IT 
20.02.2020

«В адрес девушек на приеме поступают угрозы, нецензурная брань, оскорбления»

Заявлено, что среднее время ожидания в татарстанских МФЦ сократилось с 2 часов до 15 минут, но работникам требуется помощь психолога

Из 205 видов услуг МФЦ полностью в цифровом виде оказывается только 27, рассказали вчера на коллегии отраслевого ведомства в Казани. Надо ли ожидать прогресса? Заверяют, что до конца года добавится еще 100. В целом министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин объявил эру перехода от островной цифровизации к сквозному взаимодействию. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», в марте 2020-го Госсовет проведет отдельное заседание по развитию цифровой экономики.

В конференц-зале казанского IT-парка состоялось итоговое совещание ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ» (МФЦ) В конференц-зале казанского IT-парка состоялось итоговое совещание ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ» (МФЦ)

«ПОТЕРЯННЫЕ ДЛЯ НАС ЛЮДИ»

Накануне в конференц-зале казанского IT-парка состоялось итоговое совещание ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ» (МФЦ), на котором подводились итоги работы не только в 2019 году, но и за все пять лет существования данной структуры. В связи с этим отчет директора МФЦ Ленары Музафаровой не был похож на доклады, звучавшие на итоговых коллегиях министерств. Скорее это был рассказ в свободной форме о житье-бытье сети центров, об успехах и трудностях. Ну и, естественно, о перспективах.

Ленара Музафарова: «В совокупности более 35 млн рублей „ушли“ из нашего бюджета вместе с несостоявшимися специалистами в прямом смысле этого слова» Ленара Музафарова: «В совокупности более 35 миллионов рублей ушло из нашего бюджета вместе с несостоявшимися специалистами в прямом смысле этого слова»

Как отметила Музафарова, в системе МФЦ очень остро стоит кадровый вопрос: «В адрес девушек на приеме поступают угрозы, нецензурная брань, оскорбления. Постоянные стрессовые ситуации, большой объем меняющихся регламентов, эмоциональное напряжение при тесном контакте с заявителями вынуждают людей искать новую работу. При этом нет правовой защиты сотрудников МФЦ». По ее словам, за пять лет уволились 459 сотрудников центров при сегодняшней численности около 1 000 человек. 45% (210) вновь поступивших на работу увольняются, не проработав и трех месяцев, а 55% (249) — менее года, получив за это время необходимый объем навыков и опыта. «Это не просто потерянные для нас люди, а невозвратные потери времени и денег, затраченных на их обучение», — пожаловалась Музафарова, сообщив, что обучение только одного нового сотрудника обходится в среднем в 22,2 тыс. рублей. А всего на одного сотрудника за три месяца тратится до 77 тыс. рублей. «В совокупности более 35 миллионов рублей ушло из нашего бюджета вместе с несостоявшимися специалистами в прямом смысле этого слова», — подчеркнула директор ГБУ МФЦ в РТ.

По ее словам, принято решение взять в штат психолога, который будет помогать сотрудникам МФЦ преодолеть стресс от общения с неадекватными клиентами. Но это лишь небольшая часть его функций. Психолог займется прогнозированием и профилактикой увольнений, используя технику начального скрининга (глубокого тестирования) при приеме на работу. В тестовом режиме данные тестов не станут влиять на прием кандидатов. Но в течение 2020 года они будут сопоставляться с практическими результатами. И если окажется, что прогнозы по увольнению конкретных сотрудников, полученные на основе данной методики, оказались верны, то с 2021-го с ее помощью при приеме на работу начнут отсеивать тех, кто по своим личностным характеристикам не сможет выдержать эту работу.

Принято решение взять в штат психолога, который будет помогать сотрудникам МФЦ преодолеть стресс от общения с неадекватными клиентами Принято решение взять в штат психолога, который будет помогать сотрудникам МФЦ преодолеть стресс от общения с неадекватными клиентами

ЧЕТВЕРТЬ ВСЕХ ЗАПРОСОВ В МФЦ — РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

Впрочем, несмотря на это, результаты деятельности МФЦ в РТ впечатляют. За пять лет учреждение прошло путь от российского аутсайдера до одного из лидеров системы МФЦ с высокой эффективностью. По мнению Музафаровой, преодолеть барьер отставания помогла прежде всего централизация сети многофункциональных центров. «В 2015 году разрозненные центры, каждый из которых жил по своим правилам, как отдельное государство, были объединены в единую сеть с одинаковыми стандартами и регламентами. Тогда МФЦ оказывали всего несколько десятков муниципальных услуг, а сегодня в любом МФЦ в Татарстане можно получить 205 видов услуг федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В 2019 году 59 офисов МФЦ в республике оказали рекордное за все время количество услуг — 4,875 миллиона (для сравнения: в 2015-м — 1,87 миллиона, в 2018-м — 3,75 миллиона услуг)», — сообщила Музафарова.

В топ-10 востребованных услуг входят услуги Росреестра по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (1,69 млн). На втором месте — услуги налоговой службы по предоставлению информации о наличии задолженности (994,9 тыс.). На третьем месте — еще одна услуга Росреестра по предоставлению сведений ЕГРН (455,4 тыс.). Также востребованы услуги МВД, в том числе по постановке на учет граждан РФ по месту пребывания или жительства (285,5 тыс.) и выдаче паспортов гражданина РФ (202,9 тыс.). Через МФЦ было зарегистрировано 217,8 тыс. человек на портале госуслуг. Кроме этого, было выдано 125,9 тыс. справок о наличии судимости или нахождении на учете в наркологическом диспансере, более 100 тыс. водительских удостоверений. Также через МФЦ в прошлом году было зарегистрировано 54,6 юрлица и индивидуальных предпринимателей.

Офисы МФЦ в Татарстане ежедневно посещают 14 тысяч человек. Среднее время ожидания сократилось с 1,5-2 часов в 2015 году до 15 минут Офисы МФЦ в Татарстане ежедневно посещают 14 тыс. человек. Среднее время ожидания сократилось с 1,5–2 часов в 2015 году до 15 минут

Офисы МФЦ в Татарстане ежедневно посещают 14 тыс. человек. Среднее время ожидания сократилось с 1,5–2 часов в 2015 году до 15 минут. Тем не менее директор ГБУ «МФЦ в РТ» отметила, что из 205 видов услуг в 2019-м в МФЦ полностью в цифровом виде оказывалось только 27. В электронном виде (с дублированием документов на бумажном носителе) — 48. И 128 услуг оказывалось по старинке — в бумажном виде. «Но постепенно МФЦ переходит на электронное взаимодействие с органами власти и муниципалитетами, при котором стороны уже не обмениваются документами и необходимыми данными на бумаге. Активно в этом направлении стал продвигаться исполком Казани. Чтобы сократить технологическую цепочку передачи и обработки документов, оцифрованы 17 услуг исполкома, которые оказываются в МФЦ», — отметила Музафарова.

Говоря о дальнейших перспективах МФЦ, она напомнила, что, согласно разрабатываемой сейчас в минэкономразвития РФ новой концепции деятельности центров (МФЦ 2.0), к 2024 году многофункциональные центры полностью возьмут на себя функцию представления гражданам любых госуслуг, а госорганы прекратят очный прием населения.

Айрат Хайруллин: «Всего в Татарстане 236 республиканских и 79 муниципальных услуг. И жителям республики неважно, какая это услуга — федеральная, республиканская или муниципальная. Все должны быть одинаково удобными для него» Айрат Хайруллин: «Всего в Татарстане 236 республиканских и 79 муниципальных услуг. И жителям республики неважно, какая это услуга — федеральная, республиканская или муниципальная. Все должны быть одинаково удобными для него»

«А К ПУГОВИЦАМ ПРЕТЕНЗИИ ЕСТЬ?»

С особым интересом собравшиеся ожидали выступления министра цифрового развития и связи РТ Айрата Хайруллина, чье ведомство с 1 января 2020 года стало учредителем ГБУ «МФЦ в РТ».

По его словам, МФЦ как канал между жителями, бизнесом и государством доказал свою состоятельность и жизнеспособность. «Но я бы хотел напомнить известную фразу сатирика Аркадия Райкина: „А к пуговицам претензии есть?“», — заметил министр. К МФЦ у власти претензий нет. Но надо рассматривать ситуацию шире. МФЦ — это лишь один из каналов предоставления государственных и муниципальных услуг. «Всего в Татарстане 236 республиканских и 79 муниципальных услуг. И жителям республики неважно, какая это услуга — федеральная, республиканская или муниципальная. Все должны быть одинаково удобными для него», — подчеркнул Хайруллин.

По его словам, если человек владеет интернетом и компьютером, то он должен получить услуги через портал госуслуг. А если у него нет такой возможности или ему удобнее получить услугу через человеческое общение, то ее должен оказать ближайший офис МФЦ.

«Я вспомнил про пуговицу, потому что человек хочет получить готовый костюм [а не набор пуговиц, рукавов, карманов и т. д.]. Он хочет получить государственные или муниципальные услуги качественно, в срок и быстро. И без налаживания МФЦ и портала госуслуг цифрового взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти мы не добьемся нужного эффекта, а именно: когда человек будет доволен работой государства», — сказал Хайруллин, подчеркнув, что через эту призму и надо оценивать работу МФЦ.

Он призвал муниципалитеты более активно цифровать свои услуги и передавать их в МФЦ. «Офис МФЦ стал уже стандартом качества обслуживания: приветливые сотрудники, удобные помещения, детская комната, санузел позволяют человеку получить услуги в комфортном месте. Не во всех органах власти такие комфортные условия созданы», — отметил министр.


Сейчас же, по его словам, Татарстан застыл на этапе «островной цифровизации». Отдельно есть МФЦ, отдельно — портал госуслуг, самостоятельные программные продукты есть в минсоцзащиты, в Госархиве, в Госалкогольинспекции и во многих других ведомствах. «Островная цифровизация — это эволюционный процесс. Так весь мир развивался. Каждый орган власти какое-то время был сфокусирован на автоматизации внутренних бизнес-процессов. Но в конечном итоге должно сложиться сквозное цифровое взаимодействие. Оно в полноценном виде у нас пока не достигнуто», — признал Хайруллин.

Министр подчеркнул, что к концу 2020 года нужно будет перевести в цифровой вид еще 105 услуг. Помочь в этом сможет смена идеологии программирования. Чтобы пояснить свою мысль, министр сравнил автоматизированную информационную систему (АИС) МФЦ со строительством монолитного дома, в котором один подрядчик (IT-компания) делал все — от фундамента до окон и наклейки обоев. «Если мы в этом доме хотим переклеить обои или сделать окошечко (то есть ввести новую услугу), то приходится переделывать весь дом», — отметил он.

Сейчас на смену «монолитной» идеологии приходит новая. В ее основе лежит исполнение бизнес-процессов. В случае с госуслугой это совокупность набора последовательности действий, определенных должностных лиц, которые должны проверить и зафиксировать результат. По словам министра, в этом году министерство цифрового развития РФ начнет распространять открытый код решений платформы МФЦ, который, как детский конструктор, без всякого знания программирования позволит любому муниципалитету и органу власти республики кликом мышки превращать бизнес-процессы в набор цифрового кода, автоматически отражающий все необходимые изменения в общей платформе МФЦ. Это позволит обеспечить сквозное цифровое взаимодействие всех государственных и муниципальных органов и поможет сократить время для внедрения новых госуслуг.

Так же, по словам министра, в 2020 году планируется обеспечить оплату госпошлины за услуги непосредственно в окнах приема заявлений. За эту операцию никаких банковских комиссий браться не будет.

В конце своего выступления Хайруллин подчеркнул, что МФЦ должны сделать все, чтобы человек не только получил требуемую госуслугу, но и «ушел довольным и счастливым» В конце своего выступления Хайруллин подчеркнул, что МФЦ должны сделать все, чтобы человек не только получил требуемую госуслугу, но и «ушел довольным и счастливым»

«ЕСЛИ БЫ МЫ ЭТИ ДАННЫЕ ПОЛУЧАЛИ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ, ТО НЕ ТРЕБОВАЛИ БЫ С ЧЕЛОВЕКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СПРАВОК»

Впрочем, основная проблема МФЦ заключается в отсутствии доступа к базам данных федеральных ведомств. «Когда к нам человек приходит за получением субсидий, мы требуем от него: принеси справку от работодателя о своих доходах. Но ведь налоговая и пенсионный фонд и так уже знают, какие доходы у заявителя, потому что с них уже уплачены налоги. Но эти данные мы получить не можем. Если бы мы эти данные получали в цифровом виде, то не требовали бы с человека дополнительных справок», — пояснил Хайруллин суть проблемы.

Он сообщил, что в марте 2020 года будет проведено заседание Госсовета по развитию цифровой экономики. «Там заложены серьезные новации, которые действительно совершат цифровой прорыв. Предполагается, что после Госсовета эта проблема будет урегулирована», — пообещал министр.

В конце своего выступления Хайруллин подчеркнул, что МФЦ должны сделать все, чтобы человек не только получил требуемую госуслугу, но и «ушел довольным и счастливым». Чтобы процесс взаимоотношения с государством был приятным, прозрачным, не требующим каких-то временных и финансовых ресурсов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.02.2020 08:10

Высокая и хорошая зарплата нужна,а не психолог!

  • Анонимно
    20.02.2020 08:10

    Высокая и хорошая зарплата нужна,а не психолог!

    • Анонимно
      20.02.2020 09:23

      Никакая зарплата не поможет, если тебя обливают грязью.

    • Анонимно
      20.02.2020 09:24

      Там еще старинный советский обычай процветает - раздача бумажек вместо денег (почетных грамот)

      • Оптимист
        20.02.2020 10:30

        Мой опыт с мфц
        По одному делу ездил 4 раза, 2 раза из них что бы получить документы в одном окне и передать их в соседнее

        • Анонимно
          20.02.2020 11:27

          Это еще ничего, у меня в том году в Кукморе вообше документы потеряли. Нашлись только через две недели.

        • Анонимно
          20.02.2020 20:55

          Не врите, а то из оптимиста в пессимиста превратитесь. Там окна разделены только на прием и выдачу

  • Анонимно
    20.02.2020 08:36

    МФЦ это очень удобно!

    • Анонимно
      20.02.2020 14:00

      МФЦ самая удивительная бюджетная структура! Она не только производит дублирование в квадрате уже существующие структуры, она раздута, как обжорливая бочка, аренда, коммуналка, зарплата и содержание и всё остальные последствия! Не понимаю, зачем?!

      • Анонимно
        20.02.2020 20:53

        Так сходите сами на разведку, увидите зачем. А насчёт обжорства, так у нас довольно скромные МФЦ по сравнению с другими регионами

  • Анонимно
    20.02.2020 08:37

    Работникам не только психолог нужен,а курс хороших манер

    • Анонимно
      20.02.2020 10:26

      Сколько не сталкивался с персоналом-все хорошо.

    • Анонимно
      20.02.2020 12:53

      По работе часто туда обращаемся, всегда очень культурно, вежливо и профессионально

    • Анонимно
      20.02.2020 14:13

      возможно в обращение отсутствовали манеры, то и отзеркалило...

  • Анонимно
    20.02.2020 08:37

    Азнакаево 15- 20окошек . а работаеть всего 2-3 окошки. Там полно сотрудников но ждать своено очереда надо по 30-45 - 60 минут.

  • Анонимно
    20.02.2020 08:53

    Даёшь больше хабов и больше людей обслуживающих бюрократов.

  • Анонимно
    20.02.2020 09:59

    Получал в МФЦ выписку из реестра... Говорю, у меня 1/2 доля в собственности помещения, складывающаяся из двух долей 1/3 и 1/6. А девушка МФЦ мне говорит, что 1/3 плюс 1/6 будет 1/9.... Вот так моя собственность усохла в четыре раза! Вы бы им уроки арифметики давали что-ли...

    • ЛДПР
      20.02.2020 10:48

      Я уж тоже подотстал, 1/3 и 1/6 нужно подвести под общий знаменатель да?
      4/12 + 2/12=6/12, а потом значит сокращаем и получается 1/2..клянусь сам вспомнил)))

  • Анонимно
    20.02.2020 10:12

    В Москве очень четко работает МФЦ. Частенько там бываю.

    • Анонимно
      20.02.2020 11:25

      Платите нашим сотрудникам на приеме и выдаче МфЦ , как в МФЦ Москвы, и будет все ок. Текучка страшная, люди не обученные, беру с улице всех кого придется

  • Анонимно
    20.02.2020 10:41

    Сходите сначала в отдел ФССП. МФЦ - рай!

    • Анонимно
      20.02.2020 14:19

      Согласна! забыли как часами сидели в очередях рег.палаты. Чтобы не придумали для населения, все будет не по нраву! Менталитет населения менять нужно.

  • Анонимно
    20.02.2020 10:45

    Да, сотрудники МФЦ имеют очень низкую квалификацию и наверное это не их вина, так как они заменяют работу кучи ведомств, а ведомства переложили свою работу на них, а зарплата у них почему то не уменьшилась.
    МФЦ это удобно доя людей, но нужны чёткие инструкции, регламенты и разъяснения на основе законодательства на получаемые госуслуги. А то при получении услуг Росреестра формулировки в заявление вписывает специалист МФЦ, который не разбирается во всех нюансах работы Росреестра и соответственно люди получают совсем не то, что хотели. А сотрудник МФЦ за результат не отвечает, а Росреестр говорит-жалуйтесь на сотрудников мфц. Надо чтобы прежде чем ведомству исполнить заявление получателя услуг, они звонили или приглашали к себе и чётко разъяснили, что к чему приведёт и какие есть варианты решения вопроса.
    Изначально надо менять программу в терминалах по выдаче талонов в МФЦ, расширить перечень услуг по каждой ситуации, особенно Росреестра. А то Росреестр такие действия совершает с недвижимостью, что не знаешь, где у сотрудников логика, не то что знание законов. А у них ответ на претензии один-в заявлении из Мфц написано, мы сделали, а то вам было надо или нет, это уже обращайтесь в суд.

    • Анонимно
      20.02.2020 12:57

      Каждый специалист мфц очень внимательно разбирается с любой возникающей ситуацией, сталкивались по работе.. к любому вопросу относятся с вниманием, а я как Заявитель, всегда проверяю что подписываю и четко знаю с каким вопросом иду к ним!)

    • Анонимно
      20.02.2020 20:56

      Логика непонятно какая у Росреестра, а претензии к МФЦ. Странно как то.

  • Анонимно
    20.02.2020 11:19

    Р. К.

    Несколько раз пользовался услугами МФЦ.
    Всё на высшем уровне.
    Благодарю

  • Анонимно
    20.02.2020 11:29

    Это при приеме на работу надо проверять на стрессоустойчивость, а не через две недели после приема на работу.

  • Анонимно
    20.02.2020 11:51

    В Лаишево хорошее МФЦ,на Проспекте тоже,но в целом сотрудники туповатые,к сожалению.Именно поэтому конфликты,платить надо больше,думаю проблема так и решится.

  • Анонимно
    20.02.2020 12:20

    У меня Альметьевскому МФЦ претензий нет .2 раза обращалься все Ок.Спасибо им.Во дворе только лужа но это временно.

  • Анонимно
    20.02.2020 12:23

    МФЦ и создали, чтобы забрать у ведомства их работу. Сотрудников ведомства может и устраивало все. Просто для существования
    МФЦ вся эта канитель по услугам.

    • Анонимно
      20.02.2020 12:51

      Вот полностью согласна, что и не нужны эти мфц, пусть ведомства сами работают с людьми.

      • Анонимно
        20.02.2020 13:41

        МФЦ очень нужны. Сами бегайте по органам, мне проще сходить около дома и сдать все документы.

    • Анонимно
      20.02.2020 13:00

      МФЦ создали, чтобы люди не бегали от двери к двери чиновником, уточняя адрес каждого органа и график работы...

  • Анонимно
    20.02.2020 12:58

    По моему опыту сотрудники МФЦ бывают грамотней специалистов Росреестра дающих консультации

  • Анонимно
    20.02.2020 12:59

    Были с оформлением сада в мфц, очереди нет, все быстро, удобно, мне понравилось

  • Анонимно
    20.02.2020 13:01

    Каков привет, таков и ответ. Если мфц не работает, получайте грязь

  • Анонимно
    20.02.2020 13:21

    Если мфц сейчас закрыть, начнётся хаос и очереди!!!! К хорошему быстро привыкаешь

  • Анонимно
    20.02.2020 13:29

    Сколько раз обращалась в Московский МФЦ на Кулахметова, всегда все сделки проходят на ура. Консультируют не хуже юристов в других сторонних организациях. Молодцы так держать!Зарплату поднимите лучше и никаких психологов не надо.

  • Анонимно
    20.02.2020 13:30

    Работать с людьми тяжело,.Мфц.молодцы, стараются

  • Анонимно
    20.02.2020 14:05

    Пусть тогда только МФЦ и работает закройте все остальные организации, соцзащиты, Росреестр и т.д. это дурдом полный!

  • Анонимно
    20.02.2020 14:20

    МФФЦ же не ЭДО так что приоритеты.

  • Анонимно
    20.02.2020 14:36

    МФЦ это последствие "бездарной" работы гос структур, всегда все искусственно усложнено, заявления чего стоят, хотя все про нас им известно, но попробуй в снилсе например ошибиться, все - переделай. Надо все "перевернуть" и сделать просто - если есть очередь в какой то из госструктур - заменить руководителя. ПФР в Челнах загляните - сколько кабинок, все пусто, попробуйте обратиться - пошлют на интернет госсуслуг , а больницы чего стоят, особенно детские .... .

  • Анонимно
    20.02.2020 15:11

    Психолог, безусловно, нужен. Но насколько я поняла он для определения психотипа человека, относится ли он к категории людей, которая несмотря на "удары" будет держать марку, а не для того чтобы научить справляться с агрессией посетителей и желанием получить всё и сразу, потому что работает "одно окно", либо потому что "я тебе налоги плачу-сделай мне!".

  • Анонимно
    20.02.2020 16:12

    Отличный сервис в МФЦ

  • Анонимно
    20.02.2020 17:54

    Вот мне нравится в мфц, у каждого свое мнение. Бывает, что заявители приходят взвинченные в гос.органах, срываются на сотрудниках мфц, еще ни разу не слышала, чтобы в мфц нагрубили. Так держать, молодцы!!!

  • Анонимно
    20.02.2020 18:07

    Хочу поблагодарить сотрудников Мфц за их не легкий труд. Доброжелательно ,спокойно все объяснили т помогли с оформлением документов

  • Анонимно
    20.02.2020 18:09

    >На втором месте — услуги налоговой службы по предоставлению >информации о наличии задолженности (994,9 тыс.).
    >Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business->gazeta.ru/article/458438#4

    1 млн граждан в Татарстане не умеют работать в интернете и на сайте татарских госуслуг не могут по ИНН найти свою задолженность?

  • Анонимно
    20.02.2020 18:45

    Татарстанский МФЦ- лучший в России . Музафаровой- так держать !!!! Марсель - бывший руководитель Росреестра по РТ

    • Анонимно
      20.02.2020 21:39

      Привет Марсель! Поддерживаю твои слова.
      Музафаровой не толъко так держать, уже давно пора выше.

  • Анонимно
    21.02.2020 00:33

    Очень удобно МФЦ, не понимаю, чем тут можно быть недовольным. 10 лет назад при покупке участка 3 суток в очереди сидели в рег.палату. Трое Суток! А потом еще 3 часа в очереди на получение готовых документов. А сейчас - красота.

  • Анонимно
    21.02.2020 14:39

    C людьми работать тяжело, надо молоко за вредность давать.

  • Анонимно
    22.02.2020 08:34

    Не знаю как в других офисах, а у нас к работе офиса на Кулагина никаких претензий. И мы, и сын решали свои вопросы через это отделение. Все нормально достойно, есть запись через интернет, консультации, есть офис юриста,отделение банка, даже кафетерий. Может быть самим нужно немного поднапорячься, заранее проконсультироваться, пот ратить свое время и деньги на сбор нужных документов и тогда они все оформят без проблем. В конце концов те, кто пишет сюда возмущенные письма - пользуются интернетом. Так задайте хотя бы элементарно через поисковик интересующие вас вопросы!. Поверьте в инете большое количество юридических и нотариальных форумов и советов! А сотрудники не обязаны разбираться с юридическими тонкостями каждого домовладения.
    Я, когда меняла загранпаспорт, молодой человек не поленился меня предупредить, что на фото есть блики от очков и лучше фото заменить. Очень ему благодарна, так как мне несколько человек сказали, что столкнулись с такой проблемой и потеряли время (меняли через структуры мвд). И он же кстати, мне проверил по базе нет ли долгов по налогам, чтобы не было проблем при выезде.
    Я считаю, что нужно очень спокойно разобрать что нужно подправить, а где претензии необоснованные, и люди просто хотят переложить на других свои проблемы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль