Шаляпинский фестиваль-2020 
3.02.2020

«Царская невеста» made in Kazan: фанерный луна-парк и прочая сусальная фофудья

Шаляпинский фестиваль – 2020: последней по времени оперной премьере театра им. Джалиля место даже не в музее, а на пыльном складе

Шаляпинский фестиваль – 2020 открылся двумя показами «Царской невесты». На первом с речами выступали Фарид Мухаметшин и директор Большого театра Владимир Урин, а второй посетил критик Иона Койфман. Работа Михаила Панджавидзе обозначена как премьера. Спектаклю между тем уже исполнился год — впервые новая «Царская» прозвучала на прошлом фесте, в этом же году ни одной новой постановки на Шаляпинском не представлено. О заборах на колесиках и русских медитативных позах размышляет автор «БИЗНЕС Online».

Шаляпинский фестиваль-2020 открылся двумя показами «Царской невесты» Шаляпинский фестиваль – 2020 открылся двумя показами «Царской невесты» Фото: gossov.tatarstan.ru

ЦАРСКОЕ МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Постановка Михаила Панджавидзе — фаворита бессменного интенданта фестиваля Рауфаля Мухаметзянова — сменила старый спектакль Рахели Напариной 1996 года, в 2008-м подновленный бывшим худруком оперной труппы театра им. Джалиля Гузелью Хайбулиной. Обе версии шли в поэтически старомодных декорациях Федора Федоровского и представляли собой честную разводку солистов и хора, непритязательную и удобную для гастролеров.

На место импрессионистских красот в новом спектакле пришла псевдоисторическая сценография Гарри Гуммеля. Сцена загромождена хлипкими фанерными домиками, березками, крылечками, которые теснят хор и солистов на авансцену. 

В центре композиции — главный герой спектакля. Это забор с двумя прибитыми к нему скамеечками. Он лихо разъезжается пополам и катается по сцене. Терем Собакиных, аки избушка на курьих ножках, вертится вокруг собственной оси; вращается баня, в которой в третьем акте парятся Лыков, Собакин и Грязной; даже музыкально совершенная и самодостаточная сцена безумия Марфы сопровождается домоверчением.

Весь этот фанерный луна-парк имитирует смену планов и ракурсов, а стилизованные титры на занавесе в начале спектакля намекают на эстетику советских киносказок 1950–1960-х. По словам режиссера, приведенным в буклете, спектакль задумывался «кинематографически детальным» и «достоверным». И детали все время лезут в глаза: тут и наглые цветные стразы на костюмах, и многозначительные кожаные портупеи опричников, и аккуратные пакетики из оберточной бумаги, как в модной лавке натуральных продуктов, — в них коварный немецкий лекарь Бомелий хранит расходные материалы для зелий; тут и звериные шкуры, и кубки, и прочая сусальная фофудья. 

Впервые новая «Царская» прозвучала на прошлом фесте, в этом же году ни одной новой постановки на Шаляпинском не представленоФото: «БИЗНЕС Online»

«ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЦАРЬ»

Режиссура спектакля сочетает в себе традиционалистскую благонамеренность с попытками сделать нескучно. Циничный мерзавец Грязной демонически выхватывает нож из-за голенища, таскает наложниц за шиворот и пугает их плетью, молодецки прыгает в прорубь. Любаша в сердцах швыряет кубком об стену, а толпа простонародья, угрожающая Бомелию, кидает за вездесущий забор камни, которые с бодрым шлепаньем отскакивают обратно. 

Не обошлось и без толстых намеков. Опричники становятся в оцепление вокруг безумной Марфы, при этом почему-то раскачиваются. Во время хора «Яр-хмель» вместе с девушками пляшет танцовщик-травести в сарафане и маске — видимо, для пущей низменности забав Грязного. Сексуальным порывам опричников, Бомелия и Любаши тоже находится место: при удобном случае они начинают ощупывать объекты своей страсти, а иногда даже ронять на пол. 

Музыка, текст и действие в спектакле Панджавидзе находятся в отношениях бесцеремонного взаимного использования. Музыка услужливо предоставляет саундтрек к набору картинок, а события на сцене дублируют и реплики, и их и без того понятный подтекст: хор опричников в финале второго акта вздергивает очередную жертву на пики, во вступлении к четвертому акту Грязной вонзает нож в обнимающего его колени Лыкова и кидает труп в прорубь. Скорбные думы воплощаются классическим жестом «увы мне, царю Иванвасиличу», всеобъемлющая страсть — ползанием по полу, проникновенность — поочередным прижиманием рук к области сердца. Все это упаковано в тесные фронтальные мизансцены — солисты и хор жмутся друг к другу и к оркестровой яме, впиваясь взглядами в дирижера. 

Дистиллированная белькантовая манера штатной солистки театра Венеры Протасовой (Марфа) оказалась очень уместной. В полном масштабе ее можно было оценить к финальной сценеФото: «БИЗНЕС Online»

ТЕАТР ВЕРХНЕГО ДО

За пультом стоял главный дирижер театра Ренат Салаватов. Его деловитая и умеренно энергичная работа позволила провести спектакль без особых эксцессов, но и без особого вдохновения. Бо́льшая часть солистов, вышедших на сцену в этот вечер, пела в «Царской» на прошлом фестивале. Поэтому всерьез паниковать от незнакомых мизансцен не довелось никому. Неидеальная слаженность хоров и ансамблей и пара привычных киксов меди не делали погоды: все ноты сыграны. 

Дистиллированная белькантовая манера штатной солистки театра Венеры Протасовой (Марфа) оказалась очень уместной. В полном масштабе ее можно было оценить к финальной сцене — в первой арии средний регистр звучал чуть тускловато. Любаша Екатерины Сергеевой из Мариинки эффектно сочетала мелодраматический нажим с вокальной нюансировкой тонкой выделки. Довольно ровными были исполнения мужских партий (Сергей Семишкур — Лыков, Михаил Светлов — Собакин,  Сергей Ковнир — Малюта), а продуманно карикатурный Бомелий Максима Остроухова продемонстрировал целый веер безотказных актерских и вокальных приемов старого доброго психологического театра. Качество кантилены Станислава Трифонова (Грязной) несколько смазывало впечатление от «театра солистов», преданность которому декларируется руководством фестиваля. 

Театр верхних нот и заламывания рук в патетические моменты, театр, где должна царить музыка, где все — от костюма до мизансцен — обслуживает певцов, поборники режиссерской оперы называют традиционалистским и музейным. Но его эстетика требует безупречного вкуса и расчета и оттого особенно уязвима — ярлычок, налепленный на причинное место античной статуе, превращает ее даже не в инвентаризационную единицу, а в посмешище. «Царской невесте» казанской оперы, обляпанной банальностями с головы до ног, место не в музее, а на пыльном складе.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.02.2020 10:04

Действительно, Айрат, напишите про талантливую молодежь, работающую в искусстве. А в Оперном при нынешнем руководстве ничего не изменится. Мы это уже поняли. Этот " нафталин" становится не интересен. Минкульт и руководство республики все это устраивает, к сожалению...

  • Анонимно
    3.02.2020 09:36

    Классный текст, столичного «разлива»!

  • Анонимно
    3.02.2020 09:48

    Айрат, напишите лучше про фильм Кире) Про актеров-режиссеров, интервью с ними... Это ж святые люди)

  • Анонимно
    3.02.2020 10:04

    Действительно, Айрат, напишите про талантливую молодежь, работающую в искусстве. А в Оперном при нынешнем руководстве ничего не изменится. Мы это уже поняли. Этот " нафталин" становится не интересен. Минкульт и руководство республики все это устраивает, к сожалению...

  • Анонимно
    3.02.2020 10:48

    Я так и не поняла, что Иона хотел нам сказать про свои впечатления? Наверное, специфичный столичный менталитет.
    Неужели всё было ТАК плохо?

  • Интересно спросить у режиссера, если он делает спектакль "кинематографично детальным" и "достоверным", то как дочь новгородского купца Собакина Марфу могут играть крымская татарка Гульнора Гатина и бурятка Венера Протасова.

    Если уж у вас всё, как оно на самом деле было, то будьте последовательны.

    • Анонимно
      3.02.2020 12:22

      По либретто Марфа-черноволосая, так что Гульнора Гатин и Венера Протасова вполне подходят. Кстати, Собакин-не купец, а боярин, он так и поёт в последней арии «Я сам боярин, сыновья бояре, чего ж ещё». Это соответствует истории-Марфа Собакина была из боярского, а не купеческого рода. К царским смотринам допускались только девушки из боярских и дворянских семей, причём предпочтение отдавалось боярышням, а не дворянкам.

      • Ну, если новгородская красавица могла быть с ярко выраженными восточными чертами, то ок.

        И во всех описаниях либретто оперы написано "Собакин - новгородский купец", так что, если вы выражаете претензию, то, видимо, к либреттисту Тюменеву. А так, наверное, это можно было бы обсудить на историческом кружке - мог ли купец на Руси в 16 веке стать боярином)

    • Анонимно
      3.02.2020 12:27

      Айрат, а Вас не смущает, что в балете теперь и в русских балетах типа анюты, и в татарских - Орда, Шурале, будут бразильцы да японцы?))

      • Меня совершенно не смущает, хотя иногда и возникают вопросы: а для чего же у нас существует Казанское хореографическое училище?

        Я повторяю, если авторы утверждают, что они достоверно воспроизводят некую историческую эпоху на сцене, то должны быть последовательны. Правда, как эпоха должна выглядеть, например, в "Аиде", не очень понятно. Потому что раздобыть живых древних египтян и древних эфиопов довольно сложно.

  • Анонимно
    3.02.2020 12:18

    Не могу согласиться с Ионой Койфманом. Мне спектакль понравился. И не потому что я в первый раз в жизни пришла в театр. Я закончила музыкальную школу, также как и 3 поколения женщин в нашей семье, родители впервые привели меня в театр на балет в 3 года, на оперу-в 7 лет. Это «мой тридцать седьмой шаляпинский фестиваль»:)))). А нуриевские фестивали я видела просто все, с самого открытия. И в других театрах я и моя семья тоже бывали, и по телевизору оперы слушаем и балеты смотрим. С певцами Максимом Остроуховым и Екатериной Сергеевой мы знакомы лично, да и не только с ними. Так что наша семья немножечко разбирается в опере. И, тем не менее, нам всем очень понравилась эта постановка. И да, нам нравятся классические постановки, где декорации соответствуют исторической эпохе. Насмотрелись на «современные постановки» конца 90-х-начала 2000-х. До сих пор помню «Снегурочку» 90-х-стояли посреди сцены какие-то 3 столба и все. А «Трубадур», где Леонора ходила в камуфляжных штанах и солдатских сапогах? Даже в Мариинском театре мы как-то попали на такую постановку. Это была Опера «Опричник». На сцене-красный ковёр и стул, на котором сидит царь, видимо, этот стул играл роль трона:)))) и видавшая виды красная ковровая дорожка перенесённая, наверное, из какого-нибудь учреждения:)))). Царь и бояре в классических офисных костюмах, старуха-боярыня в современной немецкой инвалидной коляске, ее крепостные девки в костюмах французских горожанок-юбки колоколом, кружевные передники и чепчики, опричники в масках из белой бумаги с прорезями для глаз и вообще без черт лица с перегоревшими лампами дневного света (есть такие лампы как полутораметровые палки) вместо оружия. Зато уж партию Федьки Басманова поёт женщина. Причём поёт за кадром, а роль Федьки исполняет другая женщина-балерина, которая даже не танцует, а выполняет какие-то акробатические кульбиты. И костюм у Федьки, разумеется, голубой, видимо, с намеком на Федькину ориентацию. Что ещё? Гигантская плаха и столь же гигантский топор, висящие под потолком театра, так что я весь спектакль боялась, как бы они нам на голову не упали, огромные собачьи головы со светящимися красными глазами, висящие в каждом углу. А в конце постановки гигантский топор с потолка все таки упал, но, к счастью, не в партер, а на сцену. Видимо, это символизировало казнь главного героя. Конечно, потрясающий вокал певцов Мариинского театра спас даже такую постановку, но мне было жаль певцов. Ну как можно петь и играть, а сейчас в опере именно играют, а не просто стоят и поют как 30 лет назад, в таком антураже? Примечптельно, что старенькая гардеробщица, судя по виду, прослужившая в Мариинском лет 50, грустно сказала нам: «Мне всегда стыдно за такие постановки. Я ещё помню времена когда их не было, тогда Опера ещё была Оперой». Поэтому я искренне рада, что у нас в Казани ещё остались классические постановки. Пусть уж лучше забор, берёзки и прорубь, чем боярыни в инвалидных колясках и опричники с люминесцентными лампами.

    • Прочитал ваш длинный пост. Было любопытно, но концовку смазали совсем. Вы серьезно считаете, что нужно ориентироваться исключительно на мнение 80-летней пожилой гардеробщицы, при всем уважении к ее трудовому пути? Может, еще вспомнить 90-летнего кучера, рассказывающего про прекрасных лошадей, которых заменили на никчемные машины.

      Жаль, что вы не попадали на хорошие образцы современного оперного театра, но это не значит, что опера - это должны быть исключительно картонные Новгород, Севилья или Верона, где артисты напяливают на себя кокошники и изображают людей Средневековья или эпохи Возрождения. Не такой задачи, чтобы во всех спектаклях ходили по сцене голые певцы или хор был одет под киберпанк, но должно быть разнообразие.

      Ваш 37-й Шаляпинский фестиваль - это как пойти на торжественный ужин не в хороший ресторан с богатым выбором блюд, а в пиццерию на Черном озере, где 37 лет продают одну и ту же закрытую пиццу. И пусть она стала меньше по объему, и не такая вкусная, как во времена вашего студенчества, зато так всё ясно и понятно, да и сколько хороших воспоминаний.

      • Анонимно
        4.02.2020 15:19

        Айрат, Вы ехидничаете не по делу. Я не говорила, что хочу Только на Шаляпинский фестиваль. Я бывала на разных оперных спектаклях в разных городах. Кроме того, я нередко смотрю оперные спектакли по телевизору и даже, представьте себе, в Интернете. Про 37 фестиваль я сказала только чтобы подчеркнуть что я не в первый раз пришла в театр вообще и на Шаляпинский фестиваль в частности.
        Насчёт гардеробщицы. Вы, наверное, ещё молоды, судя по фотографии, лет на 10-12 моложе меня и не застали ещё стареньких интеллигентных театральных гардеробщиц из семей старой интеллигенции и даже из бывших дворян. А я это ещё помню. Жаль, что в Казани таких уже не осталось. А вот в Петкрбурге ещё есть. Я вообще обожаю питерских старушек-рафинированно вежливых, интеллигентных, легко рассуждающих об искусстве и литературе, деликатных, щепетильных, не способных на резкие слова или голос, бедных, но с фантастическим чувством собственного достоинства. Когда я бываю в Петербурге то я рада любой возможности пообщаться с петербурженка мне 80+. И, разумеется, у меня нет никакого снобизма по поводу гардеробщиц. Гардеробщицы, билетеры, гримёры, костюмеры Служат в театре и те из них, кто Служит в театре несколько десятилетий, кто знает о каждом спектакле «изнутри» кто лично видел многих выдающихся певцов и артистов, очень и очень интересны. Некоторые артисты говорят что они это история театра и даже душа театра.
        Современные постановки не люблю в принципе. Такой уж у меня вкус. Вот многие любят Нью-Йорк, любят Дубай. Я честно перечитала много всего о небоскребах Нью-Йорка и Дубая, но так и не увидела в них Красоты. По моему мнению, все, абсолютно все высотные здания уродливы. Люблю «старьё». Любимый город-Рим.
        Так же и с оперными спектаклями-не люблю и смотреть не хочу. Уж лучше посмотрю на картонные декорации, изображающие Верону или Александровскую слободу. И, представьте себе, многие театралы любят классические постановки как и я.

        • Вы мне прямо семь смертных грехов приписали: ехидство, снобизм, эйджизм, юношеский максимализм, неуважение к театралам... Придется видимо сделать новое фото - с бородой и дипломом кандидата наук (диссертацию защитил 14 лет назад), чтобы восстановить реноме в собственных глазах.

          Ок, классика или новаторство - это дело вкуса. Но богатый театр с европейского уровня гонорарами, говорящий на каждом углу про "мировых звезд", должен выдавать качественный продукт. А этого продукта нет, нам под маркой "международный уровень" подают очень среднего уровня поделки. Душа за это болит, только и всего.

      • Анонимно
        4.02.2020 15:51

        Воспоминания об оперных постановках 90-х годов как раз не самые лучшие. Времена были бедные, театр экономил на постановках вот тут «модерн» и пригодился:)))). Помню, в 1991-1992 в «Риголетто» были какие-то лестницы, по которым певцы лазали туда-сюда. Конечно, в том «Риголетто» пел Путилин и ради этого можно было стерпеть любые лестницы:)))). В «Отелло» того же времени было чуть интереснее-на сцене висел огромный киноэкран с бушующим морем. Певцы разгуливали по сцене под этим экраном. Ну, в 90-е понятно, что такие спектакли ставились по причине недостатка средств. А сейчас по причине «выпендрёжа» постановщиков. Хочется прославиться, срежиссировать что-то эдакое, вот и изощряются

      • Анонимно
        6.02.2020 16:30

        Какая старушка,да у нас всех нормальных людей эти новации достали,не только старушек.

  • Анонимно
    3.02.2020 12:32

    на самом деле - в этом театре все нафталиновое. биллетерши и те хамят, как в совке. а уж про рекламные ролл-апы в вестибюле - промолчим, этот ужас 90-х неизбывен. никакой эстетики, не смотря на статус академического театра. . типовое хамство и лубочное тугоумие.

  • Анонимно
    3.02.2020 12:47

    Очевидно, что это рецензия со второго дня Шаляпинского. Первый день и вокал высокого класса не оставлял времени на разглядывание деталей декораций и костюмов. Любаша в исполнении Екатерины Сергеевой из Мариинского и Марфа Гульноры Гатиной ( которая получила почему то меньше аплодисментов в финале) вообще заставили замереть зал от глубины и проникновенности исполнения. Кстати, тембр и голос Гульноры Гатиной таков, что он будет с каждым годом звучать все лучше и лучше. И если раньше меня уже начинало раздражать обилие приглашенных певцов и хотелось своих, то сегодня можно сказать, что ожидания слегка оправдываются. Хотя жаль, что многим удивительным и прекрасным голосам наших соотечественников не находится места в спектаклях Театра оперы и балета. Вообще высокая оценка Уриным нашего театра и фестиваля приятно порадовала, хотя конечно хотелось бы больше новых постановок. Кстати. надо понимать, что в мире уже начинает зарождаться спрос на необычные национальные постановки. И хорошо, что появились балет Золотая Орда и опера Сююмбике. Показательны в этом смысле аншлаги на гастролях национальных театров. Посмотрим, что покажут спектакли в Москве. Я своим москвичам уже сообщила. что ждите. Хотелось бы узнать и о сроках спектаклей в Москве.

    • Кстати, в дальнейших перспективах Гульноры есть очень большие сомнения. Она теперь поет в Казани всё: Марфу, Чио-чио-сан, Виолетту, Джильду, Адину, Лиу, Микаэлу, теперь еще и Мими... Так не бывает, должен быть какой-то свой репертуар, иначе просто голоса надолго не хватит. Еще Зиля Сунгатуллина нам об этом в интервью говорила, переживая за Гатину.

      Как я понимаю, Гергиев многих талантливых певиц так загубил своим конвейером Мариинским, когда каждые два месяца приходится новую партию учить, потому что нужно обслуживать в ежедневном режиме кучу площадок.

      • Анонимно
        4.02.2020 15:24

        Отношение к современным спектаклям у нас с Вами диаметрально противоположное, но по поводу перспектив Гульноры Галиной я с Вами согласна. Она действительно Очень много поёт. Нагрузка на голос и вообще на организм огромная. Оперное пение-это тяжёлый труд, серьезная нагрузка на легкие, сердце, сосуды. А Гульнора женщина хрупкая.
        Дай Бог ей здоровья. Насчёт эксплуатации певцов в Мариинском я с Вами тоже согласна, есть такое.

  • Анонимно
    3.02.2020 13:13

    А что за дама на фото, в шубе по грудь?

  • Анонимно
    3.02.2020 14:29

    Если не ошибаюсь, то это - Зиля Сунгатуллина...

  • Анонимно
    3.02.2020 14:43

    Знакомая была на открытии фестиваля. Ей очень понравилось всё в постановке. И голоса, и сценография, что не пришлось полчаса ждать смену декораций. Билеты покупала в декабре через знакомую у распространителя, сказала.
    Вкусы, уровень восприятия у всех разный. Рецензия любопытная, только хотелось большей нейтральности, отстранённости, что ли?

    • Анонимно
      4.02.2020 15:40

      Да, у Кауфмана очень агрессивная рецензия получилась.

      • Анонимно
        4.02.2020 18:36

        15:40
        Рецензия Кауфмана не столько агрессивная, сколько "кудрявая" - велико желание написать так, как до него никто не писал, то есть особенно "тонко" и "изощренно".
        Плюс, я отметила БЫ выраженный женский стиль изложения материала.

  • Анонимно
    3.02.2020 20:14

    Йонас Кауфман вновь в строю.
    Не интересная, дистиллированная , штампованная статья, полная пафосных кружев.
    Айрат, можете с Ионой работать лучше.

    • Вы знаете о существовании Йонаса Кауфмана - уже приятно.

      • Анонимно
        4.02.2020 15:26

        Я тоже знаю и давно. Но мы с ним, увы, по разные стороны баррикад:))). То что для него «нафталин» для меня «классика», то что для него «свежий взгляд на оперу», для меня «смешно».

      • Анонимно
        4.02.2020 15:39

        Можно подумать, никто кроме Вас его не знает

  • Анонимно
    3.02.2020 23:37

    Прекрасный спектакль, спасибо!

  • Анонимно
    6.02.2020 16:18

    смотреть на всё эти шедевры и татарские и мариинские и только рыдать
    о постановке Царской невесты в Малом оперном в Ленинграде в 70-е
    с декорациями Кустодиева...

  • Анонимно
    16.02.2020 15:55

    "Дистиллированная манера бельканто " это что за выражкние? Бельканто — искусство прекрасного выразительного пения, технически совершенного при этом. Если в пении не было выразительности и оно было лишено эмоций, то это уже никакое не бельканто. И без развитого среднего регистра ни о какой манере бельканто речи быть не может.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль