Общество 

Еще раз о расколе среди российских мусульман, или Сор в голове

Рустам Батыр
2020-01-26 08:33

Муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла хазрат Аширов опубликовал статью, в которой разворачивается, по мнению известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра, ни много ни мало апологетика мусульманской раздробленности. Почему именно Аширову пришло в голову возвести исламский раскол в норму и в каких высказываниях муфтий противоречит сам себе — об этом в материале автора «БИЗНЕС Online».

«В Татарстане действует единый муфтият, а мусульманские общины выступают единым фронтом, позволяет татарстанской умме быть предметом доброй зависти для многих других регионов страны» В Татарстане действует единый муфтият, а мусульманские общины выступают единым фронтом, что позволяет татарстанской умме быть предметом доброй зависти для многих других регионов страны Фото: «БИЗНЕС Online»

ВРЯД ЛИ В СТРАНЕ НАЙДЕТСЯ ЕЩЕ ОДИН ИСЛАМСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ С ПОДОБНЫМ СПЕЦИФИЧНЫМ РЕНОМЕ

Неделю назад муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла хазрат Аширов опубликовал весьма любопытную статью под названием «К вопросу о взаимодействии мусульманских организаций России». Статья интересна не только автором — пожалуй, самым противоречивым мусульманским деятелем России, — но и тем, что он, обращаясь к ДУМ РФ, призывает подумать о последствиях отдельных своих действий, которые называет ни много ни мало беспринципностью. Другими словами, Аширов выступил в публичном пространстве с прямыми угрозами, причем не кому-нибудь, а председателю духовного управления мусульман Российской Федерации муфтию шейху Равилю хазрату Гайнутдину. Конфликты между разными муфтиями случались и раньше. Дело, как говорится, житейское. Здесь гораздо интереснее другое — то, под каким соусом подается этот наезд. И если читать внимательно, можно увидеть, что в статье устами действующего муфтия разворачивается скрытая апологетика мусульманской раздробленности. А это уже совершенно новый поворот. Прежде никому из мусульманских деятелей и в голову не могло прийти возвести исламский раскол в норму.

Аширов не в первый раз эпатирует публику неоднозначными высказываниями. Шлейф скандалов тянется за ним уже не одно десятилетие. Однако на этот раз статья не вызвала большого общественного резонанса, по крайней мере за пределами профессионального цеха исламских служителей, но внутри него получила резкую отповедь в лице сразу нескольких мусульманских аксакалов России. Так, Умар хазрат Идрисов из Нижнего Новгорода в ответ на статью охарактеризовал Аширова как интернет-баламута, любителя громких и весьма скандальных, неуравновешенных заявлений. А Дамир хазрат Гизатуллин из Москвы посоветовал муфтию-публицисту «вынести сор из своей головы».

Нужно заметить, что Аширов весьма нетипичный мусульманский деятель. Встав на путь ислама после двух уголовных сроков (за разбой, хулиганство и нанесение тяжких телесных повреждений), он во многом сохранил верность своему характеру и, уже будучи муфтием, умудрился оскорбить представителей сразу трех традиционных религий России: буддистов, православных и иудеев, которые не раз решительно осуждали его высказывания, сеющие межрелигиозную рознь (правда, в случае с православными он все же один раз извинился). Далеко не все гладко у автора публикации и в отношениях с государством. Так, в 2006 году прокуратура Москвы вынесла ему «предостережение о недопустимости нарушений закона», которое было связано с «распространением пропагандистской информации о запрещенной в России организации „Хизб ут-Тахрир“».  В 2009 году министерство юстиции внесло три брошюры, выпущенные под редакцией подчиненного Аширова, в списки запрещенной экстремистской литературы. Имеет муфтий в своей копилке и специальное заявление комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести, осуждающее его высказывания. Вряд ли в стране найдется еще один исламский деятель с подобным специфичным реноме.

Коротко говоря, автор — живое подтверждение максимы, возводимой к самому Пророку Мухаммаду: «Если вы услышите, что гора сдвинулась с ее основания, то поверьте, а если услышите, что человек поменял свои нравы, то не верьте, ибо, поистине, он вернется к своим привычкам». Поэтому неудивительно, что статья, по факту культивирующая раскол в исламе, вышла именно из-под его пера.

Из-за чего же разгорелся сыр-бор?

С 2014 года председатель СМР и ДУМ РФ муфтий Равиль хазрат Гайнутдин усилил курс на консолидацию российской уммы, а в конце прошлого года провозгласил данную задачу в качестве приоритетной С 2014 года Равиль хазрат Гайнутдин усилил курс на консолидацию российской уммы, а в конце прошлого года провозгласил данную задачу в качестве приоритетной Фото: «БИЗНЕС Online»

Как уже писал ваш покорный слуга, с 2014 года председатель СМР и ДУМ РФ муфтий Гайнутдин усилил курс на консолидацию российской уммы, а в конце прошлого года провозгласил данную задачу в качестве приоритетной. Речь идет о том, чтобы мусульманское единство из рыхлого состояния «конфедерации» перевести в более прочный формат «федерации». В практическом плане это предполагает упразднение СМР и превращение организации общин в рамках ДУМ РФ, так сказать, из СНГ в СССР, ну или, по аналогии, разрозненной послевоенной Европы в сильный Европейский Союз.

Некоторым мелкопоместным мусульманским князькам, для кого личные амбиции выше общеисламских интересов, такое объединение, естественно, пришлось не по вкусу. Они боятся потерять статус первого парня на селе и потому им гораздо интереснее плавать в мутной воде феодальной раздробленности, чем пользоваться всеми преимуществами единства. По сути, статья Аширова именно об этом. С помощью нее он выдвигает ультиматум Гайнутдину, угрожая ему своим «брекзитом».

«ТРАДИЦИОННО В МУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДЕ НАЛИЧИЕ 80 МУФТИЯТОВ НА ОДНУ СТРАНУ ВЫЗЫВАЕТ ПРИСКОРБНОЕ СОЖАЛЕНИЕ»

О чем же конкретно пишет муфтий ДУМ Азиатской части России?

Сначала Аширов негодует, что мусульманские общины стали перетекать в ДУМ РФ. Автор усматривает в этом недружественный шаг со стороны руководства последнего, ведь общины, обретя новую возможность, стали уходить именно от него. Один из аксакалов ДУМ РФ Харис хазрат Саубянов так прореагировал на подобные обвинения: «Прежде чем трубить о своих обидах на весь мир, Нафигулле хазрату стоило бы начать искать изъяны у себя и проанализировать, почему общины на местах теряют к нему доверие». Подобного анализа Аширов в статье, увы, не приводит.

Но это лишь половина дела. Далее автор обрисовывает личный идеал общественного обустройства исламской уммы России. И здесь он вполне недвусмысленно выступает в поддержку того, что «в стране действует целый ряд крупных межрегиональных централизованных организаций мусульман». «Конкурентная борьба» этих муфтиятов, по мнению Аширова, никак не мешает делу их соработничества. Нафигулла хазрат даже приветствует, что в Москве появился еще один муфтият помимо уже существующих там религиозных структур, а именно «духовное собрание мусульман России, претендующее на серьезный статус». «При этом ничего экстраординарного не случилось! — замечает муфтий. — Как говорится, Аллах в помощь».

Традиционно в мусульманской среде наличие 80 муфтиятов на одну страну вызывает прискорбное сожаление. Как-никак Всевышний прямо напутствует мусульман в Священном Коране быть едиными, а раздробленность осуждается в исламе как весьма серьезный грех. Правоту этих религиозных императивов подтверждает сама жизнь. В значительной степени именно разобщенность мусульман порождает их аутсайдерские позиции в мире. Отсутствие консолидированной воли делает и отечественное сообщество мусульман во многом уммой упущенных возможностей. Будь у нас единое духовное управление, вырабатывающее общую позицию всех мусульман России, при той гигантской комплиментарности, которую государство выражает исламу и всем традиционным религиям нашей страны, мы бы достигли многократно большего, чем то, что имеем сейчас.

в 2015 году муфтий Талгат хазрат Таджутдин предлагал объединить ключевых мусульманских деятелей России в рамках общей структуры и даже обрисовал предполагаемое распределение должностей В 2015 году Талгат хазрат Таджутдин предлагал объединить ключевых мусульманских деятелей России в рамках общей структуры и даже обрисовал предполагаемое распределение должностей Фото: «БИЗНЕС Online»

Отечественные исламские иерархи неоднократно предпринимали попытки преодолеть существующий организационный раскол в российском исламе. Например, в 2015 году муфтий Талгат хазрат Таджутдин предлагал объединить ключевых мусульманских деятелей России в рамках общей структуры и даже обрисовал предполагаемое распределение должностей. «Я буду шейх-уль-исламом, — говорил тогда Таджуддин. — Камиль хазрат [Самигуллин] — верховным муфтием. Мухаммад Таджуддинов будет председателем ЦДУМ, а председателем совещательного органа, совета муфтиев России — Равиль Гайнутдин. И еще пятый есть, Умар Идрисов, — он будет председателем совета улемов, то есть совета богословов».

Увы, в силу целого ряда причин это объединение не состоялось. Как бы там ни было, открыто выступать за раздробленность мусульман, считая ее чем-то нормальным, никогда не входило в этику исламских деятелей. По крайней мере, так было до сегодняшнего дня.

«МЫ ДОЛЖНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТЧЕТЛИВО ПОНИМАТЬ, КТО И ЧТО СТОИТ ЗА ЭТИМИ ПОПУЛИСТСКИМИ ЛОЗУНГАМИ»

Впрочем, Нафигулла хазрат весьма далек от последовательности в рассуждениях. Он не может не знать и не замечать, что единство мусульман — благо. Даже в обсуждаемой статье он косвенно признает этот очевидный факт. «В республиках с мусульманским большинством, где муфтияты представляют собой единую республиканскую общину мусульман, все предельно ясно, — пишет он. —  В рамках своего региона республиканские ДУМы абсолютно самодостаточны и далеки от дрязг и возни между межрегиональными духовными центрами, не имеющими четко обозначенных границ деятельности».

Действительно, то, что в Татарстане действует единый муфтият, а мусульманские общины выступают единым фронтом, позволяет татарстанской умме быть предметом доброй зависти для многих других регионов страны. А если бы наша республика пошла по пути раскола (а такой сценарий, напомню, в буйные 90-е начал было уже разыгрываться и у нас), то ситуация складывалась бы совершенной иным образом. Казалось бы, надо распространить эту логику единства и на всю Россию. Но нет, Аширов так не считает.

Однако дальше Нафигулла хазрат допускает куда бо́льшую непоследовательность. После мажорного тезиса о сосуществовании разных ДУМов тональность подобной риторики резко меняется, когда речь заходит о регионах присутствия ДУМ Азиатской части России. Конкурентная борьба муфтиятов, прежде служившая делу соработничества, у автора вдруг превращается в «никому не нужное соперничество» и неожиданно выясняется, что «деятельность, направленная на разъединение и раскол уже существующих организаций посредством создания параллельных структур, не может служить созиданию и укреплению исламского единства».

Как видим, секрет ларчика оказался весьма прост. Если раздробленность бьет по чужим регионам, то «Аллах в помощь», а вот когда она покушается уже на собственный пирог, то «недобросовестная конкуренция, осложняющая жизнь простых мусульман, отвлекающая силы и энергию от созидательного труда, будет только усугубляться и наносить вред всем сторонам». В последнем случае, по мнению нашего героя, крайне важно «осознание лидерами мусульманских организаций чувства личной ответственности перед Аллахом и мусульманами». Интересно, посещали ли Аширова подобные мысли в 90-х, когда он активно участвовал в процессе демонтажа единого духовного управления мусульман нашей страны (читай: рейдерского захвата общин) сначала в рамках ВКЦ ДУМР, а затем и учредив собственный муфтият?

Исторически единый муфтият выступал каркасом татарской нации. Он был единственной структурой, которая, пронизывая разные губернии, скрепляла их в единое целое. По сути, как считают ученые, татары в условиях отсутствия собственной государственности сформировались в современный тип нации именно на этом организационном скелете. Поэтому его раздробленность вряд ли может служить делу собирания и сохранения нашего народа. Стало быть, сепаратизм Аширова — это двойной грех: и против ислама, не приемлющего фитну, и против своего народа, который и без того находится сегодня в раздробленном состоянии и весьма слаб перед глобальными вызовами ассимиляции. Посыл Аширова — это покушение на наше будущее.

Какой же вывод напрашивается в данной связи? Только один: не всему надо верить. Муфтии бывают разные, а у мусульман должна быть и своя голова на плечах. Если кто-то из религиозных деятелей под прикрытием пылкой любви к демократии вдруг начинает проповедовать идеи исламского раскола, то мы должны прежде всего отчетливо понимать, кто и что стоит за этими популистскими лозунгами. И тогда все встанет на свои места.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.01.2020 11:20

Батров, вы, конечно, баламут - я не поленился почитать статью Аширова. Вы написали ровным счетом то же, что и он. С единственной разницей, что риторика вашей статьи направлена как-раз таки на устранение конкурента, а его - к призыву объединяться. Ну вы даете, Батров!

  • Анонимно
    26.01.2020 10:29

    Эти муфтии как пауки в банке, жрут друг друга)

    • Анонимно
      26.01.2020 22:46

      Аширов, к сожалению, имея в конце 90-х - начале 2000-х огромные преференции от зарождающихся общин, ничего не сделал для становления ни своего ДУМ АЧР, ни религии в целом.
      Засев, фактически безвылазно, в Москве (а это был нонсенс - руководитель ДУМ азиатской части России и Москва), он слишком увлёкся светскими делами.
      Всякими общественными движениями, партиями, конференциями, походами по посольствам и т.п.
      Бросив свою Умму на произвол.
      Хотя, по идее, должен был в ежемесячном режиме пропахивать каждый сибирский регион , от Тюмени до Владивостока.
      Тем более, в то время, никто из московских, казанских и уфимских муфтиев не хотел заниматься Сибирью.
      От слова - Вообще.

  • Анонимно
    26.01.2020 10:29

    Батыр - единственный свет в конце тунеля

    • Анонимно
      26.01.2020 18:37

      если для вас Батыр (не герой, а топит который) свет - то это ... суровый. вы от темноты движетесь в черную дыру.

  • Анонимно
    26.01.2020 10:30

    Спасибо БО и Батрову за независимую и беспристрастную публикацию!

    • Анонимно
      27.01.2020 01:05

      Вот когда статью опонента разместят, можно поговорить про беспристрастность.

  • Анонимно
    26.01.2020 10:31

    Молодец Батров, выводит на чистую воду дельцов Ислама

  • Анонимно
    26.01.2020 11:20

    Батров, вы, конечно, баламут - я не поленился почитать статью Аширова. Вы написали ровным счетом то же, что и он. С единственной разницей, что риторика вашей статьи направлена как-раз таки на устранение конкурента, а его - к призыву объединяться. Ну вы даете, Батров!

    • Анонимно
      27.01.2020 01:09

      Я тоже благодарен Батрову, что дал ссылку на статью, в которой Аширов вынужденно "вынес сор из избы", и правильно все отметил. Такими окупациями не создают единство. А Батров своей попыткой красивыми словечками завуалировать вакханалию, лишний раз подтвержает свой статус.

  • Анонимно
    26.01.2020 11:23

    1. Батров, сколько мечетей в стране помог построить ты и сколько Аширов? Не про судимости братьев нужно кричать, а по реальным делам оценивать людей!
    2. Мнение Идрисова и Мухетдинова, в данном случае, не показатель. Со стороны это выглядит так, как будто нижгар Батров защищает мнения таких же двух нижгаров. А уж для сторонникиов Аширова - сибиряков и подавно.
    3. Опять вода о единстве и не слова о главном виновнике всей этой ситуации - государстве. Оно из статьи в статью у Батрова или в нейтральных тонах, или белое и пушистое. Видимо, всё еще живёт надежда, что его заметят и предоставят какой-нибудь пост.
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      26.01.2020 18:39

      старается парень.))) только похоже с верой у него очень туго(точнее его нет).

  • Анонимно
    26.01.2020 11:47

    Отличная статья! Как всегда все четко и понятно! Очень люблю этого автора!
    Удивило вот что. Даже Москва и Нижний осудили индивидуалиста. Почему тогда казанские служители наделенные властью в ДУМ как всегда отсиживаются и не озвучивают свою позицию?

  • Анонимно
    26.01.2020 11:57

    Автор хотел раскритиковать Аширова, а получилось, что в последних двух предложениях написал про самого себя!

  • Анонимно
    26.01.2020 12:05

    https://youtu.be/Apg0keMjI2c
    Ждем ответов!

    • Анонимно
      26.01.2020 16:22

      Думаете муфтий Татарстана К.Самигуллин ответит? Видимо у его опонентов есть ответы с доказательствами. Ждем и запасаемся попкорном.

    • Анонимно
      27.01.2020 14:43

      Заинтригован. Это поинтереснее батровских статей будет!

  • Анонимно
    26.01.2020 12:36

    Я так и понял, о чем пишет в этой статье Батыр. И зачем ему мелкие распри мул и муфтиев? Сам же ушёл оттуда он, и Правильно сделал. Писал бы о Вере, и вызовывах сегодняшнего дня для верующего человека, мумина. О вызовах умме, переживающей непростые времена. О татарах, теряющих корни. Так экзенстенциальных вопросов масса, нет, наш Батыр, погряз в распрях двух муфтиев, которые давно никому не нужны кроме самих себя. Эх, Батыр, ты Батыр ли, или все же малышок?

  • Анонимно
    26.01.2020 12:49

    Автор в двух последних предложениях описал самого себя.

    • Анонимно
      26.01.2020 22:09

      Батров раз за разом упорно проталкивает идею создания нового централизованного ДУМ РФ под руководством новой внутриконфессиональной секты под названием "кораниты" (а конкретнее - ее лидера Дамира Мухетдинова, который только что защитил докторскую диссертацию, посвященную внутриконфессиональным группировкам (в одном из которых он сам и значится). Но их старание и реванш в этом направлении постоянно наталкивается на твердый отпор со стороны всех муфтиятов (пусть даже и разрозненных и достойных всяческой критики) - поскольку традиционные муфтияты никак не приемлют (отвергают) "ислам без Сунны" (антисуннитский ислам), который пропагандируют сектанты-"кораниты". Поэтому вся эта затея Батрова (Садриева, Мухетдинова, Тауфика Ибрахима и др. "коранитов") обречена на поражение (как бы ни призывали "кораниты" к "единению" и "централизации"). Спрашивается: Кто уж объединится под знаменем сектантов-раскольников? Как же сунниты могут объединиться под "коранитами"? Это же - абсурд с точки зрения любого мусульманина-суннита. Разногласящие сунниты (да, они - разногласят - это факт) могут объединиться лишь только на новой очищенной Сунне (аутентичной Сунне). Но ведь не это же предлагают "кораниты" - они призывают (причем, вопреки Корану!!!) отбросить Сунну, как некий пережиток и лишний груз в их "модернизированном исламе". Поэтому -то единственным минбаром (трибуной) для Батрова-колумниста остается пока что колонка в БО, где он может поднимать "бурю в стакане" перед непосвященной (далекой от ислама) публикой. Он не может подняться на (вернее, сторонится и обходит) настоящие (мечетные и "алим"ские) минбары. Ему бы лучше здесь в БО писать культурологические опусы в стиле "а ля ислам" (типа, про шамаили, мусульманская мода, кино, изоискусство, суфийская мистика в сочетаниии (например) с саентологией и пр.) - ан , нет его все же тянет на роль некоего "первопроходца-модернизатора" и на роль организатора-дизайнера нового образца и "объединителя".

      • Анонимно
        27.01.2020 08:26

        Государство против единого муфтия РФ, давно уже это ясно. А тогда чего трепыхаться?

    • Анонимно
      27.01.2020 07:08

      Уважаемый модератор! Хотелось бы все же внести свою лепту в критику Батрова и увидеть своевременно свой отправленный к вам коммент (пока не закрыли данный форум). Народ (хоть и далекий от ислама) все же должен знать правду - Батров переходит всякие границы - он уже не гнушается ничем в продвигании своих интересов, а также и в очернении своих оппонентов (в частности, как верно заметили - Аширова). Об этом свидетельствует даже то, что коммент одного компетентного анонима, набрал самое большое количество лайков. Организуйте демократическую площадку в решении спорных вопросов.

  • Анонимно
    26.01.2020 14:43

    Хорошо написал!

  • Анонимно
    26.01.2020 15:08

    А мне ничего ни понятно! Мусульмане же ни чего не осуждауют! Салям из Тэтэш! Аллах Акбар! С уважением NLF 7777.

  • Анонимно
    26.01.2020 15:43

    Судя по публикации идет "политическая" борьба за духовный трон или минбар Отечества!

    У многих муфтиев есть опыт и прыть в полит.вопросах!

    Тогда давайте, устраивать честные выборы с предвыборными программами, договорами и пиар компаниями!

    Осветите ,кто сколько мечетей построил- вернее помог финансово,сколько учебных заведений открыл, что сделал для людей и УММЫ?

    Какие финансовые дотации получают те ,кто на данный период входит в президиум(если не секрет!)?
    Какие плюсы ждут имамов и мулл?

    На данный момент по мнению в Отечестве есть несколько претендентов на духовную корону:
    Талгат хазрат Таджуддин, Равиль хазрат Гайнутдин, Альбир хазрат Крганов, Камиль хазрат Самигуллин, Нафигулла хазрат Аширов и Дамир хазрат Мухетдинов!

    Статья написана хорошо,читаемо, но думаю немного предвзято!
    Так что, ждем Выборов Муфтия ,Все претенденты сильнейшие!

    • Анонимно
      26.01.2020 16:06

      Вернее сказать, "политическая" борьба за золотую чалму и бриллиантовый посох!)))

      • Анонимно
        26.01.2020 22:44

        А также победитель получает право поздравлять с праздниками на Первом канале, а остальным место на рен-тв!)

    • Анонимно
      26.01.2020 16:24

      Опять конспирологи, меньше смотрите рен тв, не то сума сойдете?

    • Анонимно
      26.01.2020 22:42

      Прям какая-то Битва муфтиев на тнт !)))

  • Анонимно
    26.01.2020 16:40

    Любой раскол на руку укоренившейся диктатуре-принцип "разделяй и властвуй" никто не отменял.

  • Анонимно
    26.01.2020 18:24

    В золотой орде была должность начальник дозора, называлась она "куркак батыр". Т.е человека подбирали соответствующего характера, вот он и не спал и дозорных проверял

  • Анонимно
    27.01.2020 01:37

    Хазрат Ашуров очень чесный и борится за права мусульман

  • Анонимно
    27.01.2020 08:30

    У Батрова полная каша в голове с христианским уклоном. Ну нету в Исламе ни служителей, ни иерархов, ни храмов, ни богослужений, ни духовников, ни прочих. А он раз за разом тащит все это в свои тексты.

  • Анонимно
    27.01.2020 12:27

    Талгат Таджуддин большой умница! Видит на 10 шагов вперёд.

  • Анонимно
    27.01.2020 15:43

    Батров убежденный тауфиковец. И как любой тауфиковец не заморачиваться согласованностью своих утверждений.

  • Анонимно
    28.01.2020 01:20

    Правильно Аширов не хочет централизации как в СССР, проехали уже, в нормальном обществе должна быть демократия в том числе в организации общин.

  • Анонимно
    14.02.2020 19:51

    И это Батров говорит о специфичном реноме и неоднозначной репутации? Вот уморил)))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль