Шаляпинский фестиваль-2020 
6.02.2020

«Богема» на Шаляпинском: рядовое исполнение провинциальной труппой из Казани

Сергей Буланов во время концертного исполнения шедевра Пуччини не дождался «великолепного чуда театра», но порадовался за Гульнору Гатину

В этом году Шаляпинский фестиваль решительно отказался и от традиционного гала-концерта, и от показа премьерного спектакля. Вместо новой постановки зрителям была предложена концертная версия «Богемы» Джакомо Пуччини, интересная прежде всего явлением примы татарской оперы Гульноры Гатиной в партии Мими. О том, каким получился ее дуэт с очередной заезжей «звездой мировой оперы» — тенором из Египта, соответствует ли увиденное фестивалю с большими амбициями, — в статье музыкального критика Сергея Буланова.

Вместо новой постановки зрителям была предложена концертная версия «Богемы» Джакомо Пуччини Вместо новой постановки зрителям была предложена концертная версия «Богемы» Джакомо Пуччини

УЖЕ ДАВНО И РЕШИТЕЛЬНО ФЕСТИВАЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ОТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

История сохранила для нас запись небольшой арии Коллена Vecchia zimarra из «Богемы» Пуччини в исполнении Федора Шаляпина — ария, с одной стороны, не самая показательная, но все же интересно послушать, как великий певец умел владеть своим могучим басом, подчиняя его различным драматургическим задачам.

Связь с именем Шаляпина — один из насущных вопросов Шаляпинского фестиваля в Казани, поскольку концепция старейшего оперного форума со временем стала трудноуловимой. Уже давно и решительно фестиваль отказался от стратегии развития: из года в год повторяются спектакли, поют практически одни и те же солисты, за редким исключением. Сейчас перед нами абсолютный нонсенс — нет новой постановки и даже гала-концерт решили ликвидировать. Вокруг этих нюансов разговоров предостаточно, но пока все бессмысленно, поскольку конструктивного диалога с руководством Шаляпинского как не было, так и нет.

Концертное исполнение «Богемы» с точки зрения привязки к репертуару Шаляпина — уместно. В 1897 году Федор Иванович пел партию философа Коллена в Московской русской частной опере Саввы Мамонтова, позже сделал запись упомянутой арии с плащом. На этом уровне «фестивальность» полностью оправдана.

Почему нельзя было поставить «Богему» — вопрос риторический. Кассовое название и сюжет, заимствованный из романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», далеко непростой, всегда актуальный и удобен для интерпретации. Надо отдать должное певцам — каждый в меру собственных возможностей постарался драматически наполнить свою партию: у них получалось держать слушательское внимание, им хотелось сопереживать.

Ведущая солистка Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Гульнора Гатина за прошедший год сделала больший творческий рывок Ведущая солистка Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Гульнора Гатина за прошедший год сделала больший творческий рывок

ГУЛЬНОРА ГАТИНА ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД СДЕЛАЛА БОЛЬШИЙ ТВОРЧЕСКИЙ РЫВОК

Прежде всего впечатлил своей серьезной работой маэстро Марко Боэми: оркестр под его управлением звучал выразительно, довольно раскованно и музыкально. Уже в первом акте оркестр демонстрировал гибкость, рельефно показывая слушателям контраст музыкального материала двух сфер — комедийной и лирической. Вероятно, партитура Пуччини близка дирижеру итальянского происхождения, музыканты и солисты прекрасно откликались, доверительно шли за Боэми. Комплименты отправляются и хору, достойному и профессиональному.

Ведущая солистка Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Гульнора Гатина за прошедший год сделала больший творческий рывок — пройден путь от неуверенного и робкого актерского рисунка Марфы из «Царской невесты» до убедительного образа Мими. Поскольку небольшие импровизированные мизансцены имели место быть, можно оценить, как певица удачно контролировала эмоции, не переигрывала, пусть и не всегда знала, как вести себя в паузах. Хорошо Гульнора решила сцену смерти, где весь смысл заключен в простом и искреннем наполнении. В вокальном плане есть к чему придраться: периодически «скрадывался» еще проблемный нижний регистр, не всегда позиционно верно певица начинала фразы. Вместе с тем у нее окрепла середина, довольно сносно получались верхние ноты. Несмотря на шероховатости, партия ей по силам и темпераменту.

Евгения Афанасьева, солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, пела партию Мюзетты на итальянском фестивале Opera Ischia, позже на фестивале Opera im Berg в Зальцбурге. На основном же месте работы, по-видимому, петь Мюзетту ей не доверяют. И правильно делают, потому что тембрально и технически партия ей не подходит: голос для Мюзетты звучит жестковато, линии фразировки получаются сомнительными, есть явные проблемы с дыханием.

Наконец, едва ли не главная интрига вечера — Рудольф. Египетский тенор Рагаа Эльдин исполнял эту партию на знаменитом итальянском фестивале Пуччини в Торре дель Лаго, где летом 2018-го был признан «Лучшим тенором года». Кстати, он уже пел вместе с Гатиной в «Богеме» оперного театра Орвието. Оба факта дали о себе знать на Шаляпинском фестивале: слышно, что партия отточена и впета, солисты органично выглядели в дуэтах. Рагаа Эльдин не экономил силы, довольно мощно озвучивал все кульминации, но только ровно половину спектакля — небезграничны человеческие возможности…

Кому еще удалось в этом концертном исполнении более-менее создать отчетливый и запоминающийся образ? Сергей Ковнир, солист Национальной оперы Украины им. Тараса Шевченко, качественно и внятно исполнил «шаляпинскую» партию Коллена. Все остальные исполнители несколько потерялись на фоне уже названных. Нет, сказать, что они звучали плохо и скверно играли, нельзя: вполне сносно, ансамблевые сцены получались удачно, только уровень прочтения партий, к сожалению, лишает возможности обсуждения.

На Шаляпинском фестивале должны быть большие музыканты, иначе пропадает исторический смысл и идея На Шаляпинском фестивале должны быть большие музыканты, иначе пропадают исторический смысл и идея

ПЕВЦЫ ИЛЛЮСТРИРОВАЛИ ЛИБРЕТТО, НЕ ОТКРЫВАЯ ДЛЯ НАС НИЧЕГО НОВОГО

Если приглядеться контекстно и не делать никаких скидок, откровений не случилось ни у кого. В случае Гульноры Гатиной — это прекрасная самоотдача. Для приглашенной звезды мировой оперы, египетского тенора из Франции — приличное звучание. А для событийности момента, для Шаляпинского фестиваля с большими амбициями — рядовое исполнение силами труппы провинциального театра.

Что являлось нашим главным предметом для рассуждения? Соответствие певцов их партиям, технические возможности. Фактически оказалась невозможной трактовка содержания. Певцы иллюстрировали либретто, не открывая для нас ничего нового: пусть отсутствует режиссура, нет декораций, но в музыке порой одна нетривиально спетая интонация способна перевернуть наше представление о характере героя, о его мотивациях и поступках.

На подобные музыкальные подвиги может быть способной только настоящая личность, в полном смысле этого слова. На Шаляпинском фестивале должны быть большие музыканты, иначе пропадают исторический смысл и идея. Татарстанская публика заслуживает такого же соприкосновения с чудом, которое испытал однажды, к примеру, великий Сергей Лемешев, он вспоминал: «Амнерис Марии Максаковой так захватила воображение, что я забыл, кто пел Аиду, Радамеса, Амонасро. Я только помню, что встретился на этом спектакле с тем великолепным чудом театра, когда забываешь вещи знакомые и ждешь того, что не может случиться: я отлично помню, как мы негодовали на Радамеса, что он влюбился в Аиду, потому что все мы были влюблены в Амнерис». 

Сергей Буланов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.02.2020 10:03

Фестивали хорошо, но хочется, чтобы в Казани был оперный театр с постоянно действующим репертуаром , как другие театры города или БКЗ. В миллионном городе нет фактически оперного театра.

  • Анонимно
    6.02.2020 09:33

    Просто на 5+ отработали артисты! Гатина была просто шикарна! Мы получили огромное удовольствие. Спасибо театру

  • Анонимно
    6.02.2020 09:54

    "в музыке порой одна нетривиально спетая интонация способна перевернуть наше представление о характере героя, о его мотивациях и поступках" - вот о чем это автор статьи? Имею музикальное образование, и в этой постановке нетривиально спетых интонаций не заметил. Замечательное было не только исполнение, но и игра артистов, не смотря на то, что это концерное исполнение. Все отработали с полной отдачей: и артисты, и дирижер, и оркестр.

    • Анонимно
      6.02.2020 11:57

      Автор, возможно, о том, что спето было хоть добротно, но банально и стереотипно.

      • Анонимно
        6.02.2020 12:56

        11:57
        Спеть добротно, но банально и стереотипно???

        Это кувыркаться надо было во время пения - очень НЕбанально? Или по проволоке ходить с зонтиком, как Агафья Тихоновна?

    • Анонимно
      6.02.2020 12:28

      Вам бы в дополнение к музыкальному образованию узнать значение слова "нетривиальный", и тогда бы Вы, возможно, поняли, о чём автор писал.

  • Анонимно
    6.02.2020 10:03

    Фестивали хорошо, но хочется, чтобы в Казани был оперный театр с постоянно действующим репертуаром , как другие театры города или БКЗ. В миллионном городе нет фактически оперного театра.

  • Анонимно
    6.02.2020 14:34

    Как уже надоели эти примитивные фестивали, что Шаляпинский, что Нуриевский! Второй вообще очень уступает фестивалю в Уфе! Может, все-таки пора сделать паузу?

    • Анонимно
      6.02.2020 15:56

      Если делать паузу, то опереная труппа раньше прежнего улетит в Нидерланды на гастроли)

    • Анонимно
      6.02.2020 18:18

      14:34
      Если не будет фестивалей - Шаляпинского и Нуриевского - то КАК вы объясните постоянные гастроли двух трупп театра? Сейчас причины "уважительные" - опера на фестивале, балет на гастролях, и наоборот.
      Это что ли придется и балету, и опере круглый год выступать без гастролей? Даже представить не могу, что круглый год, каждый месяц в казанском театре будут спектакли и оперы, и балета. И не 100 дней из 365-ти, а больше((((( УЖСС!!!

  • Анонимно
    6.02.2020 15:58

    Хорошо, что Гала концертов теперь нет. Последние были низкого качества. Выступали даже учащиеся студий. Им платить можно меньше, вот и экономия.

  • Анонимно
    6.02.2020 17:36

    Рауфаль Сабирович, встряхнитесь или Вам уже ничего не надо? Между прочим, комментаторы обращаются к дирекции театра...

    • Анонимно
      7.02.2020 01:57

      У Рауфаля Сабировича всё хорошо, судя по интервью, живет на лоне природы с внуками в частном доме (видимо. директорскую зарплату откладывал годами), а в директорском кабинете в театре рояль, можно заниматься аранжировками для фестиваля татарской песни, кроме того и в Голландию нужно слетать. Переаншлаг в театре, как рассказывают на федеральном канале Культура.

  • Анонимно
    10.02.2020 07:56

    Похоже наступило время революции) в театре: требуется обновление репертуара, труппы, ну и, возможно, руководителя..
    А если серьезно: нет совсем детского репертуара (не берем в расчет "Щелкунчика" и "Белоснежку и семь гномов") - где новые встречи с Прекрасным? на дворе 21 век - неужели нет новых мюзиклов, балетов и опер? не поверю - просто нужно ДЕЛАТЬ ДЕЛО!
    Каждый Шаляпинский фестиваль заканчивается подобной дискуссией, только руководству РТ, к сожалению, нет дела до состояния культуры в Республике.

  • Анонимно
    10.02.2020 12:04

    Жаль что
    Казань сдает позиции

  • Анонимно
    11.02.2020 14:39

    Хорошо что такие критики выросли дай бог здоровья молодому музыковеду сражающегося за правду музыку за прекрасные традиции когда то гремевшего театра в Казани

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль