Политика 
25.01.2020

Дмитрий Муратов: «Путин понял, что любовь народа надо возвращать»

Главный редактор «Новой газеты» объясняет, почему отставка правительства и внесение изменений в Конституцию были оформлены как спецоперация

«Путин играл один», — говорит Дмитрий Муратов. И в действительности никто не знает, каковы на самом деле планы Путина и когда и как они будут осуществлены. Ясно одно: Путин отлично понимает, что нынешняя элита с управлением страной без него не справится. Цену этой элите президент знает. И вот сейчас он создал ситуацию, когда у него есть любые возможности любых действий. «Он всех уравновесил, всех принизил, все стоят ровно, дышат правильно, то есть замерев», — констатирует Муратов.

«Несколько месяцев по стране продолжается безумие с сообщениями о ложных минированиях» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭКСПЕРИМЕНТ С БЛОКИРОВКОЙ

― На сайте «Новой газеты» появилась публикация, которая называется: «Зарегистрировал аккаунт, не прибегая к ухищрениям». Речь идет о заблокированном почтовом сервисе. Как говорится, по крайней мере, в сообщении пресс-центра ФСБ России, это та самая ось зла…

― Startmail.

― Startmail, который рассылал все эти сообщения с угрозой взрыва, после чего всех эвакуировали бесконечно по Москве. Что сделала «Новая газета»?

― Давайте я напомню. Несколько месяцев по стране продолжается безумие с сообщениями о ложных минированиях. Эвакуации только в Москве подверглось более миллиона человек. По стране это уже десятки миллионов человек от Дальнего Востока и до Москвы идут эти «минирования».

Мне моя знакомая учительница, у которой школу эвакуировали уже дважды — а у них рядом со школой детский сад, который относится тоже к школе — ну, как, говорит, детей вытаскивали на улицу, там одевали и выдавали родителям как новогодние подарки.

― Если успели прибежать.

― Да. В государственных СМИ информации об этом очень мало. А страну ведь реально трясет. Потому что, во-первых, никто не знает, что правда, что неправда.

Было отличное предположение в расследовании ВВС, что это человек, которому православный олигарх Малофеев не отдал принадлежащую ему криптовалюту и, таким образом, угрожает и требует, чтобы ему вернули деньги.

И когда нас тоже это уже окончательно достало, потому что со всей страны — у нас Ира Гордиенко делала большую подборку — Мурманск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Владивосток — отовсюду приходят от наших корреспондентов о том, что происходило и сколько десятков тысяч человек.

Мы уже напечатали письмо Бортникову о том, что «уважаемый господин директор Федеральной службы безопасности, у вас гигантский бюджет, у вас же полно возможностей, у вас „законы Яровой“, камеры на каждом шагу; таких айтишников, как у вас, собственно говоря, нигде и нету. А почему страну трясет, а вы, вообще, молчите? Вот почему, по какому такому безответственному праву ничего народу нее рассказываете?»

Буквально через два дня после этой петиции, которая активно на сайте change.org — петиция, созданная «Новой газетой» — начала набирать подписи…

― С требованием, собственно, объяснить…

― С требованием объяснить. Мы же понимаем, что это дело, наверное, серьезное. Мы понимаем, что миллионы людей в стране подвергаются угрозам, панике, сердечным приступам, что, в конце концов, это непорядок, когда это всё у нас и с нами происходит. И надо объясняться, надо с людьми разговаривать, надо как-то использовать вторую сигнальную систему в общении, а не только дубинки и маски и не только Котова ловить. А нужно еще найти злоумышленников, которые реально посягают на безопасность страны.

И через два или три дня после опубликования этой петиции обнадеживающее заявление. Мы с радостью его опубликовали — о том, что ФСБ заявило: в Голландии обнаружен сайт. Сайт называется Startmail, в котором есть функция автоматического шифрования сообщения. И именно с него отправлялись эти тысячи и тысячи писем с сообщениями о минировании. И теперь этот сайт заблокирован ФСБ.

И, собственно говоря, мы спокойно вздохнули. Но на следующий день вдруг выяснилось, что все это дело продолжается. И мы даже не почувствовали. У нас даже нет статистики. Ее никто не приводит. Мы пытаемся выяснять это вручную: а прекратилось или нет? И такое ощущение, что даже не уменьшилось.

Тогда Ширяев Валера, наш сотрудник по заданию редакции решил на заблокированном сайте открыть аккаунт, свой почтовый ящик. И к нашему изумлению вчера в 18 часов он спокойно, не используя пути обхода, не используя VPN и иных ухищрений, просто взял и открыл там почтовый ящик. С этого почтового ящика он отправил письма ряду наших сотрудников, в том числе, собкору в Брюсселе Александру Минееву. Минеев тоже там зарегистрировал почтовый ящик, находясь в Брюсселе.

Это стало занимательно. Нам стало понятно, что ничего не заблокировано, если просто так из любой точки — хоть из Европы, хоть из Москвы, хоть из Брюсселя (две столицы) — ничего не происходит, всё открыто и всё работает. Какая цена тогда слову про блокировку?

Однако в 22-00, когда снова пробовали залезть в этот почтовый ящик, выяснилось, что он заблокирован. Но в 22-30, используя примитивную схему с VPN, Ширяев с этого почтового ящика уже отправил письмо директору нашей Службы безопасности Бортникову. Прямо с этого ящика отправил письмо в несколько известных адресов наших подразделений нашей ФСБ, где рассказал, собственно, ту историю, которую я сейчас тебе поведал о том, что «вы сказали заблокировано, а мы оттуда сейчас вам отправили письмо». Могли, между прочим, что угодно в этом письме написать, понимаете?

― Но вы же приличные люди в «Новой газете».

― Мы же хотим, чтобы спецслужба справилась с этим вызовом. Мы же не хотим их уесть, ухищренным каким-то образом специально показать, что вы ни на что не годитесь. Безусловно, на что-то годятся. И террористических актов стало меньше. Всё, согласен с этим. Но тогда, раз вы пообещали обществу, что заблокировано, значит, уж заблокируйте.

Вот такой эксперимент мы провели. И я очень рассчитываю, что уязвленное самолюбие высоких профессионалов, которые, безусловно, работают в специальных подразделениях, связанных с киберпреступностью ФСБ, смогут с этим разобраться.

Вот такая история эксперимента «Новой газеты».

― История, правда, шикарная.

― Шикарная, согласен.

― Я понимаю, когда ФСБ ничего не говорит. Ладно, хорошо, ФСБ редко с нами разговаривает, слава богу. А вот, например, столичные власти могли бы что-нибудь сказать, как-то успокоить людей. Почему власти-то ничего не говорят? Почему федеральные каналы [молчат]?

― Я думаю, что было принято на первом этапе правильное решение — как раз не раздувать панику и не работать на руку тем, кто сеет кошмар.

― Не провоцировать новую.

― Но когда это коснулось уже десятков миллионов людей, членов их семей, из соседних школ. И это пишут уже во всех социальных сетях. И уже каждый аккаунт знает о том, что это происходило, вот тогда цель уже все равно достигнута. Слишком долго это не было пресечено. Здесь уже надо открывать рот и говорить: «Занимаемся, Смотрим. Статистика такая… Обязательно об этом расскажем».

― Но нет.

― Но, к сожалению, не хватило умения разговаривать с людьми. Потому что здесь нужно как бы немного оправдываться и объясняться. А у нас как привыкли разговаривать, видели, да? Игнатьев этот, чувашский президент два дня подряд зажигает. Первый раз он зажег, сказав, что журналистов надо мочить, которые неправильно его критикуют. А второй раз он заставил пожарника прыгать за ключами пожарной машины как за конфеткой: «А ну-ка отними!»

Вот если они умеют разговаривать только хамски, то это один вариант. Вот один вариант общения элиты с собственным народом. А второй вариант: да, общаться, искать общий язык. Иногда не стесняться сказать: «Извините, мы стараемся, но пока не получается. Но мы стараемся». Ничего страшного. Надо извиняться, надо говорить пожалуйста, надо говорить спасибо.

― Это прямо странно, я не представляю себе, что должно произойти…

― Я думаю, что люди бы поддержали усилия.

― Конечно, поддержали.

― Люди мало ли чем еще могли помочь. Вот так.

«Путин не верит в верность преемника. Он не верит в устные, словесные гарантии» Фото: kremlin.ru

 «ПУТИН ИГРАЛ ОДИН»

― Про Конституцию надо поговорить, конечно. Нравится ли вам, Дмитрий Муратов, нынешняя Конституция?

― А она есть?

― Она как документ, безусловно, есть.

― Как документ, принятый в новом чтении или как старая Конституция?

― Старая.

― А сейчас какая Конституция действует?

— 93-го года.

― То есть новая еще не принята.

― Нет, только в первом чтении приняли.

― Но мы ее как бы уже считаем, что всё, ей кирдык. Она подбитая утка, да?

― Вот это вопрос. Она подбитая утка-то уже давно, потому что в не же уже вносились правки и относительно срока президента и так далее. Но, тем не менее, стоило ли так расстраиваться, если все равно Конституцию никто [не читает]?

― Ира, я один из немногих людей в стране, который честно говорит, что он не понимает, что сделал Путин. И, более того, есть подозрение — я смотрю на разных людей, которые говорят, что они понимают — мне кажется, что только Путин понимает, что и зачем он сделал.

― Это имеется в виду тот день…

― Когда Федеральное послание… Мне кажется, что только один человек понимает, что и зачем затеяно. И я понимаю, что он играл один. Вот, понимаете, один, без партнеров, без окружение, без аппарата. Мишустин не знал вплоть до назначения, что он будет премьер-министром, хотя всегда входил в обойму перспективных таких digital-менеджеров. Медведев не знал, поэтому такая уязвленность произошла. Не было никакой утечки, все было сделано по законам специальной операции. И Путин играл один.

Знаете, есть такие партии, когда игроков у бильярда стоят двое, один подходит и, не давая партнеру сделать ни одного удара, заколачивает всё в лузу.

― С первого хода.

― Сбрасывает перчатки и отходит. Всё, игра сделана. Путин показал, что игра сделана. И он один может сделать игру. Зачем он это показал? У меня два варианта.

Первый вариант: это проверка могущества. Ну, вот посмотри, моментально согласились за один день с принципиальными изменениями в Конституции, ну, например, приоритет международного права или не приоритет, противоречие между статьями 15 и 79 Конституции; увеличение полномочий президента, уменьшение полномочий премьера.

Сумасшедшее супер-вето, которое президент может внести на любой стадии прохождения законопроекта. Не углубляясь в детали, но это серьезное изменение, особенно для элиты. Они серьезны и для людей, которые не понимают, почему надо уменьшать количество конституционных судей. Потому что там появляется МРОТ, который должен быть равен прожиточному минимуму, там появляется индексация пенсий, в том числе, для работающих пенсионеров. И там появляется важная история с материнским капиталом.

И уже чуть менее масштабно, касающееся не совсем всех, но это горячие завтраки школьникам. Эти вещи людям понятны. Вот эти не очень понятны.

Вот почему это сделано? Это проверка могущества. За один день Конституционный суд согласился, что это будет на 8 человек меньше. За один день все оппозиционные партии сказали — президента прав. За один день парламент принял все эти поправки, и за один день была собрана Конституционная комиссия, которая проработала два дня, приняла все поправки. И за один день правительство отлично поняло, что от него требуется, и в полном составе ушло в отставку. Это ли не проявление абсолютной власти над всеми ветвями — судебной, законодательной и исполнительной? Разве нет? И еще над партийной системой.

Вот это было показано. Теперь, мне кажется, коренная ошибка различных наблюдателей, кроме, пожалуй, Становой и Рогова. Они подумали, что всё на этом закончилось. Это не так.

― Всё только началось?

― На этом не закончилось. Если это сделано с таким шиком, как это сделано президентом Путиным, значит, следующий шаг, а, может быть, два шага покажут и проявят истинные намерения. Поэтому это нам надо ждать. Одно из предположений у меня есть. Я их скажу.

― Когда?

― Я сейчас могу сказать.

― Давай.

«Майские указы» Путина ни фига не выполняются»
Фото: «БИЗНЕС Online»

 «В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ СТАЛО ПОНЯТНО, ЧТО ЛЮБОВЬ НАРОДА НАДО ВОЗВРАЩАТЬ»

― Давайте я скажу первое предположение. Российский народ больше не выносил правительство Российской Федерации. Но возникает устойчивое… знаете, как в судебных приговорах пишут или в «Мимино»: «Испытываю личную неприязнь». Испытывал личную сильную неприязнь, что кушать не мог. Просто больше не могут.

У нас самый большой и могучий флот миллиардеров на эти яхтах, а «майские указы» Путина ни фига не выполняются. Посмотрите, было сказано, что зарплата учителей должна превысить двое зарплату по регионам. Ничего подобного. Росстат сначала считал, что она должна быть 32 тысячи, но по тому же Росстату получается, что 7—14.

— 7―14?

— 7―14 тысяч, конечно. Вот сейчас в эфир тебе любой учитель позвонит — только не берем Москву, хорошо? — и скажет, что да. А потом еще набирай часы, а потом еще бери классное руководство, потом иди в муниципальное учреждение дополнительного образования, знаменитое МУДО, про которое писал прекрасный Леша Иванов.

Смотрите, не выполнены распоряжения «майских указов»: 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603… Короче говоря, ни по зарплатам, ни по каким другим делам всё это дело не выполнено.

Беру программу правящей партии, согласованной с правительством. Чего они обещали? Я беру срок правления этой власти.

― То есть 25?

― Я возьму поменьше. Уж не буду я… Буду я благосклонен. 12 пусть. В 2008 году минимальный размер оплаты труда в России достигнет прожиточного минимума. Не выполнено. Сейчас это закреплено в Конституции. Прошло 12 лет.

Двукратный рост пенсий в ближайшие годы. Нет.

Увеличение средней зарплаты до 2700 долларов США. Внимание! Это говорит партия «Единая Россия» в 2008 году. Партия, которую возглавил премьер-министр Медведев после окончания своего срока полномочий.

Да, зарплата не 2700 долларов США, на 2 тысячи меньше, она составляет 767 долларов США.

Дальше могу вам сказать, что должно быть по 30—35 квадратных метров на человека и жилье должно достаться людям независимо от их дохода. Нет, ни фига не получилось.

Должен преобладать средний класс. Он уменьшился.

Должно быть резко сокращена смертность населения. Она увеличилась.

― Подожди. Скворцова говорит, что ничего подобного, что за последние там… смертность упала.

― Вы знаете, я ориентируюсь на Роскомстат, а не на госпожу Скворцову. Вы должны меня в данном случае извинить.

И вот так у нас, друзья, проходит фактически по всем делам. Любой человек в стране знает, что когда докладывают президенту председатель правительства или его министры, в том числе, министры образования или здравоохранения, в том числе, что зарплаты учителей и врачей достигли того уровня, которого вы хотели, мы отлично знаем, как это достигается. 0,3 ставки и тогда целая ставка — это то, что достигает уровня.

Или постоянное явление, абсолютно всюду: санитарок переводят в уборщицы, а врачей переводят в санитарки. Не хочешь — увольняйся. И это повсеместное явление. Дробление ставок.

То же самое происходит во всей науке. 0,3 ставки. А если умножить, то получается неплохо. Кого обманывать-то? Народ ведь все знает. Народ, когда слышит, как докладывают президенту про эти успехи, вой же стоит — вой и хохот.

― И что, Владимир Путин услышал вой и хохот народа?

― Слушайте, я вам хочу сказать, что, конечно, президент страны последние годы уделял планете и миру больше внимания, чем нам, которые здесь сидели дома. Но в какой-то момент стало понятно, что любовь народа надо возвращать. Потому что тезис «Денег нет, а вы держитесь» не действует, потому что «Деньги есть, а мы вам не дадим» — это же появилась новая совсем история.

И для того, чтобы за эти обещания, которые я вам сейчас перечислил, как бы уже не отчитываться, но люди ведь спросят — на выборах в парламент…

― Вот будущий год…

― На будущий год спросят: «Ребята, а вот это вот что? А можно все ваши программы?..» Залезаешь в интернет, скролишь — видишь все программы правящей партии и спрашиваешь: «Чего? И вот это достигли? И вот это?» А вот еще была стратегия 2020, которая в этом году должна быть реализована. А как же! За эту стратегию ее разработчик — кстати, там светлые головы многие были — получили научные звания, высокие правительственные награды, премии, различные поощрения и продвижения. Где эта программа? О чем разговор?

Поэтому ты убираешь это правительство. Ну, и, как вы видите, ну, ребята — уже все наказаны. Вот мы обнулили обязательства. Ну, чего вы от нас хотите? Уже же всё же. Всё.

«Медведев оказался верным другом и уступил место, но ведь были какие-то моменты, когда, наверное, Путин усомнился в нем, а Медведев усомнился в том, что ему не надо идти на второй срок»Фото: kremlin.ru

― Следующий шаг — распустить «Единую Россию» тогда.

― Ой, слушайте. Это как бессмысленно существование, так бессмыслен и роспуск. Уверен, что об этом не думают. Ведь для того, чтобы принять конституционные поправки, должно 300 или 305 (по-разному считают) голосов в Думе. Сейчас там 343 голоса в Думе. Ведь кто-то же должен это принимать. Поэтому как ты распустишь? А кто тогда проголосует? А не факт, что их снова выберут. Надо же, пока те выборы не состоялись, еще эти поправки провести, понимаешь?

― Конечно.

― Потому что там все-таки какая-то непредсказуемость еще существует.

― Почему так быстро.

― А как же. Ну, надо же сейчас же проголосовать.

― И к тому времени как — уже никак…

― Так все же уже есть, да?

А вторая вещь, как мне кажется: Путин не верит в верность преемника. Он не верит в устные, словесные гарантии. Он знал, что Медведев оказался верным другом и уступил место, но ведь были какие-то моменты, когда, наверное, Путин усомнился в нем, а Медведев усомнился в том, что ему не надо идти на второй срок. Ведь были наверняка такие моменты. Власть. Радиация власти так устроена, что у партнеров возникают сомнения в отношении друг друга.

Он не верит в верность преемника. Ведь тот же самый Владимир Владимирович Путин, когда попрощался за руку с Борисом Николаевичем Ельциным в Кремле и тот из него уехал, он же через какое-то время гимн поменял и слова заказал Михалкову. И Ельцин очень хотел приехать на телевидение и там заявить о своем несогласии, но его удержали перед входом в студию. Поэтому Путин тоже всё понимает на своем опыте. 

«ПУТИН ПОНИМАЕТ, ЧТО НА ЭТУ ЭЛИТУ ОН СТРАНУ ОСТАВИТЬ НЕ МОЖЕТ»

― Итак, Путин может не верить преемнику и поэтому…

― Не верить преемнику, играть один. Понимать еще одну вещь. Понимать, что на эту элиту он страну оставить не может. Он, конечно, сам ее создавал, но цену он ей знает.

― Поэтому и знает.

― Поэтому и знает. Тут крик несется с двух сторон — вот этот крик на похоронах: «На кого ты нас оставил?», а с другой стороны раздается спокойный голос: «На кого ж я вас оставлю?» И это вот приблизительно так сейчас устроено. Поэтому и Мишустин — один из тех людей, который заменяет чиновника цифровым кабинетом налогоплательщика, личными аккаунтами. Он же как бы разграничивает, демаркационную линию проводит между бюрократией, которая принадлежит государству (это Явлинский недавно вспомнил эту фразу Маркса), и народ. Их надо отграничить друг от друга. И вот здесь встает Мишустин со своим отличным диджитал-видением мира. Он, конечно, сделал гениально, то, что сделано — налоговое и всё это.

― Да, я согласна.

― Ну, просто удобно. Каждый же из нас пользуется. Но занимает меня еще одно. Вот знаешь, недавно президент у нас принимал присягу, он клал правую руку на печатный экземпляр Конституции России, которую сейчас меняет.

— В 18-м году.

― Да. Ну, в 18-м году. Вот недавно совсем. И произносит он 33 слова. Это 33 слова вместе с предлогами и союзами. «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Эта клятва была произнесена. Смотри, там не было сказано «и клянусь изменить ее в первом чтении за один день» или там не сказано «и обязуюсь ее затискать», например. Но там же этого ничего в клятве нет. И Путин решил отступить, хотя юристы нам объясняют, что он ни от чего не отступил, и так всё и должно было быть, и это всё подразумевается.

Но мы понимаем, что он от этой клятвы отступил. Почему? Потому что, видимо, вот эта невозможность понять, на кого же всё это оставить, и, конечно, какой-то план. Я не уверен в том, что я о чем-то догадываюсь, потому что, еще раз повторю, только один человек в стране знает, остальные — шарлатаны. Но одно предположение у меня есть.

Вот недавно президент Белоруссии Лукашенко купил для завода «Нафтан» (это перерабатывающее белорусское предприятие) 80 тысяч тонн норвежской нефти. Типа, ах, Россия не хочет нам нефть продавать по той цене, по которой мы бы хотели ее получать, а мы будем покупать у норвежцев. И вот эти 80 тысяч тонн, танкер пришел, и вот эта нефть теперь есть в Белоруссии. Ее встречали, как заметил наш собкор Ира Халип, как будто, знаешь, хлеб по Ладоге. Вот так вот встречали, с такой помпой, это такие отчеты были. Звучала трагичная и при этом бравурная музыка. Но 80 тысяч тонн, я могу тебе сказать, это 2,7 дня для работы «Нафтана».

У нас он покупал нефть (Лукашенко). Баррель нашего Urals стоил 65. В тонне нефти 7,28 барреля. И цена за тонну — приблизительно 473 доллара плюс транспортировка. Итого — 520. Вот столько стоит норвежская нефть. А Россия поставляла по 364 за 19-й год. Разница-то у нас какая? Офигительная, да? Больше того, Белоруссии нужно до 6 млн тонн в год на собственные нужды. А Россия продавала 18 млн тонн. Остальную-то нефть реализовывали, получая по одной цене и продавая по другой. Это был огромный батькин бизнес под всеобщие разговоры про интеграцию, что вот уже сейчас я стану губернатором Белорусского края.

Ничего этого не происходит, потому что хочется нефть получать по 364, как фактически гражданину России, а править хочется, как человеку, который разводит Европу и Россию и правит уже дольше, чем…

― Дольше, чем Путин.

― Дольше, чем Путин. И вот даже вот эти меры, которые приняты с Конституцией — это огромный знак Александру Лукашенко. Он такой — обойдемся без тебя. И я когда вот это начал понимать и считать эти цифры — Ира Халип у нас в «Новой газете» их опубликовала все — они крайне красноречивы, все эти цифры, весь этот блеф, когда ты: «Ааа, мы будем жить!», а этой жизни хватает на 2,7 дня с норвежской нефтью и понятно, что надо… Я сегодня смотрю, к эфиру уже подхожу — Лукашенко хочет возобновить переговоры о цене на российскую нефть, потому что с тем правительством не договорился, а вот с новым сможет договориться. Не сможете, Александр Григорьевич, по какой-то причине. Я это знаю.

Пока вы не пойдете на то, что у нас будет новая страна, в которой будет новая общая Конституция, и не произойдут процессы интеграции, и, соответственно, вам, надеюсь, понятно…

― Кто будет.

― …Кто там будет президентом, до тех пор 364 вы не увидите. Это на мой взгляд. Это мой такой свирепый взгляд на вещи.

― Я понимаю, что никто не знает, кроме Путина, но…

― Никто не знает, кроме Путина. 

«ПУТИН СОЗДАЛ ДЛЯ СЕБЯ СЕЙЧАС ПРОСТО ЛЮБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

― Но есть ли какие-нибудь вообще мысли или хотя бы ощущения от слова «Госсовет»? Что это вообще? Зачем?

― Знаешь, про это ведь очень много говорили. И говорили, что Госсовет — это, возможно, такая структура, которую возглавит Путин для того, чтобы. Но как-то это всё вяло совсем, это как-то квёло и как-то совсем это не заходит. Как говорят, не зашла шутка. Про Госсовет — не зашла. Зачем это Путину? Просто, понимаете, он политик с таким гигантским опытом, что он считает намного лучше, чем я и кто бы то ни было.

Я-то предполагаю, что все созданные структуры — вот такое правительство с усеченными полномочиями, вот такой президент с увеличенными, вот такой вот Госсовет, вот такие вот суды и вот такая вот муниципальная вертикаль органов самоуправления — это означает, Путин создал для себя сейчас просто любые возможности. Вот сейчас все пути и все дороги открыты, можно развивать любую. Он всех уравновесил, всех принизил, все стоят ровно, дышат правильно, то есть замерев. И фраза Салтыкова-Щедрина, которую Ройзман вспомнил у себя в Твиттере о том, что государство должно держать народ в изумлении, вот это получилось — народ стоит в изумлении.

Есть еще один вывод из этой истории. Ира, он мне очень нравится. Позвонил мне мой любимый друг Шевчук и говорит: «Ты что-нибудь понимаешь?». Я говорю: «Честно тебе, Юр, скажу, Юлианович, ничего не понимаю. Ничего не понимаю, не могу тебе сказать». Он говорит: «Я тоже ничего не понимаю. Мы с тобой вдвоем во всей стране ничего не понимаем». Депутаты всё понимают, хоккеисты и фигуристы в конституционной комиссии всё понимают, политологи всё понимают. Мы с Шевчуком ничего не понимаем. «Но понял я одно», — говорит мне Юлианович. И произносит фразу, которую хочется, как татуировку, просто набивать. — «У них, у этой власти, — говорит, — на шахматной доске фигуры друг друга не едят».

― Это гениально. Это просто гениально. Это правда.

― Но мы же видим, что произошло.

― Да.

― Пока не трудоустроен, по-моему, только…

― Это вчера вы с ним разговаривали?

― Вчера, да.

― То есть вчера вы поговорили, а сегодня стало известно, что Мединский с Орешкиным никуда не уходят.

― Мединский, Орешкин, Дмитрий Козак. И пока непонятна судьба только Мутко.

― Но еще Голодец. Это важно.

― Ну да. Короче говоря, у многих как-то она уже устроилась.

― Это правда, да.

― Поэтому гениальная фраза Юлиановича. Я хочу еще раз ее напомнить. У это власти на шахматной доске фигуры друг друга не едят.

Беседовала Ирина Воробьёва

«Эхо Москвы», 24.01.2020

Дмитрий Андреевич Муратов — один из основателей и главный редактор (с февраля 1995 по ноябрь 2017 и с 2019 по н. в.) «Новой газеты».

Родился в 1961 года в Куйбышеве (ныне — Самара).

Окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета (1983).

Начал работать в газете «Волжский комсомолец», затем стал заведующим отделом комсомольской жизни газеты «Комсомольская правда», редактором отдела информации издания.

В 1993 году стал одним из учредителей «Новой ежедневной газеты» и заместителем главного редактора, с 1995 года— главный редактор издания, переименованного из «Новой ежедневной газеты» в просто «Новую газету».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.01.2020 17:02

Извиняйте, но у населения осталось в лучшем случае презрение. Любоff прошла.

  • Бурбаки
    25.01.2020 16:45

    Тут только одно хочется спросить, что они там в Москве курят? Во-первых, так долго рассуждал про анонимные звонки и послания, а потом вдруг вопрошает, а вот они там через VPN смогли попасть на заблокированный сайт. Непорядок!!! Почему это там спецслужбы спят? Дорогой вы наш, на то и VPN придумали, что его только одним способом можно отключить. Это полностью отрубить интернет. Пока он существует будут и такие возможности, без контроля государства и спецслужб заходить на сайты и отправлять свои сообщения.

    И второе. Ну что за объяснение последних инициатив и действий Путина. Опять он белый и пушистый, хочет видите ли оставить другую элиту народу, пусть они только подождут. Вот он за это взялся. И как Дон Кихот будет бороться с ветряными мельницами. Хотя Дон Кихот их и не строил. А вот Путин как раз и окружил себя этой элитой. Это как борьба пчел с медом.

    • Наблюдал как вырождались " Совершенно секретно". Сейяас наблюдаю за "Новой газетой" . Подравняли Муратова . Стало меньше актуалки и смелости. Но и на этом спасибо! Желаю успехов во всем!

  • Анонимно
    25.01.2020 17:02

    Извиняйте, но у населения осталось в лучшем случае презрение. Любоff прошла.

  • Азат Д
    25.01.2020 17:48


    Не вернет после повышения пенс возраста. Сейчас люди всё больше и больше на себе будут чувствовать.

    • Бурбаки
      25.01.2020 18:32

      Нет, дело даже не в повышении пенсионного возраста. Просто из 146 млн. человек, 21 млн. человек живет за чертой бедности. То есть их доход в месяц равен примерно 7-9 тысячам рублей. Это уже даже не бедность, это крайняя нищета на грани выживания. И все попытки прокремлевских чиновников доказать, что и на эти деньги можно жить приводили к плачевным результатам, когда ели только "макарошки". А если 21 млн. живут на грани физического выживания, это и есть то, что может взорваться. Кстати, в основном это те самые пенсионеры, которые вышли на пенсию в свои 60 лет. А если к ним еще добавить примерно 80 млн. тех, кто концы с концами сводит, перебиваясь на нищенскую зарплату то, кризис уже налицо.

      • Анонимно
        25.01.2020 22:16

        Плохо то, что это они понимают больше, чем мы. Но вариантов дать возможность зарабатывать никто не видит. Или не могут.

      • Азат Д
        26.01.2020 08:24


        Вы пенс, вы только о себе думаете. Я я пишу про то, что кому сейчас исполняется 60 лет, вообще ничего не получают.

        • Бурбаки
          26.01.2020 10:58

          Вы, видимо, не понимаете о чем пишу. Не о пенсионерах, а о нищих в России.

          • Азат Д
            26.01.2020 11:50


            А я пишу(и вы мне начали отвечать) о повышение пенсионного возраста. Когда вы в 60 лет могли работать и получать пенсию.

            • Бурбаки
              26.01.2020 13:14

              Еще раз. Вы написали, что главное недовольство народа в том, что подняли пенсионный возраст. Я же ответил, что не это главная причина, а повальная нищета населения, включая и пенсионеров, которым платят пенсии, на которые можно только выживать, да и то не всем. Вы же наехали на меня как на пенсионера, уверяю вас, что у меня есть на что жить и неплохо. И еще раз, главное недовольство народа в повальной нищете. Представьте, что вы на пенсии получали бы в среднем по 120-150 тысяч рублей, но начиная с 65 лет, думаю, вам бы было все равно, что вас на пенсию отправляют в 65 лет. Тем более, если и зарплату получали в районе 200-250 тысяч в среднем.

              Я вот об этом.

  • Анонимно
    25.01.2020 18:53

    "Инвалидная реформа", благодаря которой каждый год "чудесным образом" (de juro) в отчётах и эпикризах выздоравливают сотни тысяч российских инвалидов, запланирована аж до 2022 года. Самыми уязвимыми жертвами этой "реформы" стали ДЕТИ-инвалиды. Рокировка инвалидов из ведомства Минздрава в компетенцию Минтруда- вызвало у многих больных людей откровенный шок. Идёт плановое сокращение ЕДВ и "экономия" бюджета за счёт самых незащищённых и беззащитных слоёв населения: инвалидов! И это, поистине, ужасно.

  • Анонимно
    25.01.2020 20:17

    Я Муратова и Шевчука уважаю но не пойму чего они не понимают во фсем этом что затеял Путин?Мне к примеру фсе понятно в общих и важных чертах.Это ведь нечто как оправдательные приговоры современной в России чтобы не менялось в силовом блоке,кто бы не менялся а количество оправдательных приговоров в пределах статистической погрешности не более 1%.То есть получается что из 1000 человек только 10 -х оправдывают. И в политической системе на мой взгляд тоже самое. Ну создадут Госсовет нечто вроде Политбюро и что изменится в корне? Ну введут поправки в Конституцию.И что изменится в корне? Ведь в Конституции и так много чего что положено народу написано и про льготы и про права человека и прочая.А в реале в большинстве случаев разве ЭТО выполняется?Главное же не в этом. Главное на мой взгляд то что четко выразил Давлетшин недавно на страницах в БО что мол дословно не помню ну типа что коррупция типа составная часть государственного устройства нашей страны.Вот я куда бы не пошел в какую либо организацию,учреждение и прочая сталкиваюсь почти постоянно со скрытой коррупцией и когда вижу кого назначают на разные должности разного уровня или кто сидит на этих должностях на разных уровнях и зная по прессе,по ТВ и прочая об недвижимости,расходах и прочая большинства из них ну не сходится там цифирь их доходов и расходов и прочая.

  • Анонимно
    25.01.2020 20:31

    Даже если и на 300 процентов повысят зарплату силовикам ничего не изменится, там все дети рабочих и они знают как живут их родители, а пенсии силовикам тогда надо разморозить.

    • Анонимно
      25.01.2020 23:59

      1. жоржик. Вы не правы. Там давно нет детей рабочих и колхозников. Началось в 30, когда партийным надо было пристраивать своих. А закончилось при Шелепине и Семичастном когда набирали из комсомола где секретарями сплошь и рядом были опять дети партработников но уже юристы и журналисты и мгимо;
      2. поэтому органы и НЕ ЗНАЮТ, а значит и не понимают что народ, 80% в основном коренных национальностей просто выживает при этих властях;
      3. как то мой собутыльник мне сказал, что ты Лёню ругаешь за предательство интересов народа, а мы потом его будем вспоминать как последние хорошие дни нашей жизни. Понятно, что за хлебом, как при кукурузнике не стояли, но в Татарстане в 1973 году талоны на масло были и из-за меня с анекдотом о этих талонах пострадал близкий мне человек;
      4. ПВВ до лампочки возвращение того, что вернуться никогда не может "не повторяется такое никогда" ему надо закрывать насущные вопросы необратимого старения тех, кто его поставил служить россии и кто в нём заинтересован, так как это будущее их детей которые НАИВНО НА ВЕСЬ МИР считают, что не надо иметь профильного образования. Ну типа автомобилист проектирует и строит посуду для укладки Северного потока 2
      5. так что мужик выполняя порученное его не выполнил - видимо рамки установили дети партработников э не имеющие профильного образования...

  • Анонимно
    26.01.2020 09:16

    Сейчас начинают выходить на пенсию по новым правилам, а увеличение пенсии никто не заметил, для чего это все делалось.???

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль