Общество 
25.02.2020

Маршал Язов: «Сталин был для народа кем-то вроде отца. Потому и голосуют за него»

Умер предпоследний член ГКЧП. Три недели назад министр обороны РФ Сергей Шойгу вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством»

28 февраля на военном мемориальном кладбище в Мытищах похоронят последнего маршала СССР, экс-министра обороны Советского Союза Дмитрия Язова, скончавшегося сегодня на 96-м году жизни. Он дважды был ранен на Великой Отечественной войне, возглавил военное ведомство после знаменитого полета Матиаса Руста, а потом стал одним из участников провалившегося «августовского путча». Руслан Хасбулатов рассказал «БИЗНЕС Online», что Язов до конца жизни переживал из-за участия в этом «недостойном деле».

Сегодня утром стало известно, что после продолжительной болезни ушел из жизни последний маршал Советского Союза, предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов Сегодня утром стало известно, что после продолжительной болезни ушел из жизни последний маршал Советского Союза, предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов Фото: kremlin.ru

ГЕРОЙ ВОЙНЫ И ПРЯМОЙ СВИДЕТЕЛЬ КАРИБСКОГО КРИЗИСА

Високосный 2020 год продолжает пополнять список своих жертв из числа известных людей России и Татарстана. Сегодня утром стало известно, что после продолжительной болезни ушел из жизни последний маршал Советского Союза, предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов. В ноябре ему бы исполнилось 96 лет.

Судя по всему, последнее появление на публике Язова было всего три недели назад, когда военачальника посетил нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу, вручивший ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов». «Хотел бы от всех нас поблагодарить вас и пожелать здоровья, здоровья и еще раз здоровья. Все остальное мы постараемся сделать для вас», — отметил тогда Шойгу, сообщала пресс-служба ведомства. При этом даже на фотографиях видно, что самочувствие 95-летнего маршала СССР оставляло желать лучшего. Язова похоронят 28 февраля на военном мемориальном кладбище в Мытищах — там же, где в конце прошлого года простились с генералом армии Махмутом Гареевым.

Имя Язова, тогда еще генерала армии и зама министра обороны по кадрам, стало широко известно весной 1987 года, когда его, неожиданно для самого военного, назначили главой советского оборонного ведомства после знаменитой посадки легкомоторного самолета немецкого пилота-любителя Матиаса Руста в центре Москвы. Между тем за плечами нашего героя была большая военная биография, которая началась еще во время Великой Отечественной войны.

Выходец из крестьянской семьи, уроженец Омской губернии Язов ушел на войну в 1941 году 17-летним добровольцем, на фронте был дважды ранен, во второй раз во время прорыва блокады Ленинграда в 1943-м. В 1945-м был награжден орденом Красной Звезды. В мирное время продолжил делать военную карьеру. К примеру, в период Карибского кризиса 400-й мотострелковый полк Язова был скрытно переброшен на Кубу и находился там с сентября 1962 по октябрь 1963 года в боевой готовности для отражения вторжения войск США.

В 1967-м окончил Военную академию генерального штаба, после чего уже в генеральском звании занимал различные ответственные должности, скажем, возглавлял Центральную группу войск на территории Чехословакии, войска Среднеазиатского военного округа, войска Дальневосточного военного округа.

Судя по всему, последнее появление на публике Язова было всего три недели назад, когда военачальника посетил нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу Судя по всему, последнее появление на публике Язова было всего три недели назад, когда военачальника посетил нынешний министр обороны РФ Сергей Шойгу Фото: function.mil.ru

«ЭТО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КГБ КРЮЧКОВ ЕГО УВЛЕК ТОГДА С ЭТИМ ГКЧП»

Период пребывания Язова на посту министра оказался сложным для армии. Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым проводило политику сокращения ядерного вооружения, быстрые темпы которого не нравились военным, затем советские войска стали уходить с территорий целого ряда стран, прежде всего Восточной Европы. В любом случае военный министр Советского Союза не был популярен среди сторонников перестройки.

Так что появление Язова среди членов ГКЧП во время «августовского путча» вряд ли могло сильно удивить. Именно по его приказу 19 августа 1991 года в Москву были введены танки и тяжелая военная техника. Путч провалился, Язов отправился в Форос на встречу с Горбачевым, а по возвращении был арестован в аэропорту Внуково-2 в ночь на 22 августа 1991-го. В аресте лично участвовали министр внутренних дел РСФСР Виктор Баранников и генеральный прокурор РСФСР Валентин Степанков.

Такие события сегодня в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминал Руслан Хасбулатов, который 29 назад был с Язовым по разные стороны баррикад, являясь председателем Верховного Совета РСФСР, и выступал на стороне Бориса Ельцина.

«Это был очень честный человек, грамотный, он прошел Великую Отечественную, знал цену войне. Кстати, потому и не применил оружие против парламентариев в 1991 году, — говорит Хасбулатов. — Зато те, кто потом пришел, — авантюристы и пьяницы, они с удовольствием расстреляли в 1993 году парламентский дворец». По словам собеседника газеты, участие в ГКЧП было большой ошибкой Язова, о которой он впоследствии сожалел. «Председатель КГБ Крючков его увлек тогда с ГКЧП, он участвовал в данном недостойном деле и страшно переживал из-за этого. Когда мы встречались, Дмитрий Тимофеевич каждый раз первым делом вспоминал то событие и говорил, что это самое-самое плохое воспоминание в его долгой армейской жизни. Что сказать, он был честный воин, действительно защитник государства. Таких, к сожалению, мало. Это человек, и имевший сострадание к людям, и понимавший трудное военное ремесло, и не стремившийся к оружию, наоборот, он всеми способами защищал мир», — считает экс-глава Верховного Совета РСФСР.

В середине 1990-х Язов был амнистирован по делу о ГКЧП и с тех пор вел активную общественную работу.

От своих взглядов на жизнь советский маршал не отказался. Так, в одном из интервью он раскритиковал любые попытки принизить роль Иосифа Сталина в нашей победе в Великой Отечественной войне: «Сейчас ерничают, говоря о Сталине: „Отец народов“. А он действительно был для народа кем-то вроде отца. Эту глубинную связь со своим вождем люди чувствуют до сих пор, потому и голосуют за него, рисуют иконы и ставят памятники вопреки колоссальным препятствиям. Люди тоскуют по былому величию страны, одержанным при Сталине победам, уверенности, с которой народ смотрел в свое будущее, справедливости, которая царила тогда в обществе. Кто-то назвал это народное состояние поисками отца во времена безотцовщины. Точнее не скажешь!»

Кстати, после сегодняшнего ухода Язова в живых остался лишь один из восьми членов ГКЧП — экс-заместитель председателя совета обороны СССР Олег Бакланов.

Период пребывания Язова (слева) на посту министра оказался сложным для армии. Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым (справа) проводило политику сокращения ядерного вооружения Период пребывания Язова (слева) на посту министра оказался сложным для армии. Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачевым (справа) проводило политику сокращения ядерного вооружения Фото: © Дмитрий Донской, РИА «Новости»

«СКАЗАЛ: «ОПУБЛИКУЕШЬ ПОСЛЕ МОЕЙ СМЕРТИ». ВОТ Я СЕЙЧАС ЕДУ В РЕДАКЦИЮ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали о личности маршала Язова и его вкладе в развитие армии.

Виктор Баранец — военный эксперт, обозреватель газеты «Комсомольская правда»:

— Я много раз встречался с Дмитрием Тимофеевичем, последний раз в день его рождения, 8 ноября. Роль Язова в нашей истории драматична и трагична. Человек, приписавший себе год, чтобы уйти на фронт, кровью защищавший Родину и получивший много наград, новой российской властью был признан врагом народа, несправедливо сидел в тюрьме за то, что, как положено военному, выполнял приказы власти, а последняя перед ним даже не извинилась. Маршал Язов принадлежит к когорте выдающихся военачальников советской гвардии, до последней капли своей крови он был советским человеком, верным присяге. Когда я спросил у него: «Что вас побудило в августе 1991 года отдать приказ на ввод войск в столицу, ведь вас признают преступником?» — он сказал: «То была моя попытка защитить Советский Союз, которому я однажды дал присягу и который защищал на фронтах Великой Отечественной войны». Во время нашей последней встречи Дмитрий Тимофеевич сказал: «Если что-то и случится, я уйду на тот свет с чистой совестью».

Маршал дал мне огромное последнее интервью, которое он правил, выбрасывал целые абзацы, самые сенсационные, откровенные наблюдения. Сказал: «Это опубликуешь после моей смерти». Вот я сейчас еду в редакцию и это интервью буду публиковать.

Меня как журналиста связал с министром обороны Язовым следующий эпизод. Однажды я опубликовал малюсенькую, со спичечный коробок, заметку «Кто поможет прапорщику». Там была трагическая история: у прапорщика родился третий ребенок, но, когда он вез его регистрировать, случилась трагедия — его жена погибла. Он остался с тремя детьми на руках. Прапорщик прислал в «Комсомолку» жалобу, что и хоронил за свой счет, и на детей ему положены определенные льготы, которых нет. Не просил ничего лишнего, а только положенное по закону. И вот в полшестого утра раздается звонок из министерства обороны от помощника министра обороны Михаила Земскова. Он говорит: «Вы отвечаете за свои слова?» Я отмечаю: «Могу письмо привезти». Земсков сказал: «Быстро приезжайте». Привез. И что вы думаете? Через два дня возле подъезда «Комсомолки» стояли три или четыре пунцовых генерала, которые привезли приказ министра обороны Язова: командира дивизии снять с должности и понизить в звании, начальника финансовой службы уволить, начальнику финансовой службы Дальневосточного военного округа объявить неполное служебное соответствие. Вот такой была реакция министра обороны на крохотную заметку. История на этом не закончилась. Прапорщик потом позвонил, поблагодарил и сказал: «Я хотел назвать этого третьего крохотного сына Ваней, но теперь назову его Димой». И вы догадываетесь почему.

Николай Сванидзе — журналист, историк:

— Роль Язова в нашей истории непростая: с одной стороны, очень заслуженный человек, участник Великой Отечественной войны, последний маршал и министр обороны СССР, с другой — принимал участие в незаконной попытке государственного переворота. Но главную роль в ГКЧП играл Крючков, руководитель КГБ. Тем не менее Язов в этом участвовал. Есть свидетельства, что потом он себя за подобное осудил. Позднее, когда изменились времена и факт участия в ГКЧП стал многими восприниматься как плюс в биографии, как то, что люди хотели сохранить Советский Союз, его начали за это хвалить. Но он не очень велся на такую похвалу. По факту своего участия в войне, собственной биографии он прожил жизнь славную. Я думаю, что другого о нем сейчас говорить и нельзя, и не нужно.

Ахат Юлашев — председатель республиканской общественной организации ветеранов (инвалидов) «Союз ветеранов Республики Татарстан»:

— Это было давно, когда Язов еще являлся командующим Среднеазиатским военным округом, вот там нам приходилось встречаться, я служил там. Это такие служебные встречи, ничего особенного, личного общения не имелось, мы присутствовали на всех совещаниях с участием командующего. Был очень грамотный специалист. Уже тогда чувствовалось, что он из числа полководцев, все-таки войну прошел, не просто маршал. И вот этот период, когда его снимали с должности, после ГКЧП, он переживал очень, мы чувствовали. А так у меня он оставил очень высокое впечатление именно как фронтовик, как боевой маршал. Единственный раз после службы я встречался с ним, когда проходил пленум союза ветеранов России, я с ним сидел в президиуме. Уже тогда был нездоров, знаете, чувствовалось.

Борис Кузнецов — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза:

— Прежде всего это был очень скромный, порядочный маршал Советского Союза. С прекрасными деловыми качествами, в послевоенные годы восстанавливал нашу всю систему обороны. Он пользовался огромным авторитетом. Мы часто встречались в Кремле, в основном там, разговаривали о всех нуждах нашего государства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (148) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.02.2020 12:49

Маршал Язов-Человек с большой буквы! Жил и служил по настоящему. Прошел путь от командира взвода, до маршала. Участвовал в создании ГКЧП т.к давал Присягу СССР, и до конца старался сохранить страну от распада как и написано в Присяге. А ведь Присяга дается один раз и на всю жизнь! И он ей не изменил. Настоящий Солдат своей Родины и маршал в одном лице! Земля пухом!

  • Оптимист
    25.02.2020 12:26

    Последний маршал СССР
    Величественно звучит

    • Поклонник Кобы, ветеран,
      Справлявший сталинские бёздэй,
      Последний был из могикан,
      Носивший маршальские звёзды.

      Познав триумфы, взлёт и крах,
      Как мог хранил он честь мундира.
      Теперь есть шанс на небесах
      Опять взглянуть в глаза кумира...

      • Анонимно
        25.02.2020 22:22

        В 1987 году потащил за собой всю "дальневосточных" сослуживцев в Минобороны СССР.
        Шашкой "рубил" всех и вся, в угоду Горбачёву.
        Выводил войска в голое поле, из Германии, Закавказья, Прибалтики.
        Не делал ни какого жёсткого отстаивания интересов личного состава армии, брал под козырёк самые позорные решения.
        19 августа 1991 года у маршала Язова была возможность реабилитироваться перед Армией и Страной.
        5 млн. стояло под ружьём.
        Вместо этого позорно спрятался за спинами товарищей, сверкая своими орденами и погонами из тёмного чулана.


      • Анонимно
        26.02.2020 11:16

        Вы уверены, что кумир на небесах?

    • Азат Д
      25.02.2020 17:50


      Не защитил СССР, страну. А то сколько тогда и сейчас бла бла бла - У России союзник армия и флот.


      • Анонимно
        25.02.2020 22:08

        Жаль, что дело ГКЧП не удалось. Язову совершенно нечего стыдиться участия в ГКЧП. Это была последняя попытка остановить ворюг-дерьмократов и сохранить страну.

  • Анонимно
    25.02.2020 12:30

    Его имя останется в памяти народа СССР на века!.
    Язов Д.Т. был великолепный, умным и ответственным маршалом.

    • Бурбаки
      25.02.2020 13:06

      И в чем его заслуги? И про память народов СССР вы уж тут точно загнули, его уже давно все подзабыли, как и всех участников того спектакля.

      • Анонимно
        25.02.2020 21:17

        Да, участники либерального спектакля ничего не помнят, по причине своей безграмотности. Живут в стране, им созданной с нуля. Как в басне - слона-то я и не приметил. Думаю они и басню не знают.

    • Анонимно
      25.02.2020 16:28

      Вам откуда известно? Из Правды?

  • Анонимно
    25.02.2020 12:41

    Духа не хватило у них в августе 91-го. Отдали власть и страну. Такие маршалы и генералы ....

    • Анонимно
      25.02.2020 12:55

      Язов мог спасти СССР, но в результате его уничтожил. Без ГКЧП, которое полностью парализовало советскую властную вертикаль, Ельцин с товарищами не смог бы нанести смертельный удар союзу. Тч добрых чувств к Язову не испытываю. Как впрочем и ко всей верхушке 80-х. Плакать по нему точно не буду. К минусам готов . Валяйте.

      • Анонимно
        25.02.2020 13:33

        Ну помучились бы еще несколько лет, результат был бы тот же.

      • Анонимно
        25.02.2020 16:27

        Это он после ГКЧП чете Горбачевым ; простите меня старого дурака...
        Противно было смотреть, как человек смалодушничал, вес пафос изчес, когда лично его коснулся .

    • Бурбаки
      25.02.2020 13:07

      Простите, а вы как хотели.? Чтобы улицы Москвы и других городов в крови затопили? Все они прекрасно оценили. Потом ведь было бы как в Румынии.

      • Анонимно
        25.02.2020 13:32

        Ельцин к твоему сведению Белый дом из танков расстрелял

        • Бурбаки
          25.02.2020 13:54

          Ельцин тоже еще тот запойный, но уже масштабы были не те. Надо было ему убрать только бунтующий парламент во главе с Хасбулатовым. И его не вывели во двор и не расстреляли вместе с Руцким. В 1991 году уже многие забыли была другая атмосфера. Народ почувствовал свободу и загнать его в стойло уже было не возможно. В 1993 году я был против действий Ельцина, это был поворотный момент для установления власти таких как Путин.

          • Анонимно
            25.02.2020 14:22

            Можете не объяснять. Ваша точка зрения не интересна. Вы же это видите.

      • Анонимно
        25.02.2020 16:28

        ничего не в крови - очень многие были за ГКЧП

    • Анонимно
      25.02.2020 13:23

      Духа у них хватило и танки они ввели. Только вот рядовые перестали в эту пургу верить. Всем надоело строить светлое будущее, все хотели нормального настоящего.

      • Анонимно
        25.02.2020 16:29

        не надо за всех только говорить, что кому хотелось, сейчас зато нормально стало?

      • Анонимно
        25.02.2020 21:21

        И получили либеральную пургу. Теперь побираются у олигархов

    • Анонимно
      25.02.2020 14:10

      слава богу что СССР скончался, посмотрите в какой демократии зато мы сегодня живём.

    • Анонимно
      25.02.2020 16:27

      очень жаль, что ГКЧП провалился - все могло бы сейчас идти по-другому

      • Анонимно
        25.02.2020 21:24

        Рано или поздно все вернется. У россиян другой менталитет, чем за кордоном. Им надоест пресмыкаться перед олигархами.

  • Анонимно
    25.02.2020 12:49

    Маршал Язов-Человек с большой буквы! Жил и служил по настоящему. Прошел путь от командира взвода, до маршала. Участвовал в создании ГКЧП т.к давал Присягу СССР, и до конца старался сохранить страну от распада как и написано в Присяге. А ведь Присяга дается один раз и на всю жизнь! И он ей не изменил. Настоящий Солдат своей Родины и маршал в одном лице! Земля пухом!

    • Анонимно
      25.02.2020 13:21

      Обычный военный коих в любой стране и у любой нации навалом. Особой пользы человечеству не принес, но и вреда тоже. Хотя и мог.

    • Анонимно
      25.02.2020 14:07

      Военные, в конечном итоге, нужны власти для того, чтобы убивать других людей. Убивать - это очень плохо. Живите в мире, люди. Будьте добрее. Не убивайте.

    • Анонимно
      25.02.2020 14:20

      Очень верно заметили, он не предал государство, которому обещал служить. Сейчас не будем вдаваться в споры, какое это было государство, хорошее или плохое. Он обещал служить и остался верен. За это заслуживает уважения.
      Не все так сделали. Как раз во время ГКЧП один из чекистов перешел на другую сторону, на сторону противников ГКЧП, когда его шеф Крючков, а значит и весь КГБ был за ГКЧП. Вот такие дела.

    • Анонимно
      25.02.2020 14:38

      Буква,насколько Большая?

    • Анонимно
      25.02.2020 16:29

      "Участвовал в создании ГКЧП" - его же и предал!

  • Анонимно
    25.02.2020 12:50

    Этот человек достоин Рая.

  • Анонимно
    25.02.2020 13:01

    Сейчас ёрничают, говоря о Сталине: «отец народов». А он действительно был для народа кем-то вроде отца. Эту глубинную связь со своим вождём люди чувствуют до сих пор. Потому и голосуют за него, рисуют иконы и ставят памятники вопреки колоссальным препятствиям. Люди тоскуют по былому величию страны, по одержанным при Сталине победам, по уверенности, с которой народ смотрел в своё будущее, по справедливости, которая царила тогда в обществе. Кто-то назвал это народное состояние «поисками отца во времена безотцовщины». Точнее не скажешь!»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/458981

  • Анонимно
    25.02.2020 13:14

    Ваш сталин не подготовил страну к войне, поэтому первые месяцы наши войска только отступали. Он обратился к стране только через 10 дней после начала войны, 3 июля 1941. Вот таков ваш сталин.

    • Анонимно
      25.02.2020 14:00

      Неплохо бы тебе, прежде чем писать, ознакомиться с фактами и документами.

    • Анонимно
      25.02.2020 15:42

      Вся "очень подготовленная" Европа за недели легла к ногам Гитлера. С какой вот стати молодая страна, не успевшая толком отойти от сохи, должна была быть много сильнее давно уже индустриальной Европы ,совсем недавно победившей в Первой Мировой войне? Тем более что против нас была к тому времени вся индустриальная мощь Европы.

    • Анонимно
      25.02.2020 17:01

      Джугашвили Иосиф,не закончивший Семинарию в Тифлисе.Был завербован,царской Жандармерией и внедрён в Большевистскую Партию Ленина В.И.

    • Анонимно
      25.02.2020 18:11

      Все поражения выглядят одинаково.
      Кстати Наполеон, в России не проиграл ни одного сражения, тем не менее.

  • Анонимно
    25.02.2020 13:24

    ГКЧП проложило дорогу Ельцину и его наследнику! В остальном, Язову действительно не в чем было упрекнуть.

    • Анонимно
      25.02.2020 16:31

      жаль, что не до конца продумали и просчитали этот ГКЧП

  • Анонимно
    25.02.2020 13:26

    Слава Советскому народу-народу Победителю и Освободителю Европы от фашизма! Благодаря вот таким людям как Д.Т.Язов строилась и прорывалась вперед наша страна. Народ был един, и был непобедим!

    • Анонимно
      25.02.2020 14:00

      "Освободителю Европы от фашизма" - а Европа то это знает?

      • Анонимно
        25.02.2020 14:12

        Главное нам знать и не забывать

        • Анонимно
          25.02.2020 14:37

          Если ты знаешь,почему живёшь бедно,чем Европейцы?Беднее,чем москвичи?

          • Низами
            25.02.2020 18:15

            Как ни темна, как ни трудна
            Жизнь россиян, как ни убога,
            К Творцу есть просьба лишь одна,
            Лишь об одном прошу я Бога:

            "Не дай такого, Боже мой,
            Чтоб наша Русь, ругаясь матом,
            Пошла по миру не с сумой,
            А с самым лучшим автоматом..."

            Н. Зиновьев

      • Анонимно
        25.02.2020 14:23

        Европа это, до 1991, знала очень хорошо.

      • Низами
        25.02.2020 18:13

        Знает...
        Поэтому и старается уничтожить все памятники Советским солдатам...

    • Анонимно
      25.02.2020 14:30

      Ну и куда там страна прорвалась? в 90-е?

    • Анонимно
      25.02.2020 16:31

      Добавьте голодному и раздетому!

  • Анонимно
    25.02.2020 13:28

    На лицо цензура на БО, почему нет комментария про то что Язов приговорен в Литве за ввод танков в Литву 1989 и убийстве безоружных?

  • Анонимно
    25.02.2020 13:31

    Был у нас ГКЧП- Никого не посадили и даже суда не было, хотя это- государственный переворот и с человеческими жертвами.
    Был обстрел Белого дома- тоже депутатский госпереворот - с человеческими жертвами - и опять ничего - даже попытки суда нет.
    У нас наверху все заодно, своих не сдают никогда.
    Сидеть будет только народ за пластиковый стаканчик.

    • Анонимно
      25.02.2020 14:00

      Суд должен был быть обязательно. За попытку государственного переворота.

      • Анонимно
        25.02.2020 21:43

        А кого судить, Ельцина с командой? Ну это будет, чуть позже.

  • Анонимно
    25.02.2020 13:34

    Уходят последние маршалы и Солдаты. А участвовало в войне более 30 миллионов.У нас ушло почти 20000 из города, а вернулись только каждый третий. А 1300 пропало без вести.

  • Анонимно
    25.02.2020 13:51

    Мятежник.

  • Анонимно
    25.02.2020 14:13

    Вот кому надо памятник ставить, а не ловкачам перестройки.

  • Анонимно
    25.02.2020 14:37

    И в 93 Ельцин с полна Хасбулатова отблагодарил.

  • Анонимно
    25.02.2020 15:17

    Вот и закрылась последняя глава истории СССР.

  • Анонимно
    25.02.2020 15:24

    Смалодушничал маршал, зря оправдывался. Как министр обороны он просто обязан был арестовать настоящих путчистов против СССР. Китайцы вон примерно в то же время, в 1989 году на площади Тяньаньмэнь вкатали в асфальт своих майдаунов и теперь процветают без всяких потрясений. А наш бравый маршал отдал власть путчистам-ельцинистам после того как один особо шустрый майдаун полез в люк танка и начал вытаскивать молодого солдатика и тот случайно выпустил очередь. А ведь могли жить сейчас лучше китайцев.

    • Анонимно
      25.02.2020 21:59

      Хорошо живут не от того, что студентов танками давят

  • Анонимно
    25.02.2020 16:01

    Друзья мои !
    Последний маршал ушёл.
    Ну конечно он не МАРШАЛ по СУТИ.
    Но по званию.
    Ему не хватило ЖЕЛЕЗНОГО характера что бы предотвратить распад СССР.
    Хотя возможность у него была.
    Он мог взять контроль над вооружёнными силами.
    Но не посмел, ДЕРЗОСТИ не хватило.
    И тогда ........
    Но.....
    Пусть он останется в памяти родных и пусть они не ругаются за наследство.
    А народам России его помнить есть ли смысл.
    с уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    25.02.2020 17:30

    Жаль,что Язов не смог предотвратить распад СССР такой великой страны! !!Со временем СССР был бы великой державой, если было бы другое руководство. ..

  • Анонимно
    25.02.2020 17:31

    Вечная память...Мы все помним. ..

  • Анонимно
    25.02.2020 18:21

    В Татарстане, далеко от Москвы, заговор ГКЧПистов как то и не очень заметили. Правда, руководство поспешило высказать свою лояльность и все. Чем запомнил? Работал в контрольно-надзорном органе. На следующий день после заявления о введении чрезвычайного положения, заявляется командир воинской части и говорит: Все, наши пришли! Сейчас ты мне бумаги из сейфа достанешь и сам порвешь! Важный такой и возбужденный! Ну послал я его, а через пару дней и ЧПистов арестовали. Больше не приходил.

  • Анонимно
    25.02.2020 18:43

    Он нас в армию призвал.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:02

    Многие наивные "рестовраторы" политической системы СССР никак не могут смириться с тем, что "Красный бронепоезд" ушёл на вечную стоянку. Теперь другое время. Другая экономическая ситуация. Большевизм и коммунизм уже никогда не вернуть.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:04

    В 1991 году народ был против ГКЧП. Потому-то они не продержались долго. И их быстро свергли. В народе их называли "путчистами".

    • Анонимно
      25.02.2020 19:28

      далеко не все были против. многие поддерживали и жалели, что все сорвалось

      • Анонимно
        25.02.2020 19:51

        19.28. А частушки о ГКЧП и путчистах, которые гуляли среди народа американцы сочиняли?

  • Анонимно
    25.02.2020 19:10

    В 1991 году генерал Лебедь поддержал Бориса Николаевича Ельцина и всю оппозиционную московскую интеллигенцию и народ, который больше не хотел партийной диктатура и гегемонии ЦК КПСС.

    • Анонимно
      25.02.2020 20:07

      В конце 80-х в Москве уже чувствовался дух свободы и перемен, на концертах всё чаще поднимались российские триколорные флаги, в 1988 году широко отметили «1000-летие крещение Руси», регистрировались новые различные политические объединения и партии. Издавались многие "запрещённые" ранее произведения писателей и поэтов.

      • Анонимно
        25.02.2020 21:57

        Скажи конкретно, какую свободу ты получил и в каком месте ты свободнее, чем раньше. Только не лозунги

        • Анонимно
          25.02.2020 22:46

          Разрешили материться, самогонку гнать и еще много чего полезного. Так что свобода это дух и вообще...

  • Анонимно
    25.02.2020 19:15

    В 1991 политическую "погоду" в Москве сделали именно сами москвичи, выходя на демонстрации и многотысячные митинги в поддержку Бориса Николаевича Ельцина. И когда "упразднили" СССР, все остальные регионы РСФСР с этим лишь молча согласились. Вот и всё.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:18

    Программы «Взгляд» с Листьевым, «600 секунд» с Неазоровым подробно и детально освещали политические события, творившиеся в Москве в 1990-91 гг. Это было время гласности и эпоха перемен.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:25

    Когда румынский коммунистический лидер- Чаучешску приказал солдатам открыть "огонь" по мирным демонстрантам в 1989 году, где погибло не мало детей, это вызвало гнев и справедливую ярость среди румынского народа. Дни компартии Румынии и Чаучешску были сочтены.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:49

    Многие что-то быстро "забыли" как в 1988-91 гг. лопали гуманитарную помощь (консервы, тушёнка, кофе, шоколадные конфеты и т.д.) из ФРГ и западноевропейских стран, потому что уже в то время на полках магазинов СССР ничего этого- НЕ БЫЛО, а был тотальный ДЕФИЦИТ.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:55

    Кровавые и драматические события, случившиеся в Баку, Тбилиси, Вильнюсе в 1990- 1991 гг, окончательно предрешили судьбу СССР. Точка невозврата была окончательно пройдена.

  • Анонимно
    25.02.2020 19:59

    СССР рождённый в пламени революции, гражданской и междоусобной войны, унесшей сотни тысяч жизней, приведшей к разрухе и голоду 20-х гг. Также бесславно канул в лету в 1991 году. Но Слава Богу обошлось без гражданской войны и почти что без кровопролития. Были погибшие осенью 1991 года в Москве от действий танков и боевой техники.

  • Анонимно
    25.02.2020 20:01

    Кстати, а куда "пропало" золото партии, которое "бесследно" исчезло в 1991 году вместе с партийной системой ЦК КПСС.

  • Анонимно
    25.02.2020 20:11

    С большим интересом смотрели общественно-информационные циклы передач: Листьева, Любимова, Невзорова и т.д. Люди начинали совершенно открыто и не боясь обсуждать то, о чём могли тихо шептаться лишь на кухне. Люди хотели открытости, гласности, свободы слова и печати и т.д.

  • Анонимно
    25.02.2020 20:34

    В конце 80-ых политбюро СССР уже не могло игнорировать те мировые общественные процессы, которые происходили в мире. Уже не возможно было только "отсидеться" за "железным занавесом" и грозить буржуям ядерной палицей. Мир менялся, нужно было искать консенсус и договариваться. Политика ультиматумов и ядерного "шантажа" больше не действовала.

  • Анонимно
    25.02.2020 21:23

    Что особенно запомнилось с конца 80-х, это: вывод советских войск из Афганистана, цикл передач на "главном" канале, ещё советского чёрно-белого телевизора «Рекорд», тотальный дефицит продуктов питания в гастрономах, магазинах, талонно-карточная система, бесконечные очереди за хозяйственным мылом, сахарным песком, туалетной бумагой и т.д. "Колбасные поезда" в Москву за дефицитным товаром и т.д.

    • Анонимно
      26.02.2020 10:23

      Телики Рекорд в конце 80х были уже цветные. Цены были стабильные, на все.

  • Анонимно
    25.02.2020 21:26

    Стали печататься книги советских "диссидентов", к примеру, Булгаков и его «Собачье сердце». Ранее это произведение было в Союзе под запретом. Выходили публикации ранее "запрещенных" русских писателей. И это стало результатом гласности и плюрализма.

    • Анонимно
      25.02.2020 22:52

      Хорошая книга, про нынешних хозяев жизни прямо точь в точь

  • Анонимно
    25.02.2020 21:31

    Советская административно-плановая экономика многократно отставала от рыночной европейской. Уже к концу 80-х гг. в СССР не хватало медикаментов и мед.материалов. В стране не было (!) достаточно шприцов для уколов. В СССР по международной гуманитарной программе помощи тоннами стали завозить одноразовые шприцы и необходимые медикаменты.

    • Анонимно
      25.02.2020 22:56

      Вторая половина 80х это уже фактически не СССР, а либеральная пародия и саботаж

  • Анонимно
    25.02.2020 21:35

    Советский человек времён "развитого социализма" и "победившего коммунизма" мечтал уже не о мировой маркстстко-ленинисткой революции и торжества "коммунизма" на планете. А хотелось лишь хорошей, качественной обуви и скпожек из ГДР, Венгрии, Чехословакии. Косметики из Польши. Одежды из Болгарии, Румынии и т.д.

    • Анонимно
      25.02.2020 22:12

      Простому человеку достать "стенку" из ГДР, унитаз из Финляндии, обувь из Польши, костюмы, ботинки, сапоги, косметику из Венгрии, Чехословакии, Румынии- считалось великим счастьем! Только особо блатные партийные работники, дипломаты, большие военачальники, известные артисты и академики, могли позволить себе такую роскошь! Простой советский человек брал с полок советских магазинов то, что завозили и довольствовался малым. О машине типа: «Москвич» или «Жигули» при скромной зарплате 120 рублей, мог только мечтать.

    • Анонимно
      25.02.2020 22:58

      Либеральный коронавирус разъел общество и не было вакцины вовремя разработано. К сожалению летальный исход.

  • Анонимно
    25.02.2020 21:39

    Помните, советский фильм «Интердевочка», когда многие девушки мечтали выйти замуж за какого-нибудь иностранного туриста, желательно из Западной Европы, и свалить из СССР.

  • Анонимно
    25.02.2020 21:46

    Запомнилось, как в конце 80-х, в ночных аналитических передачах впервые стали озвучивать "темы" фарцовщиков, коррупции во власти, организованной преступности, рэкета и проституции, особенно "московских путан" у гостиницы «Космос». Ранее такие "темы" в Советском Союзе были под запретом цензуры и контрольных органов.

    • Анонимно
      25.02.2020 22:16

      И правильно эти порнографические темы были под запретом. Ими растлили молодежь.

  • Анонимно
    25.02.2020 21:49

    "Провал" сторонников ГКЧП был ещё и в том, что их не захотели поддержать широкие общественные массы, то бишь, народ. Люди устали от дефицита, пустых полок магазинов, нищеты и бедности. Им хотелось перемен и ощутимых социальных и экономических перемен в лучшую сторону.

    • Анонимно
      25.02.2020 23:07

      Уже в "брежневские времена" многих представителей интеллигенции и богемы, которые были не согласны с главной линией партии и главной ролью ЦК КПСС в общественной жизни советского человека, ждали не расстрелы и лагеря, как при Сталине, а "диссидентов" укладывали на "лечение" в психиатрические больницы.

  • Анонимно
    25.02.2020 22:05

    Тотальный и повсеместный контроль ЦК КПСС над всеми видами общественной, и личной жизни "советского" человека, постоянная идеологическая и коммунистическая пропаганда, пыталась искоренить в человеке чувства обособленности и индивидуализма. И сделать человека частью большой, общественной, политической системы, лишив его права на личное мнение, в отличие от главенствующей доктрины партии.

  • Анонимно
    25.02.2020 22:15

    Если бы не те общественные, социальные и политические изменения, которые произошли в стране в 1991 году, то мы сейчас, наверное, жили бы, примерно, как в Северной Корее.

    • Анонимно
      25.02.2020 23:02

      22.15. КНДР является, по-прежнему, самой закрытой от мировой общественности страной. Где "культ личности" передаётся из поколение в поколение.

  • Анонимно
    25.02.2020 22:17

    Да, большое видится на расстоянии. Не поняли, что происходит. Сейчас жалеем, что не поддержали ГКЧП

  • Анонимно
    25.02.2020 22:21

    Ещё в конце 80-х гг. многие советские зрители смотрели фильмы с участием Бельмондо, Луи де Фюнес, Аллен де Лон, Андриано Челлинтано и т.д. И задавались вопросом, почему мы- советские люди, живём в самой лучшей и справедливой стране мира! Где всё "поставлено" и построено на благо советского человека, где самая "лучшая" в мире зарплата, где самые "лучшие" в мире пенсии, где бесплатная медицина и образование и прочее, а простые рабочие люди копят на телевизор, холодильник, стиральную машину годами, простояв многочисленные очереди по списку, и то не факт, что можно было всё купить.

  • Анонимно
    25.02.2020 22:57

    Одна из причин, почему развалился так быстро, некогда "нерушимый" и "великий", -это полнейшая неконкурентоспособность советской плановой экономики с развитыми странами Европы, Азии и Америки. Факт глобализации и растущей роли мировой рыночной экономики в СССР не был оценён должным образом. Гражданская продукция не выдерживала никакой конкуренции и критики со стороны европейских производителей. Одной только административно-плановой, командой системой управления нельзя было решить всех задач в сельском хозяйстве или текстильной промышленности. Отставание отмечалось во всех отраслях промышленности и экономики. Большой урон экономическому развитию наносили собственные заводы и предприятия, которые выпускали "брак" до 50-70% продукции. Это был нонсенс.

  • Анонимно
    25.02.2020 23:00

    Когда впервые увидел фотоаппарат «Polaroid» и видеокамеру «Sony» у иностранных туристов, то был крайне удивлен, т.к. мы тогда пользовались отечественными «Зенитами».

    • Анонимно
      26.02.2020 00:21

      Зенит был не хуже и не лучше. Полароид - нишевый аппарат.

      • Анонимно
        26.02.2020 14:51

        00.21. У вас сейчас дома "советский" или иностранный телевизор? "LED" -овский, небось, а не советский «Рубин».

  • Анонимно
    25.02.2020 23:05

    К сожалению как про войну современная молодежь ничего не знает и всерьез обсуждает "вину" СССР, так и про советский период страны в головах сплошная ложь и либеральная клевета. Лилипуты забыли про предков великанов. Соревнуются в количестве помоев.

  • Анонимно
    25.02.2020 23:18

    Бывшие комсомольцы помнят как во времена СССР каждый активный комсомолец должен был покупать комсомольские "марки" по 2,3,5 копеек (простите, точно уже не помню сколько было). Теперь вопрос, в стране официально было миллионы комсомольцев, которые регулярно платили взносы, а после 1991 года всё исчезло и накопления тоже. Спрашивается, куда?

  • Анонимно
    25.02.2020 23:28

    СССР сложился, как "карточный домик" под грузом своих нерешённых экономических, социальных и политических проблем. Сама командная, тоталитарная, номенклатурная система управления страной и экономикой в целом, привела к печальным последствиям. ВПК страны производил рекордное количество танков, артиллерии, автоматов, боеприпасов и т.д. Многие виды военной техники и продукции БЕСПЛАТНО поставлялись в дружественные социалистические страны или безвозмездно дарились. Огромные миллиардные траты из бюджета страны шли на вооружение и оснащение СА. Внимание проблемам сельского хозяйства и предприятиям гражданской промышленности всегда уделялось остаточное внимание. Отсталая и неэффективная экономика СССР стала её главной "ахилловой пятой".

  • Анонимно
    25.02.2020 23:31

    Арестовать законно избранного Президента - это патриотизм и героизм? Я правильно понял?

  • Анонимно
    25.02.2020 23:36

    Уже в 80-ых гг. XX века, перед советским партийным, номенклатурным руководством стал остро вопрос о необходимости взаимодействия с западными странами и снижения уровня конфронтации. Политбюро СССР уже не могло угрожать Западу лишь мощью стратегических ракет, это был тупиковый ход. Именно при Михаиле Сергеевиче Горбачёве произошла политическая разрядка. Весь Мир смог вздохнуть свободно и не бояться начала Третьей Мировой Ядерной Войны.

  • Анонимно
    25.02.2020 23:44

    В середине 80-х весь мир начал разительно меняться, появились первые американские сотовые телефоны, первые зачатки "интернета", мировые фондовые биржы, макроэкономика испытывала значительный подъём. Рост благосостояния и ВВП в западных странах значительно вырос, по сравнению со странами социалистического блока. Это вызывало неподдельный интерес её жителей к западной экономической системе. Чехословакия одна из первых задумалась о смене экономического и политического направления, далее последовали Венгрия, Румыния, Польша и объединение ГДР и ФРГ. Уже нельзя было решать все вопросы только силой оружия и шантажом. И руководство СССР правильно оценило обстановку. Нужно было решать, во-первых, свои запущенные экономические и социальные проблемы, а не пугать весь мир ядерным оружием.

  • Анонимно
    25.02.2020 23:50

    В 1991 году все главные политические события происходили именно в Москве. А регионы смотрели и гадали, чем всё это закончится. И кто выиграет. Есть такая присказка: "В России кто победил, тот и ДОБРО!" Вот и всё.

  • Анонимно
    25.02.2020 23:56

    Попытки ГКЧП "обуздать" и силой усмирить начавшиеся в обществе демократические процессы, были заранее обречены на провал. Люди не хотели возвращаться в лоно политической диктатуры и гегемонии ЦК КПСС. Люди жаждали перемен к лучшему, люди хотели права голоса, права совести и вероисповедания, права что-то решать самому в своей жизни, права свободно выезжать за границу, права на частную собственность, права на торговлю и коммерческую деятельность и т.д.

  • Анонимно
    26.02.2020 00:01

    В 1991 году люди мечтали жить в свободной, открытой, демократической, благополучной, честной и справедливой стране. И всякие ГКЧП расценивались как возврат к тоталитарному прошлому.

    • Анонимно
      26.02.2020 14:40

      Уже к концу 80-х гг. обычная средняя зарплата советского рабочего была в разы меньше, чем у японского, южнокорейского, германского, французского или американского рабочего. Уровень производственной и технологической грамотности у советского рабочего человека, по сравнению с рабочими из западных стран, был намного ниже, как и производимое "качество" продукции не могли сравниться с американскими или европейскими товарами.

      • Анонимно
        26.02.2020 15:53

        Советская экономическая система, как "хромая лошадь", не поспевала за передовыми, технологически развитыми западными странами. С каждым годом это становилось очевидным. К тому же в 80-х уже ощущались перебои с поставками продуктов питания и широкого спектра сельхоз продукции на полки отечественных магазинов. Простые люди ощутили это первыми, а не правительственные чиновники.

  • Анонимно
    26.02.2020 00:07

    Авторитарность и тоталитарность советского власти и главенствующей роли ЦК КПСС к 1991 году себя полностью исчерпало и исжило, как политическая, общественно-социальная доктрина и система.

    • Анонимно
      26.02.2020 12:06

      Автор либерастского фейка, полуночник 00:07,очевидно получил ,что то с барского стола и поэтому ругает советскую власьь и считает грабительскую приХватизацию,олигархов и прочие пакости начала 90-х идеалом демократии. Когда то большевики, высмеивая временное правительство запустили слоган: Кому бублик,а остальным дырка от бублика.Вот,что такое демократическая республика. В полной мере увидели именно это, в период ельцинщины 90-х гг. Попытки, изменить это,начиная с середины нулевых гг. особого успеха не имеют.Правда некоторых обнаглеших жуликов начали сажать,но метастазы 90-х требуют более радикальных мер,как в Китае.

      • Анонимно
        26.02.2020 14:24

        12.06. Вынужден Вас огорчить. Как и миллионы советских школьников, я в детстве, до определенного возраста, искренне и наивно "верил" в непорочность и идеалы компартии СССР. Так "воспитывали" всех советских детей. И к атеизму нас "усиленно" в школе пропагандировали и лекции о дарвинизме проводили. И проводили внеклассные политзанятия о "главенстве и торжестве коммунизма и социализма в Истории человечества" и т.д. Только думающий и размышляющий человек- не попадётся на эту идеологическую "удочку". Мы просто сбегали с этих пропагандистских уроков, бежали играть в футбол или в кино. Все мы были "сыты" советской пропагандой.

  • Анонимно
    26.02.2020 00:11

    Я родился ещё при Леониде Ильиче Брежневе и помню о сменяемости власти и политическом векторе руководства, в отличие от молодёжи, которая родилась этак в 1999-2000 гг.

  • Анонимно
    26.02.2020 00:19

    Бог ему судья, как и нам. Служил срочную при нем (1990 - 1992), это было позорище, а не Вооруженые Силы великой страны.

  • Анонимно
    26.02.2020 03:18

    О фейке 18:21, экс-надзорного старца. Вместо ГКЧП, и его безоружного гуманизмом, вскоре получили ликвидацию СССР БеСовежской кучкой, малограмотных авантюристов ,с десятками тысяч жертв конфликтов на постсоветском пространстве, миллионом русскоязычных беженцев и разграблением приХватизатоами-олигархами, всего и вся. Апогеем этого апокалипсиса, назвванного Путиным , геополитической катастрофой, стали: расстрел в центре Москвы ,по приказу Ельцина защитников парламента,и его выступление в Конгрессе США,с длингой речью о содеянном и встреченные дружными аплодисментами слова,что идол коммунизма- СССР повержнн, ибо с нами Бог и Америка. Эти факты должны быть вписаны в учебники истории,и дана им юридическая оценка.А пока имеем Ельцин-центр,обливающий грязью советское прошлое и рекламирующий как победу демократии "бесовежский путч".

  • Анонимно
    26.02.2020 06:00

    Вместо ГКЧП, пытавшегося без применения оружия образумить толпы обманутых елцинюками беснующихся людей,получили ликвидацию СССР, расстрел защитников парламента, лишение народа социальнвх достиженй, в т.ч. бесплатного образоаания и медицины, разрыв в имущественном положении кучки буржуинов-олигархов и чиновников, развороваваших государственную экономику, больший чем до 1917 г. Число жертв конфликтов на постсоветском пространстве многие десятки тысяч,беженцев в основном русскоязычных более мииллиона.Такова цена капиталистического госпереворота учиненного в "БеСовежской пуще" Ельциным,двумя его собутыльниками и ихней челядью.Не только ГКЧП,но и легитимный президегт СССР Горбачев,могли тогда арестовать и посадить путчистов,но по разным причинам не сделали это.Только с начала нулевых гг.,после того как политический банкрот был вынужден покинуть должность, с трудом начали выходить из ямы,куда столкнули Россию,Ельцин и "бесовежская опг" 8 декабря 1991 г.

    • Анонимно
      26.02.2020 09:06

      Когда в Китае попытались устротить на пекинской площадт,что то похожее на ельцинский майдан ,ввели войска,ликвидировали десяток экстремистов и спасли страну от того,что произошло у нас после госпереворота 1991 г.стоившего многие десятки тысяч жертв мирного еаселения и миллион русскоязычных беженцев в результате конфликтов на постсоветском пространстве. После вынужденного ухода политического банкрота, удалось,кое- что поправить начиная с нулевых гг.но по экономическим показтелям, нам еще далеко до Китая. Правда ему сейчас мешает вирусная зараза,но вроде вакцину уже сделали и она пошла на спад. Надеемся,что эта пакость,до нас не дойдет, ибо ее последствия будут намного тяжелее,учитывая состояние российской медицины, особенно в глубинке. Мишустину, после увиденногом там безобразия ,пришлось принимать срочные меры.

  • Анонимно
    26.02.2020 06:44

    Уходят ЛИЧНОСТИ, не важно, актеры, военные, политики. Сейчас одни амебы, уйдут - и никто не вспомнит, как звали.

  • Анонимно
    26.02.2020 11:53

    Роль личности в истории велика. Аттила правил Евразией ноумер от ожирения или отравления. При Чингисхане можно было проехать из Пекина до Парижа с блюдом золота на голове и никто бы не посмел напасть на купца. Кто был лучше : Аттила, Чигис или Сталин? Или Ельцин? Для купцов? Для бандитов? Куда делись Гуны? Кто скажет кто?

  • Анонимно
    26.02.2020 14:48

    К концу 80-х страна была заявлена кирзачами, гуталином, нафталином, ватниками и прочим ширпотребом. Не хватало медикаментов, качественных медицинских препаратов, продуктов питания: на полках магазинов уже тогда не было колбасы, мяса, рыбы и т.д. Одни консервы с килькой, морская капуста или. баклажанная икра, и то не всегда. Полки магазинов были пустыми. Народу нечего было есть. Были перебои с поставкой продуктов питания повсеместно: в очередях за чаем, маслом, сахаром, которые продавались строго по талонам, люди стояли весь день в длинных очередях и нередко дело доходило до драк. Не было сигарет, мужики курили самокрутки. Люди тогда молча роптали и проклинали всю эту советскую власть.

  • Анонимно
    26.02.2020 14:56

    Были во времена Союза спец.дачи, спец.санатории, спец.питание для работников партийной советской номенклатуры всех уровней. И жили они тогда очень хорошо, по сравнению с обычными трудягами и работягами из бараков и трущоб.

  • Анонимно
    26.02.2020 15:09

    В 80-ые годы в Советском Союзе был тотальный дефицит лекарств, продуктов питания, качественной продукции и т.д. Многочисленные очереди в магазинах, толкотня, драки, вот что было в то время. Люди ругались и дрались за кусочек колбасы или сливочного масла. Многие помнят этот продовольственный дефицит.

  • Анонимно
    26.02.2020 15:16

    Сейчас молодёжь верит с трудом, что в длинных очередях гастрономов, универсамов и т.д. Люди стояли в очередях, держа в руках заветные талоны для получения нормированного сахара, чая, сливочного масла, иногда брали простой маргарин, печенье. Не хватало даже туалетной бумаги и хозяйственного мыла. А купить болгарский шампунь- считалось за счастье!

  • Анонимно
    26.02.2020 15:23

    Советская номенклатура и партийные бонзы всегда жили очень хорошо и не знали, что такое дефицит товаров, продуктов питания и т.д. Отдыхали в специальных санаториях, получали хорошие спецпайки, импортные продукты питания и т.д. У власть имущих никогда не было бытовых проблем.

  • Анонимно
    26.02.2020 16:28

    Помнится ходили на многочисленные парады и демонстрации с лозунгами: "Слава КПСС", "Мир! Труд! Май!", "Народ и Партия- едины!" и т.д. А различные номенклатурные, партийные работники довольно махали рабочим людям рукой. Вся система работала и обслуживала интересы ЦК КПСС. Интересы партии были первостепенными. Простой народ был лишь трудягами и работягами.

  • Анонимно
    26.02.2020 16:34

    В конце 80-х, ни КГБ, ни ВВ уже не могли остановить общественное недовольство и протесты широких рабочих масс. Шахтерские забастовки, многочисленные митинги рабочих, протестующих против роста цен на продовольственные товары первой необходимости: масло, хлеб, крупы. Недовольство и забастовки рабочих прокатились по всей стране. Люди были недовольны дефицитом товаров и отсутствием продуктов питания на полках магазинов.

  • Анонимно
    26.02.2020 16:40

    Именно первые стихийные митинги советских рабочих, требующих повышения зарплат, улучшения условий труда, рабочие требовали остановить рост инфляции, доступность продуктов питания и товаров первой необходимости. В советских заводах и фабриках происходили стихийные митинги и шествия протеста против необоснованного роста цен и дефицита товаров. Это тоже было в конце 80-х.

  • Анонимно
    26.02.2020 16:47

    В СССР номинально рабочий, пролетарский класс и крестьянские труженики- считались главной социальной и политической основой "Страны Советов". Каково же было удивление партийных государственных чиновников, когда именно рабочие профсоюзы первыми выступили за изменение общественной, политической и экономической формации. Требовали перемен как экономических, так и политических.

  • Анонимно
    26.02.2020 17:17

    Господа фейкуны истерящие о партноменклатуре. Советские руководители республик,городов и районов, это аскеты,на фоне,того,что увидели с приходом к власти Ельцина и его тусовки из олигархов и чиновников прхватизировавших все и вся, пасущихся в форбсе и офшорах. Такого разрыва в богатстве,кучки буржуинов , их обслуги и народом,включая интеллигенцию не было до 1917 г.Тогдашний предприниматель, уже начинал понимать социальные обязанности,как например в Казани: Шамов, Алафузов, Крестовников,список легко продолжить. Не то,что теперешний дикие капиталисты, о которых еще Маркс сказал, что пойдут на любые преступления ради прибыли. Что и видим из криминальной хроники в сми,в т.ч. и в БО.

  • Анонимно
    26.02.2020 17:49

    О деградации современного капитализма,в т.ч. и российского ,говорят и пишут не только левые,троцкисты,но и лица власть имущие,как например президент Макрон,папа Римский и др. На праймериз президентской гонки США,уверенно обогнал всех умеренный социалист Сандерс,которого за програму доступного образования и медицины,Трамв в сердцах обозвал коммунистом.

  • Анонимно
    26.02.2020 21:33

    Герой России и Татарстан....
    Герой Советского Союза и России! Причём тут Татарстан? При всем уважении к народу Татарстана, что вы себя везде лепите то? Да он даже родился в Омской области!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль