• $74.25-0.95
  • 90.26-0.93
  • 49.080.37
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год
    комментарии 33 в закладки

    Елена Короткова, «Стрелка»: «Париж делает на идентичности просто фантастические деньги!»

    Зачем Казани «поиск самости», от чего сегодня зависит успешное устройство города и какую роль играет экономика символов

    Зачем городу идентичность? Есть ли в Казани типичный стиль жизни, как у жителя Парижа с булочными и кофейнями у дома? За какими эмоциями туристы поедут в столицу РТ, когда тема эчпочмака, Кремля и чак-чака исчерпает себя? На эти и другие вопросы отвечает руководитель центра городской экономики консалтинговой компании «КБ Стрелка» Елена Короткова в интервью «БИЗНЕС Online» на полях прошедшего в Казани всероссийского форума «Модель идентичности города. Преемственность. Устойчивость. Развитие».

    Елена Короткова: «Историческое наследие, креативные кластеры могут приносить городу доход»Фото: пресс-служба КБ Стрелка

    «КАЖЕТСЯ, ЧТО ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ВСЕМ ПОНЯТНА С САМОГО НАЧАЛА, нО ЭТО ДАЛЕКО НЕ ТАК»

    — Елена Викторовна, от чего сегодня зависит успешное устройство города и какую роль в этом играет развитие исторического центра?

    — Успешный город сегодня — это город, который дает возможность реализоваться, добиться своих целей всем тем, кто его населяет и при этом по максимуму избегает конфликтных ситуаций. А раскрытие потенциала исторического центра стало неотъемлемой частью пространственного развития городов. Старинные здания содержат и сохраняют историю места, формируют его ценность. Технически все можно застроить новыми домами, но тогда мы потеряем свою самость, самобытность, корни. Исторический центр сегодня становится смысловым капиталом. И успешные города раскрывают его, используют во благо горожан, бизнеса, туристов.

    — Насколько сложно раскрывается потенциал?

    — Это всегда достаточно непростая история, связанная с большим количеством ограничений того, как можно работать с объектами культурного наследия. Тут две крайности, между которыми город формирует какой-то свой успешный путь. Первая крайность — все разрешено и нет никаких запретов. Вторая крайность — все запрещено.

    — Все ли было разрешено в 1990-е? Например, тогда в Казани было потеряно немало ценных средовых объектов…

    — Понятие исторического наследия появилось в нашем законодательстве достаточно давно. Вопрос стоял в нормоприменении, создании достаточных инструментов применения этих норм, достаточного количества акторов (действующих субъектов — прим. авт.), которые эти нормы принимают и применяют. Это требует времени, осознания того, что это важно. Кроем того, зачастую только кажется, что историческая ценность всем понятна с самого начала, но это далеко не так. На практике у горожан одно понимание ценности места, объекта, но она не всегда учитывается или недостаточно осознается теми, кто ведет строительство, реконструкцию.

    «Исторический центр сегодня становится смысловым капиталом. И успешные города раскрывают его, используют во благо горожан, бизнеса, туристов» Фото: «БИЗНЕС Online»

    — Что важно для бизнеса в процессе реставрации памятников архитектуры?

    — Предпринимателю важно понимать правила игры. Что он может делать, а что не может? Каждый раз придумывать или догадываться накладно и неэффективно. Когда правила игры заранее известны, прописаны, неизменны или изменяемы по прописанному механизму — работать проще всем.

    — А выгодно ли сегодня заниматься восстановлением исторической среды?

    — Если девелопер хочет построить дом и максимально быстро получить прибыль, то он сделает это на пустующем участке в спальном районе без каких-либо обременений. В случае восстановления, сохранения исторически ценного объекта речи о максимально быстром получении для строительной отрасли прибыли уже не идет. Но это не значит, что прибыли там нет.

    Тут есть еще один важный момент, а заинтересованы ли муниципальные, региональные, федеральные власти в том, чтобы инвестор заходил на такие объекты? Ведь процесс зависит и от стимулирования, и от информирования. Продажа по схеме «рубль за метр» уже делает процесс реставрации относительно выгодным. Еще одним инструментом поддержки инвесторов могут быть налоговые льготы.

    «В первую очередь при создании парка важно думать о том, на какие деньги вы его будете содержать» Фото: «БИЗНЕС Online»

    О ПОИСКЕ КОНСЕНСУСА С ГОРОЖАНАМИ, НЕОЖИДАННЫХ СЮЖЕТАХ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И СОДЕРЖАНИИ ПАРКОВ

    — По большому счету каждый объект застройки, реконструкции, реставрации сегодня выражает частные интересы застройщика, политиков, чиновников. А ведь есть еще местные жители, которые уже как-то используют эту территорию, расположенные на ней объекты.

    — Тут все зависит от ситуаций. Все они прописаны в Градостроительном кодексе — в каком случае и что проходит через публичные слушания. Кроме этого, налаженный диалог с жителями в дальнейшем сэкономит усилия и даже средства на согласования, пиар проекта и так далее. Поиск консенсуса становится все важнее, ведь свободной земли в городах мало, наследия тоже мало, а мнений о том, как все должно развиваться, значительно больше.

    — Как чаще всего собственники реконструированных зданий используют их?

    — Офисы, апартаменты, гостиницы — наиболее часто встречающиеся виды использования объектов культурного наследия. Впрочем, соседство музея с жильем в отреставрированном здании вполне может повысить стоимость недвижимости.

    С одной стороны, восстановление объектов культурного наследия создает очень много рамок. И кажется, что этот процесс очень сложный. Но идентичность дает такой масштаб и простор для творчества, что могут складываться самые неожиданные сюжеты восстановления и развития. Приведу примеры: старинный газгольдер в Санкт-Петербурге превратили в парковку автомобилей, а бывший гараж стал офисным центром, склады Жигулевского пивоваренного завода 1890 года в Волгограде после реставрации стали лофтом. Таким образом то, что на первый взгляд не прибыльно, может сделать прибыльным другую часть здания. Да, чуть сложнее продажи квартир в массовом сегменте, это другой тип бизнеса.

    «Не надо рассматривать возможность приватизации общественной инфраструктуры как что-то ужасное, вопрос только в правилах игры» Фото: «БИЗНЕС Online»

    — Отвлечемся немного от темы восстановления объектов старины. Вложив к 2018 году 12 миллиардов в общественные зоны, муниципалитеты Татарстана стали испытывать сложности с их содержанием. Нет ли у вас опасений, что мы постепенно придем и к приватизации парков, скверов?

    — В Краснодаре есть парк, созданный и содержащийся за частные средства; парк «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге, который существует по той же схеме.  В Нью Йорке имеется несколько кейсов, когда небольшие парки окружены кафе и ресторанами, за счет которых они и содержатся. Мотив прост: парк притягивает их потенциальных клиентов.

    Я к тому, что не надо рассматривать возможность приватизации общественной инфраструктуры как что-то ужасное, вопрос только в правилах игры. Если есть бизнес, который готов взять на себя обязанности по содержанию объекта, но сохранить все пользовательские функции, не ухудшить их, то почему нет? Хотя в целом приватизацию я считаю довольно радикальным методом. А вдруг вы потом все-таки найдете деньги? Что будете делать? Выкупать обратно?

    — А как снизить расходы на содержание парков?

    — В первую очередь при создании парка важно думать о том, на какие деньги вы его будете содержать. Этот момент играет важную роль при его создании. А в целом мировая городская практика накопила достаточно методов поиска дополнительных средств на содержание общественных пространств. В центральном парке Нью-Йорка вы можете заплатить деньги за то, чтобы на скамейке прикрутили табличку с вашим именем. Людям это нравится. Другой пример — посадка деревьев за деньги с указанием имени того, кто посадил или в честь кого посажено дерево.

    Да, торговля, промоакции в парках — это наиболее денежные источники доходов, но далеко не единственные. Ведь есть риск того, что парк превратится в некую торговую площадку, а это все-таки в первую очередь общественное пространство.

    «Туристы едут в Париж не только посмотреть на Эйфелеву башню или побывать в Лувре, но еще выпить кофе, купить французский багет в типичной парижской булочной» Фото: pixabay.com

    «ВПЕЧАТЛЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ОСНОВНЫМ ТОВАРОМ»: УГОНИТСЯ ЛИ КАЗАНЬ ЗА ПАРИЖЕМ?

    — Поиск идентичности тесно связан с символической экономикой — использованием культурных символов в предпринимательской деятельности. Насколько она развита в Казани?

    — Чак-чак, треугольник, Старо-Татарская слобода, Кремль — это символы, ради которых сегодня едут в Казань рекреационные туристы, хотя стоит отдельно изучить все драйверы этого потока. Поиск идентичности, разработка концепции исторического центра города даст понимание того, на чем дальше строить эту экономику города. Очевидно, что в Казани, как у города с богатой историей, большими переплетениями всего и вся, точно есть какие-то резервы, ресурсы, из которых можно сделать интересные, красивые истории символической экономики.

    «Чак-чак, треугольник, Старо-Татарская слобода, Кремль — это символы, ради которых сегодня едут в Казань рекреационные туристы» Фото: «БИЗНЕС Online»

    — А насколько подобное интересно туристам?

    — Туризм — это в первую очередь про впечатления. Мы движемся в мир, где впечатления становятся основным товаром. Мы приходим в ресторан не просто вкусно поесть, а посмотреть на дизайн интерьера, подачу, а если это еще и кафе с историей, со списком величайших людей мира, бывавших там, — все, спрос обеспечен! Пример — кафе «Флориан», в котором побывали все знаменитости, посетившие Венецию с 1720 года, в том числе Гёте, Байрон, Бродский, Стравинский, Хемингуэй и так далее. И люди готовы переплачивать за кофе, ведь речь идет не о покупке напитка, а о покупке эмоции: я пью кофе в том же интерьере, что и величайшие люди мира.

    — Все-таки сохранение интерьера значимо?

    — Да, важно сохранить не просто внешний вид здания, не просто интерьер, но и функцию. В Барселоне, например, создали список старейших тапас-баров, признав их символическим капиталом. Поэтому сохранять нужно то, что есть, что ценно, за чем люди поедут. Туристы же едут в Париж не только посмотреть на Эйфелеву башню или побывать в Лувре, но еще выпить кофе, купить французский багет в типичной парижской булочной. Там даже есть программа по сохранению типичного стиля жизни парижанина, в основе которой — мелкие самостоятельные магазинчики, а не сетевые гиганты. Для этого в Париже работает муниципально-частная организация Semaest, одна из целей которой заключается в поддержке небольших объектов торговли. Например, она может выкупать помещения стрит-ретейла для того, чтобы предоставить их именно небольшим независимым форматам торговли. Конечно, фастфуд побеждает сейчас все и вся! Но если город видит ценность в традиционной кофейне на углу, то в создании Semaest есть смысл. Не случайно и то, что Париж сегодня — это самый посещаемый туристами город мира и он делает на своей идентичности просто фантастические деньги!

    — Насколько успешно идет поиск идентичности Казани?

    — Оформленность процесса налицо, это уже не просто группы энтузиастов, которые где-то собираются. У данного направления в городе есть большой потенциал, учитывая внимание, с которым к этому вопросу относятся городская власть, эксперты. Это мировой тренд, который сложился в 60–70-е годы прошлого века, когда миру стало ясно, что историческое наследие, креативные кластеры могут приносить городу доход.

    Всероссийский форум «Модель идентичности города. Преемственность. Устойчивость. Развитие» проходил в Казани с 7 по 9 февраля в рамках разработки концепции исторического центра Казани. Над ней по поручению президента РТ Рустама Минниханова работает проектная группа. Создание концепции планируют завершить в июне 2020 года.

    Форум стал первой публичной попыткой и рассказать о проделанной работе, и посоветоваться с российскими и международными экспертами, главными архитекторами и художниками 10 российских городов и 13 городов – исторических поселений Татарстана.

    В первый день на форуме рассуждали о переходе от мегастроек к масштабу дворика и спорили об идентичности. Участники мероприятия также обсудили международные и российские кейсы по сохранению наследия, законодательные, нормативные ограничения, действующие практики управления. Одним из выводов стало то, что Казань находится в числе первых городов страны, обративших внимание на свою идентичность.

    Иван Скрябин
    Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печти

    Комментарии 33

    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Одни от незнания, другие от избытка знания не могут понять простой вещи: идентичность Парижа (например) начинается с парижанина, а Казани - с казанца. Очевидно также, что мнение казанца, живущего в центре города разнится с мнением городской периферии. Начинать необходимо не с бесконечного перетряхивания достижений великих городов мира, а с внедрения эффективной системы мониторинга мнений, пожеланий казанцев, но это - слишком хлопотно, дешево и опасно.
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Посмотрите казанские исторические двухэтажные дома, и екатеринбургские многоэтажные, и станет понятно где Третья столица.
      Казань больше на большую деревню похоже, из исторических зданий города, двухэтажные полудеревянные.
      Ответить
      -23
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Вот поэтому к нам в гости едут много туристов из уральской столицы, а не наоборот....
      Ответить
      1
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Азат если тебе ничего не нравиться в Татарстане, то зачем мучаешь себя , переезжай. Постоянно негатив только от тебя. Попробуй жить.
      Ответить
      3
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        "Для веселия планета наша мало оборудована..."
        Ответить
        -1
        • ссылка на комментарий
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Может вы переедете, подвинетесь у власти
        Ответить
        +1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      9:53.Старая Казань была красивше и эстетичнее.Новая Казань тоже ничего но не в плане архитектуры и эстетики.Многие исторические здания были утеряны от 90-х до нонешних дней в силу разных причин,многие новостройки не фписываются в архитектуру города и портят его вид.Есть и примеры удачных архитектурных решений но их мало.
      Ответить
      21
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Одни от незнания, другие от избытка знания не могут понять простой вещи: идентичность Парижа (например) начинается с парижанина, а Казани - с казанца. Очевидно также, что мнение казанца, живущего в центре города разнится с мнением городской периферии. Начинать необходимо не с бесконечного перетряхивания достижений великих городов мира, а с внедрения эффективной системы мониторинга мнений, пожеланий казанцев, но это - слишком хлопотно, дешево и опасно.
      Ответить
      26
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      10:34.Наверное идентичность начинается фсе таки с ИСТОРИИ страны и города а не с жителей.Понятия нонче как казанец или парижанин как такового уже нет так как Париж нонче это и афроамериканцы и латинос и азиаты и прочие а Казань нонче это в большинстве своем современные выходцы из деревень и частично среднеазиаты и приезжие из других городов. В СССР идентичность жителя Казани действительно была.
      Ответить
      5
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        Вот вы все успешно и "отмониторили". Забыли еще упомянуть, что действующий мэр Парижа родилась в Испании и в Париже проживает чуть более 35 лет. Кто-нибудь посмеет сказать, что она "не парижанка"?
        Ответить
        1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Важна идентичность, созданная предыдущими поколениями.
      Но еще более важно осознавать, что мы должны создавать новую идентичность, которая отражается в новом градостроительном облике, использовании преимуществ, связанных расположением города на Волге, современном транспортном каркасе.
      Также важно, чтобы жители отличались от среднестатистических.
      Казанец 19-20 столетий был в первую очередь культурным человеком.
      "Будущее Казани – полицентричный город на Волге" https://www.business-gazeta.ru/article/310655
      Ответить
      4
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        100%! Идентичность города складывается в результате способности его жителей к усвоению наличных культурных ценностей и, как следствие, потенции горожан создавать и передавать следующим поколениям ценности новые. И это ценности в первую очередь - нематериального качества. Тема эта большая, "целинная" и смотреть на идентичность как средство зарабатывания денег значит сильно-сильно все упрощать. Это - удел юных технократов с их "кейсами", "кластерами" и т.п. Город - это пространство свободы! Или - несвободы.
        Ответить
        6
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Сегодня заплатишь за дерево со своим именем, завтра исполком переиграет правила проложит дорогу, изменит назначение участка, примеров масса
      Ответить
      2
      • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Лицо казани это бесконечные человейники...это да...
      Ответить
      3
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Слов уже цензурных не хватает! Какая "идентичность"?! Всю старую Казань снесли, а теперь озаботились идентичностью!
      Ответить
      7
      • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
        Анонимно
        24.02.2020 17:27
        Вот, СВОИМИ словами, идентичность и ВЫРАЗИТЕ!
        Ответить
        +1
        • ссылка на комментарий
    • Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
      Анонимно
      Маразм власти крепчает.
      Унижать граждан Казани мизерными зарплатами, высоким ЖКХ и прочими прелестями налогов-- и говорить о какой то идентичности!! Смешно.
      Парижанин живя в наше же время в эти же даты жизни получает в 20 раз больше зарплаты казанина, вот у него и есть идентичности парижанина ..
      Ответить
      2
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.