Шаляпинский фестиваль-2020 
31.01.2020

Премьер нет, как и билетов: противоречивое долголетие Шаляпинского фестиваля

Музыкальный критик Сергей Буланов о «забальзамированном» татарстанском культурном бренде, у которого есть абсолютно все для развития

Сегодня в Казани стартует XXXVIII международный оперный фестиваль им. Шаляпина (продлится до 23 февраля). В текущем году организаторы отказались от традиционного гала-концерта, так что вся афиша — это исключительно репертуарные спектакли театра им. Джалиля, а бонусом — концертная версия «Богемы». Музыкальный критик Сергей Буланов специально для «БИЗНЕС Online» проанализировал афишу Шаляпин-феста 2020 года и рассказал, что о нем думают в российском оперном мире.

Шаляпинский фестиваль — долгожитель, его основали в далеком 1982 году Шаляпинский фестиваль — долгожитель, его основали в далеком 1982 году Фото: Владимир Зотов

«ВОЗВРАЩАЕМСЯ В XVIII ВЕК С ЕГО КУЛЬТОМ ПРИМАДОНН!»

Шаляпинский фестиваль — долгожитель, в последние годы ставший противоречивым явлением в культурном пространстве. Внимание к нему приковывается разными, но не всегда творческими способами, постоянно много споров о традиции и модернизации.

«Парад голосов» основали в далеком 1982 году. Прекрасная инициатива директора Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Рауфаля Мухаметзянова и главного дирижера Виталия Куценко оказалась жизнеспособной: спустя три года фестиваль стал всероссийским, а вскоре и  международным. Жаль, что сейчас мы имеем дело с явной спекуляцией на истории. Из года в год в официальных релизах оперного форума мелькают упоминания одних и тех же знаменитостей, давно забывших о Шаляпинском: Ильдар Абдразаков, Рене Папе, Хибла Герзмава, Ольга Бородина, Михаил Плетнев, Валерий Гергиев. Выдающийся немецкий бас Папе, например, спел один раз в Казани в опере «Борис Годунов». Известно, что после дебюта он изъявил желание исполнить партию Филиппа в «Дон Карлосе», но у театра нет данного спектакля в репертуаре, к тому же складывается впечатление, что и не будет.

В прошлом году на Шаляпинском фестивале представили новую постановку оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Режиссер Михаил Панджавидзе сделал «вариацию» на собственный спектакль, который идет в Большом театре Беларуси. Но этот подход ему не в минус, а в плюс: усилено немало любопытных деталей и идей, смысловых и считываемых мизансцен, постановка — редкий удачный пример качественного «консерватизма».

Бренд Шаляпинского фестиваля еще достаточно прочен и обеспечивает быструю покупку билетов на все спектакли Бренд Шаляпинского фестиваля еще достаточно прочен и обеспечивает быструю покупку билетов на все спектакли Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2020-м организаторы решили, что премьеры — это лишнее. Вероятно, такое умозаключение стало возможным как минимум по двум причинам. Первая из них закручена вокруг бренда, который еще достаточно прочен и обеспечивает быструю покупку билетов на все спектакли. Удивляться здесь нечему, параллелей может быть сколько угодно: например, Большой театр России с его прельщающей люстрой. Вторая причина наверняка концептуальная. Шаляпинский позиционируется как фестиваль голосов — практически возвращаемся в XVIII век с культом примадонн! Только есть ли примадонны?

«ЗАПИСИ ДАЖЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЙТИ НЕЛЕГКО»

Нынешний фестиваль откроется 31 января как раз прошлогодней «Царской невестой», в ключевой партии Любаши — солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева. Спектакль действительно довольно интересный и внешне не отталкивающий. Год назад основные претензии были к кастингу солистов, которые вновь приедут в Казань в почти неизменном составе. Единственная позитивная надежда на смену дирижера: вместо Арифа Дадашева за пульт встанет Ренат Салаватов.

«Богему» Пуччини споют в концертном варианте. Партию Рудольфа исполнит египетский тенор из Парижа Рагаа Эльдин, в прошлом году он уже выступил на фестивале, публика могла оценить его как Манрико в «Трубадуре». В партии Мими гости мероприятия услышат солистку татарского театра Гульнору Гатину — небезнадежную, хотя в прошлом году она смотрелась на сцене еще довольно робкой артисткой. Кстати, в 2016 году Гульнора пела эту партию в Орвието (Италия). Продирижирует концертным исполнением Марко Боэми.

Премьеру «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале 2017 года зрители ждали с особым интересом: за плечами режиссера уже виднелись противоречивые трактовки этой оперы Чайковского Премьеру «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале 2017 года зрители ждали с особым интересом: за плечами режиссера уже виднелись противоречивые трактовки этой оперы Чайковского Фото: «БИЗНЕС Online»

В «Трубадуре», возможно, интересно будет послушать солистку Большого театра Анну Нечаеву в партии Леоноры. Интрига — итальянская певица Памела Борри, записи которой даже в международном пространстве найти оказалось нелегко, а биографию — еще сложнее. По обнаруженным фактам, она поет преимущественно музыку старых мастеров, но в Казани представит интерпретацию партии Азучены.

Премьеру «Пиковой дамы» в постановке Юрия Александрова на Шаляпинском фестивале 2017 года зрители ждали с особым интересом: за плечами режиссера уже виднелись противоречивые трактовки этой оперы Чайковского. Казанскую версию общественность и критики приняли тогда с воодушевлением — многим пришлось по душе решение Александрова, выдержанное в традиционном ключе, но с необычными драматургическими акцентами, за внимательное отношение к партитуре маэстро Боэми получал комплименты.

Поскольку премьер в этом году не будет, можно внимательнее присмотреться к тому, как спектакли вообще сохраняются в репертуаре театра. Нередко мы сталкиваемся с «саморазрушением» постановок: что-то со временем теряет актуальность, некоторые задачи режиссера попросту забываются.

Айгуль Хисматуллину многие запомнили по последнему конкурсу Чайковского Айгуль Хисматуллину многие запомнили по последнему конкурсу им. Чайковского Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЖИЛЬДУ СПОЕТ АЙГУЛЬ ХИСМАТУЛЛИНА — НАВЕРНЯКА МНОГИЕ ЗАПОМНИЛИ ЕЕ ПО ПОСЛЕДНЕМУ КОНКУРСУ ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО»

В «Севильском цирюльнике» титульную партию исполнит Владимир Мороз, а Алексей Татаринцев выступит в роли Альмавивы — оба обладают хорошими голосами, их участие вполне может гарантировать «равновесие» спектаклю. С точки зрения состава исполнителей интересно представление «Риголетто»: можно будет послушать украинских певцов (как правило, они обладают хорошей школой), еще Татаринцева в партии Герцога и Екатерину Воронцову в партии Маддалены. Джильду споет Айгуль Хисматуллина — наверняка многие запомнили ее по последнему конкурсу им. Чайковского. Второй итальянский дирижер Шаляпинского фестиваля, Стефано Романи, кроме «Риголетто», продирижирует и исполнением «Набукко», где в партии Абигайль выступит не так давно взошедшая европейская звезда со стремительной карьерой — Зоя Церерина. В «Аиде» под музыкальным руководством Боэми, скорее всего, центральной героиней окажется Амнерис Ксении Дудниковой

Кульминацией программы, как и всегда, станет «Борис Годунов» — опера, в которой триумфально блистал Шаляпин. В главной партии выступит любимец татарской публики — Михаил Казаков. Интересно будет послушать Полину Шамаеву: роль Марины Мнишек должна быть близка ей по темпераменту и вокальным возможностям.

Завершится фестиваль представлением современной татарской оперой Резеды Ахияровой «Сююмбике» Завершится фестиваль представлением современной татарской оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЧИНЫ «ЗАБАЛЬЗАМИРОВАННОГО» ФЕСТИВАЛЯ ОСТАЮТСЯ ДЛЯ МНОГИХ ЗАГАДКОЙ»

Завершится фестиваль представлением современной татарской оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике», мировая премьера которой состоялась в 2018 году. Шаляпинский ежегодно критикуют за отсутствие в афише национальных произведений, и это справедливо: в музыкальной истории Татарстана, несомненно, есть более чем достойные сочинения Назиба Жиганова, Салиха Сайдашева и других композиторов.

Удивительно, но в текущем году в программе не заявлен даже заключительный гала-концерт. А как же традиции? Хотя традиции Шаляпинского фестиваля, конечно, давно пережили форматирование: в неровных исполнительских составах все труднее на ком-то делать адекватный акцент, а не меняющийся годами репертуар приходится называть стабильностью. Причины такой «забальзамированности» для многих загадка, ведь для развития есть абсолютно все. 

Сергей Буланов (Москва) — музыковед, музыкальный критик, лектор. 

Аспирант Российской академии музыки им. Гнесиных. Куратор музея памяти народной артистки РСФСР Валентины Левко. Ведущий просветительских лекций («Золотой век Большого театра», «Комическое в русской музыке XX века»). В разное время гостями его авторского интервью-проекта «O’key, Гнесинка» были Владимир Федосеев, Нани Брегвадзе, Александр Рудин, Юрий Фаворин, Александр Гиндин, Богдан Волков и многие другие.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии

Во-первых, когда в единственном оперном театре миллионного города полтора месяца нет оперных спектаклей, наверное, у аудитории возникает желание их посетить. Во-вторых, мы не знаем, сколько реально продается билетов через кассу, а сколько раздается по пригласительным.

И, кроме того. Не зря название "Аншлаг" носит пошлая юмористическая передача. Аншлаг не может быть единственным критерием оценки. Просто жаль, что республика, которая строит Иннополис и впереди всей страны по внедрению электронного правительства, в данном случае остается провинциальной дырой и даже гордится этим.

  • "Итальянская певица Памела Борри, записи которой даже в международном пространстве найти оказалось нелегко, а биографию — еще сложнее".

    Мировые оперные звезды на Шаляпинском фестивале...

  • Анонимно
    31.01.2020 09:35

    Я так понимаю, что нет рекламы вкусности и полезности крабов, потому что нет самих крабов.
    Спрашивается, стоит ли рекламировать Шаляпинский фестиваль, если за два месяца до него "свободных мест нет"?
    А Казанскому театру оперы и балета давно стоит присвоить гордое имя "Свободных мест нет" и приделать такие же слова на здании театра вместо афиш.

  • Анонимно
    31.01.2020 09:35

    Билеты проданы?Билеты все проданы! Зритель "голосует" ногами.Значит, фестиваль нужен и форма его проведения зрителя устраивает, потому что праздник ТЕАТРА все равно, невзирая на критику, состоится!

    • Анонимно
      31.01.2020 10:00

      09:35
      Если ещё урезать количество спектаклей театра, то зритель будет "голосовать ногами" ещё активнее. Дарю идею...

    • Во-первых, когда в единственном оперном театре миллионного города полтора месяца нет оперных спектаклей, наверное, у аудитории возникает желание их посетить. Во-вторых, мы не знаем, сколько реально продается билетов через кассу, а сколько раздается по пригласительным.

      И, кроме того. Не зря название "Аншлаг" носит пошлая юмористическая передача. Аншлаг не может быть единственным критерием оценки. Просто жаль, что республика, которая строит Иннополис и впереди всей страны по внедрению электронного правительства, в данном случае остается провинциальной дырой и даже гордится этим.

      • Анонимно
        31.01.2020 11:56

        Забальзамировать бренд, создаваемый годами - это надо иметь навык делать все плохо. Это результат и никуда не денешься.

  • Анонимно
    31.01.2020 09:46

    Наши сердца требуют перемен!

  • Анонимно
    31.01.2020 09:49

    Судя по вчерашней коллегии министерства культуры в оперном театре министр культуры не видет этом театре никаких проблем. Госзадание театр плучает и дает 100 спектаклей в год. А кому не нравится политика дирекции театра, то пожалуйте ,господа театралы, в столичные театры ! Там и звезды, и премьеры...

    • Анонимно
      31.01.2020 10:38

      09:49
      Конечно-конечно! Театр получает госзадание и госфинансирование. ВСЕ постановки театра осуществлены на государственные бюджетные деньги и, заметьте, это немаленькие деньги.

      Но как только спектакль худо-бедно слеплен, его сразу везут на потеху зарубежным зрителям в провинциальных небольших городках Европы.

    • Анонимно
      31.01.2020 11:52

      Давно пора понять, что Казань культурная дыра. Таланты здесь не задерживаются. Менеджмент в культуре далеко не вау. А ведь третья столица....

      • Анонимно
        31.01.2020 12:28

        Откуда этот брэнд - "третья столица"??? Малайлар дали? Столица у государства одна!

        • Анонимно
          31.01.2020 15:16

          В Санкт-Петербурге немногие знают о Казани. Это к сожалению Правда. Можете минусовать. Но когда племянница устраивалась на работу с дипломом КФУ многие руководители не знали про Казань.

          • Анонимно
            31.01.2020 16:38

            15:16
            А что было БЫ, если БЫ она принесла диплом об обучении на татарском языке? Взяли БЫ на работу?

    • Анонимно
      31.01.2020 12:41

      100 спектаклей в год? То есть театр работает для зрителя условно меньше одной трети года? При этом премьер нет. Даже на постановочный цикл не сошлешься... Это же саботаж и неэффективное расходование средств на содержание здания театра и его сотрудников! А что они на голландских просторах метут - казанскому зрителю какая от этого польза?
      Интересно, а мне можно завтра объявить своему работодателю, что решил подзаработать за рубежом в ближайшие полгода и чтоб на мое рабочее место он никого не вздумал нанять, я ведь вернусь через полгода и тогда выдам такой концерт, что все сбегутся посмотреть?)))

    • Анонимно
      31.01.2020 13:00

      как я понимаю, Аюпова не может ничего возразить против этого открыто, слишком мощное лобби у Рауфаля.

  • Анонимно
    31.01.2020 10:12

    Объяснить отсутчтвие билетов легко. Наш оперный не работает в постоянном режиме, как другие театры Казани. Поэтому невозможно слушать оперы круглый год, а практически от случая к случаю. А хотелось бы. Остается только ждать фестивали всякие.

    • Анонимно
      31.01.2020 10:30

      10:12
      Вы неправы! Наш театр работает в постоянном режиме - в постоянном гастрольном режиме.

      Хотелось БЫ сравнить количество оперных и балетных спектаклей на гастролях и количество спектаклей на "родной" сцене. Где-то промелькнула цифра в 6 "Травиат" на недавних оперных гастролях, а сколько "Травиат" в год мы видим в Казани?

      Пора уже переименовывать театр из "государственного" в "гастрольный"! А в перерывах между зарубежными гастролями, так и быть, пусть выступают в Казани.

      Но и постановки гастрольных спектаклей пусть осуществляют на СВОИ гастрольно-заработанные деньги, а не на наши бюджетные.

      • Анонимно
        31.01.2020 15:58

        Помните, был передвижной театр- сейчас Тинчурина. Название освободилось. Передвижной оперный театр -отлично и претензий нет.

      • Анонимно
        31.01.2020 18:38

        Ох, Травиата одна
        Из самая простых и приятных для восприятия опер, нам бы не помешало в Казани 6 Травиат, чтобы публика получалась к высокому искусству. Не могу уже второй год на нее билетов купить, чтобы показать ребёнку, что опера это не тоскливо и не заумно.

      • Анонимно
        1.02.2020 19:34

        От силы два раза в год бывает "Травиата", первый спектакль в феврале на Шаляпинском, другой, например, осенью.

  • Анонимно
    31.01.2020 10:25

    Айрат, спасибо! Молодец!

  • Анонимно
    31.01.2020 10:29

    К сожалению, оперный не формирует культурную повестку города.

  • Анонимно
    31.01.2020 11:03

    Я бы на месте руководства театра премию давал постоянно Айрату за такую насточивую и частую рекламу! Люди читают и думают- не зря, видимо, такие дебаты только про оперный театр, значит что то там интересное! Дальше еще больший будет аншлаг! Спасибо вам, Айрат огромное!

  • Анонимно
    31.01.2020 11:10

    С билетами всегда проблема, в кассе театра их нет, купить невозможно. Все билеты на руках у распространителей. А у них билеты покупают один и тот же круг людей. Так что в театр оперы и балета обычному зрителю попасть невозможно! На национальные спектакли тоже не попасть, т. к. скупают сразу весь зал какие-то организации и билетов а продаже нет. И это продолжается уже сколько лет! Сейчас ещё и туристов водят на спектакли, так что местным жителям вообще не попасть на спектакли.

    • Анонимно
      31.01.2020 12:43

      А как на них попасть, если они в год дают 100 спектаклей, а дней в году 365?!

    • Анонимно
      31.01.2020 16:22

      Согласен. Билетов в кассе или через интернет никогда не купить. Все через распространителей - агентов. Почему? Закрадывается подозрения, что распространители билетов имеют свой процент. Так называемые агентские. Недавно был в Берлинской опере. Моцарт "Волшебная флейта". Купил билеты в кассе. В день спектакля. Рауфаль Сабирович, почему не продаете билеты через кассу?

  • Анонимно
    31.01.2020 12:45

    Если давать в год десять спектаклей, то зрители вообще на люстре будут висеть и билеты можно продавать по 10 тысяч. Дарю бизнес-идею директору театра.

  • Анонимно
    31.01.2020 12:57

    Зачем Мухаметзянову опера! У него в душе и голове давно уж один "Узгэреш жиле" дует.

  • Анонимно
    31.01.2020 13:01

    Написанное здесь - далеко не анализ афиши, а поверхностный обзор.
    1. Автор назвал оперу Россини "Севильский цирюльник" Свадьбой Фигаро, он по-видимо не знаком с либретто т.к. полагает, что в спектакле готовиться жениться Фигаро а не Альмавива
    2. Утверждение, что бренд фестиваля достаточно прочен т.к. обеспечивает быструю покупку билетов мало доказательно. Берусь утверждать, что если все 11 спектаклей афиши исполнить в те же сроки вне рамок фестиваля, аншлаг будет достигнут. Залог аншлагов - голодный оперный паек на котором держат казанских слушателей.
    3. И ни слово о том, что организаторы предали идею фестиваля - как парада спектаклей в которых блистал гениальный земляк. Таких в афише всего 2, упомянутый Сев.Цирюльник, и Борис Годунов.

  • Анонимно
    1.02.2020 19:41

    Решил в этом году не идти на Шаляпинский по нескольким причинам. 1) Цены даже на бюджетный второй ярус в два раза выше, чем на рядовые спектакли в другие месяцы 2) Солисты в основном почти те же, хотелось бы, например, иметь возможность сравнить кого-нибудь с Казаковым в Годунове или с Агади в Аиде, но увы, годами одни и те же, несмотря на заявленную контрактную систему. 3) Вернусь в завышенным в два раза ценам. Почему они завышаются на фестиваль, если состав солистов почти тот же? За стенд с фотографиями, квартет Штейнберга, конферанс Трескина и вип-персон типа Урина и Мухаметшина?) Схожу лучше в ГСО РТ, там гораздо реже оперные певцы поют с микрофоном)

    • Анонимно
      2.02.2020 11:01

      19:41
      Относительно ЦЕН на обычные спектакли театра и на билеты фестиваля...

      Мы тут по осени как-то активизировались, изощрились с билетами и посетили аж три оперы:
      - Царскую невесту в последних числах сентября как премьеру первые ряды партера по 1500 руб.,
      - Пиковую даму 4 декабря 1 ряд партера по 800 руб.,
      - Аиду 12 декабря 2 ряд партера по 850 руб.

      Состав солистов был почти таким же, как и на фестивале - большинство приглашенных из постоянно приглашаемых, так как своих солистов в Казани нет для полной постановки полноценной оперы.

      На фестиваль решили не ходить (не первый год), даже не пытались "трепыхаться" относительно билетов, зная их цену.

  • Анонимно
    2.02.2020 07:09

    Доброе утро, люди!
    Публикация, действительно, примитивная - музыковеды, а-у!!! где вы? неужели для такого мероприятия, как Шаляпинский фестиваль, не нашлось более КВАЛИФИЦИРОВАННОГО аналитика?
    А в целом, все предыдущие авторы правы - ни спектаклей достойных, ни билетов в кассе...
    Как хочется увидеть исторические постановки Снегурочки, Евгения Онегина, оперы Верди.... застой в театре, и в культуре РТ в целом.

  • Анонимно
    3.02.2020 23:58

    а теноры где?Один Татаринцев

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль