Общество 
14.02.2020

«Без полбанки не разберешься!»: как Путину вносили правки в Конституцию

На встрече с президентом Леонид Рошаль лоббировал национальные языки, а Захар Прилепин — ядерное оружие

«Ясно одно: жизнь поменялась, и она требует определенной реакции, в том числе в Основном Законе», — заявил вчера президент Владимир Путин, решивший ради общероссийского голосования дать выходной. О том, как участники встречи опасались переписывания истории Второй мировой, признавали российскую культуру не подверженным инфляции символом нации, беспокоились о семье как союзе мужчины и женщины и боролись за русский язык, призывая снизить статус «республиканских», — в материале «БИЗНЕС Online».

Владимир Путин собрал за огромным столом 75 членов рабочей группы, которая за прошедший месяц должна была собрать, обобщить и предложить поправки к Конституции РФ Владимир Путин собрал за огромным столом 75 членов рабочей группы, которая за прошедший месяц должна была собрать, обобщить и предложить поправки к Конституции РФ Фото: kremlin.ru

«НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ В 1993 ГОДУ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ЗАКРЕПИТЬ В ЗАКОНЕ»

Президент РФ Владимир Путин в четверг собрал за огромным столом всех 75 членов рабочей группы, которая за прошедший месяц должна была собрать, обобщить и предложить поправки к Конституции РФ. Собственно, этим и занималась группа, дважды в неделю собираясь в Общественной палате РФ. За время ее работы поступило более 500 поправок со всей страны, и каждую из них участники рабочей группы изучили. Но, разумеется, не каждая идея найдет отражение в Конституции. Ведь тогда бы пришлось попросту переписать заново Основной Закон, который, как выразился президент, «лежит в основе всей нашей правовой системы» и «регулирует основополагающие принципы нашей жизни». И в таком случае мы, возможно, проснулись бы уже совсем в другой стране.

«Чрезвычайно важно здесь выверить каждое слово, каждую букву, каждую запятую», — подчеркивал вчера Путин, как бы обрубая возможность бездумного переписывания Конституции. Его волновало, чтобы вместе с поправками ничего «не выхолостили» и «не потеряли», а напротив, «ответили на вызовы времени». «Что имею в виду? Некоторые вещи в 1993 году невозможно было закрепить в законе, не только в Основном Законе, в Конституции, — вообще ни в каком, потому что этого не существовало просто. Ну, скажем, не было такого распространения интернета и еще много чего — первое. Второе — не было такого состояния, в котором сейчас находится наша страна», — указал глава государства.

По мнению Путина, в далеком уже 1993-м даже сложно было формулировать некоторые вещи, особенно связанные с суверенитетом страны или ее местом в мире. «Мы не могли тогда и социальные гарантии, прошу прощения за тавтологию, гарантировать, потому что экономика находилась в таком состоянии, что принимать можно было в парламенте какие угодно законы, но если они не подкреплялись финансами, то тогда это было более или менее бессмысленно, и больше того, даже вредно», — пояснил президент. За 26 лет страна и ее экономика, стало быть, добрались до того, чтобы гарантировать хотя бы МРОТ на уровне прожиточного минимума. А он, например, в Москве в 2020 году для трудоспособного населения составляет 19797 рублей.

И если тогда, в начале 1990-х, как рассказывал Путин, не было ресурсов даже на минимальные социальные гарантии, то сейчас «имеем такую возможность». Даже на материнский капитал при рождении первого ребенка и повышенный за второго (который, впрочем, в Конституции закреплять не станут). «Сейчас экономика у нас в другом состоянии, мы можем, а если можем, значит, должны это сделать», — указал глава государства. Любопытно, что, согласно социологическим опросам, большинство россиян одобряют как раз социальные поправки в Конституцию, тогда как политические аспекты грядущих изменений их волнуют гораздо меньше.

Андрей Клишас лишь еще раз в присутствии Путина рассказал о том, как будет проходить процесс общероссийского голосования, который сенатор преподнес как «расширение форм непосредственной демократии» Андрей Клишас лишь еще раз в присутствии Путина рассказал о том, как будет проходить процесс общероссийского голосования, который сенатор преподнес как «расширение форм непосредственной демократии» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВАЖНО, ЧТОБЫ ИМЕННО ГРАЖДАНЕ РФ ЗАФИКСИРОВАЛИ СВОЕ АВТОРСТВО ЭТОГО ЗАКОНА»

Основной темой вчерашней двухчасовой встречи с Путиным был заявлен вопрос о процедуре голосования за поправки в Конституцию. Но на деле оказалось, что ему посвятили меньше всего времени. Сопредседатель рабочей группы и член Совета Федерации Андрей Клишас лишь еще раз в присутствии Путина рассказал о том, как будет проходить процесс общероссийского голосования, который сенатор преподнес как «расширение форм непосредственной демократии». «Мы предлагаем за основу закон о выборах президента. Этот закон, во-первых, важнейший вопрос урегулирует, во-вторых, позвольте сказать, он самый свежий, потому что мы действительно внесли туда очень большое количество изменений перед президентскими выборами 2018 года именно для того, чтобы обеспечить доверие граждан к голосованию, — сообщил Клишас. — Такое решение должно обеспечить определяющее мнение именно граждан по поводу поправок к Конституции».

Сенатор отдельно подчеркнул, что именно решение граждан будет обязательным условием для введения поправок в действие, хотя и процесс голосования, и грядущие изменения в Конституцию предлагается закрепить в одном законе. В итоге в законопроекте Путина, который он внес в Госдуму, появится вторая статья, где пропишут порядок голосования. «То есть, по сути, Владимир Владимирович, предлагается два этапа. Статья об общероссийском голосовании — но, я хочу это отдельно подчеркнуть, не сами поправки в Конституцию, — эта статья должна вступить в силу после голосования в парламенте и после того, как вы, Владимир Владимирович, подпишете соответствующий закон. Подписывая данный закон, вы даете возможность проводить общероссийское голосование», — пытался разъяснить все тонкости процесса Клишас.

«Чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной закон, вот что важно», — демонстрировал Путин заботу о мнении граждан «Чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной Закон, вот что важно», — демонстрировал Путин заботу о мнении граждан Фото: kremlin.ru

Именно этот аспект вызывал наибольшее недоумение: почему все должны голосовать уже после того, как президент подпишет закон? «Статья первая, где, собственно, и содержатся сами поправки к Конституции, которые выносятся для одобрения граждан, вступит в силу после результатов общероссийского голосования и одобрения, как мы надеемся, гражданами тех предложений, которые есть в этих поправках. Если данные поправки будут поддержаны гражданами большинством голосов, то только после этого, Владимир Владимирович — опять же, это к вам просьба и предложение, — вам предстоит подписать специальный указ, которым вы включите уже одобренные гражданами поправки в текст Конституции», — рассказал Клишас. И заодно попросил Путина уже сейчас подписать распоряжение, дабы ЦИК начал готовиться к общероссийскому голосованию.

Все это время Путин внимательно слушал, но, едва сенатор закончил, усмехнулся: «Вы знаете, я же по базовому образованию тоже юрист. Но очень сложно юриста слушать. Как у нас в народе говорят: без полбанки не разберешься. Это отдельное испытание». Однако, судя по всему, президента нисколько не смущала предложенная процедура. «Как специалисты порекомендуют, я с тем и соглашусь», — кивнул Путин. И тут же отдельно подчеркнул, что закон о поправках должен вступить в силу только после подведения итогов голосования. «Чтобы это был реальный плебисцит и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной Закон, вот что важно, — демонстрировал он заботу о мнении граждан. — А как вы там это пропишете, куда что поставите, где, какой указ подписать — это уже дело техники. По сути, важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование, зафиксировали свое авторство данного закона. Как люди скажут, так и будет».

«Такая модель и заложена», — поспешил кивнуть Клишас.

Президент между тем напомнил, что голосование пройдет в рабочий день, который будет объявлен выходным. Такая идея появилась на одном из первых заседаний рабочей группы, и тогда же она получила одобрение главы Центризбиркома Эллы Памфиловой. «Но только с тем, особое внимание правительства на это обращу, чтобы потом этот выходной день не вытащили от каких-нибудь праздников: первомайских или новогодних», — подмигнул президент.

Михаил Шмаков (справа) просил президента прописать в Конституции не только индексацию пенсий, но и зарплат Михаил Шмаков (справа) просил президента прописать в Конституции не только индексацию пенсий, но и зарплат Фото: kremlin.ru

«ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ МОЖНО НЕМНОЖКО ОТЛОЖИТЬ»

На этом, по сути, вопрос о процедуре голосования можно было считать закрытым. И следующие полтора часа члены рабочей группы пытались протащить в Конституцию еще какие-то поправки, очевидно, надеясь на поддержку Путина. Президент же пребывал в приподнятом настроении, так что охотно кивал почти на любые, порой похожие на бред, идеи. Глава федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков просил президента прописать в Конституции не только индексацию пенсий, но и зарплат. Депутат Госдумы Олег Смолин настаивал на уточнении про индексацию пенсий также для работающих пенсионеров. А его коллега Галина Хованская заодно просила закрепить норму о ежегодной индексации с учетом инфляции. «Мне кажется, просто написать „ежегодно“ недостаточно. А если мы решим индексировать два раза в год? — задумался Путин и тут же выдал свою формулировку. — Не реже одного раза в год».

Талия Хабриева настолько была вдохновлена заседаниями рабочей группы, что как будто и вовсе не хотела их прекращать: «Если бы была возможность, мы бы были готовы продолжать нашу работу ещё 10–14 дней» Талия Хабриева настолько была вдохновлена заседаниями рабочей группы, что как будто и вовсе не хотела их прекращать: «Если бы имелась возможность, мы бы были готовы продолжать нашу работу еще 10–14 дней» Фото: «БИЗНЕС Online»

Следом сопредседатель рабочей группы и директор Института законодательства и сравнительного правоведения Талия Хабриева предлагала закрепить приоритеты научно-технологического развития и наделить правительство полномочием их господдержки. Она настолько была вдохновлена заседаниями рабочей группы, что как будто и вовсе не хотела их прекращать. «Если бы была возможность, мы бы были готовы продолжать нашу работу ещё 10–14 дней», — кокетливо улыбнулась Хабриева.

«Вы знаете, нас же ничто не лимитирует, мы никуда не спешим особенно, поэтому второе чтение можно немножко отложить, попросить коллег. Затягивать просто не нужно бесконечно», — пожал плечами Путин. Однако тут же призывал «вносить уже что-то, чтобы людям показать, что наша работа может закончиться положительным для них результатом».

Алексей Пушков добрался до преамбулы, в которой предлагал зафиксировать статус России как «державы-победительницы во Второй мировой воне» Алексей Пушков добрался до преамбулы, в которой предлагал зафиксировать статус России как «державы-победительницы во Второй мировой войне» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫЯСНИТСЯ, ЧТО ВСЯ ЕВРОПА БЫЛА ОСВОБОЖДЕНА США, ДЕДУШКА ОБАМЫ ОСВОБОЖДАЛ ОСВЕНЦИМ»

Сенатор Алексей Пушков добрался до преамбулы, в которой предлагал зафиксировать статус России как «державы-победительницы во Второй мировой войне». Для этого он отыскал целых три причины. Во-первых, назвал это главным событием, с которым себя идентифицирует вся российская нация, независимо от этнической принадлежности, политических убеждений и возраста. «Это абсолютная точка, на которой сходятся все граждане нашей страны, — 9 мая 1945 года», — уточнил Пушков. Во-вторых, по его мнению, такой статус определяет международно-правовое положение России и уникальную роль страны. И, наконец, в-третьих, сенатора волновала «вакханалия с точки зрения истории». «Это уже не просто попытка переписать историю, а предпринимаются меры, чтобы создать сначала параллельную, а потом альтернативную историю. Если мы не остановим параллельную историю, создастся альтернативная. Выяснится, что вся Европа была освобождена США, дедушка Обамы освобождал Освенцим», — беспокоился член Совфеда.

Тут Пушков припомнил и статью в Financial Times, в которой говорилось, что Россия, как и Германия, должна каяться. «Не выживи мы тогда, ничего бы не было. Это важно в воспитательных целях, безусловно. Наличие данного положения в преамбуле Конституции будет иметь большое воспитательное значение с точки зрения и патриотических ценностей нашего общества. Это станет и данью памяти тем 27 миллионам погибших, которые отдали свою жизнь за Победу», — уверенно объявил он.

Президент участливо кивал. «В архивных документах, в том числе в немецких, прямо сформулированы цели, которые гитлеровцы перед собой ставили в отношении России. Небольшую часть работоспособного населения — сохранить на работах, на рабский труд, всех остальных, которые не нужны, — за Урал, на север. То есть на вымирание. Речь шла об уничтожении этноса как такового», — указывал глава государства. Однако отмашки прописать это в Конституции Путин так и не дал, хотя идея ему явно понравилась.

Леонид Рошаль, как оказалось, пришел просить не только за здравоохранение. На удивление, его волновала тема преподавания на языках народов России Леонид Рошаль, как оказалось, пришел просить не только за здравоохранение. На удивление, его волновала тема преподавания на языках народов России Фото: kremlin.ru

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — «НЕ ПОДВЕРЖЕННЫЙ ИНФЛЯЦИИ СИМВОЛ НАЦИИ»

Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, как оказалось, пришел просить не только за здравоохранение. На удивление, его волновала тема преподавания на языках народов России«Я предложил: в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, могут преподавать и изучать языки проживающих на территории субъекта национальностей, — рассказал он. — Мне нравится, просто и ясно, но не прошла моя формулировка, и это нормально. Но была дискуссия по данному поводу».

Видимо, одним из оппонентов доктора был председатель правления федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России» Богдан Безпалько, который, напротив, настаивал на усилении в Конституции роли русского языка, поскольку это «один из факторов единения нашей страны», то и прописать его надо не просто как общегосударственный, а как общероссийский государственный язык, считает он. А для национальных республик — предусмотреть республиканские языки, которые они вправе преподавать и поддерживать на своей территории. Но сейчас национальные республики, по мнению Богдана Анатольевича, переходят дозволенные границы. «Статья 68 существующей Конституции позволяет в ряде субъектов нашей Федерации осуществлять некоторого рода манипуляции: слово „наряду“ часто воспринимается не как „параллельно“, а как „вместо“. Это часто приводит к тому, что некоторые языки в ряде субъектов у нас пытаются внедрять насильно», — пожаловался Безпалько, напомнив Путину его же слова о недопустимости ущемления прав русского языка, сказанные в Йошкар-Оле.

«Естественно, русский язык — это фундаментальная ценность нашей страны, государствообразующий фактор, безусловно, и язык межнационального общения», — согласился Путин. Обращение к теме он считает обоснованным, но о включении поправки в Конституцию еще надо подумать, а тему языков народов России и вовсе не стал развивать.

За роль культуры в Конституции бился директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, российская культура — это «не подверженный инфляции символ нации» За роль культуры в Конституции бился директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, российская культура — это «не подверженный инфляции символ нации» Фото: «БИЗНЕС Online»

За роль культуры в Конституции бился директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, российская культура — «не подверженный инфляции символ нации». «Это, в общем, ДНК нации и наше постоянное конкурентное преимущество, причем именно наша национальная культура. Нас в мире узнают и даже в самые тяжелые, плохие времена, даже когда плохо относятся, по таким точкам — Толстой, Достоевский, Чайковский, Щедрин, Солженицын, Малевич, Кандинский, Станиславский, Гамзатов, Искандер, Темирканов, Гергиев, Лихачев, Гранин. Вот по таким точкам и сразу образ России — это хороший образ РФ внутри и снаружи. Данный имидж надо оберегать, поэтому мы предложили такую поправку в Конституцию, очень короткую о том, что культура является уникальным наследием многонационального народа Российской Федерации, поддерживается и охраняется государством», — предложил директор Эрмитажа.

«ЧЕЛОВЕК ПРИШЕЛ, ПРОМЯМЛИЛ ЧТО-ТО НЕВРАЗУМИТЕЛЬНОЕ И, ГРОМКО ХЛОПАЯ КАЛОШАМИ, УДАЛИЛСЯ В ОТПУСК, В СТОРОНУ МОРЯ ТЕПЛОГО»

«Конституцию пишут для обычных граждан России, а не для особо одаренных, имеющих специальное образование», — отметил председатель российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук, призвав выражаться точнее и не допускать неконкретных формулировок. Именно такой он счел предлагаемую рабочей группой поправку к Конституции, согласно которой Совет Федерации консультирует президента по вносимым им кандидатурам на пост генерального прокурора или руководителей силовых ведомств. «Проведение консультаций — это неопределенная дефиниция, ни с кого из членов Совета Федерации я как гражданин России не могу спросить: какие у вас консультации были, о чем вы говорили? За чашкой чая, за рюмкой коньяка, как вы консультировали, почему то или иное решение прошло?» — не свойственным для вчерашнего заседания твердым голосом вопрошал Мохначук. По мнению председателя профсоюза, выражение должно быть более конкретным: дача согласия Совфедом. А раз дали согласие, то и отвечать должны.

Иван Мохначук смело заглядывал в будущее без Путина: «Мы не можем гарантировать, кто после вас придет в результате альтернативных выборов» Иван Мохначук смело заглядывал в будущее без Путина: «Мы не можем гарантировать, кто после вас придет в результате альтернативных выборов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Конечно, Мохначук вовсе не сомневается в правильном выборе президента, а всего лишь думает на перспективу. «Мы же Конституцию пишем на будущие периоды. Мы не можем гарантировать, кто после вас придет в результате альтернативных выборов. И если придет какой-нибудь „умный“, который проведет консультации, выполнив как бы норму, а дальше примет самостоятельное решение? — смело заглядывал в будущее без Путина профсоюзный лидер, пока сидевший подле него спикер татарстанского Госсовета Фарид Мухаметшин старался сдержать улыбку, предусмотрительно высматривая по сторонам реакцию остальных. — Мы поговорили, посидели, разошлись, а дальше я принял решение. На мой взгляд, такие формулы — неконституционные», — заключил Мохначук.

«Это конституционная норма и во многих странах применяется, — позволил себе не согласиться президент. — Это не междусобойчик за рюмкой чая, а совсем другая история». Путин напомнил, что сегодня руководители целого блока вообще не появляются публично и ни перед кем не отчитываются, кроме самого президента. А благодаря вводимым поправкам они хоть как-то засветятся в общественном пространстве «с определенными отчетами», что будет ограничивать президента — «в том числе и будущего».

«Вот человек пришел, промямлил что-то невразумительное на этих консультациях и, громко хлопая калошами, удалился в отпуск, в сторону моря теплого. Такого человека президент не назначит, — в фирменной манере объяснил свое видение ситуации Владимир Владимирович. — Я вас уверяю, в этом есть смысл».

По словам Путина, на первом этапе будет достаточно и консультаций, а в дальнейшем не исключил и перехода к более жесткому регулированию, «вплоть до утверждения» кандидатур Советом Федерации.

«ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ, И ДАЖЕ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ НЕЛЬЗЯ, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО»

Депутат Ольга Баталина предоставила президенту возможность высказаться на тему традиционных семейных ценностей. По словам депутата, в 90-е годы, когда принималась действующая Конституция, люди были озабочены поиском работы, маленькими пенсиями и зарплатами, поэтому вопросы семьи в Основном Законе не нашли должного отражения. Отчего-то посчитав, что сейчас у российского населения другие заботы, Баталина поддержала тех авторов поправок, которые предлагают закрепить в Конституции понятие семьи как союза мужчины и женщины. «Лет 10 назад я точно не могла бы даже предположить, что на смену простым, понятным, привычным нам словам „папа“ и „мама“ могу прийти какие-то универсальные странные понятии „родитель №1“ и „родитель №2“», — стращала Баталина.

Но президент оказался не робкого десятка и позволил себе немного подискутировать. «А если это неполная семья, что тогда? — подловил депутата гарант Конституции. — Надо уточнить некоторые вещи. Брак — это союз мужчины и женщины, а семья — немножко другое».

Но сама по себе идея, конечно же, правильная, считает президент. А что касается нумерованных родителей, то Путин напомнил, что уже заявлял ранее: пока он президент, никаких родителей №1 и 2 не будет.

Владимир Машков предложил закрепить в Конституции запрет на отчуждение территорий страны — на случай, если это взбредет в голову будущему президенту Владимир Машков предложил закрепить в Конституции запрет на отчуждение территорий страны — на случай, если это взбредет в голову будущему президенту Фото: «БИЗНЕС Online»

Актер Владимир Машков предложил закрепить в Конституции запрет на отчуждение территорий страны — на случай, если это взбредет в голову будущему президенту. По словам артиста, набирая учеников, он проехался по всей стране, от Калининграда до Владивостока, и донесло до него голоса вражеской приграничной прессы: дескать, пока Путин у власти, они ничего не смогут сделать. «Но после того как президентский пост перейдет к другому человеку, откроется (прекрасная формулировка) окно возможностей. Шансов забрать себе, например, Курильские острова, кто-то претендует на территорию Крыма, а кто-то даже присматривается к Калининграду», — пугал Машков. Именно поэтому нужно закрепить в Конституции соответствующий пункт. «Отдавать нельзя и даже вести переговоры по этому поводу нельзя, железобетонно», — подчеркнул актер.

На это президенту пришлось признать, что «переговоры с партнерами» по означенному поводу проводятся и самим Путиным, но в целом «идея хорошая» — пусть юристы подумают.

Вдогонку артисту свое предложение озвучил «травмированный распадом Советского Союза» писатель Захар Прилепин: надо зафиксировать в Конституции статус России как ядерной державы. «А то мало ли какие люди придут с пацифистскими наклонностями и вдруг захотят резко разоружиться», — предупредил ветеран войны в Чечне и участник недавних боевых действий в непризнанных народных республиках, самостийно отделившихся от Украины. Второе предложение писателя и начинающего политика — по примеру Израиля прописать в Конституции заботу о соотечественниках за пределами России, ведь многие оказались там не по своей воле.

Писатель Захар Прилепин предложил зафиксировать в Конституции статус России как ядерной державы. «А то мало ли какие люди придут с пацифистскими наклонностями и вдруг захотят резко разоружиться» Писатель Захар Прилепин предложил зафиксировать в Конституции статус России как ядерной державы. «А то мало ли какие люди придут с пацифистскими наклонностями и вдруг захотят резко разоружиться» Фото: «БИЗНЕС Online»

О гражданах Путин согласился подумать, а по ядерному статусу резонно заметил: на смену ядерному оружию может прийти более совершенное вооружение «на новых физических принципах», поэтому не стоит себя заранее ограничивать. «Ядерный статус еще долго будет важен, но так будет не всегда», — заверил верховный главнокомандующий, добавив, что российские ученые уже работают в этом направлении.

Завершая затянувшиеся «смотрины» смелых поправок, присутствующих развеселила спортсменка Елена Исинбаева, которая честно призналась, что участие в рабочей группе вынудило ее впервые прочитать Конституцию. «До этого как-то не было повода, необходимости, — бесхитростно заявила олимпийская чемпионка.  — Теперь я понимаю, что это очень важная книга, читать ее нужно всем, узнала очень много интересного».

Как оказалось, представительницу спорта беспокоит бесправие муниципалитетов в части ремонта находящихся на балансе спортивных объектов: приходится ждать, пока деньги выделит регион. Возможно, сама того не понимая, Исинбаева затронула серьезную проблему. «У нас получился отрыв местного самоуправления от государственной власти, а государственной властью считается федеральный и региональный уровень. А там уже как бы и негосударственное», — признал проблему Путин, указав ладонью под стол. По его словам, сложности с финансированием муниципалитетов возникли потому, что они не встроены в единую систему публичной власти, в результате чего государству приходится «задействовать хитрые каналы».  «Поправки направлены на то, чтобы работа между государственным и муниципальным уровнем была легализована в конце концов», — подчеркнул президент.

На муниципальной теме Путин и предложил закругляться, поблагодарив всех за участие в работе над поправками. «Ясно одно: жизнь поменялась, и она требует определенной реакции, в том числе в Основном Законе», — подытожил президент.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
14.02.2020 08:22

Да все уже давно написано и ждет своего часа в недрах АП
А эти люди собраны что бы соблюсти церемониал

  • Анонимно
    14.02.2020 08:07

    «Без полбанки не разберешься!»


    Учитывая то, что в течении дня приходится разбираться во многих вопросах и каждый раз "без подарки не разберешься"

    то количество принятых "банок" явно переходит в качество решений

    • Моисей
      14.02.2020 08:22

      Да все уже давно написано и ждет своего часа в недрах АП
      А эти люди собраны что бы соблюсти церемониал

      • Анонимно
        14.02.2020 09:17

        Не просто церемониал а балаган чтобы все убедились что только наш президент вносит мудрые поправки среди этого балагана. Самое обидное что все участники балагана это понимают и участвуют. No future.

      • Анонимно
        14.02.2020 09:37

        08:22 Здесь понятно уже все заранее написано.Но еще дополнительно собираются в "копилку "предложения для будущих поправок.Так думается там сидят специальные аналитики к-рые новые предложения обмозгуют со всех сторон как юридически хитро их преподнести и будут менять "слова "в конституции для них выгодные .Сейчас юристы-аналитики будут думать как словесно юридически грамотно нарисовать новые предложения-поправки и вести их незаметно под "сладкой" пилюлей маткапитала к-рый отобрали у будущих пенсов за пять лет.

        • Анонимно
          14.02.2020 12:20

          Правовелды сообщают, что существует вполне обоснованная оценка: в действующейм федеральном законодательстве есть порядка 200 тысяч несоответствий. Проще говоря - нормы законодательства (и это только федерального) друг другу противоречат практически везде. Уже поэтому идея о справедливом и беспристрастном суде не имеет никакого практического смысла - в случае, если суды вдруг начнут судить по закону, в стране возникнет правовй коллапс. Сразу и наглухо.

      • Анонимно
        14.02.2020 16:34

        Кто такой Безпалько,кто это???Выскочил ,как черт из табакерки..

    • В связи с измененьем партийного курса,
      Прошу атеистом меня не считать.
      Уверен, у партии хватит ресурса,
      Куда надо вправку о Боге вписать.

      Готов в него верить, как в Ленина с Марксом,
      Чтоб щепки летели по всем сторонам.
      Я "Кузькину мать" покажу англосаксам,
      Ответят за санкции. No Passaran!

      • Анонимно
        14.02.2020 12:24

        Мне не нравится предлагаемая ликвидация местного самоуправления и присоединения его к органам госвласти
        Народ совсем в сторону убирают

    • Анонимно
      14.02.2020 09:28

      в стране бардак , воровство и безработица и виноват в этом тот кто постоянно крутит конституцией , как ему хочется . и с этим человеком на мировой арене все меньше и меньше считаются

  • Анонимно
    14.02.2020 08:07

    А где Евгений Батырович?

  • Анонимно
    14.02.2020 08:11

    Жаль что нет у нас разумных и мудрых Отцов-основателей, способных написать простой, понятный, и логичный основной закон, для жизни всех, как в штатах сделали 300 лет назад Вашингтон и компания. Вся эта уважаемая публика хочет собрать все в кучу, непонятно зачем. И самое главное , что все уже до них видимо написано, и что они там делают непонятно....

  • Анонимно
    14.02.2020 08:27

    )))))
    в "простой, понятный, и логичный основной закон, для жизни всех" внесено 27 поправок)

    • Анонимно
      14.02.2020 08:46

      За 300 лет внесено у них, а у нас за последние 30 несколько раз полностью меняли.

    • Анонимно
      14.02.2020 10:45

      90% поправок было внесено сразу после принятия конституции.
      Так называемый Билль оправах кажется это 22 поправки.
      Просто не успевали все написать.
      так что Простой логичный, документ проверенный временем
      Первая поправка кстати разрешает ношение и владение огнестрельным оружием.

  • Анонимно
    14.02.2020 08:40

    После этого персонажа разгребать устанут...

  • ПанАлекс
    14.02.2020 08:46

    Все ваши хотелки выбросят в урну! Все что хотели поменять, приготовили заранее, а вот этот балаган с имитацией "огромного народного интереса" и "рассмотрения сотен предложений" грустно смотреть!
    Еще раз - заранее подготовленные поправки примет Госдума и СовФед, после чего "голосование" обретает полную юридическую бессмыслицу и ничтожность. Но настойчивость Путина, необъясняемая торопливость и огромные бюджетные деньги и нал, вкинутые в соцсети и блогерам, говорят о том, что проводится грандиозная афера, То есть результаты "голосования" нужны в каких то финансовых делах на триллионы. Например, вы считаете что расписываетесь в получении бюллетеня, а эта книга может быть представлена как роспись в согласии назначении опекуна, включая распоряжение вашим имуществом...

    • Анонимно
      14.02.2020 09:10

      А что можете предложить конкретно по поводу голосовагия?

      • Анонимно
        14.02.2020 10:15

        Ничего, ходить на голосование - значит стать соучастником преступления

        • Анонимно
          14.02.2020 10:54

          Согласна! Голосование за Конституцию - в принципе актиконституционный процесс!

        • Анонимно
          14.02.2020 12:46

          Наоборот, надо идти и голосовать против. Чем больше придет голосовать, тем меньше будет приписок. Без учета Чечни конечно, там стабильно 146%

          • Анонимно
            14.02.2020 19:40

            Все пришли и все проголосовали против: явка - 100%, круто показать по телевизору. Результат - процентов 80-ЗА! Как надо, так и насчитают.

            Лучший вариант - никто не пришел! Показать нечего будет!

        • ПанАлекс
          14.02.2020 16:33

          Однако в этой суперафере банки-поручители смогут проголосовать за вас!

  • Анонимно
    14.02.2020 08:50

    Хотели как лучше а будет как всегда - принимали веселились,прочитали прослезились.

  • Анонимно
    14.02.2020 08:59

    Конституция - это основной закон государства! Зачем её пичкать популисткой бутафорией? Неуклюжая попытка замазать глаза народу, с целью провести реформы,направленные на сохранение власти текущим властелином. Возмущает наглость и уверенность властьимущих в конечном результате.

  • Анонимно
    14.02.2020 09:21

    Это уже не смешно, из Конституции не весть что лепят!

  • Анонимно
    14.02.2020 09:21

    да, у нас жизнь поменялась настолько кардинально, что это требует принятия новой конституции)) Вон, в штатах, жизнь не меняется, как был дикий запад с салунами, пьяными ковбоями, жестокими краснокожими, продажными шерифами и полным беззаконием, так и есть))). Видимо поэтому они свою конституцию уже 200 лет не трогают. Дикие люди))

  • Анонимно
    14.02.2020 09:37

    эх Машков Машков.Не на все роли надо соглашаться

  • Анонимно
    14.02.2020 09:38

    А вот есть Америка, например. Живут ребята точно не хуже нас. Почему нельзя взять их конституцию и законы, поменять везде слово "Америка" на слово "Россия" и жить спокойно. У них ведь уже веками все проверено и обкатано, все законы как надо работают. И кучу депутатов кормить не придется. В чем проблема?

    • Анонимно
      14.02.2020 10:57

      Людей наших не поменяешь. Конституция и сейчас во многом нарушается исполнительной властью. Хотят сделать из Конституции документ, на который вообще внимания обращать не будут.

    • Анонимно
      14.02.2020 11:58

      Наверное в том, что мы - россияне - ни разу не американцы? Вы повторяете ту же ошибку, что и наши реформаторы в девяностые. Они тоже считали, ну или как минимум декларировали, что вот мол скопируем у развитых стран законодательные нормы и экономические механизмы и заживем так же хорошо. Однако, социальную технологию нельзя просто взять и перенести "копипастой" из одного общества в другое. Социальная среда иная. Поэтому перенесенные законодательные нормы и экономические механизмы в другой социальной среде не будут работать вообще или будут работать совершенно не так, как было той в стране, из которой они были привнесены.

    • Анонимно
      14.02.2020 12:48

      Дело в том,что там конституцию блюдут. У нас ей подтираются. Так что все эти изменения - просто шоу

  • Анонимно
    14.02.2020 09:41

    Как говорил персонаж одного хорошего фильма - "Сдается мне, джентльмены, это была... комедия".

  • Анонимно
    14.02.2020 10:03

    После них придется новую Конституцию принимать, эту они испортят.

  • Анонимно
    14.02.2020 10:09

    порядок принятия и введение некоторых новых статей противоречат первой и второй главе конституции что делает не законным все это действо и нелигитимным голосование
    Зачем?
    конституция превращается бумажку, одобрятьнепойду 22 апреля будет мероприятие вне закона

  • Анонимно
    14.02.2020 10:22

    Сбер и следом ВТБ и другие Фонды...
    в один Банк Народный Инвестиционный Независимый
    от ЦБ/ФРС
    для развития экономики РФ...
    есть шанс...
    и только для Банк Народный Инвестиционный Независимый
    готовьте законы ...меняйте Конституцию...

  • Анонимно
    14.02.2020 10:25

    ... и мне покажите , где тут про новый, самый сильный , центральный орган управления страной -Совет ФЕДЕРАЦИИ ...

  • Анонимно
    14.02.2020 10:38

    Нельзя вводить новые органы управления государством вне пределов главы один
    Нельзя муниципальную власть встраивать в систему госвласти противоречит главе один

    и так даллее.
    ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ ВВОДЯТСЯ ТОЛЬКО РЕФЕРЕНУДУМОМ ане голосованием или плебесцитом


    все новые статьи будут вне закона

    • Рашид
      14.02.2020 11:07

      10:38 Вот на это и будут ссылаться при очередных поправках...)

      • Анонимно
        14.02.2020 11:55

        Все поправки должны бытьоформлены по правилам оговренными в самой конституции конституция не предусматривает иных органов гослвласти кроме перечисленных в главе номер один
        и да конституция будет не легитимна все поправки вне закона

        • Рашид
          14.02.2020 15:07

          11/55 Да уж. Второй пункт устава гласит, если камандыр не прав, смотри пункт первый, который гласит командыр всегда прав... Смешные люди. К чему все эти церемонии, утешить себя перед историей, так они уже увековечились языковыми поправками для народов составляющих эту страну.

          • Анонимно
            14.02.2020 21:08

            14.02.2020 15:07
            А почему о процентах составляющих. молчите?
            Русские - 111 016 896 чел. - 77,71 %.
            Иные национальности -
            31 839 640 чел.
            НЕ указавшие национальность -
            5 629 429 чел.

            • Рашид
              15.02.2020 00:42

              21.08 Никто не молчит, как раз все говорят что они живут на своих исторических землях. А процент это уже историческая надстройка.

  • Анонимно
    14.02.2020 10:42

    Главное нынешнюю конституцию хотя бы в архивах сохранить для сравнения с новой

    • Анонимно
      14.02.2020 13:58

      Купи, в книжном недорого стоит. Потом внукам показать.

  • Анонимно
    14.02.2020 10:52

    Переписывают как хотят. Теперь каждые 20 лет будем переписывать Основной Закон страны под предлогом устаревания

  • Анонимно
    14.02.2020 11:04

    Если Исинбаева правит конституцию, то может мне за женскую сборную по лёгкой атлетике на олимпиаде выступить? Допинг контроль точно пройду.

  • Анонимно
    14.02.2020 11:04

    Не исключено, что Конституцию вслед за олимпийской чемпионкой Еленой Исинбаевой прочитают и другие участники рабочей группы.

  • Анонимно
    14.02.2020 11:11

    Высокоинтеллектуальный чтец с шестом правит нашу Конституцию. Как было сказано: в гр войдут профессионалы своего дела с большим жизненным опытом.

    • Анонимно
      14.02.2020 14:01

      Включить в группу по изменению Конституции людей,которые ее не читали,какой кошмар.

  • Анонимно
    14.02.2020 11:13

    А что про недра??? Будут изменения по счет них???

  • Анонимно
    14.02.2020 11:16

    Мне одному кажется...что с покупкой правительством РФ Сбера у НацБанка...мы все с вами становимся гражданами ДРУГОЙ страны ....Как это связано ? Задумайтесь!!!

  • Анонимно
    14.02.2020 11:27

    на проведение референдума надо будет потратить 14 МЛРД руб, а на лечение копейки по смс собираем

  • Tatarmalai
    14.02.2020 11:38

    Если человеку, чтобы разобраться в Конституции нужны "полбанки", может тогда и соваться не следует?

  • MariaVoronova
    14.02.2020 11:42

    Шутки шутками, а народу, конечно же, надо скрупулезно и доходчивым языком все объяснить. Люди всегда боятся того, чего не понимают, они ретрограды, в массе своей. Вот тут отличный пример приведен с пояснениями грядущих поправок. http://www.kremlinrus.ru/news/165/114911/

  • Фидарис
    14.02.2020 12:08

    Сегодняшняя тянущаяся неопределённость создаёт весьма тревожные моменты ожидания в обществе.
    Не хочу утверждать, но, кажется прав пользователь Моисей - есть ощущение, что с нами играют в «напёрстки». То есть нужные люди, нужными предложениями дополнят текст до заранее продуманного и прописанного вида, а затем практически без какого-либо общественного и иного обсуждения Госдума примет его во втором чтении уже через несколько дней. И всё это будет называться «всенародным обсуждением».
    Меня в этом смысле беспокоят предложения, позволяющие вводить конституционные нормы, сортирующие народы РФ по каким-то надуманным критериям, также нормы, устанавливающие порядок изменения административных границ, статус языков.

  • Анонимно
    14.02.2020 12:33

    Друзья мои !
    То что КТО ТО хитрит с изменениями в конституцию РФ это факт неоспоримый.
    Во первых пошли уступки по всем фронтам.
    Общественное мнение задобрить что бы!
    Во вторых запущены пустые дискуссии а в некоторых местах БОЛЕЗНЕННЫЕ в Федерации.
    Конечно то что болезненно приготовлено для торга.
    Много разговоров про языки меньшинств.
    Даже Уважаемый Рошаль сподобился так для понта знал что РЕЦИДИВИСТЫ_НАЦИОНАЛИСТЫ не пропустят всё равно.
    Так и получилось!!
    Короче нечестно да нечестно.
    с уважением
    Простой человек

    • Рашид
      15.02.2020 13:52

      12:33 Как то вяленько этот Рошаль вымучил из себя пожелания народов о языках. Того кто возможно сказал бы получше убрали куда то. Гильмутдинова. Если честно давно уже махнул на всю эту камедь рукой. Надо жить как то дальше...

  • Анонимно
    14.02.2020 12:35

    Уже вышли Таможенный кодекс,Гражданский кодекс и много ещё чего от 20 февраля 2020 года,есть на полках.Зайдите и посмотрите в юридической литературе.Творится Произвол и Беззаконие!

    • Анонимно
      14.02.2020 14:07

      Реклама что ли? Кодексы с изменениями онлайн можно и в сети посмотреть - гораздо удобнее увидеть какие изменения и когда вступают в силу.

  • Анонимно
    14.02.2020 13:58

    Статьи про бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, обязательное обеспечение жителей страны работой должны выполняться государством обязательно. При обсуждении Брежневской Конституции тоже были сотни и сотни поправок , но вошло немного. Без заплаты статус человека стремится к нулю.

  • Анонимно
    14.02.2020 14:00

    Что-то они там мутят. Но вот что автор имеет против индексации, я не понимаю. вполне разумное предложение

  • Анонимно
    14.02.2020 14:18

    И в Конституцию о коренных народах РФ...
    Спрведливо/Правдиво, Социально...

  • Анонимно
    14.02.2020 14:52

    Песков: "Не проблема, что в группе по поправкам в Конституцию её не читали. Большинство населения тоже её не читало. Гражданам это не нужно".

    Люди, не читавшие Конституцию, проголосуют за поправки, которых они тоже не прочтут.
    Всё, что надо знать о "всенародном голосовании".

  • Анонимно
    14.02.2020 14:53

    После изменения Конституции президентские сроки могут быть обнулены.
    И Путин в 2024 снова проведёт выборы себя.
    И пропаганда будет нам рассказывать, что это его первый срок.
    А сам Путин скажет, что времени на раскачку нет.
    В 2030 это снова повторится.
    И в 2036.

  • Анонимно
    14.02.2020 14:57

    "Я не вижу ничего в дальнейшем кроме него, - сказал Би-би-си Боярский. - Я думаю, что это не последний его (Путина) срок, и конституция будет меняться в соответствии с тем, как это будет выгодно стране".

    А кто-то сомневается, что Конституцию перепишут под Путина?

  • Анонимно
    14.02.2020 14:58

    Лукашенко пригрозил России «штрафными санкциями» за срыв стройки БелАЭС
    Президент Белоруссии считает, что Россия должна либо заплатить штраф за просрочку ввода в строй АЭС, либо смягчить условия платежей по предоставленному ей кредиту

    Подробнее на РБК:
    https://www.rbc.ru/politics/14/02/2020/5e467e1e9a794744bcc586d1?from=from_main

  • Анонимно
    14.02.2020 15:01

    Дорогой друг 14.18 !!
    А что Вы понимаете под смыслом КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ?
    Я бы с удовольствием почитал быыыыы Ваше определение.
    с уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    14.02.2020 15:40

    Говорят одно, а делают совершенно другое. Специально говорят, то, против чего будут поступать. Нагло, цинично, бесцеремонно. Все "в образе"...

  • Анонимно
    14.02.2020 15:59

    Лукашенко предложил присоединить Россию к Беларуси. Я поддерживаю данное предложение и предлагаю сделать ее поправкой к Конституции. Был на аграрной выставке в КазаньЭкспо. Не встретил там НИ ОДНОГО российского трактора. Зато были представлены множество моделей МТЗ. Считаю это позором для такой великой страны, как Россия. Также твердо убежден, что Лукашенко превратит олигархическую Россия в Россию социалистическую, в которой будет развиваться производство, создаваться новые рабочие места и расти зарплаты трудящихся. Кто поддерживает данное предложение - прошу ставить "+"

    • Анонимно
      14.02.2020 17:04

      Социализм и развитие это несовместимо, да будут рабочие места, будут зарплаты но что бы эти деньги чего то стоили нужно будет закрыться от всего кап.мира. В купе с плановой экономикой и неэффективностью управления это выльется в жуткие дифициты отдельных товаров и жалкое существования отдельно взятого человека.
      Спасибо - больше не хотим унижаться перед всякими крысами(продовцы товороведы и прочая мразь с доступом к товарам). Быстро люди забыли как это было - отправить бы вас на в эти времена - а там бы как дембель ждали 90х =)

      • Анонимно
        14.02.2020 18:59

        17:04. При социализме в СССР только за 20 лет - с 1965 по 1985 гг. - для 164 миллионов советских граждан было построено более 2 миллиардов квадратных метров бесплатного жилья. Население РСФСР с 1946 по 1991 гг.росло по 1 миллиону человек в год. Только крупных предприятий было построено 15 000. А что мы видим с 2000 года? Закрыто по разным оценкам от 30 000 до 50 000 предприятий, 27000 школ, 6000 больниц. Население без учета миграции и Крыма сократилось почти на 14 миллионов человек, в среднем начиная с 1991г.оно уменьшалось по 500 тысяч человек в год. Ну и где было развитие, а где деградация?

      • Анонимно
        14.02.2020 19:22

        А разве такой СССР как Вы нарисовали не был только в 85-90-х годах? До этого с другими правителями все было более ровно. Вы главное поймите, зависти и вот этого "человек - человеку враг" куда меньше было.

  • ПанАлекс
    14.02.2020 16:36

    А, дошло! Это просто неправильно услышали! Надо читать "Без полбанка (Сбер) не разберешься"!!!

    • Анонимно
      14.02.2020 17:10

      Паналекс,сначала коммерческий Сбербанк относился как бы к Центральному Банку раз контрольный пакет акций как будто продали.Сейчас Сбербанк к кому относится?

      • Анонимно
        14.02.2020 17:22

        Единственный нормальный банк в стране которая через Центральный банк под Всемирным банком изза чего Сберу приходится соответствовать определенным стандартам. И его пытаются под свой контроль загнать и превратить в помойку.

  • Анонимно
    14.02.2020 18:02

    достали с этой войной уже, других событий нет разве

  • Анонимно
    14.02.2020 18:02

    Посмотрим, я пока не понял что это все значит. Шмакова поддержку только, пусть будет индексация

  • Анонимно
    14.02.2020 18:06

    Поймите, если новую редакцию Конституции примут, это практически навсегда!
    Это вам не приказ отменить, и даже не фз!
    Мы будем жить как в КНДР, если не успеем сбежать!

    • Анонимно
      14.02.2020 19:19

      Все кто хотел уже давно сбежал. Что мешает-то?! Границы вроде не закрытые. Тут остались только те кто знает, что слова "родина" и "государство" не синонимы.

  • Анонимно
    14.02.2020 20:28

    Мы больны "особенной" болезнью, и припарки изменениями не вылечят болезнь.

  • ПанАлекс
    14.02.2020 21:09

    И чего особо переживать? Конституция 1993г. юридически принята нелигитимно: Б.Ельцин в момент ее назначения и утверждения юридически отстранен от власти Верховным Советом/Съездом РСФСР/РФ, что подтвердило решение Конституционного суда. А принималась она на "Голосовании" - процедуре, не предусмотренной мировым правом и конституцией РСФСР.
    И вообще, кто по настоящему живет в нашей стране заметил, что статьи Конституции 1993г. никогда "не работали" и не исполнялись органами власти РФ, включая Путина! Ни разу, ни в одном суде, ни в одном постановлении в РФ не применялась ссылка на "прямое действие Конституции".

  • Анонимно
    14.02.2020 21:27

    Ищу работу в любой стране кроме России. Интим не предлагать.

  • ПанАлекс
    14.02.2020 21:39

    Ха, ха! В ООН скандал:
    «Государство РФ не найдено»: электронная проходная Совбеза ООН полдня не пускала российских дипломатов!
    «Прикладываю пропуск – пишет, государство «Российская Федерация» не найдено. Позвал коллег, у всех такое же. Вызвали техников. Ладно бы господа европейские бюрократы просто перемудрили, но сразу же извинились и пропустили – так это в итоге на полдня растянулось. В итоге нам выдали новые пропуска с кодами SU, Soviet Union.

    В технической службе Совбеза пояснили, что считают произошедшее «казусом», но не ошибкой. Новая электронная система всецело базируется на международных юридических документах, включая Устав ООН.

    «Согласно Уставу ООН, в Совет Безопасности на постоянной основе входят такие государства, как Китай, Франция, Советский Союз, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Российская Федерация в этом перечне не упоминается, а право ее делегатов в Совбезе ООН представлять Советский Союз носит временный характер, на время отсутствия легитимных представителей СССР. Также их присутствие не закреплено надлежащим образом в документах ООН и Совбеза. Пока что мы не нашли способ решить этот казус, устраивающий все стороны», – рассказали
    в Совете Безопасности.

    Обалдеть «Государство РФ не найдено»! И конституцию какого гос-ва собираются изменять "голосованием" - "Американского Самоа"? (куда по слухам пристроили "граждан РФ")

  • Анонимно
    15.02.2020 08:41

    Не только тьма анонимных комментунов от "просточела" и т.п инет планктона, но и уважаемые и успешные люди взялись не за свое дело и каждый тянет одеяло на себя, от всемирно известного доктора до т.н.профдеятелей. Полагаю,что не устраивая "кипиш",все это могли решить юристы и депутаты,для этого избранные. А на голосование,вместо какого то пакета из вбросов разных лиц, надо было поставить только главный вопрос,об отмене "ельцинщины", о превосходстве западных придумок,над российскими законами.

  • Анонимно
    15.02.2020 15:50

    Повтор . Конституция писалась шахраями, козыревыми и пр. публикой из "бесовежской" опг.при консультации ребят-соросят из вашингтонского обкома, для ЕБН.Надо не обсуждать пакет из множества вбросов разных лиц,а поставить на голосование один основной вопрос,об отмене пункта о главенстве т.н. международных правил над российскими законами. Все остальное могут подготовить юристы и рассмотреть палаты федпрального собрания.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль