Исторический центр Казани 
16.03.2020

«Нельзя деревья оценивать по срубленному пеньку, они оцениваются комплексно…»

Массовый спил деревьев в центре Казани, встревоживший соцсети, на деле оказался подготовкой к масштабной программе озеленения

«И так зелени нет, так они еще молодые деревья вырывают», — возмущенно сначала встретила городская общественность массовый спил лип в центре Казани. Под топор пустили 1,5 тыс. старых деревьев, еще 2,7 тыс. пересадят, а им на замену появятся красивые 4,5-метровые саженцы. Таким образом только в этом году облагородят 22 улицы, высадив не менее 8 тыс. деревьев. На программу направят 300 млн рублей.


«ЛУЧШЕ ОПИЛКИ НА АСФАЛЬТЕ И СЛЕЗЫ НА ГЛАЗАХ, ЧЕМ РАСТЕКШИЕСЯ ПО ТОМУ ЖЕ АСФАЛЬТУ МОЗГИ ОТ СТВОЛА УПАВШЕГО ОБЫКНОВЕННОГО»

Небольшим скандалом едва не обернулась неожиданная для казанцев вырубка деревьев на центральных улицах города. Жители в социальных сетях забили тревогу — на Карла Маркса и Большой Красной «Горводзеленхоз» решил избавиться от здоровых, на первый взгляд, лип, которые, кажется, росли там всегда. Впрочем, как выяснилось позже, на то были свои причины.

Шум подняли в соцсетях еще в выходные. «49 здоровых высоких крупных лип спилили вчера и сегодня на улице Карла Маркса в Казани», — написала пользователь Юлия Поташова. К фотографиям и видео, где распиливают деревья, она прикрепила снимок акта обследований зеленых насаждений от 10 марта. Состояние деревьев описано как «аварийные, с дуплом, с дереворазрушающими грибами, сухостойные, с трещиной и отслоением коры, наклоненные на тротуар и проезжую часть». Среди лип на снос — от совсем молодых (диаметром 8 см, пять штук) до маститых (64 см, одна штука). «Да, у них есть разрешение. Да, они высадят вместо них другие деревья. Маленькие и тоненькие. Зачем?! „Чтобы было так же красиво, как на Кремлевской“. Кому красиво на Кремлевской?! Когда вырастут эти новые деревья?! Я что-то реву», — возмущалась женщина.

Шум подняли в соцсетях еще в выходные. «49 здоровых высоких крупных лип спилили вчера и сегодня на улице Карла Маркса в Казани»,  — написала Юлия Поташова Фото: Динар Ахметзянов

Еще один пользователь «Фейсбука» в группе «Тропа. Блог о зеленых маршрутах» назвал спилку варварской. «Почему мы теряем зеленые насаждения? Ведь они аккумулируют пыль, создают тень, образуют климат, украшают улицы… Сравнительно незатратный профессиональный уход сэкономит бюджет города на посадки саженцев. Неужели он сводится только к варварской обрезке и спилу деревьев на корню?» — написал автор. «Прямо сейчас на улице Большой Красной варварски вырубают деревья и новые вряд ли посадят. В Казани и так зелени нет, так они еще молодые деревья вырывают. Да и те, что не вырвали, ободрали и превратили в столбы. Когда уже эти совковые меры закончатся? Мэрия и „Горзеленхоз“ в прошлом веке живут», — выступили против происходящего авторы одного из местных телеграм-каналов.

На мэрию и «Горводзеленхоз» в течение двух дней сыпался негатив в соцсетях. Неудивительно, что сегодня на место, чтобы объяснить ситуацию прессе, прибыл десант местных чиновников.

На улицах, которые вошли в программу озеленения, высадят деревья высотой 4,5 м и диаметром ствола 30–40 сантиметров Фото: Денис Гордийко, kzn.ru

«ВДРУГ ПРИДУТ, СНЕСУТ ВСЕ ЗДОРОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ И НИЧЕГО НЕ ВЫСАДЯТ»

Оказалось, в этом году в Казани проведут масштабное озеленение. На 22 улицах высадят 8 324 дерева. Саженцы липы, тополя, клена, вяза, ели, декоративной яблони, рябины и березы появятся вдоль улиц Карла Маркса, Большой Красной, Дзержинского, Баумана, Сибгата Хакима, Чистопольской, Фатыха Амирхана, Декабристов, Краснококшайской, Восстания, проспекта Победы, Ямашева, Ибрагимова, Ленинской дамбы, Горьковского шоссе, Аметьевской магистрали Сибирского тракта и др. По словам заместителя главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани Рамиля Сафина, при выборе улиц учитывались популярные пешеходные, автомобильные и туристические маршруты.

На улицах, которые вошли в программу озеленения, высадят деревья высотой 4,5 м и диаметром ствола 30–40 сантиметров. По словам заместителя председателя комитета внешнего благоустройства города Эдуарда Вафина, и по требованиям заказчика, и по правилам озеленения рядом не должны расти большое старое дерево и сеянец ростом метр-полметра. Но главное — не одинаковость деревьев. «Задача на самом деле не привести деревья к единой высоте. Это комплексная работа. Она включала в себя обследование дерева на предмет его жизненного состояния, большая часть деревьев была убрана ранее, либо они находятся в опасном аварийном состоянии, переросшие, наклоненные. Если вы вспомните ураганные ветра предыдущих лет, наибольшее число падений деревьев случалось в центральной части города»,  — рассказал он.

На программу по озеленению, по словам Сафина, выделили 280 млн рублей. Источники финансирования — республиканский и муниципальный бюджеты (50 на 50). В 2018 году то же самое, действительно, сделали и на улице Кремлевской. Тогда вместо аварийных деревьев высадили декоративные сорта лип, а деревья, которые можно было переместить для сохранения единообразия, пересадили. Этот опыт мэр Казани Ильсур Метшин предложил распространить на другие улицы города, а президент РТ Рустам Минниханов его поддержал.

Эдуард Вафин Эдуард Вафин: «Если вы вспомните ураганные ветра предыдущих лет, наибольшее число падений деревьев случалось в центральной части города»
Фото: Динар Ахметзянов

Сегодня начались подготовительные работы и снос аварийных деревьев, всего их порядка 1,5 тысячи. В соцсетях возмущение вызвало то, что рубят и здоровые деревья. «Люди переживают, вдруг придут, снесут все здоровые деревья и ничего не высадят. Будут каменные джунгли, расширят дорогу или еще что-то такое. На самом деле мы собрались, чтобы объяснить, что это положительная практика, сажаются новые деревья, убираются опасные», — объяснял Вафин.

По словам управляющей МУП «Горводзеленхоз» Розы Заббаровой, каждое дерево перед сносом тщательно обследовалось. «Как понять, что деревья аварийные? Мы к этому очень серьезно подготовились с прошлого года. Каждое дерево обследовали, составили дефектные ведомости. [Определили], какие деревья куда пересаживаются, какие убираются», — пояснила она.

При этом диаметр нескольких свежих пеньков совсем небольшой — 20–30 сантиметров. «Нельзя деревья оценивать по срубленному пеньку, они оцениваются комплексно: и по коре, и по грибковым заболеваниям, гнилостным факторам, которые видны с внешней стороны, по углу наклона — масса факторов», — объяснил Вафин.

Улицу Карла Маркса в Казани украсят липы и тополя, а там, где среда не такая агрессивная, появятся рябина и декоративная яблоня Фото: Денис Гордийко, kzn.ru

Молодые деревца, которые выбиваются из общей картины, работники «Горводзеленхоза» пересадят на другие улицы. Например, на улицы Жуковского и Гоголя, которые не попали в программу. А всего планируется пересадить более 2,7 тыс. деревьев.

Все работы намерены завершить до лета. Так, улицу Карла Маркса украсят липы и тополя, а там, где среда не такая агрессивная, появятся рябина и декоративная яблоня.

«Существуют нормативные акты о том, что городская среда должна быть безопасна», — рассказал нам заведующий учебно-производственным центром «Ботанический сад» Нияз Салахов. По его словам, несмотря на то что высаживаемые деревья, как правило, меньше по размеру, за счет своей молодости они дают больше кислорода, чем большие, но старые. «Первые вступают в активную фазу роста, их эффективность становится больше во всех аспектах, в том числе в выделении кислорода, тогда как с возрастом эффективность фотосинтезирования уменьшается», — объяснил эколог.

Замена деревьев, отметил специалист, — это необходимая и совершенно нормальная практика, которая производится в первую очередь для того, чтобы не подвергать опасности жизнь и здоровье человека. «Конечно, есть случаи несанкционированной вырубки, здесь я согласен, это точно неправильно. Но санитарная вырубка необходима», — подчеркнул собеседник «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (198) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.03.2020 22:05

помню как возмущались посадке деревьев на Булаке - какая красота сейчас летом!

  • Анонимно
    16.03.2020 18:35

    Масштабное озеленение карманов?

    • Анонимно
      16.03.2020 19:00

      Зелень всегда привлекательна ;-)

      • Анонимно
        20.03.2020 12:49

        Живая привлекательна вдвойне. В Казани нужно вдвое увеличить озеленение,ка можно больше небольших сквериков

    • Анонимно
      16.03.2020 19:19

      Когда на кону 300 миллионов, то все деревья сразу становятся наклоненными в сторону тротуара, с дуплами и так далее. Озеленители! Тут прокуратура должна проверить всех озеленителей.

      • Анонимно
        16.03.2020 19:54

        Выдумывать можно это все бесконечно. Теперь может не заниматься посадкой деревьев в городе?!

        • Анонимно
          16.03.2020 20:27

          Посадкой - нужно, а вот вырубанием - нет

          • Анонимно
            16.03.2020 20:30

            По словам управляющей МУП «Горводзеленхоз» Розы Заббаровой, каждое дерево перед сносом тщательно обследовалось. «Как понять, что деревья аварийные? Мы к этому очень серьезно подготовились с прошлого года. Каждое дерево обследовали, составили дефектные ведомости. [Определили], какие деревья куда пересаживаются, какие убираются», — пояснила она.
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461424

            Розе Шрифулловне доверяем)
            Она плохого для города не сделает

            • Анонимно
              16.03.2020 22:30

              20:30 и чем же объяснить вырубку молодых деревьев, толщиной 10 см? Уж не аварийностью.явно.

              • Анонимно
                16.03.2020 22:48

                Где такие деревья то? Может не прижились, поэтому заменить нужно

                • Анонимно
                  17.03.2020 07:47

                  Где такие деревья - вон в вашей же статье пишут. Что значит не прижились, ими никто и не занимался. Если все новые деревья "не приживутся", что мы и наблюдали после какого-то очередного праздника, то ли универсиады, то ли чемпионата - сухие торчащие липы по всему городу. Потому что их посадили, а поливать потом "забыли". Хватит уже горожан за идиотов держать.

              • Анонимно
                16.03.2020 23:23

                Благоустройство - самые лучшие сферы распила бюджета.
                Плюс ремонт городских дорог и улиц.
                Практически круглогодично.

                • Анонимно
                  17.03.2020 02:56

                  При желании можно распиливать деньги на чем угодно, хоть на борьбе с коронавирусом.
                  Вот только результаты благоустройства можно будет увидеть невооруженным глазом - если деревья высадят, то их хоть все до единого можно будет сосчитать, если возникнет такое желание. Так что пусть хоть их высаживают!

              • Анонимно
                19.03.2020 01:00

                если не прижились, то могу убрать.

              • Анонимно
                20.03.2020 12:50

                возможно, их лучше было бы пересаживать на новое место но процент приживаемости в этом случае может быть небольшим

          • Анонимно
            16.03.2020 20:44

            вырубают явно не ради забавы, а как профилактика - удалять старые и дряхлые деревья, как и кусты всякие. Особенно во дворах часто вижу заросли непонятные с мусором...и зачем такая зелень блин?

            • Анонимно
              16.03.2020 21:14

              Молодые деревья тоже старыми уже стали? Может быть хватит заниматься уже очковтирательством? Может быть хватит пересаживать здоровые деревья по три раза и перекладывать асфальт на одних и тех же улицах, где даже ни одной трещины не успевает образоваться, Зато другие улицы как после бомбежки, а во дворы только на танке можно въехать!

              • Анонимно
                16.03.2020 22:25

                где же вы молодые и здоровые деревья увидели, которые просто так убрали??

              • Анонимно
                17.03.2020 08:33

                Интересно, Оренбургский тракт около РКБ будут в этом году ОПЯТЬ перекладывать?
                Даю 100 % - что будут.

              • Анонимно
                20.03.2020 12:47

                Скорее всего решили вдоль улицы посадить одинакового вида деревья - поэтому старые спиливают, получше тоже уходят под снос и на их место новые, вид общий будет и расти красиво летом

            • Анонимно
              17.03.2020 10:17

              Может стоило и заняться этими непонятными зарослями. Почему нельзя и деньги освоить, и сделать лучше для города и людей? К примеру, у налоговой инспекции на пл.Свободы внушительный кусок пустующей земли. Раз у руководителей руки не доходят, может "Горзеленхозу" не все равно? Сажай -не хочу.

          • Анонимно
            16.03.2020 22:24

            старые нужно убирать,а только ветерок подует - сразу падают. И, кстати, были случаи, что на машины. Это не очень приятно!

          • Анонимно
            17.03.2020 11:34

            посадкой не только деревьев

          • Анонимно
            19.03.2020 01:00

            старые деревья по любому придется вырубать, пока вам на голову не упали

    • Анонимно
      16.03.2020 20:29

      Американский тополь и борщевик Сосновского посадите

      • Анонимно
        16.03.2020 20:45

        тополь разве не вызывает аллергии? А этот американский скорее всего дорогой и может климат не подходит ему

      • Анонимно
        16.03.2020 20:49

        Клён, американский клён!
        Тополь не трожь )))

      • Анонимно
        16.03.2020 21:15

        Американский клен наверное?

      • Анонимно
        16.03.2020 22:06

        Пирамидальные тополя мне очень нравятся и пуха от них нет

    • Анонимно
      16.03.2020 22:05

      помню как возмущались посадке деревьев на Булаке - какая красота сейчас летом!

      • Анонимно
        16.03.2020 22:28

        там хорошо прижились, мне тоже нравится

      • Анонимно
        17.03.2020 09:03

        1.Никто не возмущался
        2. Там сажали, а не вырубали

        • Анонимно
          17.03.2020 15:43

          возмущались, потому что была очередная городская легенда, что булак засыпают

        • Анонимно
          17.03.2020 17:20

          Эх, сейчас бы найти старые посты с истерией людей, да лень.
          Некоторые только ищут повод поныть, вне зависимости от предмета разговора.
          Но время все расставило на свои места, Казань стала зеленее, Булак не засыпали.

    • Анонимно
      17.03.2020 01:27

      .Озеленяют. карманы свои -если сказать честно! Они уже 4 раза заново высаживали разносортные оч. дорогие деревья по всей Ленинской дамбе,а это 2.5км. если считать 1.250м-по каждой стороне дамбы! кстати,пора пересаживать в 5й раз-они почти все засохли,ведь ухода за ними нет,им так и надо!?

      • Анонимно
        17.03.2020 17:21

        Они засохли только в первый раз. Во второй уже нормально прижились. Где вы взяли еще два раза?..

        • Анонимно
          17.03.2020 17:32

          На Ленинской дамбе как минимум 3 раза пересаживали за последние 3 года. Пешком там хожу каждый день.

          • Анонимно
            20.03.2020 12:52

            Наверное там лучше другой вид присмотреть, хоть кустарники, деревья что-то не приживаются

    • Анонимно
      17.03.2020 07:57

      Смешно, что чиновники до сих пор считают горожан "детьми", которые ничего не понимают. Какой только бред не несут, думают, всё сойдет с рук. Как же решают проблему деревьев в Москве? Почему не перенять их опыт? Там ведь не срубают деревья в таких масштабах, а город один из самых зеленых в РФ.

  • Псевдоним
    16.03.2020 18:41

    Если работы нет, ее надо придумать :)

    • Анонимно
      16.03.2020 20:29

      Я бы на Дрова забрал

    • Анонимно
      16.03.2020 23:00

      Надо весь асфальт на всех тротуарах заменить

      • Анонимно
        17.03.2020 02:58

        И без того достаточно асфальта надо заменить, что постепенно и делают. Так что работы им хватит! И дороги нормальные сделать, и пространство вдоль них, те же деревья высадить.

  • Анонимно
    16.03.2020 18:41

    Шикарные старые деревья срубают. Жалкие чахлые кустики высаживают. Бизнес, ничего личного.

    • Оптимист
      16.03.2020 18:59

      Каждое дерево имеет свой срок жизни
      Они не вечны
      Из города можно сделать прекрасное место, грамотно высадив нужные деревья, кустарники, сделав красивые газоны
      В России в частности в Казани к сожалению этому уделяется очень мало внимания

      • Оптимист
        16.03.2020 19:15

        Газонов почти нет в городе, только около кремля иАрены
        То что растет вдоль дорог газоном язык не поворачивается назвать
        Заросли сорной травы, при дожде и таянии снега вся земля с них стекает на проезжую часть, их каждый год героически восстанавливают
        Проще один раз занизить их относительно бордюров, и проблема решена
        Чистые дороги и красивые газоны

        • Анонимно
          16.03.2020 20:28

          Почему-то газоны у нас не популярны - в отличие от европейских стран и США.
          По исследованиям учёных газоны производят больше кислорода, чем деревья.
          Город красив архитектурой, а не деревьями - что зимой, что летом. Зимой полгода вместо деревьев - уродливые стволы деревьев, а летом зелень лишь закрывает красивую архитектуру.

          Какой же вывод? Посмотрите в европйесикх и американских городах - там больше распространены газоны + декоративные невысокие кустарники и декоративные, невысокие деревья.

          Для нашего климата вообще лучше сажать невысокие декоративные вечнозелёные деревья - например голубые ели. И наконец обратить внимание на создание газонов - если мы хотим, чтобы Казань была похожа на современные города мира.

          • Анонимно
            16.03.2020 20:46

            кстати, соглашусь, что с нашим климатом деревья долго стоят просто голые и страшненькие...

            • Анонимно
              16.03.2020 22:33

              но у нас еще летом делают много клуб с цветами, кашпо, фигуры разные, газон тоже

              • Анонимно
                17.03.2020 17:22

                Туристы рядом с ними частенько фоткаются, значит городская среда действительно благоустроена. Та и казанцы не брезгают.)

    • Анонимно
      16.03.2020 19:53

      На генетическом уровне деревья неприемлемы для местных чиновников

      • Анонимно
        16.03.2020 20:33

        Ладно пока что только деревья на генетическом уровне рассматривают)))

      • Анонимно
        17.03.2020 03:01

        Ну не говорите, их же высаживают. И высаживают много. Казани до статуса зеленой столицы еще далеко, но движутся явно в верном направлении.

        • Анонимно
          19.03.2020 01:04

          в других городах столько не высаживают деревьев, кстати

          • Анонимно
            19.03.2020 10:53

            потому что в других городах их намного больше, Казань аутсайдер по озеленению, и ситуация с каждым годом все хуже

    • Анонимно
      16.03.2020 19:55

      Что значит шикарные? Деревья болеют, стареют. Да и при любой вырубки под какое-либо строительство подрядчик должен делать компенсационные посадки.

      • Анонимно
        16.03.2020 21:01

        Мы уже видели эти посадки в Парке Горького....

        • Анонимно
          16.03.2020 22:09

          В парке Горького в этом плане все хорошо - там бы еще прочесать в. сторону набережной, немного зарослей все-таки осталось

          • Анонимно
            17.03.2020 03:04

            Заросли зарослям рознь. Я бы увеличивал количество именно вечнозеленых деревьев, для Казани это актуально. А вот всякие кусты уже вторичны, если мешают - и убрать можно.

            • Анонимно
              19.03.2020 01:09

              кусты всякие это просто сборище мусора и каких-нибудь извращенцев

    • Анонимно
      16.03.2020 20:06

      Главное: высаживают дорогие сорта, слабо приспособленные для нашего климата или городских условий. Так, чтобы можно было бесконечно менять деревья. Посмотрите, сколько мероприятий проводят на Кремлевской для подготовки импортных лип к зимовке. Старые липы росли как-то сами.

      • Анонимно
        16.03.2020 21:19

        На старых липах 300 лямов не освоишь. Они сами росли. А тут каждый год денежка в карман не хилая капает. Как тут не пересадишь деревья?

        • Анонимно
          16.03.2020 22:09

          Когда-то и березы с елками да дубами росли везде. - все течет и все изменяется

          • Анонимно
            16.03.2020 22:28

            А берёзы с елями и соснами кстати не трогают. Почему интересно? Они никогда не стареют?)

            • Анонимно
              16.03.2020 22:49

              ну, их не так много, и скорее всего действительно более мощные. Да и клены этот как сорняк, как по мне...Лучше заменить на другие деревья

        • Анонимно
          16.03.2020 22:58

          Такие старые деревья уже не пересадить, это просто технически нереально.

    • Анонимно
      16.03.2020 22:07

      Деревья вечно шикарными стоять не могут, когда то и они зачахнут

  • Анонимно
    16.03.2020 18:43

    Вы хотели негатив отклик жителей: получите!

    • Анонимно
      16.03.2020 20:09

      Негатив тут всегда бывает, потому что это для многих как хобби. А вот посадка 8000 деревьев в городе - это точно позитивная новость. Садить точно нужно!

    • Анонимно
      16.03.2020 22:48

      Его хотеть не надо - это в нашей природе везде и во всем искать негатив . поучиться бы у итальянцев противоположному подходу

  • Оптимист
    16.03.2020 18:43

    Давно пора заменять малоценные породы на ценные
    Деревья украшение любого города
    У нас какие то непонятные сорта растут

    • Анонимно
      16.03.2020 19:12

      Уважаемый, а какие, по-вашему, понятные?
      Тут, как обычно, идет распил бюджета и не более

      • Анонимно
        16.03.2020 19:27

        У вас всегда распил
        Что теперь без деревьев жить?
        Глупости пишите

        • Анонимно
          16.03.2020 19:53

          Вы понимаете, что без деревьев вы будете жить потому что их спилили ? Новые вырастут лет через 20

          • Анонимно
            16.03.2020 20:02

            Вы статью читали?

            • Анонимно
              16.03.2020 20:27

              На 22 улицах высадят 8 324 дерева. Саженцы липы, тополя, клена, вяза, ели, декоративной яблони, рябины и березы появятся вдоль улиц Карла Маркса, Большой Красной, Дзержинского, Баумана, Сибгата Хакима, Чистопольской, Фатыха Амирхана, Декабристов, Краснококшайской, Восстания, проспекта Победы, Ямашева, Ибрагимова, Ленинской дамбы, Горьковского шоссе, Аметьевской магистрали Сибирского тракта и др.
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461424

              Радоваться надо, город станет еще краще

              • Анонимно
                16.03.2020 22:59

                побольше бы яблонь и рябины посадили, уж больно хороши они. Весной цветет яблоня и благоухает

          • Анонимно
            16.03.2020 20:11

            И это нормально, потому что это жизнь, е-мое. Раньше не было и тех деревьев, которые теперь из-за старости спилят, но они же выросли. Садить в любом случае новые нужны, тем более там будут и яблони, которые красиво цветут весной. И березки, и ели, и липа. И рябина как шикарна выглядит по осени.

          • Анонимно
            16.03.2020 20:16

            посадят молодняк по 4,5 метра - это вполне приличная высота, это же не полуметровые саженцы втыкать будут

          • Анонимно
            16.03.2020 20:48

            слушайте, с нашей погодой мы больше полугода и так без деревьев, даже если они не срубленные. Листвы нет, стоят голые ветки, не красоты, не кислорода от такого. И ничего) Живете же как-то. Давайте уж без фанатизма. Посадят молодые деревья высотой 4 с лишним метра...вполне хороший размер для саженцев.

          • Анонимно
            16.03.2020 21:21

            90% новых деревьев не приживется, и их придется каждый год высаживать по новой. Так что и через 20 лет ничего не вырастит.

            • Анонимно
              16.03.2020 22:53

              ух ты, откуда такая статистика? Сами только что придумали? Беспонтовый грунт в Казани, это всем давно известно.

          • Анонимно
            16.03.2020 22:50

            сейчас много где сажают уже деревья среднего размера, заранее выращенные в питомниках

          • Анонимно
            17.03.2020 12:22

            Возле детского сада на Абсалямова провели санитарную обрезку деревьев. Вернее не обрезку, а обрубку - остались только голые стволы. Листва на них этим летом вряд ли появится. Будем дышать выхлопными газами паркующихся машин под окнами...

        • Анонимно
          16.03.2020 21:20

          Если выпиливать не будут, то будем с деревьями.

          • Анонимно
            19.03.2020 01:13

            когда то вместо вашего дома тоже были деревья, и вместо Казани. Не должны были выпиливать, да?

      • Анонимно
        16.03.2020 22:49

        а вы что конкретно предлагаете посадить? или предлагаете вообще не трогать? или еще какой-то вариант? или сами собрались сажать?

      • Анонимно
        19.03.2020 01:11

        под любой новостью можно строчить про распил. Получается ничего не делать лишь бы вы не написали такое?

    • Анонимно
      16.03.2020 21:07

      Ну да. Давайте больше тополей. Гениально

  • Анонимно
    16.03.2020 18:44

    Всю Казань изуродовали. Всю зелень уничтожили. Пыльное бетонное загазованное аульное гетто.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:09

      В аулах как раз много зелени.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:12

      поэтому теперь планируют высаживать как можно больше. Более 8к новых деревьев - это внушительное количество

    • Анонимно
      17.03.2020 03:11

      Изуродовали тем, что сделали Казань одним из передовых городов России, буквально еще одной столицей?) Каждый бы город так "уродовали"...

    • Анонимно
      17.03.2020 10:06

      Кто помнит деревья на Проломной?

  • Анонимно
    16.03.2020 18:44

    Уважаемые специалиста зеленхоза, неужели подряд 7 крупных дерева могут быть опасными. посему сплошная вырубка?
    Вторую волну негатива вы еще выслушаете, когда эти деревья не приживутся

    • Анонимно
      16.03.2020 20:35

      На Ленинской дамбе трижды деревья пересаживали!))

      • Анонимно
        16.03.2020 21:01

        На дамбе ,вообще , надо перестать издеваться на деревьями, высаживая их среди выхлопных газов. Пусть кустарники сажают или газоны делают .

        • Анонимно
          16.03.2020 23:22

          на дамбе бесполезно действительно , много раз уже пробовали, можно как-то иначе благоустроить

  • Анонимно
    16.03.2020 18:47

    После вырубки деревьев можно даже написать, что они плюс ко всем «деревянным» болезням были заражены и коронавирусом! А вообще то дерева эти не производили впечатления больных.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:12

      кто переносит короновирус тоже с вижу не выглядит больным)

  • Оптимист
    16.03.2020 18:47

    Не забудьте выделить деньги на уход, не ограничивайтесь одной посадкой
    И с Проспекта Победы вдоль трамвайных путей убрать наверно надо, не растут они там, да и не нужны, контактной линии будут мешать
    Там лучше кустарник высадить декоративный
    Тогда и газон там сохранится, и грязи будет меньше на дороге, и ограждения можно будет убрать

  • Анонимно
    16.03.2020 18:49

    Опять будут отмывать очееееень большие деньги. По 10 раз пересаживать, подсаживать и заменять деревья. У нас страна большая и все хотят кушать!

    • Анонимно
      16.03.2020 20:13

      ок, давайте не садить ничего теперь, раз вы так настроены? Я лично за озеленение города 2 руками!

      • Анонимно
        17.03.2020 08:11

        Сажать а не садить нужно, вырубать - только по большой необходимости. Меня всю мою жизнь в моем городе Казани бесит эта чиновничая мания все срубить, закатать в асфальт и оставить пару тонких деревьецев, с детства не пойму зачем они это делают.

        • Анонимно
          19.03.2020 01:15

          потому что отстраивают город. Вместо вашего дома тоже когда-то были деревья, чего то не ноете по этому поводу

  • Анонимно
    16.03.2020 18:52

    Варвары

    • Анонимно
      16.03.2020 22:42

      Просто б половину денег забрали, а деревья не трогали. Как и с заборами своими. Не портили б город.

  • Анонимно
    16.03.2020 18:58

    18:41 и еже с ними! Однажды после летнего урагана одно из этих красавцев упало бы на прохожих, и вы дружно, в числе первых, стали бы возмущаться, куда смотрит горзеленхоз?! Про библейские истины писать не буду, они для здравомыслящих!

    • Анонимно
      16.03.2020 20:52

      Никак не «еже»!
      ИЖЕ - и никак иначе!

    • Анонимно
      16.03.2020 22:34

      За весь горзеленхоз плохого не скажу - есть там здравомыслящие люди! А вот ураганов мы теперь стали бояться почему? Не тот регион и страна для них ведь!?

    • Анонимно
      17.03.2020 08:46

      а они все равно будут падать.
      т.к. многие муниципальные службы работают не на результат, а на освоение выделенного бюджета

    • Анонимно
      17.03.2020 11:54

      так и столб упасть может, и крыша, теперь из страха перед ураганом деревья рубить?

      • Анонимно
        19.03.2020 01:15

        Деревья подают чаще, а крыши ремонтируют для этого. Тупое сравнение.

  • Анонимно
    16.03.2020 18:59

    Давно доказано,что 4-ех метровые ХУЖЕ 2-ух метровых приживаются. Вон гляньте что возле Казань-Арены твориться!!!.. даже толковых озеленителей не осталось.. всех "повырубали"

  • Анонимно
    16.03.2020 19:01

    Пожалуйста , прежде, чем менять деревья , проведите программу избавления центра города от американских кленов.

    От них постоянная грязь весь теплый сезон- сначала цветут и от них отваливаются большое количество противных " сережек", потом все лето постепенно теряют листья, потом осенью осыпается огромное количество листвы, а главное тысячи семян-"самолетиков", которые потом всходят как трава.

    Растет этот американский клен намного быстрее, чем все остальное и забивает собой всю растительность, которая была.

    Потом уже начинают думать, что это посаженое дерево и его не трогают и все по новой , тысячи "самолетиков" и он сеется везде.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:29

      Лучше американские клены, чем ничего.

      • Анонимно
        16.03.2020 20:49

        Нет , не лучше!

        От них давно все избавляются, жуткие агрессоры.

        их сажали потому, что они растут как бешенные . А теперь это гигантские сорняки.
        Их еще после вырубки три-четыре года надо изводить, отрастают о пня новые еще больше.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:37

      Раньше возле площади Свободы сирень и акация цвела.

  • Анонимно
    16.03.2020 19:11

    О, сегодня все комментаторы стали озеленителями? С нефтью и коронавирусом разобрались?

    • Анонимно
      16.03.2020 19:56

      Конечно. А если бы вышла новость, что в 2020 году не посадят ни одного дерева, то в комментах была бы другая писанина от этих же знатоков...

    • Анонимно
      16.03.2020 20:54

      Ха! Легко разобрались!

  • Анонимно
    16.03.2020 19:17

    До сих пор не могу понять - зачем на Булаке посадили деревья СПЛОШНОЙ стеной с обеих сторон.
    Противоположную сторону улицы летом не видно вообще, а осенью большое количество листьев попадает в Булак, потом лежит на дне гниет.

    Их бы проредить, хотя бы через одно. Впечатление такое, что когда сажали предполагалось, что они вырастут.

    • Анонимно
      16.03.2020 19:56

      Надо же! И тут не угодили. Слишком часто посадили деревья...

      • Анонимно
        16.03.2020 20:44

        Дело вообще не в том, что угодили или нет, хочется просто, чтобы не просто осваивались большие бюджеты, а чтобы озеленение было продуманным , а не компанейщиной.

        Важно не только количество, но и качество.

        Сквер Аксенова ремонтировали,открывали , посадили на пяти кв метрах по 10-15 кустарников, которые каждый потом вырастает метра на пол-тора -два.

        Прошел год, 80процентов кустиков сдохло, то что осталось уже не является красивой посадкой. Надо делать на годы вперед, а не для дня открытия.

        н

      • Анонимно
        16.03.2020 20:55

        за то от солнца ограждают, от пыли и ветра тогда

    • Анонимно
      16.03.2020 23:00

      По прикидкам нижнекамского огородника озеленителя , деревья надо высаживать каждый год , а лучше два раза в год , с Булаком не срослось ,прижились как назло .

      • Анонимно
        19.03.2020 01:17

        так вам не нравится, что прижилиись или что? Лишь бы гадости писать

  • Анонимно
    16.03.2020 19:22

    ошибка- предполагалось, что они НЕ вырастут

  • Анонимно
    16.03.2020 19:24

    А когда-то, «в старину», вдоль всей улицы Ленина, улицы Чернышевского и даже Вишневского! росли деревья...
    Кому помешали - не совсем понятно.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:38

      Если посмотреть на фото старой Казани, прошлого века, зелени было намного больше.

      • Анонимно
        16.03.2020 20:57

        ну тогда и самой Казани толком не было...

      • Анонимно
        19.03.2020 01:18

        когда-то и Казани не было. Давайте уезжать из города и пусть тут заново лес вырастит.

  • Анонимно
    16.03.2020 19:32

    Неужели нельзя сначала объяснить жителям что будут спилены деревья и посажены новые

    • Анонимно
      16.03.2020 19:57

      где аварийные и всякие заросли, то уберут от греха подальше. Уже сколько случаев было, что при ураганных ветрах падают на машины потом.

    • Анонимно
      16.03.2020 23:24

      Жители все равно не слушают или слушают и не верят(

  • Анонимно
    16.03.2020 19:38

    Новые деревья не приживаются сколько не пересаживай. Соль с дорого не даёт им почти

    • Анонимно
      16.03.2020 20:04

      Приживаются, не все, конечно, потому что это зависит от многих факторов

  • Анонимно
    16.03.2020 19:52

    На ленинской дамбе что ,а за деревья-рахиты.3 раза уже сажали .одно дерево 25тыс.рублей.Около 100 деревьев.Никто ни за что не отвечает.Главная задача,чтобы деревья не прижились!!!

  • Анонимно
    16.03.2020 19:55

    Вид центра города портят законсервированные дома с грязными окнами. Например, перекрёсток Маркса и Пушкина: в доме, где играл в шахматы Володя Ульянов, на фасаде очень грязные окна. Дом 52 по Маркса, где была противоэпидемическая станция мэрии, уже 20 лет, судя по мутным стеклам, сам является рассадником эпидемий. Ворота этого дома возле "Лакомки" с красивой кованой решеткой закрыты фанерой изнутри, что искажает всю красивость ажурных узоров. Можно долго перечислять....

    • Анонимно
      16.03.2020 20:56

      Ждут правильных владельцев. Из известных кланов.
      А им никому не надь...

  • Анонимно
    16.03.2020 20:01

    "деревья, которые можно было переместить для сохранения единообразия, пересадили."
    Дерево старше десяти лет пересадить нельзя. На Кремлевской спилили много десятков лип, ни одной не оставили. Мотивировали именно тем, что деревья должны быть одинаковой высоты.

  • Анонимно
    16.03.2020 20:06

    Срок жизни липы - 300-400 и даже до 1000 лет. Почти как у дуба. А у меня под окном через года спилили.

    • Анонимно
      16.03.2020 20:59

      значит болели, или под застройку, но потом застройщик уже где-то в другом месте свободном высаживает компенсацию

  • Анонимно
    16.03.2020 20:27

    Деревья на "распил"!

  • Анонимно
    16.03.2020 20:47

    300 миллионов расходов делим на 8 тысяч деревьев - получается 37500 рублей за одно дерево.
    Только мне цена одного дерева кается завышенной, даже с учетом вырубки старого дерева?
    Я готов высадить деревья такие же деревья за сумму на треть меньше указанной стоимости!

    • Анонимно
      16.03.2020 21:11

      На улицах, которые вошли в программу озеленения, высадят деревья высотой 4,5 м и диаметром ствола 30–40 сантиметров
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/461424

      Это совсем не дорого

  • Анонимно
    16.03.2020 20:49

    По 34 тысячи рублей на дерево выходит. Пихты и те намного дешевле

    • Анонимно
      17.03.2020 17:27

      Это вместе с их содержанием. О них и заботиться надо.

  • Анонимно
    16.03.2020 20:52

    Кстати, почему бы на проспекте Ибрагимова, где растет два ряда тополей и получилась аллея, не положить плитку межу ними, чтобы люди там ходили нормально. Сейчас тоже ходят, грязь или снег месят.

  • Анонимно
    16.03.2020 20:53

    Убирают аварийные, давно пора! Каждый сильный ветер опасно ходить по тротуарам. Посадят новые больше 8000! Что в этом плохого? Пройдёт несколько лет и кто сейчас недоволен будут любоваться молодыми деревьями.

  • Анонимно
    16.03.2020 21:00

    я столько пеньком по карла маркса в народный контроль отправил, толку нет то денег нет то рассмотрят...и бац спилили все под остаток что бы свое заморыши мелкие посадить, которые перед каждыми праздниками камазами меняют...тех то не прижился... вот такие у нас рекорды по посадке...

  • Анонимно
    16.03.2020 21:03

    Пора за вырубку хорошего дерева давать условные строки,и штраф тысяч 150 000

  • Анонимно
    16.03.2020 21:10

    Березы только не сажайте!!! Количество Аллергиков на березу с каждым годом увеличивается!!!

  • Gulfiya Cabirovna
    16.03.2020 21:12

    Уважаемые, вы знаете кто такой Куляжев? Почему Вы не рассуждаете так же хорошо но не философски? То о чтом Вы говорите и дискуссируете. Вы говорите о нём. О том что он тут старое дерево и уже давно больное и нужно его вырубить!!! А в место него давно посадить другое, здоровое, молодое дерево. Ну или действительно, посадить газон, ведь толку больше.

  • Анонимно
    16.03.2020 21:50

    Однажды за вырубку поросли американского клена председателю АТИ вкатило 15000 руб! Удалось отбиться только в Верховном суде РФ (почти через год жалоб)! И то, только из-за прошедшего срока давности (2 мес. после факта). А здесь- сплошное нарушение- прижившиеся огромные красивые деревья- украшение города, которые цвели и пахли ежегодно (липы), эти вандалы чтобы освоить бабки, уничтожили. Это ВРАГИ НАРОДА! Сталина на них нет.

  • Анонимно
    16.03.2020 21:50

    "масштабное озеленение" в разгар пандемии???И вместо масштабной профилактики коронавируса????? Сюрреализм...

  • Анонимно
    16.03.2020 22:04

    Ученые уже сто раз доказали , что отдельно стоящие вдоль дорог деревья воздух не очищают. У нас раньше рядом с жилыми кварталами были парки и скверы. Проклятые капиталисты у себя в Европе сохранили это правило в городах и все днем в этих парках наслаждаются природой и любуются столетними деревьями, а у нас каждый год высаживают уже многолетние деревья за бешенные деньги.За зиму они погибают от средств противогололедной обработки, от которых у собак и кошек на ногах страшные язвы , а наша обувь превращается в решето. Бизнес однако ничего личного.

  • Анонимно
    16.03.2020 22:05

    Вы верите , что 300 млн.будет освоено? Где открытые сметы, пусть выложат для народа.

  • Анонимно
    16.03.2020 22:18

    Кстати, почему бы на проспекте Ибрагимова, где растет два ряда тополей и получилась аллея, не положить плитку межу ними, чтобы люди там ходили нормально. Сейчас тоже ходят, грязь или снег месят.

  • Анонимно
    16.03.2020 23:53

    Одно посадят-затем целую рощу по застройку выпилят.

    • Анонимно
      17.03.2020 02:52

      Уже давно такого нет.
      Спиливают только больные деревья или там, где это очень необходимо, как в случае с БКК.
      Та и зелени тоже много высаживают, шутка ли - 8 тысяч деревьев.

  • Анонимно
    16.03.2020 23:55

    На лен.дамбе кустарник посадите,двоечники. Деревья там не приживаются,даже если и приживутся,весь вид закроют.

    • Анонимно
      17.03.2020 02:54

      Вы часом не поставщиков кустов?)
      Если серьёзно, то деревья городу куда нужнее - и красивее, и кислорода больше дают. Та и тень от них лишней не будет

  • Анонимно
    17.03.2020 00:11

    около Шамовской больницы на склоне была шикарная посадка, а теперь ночной клуб с шумом , вентиляционные шкафы, и посетители клуба ищущие закладки, спасибо мэр

  • Анонимно
    17.03.2020 00:36

    Хорошо, что сажают новые и молодые деревья. Город наш станет еще краше и зеленее!

  • Анонимно
    17.03.2020 01:00

    Ещё один "Зеленый рекорд"? От предыдущего распила деньги кончились? Даёшь новый"Рекорд"!

  • Gulfiya Cabirovna
    17.03.2020 06:17

    А что творится с лесом? Всё тоже самое, один подписывает другой пилит.

    • Анонимно
      17.03.2020 17:26

      Лес растет, его не трогают.

      • Анонимно
        18.03.2020 17:59

        По новому генплану под топор пойдут сотни гектар ценных природных территорий. Но вам все божья роса, вы в домике и ничего не видите, слушая сладкие речи чиновников и кивая им

  • Анонимно
    17.03.2020 07:28

    Надо высаживать больше вечнозелёных хвойных деревьев. На Адоратского в свое время насажали лиственниц и что? Зимой стоят голые скелеты, убого и тоскливо. Кто мешает ёлочки высаживать, сосны? Подмосковная Ивантеевка стоит как в сосновом лесу, по всему городу сосны, сосны - и летом красота, и зимой шикарно. И для здоровья атмосфера соснового леса очень полезна. Почему в Казани не практикуют подробное?

  • Анонимно
    17.03.2020 08:09

    Когда эти саженцы превратятся в зрелые деревья большинство "озеленителей" будут глубокими старцами с озеленёнными карманами. Казанцы давно доказали себе и другим свою нелюбовь к мощным зелёным деревьям, они предпочитают высаживать маленькие саженцы вместо них.

    А срубленную древесину куда интересно девают? Может в этом ответ на вопрос, почему все зрелые деревья в городе планомерно вырубаются под любым предлогом. С такими темпами и людьми зрелых деревьев в городе не останется лет через 5-7. Кроме саженцев.

    Доводы про необходимость одновременной вырубки зрелых деревьев подчеркивают лишь узость алчных задач так утверждающих, да и разницы как заработать денег на бюджете нет никакой и вовсе не обязательно всё кругом из-за этого вырубать.

  • Анонимно
    17.03.2020 10:34

    1. жоржик. интересно, а липа на баню идёт?
    2. вопрос такой по единственной причине всё должно делаться равномерно, то ест деревья менять надо РАВНОМЕРНО, может через одно, может через три и по времени, лет через пять-шесть;
    3. для этого в штате должны быть соответствующие специалисты;
    4. а так по системе одна баба сказала И ПОНЕСЛОСЬ;
    5. в Зеленодольске как залезли в сосновый лес на выезде из города в сторону Казани? И как выдержали санитарные нормы? Тоже и здесь;
    6. можно было бы про психологию кочевников: "наше дело не рожать, сунул вынул и бежать". Но кочевники и баня. тем более э липовая, это из области фантастики, как у э Э.Гамильтона...
    7. пояснение:Срубы из липы возводят себе настоящие знатоки и ценители русской бани. Микроклимат липовой бани невозможно спутать ни с чем. Светлая, ароматная древесина липы придает русской бане неповторимый легкий и целебный микроклимат. Липовая баня прекрасно лечит простудные заболевания, повышает иммунитет, позволяет избавиться от болезней печени и даже от целлюлита. Мягкая древесина липы очень легка в обработке, да и сам сруб получается легким и не требует возведения массивного фундамента. Благодаря очень низкому показателю теплоемкости, бани из липы быстро прогреваются, вследствие чего дров на их топку требуется меньше. Липовая баня прекрасно держит тепло и долго не остывает.

  • Анонимно
    17.03.2020 11:02

    На П.Лумумбы потихоньку вырубают, то под Августину, то под видом ремонта водопровода, то под видом спила сухостоя, а сажать и не думают.

    • Анонимно
      17.03.2020 12:29

      В Ново-Савиновском районе провели варварскую санитарную обрезку деревьев - стоят одни стволы. Этим летом зелени на них не будет. Чем дышать будем-то? Пылью и выхлопными газами?

      • Анонимно
        17.03.2020 17:26

        Будет, вот увидите... Вы раньше вообще не обращали внимание на то, как деревья обрезают? Это нормально.

  • Анонимно
    17.03.2020 11:08

    Экологическое преступление во всей красе. И эти решение о вырубке принимает кто? Исполком, который на субботнике сгребает бесценный лиственный опад как мусор и считает, что краснокнижные растения с берегов Казанки на Гаврилова при планируемой застройке можно просто куда-то пересадить! А берег задавить бетоном набережной как на Кремлевской. Горожане, эти вещи творятся на наши налоги. Вот так нам безвозвратно портят благоприятную среду обитания.

  • Анонимно
    17.03.2020 11:13

    На Большой Красной продолжают пилить, уже в начале улицы, почти все вырубили. Трясут теми же бумажками, мол все согласовано. Варвары.

  • Анонимно
    17.03.2020 11:40

    Еще маленький секретик- если хотя бы раз в три-четыре года ЧУТОК стричь ( буквально кончики) если и сосны, то это будут чудесные , пухнатые красавцы, а не как сейчас - куда одна ветка выросла, туда и ладно.
    Поэтому сосенки получаются некрасивые и старые ели выглядят облезлыми и пустыми внутри.

    Понятно, что в больших парках нет смысла это делать, но ели и сосны около учреждений - постригите сантиметров на 15 и будет у вас расчудесная красота.

    • Анонимно
      17.03.2020 17:25

      Их каждый год подстригают по регламенту, благодаря чему их внешний вид становится лучше, чем если бы их вовсе не трогали.

  • Анонимно
    17.03.2020 12:02

    Живете в лучшем городе страны, каждый день в городе что-то делается, но постонать и поругать - как уже здесь заметили - хобби. Вы статью то прочитали? Делается все правильно. Если завтра обломком этого дерева вас заденет - вы же и будете кричать - почему не спилили вовремя!
    Бесполезно людям что-то объяснять, упрутся в свою правду, ничего не слышат, а уж если про деньги пару слов - вердикт сразу ясен, для того чтобы украсть!
    Вы покатайтесь по стране, посмотрите как люди живут. Нигде нет такого благоустройства как в Казани. Низкий поклон тем, кто все это делает.
    А вам хоть золотыми слитками тротуары уложи - скажете что криво и половину украли.

    • Анонимно
      17.03.2020 13:50

      Товарищ из исполкома, займись лучше своими непосредственными обязанностям по перекладыванию бумажек, хватит тратить рабочее время на оправдание преступных действий своих вороватых начальников! И ты, и они между прочим на наши налоги существуете! И хватит сказок про "лучший город страны", это далеко не так, а уж в плане озеленения и подавно Казань в аутсайдерах, это общеизвестный факт!

    • Анонимно
      17.03.2020 14:20

      Опросы показывают что Казань не есть лучший город страны. В десятку входит, но точно не лучший. Приберегите свою оценку до следующего чемпионата мира, возможно тогда что то изменится в рейтенгах

      • Анонимно
        17.03.2020 17:24

        Я не он, но считаю Казань одним из лучших городов страны.
        Не лучшим, да, лучшим во всем быть сложно, но одним из лидеров.
        Над озеленением вот тоже работают, город с каждым годом становится все краше.

        • Анонимно
          18.03.2020 17:58

          Не путайте озеленение с благоустройством. Срубить деревья, залить бетон и поставить лавки - это не путь современного города, которым Казань пытается казаться, но увы не является благодаря ментально оставшимся в прошлом веке и своих аулах чиновникам

  • Анонимно
    18.03.2020 00:54

    Пир во время чумы,я считаю...на эти деньги 2 000 пенсионеров хотя бы на месяц получили передышку,ведь это люди-чьи труды грабят и до сих пор до конца не разграбили. Да и ,говоря откровенно,мы на их достижениях паразитируем.

  • Анонимно
    2.05.2020 16:35

    Почему же массовый и одновременный спил деревьев не в одном городе и не в одной стране после массового сожжения лесов не должен насторожить видящих и ещё немного думающих людей?!!! С какого это перепугу вдруг стали пилить деревья причем самые толстые , и ценные? На продажу, куда ещё? А может, чтобы людям в жару некуда было спрятаться? Ведь жаркое лето обещают. И с чего это вдруг государство стало таким заботливым о здоровье людей? Вооруженные до зубов хватают самых беззащитных людей на улицах, чтобы сделать прививку?!!! Вот это забота!!! Нормальные люди даже с животными так не обращаются.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль