Машиностроение 
10.02.2020

«Сваливать всю вину на летчиков несправедливо. У нас нет вертолетной культуры…»

По следам авиакатастрофы, унесшей жизнь Айрата Хайруллина, авиаэксперт рассуждает о том, почему таких случаев недопустимо много

Причиной катастрофы вертолета Айрата Хайруллина, судя по данным СМИ, назовут потерю пилотом в сложных метеоусловиях так называемого пространственного положения. По данным вертолетного эксперта Евгения Матвеева, это главная причина всех ЧП в отрасли. Причем, как ни парадоксально, в России вообще отсутствует нормальная статистика по полетам частных вертолетов. О том, кто ее скрывает и почему пилоты нередко переступают опасную черту, полковник запаса рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Евгений Матвеев: «Владение вертолетом очень дорого. Приобретая такую машину, надо понимать, что за 10-15 лет ты истратишь на эксплуатацию столько же, сколько она стоит» Евгений Матвеев: «Владение вертолетом очень дорого. Приобретая такую машину, надо понимать, что за 10–15 лет ты истратишь на эксплуатацию столько же, сколько она стоит» Фото: предоставлено Евгением Матвеевым

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Расследование причин крушения вертолета Bell 407, на борту которого находился депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин, продолжается. Однако издание Baza опубликовало утечку со ссылкой на первые выводы экспертов. Судя по этим данным, воздушное судно попало в так называемый снежный заряд, после чего пилот потерял ориентацию. Он начал паниковать и вместо того, чтобы подняться выше и поменять курс, резко снизился и попытался посадить аппарат. Однако ему это не удалось: на большой скорости Bell 407 ударился хвостом о землю, после чего рухнул вниз всем корпусом. Его пронесло по земле на 120 метров. Хайруллин сидел спереди по левой стороне. От удара все стекла разбились, депутата выбросило наружу, а потом придавило корпусом вертолета.

О том, какие выводы можно сделать из этой трагедии, мы поговорили с Евгением Матвеевым, участником боевых действий в Афганистане, бывшим преподавателем Академии им. Жуковского (подготовка руководящего инженерного состава). Он известен как вертолетный эксперт своими публикациями в ИТАР-ТАСС, «Интерфаксе», «Красной звезде», «Независимом военном обозрении», «Вертолетной индустрии», «Авиатранспортном обозрении» и других изданиях.

Расследование причин крушения вертолета Bell 407, на борту которого находился погибший депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин, продолжается Расследование причин крушения вертолета Bell 407, на борту которого находился погибший депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин, продолжается Фото: mchs.tatarstan.ru

«Экономят на всем — на обслуживании, повышении квалификации техников, пилотов…»

— Евгений Николаевич, что можно сказать об уровне аварийности частных вертолетов в России?

— На мой взгляд, он недопустимо высок. При этом летают они очень мало — я называю их «вертолетами выходного дня».

— В чем причина столь тревожной ситуации?

— Просто надо серьезно к таким вопросам относиться, вкладывать в повышение безопасности полетов деньги. Пример. После того как четыре года назад в Северном море упала обслуживавшая нефтяников Super Puma (вертолет французского производства — прим. ред.), они не просто стали игнорировать эту марку, но организовали фонд, собрали деньги, пообщались со специалистами, определили, каких конструктивных изменений хотят добиться от вертолетостроителей. Семинары, форумы, серьезная  аналитика — все на высоком уровне. В наших авиационных СМИ вы аналитику видели? Я — нет. Сплошь реклама — либо «Вертолетов России», либо зарубежной техники. И покупатели у нас зачастую такие же: приобрел бизнесмен вертолет, а вложиться в безопасность полетов не хочет.

— Экономят?

— Однозначно, причем даже самые большие бизнесмены — потому что владение вертолетом очень дорого. Приобретая такую машину, надо понимать, что за 10–15 лет ты истратишь на эксплуатацию столько же, сколько она стоит, но этого понимания нет. Экономят на всем — на обслуживании, повышении квалификации техников, пилотов, да вообще на всех уровнях.

— Что нам говорит статистика аварий и катастроф?

— В том-то и дело, что нет статистики! Есть такой показатель, как налет на катастрофу, то есть сколько крушений приходится на 10 тысяч часов налета. На Западе у коммерческих вертолетов он меньше единицы, а у частников — почти 10! Уверен, в России соотношение схожее, но у нас нет статистики! Авиационные власти дают полноценные отчеты по коммерческим вертолетам, а по частным — только абсолютные показатели количества авиационных происшествий, катастроф.

— Так трудно собрать данные о налете?

— Представьте — да! Владельцы и эксплуатанты зачастую их скрывают. В авиации общего назначения есть понятие «партизаны» — это люди, которые летают или владеют летающей техникой, но по какой-то причине скрывают и полеты, и сам факт владения. И таких немало. Можно сказать коротко: у нас нет вертолетной культуры.

«Очень трудно найти квалифицированного пилота, отрасль нуждается в грамотных кадрах» «Очень трудно найти квалифицированного пилота, отрасль нуждается в грамотных кадрах» Фото: © Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«И САМОНАДЕЯННОСТЬ, И ХАЛАТНОСТЬ, И НЕУМЕНИЕ СКАЗАТЬ НЕТ РАБОТОДАТЕЛЮ»

— Тем не менее, наверное, есть общее представление о том, почему падают частные вертушки?

— Сразу скажу, что отказ техники — только в 3–5 процентов случаев. Главная причина аварий и катастроф — потеря пилотом пространственного положения. Например, из-за погодных условий. Летчик не может понять, куда он летит — вперед, вбок, вверх, вниз. При этом приборам не верит. Если по-житейски, то каждому водителю знакома ситуация, когда лобовое стекло вдруг заливает потоком грязи из-под встречной машины. Ты словно слепнешь, не можешь понять, остался ты в нужном ряду или нет. Начинаются паника и беспорядочные движения органами управления. Но если на машине можно затормозить или съехать на обочину, то что делать вертолету, летящему на скорости 200 километров в час? Счет идет на доли секунд. При этом если пилоты самолетов, когда начинает прижимать облачность, уходят вверх и летят по приборам, то вертолетчики, наоборот, стараются снизиться — так уж устроены, что предпочитают летать визуально.

Почти любой вертолетчик хоть раз в жизни приходил к этому состоянию паники и знает, что в такой ситуации важна любая мелочь, например система индикации — насколько она способствует тому, чтобы за доли секунды собрать в кучу ощущения и показания приборов. Взять индикатор авиагоризонта. Он показывает положение летательного аппарата относительно земли — крен, тангаж, углы. Есть два вида авиагоризонтов: первый — с прямой индикацией, когда изображение летательного аппарата неподвижно, а двигается изображение земли; и второй, когда все наоборот — это называется обратной индикацией. В нашей стране всегда была обратная, но сегодня — и это влияние Запада — пришла прямая, но есть мнение, что для оценки показаний такого авиагоризонта требуется больше времени. Авиационный мир разделился: одни не видят в этом проблемы, другие требуют возвращения к обратной индикации. Бывший испытатель камовской фирмы, Герой Советского Союза Николай Павлович Бездетнов, уже не первый десяток лет настаивает на ее истинности. И действительно, эксперименты показали, что она более естественна.

Почему Запад принял прямую индикацию? Одна из причин — коммерция: авиагоризонты стоят денег, а «прямые» приборы дешевле. Впрочем, если человек тренирован, знает недостатки техники, он справится со сложной ситуацией, а у нас, как показывает практика, летный состав зачастую не готов к неожиданностям. Взаимодействие человека и машины — сложная наука, а в России изучение этих вопросов в какой-то момент остановилось. Поэтому сваливать всю вину за катастрофы на летчиков (а у нас есть такое — все списывать на человеческий фактор) несправедливо.


— Может ли пилот спрогнозировать то, что в конкретном полете он с высокой степенью вероятности попадет в ситуацию потери пространственного положения?

— Может, но бывает так, что «накрывает» мгновенно.

— Однако в среде авиаторов не секрет, что опытные пилоты, зная о плохих погодных условиях, нередко сознательно переступают черту. Что это — халатность, самонадеянность, опасение поставить под угрозу свою репутацию опытного летчика, страх потерять работу?

— И самонадеянность, и халатность, и неумение сказать нет работодателю, ведь, чтобы отказать шефу, надо иметь определенную внутреннюю силу, да и жизненные ситуации бывают разные.

— Вы об угрозе увольнения?

— И это не в последнюю очередь. Да, очень трудно найти квалифицированного пилота, отрасль нуждается в грамотных кадрах, и сегодня даже женщины пошли летать и в технический состав, чего раньше не было, но, с другой стороны, найти подходящую работу не так просто, к примеру, одно дело отправиться летать в Тюмень и другое — в Казань.

«Bell-407 надежная машина. Она побывала на обоих полюсах, где просто чудовищные условия для полетов. Этим может похвастаться всего десяток типов вертолетов из всего их великого множества» «Bell-407 — надежная машина. Она побывала на обоих полюсах, где просто чудовищные условия для полетов. Этим может похвастаться всего десяток типов вертолетов из всего их великого множества» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

«ВМЕСТО РЕКЛАМЫ ЛУЧШЕ БЫ ОДИН РАЗ ПОКАЗАТЬ, КАК ПАДАЕТ ВЕРТОЛЕТ»

— Нет ли у вас чувства, что сегодня к вертолету привыкли почти так же, как к машине, а потому чувство страха полета на них несколько притупилось?

— А вы посмотрите, что у нас пишут о вертолетах, особенно о западных — сплошная реклама: летать на вертолете легко и просто. Что первое говорит продавец вертолета покупателю? «Это как автомобиль — комфортно, безопасно, любой может пилотировать, мы вас завтра обучим». А лучше б один раз показать, как вертолет падает и чем эта «простота» заканчивается… Не хочу сказать, что все легкомысленные, но мне кажется, что многие покупатели не до конца знают, что у красивой верхушки айсберга есть опасная подводная часть.

— Может быть, следует ужесточить контроль за частными вертолетами?

— Просто надо лучше людей учить. Да и кто будет ужесточать контроль? Глядя на наших контролеров, я не верю, что мы победим аварийность.

— В одной из статей вы написали, что высокая аварийность вертолетов — вопрос политический. Что имеется в виду?

— Что у нас все через коммерцию, что все основные проекты связаны с именем какого-нибудь человека, который выбивает деньги, финансирует — толкает. Вот тогда дело двигается, а нет имени, лидера — нет движения. Увы, лидера в вертолетной отрасли нет. Как и в вертолетостроении.


— Что должен знать человек, покупающий вертолет?

— Первое — что приобретается не только вертолет, но и система его эксплуатации. Второе — учите матчасть. К примеру, у каждого вертолета есть свои болевые точки — конструктивные недостатки. Их надо знать. К примеру, проблема мастбампинга на «Робинсонах»: при определенных нагрузках втулка несущего винта бьет по валу и ломает его. Тем не менее «Робинсонов» в небе множество — потому что пилоты знают этот недостаток и не допускают приводящего к неприятностям маневра.

— А что скажете о Bell-407? За 8 лет в Татарстане разбилось три таких борта…

— Надежная машина. Кстати, она побывала на обоих полюсах, где просто чудовищные условия для полетов. Этим может похвастаться всего десяток типов вертолетов из всего их великого множества. Американцы умеют делать вертолеты и летать на них.

И в завершение. Когда происходит очередная катастрофа, сразу всплывают всякие эксперты (типа меня), но молчать в нынешней ситуации неправильно — может быть, кто-то услышит нужные вещи.

Матвеев Евгений Николаевич.

Окончил Рижское высшее военное авиационное инженерное училище.

11 лет инженером эксплуатировал Ми-24, Ми-8, Ми-2, участник боевых действий в Афганистане. Работал в Судане (Ми-26, Ми-8). Полковник запаса. Бывший преподаватель Академии им. Жуковского (подготовка руководящего инженерного состава). Кандидат технических наук. Старший научный сотрудник. Эксперт по вертолетной тематике, публикации в ИТАР-ТАСС, «Интерфаксе», «Красной звезде», «Независимом военном обозрении», «Вертолетной индустрии», «Авиатранспортном обозрении».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.02.2020 08:56

Несколько недель назад одно авиапроисшествие шестилетней давности благополучно закрыли за истечении сроков давности.
Здесь проще.
Пилот жив и возьмёт на себя вину.
Лет через двадцать решит снять с себя этот грех и расскажет правду.
Или раньше.

  • Анонимно
    10.02.2020 08:31

    У российских экспертов как всегда авиагоризонт виноват. Прибор, по которому летает весь мир, оказался неразрешимым препятствием для наших пилотов на пути к безопасным полетам. Смех да и только.

    • Анонимно
      10.02.2020 09:05

      В психологии это называется импринтингом или синдромом утенка. В данном случае, если курсант, впервые сев за штурвал видит авиагоризонт с обратной индикацией, то начинает считать его лучшим, даже если это на самом деле не так. Государственные летные учебные заведения, в основном, эксплуатируют отечественную технику с обратной индикацией. Учиться же в частных школах дорого и далеко не все учебные заведения выдают свидетельство коммерческого пилота.

    • Анонимно
      10.02.2020 09:13

      ты прочитай статью то!!! Про авиагоризонт он говорит в качестве примера. Когда на принятие решения важны доли секунды. А авиагоризонт скрадывает эти секунды, да еще другие факторы накладываются. Похоже сам эксперт во всем и вся?

      • Анонимно
        10.02.2020 10:05

        Слушай больше всяких умников. Этот эксперт даже не пилот, а инженер, а рассуждает о пилотажных приборах, хотя ни разу в жизни ими не пользовался. Говорит, что прямые авиагоризонты стОят дешевле. О какой экономии в стоимости приборов на зарубежной технике может идти речь, когда стоимость самолетов исчисляется сотнями миллионов баксов? Если в авиации где и экономят, так это в России и еще раз в России.

        • Анонимно
          10.02.2020 18:13

          Проектирует кто приборы -инженеры. Летчики уже пользуются тем что спроектировал инженер.

  • Анонимно
    10.02.2020 08:34

    Кто принял решение лететь, если не летная погода, тот виноват. А если погода нормальная, и летчик не справился с управлением, то виноват летчик

    • Анонимно
      10.02.2020 08:56

      Несколько недель назад одно авиапроисшествие шестилетней давности благополучно закрыли за истечении сроков давности.
      Здесь проще.
      Пилот жив и возьмёт на себя вину.
      Лет через двадцать решит снять с себя этот грех и расскажет правду.
      Или раньше.

      • Анонимно
        10.02.2020 15:49

        "Пилот жив и возьмёт на себя вину.."
        Зачем пилоту брать на себя вину, если он не виноват?

        • Анонимно
          10.02.2020 20:22

          Уже ж нарисовали картину происшествия: пилот неправильно действовал- надобыло набирать высоту, а он вниз направил машину

        • Анонимно
          12.02.2020 21:50

          Ээээээ,нэ панимаешь политической ситуации...Пилот всегда виноват,живой ли ,мертвый ли.Вспомни слова пилота убившего Лебедя."Лучше б я погиб вместе с Лебедем"

    • Анонимно
      10.02.2020 13:30

      Согласен с воздушными коридорами полный бардак, почему воздушные суда пролетают над жилым сектором на малых высотах, вопросы большие у меня как жителя города к контролирующим органам

      • Анонимно
        10.02.2020 17:04

        Причина банальная и проста - отсутствие профессионалов во всех сферах. Деградация идёт стремительная.

      • Анонимно
        10.02.2020 18:18

        Это ещё что.В тому году летом при заходе на посадку самолёта на КАЗе, какой то идиот решил пролететь поперёк аэродрома.Самолёту пришлось срочно набирать высоту, вместо посадки.Этому чудику на вертолёте скорее всего ничего не было,поскольку вёз неприкасаемого..

        • Анонимно
          10.02.2020 18:33

          они и по дорогам так ездят... (( по встречке, на красный...

        • Анонимно
          10.02.2020 23:08

          Вы думаете, что "неприкасаемые" своей жизнью не дорожат? Я думаю "чудика", скорее всего, уволили.

      • Анонимно
        10.02.2020 18:32

        ежедневно над домом летают... Совсем из ума выжили.

        • Анонимно
          12.02.2020 09:43

          берете ракетницу и в следующий раз покажите ему сигнал бедствия

  • Псевдоним
    10.02.2020 08:36

    Для чего эта статья и как она относится к конкретному несчастному случаю? Здесь у пилота огромный опыт (более 10 лет) и много часов налета. Все нюансы эксплуатации ему известны и летая практически каждый день он был готов к любым нештатным ситуациям. Да и в экономию на запчастях и обслуживании я не верю, что, Хайруллин не мог позволить себе это? Конечно, мог. Погода была летная. Единственный странный для меня момент, что среди всех возможных версий катастрофы я не прочитал одного - покушения на убийство. Эта версия вообще никак не рассматривается? Или ее намеренно не озвучивают?

    • Анонимно
      10.02.2020 10:07

      08:36 На первом этапе СК обычно рассматривает все версии, в том числе думаю и убийство рассматривают.

      То что они не заявляют сначала о всех версиях которые рассматривают, это правильно, не сеят панику и если есть преступник то тем самым они притупляют его бдительность.

      Поэтому зря вы так. Если там была диверсия то накопвют, пилот же жив и помощник, по их показаниям и по ряду других, можно будет докопаться до истины.

      • Анонимно
        10.02.2020 17:57

        Если посмотреть статистику с крушениями именно этого типа и марки вертолёта в Татарстане, видно что во всех случаях погиб пилот. Так получается, что Хайруллине сам пилот рвал, иначе откуда он брал ежегодный налёт о котором БО писал. И получается, что выживший пилот летел статистом... Как с генералом Лебедем экипаж МИ8...

        • Анонимно
          10.02.2020 20:27

          А супруга пилота уже заявила журналистам на высказанное предположение о возможном управлении вертушкой Айратом Хайруллиным : ее супруг никогда не допускал к управлению депутата! Тогда резонен и логичен вопрос: откуда у Айрата было столько часов налёта ?

    • Ф. Карим
      10.02.2020 10:32

      То что нет данной версии странно конечно. Также странно что все остальные остались живы, и даже не пострадали. То что они не дают объяснений, тоже видимо для того чтоб не наговорить лишнего.
      То что спасатели катались туда сюда не вытащив тело, тоже странно.
      То что нет системы ЭРА ГЛОНАСС на вертолете и нет кнопки SOS и вертолет начинают искать и находят около миллионного города спустя 2 часа после падения.
      То что помощник с 3 переломами позвонков около вертолета бегал вызывая спасателей, более чем странно.

      • Анонимно
        10.02.2020 12:04

        С компрессионным переломом позвонка вполне можно двигаться.

        • Анонимно
          10.02.2020 15:43

          Именно так. У моей бабушки в 82 (!!!) года был компрессионный перелом двух позвонков, рентгенологи ошиблись, поставили диагноз ушиб, прописали лечебную гимнастику. Бабушка делала эту гимнастику, разумеется, ходила и делала домашнюю работу, но ей становилось все хуже, спина болела все сильнее. Мы отвезли бабушку в другую больницу, там нам и сказали, что у неё компрессионный перелом двух позвонков. Так что помощник депутата вполне мог ходить с таким переломом. А первое время после аварии наверняка и боли не чувствовал, в состоянии шока человек сначала не чувствует боли.

      • Анонимно
        10.02.2020 14:03

        10:32 а вы где увидели публикации с официальными версиями СКР? Их никто не публиковал. Предположения комиссий, даже расследование МАК для следствия носят рекомендательный характер. А рассматриваются на первоначальном этапе все версии, потом исходя из полученных доказательств уже определяется более приоритетная.

      • Анонимно
        11.02.2020 10:29

        Остались живы потому что не вылетели из вертолета и их не придавило корпусом. Спасатели объяснили почему не вытащили тело. Дело было на льду Камы. Непонятны были безопасные нагрузки на лед и не было необходимости торопиться. Хайруллину было уже нечем помочь, а обезобразить тело выдергивая его из под вертолета не хотели это раз и вероятно ждали сотрудников СК это два.Нашли вертолет не через два часа, а гораздо раньше. Перелом перелому рознь. + шоковое состояние. Люди со сломанными ногами бегают в состоянии шока.

    • Анонимно
      10.02.2020 12:40

      Вообще-то такие люди просто так не умирают.

    • Анонимно
      10.02.2020 12:44

      Пилот может и не мог ошибиться, а вот любой другой да!

  • Анонимно
    10.02.2020 08:43

    не удивительно, ведь власти сейчас заняты "регулирование" (читай запретом) полетов коптеров. а с большими птичками все хорошо. а ведь всего 6км было до лаишево! частный сектор!

    • Анонимно
      10.02.2020 09:26

      Не путайте полеты дронов обычных граждан и вертолеты депутатов...Им заочно все разрешено

  • Анонимно
    10.02.2020 08:45

    Пилот лицо подневольное . Шеф приказал и полетели. У нас не принято возражать . А вот безопасность очень низкая , модернизацию вертушек делают единицы. И не будет сделано никаких выводов . Жаль что гибнут очень редкие люди .

    • Анонимно
      10.02.2020 09:22

      Пилот должен был сказать, чтобы его шеф пристегнул ремни безопасности. Надо спросить у водителей с номерами ОАА, как часто они говорят об этом своим ВИП-пассажирам?

    • Анонимно
      10.02.2020 09:27

      У ПСО тоже пилот разбился, когда вылетел в туман...Как приказали так и сделал

      • Анонимно
        10.02.2020 09:49

        у ак барс аэро 9 лет назад такая же картина

      • Анонимно
        10.02.2020 14:47

        Пьяные мажоры заставляют пилотов вылетать в любую погоду, для того, чтобы забрать с очередной вечеринки, а те не могут возразить, боясь потерять работу.

  • Анонимно
    10.02.2020 08:49

    все таки думаю нсли Хайруллин не прыгнул из вертолета чтобы спасаться, остался бы жив...

    • Анонимно
      10.02.2020 09:11

      Командир должен оставаться до конца.
      И уходить последним.

    • Анонимно
      11.02.2020 16:57

      Вы много людей пробующих выпрыгнуть из машины, летящей со скоростью под 300 км/час
      видели?
      Да он просто бы дверь не открыл!

  • Анонимно
    10.02.2020 08:57

    Экономия на всём и дикий капитализм - вот причины авиакатастроф.

    • Анонимно
      10.02.2020 10:09

      08:57 при чем здесь капитализм то, можно подумать что при коммунизме не было авиакатастроф.

      Сам по себе капитализм не имеет отношения к катастрофам.

    • Анонимно
      10.02.2020 17:10

      Пилот угробил машину и своего шефа. Вот и весь капитализм.

  • Анонимно
    10.02.2020 09:20

    Сейчас реально понимаешь где мы живем и в какой стране. И что у нас в приоритете. Все новостные паблики завалены только одной новостью, и сухо говорится о гибели или пожарах или о чиновничьем беспределе.

    • Анонимно
      10.02.2020 21:11

      Пенсионерам ставят датчики на угарный газ за 5 копеек вместо того чтобы воздухообмен восстановить/организовать

  • mad big
    10.02.2020 09:35

    Тут дело не в экономии. Виноват пилот и только пилот.

    Риторический вопрос. ОТВЕТ-НИКОГДА. Вот американского баскетболиста приложил частник тоже в схожих условиях. Богачи осознают всемрискиипрекрасно, но им нужно подойти к вертолёту, сказать пилоту полетели и через 5 минут в воздухе. Пофиг погода, время суток и прочие "не важности". А пилот эксплуатанта будет отстаивать свое право не полететь, согласно существующим летным правилам. Оно это надо, богачу, с каким то пилотом бодаться чуть ли не на равных? Посему покупается машина, а к нему пилот - раб(такой же бесправный как и остальной персонал окружающий богача, без права голоса). Раб переучивается сразу же с покупкой машины(подобный опцион сейчас практически у всех производителей малых вертолётов-школа при заводе).
    Но есть одно НО!!! Летают десятки тысяч частников, гибнут единицы. Так что, шоу маст гоу. Богачи с пилотами частниками сами выбирают свой путь. Их и на земле могут убить в любой момент(конкуренты, родственники, партнёры и т. д.). Так что подобные люди смерти не боятся. Смерти боятся - в богачи не ходить.

    Ну а теперь про "лохов" . Очень странно, что легли они не на посадке или взлете. Зачем речку то искать было? По приборам то никак на 100-150 истинной? Зачем искать землю тем более над рекой где все белым бело? Так что ещё большой вопрос, ху из лох или не лох. Если отказ-понятно дело, но если все работало и навигатор в порядке-вопросы к пилотировавшему. Впрочем, ни они первые, ни они последние землю в СМУ по маршруту ищут. Психология визуальщиков. Хоть на брюхе, но чтобы огоньки видеть(бояться на посадке не восстановить контакт) .

    Вот только немного, чего нарыл с авиафорума. И самое приличное.



  • Анонимно
    10.02.2020 09:47

    Как там Виссарионович говорил: "Головокружение от успехов": расти в хрущёвках и условно полшага до своего бизнес-джета , ... напрочь игнорируя многие законы,включив туда законы физики. И это не только этот случай...

    • Анонимно
      10.02.2020 10:44

      Да, например толпа людей слабо разбирающаяся в инвестициях и финансовых вложениях, тем не менее, не боялась тюрьмы, подписывала документы на миллиарды просто из-за того, что им так приказали!

  • Анонимно
    10.02.2020 10:01

    Мельком проскочила информация что покойник был в резиновых сапогах плюс высота полёта условно 15 метров.Странно чтоб человек владеющий вертолётом летал в нём одетый как сантехник.Да и белый кожанный салон к этому не располагает.Ну а запись с видеокамены на берегу ни какого снежного заряда не зафиксировала хотя ветра на реках зимой дуют постоянно.

    • Анонимно
      10.02.2020 16:44

      И что Вы этим хотели сказать? Может нравилось ему в резиновых сапогах летать.

      • Анонимно
        10.02.2020 20:41

        Сейчас не те резиновые сапоги, которые многие привыкли раньше иметь. Сейчас это полимерные, легкие, утеплённые. Есть импортного производства и очень не дешевые

        • Анонимно
          11.02.2020 14:36

          Сейчас резиновые сапоги это уже не те, в которых рабы на фермах ходят. Облегченные, удобные, надежные и способны выдержать температуру -50*. Стоят недешево, крупному бизнесмену доступны.

    • Анонимно
      10.02.2020 18:14

      Если он ездил на какую нибудь агроферму то это неудивительно.Или по вашему он сапоги надел чтоб нырнуть что ли?

      • Анонимно
        10.02.2020 22:54

        А что там делал депутат Госдумы, которому запрещено заниматься бизнесом? Встреч депутатский с избирателями он не проводил.

    • Анонимно
      11.02.2020 16:59

      15 метров это для камикадзе! Малейшая ошибка и ты уже в земле. Скорость-то не 60 км/час...

  • Анонимно
    10.02.2020 10:13

    Во всем мире падают вертолеты, самолеты..
    Надо понимать что это источник повышенной опасности, и быть готовым ко всему. И командир садясь за штурвал поверье насчитывает разные ситуации.
    При союзе была целая индустрия, после школы шли в ДОСААФ ( планеризм, пилотаж на як52, л29 и тд)люди которые жили небом, далее вторым пилотом ан-2, КВС АН-2, вторым л-410, КВС л-410 и тд., садясь за штурвал ту154 летчик был всем. А сейчас в институтах летать начинают после 4 го курса))
    И приходят они с 150 часами налета в гражданскую авиацию.

    • mad big
      10.02.2020 11:16

      150 часов это совсем неплохо. Тем более на современных летающих джойстиках. Летать в авиакомпании научат. Самое главное английский чтобы на уровне был. Напрочь убита малая авиация. Про вертушки молчу вообще. В Омске летать не на чем давно уже. На вертолетах уже в основном военные летают. Благо Сызрань штамповать опять после пятилетнего перерыва начала.

  • Анонимно
    10.02.2020 11:15

    Почему пишут - разбились все стекла? На видео - огромное лобовое стекло перед правым пилотом целехонько - ни одной трещинки. Думается - это потому что он был пристегнут.

    • Анонимно
      11.02.2020 19:29

      11.15 у вас как вообще с зрением? с левой стороны лобовое отсутствует напрочь.

  • Анонимно
    10.02.2020 20:56

    Уважаемые комментаторы, коментарище и коментарчики!!!!
    1)
    Я не понимаю всегда, почему при всех катастрофах берут за экспертов военных????? ( почему не спросят опытного гражданского пилота вертолетчика, у которого за плечами больше 10 000 часов налёта (против 500 у военных)) ???
    Почему то у нас в стране - военные - это последняя инстанция.
    2)
    Всем кто призывает переходить на полеты по ППП (по приборам) на вертолетах R-44 и Bell-407 (без автопилота , радиовысотомера и тримеров) я даже ничего НЕ ХОЧУ объяснять.
    3)
    То что АН Хайруллин экономил на своей безопасности - тоже полная чушь и бессмыслица.
    4)
    То что АН Хайруллин был ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ, профессионалом в очень многих областях жизни, то что он мог разговаривать с любого уровня людьми - НЕ ПОДАЕТСЯ НИ КАКОМУ СОМНЕНИЮ !
    5)
    «Авиация является одной из тех сфер деятельности, в которой невозможно полностью избежать риска, и плата за ошибки здесь – весьма высока. Поэтому, при принятии решения связанного с риском, необходимо тщательно взвешивать все "за" и "против". 
    Тому же, кто хочет быть в абсолютной безопасности, надо сидеть на заборе и глазеть на птиц».
    п. 3.2.10 из "Руководства по предотвращению авиационных происшествий" (первое издание) ИКАО" Doc9422

    С огромным Уважением к Айрату Назиповичу Хайруллину и всей его семье.

  • Анонимно
    10.02.2020 23:59

    Вертолёт неустойчивая в воздухе машина, в Афганистане вертолётчиков считали смертниками. Надо больше ответственности таким людям, в смысле заботы о своей безопасности.

    • Экономист
      11.02.2020 15:56

      Есть интересная штука - инстинкт самосохранения, не путать с трусостью... Каждый решает сам пристегиваться или нет, выпрыгивать или оставаться на месте, летать в темноте или в снег и т.д. ... Но за это и ответственность несешь самостоятельно... Вечная память Айрату Назиповичу!

  • Анонимно
    11.02.2020 09:20

    Жители Казани говорили, что слышали в тот день, как в районе Дубравной летал вертолёт очень низко и с каким-то несвойственным звуком, похожим на стук. Возможно, он был неисправен.

    • Анонимно
      11.02.2020 12:50

      это другой тип вертолёта. Ансат летает. Громкий очень. М.Б.

    • Анонимно
      11.02.2020 19:26

      09.20, так и сел бы там же, что мешало? На кой тогда лететь аж до Лаиша?!

  • Анонимно
    11.02.2020 19:07

    Повысить безопасность, лучше учить и т.д. и т.п. вода водой, бабушки слышали ,что вертолет летел с нехарактерныи звуком. Для кого эта статья???

  • Анонимно
    11.02.2020 21:18

    -
    Как говорил товарищ Лазарь Каганович: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность».
    -
    Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита»: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»

    Мы все будем помнить и очень по тебе скучать, по твоей улыбке.
    Надеемся, Бог очень сильно захотел подружиться с тобой.

  • Анонимно
    14.02.2020 09:21

    Нет таких метеоусловий которые накрывают моментально. Но уважаемый участник БД в ДРА и преподаватель академии не имеет опыта летной эксплуатации частных ВС и по просьбе журналиста выступает, не понятно каким образом, экспертом. Основная субъективная причина не в отсутствии квалификационных пилотов и отсутствии повышения уровня натренированности, а в не умении сказать нет владельцу ВС или пассажиру, которые в основной своей массе, при наличии больших денег, считают себя бессмертными, являются не очень адекватными. Пилоту нужно было при встречи снежного заряда развернуться и вернутся на площадку вылета.

    • Анонимно
      3.03.2020 07:59

      Необходимы пилотам постоянные и систематически тренировки, как ранее было в системе аэрофлота, ВЛН и ОЗН давались тренировки и проверки летного состава.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль