах ипотеках. Солженицину привет передай, за этот бесконечный гулаг нашего времени

          • Анонимно
            24.01.2020 12:00

            Так пусть не батрачит! Не питается ГМО! Не платит налоги ! Пусть живет свободно, российская конституция это позволяет

        • Анонимно
          24.01.2020 10:52

          В СССР нищих и бомжей вообще не было. А сейчас понятие "малоимущий" закреплено на законном уровне. Вам это ничего не объясняет?

          • Анонимно
            24.01.2020 11:50

            Да? А уголовное преследование по статье 209 Тунеядство - это что? Это реальный срок. Это рабство.

          • Бурбаки
            24.01.2020 12:00

            Так по сути, все и были нищими. Это вам ничего не объясняет?

        • Анонимно
          24.01.2020 10:56

          Ничего не было? Тогда, как сформировались в России олигархи?

          • Анонимно
            24.01.2020 11:48

            Народ ничего не получал.
            Совсем.
            У него не было ни своей квартиры, ни земли, ни дома.
            Ни продать, ни купить.
            Запрещено.
            Выехать отдыхать, работать, учиться за границу - запрещено.
            Возмутится грабительскими расценками за труд - запрещено.
            Квартиры ждали по 20 лет!
            Дефицит, тотальный.

            • Анонимно
              24.01.2020 13:38

              24.01.2020 11:48
              Какой дикий бред.
              Дома индивидуальные были собственными и их можно было продавать.
              Кооперативную квартиру можно было купить, но дорого, а по очереди - бесплатно.
              А халява она всегда такая.
              То-то советский народ "нелегально" ездил отдыхать в Болгарию, Кубу и Вьетнам. А внутри страны отдых был гораздо дешевле чем за границей. А у нас и сейчас народ ездит туда где дешевле (только в Турции отдохнуть было дешевле чем в Крыму)

            • Анонимно
              24.01.2020 15:29

              так было, есть и будет! Пора посмотреть правде в глаза, иначе в России не будет. Еще Лермонтов писал: "Страна рабов, страна господ". Владимир Путин это понял давно, поэтому не настаивает на национальных проектах, только вздыхает, поскольку, видимо, полномочий не хватает, да и времени не хватило с последнего переизбрания

          • Анонимно
            24.01.2020 11:52

            А это всё оказалось возможно, если делать только то, что нужно кому-то. И для этого не надо горбатится 70 лет, питаясь талонами в очередях, бесконечных.
            Оказывается - богатство приходит гораздо быстрее, чем 70 лет рассказывать и слушать развесив уши сказки про коммунизм.
            Вон в Европе и Америке - никаких коммунистов, а уровень жизни на порядки выше!!!

            • Анонимно
              24.01.2020 13:41

              Автор сам идейный либерал давно живущий в США вам написал про то, что в США десятки миллионов человек получают талоны на питание.
              ______________
              юди, получающие низкую зарплату, обладают правом на большое количество разного рода пособий, как денежных (в основном в Европе), так и не денежных, как в США, где есть продуктовые талоны и прочее. Если посмотреть на программу food stamps (талонов на питание) в Штатах, то получателями ее являются больше 40 миллионов человек.
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/454810

          • Анонимно
            24.01.2020 12:01

            Еврейская община поработала и сформировала олигархов из бедных пареньков, которых Советы не пускали даже в Моску

          • Бурбаки
            24.01.2020 12:18

            Ну, вы уж тут что-то другое заворачиваете. Олигархи взялись только на том, что поделили те самые нефтяные, газовые месторождения, а трубу провести ничего сложного и сегодня. Они появились и на добыче золота, платины, палладия, меди, серебра, алмазов и т.д. Тут тоже ничего выдающегося. Нашли геологи, затем стали копать ямы, шахты. Этим занимались даже в древности. Лес распилили и продали, тоже богатыми стали. Вот отсюда и олигархи.

            Помню те дискуссии в газетах того времени. Помню те предложения о переходе к рынку, о перестройке, о приватизации. Все соглашались на том, что все, что относится к добыче и продажи природных ресурсов должно оставиться в руках государства на довольно долгий переходный период. Из их доходов предлагали формировать одну третью часть для выплаты пенсии, одну третью часть в фонд будущих поколений, а еще одну третью часть направить на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Вот и все. А все эти рыночные отношения должны были быть сформированы за счет малого и среднего бизнеса на производстве. И по мере их развития в круг должны были вовлекаться и те крупные предприятия, которые были заняты в оборонке или тот же КАМАЗ. Но это на намного более поздних этапах. И для этого должны были возникнуть целая сеть частных малых и средних предприятий, обслуживающих, например, тот же КАМАЗ. Но этого не произошло, а началась дикая приватизация всего и в первую очередь того, что приносила деньги за счет продажи нефти, газа, нефтепродуктов, леса, металлов. Все эти криминальные войны, в которых участвовали почти все те, кого сегодня причисляют к российской элите, к олигархам. Там же были и силовики, и чиновники высшего разряда. Это и заложило основу российского бизнеса. Он в основе своей криминальный или в лучшем случае полукриминальный. Потому мы смотрим все эти разоблачения того же Навального и смеемся, знаем, что все это правда, но поделать ничего не можем. Потому как все это легло в основу российской экономики. А разрушать его, себе дороже, можем вообще остаться у руин, ничего не имея.

        • Анонимно
          24.01.2020 11:32

          10.31 Хорошо, Вы считаете при совке ничего не было стоящего.
          А что есть у нынешней страны? Расскажите

          • Анонимно
            24.01.2020 12:11

            при совке была тупая уравниловка, пломбир за 18 коп и докторская за
            2.20 р из туалетной бумаги.

          • Анонимно
            24.01.2020 12:12

            Подойдите к любой крупной дороге в час пик сами увидите.

            • АН61
              24.01.2020 13:27

              Не надо смешить .
              Если бы в СССР границы для товара были бы открыты как в РФ и цены были соответствующие дороги были бы возможно не менее забиты .
              Кроме того , в СССР понятия "кредитный авто" не существовало ВОВСЕ ,в РФ доля кредитных авто БОЛЕЕ 50 %


              докторская за
              2.20 р из туалетной бумаги.

              Не надо пересказывать здесь сказки ,мы-то в СССР жили .
              Колбаса ,как и многие другие продукты были гораздо выше по качеству чем сейчас . Таких суррогатов как нынче тогда не было .

              • Анонимно
                24.01.2020 15:33

                Надо было открыть границы для товара, тогда бы и СССР может сохранился. В чем дело то было?

                • Анонимно
                  24.01.2020 16:01

                  Так разбежались бы все.

                • Анонимно
                  24.01.2020 16:20

                  15:33
                  Дело было в том, что элита позднего СССР вообще не пыталась решить экономические проблемы Союза.
                  Они решали (и успешно решили) одну-единственную задачу - перераспределить материальные и нематериальные блага в свою пользу, причем так, чтобы передавать деньги и власть по наследству.

                  Попутно добились небольших бонусов - например, создали прослойку реально бедных людей, чтобы было откуда черпать человеческий материал для прислуги и проституции. Мелочь, а приятно.

                • Анонимно
                  24.01.2020 16:54

                  Тогда бы товар по фиксированным советским ценам массово скупался и вывозился в другие страны.
                  Этот "номер" мы проходили во время появления новых валют в новых независимых странах, когда рубли оттуда хлынули на российский рынок спровоцировав наряду с действиями ЕТГайдара гиперинфляцию.
                  Аналогично ФРГ/Западный Берлин действовал против ГДР (немцы с запада приезжали и скупали более дешевый товар в восточной зоне. Жить и учиться берлинцы предпочитали в восточной зоне - там все было дешевле или вообще бесплатно, а работать в западной зоне - там з/п были выше. Т.е получалось что ГДР субсидировала обучение специалистов для ФРГ)

          • Анонимно
            24.01.2020 16:32

            При совке мы ели натуральную продукцию,вспомните на баумана хлебный магазин в подвале какие ароматы шли оттуда,а 1 гастроном на баумана какой аромат колбасных изделий,это незабываемо

      • Анонимно
        24.01.2020 21:12

        Лето 1982 г. Эпоха застоя. Открытие молочной фермы в деревне Старый Узюм Арского района ТАССР
        Декабрь 2019 г. Эпоха прорыва и повышения пенсионного возраста. Закрытие молочной фермы в деревне Старый Узюм Атнинского района Татарстана

        Ферма

        Я приехал в деревню
        В свой Старый Узюм
        И не встретил здесь ферму
        Потому я угрюм

        Там, где люди трудились
        Сквозняки лишь гуляют
        Производства закрылись
        Разве ТАК управляют?

        Здесь амбар был когда-то
        А теперь его нет
        Видно, это расплата
        Нам от рыночных лет

        Здесь молочные реки
        Днями дружно текли
        Но замолкли навеки
        И доярки ушли

        О, моя ты деревня
        Ты мой Старый Узюм!
        Вспять здесь двинулось время
        И я очень угрюм!

        Больше нету той фермы
        Где все детство прошло
        И потери безмерны -
        Это время ушло

        Ты как символ эпохи
        Что нам бед принесла
        Той проклятой дороги
        Что в тупик завела...

        А.В.

    • Анонимно
      24.01.2020 10:21

      Цивилизованный мир все Вами перечисленное сделал без рабского труда и нищенского существования десятков миллионов своих жителей

      • Анонимно
        24.01.2020 11:31

        А то сейчас "цивилизованная Россия" без этого живет?! Как раз сейчас и есть то, о чем Вы пишите...."рабский труд и нищенское существование". В Союзе, по крайней мере, не было такого, что кому-то все, а кому-то ничего....а если у кого-то что и было лишнего он этим особо и не кичился - могло плохо кончится...

        • АН61
          24.01.2020 13:29

          было лишнего он этим особо и не кичился - могло плохо кончится...


          Совершенно верно ,Ваши оппоненты просто невежды ,не читали Ильфа и Петрова и не знают как миллионер Корейко панически боялся показать жизнь не по средствам .

        • Анонимно
          24.01.2020 15:32

          все было как и сейчас, у кого то обкомовские магазины, персональные машины и дачи, загранкомандировки, магазины березка, а основной массе народа: патриотизм в уши.

          • Анонимно
            24.01.2020 16:02

            Так ведь ничего своего. Прям как в администрации Президента РФ.

      • Анонимно
        24.01.2020 11:39

        В реале как раз за счет своих жителей не имеющих гражданства и построил. История США и Великобритании именно об этом и говорит.

        "Цивилизованный мир" построил благосостояние своих немногочисленных граждан за счет ввоза и эксплуатации бесправных рабов из других государств.
        Для решения проблемы доходов граждан по подобному методу, надо ввезти в страну рабов в количестве в 2-7 раз больше чем граждан, эксплуатировать их без права на пенсию, а потом вернуть на родину (или в могилу).
        И как вы себе представляете 300+млн. гастробайтеров в России?

        • Анонимно
          24.01.2020 15:54

          Легко можно представить 300+ млн гастробайтеров для такой территории

    • АН61
      24.01.2020 11:45

      А что дала нынешняя Россия?


      А у них даже мысли никогда такой не было ДАТЬ .По факту переворот 91го произошёл чтобы у всех ОТОБРАТЬ и это продолжается до сих пор .
      Надеяться на то , что эта власть сделает хоть что-то положительное бессмысленно .

  • Анонимно
    24.01.2020 09:16

    И какой вывод ?

    • Анонимно
      24.01.2020 10:41

      Сталинская экономика единственный выход. А все эти капиталисты с прибавочной стоимостью идут лесом.

  • Анонимно
    24.01.2020 09:23

    уехать нам надо всем, пусть чиновники одни живут. Прорывы делают, статистику свою выдумывают, сами свой телевизор смотрят. Флаг им в руки

    • Анонимно
      24.01.2020 10:34

      они с удовольствием это примут.
      Мигрантов навезут и будут в шоколаде

    • Анонимно
      24.01.2020 10:48

      Путин В. одобрит ваше решение )))

    • Анонимно
      24.01.2020 12:44

      А может лучше, что бы все такие чиновники уехали. Земля та наша чем виновата.

  • Анонимно
    24.01.2020 09:27

    Интересная статья. Невзирая на добычу полезных ископаемых- Россия очень бедная страна. Учитывая ее огромные размеры -обустроить Россию невозможно. Видимо судьба такая у России. Хотя в целом Россия пусть бедная , но замечательная страна.

  • Анонимно
    24.01.2020 09:28

    Благополучие россиян наступит при цене нефти больше 100$, остальное всё от лукавого. А сказки про технологии и всякие уклады в России можно читать на ночь, что бы сон сладкий был.

    • Анонимно
      24.01.2020 10:19

      Не наступит, через бюджетное правило цену на нефть уже 6 лет как зафикисировали на уровне $40 и даже $200 за бочку никак ни на курс рубля, ни на цены не повлияет.

      • Анонимно
        24.01.2020 11:04

        10:19. Объясняю мысль ещё раз-наше благополучие зависит исключительно от цены на энергоносители в мире, всё точка! У нас никогда не будет японского качества, отношения к труду и законам как на Западе, мы другие, наш удел торговля нефтью и газом, ещё лес и уголь. Каждый россиянин должен ежедневно просить в молитвах о повышении цен нефть и газ.

    • Бурбаки
      24.01.2020 12:20

      Цена на нефть, вполне возможно, будет и $100 и даже выше, но это произойдет тогда, когда у России и нефти не будет на продажу.

  • Анонимно
    24.01.2020 09:30

    Очень сильная статья и анализ, спасибо большое БО!

    А где то будет дан анализ, почему в прошлом году многие крупнейшие структуры, в т.ч. Татнефть и тд вместо как обычно инвестирования в заводы, внезапно всю прибыль пустили на выплату акционерам?
    Понятно они все выведут из страны.
    Вопрос, они что то значит предчувствуют?что в этом году уже будет национализация и смена всего?

    • Анонимно
      24.01.2020 10:04

      Потому что крупнейший акционер - Правительство Татарстана так решило.
      И полученные 50 млрд. пойдут на программу благоустройства всех дворов в республике.

      • Анонимно
        24.01.2020 10:48

        Уйдут на брусчатку, а через нее в карманы чиновников

      • Анонимно
        24.01.2020 10:51

        Раньше у татар было двсе сказки: Шурале и Су Анасы.
        Теперь третья сказка появилась- 50 млрд. руб на благоустройство дворов.

      • Анонимно
        24.01.2020 10:53

        50млрд. (пока еще виртуальных) за 3 года. А дивидендов СИНХ каждый год около 100млрд. получает (за 3 года - 300млрд).
        Разницу видите?

    • Анонимно
      24.01.2020 10:24

      Вы посмотрите отчеты, есть там и инвестиции, и немало.
      Просто благодаря девальвации рубля у нефтяных компаний (да и всех экспортеров) маржа прилично (в разы) выросла, можно и поделиться с акционерами (тем более зачастую в советах директоров сидят ставленники государства (а там обязательство 50% на дивиденды (уходят в бюджет), ну или СИНХ (как в РТ))

      • Анонимно
        24.01.2020 11:41

        Кто знает как СИНХ использует деньги? Про дворы не повторяйтесь, надоело бредни слушать

        • Анонимно
          24.01.2020 14:43

          у них были отчеты за первые года, в основном на зарплаты (там числится куча "сбитых летчиков" типа Амирова), поездки, командировки тратят, убыточный ресторан бурбон, машины непонятно для кого и т.д.

    • Анонимно
      24.01.2020 11:48

      Статья интересная, но в ней минимум 2 противоречия реальности, где перепутаны причины и следствия

  • Анонимно
    24.01.2020 09:33

    Спасибо БО за это интервью,наверняка власти знают все эти проблемы,но идут по старому пути вопреки здравому смыслу.причина я думаю в нашей ментальности нам нужен барин от которого мы зависим ,получаем крохи и готовы целовать руки что он нас облагодетельствовал. Страх за свою жизнь,нетребовательность к властям,короче отсутствие демократических институтов в нашем обществе,это очень удобная форма существования коррупции, расслоения финансового,неуважение человека.Боимся перемен,поэтому их и нет.

    • Анонимно
      24.01.2020 11:35

      Когда есть барин, к которому идут с поклоном и целуют ручки, то в этом случае страна управляема. Система потому так и выстроена, чтобы большинство зависело от меньшинства

    • АН61
      24.01.2020 12:00

      Перемен-то уже многие не боятся ,вопрос в том КАК осуществить эти перемены .

    • Анонимно
      24.01.2020 15:42

      Хватит уж писать эти бредни про барина. У нас есть царь! Он важнее всех бар. Только он видит за горизонтом, и наче бы 20 лет не просидел. Давайте новую Конституцию, в которой он сядет на Госсовет без надоевших уж и столь затратных на избиркомы и их ненасытных членов выборы. Да и пенсионный возраст ждет не дождется прибавки на 5-10 лет, ведь сколько живут, сколько проедают, а государство страдает: Кудрин изнылся в своё время.

  • Очень противоречивое интервью.
    В общем, этот господин не похож на профессора

    • Анонимно
      24.01.2020 10:02

      Он д.э.н. И очень даже похож. С 15 монографиями, с переведенными на все значительный иностранные языки, и абсолютно бесталанный в практической жизни.
      Именно таким ученый и должен быть, а не занимать место в штатном расписании в очередной псевдоакадемической конторе, которых у нас, например, как грязи.

    • Анонимно
      24.01.2020 13:08

      Он просто начитался книжек Дэниэла Бэлла, и все продолжает вещать о некоем постиндустриальном обществе, кое есть миф западного общества, вызванный переносом реальных производств в Азию. За счет полученной разницы на западе получается платить астрономические гонорары звездам спорта и театра, которые так восхищают сего господина-экономиста.

      • Анонимно
        24.01.2020 14:45

        вы можете отрицать неизбежное, но новый технологический уклад не за горами. и отрицая его вы с большой долей вероятности останетесь в нем на обочине

    • Анонимно
      24.01.2020 13:32

      Давайте по существу, что не правда.

  • Анонимно
    24.01.2020 09:46

    Иноземцев живет и работает в Вашингтоне, собственно все что надо знать про его объективность

    • Анонимно
      24.01.2020 10:10

      А про объективность тех чиновников и госкапиталистов чьи дети и родители там и в Европе живут что надо знать?))

      Неважно где он живет- по изложенным фактам есть внятный ответ?

    • Бурбаки
      24.01.2020 12:22

      Так только там и можно объективно смотреть на то, что тут происходит.

    • Анонимно
      24.01.2020 15:43

      А там, естественно, они заражены бациллой капитализма?

    • Анонимно
      24.01.2020 15:45

      Много живет, долго работает? Поэтому позволяет такое, что краснеет российский телевизор? А там он общается с дочерьми и сыновьями российских чиновников?

  • Анонимно
    24.01.2020 10:09

    Пока долек апельсина всем хватает. Эти советы по правильному дележу от лукавого

  • Анонимно
    24.01.2020 10:24

    Россия по прежнему под санкциями США и Европы. Россия отрезана от гражданских технологий и элементарные лекарства мамы больных детей покупали заграницей а российские полицейские возбуждали на них уголовные дела !!!

    Умирают и мучаются обычные люди и это сотворили действующие власти а не Америка и Европа !!!

    Разрушена практически вся гражданская промышленность России а нам всё втирают про глубинность нации,дают обещания не менять конституцию и не увеличивать пенсионный возраст ....но всё ложь и обман

    • Анонимно
      24.01.2020 11:40

      Хотите как в совке, чтобы нельзя было лекарства за границей покупать?

      • Анонимно
        24.01.2020 13:47

        В СССР лекарства вовсю закупали за рубежом,
        хотя обычно старались купить технологию производства. Но до постройки своего производства активно закупали.

        • Анонимно
          24.01.2020 16:16

          Импортные лекарства в СССР? Одноразовые шприцы были гуманитарной помощью.

          • Анонимно
            24.01.2020 16:45

            Гумманитарную помощь стали завозить только в 1990-е, а до того все закупалось и оплачивалось.

            В аптеках была массово болгарская НО-ШПА, венгерские, югославские, индийские, ФРГшные и швейцарские (Сандоз) лекарства. При этом в конце 80-х начале 90-х компоненты для производства лекарств из России массово шли на "запад" (а вот сейчас те же компоненты идут оттуда в Россию, т.к. в рамках ВТО Россия закрыла заводы по не лицензионному производству лекарств)

    • Анонимно
      24.01.2020 11:42

      Если в Америке родители дадут ребенку препарат без рецепта врача, то их посадят. И ребёнка отберут сразу. И никакие истерики в фейсбуке не помогут.

  • Анонимно
    24.01.2020 11:07

    Вся беда в том что от социализма мы ушли а к капитализму не пришли.так и стоим в раскорячку придумывая опять невесть что в виде то суверенной демократии то какого то государственного капитализма.А и демократия и капитализм как и осетрина бывает только первого сорта.Всё остальное это попытка и рыбку съесть и невинными остаться.Из нищеты нас может вывести только предпринимательство миллионов людей которые будут опять сами ответственны за свою жизнь как в начале девяностых.А нам вместо этого дали в очередной раз правительство налоговых счетоводов которые будут обдирать теперь работящих людей на цифровом уровне.И будет как в позднем союзе когда придумали нетрудовые доходы.Чем это кончилось все знают.

    • Анонимно
      24.01.2020 13:51

      Судя по классическому описанию как раз пришли пройдя "дикий капитализм" первоначального накопления капитала 1990-х к монополистическому капитализму, а сейчас переходим к стадии государственно-монополистического капитализма.

  • Анонимно
    24.01.2020 11:31

    Проблема не только в том что таджики и узбеки занимают ниши и делают данный рынок труда невыгодным городским жителям, а в том что многие деревенские, сельские жители не могут сколотить, тот самый злосчатный, первоначальный капитал, чтоб открыть свое фермерство, или развить, расширив его дальше, вливая деньги в экономику своего региона, своей страны! Неужели нельзя повысить незначительно зарплаты, и нанимать своих деревенских, сельских жителей на те же работы, вахтой? Раскручивая сельскохозяйственую отрасль экономики региона!
    У меня друг фермер пчеловод живёт в деревне, зимой говарит роботы толком нет, - я бы на сезон съездил поработать в город вахтой, хоть на бычков на откорме зароботал, съездил и говарит больше не поеду, условия труда просто не возможные?
    Я думаю государственной программой должно создоватся и всячески поддерживатся данный вид заработка особенно для деревенских жителей своей страны, хотя-бы для данных предприятий водить облегчённый нолог!И надо понимать, что давая деньги деревне, вы развиваете сельское хозяйство(фермерство), данного региона, а не снабжаете деньгами таджиков чтоб они раскручивали экономику Таджикистана!
    Деньги должны оставаться в стране, и помагать, и раскручивать винтики экономики своего региона, своей страны, а не чужого региона, чужой страны!!!

  • Анонимно
    24.01.2020 11:31

    Нам просто не хватает умных и порядочных людей в правительстве. Точнее, их вообще там нет.

  • Анонимно
    24.01.2020 11:39

    Количество сотрудников внутренних войск уменьшилось? Ха-ха, как бы не так. Взять на примере войсковой части, охраняющей пороховой завод. В нулевые годы там была глухая часть с солдатами срочниками. А теперь по улице вдоль забора части проехать и пройти невозможно - вдоль дороги припарковано очень много недешевых автомобилей а на тротуаре постоянно стоят группы военнослужащих по 5-6 человек.
    Как всегда подмена понятий, а в это время увеличение финансирования для своих

    • Анонимно
      24.01.2020 13:15

      Дык были бесплатные срочники, а теперь высокооплачиваемые рабочие места.

  • Анонимно
    24.01.2020 11:46

    — Главная тайна состоит в том, что Россия на самом деле страна бедная. Бюджетные расходы в РФ в расчете на одного жителя страны ниже, чем в Америке приблизительно в 14 раз. Ниже чем в самых богатых странах Евросоюза — в 20-26 раз. А если мы посмотрим в расходах бюджета на один квадратный километр, то разница по сравнению со Швейцарией не в нашу пользу составит… 365 раз (иначе говоря, скромные швейцарцы тратят на обустройство одного квадратного километра своей территории — а в Швейцарии необжитая часть страны в процентном отношении к общей площади сопоставима с нашей — за один день столько, сколько российские власти за год). Теми деньгами, которые есть в наших бюджетах, поднять уровень жизни в стране невозможно. Выход в том, чтобы дать населению налоговые вычеты за оплату тех или иных услуг. Надо уменьшать излишний прогон денег через бюджеты и внебюджетные фонды, за счет которого жирует бюрократия. Это именно тот путь, который подходит странам с таким как у нас уровнем развития.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/454810
    Автор не решился озвучить расходы бюджета равны доходам бюджета, т.е. повышение расходов возможно только в случае повышения собираемости налогов. А нам уже не первый год (и он сам тоже, даже в этой же статье) "на мозги капают" о необходимости поддержки бизнеса путем снижения налогов. В приводимой же им в пример Европе схема иная - налоги там более чем в 2 раза выше чем в России, но вот целый ряд издержек за счет этого лежит не на бизнесе, а на государстве. Но именно от этого у нас отказались в 1990-е, как результат для развития целого ряда бизнес-проектов нет необходимой инфраструктуры, частник вкладываться в нее не горит желанием (ибо все равно будет доступно всем, а расходы будут только на нем), а государство тоже не собирается (у муниципалитетов просто нет своих средств на это).

  • Анонимно
    24.01.2020 11:53

    мы пришли к госкапитализму (который будет отжимать все оставшееся у счеднего класса, чтобы перераспределить в пользу бедных часть конечно себе через проекты), плюс у населения в крови зависть к богатству, и равнение на совок.
    поэтому все мы будем одинаково средне бедными и работать фактически за пайку, которую властьимущие нам назначат.
    Среднему классу теперь будет состоять сплошь из властьимущих

  • Анонимно
    24.01.2020 13:37

    Про бесплатные лекарства хорошо написано. Деньги гражданам на лекарства, чтобы они просто купили их не раздадут, поскольку при этом не будет откатов при размещении госзаказов. И так во всем, максимальное количество денег должно прокручиваться через бюджет, чтобы прилипнуть к рукам чиновников.

  • Анонимно
    24.01.2020 14:45

    Надеюсь, про развитую социалку в ультра капиталистических странах прочитали те, которые все время талдычат "у нас же капитализм, никакой помощи не должно быть людям, рассчитывайте только на себя"? Вам не стыдно?

  • Анонимно
    24.01.2020 15:07

    Автор лукавит в отношении доходов ниже прожиточпого минимума в США и Европе. На самом деле в большинстве (если не во всех) этих стран право на прожиточный минимум гарантируется и обеспечивается государством. А он таков, например в Германии, что после обеспечения основных потребностей (жильё, медобслуживание, питание) остаётся 200-250 евро на всё остальное. Вот и сравните...

  • Анонимно
    24.01.2020 16:33

    Великая страна, великая культура, все великое, включая самомнение.

  • Анонимно
    24.01.2020 16:35

    Большинство российских людей любит халяву и не приемлет никакой ответственности не только за происходящее вокруг, но и за собственную жизнь. Все время ждут, что кто-то все придет и сделает: уберет плевки и мусор, которые они наплевали и оставили, вместо того, чтобы рассортировать его и выбросить самому, соблюдать ПДД, вместо критики количества камер, ходить на выборы и на митинги, вместо посиделок в гаражах и на своих дачных и загородных участках, выкладываться на работе на 100% вместо перекуров и трепа в сети. Пока этого не будет все вы будете просто населением, и не будет ни зарплат как в Европе, ни качества как в Европе, ни отношения к людям как в Европе.

    • Анонимно
      24.01.2020 16:47

      таксист?? я тебя и твою жену кормить не буду. а раз уж решил с начальниками соревноваться. твой проблемы.

  • Анонимно
    24.01.2020 16:49

    ну так за 1,5 года наберем машин, бытовой техники, одежды качественной. не вижу ничего плохого в раскулачивании форбс.

  • Анонимно
    24.01.2020 17:50

    Настоящий позор, стыдно жить на уровне филипинцев и прочих индусов.

    • Бурбаки
      24.01.2020 20:53

      А почему? Или вы так от них сильно отличаетесь?

      • Анонимно
        24.01.2020 23:17

        Впрочем, численность среднего класса в Индии больше чем все население России.
        Средний класс в Индии - уровень среднего американца

  • Анонимно
    25.01.2020 00:19

    Вся беда заключается в том, что никто не куда не уходил. Все Министры, которые были отправлены в отставку вернулись на свои места, только ниже положенного ранга, А зарплату они будут получать также как Министры.
    Не думаю что национальный проект пройдет в России удачно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль