Культура 
23.02.2020

Азгар Шакиров: «Про Казань я все время говорю, что это русский город»

Отметивший 80-летие легендарный артист театра им. Камала об отношении татар к искусству, будущем нации и секретах долголетия

Вчера, 22 февраля, отметил круглую дату народный артист РСФСР Азгар Шакиров, который давно известен публике не только в качестве одного из «щепкинцев» в труппе главного национального театра РТ, но и как общественный деятель, публицист, болеющий за свой народ. «БИЗНЕС Online» встретился с ним накануне юбилея и поговорил о новых темах, которые пришли в татарский театр, Казани полувековой давности и слизанных режиссерами идеях.

Азгар Шакиров: «Могу одно сказать, я не играл человека, который впадает в грех. И спектакль «Туман» не о интимных отношениях мужчин, а о трагедии, в данном случае, моего героя, который не может жить с женщиной» Азгар Шакиров: «Могу одно сказать: я не играл человека, который впадает в грех. И спектакль «Туман» не об интимных отношениях мужчин, а о трагедии в данном случае моего героя, который не может жить с женщиной» Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

«НЕ ПОМНЮ, ЧТОБЫ ТАКИЕ ТЕМЫ ВООБЩЕ В НАШЕМ ТЕАТРЕ ПОДНИМАЛИСЬ»

— Азгар-абый, в этом театральном сезоне вы очень удивили своей работой в новом спектакле Фарида Бикчантаева «Туман», где ваш герой всю жизнь мучается от того, что когда-то почувствовал влечение к представителям своего пола. Не было ли сомнений, стоит ли мэтру татарского театра в канун 80-летия браться за такую роль?

— Эти вопросы мне многие задают: почему мне дали такую роль, зачем я согласился на старости лет… Но такова наша работа: режиссер дает роль, которую необходимо исполнить, ты сам не выбираешь. Если бы был выбор, возможно, и не согласился бы.

Но могу одно сказать: я не играл человека, который впадает в грех. И спектакль «Туман» не об интимных отношениях мужчин, а о трагедии в данном случае моего героя, который не может жить с женщиной. Я сделал все, чтобы показать данную трагедию, а это уже совсем другое. Мы не рекламируем гомосексуальные пары, а говорим о человеке, рожденном таким и мучающемся, страдающем. Задача актера — раскрыть своего героя, если ты себя считаешь талантливым артистом… Но я не припомню, чтобы кто-то из татарских актеров до меня играл в театре такую роль, не помню, чтобы такие темы вообще в нашем театре поднимались.

— Вообще, как вам сам проект «Молодежный вторник», насколько удачным показалось обращение театра имени Камала к нашей современной российской жизни и социальным проблемам?

— Для меня это что-то новое. Три спектакля, поставленных тремя режиссерами (два ученика Фарида Бикчантаева и он сам), три драматурга — все женщины. Когда такое было в нашем театре? Это событие! За 60 лет работы я подобного еще не видел.

Да, во всех произведениях прослеживается социальный мотив. Пожалуй, мы многие из этих вопросов на своей большой сцене вообще не поднимаем. В том же «Тумане» речь идет о том, как женщина ищет свое счастье и как в поисках него совершается трагедия, убийство родного человека. Или другой спектакль — о ребенке-аутисте, я такого до этого не видел. Почему у нас в России не помогают страдающим аутизмом, зачем собирают деньги на лечение, почему власть не берет на себя все расходы? Это же должно делать государство, у родителей таких больших средств нет на лечение. Что касается третьей постановки «Парковка», то там речь идет о том, как непросто жить в этом мире.

Вот такие сложные темы подняли в малом зале нашего театра. Разница между тем, что идет на большой сцене и малой, очень большая. Там другие связи, работают иные театральные формы. Все режиссеры старались внести что-то новое в «Молодежный вторник», и, я думаю, такие вещи нужны театру, чтобы расти.

«Все режиссеры старались внести что-то новое в «Молодежный вторник» и, я думаю, такие вещи нужны театру, чтобы расти» «Все режиссеры старались внести что-то новое в «Молодежный вторник», и, я думаю, такие вещи нужны театру, чтобы расти» Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

— Может, такие проекты и постоянное общение на сцене с молодежью и обеспечивают творческое долголетие вам, легендарным «щепкинцам» Камаловского театра?

— Конечно, мои взгляды на жизнь и искусство были сформированы уже давно, помню игру старых артистов, эти вещи впитались в мою кровь. Потому не могу сказать, что полностью принимаю видение молодых. Я уверен, что если ты хочешь привнести что-то новое в театр, то для начала сам должен понять смысл произведения, объяснить, почему эта новизна необходима. Есть в России такие режиссеры, которые смотрят в интернете чужие спектакли и слизывают оттуда идеи. Но даже в Москве и Санкт-Петербурге это зрителям надоело, они хотят оригинальных идей.

А современные режиссеры средней руки, копируют чужие идеи, чаще всего европейские, немного их переделывая, хотят выставить себя талантами. Дескать, мы не отстали, используем современные методы. Но, мне кажется, только после того, как ты понял душу своего народа, своих людей, нации, осознал всю суть, можешь предлагать что-то новое в искусстве.

«Дал себе слово, если доживу до следующего юбилея, то посвящу его отцу. Такие вечера, если они проходят в стенах академического театра, не должны опускать планку, приходит внимательный зритель, начитанный, насмотренный» «Дал себе слово: если доживу до следующего юбилея, то посвящу его отцу. Такие вечера, если они проходят в стенах академического театра, не должны опускать планку» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ НЕ НАУЧИШЬ СЕБЯ ПОДЧИНЯТЬСЯ КОЛЛЕКТИВУ, ТЕБЯ ЖДЕТ БОЛЬШАЯ ТРАГЕДИЯ»

— На 26 февраля назначен ваш юбилейный вечер в родном театре. Что это будет?

— Обычно на таких вечерах артисты играют отрывки из спектаклей, в которых сами участвовали, и это очень хорошо получается, публика встречает с восторгом. Но я не люблю такой формат, еще ни разу свой юбилейный вечер не составлял из собственных театральных ролей. Я сам придумываю темы для таких встреч. Один раз я делал Чингисхана, в прошлый раз посвящал вечер матери. Как раз тогда и дал себе слово: если доживу до следующего юбилея, то посвящу его отцу. Такие вечера, если они проходят в стенах академического театра, не должны опускать планку, приезжает внимательный зритель, начитанный, насмотренный.

Что думаю о своем возрасте? Я раньше предположить даже не мог, что доживу до 80 лет. И сейчас, когда тебе об этом говорят, начинает кружиться голова. Раньше даже не задумывался о таком, никак не могу себя принять 80-летним.

— Вообще, если бы вас попросили в паре абзацев описать свою актерскую автобиографию, что бы вы написали?

— Я про себя уже много писал, даже книгу издал, еще раз повторю: наша профессия очень трудна и сложна, ты должен уметь подчиняться. Это тебе не петь на эстраде, где, если у тебя есть голос, спокойно выходишь, поешь, гастроли организовываешь. Театр — коллективная работа, здесь в одиночку ничего не сделать. Каким тебя видит в постановке режиссер, какую роль дает… Мы же как на заводе, работаем каждый день: репетиции, спектакли. Если не научишь себя подчиняться коллективу, тебя ждет большая трагедия, ты останешься в стороне от своих товарищей. Но, только когда ты находишься среди друзей, будет легко.

Правда, когда я выбирал эту профессию, не думал еще ни о чем. Никогда не слушал радио, не видел своими глазами театр, певцов живьем не слышал, не понимал, что такое искусство. Не знал всего этого в 16 лет. Сейчас молодежь все видит по телевизору, в интернете, она в 100 раз лучше знает о профессии. В одном уверен: артисту должен помогать Бог, а в душе у зрителя должно быть ощущение, что актер талантлив.

— Сколько вы играете сейчас спектаклей в месяц? Могли бы работать больше?

— Сейчас я участвую в 5–6 постановках, но как я могу сказать, мог бы больше играть или нет? Слава богу, память еще хорошая, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, в нашей профессии все-таки на память надо знать десятки страниц текста. Второе — нужно здоровье и энергия. Если у артиста нет их, он не должен в 80 лет выходить на сцену. Но, если ты можешь держать зрителя, веришь в это, публика никуда не денется, не уйдет из зала, будет следить за тобой. Только в таком случае надо в 80 лет играть.

И на моей памяти в нашем театре раньше не было актеров, которые бы выходили на сцену в таком серьезном возрасте. Фуат Халитов, Габдулла Шамуков, Шаукат Биктемиров — они все где-то до 70 лет служили в театре. Но мои товарищи — Ринат Тазетдинов, Наиль Дунаев, Равиль Шарафеев — очень талантливые люди, они в строю и в 80.

— Равиль-абый вспоминал в интервью «БИЗНЕС Online»: «Когда вернулись в Камаловский театр после учебы в Москве, тогдашним корифеям было 50 лет, нам они казались солидными старцами, могли себя так держать. А мы остались 80-летними детьми, ходим и валяем дурака».

— Так оно и есть, я и сам понял, что мне исполнится 80 лет, только недавно, когда все окружающие стали об этом говорить.

— А вообще, не приходило мыслей оставить сцену, дескать, пусть меня все запомнят молодым и красивым?

— Нет. Когда умирает 30–40-летний актер, это трагедия, зритель говорит: «Какого талантливого артиста не стало, жалко!» А если, дожив до 80 лет, ты не доказал свой талант, то скажут, мол, ну играл свое, отжил, да и смерть не такая трудная. На следующий год исполняется 60 лет, как мы пришли в театр, — это целая жизнь…

«Любой артист каждую свою работу считает важной. Во мне было чувство нации, я не смотрел на то, какая роль — большая или маленькая» Фото: «БИЗНЕС Online»

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР — ЭТО ТАКАЯ ГЛУБОКАЯ ВЕЩЬ, НЕ НАДО МЕНЯТЬ ЕГО СУТЬ»

— Какие работы в театре имени Камала вы считаете главными для себя?

— Любой артист каждую свою работу считает важной. Во мне было чувство нации, я не смотрел на то, какая роль — большая или маленькая. Я всегда думал: вот в этом спектакле смогу ли поднять вопросы, беспокоящие татарскую нацию, чем живет наш народ, каким должен быть татарин? Такие мысли заложены в пьесах, которые ставили в нашем театре, — действительно глубокие произведения. Например, «Бичура» о том, почему исчезает этот народ, деревня. Возьмем «Ахырзаман» — там была высказана мысль: если социализм пойдет таким же путем, которым мы сейчас, его ждет крах.

Вы можете заявить, что, если жизнь в современной России так продолжится и дальше, нас ждет крах? Не можете. Я хочу сказать, что, играя в таких спектаклях, получал удовольствие. И были серьезные мысли, которые я хотел передать через образы. Но, к сожалению, зритель приходит в театр больше отдохнуть.

— Есть такие спектакли в репертуаре театра, которые вы любите пересматривать, сидя в зрительном зале?

— Такого, чтобы много раз пересматривать, нет. А вот, когда старые спектакли заново делают, их мы смотрим. Сейчас поставили «Угасшие звезды», ранее вернули «Голубую шаль»… Вообще, все постановки своего театра мы смотрим в зрительном зале, всегда собираемся на премьеры, так приучены.

— Согласны, что актерская школа Камаловского сохраняется, несмотря на смены поколений?

— У каждого театра есть своя аура и особенности игры, потому что без этого не будет академического театра. Почему нас, стариков, держат? Театр ведь любит молодых, таков неписанный закон. Но в академическом театре многое передается человеческим духом. Я наблюдал за нашими прославленными артистами, их приемы, манеры держаться, говорить стоят перед глазами. И эта школа передается из поколения в поколение. Академический театр — такая глубокая вещь, не надо менять его суть, ты должен только дальше развивать, раскрывать глубокий смысл. Естественно, что сейчас нельзя ставить спектакли так же, как 30 лет назад. Но важно помнить, что в наш театр заложен национальных дух, его нельзя уничтожать.

«Сколько времени понадобилось, чтобы татарам объяснить важность искусства…» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПРИВЫКЛИ НА СВОЙ НАРОД СМОТРЕТЬ РУССКИМ ВЗГЛЯДОМ»

— Можно ли сравнить культурную жизнь Казани с тем, что было полвека назад?

— Вы знаете, когда-то наш город был самым грязным в Советском Союзе. Прогуливаясь возле озера Кабан, люди задыхались от запаха, который от него исходил. Государство так издевалось над Казанью. Но одновременно культурная жизнь была на высоком уровне, помню, как в 1957 году в Москве я первый раз в жизни наблюдал во время декады ТАССР татарский театр и увидел эту самую культурную жизнь Казани. Люди, чтобы посмотреть постановку «Голубая шаль», разбивали окна, приходилось народ пропускать с помощью конной милиции. Если бы искусство не было на таком высоком уровне, разве люди рвались бы так на спектакли?

Я смотрел на игру туркменских, узбекских, азербайджанских, казахских актеров, по сравнению с ними уровень нашего татарского академического театра ощущался. Но ведь наш народ не привык принимать артиста, так как религия учила: если вы, бросив мечеть, будете ходить в театр, то вас ждет божье наказание. А ведь все артисты были выпускниками медресе, хафизами… Русские говорили: «Смотрите, идет великий актер, гордость русского народа». А татары заявляли: «Смотри, паяц, он другой работы не нашел себе, кроме как быть клоуном-посмешищем».

Сколько времени понадобилось, чтобы татарам объяснить важность искусства… Я, увидев татарский театр, поразился, в Большой театр, где шли татарские спектакли, не имелось билетов. То было время расцвета нашей национальной культуры, она в конце 1950-х достигла высшей точки. Да, Казань являлась грязным, неприметным городом, но те, кто занимался искусством, литературой, достигли серьезного уровня.

В самой Казани билеты на спектакли театра имени Камала были дефицитом. Тогда так происходило, хотя и сейчас, слава Аллаху, народ посещает.

— Но татары, помимо всего прочего, теперь предпочитают говорить по-русски, а не на родном языке.

— Нашему народу впитали такую вещь: если ты говоришь по-русски, то станешь чуть ли не академиком, ученым, большим человеком. А я скажу, что в таком случае все бы были академиками. Но не может стать человек талантливым, великим, лишь зная язык. Сейчас родители радуются, мол, наш ребенок так хорошо говорит на русском языке, а родную речь даже не знает. Вот так воспитала народы наша страна, некоторые этносы вовсе исчезли. Их языка не стало, от них есть только название, да и нам это тоже грозит…

Что касается театра, то мне много приходится выступать, объяснять людям, а они все равно не понимают… Мне очень больно, когда в татарском театре разговаривают по-русски, задумываешься: а есть ли они вообще, татары, особенно в столице Татарстана? Про нее я все время говорю, что это русский город. Москва, Санкт-Петербург, Казань — главные города Российской империи, Киев ведь в данный список не входил. Императорские театры, университеты… Все эти вещи постепенно растворяли татар и уменьшали их уважение к своей нации. Я до сих пор не видел соотечественника, который до конца бы понял свою нацию. Мы привыкли на свой народ смотреть русским взглядом.

«Приезжает внимательный зритель, начитанный, насмотренный» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КТО ДЕРЖИТ СЕБЯ В ФОРМЕ, ТОТ ОБЫЧНО БЫВАЕТ ДОЛГОЖИТЕЛЕМ»

— Например, в театре кукол «Экият» так и говорят, что ставят больше спектаклей на русском языке, потому что на татарские нет спроса.

— Потому что детей учат на русском языке, вот они и не приходят. Пусть дают спектакли на русском, но в наушниках должна звучать татарская речь. В таком случае у юного татарина зародится мысль: а это ведь наши куклы, моих родителей. Каждый русский спектакль нужно давать с переводом на татарский язык. Надо с детства приучать к этому, мы не можем ждать каши манной, а ведь ждем, как с небес нам она свалится.

Что касается татарских актеров, то больших талантов много не бывает в любом поколении. Мы из Москвы приехали 23 человека, из них 7 стали артистами, а это для театра очень много, ведь у нас маленький коллектив. Знаете, что я заметил? Во многих городах, например в русских театрах, главные роли исполняют татарские артисты. Если талантливого человека не будут поддерживать в республике, каждый перспективный актер уйдет в русский театр и не будет себя посвящать национальному искусству. Вот это самая большая трагедия.

«У татарского искусства есть свое внутреннее восприятие и приемы» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Не боитесь, что нынешнее юное поколение татарских актеров станет последним в истории татарского театра?

— Нет. Я вот был на «Джалилевских чтениях», там приняли участие 6,5 тысячи детей, которые читают произведения поэта-героя на татарском языке. Среди них есть такие талантливые, так они читают стихи! Намного лучше, чем татарские ребята в Казани. А это дети из Челябинска, Сахалина, Владивостока. Их надо привлекать, заинтересовывать, поддерживать. Нет слов, подобное должно делаться государством не только в Татарстане, но и за пределами республики! Это должны осуществлять мы, Москва нам такое организовывать не станет. Когда я слушал детей, то поймал себя на мысли: татар не смогут так быстро стереть с лица земли. Язык быстро не исчезнет, я восхитился этими ребятами, как они читают наши стихи, живя где-то на краю земли. Значит, их правильно воспитали родители, учителя. Какой они показывают пример татарам, живущим в Татарстане!

Я думаю, что и после нас театр останется, даже если исчезнут татары. Понятие «татарский театр» будет, потому что это совсем другой прием в искусстве, да у нас есть и иные, ведь мы учились по системе Станиславского, но у татарского искусства есть свое внутреннее восприятие и приемы. А они всем народам интересны. Мы были в Лондоне, Китае, Америке. Играем на татарском языке, а зритель получает от этого удовольствие, находит себе пищу для души. Нет, не исчезнет татарский театр, он так устроен.

«Мы как рыбаки, которые мечтают: «Ах, попалась бы большая рыбка». Вот так и у артиста проходит жизнь» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Есть ли у вас какие-то секреты долголетия. Как прожить до 80 лет?

— Ничего не делаю, в еде себя не ограничиваю. Русские говорят, что талант не пропьешь, нас так учили. Потом Аллах дал мудрость, мы от этих вещей избавились. Единственный закон долголетия — если у тебя есть работа, ты все время должен быть в форме. Вот такая вещь — хочешь не хочешь — держит тебя в форме. А кто держит себя в форме, тот обычно бывает долгожителем. Почему? Потому что ему надо работать, а тот, кто хочет трудиться, будет жить долго.

В нашей профессии организм должен быть крепким. Случается такое, что я болею, но приезжаю в театр, выхожу на сцену. Начинаю играть — у меня ничего не болит. После спектакля выхожу и не остается никаких сил. Это у любого артиста так. Такова наша работа, мы всегда ждем роли, другие обычно не хотят работать, а мы, артисты, любим трудиться, хотим, никто нас не заставляет. Мы как рыбаки, которые мечтают: «Ах, попалась бы большая рыбка». Вот так и у артиста проходит жизнь. Я не исключение.

Шакиров Азгар Шафикович родился 22 февраля 1940 года в деревне Новый Ташлыяр Тымытыкского района Татарской АССР (ныне Азнакаевский район). В 1961-м окончил Высшее театральное училище им. Щепкина в Москве и был принят в труппу татарского академического театра. 

Шакиров является одной из самых ярких актерских индивидуальностей татарского национального театра. Последние полвека театральной истории татарского народа неразрывно связаны с его именем. 

За годы театральной деятельности артистом создано более 150 разноплановых сценических образов в произведениях татарской, русской и зарубежной классики, в пьесах современной драматургии, многие из которых получили горячее признание зрителей и высокую оценку театральной общественности. Запомнились зрителям самые первые его работы: Джаудат («Взлет ласточки» Х. Вахита), Рамай («Искры» Т. Гиззата), Дэрвиш («В ночь лунного затмения» М. Карима), Алибек («Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова), Фазлый («Смелые девушки» Т. Гиззата), Исмаев («Мужчины» Т. Миннуллина), Саматов («Ядро ореха» Г. Ахунова), Тимуш («Голубая шаль» К. Тинчурина).

В 1980–1990-х годах новый импульс для творчества актер приобрел, работая с молодыми режиссерами – новаторами Дамиром Сиразиевым и Фаридом Бикчантаевым. За создание образа Галимуллы в спектакле «Прощайте!» по пьесе Т. Миннуллина в постановке последнего в 1998 году Шакиров стал лауреатом государственной премии Республики Татарстан им. Тукая.

Шакировым создано много образов не только в театре, но и в кино, на телевидении и радио. На V международном фестивале мусульманского кино «Золотой Минбар» он стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль» за образ Мирзахита в фильме «Орлы» (режиссер Р. Тухватуллин). 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (207) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.02.2020 09:50

Казань держали в узде, город не должен был выделяться на фоне захолустных русских городов. По поводу грязи - без разрешения Москвы не могли выделить деньги на канализацию в вахитовском районе. Театр строили 20 лет! Режиссер татарского ТВ Сирматов рассказывает, что Москва разрешала записывать 2 часа спектаклей и концертов в год! И это в городе, который всю страну снабжал кино и фотопленкой.

  • Анонимно
    23.02.2020 09:23

    Казань толерантный город, столица 8 миллионного татарского мира
    Традиции толерантности и веротерпимости идут со времен Золотой Орды и Волжской Булгарии

    • Анонимно
      23.02.2020 10:19

      Актаныш, Муслюмово, Азнакаево, Мамадыш - вот потенциальные столицы некого "татарского мира". А Казань - русский город, куда приехали из деревень учиться татары и остались работать.

      • Анонимно
        23.02.2020 10:32

        10:19 Мамадыш - столица кряшен.

        • Анонимно
          23.02.2020 10:41

          Сейчас заинские, пестречинские и молькеевские кряшены вас не поняли. А уж про мамадышских татар-мусульман и говорить нечего.

        • Анонимно
          23.02.2020 12:15

          Чистополь и Буинск - столицы мишар.

          • Анонимно
            23.02.2020 13:13

            Так и есть, Буа-столица мишар,Мамадыш-столица кряшен,Арск-столица казанлы,Стерлитамак-столица тептяр.Казань-самобытный многонациональный город!

            • Анонимно
              23.02.2020 13:21

              А все мы, татары.

            • Анонимно
              24.02.2020 03:23

              Ошибка у вас Казань - общая столица всех татар. И мишар, и тептяр, и кряшен.

            • Анонимно
              24.02.2020 08:45

              13.13. То есть , вы отказываете Казани в звании "столица татар"? С чего это? Исторически, Казань основана предками казанских татар- булгарами, значит, она и есть сейчас самая настоящая столица татар. И нечего сюда приплетать многонациональность.

              • Анонимно
                24.02.2020 09:21

                Казань находится на землях черемисов. Спросите об этом половцев

                • Анонимно
                  24.02.2020 16:40

                  Я в некотором смысле половец, отвечаю: Казань находится на земле булгар- предков современных татар.

            • Анонимно
              26.02.2020 07:56

              Казань- столица Татарстана, мировая столица всех татар! Казалось бы, просто и ясно., почему это не всем понятно?!

              • Анонимно
                26.02.2020 09:18

                07:56
                Почему не всем понятно? Мы поняли! Казань это мировые Нью Васюки.

                Дык, финансирование с мировых татар и требуйте - с австралийских, с финских, с афганских, с китайских и прочих разных татар. Если Казань их мировая столица, пусть содержат.

            • шамил
              26.02.2020 08:28

              Казань-столица Татарстана, мировая столица всех татар! Так сложно это понять?

          • Анонимно
            24.02.2020 02:53

            Мишари это тюркизированное Мещёра, Племя с Индоевропейскими Корнями. ПРишедшее на Русскую Равнину м Алтая в домонгольскую Эпоху.

            • Анонимно
              24.02.2020 11:34

              Летописный народ Мещёра
              Не взирая на общепринятое мнение, что Мишари являются частью большого Татарского народа, среди многих из них бытует мнение, о происхождении от древнего финно-угорского народа "Мещёра", и на полном серьёзне, считают себя древними Уграми (Не путать с Украми) убеждённый Угр, всегда обвиняет прочих Татар в пантюркизме, и громко кричит о своём братстве с Финнами и Прибалтами. В особых случаях, даже предлагают восстановить Мещёрский язык, на подобии как это делают Меряне. Но пока никто это дело не довёл до конца, но как говорится, всё ещё впереди. Алга Мишаристан!

              • Анонимно
                24.02.2020 16:46

                Название "Мишәр" образовано от тюркского словосочетания "Мишә ар". Мишә- лес, дубрава; ар- народ. "Мишәр"- "лесной народ". Названы так из-за отличия от других тюрков, которые предпочитали лесостепные районы.

            • Анонимно
              24.02.2020 16:43

              24.02.2020 02:53
              Мещера - это ФИНСКИЙ народ, родственный мордве, марийцам,удмуртам, и летописных мере и муроме.
              у ВСЕХ этих финно-угорских народов ОБЩИЙ корень МОР - с иранских - мужчина, человек.
              Так их прозвали, их южные соседи - ираноязычные кочевники скифы и сарматы.

              • Анонимно
                24.02.2020 17:12

                16:43
                Этнонимы манси, мадьяр и мишар - всего лишь звуковые варианты одного имени.

                • Анонимно
                  24.02.2020 17:28

                  24.02.2020 17:12
                  Какого имени?
                  Еще раз:
                  МоРдва,
                  МаРийцы,
                  УдМуРты,
                  МеРя,
                  МуРома,
                  МещеРа!

        • Анонимно
          23.02.2020 18:36

          А по другую сторону Камы Заинск столица кряшен. Здесь почти нет татарских деревень. А в Татарстане всего 101 деревня кряшен. Для особо сомневающихся в инете есть список деревень по районам !!!! Раньше было больше, 160.

          • Анонимно
            23.02.2020 19:05

            Ну я так понял, вы пока в каждом районе столицу кряшен не назначите - не успокоитесь )))

            • Анонимно
              23.02.2020 19:23

              Так же как и вы. Сибирских, Крымских, Астраханских татар одним одеялом хотите укрыть. Имя одеяло, Казанские татары (потомки нынешних мари, удмурт, чуаш).

              • Анонимно
                23.02.2020 19:38

                А может им, Казанским пора успокоится и остыть. Ни астраханские, ни кырымлы, ни Себерле не признают родства с ними . А эти все ещё лезут целоваться и желают породниться.

                • Анонимно
                  24.02.2020 03:25

                  19.38. А вы чего так за татар переживаете? Мы сами определим, с кем себя считать в родстве. Вы -то с чего в дела татар суетесь?

                  • Анонимно
                    24.02.2020 11:08

                    Выыы, сами определитесь ? Вы уже многих себе в родственники записали. Только они все почему то нос ворочат. Далеко не пойдём, Башкорты.

                • Анонимно
                  24.02.2020 10:44

                  19.38 это как вы с украинцами лобызались? И кто же вам сказки рассказал, что не признают родства с нами астраханские, крымские и сибирские? Не выдавайте своё желаемое за действительное! В Астрахани сам был, общался с местными татарами как со своими, в Сибири родственники живут-сибирские татары, в Казань приезжают как в родной город. В Алмате другие родственники, тоже Казань своей столицей считают. Думаю и крымские от нас носы не ворочают, как от вас ещё вчера бывшими братьями-украинцы. Так что по себе не судите, это вы у нас впереди планеты всей в вопросе со всеми поругаться и поскандалить бряцая оружием.

                  • Анонимно
                    24.02.2020 16:46

                    24.02.2020 10:44
                    В Сибири БОЛЬШИНСТВО татар - переселившиеся казанцы, в Алматы (Верном) - тоже!

                  • Анонимно
                    24.02.2020 17:18

                    24.02.2020 10:44
                    Большинство татар в Сибири - это ИМЕННО казанские татары!
                    КОРЕННЫЕ сибирские татары очень СИЛЬНО от них отличаются!

            • Пурхан
              24.02.2020 10:00

              19:05 Ты сильно не волнуйся .

        • Анонимно
          24.02.2020 07:03

          10:32 Глупости не пишите))

      • Анонимно
        23.02.2020 11:24

        Правильнее будет татаро-русский по численности населения. А так нам нечего делить и не надо заниматься провокациями.

        • Анонимно
          23.02.2020 11:35

          Если к нам приедут китайцы, он станет китайским городом? Казань татарский и российский город. Махачкала дагестанский и российский город. И т.д.. Тот, кто говорит иначе, тот просто хам.

          • Анонимно
            23.02.2020 11:42

            не надо китайским называть. Казань исторически татарский город и это факт бесспорный, но по числу жителей я беру. Русские его считают своим городом, татары своим не вижу противоречия. Это наш общий город

      • Анонимно
        23.02.2020 12:56

        10.19 самому то, не смешно?

      • Анонимно
        23.02.2020 15:24

        10.19. Актаныш- самый татарский из всех татарских поселений. Там почти 100% разговаривают на родном языке.

        • Анонимно
          23.02.2020 16:51

          Актанышский татарский не имеет ничего общего с чистым казанский диалектом.

          • Анонимно
            23.02.2020 17:23

            Совсем ничего?))
            Кто вы неизвестный филолог и откуда вы пишите?))

          • Анонимно
            23.02.2020 17:23

            Что за казанский диалект?
            И чем он отличается от актанышского?

          • Анонимно
            23.02.2020 19:12

            Горе филологу: различие между казанским (литературным) и актанышским (мензелинский диалект) - это произнесение буквы "з" и 10-15 местных слов. Всё!

            • Анонимно
              23.02.2020 19:54

              19 12 если так будете рассуждать, то и австрийцы и немцы один народ. Язык то один.

              • Анонимно
                23.02.2020 20:41

                В пределах двух основных диалектных единиц (наречий) и переходных среднерусских говоров на территории первичного формирования выделяются следующие группы и подгруппы говоров:

                северное наречие: ладого-тихвинская, вологодская, костромская;
                среднерусские говоры: гдовская, псковская, владимирско-поволжская;
                южное наречие: западная, верхне-днепровская, верхне-деснинская, курско-орловская, рязанская.

                То же австрийцы с немцами?

                • Анонимно
                  24.02.2020 09:41

                  «выделяются следующие группы и подгруппы говоров»

                  Сейчас уже не выделяются. 100-150 лет назад выделялись. Сейчас нет. Это очень легко проверить - не сходя с дивана. Найдите в интернете блогера с этих регионов - и послушайте как они говорят. Не увидите никаких различий.

              • Анонимно
                23.02.2020 20:49

                23.02.2020 19:54
                Вообще-то они и есть ОДИН народ!
                До возвыщения Пруссии
                Германский император ВЕКАМИ находился именно в ВЕНЕ!

                • Анонимно
                  24.02.2020 09:12

                  20 49 а что ж тогда разные названия и разные Государства?

                  • Анонимно
                    24.02.2020 16:48

                    24.02.2020 09:12
                    А потому что, и после Первой, и после Второй мировых войн, победители ЗАПРЕТИЛИ немцам и австрийцам объединяться!

            • Анонимно
              23.02.2020 20:33

              Не совсем всё. Еще окончания. Сөйләй, эшләй, карай, атлай... Да и звук [ð] связывающий их с башкирами.

    • Анонимно
      23.02.2020 12:13

      Даже, "6 миллионного" - это через чур. Надо быть реалистами. Иначе после переписи населения вам придётся как-то себе объяснить - куда делись два миллиона "несуществующих" татар.

    • Анонимно
      23.02.2020 17:13

      Понятное дело. Когда Иван Грозный взял штурмом Казань, то запретил уцелевшим жителям селиться вблизи Казани ближе, чем на 30 вёрст.

      • Анонимно
        23.02.2020 19:19

        А границы Казани тогда где примерно были?

        • Анонимно
          23.02.2020 20:36

          Граница бывшего ханства на востоке по реке Шешма, где была возведена Заинская засечная линия.

          • Анонимно
            23.02.2020 20:47

            По эту сторону Камы это Ногайские земли.

            • Анонимно
              23.02.2020 22:41

              Ногайцы - татары, язык абсолютно схож

              • Анонимно
                24.02.2020 10:01

                Диалект, говор, наречия разные

              • Анонимно
                24.02.2020 10:34

                22 41 Дааа, так уверены ?
                /////Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:

                караногайский
                ногайский
                акногайский////

            • Анонимно
              24.02.2020 11:02

              Это земли черемисов.

      • Анонимно
        16.03.2020 19:32

        реально возникновение казани было в 1250-55 годах ханом батыем в месте батыевой горы=иске казань= жаль что нет в казани памятнику батыю-можно снести памятник ленину на площади свободы и поставить там памятник батыю -стоит же в уфе памятник сапават юлаеву а писателю безертинову дать тукаевскую премию за книгу "тэнгрианство-религия тюрков и монголов"

  • Анонимно
    23.02.2020 09:29

    Да, Казань была грязным, неприметным городом, но те, кто занимался искусством, литературой, достигли серьезного уровня.

    Странные заявления.
    Как может в грязном городе быть Высокое искусство?
    Может это искусство жило Само По Себе, а город Сам по Себе?
    Кто были все эти бегающие по улицам с палками подростки?
    Не их ли внуки?.
    Кто не убирал город, утопающий в грязи?
    Не их ли дети?

    • Анонимно
      23.02.2020 09:50

      Казань держали в узде, город не должен был выделяться на фоне захолустных русских городов. По поводу грязи - без разрешения Москвы не могли выделить деньги на канализацию в вахитовском районе. Театр строили 20 лет! Режиссер татарского ТВ Сирматов рассказывает, что Москва разрешала записывать 2 часа спектаклей и концертов в год! И это в городе, который всю страну снабжал кино и фотопленкой.

      • Анонимно
        23.02.2020 12:17

        Не рассказывайте сказки. Когда татарская элита захотела из предателя Джалиля сделать национального героя-поэта, Москва только поддержала их.

        • Анонимно
          23.02.2020 12:27

          Муса Джалиль - Герой Советского Союза

          • Анонимно
            23.02.2020 15:24

            Ну да не Курмаш руководитель подполья, а оказывается Джалиль. Как легко историки переписывают и приписывают чужие заслуги в свои - это высокое искусство, как с монеткой тысячелетия.

            • Анонимно
              23.02.2020 15:56

              15.24 так есть у кого учиться, ваши историки в этом большие профессионалы , под любую власть историю загонят.

            • Анонимно
              23.02.2020 15:57

              Так было решено на верхнем уровне власти. А историкам дали на это задание найти обоснование с научной точки зрения. Историков взвинчивать нет смысла, была четко выстроена идеология (краткий курс ВКП (б)) а историки должны были придерживаться этого - ни влево и ни вправо от этого пути ни ни. И только в процессе перестройки историки вздохнули чуток, правда, от степени свободы голова закружилась и тоже понаисказили уже об нашей Родине, но это так бывает, если крепко держать в узде и сразу выпустить узду.

            • Анонимно
              23.02.2020 19:15

              У Константина Симонова спрашивал бы. А то много знаешь()))) ) , да мало понимаешь.

          • Анонимно
            23.02.2020 18:56

            Предатель и есть, а потом просто отмазали в целях полит корректности.

            • Анонимно
              23.02.2020 19:47

              Когда Генералы Новиков, Карбышев в плену вели себя достойно. Эти одели немецкую форму и присягали фашистам. Вот и весь подвиг у них.

              • Анонимно
                23.02.2020 20:02

                Это в Казани должен быть памятник генералам Новикову и Карбышеву. Вместо Джалиля.

          • mad big
            23.02.2020 21:51

            Когда понадобилось, то слепили из предателя героя.

            • Анонимно
              24.02.2020 08:52

              21.51. Кармы не боитесь? Вы сами предатель, который давал присягу СССР, но трусливо спрятался и не вышел его защищать.

              • Анонимно
                24.02.2020 09:50

                08 52. Это вы задайте военным и бывшим партийным функционерам. Быстро сменившим окрас. А мы кто где были. Кто то коров пас, кто то на уборке зерновых был. А кто то на площади Свободы делили шкуру не убитого барана.

                • Анонимно
                  24.02.2020 13:00

                  09.50 так мёд биг и есть бывший военный, так что вопрос был по адресу.

        • Анонимно
          24.02.2020 07:08

          12:17,всё правильно. Присягнувший государству врага, получивший его гражданство не может быть героем на родине.

    • Анонимно
      23.02.2020 11:37

      Вы знаете, ваши рассуждения вроде бы имеют логическую цепочку, но вы опускаете главное- не указываете как была устроена политическое управление при советах. Город и республика не имели никаких прав и финансовых возможностей, всё строго регулировалось центральной властью, даже название колхоза невозможно было дать без разрешения Москвы, дед мой, царство ему небесное, рассказывал.
      Вздохнули только с началом перестройки, и сейчас город очень ухоженный, чистый и очень привлекательный.
      Так что логика ваша не срабатывает.

      • Анонимно
        23.02.2020 13:41

        Город был очень грязный, неухоженный и в развалинах ещё в первой половине 2000-х. Центр, подходы к Колхозному рынку, пригородные села, которые в конце 90-х включили в Казань - вспоминаю с ужасом. Транспорт был жуткий на многих маршрутах.

        • Анонимно
          23.02.2020 14:17

          Нравились развалины, старинные здания Казани, там был какой-то удивительный дух прошлого, еще времен Тукая, еще в 90ые так было, все еще в памяти эти ощущения, когда идешь например по улице Кирова, наверно уже по другому называется, современная Казань почти не знакома, даже повезло, остались в памяти эти прекрасные вспоминания.

          • Анонимно
            23.02.2020 16:30

            14:17
            Да уж! Очень романтичной была вода в колонках... сортиры во дворовой сараюшке... невывозимые помойки по дворам... а непередаваемый запах... Такое не забудешь.

            Только одни проходили мимо, а другие - поколеньями жили в таких условиях. И те, и другие забыть не могут. Но по разным причинам...

            • Оптимист
              23.02.2020 17:25

              Дух был)
              В каждой подворотне дух стоял из деревянных туалетов

              • Анонимно
                23.02.2020 18:01

                Очень хорошо, если довольны, а то иногда приходится признать-"вместе с водой выплеснули и ребенка."

          • Анонимно
            23.02.2020 18:13

            Насчет духа вы прямо в точку, такой был дух, что даже через нос щекотало в горле.

        • Анонимно
          23.02.2020 18:09

          Это и понятно, столько захламили за 70 лет убрать за десятилетие ни очень легко. Но все же привели в порядок.

    • Анонимно
      23.02.2020 19:12

      Не нравился этот артист, почему-то. Сейчас стало понятно, почему.

  • Анонимно
    23.02.2020 09:35

    Все правильно, а Москва столица средней Азии и Кавказа.

  • Анонимно
    23.02.2020 09:52

    Пусть татарки надевают свои наряды,а не мешки с востока

    • Анонимно
      23.02.2020 10:44

      Вот с себя и начните, а то поучать других вы первые, а как пример показать, так кто-то что-то для вас должен сделать. А мусульманки в хиджабах очень стильно, кстати, выглядят.

      • Анонимно
        23.02.2020 16:31

        10:44
        Интересно, почему это мусульманкам стала дорогА арабская мода?

        • Анонимно
          23.02.2020 16:53

          Потому что так велит религия

          • Анонимно
            23.02.2020 17:04

            16:53
            Сами же пишете, что булгары-татары приняли ислам аж в 922 году.

            Почему с тех пор здесь хиджабы не носили? Или ислам был другим? Или арабы несколько лет тому назад открыли вам страшную тайну, что ислам без хиджабов - НЕ ислам?

            • Анонимно
              23.02.2020 17:20

              17.04 в те времена и служители церквей вели аскетичный образ жизни, странствовали пешком, нечета нынешним,что на шестисотых мерседесах да на джипах на проповеди добираются.

            • Анонимно
              23.02.2020 19:21

              Вам сколько лет, 1000? Откуда вы знаете, что и как тут носили? Или насмотрелись семейных джадидских фотографий начала 20 века? Советую вам сходить на такие спектали как "Зангар шаль", "Кара йөзлəр". Они имеют непрерывную традицию и девушки в них не только покрыты платками и одеты в платье в пол, но и при виде мужчин закрывают лицо краем платка! Вот так тут было, знаток!

              • Анонимно
                23.02.2020 20:04

                19:21
                Неужели в Казанском ханстве не носили паранджей?
                Если не носили, то скоро арабы всех мусульманок оденут по-своему...

                • Анонимно
                  24.02.2020 07:15

                  Откуда возьмется паранджа?
                  Булгары в своих обозах привезли христиан из Европы в 7веке.

                  • Анонимно
                    24.02.2020 16:50

                    Укажите источник вашей сенсации. До сих пор ни один учёный этого не знал.

                  • Анонимно
                    24.02.2020 16:53

                    24.02.2020 07:15
                    Каких христиан? Булгары до 922 г были ЯЗЫЧНИКАМИ!
                    Иначе булгарского хана Алмуша, ЗВАЛИ бы Михаилом, или Петром!

    • Анонимно
      23.02.2020 17:11

      09.52. Татарочки-мусульманочки одеваются так, как велит им религия Ислам и мусульманские каноны, а не "слепое" следование моде. Пусть уж лучше девушки-татарочки носят арабские или турецкие хиджабы, чем ходят летом полуголыми на улицах.

      • Анонимно
        23.02.2020 19:10

        Татарочки мусульманочки могли бы и платочки носить как их в старину носили-завязывали, не обязательно хиджабочки одевать как арабочки.

        • Анонимно
          23.02.2020 19:58

          Все они ждут, когда вы лично покажите пример, вот увидите, за вами все потянутся. Вперед, смелее, вы же всё знаете, как и что кому надевать!

    • Анонимно
      23.02.2020 19:18

      А Вы еще диктовать людям будете, что кому носить? С ума не сошли. Сам бы как нормальный человек оделся бы!

  • Анонимно
    23.02.2020 09:58

    Азгар Шакиров очень уважаемый человек.
    Но, когда читаешь интервью, что ставят в театрах, ощущение, что у татар менталитет очень ограничен вкусной едой и сексуальными отношениями, самое интересное только это в жизни, не осталось полета души, не осталось привычки смотреть в мир с интересом, понимая, что ты еще ничего не знаешь об этом мире и у тебя есть есть желание хоть немного познать этот мир, ты человек, и у тебя есть эти возможности.

    • Анонимно
      23.02.2020 10:22

      Азгар Шакиров: «Про Казань я все время говорю, что это русский город»


      Азгар-абый, в этом театральном сезоне вы очень удивили своей работой в новом спектакле Фарида Бикчантаева «Туман», где ваш герой всю жизнь мучается от того, что когда-то почувствовал влечение к представителям своего пола.


      что на что повлияло?

      • Анонимно
        23.02.2020 10:47

        Любитель теории заговоров? Это просто роль, которую актеру даёт режиссер, это его видение актера в этой роли.

      • Анонимно
        23.02.2020 11:22

        Если уже такому человеку, как Азгар Шакиров, дали такую роль, значит уже татары достигли духовного дна.
        В этом состоянии, в этом уровне у них нет шансов духовно выжить, потенциал полностью иссяк.
        Единственный наверно шанс, опираясь на дореволюционных светлых и полетных личностей, попытаться спастись.
        А так шанс только религия, которая сейчас в средневековом уровне, или уже полная деградация.

        • Анонимно
          23.02.2020 12:41

          Согласен. Бикчентаев окончательно перешёл черту, присягнув либеральному мейнстриму.

      • Анонимно
        23.02.2020 11:46

        Талантливый советский актер Сергей Мартинсон постоянно в фильмах играл роль Гитлера. И что - теперь его расстрелять как фашиста что ли? Вы что пургу несете?

        • Анонимно
          23.02.2020 12:05

          Тут речь не об актере, а о том, что такие темы уже представляются в татарском театре, в театре у народа, у которого и так шансы есть выжить в его положении только оберегая свою нравственность превыше всего.
          Какая эта опасная для нравственности тема, понятно людям еще со времен Содома и Гоморры.

          • Анонимно
            23.02.2020 15:46

            С этим нет спора, но нельзя взваливать это на актера, он делает то, что ему скажут.

  • Анонимно
    23.02.2020 11:05

    Он одинаков во всех ролях. Как актёр неинтересный. Те же интонации. Те же приёмы. Интересно, зачем татарскому театру "туман"? Актуальная тема?

    • Анонимно
      23.02.2020 11:24

      в театре ставятся спектакли так, смотря кто автор, а о чем - вопрос последний

    • Фидарис
      24.02.2020 10:12

      23.02.2020 11:05 "Пианиста может обидеть каждый ..." На самом деле абсолютное большинство актеров - это набор штампов и стереотипов (хотя они сами могут так не думать).Дело в их количестве и умении к месту и качественно выразить через них своё лицедейство. Актеров, способных талантливо перевоплощаться - единицы. Самым выдающимся среди них, как мне кажется, является актер с татарскими корнями Сергей Каюмович Шакуров.
      Режиссеры при выборе ориентируется на эти качества актеров. Фарид афанде, видимо, решил пойти от противного, как говорят. То есть слегка похулиганить, отойдя от шаблона, предложив такую роль носителю совсем других стереотипов. Тут затея, рассчитанная на сотворчество, когда никто не знает и не имеет ожидаемого выхода. Это трудно, но иногда что-то получается. Что получилось - не знаю, надо найти и посмотреть постановку.

      Конечно, влияние этого вида искусства на массы, сильно упало. Я помню в свою ташкентскую детско-юношескую бытность как город и вся республика затихали по вечерам понедельника - все были у экранов ТВ на просмотре очередной театральной постановки.
      Для татар национальный театр - это воспроизводящийся символ, обязательный элемент национального воспроизводства. Как всё живое, театр должен развиваться. Что значит развитие татарского театрального искусства в современном мире? Может, стоит организовать на страницах БО диспут профессионалов. Думаю, многим читателям было бы это интересно.

  • Анонимно
    23.02.2020 11:06

    Здоровья и успехов в работе!

  • Анонимно
    23.02.2020 11:09

    Казань столица национального региона . а в ней создано национального колорита . Сначала Москва не разрешала , когда разрешили, местное руководство кинулось в европеизацию . Так и на заимев своего национального лица . Сколько народа из татарских районов переехало и все бросились в английский язык . Казань для них стал трамплином в Европу , но ни как местом продвижения национальной культуры и языка .

    • Анонимно
      23.02.2020 15:14

      Регион и Казань многонациональны

      • Анонимно
        23.02.2020 20:06

        как и Россия

      • Анонимно
        24.02.2020 03:55

        15.14. Но исторически Казань - татарский город. И вам с этим фактом придется смириться. Она была есть и будет столицей татар.., как бы вам это не было противно.

  • Анонимно
    23.02.2020 11:38

    Зачем татар замучили с этим английским языком, если они не знают своего родного татарского языка. Англичанами мы всё равно не станем, а вот татарами быть перестать, можем.

  • Анонимно
    23.02.2020 11:50

    Темы должны быть актуальными.

    Экология, сжигание мусора в атмосферу, обманутые вкладчики, дольщики, бюджетная медицина и образование, уровень жизни, право судебной защиты, презумпция невиновности и многое другое.

    Накидать еще тем?

    Или будем засовывать голову в песок и ставить "актуальные" темы, которые двух зайцев убивают - отвлекают от действительно острых проблем и формируют бюджет театров?

    Впрочем, на действительно злободневные темы народ тоже будет ходить (так было всегда в театре!).

    Хоть по мотивам Чипполино что-то соорудите, что ли.

  • Анонимно
    23.02.2020 11:53

    Хорошее интервью. Умный мудрый человек

  • Анонимно
    23.02.2020 11:54

    По сей пор этот запах от озера Кабан остался в ощущениях памяти, то ли запах серы или винного спирта (позднее узнал так выделяет запах мышьяк) У меня родственники жили на Болаке и когда посещал их старался быстрее уйти. Как там люди жили - уму непостижимо. Не понимаю только одно, почему при коммунистах это было безразлично.

    • Анонимно
      23.02.2020 13:59

      Продолжайте голосовать за коммунистов! Вернем Булак пролетарцам, а ГУЛАГ - капиталистам-олигархам.

    • Анонимно
      23.02.2020 15:30

      Коммунисты космос осваивали, а жители им были по барабану. Газ даже не провели нигде.

      • Анонимно
        23.02.2020 16:00

        Космос ещё можно оправдать, все же себе, но когда Брежнев целые металлургические предприятия дарил некоторым третьим странам, а у самого Казань была в дерьме, вот это я не знаю как оправдать.

  • Анонимно
    23.02.2020 11:57

    Азгар Шакиров очень интересный талантливый актер . Жэухэр таш ! Потому что глубокая личность. Причем на удивление скромный и доступный , без звездной болезни. Спасибо ему, здоровья, пусть еще долго служит татарскому народу!

  • Анонимно
    23.02.2020 12:04

    Глубокая личность не работает лицедеем. Тем более если верующий.

  • Рашид
    23.02.2020 12:20

    Казань это квинтэссенция всего чисто татарского мира. Смотрите первый канал... Нашим детям с утра вколачивают кто есть кто в этом мире.)

    • Анонимно
      23.02.2020 14:04

      ты когда в эту квинтэссенцию на ПМЖ переедешь?

      • Анонимно
        23.02.2020 17:29

        Москва более татарский город чем Казань

      • Рашид
        23.02.2020 22:14

        14:04 Сам то когда съедешь? Здесь хорошо, приезжай сюда чем упражняться там в пасквилях об ущемлениях.))) Нас все зовут в отличие от вас. Мы вот везде желанны, в силу того что со своими свечками в чужие монастыри не ходим. А вы все жалуетесь, язык наш учить не желаете. Тем не менее Казань это лучший город земли.

  • Анонимно
    23.02.2020 12:26

    Добрые слова. Спасибо.

  • Анонимно
    23.02.2020 12:57

    Я думаю, что и после нас театр останется, даже, если исчезнут татары.

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/458818
    Татары никогда не исчезнут, у них богатейшая история и великое будущее, как у всего тюркского мира

    • Анонимно
      23.02.2020 17:22

      Семь томов вольных сочинений и сказка про тысячу и один год, а не богатейшая история

  • Анонимно
    23.02.2020 14:47

    Азгар Шакиров утрирует. Казань, конечно, татарский город. Важно видеть тенденцию. Но я его понимаю. Вот некий Щеглов написал недавно комментарий, что татары возопились что их уничтожают и т.п.
    Есть такое крылатое выражение :" Глас вопиющего в пустыне".
    Уверен, татарский народ будет вечно и прочно; если что, то последним вопиющим в пустыне будет татарин.

  • Анонимно
    23.02.2020 15:39

    Любой крупный город, мегаполис в 2020 году будет многонациональным. Сегодня и Москву не назовешь русским городом, что уж там про Казань говорить

  • Анонимно
    23.02.2020 15:46

    Туган көнегез белән Әзһәр ага! Исәнлек-саулык телим Сезгә, авырмагыз! Мин Сезне бик хөрмәт итәм.

    Аллага шөкер, татарча белүче яшьләр әз түгел әле дә. Югалмаячак татар теле Алла теләсә. Хәзер безгә компьютер куллануга нигезләнгән заманча мәгариф программасын булдыру кирәк, һәм хәзер үк. Мин моның өстендә эшлим.

  • Анонимно
    23.02.2020 16:40

    Конечно, актёр не будет стареть. Работа не тяжёлая. При любой власти получал хорошую зарплату, независимо от того, какую роль играл и как играл. Это же не музыка, где фальшь сразу слышно. В театре иногда такое фуфло толкают со сцены... мы с двух спектаклей недавно ушли после первого акта.

    • Анонимно
      23.02.2020 17:02

      Хорошую зарплату? Дальше перестал читать, ибо ясно, что статью Вы не читали и реального положения вещей не представляете.

  • Анонимно
    23.02.2020 17:13

    Мы знаем реальное положение вещей. Мы и театр, и тех кто там работает знаем хорошо.

  • Анонимно
    23.02.2020 17:27

    Судьба многих мегаполисов- быть поликультурными и многонациональными.

  • Анонимно
    23.02.2020 18:17

    Ещё в 50-х гг. ХХ века Казань представляла из себя печальное зрелище: разбитые грантовые дороги в центре города, отсутствие уличного освещения, бараки, все "удобства" на улице и т.д.

  • Анонимно
    23.02.2020 18:23

    Если бы Казань и РТ мог оставлять свои налоги и прибыль в своём бюджете и направлять все средства на развитие республиканских городов и социальной инфраструктуры, то результат превзошел бы все смелые ожидания.

    • Анонимно
      23.02.2020 20:08

      18:23
      Немного не до конца написал: "... то результат превзошел бы все смелые ожидания членов Форбс..."

      • Анонимно
        24.02.2020 09:00

        20.08. Пока результатами труда татар и других коренных народов РФ пользуются только московский список Форбс....

        • Анонимно
          24.02.2020 11:05

          09:00
          А местные члены ФОРБС откуда взялись? Из Москвы прислали? Или всё-таки сами на месте вырастили?

    • Анонимно
      24.02.2020 09:52

      «Если бы Казань и РТ мог оставлять свои налоги и прибыль в своём бюджете»

      Если бы Альметьевск, Нижнекамск и т.д. - не отправляли свои налоги в Казань - то результат в этих городах превзошёл бы все ожидания.

  • Анонимно
    23.02.2020 18:33

    Если бы Казань могла полностью распоряжаться прибылью и доходами от экономики РТ и направлять их на развитие своих городов и районов, строить дороги, школы, больницы и т.д.

    • Анонимно
      24.02.2020 09:53

      Казани нужно показать пример - заключить договор с нефтяными районами и городами, с тем чтобы они перечисляли в Казань лишь 10% своих налогов - а остальное оставляли себе и федеральному центру.

      • Анонимно
        24.02.2020 15:12

        Яблоко предлагает так -- треть доходов в муниципалитеты, треть в региональный бюджет, треть в федеральный. Справедливо же.

        • Анонимно
          24.02.2020 17:06

          24.02.2020 15:12
          33% доходов - в муниципалитеты,
          33% - в региональный бюджет,
          33% - в федеральный.
          А ОДИН процент - ЯБЛОКУ!

  • Анонимно
    23.02.2020 18:39

    Мудрый, говорите? Смешно. Что же он согласился на туманную роль?..

    • Анонимно
      24.02.2020 19:21

      Вышеизложенном интервью он раскрыл суть работы артиста репертуарного театра, не поленитесь, прочтите ещё раз и сами всё поймёте.

  • Анонимно
    23.02.2020 18:53

    Менять надо главрежа. Зайниева надо назначить. И не будет таких туманных спектаклей.

    • Анонимно
      23.02.2020 19:06

      Зәйниев -- һөнәри римейкер/плагиатор, гайре орижинал идеяләр фонтаны

      Зәйниев -- профессиональный римейкер/плагиатор, фонтан неоригинальных идей.

      • Анонимно
        24.02.2020 09:51

        Зрителям некогда читать Ваш комментарий, они в свободное время с удовольствием сделают культпоход на спектакль "Очарованный танцем".

  • Анонимно
    23.02.2020 19:08

    Действительно, Бикчантаев уже 18 лет руководит, и за это время театр идет вниз по наклонной. Кстати, у Зайниева единомышленники в камаловском театре - молодые, талантливые ребята, т. е. будущее татарского театра. А с Бикчантаевым будущее видится очень туманным.

    • Анонимно
      23.02.2020 21:47

      Как и Президенты Государств,не должны 18 лет находиться у Власти,тем более,Худруки Театров не должны столько лет Управлять Театром.Надо дать Свободу Театру,в Выборе Режиссёра,пример на 5 лет взять другого Режиссёра,после вернуться к Выбору,из "старого"или "нового"Худрука.Может,и Совместное Руководство.Надо соблюдать,Закон Единства и Борьбы Противоположностей.

      • Анонимно
        23.02.2020 22:19

        Вот именно! Когда один человек долго руководит, получается так, что все в театре подстраивает под себя, а не на запросы зрителя. Тем более когда у него столько провальных постановок и за это с него никто не спрашивает. Громадные деньги тратятся на театр, огромные зарплаты администрация получает. Пусть получают, но государственный, а значит, народный театр не должен служить и кормить только одного руководителя и его приближенных. А экспериментальные постановки, спектакли типа "Туман" пусть ставят в другом месте. Пусть открывают частный театр и там хоть совсем с ума пусть сходят. Почему в театре один неприкосновенный и непогрешимый режиссер решает все и за всех. Так не должно быть. Вот такие незаменимые руководители до самой смерти руководят, и в это время столько талантливых людей (иногда талантливее чем этот руководитель) проживают свою жизнь где-то в стороне - непризнанно, не допускаясь близко.

      • Анонимно
        23.02.2020 22:22

        Как раз поэтому в нормально развитых странах нет репертуарных театров, ибо в них нет демократии, нет честных творческих взаимоотношений. Кто такой худрук театра, чтобы бюджет его содержал?! За что, для чего?! Какая польза татарскому народу, да всему татарстанскому народу от 18-летней деятельности Бикчантаева?!

      • Анонимно
        24.02.2020 07:08

        21:47
        Жертва ЕГЭ разговорился...
        Представьте, что это ваш сотрудник. И он на работе составляет важные документы )))

      • Анонимно
        24.02.2020 08:12

        Вот это мило. А куда деть мастерство и компетенцию, если еще физически силен и здоров?
        Не надо место работы рвать на части, надо создавать новые по форме и содержанию.

    • Фидарис
      25.02.2020 09:27

      3.02.2020 21:47 Не могу полностью с вами согласиться, хотя по форме, может, ваши слова кажутся бесспорными. История знает хорошие примеры управления со стороны благородных халифов. Ну и в этой среде тоже достаточно примеров хороших главрежов-долгожителей.
      Конечно, наша жизнь несравненно ускорилась и придала импульсы всему, что с ней связано. Нельзя стоять на одной консервативной волне, когда появляются все новые формы. Театральная творческая жизнь, видимо, так устроена, что только методом проб и ошибок можно двигаться вперёд. Мне кажется, в этом смысле Фарид афанде достаточно смелый человек. Мне также кажется, что во всех этих новаторских делах важно уметь сохранять остов, определяющий колорит татарского театра, ведь на то он и называется национальным. Наверно можно и нужно экспериментировать, если есть умный режиссер, стоящая драматургия и подходящие актеры. Но получить успех и широкое признание во всеобщей конкурентной среде наш театр сможет только при наличии своих национальных отличительных оттенков.
      Мне кажется, есть опасность растерять преемственность и национальный колорит, если главную театральную сцену превратить в просто площадку для работы временных сборных коллективов, как предлагают сделать некоторые новаторы. Такое возможно в широкой среде русского театрального искусства, но не у нас. Я всё-таки за новаторство в рамках репертуарного театра, под руководством главрежа с демократичным стилем работы.

  • Анонимно
    23.02.2020 19:14

    Зур рәхмәт сезгә Әзһәр Шакиров! Сез чын профессионал һәм бөтен татар халкына зур үрнәк! Сез безнең горурлыгыбыз! Яшәсен театр! Булсын сезнең кебек талантлы яшьләребез!

  • Анонимно
    24.02.2020 00:35

    Азгат Шафиковичу.Желаю крепкого здоровья,долгих лет жизни,творчиских успехов,Очень талантливый актер и очень хороший человек.

  • Анонимно
    24.02.2020 01:09

    Что я знаю в свои 61 год В России без указки властей ничего не делается Скажут Учите татарский все будут учить скажут русский учить все будут русский учит скажут китайский китайский будут изучать Так что может власти смилуються и разрешат нам изучать татарский язык Вот вы говорите татары толерантны а русские толерантны Они свою культуру не предают и от русского языка не отказываются как татары и они не стали из за толерантности изучать татарский язык В третих живу в Ульяновске и татары здесь не знают свой язык и что то не видел профессоров и академиков Все профессора приезжие из татарских аулов которые хорошо знают татарский язык и которых дети не знают В Татарстане дела плохи с татарским а в России вообще никто не знает татарский вообще нет никаких дел с татарским Вот так живём ждём когда власти повернуться лицом к проблемам татарского народа Ведь ослепну Пётра пришла Екатерина может придёт Екатерина следующая Вот так живём смотрим на Татарстан и на Москву

    • Анонимно
      24.02.2020 17:09

      24.02.2020 01:09
      Что же вы, за 61 год, знаки препинания НЕ выучили? Ведь у вас была УЙМА времени!

  • Анонимно
    24.02.2020 01:41

    Поздравляем Азгар-ага!
    Вы - самый настоящий корифей татарстанского театра.
    Успехов вам, здоровья!

  • Анонимно
    24.02.2020 08:32

    "То было время расцвета нашей национальной культуры, она в конце 1950-х достигла высшей точки."
    Надо уж уже определяться дорогие татарищи !
    А то какой-то когнитивный дисонанс наступает в голове.

    То заявления, что при советской власти татарская культура умерла.
    То теперь, что она оказывается наоборот расцветала.

    То празднование 750-летия Орды, то заявления Шаймиева что сами татары оказались жертвами нашествия Золотой Орды.

    То какие-то исследования доказавшие что у Шаймиева есть чингизидские корни.

    То заявление что СССР принёс много зла татарам, то третье место в списке Форбс.

    Вообщем один сплошной татарский театр!





  • Анонимно
    24.02.2020 09:11

    Сейчас в татарском театре модно вот такие запрещенные темы. Чему учат эти спектакли нашу молодежь, я не знаю. Неужели в таком статусе нельзя по лучше темы найти. Тема самокопания неудачных женщин, феминисток кому это интересно. Больное общество, а они еще помогают деградировать. Извините, надоело вот это подражание Западу. Надо иметь свое лицо, а не копировать Запад. Это же не Гоголь центр, а татарский театр. К чему мы придем, я не знаю.

    • Анонимно
      24.02.2020 10:04

      Ситуация на грани. Хотят примерить все гримасы общества.

    • Анонимно
      24.02.2020 10:07

      Достаточно посчитать здания эпохи Империи, чтобы убедится - средств вложено немало.

  • Анонимно
    24.02.2020 10:26

    Азгар Шакиров олицетворяет лучшие традиции Татарского театра, более того, вместе со своими сокурсниками-сподвижниками приблизил нашего зрителя к Русскому искусству.

  • Анонимно
    24.02.2020 12:16

    11.00. Навскидку: после просмотра спектакля "Мой белый калфак", под влиянием поистине трагической судьбы Исмая Акчурина, прожитого на сцене Азгаром Шакировым, зрители перечитывают "Дом на набережной", или по вашему Юрий Валентинович Трифонов не русский писатель?

  • Анонимно
    24.02.2020 12:31

    Три фонов пишет на русском. Но ....читаем Флобера, Маккёртина, Форсайта, Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсгаузена..и все в таком же роде.
    Не плохо почитать и поставить на сцене "Мамаша Кураж"Брехта. Это вам не однополое влечение, тут покруче будет, если таланта достанет.

    • Анонимно
      24.02.2020 17:12

      24.02.2020 12:31
      Флобер, Маккёртин, Форсайт, Ганс Якоб, Кристоффель фон Гриммельсгаузен, и сам Брехт создавали свои произведения на СВОИХ родных языках!
      Мы читаем их в ПЕРЕВОДЕ!

  • Анонимно
    24.02.2020 12:52

    Увы, Вы проморгали - Мамаша Кураж уже прошлась твёрдым шагом по татарской сцене.

    • Анонимно
      24.02.2020 13:56

      На Бис слабо? и современных реалий поболе. ..люди же не меняются

  • Анонимно
    24.02.2020 12:53

    Легендарный актер Азгар абый, большк полувека на сцене. Щепкинцов все знаем с детства. Но после них мало кого запомнишь, пусть не стареют наши корифеи. И постановки нынешние не для простого народа, соглашусь,
    зачем эти темы на сцену поднимать, уже не знают чем привлечь зрителя. Не удивлюсь если пригласят Серебрянникова или Богомолова на постановку. Сколько талантливых режиссеров татарских, боятся приглашать. Вдруг будет лучше, чем наши? Не надо бояться, наоборот надо сотрудничать. У нас что, чем талантливее, ему начинают завидовать, унижать. Театры, держитесь вместе! Пока живы актеры как Азгар абый, татарский народ и театр будут жить!!!

  • Анонимно
    24.02.2020 13:06

    19.08 Бикчентаев главный режиссер, он держит труппу, создает репертуар. Режиссеры это штучный товар, нельзя с ними разбрасываться. Тем более нужен лидер. Таких очень мало среди татарских театр. деятелей. Все татарские режиссеры талантливые, надо их беречь. А артистов как Азгар Шакиров, тоже надо беречь! Это история и легенда татарского театрального искусства. Сколько лет на сцене, восхищаюсь!!Браво, Азгар Шакирову!! Афэрин!

  • Анонимно
    24.02.2020 13:51

    Вот поставьте вместо Бикчантаева другого режиссёра, все равно театр останется театром. Может измениться в лучшую сторону. При нем наш театр перестал быть татарскому. А что, актер не штучный разве? Композитор не штучный? Драматург не штучный? Каждый человек штучный!!! Это совковая психология поклоняться одному единственному и неповторимому.

  • Анонимно
    24.02.2020 13:54

    При этом"штучном" режиссёре в театре не стало красивых фактурных актрис и настоящих мужчин на сцене.

  • Анонимно
    24.02.2020 13:59

    Бикчантаев живёт на ул. Салимзянова. И он всегда будет жить на этой улице. После Салимзянова театр потерял авторитет, а после пожилых щепкинцев театр вовсе перестанет быть интересным.

  • Анонимно
    24.02.2020 14:30

    Для РТ главреж фирменного театра номенклатурная должность, решение принимается на местных небесах.

    • Анонимно
      24.02.2020 15:46

      Интересно, а на местных небесах знают, что творится в татарских театрах и какой курс взят?

  • Анонимно
    24.02.2020 14:43

    18.53 Зайниев уже худ.рук театра кукол " Экият", и недавно в театре Тинчурина ставил А.Гилязова. Сам и пишет еще. Как человек хороший, воспитанный.

  • Анонимно
    24.02.2020 17:12

    Зайниев должен быть главрежом камаловского театра.

  • Анонимно
    25.02.2020 10:39

    Рахмат Чилэбедэн бу суз очен чын кунеленэн! Дорос сузлэр - икенче татарларга ла кирэк булышырга, сакырырга Татарстанга.

  • Анонимно
    27.02.2020 01:48

    Казань с 1552 до 2012 года аж 460 лет была русским городом и вправду, но с 2012 года Татар в Казани больше, чем русских и теперь это город и основанный Татарами и также где Татары первая по численности нация

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль