Общество 
21.02.2020

«От ТОСЭРа отказываться нельзя. Город не должен жить только КАМАЗом»

Опрос недели: Нужно ли открывать новые предприятия, если в городе нет рабочих рук?

На отчетном заседании челнинского горсовета финансовый директор КАМАЗа Андрей Максимов заявил, что не стоит больше развивать ТОСЭР, поскольку в автограде отсутствует безработица. Если КАМАЗу не хватает рабочих рук, означает ли это, что диверсификацией экономики можно пожертвовать? Только ли безработица стимулирует людей к труду или стоит задуматься об условиях труда, зарплате? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Кислин, Константин Денисенко, Анфис Садриев и другие.

Константин Денисенко — гендиректор ООО «Зиас Машинери» Константин Денисенко гендиректор ООО «Зиас Машинери»
— Если безработица категорически отсутствует сейчас, то подобное не навсегда. Новые рабочие места и есть условия для роста населения — как естественного, так и с привлечением специалистов из других регионов, причем не обязательно вахтой, но и на постоянное проживание. И вообще, в обстоятельствах кадрового дефицита работодатель создает дополнительные стимулы, делая себя конкурентоспособным на рынке труда. К примеру, если мне остро требуется конкретный специалист (допустим, робототехник, каких на весь регион 24 человека), то я начинаю повышать заработную плату. Дохожу и до 100, и до 200 тысяч рублей, чтобы человек работал именно у меня. Ради хорошего предложения люди готовы и переучиваться, и переезжать издалека — специалист прибывает из Уфы, Москвы, да хоть Германии. Либо я заберу его, условно говоря, у КАМАЗа — и тогда автогигант будет вынужден поднимать зарплату и все равно искать специалиста в другом регионе.
Александр Кислин — гендиректор ООО «Атермал» Александр Кислин гендиректор ООО «Атермал»
— Весь наш город и так существует в интересах КАМАЗа, так что я не считаю, что автогигант нуждается в дополнительных преференциях. И я не думаю, что у нас нет безработицы. В Челнах есть люди, которые трудятся, но ищут другое место, — это тоже в каком-то смысле безработица, потому что граждане недовольны тем, что имеют. Если человек вынужден сидеть где-то за 15 тысяч из-за отсутствия альтернатив, то это скрытая безработица.

По моему мнению, между работодателями должна быть конкуренция. В противном случае мы имеем монополию, которая диктует свои условия, в том числе устанавливает низкие зарплаты. Есть конкуренция — и работодатель задумывается: дескать, может, я мало плачу? Если ты не можешь выгодно продать свой продукт, значит, плохо ведешь бизнес или этот товар не нужен — его не хотят покупать за ту стоимость, от которой ты мог бы платить хорошую зарплату.
Темир Алимов — гендиректор ООО «Авеста» Темир Алимов гендиректор ООО «Авеста»
— Интересы Челнов и градообразующего предприятия надо балансировать, но ни в коем случае нельзя отказываться от концепции ТОСЭРа. Город не должен жить только КАМАЗом, а люди не обязаны страдать от того, что предприятие определило для всех какие-то удобные для себя условия труда и его оплаты. Надо изыскивать возможности для повышения зарплаты или оптимизировать количество сотрудников, если на то пошло. В противном случае люди все равно будут настроены при первой же возможности сменить место работы. Так что говорить о том, что нельзя открывать новые производства, потому что КАМАЗу не хватает людей, несколько странно.

Касательно тезиса о том, что открытие новых производств повлечет за собой приток мигрантов, мне непонятно, что в них такого неблагополучного. Если это работающие люди, то в чем проблема? Экономики многих стран строятся на мигрантах — такое нормально. Тем более, мне кажется, мигранты и не потребуются — у нас достаточно много незанятых граждан.
Сергей Маслехин — руководитель консалтинговой компании «Решение верное.РФ» Сергей Маслехин руководитель консалтинговой компании «Решение верное.РФ»
— Я, честно говоря, не очень согласен с тем аргументом, что режим территории опережающего развития является какой-то зоной риска для КАМАЗа. Дело в том, что резидент ТОСЭРа, организовывая проект, берет на себя обязательство начислять заработную плату не ниже, чем в муниципальном образовании, или не ниже, чем в отрасли. Если он выбирает первый критерий, то и ориентироваться будет на город, КАМАЗ здесь ни при чем. Если бы автогигант имел существенное влияние в вопросе установления зарплатных ставок в городе, мы бы наблюдали соревнование бизнеса и КАМАЗа. Однако экономика Челнов достаточно диверсифицирована сама по себе, автогигант не является законодателем ставок.

В то же время я согласен с тем, что ТОСЭР дальше развивать не стоит. Территории опережающего развития, особенно в крупных промышленных городах, очень пагубно сказываются на развитии бизнеса в районах. Город оттягивает трудоспособные кадры и сам по себе в силу урбанизации, а с ТОСЭРом данный процесс только усиливается. Иначе говоря, мы просто опустошаем деревенскую и сельскую территории. Это, конечно, очень плохо, потому что, как бы город ни был самодостаточен с точки зрения производства и услуг, без сельскохозяйственной продукции и без села он существовать не сможет.
Анфис Садриев — директор завода CNH Industrial Russia LLC Анфис Садриев директор завода CNH Industrial Russia LLC
— У нас с КАМАЗом разные компетенции, но я поддерживаю завод в том смысле, что в регионе сложно найти квалифицированных специалистов. Сейчас в Челнах рекордно низкий уровень безработицы, мы пытаемся поддерживать и стимулировать сотрудников, чтобы они не смотрели на сторону. В дефиците кадров есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, он толкает работодателя к новым мотивационным программам, усилению соцпакета, с другой — растет его финансовая нагрузка. Помимо зарплаты и прямых расходов на содержание персонала, возникают затраты на транспортировку, если работников приходится возить из соседних населенных пунктов. Дополнительные затраты приводят к росту себестоимости продукции, следовательно, к повышению цен.

С точки зрения локализации нам интересно, чтобы наши поставщики могли создавать в Челнах свои предприятия. Это сокращение логистического плеча, улучшение взаимоотношений, стабильная коммуникация. В этом плане ТОСЭР улучшает инвестиционный климат. Напрямую поддерживать КАМАЗ как градообразующее предприятие, делать все в его интересах — это не совсем правильная логика. Мое личное мнение: ТОСЭР — благо.

Зарплата не всегда становится ключевым моментом в привлечении персонала. Существуют еще социальные программы: детские сады, лагеря, медицинские страховки. Методов поддержки персонала достаточно. На сессии, кстати, говорили и о том, что важна культурная среда... Я с подобным согласен. Без нее мы превратимся в регион вахтовиков, а это действительно ведет к криминогенной напряженности. Люди становятся маргиналами, не живут полной жизнью.
Сергей Антипов — гендиректор ООО «Набережночелнинский трубный завод» Сергей Антипов гендиректор ООО «Набережночелнинский трубный завод»
— По моему мнению, ТОСЭР, напротив, надо развивать. Давайте по-честному: благодаря территории социально-экономического развития предприятия выходят из тени в официальное поле. Если некому работать, значит, надо создавать учебные классы, с молодости вести человека, чтобы к концу обучения он имел гарантию трудоустройства. У нас обычно дела обстоят так: опыта нет — не нужен. Пенсионеров не берут. Кому же тогда трудиться? Необходимо обучать на рабочие специальности, а не на менеджеров и экономистов. Работы на самом деле очень много, но молодежь неохотно идет, потому что на большинстве предприятий просто не принимают без опыта.

На КАМАзе, как я понимаю, очень много контрактников. На контракте сидят даже рабочие специальности, а это уже другие суммы. У меня много подобных примеров: молодые ребята пришли на автогигант с небольшим опытом, а теперь сидят на контракте и не дергаются, потому что имеют уже другую оплату труда. Я вам скажу, что КАМАЗ дает большой опыт. Если бы я сейчас заканчивал училище, то первым делом пошел бы туда набираться компетенций, а уж потом решал бы, что делать дальше. Но я согласен, что относительно частных компаний на КАМАЗе зарплата невысокая.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.02.2020 14:40

    У частников две зарплаты, белая и черная. КАМАЗ платит только белую зарплату, рабочие работают по графику без переработок. У частников много работы вне обычных графиков, много переработок. На КАМАЗЕ спокойней работать, есть уверенность в завтрашнем дне.

    • Анонимно
      21.02.2020 15:53

      1. на камазе: вы выйдете на пенсию отработав и будете получать по 10 тыс.руб пенсии и у вас больше ничего нет.
      2. у частника: вы выйдете на пенсию отработав и будете получать по 7 тыс.руб пенсии, но за трудовой период вы смогли купить 1-комн. квартиру дополнительную и теперь её сдаёте за 12 тыс. руб , ребенка отучили в престижном вузе, котоырй хорошо устроился и помогает вам, также в ежегодно ездили на моря, ремонт у вас был хороший, машины вы поменяли за этот период штуки 3-4 и т.п...
      А на камазе, что вы заработали дополнительно, кроме пенсии в 10 тыс.руб ? и жили от зарплаты до зарплаты заглядывая в кошелек.

  • Анонимно
    21.02.2020 15:31

    Я не понимаю по какой причине душат честно работающий бизнес, отбирая земельные участки даже с построенными зданиями и при этом приглашая варягов с предоставлением земли на льготных условиях.

  • Анонимно
    21.02.2020 16:20

    Какую пользу приносит тосер городу????

  • Анонимно
    21.02.2020 18:03

    КАМАЗ - это избалованный ребёнок.
    Не будет его - ничего не случится.
    Город уже давно живет не КамАЗом. Никому по большому счёту он не нужен. Его машинки быстро заменят. Нет ЗИЛа, АЗЛК, ну не будет и КамАЗа.
    КАМАЗ это знает, обижается и от пытается привлечь к себе внимание своими выходками.

  • Анонимно
    21.02.2020 19:15

    Где еще такие зарплаты получат КАМАЗОВСКИЕ МЕНЕДЖЕРЫ? Вот и пыжатся, боясь потерять тепленькое местечко.

  • Анонимно
    21.02.2020 19:26

    Дайте мне на КАМАЗе зарплату какую я получаю на Хайере. Перейду. Рабочий.

  • ПанАлекс
    22.02.2020 00:38

    ТОСЭР это содержание резидентов за счет налогов города и Республики! Для того чтобы строить дороги для ТОСЭР, прокладывать линии электоропередач и т.д. нормальным налогоплательщикам Челнов повышают налоги. Жителям за 5 лет налог на имущество вырос в 5 раз из за космической кадастровой стоимости.
    Но теперь понятно кому нужен ТОСЭР - оказывается за вхождение в "налоговые офшоры" дают взятки! Об этом говорит свежий случай из новостей РФ!
    Здесь огромные коррупциогенные риски!

  • Анонимно
    27.02.2020 16:12

    Согласен с предыдущим оратором на тему ТОСЭР, однако не развивая другие отрасли, а полагаясь только на КАМАЗ, город загнется.
    Набережным Челнам нужен ТОСЭР и нужны другие предприятия, нужны льготы нашему городу по линии фонда моногродов. К сожалению, КАМАЗ, это не тот гигант который был в начале 90-х. А амбиции остались. По капитализации крупнейших компаний России мы на почетном 94-95 месте по капитализации. В советское время по выручке и промпроизводству были в 20-ке. Эффективные "менеджеры" на КАМАЗе одним словом!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль